Что такое внутренний мир человека определение для сочинения

Изучая рассказ шолохова родинка, анализ которого предстоит сделать по школьной программе, можно понять суть и смысл данного произведения. анализ произведения

Изучая рассказ Шолохова Родинка, анализ которого предстоит сделать по школьной программе, можно понять суть и смысл данного произведения. Анализ произведения также поможет разобраться, какую именно мысль писатель пытался донести до читателей. Благодаря этому написать сочинение на эту тему в дальнейшем не составит труда.

Анализ рассказа Родинка Шолохова

Анализ Родинки Шолохова кратко будет выглядеть следующим образом… Построение данного произведения логичное. Оно состоит из шести отдельных частей, каждая из которых начинается описанием пейзажа. Благодаря такому приему автору удалось передать читателю всю красоту Дона.

Все действия в произведении разворачиваются в двух разных плоскостях. Отмечается внешний сюжет и внутренний. В первом из них писатель знакомит нас с героями своего произведения, а во втором рассуждает о нравственной проблематике сложившейся ситуации, душевных переживаниях персонажей.

История создания Родинки

Перед тем, как рассматривать анализ рассказа Шолохова Родинка с цитатами, стоит обратиться к истории создания этого произведения. Работу над ним автор начал в двадцатых годах минувшего столетия. Опубликован же рассказ был в 1924 году. Родинка вошла в цикл Донских рассказов Шолохова.

Это произведение было опубликовано в издании Молодой ленинец. По сути, именно в тот момент и началась творческая биография самого автора. Читатели узнают о его особенностях речи и подачи информации.

Родинка: тема и проблематика

Крайне важно определить, каковы тема и идея Родинки Шолохова. Автор описывает события, которые разворачиваются на Дону в период гражданской войны. При этом, он особое внимание уделяет отношениям сына и отца. Эти герои оказались по разные стороны баррикад. Главной целью Шолохова было увековечить те страшные события. Именно по этой причине его творчество существенно отличается от других советских авторов того времени.

В своем произведении писатель описывает ужасные события 1920 года. Он говорит о коллективизации, процессе раскулачивании, противостоянии белых и красных. При этом автор никого из них не подвергает осуждению, не разделяет на отдельные лагеря. Мол, одни из них плохие, а другие хорошие. Центральное внимание уделяется общечеловеческим принципам и душе человека. Писатель не вдается в подробности политических принципов, не уделяет внимание идеологии. Гораздо больше его волнуют те отношения, которые сложились между людьми, их внутренний мир.

Разбираясь, какая в Родинке Шолохова проблематика, стоит отметить, что автор не считает жестокость оправданной идеями, не подвергает убеждения детальному анализу. Он преследует совершенно иную цель, стремится показать все особенности жизни как таковой. Писатель не симпатизирует никому из персонажей. Описания героев максимально нейтральные и явно объективные.

Период гражданской войны имеет немаловажное значение в истории России. Ужас и трагедия при этом заключается в том, что люди воевали не с иностранными врагами, а друг с другом. Страна, по сути, была разделена на три отдельных лагеря. В одном из них находились белые, во втором красные, а в третьем жертвы, которые волей случая попадали под обстрелы. Естественно, что жить в такой обстановке привычной жизнью уже не представлялось возможным.

Образы героев: краткий анализ

В произведении Родинка анализ героев имеет принципиально важное значение. Именно через персонажей автор показывает трагизм сложившейся ситуации. Описывая судьбы отдельных людей, писателю удается раскрыть проблему взаимоотношений в кругу семьи во время военных действий.

Сын и отец находятся в разных лагерях. Представители молодого поколения находятся на стороне красных. Старшие люди при этом являются приверженцами движения белых. Правда, у представителей этих поколений есть и что-то общее. Все без исключения уже устали от военных действий.

Отмечается явное противостояние ключевых персонажей. Правда у каждого из них своя. Писатель описывает судьбу Кошевого Николая, а также его отца, который является атаманом. Автор рассказывает о прошлом своих героев и настоящем. Знакомит он с ними путем изначальных пейзажных и бытовых зарисовок.

Делая анализ произведения Родинка Шолохова, каждого из героев следует рассмотреть более детально. Ключевым персонажем является восемнадцатилетний парень Николай. В раннем возрасте он потерял родителей, и уже три года находится в центре военных действий. Ему явно надоели постоянные бои. Он мечтает о том, что наступит мирная жизнь. Из прошлого у него, по сути, не осталось ничего, кроме родинки и воспоминаний. Точно такое же родимое пятно было и у его отца. С помощью этого знака автор указывается на связь, которая существует между поколениями.

Николай молодой, темпераментный, постоянно ввязывается в рискованные операции. Писатель сравнивает его с совсем юным животным и птицей. У него еще все впереди.

Также к главным героям относится и старый атаман с весьма тяжелой судьбой. Он уже семь лет находится вдали от родной земли и собственной семьи. Его сердце очерствело, от полноценного внутреннего мира у него уже остались лишь развалины. Свое горе атаман глушит с помощью алкоголя и практически никогда не бывает трезвым. Кульминация при этом достаточно страшная. Атаман убивает собственного сына и после этого убивает самого себя.

Анализ рассказа Родинка Шолохова будет неполным, если не упомянуть о других действующих лицах. Среди второстепенных персонажей стоит выделить мельника Лукича. Это старый мужчина, который чувствует собственную безысходность и вследствие этого решается на отчаянный шаг. Он дает красноармейцам информацию об их врагах. Изначально ему доводится встретиться с предводителем белых. Тот угрожает ему расправой и требует дать солдатам провизию. Правда, отдавать собственное имущество мельнику не хочется. По этой причине крестьянин обращается к красным, приближая тем самым трагическую развязку.

План

Проще всего сделать анализ рассказа Шолохова Родинка по плану. Он выглядит следующим образом:

✔️ Когда написано и опубликовано произведение.

✔️ Особенности композиции.

✔️ Ключевые персонажи и их особенности.

✔️ Поднимаемая проблема и тонкости подачи этой информации (взаимоотношения между поколениями, трагизм и ужас военных действий).

Сделав анализ Родинки по плану, удастся осветить все ключевые моменты, не упустив ни одной важной детали. Естественно, что после этого будет гораздо проще раскрыть данную тему в сочинении, понять суть рассказа и его основную мысль.

Темы сочинений-рассуждений на 9.3 на ОГЭ-2021

Что такое дружба?

———— счастье?

———— сила духа?

———— настоящее искусство?

———— неуверенность в себе?

———— взаимовыручка?

———— выбор?

———— доброта?

———— материнская любовь?

———— жизненные ценности?

———— любовь?

———— внутренний мир человека?

———— драгоценные книги?

———— нравственный выбор?

Определение понятия, тезис, комментарий и выводы

зависят от содержания текста!
1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
2. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. ДРУЖБА —  это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. 
6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. 
7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
8.  МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от  опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. 
10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. 
12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. 
13. ВЗАИМОВЫРУЧКА  — это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации.   В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе».  Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия  могут совершаться во благо. 
14.  СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. 

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Никто не знает, что нас ждет в будущем, но футурологи пытаются это предсказать. Почему их прогнозы — не просто игра воображения, а наука, разбираем в статье

Футурология — это предсказание глобальных изменений жизни человечества на уровне цивилизации или нации в ближайшем или далеком будущем. Футурология зародилась в конце XIX века, когда ученые, экономисты и писатели попытались спрогнозировать будущее той или иной области в своих трудах. Только в 1943 году термин «футурология» предложил социолог Осип Флехтхайм в письме Олдосу Хаксли.

Игры воображения или наука

Сегодня футурология вызывает довольно много вопросов, один из которых — является ли она наукой?

Владимир Кишинец, аналитик и теоретик прогнозирования, автора ряда книг и статей по футурологии, координатор Российской ассоциации футурологов:

«Ответить на него можно так: действительно, многие материалы, которые сегодня заявляются как футурологические, далеко не всегда и не во всем отвечают критериям научности. Однако это проблема авторского уровня, а не органический недостаток идеи прогнозирования глобальных научно-технологических и гуманитарных событий будущего. К тому, что футурология может и должна стать по-настоящему научной дисциплиной, имеются все необходимые предпосылки и теоретические основания. Вопрос лишь в их системной реализации».

Почему еще нет научной футурологии

Несмотря на то, что футурология как идея изучения будущего возникла еще в середине XX века, за все это время она не обрела научного фундамента. Возникает вопрос — почему?

Владимир Кишинец:
«Дело в том, что футурология, как особая, специфическая отрасль прогнозирования, возможна не всегда. Лишь в особые, переходные моменты истории, когда в перспективе достаточно четко начинают вырисовываться принципиально новые, существенно меняющие образ существования человека технологии. Ничего подобного на горизонте тех времен попросту не было — и в результате футурология постепенно перетекла в совершенно иную область бесконечной политической философии.

Сегодня ситуация существенно иная. Как минимум две развивающиеся технологии — разработка элементов искусственного интеллекта и, особенно, успехи в области генетической биомедицины — обещают огромные, цивилизационного масштаба перемены. И это будущее стремительно приближается. В этих сегодняшних условиях футурология скорее всего переживет второе рождение как полноценная наука».

Футурология претендует на создание «реалистичного» или «истинного» видения будущего, однако оно не является привилегированным, так как рассматривает грядущее с точки зрения рациональных моделей в физических и социальных науках. Научную модель футурологии можно определить как «упорядоченный набор предположений о сложной системе будущего». Это попытка понять некоторые аспекты разнообразного мира, выбирая из ситуаций настоящего и прошлого опыта комлект общих наблюдений, применимых к рассматриваемой проблеме будущего.

Фото:Unsplash

Что делает футурологию наукой?

Наука о будущем не признает сверхъестественных и краткосрочных предсказаний. Поэтому эзотерика, ясновидение, астрология и изменение процентных ставок к футурологии никак не относятся. Однако природные ресурсы будущего и национальное богатство вполне предсказуемы для науки.

В отличие от фантастики, футурология использует научные методы, такие как:

  • Статистические методы, например, экстраполяцию, а также аналитические: вероятностный, регрессионный и корреляционный.
  • Анализ будущего путем проведения аналогий с существующими системами общества и составление сценария.
  • Групповая работа по прогнозированию будущего, с использованием техники брейншторма, симуляции, ролевых игр и так далее.

Владимир Кишинец:

«Как придать футурологии научность? Для этого нужно добиться ее соответствия нескольким хорошо известным критериям:

  • разработать определения объекта футурологии, области и границ ее научных и практических интересов;
  • создать собственный понятийный аппарат, внутренний «язык» научного общения;
  • разработать основные принципы методологии исследования будущего.

Разработка такой теоретической базы уже ведется в инициативном порядке, но интенсивное развитие футурологической науки может обеспечить только формирование определенного научного сообщества. Причем это должны быть настоящие специалисты, подтвердившие свой профессионализм оригинальными текстами, научными исследованиями, монографиями, публикациями».

Футурология — не фантастика

Фантастика — это жанр, а также творческий метод, объединяющий различные художественные произведения, где допускается полное или частичное нарушение законов физического мира. Фантастика не привязана к научным методам исследования и не предполагает правдоподобное описание будущего, даже ее научный поджанр может не ограничиваться прогнозами и предсказаниями ученых, а полагаться исключительно на воображение автора.

Фото:РБК Тренды

Является ли научная фантастика неким, пусть даже, особым видом футурологии?

Владимир Кишинец:

«Разумеется, нет. Об этом говорил еще мэтр фантастики и футурологии — Станислав Лем. У футурологии и фантастики совершенно разные цели и задачи.

Фантастика — это всегда и прежде всего захватывающий сюжет, тайны и приключения. Ее несколько преувеличенная «научность» лишь один из способов создать для них необычные декорации.

Научная футурология — это долгосрочные стратегические прогнозы, это материал для принятия самых серьезных государственных решений. Такие прогнозы не могут строиться на общих рассуждениях, фантазиях, мнениях, на том, что «я футуролог, я так вижу». Футурология — это всесторонняя доказательность, это выводы, основанные на строгой логике и достоверных научных фактах.

Конечно, у хороших писателей качественной фантастики бывают интересные, умные и полезные мысли. Но при этом не следует доходить до абсурда, утверждая, что подводную лодку предсказал Жюль Верн».

Сегодня умы врачей и ученых занимает такое явление, как постковидный синдром, который продолжает негативно сказываться на здоровье человека даже после излечения от инфекции. Ведущие эксперты медицинского сообщества обсудили, что такое постковидный синдром, как он влияет на разные системы организма и каким образом можно нивелировать связанные с ним риски.

Известно, что выведение вируса SARS-CoV-2 из организма не означает излечение от болезни. Долгосрочные последствия коронавирусной инфекции, или постковидный синдром, может сохраняться у пациентов в течение недель и даже месяцев.

У людей с постковидным синдромом наблюдаются неврологические и когнитивные нарушения, они испытывают проблемы со зрением, слухом, скелетно-мышечные боли. Более 70% перенесших ковид пациентов жалуются на повышение артериального давления, тахикардию, у них сохраняется риск развития тромбозов и тромбоэмболии сосудов легких, возрастает частота нарушений коронарного кровообращения и инфаркта миокарда. Тему сохранения и восстановления здоровья после перенесенного коронавируса обсудили ведущие эксперты здравоохранения совместно с представителями фармацевтической компании STADA.

Пандемия COVID-19 — одна из самых масштабных причин смертности современности. По словам академика РАН, заведующего кафедрой внутренних болезней № 1 лечебного факультета с курсом эхокардиографии ФПО ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России Анатолия Ивановича Мартынова, тяжелое течение коронавирусной инфекции вплоть до летального исхода и постковидный синдром чаще всего рискуют получить люди старше 60 лет, пациенты с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, легких, заболеваниями почек. В группу риска входят пациенты с ожирением, системными заболеваниями соединительной ткани, иммунодефицитом, болезнями двигательного нейрона, циррозом печени, хроническими воспалительными заболеваниями кишечника и онкологией. Именно поэтому все хронические заболевания важно контролировать с профильными специалистами в острый период заболевания и после перенесенной инфекции.

Коронавирусная инфекция характеризуется поражением не только дыхательного тракта. Она приводит к повреждению сосудов, что вызывает нарушение нормального функционирования сосудистой системы и сдвиг параметров крови, провоцирующий в том числе активацию тромбоцитов. В дальнейшем это ведет к интенсивному внутрисосудистому тромбообразованию. Если тромб закупоривает сосуд, питающий сердце, возникает инфаркт миокарда, если закупоренный сосуд питает мозг, — ишемический инсульт.

Анализ всех случаев заражения коронавирусом в Швеции показал, что риск инфаркта и инсульта в первые две недели от начала заболевания увеличивается почти в 7 раз. Более высокая частота этих заболеваний наблюдается и в дальнейшем.

Хотя пандемия продолжается уже более полутора лет, современные рекомендации по лечению коронавирусной инфекции не дают врачам ответа на все вопросы в отношении использования у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями одной из основных групп лекарственных препаратов антиагрегантной терапии и, в частности, ацетилсалициловой кислоты. По инициативе фармкомпании и при научной и организационной поддержке ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России и Российского общества профилактики неинфекционных заболеваний состоялось заседание Совета экспертов по обмену научным опытом применения антиагрегантов в качестве профилактики сосудистых осложнений COVID-19.

«Участники совета экспертов пришли к единому мнению, что пациенты, которым назначена ацетилсалициловая кислота в низкой кардиологической дозе по поводу сердечно-сосудистого заболевания, должны обязательно продолжить ее прием до, во время и после коронавирусной инфекции. У пациентов с COVID-19 возможно сочетание ацетилсалициловой кислоты с другими препаратами для лечения инфекции, поэтому важно снизить риск межлекарственного взаимодействия и побочных эффектов, в первую очередь со стороны желудочно-кишечного тракта. Для этого оптимально использование ацетилсалициловой кислоты в дозе 75 мг. Поскольку вирус поражает кишечник, лучше использовать препараты, которые всасываются в желудке, например ацетилсалициловая кислота без кишечнорастворимой оболочки», — отметил Никита Валерьевич Ломакин, д. м. н., руководитель отделения неотложной кардиологии с блоком кардиореанимации ФГБУ «Центральная клиническая больница с поликлиникой» Управления делами президента РФ, главный внештатный специалист-кардиолог Управления делами президента РФ.

С 1 июля 2021 года россиянам доступна углубленная диспансеризация. Она направлена на своевременное выявление осложнений и предупреждение их развития после перенесенной коронавирусной инфекции. Помощь можно получить бесплатно по ОМС. Список медицинских организаций, где можно пройти диспансеризацию, публикуют на сайтах региональных органов здравоохранения и едином портале госуслуг. 

«Углубленная диспансеризация проходит в два этапа. Первый включает общий и биохимический анализы крови, измерение сатурации — насыщения крови кислородом, — тест с шестиминутной ходьбой, спирометрию, при которой оценивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а также рентген грудной клетки. Обязателен прием терапевта. Для переболевших средней и тяжелой формой COVID-19 добавляется анализ на определение концентрации D-димера в крови, помогающий выявлять признаки тромбообразования. На втором этапе диспансеризации врач может направить пациента на дополнительные исследования: эхокардиографию, компьютерную томографию легких, дуплексное сканирование вен нижних конечностей в зависимости от состояния пациента», — рассказывает Ольга Дмитриевна Остроумова, д. м. н., профессор кафедры факультетской терапии и профессиональных болезней ФГБОУ ВО «МГМСУ имени А. И. Евдокимова» Минздрава России, заместитель главного внештатного специалиста-кардиолога по амбулаторной работе Департамента здравоохранения Москвы.

В первоочередном порядке пациента примут при наличии хронических неинфекционных заболеваний. Диспансеризацию можно пройти даже в том случае, если человек не был внесен в базу заболевших коронавирусом и лечился самостоятельно.

Коронавирусная инфекция может приводить к обострению уже существующих хронических заболеваний, а также способствовать развитию новых. Поэтому важным аспектом поддержания здоровья становится своевременное обращение к врачу при появлении новых симптомов после перенесенной инфекции для своевременной диагностики и начала терапии. Так как сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смертности в нашей стране, особую настороженность нужно проявлять в отношении жалоб со стороны сердца: это боль/жжение в груди, повышение артериального давления, учащенный пульс, сердцебиение. Прохождение углубленной диспансеризации позволяет решить проблему оперативного уточнения диагноза.

Оксана Позднякова, вице-президент по направлению безрецептурных препаратов STADA в России, прокомментировала: «Мы ценим партнерство с ведущими экспертами медицинского сообщества и находимся с ними в постоянном продуктивном диалоге. Мы приняли активное участие в организации проведения заседания Совета экспертов, и это важная часть социальной ответственности компании и отражение нашей миссии: заботиться о здоровье людей. Сегодня как никогда важно предоставлять населению корректную и четкую информацию о коронавирусе и особенностях профилактики возможных осложнений после этой болезни». 

В подтверждение этого компания готовит к запуску информационно-образовательную кампанию «Постковид. Новая реальность глазами экспертов» в поддержку постковидных пациентов. Ее цель — предоставить населению четкие и корректные ответы на вопросы, связанные с физическим и психологическим здоровьем человека, ставшие особенно актуальными в эпоху коронавируса.

  • Что такое буерак в сказке конек горбунок
  • Что съела собака в сказке цветик семицветик
  • Что такое алтайские народные сказки
  • Что такое балет в сказке о царе салтане
  • Что считается словом в итоговом сочинении