Что ты чувствуешь энциклопедия для малышей в сказках

Советы библиотекаря: шесть книг, от которых невозможно оторваться, от классики до современных произведений.по выходным сотрудники московских библиотек продолжают рассказывать

Советы библиотекаря: шесть книг, от которых невозможно оторваться, — от классики до современных произведений.

По выходным сотрудники московских библиотек продолжают рассказывать о детских книгах, которые могут сделать теплее любой зимний вечер. Надежда Королева, главный библиотекарь детской библиотеки № 133, советует произведения, которые отлично подойдут для уютного домашнего чтения.

Малышам

«Сова» Виталия Бианки

Эта проверенная временем книжка (впервые «Сова» была опубликована в 1921 году) отлично подойдет для знакомства маленького ребенка с миром качественной литературы. Добрая сказка написана очень простым и легким языком, она обязательно понравится малышам.

Отец Виталия Бианки был известным орнитологом, поэтому тему природы Виталий Валентинович очень любил с детства. В этой книге он говорит о том, что каждая птица для чего-то нужна, каждая выполняет свое важное дело.

Забронировать книгу в библиотеке

«Рождество в домике Петсона» Свена Нурдквиста

Дружелюбный старичок Петсон живет вместе со своим котенком Финдусом где-то в маленькой шведской деревушке. Им никогда не бывает скучно: с ними постоянно происходит что-то интересное. Благодаря серии из восьми книг о Петсоне и Финдусе шведский писатель Свен Нурдквист прославился на весь мир. Кстати, изначально он хотел создать сказку о двух стариках, но в процессе один из них «превратился» в забавного котенка.

Сюжет этой книжки разворачивается вокруг одного из главных праздников года — Рождества. Герои собираются пойти в лес, чтобы срубить там елку, но внезапно Петсон подворачивает ногу. Что же делать? Прочтите — и узнаете, как герои вышли из затруднительного положения.

Забронировать книгу в библиотеке

Что ты чувствуешь энциклопедия для малышей в сказках

Ребятам постарше

«Теплый хлеб» Константина Паустовского

Рассказ «Теплый хлеб» советского писателя Константина Паустовского — отличный материал для размышлений и обсуждений. Однажды мальчик Филька обидел раненого коня, о котором заботилась вся деревня, — ударил его, когда тот потянулся к куску хлеба. А потом в деревне началась череда неудач: остановилась мельница, промерзла река. Как все исправить?

Подойдя к этому моменту, можно закрыть книжку и предложить ребенку самому придумать концовку. А потом снова вернуться к книге и дочитать, чтобы сравнить два финала.

Забронировать книгу в библиотеке

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

«Черный красавчик» Анны Сьюэлл

Это еще одна история про лошадей. Черный красавчик — конь, от лица которого ведется повествование. Он родился и вырос на ферме, наслаждаясь спокойной умиротворенной жизнью. Но потом в результате несчастного случая он повредил себе ноги и оказался не нужен хозяевам, которые продали его в Лондон — возить тяжелый кеб (наемный экипаж). Черный красавчик наблюдает за людьми, размышляет о жизни.

Книга увидела свет в 1877 году. Писательница Анна Сьюэлл с детства обожала лошадей, но о верховой езде не было и речи — из-за травмы, полученной в 14 лет, она была всю жизнь прикована к постели. Женщина могла подолгу наблюдать за лошадьми, любоваться ими и не выносила, когда с ними плохо обращались. Именно это подтолкнуло ее к написанию книги. Читатели и критики приняли «Черного красавчика» очень тепло. Этот роман стал первой и последней книгой Анны Сьюэлл — писательница умерла через несколько месяцев после ее выхода.

Книга совершенно точно понравится всей семье. Вы проникнетесь всеми трудностями и испытаниями, которые выпадут на долю главного героя, некоторые моменты растрогают до слез. Но все закончится хорошо — ведь доброта и любовь всегда побеждают.

Забронировать книгу в библиотеке

Что ты чувствуешь энциклопедия для малышей в сказках

Подросткам

«Я не тормоз» Нины Дашевской

Тринадцатилетний Игнат — самый обычный подросток, который ходит в школу, делает уроки, помогает дома по хозяйству. Но больше всего на свете он любит скорость, свои самокат и скейтборд. У мальчика синдром дефицита внимания и гиперактивности, ему нужно постоянно быть в движении, он не любит стоять на месте. Книга такая же, как и Игнат, — стремительная, динамичная. Все 160 страниц легко можно прочесть залпом.

«Я не тормоз» — победитель конкурса детской книги «Книгуру» 2015 года. Отличное произведение о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, и что в мире есть люди, которые любят тебя именно за твои особенности.

Забронировать книгу в библиотеке

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта

Французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт затрагивает очень серьезную и непростую тему. Главный герой, десятилетний Оскар, болен раком. Он лежит в больнице, и о нем заботятся сиделки, облаченные в розовую униформу. За это маленькие пациенты зовут их Розовыми Дамами.

Однажды врач сообщает Оскару, что ему осталось жить всего 12 дней. И тогда одна из Розовых Дам предлагает ему представить, что за один день он проживает 10 лет. Мальчик рассказывает о тех воображаемых событиях, которые могли бы с ним произойти.

Может показаться, что эта книга слишком печальна. Но это не так. Она наполнена светлой грустью, и, читая ее, совсем не чувствуешь тяжести и горечи.

Забронировать книгу в библиотеке

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Подборка: сказки Тургенева для детей

Иван
Сергеевич Тургенев – это целый мир! Русский писатель, поэт, публицист,
драматург, переводчик! Член-корреспондент императорской Академии наук по
разряду русского языка и словесности, почетный доктор Оксфордского университета.
Почетный член Московского университета! Он
известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов
середины девятнадцатого столетия. Почти невозможно перечислить всех сторон
деятельности И. С. Тургенева – литератора, гражданина, человека.

Творчество
его настолько разнообразно и представлено различными жанрами, что не позволяет
рядовому читателю признаться в исчерпывающем знании этого вопроса. Можно начать
читать «всего» Тургенева или литературу о нем и утонуть в глубинах его таланта
и загадочности судьбы и поступков.

Нам
же хотелось представить небольшой фрагмент его творчества, который открылся
читателям сравнительно недавно, а именно сказки для детей.

Писатель
всю жизнь был внимателен к детям и сердечно любил их. Был заботлив по отношению
к своей внебрачной дочери Полине, к своим внукам, детям родственников и друзей.

И.
С. Тургенев прекрасно знал детские книги, издававшиеся в его время. Из его
писем друзьям известно, что он собрал целую коллекцию таких книг, но не хранил
эти книги для себя, а дарил их своим маленьким приятелям.

Интересно, что в начале
1860-х годов в Париже великий писатель уделял много внимания детям, устраивая у
себя детские праздники. Так под новый 1860 год на таком празднике были у него
младшие дочери Полины Виардо Марианна и Клоди, младший сын Н.И. Тургенева Петр,
сын М.А. Маркович (М.

Вовчок) Богдан, десятилетняя дочь Александра Ивановича
Герцена Ольга. А под новый 1861 год на рождественский праздник И. С. Тургенев
пригласил дочь переводчицы Натальи Николаевны Рашет, с которой дружил и
переводил Ш. Перро, Машу. Когда дети госпожи Виардо были маленькими, он часто сочинял для них
сказки.

Внуки Жорж Санд вспоминали, как на веранде их дома в Ноане Тургенев
рассказывал им сказку про волшебного кота.

В последние приезды на
родину У И. С. Тургенева гостил поэт
и талантливый художник Яков Петрович Полонский с семьей. В своем имении И. С.
Тургенев непременно гулял вместе с детьми, собирал грибы и ягоды. Вот как Я.

П,
Полонский в воспоминаниях описывает взаимоотношения писателя и детей: «Дети вообще любили Тургенева и обращались с
ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за
бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал.

Так однажды лежал он на диване
, уже обитом новой материей и помещенном против выходной двери на
террасу, под портретом Николая Сергеевича Тургенева, – на диване, который
назвал он самосоном. Тургенев любил на нем дремать, уверяя, что диван этот
клонит его ко сну всякий раз, когда он на него приляжет, а потому он и есть
самосон.

Итак, однажды дети не давали ему
дремать, а он рассказывал им, какой чудесный он видел сон.

– Какой же сон? рассказывайте, какой
сон?

– А будто бы я лежу на большущей
перине, а вы и много, много детей держат эту перину за края и тихонько ее
приподнимают и покачивают. И так мне приятно, я лежу точно на облаке и
покачиваюсь, и будто бы все вы должны меня слушаться, а кто не слушается, тому
я тотчас же отрубаю голову…

– Неправда, неправда!.. Это вы
должны нас слушаться! Ишь вы какой!

И подобные восклицания,
сопровождаемые смехом, заметно радуют добрейшего из людей – Ивана Сергеевича…
» (http://i-s-turgenev.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st061.shtml И. С. Тургенев у себя в его последний
приезд на родину (Из воспоминаний) (Я. П. Полонский).

В этих же воспоминаниях
автор приводит примеры тех нескольких сказок, придуманных И.С. Тургеневым специально
для детей Полонского, и замечает: «Дня
через два или три началась новая сказка… что еще раз доказывало, до какой
степени фантазия Тургенева была еще свежа и неистощима»
.

«Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые
нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в
пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз,
недовольство или нетерпение.

Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в
устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного
препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в
уме детей; но крайней мере, старший сын мой далеко уже не так часто говорил,
что он знает то или это, – до того прозвище Самознайки показалось ему обидным». (Там же).

«Самознайка»
это история о мальчике, который очень много врал и всем всегда говорил, что он
самый умный в мире. Он все-все знает.

Однажды ему сказали, что река очень
глубокая – не ходи туда, на что самознайка сказал, что и так это знает, упал в
воду и утонул.

В конце рассказа Иван Сергеевич Тургенев подводит нас к тому,
что лучше сказать, что ты чего-то не знаешь, чем безосновательно хвалиться.

История достаточно
длинная и с такими поворотами событий, что действительно поражаешься фантазии
писателя. Там и таинственная пещера, открывающаяся при произношении пары трехслоговых
слов, зеленая женщина-колдунья, и превращение мальчика в ящерицу, и, наконец, забавная
картина спринцовочной казни.

  • В это же время появилось
    стихотворение «Жил –был некакий мальчишка» тоже о хвастуне и всезнайке:
  • Жил-был
    некакий мальчишка,
  • Всяк его
    Всезнайкой звал,
  • Хоть и плох
    был в нем умишко,
  • Геньем он
    себя считал.
  • Кто, бывало,
    что ни скажет,
  • Всё он лучше
    всех поймет,
  • Всё докажет,
    всё расскажет
  • И наверное
    соврет!
  • То с апломбом необычным
  • И высоко вздернув нос,
  • На экзамене годичном
  • Отвечая на вопрос,
  • Крикнет, важен, словно
    Мальцев,
  • Ветрен, словно какаду,
  • Что у нас двенадцать
    пальцев,
  • Десять месяцев в году…
  • Раз наставник
    преискусный
  • Самодурчику назло
  • Молвил, вид принявши
    грустный:
  • «Что там на небе
    кругло?
  • Ты всё знаешь,
    отвечай-ка,
  • Суть пещей тебе ясна».

«Это сыр!» – сказал
Всезнайка.

Оказалось, что луна…

Обе сказки и в прозе, и
в стихах очень поучительны и наглядны. И ирония в этом случае удивительно
уместна.

Сказка
«Капля жизни» более романтична. Она знакомит
нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою больную мать, идет в страшную
пещеру, где должен найти каплю чудодейственной живой воды, способную исцелить
больную.

Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с
злыми глазами, страшных и отвратительных.

Храбрый малыш, который беззаветно
любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и
проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно
человеческому пониманию.

Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в
тайны человеческого организма, и не только излечил своих родителей, стал
могуществен, богат, и слава о нём далеко пошла по свету. Сказка трогает за
сердце, и ребенок понимает, что путь к знаниям не прост, но пройти его надо.

Интересна
небольшая «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке». Интересна она для
прежде всего тем, что в любимом нами Интернете под одним названием я встретила
два содержания!

В
одном варианте злющая зеленая лягушка обидела прекрасную добрую птицу и в
наказание плюхнулась в грязное болото, навечно став желтой. Лягушка отныне
будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица
полетит к своему дереву и запоет чудесную песню утренней зари.

В
другом варианте бедная несчастная и уже желтая лягушка прозябает в одиночестве,
т.к. сородичи не признают ее за свою. Прилетает чудесная цапля и удивляется,
почему зеленые лягушки спрятались, а желтая с упорством ищет смерти.

Разговор
закончился крепкой дружбой наших героев и страшной завистью зеленых лягушек.
Причем, чтение онлайн второго варианта представлено в большом количестве.

Ну,
как не вспомнить Ивана Васильевича Бунша: «Меня терзают смутные сомнения…»

На
поиски истины я потратила не один час. Сначала подумалось о возможной
вариативности, ведь писатель не записывал сказки, а рассказывал. Но уже зная,
что на родине писателя в 2005 году ООО издательским Домом «Орлик» издана книга
сказок И. С.

Тургенев, решила обратиться или к ней или в музей И. С. Тургенева
в городе Орел. В итоге в Электронной энциклопедии «Орловские писатели- детям»
нашла первый вариант (http://91.135.212.75/pisateli/books_2.htm).
Так что первый вариант мне стал ближе.

Кроме
упомянутых сказок И. С. Тургенев занимался переводами Ш. Перро вместе со своими
друзьями Николаем Васильевичем Щербанем и Натальей Николаевной Рашет. Писатель
выбрал себе для перевода только две сказки: «Волшебница» и «Синяя борода».

Переводы произвели сильное впечатление, благодаря особому умению Тургенева, с
его волшебным даром слова, добродушием, общаться с маленьким читателем. Издателем
в России был М.О. Вольф.

И вот в 1867 году в Петербурге вышла в свет
великолепно иллюстрированная книга сказок, на обложке которой красовались имена
трёх великих мастеров: «Перро, Тургенев, Доре». Нумерация страниц в книге
постраничная, за исключением листов с гравюрами, которые не нумеруются.

Издательский цельнокожаный переплет с тройным золотым обрезом, богатым золотым
тиснением на корешке и крышках, с оригинальными форзацами из муаровой бумаги.
27х25 см. Прижизненное издание переводов Тургенева. Издание иллюстрировано
гравюрами Г. Доре на отдельных листах. 

Подборка: сказки Тургенева для детей

Подборка: сказки Тургенева для детей
“Красная шапочка”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Золушка”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Золушка”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Кот в сапогах”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Синяя борода”
Подборка: сказки Тургенева для детей
“Мальчик-с-пальчик”

       Издатель
пишет в предисловии: «Августейшему имени Ея Императорскаго Величества
Государыни Императрицы. Эти рассказы послужат детям источником невинных
удовольствий, посильною пищею для развития ума и вкуса. В детях сегодняшних вся
будущность народа, а потому эту книжку, как ни скромна она по содержанию,
осмеливается поднести Августейшей покровительнице детскаго воспитания.
Верноподданейший Маврикий Вольф». 

И.С.
Тургенев рассылал полученные экземпляры в подарок своим маленьким друзьям в
России. Вступление к книге принадлежит перу самого И. С, Тургеневу и само по
себе заслуживает внимания сточки зрения литературоведения.

Сказочная
тематика продолжилась в еще одном мало известном увлечение писателя – написании
либретто для оперетт Полины Виардо. Как известно, в1863 году великая певица оставляет сцену, не желая пережить собственную
славу. Она переезжает в Баден-Баден и открывает школу вокального искусства для
детей.

Возможно, идея
организовать театр в школе обсуждалась с И.С. Тургеневым. Тургенев решает помочь Виардо в ее композиторском
дебюте, возбудить ее музыкальную фантазию и создает либретто комических опер.
Писал он их по-французски. Русские тексты их были впервые напечатаны в России в
1964 г., почти через сто лет. В письме Я.П.

Полонскому в сентябре 1867 года он
писал: «Хожу на охоту, сочиняю французские оперетки,
которые г-жа Виардо прелестно кладет на музыку. Одна из них имела 8
представлений (!) и была почтена посещением короля и королевы прусской (!!) и
т. д. Театр устроен в моем доме, в котором я пока не живу
» (http://turgenev-lit.ru/turgenev/pisma-1867-1868/letter-45.htm).

В другом письме В. П. Боткину мы читаем: «То,
что ты говоришь об оперетках, справедливо, — но вторая: «Le dernier Sorcier» –
именно принадлежит к тому роду, который ты рекомендуешь, — и я ничего не знаю
поэтичнее той музыки, которую написала на нее г-жа Виардо.

Все, которые видели
эту оперетку (а в числе их находились отличные музыканты – как-то г-жа Шуман,
Рубинштейн, Розенгайн, Леви, директор оркестра в Карлсруэ) – советуют ей
инструментовать свою партитуру – и нет никакой причины, чтобы «Последний
колдун» не появился на какой-нибудь сцене. Я убежден, что он будет иметь
большой успех. Музыкальный критик «Атенеума», Чорлей, того же мнения.

Там есть,
между прочим, любовный дуэт, подобных которому я знаю весьма мало во всей
оперной музыке» (Там же).

Тургеневым
было написано около двух десятков либретто для опер и оперетт П.Виардо, среди
них «Слишком много жен», «Зеркало»,
«Людоед», «Цигане», «Ундина» и «Последний колдун». «Самая завидная судьба у
«Последнего колдуна».

Начиналась она премьерой с участием Тургенева, игравшего
заглавную роль Кракамиша, в сентябре 1867 г. Затем с благословения Ф. Листа и
по его настоянию «Последнего колдуна» сыграли на большой оперной сцене – в
Веймаре (1869 г.) и Карлсруэ (1870 г.).

Это была первая опера, написанная
женщиной и публично исполненная в Германии. В Карлсруэ партию Лелио пела сама
Полина Виардо. Исполнялся «Последний колдун» и в парижском доме Виардо уже
после кончины писателя. На этом спектакле в 1889 г. присутствовал П. И.
Чайковский…» (http://www.art.oryol.ru/ogat_rep_2.htm Орловский государственный академический
театр имени И. С. Тургенева)

Впервые в России «Последний колдун» был представлен Орловским театром им.
И. С. Тургенева в 1993 году. Партитура в России не издавалась. Сотрудники музея И.С. Тургенева в Буживале передали в
Орел партитуру оперетты (здесь подробнее-http://www.art.oryol.ru/ogat_rep_2.htm).

Сказочное
наследие И. С. Тургенева невелико, но интересно и привлекает внимание. Коллегами,
педагогами младших классов, воспитателями будут несомненно востребованы и уже
готовые материалы, такие как:

Ермакова Н.
С. Тургенев сказочник. Презентация.-
https://presentacii.ru/presentation/turgenevskazochnik

Гавриличева
Е. Литературный час «Сказки И. С. Тургенева»- https://урок.рф/library/literaturnij_chas_skazki_is_turgeneva_110508.html

Сказки И. С. Тургенева

Подборка: сказки Тургенева для детей

Не правда ли, это звучит немного необычно: Тургенев – и сказки? Мы знаем Ивана Сергеевича как автора замечатель­ных романов, множества повестей и рассказов, в том числе его знаменитых охотничьих рассказов, вошедших в сборник с подзаголовком «Записки охотника».

Тургенев – поэт, драма­тург, автор 83 произведений редчайшего в русской литерату­ре жанра – стихотворений в прозе. Тургенев известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет и журналов сере­дины девятнадцатого столетия.

А многие из почитателей великого его таланта, пытаясь понять Тургенева глубже, внимательно изучают многотомное, почти шеститысячное собрание писем писателя к родным, близким, едино­мышленникам; писем деловых – и маленьких записок, к друзьям – и к людям, в которых он ошибался.

Почти невозможно перечислить всех сто­рон деятельности И. С. Тургенева – литератора, гражданина, человека. И потому заголовок данной статьи звучит действительно немного необычно.

Но вот в № 157 газеты «Орловский вестник» от 6/18 сентября 1881 года появилось сообщение следующего содержания: «Говорят, Иван Сергеевич Тургенев готовит к печати новое сочинение и сказки для детей».

На каком основании автор этого сообщения строил свои предположе­ния? Ведь он являлся официальным лицом, т. е.

представителем большого и, несомненно, талантливого, как следует из знакомства с содержанием этой газеты того времени, коллектива, и вряд ли редактор «Орловского вес­тника» взял бы на себя такую смелость, как помещение на странице газеты сообщения, по поводу которого «говорят». Конечно же, под ним должны были быть достаточно веские основания.

Тургенев – и сказки? Даже те из нас, кто достаточно хорошо знает твор­чество Ивана Сергеевича Тургенева, не припоминают, чтобы где-либо печатались сказки этого автора.

Однако документы свидетельствуют, что такие намерения у Ивана Сер­геевича были.

Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеоб­ще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полон­ские, в семье которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рас­сказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иног­да без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном ди­ване, получившем прозвище «Самосон».

Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рас­сказывать им только что придуманные сказки.

Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как все его сказки действитель­но были очень хороши.

Я. П. Полонский в тексте своих воспоминаний приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Само­знайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым. Эту сказку слушал даже Лев Николаевич Толстой и от души смялся вместе со всеми.

Чем интересны сказки Тургенева? О чём думал писатель, представляя слушателям своих сказочных героев?

Для ответов на эти вопросы необходимо, как нам кажется, вкратце восп­роизвести их содержание.

Сказка «Капля жизни» наряду с тем, что интересна, ещё и очень поучи­тельна. Она знакомит нас с мальчиком, которой, пытаясь спасти свою боль­ную мать, идёт в страшную пещеру, где должен найти каплю чудодействен­ной живой воды, способную исцелить больную. Но пещера населена мно­жеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных.

Храбрый малыш, который беззаветно любит свою мать, преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и прогла­тывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступ­но человеческому пониманию.

Он благодаря чувству человеколюбия и сме­лости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Дня через два или три, как свидетельствует Полонский, «начиналась но­вая сказка. что ещё раз доказывало, до какой степени фантазия Тургенева была ещё свежа и неистощима».

Вот эта вторая, рассказанная в несколько приёмов сказка. «Жили-были два мальчика – два брата», один из которых, по имени Самознайка, был са­моуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудитель­ный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен.

Самознайка ни над чем на задумывался. Как только назревала новая трудная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д.

И естественно, у него ни­чего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все дей­ствия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним поте­шались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим.

Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

  • Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой.
  • А у брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удава­лось, так как он был честен и вдумчив.
  • Не правда ли, и в сказках, сочинённых им, Тургенев оставался верен сво­им принципам: его герои – честные, принципиальные – всегда намного выше тех, которые противостоят им.

В январе 1881 года Софья Андреевна Толстая обратилась к Тургеневу с просьбой написать что-либо для журнала «Детский отдых», издававшегося её братом П. А. Берсом. В скором времени, т. е.

в октябре следующего го­да, Тургенев выслал Толстому рассказ для детей «Перепёлка» с сопроводи­тельным письмом: «Вот Вам, милый Лев Николаевич, тот небольшой рас­сказ, который я обещал графине для детского журнала, издаваемого её братом».

Немного ранее Иван Сергеевич сообщал Льву Николаевичу о том, что когда-то он был свидетелем героического подвига матери, маленькой птич­ки перепёлки, которая жертвовала жизнью ради жизни своих птен­цов.

А еще раньше, в 1849 году, Тургенев описал похожий эпи­зод в письме из Франции к Полине Виардо: «Знаете ли Вы, – писал он ей, – что куропатки отлично разыгрывают представления? Они очень хорошо умеют притворяться, будто они ранены, будто они насилу летают, они кричат, они пищат, и всё это, чтобы заманить собаку и отвлечь её от места, где находятся птенцы. Материнская любовь третьего дня чуть не обошлась очень дорого одной из них: она так превосходно сыграла свою роль, что Султан схватил её. Я возвратил свободу этой отважной матери и слишком хорошей актрисе».

«Перепёлка» была напечатана вместе с рассказами Льва Николаевича Толстого «Кав­казский пленник», «Чем люди живы» и др. с иллюстрациями Виктора Михайловича Васнецо­ва, Владимира Егоровича Маковского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова в декабре 1882 года, когда Тургенев был уже смертельно болен.

Таким образом, «Орловский вестник» имел достаточно оснований для своего сообщения от сентября 1881 года. Ему предшествовала письменная просьба С. А. Толстой, вероятно, рождённая не без рассказов о сюжете са­мого Л. Н.

Толстого, и письменное согласие Ивана Сергеевича написать рас­сказ для детей.

А кроме того, сообщению газеты могли способствовать и известия из самого Спасского-Лутовинова, где летом 1881 года Тургенев действительно сочинял экспромтом и рассказывал свои сказки и детям, и взрослым.

В подтверждение всему сказанному имеет смысл привести ещё одно интересное свидетельство. Обратимся к сборнику воспоминаний со­временников о Тургеневе, где в х к воспоминаниям Я. П.

По­лонского читаем: «В парижском архиве И. С. Тургенева хранится рукопис­ный титульный лист детской книжки, составленный самим Тургеневым, следующего содержания: «Рассказы и сказки для детей Ив. Тургенева.

1 Пере­пёлка. Буживаль, 1882».

По всей вероятности, И. С. Тургенев предполагал издать специальный сборник для детского чтения. Однако замысел этот не осуществился.

Жизнь великого русского писателя И. С. Тургенева оборвалась рано, на 65-м году. Несомненно, продлись его годы, он обязательно записал бы свои, сочинённые и рассказанные им в разное время сказки для детей, на­писал бы новые детские сказки, рассказы, повести, – и у детей всего мира появился бы новый, интересный, незабываемый сказочник – Иван Сергее­вич Тургенев.

Источник: Иванова Л. Н. Сказки И. С. Тургенева // Литература в школе.

Читать

Иван Сергеевич Тургенев

Сказки

© И. Кондрашова, иллюстрации, 2019

© АО «Издательский Дом Мещерякова», 2019

Сказка-притча о серебряной птице и жёлтой лягушке

Жила-была маленькая зелёная лягушка, нравом презлющая. Сидела она у подножия высокого дерева, в ветвях которого жила красивая и очень добрая птица с длинным хвостом.

Однажды лягушка сказала птице: «Желала бы я подняться на дерево и поглядеть, что оттуда, сверху, видно, да не знаю, как это сделать». Птица отвечала ей: «Я спущу тебе свой хвост, цепляйся за него, я подниму тебя на дерево».

И птица, которая была очень добра, опустила свой длинный хвост соседке. Но лягушка, прицепившись к самому красивому пёрышку, и не думала взбираться наверх, она принялась тянуть перо что было мочи.

– Эй, что ты там делаешь? – вскричала птица.

– Хочу вырвать пёрышко из твоего хвоста и сделать из него себе украшение, – отвечала лягушка и продолжала тянуть пёрышко к себе.

– Ну погоди, злодейка! – рассердилась птица и взвилась в небо, унося лягушку на своём хвосте.

– Ке-ке-кек-са! (что означает примерно: «Что там такое! Как это так?») – завопила квакушка, испугавшись не на шутку.

– Ты хотела узнать, что сверху видно, – вот и погляди!

Но лягушке было теперь не до того, и она взмолилась:

– Смилуйся! Отпусти меня на землю!

В это время птица пролетала над болотом и сказала:

– Открой рот – ты упадёшь в грязь и не расшибёшься, там тебе будет очень хорошо.

Лягушка разжала зубы и – плюх! – упала в болото.

Она и вправду не расшиблась, но болото было таким грязным, а лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем жёлтой… И осталась такой на всю жизнь. А серебряная птица полетела к своему дереву и спела чудесную песню восходящему солнцу.

ХОТЕЛА ЛЯГУШКА ПОДНЯТЬСЯ НА ДЕРЕВО И ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО СВЕРХУ ВИДНО, ТОЛЬКО НЕ ЗНАЛА, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Степовик

У нас был сосед, человек уже немолодой, одинокий, но очень весёлый, разговорчивый, любивший рассказывать истории одну удивительнее другой. Он любил собирать нас, молодых людей, в кружок, усаживал подле себя и принимался за свои небылицы.

Сам чёрт не разобрал бы, что в них было правдой, а что выдумкой. «Нет, это неправда!» – бывало, кричали мы в конце концов.

А он лишь посмеивался да говорил нам: «Поживите да поглядите вокруг хорошенько, то ли ещё увидите!» Вот что он нам рассказал как-то вечером:

«Вы, верно, знаете, дети мои, бескрайние степи, что начинаются за Доном, вёрст за сто отсюда. Я часто езжу туда на охоту, ибо хоть дичи там и нет, да перепёлок – что мух.

Вот однажды, в разгар сенокоса, оказался я поздно вечером в одном из этих мест и, не желая возвращаться в деревню, где блохи сожрали бы меня, решил провести ночь на одном из стогов, что, подобно огромным домам, возвышаются в эту пору вдоль Дона.

Надобна лестница, чтобы на них взобраться. А взобравшись, чувствуешь себя как в раю.

Итак, я вскарабкался на один из таких стогов, волоча за собою бедного моего пса, который давился и отчаянно кашлял. Вот мы и наверху. Я расстелил свой охотничий плащ, собака моя тотчас же зарылась в сено, и мы приготовились заснуть крепким сном, ибо устали изрядно, можете мне поверить. Но прежде надо было оглядеться вокруг.

Боже, как здесь было красиво! Ночь царила везде: она зеленела внизу, синела вверху, серебрилась повсюду, а Дон – что за великолепная золотая лента, отливающая то атласом, то муаром! А какой аромат, и как поют птицы! Ибо одни горожане воображают, что ночью птицы спят. А ветер, что нежно касается ваших щёк после того, как разбудил и приласкал столько цветов!

Испустив, по примеру моего пса, глубокий вздох, я уже собирался заснуть, как вдруг услышал, что кто-то ходит по стогу… Шаги были лёгкие, почти боязливые, однако направлялись они ко мне… Я приподнялся на локте и увидел нечто, что вас удивило бы так же сильно, как и меня, а может быть, и более.

Я УВИДЕЛ ПЕРЕД СОБОЮ СИДЯЩЕЕ НА СПИНЕ СТЕПНОЙ ЧАЙКИ КРОШЕЧНОЕ СУЩЕСТВО…

Я увидел перед собою сидящее на спине степной чайки крошечное существо ростом с локоток, похожее на человека, но сделанное из тех сухих веточек, что встречаются на дорогах и которыми пользуются птицы для постройки гнёзд; на его большой голове из зелёного мха был персидский колпачок из сухой соломки.

Две круглые чёрные ягодки были у него вместо глаз, и, ей-богу, казалось, он ими прекрасно видел; крючковатый корень служил ему носом, а пучок степной травы, называемой ковыль, заменял бороду.

На нём была крестьянская курточка из торфа, перепоясанная на бёдрах стебельком лопуха, и он важно переставлял свои ножки, обутые в башмачки со шпорами из бересты.

Не успел я прийти в себя от удивления, как человечек спрыгнул со своего коня, передал его кулику, которого я до сих пор не заметил и который, по-видимому, исполнял роль грума, а затем приблизился ко мне, спокойно уселся и, представившись самым серебристым на свете голоском, поздоровался, после чего спросил меня, хороша ли была охота».

Капля жизни

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: «Есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот сможет исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи». Скоро ли, долго ли – неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в неё. Она была каменная, с каменным растрескавшимся сводом.

Оглядевшись, он пришёл в ужас: вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, со злыми глазами, страшных и отвратительных. Но нечего делать, он стал ждать.

Долго ждал он.

Наконец видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навёртываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадёт.

Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать. И вдруг увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щёк его, потянулись кверху змеи и гады разинули пасти свои. На мальчика нашёл страх: вот-вот, думал он, все эти твари бросятся на него, вонзят в него свои жала и задушат; но он справился со своим ужасом, тоже потянулся кверху, и – о чудо! – капля живой воды упала ему прямо в раскрытый рот.

Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их глядели на него с завистью.

ВОКРУГ СЕБЯ УВИДЕЛ ОН МНОЖЕСТВО ГАДОВ САМОГО РАЗНОГО ВИДА…

Мальчик недаром проглотил эту каплю – он стал знать всё, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей – стал могуществен, богат, и слава о нём пошла далеко по свету.

Самознайка

I

Жили-были два мальчика – два брата. Один из них был самоуверен и нерассудителен, другой – рассудительно-мнителен. Первого из них звали Самознайкой, так как он ни над чем не задумывался и постоянно восклицал: «О! Это я знаю… это я знаю!» Другого мы будем называть просто – Рассудительный. Это же были не настоящие их имена, а прозвища.

В окрестностях, где жили мальчики, был старый, густой и заброшенный сад, и сказали им, что в этом саду есть пещера и что тот, кто найдёт её, получит клад; но, чтоб войти в неё, надо произнести два слова и чтоб каждое слово состояло из трёх слогов. Самознайка и говорит брату: «Пещера?! Какая пещера? О, я знаю, я её видел, я сейчас же пойду и найду её».

Пошёл, долго искал, страшно устал и ничего не нашёл.

Сказки не сказочника: что написал Тургенев для детей?

Совсем недавно, девятого ноября, праздновалось 202 года со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Тургенев вошёл в историю русской литературы отнюдь не как сказочник.

Многие даже и не знают о том, что у писателя было издано несколько сказок для детей.

Зато современники прекрасно знали о его этом таланте и с удовольствием собирались на частной вилле автора, чтобы послушать его сказки и оперетты для детей.

За свою жизнь он подарил читателям всего четыре сказки, но каждая из них – на вес золота.

1. «Капля жизни»

Иллюстрация к сказке “Капля жизни”Иллюстрация к сказке “Капля жизни”

Это довольно короткая, но от того не менее интересная сказка. В ней рассказывается история маленького мальчика, у которого серьёзно заболели родители. Мальчику посчастливилось узнать о волшебной «капле жизни». Она может лечить всех вокруг, а также открыть тайны жизни тому, кто её найдёт. Главный герой преодолел все трудности, победил страшных чудищ и смог выпить эту каплю, чтобы помочь своим родителям.

Мораль: чтобы помочь близким, можно пройти через любые трудности.

2. «Серебряная птица и жёлтая лягушка»

Иллюстрация к сказке “Серебряная птица и жёлтая лягушка”Иллюстрация к сказке “Серебряная птица и жёлтая лягушка”

Это очень добрая и искренняя сказка. История рассказывает о необычной лягушке, отличающейся от своих собратьев цветом – она была жёлтой. Остальные лягушки не хотели дружить с «белой вороной», что расстраивало нашу героиню. Но, в конце концов, она подружилась с цаплей, и эта дружба сделала обеих счастливыми.

Мораль: все мы разные, и всегда найдётся тот, кто примет тебя таким, какой ты есть, и полюбит твои особенности.

3. «Самознайка»

Данная сказка знакомит нас с мальчиком, который слишком много лгал и рассказывал всем вокруг, что он самый умный во всём мире. Он часто повторял: «Я и сам всё знаю». И за это его прозвали самознайкой. Однажды ему запретили купаться в одной очень глубокой реке. На это самознайка ответил, что и сам всё знает, и в итоге упал в воду и утонул.

Мораль: лучше сказать, что ты чего-то не знаешь, чем безосновательно хвалиться.

4. «Степовик»

И. С. Тургенев

Эта сказка, к сожалению, не закончена. Она была написана на французском языке. История повествует о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, сделанного из веток и травы. Сказка обрывается на моменте знакомства главных героев, так что нам никогда не удастся узнать, чем она закончилась, и какова мораль…

А вы слышали об этих произведениях Ивана Сергеевича Тургенева?

Отвечайте в х, ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Море идей», чтобы не пропустить ничего интересного.

Самознайка — Тургенев И.С. – Художественная литература

1

Жили-были два маль­чика — два брата. Один из них был само­уве­рен и нерас­су­ди­те­лен, дру­гой — рас­су­ди­тельно-мни­те­лен. Пер­вого из них звали Само­знай­кой, так как он ни над чем не заду­мы­вался и посто­янно вос­кли­цал: о! это я знаю… это я знаю! Дру­гого мы будем назы­вать про­сто — Рас­су­ди­тель­ный.

Это же были не насто­я­щие их имена, а про­звища.

В окрест­но­стях, где жили маль­чики, был ста­рый, густой и забро­шен­ный сад, и ска­зали им, что в этом саду есть пещера и что тот, кто най­дет ее и про­ник­нет, полу­чит клад; но, чтоб войти в нее, надо про­из­не­сти два слова и чтоб каж­дое слово состо­яло из трех слогов.

Само­знайка и гово­рит брату:

— Пещера?! Какая пещера?! О, я знаю, я ее видел, я сей­час же пойду и найду ее.

  • Пошел, долго искал, страшно устал и ничего не нашел.
  • Рас­су­ди­тель­ный, напро­тив, стал мало-помалу рас­спра­ши­вать ста­рых людей, и один дрях­лый, очень дрях­лый садов­ник ука­зал ему спря­тан­ную в зелени голу­бую дверку.
  • — Вот тут пещера, — ска­зал он.

— Ну, так и есть, я знал, что голу­бая дверка, — заме­тил Само­знайка, когда брат рас­ска­зал ему о своем откры­тии. — Я это знал, я мимо нее про­хо­дил… и тот­час же пойду, скажу два слова и войду в нее.

Побе­жал, наго­во­рил кучу трех­слож­ных по паре слов; но дверка не отворилась.

Вслед за ним пошел Рас­су­ди­тель­ный и ска­зал: пе-ще-ра, от-во-рись!

И она отво­ри­лась. И вошел он в сумрач­ный грот и видит: в гроте сидит зеле­ная жен­щина или фея. Очень удивился.

Зеле­ная фея при­няла его недру­же­любно; он ясно видел, что она на него зла и что ей досадно.

— Ну, хорошо, — ска­зала она, — я отдам тебе клад, только с уго­во­ром — возьми съешь это зеле­ное яблоко, я хочу тебя им угостить.

Рас­су­ди­тель­ный поду­мал, поду­мал и не взял этого яблока. Ведь она, рас­суж­дал он, меня при­няла недру­же­любно, из каких же благ она ста­нет уго­щать меня?

— Нет, — ска­зал он, — я лучше приду в дру­гое время.

Не взял у нее яблока и ушел. Рас­ска­зал об этом брату.

  1. — Ай, какой же ты, как тебе не стыдно! — стал сты­дить его брат, — феи все­гда уго­щают ябло­ками, я это слы­шал… я это знаю…
  2. И тот­час же побе­жал в пещеру.
  3. — Пещера, отворись!

Пещера отво­ри­лась. Само­знайка смело вошел и, уви­девши зеле­ную жен­щину, тот­час же взял яблоко и стал есть его. Съел и вдруг чув­ствует, что формы его меня­ются, что все дела­ется меньше, меньше и меньше…

Фея пре­вра­тила его в ящерицу.

2

Рас­су­ди­тель­ный долго ждал брата и не дождался. Он знал, что брат побе­жал в пещеру, и пошел искать его.

— Где мой брат? — спра­ши­вает он зеле­ную женщину.

— Не знаю, — отве­чает ему зеле­ная жен­щина. Он погля­дел ей в глаза и усомнился.

— Ну, я до тех пор не выйду, пока ты мне не ска­жешь, где мой брат.

Зеле­ная жен­щина знала, что, если чело­ве­че­ское суще­ство в ее гроте про­бу­дет с ней два часа, она про­пала — она должна будет усту­пить все свои сокро­вища и исчез­нуть. Но до двух часов еще оста­ва­лось немало вре­мени, и она упрямилась.

Вдруг видит Рас­су­ди­тель­ный, что одна из яще­риц под­бе­гает к нему, под­ни­мает свою головку, гля­дит ему в глаза, при­жи­мает к себе свои перед­ние лапки и даже, пока­за­лось ему, ста­ра­ется перекреститься…

«Уж не это ли мой брат!» — поду­мал Рассудительный.

— Не уйду, — ска­зал он реши­тельно, — пока не увижу брата.

Время шло. Делать было нечего, фея про­из­несла какие-то кабал­ли­сти­че­ские слова и дотро­ну­лась до яще­рицы своим жезлом.

И вдруг эта яще­рица стала пух­нуть, пух­нуть, расти, расти… вдруг шкурка ее лоп­нула, и выско­чил из нее Самознайка.

— Вот и я! — вос­клик­нул он, как ни в чем не бывало.

  • Зеле­ная же фея, чтоб как-нибудь изба­виться от посе­ще­ний их, пред­ло­жила Рас­су­ди­тель­ному взять у ней на довольно боль­шую сумму золота и серебра, с тем только, чтоб он уже больше не посе­щал ее.
  • Рас­су­ди­тель­ный не был жаден — взял деньги и поде­лился с братом.
  • Полу­чив деньги, Само­знайка тот­час же отпра­вился путешествовать.
  • Где-то на дороге заехал он в гости­ницу, велел подать себе самый доро­гой обед и глав­ное — уст­риц, о кото­рых он слы­хал, как о лако­мом блюде, и о кото­ром не имел ника­кого понятия.

— При­ка­жете вскрыть? — спра­ши­вает его слуга.

— Вскрыть! какой вздор! Подайте мне их в цело­сти; я не желаю, чтоб их вскрывали.

Ему при­но­сят уст­рицы в рако­ви­нах. Он начи­нает их грызть и никак не может. Все смеются.

— Тьфу! Какие ста­рые уст­рицы вы мне подали! — гово­рит Самознайка.

И уез­жает, сопро­вож­да­е­мый хохо­том всей трак­тир­ной прислуги.

Долго ли, коротко ли путе­ше­ство­вал наш Само­знайка — неиз­вестно; известно только, что он порас­тран­жи­рил все свои деньги и нако­нец заехал в какое-то очень дале­кое и очень свое­об­раз­ное госу­дар­ство. Тут узнал он, что царь хочет в саду своем постро­ить пави­льон и выби­рает для этого самых луч­ших архитекторов.

  1. Само­знайка тоже явля­ется к царю и уве­ряет его, что стро­ить он умеет так, как никто, и что выстроит он ему не пави­льон, а чудо.
  2. Царь, пора­жен­ный его моло­до­стью, пору­чает ему постройку.
  3. Строит, строит Само­знайка и удив­ляет всех архи­тек­то­ров — все у него валится, а крыша покры­ва­ется кар­тон­ной бумагой.
  4. Нако­нец, архи­тек­торы докла­ды­вают царю, что Само­знайка не только взялся не за свое дело, но не знает даже таб­лицы умножения.

Повели Само­знайку на допрос. После допроса Само­знайка ска­зал царю, что он все знает, но что в госу­дар­стве совсем не та ариф­ме­тика и что там, у него, в его оте­че­стве, счи­тают совер­шенно иначе.

Оста­вили его достра­и­вать павильон.

При­шел сам царь и видит, что пави­льон оклеен бума­гой и покрыт кар­то­ном. Царь так рас­сер­дился, что Само­знайка осме­лился обма­нуть его, что тот­час же велел его заса­дить в тюрьму.

(NB. Здесь неболь­шой про­пуск о том, как Рас­су­ди­тель­ный, узнавши, что брат его в тюрьме, реша­ется ехать и во что бы то ни стало спа­сти его. Как он под­ку­пает стражу и уго­ва­ри­ва­ется с Само­знай­кой бежать из города.

Все им уда­ется как нельзя лучше, но Само­знайка уве­ряет брата, что он очень хорошо знает, какой дан кара­у­лам пароль и лозунг, и так зави­ра­ется на заставе при выходе из города, что его ловят, опять сажают в тюрьму, по при­ка­за­нию царя судят и при­суж­дают к сприн­цо­воч­ной казни, изоб­ре­тен­ной только в этом госу­дар­стве и все­гда совер­ша­е­мой в при­сут­ствии всего двора).[2]

3

Давно уже Само­знайка слы­шал об этой сприн­цо­воч­ной казни, и так как не раз видел в апте­ках раз­ные сприн­цовки, — думал, что эта казнь больше ничего, как потеха.

Что ты чувствуешь энциклопедия для малышей в сказках
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Учителя из сообщества Педсовета и психолог Марина Ризванова объясняют, как педагогу за несколько дней восстановить свои ресурсы. 

Исполнять свои желания

Понятия «правильный отдых» не существует: одному нравится лежать с книжкой, другому — собираться  в зимний поход. Спросите себя: «Что наполнит меня энергией?» и претворяйте ответ в жизнь. Когда ты в контакте с собой, чувствуешь свои желания, реализуешь их, то наполняешься, а не выгораешь.

Анна Полянская, учитель истории, Невинномысск: «В течение года у меня очень большая нагрузка: две ставки, плюс я отвечаю за школьный электронный журнал, веду кружок в музее. Ближе к зимним праздникам я вспоминаю, что живу на Северном Кавказе. Тогда мы всей семьей посещаем термальные бассейны, потом едем на Архыз, там делаем шашлык и катаемся на санках, общаемся с родственниками. Десятого января я всегда с такой радостью обнимаю своих учеников, прихожу обновлённая, обязательно с улыбкой».

Каждого наполняет любимое дело: одни заботятся о себе, другие — об окружающих. 

Наталья Смарыгина, учитель английского языка, заместитель директора по воспитательной работе: «Мы с мужем давно собираем подарки для детей из приюта „Лучик“ в городе Камень-на-Оби. С ноября читаем их письма Деду Морозу, ищем дарителей или сами покупаем вещи. Недавно я принесла эту традицию в наш лицей —  многим она откликнулась. Каждый год мы с мужем  начинаем с того, что встаем рано утром первого января и едем за 200 километров от дома, поздравляем детей в приюте, проводим конкурсы, дарим подарки, общаемся. Заряда позитива, который мы там получаем, хватает потом на весь год». 


Материал по теме: Чужие становятся своими. Как волонтерство сближает учителей, учеников и родителей


Найти баланс между работой и отдыхом

Самый простой путь к выгоранию —  продолжать в каникулы решать неинтересные задачи. Например, посвятить все праздники составлению поурочных планов. 

Если вы все же хотите какое-то время на выходных посвятить работе, полезнее найти именно увлекательное или успокаивающее занятие. Например, изучить дополнительную литературу по своему предмету или структурировать планы на будущее.  

Светлана Непомнющих, заместитель директора по учебной части, учитель географии, Екатеринбург: «Зимние каникулы я воспринимаю как время, когда я могу систематизировать программу, элементарно привести в порядок мысли, подумать о том, что хочу принести в класс. И при этом никуда не спешить, не отвлекаться на сиюминутные проблемы.  Это тоже для меня своеобразный отдых. Я люблю свою работу и мне приятно не забывать о ней в каникулы». 

Комментарий «ЯКласс»: «Обратите внимание на цифровые ресурсы — они помогут здорово сэкономить время на подборе и проверке заданий, а также предоставят подробные отчёты по каждому учащемуся и целому классу. С самого начала четверти вы можете отстраниться от рутины и сосредоточиться на общении с детьми, а не бумагами».   

Иногда педагогу не дает оторваться от работы излишняя тревожность. В таком случае стоит прислушаться к себе и узнать, что служит её причиной. Возможно, работа обеспечивает педагога моральной стабильностью и безопасностью, а от других ролей он пытается спрятаться в школе.


Материал по теме: Трудоголизм у учителей: причины, типы, рекомендации психолога


Прислушаться к себе

Каникулы —  время, когда педагог может ориентироваться только на свои потребности и направить внимание на восстановление. За праздники стоит хорошо высыпаться, общаться с близкими, устроить себе гаджет-детокс. Подумайте, насколько тот отдых, который вы выбираете, действительно соответствует вашим потребностям.

Яна Окландер, учитель русского языка и литературы, Искитим: «В прошлый раз я отдыхала все новогодние каникулы дома, потом навёрстывала дела уже в процессе третьей четверти. В итоге сильно устала. В этом году я поеду в Москву на несколько дней: схожу в театр, встречу Новый год с семьей, увижусь с друзьями. Потом вернусь в Искитим и начну понемногу готовиться к следующему полугодию. Не уверена пока, что это решение правильное, но так я не буду переживать за учебный процесс и обеспечу себе моральный комфорт».

Важно уделить время самому себе — обращать внимание на телесные ощущения, на мысли, понять, откуда берется усталость. Снять психоэмоциональное напряжение помогут игра в снежки, коньки, лыжи, или просто йога на коврике. 


Материал по теме: Учителя, дышите полной грудью! 


Что ты чувствуешь энциклопедия для малышей в сказках

Партнерский материал

Эвенкийская Снегурочка Аяткан рассказала, чем отличается от русской

Фото: Ангелина Сафронова

Амурчанка Ангелина Сафронова уже два года выступает в роли эвенкийской снегурочки – Аяткан. Корреспондент Амур.инфо в преддверии наступающего Нового года встретился с ней и узнал о том, когда эвенки празднуют начало года, кто такие Амаки Инин и Аяткан и когда амурские дети смогут познакомиться с культурой эвенков на празднике Тугэни Нимнакан.

— Ангелина, расскажите немного о себе.

— В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, я переехала в Благовещенск из Москвы. Я посчитала нужным вернуться домой, и так получилось, что осталась здесь. Меня пригласили поработать в Амурский областной Дом народного творчества в качестве режиссёра и наёмного артиста в зимней сказке, и я согласилась. Итогом нашей совместной работы остались довольны и я, и руководство АОДНТ, и здесь я стала работать на постоянной основе.

Я – этнопевица. Мой народ эвенков относится к коренным малочисленным народам, поэтому я стараюсь, чтобы в репертуаре было больше песен на эвенкийском языке. Конечно, у меня в репертуаре есть песни и на других языках, но их исполняю реже. Я считаю, что надо популяризировать свою культуру. Я стараюсь исполнять песни именно на эвенкийском языке, чтобы нашу молодёжь, наше подрастающее поколение мотивировать на изучение родного языка. Сколько бы я не ездила по районам, по посёлкам, где проживают эвенки, в том числе и в других республиках, всем интересно – о чём мои песни. И я могу людям объяснить, рассказать об этом, популяризировать нашу культуру.

— А вы разговариваете на эвенкийском?

— Я разговариваю на бытовом уровне. Но когда попадаются сложные, глубокие тексты, я, конечно, прибегаю к помощи людей, которые лучше знают эвенкийский язык. У нас много языковедов и филологов, которые в этой сфере работают.

022f43a0fbc90222b1f5b9f0fec5bfbc

— Расскажите побольше о Амаки Инин (Дедушка Мороз) и Аяткан (Снегурочка).

— Начнём с Амаки Инин: «амаки» по-эвенкийски это «дед», «инин» значит «мороз». Образ этого персонажа собирательный, сказочный, больше театрализованный. При его создании мы отталкивались от эпоса, эвенкийских сказок, которые у нас есть. Но по сути эти образы вымышленные. Амаки Инин – это образ, созданный для детей, как и Аяткан.

Слово «аяткан» с эвенкийского переводится как «доброта, милосердие». По сюжету, который мы рассказываем, идёт борьба добра со злом. По-другому быть не может! Чтобы что-то произошло, должен произойти конфликт. Даже рожь просто так не прорастёт. И Аяткан очень добрый персонаж. Она помощница Деда Мороза. Играет с детьми, делает всё, чтобы они верили в чудо (улыбается), чтобы надежда и вера в хорошее никогда не пропадала.

— У эвенкийского народа есть духи зимы, снега?

— Ну, конечно. Например, в октябре, когда падает первый снег, у нас есть праздник, который называется Синил Гэн. Кстати, наш традиционный Новый год отмечается летом. Сейчас объясню почему. Так как эвенки люди оленные, то и наш цикл жизни зависит от природы. У оленя весной отпадают старые рожки, а именно летом начинают расти новые. И с этого времени у нас начинается новый цикл жизни: когда всё оживает, всё расцветает. Когда прокукует первая кукушка – это значит всё, наступил новый год. Если будем отталкиваться от языческой мифологии, а эвенки – это язычники, у нас много богов, то новый год наступает в день летнего солнцестояния. Зимой такого праздника, как Новый год в понимании европейцев, у нас нет. Сейчас мы живем совместно с другими народами, и пришла вот такая идея создать Амаки Инин и Аяткан, создать эвенкийскую сказку. Эти образы появились на основе старых легенд, которые передавались из поколения в поколение.

— Костюмы Амаки Инин и Аяткан расшиты различными узорами. Они имеют какую-то смысловую нагрузку или это просто декоративные элементы?

— Конечно, узоры на костюмах имеют смысл! Всё что вышивается, всё, что показывается рисунками, отражает наш мир. Мы живём в трёх мирах: верхнем, среднем и нижнем. Люди живут в среднем мире, в нижнем живут «авахи» (злые духи), в верхнем мире живут добрые духи, те, которым мы поклоняемся, ведь у нас много богов.

К примеру, орнамент с кругами означает солнце. Мы поклоняемся солнцу. Завитушка, как крючочек о двух концах на рукаве, – это традиционный орнамент амурских эвенков, который говорит о том, что мы живём рядом с Амуром. Цепочка из ромбов символизирует наше объединение с природой. Любой наш орнамент расскажет о нас: откуда мы, с какой территории, чем мы занимаемся. Хотела бы отметить костюм Деда Мороза: его выполнила дизайнер, член Союза художников Санатова Светлана. Благодаря её работе получился такой волшебный образ.

— А что символизируют рожки на голове Аяткан?

— Связь с космосом (смеётся). Так как у нас край оленный и амурские эвенки занимаются оленеводством, поэтому и используем рога как элемент костюма. Образ весь продуман. Вот почему белые рога? Почему костюм белый? В нашей мифологии белый олень считается священным. Его нельзя убивать. Именно поэтому мы выбрали белый цвет для костюмов. В наших легендах очень много значения уделяется именно оленям. Поэтому рога стали символом того, что мы всю свою жизнь связываем с этими животными. Олень – это не только транспорт. Олень – это и еда, это и одежда, и музыкальные инструменты. Полностью вся наша жизнь связана с оленями. У нас говорят: «Эвенк без оленя не эвенк».

b05cc121ea055cc9b740fdc5ed87fac1

— Расскажите, как вам удалось попасть на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек?

— Так как я работаю в АОДНТ, к нам приходит информация о многих конкурсах. Когда мне сказали, что есть возможность поехать на Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек, я начала узнавать про него. Оказалось, это такое крутое мероприятие! В этот раз в Ханты-Мансийске прошёл ХIV Всероссийский съезд. Так как сейчас пандемия, то провести игровую программу на месте мы не смогли. Мы показывали только свои визитки, общались с людьми, другими участниками, детьми. А сам конкурс проходил заочно. Мы подавали на конкурс в двух номинациях: «Лучшее театрализованное представление для детей» и «Эстрадный номер», где я исполнила свою авторскую песню про Новый год.

В очном формате в Ханты-Мансийске встретились десять пар Дедов Морозов и Снегурочек из других регионов, самый главный Дедушка Мороз из Великого Устюга и местный Дед Мороз из Ханты-Мансийска. Его, кстати, зовут Валерий, и он родом из Свободного. Когда он узнал, что мы из Благовещенска, то так нас обнимал! Как родной отец! (смеётся). Было очень приятно!

1037ae3b41ad5901afd679e0202f19f9

— Какие эмоции остались от этой поездки?

— Это было так волшебно побывать там! Это действительно сказка, которую мы подарили многим детям. Сейчас Ханты-Мансийск считается новогодней столицей, потому что именно здесь проводится в 14 раз такой съезд.

Мы попали в Большую семью всех Дедов Морозов и Снегурочек. Все люди, которые приехали на съезд, – это профессиональные театральные актёры, которые не один год работают в этих образах. Самое приятное в этой поездке – это отдавать, отдавать эти позитивные эмоции детям, дарить им сказку. Наша пара, я и Руслан Валеев (Амаки Инин), ездили поздравлять с Новым годом детей в детскую областную больницу. Всех Дедушек Морозов и Снегурочек отправили в разные места: кого-то в больницу, кого-то в многодетную семью, кого-то в детский дом и так далее.

Это прекрасная социальная акция! Мы не просто приехали, чтобы себя показать. Нет. Мы действительно сделали добрые поступки, добрые дела. Когда ты делаешь добро, то чувствуешь себя счастливым человеком.

— А амурские дети смогут познакомиться с Амаки Инин и Аяткан?

— На этих выходных, 26 декабря, в 12 часов дня в сквере АОДНТ мы будем показывать нашу сказку, которая называется «Тугэни Нимнакан» (по-русски «Зимняя сказка»). Дети послушают наши песни, посмотрят наши танцы и поучаствуют в них, поиграют в эвенкийские игры и смогут принять участие в обряде кормления огня. Мы своей сказкой показываем эвенкийскую культуру и делимся ею со всеми желающими.

1c97906e90bf11d7984f7c0c7c373912

— Совсем скоро 31 декабря и большинство амурчан будут праздновать Новый год. Что бы вы пожелали им?

— Главное, что я хочу всем пожелать, это крепкого здоровья. Чтобы каждый из нас всё-таки верил в чудо, верил в добро. Будьте отзывчивы, будьте миролюбивы – и всё будет хорошо.

Просмотров всего: 607

#Новый год
#лонгрид
#культура

распечатать


whatsapp64

telegram64

  • Что у меня получается лучше всего сочинение
  • Что украл челкаш в рассказе горького
  • Что узнал владимир дубровский из документов отца и рассказов крестьян
  • Что увидели царица с сыном на следующее утро в сказке о царе салтане
  • Что ты думаешь о характере николеньки какой он рассказе детство