Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
Когда Пушкин описывал, как кот ученый «все ходит по цепи кругом», он имел в виду Многомудрого Литрекона — это известный исторический факт. Уже тогда Литрекон начал думать над тем, какие аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно привести в 2021 году на итоговом сочинении. Хорошие были времена, меду вдоволь наливали, всем хватало. Но и сейчас не хуже, так как наработки Литрекона наконец-то пригодятся общественности! Многолетние труды не должны пропасть даром, но и дополнения им не повредят. Так что если Вы считаете, что каких-то аргументов не хватает в подборке, смело обращайтесь к Литрекону в комментариях — он все сделает. Кстати, посмотрите подробнее темы и направления этого года, а также пример сочинения по этому направлению.
- Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь.
- Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.
- Как путешествия развивают личность? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.
- Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.
- Дорога к счастью — какая она? А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.
- Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности.
- Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.
- Чему человек может научиться в путешествии? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.
- Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так.
Каких аргументов не хватает в подборке? Обращайтесь, Многомудрый Литрекон все добавит.
Спасибо за Ваши идеи! Вот новая подборка аргументов по тем книгам, которые Вы рекомендовали.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеДорога в жизни человекаитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЧеловек путешествующий
Читайте также:
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
30.09.2021 22:41:56
ÐвÑоÑ: ÐÑина ÐÑлеÑова
ЧÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑолкнÑÑÑ Ñеловека на пÑеÑÑÑпление? Я ÑÑиÑаÑ, на Ñакой поÑÑÑпок Ñеловека могÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÑдиÑÑ ÑазнÑе ÑÑвÑÑва и ÑмоÑии, напÑимеÑ, Ñгоизм, Ñинизм, беÑÑеÑдеÑие, ÑеÑÑолÑбие, ÑкÑка. Ðод Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвием Ñеловек гоÑов пойÑи на безнÑавÑÑвеннÑй поÑÑÑпок.
Ð Ñ ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑе еÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑимеÑов Ñого, как Ñеловек ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление под влиÑнием ÑÑÐ¸Ñ ÑÑвÑÑв. ÐÑигоÑий ÐлекÑандÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ ÐеÑоÑин — главнÑй геÑой пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Â«ÐеÑой наÑего вÑемени» Ð.Ю. ÐеÑмонÑова â ÑÑкий ÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑимеÑ. Ð Ñомане авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð» моменÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ геÑоÑ, лиÑнего Ð´Ð»Ñ Ñвоей ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸.
«ÐиÑним Ñеловеком» пÑинÑÑо Ñ Ð°ÑакÑеÑизоваÑÑ Ð¾Ð±Ñазованного, инÑеллигенÑного, ÑаланÑливого Ñеловека из вÑÑÑего обÑеÑÑва, но непÑикаÑнного, оÑÑаÑнного, без ÑÑвÑÑва нÑжноÑÑи. Такой Ñеловек не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи ÑебÑ, ÑеализоваÑÑ ÑобÑÑвеннÑе ÑпоÑобноÑÑи, ÑÑаÑÐ¸Ñ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð² пÑÑÑÑÑ, не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи ÑмÑÑл в жизни. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑво не пÑÐ¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾. Ðз-за ÑÑого, Ñеловек ÑÑановиÑÑÑ Ð±ÐµÐ·Ð´ÑÑнÑм, жеÑÑоким, ÑгоиÑÑиÑнÑм, вÑе положиÑелÑнÑе ÑеÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑманиваÑÑÑÑ. Ð ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑв, «лиÑний Ñеловек» не боиÑÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ñ ÑÑдÑбой, но Ñакие ÑÑÑки ÑиÑкованнÑ, и ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑедÑказÑем.
ÐÑигоÑий â обÑазованнÑй, инÑеллигенÑнÑй, ÑаланÑливÑй, наÑиÑаннÑй, ÑазноÑÑоÑонне ÑазвиÑÑй молодой Ñеловек. Ðо вопÑеки Ñвоим ÑпоÑобноÑÑÑм, геÑой не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи Ñебе ÑÐµÐ»Ñ Ð¸ меÑÑо в жизни. ÐÑе Ñвои богаÑÑе дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñе ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð½ ÑаÑÑÑаÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ðµ по назнаÑениÑ: ÑÑаÑÐ¸Ñ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° беÑÑмÑÑленнÑе ÑпоÑÑ, ÑазвлеÑениÑ, игÑÐ°ÐµÑ Ñ ÑÑвÑÑвами кнÑÐ¶Ð½Ñ ÐеÑи, по его вине ÑбиваÑÑ ÐÑлÑ, из-за его ÑÑки Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±Ð°ÐµÑ ÐÑÑÑниÑкий. ÐеÑоÑин неÑÑаÑÑен и обÑÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð½Ð° неÑÑаÑÑÑе вÑÐµÑ , кого вÑÑÑеÑаеÑ.
Рглаве «ÐÑла» Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ наблÑдаÑÑ Ñгоизм ÐеÑоÑина и его безÑазлиÑие к ÑÑдÑбе девÑÑки. ÐолодÑе лÑди полÑбили дÑÑг дÑÑга, но Ð²Ð¾Ñ ÐÑигоÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑÑо наÑкÑÑило ÑÑо вÑÑокое ÑÑвÑÑво, и он ÑÑÑаÑил инÑеÑÐµÑ Ðº кÑаÑавиÑе. ÐÐ»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ вÑе ÑÑи ÑÑвÑÑва бÑли поÑÐµÑ Ð¾Ð¹. Ради ÑазвлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ Ð¿Ð¾Ñ Ð¸Ñил девÑÑкÑ, не пÑедÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð´Ð°Ð»ÑнейÑего повоÑоÑа ÑобÑÑий и не задÑмÑваÑÑÑ Ð¾ ÑÑвÑÑÐ²Ð°Ñ ÐÑлÑ. Ðна бÑла Ð´Ð»Ñ ÐÑигоÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑÑо игÑÑÑкой, коÑоÑÑÑ Ð¾Ð½ иÑполÑзовал. РиÑоге, из-за Ñвоего Ñгоизма и безÑаÑÑÑдÑÑва, главнÑй геÑой ÑÑал пÑиÑиной ÑÑагиÑеÑкой гибели ÐÑлÑ. Ðо даже ÐµÑ ÑмеÑÑÑ Ð½Ðµ повлиÑла на ÐеÑоÑина, на Ð¿Ð¾Ñ Ð¾ÑÐ¾Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑки он не пÑоÑонил ÑлезÑ, а даже ÑаÑÑмеÑлÑÑ, когда его попÑÑалÑÑ ÑÑеÑиÑÑ ÐакÑим ÐакÑимовиÑ. Ðн ÑовеÑÑил нÑавÑÑвенное пÑеÑÑÑпление.
Рглаве «ÐнÑжна ÐеÑи» пÑиÑиной Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐеÑоÑина вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÑкÑка, Ñгоизм, беÑÑеÑдеÑие, ÑавнодÑÑие к ÑÑдÑбе лÑдей, вÑÑÑеÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð½Ð° его пÑÑи. ÐеÑоÑин Ñ Ð¿ÐµÑвой вÑÑÑеÑи вÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑеÑÐµÑ Ñ ÐеÑи, но долго игÑÐ°ÐµÑ Ñ ÑÑвÑÑвами «жеÑÑвÑ» и дÑÐ°Ð·Ð½Ð¸Ñ ÐµÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð³ÑеÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑ. Ðго план вÑигÑÑÑнÑй â девÑÑка влÑблÑеÑÑÑ Ð² ÐÑигоÑиÑ, но ÐµÐ¼Ñ Ð²Ñе ÑÑо не нÑжно â ÑÑвÑÑва его не иÑкÑеннÑ. Ðн влÑблÑÐµÑ ÐеÑи в ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ñ ÑкÑки, Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ ÑмоÑий, а не из-за наÑÑоÑÑÐ¸Ñ ÑÑвÑÑв. ÐеÑой гоÑов жеÑÑвоваÑÑ ÑÑдÑбами лÑдей Ñади Ñвоего ÑÐ³Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑазвлеÑениÑ. ÐгоиÑÑиÑно игÑÐ°Ñ Ð½Ð° ÑÑвÑÑÐ²Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑки, безÑазлиÑно игÑÐ°Ñ Ñ ÐµÑ ÑÑдÑбой, ÐеÑоÑин ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð½ÑавÑÑвенное пÑеÑÑÑпление.
ÐÑÑÑниÑкий, дÑÑг главного геÑÐ¾Ñ Ñомана, вÑÑÑеÑив молодÑÑ Ð»Ñдей, Ð´Ð°ÐµÑ ÑÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ð² Ð¸Ñ Ð¾ÑноÑениÑÑ â он безоÑвеÑно влÑблÑеÑÑÑ Ð² ÐеÑи. ÐеÑоÑин ÑеÑÐ°ÐµÑ Ð²ÑзваÑÑ Ð´ÑÑга на дÑÑлÑ, где ÑÐ±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾. ÐÑигоÑий ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо в нем Ð½ÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑеловеÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑвÑÑв. Ðн Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÐµÐ½ как к ÑмеÑÑи дÑÑга, Ñак и к ÑÑвÑÑвам девÑÑки. Ðн ÑавнодÑÑен к лÑдÑм, Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñм и ÑÑдÑбам, неÑпоÑобен к наÑÑоÑÑей лÑбви и дÑÑжбе. ÐÑе, на ÑÑо он ÑпоÑобен, ÑÑо полÑÑаÑÑ ÑдоволÑÑÑвие Ð¾Ñ ÑÑÑаданий лÑдей и ÑÑÑиÑÑ Ð¸Ñ ÑÑдÑбÑ.
ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ оÑÑаваÑÑÑÑ Ñеловеком. Ðа пÑимеÑе ÐеÑоÑина Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ ÑвидеÑÑ Ð²ÐµÑÑ ÑÐ¶Ð°Ñ Ð¿ÑоÑвеÑаÑÑего в обÑеÑÑве Ñинизма и Ñгоизма. ÐÑигоÑий ÐлекÑандÑÐ¾Ð²Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ð±ÐµÐ· Ñели в жизни, его ÑазÑм Ð³Ð»Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑкÑка. Ðгоизм, ÑеÑÑолÑбие, безÑазлиÑие к ÑÑдÑбам лÑдей и ÑкÑка подвигли геÑÐ¾Ñ Ð½Ð° пÑеÑÑÑплениÑ. Я дÑмаÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑи ÑÑвÑÑва не овладели Ñеловеком, нÑжно воÑпиÑÑваÑÑ Ð² Ñебе лÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº лÑдÑм, милоÑеÑдие, ÑоÑÑÑадание, поÑÑавиÑÑ ÑÐµÐ»Ñ Ð² жизни и опÑеделиÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÑавÑÑвеннÑе оÑиенÑиÑÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐÑина!
ÐÑ ÑÑмели вÑÑÑÑоиÑÑ ÑоÑинение, ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑее заданнÑм паÑамеÑÑам, в аÑгÑменÑаÑии иÑполÑзовали пÑимеÑÑ Ð¸Ð· лиÑеÑаÑÑÑного пÑоизведениÑ.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
РаÑÑÑждение вÑÑÑÑоено Ñ Ð¾Ð¿Ð¾Ñой на лиÑеÑаÑÑÑнÑй маÑеÑиал, наблÑдаеÑÑÑ ÑÑагменÑаÑное заимÑÑвование ÑÑаз из инÑеÑнеÑ-иÑÑоÑников.
Роман «ÐеÑой наÑего вÑемени» вами понÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑно.
ÐÑе, на ÑÑо он ÑпоÑобен, ÑÑо полÑÑаÑÑ ÑдоволÑÑÑвие Ð¾Ñ ÑÑÑаданий лÑдей и ÑÑÑиÑÑ Ð¸Ñ ÑÑдÑбÑ.
ÐÑо далеко не Ñак. ÐбÑаз ÐеÑоÑина гоÑаздо глÑбже, а в ваÑей инÑеÑпÑеÑаÑии он пÑоÑÑо Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶ на какого-Ñо ÑказоÑного злодеÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
ÐбоÑнование: в ÑоÑинении пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ ÑÑагменÑÑ, не оÑноÑÑÑиеÑÑ Ðº Ñеме и не ÑаÑкÑÑваÑÑие ÑезиÑ. Ð ÑаÑÑноÑÑи, Ñаким ÑÑагменÑом ÑвлÑеÑÑÑ ÑÑеÑий абзаÑ, поÑвÑÑеннÑй опиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñаза «Ð»Ð¸Ñнего» Ñеловека. ÐÑÐ¾Ñ Ð°Ð±Ð·Ð°Ñ Ð²ÑбиваеÑÑÑ Ð¸Ð· композиÑионной ÑÑ ÐµÐ¼Ñ ÑоÑинениÑ, ÑвлÑÑÑÑ Ð¾ÑÑÑÑплением Ð¾Ñ ÑемÑ.
4 Ð°Ð±Ð·Ð°Ñ Ñакже не ÑаÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð¾ пÑиÑÐ¸Ð½Ð°Ñ , ÑолкаÑÑÐ¸Ñ Ð»Ñдей на пÑеÑÑÑплениÑ. ÐÐ±Ð·Ð°Ñ Ð²ÑÐ¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¸Ð· обÑей логики ÑаÑÑÑждениÑ.
Ðо даже ÐµÑ ÑмеÑÑÑ Ð½Ðµ повлиÑла на ÐеÑоÑина, на Ð¿Ð¾Ñ Ð¾ÑÐ¾Ð½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑки он не пÑоÑонил ÑлезÑ, а даже ÑаÑÑмеÑлÑÑ, когда его попÑÑалÑÑ ÑÑеÑиÑÑ ÐакÑим ÐакÑимовиÑ. Ðн ÑовеÑÑил нÑавÑÑвенное пÑеÑÑÑпление.
Ðз ÑÑого пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑледÑеÑ, ÑÑо нÑавÑÑвенное пÑеÑÑÑпление ÑовеÑÑил ÐакÑим ÐакÑимовиÑ.
СедÑмой Ð°Ð±Ð·Ð°Ñ Ñакже вÑÐ¿Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ð¸Ð· логики ÑаÑÑÑждениÑ.
ÐеÑоÑин ÑеÑÐ°ÐµÑ Ð²ÑзваÑÑ Ð´ÑÑга на дÑÑлÑ, где ÑÐ±Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾.
ÐÑо кого ÑбиваеÑ, поÑÐµÐ¼Ñ ÐеÑоÑин вÑзвал ÐÑÑÑниÑкого на дÑÑÐ»Ñ — непонÑÑно. ÐÐµÑ Ð¿Ð¾ÑледоваÑелÑноÑÑи в изложении мÑÑлей и ÑакÑов.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑевÑÑ Ð¾Ñибок много, но они не заÑÑÑднÑÑÑ ÑÑÑеÑÑвенно воÑпÑиÑÑие мÑÑли.
ÐÑибки
Я ÑÑиÑаÑ, на Ñакой поÑÑÑпок Ñеловека могÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÑдиÑÑ ÑазнÑе ÑÑвÑÑва и ÑмоÑии, напÑимеÑ, Ñгоизм, Ñинизм, беÑÑеÑдеÑие, ÑеÑÑолÑбие, ÑкÑка.
ÐаÑÑÑение ÑоÑноÑÑи ÑеÑи. Ðгоизм и Ñинизм — ÑÑо не ÑÑвÑÑва и не ÑмоÑии.
Ðод Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвием Ñеловек гоÑов пойÑи на безнÑавÑÑвеннÑй поÑÑÑпок.
ÐеопÑавданное ÑаÑÑиÑение ÑоÑеÑаемоÑÑи Ñлова. Ðожно Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ дейÑÑвием лекаÑÑÑв, но нелÑÐ·Ñ Ð¿Ð¾Ð¹Ñи на поÑÑÑпок под дейÑÑвием ÑкÑки. ÐÑ Ð¸Ñказили ÑÑÑойÑивое ÑоÑеÑание «Ð½Ð°Ñ одиÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ дейÑÑвием ÑмоÑий».
Ð Ñомане авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð» моменÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ геÑоÑ, лиÑнего Ð´Ð»Ñ Ñвоей ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ.
Ð Ñомане авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð» моменÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ геÑоÑ, лиÑнего Ð´Ð»Ñ Ñвоей ÑÐ¿Ð¾Ñ Ð¸.
РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð½ÐµÑоÑноÑÑÑ. Ð Ñомане опиÑÑваеÑÑÑ ÑÑдÑба пеÑÑонажа, а не «Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½ÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸».
«ÐиÑним Ñеловеком» пÑинÑÑо Ñ Ð°ÑакÑеÑизоваÑÑ Ð¾Ð±Ñазованного, инÑеллигенÑного, ÑаланÑливого Ñеловека из вÑÑÑего обÑеÑÑва, но непÑикаÑнного, оÑÑаÑнного, без ÑÑвÑÑва нÑжноÑÑи.
Ðем пÑинÑÑо, когда? ÐепонÑÑно. ХаÑакÑеÑизоваÑÑ — знаÑÐ¸Ñ Ð´Ð°ÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑикÑ, Ñлово ÑÑда не Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ, нÑжно вмеÑÑо ÑÑого Ñлова иÑполÑзоваÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð» «Ð½Ð°Ð·ÑваÑÑ». ЧÑвÑÑво нÑжноÑÑи — ÑÑо ÑÑо Ñакое? ÐÑо Ñвление, не опиÑанное в пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ — наÑке, изÑÑаÑÑей ÑÑвÑÑва.
Ðз-за ÑÑого, Ñеловек ÑÑановиÑÑÑ Ð±ÐµÐ·Ð´ÑÑнÑм, жеÑÑоким, ÑгоиÑÑиÑнÑм, вÑе положиÑелÑнÑе ÑеÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑманиваÑÑÑÑ.
ÐаÑÑманиÑÑÑÑ — ÑÑаÑÑ Ð½ÐµÑÑнÑм. Рданном конÑекÑÑе Ñлово неÑмеÑÑно. ÐÑавилÑно: положиÑелÑнÑе ÑеÑÑÑ Ð¸ÑкажаÑÑÑÑ.
Ð ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑв, «лиÑний Ñеловек» не боиÑÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ñ ÑÑдÑбой, но Ñакие ÑÑÑки ÑиÑкованнÑ, и ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑедÑказÑем.
ÐÑедлог «Ð² Ñилѻ ÑпоÑÑеблен некоÑÑекÑно: не боиÑÑÑ Ð¸Ð³ÑаÑÑ Ð² ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑв — Ñлова не ÑоÑеÑаÑÑÑÑ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом по ÑмÑÑлÑ. Ð ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ «ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ » ÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð´ÐµÑ ÑеÑÑ? ÐепонÑÑно.
ÐÑе Ñвои богаÑÑе дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ñе ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð½ ÑаÑÑÑаÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð½Ðµ по назнаÑениÑ: ÑÑаÑÐ¸Ñ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° беÑÑмÑÑленнÑе ÑпоÑÑ, ÑазвлеÑениÑ, игÑÐ°ÐµÑ Ñ ÑÑвÑÑвами кнÑÐ¶Ð½Ñ ÐеÑи, по его вине ÑбиваÑÑ ÐÑлÑ, из-за его ÑÑки Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±Ð°ÐµÑ ÐÑÑÑниÑкий.
Свои — лиÑнее Ñлово, повÑÐ¾Ñ «ÑаÑÑÑаÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ — ÑÑаÑиѻ, погибаÑÑ ÐТ ÑÑей-Ñо ÑÑки.
ÐеÑой гоÑов жеÑÑвоваÑÑ ÑÑдÑбами лÑдей Ñади Ñвоего ÑÐ³Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑазвлеÑениÑ.
ÐÑавилÑно: Ñади Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑгодиÑÑ Ñебе и ÑазвлеÑÑÑÑ.
ÐÑÑÑниÑкий, дÑÑг главного геÑÐ¾Ñ Ñомана, вÑÑÑеÑив молодÑÑ Ð»Ñдей, Ð´Ð°ÐµÑ ÑÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ð² Ð¸Ñ Ð¾ÑноÑениÑÑ â он безоÑвеÑно влÑблÑеÑÑÑ Ð² ÐеÑи.
ÐакиÑ
молодÑÑ
лÑдей вÑÑÑеÑил ÐÑÑÑниÑкий? РоÑкÑда он взÑлÑÑ — в пÑедÑдÑÑем абзаÑе Ð¼Ñ Ñзнали, ÑÑо он погиб Ð¾Ñ ÑÑки ÐеÑоÑина?
ÐÐ°ÐµÑ ÑÑеÑÐ¸Ð½Ñ Ð² иÑ
оÑноÑениÑÑ
— неÑоÑеÑаемоÑÑÑ. ÐÑавилÑно: Ð²Ð½ÐµÑ Ñазлад в иÑ
оÑноÑениÑ.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 6
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑиÑ
Такой Ñеловек не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи ÑебÑ, ÑеализоваÑÑ ÑобÑÑвеннÑе ÑпоÑобноÑÑи, ÑÑаÑÐ¸Ñ Ð²ÑÐµÐ¼Ñ Ð² пÑÑÑÑÑ, не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ð°Ð¹Ñи ÑмÑÑл в жизни.
ÐÐУСТУЮ (наÑеÑие).
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ.
ÐÑе, на ÑÑо он ÑпоÑобен, ТÐÐ Ð ÑÑо полÑÑаÑÑ ÑдоволÑÑÑвие Ð¾Ñ ÑÑÑаданий лÑдей и ÑÑÑиÑÑ Ð¸Ñ ÑÑдÑбÑ.
ÐÑопÑÑено ÑиÑе.
ÐÑаммаÑика
Я ÑÑиÑаÑ, на Ñакой поÑÑÑпок Ñеловека могÑÑ Ð¿Ð¾Ð±ÑдиÑÑ ÑазнÑе ÑÑвÑÑва и ÑмоÑии, напÑимеÑ, Ñгоизм, Ñинизм, беÑÑеÑдеÑие, ÑеÑÑолÑбие, ÑкÑка.
ÐÑавилÑно: побÑдиÑÑ Ð ÑемÑ-Ñо (не ÐÐ ÑÑо-Ñо).
Рглаве «ÐнÑжна ÐеÑи» пÑиÑиной Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐеÑоÑина вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÑкÑка, Ñгоизм, беÑÑеÑдеÑие, ÑавнодÑÑие к ÑÑдÑбе лÑдей, вÑÑÑеÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð½Ð° его пÑÑи.
ÐÑÑÑÑпаЮТ
ÐгоиÑÑиÑно игÑÐ°Ñ Ð½Ð° ÑÑвÑÑÐ²Ð°Ñ Ð´ÐµÐ²ÑÑки, безÑазлиÑно игÑÐ°Ñ Ñ ÐµÑ ÑÑдÑбой
игÑÐ°Ñ Ð¡ ÑÑвÑÑвами или игÑÐ°Ñ Ð§Ð£ÐСТÐÐÐÐ
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐÑина, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ логикой ÑаÑÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑеÑÑÑ.
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 0; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 4 ÐаÑÑÑ
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Что человек ищет на своем жизненном пути?
- Куда ведет жизненный путь человека?
- Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
- Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
- Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
- Дорога к счастью — какая она?
- Можно ли идти к цели «по головам»?
- Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
- Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
- Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
- Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
- Как не сбиться с жизненного курса?
- Что означает фраза «сбился с пути»?
- Что направляет человека на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
- Какие качества необходимы для первооткрывателя?
- Какие качества необходимы для путешественника?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как определить свой путь в жизни?
- Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
- Как не потерять свою дорогу в жизни?
- Для чего люди путешествуют?
- Как путешествовать, не выходя из дома?
- Что мешает человеку двигаться вперед?
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
- Что такое технический прогресс?
- Как развитие технологий влияет на общество?
- Как развитие технологий влияет на человека?
- Как развитие технологий влияет на экологию?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
- Почему люди отстают от цивилизации?
- Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
- Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
- В чем заключается опасность технократии?
- Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
- Для чего необходим прогресс?
- В чем заключается личностное развитие?
- Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
- Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
- Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
- Почему обществу необходим прогресс?
- Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
- Какие люди способны стать двигателями прогресса?
«Преступление и Наказание — вечная тема»
Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:
- Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
- Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
- Может ли преступление иметь законное основание?
- Можно ли оправдать преступление?
- Какое преступление никак нельзя оправдать?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
- Месть — это преступление или восстановление справедливости?
- Может ли преступление быть справедливым?
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
- Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
- Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Почему люди становятся преступниками?
- Что мешает человеку преступить закон?
- Какое наказание для преступника является самым страшным?
- Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
- Можно ли оправдать убийство человека?
- Жестокость по отношению к животным — это преступление?
- Может ли преступник исправиться?
- Как бороться с преступностью в обществе?
- Какие преступления нельзя прощать?
- Может ли справедливость быть жестокой?
- Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
- Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Чувство вины — это хорошо или плохо?
- Что толкает людей на преступления?
«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):
- С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Способно ли искусство врачевать душевные раны?
- Магия классической музыки — в чем она заключается?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Что лучше: книга или фильм?
- В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
- Как музыка влияет на людей?
- Может ли кино заменить литературу?
- Может ли кино заменить театр?
- В чем разница между спектаклем и фильмом?
- Может ли творчество помочь человеку найти себя?
- Чему учит читателя классическая литература?
- Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
- Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
- Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Может ли чтение быть опасным?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
- Какие качества помогает воспитать в себе литература?
- Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
- Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
- Верно ли, что музыка — это язык чувств?
- Почему люди в 21 веке не перестают читать?
- Могут ли новые технологии заменить искусство?
- Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
- Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
- Зачем человек слушает музыку?
- Зачем человек читает книги?
«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?
- Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
- Кому на Руси жить плохо и почему?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
- Что значит «любить Родину»?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
- Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
- Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
- Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
- Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
- Как научиться ценить свою Родину?
- Как сделать Россию лучше?
- Чего не хватает на Руси для полного счастья?
- Кто виноват в бедах русского человека?
- Почему люди на Руси страдают?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает нам найти счастье на Руси?
- Какого человека можно назвать патриотом?
- Что объединяет нас в одну страну?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- В чем польза и опасность критики России?
- Какими качествами обладает русский человек?
Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС
Читайте также:
5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
Может ли путешествие изменить человека?
Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.
Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.
Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.
Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.
Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.
В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Что сильнее: закон или совесть?
Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.
Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения
совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.
Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.
Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.
Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана
и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.
Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.
Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.
В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.
В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.