Автор: Безбородова Олеся Анатольевна
Организация: МБУ «Школа № 79»
Населенный пункт: Самарская область, г. Тольятти
Цель занятия :
Продолжить работу над выразительным чтением текста; умением работать с текстом.
Задачи:
Личностные УУД:
— Воспитывать эстетическое восприятие окружающего;
— проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
— анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
Познавательные УУД:
— развивать творческое воображение, логику мышления и память;
— уметь самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Регулятивные УУД:
— осуществлять пошаговый контроль по результатам работы, под руководством педагога;
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
-оценивать результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД:
— Допускать существование различных точек зрения;
— Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
— уметь интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Методы: рассказ, показ, беседа, объяснение, демонстрация, практические упражнения;
Форма организации занятия:
Работа в команде, умение помогать друг другу.
Оборудование:
— реквизит для конкурсов,
— музыкальная подборка,
— презентация,
— картинки и иллюстрации к сказке,
— раздаточный материал.
Ход занятия
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас сегодня видеть!
Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
-Сегодня мы отправимся в путешествие по одной замечательной сказке. Отгадав загадку. вы узнаете название сказки.
На санях, как ветер, мчится,
К ней опасно прислониться.
Лишь дотронься — заморозит,
В царство снежное увозит
Злые чары вход пускает —
Сердце в льдинку превращает.
Дети: Эта загадка про Снежную Королеву Г.Х.Андерсен.(портрет
Снежная королева увезла мальчика Кая в свой ледяной дворец.
Нам пришло письмо .Давайте его прочитаем.(Ученик читает письмо)
Герда решила найти брата Кая и просит нас помочь ей.
— Сегодня мы отправимся в путешествие. Будем помогать нашей смелой. доброй девочке Герде. Нам нужно собрать быстрее Кая слово из осколков льда, которое он собирает у Снежной королевы. Если он соберет быстрее нас , то Герда навсегда потеряет своего брата. Осколки оказались разбросаны в разных места и чтобы их собрать мы должны выполнить задания.
Ребята, вы согласны помочь?
II.Основная часть
1. «В цветочном саду у бабушки-волшебницы»
Дети получают 1-й осколок. На нем написано: «Найдите и прочитайте названия цветов, которые растут у бабушки – волшебницы»
На доске: первое испытание. Сад Бабушки-волшебницы. Дети читают слова, выделяют гласные, делят на слоги и выделяют ударный слог.
-Какие цветы росли в саду ?
Выполнив задание , дети получают 2-й осколок.
На нем написано: «Найдите того, кто любит сыр, но высоко сидит, чтобы его лиса не нашла».
Второе задание. «В гостях у ворона»
На доске : второе испытание.
Дети отгадывают несколько зимних загадок.
1.С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)
2. Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
3. Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а… (лед)
4. Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал… (мороз)
5. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
— Молодцы , ребята! А сейчас мы из прекрасных снежинок составим слова и запишем их. Составление слов. Выполнение звукового анализа.
-А найдите слово с секретом? ( ЖИ- пиши с И.)
Когда дети справятся с заданием — получают 3-й осколок с надписью «Найдите транспорт ,на котором отправили принц и принцесса ,Герду».
3.Третье задание. «Во дворце у принцессы и принца»
На доске : третье испытание.
— Нам нужно придумать предложение со словом КАРЕТА.
Герда едет в карете.
-Какое первое слово? Второе? и т.д.
Как будем писать начало предложения? Что ставим в конце предложения?
— Умнички ! И так , наша Герда отправляется дальше в путь.
— А сейчас мы свами поиграем в игру «Самый меткий».
Дети снежками сбивают цель .
4. Четвертое задание. «Встреча с маленькой разбойницей»
— А сейчас мы узнаем ,кто же в сказке встретился на пути нашей героине, кто же такой смелый, меткий, озорной . Нам нужно решить примеры и под каждой цифрой записать буквы. И мы узнаем нашего смельчака.
-Верно, разбойница.
— Ребята, нужно вспомнить состав чисел, чтобы маленькая Разбойница отпустила Герду.
Игру «Невидимка»
— Вы должны на ощупь определить предметы, находящиеся в мешке .
Наша героиня отправляется дальше в путь. Мы должны соединить по цифрам , получится рисунок животного, которого отпустила разбойница вместе Гердой
5.Пятое задание. «Соедини по точкам»
-Что вы знаете о северных оленях?
Северный олень — одно из немногих животных, которое ест снег, чтобы утолить жажду, и пьет морскую воду, так как испытывает нехватку соли.
Эти животные великолепно плавают, и есть подтверждённые свидетельства, как они переплывали реки шириной в 5-7 км, несмотря на очень низкую температуру воды. В тёплое время года они едят много грибов, поэтому местные жители их не собирают. Если они съедят все грибы, популяция оленей может сократиться, а это для многих местных народов, состоящих их охотников и рыболовов, означает верную смерть (интересные факты о грибах). Северные олени единственные из млекопитающих в процессе эволюции научились менять цвет глаз. Он изменяется в зависимости от времени года, что связано с затяжными полярными ночами. Летом глаза северных оленей подвержены почти постоянному воздействию солнечного света и становятся золотистыми, а зимой становятся голубыми.
Представьте, что вы оказались в солнечный день в месте, полностью покрытом снегом. Вряд ли вам удастся без хороших солнечных очков рассмотреть окрестности, а северные олени являются единственными животными, кто различает ультрафиолетовый спектр излучения. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Снежинка к носу движется,
А потом обратно.
На неё посмотреть
Очень нам приятно.
И вот девочка уже близка к встрече с братом.
Олень привез ее к старой лапландке, живущей возле царства Снежной королевы. Нам нужно решить снежную задачу, чтобы попасть в царство «Снежной Королевы»
6. Шестое задание. «Задача Снежной королевы»»
Чтение и решение задачи.
-Молодцы! Вот и царство королевы.
Давайте согреемся ,поиграем в игру «Снеговики».
7. Седьмое задания . Игра «Снеговики»
8. Восьмое задание. «Во дворце у Снежной королевы»
Снежная Королева удивилась, что вы смогли добраться до ее владений и выполнить все задания. И тут она приготовила для вас последнее задание. Вам нужно скопировать снежинку.
-Предлагаю вам сложить из осколков слово , которое мы должны собрать быстрее Кая .
Дети – складывают зеркало – получается слово ВЕЧНОСТЬ.
-Чему же учит нас эта сказка?
Главный смысл сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» состоит в том, что настоящая дружба и любовь — это самые крепкие чувства, никакие злые козни их не смогут разрушить. И эти чувства важнее всех сокровищ в холодном царстве.
III . Заключение
Близкие люди — и есть наше сокровище, именно они придут нам на помощь в трудный час, когда наши сердца вдруг заледенеют. Своей любовью они смогут растопить этот лед.
Как легко можно превратить доброе сердце человека в ледяное, настолько равнодушное, что он и сам даже не замечает этого. Но как тяжело потом другому любящему и бесстрашному человеку пройти и найти путь к этому ледяному сердцу, чтобы несмотря ни на что растопить своей горячей любовью этот лёд в сердце дорогого человека, чтобы оно могло снова биться и любить.
А сейчас и мы свами поделимся теплом, радостным , веселым настроением друг с другом!
«Лучик»
К солнышку потянулись
Лучики взяли
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись!
Приложения:
- file0.docx.. 18,9 КБ
- file1.docx.. 932,7 КБ
Опубликовано: 16.11.2021
Глава 7
Снежная королева — кто она?
Не только исследователи творчества Ганса Христиана Андерсена, но и сам он не знали, из каких далей времени народная молва донесла память о снежной королеве. Образ королевы возник, возможно, раньше гибели Атлантиды, когда Северную Европу еще покрывал ледовый щит. С чего начинал сам Андерсен? Уж конечно, не с изучения палеогеографии планеты. Мальчиком он любил слушать рассказы старых мастериц — почти по Пушкину, под жужжанье веретена. Рассказ прях о Деве льда потряс мальчика. В ответ он сочиняет специально для этих бедных женщин свою биографию: якобы он незаконный сын очень знатных родителей и встречался с китайским принцем. Этот шаг совсем еще юного сказочника продиктован благодарностью. Но что именно поведали старые пряхи о Деве льда мальчику по имени Ганс, неизвестно. Об этом можно лишь догадываться. И дело не только в том, что Андерсен был великолепным выдумщиком и помнил множество историй еще с детства, порой раскладывая их точно пасьянс, соединяя две истории в одну, а из одной делая две (в чем признавался позднее).
Вслед за «Снежной королевой» он создает роман «Дева льда», вернув своему второму произведению по мотивам рассказов прях данное ими название. В нем великолепные пейзажи, лирические сцены, полусказочные герои и персонажи. Так что же ближе к народным преданиям: сказка о Снежной королеве или роман о Деве льда? Точного ответа нет. Можно лишь догадываться, что первое произведение прямо наследует фольклорную традицию, а второе вобрало в русло сюжета немало поздних притоков.
Итак, Снежная королева похищает мальчика Кая. В ее снежной стране сердце его превращается в кусочек льда. Королева сказки часто пролетает по улицам городов, заглядывая в окна, — и стекла тогда покрываются узорами ледяных цветов. И сама королева — из ослепительного льда. Она чем-то сродни существам тонких эзотерических миров. Ее полеты — это путешествия эфирных тел, или душ. И тут уместен вопрос: кем же она была раньше? В первом своем воплощении? В сказке о Снежной королеве ответа на этот вопрос нет, как нет и самого вопроса. Сестра Кая Герда отправляется на край света выручать брата. Но сначала она приплыла по реке к удивительному саду, в котором цветы умели разговаривать и знали множество историй. Герда внимательно выслушивает эти рассказы цветов — они из их собственной жизни! Важное обстоятельство. Вся сказка пронизана светом бессмертия души. Даже вся природа одухотворена. Снежная королева — пленница вечности. Именно последнее слово предыдущей фразы Кай никак не мог выложить из льдинок в чертоге королевы. А если бы смог? Тогда дороги назад ему не было бы.
Этот мотив напоминает о Городе Света, куда, согласно Моуди, людские души попадают после клинической смерти. Одна пациентка Моуди свидетельствует: приблизившись к Городу Света, услышав звуки чарующей музыки, она услышала подсказку — если она войдет в этот город вечных душ, то назад не вернется.
Как бы там ни было, в сказке Андерсена просвечивает второй план. Он сродни скандинавским героическим песням о богах и героях. В Младшей Эдде есть строки: «Мировая Бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой Бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры из Муспелльсхейма».
Муспелль, или Муспелльсхейм в Эдде — жаркая и светлая страна на юге. Вот встретились иней и тепло, иней растаял, капли влаги ожили «от теплотворной силы» и приняли образ человека. Имя его Имир. От него пошли великаны.
Не здесь ли, в седой эддической древности, следует искать следы Снежной королевы? Скандинавские боги ведут свою родословную по женской линии от великанов.
Контактные свидетельства относят легендарных атлантов также к великанам: их рост около трех метров. Они светловолосы и светлоглазы, до почитания любят цветы, а сама их наука и даже технологии ближе к искусству, чем к науке и технике в нашем понимании. И атланты, и великаны, и боги связаны общим происхождением, у них одно родословное древо. Внушает доверие и старинная мудрость: боги — это бессмертные люди, люди — это смертные боги. Снежная королева может быть охарактеризована первой частью этого тезиса.
Возникают ситуации, совершенно исключительные и почти необъяснимые, когда божественное и человеческое начала проявляются на равных. Даже так: душа в исключительных случаях, уже утратив свое смертное тело, вдруг создает новое — временную оболочку, в которой совершает подлинные чудеса. Тоже сказка на первый взгляд. Но есть факты, которые намного превосходят этот сказочный штрих.
Так было в той же Дании, причем уже в наше время. Валд Дропен отправился с шестилетней дочкой Ингер в плавание на яхте. Был воскресный день, стояла отличная погода. Ингер осталась без матери — жена Валда незадолго до этой прогулки на яхте умерла. Судно шло под парусом по озеру, что близ города Колдинг. Валд сделал резкий поворот — и случилось несчастье, девочка упала в воду. Пока она беспомощно барахталась, глотая воду, отец вызывал по рации команду спасателей. Сам он плавать не умел. Девочка между тем скрылась под водой. Можно представить состояние отца в эти минуты. Неожиданно над самой его головой возникло белесое облако — через минуту оно стало походить на женщину. И женщина эта, рожденная облаком, вполне по-спортивному прыгнула в воду. Вытянув руки, она нырнула. Разошлись круги на озерной воде. Прибывшие спасатели с изумлением наблюдали невиданную картину. Валд крикнул, что это его покойная жена. Надо полагать, обстановку это не прояснило. И вот отец и спасатели увидели, как эта женщина-дух вынырнула вместе с бездыханной девочкой, а затем в плавном полете опустилась на палубу яхты вместе с ребенком. И делала искусственное дыхание, пока девочка не очнулась и не обняла ее. Тогда дух матери растворился, исчез. Все это записал в своем протоколе сержант полиции Э. Бонд, прибывший вместе со спасателями. Отметим точность в поведении облачной женщины — она исчезла сразу, как только девочка пришла в себя, ведь расстаться позднее ребенку было бы труднее — и намного, раз уж пришла вера в чудесное возвращение матери с того света.
В подобное верится с трудом. Но тем самым жизнь дает нам ключи к сокровищнице древних преданий — ведь в прежние времена люди были куда внимательнее и любознательнее: отупеть от кино- и телепассажей они не успели и с интересом наблюдали подлинность во всех ее проявлениях.
* * *
Именно родословная великанов севера, изложенная в скандинавских мифах, позволяет отыскать точный прототип Снежной королевы, неуловимой, как дуновение ветра. Основания такого поиска налицо.
Какая из героинь Эдды живет на Крайнем Севере, ходит на лыжах и стреляет из лука дичь? Это Скади, дочь великана Тьяцци. Ньёрд, ее муж, один из богов-асов (но по происхождению он ван; ваны тоже боги). После первой в мире войны между — напомню — ее участники обменялись заложниками. Так Ньёрд попал к асам. На берегу моря расположен его чертог Ноатун. Здесь сначала и живут молодые. Но Скади тянет на север, в горы. Бог и великанша договариваются тогда жить девять дней у Скади, девять — у Ньёрда. И вот, вернувшись как-то с севера к морю, Ньёрд заявил, что не променяет лебединые крики на вой волков в горах. Скади придерживалась иного мнения: ей птичьи крики не давали спать, будили по утрам. И, как в сказке Андерсена, она выбрала север. Навсегда.
Снежная королева, войдя в сказку, сохранила черты характера Скади: она такая же суровая, жестокая, красивая.
Вероломный ас Локи повинен в гибели сына Одина, главы асов. Поэтому его привязали к трем камням. А Скади повесила над ним ядовитую змею, чтобы яд капал ему на лицо. Именно она, Скади, готова выполнять подобные поручения. А жена Локи Сигюн стоит подле с чашей, собирая капли яда, чтобы Избавить Локи от страданий. Но вот чаша наполняется, она Идет вылить яд, а на лицо ее супруга снова попадают жгущие Кожу капли, — Локи рвется с такой силой, что сотрясается Земля. Но крепки оковы — ведь он привязан к камням кишками волка, в которого асы превратили сына Локи Вали! И привязь эта превратилась в железо.
А до этих событий именно Скади осмелилась пойти на асов и их город Асгард войной. В шлеме и кольчуге не побоялась она предстать пред грозные очи богов, мстя за своего отца, убитого асами. Смелость ее и благородная отвага поражают. Асы пообещали ей выкуп и предложили выбрать среди них мужа. Условие выбора необычно для нашего времени и наших нравов: нагота асов прикрыта, открыты лишь ноги, и по ногам великанша и должна решить, кто будет ей мужем. Давний тот обычай, на мой взгляд, сохранил влияние матриархата, ведь мужчины тогда были охотниками, собирателями, и ноги им нужны были не меньше, чем волку. Так и достался ей славный Ньёрд.
Как и Снежная королева или царевна Несмеяна, Скади не смеялась, даже не улыбалась. Пожаловав ей мужа в утешение за убитого ими отца, асы должны были еще и рассмешить ее. Таков был второй пункт мирного договора с Асгардом. Скади была уверена, что это богам не удастся. Это сверхделикатное дело асы поручили Локи, находившемуся тогда еще в их рядах.
О том, что было дальше, с наивно-трогательной непосредственностью повествует Младшая Эдда.
«Тогда Локи обвязал веревкой козла за бороду, а другим концом — себя за мошонку. То один, то другой тянули — и громко кричали. Наконец Локи повалился Скади на колени, тут она и рассмеялась. Тогда между нею и асами был заключен мир».
По условиям этого мира Один забросил глаза Тьяцци, отца Скади, на небо, превратив их в звезды. Скади считается богиней, и это еще одно свидетельство древности образа. Ее и ее второго «я» — Снежной королевы.
И самое поразительное… Эдда была записана, а ее фрагмент был переиначен в устной передаче, — и дошел до времени Андерсена, засвидетельствовав жизнь великих мифов и песен в народной молве.
Читайте также
КОРОЛЕВА ЧЕРНОГО РЫНКА
КОРОЛЕВА ЧЕРНОГО РЫНКА
7. Королева объявляет мат…
7. Королева объявляет мат…
Встретились, как и условились, на следующий день ровно в десять. Синеглазый приехал в такси.— Вы сегодня снова в своем зеленом наряде, моя королева, — выскочив из машины, сказал синеглазый.— Я знаю, что он вам нравится…— Не он, Любушка, а вы в
Глава 17 Снежная слепота
Глава 17
Снежная слепота
В первый раз экспедиционный врач Ингрид Хант связалась по рации с восходителями примерно в шесть часов утра. С тех пор до базового лагеря лишь изредка доходили сообщения от альпинистов «Горного безумия». В три часа сорок пять минут пополудни
Глава 27 Королева-девственница и ее «лягушонок»
Глава 27
Королева-девственница и ее «лягушонок»
I
Еще со времен самой Елизаветы I шли споры по поводу того, почему она так упорно оставалась девственницей – по крайней мере, официально. Оговорка «официально» добавлена неспроста – королеве Елизавете приписывался
БЕЗ КОРОЛЕВА
БЕЗ КОРОЛЕВА
После кончины С.П.Королева 14 января 1966 г. за его коллективом остались следующие задуманные и начатые им, но незавершенные работы.1. Окончательная разработка, наземная отработка и осуществление стыковки двух пилотируемых космических кораблей с переходом
«Королева пустыни»
«Королева пустыни»
О легендарном городе на южных границах Сахары европейцы знали из арабских источников. Восточные хроники сообщали умопомрачительные вещи: улицы Томбукту выстланы золотыми плитами, а дворцы и мечети искусно обшиты листовым золотом. Город входил в
Поверженная «королева пустыни»
Поверженная «королева пустыни»
С большим разочарованием Барт увидел, что слава «королевы пустыни» осталась в прошлом. Войны и многочисленные бедствия привели некогда богатый город в полный упадок.Когда вносили в дом и распаковывали багаж Барта, столпившихся любопытных
Королева неба
Королева неба
Учебный самолет не успел на взлете набрать достаточную высоту, врезался в окаймлявшие аэродром эвкалиптовые деревья и рухнул на землю. Когда испуганный инструктор примчался на место аварии, среди обломков самолета сидела молодая летчица и безмятежно
МОГУЧАЯ «КОРОЛЕВА»
МОГУЧАЯ «КОРОЛЕВА»
Период времени между двумя мировыми войнами XX в. оказался весьма сложным для Британии: после окончания Первой мировой войны экономика империи пребывала в кризисе, росла безработица, ширились масштабы экономического спада. Судостроительная
ВТОРАЯ «КОРОЛЕВА»
ВТОРАЯ «КОРОЛЕВА»
В декабре 1936 г. на верфи «Джон Браун и Ко» в г. Клайдбэнк был заложен киль нового лайнера, который должен был стать партнером «Куин Мэри» по трансатлантическим перевозкам. Учитывая новейшие достижения в области конструкционных материалов и корабельных
Королева и другие звезды
Королева и другие звезды
Отношение к королевской семье в Британии неоднозначное. Одни свято верят в то, что королева настоящая, а не номинальная глава государства, принимающая важные решения, другие видят в ней дань традиции и лишнюю и весьма внушительную статью
Незнакомая королева
Незнакомая королева
По улице шла молодая женщина. Высокая, светловолосая, платье до пят. Необычное, как будто когда-то в нем играли королеву из «Гамлета». Когда-то давно, потому что было оно потрепано и все в пыли.Стопы незнакомки были обмотаны тряпками, поверх которых
Снежная увертюра
Снежная увертюра
Ой, снег – снег,
Ой, снег – снег…
(Детская песенка)
Вся моя группа занята, кроме обживания палатки, еще одним основным делом. В потоке грузов из трюмов ледокола нам надо отловить свои ящики с красным треугольником. Потеря даже одного – чревата. Свои ящики
Глава 14 Добрая королева Бесс
Глава 14
Добрая королева Бесс
Несмотря на шокирующие выходки предков, жизнь королевской семьи в наши дни представляется безупречной. Жизнь эта всегда была окутана тайной, и до прибытия в Англию газетного магната Руперта Мердока британская пресса оставалась почтительной
«КОРОЛЕВА МОЯ ФРАНЦУЗСКАЯ…»
«КОРОЛЕВА МОЯ ФРАНЦУЗСКАЯ…»
Это было похоже на гигантский ледоход.Страну взламывало, как огромное ледяное поле. Темные трещины, сначала едва намеченные, прочерчивались все более жестко и опасно и потом ширились, обнажая пугающе темную воду. То, что еще вчера было