С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208
УКМ «Школа России»
1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?
Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.
Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.
2. Сравни главных героинь сказки.
Как проводила свой день каждая из девочек?
Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.
Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?
Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.
Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?
Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.
Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?
Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.
Какие подарки получили героини? Почему?
Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.
Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.
3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?
В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.
Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.
Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.
4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.
Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.
Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.
5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?
Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.
Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.
6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?
Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.
Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.
Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.
Эта пословица выражает главную мысль сказки.
7. Как ты понимаешь выражения:
Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.
Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.
Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.
8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?
Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.
Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.
Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.
Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.
Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.
9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?
Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.
Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.
10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.
Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Урок
10. Музыкальная сказка.
Цели
:
—
учебная: закрепить знания о колыбельных и лирических песнях; предоставить
знания о жанре оперного искусства, познакомить учеников с творчеством Н. В.
Лысенко (с его детской оперой «Коза-дереза»»
—
развивающая:развивать интерес к народным песням, вокально — хоровые навыки,
умение интерпретировать музыкальное произведение; образно мыслить во время
слушания музыкальных произведений
—
воспитательная: воспитывать уважение и уважение к украинскому народному
музыкальному творчеству
Музыкальный
материал: Николай Лысенко, песня козы, песня Лисички, песня Вовчика, песня Рака
из оперы «Коза-дереза».»Котику серенький» У. Н. п.
(повторение).Николай Лысенко, песня козы, песня Лисички, песня Вовчика, песня
Рака из оперы » Коза-дереза»
Элемент
интеграции: м/ф «Коза-дереза» (фрагменты)
Основные
понятия:»музыкальная сказка».
Тип
урока: урок углубления темы
Оборудование:
музыкальный инструмент,ноты, фонохрестоматия, проигрыватель, иллюстрации,
портреты композиторов, учебники.
Ход
урока.
Ученики
входят в класс под музыкальное сопровождение
(песня
Лисички из оперы «Коза-дереза» М. Лысенко..)
1.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Музыкальное приветствие.
2.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мир
казался бы гораздо мрачнее, если бы в нем не было… сказок! Ведь волшебные
истории любят все-и дети, и взрослые. Сказки вдвойне интереснее, когда не
просто читаешь или слушаешь их текст, а слышишь
музыку-непременную
составляющую музыкальных сказок. Вспомни, какими они бывают.
Ученики
предлагают учителю свои варианты знакомых сказок.
3.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Музыкальные
сказки-это оперы!
Музыкальными сказками могут быть и оперы, и балеты, и мюзиклы… И сегодня мы
отправимся в музыкальной сказки-оперы.
—
Вспомни: чем особенный этот жанр?
Учитель
: В 19 веке в Украине жил композитор, который любил мир сказок. Свое увлечение
он отразил в трех операх-сказках — «Коза-Дереза», «Пан Коцкий» и «Зима и
Весна». А зовут этого выдающегося музыкального сказочника-Николай Лысенко.
Уверена, что его имя тебе известно!
Николай
Лысенко является создателем детской оперы-первой не только в Украине, но и в
мире в целом. Детские оперы композитор написал для своих четверых детей,
которых очень любил.
Музыка
первой его детской оперы — «Коза-Дереза», насыщенная народными песнями и
танцами. Эта опера комична, и согласно замыслу автора — ее исполняют дети. Для
каждого героя сказки «Коза-дереза» Николай Лысенко написал песни. А
рассказывается в ней о капризной остророгой козе, которая поселилась в лисичьей
хижине и пугает всех зверей.
Так
что, окунемся в сказку!
Музыкальная
сказка «Коза-дереза» (музыка н.Лысенко)
Группа
учеников демонстрирует инсценировку сказка (автор, коза, лисичка, вовчик, рак)
Либретто
сказки : Жила-поживала упрямая Коза. Никто не мог ей угодить: ни Бабушка, ни
Дедушка. Рассердившись, дедушка прогнал ее из дома, и решила Коза поселиться в
доме
Лисички.
Как ни пыталась рыженькая прогнать негодницу, однако тщетно… обратилась тогда
она за помощью к зверям, но и они не смогли помочь — запугала их капризная
Коза-дереза. Лишь храбрый Рак-неборак смог выгнать наглеца из хатки Лисички.
Учитель.Для
каждого героя сказки «Коза-дереза» Николай Лысенко написал песни. Эти
простые мелодии настолько выразительны, что слушатели легко узнают персонажей
даже без слов. Послушай песни персонажей оперы и попробуй передать характеры
сказочных героев с помощью
жестов
и танцевальных движений в соответствующих темпах.
Слушание
. Николай Лысенко, песня козы, песня Лисички, песня Вовчика, песня Рака из
оперы «Коза-дереза».
Вокально-хоровая
работа
Распевание
Игровые
действия к исполнению песни козы из оперы Н. Лысенко «Коза-Дереза»
Среди
учеников класса выбирают Козу.
Исполняя
песню, дети показывают ей, что она «полбока облезлую» (бьют себя кулачками по
правому или левому боку), «за три копы куплена» (поднимают вверх три пальца),
дальше топают ногами, «колют» перед собой «рожками» (выставляют пальцы),
заметают хвостиком (руками позади себя), снова топают и с возгласом «Тут тебе и
край!»бегут во все стороны. Раздраженная Коза пытается их догнать. Тот,
кого она поймает или коснется, становится на ее место, и игра продолжается.
Песня
Козы
Я
коза-дереза, полбока облезлую,
За
три копы куплена,
Тупу-тупу
ногами,
Сколю
тебя рогами,
Хвостиком
замету,
Ножками
затопчу,
Тут
тебе и смерть.
Я
коза-дереза, хитрая и лукавая,
Я лису глупую хорошо напугала.
Учитель.
А вот Лисичка — добрая, ласковая и трудолюбивая; ее домик — опрятная и
аккуратная.
Прослушайте,
отличается ли ее песня от песни Козы.
Песня
Лисички
Не
быстро
Я
лисичка, я сестричка,
Не
сижу без дела,
Я
гусятка пасла,
Полювать
ходила. (Дважды)
Я
лисичка, я сестричка,
Не
сижу без дела,
Я
гусятка пасла,
Полювать
ходила.
Я
гусятка пасла,
Полювать
ходила.
Очень обидела Коза Лисичку. Даже волк, хотя и хвастался, что силен и храбр, не
справился с козой.
Песня
Вовчика
Ой я, Серый волчок,
По степям гуляю
И на тех овечек
Пристально
посматриваю.
А
какая из них глупая,
Не
слушает чабана,
Ту
я сейчас за чуприну
Да
и накажу.
А
вот Рак, хотя и не такой большой и страшный, как Волк, зато очень храбрый.
Он
не испугался козы — выгнал ее из Лисичкиной хатки.
Песня
Рака звучит уверенно и бодро.
Песня
Рака
А я рак-неборак,
Я
не простой казак!
За
то на мне
Не
кирея, не Серяк.
Я
над раками господин,
Я
болотный гетман!
Посмотрите,
люди добрые,
Какой
пышный жупан!
Учитель
: Выберите слова, характеризующие музыкальный язык каждого персонажа оперы Н.
Лысенко «Коза-дереза»
ПЕСНЯ
КОЗЫ. Мелодия: взволнованная порывистая сдержанная суровая печальная печальная
спокойная светлая певучая героическая возбужденная веселая игривая маршевая
тревожная
ПЕСНЯ
ЛИСИЧКИ. Ритм: равномерный четкий маршевый
выразительный
постоянный однообразный неравномерный возбужденный нерешительный твердый
порывистый энергичный танцевальный вялый
ПЕСНЯ
РАКА. Темп: медленный умеренный быстрый очень быстрый
Динамика:
очень Тихая, Тихая затихающая нарастающая громкая очень громкая контрастная
Просмотр мультфильма»Коза-дереза»
4.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учитель
:
—
Понравилось вам представление ? Какие персонажи более понравились? Почему?
—
Песенку какого персонажа помните?
О
чем рассказали персонажи в своих песнях?
Учитель:
Тогда предлагаю вам исполнить песенку любимого персонажа оперы Николая Лысенко
«Коза-дереза» (флешмоб).
Ученик,
который исполнял роль этого персонажа становится перед классом ,поет свою
песенку и показывает движения ученикам.
3.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Итак,
во время урока мы познакомились с интересной музыкой, которая помогла нам
совершить путешествие сказками.
Именно
с детства мы учимся быть человеком. Этому учат мамина колыбельная, игра и
развлечение, сказка и детская песенка. С ними мы взрослеем, учимся понимать
жизнь и людей.
Устное
оценивание.
— А когда это произойдет? Назовите срок? — спрашиваю я на сессиях, если слышу, что сетования и жалобы анализантов уходят в плоскость отложенных событий. А в ответ часто звучит: Нуу, я не знаю, когда. Когда он (она) изменится. Когда моя мама меня оставит в покое. Когда дети вырастут. Когда похудею, тогда у меня будет нормальный секс. Когда отдохну — отпуск скоро. Когда завершу проект. Выплачу ипотеку. Куплю машину. Найду новую работу. Съеду от родителей. Замуж хочу, но когда буду готова. Рожу ребенка, но не сейчас, так как не уверена в своем партнере, а разводиться ним не хочу, вдруг не найду лучше? Хочу переехать хочу в другую страну, но когда муж денег заработает, а я выучу язык. Когда закончу психоанализ… Или же — не знаю, когда. И всякий раз я интересуюсь: а вам не жаль тех лет, когда вы ждете, и как будто бы не живете?
Можно продолжать бесконечно называть причины, почему человек откладывает решения в вечном предвкушении чуда. Как будто бы впереди маячит некий приятный важный и даже необходимый ориентир, еще немного, и ситуация кардинально изменится. Нет, не изменится, — отвечаю я своим анализантам. — Пока вы будете предавать свои желания и даже просто «хотения», находиться в хроническом ожидании правильного момента, чтобы зажить на полную катушку, незаметно наступит время, когда и мир цвет изменит, и здоровье подведет, и родить будет уже поздно, и в другой стране вы не нужны будете, там своих стариков полно, а партнер (партнерша) уйдет к более живому человеку, и вокруг окажется пустыня. И вы снова пойдете к специалисту, которому не верили, чтобы обвинять в том, что не состоялось, родителей, детей, мужа/жену, начальника, погоду, политику и ковид.
Видео дня
Жизнь с синдромом отложенной жизни — не сахар, потому что вы фиксируетесь на будущем, а к настоящему интерес утрачивается. И в ожидании, чтобы скорее наступило завтра, вы попросту убиваете время. Ну и свою жизнь, которая как-то поначалу трепыхается, но с каждым отложенным событием все более вяло.
СОЖ — не заболевание, и отличается от прокрастинации. Скорее, это защита от тревоги и сложность принятия решений, торможение и откладывание. Подобные симптомы встречаются как особенности некоторых психических структур, но сейчас речь не об этом. При СОЖ человек как будто пытается заранее подготовиться к жизни, чтобы не ошибиться, забывая, что как раз ошибка — часто находка. Но эта «жизнь» никак не наступает. Тупик. Можно подумать, что человек в депрессии, ан нет. При депрессии даже мелкие задачи удается решать с трудом, болезненно проживается потеря — людей, иллюзий, ожиданий.
Какие причины у СОЖ?
-
Инфантильность — решите за меня, дайте мне, но чтобы не дали — все будет не то. А если родители в детстве еще и внушили ребенку, что добиться успеха можно только с годами и опытом, то человек может откладывать жизнь на потом, пока не станет достаточно «взрослым».
-
Самоуничижение — я пока недостаточно хорош, попробуйте меня разубедить.
-
Зацикленность на какой-то сверхценной идее, например, похудеть, и, пока это не произойдет, жизнь превращается в точку. И, как вы понимаете, это ожидание похудеть вряд ли сбудется, поскольку здесь кроется наслаждение субъекта. Соответственно, все, кроме похудения как идеи фикс, просто теряет ценность.
-
Страх рискнуть, хотя когда вы родились, это был самый большой риск в вашей жизни. И вы цепляетесь за иллюзорную соломинку ожидания. Действительно, зачем начинать дело, если идеал кажется недостижимым?
-
Человек не различает желание и потребность, мечту и цель.
-
Случается, что у человек есть многое, но он никак не может остановиться, при этом от приобретения он не получает удовольствия, внутри все равно пусто. И единственное, что он может — желать желания других, воплощать мечты чьи-то — родителей, партнера, и одновременно их всех ненавидеть. Удовольствия=ноль.
Можно ли как-то выйти из этого тупика?
-
Во-первых, это не так уж и просто, и легче этот путь пройти со специалистом, обнаружить и признать проблемы, их старт, подводные камни, к кому эта история обращена.
-
Научиться в результате якобы невозможное формулировать в виде цели. Сначала очень реалистичной, выполнимой легко, потом можно усложнять. Получилось — ура, я могу, оказывается. Ставить дедлайны. Радоваться успеху: ну, купите себя что-нибудь, похвалите!
-
Перестать сравнивать себя и свою жизнь с другими, кто стройнее, богаче, успешнее. Конкуренция не вредит, самоуничижение и зависть — истощают.
-
Попробуйте не хранить свои вещи до лучших времен. Когда вы похудеете или появится возможность выйти в свет. А если не наступит?
-
Жизнь — это не расписание на будущее. Это здесь и сейчас. Родители, конечно, говорили: вот вырастешь, тогда… Ну, вы выросли, и? Идите и живите, а не репетируйте. Вы — сценарист, режиссер, актер и директор вашей жизни, если что…
Подписаться на Instagram автора можно здесь.
Сайт автора psymedvedeva.com.ua.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…
ЧОУ ОШ «Светлые Горы»
Познавательно – исследовательский проект 2 А класса
Тема проекта: «Баба Яга – злая или добрая?»
Работу выполняли: учащиеся 2 А класса
Руководитель проекта: Голосова И.А.
2021 г
Паспорт проектной работы по теме:
«Баба Яга – злая или добрая?»
Название проекта | «Баба Яга – злая или добрая?» |
Руководитель проекта | Голосова И. А. |
Состав проектной группы | Обучающиеся2-А класса |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | Литературное чтение |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | Изобразительное искусство, технология. |
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект | 8 – 9 лет |
Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся | Познавательно — исследовательский |
Актуальность | Попытались исследовать образ Бабы — Яги как интересного сказочного персонажа, так как в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма, а иногда «гостеприимная» хозяйка |
Гипотеза | Баба Яга – на просто сказочный персонаж, а герой с безграничными возможностями. Мы предположили, что, Баба Яга – очень разносторонний персонаж, поэтому совершает поступки как плохие, так и хорошие. Но о Бабе Яге все думают как об плохом герое. |
Тип проекта по предметно-содержательной области | Выполняется на уроках и во внеурочное время |
По продолжительности выполнения | Средней продолжительности (12 недель) |
Цель проекта (для учеников): | Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках. Доказать, что образ Бабы – Яги неоднозначный, противоречивый, которому присущи и силы добра, и силы зла. |
Задачи проекта: | 1.Узнать значение имени Бабы – Яги в разных словарях и научных трудах. 2.Проанализировать поступки, которые совершает Баба – Яга в сказках, соотнести их с добром и злом. 3.Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа. 4.Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследования. |
Объект исследования | Образ Бабы Яги как олицетворение сил добра и зла. |
Предмет исследования | Русские народные сказки, мифы. |
Результат работы | Данная работа будет полезна и интересна тем, что мы научимся: анализировать сказки; давать характеристики главным героям произведения; находить полезную информацию; учиться делать выводы; расширим свой кругозор. |
Этапы работы над проектом | 1.Изучение информации по теме (чтение народных сказок, мифов, научной литературы) 2.Систематизация полученных знаний. 3.Изготовление и создание художественных портретов Бабы – Яги, макета «Избушка на курьих ножках», сказок про Бабу – Ягу и книжки-самоделки, оберегов, костюмов Бабы – Яги. 4. Экскурсия в “Музей сказок”. 5. Поиск песен и стихотворений про Бабу -Ягу. 6.Описание исследовательской работы. 7.Защита работы. |
Аннотация | В процессе работы над проектом ребята должны были не только прочитать большое количество сказок и узнать о происхождении образа Бабы Яги, но и систематизировать полученную информацию. Научиться работать с различными источниками информации, делать выводы, то есть использовать в своей работе знания о строении типов речи – повествование и рассуждение. В проекте были использованы элементы исследования, анализа и обобщения. В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки работы с текстовыми и электронными источниками информации. В процессе поиска исторических фактов, их анализа, логическом выстраивании формировалось критическое мышление детей. Работа в группах, взаимодействие со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию речевой и коммуникативной компетенциям. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки слайдовой презентации. |
Часто одним из героев сказок является Баба Яга.
Дети воспринимают её, как отрицательного героя, олицетворяющего зло.
Мы долгое время думали так же, пока не прочитали сказки с её участием.
Гипотеза: Баба Яга в русских народных сказках не всегда является злой колдуньей. Эта старушка не так уж и проста. Ее злобность зачастую только видимость. Баба Яга может быть и доброй.
Целью работы стало: изучение образа Бабы Яги в русских народных сказках.
Задачи исследования:
1. По литературным и интернет — источникам выяснить, как появился образ Бабы Яги.
2. Проанализировать поступки, которые совершает Баба – Яга в сказках, соотнести их с добром и злом.
3. Провести опрос среди детей на предмет их знания этого сказочного персонажа.
4. Опровергнуть или подтвердить гипотезу исследова
Что мы знаем о Бабе Яге:
Баба Яга – старая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает в ступе, заметая следы метлою.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.
Что мы узнали о Бабе -Яге.
Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Подземного царства, а также богини плодородия- Макошь.
Баба Яга – мифологическое существо.
Ягиня — Матушка– очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, покровительница детей- сирот и домашнего хозяйства. Ягиня – главная из всех славянских берегинь.
Мы узнали, что в те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. Обута в золотые сапожки, косы длинные, украшенные различными лентами и украшениями. Щеки – румяные, глаза – красивые, томные, фигура – по современным меркам – спортивная.
Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.
Не удивительно, что Велес – Бог Мудрости сразу же влюбился в девушку — уж очень хороша она собою была. Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж за самого Велеса, который волею судеб, сразился с нею и победил.
Впоследствии образ Яги изменился. По одной из легенд, боги прокляли ее и превратили в горбатую и безобразную старуху с редкими длинными седыми волосами, крючковатым носом, всю в морщинах и железными зубами. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, образ которой закрепился в русском фольклоре.
Привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Таким образом древние славяне спасали своё жилище от разливов рек, зверей, мышей, змей. Курьи ноги, потому что столбы, на которых стоял постройка, окуривали специальным дымом, защищающим от гниения.
Но перейдем от мифов к реальности. Знаете ли вы, что сегодня на вопрос «Где живет Баба Яга?» есть конкретный ответ.
Родина Яги – село Кукобой в Ярославской области, где среди густых лесов на берегу реки Ухтомы открыт музей коварной волшебницы.
Свой день рождения Баба Яга отмечает 26 июня.
Прочитав немало сказок, мы узнали, что Баба-Яга может быть воительницей.
Сражается с героями и побеждает многих из них.
«Приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны»
(сказка «Баба Яга и Заморышек»)
Баба-Яга – похитительница.
В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их, съесть.
«В избушке старая Баба Яга прядет кудель.
А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками…»
(сказка «Гуси-Лебеди»)
Баба-Яга – дарительница.
Одаривает героев подарками взамен за добрые, вежливые слова, может быть заботливой и внимательной.
«Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая»
(сказка «Финист — ясный сокол»)
Баба Яга – советчица
Баба Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому нужно обратиться за помощью, дает советы.
«Послушай же, ступай по тропинке. Дойдешь до пруда, спрячься за дерево и выжидай время…».
(Сказка «Василиса Премудрая»).
Баба Яга – повелительница.
Повелевает силами природы и животного мира.
Анализ прочитанных сказок.
Мы проанализировали образ Бабы Яги, для чего было прочитано 11 русских народных сказок, одним из главных героев которых была Баба Яга.
№ | сказка | Положительный персонаж | Отрицательный персонаж |
1 | «Гуси-Лебеди» | похищает детей, чтобы съесть | |
2 | «Царевна-лягушка» | дает совет, как одолеть противника (Кощея) | |
3 | «Баба Яга» | хотела съесть девочку | |
4 | «Василиса Прекрасная» | помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) | |
5 | «Марья Моревна» | хотела убить Ивана-царевича | |
6 | «Иван-царевич и Белый Полянин» | билась с богатырями | |
7 | «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» | помогла Андрею-стрелку | |
8 | «Заколдованная королевна» | помогла найти королевну | |
9 | «Финист – ясный сокол» | все трое помогли найти Марьюшку | |
10 | «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | дала совет, как найти воду и яблоки | |
11 | «Баба Яга и Заморышек» | хотела погубить всех братьев |
Мы узнали, что Баба Яга встречается не только в русских сказках. Этот персонаж известен у разных народов, только имена у неё везде разные:
в Польше – Ендзу;
в Словакии – Ежибаба
в Чехии – Езинка
в Индии — Дхумавати
в Греции – Геката
в Германии – Перхту
Вывод: эта старушка не так уж проста.
Баба Яга всегда разная, в связи с чем эмоции, испытываемые к ней, варьируют от страха до уважения и благодарности.
Она не надоедает своей однообразностью. С ней можно и посоветоваться, и поругаться, и даже подраться. Она мудрая и в чем-то наивная.
Не внешность и производимое впечатление важны в человеке, а его характер, способности, знания.