Что в первый раз посеяли персонажи русской народной сказки мужик и медведь

Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастасказка это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.г.х. андерсен.аннотация:

Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазках.

Г.Х. Андерсен.

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея моей работы состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, с помощью сказки. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Сказка доступна пониманию дошкольника, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно – следственные связи и явления, делают её особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в нравственном обогащении дошкольников.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о таких нравственных качествах, как доброта, милосердие, справедливость. Наблюдая за детьми, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации многие не могут. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Я задумалась над проблемой: как сформировать нравственные качества, используя доступные, понятные, а главное интересные дошкольникам средства. Я вижу свою задачу как педагога в том, чтобы помочь ребёнку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, через активное включение сказки в работу. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

В своей работе поставила цель: содействие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста, через работу со сказкой.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Формировать активную позицию ребёнка в процессе работы со сказкой.
  2. Содействовать формированию нравственных качеств старших дошкольников.
  3. Воспитывать у детей интерес к сказкам.
  4. Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.
  5. Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый распространённый метод — это чтение, т.е. дословная передача текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Также существуют различные приёмы формирования восприятия сказки:

Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Это выборочное чтение. Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. В данном случае, полезно использовать плоскостной, пальчиковый, теневой театр. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Она способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Ещё существует такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:

1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

3) Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Эти формы работы позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развить навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки.

4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Эти превращения детей в героев сказок способствуют не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Нравственные категории такие, как добро и зло, хорошо или плохо, можно и нельзя, нужно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказки помогают детям увидеть многое, например, что дружба помогает победить зло в таких сказках, как: «Три поросёнка», «Зимовье»; сказка «Репка» и «Теремок» учит дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес одним нельзя ходить, что дверь чужому открывать опасно – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не нужно отчаиваться, а нужно найти выход из сложившийся ситуации). Слушаться родителей учат сказки: «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок». В таких сказках, как «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Сивка – Бурка», говорится о том, что трудолюбие всегда вознаграждается. А в таких сказках, как «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл» восхваляется мудрость, забота о близком поощряется в сказке «Бобовое зёрнышко».

Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств, посредством сказки, необходимо проводить совместно с родителями.

Этапы работы по теме: начальный, основной, итоговый и их содержание: Начальный этап. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста». Постановка целей и задач по данной теме. Вызвать интерес детей и родителей к теме. Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом. Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями: чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и анкетирование для родителей. Русские народные игры — «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Кот и мышь», «Курочка -хохлатка», «Золотые ворота». Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой», «Разыграй свою сказку». Загадки о сказках. Пальчиковые игры по мотивам сказок. Физминутки по сказкам. Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам». Совместная деятельность воспитателя с детьми: Знакомство детей со сказкой: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Хаврошечка», «Заяц – хвастун», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «Финист – ясный сокол», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце», «Соловей и воронёнок», «Ёж» и другие — чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Совместная деятельность воспитателя с родителями: провести родительское собрание (познакомить с предметно-развивающей средой группы), информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 6-го года жизни. Информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации: «Влияние сказки на речевое развитие ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «Книги и театр», «Читаем и играем», «Рисуем сказку», «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Влияние сказки на психику ребенка», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др. Очень будут полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы: игра — викторина «В гости к русской народной сказке», «В стране любимой сказки».

Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.

Совместно с родителями пополнить театральный уголок различными видами театра.

Итоговый этап. Привлечение родителей к оформлению участка: поделки изготавливаются из пеньков и бросового материала — знакомые детям герои сказок. Проводить театрализованные спектакли и игры, развлечения с детьми и родителями. Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я получила в своей работе результат: дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. Дети стали менее застенчивы, стали не бояться выбирать в игре любую роль. Детям было интересно, они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях, дети стали больше любить слушать сказки в исполнении педагога, рассматривать иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности с удовольствием сейчас разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Главное средство воспитания – это литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснётся струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут верх над злыми.

Список литературы:

  1. Бабушкина А.П. История русской детской литературы. — М., 2012
  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. — М., 2012
  3. Белобрыкина О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов — М., 2011
  4. Буре, Р.С. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей /Костелова Л.Д. — М., 2012
  5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. — М., 2010
  6. Гербова В. В., Ильчук Н. П. «Книга для чтения в детском саду и дома», М., 2015
  7. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003
  8. Калунина Е. С. «Воспитание сказкой» // Ребёнок в детском саду (журнал). – 2002 — №5 – с.73.
  9. Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок — М., 2011
  10. Лопатина А. А., Скребцова М. В. «Воспитание нравственных качеств у детей» — М. 2007

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
  • 1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей дошкольников
  • 1.2. Основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • 1.3. Влияние сказки на процесс воспитания нравственных качеств у старших дошкольников
  • Глава 2. Экспериментальное исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
  • 2.1. Методы ознакомления старших дошкольников со сказкой
  • 2.2. Исследование влияния сказки на развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Особое значение в условиях современного российского общества приобрела проблема духовно-нравственного воспитания, а связано это с глубинными изменениями, приводящими к осознанию общественности коренного пересмотра как структуру образования, так и действующих методов духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной среде нашей страны.

Обществу свойственна потеря нравственных ориентиров – таких качеств как совесть, честь и долг, что приводит к отрицательным последствиям в самом обществе: возникает социальное сиротство, бродяжничество, усиливается криминогенная обстановка в кругу подростков, теряется интерес к самообразованию среди молодежи, растет родительская безответственность, равнодушие в процессе воспитания детей. Социальная ответственность включает в себя нравственность.

Современной технологией нравственного воспитания подрастающего поколения является нравственное воспитание детей, содержащее вопросы содержания, форм, средств и методов использования дидактической сказки, являющейся методологическим средством в процессе воспитания детей, что показывает роль педагога в нелегком процессе нравственного развития детей.

Нравственное воспитание с использованием сказки берет свое начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, Л.С. Рубинштейна, М.М. Бахтина. Ребенка считали основным субъектом в воспитании Г.С. Батищев, Я.А. Коменский.

Объект дипломной работы: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет дипломной работы: нравственное воспитание старших дошкольников при использовании сказки.

Цель: провести обоснование возможностей использовать сказки в процессе нравственного воспитания старших дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Изучение особенностей нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Изучение методики использования сказки в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  4. Организация и проведение эксперимента по формированию нравственных качеств с детьми старшего дошкольного возраста.

«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок», что говорит о том, что сказка способна формировать нравственные качества человека.

Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей дошкольников

Современная психология не дает четкой формулировки понятию «ценностные ориентации» и не все авторы специально разделяют понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Такие понятия в основном используются для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей с использованием единого термина «ценности». Существует пять основных позиций понятия «ценностные ориентации»:

1. Как относится человек к ценностям в своей жизни. Ценностные ориентации способны выразить внутреннюю структуру отношений человека к различным ценностям. Л.О. Лотаром отмечено, что в ценностных ориентациях усматривается особый вид отношений человека к ценностям.Отношение личности к объектам окружающей действительности. По заметкам М.Б. Демина, ценностное отношение — это отношение человека к предметам и явлениям, которые его окружают.

2. Насколько человек стремится и проявляет интерес к ценностям в жизни. По мнению В.Б. Ольшанского, ценностные ориентации — стремление человека или группы людей к разным формам социальной значимости. Согласно мнения А. Оппенгейма, система ценностей включает все особо важные социальные интересы человека.

3. Насколько личность направлена на ценности. По мнению Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации составляет направленность человека на определенные ценности. В.А. Ядовым отмечено, что ценностные ориентации можно представить как фиксированные — в психике индивида и социально обусловленную направленность на цели и средства деятельности в некоторой (некоторых) сфере (сферах) его жизни. По мнению Е.М. Бабосова и С.Е. Бабосова, ценностная ориентации- это направленность личности в социальных отношениях на определенные типы ценностей, в которых производится выбор наиболее предпочтительных.

4. Какое представление имеет человек о жизненных ценностях. С точки зрения К. Клакхона, ценностные ориентации — это эксплицитные или имплицитные концепции желаемого, характеризующие индивида или группу и определяющие выбор ими типов, средств и целей поведения. Г. Оллпорт трактует ценностные ориентации как убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что — нет. По мнению Д.А. Леонтьева, ценностные ориентации — осознанные представления человека о личных ценностях, о том, что имеет ценность именно для него. В «Российской социологической энциклопедии» ценностные ориентации определяются как осознание человеком, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

5. Установка личности на жизненные ценности. По мнению И.С. Кона, ценностные ориентации — это ориентации, которые направлены на социальные ценности, а ориентации в данном случае это некая система установок, в которой человек, воспринимая ситуацию, делает выбор соответствующего образа действия. Нами ценностные ориентации понимаются как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на определенные цели, которые имеют для нее особо важное значение.Важнейшей характеристикой ценностных ориентации является личность и показатели ее сформированности.

Судить об уровне развития личности позволяют степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления.Существуют три группы факторов, обуславливающих нравственное становление и развитие личности дошкольника:

  • природные (или биологические);
  • социальные;
  • педагогические.

Необходимый опыт нравственного поведения дошкольники приобретают при взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями.Следует отметить о решающей роли в процессе нравственного формирования личности помимо биологических факторов еще и педагогических, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического влияния придается еще и потому, что они более целенаправленно на выработку определенного рода отношений.Можно сказать, что сущность воспитанной личности состоит не только в усвоенных знаниях, идеях, опыте общественного поведения, а также в отношении к окружающей действительности.Ребенок приобретает основы личностной культуры в дошкольном детстве, формируя основу, соответствующую принятым в обществе ценностям. В состав этой основы личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом и формирование этого базиса продолжается в младшем школьном возрасте.Человеческое начало в человеке – это есть основа личностной культуры, представляющая сосредоточение ценностей общества: красота, добро, истина и др. и предметов жизнедеятельности: представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему. В процессе становления основы личностной культуры дети приобщаются к общечеловеческим ценностям, а не ценному для определенного круга людей. Процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно в процессе приобщения к универсальным средствам жизнедеятельности людей.Мир может выступать в восприятии ребенка как устойчивый релятивный, складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления. Ребенок к концу периода ставит себя на место другого человека: смотрит на происходящее с позиции другого и понимает мотивы его действий; строить самостоятельно образ предстоящего итога продуктивного действия, отличие от ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких сфер действительности, как природный и рукотворный мир, «другие люди» и «Я сам», к концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.Волевое развитие. Ребенок избавляется от глобальной подражательности, присущей более раннему возрасту, противостоит в волевым свойствам другого человека.Эмоциональное развитие. В эмоциях ребенка закладываются чувства ответственности, справедливости, привязанности и т. п., формируя радость от инициативного действия, ребенок освобождается от импульсивности и сиюминутности.Предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования формируются к 7 годам. При проявлении детской любознательности позже происходит формирование интереса к обучению; развиваются познавательные способности, которые в дальнейшем послужат в качестве основы в формировании теоретического мышления.В области познавательных ценностей у ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию другого как поступку. Происходит формирование интереса к событиям жизни общества, в своем городе. В области ценностей преобразования у ребенка наблюдается стремление воздействовать на окружающих, оказывая влияние на них, защищать их и оказывать им помогать.Искусство играет большую роль в формировании ценностной сферы дошкольника. Необходимо создавать условия, чтобы жизнь ребенка протекала в мире разнообразного и богатого искусства. Искусство — это уникальное средство для формирования главных сторон в психической жизни и эмоциональной сфере, в образном мышлении, художественных и творческих способностях. Дошкольное детство является временем для закладки основы эстетического сознания, культуры, в этом возрасте проявляются потребности в художественной деятельности.

1.2. Основные аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В период старшего дошкольного возраста происходит активное развитие в области психической, физической и личностной организации дошкольник. Происходит развитие внутренних органов, мышечная масса и вес мозга увеличиваются, вместе с этим происходит усиление регулирующей роли коры больших полушарий. Это как раз является необходимым условием как для психического, так и для личностного развития. Ребенку в данном возрасте свойственно развитие зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Происходит формирование элементарной наблюдательности при изучении предметов, когда ребенок выделяет их главные признаки. Дошкольники могут дать элементарные эстетические оценки: красиво — некрасиво, нравится — не нравится. Происходит развитие воображения, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. В конце дошкольного возраста ребенком в большей степени осваивается родная речь.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
С помощью сказочных произведений возможно бороться с различными детскими «недугами», что в психологии называется сказкотерапия. Различными авторами, использующими этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д. Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л.П. Стрелкова и др.) указано, что с помощью сказкотерапии можно решать множество проблем, которые возникают у детей. С помощью сказкотерапии можно бороться с агрессией, неуверенностью, застенчивостью детей; избавлять ребенка от стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т.д. С помощью сказкотерапии можно актуализировать и осознавать для ребенка свои проблемы, увидев различные пути их решения.

В чем же сила эффект сказки при нравственном воспитании старших дошкольников?

Во-первых, в дошкольном возрасте процесс восприятия сказки представляется как собственно специфическая деятельность ребенка, которая обладает притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

Сказка для ребенка это еще и особая реальность, а не только вымысел и фантазия, она позволяет выходить за рамки обычной жизни, сталкиваться с различными трудными ситуациями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во — вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. При восприятии сказки ребенку свойственно сравнивать себя со сказочным персонажем, что отождествляет его со всеми проблемами и переживаниями в самой сказки.

Исследования в области дошкольного воспитания показали важность условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка, которая может быть создана с помощью жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Это было замечено Е.А. Аркиным. Сказка — это источник проявления чувств ребенка, поэтому малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. «Никогда не надо гасить детскую радость», — говорила А.М. Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность и т.д.

Быть плохим «понарошку» помогает игра в злодея, давая возможность потом снова стать хорошим, показывая ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, не оставаясь плохим навсегда.

Ребенок, в отличие от взрослого, не умеет управлять своим воображением, эмоциями, у него слаба критика к проявлениям чего-либо.

С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок постоянно тянется к новым приемам фантазирования, что помогает различать «по правде» и «понарошку».

Слушая и переживая сказки, ребенок воспитывает в себе критику к событиям.

Основным преобразующим фактором является приведенное в действие воображение, так как душа ребенка желает вымысла.

Итак, сказка выступает в роли самого доступного средства для духовно-нравственного развития дошкольника, которое всегда использовали в педагогических кругах. В процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций — в этом заключается влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Сказкотерапия является не просто направлением, а синтезом определенных достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия представляет из себя живой и творческий процесс, обогащаемый детскими находками и озарениями, а слово сказки живет в детском сознании. В процессе разных занятий дети познают пространство и время, связь человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке происходит познание мира не только умом, но и сердцем. И не только познание, но и ответная реакция на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу. Сказка способная поставить границу между справедливостью и несправедливостью, позволяет ребенку однажды испытать храбрость и стойкость. Сказку можно рассматривать как средство нравственного воспитания детей и в то же время как метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

Цель:  знакомить
детей с народными промыслами, дать понятие о богородской игрушке, ее видах,
технологии изготовления.  Познакомить с русской народной сказкой «Мужик и
медведь».

Задачи:

-образовательная:
познакомить детей  возникновением богородского промысла,  технологией
изготовления богородской игрушки, ее видах и особенностях, познакомить с новой
русской народной сказкой

-развивающая:
побуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению

-воспитательная:
развивать интерес к народной культуре, чувство гордости за свою малую Родину,
воспитывать эстетические чувства,

Интегрирование
образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое
развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материал:
экспонаты мини-музея «Богородская игрушка», картинки –иллюстрации к сказке
«Мужик и медведь», изображение талисманов Олимпиады-80 и 2014
г., алгоритм изготовления богородской игрушки (картинки ), мультимедийное
оборудование,  русский народный костюм для Хозяйки, настольная  театральная
ширма.

Организация
пространства: на ковре полукругом – стульчики по количеству детей,  в центре
групповой комнаты столы с экспонатами мини-музея «Богородская игрушка»,

Ход
НОД:

Звучит
русская народная мелодия.

Дети
входят в групповую комнату, их встречает Хозяйка (воспитатель в русском
народном костюме)

   Хозяйка:

— Проходите,
гости дорогие, маленькие и большие, присаживайтесь.

Я очень рада, что
вы посетили  наш музей.  Хочу вам о нем рассказать да все показать.

— Пойдет сегодня
мой рассказ о богородском промысле да о главном его герое, а каком – скоро
узнаете!

— Давайте
вспомним, как наш город называется. Правильно, Сергиев Посад.

— А вот неподалёку от  старинного
подмосковного города Сергиева Посада, нашего родного города, на высокой горе
среди лесов и полей, раскинулось древнее село Богородское.
Места здесь
живописные, вольные. Кругом, куда ни бросишь взгляд, бескрайние русские
просторы (показ фото села Богородское). Однако жителям приходится каждый день
подниматься в гору, чтобы попасть к себе домой.

Село Богородское
возникло в то время, когда нужно было каждый день ждать нападения врагов, а с
горы лучше было видно, откуда может появиться опасность. Сёла, которые возникли
позднее, выбрали для себя более удобные места — у рёчек, среди полей, а
Богородское осталось там, где построили свои дома прапрадеды нынешних жителей.
Весёлые деревянные домики с резными наличниками прячутся среди деревьев, садов
и огородов, а рядом с ними уже выросли многоэтажные дома. Славное, мирное
подмосковное село с цветочными горшками на окнах, с лавочками возле домов, где
можно посидеть и поговорить обо всём на свете.

— Сейчас, как и
двёсти-триста  лет назад, почти в каждом доме Богородского можно увидеть
забавные деревянные фигурки людей и животных, которые заняты всякими
повседневными  крестьянскими делами: пилят дрова, куют  металл, пьют чай,
обедают, причём часто делают это вместе крестьянин и медведь, лиса и журавль.

— Проходите,
поглядите (показ фото игрушек  из мини-музея). 

      По народному преданию давным-давно в
селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из
чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и
закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит:
Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще.
С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться
Богородская игрушка. 
     Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины,
потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие
детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только
потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые. 
(показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок) 
— Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки. 
(показ иллюстрации) 

Богородская игрушка –                      
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело – 
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.

— Хотите
поиграть? Берите, какая нравится! (Дети играют игрушками)_

— А
теперь на место кладите, да послушайте, как делали эти игрушки.

— Брал мастер
круглое, ровное липовое полено и раскалывал его на четыре части. Из каждой
части полена получалась одна фигурка. Называли такой кусок дерева чуркой или
«балбёшкой», и поэтому богородских резчиков тоже называли
«балбёшниками».
 Потом делал зарубку топором, далее обрабатывал стамеской, а затем острым ножом
описывал шкурку, открывал глазки, рот и, наконец, мастер давал название своей
игрушке.

  Обычно
богородские игрушки сохраняют цвет натурального дерева, иногда их только чуть
тонируют морилкой  или лаком. Но есть и раскрашенные игрушки. Когда фигурки
были готовы, их грузили на возы и отправляли в Сергиев Посад, где жили
«красилы». Красилами называли людей, которые раскрашивали готовые
игрушки. Товар получше красили эмалевыми красками продавали по самой высокой
цене, а что похуже — красили клеевой краской, и цена на эти игрушки была
подешевле. После этого везли игрушки на продажу — на ярмарки, на базары по всей
России.

Богородские
игрушки издавна были очень разнообразными. Часть из них — неподвижные фигурки,
своеобразные небольшие скульптуры.  Обычно это были изображения барышень,
господ, купцов, монахов, солдат.

Формы у
богородской игрушки резкие, даже немного грубоватые, а поверхность неровная —
сразу видно, где мастер коснулся её резцом. Однако всё это не мешает весёлым
фигуркам быть очень симпатичными и выразительными, глубоко реалистичными.

Есть у большей
части богородских игрушек и ещё одна привлекательная особенность — это игрушки
«с движением». Это значит, что курочки, стоящие на дощечке, умеют
клевать зерно, а дровосеки  двигают рукой, когда рубят дрова или распиливают
дерево. Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет её,
делает её ещё более занимательной (показ)

Многие мастера
богородского промысла прославились своим искусством. Целые семьи из поколения в
поколение несли своё мастерство, радуя людей весёлой и забавной игрушкой.
Прославили себя мастерством и выдумкой Барашковы, Пушкины, Зинины, Рыжовы,
Ерошкины. И сейчас члены этих семей продолжают дело своих отцов и дедов.

 У современных
богородских мастеров есть любимые герои. Их изображают в игрушках «с
движением» и в игрушках-скульптурах. Какие образы легли в основу
богородских игрушек? Это типичные для русских сказок герои — мужик, медведь,
кони, лиса, заяц, бараны. Это герои, которых народный мастер мог увидеть в
жизни, подметить их характерные особенности, услышать о них в сказке или песне,
а потом вырезать их из дерева.

 Любят мастера изображать
коней. Кони бегущие, кони отдыхающие, кони с всадником и без него — одна из
самых любимых тем творчества богородских резчиков.

 Но самый любимый среди
всех — медведь, вернее, славный, простоватый медвежонок. У него есть партнёр —
хитрый, грубоватый, но не злой крестьянин, мужичок. Вместе они выступают в
сюжетах сказок, басен. Но часто Мишка действует один. Он рубит дрова, пилит их,
сажает деревья, ездит на самокате, чистит ковры, даже ездит на тракторе. Он и
музыкант — играет на рояле, на балалайке. Под его музыку танцуют другие
медведи. Он играет в футбол, боксирует и поднимает штангу.  Современные медведи
даже работают на компьютере. В большинстве таких игрушек какая-нибудь деталь
подвижна, чаще всего это одна или обе лапы. От этого вся игрушка становится ещё
интереснее, ещё привлекательнее.

Почему
же именно медведь стал главным героем богородского промысла?

Медведь – главный зверь в наших лесах. Да и в остальном
мире, где водятся эти звери, к Медведю относятся более, чем почтительно. Для
всех Медведь – это символ силы. Медведь – самый крупный и сильный зверь. Это
олицетворение могучей силы, мощи, жизнестойкости. Это зверь, умеющий постоять
за себя!

А как вы думаете, медведь очень сильный?

А как вы думаете, почему?

 (Достает игрушку меведь –дергунчик и показвает,
как  он занимается физкультурой.)

Давайте и мы с вами сделаем зарядку.

Физминутка.

Солнце глянуло в кроватку

Раз, два, три, четыре, пять…

Все мы делаем зарядку_

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире:

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться-три, четыре

И на месте постоять.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Медведь может показаться неуклюжим, добродушным и
ленивым. Этаким увальнем. И прозвище у него в России снисходительно-ласковое –
Мишка косолапый.

Но не стоит задирать Медведя – он в миг способен
стать ловким, быстрым, злобным и яростным, к тому же обладающим неимоверной
силой и мощью зверем.

Медведь – символ России! Не зря мудрые люди
советовали разным захватчикам не трогать, не задирать, не пытаться захватить
Россию. Это всегда плохо кончалось для захватчиков. Для людей Медведь всегда
был символом возрождения и новой жизни, т.к. исчезал зимой, уходя в зимнюю
спячку, а весной появлялся вновь живым, а медведица еще и выходила весной из
берлоги с медвежатами!

Медведь – древнейший царь зверей и Хозяин
дремучих холодных северных лесов. У нас Медведя уважительно называют Хозяин
леса, Хозяин тайги или просто Хозяин.

На гербах многих российских городов можно увидеть
медведя (показ гербов Ярославля, Екатеринбурга, Хабаровска, Перми, Новгорода).
Символом летней Олимпиады-80 стал Медвежонок, да и одним из символов зимней
Олимпиады в Сочи 2014 тоже был медведь (показ картинок).

А
теперь хочу рассказать и показать  вам  сказку «Мужик и медведь», а
помогать мне будут богородские игрушки.

Садитесь поудобнее,  да 
смотрите и слушайте.

Приехал мужик в поле, стал пашню пахать. Вдруг
вышел из лесу медведь — да к нему:

— Мужик, мужик, я тебя
съем.                                                 

— Не ешь меня, медведь.
Давай лучше вместе репу сеять. Как вырастет репа — разделим поровну.

— Ладно, — говорит
медведь, — давай.

Вот спахали они поле,
посеяли репу.

Прошло время. Выросла
репа. Спрашивает мужик:

— Ты, медведь, что себе
возьмёшь: корешки или вершки?

Медведь говорит:

— Вершки возьму.

— Ну, хорошо, будь
по-твоему: бери вершки. Отдал мужик медведю всю ботву  от репы, а репу домой
увёз.

Пожевал — пожевал медведь ботву — невкусно. Пошёл
он к мужику и говорит:

— Дай мне корешки
попробовать.

Дал мужик ему репу.
Медведь съел и говорит:

— Э, мужик! Твой корешки
сладкие, вкусные, а мой вершки горькие. Не буду больше вершки брать.

На другое лето посеяли
мужик и медведь пшеницу. Славная выросла пшеница. Начали они жать, медведь и
говорит:

— Ну, мужик,
давай мою долю, да смотри — без хитростей.

— Хорошо. Говори:
что теперь возьмёшь?

— Давай корешки.

Мужик не стал спорить:
взял себе вершки, а медведю отдал корешки. Вот мужик намолол пшеничной муки,
напёк пирогов, сидит да ест.

А медведь принёс в свою
берлогу корешки, стал их жевать. Жевал-жевал — не мог разжевать. Понял он, что
опять не то выбрал.

Досадно стало медведю.
Перестал он вместе с мужиком пашню пахать.

Рефлексия:

Понравилась вам сказка?

Как еще можно ее назвать?

Какой был мужик?

А какой был медведь?

Что вы узнали сегодня
нового?

Что запомнилось? Что
понравилось?

Жду вас еще ко мне в
гости!

Дидактические игры на основе русской народной сказки
«Репка»

«КТО
ЗА КЕМ»

Цель игры: учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное
мышление, знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между. Развивать
элементарные математические представ­ления: сначала, потом, первый, второй,
последний.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

1) Ведущий просит
разместить героев в определенной последова­тельности. Например: внучку между
бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем собачку. Далее показывает и объясняет
ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того
как дети  усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить Жучку
за внучкой, мышку — последней, кошку — меж­ду дедом и бабкой, за кошкой —
разместить собачку и т.д.

За правильное выполнение задания
ребенок получает жетон-на­клейку.

2)  Если дети успешно овладевают всеми
понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

«ЧТО
ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель игры: развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

1) Ведущий с
помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет какой-либо сказки и просит одного
из детей описать, что изображе­но. Затем один ребенок отворачивается и ведущий
вместе с другими деть­ми меняет две-три фигурки-шаблоны местами (если дети
старше семи лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребенок дол­жен
сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает
самый наблюдательный.

2) Если дети
успешно усвоили эту игру, попросите их самих про­должить игру, назначив ведущим
одного из детей.

«РАССКАЖИ
О КАРТИНКЕ»

Цель игры: расширение словарного запаса, развитие творческо­го
мышления, наблюдательности.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра,
кружки-жетоны.

Ход игры

Ведущий берет
фигурку одного из героев и описывает его: расска­зы­вает, как он выглядит,
добрый он или злой, большой или ма­ленький, что он делает по ходу сказки и т.д.
После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий
берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы
описания не повторялись.

Если это не
получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или
молодой; что делает; большой он или маленький и т.д. За правильные ответы
ребенок получает жетон-наклейку. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«НАЙДИ
ПО СИЛУЭТУ»

Цель игры: развитие наглядного мышления, внимания, образ­ной
памяти.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра,
кружки-жетоны.

 Ход игры:

Ведущий просит
детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Да­лее он объясняет, что такое
силуэт, и просит детей обвести пальчи­ком силуэт фигурки, а затем — карандашом.

Ведущий выкладывает
фигурки обратной стороной и просит най­ти героев сказки, предметы. Если ребенок
правильно находит героя, он получает жетон. Побеждает  тот, кто наберет больше
жетонов.

«РАСКРАСЬ
ПО ОПИСАНИЮ»

Цель игры: закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюда­тельности,
умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; развитие образного
мышления и воображения.

Материал: загадки из игры «Собери из частей», фигур­ки-шаблоны
героев сказки, цветные карандаши, бу­мага, опорные картинки к сказке.

Ход игры

Ведущий рассказывает
детям сказку, и выкладывает опорные картинки к сказке. Затем вместе с детьми
отбирает фигур­ки героев сказки.

Когда фигурки
лежат перед детьми, он зачитывает по карточке загадку про одного из героев.
Дети должны угадать, о ком идет речь. Тот, кто первым угадал, становится
рассказчиком.

Ведущий
переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку-силуэт.

Дети, каждый на
своем месте, обводят силуэт. После этого опор­ные карточки убираются, и
рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны
дорисовать и раскрасить силу­эты, не глядя на фигурку.

Вначале
рекомендуется играть простыми фигурками (репка). После каждого описания
показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим
рассказчиком становится тот, у кого точнее всех получился рисунок, или можно
загадать загадку про следующего героя.

Если дети легко справляются с этим
заданием, можно его ус­ложнить. Предложите рассказчику описать картинку с
участием героя (игра «Разведчик»).

«ПОКАЖИ
ОДИНАКОВОЕ»

Цель игры: учить ребенка мыслительным операциям: сравне­нию,
обобщению, логическому мышлению; развивать фантазию, уме­ние классифицировать
предметы по разным основаниям.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки
– жетоны.

Ход игры

Ведущий
рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей и
т.д., и просит показать детей одинако­вое в группе.

Затем он просит
ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например: у кого
есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка и внучка (ходят на
ногах, люди),
чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т.д.

За правильные
ответы ребенок получает жетон. Побеждает тот, кто даст больше всех правильных
ответов.

«КТО
САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ?»

Цель игры: учить детей составлять рассказ по картинке, разви­вать
внимание, расширять словарный запас.

Материал: игровое поле, фигурки к сказке из настольного
театра

Ход игры

Ведущий
выкладывает на игровом поле сюжет из сказки «Репка» и просит детей описать, что
изображено на картинке. Дети перечис­ляют и описывают героев, события,
предметы. За каждый правиль­ный ответ они получают жетоны. Детям трех-пяти лет
можно играть два-три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они
играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.

«РАЗВЕДЧИК»

Цель игры: развитие внимания, образной памяти, речи; закреп­ление
понятий на, над, под, перед, с, внутри и т.д.

Материал: фигурки-шаблоны, опорные картинки к сказке, бумага, цветные
карандаши, загадки.

Ход игры

Ведущий загадывает
загадку об одном из героев сказки.  Тот, кто ее отгадал, становится
«разведчиком». Ему показывают опорную картинку, и он должен описать картинку с
героем как можно точнее, а другие дети, исполь­зуя фигурки-шаблоны, рисуют у
себя картинку по описанию.

Ведущий помогает «разведчику» описать
картинку более точно.

«СОБЕРИ
ИЗ ЧАСТЕЙ»

Цель игры: развитие внимания, памяти, координации мелких движений рук.

Материал: разрезные картинки к сказке, фигурки к сказке из
настольного театра

Ход игры

Покажите детям
фигурки героев сказки. Спросите, как их зо­вут. Затем покажите, что из частей
можно сложить фигурку любого из героев.

Затем надо перемешать части карточек и
попросить малыша от­гадать загадку и сложить фигурку героя.

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается.

(Собака)

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Ест и пьет,

Песенки поет.

(Кошка)

Собой не птица,

Петь не поет.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

(Собака)

Желтая, как солнце,

А не солнце,

Хвост имеет,

А не мышь.

(Репка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

(Кошка)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репа)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(Собака)

«КТО
У НАС ОБИДЕЛСЯ?»

Цель игры: развитие наблюдательности, обучение различению различных
эмоциональных состояний.

Материал: разрезные картинки к сказке  и изображения лиц,
героев сказки с разными эмоциями.

Ход игры

Попросите детей
собрать картинки. Спросите, какими получи­лись изображения, что переживают
персонажи, (наверное, они раду­ются, потому что вытянули репку).

Расспросите детей,
какие еще бывают эмоции. Покажите изоб­ражения лиц и попросите вставить их в
соответствующие места.

Почему они грустят? Чем их можно
утешить?

Пусть дети
расскажут о каждом герое, и, если они будут пра­вильно отвечать, вставляйте
изображения довольных лиц.

Когда дети освоят
это, в следующий раз можете разыгрывать другие сюжетные сценки с различными
эмоциями. При поиске изоб­ражений лиц, обращайте внимание на рот, глаза, брови
героев: как они передают эмоцию.

«ВЕСЕЛЫЙ
СЧЕТ»

Цель игры: освоение цифр, овладение навыками счета.

Материал: игровое поле, фигурки героев сказки, карточки с цифрами от
1 до 8.

Ход игры

Вспомните вместе с
детьми сказку. Когда будете рассказывать, показывайте цифры и выкладывайте их
по ходу рассказа:

— Выросла репка, она была одна, затем
появился дед, их стало двое, а дед был вторым. Третьей он позвал бабку, и их
стало трое. Потом они позвали внучку — она была четвертой, и их стало четве­ро.
(При каждом упоминании числа выкладываете соответствующую цифру.) Затем им на
помощь пришла Жучка, она была пятая, и их стало пятеро. Жучка позвала кошку, и
их стало шестеро, а кошка была шестой. Седьмая — мышка, она помогла вытащить
репку. Все­го репку тянуло шестеро, а с репкой их стало семеро.

При счете показываете на цифры и
фигурки. Затем показываете на ребенка, говорите, что он восьмой, и даете ему
карточку с цифрой 8.

Попросите посчитать числа и фигурки
друг за другом, а потом назвать их.

«КТО
КАК ВЫГЛЯДИТ»

Цель игры: развитие наглядно-образного мышления, внимания, образной
памяти, мелкой моторики руки.

Материал: фигурки-шаблоны героев сказки, бумага, цветные
карандаши.

Ход игры

Расскажите сказку
и попросите ребенка рассмотреть фигурки героев со всех сторон. Объясните, что
такое силуэт, и предложите обвести силуэт фигурки пальчиком, а затем —
карандашом.

После этого попросите ребенка
заштриховать силуэт. Обведите фигурки еще раз, и пусть малыш раскрасит
полученный силуэт так, как раскрашена фигурка.

При раскрашивании
попросите малыша комментировать, как и что он дорисовывает и раскрашивает.
Например: «Я дорисовываю деду рубашку и раскрашиваю ее в красный цвет с белым
горошком». Если ребенок затрудняется назвать элементы одежды, цвет, подскажите
ему и попросите повторить. Для закрепления описания по силуэту можно поиграть в
игры «Найди по силуэту», «Раскрась по описанию».

«ШЛЯПА
ФОКУСНИКА»

Цель игры: развитие тактильной чувствительности, мелкой мо­торики рук,
внимания и образной памяти.

Материал: фигурки-шаблоны всех героев одной из сказок, шля­па или
шапка, платок, кружки-жетоны из Приложения 4.

Ход игры

Ведущий показывает шляпу и платок: «Это
шляпа фокусника, в ней лежат фигурки героев сказки. Вам надо по очереди на
ощупь определить героя и назвать его (дед, репка, кошка). За правильный ответ
вручается жетон.

«ЧТО
СЛУЧИЛОСЬ БЫ, ЕСЛИ…»

Цель игры: учить составлять сложные предложения с союзом если бы; развивать
фантазию, творческое мышление.

Материал: кружки – жетоны, опорные картинки к сказке.

Ход игры

Ведущий показывает картинку на сюжет
сказки и спрашивает детей:

—  Что было бы, если бы дед не посадил репку?

—  Что было бы, если бы дед ее не поливал? Какая бы она
выросла?

—  Что было бы, если бы мышка не пришла на помощь?

 Ведущий внимательно следит за тем,
чтобы дети отвечали полны­ми предложениями с  использованием союза если бы. Например:

— Если бы кошка поссорилась с Жучкой, то репку не вытяну­ли
бы. И т.д.

За правильные ответы ребенок получает
жетон-кружочек. По­беждает тот, кто даст больше правильных ответов.

«РАССКАЖИ
НАОБОРОТ»

Цель игры: познакомить детей с противоположными понятия­ми, учить
сравнивать, составлять сложные предложения.

Материал: фигурки героев сказки.

Ход игры

1)  Ведущий начинает предложения и
просит детей их продол­жить:

Репка большая, а мышка…

Внучка молодая, а бабка…

Если дети успешно отвечают на эти и
подобные вопросы, можно игру усложнить.

2)  Дети сами по очереди составляют
предложения. Побеждает тот, кто составит больше всех предложений или первым
заканчива­ет предложение.

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение

Мерлинская школа

Краснинского района Смоленской области

Конспект
организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
русская народная сказка
«Мужик и медведь».

Воспитатель:
Гащук Е. М.

Тема: русская
народная сказка «Мужик и медведь».

Цель:
 Формировать у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать события
сказки.

Задачи: — познакомить детей с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

              — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ
взрослого.

              — вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы, уметь
слушать ответы других детей,

                 Не перебивать говорящего.

              — расширять знания детей на тему «Откуда хлеб пришёл»,
обобщающие понятия «Дикие  животные», «Овощи».

              — закреплять в словаре детей существительные «пшеница»,
«колосья», «зерно», прилагательные – антонимы: большой – маленький, умный –
глупый, сладкий – горький, узкий – широкий, тонкий – толстый.

              — объяснить значение слов «корешки» и «вершки».

              — развивать у детей слуховое и зрительное внимание.

Материалы: фигурки персонажей сказки – мужик и медведь.  Предметные картинки –
сноп, репа, ботва от репы, корешки от колосьев, зёрна.

Предварительная работа: рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл».
Сначала в поле сеют  пшеницу и рожь (слайд с изображением засеянного поля),  из
них вырастают хлебные колосья (слайд с изображением колосьев в поле),  в
колосьях к осени созревают зерна (слайд с изображением колоса с зерном),  зёрна
собирают и перемалывают в муку на мельницах (слайд),   из муки выпекают хлеб
(слайд).

ОПИСАНИЕ

1.Организационный момент: «Встали на дорожке, подравняли ножки, приготовили
ладошки». Дети  поочерёдно называют  диких  животных одновременно хлопая                                   воспитателя
по ладоням.

2.Знакомство со сказкой:

Воспитатель сообщает детям, что про один овощ  они сегодня будут
слушать сказку и предлагает отгадать загадку:

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка —

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли.

Отгадка (ответ): Репка

Далее сообщается название сказки (русская народная сказка «Мужик и
медведь»). Далее воспитатель рассказывает сказку (читает) одновременно
выставляя фигурки персонажей и предметные картинки.

После чтения и пояснения незнакомых слов в тексте ( вершки – это то,
что растет над землёй, корешки – то, что растет под землёй) выполняется
следующее задание.

3.Подумай и ответь: Воспитатель задает детям вопросы по содержанию
сказки.

   Кто приехал пахать поле?

   Кто вышел к мужику из леса?

   Что сказал медведь мужику?

   Что предложил мужик медведю?

   Что в первый раз посадил на поле мужик с медведем?

   Как осенью поделили урожай?

   Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

   Остался ли медведь доволен своим выбором? Почему?

   Что посадили мужик с медведем на следующий год?

   Что выбрал себе медведь у пшеницы: вершки или корешки?

   На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

   Что мужик сделал из пшеницы?

4.Игра «Вершки и корешки»:

 Воспитатель сообщает детям, что у
разных овощей бывают съедобными разные части: у репы, моркови, свеклы, редиски
– корешки, которые растут в земле, а у капусты, огурцов, помидоров, кабачков,
наоборот, вершки (растущие над землёй листья и плоды).

Воспитатель напоминает детям, что глупый
медведь каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки –
горькие листья, а у пшеницы – жёсткие, невкусные корешки. А чтобы выбрали дети
сами у репы, моркови, капусты, огурцов, картошки, редиски, свеклы.

(Показать картинки  с изображением отдельно овощей и тех же овощей
выращенных на грядке). Если ответ ребенка правильный воспитатель даёт ему
картинку с изображением данного овоща.

5.Игра с мячом «Закончи фразу»

Дети встают полукругом, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом,
закончить фразы:

                        Медведь большой, а мужик….(маленький).

Медведь глупый, а мужик…(умный)

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы…(несъедобные)

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы…(съедобные)

У репы корешки сладкие, а вершки…(горькие)

У пшеницы листья узкие, а у репы…(широкие)

У репы корень толстый, а у пшеницы…(тонкий)

Поле засевают весной, а урожай собирают…(осенью)

6 . Рефлексия.

·       
Воспитатель положительно
оценивает  работы детей;

·       
сообщает, что благодаря им
медведь не останется голодным;

·       
уточняет название сказки
(«Мужик и медведь»);

·       
предлагает вспомнить о ком
рассказывалось в сказке (об умном мужике и глупом медведе).

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

  • Что в образе лизы вызывает симпатию уважение сочувствие в рассказе бедная лиза кратко
  • Что в жизни людей остается неизменным даже в условиях технического прогресса декабрьское сочинение
  • Что было написано раньше белоснежка или сказка о мертвой царевне
  • Что было в сказке сначала что потом составь план опираясь на текст сказка о рыбаке
  • Что бы мы без вас делали как пишется