Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
народных сказках, особенностях их построения; - создать эмоциональный настрой на изучение произведений
устного народного творчества; - сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
видов сказок; - продолжать формировать интерес к чтению, развивать
воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
учащихся; - воспитывать чувство ответственности, умение принимать
решения.
Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.
Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.
Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.
Вид урока. Комбинированный
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок
А.С.Пушкин
Ход урока
1. Организационный этап
Проверка домашнего задания
Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.
Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.
Уж ты, котичка-коток, *** Ванюшке в зыбочку | На златом крыльце сидели: *** *** | Стоит поп на копне, *** *** |
Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.
3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся
Приём-ледокол «Ветер дует для того…»
— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).
— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.
— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.
— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.
3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке
3.1. Сообщение темы урока
3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».
Продолжите высказывание:
- «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
- Выполнить (начать работу…)
- Понять (выяснить, показать…)
- Для этого нужно (необходимо) …
4. Этап усвоения новых знаний
4.1. Слово учителя
Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.
Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.
На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.
И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.
4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)
— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)
— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)
— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)
— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.
(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.
Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.
Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)
4.3. Видеовикторина
Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.
4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.
Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.
В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.
— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)
Вот присказка для самых маленьких слушателей:
Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем —
Сказку в гости позовем!
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):
— Приведите пример зачина.
(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)
И есть концовка (третья звезда):
— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)
— Чего не хватает, ребята? Основной части
4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди».
Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)
4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.
В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.
— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;
— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;
— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.
— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»
4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.
Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.
У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?
— Сказка готова? Нет.
— А чего нам не хватает?
— Без чего текст сказкой назвать нельзя?
1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).
2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).
3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).
4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).
5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)
— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.
4.8. Работа в группах
У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.
4.9. Представление результатов.
5. Рефлексия
«Микрофон»
Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.
- «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
- «Самый большой мой успех — это…»
- «Самые большие трудности я почувствовал…»
- «На следующем уроке я хочу…»
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению
6.1. Задание для всего класса.
Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»
6.2. Индивидуальные задания.
Напишите волшебную народную сказку.
Бытовые сказки
отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.
С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.
Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, — писал Белинский, — отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». 1
Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица»
.
Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее — бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.
В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.
В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик — А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.
Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.
Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.
Бытовые и сатирические русские сказки / Бытовые сказки названия
Бытовые и сатирические русские сказки
имеют в основе события ежедневной жизни людей. Сказки передают быт, в котором участвуют реальные герои: муж и жена, господа и слуги, глупые барыни и сударыни, вор и солдат и конечно хитрый хозяин. Названия в бытовых сказках говорят сами за себя: Каша из топора, барин и мужик, жена спорщица, дочь семилетка, дурак и береза и другие…
Подросткам будут интересны бытовые и сатирические русские сказки («Хорошо, да худо», «Каша из топора», «Неумелая жена»). Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.
Социально бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Бытовые сказки названия сказываются, прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание.
Какие сказки бытовые? В сказке «Барин и плотник» барин приказал слугам избить встречного плотника за то, что сам ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Плотник узнал, где живет барин, нанялся к нему строить дом (барин не узнал его), позвал в лес выбирать нужные бревна и там с ним расправился. Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках.
Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития крохи. Поэтому русские сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Самое любимое детское занятие — это слушать сказки. Их можно читать или рассказывать на память, но обязательно нужно объяснять ребенку смысл. Дело в том, что в сказках содержится мудрость поколений предков. Возможно, она хорошо скрыта в некоторых произведениях, но присутствует всегда. Есть несколько различных видов сказок. В этой статье речь пойдет о бытовых.
Что такое бытовая сказка?
Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.
Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок.
Какие бывают виды бытовых сказок?
Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре.
Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка:
- социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»),
- сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»),
- волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»).
Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и просто быт.
Чему учат бытовые сказки?
Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.
Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.
Волшебные бытовые сказки
Часто жанры сказок могут смешиваться, как например в волшебно-бытовых сказках. В них обычно присутствуют 2 мира, один из которых — реальный, а второй — вымышленный. Так, знаменитое начало «В некотором царстве…» и является главным показателем волшебной сказки. Также помимо фантастического мира здесь присутствуют и наделенные особыми силами, как, например, Кощей или Баба-яга.
Волшебные бытовые сказки могут рассказывать о героях («Василиса Прекрасная»), заблудившихся детях («Двенадцать месяцев») или о людях с определенными способностями («Марья Искусница»). Они всегда начинаются с того, что старшие оставляют младших или сильные оставляют слабых одних, а те, в свою очередь, нарушают строго установленный запрет. Такая форма подачи является наиболее запоминающейся для детей.
В таких сказках обязательно присутствует волшебный добрый помощник или предмет, с помощью которых и одерживается победа над злодеем.
Пожалуй, очень интересны детям сказки волшебные бытовые о животных. В русских сказках часто встречаются домашние животные у злодеев, например, у Бабы-яги. Обычно это коты, которые помогают положительным персонажам спастись. Оно и неудивительно, ведь животных хозяева практически не кормят и уж тем более не ласкают.
Бытовые сказки о животных
Среди прочих разновидностей сказок существуют и сказки о животных. Они могут рассказывать как о простых существах, которые обитают в лесу («Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» и прочие), так и о волшебных «Конек-горбунок»). Сказка о животных бытовая обязательно предполагает умение этих существ разговаривать и мыслить, как люди. В бытовых сказках о животных они зачастую имеют вполне человеческие проблемы и эмоции, а также условия жизни. По сути, речь идет на самом деле о людях.
Отличительная черта русских сказок о животных — все звери наделены в них особыми, характерными чертами. Так, все знают с детства, что лиса — хитрюга, заяц трудолюбив, а волк жесток.
Бытовые сказки народов России
Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения.
Сказка о богатыре Назнае
Жанры сказок очень разнообразны, поэтому порой для описания героя может отлично подойти и бытовая сказка. Богатырь Назнай и его действия относятся именно к такому случаю.
В этой сказке речь идет о богатыре, который сам не умел ничего, однако смог стать царем. Дело в том, что ему очень везло, и с врагами он расправлялся просто волей случая. Богатырь был настолько непутевым, что его Но он догадался написать на мече о том, что убил 500 человек одним ударом (хотя на самом деле он погубил всего лишь 500 мух). Об этом прознал царь, пригласил богатыря и женил его на своей дочери. Подвигов, по сути, богатырь не совершал, но ему очень везло, и он расправлялся с врагами. Так, он убил змея просто упав на него с дерева во сне, а трех злых богатырей победил, поссорив их: они сами друг друга убили.
В конце сказки, испугавшись и начав раздеваться, Назнай напугал войско нападавших, потому что те подумали, что перед ними Благодаря победе он стал царем. По сути, перед нами бытовая сказка, поскольку геройства в ней нет, только удача. Герой справляется с трудностями благодаря ей и своей смекалке.
5 названий бытовых русских народных сказок и получил лучший ответ
Ответ от [Леночка][гуру]
Выбирайте:
Каша из топора
Федул и Меланья
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Барин-кузнец
Горшок
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Заяц
Иванушка-дурачок
Как поп работницу нанимал
Лутонюшка
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Петухан Куриханыч
Похороны козла
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает
Докучные сказки
Ответ от Їерный Тракторист
[гуру]
Так пять или шесть? О_о Репка, Колобок, По щучьему велению.. . Так навскидку больше ничего не приходит. Вопрос: 3 медведя и Маша и медведь — это БЫТОВЫЕ сказки, или нет?
А, еще вспомнил: как барину мужик гуся делил. Только точного названия не помню…
Ответ от А.УМАРОВ
[гуру]
курочка Ряба, колобок, репка, маша и медведь, лиса и волк, лиса и журавль
Ответ от сергей афанасьев
[активный]
Колобок
Зайкина избушка
Лисичка-сестричка и волк
За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
Лиса-повитуха
Лиса, заяц и петух
Мизгирь
Звери в яме
Маша и медведь
Теремок
Лиса-исповедница
Мужик, медведь и лиса
Овца, лиса и волк
Нет козы с орехами
Волк и козлята
Кот — серый лоб, козел да баран
Лиса и тетерев
Лиса и журавль
Лиса и рак
Лиса и кувшин
Лиса и козёл
Зимовье зверей
Кот и Лиса
Кот, петух и лиса
Яичко (Курочка Ряба)
Лев, щука и человек
Война грибов
Бобовое зернышко
Журавль и цапля
О щуке зубастой
Волшебные сказки
Солнце, Месяц и Ворон Воронович
Пёрышко Финиста ясна сокола
Сума, дай ума!
Дочь и падчерица
Крошечка -Хаврошечка
Ведьма и Солнцева сестра
Царевна-лягушка
Королевич и его дядька
Морозко
Снегурочка
Василиса Прекрасная
Баба-яга
Баба-яга и Заморышек
Терешечка
Гуси-лебеди
Три царства — медное, серебряное и золотое
Правда и Кривда
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Кузьма Скоробогатый
По щучьему веленью
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Мальчик с пальчик
Чивы, чивы, чивычок…
Иван — коровий сын
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Морской царь и Василиса Премудрая
Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Марья Моревна
Волшебное кольцо
Окаменелое царство
Заколдованная королевна
Хрустальная гора
Белая уточка
Вещий сон
Волшебная дудочка
Глиняный парень
Горе
Клад
Лихо одноглазое
Никита Кожемяка
Ночные пляски
Петух и жерновцы
Птичий язык
Семь Симеонов
Солдат и черт
Хитрая наука
Черт-заимодавец
Чудесная рубашка
Шабарша
Волшебный конь
Бытовые сказки
Каша из топора
Федул и Меланья
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Барин-кузнец
Горшок
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Заяц
Иванушка-дурачок
Как поп работницу нанимал
Лутонюшка
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Петухан Куриханыч
Похороны козла
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает -вроде всё
Ответ от Artem michailin
[новичек]
Каша из топора
Ответ от Ёергей Старых
[активный]
каша из топора
Ответ от Игорь Шведов
[новичек]
спасибо
Ответ от Наталья Соломеина
[новичек]
пасибо
Ответ от Просто Милашка
[новичек]
Бытовые:
1.Про нужду
2.Солдатская шинель
3.Три калача и одна баранка
4.Хорошо, да худо
5.Не любо — не слушай
6.Петухан Куриханыч
7.Чего на свете не бывает
8.Докучные сказки
9.Каша из топора
10.Федул и Меланья
11.Барин и собака
12. Барин и мужик
13. Добрый поп
14.Барин-кузнец
15.Горшок
16. Дочь-семилетка
17. Дурак и береза
18. Жена-спорщица
19.Заяц
Ответ от Ольга Иванова
[новичек]
Спасибо
Ответ от Алла Чеснокова
[активный]
cgfcb,j
Ответ от Ольга Мартыненко
[новичек]
Ямщик и купец
Щука с хреном
Шесть братьев — все Агафоны
Шемякин суд
Шел солдат домой
Что на базар везешь?
Что дальше слышно
Чистота, благодать и красота
Черт-заимодавец
Чего на свете не бывает
Церковная служба
Царь, старик и бояре
Царь Иван и лапотник
Худая жена
Хорошо, да худо
Хлыст и Подлыгало
Фомка — шут
Фома и Ерема
Фома Беренников
Федул и Меланья
Умный работник
Удалой батрак
У одной бабы был муж глухой
У мужика в сенях висел кусок сала
Три калача и одна баранка
Топанье и ляганье
Тини-тини, потягивай…
Суд
Стоит река — вся из молока, берега — из киселя
Старухина молитва
Сосватанные дети
Солдатская школа
Солдатская шинель
Солдатская загадка
Солдат-сказочник
Солдат и царь в лесу
Солдат и сало
Солдат и пельмени
Сказка о богатыре Голе Воянском
Сердитая барыня
Свинья на свадьбе
Сапожник на небе
Самоцветный камень
Рыбацкая и охотничья байки
Рифмы
Репка
Репа и мед
Репа
Разговор
Про одного солдата
Про нужду
Про мужика-бедняка
Пришли вятские в Москву
Присказка
Привычки
Похороны козла
Посуленная половина
Поповские увёртки
Попова корова
Поп Пахом
Поп на том свете
Поп на празднике
Поп и работник
Поп и мальчик
Поп и дьякон
Помещик и староста
Повез мужик в город три четверти ржи продавать
По копейке блестка
Плотник и клин
Пётр 1 и мужик
Петухан Куриханыч
Охотник и его жена
Оклеветанная купеческая дочь
Одна глупая баба
О цыгане
О поселянине и медведице
Ночь на Ивана Купалу
Неумелая жена
Неразгаданная загадка
Неграмотная деревня
Наставление отца
Наговорная водица
Набитый дурак
Мужицкий кафтан
Мужик и поп
Мужик и медведь (Вершки и корешки)
Мужик и заяц
Муж и жена
Морока
Мизгирь
Мена
Лиса и дрозд
Лень да Отеть
Ленивая жена
Лгало и Подлыгало
Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях
Куда, миленький, снаряжаешься?
Кому будет лучше в судный день
Коли утонешь
Кобылье яйцо
Каша из топора
Какофей
Как старуха нашла лапоть
Как старик домовничал
Как поп работницу нанимал
Как мужик гусей делил
Как муж отучил жену от сказок
Как муж дома хозяйничал
Как Иван-дурак дверь стерёг
Как дьякона мёдом угощали
Как дела в Ростове?
Как барин овцу купил
Извозчик и лошадь
Иван грозный и вор
Знахарь
Заяц
Загадки
Завещание
За дурной головой — ногам работа
Жена-спорщица
Жена-доказчица
Дурак и береза
Думы
Дочь-семилетка
Дочь и падчерица
Дорогой обед
Дорогая кожа
Дока на доку
Догада
Добрый поп
Дедушка и внучек
Две старухи и архиерей
Два приятеля
Два Ивана — солдатских сына
Два вора
Давно было…
Государь Сидор Карпович
Горшок
Горшечник
Горшеня
Глупый мужик
Глупый жених
Глупая барыня
Выдали девку замуж
Воры и судья
Ворона и рак
Вороватый мужик
Волшебный кафтан
Вещий дуб
В одном селе жил-был старик
Был в одной помещичьей деревне управляющий-немец
Брито — стрижено
Брат и сестра
Большой дом из одного кирпичика
Болтливая баба
Беспамятный зять
Беззаботный монастырь
Беззаботная жена
Безграмотная деревня
Бедный барин и слуга
Батюшка, отпусти!
Барские гуси
Барин-кузнец
Барин лает в церкви
Барин и староста
Барин и собака
Барин и мужик
Барин и гусак
Барин — слуга
Баба и два солдата
Афонька! Где был-побывал?..
Крестникова Марина
Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
Детская литера
ВВЕДЕНИЕ
Народная сказка
входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность
. Популярность этого жанра у детей
объясняется её характерными особенностями.
Во-первых, сказка
предлагает перенестись в вымышленный мир
: именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик
, и слушатель. Это значит, что в сказке возможно всё
, что невозможно в реальности — чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка
отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса.
Но самая большая ценность сказки
— это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки — это идеальный мир
, образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако, как уже отмечалось, ребёнок склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный
взгляд на мир ему необычайно близок.
Бытовая сказка
представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта
, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей
, то бытовые народные сказки
содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь
, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.
Эта разновидность сказок
появилась не так давно. Бытовые сказки
дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет
, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту
подходят те или иные виды сказок
.
1. Виды сказок
Следует отметить, что бытовые сказки
могут быть результатом как народного творчества
, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре
.
Сказки
имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка
:
социально-бытовые
(«Болтливая старуха», «Шемякин суд»,
сатирико-бытовые
(«Мужик и поп», «Барин и мужик»,
волшебно-бытовые
(«Морозко», «Золушка»)
.
Однако стоит отметить, что сказки
можно разделить лишь условно,ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы
: и сатиру, и волшебство, и просто быт.
Чему учат бытовые сказки
?
Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того
, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка
, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки
обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают
, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках
с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках
ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том
, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.
Сказка
всем своим содержанием утверждала
: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев,мужик не перестает трудиться
: сказка
не представляет своего героя вне трудовой деятельности.
Осмеянию в социально-бытовых сказках
, как в „Сказке о Ерше Ершовиче
«, „Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ
объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках
он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд», отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка», и т. д.
Во всем этом сказывался оптимизм народа
, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ
утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются
, высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня
«, „Елевы шишки», царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной
» царь показан уже таким же,как и его приближенные
: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.
2. Система образов бытовых сказок
Так называемые бытовые сказки — это сказки
, в которых отражается народный
быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.
Бытовые сказки
— это самые настоящие сатирические народные произведения
.
Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.
Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.
С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок
.
Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя
: «Сказка про Ивана-дурака
«, «Иванушка-дурачок», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Как Иван-дурак дверь стерег».
Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать
, презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, «разумных». А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.
Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен. Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому — красной рубахе да доброму слову. И счастье — то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину. Дурачок женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.
В бытовых сказках
бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка — над глупостью, настоящая честь — над спесью.
И в этом глубокий смысл таких сказок
.
Конечно, героями таких сказок
, кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.
Вот, например, сказки о служивом
: «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Солдат и чёрт», «Солдатская школа».
У русского народа очень много сказок
, не раз выпускались сборники сказок русских
.
Привести весь список даже только бытовых
нет никакой возможности.
Многим людям с детства помнятся такие сказки
,например
: «Горшеня», «Лутонюшка», «Горе», «Соль», «Чего на свете не бывает», «Добрый поп», «Репка», «Спрятанный клад», «Мудрый слуга».
Во всех сказках веселая шутка
, ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.
3. Жанровые особенности сказки
Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов
, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки
существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря таким рассказам
.
Самые распространенные русские народные бытовые сказки
учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того
, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире.
Зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов
встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного
сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему, и совершать добрые поступки в реальной жизни.
А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок
, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки
смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться.
Конечно, бытовые сказки
далеки от жанра фентэзи, но волшебство в них тоже есть. Ведь когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие
.
Бытовая
(сатирическая)
сказка
наиболее близка к повседневной жизни и, даже не обязательно, вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто,четко выражается оценка
: что безнравственно, что достойно осмеяния и т. п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.
Постоянными героями сатирических сказок выступают
«простые»
бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым»
— богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки
здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.
Бытовая сатирическая сказка
веками впитывала в себя характерные черты жизни народа
и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.
В бытовых сказках
появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Порой в сказку
вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке
перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказка
— один из интереснейших жанров устного творчества. Борьба добра со злом, вера в торжество справедливости, светлое будущее — все это нашло свое отражение в народных бытовых сказках
.
Бытовые сказки кратки
. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро
, повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм
, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В. П. Русская народная сказка/В
. П. Аникин – М.
: Просвещение, 1977 – 430с.
2. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е. Е. Зубаревой — М.
: Просвещение, 1989 –398с.
3. Никифоров А. И. Сказка
, её бытование и носители/А
. И. Никифоров – М.
: Просвещение, 1930 – 105с.
4. Пастернак Н. Сказки
нужны ребенку как воздух/ Дошкольное образование
. — № 8-2008. -23-35с.
5. Пропп В. Я. Русская сказка/ В
. Я. Пропп – Л.
: Лениздат, 1984 –263с.
6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки/ В
. Я.
7. Пропп – Л.
: Лениздат, 1986 – 415с.
8. Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки
)
. Изд.
: Лабиринт-К, 2006-336с
Раздел: Традиции и
фольклор.
Лексическая тема:
Волшебные сказки.
Урок № 65.
Тема урока: «Гуси
– лебеди» (русская народная сказка).
УРОК:
Литературное
чтение
Школа:
Акмолинская область, Атбасарский район.
Новосельская
средняя школа
Дата:
ФИО
учителя: Гречко Зинаида Васильевна.
Класс:
2
Количество
присутствующих
Количество
отсутствующих
Цели
обучения данного урока
2.1.5.1
строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих
идей,
чувств, мыслей, полученных при восприятии информации.
2.2.2.1
формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по
содержанию
литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из
текста/отрывка.
2.3.2.1
писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки или
по
готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя).
Развитие
навыков
1.5
Высказывание мнения по аудио/видеоинформации.
2.2
Формулирование вопросов и ответов по содержанию литературного
произведения.
3.2
Создание творческих работ разных жанров.
Предполагаемый
результат
Все
учащиеся смогут:
Узнать
о видах сказок. Познакомиться с особенностями волшебной сказки.
Большинство
учащихся смогут:
Отвечать
на простые вопросы по содержанию сказки, подтверждая ответы
отрывками
из текста.
Находить
отрывки, которые подходят к иллюстрациям учебника.
Восстановить
последовательность событий сказки по сюжетным картинкам.Сформулировать
основные признаки волшебной сказки.
Некоторые
учащиеся смогут:
Придумать
свою волшебную сказку, превратив обыкновенные вещи вволшебные, наделив их
чудесными свойствами.
Языковая
цель
Основные
термины и словосочетания:
Отрицательный
герой, положительный герой.
Используемый
язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы
для обсуждения:
—
Почему герои попали в беду?
—
Чему учит нас сказка?
Материал
прошедших уроков
Тема
произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и
содержания. Составление простых вопросов по содержанию
аудио/видеоматериалов
и прочитанной информации. Составление постера. Понятие о малых жанрах
устного
народного
творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки.
План
Этапы урока
Запланированная
деятельность
Ресурсы
Начало
урока
1
мин.
1
мин.
2
мин.
4мин.
Середина
урока
2мин.
Прослушивание
песни «В
гостях у сказки». Направить внимание детей на слова песни.
На
экране появляется запись слова сказка.
Применение
полиязычья
Ертегі,fairytale,сказка.
Мозговой
штурм
—
Для чего нужны нам сказки?
Что
в них ищет человек?
Может
быть, добро и ласку.
Может
быть, вчерашний снег?
—
Какие бывают сказки?
Сообщение
темы и цели урока.
Работа
с учебником. Рассматривают
схему, получают сведения о видах сказок
Метод
«три угла»
Деление
на группы по видам сказок:карточки с буквами В,Б,Ж размещены по углам класса.
1
группа- волшебные
2
группа- бытовые
3
группа-о животных
(Г)Создание
кластера «Наши сказки» по названию группы.
(К)Игра
«Данетка »
1.Заклички,
загадки, пестушки, потешки, считалки, относятся к устному народному
творчеству? Да
2.
Сказки бывают народными и авторскими? Да
3.
Пословицы и поговорки не относятся к устному народному творчеству.
Нет.
4.
Слово «фольклор» — переводится с английского языка как «народная мудрость»?
Да.
5.
Главная особенность фольклора – это наличие автора? Нет
6.
Жанры устного народного творчества делятся на большие фольклорные жанры и
малые фольклорные жанры? Да
7.
Жил старик со своею старухою у самого синего моря…это присказка ?
Нет, зачин.
8.
Сказка, у которой нет автора, называется народной. Да
9.
Кот, лиса и петух- это татарская народная сказка. Нет (русская)
10.В
сказке побеждает зло? Нет
Аудиозапись
песни
Учебник
стр.75
Постер,
маркеры
Карточки
с вопросами
5
мин.
1
мин
1мин
10
мин
Дф
Попробуйте
назвать особенности волшебных сказок.
·
Волшебные
персонажи (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч)
·
Различные
превращения.
·
Главным
героям помогают волшебные предметы
·
Вспомните
сказки,где волшебные предметы помогают героям сказок
·
Придумайте
отрывок сказки ,в котором обыкновенные вещи становятся волшебными.
(И)
Прогнозирование содержания и вида сказки по названию.
По
названию сказки «Гуси –лебеди», предположите, к какому виду она относится. О
чем пойдёт речь в этой сказке?
Изучение
художественного произведения
Словарная
работа.
Прежде,
чем мы познакомимся со сказкой, давайте объясним значение слов, которые
встретятся в произведении.
- Кудель – пучок
льна; приготовленный из пряжи; - Веретено –
приспособление для ручного прядения
Осознание
и осмысление учебного материала.
Метод
«чтение с остановками»
(К)
Чтение текста сказки «Гуси-лебеди» учителем до слов …и пропали за темным
лесом.
(П)Обсудите
в парах
-Почему
девочка не нашла братца?
(Г)Продолжение
чтения сказки, поделенной на части. Обсуждение в группе, затем переходят в
соседнюю группу для передачи отрывка сказки.
Вопросы после чтения:
– Понравилась сказка?
– Назовите героев сказки.
– Что же случилось у
сестрицы?
– Был ли у неё план спасения
братца?
– Кого она встретила по
дороге, когда искала братца?
– Помогли они в поиске?
Почему?
– Почему она не стала ничего
кушать?
– Где она нашла своего
братца?
– Кто ей помог увести оттуда
братца? Почему?
– Кто потом помогал им
добраться до дома?
– Удалось ли им вернуться
домой?
(И) Исследование
текста определения волшебной сказки в учебнике.
— Прочитай определение и
докажи, что эта сказка относится к волшебным сказкам.
— Правильно ли ты смог
определить вид сказки перед чтением?
— Чем волшебные сказки
отличаются от других?
-Кто в сказке является
отрицательным героем, а кто положительным?
– Сейчас давайте немного
отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.
Учитель называет героев
сказки «Гуси- лебеди»,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают
на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.
– Печка, кошка, ложка,
мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба
Яга.
Кудель,веретено
Учебник
стр75-76
Карточки
с вопросами.
Сюжетные
картинки к сказке.
Учебник
стр.77
Сюжетные
картинки к сказке.
– Сейчас давайте немного
отдохнем. Встаньте у своих мест. Проверим, насколько вы внимательны.
Учитель называет героев
сказки «Гуси- лебеди» ,если этот персонаж использован в сказке, дети прыгают
на месте два раза, если нет- хлопают два раза в ладоши.
– Печка, кошка, ложка,
мышка, девочка, яблоня, утка, речка, каша, мальчик, гуси, лиса, волк, Баба
Яга.
Деление
на группы «Виды сказок»
(Г)
Пересказ сказки по плану. Каждая группа, используя словесный план,
рассказывает о событиях сказки, произошедших в описываемой ими части.
План.
(1
группа) Наказ родителей.
(2
группа) Брат пропал.
(3
группа) В избушке у Бабы-яги.
(1
группа) Помощь мышки.
(2
группа) Печка и яблонька спасли детей.
(3группа)
Приезд родителей.
Конец
урока
Рефлексия«Яблонька»
В
сказке встретилась нам яблонька, сегодня она у нас в гостях.
Давайте
порадуемяблоньку плодами.
Кому
было интересно на уроке и не возникло трудностей,подарите яблоньке красное яблоко.
Кому
было интересно на уроке, но были трудности, подаритеяблоньке желтое яблоко.
Кому
было неинтересно на уроке, подарите яблоньке зеленое яблоко.
(Обсуждаем
выбор цвета яблока учениками.)
Е
Приложение
1.
«Алексей Константинович Толстой» |
Злые дяди, злые тёти,
есть метла — таки метите.
А как денег наметёте,
так вы к нам и заходите…
Кто-то подсчитал, что разных вариантов сказок «Колобок» уже более 30 штук. Люди до сих пор гадают, а кто он? Наиболее известная сказка автора графа А. К. Толстого, член-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской АН, но её запретили читать детям до 6 лет. Потому, что Лиса съела Колобка, а это не хорошо. Пока сочиняю свою, наверное, напишут ещё парочку, поэтому называю её по тексту № 40. Граф Алексей Константинович Толстой (24 августа 1817, Санкт-Петербург — 28 сентября 1875, село Красный Рог, Брянщина). Без знания истории эту сказку не сочинить и не раскусить. Просто так и ни о чём Толстой писать не станет, сочинив «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» в 83 куплетах от 1868 года, которую россиянам перевели с английского. Я решил изложить собственное видение означенного сюжета несколько шире имеющихся предположений, с раскрытием значений ключевых русских терминов, встречающихся по тексту. По мотивам исследования написал сказку с добрым концом. Из логики повествования Колобок остаётся жить. Характер главного героя сложный, поступки его неисповедимы, значения многих слов сказки нами позабыты — исследование получится несколько длиннее оригинала. Зацепило обращение Колобка к «родителям», он их называет бабушка и дедушка (у автора сказки они старик и старуха), а где же папа, где отец? В таком случае, за мать уже и не спрашивается, что само собой разумеется. От меня Колобок, как от Алексея Константиновича, не убежит. Лиса его не съест и родители детям почитают перед сном. Примечательно вот что и, что дорого сердцу — все действующие лица в сказке разговаривали на одном — родном мне языке, и понимали друг друга. Надеюсь, пойму их и я…
Как прочёл я тридцать сказок,
а вчера о Колобке —
ещё три, то понял сразу
всё о главном косяке…
Говорят, их тридцать семь,
но не суть. А мама с папой?
И о чём там пишут все,
и решают тихой сапой,
как узнал, что сути мимо
захотелось написать
о конце её счастливом.
Да всю правду рассказать!
Будет сказка номер сорок,
но зато, таких одна.
От корней и поговорок.
И от самого — до дна,
как пошла ей полоса:
Кто герою — лютый ворог?
Не медведь, не волк — лиса!
Патрикеевна? Умора…
Чем и сказка хороша:
На любой сгодится вкус.
От меня — до малыша,
плюс большой морали плюс…
Колобок, ребята, мутный.
По наклонной покатись.
Я сначала думал: смутный,
а возьми, да и влюбись!
Тут ведь сердцу не прикажешь,
да и род его мужской.
Уголь сажей не измажешь,
разберёмся, кто косой…
Он дорогу просто любит,
любит песенки попеть.
Это дело, кто осудит?
Ведь не может он лететь,
или будь герой наш кубом,
да в лепёшку расшибись,
то и вовсе дело глупо…
Нет, ребята, это жизнь.
…На колоде колют чурки.
Колют чурки: ко-луном?
А потом несут к печурке
полнолунным вечерком?
Так кололи бы: колУном.
Не колышет если звук.
Или Коло, или Уно,
на дворе у стука «гук».
Теребя у чувства струны
потешались старики:
Испеки старуха — лУну!
Душу тешить — испеки.
КолобОк — читаю с детства,
для меня он просто Бог,
без ухмылок и кокетства,
но ни разу: кОл-о-бок…
Если звуки не волнуют,
пусть земной он будет шар.
Бабы с вечера колдуют:
Угольки, небесный жар…
Колдуй баба, колдуй дед,
хоть ты серый, а хоть белый,
а хоть бурый ты медведь.
Сделал дело и гуляй!
Опосля — гуляет смело,
и стоит собачий лай…
…Кто Луну сравнил с Землёю,
кто о сизом голубке,
вьют любовь себе петлёю,
ищут Солнцу — в Колобке,
от обычаев славянских,
по душе находят путь,
дней доходят христианских,
а вот тут не увернуть…
Образ зайца? Он — Даждьбог,
волк — Перун, а миша — Велес,
Он скрывается как Бог.
Значит, катит Коло через,
да не будь он дураком,
прокатись в деревню нашу,
там расскажут о каком…
А навстречу — дева Макошь.
Машет хвостиком да машет…
Как тут песенку не спеть?
И опять он ей расскажет,
абы по боку медведь.
…Катит, Коло Колобком,
вариант ещё — от Кола,
если кто-то не знаком,
вот такая жизни школа!
Гам! И нету Колобка.
Целиком. Ну, что за сказка?
Половинку! Будьте ласка.
Что возьмёте с дурака…
Это я из всех Сварожьих,
и от самых древних пор,
до сюжетов скоморошьих,
как пробрался к рогу вор.
Колобок наш не был трусом!
Я подумал головой.
А катись он, весь искусан,
словно Месяц молодой.
У него роман сердечный,
а катиться, как тогда?
Не путём лети он млечным…
На рогах и без бока…
По дороге так и рыщут.
Соловьи с дубиной ждут,
в оба пальца так и свищут.
И сидят они в дубах.
С рушниками и навстречу,
кучерявые в умах,
от всего (судачат) лечат,
его круглые бока:
«Не видали, Колобка?»
…Или вот, ещё примеры,
вам со сдутым колесом,
или с кубом, кто б поверил?
Ну а тут… какой-то сон.
Да не сон — die Sonne — солнце,
раскалённое светило.
Сколько радостных эмоций
Вас бы сразу посетило…
Стал персты я загибать,
и решил начать с мизинца,
как учила меня мать
в ожидании гостинца,
повторять-то повторяю,
может, что и забываю,
только сам себе не врун.
Безымянным — кто быть мог?
Безымянный перст — Даждьбог,
Велес — средний, а Перун —
указательным перстом!
А большой — один был палец.
Накрывал кулак потом.
А кулак — покрепче палиц,
всех оставит в дураках…
Сколько пальцев на руках?
Отвечайте, пальцев — два!
Было так во все века.
…Пальцем деланы колбасы
с указательным перстом.
Да из сала, да из мяса,
в нашем веке золотом.
Скажут, «тыканные» — точно!
Хороша ж родная речь.
У премудрости восточной
по канве в канаву стечь…
…А напёрсток — по персту.
Если пялиться, то — очи,
если пяльца, то — холсту,
если спать, то: «Доброй нОчи!»
А молиться, то Христу…
В троеперстие и вдвое
(а когда-то был один),
вспомни плот, а с ним и Ноя,
и до самых до седин…
Осеняя по кресту,
тело бренное со лба,
по небесному мосту,
«пальцы» сложены в слова…
…Нет лобка у Колобка
и ни ручек, и ни ножек…
Как считать? Схожу с ума,
отношусь уже я строже,
что же ЭТО за такое,
в сказке за изделие?
Сразу видно — непростое,
с «раза» — рукоделие.
Перейти сейчас к рассказу,
мне сетей мешает шум.
Пробивается зараза,
липнет на уши и ум.
Указующим перстом,
мне в одно лишь тычет ухо,
во второе — стариком,
кто в семье у нас Большуха?
Малышей смешные крики
накатили в снежный ком:
Запретили? — До шести?!
Как подчистят все улики,
не успеть нам подрасти,
поиграться с Колобком…
Чтобы было честь по чести,
приведу такой пример.
О лисе, как о невесте.
И никто не принял мер?!
Лупоглазая красотка,
и сожрала Колобка…
Из чего же мир наш соткан?
Лупа — глупая лубка.
И с каких же это пор
(заглянул я вглубь и старь),
мне — Лиса, то Солнцу вор,
а то лунный календарь?
А из вас хоть кто подумал,
ночью лунной или днём,
что не фунт это изюма,
разгадать, где мы живём.
***
…Шарик, круглая земля,
и свались, Оно с окошка!
Комом блин! Ну, погулял!..
И пошёл себе без ножек.
Хотя, всякое быть может,
ну останься — дома скис бы,
или съели старики —
вот такие бродят мысли,
ведь зачем-то же пекли?
Так хоть свет увидел белый!
Сам катился, песни пел…
перед всеми был он смелым,
а с лисою — не удел…
Как увидел — офигел!
Да и прыг лисе на нос!!
Рыжий хвост её бледнел,
а глаза — глаза бесстыжи,
И пошло всё в перекос…
Губы алые всё ближе…
Тихий омут у чертовки.
Он ей песню напевал.
Речи льстивые плутовки.
На язык -и- он пропал.
Ну, чего так долго виснешь?
Тут, приятель, ты не скиснешь.
Пряжен твой на масле бок…
Мой румяный колобок!
Абы лысый наш не скис,
не лиса была, а Лис!
Но любовь пришла не сразу,
а постились до весны…
Вот такая вот зараза,
вот такие Солнцу сны.
Значит, точно быть беде.
Семь комочков испекли —
дело всё — в сковороде!
Грели, грели как могли.
Разогреть не успевали —
подсказал один шатун…
Он по штату — лап сосатель
и ещё предприниматель,
заодно и душ спасатель…
Сочинитель местных рун,
а по прозвищу — «перун»?
Как зовут тебя? — Да Власий,
Батя рубит — я вожу…
Не находите тут связи?
И лошадку торможу…
…Кто его ПерУном кличет,
а кто Серого Волка,
и на свой кладут обычай.
Укрывают все бока…
А не то, придёт волчок,
да укусит за бочок!
Хуже если — то за пятку
(Ахиллесову пяту),
и играют дети в прятки,
и на улице в лапту,
а Того — они не знают,
почему, так называют?
Трусишка — зайка серенький,
под ёлочкой… скакал?
А кто не скачет в ельнике,
зовут его?.. Москаль!
Совсем не так ребятушки.
Совсем — наоборот.
Играют с ними в ладушки,
встречают Новый год…
Зовёт он маму — бабушкой,
а дедушкой — отца?
Давайте сядем рядышком,
и с самого конца:
Ну как же это вышло-то?
Родителей он без…
Изделие с мучицы, но
прослушайте ликбез:
Зачем они купаются
в холодном январе?
И матом не ругаются.
Всё крутится в уме.
Прослушаем по Новому,
печалей не тая,
по Старому по слову мы…
Ту песенку, друзья.
Я — от дедушки ушёл,
Я — от бабушки ушёл…
Перечислил всех зверей,
Колобок их всех хитрей!
Кто встречался на пути…
От лисицы, как уйти?
Оказалось — «нехитро»,
в чём и есть его нутро.
Тут не скажешь по-другому.
Ты лиса мети, мети…
То есть просто. По тупому,
как педали не крути…
Я смотрю словарь у Даля,
что такое, колобье?
За отходы не слыхали?
Маслобойня ваша де?
Сам Петро лису боялся!
Петя — Петя, петушок.
Колобок — не испугался.
Не сморозил гребешок…
Повелитель Велес рун,
Колобок им интересен!
Словно птица Говорун
воспевает книгу Песен…
***
У деревни — Деревнищи,
был один всего случАй,
там кого казаки ищут?
Пригласили не на чай.
Ты, Иван давай, согрейся
в зипуне своём маненько,
а на случай не надейся…
Провожали деревенькой.
…Как старухи говорили,
из-за ижицы, какой-то,
Старичину и сгубили,
да в капусту изрубили.
Вот что было меж собой то…
Вот и ищем по капусте,
малых деток — от отцов
и доходим… свято пусто!
Аж до самых до Клинцов.
Наконец-то! Златоустый,
Здравствуй, Вася-кострома!
Клином клин, как говорится.
Всё и горе от ума:
«Основатели Отцы»,
прямо «племени меря»?
Раскололись в бубенцы,
в тридцать три богатыря…
От варягов дело длится,
на одной воде стоим,
что Клинцы, а что столица,
убедиться еже сим…
Я читаю, а мне снится…
Где Клинцы и Кострома,
и Москва — одна водица,
и девица им — одна…
Запрягали долго в сани.
Ёшкин случай, ещё тот.
Сорок раз И(ван)СУСанин
за нос водит весь народ.
***
Ну так, что там, с Колобком?
Жили-были, мне по уху
а в уме уж снежный ком,
говорит — старик старухе
(а не будь я чудаком),
сразу понял бы откуда,
где намазано медком…
Наш язык, ребята — чудо.
С языка начать бы надо,
о «Большухе» и о «мухе»
изучать ползучих гадов.
Закатили — оплеуху
сразу сказку изучать:
как там по морю — посуху,
зря не стали б завещать.
Вот и стал я примечать,
чтобы мне не обещали,
кто всё будет выполнять?
Размотал сии скрижали…
…А поди-ка, ты, старуха
(да по коробу скребя),
не назойливою мухой,
совершенно не шутя…
По сусеку — помети-ка!
С тары древней и любя,
поручил старик старухе.
Ничего не говоря.
Значит, слово в обиходе,
и не стоит объяснять,
мол, пеки по новой моде.
А старухе не понять…
Как ей печь-то, чем ей маслить?!
И на чём его месить.
Не метите по напраслин.
Не учите бабу жить…
Чтобы было всем понятней,
наскребёшь если муки,
Бабке, долго объяснять ли?
Колобка! — Не пироги.
Только слово Дед замолви
(и совсем не для гостей),
а старуха всё
Дата публикации: 13:36 15.12.2021
Оценка произведения: | |
Разное: |
Продолжаем робкие попытки не забыть буквы. В прошлый раз мы использовали для этого Пелевина и его роман «Омон Ра». Те, кто осилил, получают допуск на следующий уровень жести: к детским сказкам. Все в курсе — там расчленение, поедание, пытки… Иногда вообще оскорбление чувств. Но подается это добрым голосом и с милыми морщинками у глаз, поэтому все нормально. Добрым молодцам урок, лишь бы они не описялись от жути. Сегодня посмотрим, какими скрытыми смыслами специалисты снабжают известные сказки. Там вареная бабушка, и пожирающая дитя мать, и сексуальный подтекст, бог знает что. Крепитесь.
«Залажу в ракету — а там [censored]»
Сначала разберемся, какие глубины разворошил в душах пользователей Пелевин из прошлой серии. Тогда, исключительно из ехидства, мы настаивали на бумажной версии. Некоторые послушались — заново учились свайпать по бумаге, удивлялись, что текст не увеличивается раздвиганием пальцев (согласны, странный баг).
Пелевин щекочет безысходностью и сарказмом, читать его — как болтать ногами, сидя на крыше девятиэтажки. Довыделывался, свалился — уже не так щекотно.
В итоге в чате «Книжного клуба» сложилась неподражаемая составная рецензия в репликах умных людей. Она удобна еще тем, что позволяет угадывать возраст читателей.
«Пелевина? Перечитать? В седьмой раз?! Конечно!» — никогда не отказывается пуститься во все тяжкие Slava sssR.
«„Омон Ра“ — чудовищная (со знаком плюс) фантасмагория про советскую реальность, которую я успел застать. Особенно понравилась тема про „сильных духом“», — умело пользуется кавычками Евгений.
«Абсурд, — резюмирует Юлия. — Преувеличенный, но прям в точку. На эпизоде о егерях поймала себя на мысли, что мы живем в таком же абсурде».
«Классно зашло: „небольшое вранье во имя великой Правды“. Это нужно в школе давать, вместо Достоевского», — рекомендует Агата.
Читательница Y M застала удивительные времена, когда Пелевин входил в учебную программу: «Препод в универе говорил, что, когда вырастем, все равно все Донцову будем читать…»
До Донцовой (кстати, кто это?) Y M пока не доросла, но «Омон Ра», надеемся, осилит.
Малоизвестный факт от читательницы Анастасии: «Несколько лет назад „Омон Ра“ стоял в списке рекомендаций для внесклассного чтения 10—11-х классов. Очень меня это удивляло, а сейчас такое, наверное, и невозможно».
«Я застал пионерлагеря и угорал, как у Пелевина получается вернуть меня в ту атмосферу, — делится ощущениями Денис. — Такой сон про СССР, все как на самом деле, но пересобрано в параллельном мире… Потом я вообще читать бросил. А сейчас пару страничек на телефоне посмотрел — ощущения те же. Магия».
«Обожаю „Омон Ра“, — обожает читатель Степан. — Прочитал в подростковом возрасте. Главное — далеко не отсылки к советской классике, а нечто иное. Быть ребенком в СССР — совершенно потрясающее ощущение. Все детство я находился в предвкушении фантастического будущего с полетами к новым мирам и исследованием космоса. И тем больнее было взросление, которое деконструировало эти мечты подобно тому, как Пелевин деконструировал советскую прозу о подвигах. Наверное, с этой книги начинается сквозная тема многих его произведений: жертвоприношения во имя чего-либо. И в ней же показана бессмысленность этого действия, которым мы заняты с зари цивилизации».
«Пелевина не читал, не смог и не буду, — аргументированно опровергает сказанное Дмитрий. — Удовольствия от его трешовых образов не испытываю».
«Дался вам этот Пелевин. Я половину без расшифровок не понимаю», — согласен с предыдущим оратором Андрей. (Это он еще сказок не видел.)
Разумеется, в какой-то момент возникают вопросы об истоках вдохновения автора. Опасные рассуждения на этот счет пресекает Вероника: «Мне кажется, Пелевина уже давно прет без всякого компота».
Иван из 1999 года. Как раз это поколение начало утрачивать навыки чтения (и рукопашного письма). Пелевина принялся читать именно по нашей рекомендации. И у него есть конкретная претензия: «С момента, когда Омон проснулся в койке рядом с сокурсниками, читать было довольно интересно! Все мои перемещения по городу проходили с глазами, опущенными в телефон. Особенно зацепили последние страницы. Но! Именно на этих страницах я не получил того, чего хотел. Что дальше было???»
Тут согласимся: нужен второй сезон.
У Игоря случись прекрасные мрачные флешбэки: «„Омон Ра“ мне давно посоветовал коллега. Сказал, что это „о космической ракете на велосипедной тяге“. Я думал, будет что-то типа „Автостопом по галактике“. Оказалось — нет… Перечитав сейчас, не жалею времени, но советовать никому не стал бы.
Самое начало заставило окунуться в такое чувство безнадеги… Детство я провел в Минске в районе Тракторного. Около метро в торце дома был туалет, он там и сейчас. Но в моем детстве это был недосортир, который позволял сходить по маленькой нужде: мочишься на стенку, все стекает вниз, в желоб. И рядом во дворах, между улицами Грицевца, Долгобродской и бульваром Тракторостроителей, была здоровенная трехуровневая ракета. Ракетище! Помню, маленький иду с мамой и прошу: „Пошли поиграем на ракету, ну пожалуйста!“ Мама разрешает сбегать одному, „ведь ты уже взрослый“. И я радостный бегу, весь в предвкушении — сейчас космос будет наш! Залажу в ракету — а там [censored]».
Возможно, чтобы попасть в резонанс с этим автором, каждому из нас нужно однажды забраться в ракету между Грицевца и Долгобродской.
Пробиваем сказочное дно
Считается, что главный принцип сказок — Добро всегда побеждает. Это популярное заблуждение, напомним правильную формулу: кто победил, тот и Добро.
Теперь пойдем по нарастающей. Даже съевшему собаку в беспросветности Пелевину далеко до милого и простодушного садизма детских сказок. Не важно — славянских, западных, японских или африканских. Голова у сказочников варит примерно одинаково во всех частях света, многие сюжеты повторяются.
Логика вроде бы понятна: подготовка ребенка к основным опасностям. Но настоящих вдумчивых исследователей это не успокаивает. Они ищут второе дно, находят, стараются пробить и его.
Упреки в жестокости, которые принято предъявлять кинематографистам и создателям компьютерных игр, пока никто почему-то не догадался перенести на сказочников. А это потому, что морщинки у глаз — у режиссеров разве есть такие морщинки?.. Арина Родионовна плохому не научит. Полезай, Баба-яга, на лопату.
Но так продолжается до поры, пока кто-нибудь, обслушавшись «Курочки Рябы», не пойдет крушить яйца.
Судьба Колобка
Начнем с самого жуткого. Это, конечно, «Колобок». Тут готовый текст для какого-нибудь рэпкора:
«Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!»
Конец все помнят: Лиса с шутками-прибаутками съела Колобка.
Казалось бы — ну какие тут интерпретации? Все воспитательные рычаги на поверхности: уйдешь от бабушки и дедушки, будешь таскаться с незнакомцами — себя накормят сладкими речами и съедят.
Но нет. Писатель Михаил Елизаров — классный, модный, тоже знающий толк в беспросветности — видит финальную сцену так:
После этого анализа и возник анекдот про «доктор, а откуда у вас такие картинки?».
Василиса Прекрасная и огненный череп
Тут-то что не так? Добрая же сказка со счастливым концом. Наши вроде победили там…
Суть: Василису угнетает мачеха с дочками, но они обречены, а за героиню всю работу выполняет куколка. В конце девушка выходит замуж за царя, потому что — ну а за кого?
Расправа над злыми сводными сестрами и мачехой описана мимоходом, древнему коллективному автору уже лень разбираться с этими негодяйками. Напомним, как все организовано (не повторяйте, а впрочем, как хотите): Василиса приносит от Бабы-яги череп с горящими глазами, тот выжигает лишних персонажей (сценаристы «Игры престолов» и то дольше возятся).
«Внесли череп в горницу, а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь…»
Василиса закрывает избу и уходит жить дальше. Ура, добро победило.
Мораль
Некоторые современные борцы за права женщин любят осмысливать эту сказку с позиций женского раскрепощения. Явно же древние авторы имели в виду эмансипацию, пусть попробуют возразить. Жесткая, но мудрая Баба-яга, вручившая огненный череп, — символ главной феминистки, дающей ключ к освобождению.
В свою очередь, тема куколки, которая все делает за Василису, предсказуемо увлекает некоторых экспертов по морали. Потому что нехорошо приписывать себе результаты чужого труда. Выходит, сказка учит плохому.
«Красная шапочка» и глубины подсознания
Непричесанные сказки с похожим сюжетом ходили по средневековой Европе, Персии (там вместо девочки мальчик), Индокитаю (там вместо волка тигр). Наверное, не только. Впоследствии бесхитростная история была модернизирована Шарлем Перро и братьями Гримм и превратилась в мощное произведение, набитое настоящими или придуманными символами.
Убийства, каннибализм, надругательства над трупом — да ладно, это не такие уж вопиющие штуки на общем сказочном фоне. Как мы помним, «цивилизованные» версии Перро и Гримм отличаются от фольклорных. В исходных народных вариантах все проще и честнее. Фигурировал там обычно оборотень, поскольку эта проблема тогда была актуальной. Церемоний меньше: волк убивает бабушку, варит ее, из крови готовит напиток. Когда приходит девочка с пирожком, или рыбой, или сыром, волк угощает ее бабушкой. А потом тоже съедает.
Все, не ждите охотников. Там нет продолжения. И знаменитого ритуального разговора про большие зубы тоже нет.
Второе дно
В этой сказке — что в новых вариантах, что в исконных — куча корма для анализаторов, которые способны видеть знаки и смыслы.
У них одно на уме:
- бутылка с вином в корзине — символ девственности;
- цвет шапки — отсылка к взрослению, в момент которого появляется «порочный волк»;
- поедание — символ полового акта;
- вспарывание волка — символ женской победы.
Черт, мы думали, это детская сказка!
Это может продолжаться бесконечно. Трактуя любую сказку, в ней удобно находить красивые и глубокие смыслы. Но возможно, найденное говорит о том, что творится в голове у самого аналитика. Фрейду приписывают полезную фразу: «Иногда сигара — это просто сигара».
Сказки сочиняли простодушные и дремучие люди — без слишком мудрого подтекста, просто в качестве развлечения или прививки от страха. Потом украшали профессиональные сказочники. Потом корректировали моралисты, борцы за права детей, идеологи, ранимые люди и так далее.
Похожие прививки от страха мы ставили себе в детстве — Черная Рука, гроб на колесиках, желтое пятно… Тоже фольклор. Обширное поле для трактовок.
А теперь пожалуйте в наш чат. На этот раз просим вспомнить страшные истории из детства, которые необходимо рассказывать ночью в пионерском лагере. Сломанный телевизор, Пиковая дама, сбежавшая обезьяна и прочая Черная Рука приветствуются. Особо любопытно, как эти истории менялись в зависимости от поколения. Чем дети пугают друг друга сейчас?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by