Что такое вступление в рассказе

Многомудрый литрекон с удовольствием поработал и написал итоговое сочинение на тему: что может исказить жизненный путь? аргументы, тезисы, заключения, вступления

Многомудрый Литрекон с удовольствием поработал и написал итоговое сочинение на тему: Что может исказить жизненный путь? Аргументы, тезисы, заключения, вступления — все это представлено в изобилии. Приятного просвещения!!

Вариант 1

(399 слов) Каждый человек планирует свой жизненный путь, но далеко не все планы реализуются в делах. Почему так? А потому что на его дороге встречаются препятствия, и от того, сможет ли он их преодолеть, зависит его дальнейшая судьба. И таких испытаний великое множество. Их подробное описание мы встречаем в классической литературе.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой в юности был амбициозным и талантливым человеком, но в зрелости обрюзг, деградировал и превратился в алчного Ионыча, которого никто не уважал и не любил. Почему так произошло? Очевидно, что жизненный путь Дмитрия был искажен, а чем? В его случае основополагающую роль сыграло влияние среды. Оно сбило с толку молодого врача, когда он приехал в захолустье и оказался в окружении обывателей. Сначала Дмитрий находил силы противиться их воздействию, избегал тех, чей образ жизни ему не нравился. Однако со временем одиночество, усталость от рутины и неуверенность в себе вынудили Дмитрия подражать всем остальным и искать покой в мещанском прозябании и охоте за материальными благами. Отказ Катерины, разочарование в Туркиных, неумение держаться своего курса — все это изменило направление Дмитрия. Герой, мечтающий помогать людям и делать мир лучше силой своего знания, стал тем, кого не смог бы уважать в юности. Его путь исказило испытание чужим влиянием, которое он провалил.

Но бывает и так, что препятствие на путь человека настолько трудное, что его едва ли можно достойно преодолеть. Такой пример описал И.А. Бунин в рассказе «Легкое дыхание». Оля была обычной гимназисткой из обеспеченной семьи, но в подростковом возрасте ее развитие слишком сильно ускорилось, и учительницы были удивлены расцветом женственности в этом ребенке. Впоследствии их потрясла трагедия: Олю застрелил на вокзале офицер, который утверждал, что девушка сама спровоцировала расправу, обманув его. Оказалось, что героиня вела двойную жизнь: соблазняла молодых людей, обещала им совместное будущее, а потом лишь смеялась над ними. Почему совсем еще девочка стала вести себя так аморально? Причина была ужасна: ее изнасиловал друг отца, который воспользовался отсутствием родителей Оли и склонил ее к половому акту. После этого психика героини была травмирована, она ненавидела своего соблазнителя, и свое чувство она направила на всех остальных мужчин. Ее жизненный путь исказило испытание, которое не по силам превозмочь ребенку.

Таким образом, жизненный путь человека норовят исказить разнообразные препятствия, которых на нашем веку встречается немало. Каждый из нас должен приложить все силы, чтобы решить проблемы и выйти из тупика с честью и достоинством. Для этого очень важно помнить, кто ты и куда ты идешь. Целеустремленность позволит обойти или преодолеть преграды.

Вариант 2

(411 слов) К сожалению, далеко не все судьбы людей складываются так, как они хотели бы. Очень часто на дороге жизни мы спотыкаемся, уходим в сторону, а порой и падаем так больно, что подняться вновь становится крайне сложно. Но нельзя не признать тот факт, что наш путь искажают наши же ошибки. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» подробно описал те заблуждения, которые позволяют человеку испортить себе жизнь. Иллюзии Родиона оправдали убийство старухи-процентщицы, и молодой человек с большими перспективами и талантами стал преступником. А ведь Раскольников получил все возможности для успешной самореализации. Его обеспечивали сестра и мать, он уже поступил в высшее учебное заведение и мог продолжить обучение, если бы, как Разумихин, работал и копил. В отличие от Сони Мармеладовой, он не должен был содержать семью и жертвовать собой. У него были способности, которые можно было бы применить на пользу обществу. Но Родиона сломала бедность, ведь он был слаб и тщеславен. Большое самомнение стало его главной ошибкой. В отличие от того же Дмитрия, он хотел всего и сразу, но трудиться ради этого честно готовности у него не было. Это и есть источник теории о вседозволенности. Это и есть ошибка, которая исказила жизненный путь героя.

Но чаще всего нас уводит в сторону от цели другая ошибка — потворство своей лени. Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» подтвердил это. Илья Ильич имел все возможности, чтобы реализовать себя и прийти к успеху. У него были дворянское происхождение, солидное наследство, ему дали высшее образование и капитал. Казалось бы, чего еще нужно для полного счастья и быстрого старта? Но все эти перспективы и дары судьбы Илья Ильич рассеял по ветру, потому что ему было лень что-либо делать. Обломов настолько деградировал, что не мог заполнить заявление при случае, хотя учился делопроизводству. Даже любовь к Ольге не мотивировала его привести в порядок финансы и начать уже работать, чтобы обеспечивать семью. И в союзе с Агафьей Илье было хорошо потому, что она взяла все хлопоты на себя, а мужу осталось лишь лежать и получать удовольствие от сытости и комфорта. Не такой судьбы хотел жизнерадостный и активный Илюша в детстве, но его путь искажен бесконечным потворством лени. Нельзя ничего добиться, если человек не готов и пальцем о палец ударить ради достижения цели.

Таким образом, наш путь искажают ошибки. Люди идут на поводу у своих заблуждений и оказываются у них в плену. А реальная жизнь проходит мимо. Блуждая по дорогам самообмана и порочных наклонностей, мы приходим не к тем результатам, которые так хотели получить.

Обрамлением в ранних рассказах Максима Горького (присутствует такой элемент сюжетной композиции прежде всего в рассказах романтических) чаще всего служит ПЕЙЗАЖ.

Пейзаж необычен, даже экзотичен для русского читателя и всегда созвучен той истории, которая является в произведении центральной, и тому настроению, которое испытывает герой-рассказчик. Сначала это настроение связано с ожиданием чего-то необычного, поражающего воображение, потом – с переживаниями, вызванными услышанным.

В самом первом рассказе – а это «Макар Чудра» – роль обрамления выполняет морской пейзаж.

Море у Горького тесно связано со степью: мы ощущаем влажность холодного ветра, дующего с моря, мы видим костёр, пламя коего раздувается ветром, и сморщенные листья, бросаемые ветром в огонь, видим освещаемую пламенем, отодвинувшим мглу ночи осенней, безграничную степь с бесконечным морем. Колоритная фигура строго цыгана подчёркивает экзотичность пейзажа, и мы, читатели, как и герой-рассказчик, понимаем, что вскоре последует повествование о героях, свободных, как морской ветер, своенравных, как набегающие на берег волны, а услышав трагическую историю удальца Лойко Зобара и красавицы Радды, убеждаемся: их любовь к свободе была такой же безграничной и бесконечной, как степь и море.

Заключительный пейзаж дан всего несколькими штрихами: тьма степи, усиливающийся дождь, море, поющее гимн гордой паре цыган, – и на этом фоне видятся рассказчику сами Лойко и Радда, безмолвно кружащиеся во тьме ночной, она впереди, он позади… И мы долго размышляем, почему именно так: Радда, прижимающая к ране на груди прядь своих чёрных волос, с сочащейся по пальцам кровью, и Лойко с лицом, закрытым чёрными кудрями, из-под которых капают слёзы; почему красавец цыган никак не может поравняться с гордой Раддой. Так писатель, думаю, показывает: Радда в этой истории оказалась выше Лойко, ведь, любя свободу больше, чем его, но понимая, что не может жить и без свободы, и без своего возлюбленного, она сознательно идёт на смерть. Лойко же, мечтавший подчинить себе любимую и тоже отдавший предпочтение свободе, отнимает вместе с жизнью эту свободу у девушки. У Радды нет причин для слёз: она распорядилась собственной жизнью. Лойко в вечных слезах, ибо сделал иной выбор. Так пейзажное обрамление помогает нам понять, домыслить то, что хотел сказать писатель, то, ради чего произведение создавалось, – его идею.

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Пейзажное обрамление есть и в рассказе «Старуха Изергиль», и пейзаж в этом произведении тоже экзотический: Бессарабия, Аккерман, морской берег, виноградные лозы, голубая мгла ночи, ветер, то текущий ровной волной, то рождающий сильные порывы, запах моря в воздухе, обрывки туч, обломки скал… И на фоне этого сказочного пейзажа – молдаване: мужчины, бронзовые от загара, с длинными кудрями, черноволосые и черноусые; женщины, тоже бронзовые, но гибкие и весёлые, с распущенными шёлковыми волосами с вплетёнными в них монетами, и старая развалина Изергиль, довольно бурно проведшая свою жизнь, но нынче способная только рассказывать сказки. Вот и слышим мы от неё, помимо рассказа о собственной судьбе, две прекрасные сказки – о Ларре и о Данко.

Завершается рассказ тоже пейзажем – иначе не было бы обрамления: дуновение ветра, тишина в степи, тучи, медленно и скучно ползущие по небу, глухо и печально шумящее море.

И опять этот пейзаж, в данном случает спокойный, скучноватый и печальный, заставляет нас задуматься над вечной проблемой, которую каждый решает по-своему: для чего живёт человек? Горький говорит нам этим произведением, что жизнь человека должна быть отдана людям, человек должен жить, действовать, совершать поступки ради людей.

В легендах о Ларре и Данко тоже видим пейзажное обрамление. Оно довольно схематичное и далёкое от более реалистического пейзажного обрамления ко всему рассказу. Ларра родился в щедрой стране

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

И люди в этой стране под стать природе: сильные, могучие. Но не смог и не захотел с ними ужиться, считаться с их законами гордый сын орла и женщины Ларра, за что и был наказан бессмертием.

Заключительное обрамление легенды содержит одну пейзажную деталь, но эта деталь – пробегающая по степи тень – завершает тему наказания Ларры: тень – это он, годы, века высушили его тело, но и сейчас ему нет места среди людей.

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Пейзаж, открывающий легенду о Данко, содержит всего несколько деталей, цель которых – показать, что путь к спасению для племени, которое пришли покорить племена из других краёв, только через лес: с трёх сторон непроходимые леса, с четвёртой, откуда пришли поработители, – степь.

А далее пейзаж превращается в этой легенде в один из основных художественных образов.

Он становится всё мрачнее и мрачнее, воздух наполняется болотным смрадом, лес страшит людей, приводит их в отчаяние, лишает веры в возможность пройти сквозь него, рождает трусливые мысли о необходимости вернуться и покориться врагам.

Заворожённые горящим сердцем Данко, люди нашли в себе силы идти дальше, и пейзаж заключающий легенду, подчёркивает их победу над страхом и ужасом перед мрачным лесом, перед смрадными болотами, победу над собственной слабостью.

Радужная картина свободного пространства: вздыхающая степь, наполненная чистым воздухом и солнечным светом, блестящая в бриллиантах дождя трава, сверкающая золотом река, красные лучи заката, отражённые в реке, – вот та награда, которая досталась выжившим.

Часто обрамление пейзажное у Горького дополняется обрамлением звуковым – стройной гармонией звуков, чудной мелодией. В открывающем рассказ «Макар Чудра» обрамлении это мелодия плеска морской волны и шелеста кустов на берегу.

Она в описании Радды трансформируется в мотив скрипки – красоту девушки трудно передать словами, разве только сыграть на скрипке можно.

А в завершающем обрамлении звучание достигает своего апогея: это уже не слабая мелодия волн и шелестящих от ветра кустов, а торжественный, хоть и мрачный гимн

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

В рассказе «Старуха» Изергиль» в начале кто-то на скрипке играет, слышатся пение (мягкое контральто) и смех, в конце – глухая и печальная мелодия моря.

Такое же переплетение пейзажного и звукового обрамления наблюдаем мы и в «Песне о Соколе»:

  • в начале – море, облитая голубым лунным сиянием даль, небо с перистыми облаками, поросшие деревьями задумчивые горы, чёрные тени, упавшие с них и тишина, нарушаемая шёпотом набегающих волн, плеском воды, вздохами пены и мелодичное А-ала-ах-а-акбар!.. Надыра-Рагима-оглы – всё это подготавливает нас к восприятию ПЕСНИ, которую речитативом рассказывает старый чабан;
  • в конце апогеем звучит гимн о безумстве храбрых, сменяемый спокойным пейзажем и спокойной мелодией реальности: всё та же опаловая даль моря, увеличившиеся серебряные пятна от лунных лучей на воде, золотые звёзды – и певучие всплески волн, гармония звуков:

Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)Пейзаж в рассказе «Макар Чудра» (М. Горький)

Подытоживая, отмечу:

  • обрамлением в ранних горьковских рассказах служит либо пейзаж, либо звуковая гармония, а часто то и другое вместе
  • обрамление создает фон, раскрывающий авторскую идею, эмоционально воздействующий на читателя.

Урок 31. М. Горький «Макар Чудра»

Урок 31

Тема. Внеклассное чтение. М. Горький. Рассказ «Макар Чудра»

Цель урока:

  1. Формировать понятие о новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой».

  2. Развивать умение анализировать эпическое произведение, отрабатывать умение рассуждать и доказывать собственную точку зрения, умение делать вывод о нравственных уроках произведения.

  3. Воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям.

  • Методы и приемы: работа с текстом учебника, эвристическая беседа.
  • Этапы урока
  • I. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом М. Горького «Макар Чудра». Это первый написанный Горьким рассказ. Именно с этого произведения начинает он путь писателя. С чем решил Горький вступить в русскую литературу? О чём хотел сказать читателю? Чем хотел поделиться с ним?

Время создания произведения (1892 г.) – трагическое, переломное, канун потрясений, которые вскоре обрушатся на Россию.

II. Работа над выбором эпиграфа к уроку

– Что вы понимаете под словом свобода? (Ответы учащихся.)

В «Толком словаре русского языка» С. Ожегова у слова свобода несколько лексических значений.

1. В философии: Возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

– Вспомните, в произведениях какого литературного направления красной нитью проходит тема свободы? (Романтизм).

– Слово «свобода» начертано на знамени романтизма, потому что для романтического героя она дороже всего. Исходя из этого, выберите то значение, которое можно было бы оставить в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку.

3. Вообще – отсутствие, каких-нибудь ограничений, стеснений в чём-нибудь.

– Почему? (Речь идет о внутренней свободе)

III. Определение темы урока. Постановка целей

– Рассказ какого автора вы читали к этому уроку? (М.Горького)

– Как называется рассказ, который вы прочитали? («Макар Чудра»)

– Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Запись темы урока на доске и в тетрадях)

– Чтобы нам успешно проанализировать этот рассказ, что мы должны сделать? (Озвучить цели урока.

Учитель. Цель нашей работы – отметить черты романтизма в рассказе Горького. Наше внимание мы сосредоточим на образе главного героя, средствах его создания. Кроме того, мы должны выявить авторскую позицию в данном произведении и через это сделать вывод о нравственных уроках рассказа.)

IV. Знакомство с понятием «неоромантизм».

– Отлично. Теперь непосредственно обратимся к рассказу «Макар Чудра».

– Какое впечатление сложилось после чтения рассказа? Что оказалось непонятным, удивительным? (Рассказ в рассказе, очень интересные, яркие герои)

– Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Макар Чудра» присутствует тема свободы? В каком литературном направлении главное место занимает свобода? (Да, романтизм)

– Что такое романтизм? (Романтизм – литературное направление в европейских литературах, в том числе и в России, в начале 19 века.)

– Рассказ «Макар Чудра» был впервые опубликован в 1892 году. Это уже далеко не начало 19 века.

– Направление, в духе которого написаны ранние произведения М. Горького, литературоведы называют неоромантизмом. О чем говорит нам приставка нео? (т.е. новый, возрожденный романтизм).

– Давайте запишем определение в тетрадь. (Неоромантизм – возрожденный, новый романтизм)

Как вы думаете, черты неоромантизма совпадают с чертами романтизма? (Да, совпадают, но есть и новаторство авторов).

– С какими романтическими произведениями вы встречались на уроках литературы? («Мцыри», «Цыганы», «Старуха Изергиль»).

– Давайте вспомним основные характерные черты романтизма (с. 18 учебника.)

– Для того чтобы определить черты романтизма, обратимся к тексту рассказа «Макар Чудра». Давайте откроем рассказ и начнём его читать с самого начала.

  1. Пейзаж в рассказе
  2. (В записи звучит шум моря, учитель читает текст.)
  3. «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

– Почему так начинает Горький свой рассказ? Что вы увидели в этом пейзаже? Каковы его функции?

– Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?

  • (Море→ отсутствие зримых границ→ свобода)
  • Первая черта романтизма – необычная, экзотическая природа, олицетворенная, живая стихия, необычное место действия.
  • V. Анализ рассказа «Макар Чудра»
  • – Итак, нам предстоит выяснить, в чём особенность романтизма Горького, почему с появлением творчества Горького возникает понятие неоромантизм?

– Дома вы должны были прочитать рассказ «Макар Чудра». Одним из героев этого произведения является сам рассказчик. Можно ли сказать, что Макар Чудра – романтический герой? (Ответы учащихся).

– Море, степь связаны с образом рассказчика. Кто он по национальности? Чего мы должны ожидать от такого героя? (Море и степь – необычная природа, экзотическая, будто живая; море и степь безграничны; олицетворение свободы главного героя, он цыган, а цыгане люди со своеобразным менталитетом, очень вольные, свободолюбивые)

– Как Макар Чудра относится к людям, несвободным по его мнению? Найдите слова в тексте.

«Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, – как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Вторая черта романтизма – герой свободолюбив, независим. Гордая, сильная личность, отрешенная от внешнего мира.

Портрет героя

– Давайте попробуем составить портрет героя. Есть ли развёрнутый портрет в тесте рассказа? (Нет)

– Почему? (Развёрнутого описания внешности нет, т.к.автору интересен внутренний мир героя, поэтому больше внимания он уделяет другим характеристикам, в частности, речи героя.)

– Кто в рассказе ещё из действующих лиц является романтическим героем? (Радда и Лойко)

– В тексте есть подробное описание портрета героев? (Нет, только штрихи к портрету: Лойко – усы; о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.)

  1. Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе.
  2. Третья черта романтизма – внимание ко внутреннему миру героя, к его душевным переживаниям.
  3. Речь героя

-Давайте составим речевую характеристику Макара Чудры. Что вы услышали в речи героя? Как она его характеризует?

(демонстрируется фрагмент кинофильма «Табор уходит в небо»)

– Совпало ли ваше представление о герое с экранным образом? Если да, то в чём?

(Притчевая, фольклорная речь Макара Чудры, который часто называет собеседника соколом:« — Эге! Было, сокол…», « — Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы.

В рассказе Чудры часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь…», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила…», «На всю степь гаркнул Лойко…».)

Композиция рассказа

Давайте, обратимся к композиции произведения. Читая рассказ, вы должны были обратить внимание на ещё одно средство создания образа главного героя. Какой уже знакомый нам прием использует автор в рассказе? (прием вставного рассказа или рассказа в рассказе).

– Скажите, для какой цели в рассказ вводится легенда о Радде и Лойко Зобаре? Если бы легенда о Лойко и Радде была главной, название рассказа было бы иным.

Для чего использован этот прием? (Автор заставляет героя рассказывать легенду и таким образом задает определенную систему человеческих ценностей, по которой можно судить и о самом рассказчике.

Легенда служит средством раскрытия образа Макара Чудры.)

– Давайте вспомним легенду о Радде и Лойко Зобаре. (Подготовленное сообщение «Забар и Радда – романтические герои».)

– Перед Лойко встала дилемма: свобода или любовь? Как, по-вашему, что такое любовь? (Ответы детей).

Обратимся к «Толковому словарю» С. Ожегова.

ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

– А теперь давайте вернемся к эпиграфу: СВОБОДА – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений.

– Что произошло с главными героями? (Они полюбили друг друга и оказались перед выбором между любовью и свободой, гордостью).

– Но что для каждого важнее? (Лойко – свобода и независимость, Радда – гордость.)

  • -Давайте обратимся к монологу Радды и последнему обращению к товарищам Зобара Лойко.
  • Монолог Радды
  • (Монолог может прочитать заранее подготовленная учащаяся, накинув цветной платок).

Я Радда, дочь Данилы-солдата. Говорят, красива я очень. И словами-то обо мне не скажешь. Может быть, красоту мою можно на скрипке сыграть, да и то не всякому. Много посушила я сердец молодецких и молодого цыгана Лойко Зобара пленила.

Радда: «Видала я молодцов, а Лойко удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил – моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того.

Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, ой, мало. Никогда я никого не любила, а Лойко люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше.

А без него мне не жить, как и ему без меня…»

  1. – Что для нее важнее? (Гордость, воля, свобода)
  2. Монолог Зобара
  3. (Монолог Зобара Лойко может прочитать заранее подготовленный учащийся).

Смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею!

А что важнее для Зобара? (Любовь, но и свободу терять он не хочет.)

– Итак, друг без друга герои не могут, потерять свободу не хотят. Какой же выход они находят? (Выхода не нашли… на компромисс не пошли, Лойко поставил свою гордость выше любви, Радда – свою свободу.)

– Подумайте, идя навстречу Лойко, Радда предполагала такой исход событий? Обратитесь за помощью к тексту. («Я знала…»)

– А Лойко предчувствовал собственную смерть?

– Что же отличает героев Горького от других романтических героев?

Вывод: Внутренняя свобода героев зависит от свободы внешней, поэтому они не хотят связывать себя ничем, даже любовью. Это и отличает героев Горького от других романтических героев Лермонтова, Пушкина.

Неоромантический герой стремится к активному восприятию свободы. Он деятелен, т.к. его внутренняя свобода зависит от свободы внешней, поэтому он не должен быть связан ничем.

Красивые, сильные, свободные люди выбирают между свободой и жизнью. И выбирают они – свободу.

Отношение героя к поступкам других

– Какой конфликт представляют эти герои и как он разрешается? (Любовь и свобода, по Горькому, взаимоисключают друг друга, желание безграничной свободы, индивидуализм приводят к взаимному уничтожению.)

– Как Макар Чудра смотрит на эту историю любви? (Он любуется героями, восхищается их красотой и другими достоинствами.)

Внимательно прочитайте финал, выясните его смысловую роль в разрешении конфликта произведения.

   «Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками.

  •    А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей, и из-под них капали частые, холодные и крупные слезы…
  •    Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы.
  •    А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.»

– Почему именно этой картиной заканчивается рассказ? Каков смысл последнего предложения? (Дажепосле смерти герои не примиряются)

– А автор рассказа разделяет позицию Макара Чудры? Докажите. (Не согласен с ней. Уже в начале рассказа прослеживается скептицизм повествователя к словам Макара Чудры.

Диалог построен в форме монолога, «продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его слова». Макар Чудра восхищается красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств.

А автор понимает бесплодность такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.)

-А где ещё мы встречали ситуации, в которых автор и рассказчик занимали разные позиции в оценке героев, поступков, ситуаций и др.?

VI. Создание сочинений-миниатюр

– Совместимы ли понятия любовь и свобода?

– Идея рассказа М. Горького «Макар Чудра» заключается в том, чтобы показать героя, ….(какого?)

  1. Чтение нескольких сочинений.
  2. VII. Подведение итогов
  3. Ребята, давайте подведем итоги.
  4. Что мы сегодня узнали?

Давайте сделаем выводы. Но не будем забывать, что в литературном произведении не всё бывает так просто, тем более, в произведении М. Горького.

– Почему любовь и стремление к свободе оказываются для героев несовместимыми?

– Что хотел сказать нам автор своим рассказом?

– Чем рассказ Горького, написанный в конце XIX века, интересен нам, читателям XXI века? Какие нравственные уроки извлекаем мы из данного произведения?

– По-вашему, совместимы понятия любви и свободы? Нужно ли выбирать? (Как бы прекрасны ни были герои в своем стремлении к абсолютной свободе, их жизнь бесплодна и призрачна, уподоблена теням, в которые превратились герои.)

– А теперь задайте вопросы. Что осталось невыясненным, непонятным в рассказе?

– А закончить мне бы хотелось словами из текста: «А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой».

VIII. Домашнее задание

Ребята, дома читать с. 188-194, устно ответить на вопросы на с. 190.

Пейзаж в рассказе Макар Чудра Горького сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Пейзаж в рассказе Макар Чудра

Самые ранние произведения Максима Горького, относятся к теме романтики. Например в своём произведении, автор показывает героя с разных сторон, самое главное что он пытается показать, это его внутреннее начало.

Он не просто описывает своего главного героя произведения внешней точки зрения, он старается как можно подробнее описать, что чувствует его персонаж. Не забывает и про описание природы, именно она, дает наиболее четко понять читателю, каким является на самом деле главный персонаж.

Именно природа, способна описать, какие сейчас переживает эмоции персонаж, именно при помощи её, мы можем увидеть, какой сейчас происходит этап в жизни героя.

В качестве главного персонажа, автор делает старого цыгана. Он не зря с самого начала, начинает показывать своему читателю, каким на самом деле он является. Он это делает это при помощи олицетворения природы.

Пейзажи, которые находятся вокруг него, помогают воссоздать, более точную картину, каким является человек на самом деле.

Как например, прочитав рассказ, можно увидеть, как природа меняется вместе со своим персонажем, как волны плещут и волнуются, вместе с цыганом, который стоит на берегу.

Однако стихии, всё же превосходят в своих силах природу, если автор показывает море, то оно не имеет границ, если это ветер, то он не имеет конца.

Он старается показать персонажа наиболее точно, при помощи всего этого пейзажа и природы которая его окружает. Он не выражает свои чувства полутоном, наоборот, он пытается показать лишь только самые яркие и впечатляющие краски и события.

Человек имеет схожесть с морем, его мысли, действия и воображение, не имеют границ. Никаких ограничений нет.

Цыган, рассказывает это с целью показать, что не может быть одного мира, он показывает, что существует лишь два в которых находится человек и природа по разные стороны.

Причём человек, не имеет никакого влияния на то, что происходит в природе, наоборот это природа верховенствует, над человеком. Она управляет его жизнью.

Точно также, как вода может дать человеку питье, точно также как земля может дать человеку еду, также как воздух дает человеку шанс дышать.

Природа является главным учителем по жизни, у неё можно научиться уважению, научиться жить правильно, жить в гармонии с окружающим тебя миром. Очень важно научиться радоваться каждому дню и тем вещам, которые тебя окружают, лучше всего этому может научить окружающий нас мир. Это и пытается показать автор, в своём произведении.

«Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького

Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть.

Ведь романтизм как литературное течение формировал вполне определенный канон: исключительная личность, предъявляющая миру исключительные же требования. Поэтому герой на порядок выше людей, его окружающих, поэтому общество как таковое им отвергается.

Этим обусловлено и типичное одиночество героя: для него это естественное состояние, а отдушину герой находит только в общении с природой, причем чаще со стихией.

Максим Горький в своих ранних произведениях обращается к традициям романтизма, но в контексте ХХ века его творчество получает определение неоромантического.

В 1892 году в печати появился первый романтический рассказ «Макар Чудра», в котором старый цыган появляется перед читателем в окружении романтического пейзажа: его окутывает «мгла осенней ночи», открывающая слева безграничную степь и справа бесконечное море. Писатель дает ему возможность говорить о себе, о своих взглядах, а история Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым чабаном, становится основным средством раскрытия образа главного героя, ведь его именем назван рассказ.

Повествуя о Радде и Лойко, Чудра говорит скорее о себе. В основе его характера лежит единственное начало, которое он считает наиболее ценным, — максимальное стремление к свободе.

Для героев воля тоже дороже всего на свете. В Радде проявление гордости настолько сильно, что ее не может сломить даже любовь к Лойко Зобару: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю.

А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».

Такое неразрешимое противоречие между любовью и гордостью в романтическом характере воспринимается Макаром Чудрой как абсолютно естественное, а разрешиться оно может только смертью: романтический герой не может пожертвовать ни своей безграничной любовью, ни абсолютной гордостью. Но ведь любовь предполагает смирение, самопожертвование и способность покориться любимому человеку. А этого-то как раз и не могут сделать герои легенды, рассказанной Чудрой.

Какую же оценку дает этой позиции Макар Чудра? Он считает, что только так и должен понимать жизнь настоящий человек, который достоин подражания, и только с такой позицией можно сохранить личную свободу.

Но соглашается ли автор со своим героем? Какова же авторская позиция и каковы средства ее выражения? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отметить важную композиционную особенность ранних произведений Горького – наличие образа повествователя. На первый взгляд, это незаметный образ, ведь он не проявляет себя в каких-либо действиях. Но именно позиция этого человека, странника, который встречает на своем пути разных людей, особенно важна для самого писателя.

Практически во всех ранних романтических произведениях Максима Горького будет воплощено и негативное сознание, искажающее реальную картину бытия, и позитивное, наполняющее жизнь более высоким смыслом и содержанием. А пристальный взгляд автобиографического героя как будто выхватывает самые яркие характеры – такие, как Макар Чудра.

И пусть он довольно скептически выслушивает возражения героя-повествователя, но именно финал расставляет все точки над «и» в позиции автора.

Когда рассказчик, глядя во тьму бескрайней степи, видит, как цыгане Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно», и никак «не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», он и выявляет свою позицию.

Да, в этих словах звучит восхищение, но думающий читатель осознает бесплодность такого кровавого исхода: даже после смерти Лойко не может стать вровень с красавицей Раддой.

В соответствии с лучшими традициями романтизма Максим Горький использовал в своем рассказе множество средств выразительности. Описывая главных героев, он пользуется гиперболой: красоту Радды можно только на скрипке сыграть, а усы Лойко легли на плечи и смешались с кудрями. Для передачи особенностей речи, особенно старого Чудры, вводит обращения, междометия, риторические восклицания.

Немалую роль играет пейзаж, но не простой, а одушевленный, где Макар управляет волнами, а море распевает мрачный, но при этом торжественный гимн паре гордых красавцев-цыган.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Макар Чудра»

По писателю: Горький Максим

Конфликт и композиция

Композиционная особенность отражается в том, что произведение построено по принципу «рассказ в рассказе».

В самом начале автор встречает на берегу Макара, который рассказывает ему занимательную историю двух возлюбленных. Такое построение позволяет писателю отразить атмосферу юга России, передать не только основную историю, но и философствование Макара.

Конфликт произведения завязан на столкновении двух людей, жизненными ценностями которых являются любовь и свобода. Зобар и Радда привыкли только получать, но любовь потребовала от них отдачи и жертв в виде свободы.

Герои не смогли уступить друг другу или заглушить свои чувства, поэтому их ждал печальный финал.

Черты романтизма в рассказе «Макар Чудра»

Главной особенностью романтизма как литературного направления является двоемирие: разделение мира на реальный и идеальный. В рассказе изображается идеальный мир свободы, красоты, песен и музыки, прекрасных свободолюбивых людей.

Уже в экспозиции Макар Чудра противопоставляет вечное прозябание обывателей, их постыдное рабство свободе и пониманию мира. Люди, по мнению героя, рождаются не за тем, чтобы «поковырять землю».

Он размышляет о человеке: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце?» Именно в этом смысл и цель жизни: в понимании мира, познании его тайн. Что еще становится понятным, когда мы проводим анализ рассказа «Макар Чудра»?

В центре внимания в романтизме – исключительный герой, свободный, прекрасный, стоящий выше окружающей обыденности. Такими героями в рассказе являются Лойко Зобар и Радда. Больше всего они ценят идеал свободы. Герои руководствуются чувствами, страстью, а не разумом.

Пейзаж в романтизме не просто фон действия, он несёт особую смысловую нагрузку. Хорошо известна любовь романтиков к морским и горным видам. Именно в бескрайних просторах моря и гор может найти отклик свободная и страстная душа исключительного героя.

Главный приём при изображении природы – олицетворение: «море распевало мрачный и торжественный гимн», «мгла осенней ночи вздрагивала» и пугливо отодвигалась.

Макар Чудра, философ, мудрый старый цыган, находится в полном единении с окружающим миром, тихим плеском волн, красотой моря.

В финале рассказчик как будто погружается в мир идеальный: мелодия моря влечёт его туда, где кружатся в вечном танце гордый Лойко Зобар и красавица Радда.

История написания

История создания берёт своё начало в 1891 году. Тогда Алексей Пешков, писавший свои произведения под псевдонимом Максим Горький, решил отправиться в путешествие «по Руси».

Именно оно стало основой для многих рассказов писателя.

В 1892 году автор решил написать своё знаменитое произведение под названием «Макар Чудра» и благодаря помощи Александра Калюжного смог опубликоваться его в газете «Кавказ».

С того момента автор начинает на постоянной основе творить под псевдонимом. Александр Калюжный сыграл значимую роль в творчестве писателя. Он уверял его в таланте и в том, чтобы тот записывал все мысли.

Уже состоявшийся Максим Горький решил написать письмо старому другу, где благодарит его за помощь в начинаниях.

К первому рассказу критики не проявили особого интереса. Однако нашлись и те, кто рассмотрел в писателе огромный потенциал.

Направление и жанр

Произведение относится к направлению «романтизм». Автор описывает прекрасные просторы юга России, которые порой кажутся чем-то нереальным и сказочным.

Люди живут полноценной жизнью, ни в чём себе не отказывают и наслаждаются каждой прожитой секундой. Слова Макара Чудры стали передачей мировоззрения автора.

Максим Горький хотел построить такой мир, в котором люди забудут про заботы.

Многие спорят по поводу того, к какому жанру относится произведение: рассказ или повесть. Однако можно с уверенностью сказать, что по жанру «Макар Чудра» рассказ. Это обусловленного небольшим объёмом содержания, присутствием малого количества действующих лиц и отсутствием какой-либо конкретики.

Краткий анализ рассказа даёт понять читателю мысль, которую хотел донести автор. Максим Горький чётко отразил свою позицию по поводу жизни общества.

Писатель предпочитал независимых людей, жизнь которых не зациклена на рутине и вечных заботах, даже если нужно сделать выбор между жестоким, но естественным миром.

Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) « Макар Чудра » Романтизм. Литературные герои. – презентация

1 Максим Горький ( Алексей Максимович Пешков) « Макар Чудра » Романтизм. Литературные герои

2 Романтик В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателями как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования.

Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал.

Создавая образы таких героев, не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

3 Рассмотри на примере рассказа «Макар Чудра» Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем именно в романтическом пейзаже: его окружает “мгла осенней ночи”, которая “вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море”. Обращая внимание на одушевленность пейзажа, на безграничность моря и степи, которые как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

4 Герои рассказа. Макар Чудра Главный герой старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы.

Он считает, что крестьянин раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть.

Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает.

5 Радда Портрет Радды тоже дан в романтических преувеличениях. Много сердец разбила Радда.

Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил её выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде «Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!» Представление о красоте и свободолюбивом характере цыганки складывается под впечатлением этих сравнений. Красота Радды сравнима с игрой на скрипке: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

6 Лойко Зобар В рассказе дается условный портрет Лойко, цыгана, воровавшего лошадей, по цыганским меркам – это не воровство, а смелость, храбрость и удаль.

Портрет героя дан в образных преувеличениях: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем.

Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!» Рассказ сопровождается эмоциональными оценками, которые нужны для отождествления событий и образов легенды с реальной жизнью и реальными людьми.

7 Лойко Зобар и Радда Молодая, красивая цыганская пара Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость.

Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

8 Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.

Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим.

Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья.

Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

9 Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа.

Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только влажный, холодный ветер разносит по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган.

Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. И даже конфликт начинается с песни.

10 Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. Одна Радда там живет. И он решил исполнить ее волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую ее руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает.

Все и догадаться не успели, а он воткнул в ее сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног ее Лойко.

Макару показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар. Развязка

11 Конец)))))

2021-12-22T12:20:00+03:00

2021-12-22T12:20:08+03:00

2021-12-22T12:20:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/social/20211222/251178471.html

На востоке Украины теперь не живут — существуют

На востоке Украины теперь не живут — существуют

Общество

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

В своем рассказе о войне Надежда Собещанская имитирует звуки взрывов и пролетающих пуль. Так можно получить хорошее представление о том, как проходят будни на востоке Украины… ИНОСМИ, 22.12.2021

общество, восточная украина, рождество, война, европа, финляндия, финский

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24205/68/242056866.jpg

3072

2048

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/24205/68/242056866.jpg

https://inosmi.ru/politic/20211209/251085330.html

https://inosmi.ru/social/20211206/251064534.html

https://inosmi.ru/politic/20211129/251011971.html

https://inosmi.ru/politic/20211124/250974647.html

https://inosmi.ru/politic/20211126/250999021.html

https://inosmi.ru/politic/20210625/249988505.html

https://inosmi.ru/politic/20210608/249878950.html

https://inosmi.ru/social/20210602/249849308.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

В своем рассказе о войне Надежда Собещанская имитирует звуки взрывов и пролетающих пуль. Так можно получить хорошее представление о том, как проходят будни на востоке Украины.

«Бум!» — взорвалась граната в ее саду и уничтожила урожай малины и сливы. Затем 65-летняя Собещанская берет в руки воображаемый пулемет и обстреливает кухню.

Из сада открывается вид на разрушенную больницу, которую украинские солдаты используют как военную базу и наблюдательный пост. Длящаяся восемь лет война сводит с ума и их тоже.

Собещанская рассказывает, как один украинский солдат ради забавы начал стрелять по ней из окон больницы, когда она копала картошку. Пенсионерка спаслась — проползла по выкопанной мужем канаве в дом.

«Так вот вы стреляете по своим матерям?» — крикнула она солдату в сторону больницы.

В воскресенье молодые украинские солдаты бродят по тихим улочкам маленького города Марьинка, выстрелов не слышно.

Однако следов войны хоть отбавляй. Заборы как решето, граффити нарисованы на руинах многоэтажных домов, окна многих домов забиты досками.

В городе Марьинке, расположенном в Донецкой области недалеко от линии фронта, на этот раз спокойно, но война в области продолжает тлеть.

В недавнем отчете наблюдатели ОБСЕ сообщили о 101 случае нарушения прекращения огня в Донецкой области — включая 67 взрывов.

Последний взрыв, по словам Собещанской, произошел неделю назад. Она как раз отмывала пол от следов лап кота Персика, когда раздался знакомый «бум». Впервые за долгое время.

«Я тогда закричала, а потом — расплакалась. Это настоящий ад».

Осенью Россия сосредоточила большое количество войск на границе с Украиной, и поэтому все говорят о предстоящей новой атаке России и об активизации военных действий на востоке Украины.

О военных планах России пока информации нет, но размещение 100 тысяч солдат на границе с Украиной ухудшило отношения России и Запада.

17 декабря Россия неожиданно опубликовала проект договоренностей о гарантиях безопасности — для обсуждения с НАТО и США. Россия требует, в числе прочего, чтобы НАТО не принимала новых членов и не расширялась в Восточной Европе.

Россия подчеркивает, что это ее реакция на риски безопасности, которые, по ее мнению, связаны со сближением Украины с НАТО и ее стремлением вступить в военный альянс. На самом деле вступление Украины в НАТО вряд ли возможно в ближайшее время — как раз из-за нестабильной ситуации на востоке Украины.

МИД Украины вмешался в разговор держав и напомнил России о своем суверенном праве решать вопросы своей внешней политики. Украина подчеркнула, что такие двусторонние вопросы, включая тему членства в альянсе — дело исключительно Украины и НАТО.

Также Украина призвала Россию возобновить процесс по урегулированию конфликта на востоке Украины. В войне, идущей между правительственными войсками Украины и поддерживаемыми Россией сепаратистами уже более семи лет, погибли, по некоторым оценкам, больше 15 тысяч человек.

Живущие в небольшом городе Авдеевка на востоке Украины Елена Дьячкова и Александр Докаленко не поддерживают членство Украины в НАТО, хотя война уничтожила две комнаты в их доме и нанесла удар по их здоровью.

Докаленко частично лишился слуха и, как следствие, работы на местном заводе, крупнейшем производителе кокса на Украине. Дьячкова работает на заводе, но ежедневно принимает успокоительные и регулярно ходит на прием к психологу.

Новости о российских войсках у границы вызывают беспокойство. В памяти еще свежи бои за Авдеевку в начале 2017 года, когда повредили крышу их дома. Тогда Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев выделило им брезент.

«Когда произошел первый взрыв, мы были здесь. Мы помним, как в начале войны солдаты и танки были в нашем саду», — говорит Докаленко.

Для них война — по-прежнему повседневность. Дьячкова спит в спортивном костюме и держит неподалеку карманный фонарик, чтобы в случае необходимости быстро уйти.

Не хватает многих вещей — как и денег. Уголь, который нужен для отопления дома, подорожал в два раза. Сахар тоже подорожал. Для экономии они купили 50-килограммовый мешок в складчину с соседями.

До войны в Авдеевке жили больше 30 тысяч человек. По разным оценкам, в годы войны это число сократилось почти вполовину. Почти вся молодежь и люди трудоспособного возраста уехали.

У Дьячковой и Докаленко нет средств и сил, чтобы уехать. На их улице работает только три фонаря. С наступлением темноты пара остается дома. Тогда же обычно начинаются военные действия на линии фронта — всего в километре от дома.

«Не хотелось бы никуда переезжать, но жизнь складывается вот так. Мы теперь не живем — мы существуем. Сидим здесь в страхе, ловим пули», — расстраивается Дьячкова.

Согласно недавнему исследованию, около 60% украинцев поддерживают членство в НАТО, но Докаленко и Дьячкова, как и их местные знакомые — не из таких.

«Если бы мы вступили до войны, наши северные соседи боялись бы, наверное. А сейчас от последствий может стать еще хуже», — полагает Докаленко.

Дьячкова считает, что в НАТО в основном хочет молодежь. А ее доверие к руководству страны пошатнулось.

«Мы думали, что выберем Зеленского и наступит мир. Сейчас понимаем, что все не так просто».

Пенсионерка Собещанская, живущая в Марьинке, называет Зеленского клоуном. Вопреки его обещаниям, война не закончилась. Пенсии на дорогие лекарства не хватает. Многие болезни, такие как проблемы с сердцем и высокое давление, она объясняет стрессом от войны.

К главному празднику года — встрече Нового года — на Украине готовятся с разным настроением. Киев и временный центр Донецкой области Краматорск украсили гирляндами.

От Краматорска всего полтора часа до Авдеевки, но кажется, что о войне здесь не думают. Ведущий развлекает публику в красиво украшенном ресторане.

«Назовете главный символ Нового года? Конечно же, ёлка!»

Живущие в Авдеевке Докаленко и Дьячкова не видят причин праздновать. Украшений и елки у них нет. Они не отмечали Новый год, как и православное Рождество, уже семь лет. За последний год жизнь лучше не стала.

«Мы боимся. Надеемся, обстрела не будет».

Пара мечтает о мире, тишине и о том, чтобы дома можно было спокойно ходить в халате.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

  • Что такое вступление в сочинение по русскому языку
  • Что такое выволочка из рассказа чехова
  • Что такое выборочное сочинение
  • Что такое впечатление о рассказе
  • Что такое воспоминания сочинение