Что такое тюфяки в сказке

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Взаимоотношения с коллегами могут развиваться по тем же схемам, что и отношения с родственниками или партнером. Одна из таких схем — треугольник Карпмана. Разбираемся, что это такое и как из него выйти

Что такое треугольник Карпмана

Треугольник Карпмана — это модель созависимых отношений, в которых участвуют трое: Преследователь, Жертва и Спасатель. Каждый из них играет определенную роль. Преследователь нападает на Жертву, контролирует ее и доминирует над ней; Жертва страдает и винит в своем состоянии обстоятельства и других людей; Спасатель защищает Жертву, тем самым убеждая ее, что она не может решить проблему своими силами. Из таких отношений очень сложно выйти, потому что участники сами непроизвольно воспроизводят эту модель и часто на самом деле не стремятся освободиться от нее.

Фото:Д. Шустов, «Руководство по клиническому трансактному анализу»


Фото: Д. Шустов, «Руководство по клиническому трансактному анализу»

Правила, по которым работает эта модель, сформулировал американский психиатр Стивен Карпман в 1968 году. Он назвал ее «Драматический треугольник». На его вершинах находятся Преследователь и Спасатель, нависая над Жертвой. При этом участники на самом деле не являются ни жертвами, ни преследователями, ни спасателями. Но однажды выбрав этот сценарий (сознательно или бессознательно), они продолжают играть выбранные роли, хотя могли бы решить конфликт и выйти из некомфортной ситуации.

Создавая модель, Карпман опирался на идеи своего учителя Эрика Берна — автора трансактного анализа в психотерапии. Этот подход предполагает, что в основе всех человеческих коммуникаций лежит игра. Драматический треугольник — одна из таких игр.

В чем опасность попадания в треугольник

Ловушка этой модели в том, что каждому участнику по-своему дорога его позиция. Действующие лица не работают над решением конфликта, потому что получают в ней выгоду, и не хотят покидать игру. Например, на первый взгляд сложно увидеть, какие бонусы получает Жертва. Но на самом деле эта роль позволяет человеку не нести ответственность за свою жизнь и к тому же всегда гарантирует поддержку Спасателя.

Другие роли в треугольнике тоже имеют преимущества. Преследователь с упоением наблюдает за подтверждением своей силы через абсолютный контроль и агрессию. Спасатель регулярно подпитывает уверенность в собственной ценности, инвестируя все больше сил в Жертву и сильнее привязывая его к себе.

Несложно заметить, что ни одна из этих ролей не стремится решить проблему, позволяя воронке конфликта раскручиваться дальше, затягивая его до бесконечности. В этом главная опасность драматического треугольника.

Где формируются драматические треугольники

Модель Карпмана может проявляться — а иногда жить годами — в любых типах отношений, от романтических до рабочих. В семьях часто можно наблюдать родителя-Преследователя, который воспитывает ребенка-Жертву в исключительной строгости и ругает его за любые проступки, и родителя-Спасателя, который всегда встает на сторону ребенка и критикует партнера. В парах три роли могут распределяться между двумя людьми, причем эта «игра» порой разворачивается в течение одного часа, например, в ссоре. Один партнер чувствует себя ущемленным и жалуется другому, но тот, после тяжелого дня, вместо утешения обвиняет первого в излишней чувствительности. Конфликт углубляется, Преследователь раскаивается, и перевоплощается в Спасателя — и так до бесконечности.

Роли в треугольнике Карпмана

Посмотрим подробнее на действующих лиц треугольника и их позиции в конфликте:

  • Жертва. Позиция — «бедный я!» Жертва видит себя угнетенной, бессильной и беспомощной. Она отрицает любую ответственность за негативные обстоятельства своей жизни и пассивно ждет спасателя — или даже активно ищет его, только бы не брать на себя принятие решений. Людям в этой роли свойственно думать, что другим везет больше, винить в своих проблемах обстоятельства и сетовать на непринятие себя другими.
  • Преследователь. Позиция — «это все твоя вина!» Преследователь критикует и обвиняет Жертву, заставляет ее чувствовать себя угнетенной угрозами и издевательствами. Преследователи цепляются за ощущение контроля и силы, доказывают свою важность себе и миру, на самом деле не решая никаких проблем.
  • Спасатель. Позиция — «позволь мне тебя спасти!» Спасатель упорно тратит собственные силы на «спасение» других людей, находя в этой деятельности отдушину. Каждому Спасателю нужна Жертва, которая примет его альтруизм. Движет им, в первую очередь, собственное эго, которое подпитывается чувством значимости и превосходства над Жертвой. Он заинтересован в том, чтобы Жертва оставалась беспомощной, ведь тогда можно будет вечно ее спасать и ощущать свою ценность. Спасательство нельзя путать с реальной помощью, которая оказывается точечно и по запросу.

Драматический треугольник не статичен, внутри него бурлит и развивается конфликт. Один и тот же человек в разные моменты может выступить во всех трех ипостасях. Решив отомстить, Жертва может стать Преследователем, а Спасатель может занять позицию Жертвы, когда ему покажется, что тот, кого он спасал, недостаточно ему благодарен. Сам Карпман утверждает, что «драма начинается, когда роли определены, и развивается до тех пор, пока происходит смена ролей».

Фото:Shutterstock

Чтобы объяснить действие своей модели, Карпман приводил в пример сказку о Красной Шапочке. В ней героиня начинает в роли Спасателя: она отправляется в путь с миссией доставить еду больной бабушке. По ходу повествования она встречает Волка и решает «спасти» зверя от одиночества. В разговоре она случайно раскрывает, где живет бабушка. Далее Красная Шапочка становится Жертвой Волка, который перевоплощается в Преследователя. В этой роли он съедает бабушку, а потом и саму главную героиню. На этом, казалось бы, сказка (как и конфликт) должна закончиться. Но тут приходит новый Преследователь — Дровосек. Он распарывает волку живот и освобождает Красную Шапочку и бабушку. Волк превращается в Жертву. В финале выжившая Красная Шапочка оказывается Преследователем и мстит раненому Волку, набивая его живот камнями.

Как возникает треугольник Карпмана в рабочих отношениях

Рабочие отношения строятся вокруг совместных проектов. Но это не значит, что рабочая коммуникация свободна от эмоций, проекций, обид и непонимания. По словам психолога и когнитивно-поведенческого психотерапевта Елизаветы Муратовой, «мы не можем приходить на работу с чистым функционалом и, так или иначе, носим туда собственную личность и личностные потребности». При отсутствии должного контроля, можно незаметно для себя оказаться в ситуации с типичными признаками драматического треугольника. Вот несколько примеров:

  • Начальник регулярно требует от своего подчиненного задерживаться на работе. Сотрудник от этого страдает и задумывается об увольнении. Его поддерживает коллега из бухгалтерии, который с готовностью выслушивает его жалобы и угощает чаем. Очевидный Преследователь здесь — начальник, угнетающий сотрудника-Жертву, когда тот не может выйти из неприятной ситуации и находит утешение в Спасателе. Но, возможно, все не так однозначно. Добрым словом коллега поощряет сотрудника принять ситуацию как данность, не давая ему сопротивляться начальнику. И заодно закрепляется в роли Спасателя. Начальнику же начинает казаться, что вечно недовольный сотрудник тратит слишком много времени на жалобы и чаепития. И он продолжает его «наказывать», заставляя работать дольше.
  • Кто-то из сотрудников разводится, приходит на работу поникший, работает без энтузиазма, выпивает после работы и опаздывает по утрам. Коллеги видят в нем Жертву, сочувствуют ему и перехватывают часть его рабочих обязанностей. В результате у него появляется еще больше времени погружаться в свое состояние. Такое поведение коллег — типичное спасательство. Оно скорее помогает Жертве утонуть, чем выйти из кризисного периода. Кроме того, коллеги, взвалившие на себя дополнительную работу, рискуют также начать выгорать.
  • У человека сложности за пределами офиса: например, возникают проблемы с жильем или приходится заботиться о заболевшем родственнике. Это эмоционально тяжело, и человеку хочется хотя бы в работе сбросить с себя ответственность и встать в позицию Жертвы. Начальник входит в положение и делает ему поблажки — становится Спасателем. Но сами задачи никуда не деваются, их приходится выполнять коллегам, которые не рады такому стечению обстоятельств. Они злятся Жертву, и возникает конфликт, где выполняют роль Преследователя.

Эти примеры показывают, как легко стать частью треугольника Карпмана. По мнению Елизаветы Муратовой, люди вступают в социальные игры, видя в этом «простейший способ взаимодействия». К таким играм прибегают, когда нет сил или желания искать эффективное решение.

Фото:Pexels

Как выйти из треугольника Карпмана

Елизавета Муратова говорит, что если на работе вы вдруг чувствуете, что соответствуете одной из ролей драматического треугольника, то это сигнал провести аудит своих задач — функциональных и эмоциональных.

  • Функциональные задачи — это дела, которые можно записать в ежедневник: подготовить отчет, встретиться с деловыми партнерами, сформулировать концепцию нового продукта.
  • Эмоциональные задачи — это попытки получить нематериальные ценности. Например, добиться одобрения руководителя или повысить свой статус в рабочей иерархии.

В драматическом треугольнике люди решают именно эмоциональные задачи. И если задержаться в нем надолго, есть риск потратить время на конфликт, а не на работу. Например, работник считает, что заслуживает повышения, но его пока не предвидится. Время от времени он срывается на критику в адрес руководства и решает работать вполсилы, думая, что посылает этим сигнал о своем недовольстве. Вместо этого он мог бы попросить о встрече со своим менеджером и обсудить карьерные перспективы. Другой пример: руководители конкурирующих отделов так много сил тратят в соперничестве за расположение CEO компании, что упускают из виду процессы внутри своих команд. Разумным решением было бы снизить накал борьбы и заняться улучшением реальных показателей отдела. Елизавета Муратова отмечает, что, в конечном счете, склоки в коллективе негативно отражаются на общей прибыли компании.

Помимо аудита задач, важно оценить уместность ожиданий, которые человек «несет» на работу. Например, роль Жертвы-трудоголика часто берут на себя люди, которым не хватает признания в других сферах жизни. Подсознательно они ждут от коллег похвалы, потому что видят в них «родителей». Здесь стоит задуматься, что, возможно, в рабочие процессы закрались задачи, более эффективно решаемые в личных отношениях, например, в дружеской поддержке. Большая удача и бонус для сотрудников, когда руководитель понимает, как работает психика людей, и дает своим сотрудникам положительный фидбек за результаты. Но степень эмпатии каждого руководителя индивидуальна, поэтому привязывать свою потребность в одобрении к регулярным похвалам босса просто небезопасно.

Фото:МИФ

Ощущение собственной значимости — другая потребность, которая иногда не находит удовлетворения. Это случается, когда человек с такой потребностью вместо того, чтобы стать, например, медиком и лечить людей, как всегда мечтал, идет по иному карьерному пути. В итоге он ежедневно испытывает фрустрацию от того, что находится не на своем месте, втягивая коллег в водоворот своих переживаний. Здесь также стоит остановиться и понять, что можно изменить.

Кроме того, Елизавета Муратова советует:

  • Понять, какую роль в треугольнике драмы вы играете, и решить, хотите ли это делать. Выйти из треугольника реально с любой позиции, роль Жертвы в нем не равнозначна положению заложника — как и две другие. От навязанных ролей также можно отказываться: если Жертва приметила кандидата на роль своего Спасателя, он не обязан идти у нее на поводу.
  • Научиться нести ответственность за свои решения — будь то решение уволиться или продолжать работать в этой компании и с этими коллегами. Например, если у работника слабое здоровье, ответственность за медицинские последствия переработок несет он сам, а не его руководитель. У него есть право отказаться или сменить работу — действовать проактивно.
  • Проанализировать, нет ли перегруза в других сферах жизни, и не оттуда ли исходит желание побыть жертвой или агрессором.
  • На руководящей позиции — следить за равномерным распределением ответственности в команде и помнить, что проблемы решаются в диалоге, а недосказанности усугубляют конфликт.

Применимость треугольника Карпмана

Елизавета Муратова отмечает, что треугольник Карпмана — это концепция из популярной психологии, к которой клинические психологи относятся с некоторым скепсисом. По ее словам, драматический треугольник — это лишь одна из моделей в трансактном анализе, а не универсальная иллюстрация человеческих коммуникаций в кризисные моменты. Он может ярко проявиться в одном случае, и совсем не обнаружиться в другом. В треугольнике Карпмана из-за его динамического характера сложно зафиксировать роли и работать с этими данными в рамках профессиональной психологической помощи.

Но не стоит недооценивать пользу этой концепции. Для непрофессионалов он может стать упрощенной моделью, которая позволит обнаружить неконструктивное поведение и внести коррективы, улучшив качество жизни.

Тема: Богатство и
выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к
PISA

Цель
урока:
изучение особенностей сказок В. Даля.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

После
53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего
литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

История
создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в
блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот
факт тоже имеет свою историю.

Последние
же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего
словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные,
просторечные, диалектные и профессиональные термины.

Под
псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга.
Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту
гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками
ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир
в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант
произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был
несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку
народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом
Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из
предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту
житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком
Владимиром Луганским».

3.
Работа по теме урока

А.С.Пушкин
так отзывался о сказках Даля:

“…Нам
ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского,
это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и
обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих –
бездна поэзии!”


Что значит записывать сказку?


Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?

(Обработка
сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).


Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся
записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ
сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).


В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство,
будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство.
Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».


Чтение учащимися сказки по ролям.

Комментарии
для учителя

Сказка
начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям
на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке,
воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.

А
когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную
работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова
жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не
собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими
делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.

И
лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась
только одна.

Эта
сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его
делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В
этом и есть главная идея сказки.


О чем эта сказка?


Какова главная мысль?

Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными
средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи
действующих лиц.

4. Анализ сказки «Что значит досуг?»

Работа
с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие
героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»

Михайло
Потапыч, медведь

«..
работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в
работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще
было и лапу себе отдавил…»

Серый
волк

«местах
в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка
зарытого…, да опять на новое место перейдет»

Лисичка-сестричка

«…надушила
кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца
добиралась»

Кошечка

«…и
принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке,
… покою не дают…»

Козел

«…бритвы
не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«-
Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

Коровушка

«…жвачку
жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Журавль

«…пять
десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

Гусь

«…принялся
было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«-
Так, — говорит, — и не стало делового часу»

Пчела

«Одна
пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не
жаловалась, не плакалась на недосуг»

Вывод:


Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В
описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть
отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.


С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему
герою?


Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему
создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной
оценки:

а)
уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка,
коровушка);

б)
пренебрежительными (кошурка).

Для
описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка,
козел-бородач
).


Что делает язык сказки выразительным?

(Использование
эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным.
Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить
срубом, серники, макитра и др.
) создает живые картины, где действуют
фольклорные персонажи.)

5.
Итог урока

Творчество
В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью
к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по
отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

image001

image002

image003

6.
Рефлексия

7.
Домашнее задание.
Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».

В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА
«ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»

Георгий Храбрый, который, как
ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и
рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на
каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до
вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. —
Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху
нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не
затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал
ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток
да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал,
велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку
заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей
наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а
пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий
Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал
до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе
его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и
на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу
себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а
срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал
землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни
жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да
утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она,
вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле
слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за
урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех,
покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми,
шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять
выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли:
беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу
попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать,
поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные
спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить;
на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород,
ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё
приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще
вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к
судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да
вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще
пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было:
ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за
каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало
делового часу.

А тетерев всё время и мял и
топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что
глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток,
правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела
стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и
ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на
ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да
только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой
гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась
давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила,
ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась,
не плакалась на недосуг.

Русский язык

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к  литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Деревья проснулись

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Чтобы оживить неодушевленный предмет авторы используют особый прием в качестве глагола. Его можно вписывать перед и после описываемого существительного.

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности (как эпитет).
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений.

В других источниках другое название литературного приема — персонализация, когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.

Примеры олицетворения в языке

Часто авторы пользуются тропом для создания полноценных и мелодичных форм. Они придают сказочным персонажам героичность и повод для восхищения.

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.

отличие метафоры от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья.

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Олицетворение — прием, когда автор хочет неживому объекту придать живых свойств.
Антропоморфизм — перед автором стоит цель одушевить неживой предмет исключительно человеческими свойствами.

Если в рассказе идет речь о неживом объекте или абстрактном понятии, то использовать нужно олицетворение, а вот если описано живое мифологическое существо — антропоморфизм.
Запомнив это, вы никогда не перепутаете эти два приема в тексте.

Примеры олицетворения

Чтобы понять суть олицетворений, давайте рассмотрим примеры:

  • воет море ( нам известно, море не воет, но автор применил прием, давая понять, что море издает сильный шум) — это олицетворение;
  • плакала ива (ива — это дерево и оно не может плакать, так автор акцентировал внимание на развесистые гибкие ветви, которые внешне напоминают слезы);
  • играло пианино (пианино не может играть само по себе. Такое словосочетание указывает на то, что оно издает звуки, когда на нем играет пианист).

Предложения, в которых используется олицетворение, мы употребляем и слышим каждый день, но не замечаем, что используем выразительный прием.

Но стоит ли разбавлять свою речь олицетворениями или лучше этого избежать? Суть воплощений несет характер мифопоэтики, но мы часто их используем.

Использование олицетворений началось с употребления цитат из литературно-художественных произведений. Со временем они стали частью разговорной речи.

Самый яркий пример олицетворения — отстают часы.
Основные источники подобного приема — сказки и мифы.

Автор информационных сайтов Юлия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Интересное: arrow interst

кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам

Присоединиться

№ # Название Режиссёр Сценарист Оригинальная
дата эфира Зрители США
(в миллионах) 1 1 «Pilot» 
«Пилотная серия» Марк Майлод Эдвард Китсис и Адам Хоровитц 23 октября 2011 12,93[4] Генри, сын 28-летней охотницы за головами Эммы Свон, которого она отдала на усыновление 10 лет назад, находит её в день её рождения и просит помощи. Он считает, что Эмма — дочь Белоснежки и Прекрасного Принца, которую они отправили в этот мир, чтобы защитить от страшного проклятия, наложенного Злой Королевой. Она отказывается верить в историю Генри, но обнаруживает, что родной город Генри, Сторибрук в штате Мэн, может скрывать много секретов.  2 2 «The Thing You Love Most» 
«То, что мы больше всего любим» Грег Биман Эдвард Китсис и Адам Хоровиц 30 октября 2011 11,74[5] Видя угрозу в развитии отношений между Эммой и Генри, Реджина пытается всеми способами заставить Эмму навсегда уехать из Сторибрука и не вмешиваться в жизнь Генри. В то же время раскрываются ужасающие обстоятельство того, как Злая Королева наложила проклятие на Зачарованный Лес. Оказывается, что для того, чтобы проклятие подействовало, нужно принести в жертву сердце человека, которого любишь больше всего на свете. Для Королевы таким человеком оказался её собственный отец Генри.  3 3 «Snow Falls» 
«Белоснежка влюбилась» Дин Уайт Лиз Тайглаар 6 ноября 2011 11,45[6] По настоянию Генри, Эмма убеждает его школьную учительницу сестру Мэри Маргарет Бланшар посещать Джона Доу, находящегося в больнице в коме, и читать ему сказки из книги. Они не знают, что Мэри Маргарет будет ошеломлена исходом своего визита. В то же время рассказывается история знакомства Белоснежки и Прекрасного Принца.  4 4 «The Price of Gold» 
«Цена золота» Дэвид Соломон Дэвид Х. Гудман 13 ноября 2011 11,36[7] Беременная женщина просит у Эммы помощи. Она хочет выбраться из Сторибрука и сбежать от загадочного мистера Голда. В это же время раскрывается тайное соглашение между Золушкой и Румпельштильцхеном.  5 5 «That Still Small Voice» 
«Этот тихий голос» Пол Эдвардс Джейн Эспенсон 27 ноября 2011 10,66[8] Как только Эмма принимает на себя обязанности в работе под руководством шерифа Грэма, земля сотрясается, и гигантская шахта таинственным образом появляется на краю города. И жизнь любопытного Генри оказывается в опасности, когда он решает исследовать её изнутри, чтобы увидеть, сможет ли её содержимое соединить жителей Сторибрука со сказочной страной. Тем временем в волшебном мире Джимини Крикет, будущая совесть Пиноккио, жаждет покинуть семейный бизнес и стать тем, кем он всегда хотел быть.  6 6 «The Shepherd» 
«Пастух» Виктор Нелли Эндрю Чамблис и Йен Голдберг 4 декабря 2011 9,61[9] Шериф Грэм уличён во лжи, а Джон Доу, настоящее имя которого, как полагают, Дэвид Нолан, вынужден выбирать — остаться ли ему с женщиной, которая утверждает, что она его бывшая жена, или же выбрать Мэри Маргарет, в которую он сильно и необъяснимо влюблён. Тогда как раскрывается предыстория Прекрасного Принца вместе с поворотным событием, которое навсегда изменило его судьбу, и тайной сделкой между его отцом Королём Джорджем и Царём Мидасом.  7 7 «The Heart Is a Lonely Hunter» 
«Сердце — одинокий охотник» Дэвид Баррет Эдвард Китсис и Адам Хоровиц 11 декабря 2011 8,91[10] Один из жителей Сторибрука начинает вспоминать свою прошлую жизнь в Зачарованном Лесу. Горожане оплакивают смерть одного из своих. Тем временем, в сказочном мире, Королева пытается найти бессердечного убийцу, чтобы уничтожить Белоснежку.  8 8 «Desperate Souls» 
«Отчаявшиеся души» Майкл Ваксман Эдвард Китсис и Адам Хоровиц 8 января 2012 10,35[11] Эмма баллотируется на городскую должность, что заставляет Реджину и Мистера Голда вести нечестную игру. Румпельштильцхен ищет способ, который поможет его сыну избежать войны.  9 9 «True North» 
«Строго на север» Дин Уайт Дэвид Х. Гудман и Лиз Тайглаар 15 января 2012 9,83[12] Эмма делает отчаянные попытки, пытаясь помочь юным беглецам Николосу и Аве найти их родного отца. Эмма должна успеть до того, как их разделят друг от друга и отправят на воспитание в приёмные семьи. Раскрывается предыстория Гензеля и Гретель и то, как Злая Королева поручает им секретную миссию — украсть необходимый ей ценный артефакт у Слепой Ведьмы, промышляющей людоедством.  10 10 «7:15 A.M.» 
«7:15 до полудня» Ральф Хемекер Эдвард Китсис, Адам Хоровиц и Дэниэл Томсен 22 января 2012 9,33[13] Реджина и Эмма с подозрением относятся к появившемуся в городе «Незнакомцу». Дэвид и Мэри Маргарет продолжают бороться с их неразделённой любовью. Раскрываются события, показывающие свадьбу Прекрасного Принца и дочери царя Мидаса Эбигейл, наряду с Белоснежкой, пытающейся заглушить свои сердечные муки.  11 11 «The Fruit of the Poisonous Tree» 
«Плод ядовитого дерева» Брайан Спайсер Йен Голдберг и Эндрю Чамблисс 29 января 2012 10,91[14] Эмма неожиданно для себя оказывается втянута по просьбе Сидни в его расследование, касающееся коррумпированных деловых отношений Реджины. Мэри Маргарет продолжает тайно встречаться с Дэвидом, в попытке найти способ объяснения их неразделённой любви. Раскрывается предыстория отца Белоснежки короля Леопольда — его столкновение с Джином, заключённым в волшебную лампу, который выполняет три желания короля Леоопольда, но предупреждает, чтобы он был осторожен в своих желаниях.  12 12 «Skin Deep» 
«Внешность обманчива» Милан Чейлов Джейн Эспенсон 12 февраля 2012 8,65[15] Эмма подозревает, что Мистер Голд собирается вершить самосуд, когда в его дом пробирается вор. Мэри Маргарет спланировала особую вечеринку для девочек в День Святого Валентина вместе с Руби и Эшли. Раскрывается связь между Белль и Румпельштильцхеном — то как она отказалась от своей свободы, ради спасения родного города от ужасной войны с ограми.  13 13 «What Happened to Frederick» 
«Что случилось с Фредериком» Дин Уайт Дэвид Х. Гудман 19 февраля 2012 9,84[16] Дэвид замечает, что его любовь к Мэри Маргарет становится всё сильнее. Он принимает решение разорвать брак без любви с Кэтрин, рассказав ей о своих тайных отношениях. В это время Прекрасный Принц разыскивает Белоснежку. А Эбигейл совершает опасную миссиию, пытаясь вернуть нечто дорогое, что было для неё потеряно.  14 14 «Dreamy» 
«Мечтатель» Дэвид Соломон Эдвард Китсис и Адам Хоровиц 4 марта 2012 10,67[17] Мэри Маргарет объединяется с жителем и нарушителем спокойствия Сторибрука Лероем, чтобы помочь монахиням продать свечи во время Фестиваля Дня Шахтёра. Эмма расследует внезапное исчезновение Кэтрин. История семи гномов открывается вместе с запрещённым романом Ворчуна с прекрасной, но ещё неуклюжей феей по имени Нова.  15 15 «Red-Handed» 
«Пойманный с поличным» Рон Андервуд Джейн Эспенсон 11 марта 2012 9,29[18] Эмма берёт подавленную Руби к себе в помощники в надежде помочь молодой девушке найти своё предназначение в жизни. Дэвида опрашивают в связи с исчезновением Кэтрин и её возможным убийством. Раскрывается предыстория Красной Шапочки — то, как она стремилась убежать вместе со своей истинной любовью и оставалась в заключении в деревне, когда кровожадный волк начал неустанное смертоносное веселье.  16 16 «Heart of Darkness» 
«Сердце тьмы» Дин Уайт Эндрю Чамблис и Йен Голдберг 18 марта 2012 8,69[19] Эмма вынуждена арестовать Мэри Маргарет по подозрению в убийстве Кэтрин, а Мистер Голд нанят ею, чтобы представлять её интересы в качестве адвоката. События, связанные с поиском Белоснежки Прекрасным Принцем, продолжают открываться вместе с его попыткой остановить полную решимости Белоснежку, чья память всё ещё омрачена зельем Румпельштильцхена, от убийства Злой Королевы.  17 17 «Hat Trick» 
«Трюк со шляпой» Ральф Хемекер Владимир Цветко и Дэвид Х. Гудман 25 марта 2012 8,82[20] Эмму похищает сумасшедший мужчина, одержимый шляпами, и отвозит в своё логово. В Сказочном Мире Злая Королева нанимает волшебника, способного переместить её в Страну Чудес, чтобы выкрасть нечто ценное у Королевы Червей. Раскрывается предыстория Безумного Шляпника из Страны Чудес.  18 18 «Stable Boy» 
«Конюх» Дин Уайт Эдвард Китсис и Адам Хоровиц 1 апреля 2012 8,36[21] Эмма продолжает попытки отыскать доказательства невиновности Мэри Маргарет к делу предполагаемого убийства Кэтрин. Открывается причина ненависти Злой Королевы к Белоснежке. То как Белоснежка помогала Королеве сделать выбор между предательством её матери Коры ради истинной любви и обещанием обручиться с королевской особой и дальнейшей королевской — но без любви — жизнью.  19 19 «The Return» 
«Возвращение» Пол Эдвардс Джейн Эспенсон 22 апреля 2012 9,08[22] Судьба сына Румпельштильцхена Белфайера, после того как его отец стал Тёмным, раскрывается вместе с тем, как сам Румпельштильцхен пытался вернуться к нормальной человеческой жизни. Мистер Голд пытается докопаться до истинной личности Августа. Реджина становится лицом к лицу со своей причастностью к исчезновению Кэтрин. Дэвид надеется загладить свою вину перед Мэри Маргарет и примириться с ней.  20 20 «The Stranger» 
«Странник» Гвинет Хордер-Пэйтон Эндрю Чамблис и Йен Голдберг 29 апреля 2012 9,20[23] Август берёт Эмму в путешествие, которое должно помочь ей поверить в проклятье, наложенное Злой Королевой. Реджина пытается соблазнить Дэвида. Раскрывается ряд событий, произошедших в Зачарованном Лесу до того, как Злая Королева пустила в ход своё проклятье: то как Джеппетто согласился помочь спасти дочь Белоснежки при условии, что также удастся обезопасить и его сына Пиноккио.  21 21 «Apple Red as Blood» 
«Красное как кровь яблоко» Милан Чейлов Джейн Эспенсон и Дэвид Х. Гудман 6 мая 2012 8,95[24] В то время как Генри умоляет Эмму остаться в Сторибруке, Реджина работает над гениальным планом, который бы заставил Эмму навсегда покинуть город. Белоснежка просит своих союзников помочь ей спасти Прекрасного Принца и победить Злую Королеву.  22 22 «A Land Without Magic» 
«Земля без волшебства» Дин Уайт Эдвард Китсис и Адам Хоровиц 13 мая 2012 9,66[25] Эмма и Реджина должны объединиться, чтобы спасти жизнь Генри. Тем временем в Зачарованном Лесу, Прекрасный Принц пытается вырваться из дворца Злой Королевы, чтобы спасти Белоснежку, не зная, что она уже вкусила отравленный плод и уснула вечным сном. 
№ # Название Режиссёр Сценарист Оригинальная
дата эфира Зрители США
(в миллионах) 23 1 «Broken» 
«Сломлено» Ральф Хемекер Эдвард Китсис и Адам Хоровитц 30 сентября 2012 11,36[27] Как только проклятье было разрушено, жители Сторибрука вспомнили свою жизнь в Зачарованном Лесу. Вымысел и реальность начинают сливаться воедино. Тем не менее, герои не перемещаются обратно домой. Мистер Голд призвал в Сторибрук магию, чтобы одержать победу над Реджиной. В Зачарованном Лесу Принц Филипп пробуждает ото сна Аврору и обнаруживает, что его компаньонка Мулан должна столкнуться со смертельным врагом.  24 2 «We Are Both» 
«Мы похожи» Дин Уайт Джейн Эспенсон 7 октября 2012 9,84[28] Реджина пытается вернуть свои волшебные силы. Дэвид разыскивает Мэри Маргарет и Эмму. Семь гномов узнают, что случается с тем, кто пытается покинуть границы Сторибрука. В Зачарованном Лесу наступает день свадьбы Реджины и Короля Леопольда. Реджина встречает волшебника, который обещает ей обрести независимость от её матери Коры.  25 3 «Lady of the Lake» 
«Владычица Озера» Милан Чейлов Эндрю Чамблис и Йен Голдберг 14 октября 2012 9,45[29] Эмма и Мэри Маргарет, с помощью Мулан, Авроры и Ланселота, пытаются найти обратную дорогу в Сторибрук. Однако тёмные силы угрожают их безопасности. Генри пытается убедить Джефферсона воссоединиться с дочерью. В прошлых событиях в Зачарованном Лесу Король Джордж отравляет Белоснежку в канун встречи с матерью Очаровательного Принца. Единственное лекарство находится в водах Владычицы Озера.  26 4 «The Crocodile» 
«Крокодил» Дэвид Соломон Дэвид Х. Гудман и Роберт Халл 21 октября 2012 9,89[30] Мистеру Голду необходимо переосмыслить свои поступки, иначе он столкнётся с угрозой ухода Белль. А Румпельштильцхен должен спасти свою жену от банды жестоких пиратов.  27 5 «The Doctor» 
«Доктор» Пол Эдвардс Эдвард Китсис и Адам Хоровиц 28 октября 2012 9,85[31] Реджина начинает видеть призрак в Сторибруке. Мэри Маргарет и Эмма встречают единственного человека, оставшегося в живых после нападения огров, что наводит Эмму на некоторые подозрения. Реджина понимает, как же трудно познавать чёрную магию от тёмного властелина.  28 6 «Tallahassee» 
«Таллахасси» Дэвид Баррет Кристин Бойлэн и Джейн Эспенсон 4 ноября 2012 10,15[32] Эмма отправляется в рисковое предприятие вверх по бобовому стеблю вместе с ненадёжным Капитаном Крюком, чтобы украсть компас у смертоносного великана. Проливается свет на прошлое Эммы.  29 7 «Child of the Moon» 
«Дитя луны» Энтони Хемингуэй Эндрю Чамблис и Йен Голдберг 11 ноября 2012 8.75[33] Руби овладевают страхи от того, что происходит в Сторибруке, когда она превращается в оборотня. Между тем, Красная шапочка находит родственную душу в лице Аниты, лидере стаи оборотней.  30 8 «Into the Deep» 
«Погружение» Рон Андервуд Калинда Васкез и Дэниэл Томсен 25 ноября 2012 8.82[34] Кора предпринимает попытку выкрасть компас у Эммы и Белоснежки/Мэри Маргарет, чтобы определить расположение портала в Сторибрук. Реджина и мистер Голд должны подвергнуть опасности жизнь Дэвида/Прекрасного Принца, чтобы он смог установить контакт с Белоснежкой и передал ей важную информацию, которая поможет ей и Эмме вернуться в Сторибрук.  31 9 «Queen of Hearts» 
«Королева Червей» Ральф Хемекер Эдвард Китсис и Адам Хоровиц 2 декабря 2012 Крюк и Кора сталкиваются с Эммой и Белоснежкой в борьбе за компас. Мистер Голд и Реджина в попытке предотвратить появление Коры, планируют убить любого, кто пройдёт через портал, что ставит жизнь Эммы и Мэри Маргарет перед угрозой смерти. Тем временем, в недавнем прошлом в Зачарованном Лесу, Капитан Крюк отправляется в Страну Чудес и встречается с мстительной Королевой Червей.  32 10 «The Cricket Game» 
«Игра в крикет» 6 января 2013 33 11 «The Outsider» 
«Профан» 13 января 2013

  • Что такое тувалет из сказки аленький цветочек
  • Что такое трудолюбие сочинение по тексту шабашова
  • Что такое труд души сочинение
  • Что такое турок в сказке ашик кериб
  • Что такое трусость сочинение рассуждение