Что в моем сердце сочинение

мбоу л. н. толстого филиал в с. гагарино лев - толстовского района липецкой области номинация: проза эссе пушкин в

 МБОУ
Л. Н. Толстого филиал в с. Гагарино                                                                            Лев
— Толстовского района Липецкой области

Номинация:
проза

Эссе

Пушкин
в сердце моем навсегда

Подготовила 
Кунова Ольга Алексеевна,

МБОУ
Л. Н. Толстого филиал в с. Гагарино

Лев
— Толстовского района Липецкой области,

17.
06.2007г.,

Липецкая
область, Лев — Толстовский район                                                                           
с. Гагарино, ул. Деревенская, д.20, кв. 2.   

Тел.
8-474-64-37-120

Руководитель:
Черникова Валентина Васильевна,

учитель
русского языка и литературы,

МБОУ
Л. Н. Толстого филиал в с. Гагарино

Лев
— Толстовского района Липецкой области,

Тел.
89058553467.

У каждого человека есть
свой кумир, который является примером, объектом почитания, уважения,
вдохновения, преклонения, образцом для подражания.

Для меня таким человеком является
Александр Сергеевич Пушкин.

С самого раннего
детства, едва начала я понимать человеческую речь, бабушка тихим, вкрадчивым
шепотом рассказывала мне про сказочное лукоморье, про дуб зеленый, про златую
цепь на дубе том. В моем сознании отложилось, что все герои  существуют в
жизни. Подрастая, я присоединилась к союзу « друзей Руслана и Людмилы». Затем я
познакомилась с поэтическими строками «Узника», с необыкновенно красивой зимней
природой из стихотворения «Зимнее утро».    А проникновенные строки моего любимого
Пушкина о дружбе, о любви просто заворожили меня!                                                                                                                                          И
чем взрослее становлюсь я, тем чаще хочу перенестись туда, где ожидает меня 
чарующая улыбка смуглого курчавого человека, проникновенный взгляд его
прекрасных живых глаз, дружеская, умная, необходимая нам, как воздух, речь.
Хочу постичь душу его вещей, их тайну, как он смотрел, как поворачивал голову,
держал перо, болтал ногами, в какой позе ему удобнее всего работать, ведь он
был маленького роста. Только человеку, духовные потребности которого сведены к
минимуму, кажется, будто Пушкин  ему совершенно ясен. А чем более развит
человек, чем он культурнее и эрудированнее, тем неисчерпаемее представляется
наследие великого русского поэта. В его чарующем стихе и высокая музыка, без
которой немыслима одухотворенность,  и достойная жизнь, и глубокая человечность,
и мудрость истинного мыслителя.

После изучения его
стихов я поняла, что лирика  – это его поэтический дневник, исповедь, это его
сокровенные и искренние признания. Она ведет к познанию человеческой души и
через познание — к ее очищению. Тем самым Пушкин воспитывает наши души, обнажая
в своей поэзии чистые глубины своей собственной души и приобщая нас к ее
богатствам.                                                                Но
главную ценность всякого истинного дела, в том числе и поэзии, Пушкин видит в
том, чтобы приносить людям добро.                       

Пушкин,
действительно, неисчерпаем и непознаваем до конца. И каждый человек
воспринимает его по – своему. И эта прекрасная неисчерпаемость – лучший для
человека стимул проникать в суть его бессмертных произведений.  Он учит нас
слову, любви к Отечеству, родной земле, природе.

Я уверена, если бы
Пушкин вошел другом в наши дома, с любовью перечитывался бы, нет – трепетно
переживался бы каждым русским от 15 до 23 лет, — он предупредил бы и сделал
невозможным разлив пошлости в литературе, печати, в журналах и газетах, на
телевидении.  Ведь ум Пушкина предохраняет от всего глупого, его благородство
предохраняет от всего пошлого.

Мы привыкли видеть
в Пушкине реалиста, на протяжении всего своего творчества никогда не
изменявшего любви к жизни – этому высшему                                     «
дару богов». Однако тема рока, смерти и бессмертия, в конечном счете, Бога
прошла через многие его произведения. В стихотворении «Предчувствие» он
предрекает свою смерть:

Снова
тучи надо мною

Собралися
в тишине;

Рок
завистливый бедою

 Угрожает
снова мне… 

И это случилось…В
феврале 1837 года, перестало биться сердце великого русского поэта Александра
Сергеевича Пушкина. В пронзительно- холодный метельный день на Черной речке  Дантес
поднял пистолет и прицелился в Пушкина…

«
Не мог понять  в сей миг кровавый,

                                   
на что он руку поднимал».

 Современники судили о дуэли так: победить
должен был Пушкин – хладнокровный опытный стрелок, а у Дантеса было немного
шансов. Но Бог судил иначе. Господь не попустил великому поэту стать убийцей. 
И я согласна  с пушкинистами, что, если бы поэт обагрил свою лиру кровью, он не
смог бы больше писать. Он был христианином, и потому Господь дал ему еще сорок
пять часов жизни. За это время поэт исповедовался и причастился Святых Тайн. 
Поэт был в ясном сознании, когда умирал. Сказал Далю: « Нет, мне здесь не житье. 
Я умру, да видно уже, так и надо…». А вдове Карамзина другое – то, что
беспокоило больше всего: « Мне не довольно того, что Вы и мои друзья, что
здешнее общество, так же, как и я, убеждены в невинности и  чистоте моей жены:
мне нужно еще, чтобы доброе имя мое и честь были неприкосновенны во всех углах
России, где мое имя известно». Изучая на уроках
литературы  его биографию, я узнала, что основными чертами его характера были
благородство, мягкость и живость. Благородство было дано ему природою и развито
образованностью. Он хотел быть не только чист от всего, что признавал низким
или дурным, но держать себя так, чтобы никто не имел права сказать о нем
что-нибудь дурное, по его мнению.

И наш святой долг
– сберечь и передать потомкам светлую память об Александре Сергеевиче Пушкине.
В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота – самая чистая и звонкая.
В ней – душа народа. В ней                      « русский дух », в ней святыня
памяти. Многие люди именно через Пушкина ощутили, прочувствовали свои  «
корни», осознали свой долг перед землей, их взрастившей.

 Есть такие вечные
понятия, как долг и память. Это категории нравственные, духовные, напрямую связанные
между собой, и на их взаимосвязи основано высшее самосознание человека, его
гражданская гордость и преданность родной земле.

Александр
Сергеевич так выразил эту мысль:

Два
чувства дивно близки нам –

В
них обретает сердце пищу –

Любовь
к родному пепелищу,

Любовь
к отеческим гробам.

Чем дальше от нас
он по рождению, тем ближе к нам и современнее. Не одно поколение постигло ту
простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни,
в  мыслях, делах.

Бессмертна любовь
людей к Пушкину. Его любят все, все, все! Ибо величание Пушкина, светлая память
о нем – это святое дело для всех нас.

И
на вопрос: « Кто ваш поэт?»

В
строенье ль каменном, в избушке,

Один
у русского ответ –

Он,
улыбнувшись, скажет: «Пушкин!»

Т.
Кузовлева

Действительно, стихами
Пушкина невозможно начитаться. 
Мы будем наслаждаться его трудами, радоваться и
страдать вместе с его героями, и они останутся с нами на всю нашу жизнь, хотим
мы этого или нет. Уж таков Пушкин. Если он однажды вошел в нашу жизнь, то уже
не уйдет из нее, хотя бы мы даже на время простимся с его произведениями.

 Он и сегодня
остаётся моим любимейшим писателем в школьной программе, а с годами я буду
постигать его ещё глубже, находя в своей душе созвучные с поэтом ноты.

ГОУ РК «С(К) ШИ № 2» с.Усть-Кулом

Доброта в моём сердце

Сочинение

Напалкова Екатерина Дмитриевна

14 лет

8 класс

                                     Руководитель: Турьева Анна Васильевна,

                                                          учитель письма, чтения

Доброта в моём сердце.

                                                                             Упавшему помоги встать.

                                                     Старому, слепому помоги перейти дорогу

И делай это сердечно от души, любезно, не хмурясь.

Ожегов С.И., Шведова Т.Ю.

            Прежде чем написать о доброте, я вспомнила притчу, рассказанную моей бабушкой. Вот она.

            Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были горы, чтобы она стала несокрушимой. Ангелы спросили:

« О Боже! Есть ли в Творении твоем что- нибудь крепче гор?» .Бог отвечал: «Железо крепче гор, так как оно разбивает их». А есть что-нибудь сильнее железа?»- «Да, огонь сильнее железа, потому что он расправляет его».- А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?»- «Есть, вода, так как она тушит огонь».- «О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?»- «Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и её двигаться».- «О, Бог мой! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?»- «Есть, добрый человек, подающий милостыню».

Мне кажется, что я  «добрый человек, подающий милостыню». Я никогда не прохожу мимо тех, кто  просит что-то, трепетно протягивая руку. Я не выясняю причин, просто мне жаль людей, которые, возможно, оказались в трудной жизненной ситуации. Однажды возле магазина «Надежда» стоял мужчина ,который просил хлеба. Я тут же побежала , купила батон и подала мужчине. Тот обрадовался и поблагодарил меня. Этим  поступком я не горжусь, но на душе стало как-то тепло и легко. Я не могу объяснить это чувство.

Когда не стало отца, эту пустоту я  почувствовала сразу. Не стало любимого человека, кормильца нашего. Но надо было жить дальше, ведь остался мой младший братик , бабушка и мама, которая на тот момент  не работала. Мне кажется ,я сразу стала взрослой.

Как все дети, я  смотрю телевизор, где часто показывают любовь, насилие, драки, войны. У меня часто текут слёзы, видя страдания  не только  взрослых, но и детей. Сколько же в мире зла! Но я знаю, что добро победит зло. В мультфильме про Шляпокляк героиня говорила, что «хорошими делами прославиться нельзя», но ведь остальные персонажи говорят обратное, и они мне понятны и симпатичны: »Мир не без добрых людей», «Добро побеждает зло». Я уверена, что доброта есть в каждом из нас.

На уроках чтения мы много говорили о доброте. Мне приходят на память такие произведения, которые действительно учат быть добрым к окружающим, родственникам, своим самым дорогим и любимым: матери, бабушке, братику.

В сказке Андерсена «Снежная королева» Герда своей любовью  спасает Кая, растопив его «холодное» сердце.  Гадкий утенок превращается в прекрасного Лебедя, несмотря на то,  что его отвергал весь птичий двор. Он был таким несчастным  и стыдился  самого себя, но  не озлобился. Но даже если бы «гадкий утенок» и не стал прекрасным лебедем, то остался бы прекрасной доброй уткой. А на вопрос Незнайки: «А для чего же я, по — твоему, должен совершать добрые поступки?», Кнопочка ответила: «Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений».

Моя бабушка Надежда Васильевна часто говорила про Библию, про Бога, который совершал добрые дела для людей и пожертвовал ради них своей жизнью. Бог хочет, чтобы и мы совершали добрые дела и не ждали похвалы. Нам открыты дороги добрых дел. Я не считаю, например, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску перед уроком каким -то особенным делом, но это я делаю от души, по велению сердца. Мне кажется, что это понравилось бы Богу. Сделанное кому-то добро возвращается к нам, словно бумеранг. Когда я выучусь на повара, стану готовить вкусную еду для людей. Я все сделаю, чтобы окружающие гордились мною!

Какие добрые дела мы можем делать регулярно, чтобы поднять себе и окружающим настроение и сделать мир человечнее? Не стоит большого труда придержать дверь, когда выходишь из помещения. Это простое правило вежливости, но многие наши   ребята забывают об этой мелочи. Но кто-то когда-то непременно оценит то, что  была придержана дверь от сильного удара. Иногда в магазин входит спешащий посетитель за бутылкой воды,  почему бы не пропустить его вперёд, Уверена, он будет не только очень удивлён, но и  благодарен такому поступку. Часто езжу домой на автобусе и наблюдаю такую картину. Молодые , здоровые ребята не уступают место пожилым людям, женщинам с маленькими детьми. Бывает очень неудобно и противно. Иногда  замечаю, что некоторые ребята забывают благодарить поваров за вкусную еду.

Если каждый из нас будет совершать даже самые маленькие  поступки, не требующие особых усилий и затрат, мир станет на порядок добрее. Какие добрые дела мы  можем делать? Перевести дедушку через дорогу, помогать  родителям в уборке дома, помогать на огороде,  покормить собаку и кошку, возможно и соседскую, сказать добрые слова друзьям, пожелать хорошего настроения, поделиться сладостями с подружкой, утешить того, кто плачет, защитить  малыша от обидчиков, помолиться о больном друге, пожелать здоровья близким, соседу. Бабушка мне говорила, что в древности, когда хотели поблагодарить человека за добрые дела, говорили: «Спаси вас Бог!». Постепенно  «Спаси вас Бог!» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я всем говорю спасибо!

«Что делает человека человеком? На это вопрос может ответить  самая добрая книга: «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц трудолюбив, он путешествует по Вселенной с перелетными птицами, но помнит о своей маленькой планете и о своей розе, которая скучает по нему и ждет его. Он полон доброты ко всему миру. Лису он сказал: «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Маленький принц и летчик выучили свой урок: мир невыносим из-за людей, которые в нем живут. Но без людей жизнь невозможна вообще. И поэтому каждый из нас родился для того, чтобы прожить свою жизнь для людей и вместе с людьми.

        Я считаю, что человеком  добрым сердцем может быть только тот, кто всегда открыт к людям, кто думает не только о себе, но и о других.      Если мы перестанем чувствовать красоту, ценить дружбу и любовь, заботиться друг о друге и о своей планете, она зарастет баобабами и превратится в астероиды, которым кто-нибудь присвоит очередной порядковый номер, например, Б-613.

«Что в имени тебе моем…»

Именотворчество в русской литературе

И. И. Мурзак, А. Л. Ястребов.
Сюжетная
структура романа второй половины XIX века с драматическим постоянством
переосмысливает гармонию пушкинского мироздания, извлекая из субстанциального
его наследия философские механизмы и психологический инструментарий.
Выбор
имени героини «Евгения Онегина» предваряется авторским замечанием: «Впервые
именем таким…». Очевидна достаточность комментария и отсутствие необходимости
более подробного распространения. Объяснение этому легко вычитывается из
прозрачности смысловых ассоциаций, которые заложены в фамилию Лариной.
Родово-помещичий аспект (не случайно упоминание могилы Дмитрия Ларина)
усиливается темами хранения («Они хранили в жизни мирной привычки милой
старины…»), недоступности («Дика, печальна, молчалива…»), сокрытия («И
часто целый день одна сидела…»). Подобное осмысление текстом слова «ларь»
семантически возводит имя к волшебному ларчику фольклора, бочке и хрустальному
дворцу Гвидона из «Сказки о царе Салтане», к таинственности и загадочности
мира, окружающего героиню (преданья, сны, гаданья). Мотив охранительности в
символике произведения приобретает значение замкнутой цельности, духовного богатства.
Парадокс
читательского восприятия заключается в том, что с трудом допускается
возможность типологического соотнесения близких по смыслу фамилий Лариной и
гоголевской Коробочки. Единственная женщина среди помещиков Настасья Петровна
приземленной активностью утрирует понятие сокровищницы, и ее именование фарсово
аллегорирует одну из черт национального характера — скопидомство. Каким бы
некорректным ни казалось сопоставление Татьяны Лариной и Коробочки, философская
мысль писателей выражает двойственную природу идеального начала, сводящего
видимое противопоставление к единому центру — идее внутреннего именного
равенства. Оформление этой мысли в русской литературе принадлежит Антиоху
Кантемиру. Во второй сатире им разрабатывается тема родства:
Кровь,
та ж плоть, те ж кости.
Буквы,
к нашим именам приданные…
Духовная
мудрость и практическая сметливость воплощаются в именах героинь Гончарова и
Тургенева. Бережкова символизирует предел, Калитина — разъятость души для
чувства. Переосмысление мифологемы хранительницы фиксируется именотворчеством
Достоевского и Толстого. Пространство города, отделенность от имения
оборачивается трагедией для Анны Карениной. Топонимические реалии —
Воздвиженское и Покровское — означают, по Толстому, обреченность
индивидуального чувства в сравнении с полаганием на мудрость божью. Покровское —
покров, охранение соотносимо с семьей Левина. Губительность человеческого
воздвижения подтверждена смертью Анны на станции Обираловка.
Во
многих именах не обнаруживается ярко выраженных значений, однако реконструкция
иерархии смыслов позволяет гипотетически обозначить их этимологию. Онегин и
Ленский, к примеру, прочитанные с позиции противопоставления («стихи и проза,
лед и пламень») раскрывает скорее социотипическое наполнение характеров. Но помимо
значений, на которые указывает Ю. М. Лотман в комментарии к роману «Евгений
Онегин», логика выбора имен, возможно не осознаваемая автором, обнаруживает
черты схождения если не в пространственной символике (речевые ассоциации), то в
смысловых признаках: онег(и)н — лен(ь)ский. Но это предположение может быть
поставлено под сомнение фамилией героя Лермонтова, репродуцирующей традицию
речной метафорики. Символическая структура «Героя нашего времени» дает
основание заключить, что именно печора (‘пещера’ — по Далю) является
семантической основой фамилии Печорин. Лейтмотивом пространственно-философского
существования персонажа становятся несвобода, система запретов. Сфера
самореализации героя редко выходит за пределы замкнутого пространства. Космос
притязаний обрамляется монологом одиночества «печорного» человека, а затем
наследуется темой «некуда идти» Достоевского, лабиринтами А. Блока и А. Белого.
К
иному типу литературного номинирования относится фамилия Розальской («Что
делать?»). Западноевропейская эмблема эстетически удобна автору тем, что
позволяет обозначить контрастные отношения: роза-подвал, роза-лопухов; а также
объединить канонический образ красоты с прекрасной перспективой (четвертый
сон). При всей этимологически-видовой близости (роза-астра) фамилия чеховского
Астрова несет иную смысловую нагрузку. Противопоставление «астра ‘цветок’ —
astra ‘звезда’», т. е. ощущение увядания, осени жизни — манящий холод далекого
света — находит сюжетное подтверждение в разрыве между отчаянием бездействия и
гуманистическими декларациями персонажа.
Наряду
с символико-значимыми в номенологической системе русской литературы
присутствуют и номинально-значимые имена, характеризующиеся однозначностью
прочтения: Скотинин, Скалозуб, Разумихин и т. д. Было бы заведомым упрощением
рассматривать их лишь в качестве классицистических построений, появляются они в
античных и христианских памятниках, а XVII век через эстетико-идеологическую
антиномичность выразил логику художественной проекции частного на общее. В
читательском сознании сохраняется уже не имя персонажа, которое названо в
тексте, но его маска. Например, «Простодушный» Вольтера, «Отец семейства»
Дидро, «Скупой» Мольера, «Последний из могикан» Купера, «Хамелеон» Чехова. В
«Толстом и тонком» автор воскрешает известное лирическое отступление Гоголя, в
котором подробно классифицировались чиновничьи типы и социальные маски,
обобщенные в шаржированные идеи. Преуспевание начинает выражаться через
физическую полноту. Социальная удовлетворенность в русской литературе
обозначается гипертрофированной телесностью (брюшко Александра Адуева, толстяки
— купцы Островского, одышка Ионыча), противопоставленной мировоззренческой
болезненности рефлексирующих героев. К редким исключениям следует отнести Пьера
Безухова, здесь полнота становится метафорой цельности, как и в случае с
другими положительными персонажами (круглый Платон Каратаев, крепкий Тушин,
пухлый Обломов). Материальный масштаб персонажа компенсирует ущербность
происхождения, выраженную в фамилии — Безухов. Значение лишенности чего-либо
здесь не так явно, как в случае с Иваном Бездомным Булгакова, однако
обнаруживает влияние древних именотворческих моделей.
В
литературе интерпретация явлений, распространенных в социальной реальности,
носит двойственный характер. Объединение фольклора и литературы характеризует
этико-смысловую систему «Капитанской дочки» Пушкина и усложняется
интерпретацией категории самозванства, которая не могла найти в ранних
художественных текстах философско-исторического комментария. Пушкин
воспринимает самозванство как фатальную национально-историческую данность, так
как «Дмитрий Самозванец» Сумарокова ввел в литературно-мифологический обиход
тему воровства сакрального имени. Автор «Капитанской дочки» далек от
категоричного осуждения Емельяна — «Петра III». Символика имен повести
выполняет задачу развенчания возвысившегося. Пушкинская дискредитация
новоявленного монарха заключается в несоответствии самозванца кодексу
дворянской чести. Хаотичность, непоследовательность морального выбора Пугачева,
независимо от импульсивного благородства, по мнению автора, не может
компенсировать отсутствие качеств, передаваемых по наследству.
Пугачевские
представления о чести не имеют ничего общего с дворянским достоинством, они
ближе к воровской этике, основанной на принципах эмоциональной логики. Для
Пушкина трагедия псевдо-Петра заключена в посягательстве героя на то, что ему
не принадлежит. Присваивая имя, наделенное властью, Пугачев нарушает закон
социальной природы, где предмет воровства (имя) является мерилом жития. В историко-литературной
игре текстов Емельян может торжествовать лишь в сказочных сюжетах про
Емелю-дурачка.
Самозванству
типологически близок мотив имени-маски. В повести «Дубровский» имя-маска Дефорж
разъясняет логическую схему сюжетных коллизий. Значение взятого героем имени
Дефорж (от французского forge ‘кузница’) указывает на совпадение индивидуальных
признаков деятельности псевдофранцуза с родо-профессиональной ролью кузнеца
Архипа. Смысловое тождество «кузница — кузнец» объединяет тему русского бунта с
идеей романтической мести. Своеобразие номинаций заключается в том, что единый
мотивировочный признак обнаруживается у персонажей, относящихся к различным
уровням сюжета. Имена трактуются с позиции временной идентичности, их общая
схема соответствует функциям героев античной мифологии. Поджигатели Кистеневки —
кузнец Архип и Дубровский (Дефорж) — уподобляются по деяниям Гефесту, богу огня
и кузнечного ремесла. Сцена пожара символически усиливает синонимию имени и
значения (кузнец — кузница) омонимией фамилии. «Шабаш», — произносит Архип,
поджигая дом с заседателем Шабашкиным.
Повторяемость
имен свидетельствует о формировании литературных житий персонажей. Наиболее
древнее житие для литературы XIX века представлено именем Лиза. Тема страданий,
жертвенности характеризует сюжеты «Бедной Лизы» Карамзина, Лизы из «Пиковой
дамы», Лизы Калитиной, Лизаветы Ивановны, Лизы Волконской, возлюбленной Адуева
Лизы из «Обыкновенной истории», Лизы Хохлаковой.
Житийная
функция имен просматривается и в «Преступлении и наказании». Символична
духовная смерть Раскольникова накануне 27 июля, она совпадает с историческим и
литературным текстами, и случайное спасение в мифологическом сюжете исключено.
Грех за содеянное берет на себя раскольник Миколка. Просматривается
историко-литературная параллель с Николаем Когановым, новгородским блаженным,
расколовшим проповедованием своим город на две части и юродствующим на
софийской стороне. Противостояние его с блаженным Феодором, чье влияние
распространялось на торговую слободу, позволяет соотнести жития Раскольникова и
Федора Карамазова. Миколкин день знаменует смерть Раскольникова (пророчески
прочитывается постскриптум письма Орины Егоровны Бузыревой, адресованного
Владимиру Дубровскому: «…у нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер
около, Миколина дня», соотнесенность «Дубровского» и «Преступления и наказания»
не совпадение, а выражение внутренней логики культуры, когда прецедентные имена
сакрализуются в качестве генезиса ритуала), но София оберегает его, житие Сони
открывает герою путь к покаянию. Подозрения Порфирия Петровича («…если вы
вдруг руки на себя наложить вздумаете…») в соответствии с пророчеством
пушкинского текста могли осуществиться. Но Миколка — упрощенная реплика
«пастыря человеков» Раскольникова — дает последнему время обратиться от
философии к вере.
Происходит
аллегорическая смерть Родиона Родионыча. В диалоге, предваряющем сцену
признания, следователь Порох пытается вспомнить отчество Раскольникова и
произносит ошибочно: «…Родион Ро… Ро… Родионыч, так, кажется?». Подобное
искажение не единично в тексте (Вразумихин, Бахрушин…), но не только наличие
аналогов делает его значимым. Идейные параметры оговорки продиктованы
философским подтекстом культуры.
Воскрешение
Лазаря возможно лишь при соприкосновении с метафизической реальностью более
фантастичной, чем сны Раскольникова — Соней. Значение мудрости не исчерпывает
потенциал этого имени, в философской системе соответствий эмблематическое
схождение сон — Соня видится наиболее верным для понимания символики произведения.
Соня, этически бодрствующая героиня, постигает истину собственным бытием и
уподобляется реальному сну бунтующего духа. Гибельное, провидческое,
спасительное постигалось героем в видениях и снах, но «открытие» Сони
превратило житие униженной природы в развернутую метафору внутреннего
чувствования. И «сей страшный сон» существования корректирует один из
центральных мотивов культуры, оказываясь залогом духовного возрождения.
Практикум

Имя: литературное житие идеи

Имя
как способ раскрытия символического подтекста.
Аллегорические
значения фамилий персонажей.
Семантические
параллели в именотворчестве.
Имя
и диалектика судьбы героя.
Имя:
знамение трагедии и спасения.
Имя
в названии произведений.
Функция
анонимного рассказчика.
Шаржированные
фамилии.
Эстетика
псевдонимов в русском романе.

Список литературы

Флоренский
П. А. Имена. М., 1993.
Лотман
Ю. М. Избранные статьи в III тт. Таллинн, 1992.
Лосев
А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramota.ru

У нас с сыном глаза серые, с едва заметными
крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее
и глаза зеленеют. В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. У
сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. Смотрит он
исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы
желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.
Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его
давно нет рядом. И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть
ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного
дня.

— Ваш сын приговорен к казни.
Я прислонилась к стене. Потом собралась с
силами.
— Можно мне видеть коменданта?
Меня пропустили. Комендант сидел на табуретке.
На нем был только один сапог. Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.
Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому
что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. Под
глазами начинали вырисовываться темные мешки. — Я пришла умолять вас о моем
сыне!
— Умолять? О сыне? Ему надо помочь?
— Он приговорен к казни.
Мейер вытер лоб ладонью.
— Он работал на лесопилке…
— Ах, лесопилка! — Он как бы вспомнил о
лесопилке. — И ваш сын… Понимаю, понимаю…
Я не могла взять в толк — издевается он надо
мной или сочувствует. Хотела думать, что он сочувствует. Смотрела на него
глазами, полными слез.
— Эти глупые, неразумные мальчишки убили
часового, — после недолгого молчания сказал комендант.
— Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно,
немыслимо трудно, заговорила я. — Но умоляю вас войти в мое положение.
— Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.
Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода.
И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:
— Ваша мать жива?
— Моя матушка? — Он слегка посветлел. — Моя
матушка?
По-немецки это звучало «мейн
муттерхен».
— Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. Старшей
фельдшерицей. Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя
вы значительно моложе.
— Все матери похожи друг на друга.
— Совершенно верно, — он как бы перенесся в
далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. Потом он сказал:
— Одного часового убили четверо юношей… Это
вполне могли сделать и трое. Не правда ли?
— Правда, — отозвалась я.
— А один мог быть задержан случайно. Могло ведь
так случиться?
— Могло, — с готовностью подтвердила я.
На меня нашло материнское ослепление. Никого
вокруг не существовало. Только мой сын. И для того чтоб он был, я готова была
на любое признание, на любой поступок. Пропала гордость. Обязанности перед
близкими людьми. Только бы он жил! В надежде выиграть, я играла с Мейером в
игру, которую он мне предложил.
Комендант покосился на часы и сказал:
— Вам придется поторопиться, госпожа
учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.
— Куда мне бежать?
— Бежать не нужно. Вас довезут на автомобиле.
Тут недалеко. Километра полтора. — Он крикнул: — Рехт!
Появился длинный, худой Рехт. Жаркая, слепящая
радость обволокла меня. Я спасла сына!
Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной
стены. Их было четверо. Все четверо — мои ученики. Они были такими, какими я
привыкла их видеть всегда. Только неестественно бледны, словно припекающие лучи
не касались их, а скользили мимо. И со стороны казалось, что четверо ребят
загорают на солнце.
Машина остановилась. Я нетерпеливо спрыгнула на
землю. Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. Он
распрямился и крикнул:
— Сын госпожи учительницы может отойти от стены!
Который из вас сын госпожи учительницы?
Мой сын не шелохнулся. Он стоял неподвижно, как
будто команда Рехта его не касалась. Тогда я сделала еще несколько шагов и
встретилась взглядом с Кирюшей. В этой маленькой героической шеренге, застывшей
у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним
справа. Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. Я
почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить
слабость. Его веки слегка вздрагивали. Глаза смотрели виновато. Перед кем он
чувствовал вину? Передо мной или перед самим собой? Но, может быть, никакой
вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью
расставания?
Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих
руках. Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной
стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.
— Госпожа учительница, пора, — сказал длинный
Рехт. — Вы задерживаете казнь… Может быть, здесь нет вашего сына?
Я вздрогнула. По сердцу рванула мысль: я
нахожусь на грани страшного предательства. Спасая сына, я одновременно предаю
его. Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. Умирать
всегда тяжело. Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий
человек…
Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково
дороги мне близость смерти уравняла их в моем сердце.
— Госпожа учительница!.. Берите любого и
уходите. Слышите?
Слова Рехта, как пули, просвистели над моим
ухом. Я взглянула на сына. Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских
кубиков. А его я увидела совсем маленьким. В кроватке с сеточкой. Его мучила
корь. Он метался в жару. Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок,
чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. Он и сейчас не звал меня на помощь.
Длинный Рехт положил мне руку на плечо. Я
повернулась и сказала:
— Они все мои сыновья.

Показать текст целиком


Юрий Яковлевич Яковлев написал прекрасный текст. В нем он поднимает проблему любви матери к своему ребенку. Она актуальна во все времена, многие писатели поднимали ее в своих произведениях. Всем нам известно, что любовь матери к своим детям безусловна, она не имеет границ. Только мама может принимать и любить за просто так, потому что ее ребенок просто есть. Материнскую любовь никто никогда не сможет заменить, она такая одна на всю жизнь.

В тексте Юрий Яковлевич рассказывает о событиях, произошедших в тяжелое военное время. Он показывает мать, у которой сына приговорили к казни. Мы видим, как в тот момент весь мир для нее сузился, в ту ночь не существовало ни ее мужа, ушедшего на войну в первый же день, ни школы, где она работала, ни ее учеников. Только сын был в фокусе внимания. Бедная женщина пошла просить за него к коменданту и в тот момент она была готова на все, на любое признание, на любой поступок. У нее пропали гордость, обязанности перед близкими людьми, была лишь цель — спасти сына любой ценой. И она это сделала. На этом примере мы можем видеть проявление безусловной любви матери к сыну, она была готова на все ради него, для нее не существовало ничего, кроме сына.

Вторым примером автор дополняет первый, показывая, что любовь матери следует за человеком всю его жизнь.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Критерии

  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 4 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 2 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2К6Точность и выразительность речи
  • 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 19 из 25

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

  • Что было в сказке сначала а что потом составь план опираясь на текст золотая рыбка
  • Что бы ни происходило как пишется
  • Что бы я попросил у золотой рыбки сочинение 2 класс
  • Что бы то нибыло как пишется
  • Что будет если не написать итоговое сочинение в 11 классе