Родион Раскольников был очень хорош собой: высокий и стройный брюнет с прекрасными темными глазами. Но всю его красоту портила одежда, полностью сношенная, напоминающая лохмотья. Особенно страшной была шляпа: выцветшая, вся в пятнах.
Раскольников умен, но его душевное состояние, вызванное черезвычайно бедным положением, походит на сумасшествие. Не имея возможности продолжать учебу, он бросает университет. Перестает давать уроки, которые приносили маленькие деньги. Родион не видит смысла зарабатывать копейки — ему хочется сразу стать успешным и обеспеченным. Размышляя о различии людей, Раскольников делает вывод, что основная, «серая», масса должна жить по законам, а избранные, гениальные, люди имеют право закон нарушить, даже убить другого, для достижения своих высоких целей. Высокомерный и гордый, он приписывает себя к числу избранных.
Около месяца он планирует убийство с ограблением старухи-процентщицы, с которой имеет дело, и которую считает никчемной и отвратительной. Таким образом он решает разом поправить свое финансовое положение. До последнего Раскольников не верит, что действительно исполнит это, но идет и убивает старуху и ее сестру, Лизавету, которая вернулась не вовремя домой.
После совершения преступления состояние Родиона становится еще хуже. Несколько дней он проводит в постели в бреду. Забота друга его только раздражает. Общение с матерью и сестрой, приехавшими из родного города – тяготит. Раскольников мнителен, вызывающ и горд. Но он чуток к чужой беде, отдает последнее, не думая о себе; добр к людям, пожертвовавшим собой на благо других, но ему противна мысль, что сестра хочет выйти замуж, тем самым решив и его денежный вопрос.
Презирая все общество, Родион презирает и самого себя, т.к. понимает, что не справился с задуманным. Он не оставил фактических улик, но скрыть внутреннее состояние убийцы не может. Родион открывается Соне Мармеладовой, но не раскаивается. Не найдя другого выхода Раскольников решеет сдаться. В суде становятся известны такие его качества, как отвага, смелость, доброта и забота. Он когда-то спас двух детей на пожаре, ухаживал и помогал тяжелобольному другу и его семье.
Первый год каторги он проводит в обычном угрюмом расположении духа. Со временем Сонина преданность и ненавязчивость помогают ему выйти из угнетенного состояния. Он хочет жить, верит в будущее.
Хоть Раскольников и убийца, он вызывает чувство жалость больше, чем осуждения. Он вынужден проживать в съемной убогой комнатке, за которую должен хозяйке; Родион часто совсем ничего не ест, закладывает дорогие сердцу вещи, получая взамен минимальные деньги под большие проценты. Он одержим своей навязчивой идеей о собственном праве на убийство. Постоянные встречи людского страдания и безысходности усугубляют его состояние. Раскольников сам себе не признается в сочувствии ко всем обиженным судьбой. Он совершает огромную ошибку, но самым большим наказанием для него является собственное осознание этой ошибки.
Сочинение 2
Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.
Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.
Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию. После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?
Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.
Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.
Образ и характеристика Родиона Раскольникова
Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.
Он описал на сколько внешняя среда и отношение людей может поставить человека (личность) на грань, как эта личность пытается вырваться из этого «заколдованного» круга, борется но в итоге «бес» побеждает. Что то вроде этого Достоевский описал в своём романе про революционеров «Бесы».
Мысли Раскольникова: возвысится над окружающими, массой, только он имеет право (на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который пытается стать сверхчеловеком через преступления, нарушив моральные и правовые нормы общества в котором живёт.
Раскольников идёт на убийство именно для того чтобы перешагнуть через все нормы и проверить способен ли он, «тварь трусливая?» или способен. Раскольников очень беден, живёт в крохотной каморке, напоминающей гроб. Это лето очень душно и жарко, периодически у него начинается горячка. Именно окружающие условия и бедность его толкают на преступление.
Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.
Достоевский рисует образ Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил случайно её воспитанницу. Его терзает чувство вины. На этой почве он заболевает, когда он очнётся, то с удивлением обнаружит, что его дела начинают налаживаться. Приехала мать и сестра, как то начинают улаживаться денежные вопросы. Деньгами убитой старухи он так и не воспользовался.
Муки совести заставляют его всё же признаться в убийстве и понести наказание. Но, это принесло ему облегчение. К тому же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову.
Вариант 4
Роман Достоевского «Преступление и наказание» – один из величайших шедевров в мировой литературе. Содержание книги дает описание целой эпохи русской истории.
Главным героем произведения является — молодой студент Родион Раскольников. Юноша очень воспитанный, образованный и трудолюбивый. Обладает литературным талантом и пишет статьи, некоторые из которых публикуются в печатных изданиях. У него во всем есть свое мнение, которое он готов отстаивать. Обучение дается ему очень легко, а вот общение со сверстниками нет. Он нелюдим, одинок, угрюм и мрачен.
Родион привлекателен внешне: стройный, среднего роста, с темными волосами и пронзительным взглядом. Однако, вся эта красота скрыта под лохмотьями старой одежды, которую он вынужден носить в силу своей нищеты. Его внешний облик отталкивает окружающих. Возможно, этот факт и делает из молодого человека «волка-одиночку».
Родион очень любит свою семью: мать и сестру, которые изо всех сил пытаются ему помочь. Ему очень бы хотелось о них заботиться, но средств на их содержание у него нет и поэтому получается, что две слабые женщины заботятся о здоровом мужчине. Осознание этого делает Родиона озлобленным на мир и его несовершенство.
Помимо этого, юноша очень горделив и своенравен, тщеславен и жесток. Он считает, что имеет право судить людей, делить их на определенные категории и с высока смотреть на окружающих. Причиной таких взглядов является социальное неравенство и классовые предрассудки.
Такое отношение к людям в итоге приводит Раскольникова к формированию своей собственной философии, суть которой сводится к тому, что на свете существует два типа людей: особенные люди, которым все дозволено и люди-отбросы, которые обречены на жалкое существование. Себя он причисляет к категории «избранных». Эта философия толкает парня на преступление, за которым приходит наказание в виде раскаяния. Значит, можно сделать вывод, что хорошего в молодом человеке больше. Угрызения совести и осознание всей тяжести преступления заставляют Родиона сознаться в содеянном.
Автор показывает нам натуру противоречивую. Противоборство добра со злом в одном человеке, в результате которого побеждает добродетель.
`
Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание
Популярные сочинения
- Сочинения по картинам Билибина
Описание картин Билибина
- Может ли поражение стать победой? — сочинение 11 класс
Каждый человек хочет побеждать во всем, чего касается, но к сожалению, так бывает не всегда. Кто-то стремится к победе в разных конкурсах и отборах, а кому-то достаточно просто побороть свою лень
- Сочинение Известный телеведущий (Андрей Малахов)
Раньше люди в далекие времена собирались по вечерам у костра. Возможно на открытых пространствах, иногда, вероятно, в пещерах и тогда появлялся рассказчик. Он рассказывал различные истории
51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?
Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?
Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.
Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по-прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по-прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.
В конечном итоге он все-таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из-за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что-то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»
Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.
Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по-прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие-то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что-то постоянно тормозит его.
Последней каплей, заставившей Раскольникова все-то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что-то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.
Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
«Преступление и наказание»
«Преступление и наказание»
Вопрос 6.21
Совершив убийство, как стал ходить Раскольников? После первых двадцати шагов как вел себя? А после пятидесяти или ста шагов –
«Преступление и наказание»
«Преступление и наказание»
Ответ 6.21
Выходя из дому, Родион Романович держал голову прямо.После двадцати шагов опускал голову, а руки складывал назад.Далее начинал шевелить губами и разговаривать с самим собой, иногда высвобождая одну руку и
Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
I. Романы Достоевского – летопись страданий человеческих.II. Образ города-спрута, в котором «человеку пойти некуда» (слова Мармеладова в исповеди Раскольникову).1. Город социальных контрастов.2. Трущобы и
УЛИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ * (По поводу 6-й главы 5-й части романа «Обрыв»)
УЛИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ *
(По поводу 6-й главы 5-й части романа «Обрыв»)
Если вам случается, читатель, слышать в так называемом обществе, с одной стороны, сетования на слишком широкие размеры, принимаемые жизнью, с другой стороны, разнообразные предположения по части укорочения ее
УЛИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (По поводу 6-й главы 5-й части романа «Обрыв»)
УЛИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(По поводу 6-й главы 5-й части романа «Обрыв»)
Впервые: ОЗ, 1869, № 6, отд. «Совр. обозрение», стр. 127–159 (вып. в свет — 5 июня). Без подписи. Авторство Салтыкова указано, без аргументации, А. В. Мезьер («Русская словесность с XI по XIX столетие включ.», ч. II, СПб. 1902, стр.
33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев
34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,
44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь
45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников
46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)
Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда
47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая
48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за
49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая
50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей
Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Роман «Преступление и наказание» — одно из самых значительных произведений Достоевского. Но как довести студентов до собственного убеждения в законченности
Для того чтобы понять, что является причиной преступления Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», необходимо вникнуть в суть его теории. Главный герой никогда не решился бы на убийство, если бы не верил в созданную им концепцию.
Раскольников наделён многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью и состраданием. Он стремится помочь обездоленным, глубоко переживает чужие несчастья, готов отдать последнее человеку, попавшему в беду. Его судьба могла сложиться совершенно иначе, если бы не трудные жизненные обстоятельства, без всякой надежды на лучшее. Бывший студент, находясь в состоянии крайней нужды, ежедневно становился свидетелем несправедливости, касающейся людей, терпящих бедственное положение. Он видел вокруг себя одну нищету, бесправие, грязь, пороки. Серый город давил на него своими узкими зловонными улочками, Раскольников задыхался и был не в силах больше терпеть столь жалкое существование. Лишь в такой обстановке, где был вынужден находиться главный герой, могла зародиться его бесчеловечная теория. В результате долгих размышлений он пришёл к выводу, что все люди делятся на два типа. Его теория основывается на противопоставлении, на возвышении одних представителей человеческого рода и унижении других.
К первой категории относятся простые обыкновенные люди, среди которых находился он сам. Их большинство. Единственным призванием «тварей дрожащих», по мнению Раскольникова, было размножение и безоговорочное подчинение представителям другой категории. Он называл их «материалом, служащим единственно для зарождения себе подобных». Основными составляющими их жизни являются жестокость, распутство, пьянство, нищета и болезни. У этих людей не было права на собственное мнение, они должны были всю свою жизнь прислуживать тем, кто находился выше них. Они не заслуживали к себе сожаления, не могли изменить свою участь. Их жизнь ничего не стоила, и ей можно было жертвовать для достижения великих целей.
Вторая категория состоит из особенных, избранных людей. Их мало, но именно они вершат судьбу мира. Они руководят людьми, совершают научные открытия, развивают культуру, искусство, покоряют просторы. Все великие дела принадлежат именно представителям этой категории. Для «право имеющих» преступление – обыкновенный поступок, ведь его необходимо совершить ради высшей цели. Они могут и должны уничтожать всё на своём пути. Большинство из них действительно верит, что спасает мир, поэтому их совесть чиста. Родион и сам искренне верил, что преступление может быть совершено во благо. Своему поколению эти люди часто кажутся жестокими тиранами, но потомки почитают их как великих деятелей мирового значения. Они меняли жизнь и ни перед чем не останавливались, разрушая старое. К их числу Раскольников относит своего кумира Наполеона I, а также Соломона и Магомета. К ним он хочет причислить и себя самого, но для этого ему нужно пройти испытание. Главному герою необходимо было знать, что он относится к категории «право имеющих». Именно желание доказать себе, что он особенный, толкает главного героя на убийство старухи-процентщицы.
В основе этой теории лежит мысль о том, что счастье для большей части людей возможно только после уничтожения «лишних» индивидуумов. Раскольников уверен, что на земле нет справедливости и миру необходим спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст новое. Но путь к всеобщему счастью он видел только через насилие и пролитие крови. Попытка Раскольникова выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий» приводит его к решению избавить мир от бесполезного создания в лице Алёны Ивановны. Желая сделать мир лучше и исправить существующую несправедливость, главный герой становится убийцей. Однако совершённое зло не принесло никому пользы и с этого момента начинается опровержение его теории.
Преступление стало началом всех душевных терзаний Раскольникова. Он испытывает муки совести, страшится наказания за содеянное, боится случайно выдать себя, поэтому уединяется и отгораживается от всего окружающего мира. Студенту не удалось пройти испытание, он не смог равнодушно переступить через кровь. Осознание бессмысленности совершенного убийства легло тяжёлым грузом на душу главного героя. Но он не был ещё готов распрощаться со своей теорией, поэтому продолжал считать её правильной. Сомнение теперь заключалось лишь в его принадлежности к сверхлюдям. Теория, которая должна была изменить жизнь Раскольникова в лучшую сторону, сделала её только хуже. Теперь он понимал, что находится в полнейшей изоляции от общества. Он видел, что убив старуху-процентщицу, он убил самого себя. Самое ужасное, что сознание истины не может прийти в таком одиночестве, все мысли Родиона были заняты лишь идеями и возможными просчётами в его теории.
На самом деле, главному герою просто было необходимо, чтобы его кто-то выслушал и облегчил страдания. И этим человеком стала Сонечка Мармеладова, которая тоже была преступницей, нарушившей закон нравственности. Она смогла повлиять на Раскольникова, и он сознался в совершённом убийстве, получив заслуженное наказание. Однако осознание всей тяжести собственной вины и раскаяние дались ему не сразу. Даже на каторге Родион продолжал оставаться верным своим принципам. Только благодаря доброте и безграничной вере Сони, не побоявшейся отправиться за ним следом, он смог в результате отказаться от своей теории. Главный герой осознал, что все люди равны, и каждый заслуживает быть счастливым, а этого счастья можно достигнуть, помогая окружающим и соблюдая христианские заповеди. Соответственно, преступление не может возвысить человека, оно вообще недопустимо в человеческом обществе. Раскольников понял, что все его идеи абсурдны и нелепы. Жизнь развенчала его теорию и вернула заблудшего студента на путь истинный.
Нравственного воскрешения главного героя Ф.М. Достоевский в своём романе не показывает, он говорит только о его раскаянии и начале поиска истины. Но становится ясно, что правда, которая далась так тяжело, не позволит ему вернуться к прежнему образу мышления. Его теория стала результатом влияния общественного устройства на человеческое мышление и нравственность. Условия жизни и среда обитания способны превратить хорошего человека в опасного преступника, который верит в свою правоту. Именно это и хотел сказать автор, раскрыв суть теории Раскольникова.
Судьба Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского не оставила ни одного, на мой взгляд, читателя равнодушным. Как тонкий и глубокий психолог, писатель смог заинтересовать историей своего героя, его жизненными взлетами и падениями, перипетиями, поэтому роман, написанный более полутораста лет назад, не теряет своей актуальности и свежести и до настоящего времени. В произведении звучит боль писателя о человеке униженном, поруганном, обреченном на больные мысли, отчаянные поступки и глубокие страдания.
Родион Раскольников – двадцатитрехлетний молодой человек, бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Одаренный от природы, умный, умеющий думать, он мог бы выучиться и стать блестящим юристом, однако тяжелое финансовое положение вынуждает героя бросить занятия в университете. Отца у Родиона Раскольникова не было, помогала ему только мать, Пульхерия Александровна, которая много работала, чтобы иметь возможность поддерживать сына материально, но денег все равно не хватало. Чтобы спасти брата, сестра героя Дуня идет гувернанткой в дом к богатому, но подлому и безнравственному Свидригайлову, а потом и вовсе соглашается принять предложение руки и сердца от Лужина, черствого, бездушного, эгоистичного человека. Душные, пыльные, шумные улицы Петербурга с темными дворами-колодцами, пивными почти в каждом дворе, тесная комната, в которой живет герой и которая больше походит на шкаф, угнетают Раскольникова. Сотни людей, которых он каждый день видит на улицах города, переживания за мать и сестру, знакомство с семьей Мармеладовых рождают в сердце молодого человека жалость ко всем униженным, обездоленным, опустившимся людям, а также желание им помочь, как-то их спасти, а потом подталкивают к созданию страшной теории о двух типах людей.
Герой, доведенный до отчаяния нищетой и несправедливостью жизни, решается убить знакомую процентщицу Алену Ивановну, которой закладывал ценные вещи, чтобы иметь возможность хоть на что-то жить. Он решил проверить свою теорию, кто он есть на самом деле: «тварь дрожащая», то есть обычный человек, или же «право имеющий», личность особенная. Его теория предполагала деление людей на эти два типа. К первому типу он относил всех тех, кто его окружает, и был убежден, что «твари дрожащие» — это только материал, они не имеют никакого морального права преступать закон, должны жить в вечном послушании, а необыкновенные люди, или «право имеющие», могут преступать закон, проливать кровь, творить беззаконие только потому, что они «необыкновенные».
К убийству Раскольников тщательно подготовился, он, казалось, просчитал все детали до мелочей, даже знал, сколько шагов между его комнаткой-шкафом и квартирой старухи. Однако никакое убийство нельзя рассчитать: вслед за старухой-процентщицей была убита и ни в чем не повинная Лизавета, не вовремя вернувшаяся домой и ставшая свидетельницей страшного преступления. Герой грабит старуху-процентщицу, и никем не замеченным скрывается из квартиры Алены Ивановны. Однако после совершенного злодеяния судьба преподносит Раскольникову неприятные сюрпризы. Во-первых, он ни сам не может воспользоваться награбленным добром, ни помочь нуждающимся, так как появление у него каких-либо финансов сразу выдаст в нем преступника. Во-вторых, герой и не подозревал, насколько мучительны и жестоки будут муки совести. Он только после преступления вдруг отчетливо понял, что сильные личности совершают поступки, не задумываясь о последствиях и не мучаясь угрызениями совести. У него же душевные терзания были столь страшны, что Раскольников на некоторое время впадает в болезненное состояние, похожее на забытье, помешательство.
Придя в себя, герой продолжает терзаться, но в это непростое для него время он знакомится с Соней Мармеладовой, доброй, кроткой, робкой девушкой. Она вынуждена торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Однако, даже занимаясь этим непристойным делом, Соня остается нравственно чистой, духовно богатой, умеющей понять другого человека и сострадать. Встреча с ней становится для Родиона Раскольникова поворотной точкой в судьбе. Благодаря Соне молодой человек начинает возрождаться к жизни, исцеляться от душевных мук. Девушка приобщает его к Библии, которую читает сама, объясняет некоторые моменты из священной книги. С каждой новой встречей, с каждым новым разговором Раскольников начинает понимать, что Соня – родственная душа, она способна понять, оправдать, простить и поддержать. Только ей герой смог признаться в том, что тяжким грузом все это время лежало на его сердце. Чувствуя поддержку девушки, он открыл ей свою душу, рассказал о своих мучениях, не умолчал и об их причине. Соня убеждает Раскольникова признаться в убийстве, покаяться перед народом за совершенное преступление. Молодой человек внял ее совету: он вышел на перекресток, поклонился на все четыре стороны, попросил прощения у прохожих, а потом пошел в полицейский участок к следователю и чистосердечно рассказал об убийстве двух женщин. Порфирий Петрович, который вел дело, был не только умным человеком, но и отличным специалистом. Он уже давно догадался, что Раскольников и есть тот самый убийца, который лишил жизни двух сестер.
После суда бывшего студента-убийцу отправляют на восемь лет каторги в Сибирь. Соня, как верная подруга, едет за партией арестантов, чтобы и там всячески поддерживать Родиона Раскольникова. Отношения с другими арестантами у него складываются непросто: Раскольникова не понимают, над ним смеются, называют безбожником. Молодой человек много думает о своей судьбе, загубленной жизни, ему было стыдно и обидно. От этих мыслей он, как и в первое время после преступления, вновь заболел, долго лежал в госпитале, лечился. Выздоровление шло медленно и тяжело. Соня все это время навещала его и поддерживала, как родного человека, писала письма матери и сестре о состоянии их сына и брата.
Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа-исповеди, показывает весь трагизм жизни низших слоев общества, весь ужас унижения личности нищетой, равнодушием власть имущих, царящее в обществе поругание чести и достоинства. Это произведение – своеобразное обвинение миру насилия и эксплуатации, миру, который толкает людей на отчаянные поступки, преступления не только против закона, ни и против собственной совести.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников является главным героем. Именно его жизнь легла в основу сюжета романа, ставшего мировым шедевром, и популярного по сей день в читательских кругах. Поэтому для более полного и глубокого понимания сути содержания произведения и замысла автора нужно рассмотреть условия жизни центрального персонажа.
Родион учился в Петербурге на юриста, но вынужден был бросить из-за отсутствия средств учебу. Он жил впроголодь, в глубокой нищете, ютился в крохотной, похожей на гроб или шкаф коморке, оснащенной старой, убогой мебелью. Большую часть комнаты занимала кровать.
Раскольников был хорош собой: высокий, стройный, темноглазый, с каштановыми волосами. Но его привлекательная внешность скрывалась под старой, ветхой одеждой, почти превратившейся в лохмотья. А на голове молодой человек носил очень старую, давно потерявшую вид и форму шляпу. Родион мог по 2 дня не есть, поэтому иногда чувствовал слабость. Но, несмотря на полуголодное существование, молодой человек все равно не мог оплачивать свое жилище. Он задолжал хозяйке за комнату и поэтому не хотел с ней встречаться.
Мужчина закладывал под проценты дорогие ему вещи, но выбраться из нищенского положения не мог. Раздавленного бедностью, Раскольникова вдруг стали посещать темные мысли, в результате вылившиеся в его собственную идею, похожую по своей сути на теорию «наполеонизма».
Теория Раскольникова требовала подтверждения своей состоятельности и уникальности практикой. И Родион был одержим своей идеей. Согласно его теории, все люди делятся на две категории. Одни – избранные, они могут вершить великие дела: изменять мир, делать все, что им захочется, ходить по головам и даже совершать преступления, если это нужно для всеобщего блага. Другие же не могут так себя вести, являясь людьми заурядными, ничтожными, идущими за избранными, их жизнью можно пожертвовать без зазрения совести и раскаяния.
Главный герой пытается понять, к какой категории он относится. Считая, что он принадлежит к избранной касте, Родион Раскольников, одержимый идеей, противоречит сам себе, то веря в свою теорию, то разочаровываясь в ней.
Он около месяца готовится к совершению преступления, надеясь, что поступает правильно. К злодеянию его также подтолкнули еще некоторые обстоятельства. Это знакомство с Мармеладовым, пропивающим семейные деньги, даже те, что зарабатывала его юная дочь Соня проституцией, стараясь прокормить их семью с тремя маленькими детьми мачехи. Было еще одно обстоятельство, наводящее на мысли о преступлении, это то, что сестра Родиона Евдокия решила стать женой имеющего капитал Лужина. Принося себя в жертву, она хотела поправить материальное положение брата, дать ему возможность получить образование, обеспечить успех. А Родион не хотел этого допустить. Также он слышал разговор студента с офицером, где тот говорил военному, что процентщицу нужно убить, а ее средства пустить на благородное дело.
В подходящий момент, когда Алена Ивановна находилась дома одна, Раскольников пожаловал к ней в качестве клиента. Убив ее ударом топора по голове, он торопливо собрал некоторые ценные вещи. Тут в дверях показалась сестра Алены Ивановны. Мужчина ее тоже убил и убежал с украденными вещами.
Но совершив двойное убийство – старухи процентщицы и ее сестры Елизаветы, явившейся не вовремя, Молодой человек понимает, что его теория несовершенна и неверна, потому что его мучают угрызения совести, чувство вины до помрачения рассудка и лихорадочного жара. Он осознает, что убийство как его не преподноси, даже для достижения благородных целей, никак и ничем нельзя оправдать. Лишение человека жизни во все времена является преступлением, и что жизнью даже одного человека нельзя жертвовать ни для каких целей.
Раскольников становится обычным преступником, пополнив ряд других порочных личностей, таких, как Свидригайлов или Лужин. С той лишь разницей, что эти люди совершали преступления для собственного блага, а не для общественного. Мысли о совершенном злодеянии преследуют его неотступно, и он приходит к уничтожающему выводу: «Я не старуху убил…, я себя убил».
Родион не выдерживает и рассказывает о преступлении Соне, а та отдает ему свой нательный крестик и советует признаться в совершенном убийстве. После явки с повинной решением суда Раскольникова ссылают на восемь лет в ссылку, в Сибирь. Там молодой человек переосмысливает жизнь, понимает, что совершил злодеяние, взял на себя большой грех, что ступил на преступный путь. Он раскаивается в содеянном, старается исправиться в положительную сторону. В Сибирь к нему приезжает Соня, и после отбывания Родионом каторги у молодых людей есть все шансы на новую счастливую жизнь.
Жизнь молодого человека Родиона Раскольникова, загнанного в тупик своим нищенским существованием, показывает нам все несовершенство и однобокость законов буржуазной России – безнаказанность, насилие, хождение по головам одних членов общества – верхов, и безысходность, и крайне тяжелые условия существования других – низов общества. Безнаказанность порождает соблазн и желание подражать, поступая так же, толкает на кражи, грабежи, убийства людей, оказавшихся в нищете.
Но далеко не все способны пойти на преступления или покончить с собой, как женщина, бросившаяся с моста; некоторые персонажи романа стараются стойко преодолеть свое бедственное положение: стремясь выбраться из нищеты, они не опускают руки и борются за свое существование. Это студент Разумихин, Екатерина Ивановна. Соня Мармеладова. Ничто не заставит их стать на преступный путь.