Что ты думаешь о характере николеньки толстой в рассказе детство

Мальчик николенька является главным героем знамениой повести детство л. н. толстого. образ и характеристика николеньки в повести детство: описание, внешность,

Мальчик Николенька является главным героем знамениой повести «Детство» Л. Н. Толстого.

Образ и характеристика Николеньки в повести «Детство»: описание, внешность, личность и характер героя

Имя героя — Николай (Николенька):
«…ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?..»

Возраст главного героя — 10 лет:
«…12-го августа 18…, ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет…»

Николенька — младший ребенок в семье. У него есть брат Володя и сестра Любонька:
«…Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит…»

Николенька по происхождению дворянин. Его семья живет в своем имении Петровское где-то в провинции России:
«…Петровское (село, в котором мы жили)..»


О внешности Николеньки известно довольно мало. Мы знаем, что у него широкий нос, толстые губы и маленькие глаза:

«…я воображал, что нет счастия на земле для человека

с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами

, как я…»

«…смотрел на черные бантики своих башмаков…»

«…несносные башмаки с бантиками…»
«…Московское платье оказалось превосходно: коричневые полуфрачки с бронзовыми пуговками были сшиты в обтяжку — не так, как в деревне нам шивали, на рост, — черные брючки, тоже узенькие, чудо как хорошо обозначали мускулы и лежали на сапогах…» (новое платье, сшитое в Москве)

У Николеньки все время торчат волосы (вихры) на голове:

«…я очень долго, стоя перед зеркалом, причесывал свою обильно напомаженную голову; но, сколько ни старался,

я никак не мог пригладить вихры на макушке

: как только я, желая испытать их послушание, переставал прижимать их щеткой, они поднимались и торчали в разные стороны, придавая моему лицу самое смешное выражение…»

«…А этот, маленький, с вихрами*, — отвечал папа, весело улыбаясь.
«Что ему сделали

мои вихры

… разве нет другого разговора?» — подумал я и отошел в угол…»
(*вихры — торчащие волосы на голове)

Сам Николенька считает себя некрасивым ребенком:
«…maman… <…> принуждена была сознаться, что я дурен…»
«…Эти слова не только убедили меня в том, что я не красавец…»
«…я нехорош собою…»
«…презирая свою наружность, я слишком много ценил в других преимущества красоты…»

Николенька переживает из-за своей непривлекательной внешности, любой намек на его некрасивое лицо оскорбляет его. Мальчик мечтает быть красавцем:
«…[я] очень хорошо знал, что я нехорош собою, и в этом нисколько не ошибался; поэтому каждый намек на мою наружность больно оскорблял меня…»
«…на меня часто находили минуты отчаяния… <…> я просил бога сделать чудо — превратить меня в красавца, и все <…> я все отдал бы за красивое лицо…»

У Николеньки есть домашний учитель — немец Карл Иванович:
«…Вернувшись в классную, Карл Иваныч велел мне встать и приготовить тетрадь для писания под диктовку…»

Николенька любит учителя Карла Ивановича почти как родного отца:
«…отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга…»

Николеньку заставляют много учиться:
«…Когда же я буду большой, перестану учиться и всегда буду сидеть не за диалогами, а с теми, кого я люблю?..»

Николеньку и других детей иногда ставят в угол за непослушание:
«…Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени…»
«…Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят…»
«…я опять отправился в угол, сел на пятки…»

Как все воспитанные дворяне, Николенька с детства обучается светским манерам и вежливости:
«…вскочить с своих мест и подойти к нам было бы нарушением правил Мими. Мы сначала должны были подойти к ней, сказать: «Bonjour, Mimi!», шаркнуть ногой, а потом уже позволялось вступать в разговоры…»

Он знает немецкий и французский языки:
«…Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила <…> Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке…»
«…это начало было очень блестяще и вполне доказывало мое высокое знание французского языка…»

Николенька — жалостливый и добрый ребенок:
«…Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать»..»

Николенька — совестливый мальчик:
«Вошел дядька Николай — маленький, чистенький человечек, всегда серьезный, аккуратный, почтительный и большой приятель Карла Иваныча. Он нес наши платья и обувь: Володе сапоги, а мне покуда еще несносные башмаки с бантиками. При нем мне было бы совестно плакать…»
«…мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча…»

Он является робким и тихим мальчиком:
«…сам не мог узнать себя: откуда взялись у меня смелость, уверенность и даже дерзость…»

Николенька — чувствительный ребенок:
«…Я расчувствовался и заплакал…»
«…Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»

У него богатое воображение:
«…Воображение мое, как всегда бывает в подобных случаях, ушло далеко вперед действительности…»

У Николеньки есть любимые игрушки — фарфоровый зайчик и собачка:
«…Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку…»

Мать Николеньки очень любит его. Она очень ласкова с сыном:
«…Вставай, моя душечка: пора идти спать…»
«…Вставай же, мой ангел…» (мать обращается к Николеньке)
«…она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь,..»
«…Она еще нежнее целует меня…»

Мальчик тоже очень любит свою мать:
«…лицо той, которую я любил больше всего на свете…»
«…лепетали детские уста мои за любимой матерью…»
«…Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!..»

Николенька переживает первую любовь в 10 лет. Первой возлюбленной мальчика становится 12-летняя Катя, дочь гувернантки. Однажды на охоте Николенька целует Катю в плечо:
«…смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки…»
«…Я не спускал глаз с Катеньки. Я давно уже привык к ее свеженькому белокуренькому личику и всегда любил его; но теперь я внимательнее стал всматриваться в него и полюбил еще больше…»

Находясь у бабушки в Москве, Николенька знакомится с мальчиком Сережей Ивиным, который очень ему нравится:
«…я чувствовал к нему столько же страху, сколько и любви. В первый раз, как Сережа заговорил со мной, я до того растерялся от такого неожиданного счастия, что побледнел, покраснел и ничего не мог отвечать ему…»

Вскоре Николенька влюбляется в девочку Соню, а Сережа перестает ему нравиться:
«…Я влюблен, Володя! решительно влюблен в Сонечку…»
«…Нет! он никогда не понимал, не умел ценить и не стоил моей любви…» (о Сереже)

В 10 лет Николенька теряет свою любимую мать, которая умирает от внезапной болезни:
«…Maman скончалась в ужасных страданиях…»

После смерти матери семья Николеньки окончально поселяется в Москве в доме у бабушки:
«…через три дня после похорон мы всем домом приехали в Москву…»

Это был цитатный образ и характеристика Николеньки в повести «Детство» Л. Н Толстого: описание внешности и характера Николеньки, портрет героя в цитатах и факты из его биографии.

Смотрите: Все материалы по повести «Детство»

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Детство». Толстой

Цель:

продолжить
знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из
автобиографической трилогии «Детство»,  «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся;
воспитывать любовь к матери.

Задачи:

обучающие: познакомить
с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,        
   учить определять основное содержание изученного произведения,
дать понятие «олицетворение», находить их в произведении;

развивающие:  развивать
навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические
произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать
любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений
поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

1.
Какие события описывает Л. Н. Толстой? Перечисли.

Толстой описывает
события своего детства. Он вспоминает свои взаимоотношения с мамой, ее
голос, как мать укладывала его спать, предметы быта, его окружающие, мысли и
чувства, которые он испытывал при этом. 

2.
Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он?

Николенька — добрый и
нежный мальчик. Он искренне любит свою маму, беспокоится о ней,
плачет от одной мысли ее потерять.  «Ах, милая, милая мамаша, как я
тебя люблю» Эта повесть автобиографична. Мама Толстого рано ушла из жизни,
и воспоминания — это все, что у него было. Писатель поделился с нами самым
сокровенным.

3.
Ты прочитал начало интересной повести. Найди в библиотеке и прочитай
произведение до конца. Ты поймёшь, насколько интересно и увлекательно
самостоятельно читать произведения.

Читаем.

Проверка
  домашнего задания.

Учитель:
Но сначала проверим домашнее задание.

-Что
вам было задано на  дом?

1)
выборочное чтение

·              
Найдите и прочитайте какой «урок жизни» Л.Н.Толстой дал своему
внуку, когда занимался чтением с ним и другими ребятами.

·              
Какой  «урок»  получил   внук Толстого, когда
 приехал из Москвы в Ясную Поляну  сразу после   школьных
экзаменов?

·              
Какой «урок» Л.Н.Толстой дал в отношении спорта и в отношении к
труду?

·              
О каких «уроках жизни» ещё вспоминает внук Толстого?

2)
пересказ отрывка

-Расскажите
мне случай, из которого внук понял, что не нужно быть   назойливым, что у
старших есть важные дела, и ребята не должны им мешать.

3)
беседа по  прочитанному

-Кому
могут пригодиться эти «уроки»?

 -В
каком веке жил  Л.Н.Толстой?


каком веке живём мы с вами?

-Может
 быть эти уроки нам уже и не пригодятся?

4)
итог по домашнему заданию

3.        Вводная
  беседа.

Учитель: Скажите, а где родился Л.Н.
Толстой и прожил большую часть своей жизни?

-Верно.
Это поместье Толстой получил в наследство.  Оно находится в 14 км от Тулы,
ныне это государственный музей-заповедник.


Ясной Поляне Толстой прожил   более  шестидесяти  лет, был
свидетелем и участником многих исторических событий. В Ясной Поляне им
 были задуманы и написаны многие произведения.


какие   произведения Л.Н. Толстого вы читали?

-Все
эти произведения были написаны  Толстым в его усадьбе «Ясная поляна».

4.Рассказ
учителя.

—        Художник
И.Е.Репин, который был близок к семье Толстых и подолгу  жил в Ясной
Поляне, написал картину «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами». Кабинет писателя
находился на верхнем   этаже дома между маленькой гостиной и спальней
писателя.

Картину
Репин писал с натуры. На простой плохонькой железной вешалке висит верхняя
одежда, слева   у стены укладка (деревянный сундучок).  В углу пила
 с рукояткой, обёрнутой тряпкой, пилой кто-то недавно работал.  Тут
же в комнате коса. В другом углу — большая лопата.

За
небольшим столом, заваленным рукописями, примостившись с краю, на грубо
сколоченной скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо,  нервно пишет.
 Вся композиция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого,
как бы подчёркивают, что писатель только что присел, оторвавшись от другой
срочной работы: пилки дров, плотницкого дела, косьбы или кладки печей. Одет
Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И.Е. Репин верно передал
торопливость, с которой Лев Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о том,
что в настоящее время составляет для него весь смысл, всё содержание жизни.

 
      Лев   Николаевич очень любил  свою  семью,
 детей. В усадьбе «Ясная Поляна»  он устроил школу для крестьянских
детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много
занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы вы сегодня вспомнили.

Книги великого русского писателя уже более
100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения
для взрослых, но у него много рассказов, сказок и басен для детей.

Совсем недавно вышло последнее собрание
  сочинений   в двадцати томах.  В этом издании собраны все
произведения великого русского писателя.

5.        Работа
над темой урока.

Учитель: Сегодня мы
прочитаем главу из автобиографической  трилогии «Детство», «Отрочество»,
«Юность».

-Трилогия — это три произведения одного
автора, где второе  и третье являются продолжением первого.

Обратите внимание,  что описывая
 свою  жизнь, Лев  Николаевич сделал героем произведения
Николеньку

Иртеньева, т. е. он называет себя в
произведении  Николенькой.

6.        Подготовка
 к восприятию текста. Словарная работа.

Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Как вы  понимаете их
значение?

Лелеять (нежить,
заботливо ухаживать   за кем, чем-нибудь).

Наслаждение (высшая
степень удовольствия).

Добродетели (положительное,
нравственное качество, высокая нравственность).

Умиление (нежное
чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).

7.        Первичное
чтение текста с постановкой проблемного вопроса.

—        Почему
взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?

8.            
Проверка восприятия по проблемному   вопросу.

9.            
Повторное чтение текста по частям с анализом.

1        часть.

-Какое
событие описывает Л.Н.Толстой?

-Кто
являются действующими лицами?

-Как
вы думаете, что здесь важнее — описание событий или переживаний мальчика?

2        часть.

·              
Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми
сокровенными   переживаниями?

·              
Что вы можете сказать о характере Николеньки?

·              
О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением
вспоминает Л.Н. Толстой?

Учитель: Николенька был таким же ребёнком,
как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда
относился к ним внимательно.  Он вспоминает своего домашнего учителя Карла
Иваныча, которому очень часто грубил,  не хотел   заниматься. Но
потом он раскаялся и в своих   молитвах желал ему счастья.  Умейте и
вы попросить прощения, если кого-то обидели.

10.        Творческая
работа.

Учитель: Вы сказали, что писатель делится
с нами самыми сокровенными переживаниями. А с кем вы можете поделиться  
такими тайными переживаниями? (с мамой)

—        Для
каждого из нас мама — самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в
народе говорят, что:

При
солнышке тепло, а при матери добро.

 Нет
друга лучше, чем родная матушка.

Птица
рада весне, а младенец — матери.

Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и
старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались.  Берегите своих мам!
Расул Гамзатов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите
матерей». Послушайте его.

Чтение стихотворения уч-ся.

 
                     
               Берегите матерей.

 Разбежались
по воде круги…

 Слышу:
через крышу, через стёкла

 Молят
 капли- Маму береги!

Слышу:
листья шепчут за  стеною:

-Мама,
это — дерево родное!

Голосом
отца твердит земля:

—        Мать—
весь мир, и рощи, и поля.

Яростно
 бушует непогода.

В
чёрном небе не видать ни зги…

Грохот
грома — голос твой, природа,

-Просит
каждый час любого года!

—        Душу
мира — маму береги.

11.        
Итог урока.

12.        
Домашнее задание.

—        Составьте
рассказ о своём детстве.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Л. Н. Толстой. Детство»

4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов

    Описание слайда:

    4 класс
    «Школа 2100»
    Ломиворотова Дарина Игоревна,
    учитель начальных классов
    МБОУ «СОШ № 28» г. Кемерово

    «Л. Н. Толстой. Детство»

  • 2 слайд

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

    Описание слайда:

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

  • 3 слайд

    Если бы не было подзаголовка к сказке, смог бы ты догадаться, что действие в

    Описание слайда:

    Если бы не было подзаголовка к сказке, смог бы ты догадаться, что действие в ней происходит в другой стране?

    2. Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его? Что ты думаешь о герое? Как к нему относишься? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

    3. Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдержать все испытания? Что ещё ты можешь сказать о её характере?

    Повторение

  • 4 слайд

    Ответ:Если бы не было подзаголовка к сказке, смог бы ты догадаться, что дейст

    Описание слайда:

    Ответ:
    Если бы не было подзаголовка к сказке, смог бы ты догадаться, что действие в ней происходит в другой стране?

    Да, потому что в сказке нерусские имена и названия городов.

    2. Чем занимался Ашик-Кериб? Почему люди уважали его? Что ты думаешь о герое? Как к нему относишься? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

    Ашик-кериб  играл на саазе и веселил гостей на свадьбах.
    Ашик-кериб  был целеустремлённым и всегда добивался своих целей. Никогда не опускал руки.У него было большое и доброе сердце.
    Ашик-кериб очень хороший, трудолюбивый, честный, храбрый. Когда он скал себе что будет  богатым ради своей любимой, он сдержал своё слово.

    3. Какое главное качество Магуль-Мегери помогло ей выдержать все испытания? Что ещё ты можешь сказать о её характере?

    Вера своему возлюбленному

  • 5 слайд

    Изображений молодого Толстого немного. Это дагерротипы (зеркальные отпеча

    Описание слайда:

    Изображений молодого Толстого немного. Это дагерротипы (зеркальные отпечатки на посеребренной металлической пластине) 1849 и 1854 годов и первые фотографии на бумаге, работы С.Л. Левицкого, М.Б. Тулинова, И. Жерюзе (1856, 1862 гг.). В дальнейшем, по мере совершенствования фототехники и роста популярности Толстого, его фотографий становилось все больше, особенно много в первое десятилетие ХХ века.
    Л.Н. Толстой. 1849 г.
    Петербург. Дегерротип
    В. Шенфельдта
    Л.Н. Толстой-поручик. 1856 г.
    Петербург. Фотография С.Л. Левицкого.

  • 6 слайд

    Л.Н. Толстого фотографировали представители известных фотофирм, корреспондент

    Описание слайда:

    Л.Н. Толстого фотографировали представители известных фотофирм, корреспонденты газет и журналов, члены его семьи, родственники, друзья, знакомые и случайные посетители.
    В 1870-ее годы изображений писателя по-прежнему мало. Автор «Анны Карениной» предстает перед нами в фотографиях профессионала И.Г. Дьяговченко (1876 г) и М.М. Панова (1878-79 гг.).
    Л.Н. Толстой. 1876 г. Москва

  • 7 слайд

    В 1880-е –90-е годы в документальной иконографии писателя среди профе

    Описание слайда:

    В 1880-е –90-е годы в документальной иконографии писателя среди профессиональных фотографов особое место занимает фирма «Шерер, Набгольц и К», которая снимала Толстого и его семью на протяжении почти четверти века. Большинство фотопортретов писателя были сделаны по инициативе Софьи Андреевны для подготовляемых ею собраний сочинений мужа. В эти же годы появляется множество любительских снимков Толстого, что было связано с упрощением техники фотографирования.
    Л.Н. Толстой. 1885 г. Москва.
    Фотография фирмы «Шерер, Набгольц и К».

  • 8 слайд

    Первые любительские изображения писателя были сделаны соседом по имен

    Описание слайда:

    Первые любительские изображения писателя были сделаны соседом по имению князем С.С. Абамелеком-Лазаревым (1884 г.), другом семьи М.А. Стаховичем (1887 г.) и женой С.А. Толстой (1887 г.). Первые два автора создали целые фотоколлекции – портреты Толстого, его семьи, родственников и гостей Ясной Поляны; многие снимки носят жанровый характер, передающий эмоциональную атмосферу яснополянской усадьбы.
    В 1890-е годы, помимо уже упомянутых С.С. Абамелека-Лазарева и С.А. Толстой, писателя фотографировали Адамсон, Е.С. Томашевич, Ю. Стадлинг (шведский журналист), П.Ф. Самарин, П.И. Бирюков, Д.И. Четвериков, художник Н.А. Касаткин, П.В. Преображенский, сын писателя Илья Львович и другие. Все они запечатлели важные, значительные моменты общественной деятельности писателя, его занятий и интересов: Толстой на косьбе с яснополянским крестьянином; составляет списки голодающих в Бегичевке Рязанской губернии; среди единомышленников на хуторе в Русанове Тульской губернии; у балаганов на Девичьем поле в Москве…

  • 9 слайд

    Л.Н. Толстой у балаганов на Девичьем поле. 1892 г. Москва. Фотография И.Л.

    Описание слайда:

    Л.Н. Толстой у
    балаганов на Девичьем поле. 1892 г. Москва. Фотография
    И.Л. Толстого
    Л.Н. Толстой садится на лошадь. 1897 г.
    Ясная Поляна. Фотография Н.А. Касаткина.

    Одни авторы создали проникновенные портреты писателя, как, например, П.И. Бирюков, другим удалось передать непосредственность уловленного мгновения, как, например, «вертикальный шпагат» Толстого, садящегося на лошадь, на снимке художника Н.А. Касаткина.

  • 10 слайд

    Самое большое количество фотографий Л.Н. Толстого было сделано в 1900-е годы,

    Описание слайда:

    Самое большое количество фотографий Л.Н. Толстого было сделано в 1900-е годы, когда появились моментальные аппараты. Среди авторов – близкие писателю люди: жена Софья Андреевна, дочери Мария и Александра, сын Илья; друзья и знакомые На их снимках Толстой предстает нам в непринужденной, доверительной обстановке, в кругу семьи и гостей, единомышленников и знакомых, за работой и на прогулке, в Ясной Поляне, Москве и других местах. Психологические камерные фотопортреты чередуются с динамичными, передающими экспрессию момента или отдельного сюжета снимками.
    Л.Н. Толстой.1903г.
    Ясная Поляна.
    Фотография А.Л. Толстой.
    Л.Н. Толстой верхом
    в окрестностях Ясной Поляны.
    1908 г. Фотография К.К. Буллы.

  • 11 слайд

    В 1901 году в связи с «Определением Святейшего Синода» об отпадении графа Л.Н

    Описание слайда:

    В 1901 году в связи с «Определением Святейшего Синода» об отпадении графа Л.Н. Толстого от православной церкви официально было запрещено снимать и распространять изображения писателя, поэтому его профессиональных фотографий 1900-х годов немного.
    Самыми значительными коллекциями толстовской иконографии являются работы жены писателя С.А. Толстой и его друга В.Г. Черткова – и по количеству снимков, и по разнообразию сюжетов.
    Фотографии С.А. Толстой (около 1000 сюжетов) – своеобразная летопись последних двадцати лет жизни Л.Н. Толстого (1887-1910 гг.). Её фотокамера фиксировала и важные события, и будничные, прозаические. На её фотографиях мы видим Льва Толстого за работой, на отдыхе, в кругу семьи и гостей, с видными деятелями культуры; другие излюбленные сюжеты ее снимков – портреты детей и внуков, родственников, многочисленных гостей, пейзажи любимой ею Ясной Поляны, эпизоды повседневной жизни. На многих фотографиях работы С.А. Толстой запечатлен и сам автор, так как снимала она дорожной камерой, которую устанавливала на штатив.
    С.А. Толстая. 1901г.

  • 12 слайд

    Л.Н. Толстой с А.Л. Толстой. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова.

    Описание слайда:

    Л.Н. Толстой с А.Л. Толстой.
    1908 г. Ясная Поляна.
    Фотография В.Г. Черткова.
    Л.Н. и С.А. Толстые со скульптором И.Я. Гинцбургом (слева) и критиком В.В. Стасовым.1900 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой.
    Л.Н. Толстой с внучкой Танечкой Сухотиной . 1908 г. Ясная Поляна.
    Фотография В.Г. Черткова.
    Л.Н. Толстой идет вдоль вспаханного поля около деревни.
    1908 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова.

  • 13 слайд

    Л.Н. Толстой. Единственный цветной фотопортрет писателя, явившийся и первым ц

    Описание слайда:

    Л.Н. Толстой. Единственный цветной фотопортрет писателя, явившийся и первым цветным фотопортретом в России. Май 1908 г. Ясная Поляна.
    Фотография С.М. Прокудина-Горского.

  • 14 слайд

    Л.Н. Толстой за работой в кабинете яснополянского дома1909 г. Фотография С.А.

    Описание слайда:

    Л.Н. Толстой за работой в кабинете яснополянского дома1909 г. Фотография С.А. Толстой
    Л.Н. и С.А. Толстые
    в 48-ю годовщину свадьбы 25 сентября 1910 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой. Последний снимок Л.Н. Толстого.

  • 15 слайд

    Немногим из любителей, не говоря уже о профессионалах-фотографах, были досту

    Описание слайда:

    Немногим из любителей, не говоря уже о профессионалах-фотографах, были доступны в такой мере, как В.Г.Черткову(другу и единомышленнику), минуты, когда можно было «подсмотреть» и снять крупным планом лицо Толстого во время непринужденной беседы, наедине со своими мыслями, в момент творчества.
    Л.Н. Толстой. 1907 г. Ясная Поляна. Фотография В.Г. Черткова
    Л.Н. Толстой. 19 мая 1910 г. Кочеты.
    Фотография В.Г. Черткова.

  • 16 слайд

    Художники о Л.Н.ТолстомВ.П. Батурин Дом Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. 1911

    Описание слайда:

    Художники о Л.Н.Толстом
    В.П. Батурин
    Дом Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. 1911
    М.В. Нестеров
    Большой пруд в Ясной Поляне. 1907

  • 17 слайд

    &quot;В России синематограф должен запечатлевать исключительно русскую жизнь в

    Описание слайда:

    «В России синематограф должен запечатлевать исключительно русскую жизнь в самых разнообразных ее проявлениях, причем так, как она есть, — не следует гоняться за выдуманными сюжетами», — так отозвался о роли кинематографа Л. Н. Толстой.

  • 18 слайд

    Съемки Л. Н. Толстого и его окружения, сделанные в 1908 г. в Ясной Поляне рус

    Описание слайда:

    Съемки Л. Н. Толстого и его окружения, сделанные в 1908 г. в Ясной Поляне русским кинематографистом А. О. Дранковым , — одни из первых в мире кадров подлинно документального кино.

    На основе подлинной кинохроники режиссером Марком Осипьяном создана захватывающая картина «Пассажир поезда № 12» — о Льве Толстом и его эпохе, о людях, которые видели живого гения, говорили с ним, сопровождали его в последний путь до станции Астапово, где оборвалась его жизнь.
    Событием в истории кино стал фильм Сергея Бондарчука «Война и мир».

  • 19 слайд

    В настоящее время книжный фонд музея содержит: 53 280 книг, 24733 журнала, св

    Описание слайда:

    В настоящее время книжный фонд музея содержит: 53 280 книг, 24733 журнала, свыше 90 000 газетных материалов (газетных вырезок, газет, газетных коллекций) на русском , на языках народов России и иностранных языках. Только произведений Толстого на русском и иностранных языках -17500 ед. , начиная с первых изданий писателя и кончая книгами, вышедшими в последние годы.

  • 20 слайд

    Книги и каталог издательства «Посредник» Журнал «Современник» №9 за 1852 г. с

    Описание слайда:

    Книги и каталог издательства «Посредник»
    Журнал «Современник» №9 за 1852 г.
    с первой публикацией повести Л.Толстого
    «Детство» под заглавием «История моего детства».
    Произведения Л.Н. Толстого, изданные за рубежом при его жизни, и книга Р. Роллана «Жизнь Толстого» (1911 г.).

  • 21 слайд

    Произведения Л.Н. Толстого, изданные за рубежом при его жизни, и книга Р. Рол

    Описание слайда:

    Произведения Л.Н. Толстого, изданные за рубежом при его жизни, и книга Р. Роллана «Жизнь Толстого» (1911 г.).

    Рукопись «Войны и мира» с планом Бородинского сражения. Автограф Л.Н. Толстого. 1867г.

  • 22 слайд

    Л.Н.ТолстойПисатель Художник Мыслитель Философ Педагог Человек с большой буквы

    Описание слайда:

    Л.Н.Толстой
    Писатель
    Художник
    Мыслитель
    Философ
    Педагог
    Человек с большой буквы

  • 23 слайд

    Какие события описывает Толстой? О чём он вспоминает? 2. Что ты думаешь о х

    Описание слайда:

    Какие события описывает Толстой? О чём он вспоминает?

    2. Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он? Как мальчик относится к своей маме?

    3. Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясни.

  • 24 слайд

    Ответ:Какие события описывает Толстой? О чём он вспоминает? Толстой описывает

    Описание слайда:

    Ответ:
    Какие события описывает Толстой? О чём он вспоминает?
    Толстой описывает события своего раннего детства, вечернее время, когда мать укладывала его спать, нежно прощаясь с маленьким сыном. Он вспоминает милые сердцу подробности, предметы, его окружающие, мысли и чувства, которые он в то время испытывал.
    2. Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он? Как мальчик относится к своей маме?
    Николенька очень любящий, нежный мальчик, думающий и глубоко чувствующий. Он бесконечно любит свою маму, беспокоится о ней, плачет от одной мысли когда-либо ее потерять, он не представляет своей жизни без ее ласк, заботы, милого и горячо любимого ее лица, нежных рук.
    3. Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями? Объясни.
    Мы можем с полным основанием сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями, потому что очень искренне описывает свои чувства и мысли, а также те переживания, которые испытывает, ничего не утаивая от читателя. Подобные чувства и мысли многие испытывали в своем детстве, а потому они так трогают и кажутся невероятно достоверными.

  • 25 слайд

    Домашнее задание: Уч: стр. 114-118, читать РТ: стр. 33-35

    Описание слайда:

    Домашнее задание:

    Уч: стр. 114-118, читать
    РТ: стр. 33-35

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Л. Н. Толстой. Детство»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Лев Николаевич Толстой

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «М. Ю. Лермонтов. Ашик — Кериб»

  • КСП по литературному чтению.2 класс..docx

  • Урок литературного чтения «Сочинение»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «М. Ю. Лермонтов. Дары Терека»

  • Выступление учеников на городском конкурсе. Литературно-музыкальная композиция «Маленький народ в большой войне»

  • Рабочая программа «литературное чтение»

  • Проект «Творческая студия»АТР-чтение.Академия сказок»

  • Краткая карта урока «С. Романовский. Слово о Русской земле.»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5458115 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Что то вроде воспоминаний как пишется
  • Что такое эпитеты в литературе 4 класс примеры сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Что то на подобии как пишется
  • Что то недоговаривает как пишется
  • Что такое цветовая гамма в литературе например в сказке о мертвой царевне и семи богатырях