Термин тезис на слуху у каждого, кто писал в школьные годы сочинение по литературе. Некоторые помнят его с университетских времен, когда студентам давали задание сделать краткую выжимку из сказанного на лекциях или составить план работы. Что такое тезис в сочинении, какие виды бывают и как правильно его написать, рассмотрим подробнее.
Содержание:
- Что такое тезис в сочинении
- Виды
- Формулировка тезиса в сочинении рассуждении
- Основные требования
- Как писать тезисы
- Тезисный план
- Структура
- Примеры написания
Что такое тезис в сочинении
Понятие «тезис» с греческого языка переводится как «установка, утверждение». Слово широко используется в сфере науки, философии и искусстве. В литературе оно выполняет роль обозначения самых значимых рассуждений, мыслей, понятий. Тезисом называют ту часть текста, в которой соблюдена краткость и ясность мысли.
К примеру, человек написал объемный текст-размышление, которое разделено на логические абзацы. Чтобы не тратить время на длительное чтение, основные мысли он тезисно выделяет. В таком формате сочинение будет оценено за несколько минут. Читающий сможет понять содержание, а самые интересные моменты изучить досконально.
Таким образом, тезисами называют главные мысли, кратко обозначенные по тексту сочинения в одном или нескольких предложениях. Это сокращенный вариант написанной статьи, который помогает разобраться в ее сути и ключевых утверждениях.
Важно не путать в сочинении три составляющие: тезис, аргумент и вывод. Отправной точкой в рассказе является именно тезис. В него могут закладываться прямые цитаты, которые облегчают понимание сути сочинения.
Виды
Тезисы для сочинения формируются в зависимости от структуры материала, его параметров. Есть три вида тезисов:
- Основные. Выделяется центральное событие и выводы по теме.
- Простые. Включают аспекты без пояснений: утверждения и отрицания. Дополняют основные тезисы, расширяют основополагающие мысли.
- Сложные. В них входят простые и основные тезисы. Главная задача — аргументировать ранее выдвинутые утверждения. Это делается краткой дополняющей выжимкой по ключевым аспектам.
Формулировка тезиса в сочинении рассуждении
Сочинение в форме рассуждения призвано доказать читателю ту или иную точку зрения. Важно убедить его в излагаемой мысли посредством разбора текста на составляющие. Сложные цитаты, грузные деепричастные выражения необходимо разбить на мелкие и понятные.
Примеры тезисов для сочинения рассуждения должны демонстрировать умение размышлять не только логически, но и подключать духовное чувствование. Соблюдение четкой структуры — главный шаг к лаконичному и цепляющему тезисному плану.
Сначала выдвигается конкретное рассуждение, которое четко обозначает непреклонную позицию автора. Конец предложения включает в себя четкий вывод из всего сказанного. Все части тезиса должны иметь логически выстроенную структуру. Не допускаются повторы в аргументированных абзацах.
Как правильно составлять формулировки тезисов в виде рассуждений? Отправной точкой для решения поставленной задачи является четко обозначенная мысль. Затем приводятся наглядные и убедительные аргументы. Под конец делается логичный и лаконичный вывод, затрагивающий формулировку главного вопроса.
Пример формулировки тезиса по литературе в манере рассуждения на музыкальную тематику:
- Тезис: музыка — это не бездумное развлечение. Почему?
- Аргументы, отвечающие на поставленный вопрос:
- Музыка духовно развивает и обогащает внутренний мир человека.
- Она пробуждает в людях светлые чувства и воспоминания.
- Приносит утешение, бодрит в тяжелых жизненных ситуация.
- Музыка — лекарь душ. Время и расстояние для нее не помеха.
- Вывод: слушать музыку нужно душой, духовно обогащаясь и напитываясь ее энергией.
Основные требования
Написание тезисов для сочинения должно производиться с соблюдением требований:
- Цель. Необходимо ответить на вопрос, в чем нужно убедить читателя. Как это сделать при помощи правильно сформулированных мыслей, чтобы донести истинность или ложность высказываний.
- Тема сочинения — основа составления тезисов. Тематика окутывает идею текста и концентрирует его для формирования мнения.
- Сбор дополнительной информации. Для аргументации тезисов нужно подкрепить свое мнение доводами.
- Ключевые слова. Текст составляется грамотно и понятно для читателя. Для этого за основу берутся слова, составляющую смысловую нагрузку всего тезиса.
- Аргументация. Тезисы должны содержать знаменитые высказывания авторов, примеры из жизни, определенные факты. Аргументы могут быть логическими и психологическими. Первый вид базируется на здравом смысле, а второй красочно передает чувства и эмоции.
- Конкретизация. Не следует использовать общие фразы, которые не несут явного смысла. Каждое предложение должно быть исчерпывающим для понимания сути сочинения.
- Количество предложений-тезисов для небольшого сочинения должно укладываться в 2 — 5 предложений. Можно превышать это количество, если нет возможности сделать краткую выжимку. Например, при разборе сложных явлений природы или медицинских понятий.
Как писать тезисы
Для сочинения бывает достаточно сформулировать один тезис. Но если работа обширная и многогранная, то разрешается объем предложений расширить. В некоторых случаях, даже короткое сочинение приходится раскрывать несколькими тезисами. Например, для раскрытия темы «Преступление и наказание» потребуется отдельно рассмотреть эти слова. Нельзя это сделать в рамках одного предложения.
Тезисы как в эссе, так и в другом литературном жанре делят на категории:
- Аргументация сюжетной линии.
- Аргументация конкретного эпизода.
В зависимости от тематики подбираются вопросы, утверждения и предложения с ключевыми словами.
Тезисный план
В русском языке под тезисным планом понимают способ структурирования текста. План раскрывает суть и цель работы. Он должен быть конкретным, понятным для обывателя. Это помогает вникнуть в проблематику обсуждаемого текста и раскрыть его многогранность.
Текст тезисного плана сочинения бывает:
- Цитатный.
- Назывной.
- Вопросный.
С их помощью удается упорядочить разнонаправленную информацию, свести ее к общей проблеме и обозначить суть. Перед составлением тезисов определяется главная мысль, которая составит основу тезисного текста.
После формулирования тезисов их нужно пронумеровать. Оставить нужно те варианты, которые полно и конкретно передают суть сочинения. Все остальные либо убрать, либо аккуратно присоединить к оставшимся. При этом содержание не должно повторяться, дублирующие слова убираются.
Удачными тезисами можно назвать те, которые полно раскрывают содержание работы и при этом вызывают желание прочитать сочинение. Эффектные тезисы легко воспринимаются на слух, не содержат сложноподчиненных предложений и двусмысленных фраз. Безусловно, никакой воды, орфографических и пунктуационных ошибок быть не должно.
Структура
Чтобы грамотно писать тезисы, нужно умение рассуждать и делать логические выводы. Приводимые аргументы должны цеплять и пробуждать интерес читателя. Выполнить эти условия помогает выстроенная структура текста. Если писатель сам не может понять, какой момент наиболее значимый в сочинении, то ему будет сложно выполнить качественную работу.
После выделения главной и цепляющей мысли переходят к ее аргументации. Автор для себя отмечает основные моменты, которые нужно передать посредством слов. Выстраивание четких предложений позволяет перейти от вопроса плавно к ответу.
Доводы могут строиться на общеизвестных фактах, но не затрагивать теоретическую часть. Бездоказательные моменты в тезисах портят общее впечатление о работе, снижают интерес читателя.
Вывод, завершающий авторскую позицию, не менее важен. Он строится на подтверждении ранее сказанных слов в сочинении. Это своеобразное подытоживание, которое должно цеплять своей точностью и неоспоримостью. Вся структура проверяется на читабельность. Произношение отдельных слов и их сочетаний происходит без надрыва. Читатель не должен запинаться об угловатые конструкции и сложно произносимые выражения.
Структура тезисов для литературного сочинения должна укладываться в следующую схему:
- тезис;
- первый аргумент;
- второй аргумент;
- третий и более аргумент, если это требуется для раскрытия темы;
- лаконичный вывод.
Примеры написания
При написании темы «Искусство и ремесло» вышло объемное сочинение-рассуждение, которое требуется тезисно передать. Как найти ключевые моменты повествования, чтобы раскрыть его глубину и показать читателю важность обсуждаемой темы? Необходимо составить цепляющую формулировку, которая не оставит равнодушным в силу весомости и интригующего сравнения.
Пример 1
Хорошим примером послужит фраза-тезис: Ремесленников миллионы, творцов — единицы.
Это не бесспорное утверждение. И именно в этом его привлекательность. Большинство читателей согласятся с этой фразой. Но в то же время, у них возникнет вопрос: на основании каких фактов сделан этот вывод. Предвидя реакцию читателя, мы продолжим обосновывать тезис, подкрепляя его аргументами. Сформулируем их так:
- Ремеслу нужно учиться. Творцом ты можешь лишь родиться.
- Ремесло создано для заработка. Творец не может брать деньги, так как искусство для него — это душевный порыв.
- Ремесло превращается в искусство, если ему отдаешься душой, проявляешь многогранность и талант. Искусство без душевного порыва превращается в работу, утрачивает свой свет и становится ремеслом.
Обозначенные аргументы довольно емкие по своему содержанию. Они наполнены психологическим и логическим смыслом, поэтому воспринимаются читателем и искренне заинтересовывают. Если далее к каждому аргументу привести литературный пример, то доказательная часть текста будет исчерпывающей.
Подчеркнут сказанное знаменитые повести А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», Н.В. Гоголя «Портрет», пьеса «Лес» непревзойденного Н.А. Островского, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и пьеса «Чайка» А.П. Чехова.
Приведем пример ситуации из «Мастера и Маргариты», где главный герой оказался противопоставлен официальным писателям того времени. Некий Алоизий Магарыч, состоящий в Доме литераторов, оказался завистливым человеком. Он может работать только своим длинным языком. На бумаге не отражается искусство, так как Магарыч пуст изнутри. Не может он сотворить ценных произведений, так как нет внутреннего света, творческого порыва и всецелой отдачи.
Магарыч противопоставлен в произведении ремесленником. Его единственным «достижением» за все время повествования стало анонимное письмо с доносом. В нем факты изложены сумбурно, нет четкой ясности сказанного. Откуда взяты утверждения — тоже непонятно. Никак нельзя назвать этого персонажа творцом.
Антипод Магарыча — Мастер. Ему удается завлечь читателя своей искренностью, широкой душой и неимоверным талантом. Этот персонаж в своих письмах затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Его произведения обладают великой силой любви. Вот это и называют настоящим искусством.
Пример 2
Краткое и емкое сочинение на тему «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса: Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда.
Вводная мысль подкрепляется следующими аргументами:
- Мечта, которая витает в голове, но не подкреплена конкретными действиями обречена на выгорание. Она бесплодна и, в конце концов, конечна.
- Пустые мечты всегда приводят к разочарованию.
- Мечта — это вдохновение, подкрепленное трудом.
Подчеркнут сказанное литературные персонажи из поэмы И.А Гончарова «Обломов» и Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Обломов Гончарова — наиярчайшая иллюстрация мечтательного человека, который не прикладывает никаких усилий для осуществления задуманного. Его грезы настолько велики, что могут в мыслях перестроить всю Россию. Но на деле Обломов не достиг вообще никаких вершин. Его мечты пусты, таланты не сбывшиеся. Реальность стала такой, какой он сам себе ее и напророчил бездействием и витанием в облаках.
Друг же нашего несчастного героя Штольц не мечтал напрасно. Он воплощал свои задумки в реальность. именно решительные действия привели его к фееричному результату. И именно эти герои передают смысл тезиса «Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда» максимально емко и правдиво.
Таким образом, тезис — чрезвычайно важный элемент для раскрытия сочинения. Он подкрепляется убедительными аргументами и достоверными фактами. В совокупности получается емкое и полное обоснование всего содержания с обоснованными выводами.
Как успешно написать итоговое сочинение по литературе? Этим вопросом задается, пожалуй, каждый школьник. Для начала разберемся, что вообще представляет собой такая форма письменной работы.
Изложение мыслей или мнения по какому-либо вопросу с приведением тезисов, а также аргументов в пользу того или иного утверждения это залог получения отличной оценки. Написание итогового сочинения по литературе 11 класс является одним из обязательных испытаний, в частности, для допуска к ЕГЭ. В статье мы подробно объясним, как успешно составить план итогового сочинения….
Как писать сочинение по литературе?
На уроках русского языка и литературы письменное изложение мыслей является одной из форм проверки умений и навыков учащихся. Для того, чтобы оно получилось грамотным и интересным, необходимо придерживаться нескольких пунктов.
Тема
Как начать сочинение по литературе? Сперва нужно задуматься и выбрать подходящую тему. Если учащемуся предоставляется несколько вариантов на выбор, внимательно просмотрите каждый и подумайте, какой из них наиболее привлекателен для вас.
Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения.
Если же вам не предоставили выбора, то и в этом случае можно написать качественный и интересный текст.
Вступление
Возможные виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе:
- Академическое: «Вершиной творчества автора стало произведение …, о котором и пойдет речь.»
- От первого лица: «Тема … была выбрана мной не случайно.»
- Цитатное: «Что вы, что вы над собой сделали!» вопрошает Соня Мармеладова. Стоит задуматься над этими словами, ведь эта крылатая фраза может быть применена ко всем героям романа Достоевского.
Очень выгодно смотрится работа, вступление которой начинается с риторического вопроса. Этот ход можно использовать не только во вступительной части, но и в других структурных элементах текста.
Тезис
После выбора темы приступайте к составлению тезисов. Что такое тезис? Это краткая формулировка вашей главной мысли или идеи. Например, если тема сочинения звучит как: «Что такое дружба», то тезисом к ней может быть следующее утверждение: «Дружба – это союз нескольких людей, основанный на полном доверии и взаимовыручке».
Аргументы
Любой тезис требует аргументов. Утверждение можно как подтвердить, так и опровергнуть. Аргументы к итоговому сочинению следует формулировать объективно.
То есть, если вы являетесь радикальным сторонником определенной идеи, а тема звучит как «Спорт: аргументы за и против», нельзя придерживаться только одной точки зрения и полностью опровергать другую.
Необходимо привести минимум по 2-3 аргумента, как в пользу данного тезиса, так и против.
Оценка
В некоторых изложениях требуется не просто аргументировать высказывание, но и выразить собственное мнение по этому поводу. В таком случае необходимо четко сформулировать свое отношение к какой-либо идее, при этом не принимая строгой позиции «за» или «против». Например: «Я согласен с автором в данном вопросе, однако нельзя отрицать существование противоположной точки зрения».
Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.
Как закончить сочинение?
В завершении изложения необходимо подвести итог всего сказанного. Здесь нужно обобщить основные выводы и перефразировать вступление, подводя тем самым логический итог.
Оформление
К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста.
Структура итогового сочинения
После выделения основных тезисов и аргументов, необходимо структурировать свои мысли в соответствии с типовым планом работы. Оформлять текст следует в соответствии со следующим планом:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение / вывод.
Основная часть состоит из:
- тезис,
- аргументы за,
- аргументы против,
- личное мнение.
Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки.
План итогового сочинения
Цитаты
Каждый тезис в сочинении по литературе необходимо подкреплять примерами. Это могут быть выдержки из художественных текстов, строки из стихотворений, а также цитаты поэтов, писателей или литературных критиков.
Цитаты для итогового сочинения необходимо оформлять в соответствии с правилами оформления прямой речи в русском языке. Если фраза приводится не полностью, пропущенные слова в высказывании замещаются многоточием.
Речевые клише и слова-связки
Для оформления логической связи высказываний, каждое предложение нового абзаца должно содержать слова-связки. Они помогают создать логический переход от одного предложения к другому, не теряя нити повествования.
Еще один обязательный пункт – речевые клише для итогового сочинения:
Как выразить актуальность проблемы, раскрываемой автором:
- В своем произведении писатель поднимает важную на сегодняшний день проблему…
- Писатель затрагивает актуальную проблему…
- Одна из проблем, рассматриваемых автором, касается…
- Поднимаемая автором проблема остается актуальной и в наши дни
- Среди всех проблем, предложенных в тексте, для меня наиболее актуальной является …
- Проблема … всегда была актуальна для человечества
- Публицист отмечает важность…
- Тема … прослеживается во всем творчестве писателя
Как установить тему и идею текста:
- Автор статьи раскрывает тему…
- В произведении рассказывается о…
- Тема …, которую развивает автор, близка каждому…
- Тема текста близка и понятна всем…
Как обосновать авторскую позицию:
- Следующее утверждение точно выражает авторскую точку зрения: …
- Позиция автора такова: …
- Автор занимает … позицию …
- Эта мысль выражает точку зрения писателя: …
Как выразить собственное мнение:
- Трудно не согласиться с публицистом …
- Невозможно отрицать правоту автора …
- Нельзя не согласиться с точкой зрения автора
- Автор задает множество сложных вопросов, ответить на которые однозначно невозможно.
Объем сочинения
Строгие требования к объему написанного текста предъявляются, как правило, только на государственном экзамене в 11 классе. Итоговая экзаменационная работа должна содержать не менее 350 слов.
Внимание! Если количество слов не превышает 250, вся работа оценивается в ноль баллов. Максимальное количество слов не устанавливается.
Примеры
Проанализируем образец сочинения по литературе, написанного учеником 11 класса:
Как видим, первый абзац является введением и, вместе с тем, тезисом. Второй абзац также приводит еще один тезис, кратко формулирующий определение понятия истории. В следующих частях текста учащийся дает аргументы, подкрепляющие ранее приведенный тезис.
Фраза «как я думаю», употребленная в предпоследнем абзаце работы, вводит личную точку зрения учащегося. Последний абзац с использованным клише «подводя итог», вводит заключающее предложение.
При этом автор использует риторические вопросы («Ведь кем мы будем без знания своей истории?», цитирование, эпитеты (стойкий, мужественный, непоколебимый) и другие художественные приемы. Использование таких средств создания экспрессивности позволяет выстроить полную композицию текста. Объем работы также соответствует заявленному минимуму.
Общие рекомендации
Подведем итоги. Подготовку к сочинению по литературе следует начинать с изучения деятельности автора, произведение или биография которого будет описываться в тексте.
Для успешного написания итоговой работы, необходимо четко определиться с темой. Она должна вызывать интерес и быть знакомой учащемуся.
Для того, чтобы работа содержала все необходимые структурные элементы, составьте план, которого будете придерживаться в процессе работы. Он должен состоять как минимум из трех пунктов: введение, заключение, основная часть.
Не забудьте об использовании слов-связок, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.
В начале работы обязательно сформулируйте один или несколько тезисов. Тезис является своеобразным индикатором того, что учащийся понимает то, о чем пишет, и может сформулировать проблему по предложенной теме. Каждый тезис подкрепляется аргументами, либо опровергается при помощи использования все тех же аргументов «против».
Цитаты для итогового сочинения также могут быть использованы в качестве аргументов, однако следите за правильным оформлением цитирования в тексте.
Если о проведении итоговой работы вас предупредили за несколько дней, следует подготовиться заранее. Для этого можно воспользоваться учебной литературой о данном авторе или аналогичной практикой. Аналогичная практика представляет собой уже готовые работы учащихся, оцененные высоким баллов в ходе проверки. Их можно проработать и взять за основу.
Списывать отрывки из чужого текста крайне не рекомендуется. Экзаменатор точно выявит плагиат в вашей работе. Если же подобное случится на ЕГЭ, весь экзамен будет оценен в ноль баллов. Примеры сочинений по литературе в декабре можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, а также на любом тематическом портале сети Интернет.
Итоговое сочинение: общие рекомендации
Готовимся к итоговому сочинению 2017/2018. План сочинения, критерии оценивания.
Вывод
Текст пишите вдумчиво. После написания, тщательно проверьте его на наличие грамматических, синтаксических и орфографических ошибок. Особое внимание уделите проверке написания имен собственных, названий произведений и прочего. Отличное написание сочинения по литературе в 11 классе станет залогом поступления ученика в выбранный ВУЗ.
Это интересно! Проблема статуса и место индивидуума в мире: человек и общество — сочинение рассуждение
Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис.
Тезис – это не введение, не путайте. Тезис – это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезису мы подбираем аргументы.
Все темы сочинения можно условно разделить на три группы:
- Номинативное предложение (ключевые слова)
- Вопрос
- Цитата
В зависимости от этого тему нужно раскрывать по-разному.
Начнем с ключевых слов. Такие темы служат почвой для размышлений, но не требуют конкретного итога, то есть вы можете двигаться в любом направлении и прийти к любому тезису, главное опираться на ключевики.
Пример:
Тема: Мамина любовь
Тезис: Я считаю, что мамина любовь – самое сильное чувство на свете.
Аргументы: «Дочь Бухары», «Матерь человеческая» (мама любит ребенка несмотря ни на что и готова ради него на все)
Можно прийти и к другому тезису: Мне кажется, что чрезмерная любовь к ребенку может навредить ему.
Аргумент: «Недоросль» Мать баловала любимого сыночка, не видела в нем недостатков, и он вырос невоспитанным и эгоистичным.
Тема: Вкус победы
Тезис: Мне кажется, что победа не всегда приносит радость, порой у нее горький вкус
Аргументы: «А зори здесь тихие», «Судьба человека» (Герои одержали победу над фашистами, но какой ценой? Радость победы смешалась со скорбью о близких), «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (Печорин и Онегин победили в дуэли, но это не принесло им радости)
Тема: Цена ошибки
Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это высшей ценностью на земле – чьей-то жизнью.
Аргументы: «Сашка» (Из-за неопытности Володи погибла половина взвода), «Евгений Онегин» (Онегин, не подумав о последствиях, спровоцировал Ленского на конфликт, что привело к гибели друга)
Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это собственным счастьем.
Аргументы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (герои поздно осознали любовь, о чем они сильно пожалели)
Теперь разберемся с темой-вопросом. Вопросы могут быть открытыми (на него нельзя ответить да или нет. Например, когда ты приедешь? Который час? и т.д.) и закрытыми (можно ответить да или нет. Ты приедешь? Сделал ДЗ?)
Если в качестве темы вам достался открытый вопрос, то на него просто нужно ответить. Ответ и послужит тезисом.
Тема: Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием?
Тезис: Я думаю, что выбор будет зависеть от того, насколько дорога человеку честь.
Тезис можно сформулировать иначе: Мне кажется, что, оказавшись в сложной ситуации, человек должен решить, сможет ли он спокойно жить, совершив бесчестный поступок.
Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев был готов умереть, а Швабрин предпочел стать предателем), «Сотников», «Судьба человека», «Сашка»
Если в качестве темы встретился закрытый вопрос, то свой ответ нужно пояснить (да, потому что…/нет, т.к….). Пояснение ответа обязательно, иначе тема не будет считаться раскрытой.
Тема: Всегда ли человек может контролировать свои действия?
Я думаю, находясь под влиянием эмоций/чувств человек теряет контроль над собой
Аргументы: «Леди Макбет», «Евгений Онегин» (Ленский в гневе, не подумав, вызвал Онегина на дуэль), «Моцарт и Сальери» (Зависть затмила разум Сальери, и он отравил друга), «Капитанская дочка» (Швабрин был одержим ненавистью и жаждой мести).
Самые сложные темы, на мой взгляд, – это цитаты. Для себя я поделила высказывания величайших людей на «понятные» и «непонятные».
В первом случае достаточно мысленно согласиться с автором и объяснить почему вы согласны.
ВАЖНО!!! ни в коем случае не пишите в сочинении фразу: «Я согласен с автором…», это итоговое сочинение, а не ЕГЭ. Такой вариант допустИм только в случае, если вам совсем нечего больше написать.
Тема: Юность — пора ошибок.
Цитата довольно простая: в юности человек совершает бОльшую часть ошибок. А почему? Ответ будет являться тезисом.
Тезис: Я думаю, что большую часть ошибок человек совершает именно в юности, потому что в этом возрасте мы вступаем во взрослую жизнь, но совершенно не имеем опыта.
Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев вырвавшись из-под надзора родителей, напился, проиграл деньги, обидел Савельича, но получил урок на всю жизнь). «Ионыч» (Юная Катя считала, что карьера важнее семьи, но она заблуждалась)
Но встречаются и сложные цитаты, смысл которых сложно понять, или тяжело подобрать аргумент. В данном случае высказывание нужно «расшифровать», перевести на доступный язык. Дальше 2 пути: либо «расшифровка служит тезисом, либо мы опираемся на фразу, которая у нас получилась, а тезис – это пояснение.
Тема: Любовь — волшебный цветок, но нужно быть очень смелым, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его.
Край пропасти – это риск
Сорвать цветок – значит влюбиться
А чем рискует влюбленный человек? Он рискует не получить взаимности и остаться с разбитым сердцем.
Так и запишем в тезисе: Я считаю, что влюбиться может только смелый человек, потом что он рискует остаться с разбитым сердцем.
Аргументы: «Гранатовый браслет», «Леди Макбет», «Солнечный удар». Можно написать про Печорина, может он закрывался от чувств, потому что боялся?
После того, как вы сформулировали тезис, можно приступать к следующему действию – составлению плана
Итоговое сочинение является необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).
Выпускник должен продемонстрировать свое умение создавать экспромтом самостоятельный, грамотно оформленный, развернутый текст (не менее 250 слов) в соответствии с выбранной темой сочинения (из 5 предложенных). Максимальное количество слов в итоговом сочинении не устанавливается, однако в определении объема своего текста обучающийся должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Это время позволяет выпускнику показать не только опыт написания связного текста, но и умение планировать и распределять свое время. К оцениванию допускается только то сочинение, которое соответствует установленным требованиям: «объем итогового сочинения» и «самостоятельность написания итогового сочинения».
Оценивается итоговое сочинение по пяти критериям:
- Соответствие теме;
- Аргументация, привлечение литературного материала;
- Композиция и логика рассуждения;
- Качество письменной речи;
- Грамотность.
Особенность итогового сочинения заключается в том, что оно носит надпредметный характер, поэтому позволяет выпускнику в рамках выбранной темы свободно рассуждать по поводу этико-нравственных, философских, психологических и социальных проблем. В качестве примеров для аргументации можно привлекать любой опубликованный литературный источник: художественную, документальную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, литературную критику и другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточно всего одного примера, но необходимо представить его в полной мере.
Особенности подготовки к итоговому сочинению
Подготовка к итоговому сочинению начинается с 5 класса. Все это время учащиеся нарабатывают опыт в написании сочинений, пополняют свой литературный багаж, обзаводятся собственным мнением относительно конкретных философских и социальных проблем.
При подготовке к итоговому сочинению следует уделить особое внимание многостороннему анализу художественных и публицистических текстов. Существенное значение имеет определение темы текста, логического и композиционного замысла, проблемы, поднятой в тексте, и отдельных риторических приемов. Следует также регулярно выполнять письменные задания на основе изучаемых литературных произведений.
Кроме того, при подготовке к итоговому сочинению выпускник часто сталкивается с проблемой понимания философских и нравственно-психологических понятий, которые встречаются в формулировках тем. Поэтому нужно заранее изучить значение таких понятий, как гармония, наставление, честь, долг, самопожертвование, бесчестие, диссонанс, созвучие, подвиг и др.
Сочинение-рассуждение
При подготовке следует уделить особое внимание сочинению-рассуждению, ведь именно этот жанр используется в итоговом сочинении. Сочинение-рассуждение – произведение, в котором отражаются особенности мыслительной деятельности учащегося, его знание мирового литературного наследия и умение ориентироваться в том, что он прочитал за всю свою жизнь.
Рассуждение – это логично изложенные мысли, подкрепленные доказательствами, связанные аргументами и перерастающие в убедительные выводы. Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. Как правило, в начале рассуждения помещается тезис – утверждение, правдивость которого необходимо доказать при помощи аргументов. Поэтому перед началом работы над сочинением нужно четко сформировать для себя мысль, которую потребуется доказать.
Модель сочинения-рассуждения можно представить так: тезис – доказательство (аргументы, факты) – вывод.
Из чего состоит итоговое сочинение?
Итоговое сочинение имеет ту же структуру, что и любое другое сочинение, относящееся к жанру рассуждения. Главное помнить, что все части сочинения должны быть связаны между собой по смыслу и изложены в логической последовательности.
План итогового сочинения
- Вступление (тезис);
Начиная писать итоговое сочинение, выпускник должен выразить свое отношение к проблеме, обозначенной в теме. Можно начать с цитаты, которая соответствует заданной теме, и прокомментировать ее. Можно начать с вопроса, который ставит под сомнение тезис, озвученный в теме. Также допустимо сразу выразить свое мнение относительно поднятой в теме проблемы.
- Основная часть – аргументы (примеры, факты, цитаты);
В основной части сочинения выпускнику необходимо доказать правоту своей точки зрения. Для этого можно использовать опыт известных людей, примеры из литературы, мнения литературоведов и т.д. Каждый аргумент следует выделить в отдельный абзац и в конце каждого абзаца сделать микровывод. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы – тем лучше. 3. Заключение.
В заключении необходимо подвести итоги всему вышесказанному. Нужно описать, какое значение имеет поставленная в теме проблема конкретно для автора сочинения и для всего общества, предложить методы для ее разрешения.
Важно: вступление + заключение = 1/3 всего сочинения.
Как правильно писать итоговое сочинение?
Прежде всего, необходимо прочитать пять предложенных тем, и выбрать ту, в которой лучше всего ориентируешься. Для этого нужно сразу подумать о том, какую главную мысль можно доказать в сочинении конкретно на эту тему и какой литературный материал можно привлечь в качестве аргументов.
Затем нужно сформулировать вопросы, на которые можно дать ответы во время рассуждения. Записывать их необходимо на черновике, а на чистовик переписать в самом конце готовое и проверенное сочинение. Далее нужно сформулировать несколько тезисов и подобрать к ним аргументы, избегая резких фраз и выражений при доказательстве.
Окончив подготовительную работу, следует перейти непосредственно к написанию сочинения. Вначале пишется вступление, затем основная часть, где каждый аргумент занимает отдельный абзац. Заключение должно быть логически связано со вступлением, поэтому перед подведением итогов следует еще раз прочитать начало сочинения, для того чтобы ответить на вопрос темы.
Написав заключение, нужно прочитать все сочинение от начала до конца, обратив внимание на то, чтобы все тезисы были подкреплены аргументами, а переходы от одной части сочинения к другой были логичными. После исправления речевых и грамматических ошибок можно переписывать сочинение на чистовик. На проверку и переписывание сочинения необходимо оставить не менее 30-40 минут из отведенного времени.
И самое главное – сохранять во время экзамена спокойствие, быть уверенным в собственных силах и помнить, что все получиться!
Алгоритм написания итогового сочинения
- Ознакомиться с инструкцией для участника итогового сочинения.
- Внимательно прочитать тему сочинения.
- Выделить в теме ключевые слова, в которых содержится главный смысл.
- Задать к теме вопрос и выделить основную проблему, которую необходимо раскрыть в сочинении.
- Записать на черновике проблему (главный вопрос), с которой нужно начать вступление.
- Записать на черновике главную мысль, с которой будет начинаться основная часть.
- Сформировать на черновике 3-4 тезиса для основной части.
- Подобрать примеры из прочитанных произведений, которые подходят в качестве аргументов для сформированных тезисов.
- Составить на черновике примерный план сочинения.
- Написать на черновике вступление и основную часть сочинения.
- Перед написанием заключения перечитать вступление, а затем написать выводы, отвечая на вопрос темы.
- Проверить не менее 2 раз написанное на черновике сочинение.
- Исключить повтор одних и тех же мыслей.
- Обратить внимание на логику переходов от одной части к другой.
- Исправить в тексте речевые и грамматические ошибки, еще раз прочитать написанное сочинение.
- Переписать написанное сочинение на чистовик.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише – это шаблонные фразы или устойчивые словосочетания, легко воспроизводимые в определенных контекстах.
Для вступления
- Разумеется, у каждого из нас своё мнение относительно данной проблемы. Попробую выразить свое мнение.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Мне кажется…
- Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит… Я считаю, что…
- «…» — я считаю, в этих словах заключается ответ на вопрос, поднятый в теме сочинения.
- Люди часто думают о том, что…
- Каждый из нас сталкивался…
- Проблема … остается актуальной во все времена.
- Зададимся вопросом: почему …?
- Говоря о…, нельзя не заметить…
- Невольно задаешься вопросом: зачем …?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться…
- Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос…
- Тема … волнует человечество с давних пор, ведь в ней поднимаются проблемы, которые остаются актуальными во все времена.
- Нельзя не отметить, что тема … имеет большое значение для …
- Всем известно, что…
- Наверное, эта тема близка каждому из нас.
- С давних времен человек размышлял о …
Для перехода к основной части
- В доказательство данной точки зрения можно привести аргументы из художественной литературы.
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Обратимся к произведению…
- Самым ярким примером … является…
- Размышляя о …, не могу не обратиться к произведению…, в котором …
- Многие авторы затрагивали проблему…
- Правильность данного утверждения можно обосновать при помощи примеров из художественной литературы.
- Эту закономерность можно легко доказать, обратившись к …
- Многих авторов волновала данная проблема, к примеру …
- Рассмотрим примеры, которые позволяют основательнее разобраться в данном вопросе.
- Для того чтобы более точно сформулировать свое мнение, приведу в качестве аргументов литературные произведения …
- Не подлежит сомнению тот факт, что …
- Моя позиция по данному вопросу такова: …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Обратимся за доказательствами к …
Для аргументов
- Тема … затрагивается в рассказе/романе/повести …
- Примером такого человека является … — главный герой …
- Мысль о необходимости … выражена и в рассказе/романе/повести …
- Вспомним героя рассказа/романа/повести …
- Обратимся к рассказу/роману/повести …
- Судьба главного героя … представляет собой лучшее доказательство …
- К примеру, эту тему поднимал в своем произведении …
- Многие авторы пытались найти ответ на вопрос …, в том числе и Ф.И.О.
- Эта проблема очень волновала писателей 18/19/20 века, в том числе и Ф.И.О.
- Вспомним рассказ/роман/повесть Ф.И.О.
- В поисках ответа на этот вопрос, я бы хотел обратиться к произведению …
Слова-связки
- Таким образом
- Однажды
- Другими словами
- Иначе говоря
- Следовательно
- Соответственно
- Без сомнения
- Например
- В частности
- Изначально
- Также
- Подобным образом
- По крайней мере
- В любом случае
- В то время как
- В отличие от
- Прежде всего
- В противном случае
- Наконец
- Сначала
- Затем
- После
- Потом
- После этого
- Учитывая
- В итоге
- В результате
- Таким образом
Для заключения
- Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что …
- Таким образом, следует …
- Можно бесконечно размышлять на данную тему, но главное …
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод …
- Невольно напрашивается вывод …
- Приведенные примеры дают возможность прийти к заключению …
- В заключение хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу отметить …
- Заканчивая рассуждение на тему …, хочется сказать …
- Нельзя не согласиться с тем, что …
- Аргументация подтверждает то, что …
- Размышляя над темой …, я пришел к выводу …
- Все приведенные мной аргументы убеждают в том, что …
- Хочется верить, что …
- Так давайте не забывать о … !
- В заключение, мне хотелось бы подчеркнуть …
- Подводя итог, хочется сказать …
- К какому же выводу я пришел, рассуждая над темой … ?
- Я считаю, необходимо …
Алёна Базан | Просмотров: 1k | Оценить:
Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:
- Как писать итоговое сочинение?
- Какой алгоритм написания сочинения?
- Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?
Структура итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 3
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
III. Заключение (60-70 слов)
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
- ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого абзаца написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.
Материалы для подготовки к итоговому сочинению:
- 5 направлений итогового сочинения от ФИПИ 2020/22: цитаты, аргументы, литература, темы.
- Клише для итогового сочинения по литературе.
- Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ.
- 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ.
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы.
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена.