Что умеете хорошего то не забывайте а чего не умеете тому учитесь сочинение

История созданияесли говорить об истории создания этого произведения, то первоначально считалось, что владимир мономах написал только одну запись из книги

История создания

Если говорить об истории создания этого произведения, то первоначально считалось, что Владимир Мономах написал только одну запись из книги и одно письмо. Говорилось, что он имел соавторов или же вообще не брался за перо. Теперь многие ученые не сомневаются, что именно Мономах был единственным, чья рука прикасалась к «Поучению». Написать какие-то наставления потомкам Владимир решил после встречи с послами своих родственников. Они просили его поддержки. Мономах отказал в помощи, потому что был противником воен. При нем количество противостояний значительно уменьшилось. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Он очень хотел, что бы его поступки и решения передались и будущим поколениям.

Сюжет

Владимир Мономах изначально пишет, что уже «на санях» (то есть говорит, что скоро уйдет на покой) он хочет оставить поучительные наставления своим детям. После этого Мономах переходит собственно к поучения детям. В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. Он дает детям установки. Князья не должны все обязанности отдавать подчиненным, нужно самостоятельно все делать и проверять. Всегда ходить с оружием. При походах за данью, не допускать издевательств над людьми со стороны подчиненных. Относиться с уважением и к нищим, и к богатым. Большим злом, как учит автор, является лень, которые губят человека. Вообще князь должен быть олицетворением справедливости и всех добродетелей.

Композиция

Композиционно «Поучение» делится на две части: первая — собственно послание потомкам с многочисленными включениями из Псалтири; вторая — сказания о жизни князя Владимира Мономаха представлено от его же имени. В своем «Поучении» Мономах изобразил идеальный образ мудрого и справедливого князя, которым хотел видеть не только своих сыновей, но и князей-вассалов. В условиях постоянных княжеских распрей и междоусобиц обращения Мономаха было злободневным, но цели своей не достигло. Ни во времена Мономаха, ни после них Русь не имела такого идеально-справедливого правителя.

О чем говорится в поучении Владимира Мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании. В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

Лучшая статья для Вас, переходите: Можно ли хоронить животных, как и где хоронят собак и котов

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:

  • слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
  • помогать бедным;
  • не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
  • уважать пожилых людей, мать, отца;
  • не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
  • ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
  • поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
  • навещать больных, приветствовать людей.

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

Князь Владимир:

  • великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
  • мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
  • великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

Лучшая статья для Вас, переходите: Почему нельзя православным играть в карты

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего.

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Пусть хранит Вас Господь!

Рассуждение 7 класс

Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

Если говорить об истории создания этого произведения, то интересно будет знать, что первоначально Владимиру Мономаху приписывали авторство только одной записи из книги и одного письма. Теперь же многие ученые не сомневаются в идее, что «Поучение» было полностью написано одним Владимиром Мономахом без соавторов.

Стоит отметить и исключительную особенность «Поучения» для того времени. Дело в том, что раньше произведения писались только лицами духовной сферы, так как только они были достаточно образованны для написания или перевода богослужебных книг. В то время, как Владимир Мономах – это государственный и общественный деятель, светский человек, личность, которая смогла использовать всю свою силу и власть во благо Родине.

Уже в зачине произведения можно увидеть сентиментальные нотки. Благодаря им создается завещательный тон произведения. Так начало фразы «Сидя на санях…» может намекнуть внимательному читателю на скорую смерть автора произведения. Ведь, известно, что во времена Древней Руси тело мертвого человека доставляли к месту погребения на санях. Это может говорить о том, что к словам мудрого и опытного князя стоит прислушиваться. И именно его большой житейский опыт дает ему право писать это «Поучение». Также, это может говорить о том, что великий князь предчувствует свою скорую смерть, поэтому он спешит оставить своеобразное завещание последующим за ним князьям.

Из-за слов «дети мои» может создаться впечатление, что «Поучение» обращено к младшему поколению. Но это не совсем так. Возможно, при написании произведения, великий князь и думал о будущем поколении. Но стоит помнить, что во времена написания произведения Владимир Мономах был великим князям. От того его статус делал его выше по отношению к другим более мелким князьям.

К тому же в «Поучение» можно увидеть связь с Библией и другими религиозными книгами, но это говорит лишь о том, что автор данного произведения соблюдал книжные традиции того времени.

Чтобы «Поучение» казалось более убедительным для читателя, автор позволяет себе обращаться к примерам из своего жизненного опыта. Так, он приводит длинный перечень походов, в которых он принимал активное участие с 13 лет. И все приведенные примеры лишь служат свидетельством того, что великий князь не только дает советы о жизни, но и сам их придерживается. К примеру, он советовал не злоупотреблять властью, быть справедливым, избегать не нужных и многочисленных кровопролитий, не придаваться лени и служить во благо своему государству и народу.

Подобное заключение говорит о действительном желании Владимира Мономаха оставить в головах князей мысли о единственно правильном князе.

Другие сочинения: ← Чему учит сказка Снежная королева Андерсена?↑ ДругиеАнализ романа Защита Лужина Набокова →

Поучение Владимира Мономаха

Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение Владимира Мономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.

Далее поучение детям продолжилось призывом править справедливо и свято чтить и исполнять те положения, которые несет в себе поучение Владимира Мономаха. Владимир требовал свято чтить обещания, подкрепленные целованием креста, и никогда их не нарушать. После известного Любеческого съезда на Руси вспыхнула с новой силой междоусобная вона, но Владимир, свято чтивший данное им обещание, не запятнал кровью братьев руки свои. Продолжалось поучение Владимира Мономаха детям призывом заботиться о народе, быть открытым к его нуждам и всячески проявлять свои благодетели. «Будьте отцами для своего народа, честными и справедливыми, не убивайте не виновных и защищайте слабых», — так писал Владимир.

Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение Владимира Мономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.

Отдельной строкой поучение Владимира Мономаха детям несло в себе призыв к получению знаний. Владимир писал своим детям, чтобы те постоянно искали новых знаний: «Вы должны на всю жизнь запомнить то, что узнали. А то чего не знаете – должны стремиться узнать, чтобы уже никогда не забыть». Сам Владимир свято следовал этому правилу. По приданию летописцев он был крайне образованным человеком. Относится это также и к отцу его, Всеволоду Ярославичу, который даже сидя дома, как говорил Владимир, знал пять иностранных языков, чем заслуживал любовь и уважение других князей и царей соседних держав.

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.

Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

ПОУЧЕНИЕ Владимира Мономаха.

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. 

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы – сами по себе будем, а ты – сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить». 

И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» – и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его.

Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, – праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».

«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас». 

«Помилуй меня, Боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек: «Если есть награда праведнику, значит есть Бог, творящий суд на земле». «Освободи меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня защити меня. Избавь меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость». «Ибо милость твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Возвеселитесь все праведные сердцем. Благословлю Господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее.

Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех». Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, – говорит Господь. – Если будут грехи ваши как обагренные, – как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: «Слава тебе, Человеколюбец!». 

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, Господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои», – и снова скажем: «Велик ты, Господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет, и земля на водах положена, Господи, твоим промыслом! Звери различные, и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотворил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и, имея язык, онемеют. «И благословен, Господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!»

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее – это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня: если не все примете, то хоть половину.

Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, – если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «Господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, – нежели думать безлепицу, ездя.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрене воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой прекрасный». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы впредь, в остальных грехах своих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю Бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать: спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир – в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.

Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров.

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной – Глебу в помощь. А летом с отцом – под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкие войска с боем до Переяславля и отца застал, вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве.

И Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался и не застали… в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.

А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я, идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом разбили сильное войско Белкатгина, а семечей и пленников всех отняли.

А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму. И опять ходили мы и за Ростиславичами за Микулин, и не настигли их. И на ту весну – к Ярополку на совет в Броды.

В том же году гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин.

На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.

В ту зиму ходили к Ярополку на сбор в Броды и дружбу великую заключили.

И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии, и ходили за Супой. И по пути к Прилуку городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восьмью тысячами, и хотели было с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город; только семца одного живым захватили да смердов несколько, а наши половцев больше убили и захватили, и половцы, не смея сойти с коней, побежали к Суле в ту же ночь. И на следующий день, на Успение, пошли мы к Белой Веже, Бог нам помог и святая Богородица: перебили девятьсот половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, Осеня и Сакзя, и только два мужа убежали.

И потом на Святославль гнались за половцами, и затем на Торческ город, и потом на Юрьев за половцами. И снова на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом же у Варина вежи взяли. И затем ходил во Владимир опять, Ярополка там посадил, и Ярополк умер.

И снова, по смерти отца и при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера, бились у Халепа, и потом мир сотворили с Тугорканом и с другими князьями половецкими, и у Глебовой чади отняли дружину свою всю.

И потом Олег на меня пришел со всею Половецкою землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог; пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники». И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах, – Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.

И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а других захватили.

И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.

И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.

И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.

Тогда же и торки пришли ко мне с половцами-читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.

И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.

И опять со Святополком гнались за Боняком, но… убили, и не настигли их. И потом за Боняком гнались за Рось, и снова не настигли его.

И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.

В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.

И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.

Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусову со Святополком, и Бог нам помог.

И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и Бог нам помог.

И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.

И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и Бог нам помог, и сделали то, что задумали.

И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двух сот лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту уганивал и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам делал – на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и худого, столько лет оберегал от тех смертных опасностей, и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено. А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого.

ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», – ложь это. И еще: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит Отец ваш небесный». Пророк говорит: «Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие». «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе». Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя; прислал он ко мне мужа своего и грамоту, говоря в ней так: «Договоримся и помиримся, а братцу моему Божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на Бога, когда предстанут перед Богом; а Русскую землю не погубим». И я видел смирение сына моего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумению так смиряется, на Бога возлагает; я же – человек, грешнее всех людей».

Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога отпущения прошлых своих грехов. Господь наш не человек, но Бог всей вселенной, – что захочет, во мгновение ока все сотворит, – и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и чести, а завтра в гробу и забыты, – другие собранное нами разделят.

Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»

Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мной». Не из-за пролития крови, а свершив прелюбодеяние, помазанник Божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, – в тот час отпустил ему согрешенья его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, – ибо нет в ней ни зла, ни добра, – чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради Бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в Боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от Бога пришел ему, а не от тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну моему: «Сошлись с отцом», десять раз я бы послал.

Дивно ли, если муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то Бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, потому что я человек.

Если тебе хорошо, то… если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на своем хлебе, об этом и рядись; если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от Бога мира не видать душе своей на том свете!

Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной Богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.

На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю. И прочее.

Первая история: Jaskell

Мне рассказывали когда-то о компании, которая писала бекенд на Java и хотела нанимать талантливых разработчиков. Чтобы привлечь их, эта компания размещала вакансии на Haskell, и потом уговаривала этих кандидатов все-таки писать на Java. По-моему, это не очень красиво (вешать ложное объявление — нехорошо), но нас сегодня интересует сама идея, лежащая в основе этой тактики: толковый разработчик важнее, чем стек, которым он пользовался в последнее время.

Вот небольшое видео, иллюстрирующее эту идею:

Вторая история: Kotlin

Когда мы нанимали разработчиков в проект Kotlin, мы не могли ограничиться только теми, кто уже разбирался в разработке компиляторов. На рынке было просто слишком мало таких людей, а наш проект еще не имел мировой известности. Тогда я и начал учиться распознавать на собеседованиях тех, кто сможет разобраться на месте и будет двигать проект вперед, хотя раньше работал в другой сфере.

Это оказалось не так-то сложно: все-таки любой программист пользуется каким-то языком программирования каждый день, и на собеседовании можно поговорить про то, как все это работает внутри. Любознательные инженеры знают, как устроены их любимые игрушки, так что с темами для разговора проблем не было.

По сути, мы брали в Kotlin тех, кто хорошо понимал не как работает компилятор, а что такое виртуальная машина, как устроены блокировки потоков в ОС, как устроены структуры данных, которые любой из нас использует каждый день и т.д.

Со временем Kotlin стал известным и успешным, и нам стало проще нанимать людей с профильным опытом. Они принесли в команду очень ценные знания, и мы все вместе сделали крутой востребованный продукт. Но по сей день, насколько я знаю, опыт именно в компиляторах не является обязательным условием для найма в Kotlin.

Из этой истории у меня два вывода:

  • Бывают условия, при которых выгоднее брать просто толковых разработчиков, а не специалистов в узкой области.

  • Специалисты в узкой области дают большой буст, и их обязательно надо тоже нанимать.

Третья история: Alter

Сейчас мы нанимаем разработчиков в Alter. Тут мы не компиляторы пишем, а платформу для психотерапии. Ничего особо экзотического: Python, Django, MySQL, вот это все. Каждый день помогаем сотням людей.

А принципы найма остались те же: мы упоминаем стек в описании вакансий только в разделе «Будет плюсом, но необязательно» потому, что кандидатам хочется знать, на чем написан проект. Не было ни одного кандидата, которого мы не стали бы рассматривать из-за стека.

Но почему-то мы время от времени слышим от знакомых и знакомых знакомых: «а вот я хотел(а) к вам в команду, но я на Java пишу, а у вас Python». Так я и решил написать этот пост.

Важные оговорки:

  • Мы нанимаем опытных разработчиков (Senior и Middle), учить с нуля нам не выгодно. Когда берем Middle, следим, чтобы был потенциал роста до квалификации Senior. Если кандидат застрянет на уровне Middle навсегда, в небольшой команде такой разработчик не очень нужен.

  • На собеседовании мы обсуждаем вопросы, общие для всех бекендовых стеков: как работает HTTP, что делать, чтобы сервис держал нагрузку, как проектировать схемы БД, как искать и устранять ошибки и т.д.

А зачем вообще так делать? Вам что, питонистов не хватает?

Если вам хватает, мы за вас рады :)

Делать так стоит, только если затраты на поиск разработчиков на нужном стеке превышают затраты по онбордингу в этот стек. Ясное дело, если у вас очередь отличных специалистов, которые вдоль и поперек знают какую-нибудь Django (или на чем там у вас бек), то вы не будете смотреть кандидатов с опытом на FastAPI, PHP, Java и т.д. А если вы из десяти кандидатов скрепя сердце готовы взять одного, а он вам говорит, что неделю подумает, потому что у него тут еще три оффера намечается, то, наверное, вам имеет смысл подумать, как расширить воронку.

И, судя по общению с коллегами из других компаний, ситуация большинства работодателей в последнее время больше похожа на второй вариант.

То есть фундаментальная идея проста: человек, хорошо освоивший один инструмент, быстро переучится на другой, достаточно похожий. Если опытному человеку сложно освоить новый стек, то он, вероятно, достиг своего потолка, а это не очень хороший знак. Это дает нам возможность нанимать толковых программистов со всего рынка, а не только с некоторой его части.

Еще один момент, хоть и не такой важный: если кандидат выбирает компанию, а не стек, можно предположить, что он будет больше мотивирован в этой компании и оставаться, а не перейдет через полгода в другое место. Мелочь, а приятно.

Это как у Джоэла: Smart and gets things done?

Еще в 2006 года Joel Spolsky писал в своем The Guerrilla Guide to Interviewing (version 3.0), что достаточно знать о кандидате две вещи: толковый и доводит дело до конца (smart and gets things done). Зачем же тогда этот пост?

Во-первых, многие, и особенно кандидаты, до сих пор верят, что стек — это первый фильтр, по которому отсеиваются вакансии и резюме. Мне бы хотелось, чтобы больше людей понимало, что это далеко не всегда так.

Во-вторых, если ограничиться «smart and gets things done», онбординг может оказаться существенно дороже, чем если брать человека, который решал похожие задачи, просто другими инструментами. Так что мы для себя считаем, что бекендер-джавист превращается в бекендера-питониста как на том видео выше, а вот что там насчет других специализаций — это уже сложный вопрос, который в каждом конкретном случае надо решать индивидуально. Массовому читателю я готов рекомендовать только быстрый онбординг в другой стек, не в другую специализацию.

А всегда ли это так хорошо работает?

Как уже было сказано выше, главное, о чем нужно подумать: окупятся ли затраты на онбординг. При этом надо учитывать несколько существенных моментов.

Не любой разработчик захочет поменять стек

  • Кто-то привязан душой к своему любимому фреймворку и ни за что не «предаст» его. Ну, это не наш клиент, что делать.

  • Кто-то боится, что не справится быстро освоить новый стек. Даже если вокруг будут отзывчивые коллеги, готовые подсказать. Ну, имеет право, тоже не наш клиент.

Некоторые стеки отличаются сильнее, и между ними переход значительно тяжелее

  • Как правило, это связано с тем, что и задачи надо другие решать: если вчера писал обычный бек на PHP, а завтра надо делать highload на Java, онбордиться будет сложновато.

  • Некоторые платформы/проекты до сих пор используют более низкоуровневые абстракции. PHP, Node.js и Python более-менее избавляют от необходимости думать о тредах, а в Java при желании можно этого счастья хлебнуть ого-го сколько. Это зависит от того, как написан ваш Java-проект. Не надо ожидать, что онбординг питониста в мультитрединг будет таким же легким, как онбординг джависта в Django.

Чтобы быстро поменять стек, надо хорошо понимать основы

  • Если кандидат не очень уверенно пользуется своим основным языком программирования, то и новый ему осваивать будет не просто

  • Если HTTP-заголовки или SQL для кандидата — темный лес, тут не до смены стека

  • Если кандидат совсем не понимает, что его любимый фреймворк делает под капотом, ему будет сложно освоить новый фреймворк, который делает под капотом что-то другое

Команда должна помогать осваивать новый стек. Одно дело учиться самому, другое — когда вокруг сидят люди, которые знают новый стек вдоль и поперек. Только нужно, чтобы знания передавались, а для этого важно:

  • Поощрять вопросы и запросы на ревью

  • Быстро отвечать на вопросы, чтобы разблокировать товарища (если вопросы выглядят моментально гуглящимися, дружелюбно спросить в личке, в чем дело)

  • Вежливо и аргументированно подсказывать идиомы и разные фишечки на code review

  • Не ругать стек, с которого человек пришел, за недостаточно православное мировоззрение

Получается, для джунов этот подход не работает?

Тут как посмотреть. С одной стороны, для быстрого освоения нового стека надо хорошо знать старый, а Junior еще не успел в нем толком разобраться. С другой стороны, если ты и старый стек не очень знал, много ли ты потерял, пересев на новый?

На самом деле с Junior разработчиками вопрос вообще лежит в другой плоскости. Далеко не всем командам в принципе имеет смысл брать неопытных людей. То есть, если честно, скорее всего на предложение «нам трудно искать синьоров, давайте наберем джунов и доучим на месте», ответ: «отличная идея, но нам это не выгодно».

Не буду тут углубляться в анализ, но в целом понятно, что за обучение джунов вы платите не только их зарплатой, но и большим количеством внимания, которое их обучению уделяют более опытные разработчики. А они в это время могли бы двигать проект вперед. Ясно дело, что бывают очень бодрые джуны, которые учатся супер-супер быстро, и тогда их учить мега-выгодно, но если вы уже умеете нанимать таких джунов, то вы, наверное, или в хорошем ВУЗе преподаете для души, или у вас такие бюджеты на хайринг, что вам этот пост не очень интересен.

А разве смена стека — это не шаг назад в карьере?

Рекрутеры, а иногда и кандидаты, говорят: если я перейду на новый язык/стек, я в нем не буду таким профи, как в своем привычном языке/стеке — это ведь я стану менее ценным специалистом!

Честно говоря, мне немного грустно от такого подхода к жизни, но я стараюсь отнестись с пониманием и ласково объяснить, что

  • синтаксис языка выучить — это только в первый раз сложно, а третий-пятый язык уже учится гораздо легче,

  • твоя ценность как специалиста состоит не в том, что ты знаешь синтаксис языка и название стандартных функций фреймворка, а в том, что ты понимаешь, как система должна работать и в деталях, и в целом,

  • изучение нового иногда дает свежий взгляд на знакомые вещи, а это приносит многим людям удовольствие.

Вопрос в зал

А вот как вы думаете: для фронтэндеров это тоже работает? Мы пока пишем в своих вакансиях, что нужен опыт на React.js, но, может, зря мы так делаем?

  • Что умели рассказывать цветы в саду в сказке снежная королева
  • Что умело делать волшебное зеркальце в сказке а с пушкина
  • Что устарело в романе отцы и дети и что современно сочинение
  • Что увидел рассказчик в палатах князя ярослава мудрого рассказ гардарика
  • Что увидел владимир когда приехал к церкви рассказ метель