Что такое технологии для сочинения

Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс. 1. человек путешествующий: дорога в жизни

Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru

Связанные страницы:

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Правительство направит полмиллиарда рублей на новую туристическую программу для школьников

Образование | Вчера, 15:54

В этом году в России будет запущена новая программа, направленная на повышение доступности и популяризацию туризма для школьников. Её главная цель – познакомить ребят с историей родного края в рамках небольших путешествий. Распоряжение о распределении на эти цели 500 млн рублей и постановление о правилах их предоставления регионам подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2022

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух
частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть
ЕГЭ по русскому языку, то есть 

27
задание
.

Что ФИПИ
хотят увидеть в сочинении?

В
этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

1.   Найти
и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.

2.   Написать
два комментария: пример + их пояснение + смысловая связь между ними.

3.   Написать
позицию автора данного текста.

4.   Написать
своё отношение к словам автора и пояснить его.

5.   Написать
не меньше 150 слов.

6.   Не
увлекать чрезмерным цитированием.

Максимальный
балл за 
27
задание
 – 24.

Но
при этом сочинение не должно:

1.   Являться
полностью пересказанным или переписанным текстом.

2.   Быть
написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.

При
несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

План
сочинения

Структура
(план) сочинения:

1.   Написание
правильной проблемы.

2.   Первый
комментарий.

3.   Второй
комментарий и смысловая связь.

4.   Мнение
автора, его позиция.

5.   Собственное
отношение к данной проблеме и его пояснение.

6.   Вывод.

Постановка
проблемы

Это
план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

1.   Внимательно
прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём
он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.

2.   После
определения темы, задайте себе такие вопросы:
 «Что
хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и
подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается
на протяжении всего текста?».

3.   Определив
примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных комментария. Если у
вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту
2.

Иногда
в определении проблемы помогают 
задания
21
 и 26.
В них могут быть намёки на возможную проблему. 
НО используйте
этот способ только как подсказку.


Типичные клише для постановки проблемы

План сочинения: типичные клише для постановки проблемы

Первый,
второй комментарий и связь между ними

После
проблемы пишем комментарии.
Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

1.   Найти
в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.

2.   Дайте
к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.

3.   Укажите
связь между двумя комментариями. Она может находиться, как после первого
комментария, так и после второго.

4.   Перечитайте
написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную
проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.

Клише для
написания примера-иллюстрации:

Для
публицистического текста

  • Для подтверждения
    проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
  • Особое внимание
    стоит обратить на такие слова писателя о…

Для
художественного текста

  • «Цитата» – пишет
    автор текста.
  • Обратим внимание
    на следующие мысли / поступки героя…

Клише для
пояснения примера-иллюстрации:

Для
публицистического текста

  • Смысл данных слов
    заключается в следующем: …
  • Данное
    высказывание доказывает, что…

Для
художественного текста

  • Слова, мысли,
    поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события
    писатель описывает для…

Пример
иллюстрации с пояснением:

1.   «Особое
внимание стоит уделить таким словам автора: «Но он боится сказать: «Стекло
разбил я». Смысл данных слов заключается в следующем: иногда люди, рискующие
своей жизнью ради веселья и считающие себя самыми отважными, не могут проявить
мужества в простых ситуациях, таких как признание вины».

2.   «Знаешь,
оказывается, что я не могу выстрелить в человека». – пишет автор. Данные слова
героя доказывают, что для человека превыше всего его совесть, которую он готов
оберегать любыми способами».

Связь
между комментариями — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои
комментарии можно несколькими способами:

1.   Сопоставить
их;

2.   Сравнить
их;

3.   Выявить
причинно-следственную связь;

4.   Выявить
уступки.

Сама
связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 комментария.

Клише для
связи:

1.   Оба
примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…

2.   Противопоставляя
данные примеры, автор говорит о том, что…

3.   Рассуждения
автора сводятся к выводу о…

Пример: «Оба
примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение
человека к своей профессии».

Позиция
/ мнение автора

В
этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать
проблему.

Клише для
написания мнения автора:

  • Позиция автора
    такова: …
  • Автор стремится
    донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает,
    что…

Пример:

  • Проблема – Какие чувства
    человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в
    своём тексте.
  • Позиция автора –
    Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить,
    уважать и гордиться своей родиной и родным краем.

Собственное
отношение к проблеме и пояснение

В
этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

Клише для
собственного мнение:

  • Трудно не
    согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство
    автора по отношению к…
  • Я полностью
    согласен с автором и считаю, что…

Пример: «Трудно
не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от
совершения ужасных поступков».

Собственное
мнение подтверждаем литературным аргументом.

Вывод

Вывод
– это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за
проблемой и не вводить новых идей.

Клише для
вывода:

  • Таким образом,
    автор побудил задуматься над следующей мыслью…

Пример: «Таким
образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и
уважать свою профессию».

  • Что такое тезис в сочинении по русскому языку
  • Что такое толковый рассказ
  • Что такое середович в сказке аленький цветочек
  • Что такое синонимы сочинение
  • Что такое сказка для дошкольников