Что такое утес из рассказа лермонтова

Многомудрый литрекон на днях листал сборник стихотворений м.ю. лермонтова, подготовленный к 50-летию со дня гибели поэта. именно там он встретил

Многомудрый Литрекон на днях листал сборник стихотворений М.Ю. Лермонтова, подготовленный к 50-летию со дня гибели поэта. Именно там он встретил репродукцию картины И.И. Шишкина — «На севере диком». Она иллюстрирует одноименное стихотворение автора, которое является вольным переводом произведения Гейне. Если Гейне воспевал печальный удел двух влюбленных, то Лермонтов написал стихотворение об одиночестве, сознательно заменив главную тему. Картина Шишкина очень точно отражает посыл и настроение работы. Ей Многомудрый Литрекон посвятил краткое сочинение-описание по плану. Приятного просвещения!

Вариант 1

(279 слов) История создания картины Ивана Шишкина «На севере диком» делает произведение понятнее для современного зрителя. Известно, что Шишкин написал полотно в качестве иллюстрации для стихотворения М.Ю. Лермонтова, которое называется по первой строчке — «На севере диком». В нем автор выразил свое безысходное одиночество. Художник уловил это настроение и создал образ, который одним своим видом внушает зрителю сочувствие к нелегкому уделу тех, кто борется с судьбой, но оказывается отверженным. 

На севере дикомНа полотне изображена запорошенная снегом сосна, находящаяся на пригорке. Вокруг нее ледяная пустыня. В северных широтах стоит лютая зима. Все вокруг заледенело. От самой картины веет холодом. Сумеречное небо окрашено в насыщенно-синий цвет. Чем выше, тем светлее оттенок, но это не делает его теплее и радостнее. Небольшие облака подавлены этим нашествием синего цвета, они едва выделяются на его фоне. Видимо, только лунный свет, источника которого мы не видим, освещает белоснежную пустоту вокруг сосны. Она окружена одиночеством: ни одного следа, ни одного намека на жизнь. Лишь сама сосна отбрасывает единственную тень, выступающую серым пятном на белом снегу. Гордые ветви сосны, обычно тянущиеся к небу, на этот раз прижаты снежным бременем. Она как будто вытянула руки по швам. Крона в таком замерзшем и подавленном состоянии напоминает скорее ель, а не сосну. Тем не менее, гордое дерево не прогибается под тяжестью обстоятельств и не умирает. Оно бросает вызов ледяным сумеркам. В нем сосредоточен героизм одиночества, которое преодолевает само себя.

Мне понравилась картина «На севере диком», потому что это больше, чем пейзаж. В нем заключена идея, которая так поддерживает человека в трудную минуту. Идея о том, что можно бороться за свою жизнь даже на крайнем Севере, даже в кромешной тьме, даже в полном одиночестве. Такие картины всегда вдохновят людей на напряжение воли ради больших целей.

План сочинения-описания по картине Шишкина «На севере диком» для 9 класса:

  1. Вступление: история создания картины «На севере диком»;
  2. Основная часть: описание картины «На севере диком»;
  3. Заключение: мое мнение о полотне.

Вариант 2

(315 слов) Пейзаж — это жанр живописи, цель которого заключается в изображении природы. Художники пишут полотна с натуры, перенося на холст или бумагу каждую деталь окружающего их мира. Одним из самых известных представителей этого жанра является Иван Иванович Шишкин. Именно его полотна стали иллюстрациями для многих произведений русских поэтов и писателей. Например, многим известна его картина «На севере диком», отразившая содержание и настроение одноименного стихотворения М.Ю. Лермонтова. 

На севере дикомНа полотне изображена одинокая сосна, выросшая на «Севере диком». Вокруг этого маленького дерева развернулось снежное царство. Льды оковали горы, снега замели все живое. Ничто в этой непролазной бело-синей тьме не зажигает даже искры жизни. Ничто, кроме небольшого дерева. Сосна заметена снегом. Ее ветви настолько пригнулись к стволу под тяжестью снега, настолько озябли и примерзли, что сосна напоминает ель по треугольному строению кроны. Ее обрамляет пустота. Лишь тень падает серым пятном на белое снежное поле, чистоту которого больше ничего не нарушает. Сосна стоит на пригорке, но внизу расстилается лишь густой синий сумрак. Мы ничего не видим, кроме ночной тьмы. Небо окрашено более светлыми оттенками синевы, но все равно темно и пусто. Лишь небольшие облака выделяются слабыми контурами и позволяют отличить темноту неба от темноты земли. Видимо, единственным источником света на полотне является луна, но она осталась «за кадром». Именно «кадром», ведь кажется, что перед нами фотография, так как изображение очень четкое и детальное. Идея картины выражена в стихотворении М.Ю. Лермонтова: 

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Мне понравилась картина «На севере диком», потому что в этом пейзаже выражена эмоция — бескрайнее одиночество. Сосна вызывает жалость, но не только ее. За стойкость этой жизни, за ее немую борьбу хочется наградить ее уважением. Дерево не сдается снегам и упорно продолжает жить с мечтой о родственной душе.

План сочинения по картине «На севере диком» для 9 класса:

  1. Вступление: особенности жанра «пейзаж»;
  2. Основная часть: описание картины «На севере диком»;
  3. Заключение: мое впечатление о полотне.

Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова — как прозаические, так и поэтические — полны сильнейших чувств и ощущений. Его герои переживают бурю эмоций и не боятся показывать эти душевные порывы другим. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом одного из стихотворений под названием «Кинжал» по плану ниже.

История создания 

Считается, что основой для сюжета послужил реальный случай из жизни Лермонтова.

Известно, что поэт некоторое время провел в Тифлисе (Тбилиси) во время ссылки за знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Мятежного поэта царь выслал, ведь смерть Пушкина и так привела к общественному резонансу, который плавно перерастал в дипломатический скандал. Об этом свидетельствуют исторические источники и написанные мастером слова в 1837 году картины, на которых изображены местные красоты. И именно в данный период, как принято думать, произошла знаменательная встреча Михаила Юрьевича с Ниной Грибоедовой (в девичестве — Чавчавадзе). Желая отблагодарить Лермонтова за память о покойном муже (сам Грибоедов трагически скончался в 1829 году после нападения религиозных фанатиков на Тегеранское посольство), вдова преподнесла поэту очень ценную вещь — кинжал из коллекции своего отца.

Исследователи до сих спорят о том, состоялась ли встреча на самом деле, но то, что у поэта хранилось такое оружие — действительно факт. Как и то, что он посвятил подарку отдельное произведение.

Жанр, направление, размер 

Можно сказать, что стихотворение «Кинжал» относится к жанру философской лирики, так как герой размышляет о важных вещах: лучших качествах личности, отношениях между людьми, верности, долге.

Кроме того, несмотря на общий позитивный настрой, можно выявить признаки элегии. Примерно с середины произведения появляются грустные мотивы: расставание, тяжелые душевные переживания; печаль, выраженная в слезах. К тому же, повествование ведется от первого лица, что также характерно для элегии.

Среди направлений сложно выбрать для “Кинжала” какое-либо одно. Здесь есть элементы романтизма (акцент на эмоциях человека, культ чувств, некоторый пафос) и символизма (оружие — знак мужества, стойкости, уважения).

Размер— разностопный ямб, при котором ударение в словах падает на различные слоги. Для него характерно чередование длинных и коротких строк. Благодаря ему автор имеет большую свободу в выражении мысли, но при этом стихотворение остается гармоничным и цельным.

Композиция

Несмотря на то, что произведение «Кинжал» состоит из традиционных четверостиший, сюжетно его можно поделить на три части.

  1. Первые две строки — обращение к кинжалу, начало. 
  2. Далее на 12 строк идет развитие мысли: рассказывается прошлое оружия, появляется его предыдущая владелица, показываются чувства женщины, происходит передача кинжала новому хозяину. 
  3. Завершается все двумя финальными строками, в которых лирический герой произносит торжественную клятву. На протяжении всего текста идет прямое обращение к подарку, все мысли и события выстроены вокруг него.

Образы и символы

Догадаться, о чем пойдет речь в стихотворении «Кинжал», читатель может еще до знакомства с текстом. Название прямо указывает на главный объект, описываемый автором — дорогой сердцу кинжал.

Лирический герой, отождествляемый здесь с самим поэтом, называет оружие верным товарищем, другом. Он искренне восхищается силой, которая в нем сокрыта. Все же кинжалы в основном использовались именно в бою, а не в мирное время.

Но именно этот предмет дарится персонажу не с целью направить на битву. Его преподносит неизвестная (в произведении имя не называется, но можно догадаться по событиям из жизни, что таинственная благодетельница — Нина Грибоедова) женщина в качестве “немого залога любви”. Здесь дар — символ уважения со стороны подруги лирического героя, ее привязанности. 

Второй образ в стихотворении — сам рассказчик, который посвящает новому кинжалу нежные слова. Смотря на подарок, он обещает оставаться таким, как прежде.

“Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.”

Темы

Среди наиболее явных тем в стихотворении «Кинжал» можно отметить следующие: 

  1. верность (лирический герой обещает своей подруге оставаться таким, какой он сейчас);
  2. мужество (оружие как олицетворение храбрости человека в бою);
  3. любовь и уважение (лирического героя к подарку и “неназванной” благодетельницы к приятелю);
  4. расставание (кинжал — подарок перед разлукой).

Проблемы

Проблемы, затронутые в стихотворении «Кинжал», неразрывно связаны с темами. Отдельно можно отметить следующие: стойкость и сила духа, искренняя любовь (в том числе и дружеская), человеческая память (подарок будет напоминать герою о теплых отношениях).

Настроение стихотворения «Кинжал» высокое, даже пафосное. Строки проникнуты уважением к такому знаку внимания и решительностью сохранить верность себе. Лирический герой горд осознанием того, что удостоился доверия.

Основная идея 

Через кинжал показывается трепетное отношение персонажей друг к другу. Женщина, подарившая при расставании такое оружие в знак своей благосклонности, надеется, что ее друг станет настоящим защитником. А лирический герой клянется, что и дальше будет верен законам чести и справедливости. Такова главная мысль стихотворения «Кинжал».

Автор перечисляет достоинства подаренного оружия, проливает свет на его судьбу, чтобы подчеркнуть его значение в своих руках. С таким спутником он преисполнится силы и твердости в решающий миг. Таков смысл стихотворения «Кинжал».

Средства выразительности

Конечно, в поэтическом сочинении не могло обойтись без средств художественной выразительности, которые делают речь ярче, а образы — живее.

  1. Лирический герой наделяет оружие душой, персонифицируя его. Он обращается к кинжалу “товарищ” и “друг”. Так проявляется олицетворение.
  2. Несложно заметить эпитеты: светлый, холодный, грозный, железный, немой и прочие. 
  3. Встречаются также сравнения (глаза тускнели и сверкали “как сталь”), метафоры (“лилейная рука”, то есть, нежная и белая, словно лилия), риторические обращения (“мой друг”, “мой кинжал”), инверсии (например “товарищ светлый и холодный” вместо “холодный и светлый товарищ”) и лексический повтор (“как ты, как ты”).

Автор: Инна Колокольникова

Контрольная работа по литературе (5 класс)

I вариант

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Ученика (цы) _______ Ф.И. ______________________________________________

  1. Задания для проверки знания содержания изученных произведений.

    1. Объедините в пары авторов и их произведения.

1.«Муму»

1.Толстой Л.Н.

2. «Бородино»

2.Тургенев И.С.

3. «Заколдованное место»

3.Гоголь Н.В.

4. «Крестьянские дети»

4.Лермонтов М.Ю.

5. «Кавказский пленник»

5.Некрасов Н.А.

__________________________________________________________________________

2.

В каком городе происходит действие рассказа «Муму»?

Как звали женщину, которую полюбил Герасим?

Кем служил Герасим у барыни?

Куда ушёл Герасим после гибели Муму?

  1. Задания для проверки письменной монологической речи.

    1. Сочинение по картине. Опишите одну из иллюстраций учебника к повести «Заколдованное место».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания для проверки теоретико-литературных знаний.

    1. Что такое эпитет? Приведите примеры эпитетов из стихотворения «Крестьянские дети». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Что такое идея литературного произведения? Сформулируйте идею рассказа «Кавказский пленник».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы)

    1. Какие поступки Жилина достойны восхищения? (по рассказу «Кавказский пленник»).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по литературе (5 класс)

II вариант

по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.

Ученика (цы) _______ Ф.И. ______________________________________________

  1. Задания для проверки знания содержания изученных произведений.

    1. Объедините в пары авторов и их произведения.

1.«Муму»

1. Лермонтов М.Ю.

2. «Бородино»

2.Тургенев И.С.

3. «Заколдованное место»

3.Гоголь Н.В.

4. «Крестьянские дети»

4. Толстой Л.Н.

5. «Кавказский пленник»

5.Некрасов Н.А.

__________________________________________________________________________

2.

Сколько раз в рассказе «Кавказский пленник» Жилин бежал из плена?

Кто и как помог ему бежать?

Куда поместили Жилина и Костылина после первого побега?

Какое слово повторял Жилин, попав к своим?

  1. Задания для проверки письменной монологической речи.

    1. Сочинение по картине. Опишите одну из иллюстраций учебника к стихотворению Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Задания для проверки теоретико-литературных знаний.

    1. Что такое сравнение? Приведите примеры сравнений из рассказа «Муму». __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Что такое сюжет литературного произведения? Перечислите главные сюжетные эпизоды рассказа «Муму».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Задания на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменные ответы на проблемные вопросы)

    1. Что побуждало русских солдат на подвиг в Бородинском сражении? Объясните свою точку зрения. (по стихотворению «Бородино»).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПЕЦИФИКАЦИЯ

КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

5 класс

Контрольная работа №1

По творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Вариант 1

1. Цель контрольной работы: определение уровня сформированности у обучающихся 5 класса следующих предметных и метапредметных умений:

— владение литературоведческой терминологией;

— определение познавательной цели (умение определять главную мысль и цель создания текста);

— извлечение необходимой информации из текста;

— установление причинно-следственных связей;

— понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2. Время выполнения контрольной работы: 80 минут

3. Условия проведения: при проведении контрольной работы обучающиеся используют тексты художественных произведений, иллюстрации учебника Литература. В 2-х частях

Авторы: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин / Под ред. В. Я. Коровиной. Издательство «Просвещение»

4. Структура контрольной работы:

  • Содержание работы определяется Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

  • Контрольная работа состоит из 4-х частей:

1 часть предполагает проверку знания содержания изученных произведений, содержит два задания с кратким ответом.

2 часть нацелена на проверку письменной монологической речи. (Задание с развёрнутым ответом)

3 часть – задания на проверку теоретико-литературных знаний, задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

4 часть – задание на выявление уровня нравственно-этических качеств личности (письменный ответ на проблемный вопрос)

 В Таблице 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.

Таблица 1

Разделы

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Из русской литературы XIX-XXвеков

В Таблице 2 приведены элементы содержания контрольной работы по литературе

для 5 класса.

Таблица 2

Проверяемые элементы содержания

1

Основные теоретико-литературные понятия

2

Жанры сочинений

3

Художественная литература как искусство слова

4

Художественный образ

6

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой

7

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

8

Произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, изученные в 5 классе

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным

разделам учебного предмета «Литература» представлено в Таблице 3

Таблица 3

Содержательные разделы

Кол-во заданий

Максимальный балл

Содержание текстов изученных произведений

2

9

Письменная монологическая речь (текст- описание)

Использование текста художественного произведения

1

8

Теоретико-литературные понятия

2

7

Создание текста-рассуждения в соответствии

с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

8

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи (часть2 +часть 4)

9

Итого:

6

41

Задания контрольной работы проверяют усвоение обучающимися учебного материала на базовом уровне сложности. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности показано в Таблице 4

Таблица 4

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

6

41

Итого

6

41

Система оценивания выполнения отдельных заданий

и контрольной работы в целом

За верное выполнение каждого задания части 1 работы обучающийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие ноль баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания части 1 работы, – 9 баллов.

Критерии оценивания части 2. и 4.

Критерии оценивания

Баллы

Сочинение

Работа соответствует выбранной теме, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена

4

Работа соответствует теме и заданию, тема раскрыта глубоко, многосторонне, допущено одно искажение авторской позиции

3

Работа написана на заданную тему, Тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена

2

Сочинение написано на заданную тему, Тема раскрыта поверхностно, авторская позиция искажена

1

Тема не раскрыта

Использование текста художественного произведения

Текст привлечен на уровне анализа эпизодов, образов, микротем, деталей и т.п.

2

Текст привлечен на уровне пересказа

1

Текст не привлечен

Композиция сочинения

Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения

2

Допущена одна — две логические ошибки, есть нарушения последовательности внутри смысловых частей

1

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения

Итого: 8 баллов

Критерии оценивания часть 3

Критерии оценивания

Баллы

Задание1.

Верно дано определение (эпитет,сравнение) теоретико-литературному понятию

1

Определение отсутствует или дано неверно

За каждый пример из текста 1 балл, но не более 3 баллов

3

Примеры отсутствуют

Задание 2.

Верно дано определение (идея произведения, сюжет) теоретико-литературному понятию

1

Сформулирована идея рассказа, перечислены главные эпизоды

2

Сформулирована идея, но допущена одна неточность, перечислены не все эпизоды рассказа

1

Идея рассказа не сформулирована или сформулирована неверно, эпизоды не перечислены

Итого:

7 баллов

Практическая грамотность и фактическая точность письменной речи

Грамотность

Орфографические нормы

Соблюдены орфографические нормы, нет орфографических ошибок

3

Допущено 1- 2ошибки

2

Допущено более 3-4 ошибок

1

Допущено более 4 ошибок

Пунктуационные нормы

Соблюдены пунктуационные нормы, нет пунктуационных ошибок или допущена 1 негрубая ошибка

2

Допущены 1-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

Языковые нормы

Соблюдены языковые нормы, нет грамматических ошибок

2

Допущены 1-2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

Речевые нормы

Соблюдены речевые норм, нет речевых ошибок или допущена 1 речевая ошибка

2

Допущены 2-3 ошибки

1

Допущено более 3 ошибок

Фактические ошибки отсутствуют

Допущена 1 ошибка

1

Итого:

9 баллов

Максимальное количество баллов за всю работу – 41 балла

Таблица перевода первичных баллов в школьные отметки

Отметка

Количество баллов

«5»

37-41

«4»

32-36

«3»

20- 31

«2»

0-19

Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком»

На севере диком анализ стихотворения лермонтов

Анализ стихотворений

Замечательный классик русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов помимо писательского творчества занимался еще и переводами зарубежных произведений. Тему одиночества и поиска родственной души, которая была очень близка поэту, он нашел в опусе «Книга песен» немецкого автора Генриха Гейне. На его основе Лермонтов создал стихотворение «На севере диком». Анализ художественных средств и композиции позволит лучше понять смысл этих строк.

Немного об авторе

М. Ю. Лермонтов (1814—1841) — великий русский поэт, прозаик, художник и драматург. Немалая часть его произведений легла в основу музыки, театральных постановок и кинокартин. Его сочинение «На севере диком» стало поэтической канвой для хоровых миниатюр сразу нескольких именитых композиторов:

  • С. И. Танеева;
  • А. С. Даргомыжского;
  • С. Рахманинова.

Популярность стиха у музыкантов говорит о мелодичности и наличии философского смысла в составляющих его строках. Недаром бессмертные творения А. С. Пушкина, С. А. Есенина и М. Ю. Лермонтова живут не только на бумаге, но и на нотном стане. Творение Гейне, перекочевавшее идейно в опус Лермонтова, нашло свое отражение и в живописи. Знаменитым русским художником И. И. Шишкиными написана картина «На севере диком», которую автор приурочил к 50-летию со дня смерти поэта-соотечественника.

 на севере диком лермонтов анализ

Писатель до самой своей смерти полагал, что родился не в свое время, поскольку чувствовал тотальное непонимание среди современников. Будучи глубокой творческой личностью и обладателем множества талантов, Лермонтов до конца своих дней ощущал себя одиноко, что и нашло отражение в его произведениях.

Талантливый русский литератор ушел из жизни совсем юным — в 26 лет Лермонтов погиб на дуэли. Как и многие другие одаренные деятели искусства, за свое короткое пребывание в этом мире поэт оставил целое культурное достояние родной стране и потомкам. Говоря о личной жизни поэта, стоит упомянуть, что он не успел найти счастья в браке. Известно, что классик был однолюбом и холодно относился к поклонницам.

Вполне возможно, этот момент из биографии Лермонтова также связан с его мироощущением в позднем периоде творчества.

История создания

Анализ стихотворения «На севере диком» не будет полным без некоторых фактов о написании произведения. Стих вышел в 1841 — в последний год жизни поэта. Образы сосны на севере и пальмы на юге были заимствованы Лермонтовым у Генриха Гейне, переводом творчества которого он занимался. Но если у немецкого автора смысл стиха сводится больше к любовному, то у М. Ю. Лермонтова строки несут в себе философские размышления.

На севере диком стоит анализ стихотворения

Любопытно, что до 1841 года писатель принципиально не включал в общий список своих авторских произведений сделанные им многочисленные переводы творений зарубежных поэтов. Однако строки Г. Гейне о сосне и пальме сильно тронули струны души Лермонтова, заставив его поступиться своими правилами. Учитывая, что стихотворение создано поэтом в последний год жизни, оно ярко отражает творческое кредо Лермонтова и его идейное наследие в искусстве.

Тема одиночества пронизывает многие произведения поэта (стихотворение «Парус», роман «Герой нашего времени», поэмы «Мцыри», «Демон») и является одной из ключевых для него.

Возможно, именно поэтому писатель так необычно отреагировал на знакомство со строками Генриха Гейне, взяв их за основу своего философского стиха.

Средства выразительности

При анализе «На севере диком» Лермонтова можно заметить, что стихотворение написано с использованием классических литературных художественных приемов. Размером стиха является четырехстопный амфибрахий с использованием перекрестной и кольцевой рифмовки. Такое средство выразительности связывает обе части произведения воедино, поскольку по отдельности они потеряют общую рифму.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей — описания картины сосны, стоящей одиноко, и ее сна. Произведение написано в жанре элегии. Средства художественной выразительности, использованные Лермонтовым, включают в себя:

  • эпитеты: «снегом сыпучим», «севере диком», «голой вершине», «пустыне далекой», «утесе горючем», «прекрасная пальма»;
  • метафоры: «дремлет, качаясь, сосна», «и снится ей»;
  • сравнения: «одета, как ризой»;
  • инверсии: «севере диком», «пустыне далекой», «утесе горючем».

На севере диком лермонтов

Примененные поэтом тропы помогают отразить грусть, которая царит в душе автора, отождествляющего себя с одинокой сосной на севере. Горный суровый пейзаж воплощает в себе состояние писателя в реальном мире и ощущения, которые он мастерски изобразил в форме антропоморфизма, подменяя свой образ картиной дерева. Эпитетами и метафорами Лермонтов усиливает одиночество северного дерева и ту атмосферу пустоты, что его окружает, проводя аналогию с личным мировосприятием на завершающем этапе жизни.

Главным литературным приемом в стихотворении выступает антитеза — противопоставление одинокой сосны прекрасной пальме, леденящего севера — жаркому югу, голой вершины — горючему утесу. С помощью тонкого использования аллитерации (глухих согласных звуков «с», «ч», «т», «к») автор помогает представить жаркий, согреваемый солнцем юг во втором катрене стихотворения.

В первой же части, наоборот, преобладают звонкие и сонорные звуки («н», «д», «р»), передающие картину холода, контрастирующую с обиталищем прекрасной пальмы.

Идейный посыл

В стихотворении Лермонтова «На севере диком стоит одиноко» отражен глубокий философский смысл. Произведение, в котором кратко приведено описание сосны и пальмы, между строк повествует:

  • о человеческом одиночестве;
  • о том, как нелегко повстречать поистине родственного духовно человека.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что любой индивид одинок, а обретение преданного соратника настолько эфемерно, что сравнимо с противопоставлением северной сосны южной пальме. Облачая светлый недосягаемый образ тропического дерева в форму грез северного дерева, писатель привносит в стихотворение элемент потаенной надежды. Тем самым автор не только самому себе, но и читателю признается, что вера в лучшее еще теплится в его душе.

На севере диком стоит одиноко

Рано потерявший мать, практически не знавший отца и познавший участь неразделенной любви в юном возрасте, М. Ю. Лермонтов пронес ощущение недолюбленности сквозь весь свой жизненный и творческий путь. Как и любой деятель искусства, поэт тяжело переживал этот внутренний диссонанс и выражал его в своих талантливых литературных творениях.

Видя в образе сосны себя, поэт также грезит о единомышленниках и, возможно, о понимающей и любящей второй половинке. В оригинальном тексте Г. Гейне сосна является мужским персонажем, любовь которого направлена на южное дерево, олицетворяющее собой женское начало. Даже само слово «сосна» в немецком языке принадлежит к мужскому роду. Но тема одинокой души все же превалирует над романтической идеей в задумке русского автора.

Таким образом, стихотворение М. Ю. Лермонтова о северной сосне — это талантливое произведение позднего периода творчества поэта, написанное под влиянием перевода опуса Г. Гейне с применением художественных средств выразительности. Автор создал свое уникальное литературное творение.

Текст лермонтовских строк лег в основу нескольких классических музыкальных сочинений и исполняется многие годы, пролонгируя в искусстве жизнь и без того бессмертных стихов великого писателя.

Михаил Лермонтов

На севере диком

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далекой –
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

Год написания: 1841

На севере диком

Это вольный перевод стихотворения Г. Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» («Сосна стоит одиноко») из цикла «Лирическое интермеццо», входящего в «Книгу песен».

Первая редакция перевода, более близкая к подлиннику, имеет в автографе эпиграф – цитату из немецкого текста стихотворения:

Ein Fichtenbaum steht einsam
Im Norden auf Kahler Höh.
Heine

В переводе:
Сосна стоит одиноко
На севере, на голой вершине.
Гейне

Затем следует текст:
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет… под снегом сыпучим
Качаяся дремлет она.

Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.

Окончательная редакция создана Лермонтовым вскоре после первой – весной 1841 г., перед отъездом на Кавказ. Эпиграф в ней отсутствует. «Накануне отъезда своего на Кавказ, – вспоминал П. П. Вяземский, – Лермонтов по моей просьбе мне перевел шесть стихов Гейне: „Сосна и пальма». Немецкого Гейне нам принесла С. Н. Карамзина. Он наскоро, в недоделанных стихах, набросал на клочке бумаги свой перевод. Я подарил его тогда же княгине Юсуповой.

Вероятно, это первый набросок, который сделал Лермонтов, уезжая на Кавказ в 1841 году, и который ныне хранится в императорской Публичной библиотеке» (Воспоминания, с. 264).

В обеих редакциях изменен смысл стихотворения Гейне: любовную тему – судьба влюбленных, осужденных на вечную разлуку (сосна в немецком языке – слово мужского рода), – Лермонтов заменил темой одиночества.

Год написания: 1841

На севере диком

Михаил Лермонтов «На севере диком…»
Картина И.И. Шишкина «На севере диком»

  • I Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (Вариант 1)
  • II Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова (Вариант 2)
  • III Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова (Вариант 3)

Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» (Вариант 1)

Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?

Молитва (В минуту жизни трудную…) (+Анализ)

В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой .

Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом. Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».

То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает . Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.

Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.

На севере диком стоит одиноко

Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова (Вариант 2)

«На севере диком» – пример произведения, сюжет и образы которого заимствованы. Однако, М. Ю. Лермонтов сумел воплотить в нем и свои переживания.

Краткий анализ
История создания – произведение было создано весной 1841 г. (поздний период творчества), а опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках».

Беглец (Поэма) (+ Анализ)

Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.
Композиция – Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет».
Эпитеты – «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».
Сравнение – «одета, как ризой».

История создания
Известно, что М. Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не был приверженцем заимствований из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение. В 1841 г. М. Лермонтов работал над переводом произведения Генриха Гейне. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком» и, без учета истории написания, воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет? Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким, как среди сверстников, так и в кругу старших людей. Он был достаточно резким и замкнутым человеком. Все эти факторы подтолкнули поэта к размышлениям над проблемой одиночества.

Тема
В анализируемом стихотворении М. Ю. Лермонтов раскрыл темы одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет в северном крае. Она одинока, но утешает себя сновидением.

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в теплые края, где «живет» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна понимает, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остается только наслаждаться короткими сновидениями.

Под аллегорическим образом скрывается одинокий человек, который не может найти единомышленников. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек близкий сосне по духу. Скорее всего, это воплощение любимой женщины, которую автор так и не смог найти.

Композиция
Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена, что соответствует смысловой организации.

Жанр
Жанр произведения – элегия, ведь его строки, пропитанные грустью, поднимают вечную проблему одиночества. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. М. Ю. Лермонтов использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку.

Средства выразительности
Чтобы раскрыть тему и создать аллегоричные образы , автор использовал художественные средства. Главную роль играют эпитеты , посредством которых передается внутреннее состояние героев, условия их «жизни»: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Также в тексте есть метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет» и сравнение – «одета, как ризой».

На севере диком стоит одиноко

Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова (Вариант 3)

«На севере диком…» — это стихотворение Лермонтова, которое поднимает тему одиночества. Отличается произведение тем, что сюжет был заимствован из стихотворения Гейне. При переводе этого произведения у поэта появилась идея позаимствовать образы и перенести на них свои переживания.

Выбор этих образов вполне обоснован. Детство и дальнейшая жизнь поэта пропитаны одиночеством. В раннем детстве Лермонтов лишился матери. Дальнейшие годы прошли под контролем бабушки, которая оградила отца от общения с ним. В приоритете было военное образование. Из-за тоски и одиночества мальчик рос замкнутым и вспыльчивым.

В образе дерева он отразил себя. Мысли и чувства переданы через сосну. Творчество Гейне и Лермонтова в этом похоже. Но в переводе присутствует иная смысловая нагрузка. У зарубежного поэта — это произведение о любви, у Лермонтова — философское. Деревья повторяют образы печальных и одиноких людей.

Главный символ стихотворения — это сосна. Испытываемый холод исходит не извне, а является внутренним. Это образ брошенного и одинокого человека, лишенного тепла, общения и поддержки. В некоторых строках присутствует два мира. Царство грез и реальности. Словом «диком» поэт утрирует одиночество, так как этот эпитет ассоциируется с чем-то тайным и древним, что вызывает чувство страха. Единственным успокоением для автора является дремлющая сосна, которая видит прекрасный сон о пальме в жарких песках. Помимо пейзажа, здесь нет больше никаких противоречий и противопоставлений. То что на Юге и Севере есть одинокие создания, наводит на мысли о том, что существует тоска во Вселенной и это у каждого вызывает ощущение обреченности и страданий.

В произведении это усилено за счет чувства невозможности объединения двух душ. Сосна находится на «севере диком», а пальма на «утесе горючем». Также стоит отметить, что в последних стихотворениях экспрессия отсутствует, которая прослеживалась в ранних. Поэт используют более простую речь, которая лишена художественности, это придает творению лиричность и подчеркивает это.

Смысл стихотворения — рассказ о дремлющей сосне и о ее сне. Произведение разделено на две части, что помогает разделить смысловую нагрузку.

Жанр — элегия. Строки, пропитанные грустью, поднимают проблему одиночества. Размер — четырехстопный амфибрахий. Лермонтов использовал перекрестную рифму. Стихотворение «На Севере диком…» это самостоятельное произведение, навеянное творчеством Гейне.

«На севере диком стоит одиноко» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, идея, жанр

«На севере диком» – пример произведения, сюжет и образы которого заимствованы. Однако, М. Ю. Лермонтов сумел воплотить в нем и свои переживания. Школьники изучаю стихотворение в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На севере диком» по плану.

«На севере диком стоит одиноко» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – тема, идея, жанр

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На севере диком стоит одиноко.

История создания – произведение было создано весной 1841 г. (поздний период творчества), а опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.

Композиция – Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Метафоры«… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет».

Эпитеты«стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Сравнение«одета, как ризой».

История создания

Известно, что М. Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не был приверженцем заимствований из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение. В 1841 г. М. Лермонтов работал над переводом произведения Генриха Гейне. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком» и, без учета истории написания, воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет? Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким, как среди сверстников, так и в кругу старших людей. Он был достаточно резким и замкнутым человеком. Все эти факторы подтолкнули поэта к размышлениям над проблемой одиночества.

В анализируемом стихотворении М. Ю. Лермонтов раскрыл темы одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет в северном крае. Она одинока, но утешает себя сновидением.

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в теплые края, где «живет» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна понимает, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остается только наслаждаться короткими сновидениями.

Под аллегорическим образом скрывается одинокий человек, который не может найти единомышленников. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек близкий сосне по духу. Скорее всего, это воплощение любимой женщины, которую автор так и не смог найти.

Композиция

Стихотворение по смыслу состоит из описания дремлющей сосны и рассказа о ее сне. Формально произведение делится на два катрена, что соответствует смысловой организации.

Жанр произведения – элегия, ведь его строки, пропитанные грустью, поднимают вечную проблему одиночества. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. М. Ю. Лермонтов использовал перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА рифмовку.

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и создать аллегоричные образы, автор использовал художественные средства. Главную роль играют эпитеты, посредством которых передается внутреннее состояние героев, условия их «жизни»: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма».

Также в тексте есть метафоры – «… сосна и дремлет, качаясь, и снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растет» и сравнение – «одета, как ризой».

Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова

Анализ стихотворения «На севере диком стоит одиноко» Лермонтова

«На севере диком стоит одиноко…» – вольный перевод стихотворения немецкого поэта-романтика Генриха Гейне. Однако М.Ю. Лермонтов сумел воплотить в нём и свои переживания. Школьники изучают стихотворение в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На севере диком стоит одиноко…» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На севере диком стоит одиноко.

История создания – произведение было создано весной 1841 г. (поздний период творчества), а опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках».

Тема стихотворения – одиночество, мечты о родственной душе.

Композиция – Стихотворение по смыслу можно разделить на две части: описание дремлющей сосны и рассказ о её сне. Формально произведение делится на две строфы.

Жанр – пейзажная миниатюра, лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёх-, четырёхстопный амфибрахий, рифмовка перекрёстная (рифмуются чётные строки в строфе) и кольцевая (рифмуются первые и третьи строки двух строф).

Метафоры-олицетворения«… сосна дремлет, … снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растёт».

Эпитеты«стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далёкая», «прекрасная пальма».

Сравнение«одета, как ризой».

История создания

М.Ю. Лермонтов был не только поэтом, но и переводчиком. Он не часто заимствовал материал из произведений зарубежных коллег, но стихотворение «На севере диком» – исключение. В 1841 г. М. Лермонтов перевёл произведение Генриха Гейне, которое переводили и другие русские поэты. В русской литературе оно известно теперь как «На севере диком стоит одиноко…» и воспринимается как оригинальное творение Михаила Юрьевича.

Почему Лермонтов вдруг решил использовать уже «готовые» образы и сюжет? Видимо, в строках Гейне он узнал себя. Русский поэт рано потерял мать, а с отцом бабушка запрещала общаться. В юности он узнал, что такое безответная любовь. Став взрослым, Михаил Юрьевич не раз чувствовал себя одиноким как среди сверстников, так и в кругу старших. Он был резким и замкнутым человеком. Всё это привело к тому, что тема одиночества стала основной в его творчестве.

В анализируемом стихотворении М.Ю. Лермонтов раскрыл тему одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет, стоя одна на холодной голой вершине. Она утешает себя сновидением.

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в тёплые края, где «живёт» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего» . Сосна чувствует, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остаётся только наслаждаться короткими сновидениями.

Под аллегорическим образом скрывается человек, который не может найти тех, кто избавил бы его от одиночества. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек, близкий сосне (другому человеку) по духу.

Следует заметить, что в подлиннике, в стихотворении Гейне, дерево мужского рода (в переводах других поэтов – дуб или кедр) тоскует о пальме, то есть перед нами любовная лирика – “он” тоскует по “ней”. Устраняя из стихотворения мужской род (вводя слово “сосна”), Лермонтов трансформирует идею стихотворения: оно не о любви, а об одиночестве.

Композиция

Стихотворение по смыслу делится на две части: описание дремлющей сосны и рассказ о её сне. Формально произведение делится на две строфы, что соответствует смысловой организации.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, прекрасный образец пейзажной лирики. Стихотворный размер – трёх- и четырёхстопный амфибрахий (нечётные строки на одну стопу длиннее чётных). М.Ю. Лермонтов использовал необычную рифмовку: перекрёстную АВАВ (рифмуются вторая и четвёртая строки каждой строфы) и кольцевую АВВА (рифмуются первые и третьи строки двух строф).

Средства выразительности

Чтобы раскрыть тему и создать аллегорические образы, автор использовал художественные средства. Главную роль играют эпитеты, посредством которых передаётся внутреннее состояние героев, условия их «жизни»: «стоит одиноко», «голая вершина», «пустыня далекая», «прекрасная пальма» . Также в тексте есть метафоры-олицетворения – «… сосна дремлет… снегом сыпучим одета», «и снится ей», «грустна… пальма растёт» и сравнение – «одета, как ризой» .

Слайд 1

Составьте слово ОТДЧЕОНВОСИ Толковый словарь Ожегова Одиночество — -а, ср. Состояние одинокого человека. Скучать в одиночестве. Мотив — устойчивый, значимый образ в произведении писателя.

Слайд 2

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы».

Слайд 3

Цель: Познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю . Лермонтова. Задачи: образовательные : дать обучающимся представление о целостном анализе художественного текста; подвести к выводу об особенностях мироощущения поэта ; развивающие : развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся; воспитательная: воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём; воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.

Слайд 4

Стихотворение «Утёс»

Слайд 5

М.Ю. Лермонтов «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

Слайд 6

Два эмоциональных полюса ( ключевых образа) в стихотворении Утёс Тучка

Слайд 7

Тучка Утёс Лексическая цепочка ассоциации Лексическая цепочка ассоциации золотая тучка легкая утес-великан старость утром умчалась подвижная влажный след в морщине одиночество весело играя легкомысленная старого утеса несчастный маленькая стоит одиноко неподвижный радостная задумался и плачет слезы беззаботная солнцем любима разлука ветви раскинула на просторе эпитет олицетворение олицетворение эпитет эпитет эпитет эпитет олицетворение олицетворение сравнение

Слайд 8

страдающий плачущий несчастный одинокий темный Одиночество, старость

Слайд 9

светлая легкая подвижная беззаботная ра дость бытия, молодость счастливая

Слайд 10

Антитеза (греч. противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Тучка — утес-великан Умчалась — стоит Весело- одиноко Играя — плачет

Слайд 11

Поразмышляем Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение? Почему плачет утёс? О чём он задумался? Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил?

Слайд 12

Стихотворение « Три пальмы»

Слайд 13

«Три пальмы» — одна из лучших баллад Лермонтова Баллада — это поэтическое произведение, которое написано на легендарную или историческую тему. В балладах мир предстаёт таинственным и загадочным.

Слайд 14

Выразительное чтение стихотворения

Слайд 15

Словарная работа Аравийская земля — Аравийская пустыня, северо-восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. Арабы — народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. Роптать — негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. Караван — группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). Вьюк — упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. Фарис — по-арабски: всадник, витязь. Челнок — выдолбленная из дерева лодка. Шатер — большая палатка, крытая тканью, ковром. Урочный — установленный, определенный, условленный. Пророк — в религии: избранник Бога на земле.

Слайд 16

Поразмышляем Какую картину нарисовал поэт в этой балладе? Почему пальмы стали роптать на Бога ? О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Пригодилась ли людям тень и холодная вода ручья? Найдите цитаты, помогающие найти ответы на эти вопросы . Почему пальмы были погублены? Как они изображены? Что значит выражение «питомцы столетий »?

Слайд 17

Обратите внимание на строки, где описывается гибель пальм П о корням у п ругим т о п ор зас т учал И п али без жизни п и т омцы с т оле т ий! Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией . С какой целью употреблена аллитерация? Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

Слайд 18

Как повели себя путники ? Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? В чём заключается философский смысл этой баллады? Какова главная мысль этого стихотворения ? Образы природы говорят о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Слайд 19

Итоги урока «Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет — 27. И всё-таки он успел написать такие прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он написал про вас. А всё потому, что стихи эти — словно разговор души с душою, словно рассказ о жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие стихи всегда вечны ». В. Воскобойников

Слайд 20

Домашнее задание:

  • Что такое улыбка сочинение
  • Что такое успех сочинение рассуждение 10 предложений
  • Что такое троекратное повторение в сказке
  • Что такое тюфяки в сказке
  • Что такое тувалет из сказки аленький цветочек