Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» по главам. Этот рассказ состоит из трёх частей, в него вошли две легенды: легенда о Данко и легенда о Ларре, а также рассказ самой Изергиль о мужчинах, которые её любили.
Главные герои
Старуха Изергиль – пожилая женщина, рассказавшая рассказчику историю своей жизни, а также легенды о Данко и Ларре.
Данко – добрый, самоотверженный юноша, который спас своё племя ценой собственной жизни.
Ларра – сын женщины и орла. Горделивый, самовлюбленный юноша, считающий себя лучше всех.
Рассказчик – работал с молдаванами на сборе винограда, пересказал услышанное от старухи Изергиль.
Краткое содержание
Глава I
Эти истории рассказчик услышал в Бессарабии, под Аккерманом. Там он занимался сбором винограда вместе с молдаванами. Как-то вечером , окончив дневной сбор, все работники ушли на берег моря, а рассказчик остался отдохнуть в тени виноградных лоз. Рядом с ним оказалась старуха Изергиль, которая поинтересовалась, почему он не пошёл вместе с остальными. Рассказчик ответил, что не хочет. На что получил укор старухи Изергиль в том, что все русские рождаются уже скучными стариками.
В скором времени взошла луна, и плывущие по небу облака стали отбрасывать тени. Указав на одну из таких теней, Изергиль назвала её идущим Ларрой. Рассказчик ответил, что ничего не видит, тогда Изергиль поведала ему старинную легенду.
Много тысяч лет прошло с тех пор. Далеко за морем жило могучее племя людей. Днём они пасли стада и охотились, а вечером пировали. В один из таких пиров орёл похитил прекрасную девушку и унёс к себе в горы. Девушку искали, но не нашли, поэтому со временем позабыли об этой истории.
Через двадцать лет эта девушка сама вернулась к племени, а вместе с ней пришёл могучий и красивый юноша. Она рассказала, что орёл унёс её в горы, и сделал своей женой. Юноша – это его сын, а сам орёл, когда начал слабеть – взлетел высоко в небо и, стремительно бросившись вниз, разбился об скалы.
Все с удивлением рассматривали сына орла, но он не отличался ничем от окружающих. Только глаза его были такими же гордыми и холодными, как у орла. Когда пришли старейшины племени, юноша заговорил с ними, как с равными себе. Старейшины возмутились такой вольностью, но сын орла сказал, что отказывается почитать их, как все остальные люди. Тогда старейшины рассердились, и прогнали гордеца, сказав, что ему нет места в племени, и он может идти, куда хочет.
Юноша так и сделал. Он подошёл к одной красивой девушке, которая смотрела на него всё это время, и обнял её. Но красавица оказалась дочерью одного из старейшин, поэтому, побоявшись гнева отца, оттолкнула сына орла. В ответ он жестоко убил её на глазах у всего племени. После этого племя связало его, и старейшины стали думать, как можно наказать человека, совершившего такое ужасное преступление.
У юноши спросили, зачем он это сделал. Он подумал, и ответил, что убил девушку, потому что она не подчинилась ему. После долгого разговора старейшины увидели, что сын орла считает себя лучше всех на земле, и никого, кроме себя не ценит.
Один из мудрецов, молчавший до этого, понял, что главное наказание находится в самом юноше. Ему ничего не нужно было – ни любви, ни дома, ни друзей, ни матери. Мудрец предложил наказать сына орла, отпустив его на свободу. Старейшины согласились.
С этих пор юноша получил имя Ларра, что означало «отверженный». Он только посмеялся со своего наказания, ведь он остался один, как и отец. Он не учёл одного – его отец был орлом, а он сам – человеком.
Долгие годы бродил Ларра по миру, делая всё, что ему вздумается. А потом ему захотелось умереть, и он пришёл к людям, чтобы они его убили. Но он не мог умереть, поэтому был обречён на вечное одиночество из-за своей гордыни. С годами тело его истрепалось, и теперь он похож на тень.
Глава II
Старуха Изергиль сравнивает здоровье с золотом, которое необходимо тратить для яркой жизни. Она рассказывает, что в молодости ткала с рассвета до заката ковры, а ночью бегала на свидания к своему возлюбленному.
Изергиль жила с матерью под Фальми на берегу Бырлата. Ей было пятнадцать лет, когда она впервые влюбилась. Он был рыбаком, и спустя некоторое время стал звать Изергиль уехать с ним на его родину. Но девушка на тот момент уже разлюбила его. Теперь она увлеклась одним рыжим гуцулом с бойким нравом. Он был то печальным, то ласковым, а иногда становился неуправляемым, словно дикий зверь.
Рыбак, который любил Изергиль, примкнул к рядам гуцулов. Однако недолго ему было суждено наслаждаться их вольной жизнью. Один румын сдал их. Рыжего гуцула и рыбака повесили, Изергиль даже ходила смотреть на их казнь. Гуцул не боялся смерти, а рыбак плакал.
Потом в жизни Изергиль появился один богатый турок. Она поселилась в его гареме, но через неделю ей стало слишком скучно в обществе глупых женщин. Изергиль сбежала из дома турка вместе с его шестнадцатилетним сыном. Убежали они в Болгарию, где девушка была ранена в грудь одной болгаркой, приревновавшей её к своему мужу. После ранения Изергиль попала в женский монастырь, в котором за ней ухаживала одна монашка. К этой монашке ходил её брат, тоже монах. С ним Изергиль потом уехала в Польшу. А сын турка умер, не выдержав трудной жизни вне дома.
Поляк оказался подлым человеком. Когда Изергиль была ему нужна, он говорил ей много льстивых фраз, а когда надоедала – оскорблял. Однажды он сильно обидел её, и она подняла его на руки, а затем бросила в реку. После этого Изергиль с поляком больше не виделась. Она вообще никогда не встречалась с теми, кого когда-то любила, и была этому очень рада.
В Польше Изергиль трудно жилось. Она сравнивала поляков со змеями, которых Бог наказал за их лживость «шипящим» языком. Изергиль ничего не умела делать, чтобы заработать себе на жизнь, поэтому стала продавать себя. Богатые польские паны дрались из-за неё, настолько она была хороша. Один даже принёс целый мешок золота, и осыпал им Изергиль, но она всё равно прогнала его.
Изергиль полюбила в то время одного польского пана с изрубленным лицом. Он любил подвиги, поэтому всегда участвовал во всех сражениях. Скорее всего, он погиб во время бунта.
Изергиль заработала много денег за это время. Она жила в Кракове, и у неё было всё необходимое: лошади, слуги, золото. Тогда она полюбила одного красивого шляхтича, который долго её добивался, а, получив своё, сразу же бросил. Звали его Аркадэк. Изергиль была уже немолодой в то время, поэтому во всём стала винить свою увядающую красоту.
Шляхтич оказался очень подлым. Встречая Изергиль, он всегда смеялся над ней. Но она всё терпела, лишь бы иметь возможность любоваться им изредка. Затем Аркадэк отправился биться с русскими, и Изергиль поехала вслед за ним. Возле Варшавы она узнала, что её возлюбленный находится в плену у русских. Она помогла ему бежать из плена, задушив часового. В благодарность за спасение Аркадэк пообещал любить её, но Изергиль была слишком гордой женщиной. Она сразу поняла, что шляхтич всего лишь делает ей одолжение, поэтому разозлилась и прогнала его.
После этого разочарования Изергиль осознала, что ей пора остепениться, и уехала в Добруджу. И вот уже тридцать лет она живёт здесь. Изергиль даже вышла замуж, но год назад её муж умер.
Местная молодёжь любила Изергиль. Она рассказывала им много интересных историй, а они напоминали её о тех временах, когда она была молода и красива.
Окончив свой рассказ, старуха Изергиль задремала. А рассказчик сидел рядом и смотрел на степь. Там вспыхивали маленькие голубые огоньки, и сразу же гасли. Изергиль назвала их искрами от горящего сердца Данко, а затем поведала рассказчику вторую легенду.
Глава III
Давным-давно жило одно племя. Место, где они жили – было окружено с трех сторон непроходимыми лесами, а с четвертой – степью. Жили эти люди хорошо, но пришли другие племена и прогнали их вглубь леса. Там жить было невозможно. Люди гибли от поднимающихся из болот испарений. Но тоска и страх лишили их воли, поэтому они продолжали грустить и ничего не делали.
Один Данко не хотел мириться с их положением. Он призвал всех идти искать выход из леса, и люди согласились, попросив его вести их. Трудный это был путь. Вначале люди верили в Данко, но шли они очень долго, и через некоторое время племя устало, и стало корить того, кто их ведет. Во время внезапно начавшейся грозы люди окончательно отчаялись. Но никто не хотел признаваться в своей слабости, поэтому обвинили во всём Данко. Они накинулись на него и грозились убить.
Данко любил людей, поэтому не стал на них злиться. Наоборот, он захотел спасти своё племя любой ценой. От желания помочь окружающим его сердце загорелось огнём. Данко вырвал своё сердце из груди и поднял его высоко над головой. Горящее сердце разогнало непроглядную тьму. Данко снова стал впереди племени, и повёл его дальше, освещая дорогу своим сердцем.
Вскоре лес закончился, и люди, наконец, увидели солнце над головой. Данко окинул степь радостным взором, рассмеялся и умер. Его племя даже не заметило смерти героя, только один человек увидел лежащее рядом с Данко горящее сердце, и, испугавшись чего-то, растоптал его. Сердце рассыпалось на множество голубых искр, которые до сих пор вспыхивают в степи.
Рассказчик смотрел на старуху Изергиль, и думал о том, сколько ещё осталось в её памяти легенд и воспоминаний.
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. В рассказ вошли две «легенды»: легенда о Ларре и легенда о Данко, а также рассказ старухи о мужчинах, которых она любила на протяжении жизни.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Максим Горький
Название произведения: Старуха Изергиль
Жанр: рассказ
Год написания: 1894
Издательство: Стрекоза-Пресс
Год издания: 2003
Главные герои и их краткая характеристика
Старуха Изергиль – пожилая женщина, побывавшая во многих странах, веселая, бойкая, решительная, отличная рассказчица.
Ларра – гордый, надменный, эгоистичный сын орла, стремился к свободе, но не выдержал одиночества.
Данко – молодой, красивый юноша, который искренне любил людей, и ради их спасения пожертвовал собственной жизнью.
Автор-рассказчик – задумчивый, романтичный мужчина.
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в конце XIX века на морском побережье в Бессарабии, под Аккерманом, во время сбора урожая винограда (конец лета – начало осени). Именно там происходит знакомство автора и старухи Изергиль. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют форму легенд, определить точное время и место их действия невозможно.
Краткое содержание и сюжет
Как-то раз автор, собирая виноград в Бессарабии, разговорился со старой женщиной по имени Изергиль. Она указала на тень, показавшуюся при лунном свете, и сказала, что это прошел Ларра, вынужденный таким образом отбывать наказание за свою чрезмерную гордость.
Много веков назад жили смелые, сильные и веселые люди. Однажды большой орел унес из племени черноволосую девушку. Спустя двадцать лет она вернулась к родным, но не одна, а с красавцем-юношей – сыном того самого орла. Внешне Ларра ничем не отличался от обычных людей, но был очень горд, и даже со старейшинами разговаривал высокомерно. За такое поведение было решено выгнать Ларру из племени, но в отместку он убил дочь одного из старейшин, которая отвергла его любовь. Люди долго думали, как наказать такого страшного преступника – обычная смерть была бы для него слишком мягким наказанием. Осознав, что для Ларры страшнее всего оказаться в одиночестве, люди просто выгнали его из племени. Поначалу надменный юноша смеялся над решением своих соотечественников, но спустя много лет ему так опостылела одинокая жизнь, что он пытался убить себя, но у него ничего не вышло. С тех пор Ларра, превратившийся в тень, так и бродит среди людей, и никому до него нет дела…
Далее старуха Изергиль принялась рассказывать о своей молодости. Когда-то давно она была молода и красива, и ее первой любовью стал молодой красивый рыбак. Влюбленные катались в лодке и целовались до тех пор, пока ветреная красавица не повстречала спокойного, но сильного, как зверь, гуцула. Изергиль довелось побывать и в гареме у турка, который увидел черноокую девушку на рынке, и увез с собой. Турок был старым и скучным, но у него был красивый шестнадцатилетний сын, с которым Изергиль удалось сбежать в Болгарию. На чужбине юноша умер, а вскоре Изергиль и сама оказалась на грани смерти – в порыве ревности ее ударила в грудь одна болгарка. Молодую, красивую, бесстрашную женщину ожидало еще немало приключений и мужчин: красивых, уродливых, старых, молодых, богатых и бедных. Старость настигла Изергиль в Бессарабии, где она в одиночестве доживала свой век.
Залюбовавшись голубоватыми искрами-огоньками, что вспыхивали в степи, Изергиль объяснила автору, что это искры от горящего сердца Данко. Когда-то очень давно в степи жили мирные, добрые люди. Но однажды на них напали жестокие кочевники, и они были вынуждены укрыться в густом, непроходимом лесу. Сквозь густую листву солнце не могли добраться до земли, а от болот исходил такой смрад, что люди стали гибнуть один за другим. Искренне жалея свой народ, Данко решил повести его за собой, чтобы вывести к безопасной земле. Люди поверили пылкому юноше, и пошли за ним, но лес никак не кончался. Многие стали недовольно роптать, жалея, что не остались и не склонили головы перед кочевниками. Данко было горько слышать упреки, но он понимал, что люди устали и озлобились. Разорвав грудь, Данко достал свое больше, пылающее сердце, и тьма тут же разлетелась. Освещая путь своим сердце, Данко вывел народ к свободной, вольной степи. Он умер с улыбкой на устах, но люди даже не заметили этого. Лишь один человек раздавил сердце Данко ногой, и оно превратилось в искры.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Орел унес девушку, но она вернулась через двадцать лет с молодым сыном, который никого не любил и считал себя первым человеком в мире. Ларра убил девушку и его изгнали, но он не вынес одиночества и скоро превратился лишь в тень. Молодая Изергиль очень любила целоваться, она целовалась с рыбаком и гуцулом, потом с турком и его сыном, а потом оказалась в Польше. Изергиль спасла из плена шляхтича, но пнула его, когда тот стал обещать ей вечную любовь, и вернулась в Бессарабию. Некий народ был загнан в глубь леса, где медленно умирал, но Данко предложил вывести всех на волю. Люди шли долго и стали винить Данко, но тот вырвал свое сердце, и, освещая им путь, вывел людей в степь, где умер.
План пересказа
- Ночные тени
- Ларра-сын орла
- Убийство девушки
- Наказание Ларре
- Ларра ищет смерти
- Ларра становится тенью
- Молодая Изергиль
- Рыбка и гуцул
- Гарем турка
- Сын турка
- Монах-поляк.
- Во власти жида
- Пан срубленным лицом
- Важный шляхтич
- Освобождение из плена
- Возвращение домой
- Несчастный народ в лесу
- Данко ведет людей
- Гнев и страх людей
- Вырванное сердце
Основная мысль
Жизнь только тогда обретает смыл, когда она прожита не для себя, а для людей.
Чему учит
Рассказ учит любить людей, жалеть людей, помогать людям, не требуя награды. Учит не быть гордецом и эгоистом, не считать себя лучше других, не отрываться от коллектива. Учит самопожертвованию, самоотречению. Учит любить жизнь и наслаждаться ею.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ, который состоит из трех частей, каждая из которых дополняет другую. Мне понравилось, что Изергиль видела смысл жизни в том, чтобы жить не жалуясь на судьбу. Принимать смело все, что отпущено человеку, и самим творить свою судьбу.
Вывод и мое мнение
Поиск смысла жизни – над этим вопросом заставляет задуматься произведение, предлагая три возможных пути. Каждый человек волен выбирать то, что ему ближе: иди по стопам эгоистичного Ларры, признававшего лишь жесткий диктат и господство сильной личности над массой, направить свои силы, словно старуха Изергиль, на поиски удовольствий, или же альтруистично служить людям, ничего не требуя взамен.
Цитаты из текста
«…за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»
«…Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать…»
«…Красивые – всегда смелы…»
«…не меньше чумы губит любовь людей…»
«…все на свете имеет конец!..»
Словарь новых и незнакомых слов
Шаровары – широкие штаны и внизу они либо на резинках, либо заправлены в голенища.
Роптать – высказывать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.
Чтить – чувствовать и проявлять к кому-либо, чему-либо глубокое уважение, почтение.
Кара – суровое наказание, возмездие.
Контральто – самый низкий женский певческий голос.
Демон – собирательное название сверхъестественных существ или духов.
Мгла – мрак, тьма.
Пощада – проявление сострадания, жалости, милосердия со стороны того, кто имеет возможность или власть покарать, уничтожить, истребить.
Пословицы
- Мне хоть весь свет гори, только я был бы жив.
- Куда хочу, туда и ворочу.
- Глубок океан, но сердце человеческое глубже.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Жизнь любит того, кто любит ее.
(975 слов) Выдающийся отечественный писатель Максим Горький — основоположник такого литературного направления в русской литературе как социалистический реализм. Одним из его значимых и ключевых творений стало произведение «Старуха Изергиль». Оно имеет огромный поучительный смысл. В небольшом по объему рассказе автор мастерски и психологически тонко раскрыл такие внутренние качества человеческой личности как гордость и гордыня, смелость и трусость, героизм, самоотверженность и мечты людей о сокровенном и прекрасном. И в этой статье мы рассмотрим, как на примере жизни и конкретных поступков персонажей историй, рассказанных пожилой цыганкой, раскрываются их мечты о прекрасном.
Рассмотрим эпизод из «Старухи Изергиль» М. Горького — легенду о Ларре.
Эта легенда рассказывает о сыне орла, который был горделив и считал, что он выше всех остальных. Орел был сильной и своевольной птицей, он украл девушку и спрятал так, что ее никто не нашел. Потом девушка родила Орлу сына, которого нарекли Ларрой. Он пошел в отца, жил, беря пример с Орла. Ларра тоже возомнил, что он выше всех и ему все можно, нет ничего недозволенного. Сын неоднократно проявлял свою вседозволенность, например, убил отказавшую ему девушку. Но, тем не менее, он смог добиться своей мечты — ему стало все дозволено. А за этим ему оставалось добиться другого — всевластия, и всего он добивался силой, и власти он себе желал такой же. Он считал, что в жизни главное — сила, и без нее жизнь — не жизнь.
В жизни все устроено так, что все повторяется на новом витке истории. И Ларра стал тому очередным примером — он окончил свою жизнь так же, как и его отец — он захотел умереть, когда утратил свою силу.
Другие люди при этом не видели в нем ничего героического — впрочем, Ларра и не был героем, не такой была его натура. Он вообще внешне особо ничем не отличался от других, кроме как глазами, которые всегда выражали надменность и холодность по отношению к остальным окружающим его людям. Ларра был рабом своих иллюзий — он родился человеком, но жил по образу и подобию своего отца Орла, который был птицей. Из-за этого Ларра ошибался в собственном мировоззрении и отношении к жизни. Итог был предсказуем — Ларра был настолько тщеславен и самолюбив, что стал обречен на вечные скитания и был лишен возможности уйти из этого мира.
Автор подвергает своего героя критике из-за его эгоизма. Это качество порой губит в человеке все его положительные стороны. А в следующей истории-легенде от старухи Изергиль Максим Горький приводит нам пример человека, который является полной противоположностью Ларры. но, тем не менее, конец его еще более трагичен, чем у Ларры. Это юноша Данко.
Мечты в легенде о Данко
Герой этой легенды является эталоном красивого и отважного героя, которому не чуждо самопожертвование. Тем более, как считал сам автор, настоящий герой самовыражается как раз при самопожертвовании — когда он идет на риск и, возможно, погибнет, чтобы процветало всеобщее благополучие. Счастьем для такого героя станет как раз то, что его жертва не прошла впустую, что она привела к задуманному результату. Это убеждение выражается концовкой легенды, когда главный герой умирает с улыбкой на лице. Он мечтал о том, что сможет помочь людям — и воплотил свою мечту посмертно. Жизнь, посвященная такому деянию, вполне себя окупает и не сравнится с жизнью, в которой придется веками существовать впустую и ничего не предпринимать.
Данко совершил подвиг — он привел заблудших, обреченных на гибель людей к выходу из лесной тьмы. Тот процесс был затруднен тем, что люди были не только ослаблены жизнью во тьме и вредными испарениями, но и тем, что они не доверяли герою. А он спас их ценой собственной жизни. За это деяние юноша был награжден спасенными им членами племени по-особому: его имя было почти сразу предано забвению, а неизвестный, названный автором «осторожным человеком», растоптал его горящее сердце, которое Данко вырвал из своей груди и которым он освещал путь перед собой, ведя людей к свету.
Тогда все люди жаждали выйти к свету, но средь них не находилось того смельчака, который догадается и решится пойти на крайние меры. А Данко смог, напрягая силу своей воли, добиться желаемого. Он был рожден для этого, в отличие от большинства его соплеменников, живших у токсичного болота в полутьме годами и не решившихся выбраться из гиблого места, потому что никто из них не смог бы пожертвовать собственной жизнью.
Данко — это человек, который любит мир, людей и идет, исходя из этой любви, на решительные рискованные действия до последнего, совершенно не думая о себе, ради жизни других жертвуя своей. Он совершает подвиг, совсем не ожидая благодарности и признания от соплеменников, которые оказались черствыми, эгоистичными, безразличными людьми. Они не оценили его благих намерений и самопожертвования. Оказавшись на воле, люди быстро предали Данко и его подвиг забвению.
Мечты в рассказе об Изергиль
Через образ старухи Изергиль писатель показал нам мечты о прекрасном — эта женщина всю свою жизнь искала большую любовь, у нее был свой идеал, однако добиться его ей было не суждено, так как любовь, источаемая ею, была слишком мелкой и эгоистичной для такого. Она хотела стать счастливой, обретя любовь всей жизни, но не получила желаемого. лишь доказала себе, что жизнь проходит скоротечно, а время не идет — а пролетает.
У красивой цыганки было много мужчин, но основная их роль сводилась к тому, чтобы тешить ее самолюбие, поскольку никакие их страсти и деяния не могли заменить собой мир.
Вообще же, жизнь Изергиль прошла впустую: любви и счастья не обрела, человечеству пользы не принесла, своего места и предназначения в жизни не нашла.
Теперь для Изергиль ее прошлые приключения стали ностальгией — она воспринимает их как попытки постичь прекрасное, как поиск любовного идеала, длиною в жизнь, который окончился безуспешно.
Исходя из этих историй, можно утверждать, что М. Горький вложил в мечты персонажей своего произведения поиски предназначения в жизни, ее смысла. А в том, как они подходят к достижению своих целей и идеалов автор показывает нам как положительные черты людей, так и отрицательные. Кроме того, писатель сравнивает моральные ценности — как истинные, так и ложные.
Помимо этого, через «Старуху Изергиль» автор показал читателям то, что он крепко связан с российским народом — он продемонстрировал народный образ, образ героя, который освобождает и спасает. И этот образ находит свой отклик в сердцах людей.