Что умела делать блоха из рассказа лескова левша

I вариант. 1. рассказ лескова левша был написан в:а 1872 г.б 1881 г. в 1878 г. 2. полное название рассказа

I вариант.

1. Рассказ Лескова “Левша” был написан в:
а) 1872 г.
б) 1881 г. +
в) 1878 г.

2. Полное название рассказа “Левша”:
а) Умелый тульский мастер левша
б) Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе +
в) Сказ о тульском левше

3. От чьего лица идет повествование практически во всех главах рассказа:
а) от лица цехового мастера +
б) от лица донского атамана Платова
в) от лица Левши

4. Кто из героев считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных:
а) Министр Чернышев
б) Атаман Платов +
в) Царь Александр Павлович

5. Что император купил за миллион у англичан:
а) механического кузнечика
б) заводного жука
в) механическую блоху +

6. Кто поручил Платову поехать к русским мастерам за тем, чтобы они превзошли английских мастеров:
а) Министр Чернышев
б) Царь Николай Павлович +
в) Царь Александр Павлович

7. О ком из героев идет речь в цитате: “На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”:
а) о Чернышеве
б) о Платове
в) о Левше +

8. Куда отправились тульские мастера, чтобы просить совета у иконы Николая Чудотворца:
а) в Орловскую губернию +
б) в Самарскую губернию
в) в Воронежскую губернию

9. Что сделал Левша, чем заслужил уважение у англичан:
а) сделал по телу механической блохи гравировку
б) усовершенствовал механизм заводной блохи
в) подковал механическую блоху +

10. Мастером какого профиля был Левша:
а) замочником
б) оружейником +
в) гравировщиком

11. Что Левше подарили на прощание англичане:
а) золотые часы +
б) механического кузнечика
в) серебряную табакерку

12. Какие слова Левша пытался донести до государя перед смертью:
а) поделиться своими впечатлениями о поездке
б) что у англичан не чистят ружья кирпичом +
в) рассказать секреты оружейного дела англичан

13. Имя и фамилия донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе:
а) Матвей Платов +
б) Еремей Плугов
в) Александр Плоткин

14. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора:
а) завод
б) тюрьма
в) музей, собрание редких вещей +

15. На каком предмете была сделана надпись “Иван Москвин во граде Туле”:
а) на пистоле +
б) на мече
в) на шпаге

16. Какого сахара не оказалось у англичан:
а) мирно
б) молво +
в) сладко

17. Из какого материала выковали англичане блоху:
а) из меди
б) из золота
в) из стали +

18. Что умела делать блоха:
а) петь и шагать
б) танцевать и прыгать +
в) прыгать и петь

19. Из чего был сделан футляр:
а) из натуральной кожи
б) из золотой пластинки
в) из цельного бриллиантового ореха +

20. Сколько заплатил император за блоху:
а) миллион мелкими ассигнациями
б) миллион серебряными пятачками +
в) нисколько, блоху ему подарили

II вариант.

1. От военных дел у государя сделалась меланхолия, что он решил:
а) исповедаться у попа Федота +
б) поехать в другую страну
в) получше рассмотреть блоху

2. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу:
а) чтобы тульские мастера научились делать такую же блоху
б) чтобы тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное +
в) чтобы Платов подарил тульским мастерам эту блоху

3. Куда отправились мастера:
а) в Орел за инструментами
б) в Киев за советом
в) в Мценск отслужить молебен +

4. Как долго работали мастера:
а) 2 года
б) 2 недели +
в) 2 месяца

5. Что придумали мастера:
а) сшили блохе платье
б) сделали еще одну блоху
в) подковали блоху +

6. Куда повезли левшу:
а) в Париж
б) в Лондон +
в) в Киев

7. Чему более всего удивился левша в Англии:
а) в каком виде состоят старые ружья +
б) как делают новые ружья
в) угощению и гостеприимству

8. Чего не было среди подарков, данных Левше на прощанье:
а) золотые часы
б) байковое пальто
в) хромовые сапожки +

9. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию:
а) по Азовскому
б) по Средиземному +
в) по Черному

10. О ком было сказано: “У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина”:
а) о Левше +
б) о казаке Платове
в) о графе Чернышеве

11.Что было внутри у Александра Павловича при виде заграничных чудес?
а) чувство зависти
б) удивление
в) обида за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи+

12. Платов взял у англичан:
а) «мелкоскоп» +
б) карету «двухсестную»
в) «буреметр» морской
г) Мортимерово ружьё

13. Почему Платов гневался на тульских оружейников?
а) ничего не придумали нового +
б) сломали блоху
в) потеряли блоху

14. По какой причине Левша не говорил о том, над чем работает?
а) не смог ничего придумать
б) боялся царского гнева
в) не хотел раньше времени раскрыть секрет+

15. Для чего Платов привёз Левшу к государю?
а) наградить Левшу
б) похвалиться хорошим мастером
в) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой+
г) наказать за то, что оружейники сломали блоху

16. Из-за чего царь решил, что блоха испорчена?
а) она не танцевала +
б) она рассыпалась на части
в) у неё не было ног
г) сломался ключик

17. Левша сказал, что надо положить под микроскоп ______, чтобы увидеть работу тульских мастеров?
а) ножку +
б) брюшко
в) ключик
г) футляр

18. Дальнейшая судьба подкованной блохи?
а) государь заставлял её постоянно танцевать
б) государь отправил ее в музей
в) государь оставил себе для забавы
г) государь послал англичанам+

19.При каком условии Левша уступил и согласился погостить у англичан?
а) если ему дадут право на жительство в Англии
б) если найдут невесту
в) если разрешат посетить оружейные заводы+

20. Как на родине приняли Левшу?
а) поместили в хорошую больницу
б) бросили умирать в больнице для бедных+
в) срочно оказали медицинскую помощь

Всем школьникам и их родителям будет интересно читать краткое содержание рассказа «Левша» – одного из самых популярных произведений Н. С. Лескова. Взяв за основу сюжета известную прибаутку, писатель создал поучительную историю о печальной судьбе талантливого русского мастера.

Главные герои

Левша – тульский мастер-оружейник, очень талантливый, изобретательный человек. Левша не имеет никакого образования, его мастерство основано исключительно на природном даровании. «Самородок» является убежденным патриотом. Богатство и почет в Англии не могут заставить его изменить России. Левша, доведенный до смерти на родине, из последних сил пытается сообщить властям о «главном английском секрете».

Казак Платов – Матвей Иванович Платов, реальный исторический деятель; атаман донского казачества, участник Отечественной войны 1812 г.

Краткое содержание

Глава первая

Во время заграничного путешествия Александр I с большим интересом рассматривал достижения европейской науки и техники и отмечал их превосходство над отечественными изделиями. Императора сопровождал казак Платов, который стремился доказать, что Россия ни в чем не уступает Европе.

Настоящим испытанием для Платова стала поездка по Англии. Англичане продемонстрировали Александру I свои самые последние технические новинки и напоследок пригласили его осмотреть «оружейную кунсткамеру».

Глава вторая

При осмотре кунсткамеры император был восхищен искусными английскими изделиями, а Платов ничему не удивлялся и сохранял равнодушный вид. В качестве главной гордости англичане показали превосходную «пистолю», добытую в бою.

Платов вскрыл оружие и нашел внутри клеймо русского мастера Москвина. Англичане были сильно смущены. Император даже упрекнул казака за «конфуз», учиненный над ними.

Глава третья

Англичане захотели взять «реванш» и на следующий день повели Александра I и Платова осматривать еще более удивительные вещи. В конце концов они преподнесли императору удивительный дар – сделанную из стали блоху. Искусственное насекомое заводилось ключом и «дансе танцевало».

Александр I наградил английских мастеров миллионом и признал их полное превосходство. По этому поводу между ним и Платовым произошла ссора. На обратном пути в Россию они не разговаривали.

Глава четвертая

Вскоре Александр I умер. Воцарившийся после его смерти Николай I какое-то время был завален государственными делами и даже не знал о существовании английской блохи.

Однажды император случайно нашел драгоценный футляр с блохой и не мог понять, для чего хранится эта «соринка». Специально приглашенный «химик» определил, что это – искусное зарубежное изделие.

О находке узнал Платов и, явившись перед Николаем I, рассказал про историю появления блохи. Император поручил казаку отвезти ее к тульским мастерам. Он был уверен, что знаменитые оружейники «утрут нос» англичанам.

Глава пятая

Платов привез стальную блоху на тульские заводы и показал ее местным мастерам. Казак попросил превзойти английское искусство.

Мастера подивились на тонкую зарубежную работу, но заявили, что «переплюнут» ее. Они попросили дать им две недели сроку, но так и не сказали, что намерены предпринять.

Глава шестая

За трудное дело взялись три тульских мастера во главе с «косым левшой». Перед началом работы они попрощались с родными, собрали котомки и куда-то ушли.

Глава седьмая

Мастера посетили город Мценск, где помолились древней иконе святого Николая. Вернувшись назад, они заперлись в избушке левшы и принялись за работу.

Никто не знал, что делают мастера. Они не выходили наружу и никого к себе не впускали. Можно было лишь видеть через щели отблески кузнечного огня и слышать постукивание молотков.

Глава восьмая

По истечении положенного срока в Тулу прибыл Платов. Ему не терпелось посмотреть на результат работы мастеров. Казак послал за ними несколько человек. Он надеялся, что оружейники оправдают его надежды, но не исключал и их поражения.

Глава девятая

Посланники прибежали к избушке левши и стали громко стучаться. Так как никто не открывал, они попытались взломать дверь, а потом своротили крышу. Мастера ответили, что осталось вбить последний гвоздь. Вскоре они вышли и направились к Платову. Впереди шел левша и нес драгоценный футляр со стальной блохой.

Глава десятая

Платов взял футляр, увидел блоху и возмутился: никаких следов работы туляков не было видно. Он решил, что мастера только испортили хитроумный механизм и обвинил их в этом.

Оружейники сильно обиделись и заявили, что никому, кроме императора, не раскроют секрета. Платов разгневался, повелел схватить левшу и повез его в Петербург. Приехав в императорский дворец, он пошел к Николаю I, повелев строго охранять «пленника».

Глава одиннадцатая

Платов боялся императорского гнева, поэтому решил пока что умолчать о «неудаче» с блохой. Николай I выслушал его подробный доклад о положении дел у донских казаков, но в конце спросил о порученном деле.

Платов признался, что ничего не вышло. Император не мог в это поверить и приказал принести ему блоху.

Глава двенадцатая

Английская диковинка выглядела точно так же, как и раньше. По просьбе Николая I его дочь завела механизм, но блоха не двигалась. Увидев это, Платов разозлился, выбежал из дворца и стал драть левшу за волосы. Мастер вытерпел трепку и сказал, что они ничего не поломали. Он заявил, что результат работы можно разглядеть только в самый мощный «мелкоскоп».

Глава тринадцатая

Платов передал ответ левши императору. Николай I принялся смотреть на блоху через «мелкоскоп». Он поворачивал ее в разные стороны, но так ничего и не увидел.

По приказу императора во дворец привели грязного и оборванного левшу. Он заявил, чтобы его величество обратил особое внимание на пятки блохи. Николай I вгляделся и весь просиял. От радости он обнял и поцеловал левшу, пояснив всем окружающим, что тульские мастера подковали английскую блоху.

Глава четырнадцатая

Левша удивил всех еще больше, сказав, что на каждой подкове стоят имена мастеров. Сам же он делал гвоздики, которые вообще невозможно увидеть даже в самый мощный «мелкоскоп».

Император повелел отослать блоху обратно в Англию, чтобы похвастаться российским мастерством. Футляр повез курьер, а вместе с ним в заграничное путешествие отправили и левшу, которого предварительно отмыли и нарядили в придворный костюм.

Глава пятнадцатая

 Курьер с левшой отдали блоху и поселились в гостинице. Англичане хорошенько рассмотрели русскую работу и несказанно удивились. Они приехали к левше и три дня поили его разными винами.

После праздничной гулянки англичане завели с косым мастером серьезный разговор. Они с изумлением узнали, что левша совершенно не знаком с арифметикой и вообще ничему не учился. Он сам признался, что отсутствие образования привело к ошибке в расчетах: подкованная блоха не могла танцевать.

Англичане предложили левше остаться у них, делая ему заманчивые предложения: возможность получить знания, большой доход, женитьба. Мастер категорически от всего отказывался, упорно утверждая, что жить в России намного лучше. В конце концов англичане пообещали отправить его обратно на родину, показав на прощание свои технические достижения.

Глава шестнадцатая

Левша внимательно осмотрел английские заводы и похвалил их обустройство и условия содержания рабочих. Почему-то он уделял большое внимание старым английским ружьям. Узнав, что русские гости никогда их не осматривали должным образом, левша «затосковал» и стал проситься на родину.

Англичане щедро одарили мастера и посадили на корабль, отправлявшийся в Россию. Левша целыми днями сидел на палубе и с тоской глядел на восток.

Помощник шкипера («полшкипер») заметил странного русского пассажира и угостил его выпивкой. Англичанин предложил левше пари: кто кого перепьет в пути.

Глава семнадцатая

 Левша и «полшкипер» допились до галлюцинаций. Капитан приказал запереть их в трюме и снабдить алкоголем и пищей, чтобы пари продолжалось. Корабль благополучно доплыл до России, но победитель так и не был выявлен. Мертвецки пьяного англичанина увезли в посольство, а точно такого же левшу – в полицейский участок.

Глава восемнадцатая

«Полшкипера» в посольстве окружили заботой и вниманием. У левши же в участке отобрали все английские подарки и попытались «сплавить» его в какую-нибудь больницу. Бедный мастер настолько обессилел от пьянства, что ничего не мог сказать. К тому же у него не было никаких документов.

Больного левшу долго возили по Петербургу и, наконец, кинули на полу в Обуховской больнице, где принимали всех беспаспортных бродяг.

«Полшкипер» вскоре встал на ноги и бросился разыскивать своего русского «камрада».

Глава девятнадцатая

Англичанин нашел умирающего на полу левшу, который хотел о чем-то рассказать самому императору. Выполняя его просьбу, «полшкипер» обежал несколько влиятельных лиц. Комендант Петропавловской крепости Скобелев пообещал позаботиться о мастере.

К левше приехал врач, но было уже слишком поздно. Мастер только успел сказать, чтобы в армии не чистили ружья кирпичом. Врач доложил об этом военному министру, но тот прогнал его. Ружья продолжали чистить так же, что приводило к расширению стволов. В результате «болтающиеся» свободно пули стали одной из причин поражения России в Крымской войне.

Глава двадцатая

Случай с левшой произошел давно. Машинный труд вытеснил таких «самородков», но память о них сохранилась в народных преданиях и сказаниях.

Образ и характеристика левши — героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

Левша — главный герой одноимённой повести Н. С. Лескова. Это произведение имеет подзаголовок: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Герой сказа — талантливый мастер-оружейник, всё делавший левой рукой. Автор впоследствии писал, что «там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“ ». Как звали этого героя неизвестно, потому что в его образе автор отразил собирательный образ народа.

Описание внешности и речевая характеристика

Как выглядел левша, читатель узнаёт из 6 главы сказа: он косой, «на шее пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одет он в казакин, обут в сапоги.

Когда левше пришлось разговаривать с государем, он не робел и толково объяснил, что работу тульских оружейников нужно рассматривать через «мелкоскоп» (микроскоп).

Отношение к работе

Донской казак Платов по поручению государя Николая Павловича доставил тульским оружейникам металлическую блоху, сделанную англичанами и умеющую танцевать, если её завести ключиком. Он передал наказ царя, чтобы они что-нибудь с ней сделали, чтобы превзойти англичан.

Три самых искусных оружейника взялись за эту работу. Сидели они несколько дней, запершись, держали своё дело в страшном секрете. Левша и его товарищи были так самозабвенно захвачены этой работой, что их нельзя было от неё оторвать, пока она была не закончена. Когда попробовали их обмануть и закричали, что горит соседний дом, левша высунулся из окна и крикнул: «Горите себе, а нам некогда», — и снова, захлопнув ставню, принялся за своё дело.

Когда оружейники представили готовую блоху Платову, тот подумал, что они ничего с ней не сделали, да ещё, наверно, её испортили. Стал он ругаться и угрожать мастерам. За то, что Платов усомнился в их искусстве, левша с товарищами держали от него в секрете выполненную работу. Сказали они, чтобы он отвёз блоху царю, и тот увидит «каковы мы у него люди и есть ли ему за нас постыжение».

Левша был самым искусным и талантливым среди мастеров, он выковывал блохе гвоздики для подковок, причём, не пользуясь микроскопом, который был ему не по карману из-за бедности.

Характер левши

Главному герою сказа присущи следующие черты характера:

  • Увлечённость работой, творчеством, усердие в труде, одарённость.
  • Сметливость. В Англии он понял, что англичане ружья не чистят кирпичом, поэтому пули в них не болтаются, и ружья хорошо стреляют.
  • Патриотизм. Про то, чтобы ружья не чистить кирпичом, левша решил рассказать государю. Узнав этот секрет, он сразу заторопился домой. Никому он не рассказал, какой секрет повёз в Россию из Англии. До этого англичане уговаривали его жить у них, но левша не остался в Англии, так как стал очень скучать по Родине и родителям.
  • Скромность. На корабле, идущем в Россию, его поместили, как барина, но он с другими господами сидеть стеснялся, уходил на палубу и смотрел в ту сторону, где была Россия.
  • Религиозность. Перед тем, как приступить к работе, пошли оружейники в Мценск поклониться иконе св. Николая.

Как относятся к левше другие герои

Товарищи по работе уважали этого мастера за трудолюбие и талантливость, поэтому доверили ему самую тонкую работу — выковывание гвоздиков для подковок блохе.

Донской казак Платов, узнав, что блоха не может сейчас танцевать, посчитал, что оружейники испортили её, и побил за это левшу, которого привёз в Петербург.

Государь Николай Павлович, когда увидел, что тульские оружейники подковали блоху, обнял левшу и поцеловал. Тогда придворные тоже стали его целовать, а Платов дал ему 100 рублей и извинился за то, что его «за волосья отодрал».

Англичане удивились, что этот человек делает такую тонкую работу левой рукой. Они сожалели, что он не обучен наукам, поэтому не смог сообразить, что в каждом механизме есть «расчёт силы» и что блоха не может танцевать из-за тяжести подковок. Они хотели, чтобы левша остался у них, считали, что обучившись наукам, он станет удивительным мастером. Относились англичане к нему очень уважительно.

Отношение на Родине его ожидало другое. Когда корабль достиг Петербурга, мастера, ослабевшего от болезни, от «долгого колтыханья» и от алкоголя (он пил, держа пари с английским «полшкипером») привезли в квартальное отделение полиции. Там хорошую одежду с него сняли, часы и деньги забрали и отправили на извозчике в больницу. Пока ждали извозчика, левша замёрз. Долго его возили из больницы в больницу — нигде не принимали без документа. Наконец привезли в простонародную больницу и посадили в коридоре на пол. Там левша умер от того, что, когда его повезли в больницы и пересаживали из одних саней в другие, его роняли, «он весь избился», и затылок у него был расколот. Перед смертью левша успел сказать доктору, чтобы он передал государю, что англичане ружья кирпичом не чистят, и нам нужно делать так же. Но эти предсмертные слова левши не передали государю, так как его приближённый граф Чернышев посчитал, что доктор суётся не в своё дело.

Автор пишет, что если бы довели слова до государя, «в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».

Заключение

Автор показал, что в страшной судьбе левши виноваты нелепые российские порядки того времени. Тогда русский талант был нужен для того, чтобы пустить иностранцам пыль в глаза, но никто не берёг талантливого человека, не видел в нём национального богатства.

Характеристика образа левши, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Характеристика и образ Левши в рассказе Левша Лескова сочинение

Образ Левшы — это прототип обычного русского человека, который имеет широкую душу и богатый внутренний мир. Он обычный мастер, который любит свое дело. Работал он левой рукой, из-за этого и стал называться левшой, но этот дефект нисколько не мешал ему быть лучшим из лучших.

Главный герой произведения – человек, которого обходят стороной, так как он, по их мнению, немного странный, не от мира сего.

Внешность его не впечатляет. Он имеет косоглазие, выдраны волосы на висках. Одежда давно уже отжила свое время, так как затерта до дыр. Но его это, в принципе, мало беспокоит, как и мнение народа. Левша – человек простой, так сказать, из народа. По своему характеру он смелый и прямолинейный, не боится говорить правду в лицо.

Но не все так красочно в этом персонаже. Левша имеет вредную привычку выпивать. Можно сказать, что он болен, у него душевное расстройство, которое он пытается залечить алкоголем. Это расстройство появилось из-за того, что никто не ценит его талан, и он не может реализовать себя, как творческого человека.

То, что переживает главный герой – это реальность и не вымысел. Многие люди того времени вынуждены были оставить свои идеи творческой реализации в прошлом. Создается двоякое мнение, что государству того времени, было необходимо и выгодно, чтобы люди оставались глупыми и необразованными. Чтобы никто не смог занять высшие должности государства. Глубоко в душе герой Лескова весьма духовен и патриотичен. Он не смог долго прожить в Англии и скорее рвался домой, на Родину.

Левша не образован, как и большинство крестьян государства, но самое главное, что он смог раскрыть в себе талант, заложенный с детства.

В Англии он поразил всех своим мастерством, изготовив гвоздики для подков блохи. Но он, как простой человек, не жаждет славы и признания, он делает то, что любит. В произведении левшу мы видим как старательного работника.

Одна из главных проблем Левши заключается в том, что он топчется на месте, не развивается и не двигается вперед. Его, к сожалению, все устраивает, хотя для многих людей такая жизнь была бы невыносимой.

Левша – это не простой главный герой и прототип русского человека, он олицетворяет весь русской народ, который силен духом и имеет множество талантов. У него, как и у всего русского народа, есть воля к победе. Такими мастерами в то время гордились и ценили, но не все, к сожалению. Умер Левша случайной смертью.

Сочинение про Левшу

Левша является главным героем одноименной повести Николая Семеновича Лескова, написанной им в 1881 году. На примере жизни Левши автор раскрывает проблему судьбы по-настоящему талантливого человека в России в те времена. В какой-то степени, данное произведение и проблема, раскрытая в нем, актуальны и в настоящее время.

По внешности, описанной в повести, можно понять, что Левша был абсолютно непримечательным и непривлекательным человеком, обычным русским юродивым. Левша был бедным крестьянином, малообразованным, забитым и верующим человеком, который скромно одевался, любил старых родителей и жил в маленьком домике. А вот его умения в мастерстве были просто поразительными. Он являлся тульским мастером, настоящим умельцем в своем деле. Вместе с двумя другими иностранными мастерами его выбирают для создания более удивительного изделия, чем английская блоха.

В обязанности Левши входила самая сложная задача – создание гвоздиков для подков. Несмотря на свое косоглазие, он успешно справляется с задачей и даже оставляет свое имя на подкове. Такой результат был просто поразительным, никто не мог поверить в сделанное им дело. Как ни странно, англичане желают иметь у себя такого искусного мастера и приглашают Левшу к себе. С его стороны поступает непонятный другим отказ. Безусловно, причиной данного отказа был патриотизм и желание прославить Россию, но и не только это. Левша считал себя недостойным и непримечательным человеком, который не верил в себя, свои способности и предпочитал жить без известности. Он просто не мог представить себя, живущим в человеческих условиях, в которых он смог бы жить обеспеченно и чувствовать себя комфортнее.

Лесков раскрывает действительно важную проблему в своей повести: несчастная жизнь настоящих талантов в России. Левша являлся непревзойденным мастером, который смог совершить фантастическую работу. Но как при этом складывается его жизнь? Он, человек с золотыми руками, серьезно заболевает и умирает, но никому даже нет до этого дела. В этом присутствует вина самого героя и общества. Поэтому образ Левши не только положительный, но и по-негативному ироничный.

Вариант 3

Сказ автора отличается от других авторов сказочными мотивами, в котором содержатся элементы трагизма.

В «Левше» есть центральный герой, живущий в городе Туле. Он — искусный мастер.

Левша – типично сказочный персонаж. Автор показал в нем мастера, который отличался высоким мастерством, но в науках не был силен.

Левша принимал участие в подковке блохи, что подтверждает талантливость русского мастера. Автор не стал называть Левшу никаким именем, тем самым подчеркнул его характер. Левша привык к тому, что ему постоянно кто-то угрожает. Одежда его небрежна: одна штанина заправлена в сапог, другая нет. Одежка застегнута на крючках, половина крючков потеряна. Так и ходит Левша в подобном виде. Образ Левши представлен в виде грязного и неухоженного мастера, не следившего за собой, ведь он постоянно работает.

Автор выразил в образе Левши маленького мужичка. Левша отвечает за качество выполнения своего мастерства. Левша уезжает в страну Англию, чтобы доказать иностранцам умение творческого мастерства. У него нет денег на еду. Он постоянно голодный. В таком состоянии он добирается до другой страны.

У многих читателей Левша вызывает уважение в том, что он отказывается от выгодных предложений и уезжает домой на родину. У него отсутствует желание оставаться в этой стране. Левша – трудолюбивый и честный человек. Левша — бескорыстный.

Автор характеризует Левшу с положительной стороны. Он показывает своим читателям, что Левша – русский патриот. У него душа простого русского человека. Он верит в религию и нравы русского народа. Мастер проходит через испытания судьбы, но даже перед смертью понимает всю важность военного секрета англичан, которое негативно может отразиться на русской армии.

После возвращения на родину, Левша неожиданно заболевает. Он умирает в полном одиночестве. Его бросили умирать в больнице на полу. В этом выражается отрицательные элементы России – неблагодарность, отсутствие гуманности, в чем заключаются истинные причины неустроенности нашей жизни в России, как подчеркнул писатель.

Читатель замечает, что автор проявляет сочувствие к Левше. Можно заметить жалость к нему, авторские комментарии говорят о прискорбии и горечи утраты. Талант не ценится, о чем подтверждает данное произведение.

Образ Левши можно охарактеризовать, как типичного литературного героя, который вызывает сочувствие, жалость, уважение, гордость за такого человека, ведь он патриот своей родины, не продавшийся буржуям. Без денег и документов он добрался до чужой страны, пытаясь доказать, что и в России есть настоящие искусные мастера своего дела!

Левша охарактеризован автором, как положительный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Левши в рассказе Левша

Популярные сегодня темы

Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.

На протяжении всего существования человечества, несмотря на поколение, существовала проблема отцов и детей. И столько же времени идет спор о том, возможна ли вообще гармония в отношениях между поколениями

Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.

Первые понятие о войне мы узнаем, в детстве особенно с картинок многих книг и учебников. Для нас она в то время представляла собой картины сражений, где прямые и стройные шеренги смешивались в однообразную и страшную кучу

Левша — образ и характеристика героя сказа Н. С. Лескова «Левша»

Лесков использовал в названии слово «сказ» и первое издание повести снабдил подзаголовком «Цеховая легенда», чтобы подчеркнуть фольклорное происхождение своего героя. Действительно, этот образ берёт начало с пословицы о туляках, подковавших сделанную в Англии блоху. О народности персонажа свидетельствует и отсутствие у мастера имени. Левша — только прозвище. Безымянность показывает, что герой такой же, как большинство русских людей, что таких, как он, много. Лесков не зря говорил: «Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ».

Отношение к своему мастерству

Левша — один из группы тульских мастеров-оружейников, которым донской казак Платов поручает дело государственного значения – сотворить что-то, что превзойдёт изделие англичан, продемонстрирует превосходство русских умельцев. Поначалу персонаж ничем не выделяется среди других. Ему свойственна та же набожность: он вместе со всеми идёт поклониться «мценскому Николе», получить благословение на работу. Такая же в нём безусловная преданность своему делу. Самоотдача, с которой туляки относятся к платовскому поручению, проиллюстрирована автором весьма образно: в запертом доме с закрытым окнами они стучат молоточками день и ночь, не допуская к себе никого. Даже угроза пожара не может их выманить. Такое поведение говорит о бережном отношении к своему мастерству, стремлении уберечь незавершённую работу от праздного любопытства, от сглаза.

Уважением к своему мастерству объясняется и странное, на первый взгляд, упрямство мастеров, отказавшихся объяснить суть проделанной работы Платову. Их покоробило недоверие генерала. Он предположил, что умельцы обманули доверие царя, смошенничали. В этом эпизоде Левша выдвигается на первый план, индивидуализируется и становится центральным образом сказа. Платов делает его ответственным за предполагаемый провал оружейников.

Характер

Образ Левши не идеален. Больше всего вопросов вызывает его пьянство в компании с английским шкипером. Вынужденный бездельничать герой в алкогольном пари со шкипером находит способ занять время. Но почему автор вообще поднимает эту тему? Зачем наделяет этим пороком Левшу, воплощение талантливости русского народа?

Лесков объяснил алкоголизм героя не только тем, что не хотел создавать образ, далёкий от реальности, но и более важным побуждением. Милосердие, человечный подход к человеку — вот что отстаивает автор. Английский корабль покинули два пьяных человека: русский и англичанин. Английский подданный сразу поступает под наблюдение врача, а русский умелец попадает в полицейский участок. Всю ночь его возят по городу, пока, избитого и закоченевшего, не оставляют на полу «в простонародной Обухвинской больнице». Там и нашёл Левшу англичанин-собутыльник и возмутился, что его лежит в коридоре на полу. «Хоть и шуба овечкина, так душа человечкина», — гуманистическая мысль, пусть и довольно неказисто изложенная, стала своеобразным девизом сказа. Беречь и ценить человека вне зависимости от его вида и поведения, просто за то, что он человек, отчизна Левши ещё не умеет, но должна научиться.

Другой очевидный парадокс образа был отмечен ещё литераторами XIX века. Человек совершил необыкновенное: подковал невидными даже в «мелкоскоп» гвоздиками механическую блоху. Но хитрое изделие англичан после этого лишилось способности танцевать. Неудивительно, ведь гениальный мастеровой не знает ни «расчёта сил», ни даже арифметики. Безмерная одарённость народа, к сожалению, не находит себе иного применения, чем лишённое практической цели, даже навредившее технической стороне дела, утверждение своего превосходства над иноземцами. Но эти важные для тематики произведения мысли больше относятся к размышлениям автора о России, чем к созданному им персонажу.

Вывод

Характеристика образа левши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Проверочная
работа по сказу Н.С.Лескова «Левша»

Вариант
1

ФИО
_________________________________________       __  класс  _____  дата  ___
баллы  

1. Как звали донского казака, с которым
император Александр Павлович ездил по Европе?

1)Матвей Платов

2)Николай Платонов

3)Александр Плоткин

4)Еремей Плугов

2. На каком предмете была сделана надпись
«Иван Москвин во граде Туле»?

1)на мече

2)на щите

3)на пистоле

4)на шпаге

3. Из чего выковали англичане блоху?

1)из золота

2)из меди

3)из стали

4)из олова

4. Что умеет делать блоха?

1)танцевать и прыгать

2)петь и шагать

3)шагать и усами водить

4)прыгать и петь

5. Из чего был сделан футляр?

1)из натуральной кожи

2)из цельного бриллиантового ореха

3)из золотой пластинки

4)из деревянной коробочки

6. Сколько заплатил император за блоху?

1)нисколько, блоху ему подарили

2)миллион серебряными пятачками

3)миллион мелкими ассигнациями

4) один золотой

7. Зачем новый император Николай Павлович
отправил Платова с блохой в Тулу?

1)чтоб тульские мастера придумали  что-нибудь
еще более удивительное

2) чтоб тульские мастера научились делать
такую же блоху

3) чтоб тульские мастера исследовали блоху

4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту
блоху

8. Как долго работали мастера?

1) 2 недели

2) 2 дня

3) 2 месяца

4) 2 года

Задание с развернутым ответом

9. Каким изображён
государь в данном фрагменте?

Осмотрели керамиды и
всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:

«Вот, славу богу, всё
благополучно: государь ничему не удивля­ется».

Но только пришли в
самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в
фартуках и держат поднос, на ко­тором ничего нет.

Государь вдруг и
удивился, что ему подают пустой поднос.

— Что это такое
значит? — спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:

— Это вашему
величеству наше покорное поднесение.

— Что же это?

— А вот, — говорят, —
изволите видеть сориночку?

Государь посмотрел и
видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

Работники говорят:

— Извольте пальчик
послюнить и её на ладошку взять.

— На что же мне эта
соринка?

— Это, — отвечают, —
не соринка, а нимфозория.

— Живая она?

— Никак нет, —
отвечают, — не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами
выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она
сейчас начнёт дансе танцевать.

Государь
залюбопытствовал и спрашивает:

— А где же ключик?

А англичане говорят:

— Здесь и ключ перед
вашими очами.

— Отчего же, —
государь говорит, — я его не вижу?

— Потому, — отвечают,
— что это надо в мелкоскоп.

Подали мелкоскоп, и
государь увидел, что возле блохи действи­тельно на подносе ключик лежит.

— Извольте, —
говорят, — взять её на ладошечку — у неё в пу­зичке заводная дырка, а ключ семь
поворотов имеет, и тогда она пой­дёт дансе…

Насилу государь этот
ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку
взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками
водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном
ле­ту прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три
верояции всю кадриль станцевала.

Государь сразу же
велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят
серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.

Англичане попросили,
чтобы им серебром отпустили, потому что в бумажках они толку не знают; а потом
сейчас и другую свою хит­рость показали: блоху в дар подали, а футляра на неё
не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя, потому что
зате­ряются и в сору их так и выбросят. А футляр на неё у них сделан из цельного
бриллиантового ореха — и ей местечко в середине выдавле­но. Этого они не
подали, потому что футляр, говорят, будто казён­ный, а у них насчёт казённого
строго, хоть и для государя — нельзя жертвовать.

Проверочная
работа по сказу Н.С.Лескова «Левша»

Вариант
2

ФИО
_________________________________________       __  класс  _____  дата  ___
баллы  

1. Что придумали мастера?

1)сшили блохе платье

2)подковали блоху

3)сделали блохе домик

4)сделали еще одну блоху

2. Почему мастер левша на подковинке свое имя
не выставил?

1)он гвоздики выковывал

2)ему подковинки не хватило

3)он не очень умелый мастер

4)потому что он левша

3. Куда повезли левшу?

1)в Киев

2)домой

3)в Париж

4)в Лондон

4. Чему более всего удивился левша в Англии?

1)содержанию рабочего

2)как делают новые ружья

3)как, в каком виде состоят старые ружья

4)угощению и гостеприимству

5. Чего не было среди подарков, данных левше
на прощанье?

1)золотые часы

2)байковое пальто

3)ветряная нахлобучка

4)хромовые сапожки

6. По какому морю они плыли, возвращаясь в
Россию?

1)по Черному

2)Средиземному

3)Азовскому

4)Красному

7. Что успел сказать левша перед смертью?

1)готовиться к войне

2)найти английскую блоху

3)похоронить его на родине

4)ружье кирпичом не чистить

8. О ком было сказано: «У него хоть шуба
овечкина, да душа человечкина»?

1)об императоре

2)о левше

3)о графе Чернышеве

4)о казаке Платове

Задание с развернутым ответом

9. Каким изображён
государь в данном фрагменте?

Осмотрели керамиды и
всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:

«Вот, славу богу, всё
благополучно: государь ничему не удивля­ется».

Но только пришли в
самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в
фартуках и держат поднос, на ко­тором ничего нет.

Государь вдруг и
удивился, что ему подают пустой поднос.

— Что это такое
значит? — спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:

— Это вашему
величеству наше покорное поднесение.

— Что же это?

— А вот, — говорят, —
изволите видеть сориночку?

Государь посмотрел и
видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

Работники говорят:

— Извольте пальчик
послюнить и её на ладошку взять.

— На что же мне эта
соринка?

— Это, — отвечают, —
не соринка, а нимфозория.

— Живая она?

— Никак нет, —
отвечают, — не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами
выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она
сейчас начнёт дансе танцевать.

Государь
залюбопытствовал и спрашивает:

— А где же ключик?

А англичане говорят:

— Здесь и ключ перед
вашими очами.

— Отчего же, —
государь говорит, — я его не вижу?

— Потому, — отвечают,
— что это надо в мелкоскоп.

Подали мелкоскоп, и
государь увидел, что возле блохи действи­тельно на подносе ключик лежит.

— Извольте, —
говорят, — взять её на ладошечку — у неё в пу­зичке заводная дырка, а ключ семь
поворотов имеет, и тогда она пой­дёт дансе…

Насилу государь этот
ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку
взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками
водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном
ле­ту прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три
верояции всю кадриль станцевала.

Государь сразу же
велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят
серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.

Англичане попросили,
чтобы им серебром отпустили, потому что в бумажках они толку не знают; а потом
сейчас и другую свою хит­рость показали: блоху в дар подали, а футляра на неё
не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя, потому что
зате­ряются и в сору их так и выбросят. А футляр на неё у них сделан из
цельного бриллиантового ореха — и ей местечко в середине выдавле­но. Этого они
не подали, потому что футляр, говорят, будто казён­ный, а у них насчёт
казённого строго, хоть и для государя — нельзя жертвовать.

Ответы:

Вариант 1

1. 1

2. 3

3. 3

4. 1

5. 2

6. 2

7. 1

8. 1

Вариант 2

1. 2

2. 1

3. 4

4. 3

5. 4

6. 2

7. 4

8. 2

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что характерно из жизни станционных смотрителей рассказал автор какими чувствами окрашен этот рассказ
  • Что удивительного в сказке летучий корабль
  • Что ты можешь сказать о володиной семье из рассказа мальчики
  • Что ты знаешь о литературной сказке какие литературные сказки ты знаешь
  • Что у сеньки было читать рассказ