Что такое сюжет рассказа

кавказский пленник одно из лучших произведений льва толстого, написанное точным, четким, ясным языком. простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу

«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.

История создания

Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.

Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.

Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.

Темы и проблемы

Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.

Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.

Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.

Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.

Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.

В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.

Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.

От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.

Композиция

Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.

Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.

В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.

Жанр, направление, размер

«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.

Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.

Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.

Средства выразительности

Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»

Образы и символы

Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».

Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.

Проблематика и основная идея произведения

Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.

Те, кто ищет ответ на вопрос в чем разница между новеллой и рассказом, должны понимать, что оба этих жанра относятся к эпическим, у них есть общие параметры (малый объем, сюжет, динамичность и яркая развязка).

Однако и различия между ними имеются, поэтому отождествлять эти два понятия будет неправильно.

Что такое рассказ?

Что такое сюжет рассказа
Начать разбор того чем отличается новелла от рассказа следует с того, что нужно дать определение этим понятием. Рассказ – это небольшое литературное произведение, повествующее о конкретном событии, которое произошло с героем.

Практически все рассказы это проза, но есть и стихотворная форма. Главная особенность жанра заключается в том, что рассказ сосредоточен на одном герое или событие.

Основу рассказа составляют детали. То есть это то, что важно. Деталями могут служить детальное описание внешности персонажа, интерьера помещения, характер или манера общения. Благодаря всему этому у читателя формируется четкий образ.

Детали оголяют нам сущность героя, через то, как она проявляется. Поэтому читатель должен обращать внимание даже на мелочи, ведь в конечном итоге они могут сыграть решающую роль.

В основном все рассказы имеют сюжет. Они повествуют о конкретном событии, которое произошло с героем. Однако можно встретить и произведения, не имеющие четкого сюжета. В качестве примера можно вспомнить «Красавицу», написанную И.А. Буниным.

Наибольшую популярность рассказы получили на стыке 19 и 20 веков. Среди отечественных авторов особенно выделяются И. Бунин, М. Горький, А. Чехов, Л. Толстой и М. Шолохов.

Что такое новелла?

Что такое сюжет рассказа
Однозначного мнения по поводу новелл нет. Многие этот термин используют в качестве синонима рассказу, думая, что это равнозначные понятия. Но специалисты склоняются к тому, что разница между ними есть и достаточно существенная. Поэтому важно знать, чем новелла отличается от рассказа.

Слово «новелла» пришло к нам с итальянского языка, и в переводе означает «новость». Для жанра также характерен небольшой размер, выраженный сюжет, нейтральность автора и неожиданная концовка.

Прародителем новелл можно считать сказки, басни и анекдоты. Но она приобрела свои очертания, и теперь от анекдота она отличается тем, что она может быть не комичной. От басни она отличается отсутствием назидательного характера. В ней нет волшебства, которое присуще сказкам.

Классическая новелла сформировалась в эпоху Ренессанса. В это время она обрела следующие характерные черты:

  • острый сюжет;
  • драму;
  • конфликт;
  • непредсказуемые повороты сюжета.

Примеры рассказа

Что такое сюжет рассказа
Отличия рассказа и новеллы лучше разбирать на конкретных примерах. Мы подобрали 7 классических рассказов российских авторов:

  1. «Беседа пьяного с трезвым чертом» авторства Чехова. Это небольшое произведение о коллежском секретаре, который выпил много спиртного и к нему явился черт.
  2. «Бродяга и начальник тюрьмы» — рассказ, который написал А. Грин. Он повествует о встрече начальника провинциальной тюрьмы с арестантом.
  3. «Кактус» А. Фета. Это автобиографическое произведение, рассказывающее о событиях 1865 года из жизни автора.
  4. «Очень коротенький роман» В. Гаршин. Это рассказ от имени молодого человека, который отправился на войну добровольцем, а вернулся оттуда инвалидом. Свой поступок он совершил во имя невесты, которая впоследствии не сдержала обещания и выбрала другого.
  5. «Чудесный доктор» А. Куприн. Это рассказ о бедной семьи, которая встретила в рождественский вечер доктора, завершившего черную полосу в их жизни.
  6. «У белой воды» С. Есенин. Рассказ о противоречиях между духовностью и греховностью.
  7. «Тупейный художник» Н. Лесков. История любви театрального парикмахера и крепостной актрису, которой оказывает знаки внимание граф.

Примеры новеллы

Что такое сюжет рассказа
В отечественной литературе из новеллистов больше всего выделяются Антон Павлович Чехов и Иван Алексеевич Бунин.

Разберем произведение второго автора «Темные аллеи»:

  1. Мало действующих лиц – всего два главных героя (Надежда и Николай Алексеевич), а также один второстепенный (ямщик).
  2. Один эпизод. Повествование идет о событии, а точнее о встрече Надежды и Николая, которые не виделись 30 лет. Всего одна встреча, а читатель узнает практически всю жизнь двух главных героев.
  3. Глубокие потрясение. Это жизненный эпизод оставляет неизгладимые впечатления у главных героев. Они сожалеют о том, что потеряли любовь, они прожили всю жизнь не так как этого хотели, а Надежда все также обижена на Николая Алексеевича. Это трагедия, которой могло бы и не быть, если бы один человек не пошел на поводу у «общественного мнения».
  4. Символизм. «Темные аллеи» — это как темные уголки человеческой души. В эти места дверь для посторонних закрыта.
  5. Неожиданная развязка. Читатель на протяжении всего времени ожидает, что влюбленные снова будут вместе, но в конце они расстаются навсегда.
  6. Нет скрытых смыслов. Все предельно просто и понятно – любовь трагична, и многое остается в памяти на всю жизнь.
  7. Новелла рассказывает о встрече, а о мотивах главных героев читатель должен догадаться сам.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что это произведение Бунина является новелла.

Отличие новеллы от рассказа

Новелла прежде всего выделяется лаконичностью. Она лишена авторских суждений, то есть писатель не рассказывает, как он относится к тому или иному событию или персонажу.

В рассказе это допускается. Косвенной оценкой можно считать описание персонажа и его характера, а также авторские отступления. Без этого не получится раскрыть тему полностью и читатель не сможет понять то или иное состояние героя.

Ведь то, как поведет себя персонаж в необычной ситуации – это основа данного жанра. Но сюжет разворачивается на протяжении небольшого временного отрезка, он привязан к определенному событию.

В новелле нет психологизмов. Главное в этом жанре неординарность события, благодаря чему получается захватывающий сюжет. Внимание читателя в большей степени сосредоточено не на герое, а на его переживаниях. Здесь нет глубоких смыслов, ведь основа – острый сюжет.

Но в рассказе хоть и мало действующих лиц, но параллельно может проходить несколько сюжетных линий. А в новелле разветвлений не бывает.




В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответствие замыслу автора.



Ключевые слова:



писатель, сатира, гротеск,






чиновник, человеческая индивидуальность, человеческое достоинство.

«Смерть чиновника» является коротким юмористическим рассказом, написанным А. П. Чеховым 25–26 июня 1883 года. Но он актуален и в настоящее время, так как чинопочитание, подхалимство, лакейство, преклонение перед должностью часто встречаются и сейчас. Удивительно, что в таком малом объёме текста писатель смог вместить огромное социальное и психологическое содержание.

Сюжет рассказа прост, как в большинстве своём у Чехова, кроме того, он довольно анекдотичен: в основе рассказа «Смерть чиновника» — анекдот о том, как Иван Дмитрич Червяков в театре чихнул и нечаянно обрызгал статского генерала Бризжалова, служащего по другому ведомству. После неоднократных попыток извиниться перед генералом чиновник умирает.

Стиль произведения во многом определяется и его жанром, с этой точки зрения «Смерть чиновника» можно рассматривать как сатирический рассказ. Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. Чехов пытался показать бесчеловечность современной ему жизни, но делал он это с иронией. Для этого писатель часто использует такие стилистические образно-выразительные средства языка, как гипербола и гротеск. Так, чрезмерный страх Червякова перед его превосходительством и его внезапная смерть явно гиперболичны. Однако благодаря этому преувеличению острее воспринимаются пороки общественной жизни России того времени.

Наиболее важным стимулом для поиска неявных смысловых компонентов художественного текста являются все случаи кажущегося отклонения его автора от естественной логики изложения: мнимые длинноты, предполагаемые нарушения правил употребления слов, кажущиеся отступления от естественной последовательности изложения и т. д.

Вспомним начало рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». На первый взгляд, многое даже в этой единственной фразе выглядит странно.

Во-первых, может ли некий человек быть более или менее прекрасным, чем вечер? Во-вторых, не оговорился ли Чехов, сказав о посетителе театра не «Он смотрел «Корневильские колокола», а «Он глядел на «Корневильские колокола»? В-третьих, не слишком ли многословен автор? Зачем в рассказе о несчастном случае с чиновником ему понадобилось сообщать о таких деталях, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к произошедшему (должность чиновника, место в театре, на котором он сидел, упоминание бинокля и, наконец, название спектакля)?

Выводов из подобных недоумений может быть только один: все кажущиеся странности этого текста неслучайны и предназначены для того, чтобы сообщить читателю что-то важное. Но, если это так, задумаемся: как можно найти то скрытое содержание, которое стремился передать своим читателям автор?

Во-первых, уже в этом высказывании на себя обращаю внимание два повторяющиеся определения: прекрасный (вечер) и прекрасный (экзекутор). Это оправданная тавтология. На первый взгляд лишенное логики сравнение «прекрасного вечера» с «не менее прекрасным экзекутором» необходимо Чехову для достижения комического эффекта. Но автор поднимает персонажа над социальными нормами. Мир прекрасен и человек прекрасен. Вот она — гармония в отношениях «мир — человек», вот они реальные истинные отношения, которые формируют истинную картину мира в сознании субъекта. Это ведет к гармонии макромира и микромира. Другое дело, что это гармония убогого внутреннего мира Червякова с не менее отвратительным состоянием общества. Для выражения этого нужен повтор.

Во-вторых, очень важно, чтобы мимо внимания читателя не прошла разница между выражениями смотреть спектакль и глядеть на спектакль. Смотреть что-либо означает «воспринимать что-либо при помощи зрения», тогда как глядеть на что-либо значит лишь «устремлять свой взгляд на какой-либо предмет». Поэтому слова Чехова о том, что Червяков «глядел в бинокль на «Корневильские колокола» не оговорка. Автор, безусловно, хотел сказать, что, устремив свой взгляд на сцену, его герой едва ли воспринимал содержание спектакля.

Вернемся к тексту рассказа и задумаемся над еще одной деталью: интересно, с какой целью Чехов сообщает нам о том, что Червяков «сидел во втором ряду кресел»? Слово кресла в Словаре русского языка под ред. А. П. Евгеньевой фиксируется: «Устар. Места в партере театра» [7].

Эта деталь еще показывает нам, что Червяков был совсем не беден: он мог позволить себе купить билет не куда-нибудь, а во второй ряд партера. Впрочем, именно поэтому его соседом и оказался генерал: понятно, что на местах для бедных чиновников генералы не сидели.

Но позвольте, разве зрители второго ряда, т. е. ряда, находящегося почти в непосредственной близости к сцене, пользуются биноклями? Теперь нам становится понятно: сообщая о бинокле, Чехов стремился подчеркнуть, что Червяков не «смотрел «Корневильские колокола», а именно «глядел на «Корневильские колокола», т. е., по-видимому, не особенно вникая в содержание спектакля, пристально разглядывал актрис.

Очевидно, что для такого времяпрепровождения присутствие жены не требуется и именно поэтому, как вытекает из последующего текста рассказа, Червяков был в театре без жены.

Таким образом, герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника», экзекутор с «говорящей» фамилией Червяков, не вызывает у читателя сочувствия. Но обращает на себя внимание одно постоянно повторяющееся действо. В театре он, чихнув, обрызгал генерала. Казалось бы, что особенного? Но герой так настойчив в чинопочитании и подобострастии, так мнителен и угодлив, что переходит все допустимые границы приличий. Шесть раз он подходит к генералу со словами извинения (дважды во время спектакля, один раз в антракте, три раза — во время приема генералом просителей), он готов унижаться, хотя никто его об этом не просит.

Такое добровольное пресмыкательство страшно. Чихнув на лысину Бризжалова, Червяков теряет в попытках извиниться всякое человеческое достоинство. Его страшит не гнев генерала, а отсутствие ожидаемой реакции. Экзекутор искренне непонятно, отчего «сиятельное лицо» не распекает его за содеянное.

Перед нами предстает типичный представитель общества конца XIX века. Оно живет по законам Табели о рангах, который изменяет истинную природу человека.

С точки зрения литературоведения мы можем говорить об образе «маленького человека» в русской литературе XIX века, восходящего в Акакию Акакиевичу Н. В. Гоголя. Но в психологическом плане перед нами персонаж с измененной психологией, с иной картиной мира, чем заложено природой. Он в страхе перед себе же подобными. Несомненно, это противоречит его природе. Животные не боятся себе подобных; человек же не просто боится, он в ужасе перед тем, кто по социальной лестнице стоит выше него.

Не учитывать такой четкой структурированности общества невозможно. Писатель замечает уродливое состояние общества, в котором сам человек ничего не значит. Статус — вот что определяет жизнь человека, теряющего личные качества, самовольно отказывающегося от природного начала.

С этой точки зрения, верны слова: «Объект насмешки здесь — тот самый «маленький человек», над которым столько слез пролила прежняя русская литература. Он смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрирует полный отказ от человеческого достоинства» [5].

Для традиционного «маленького человека» характерным признаком является «говорящая» фамилия. Обнаружив, что фамилии героев рассказа «Смерть чиновника» — Червяков и Бризжалов, необходимо задуматься, от каких русских слов они образованы и случайно ли автор назвал своих персонажей именно так.

С точки зрения ономастики, обратим внимание на фамилии и имена этих персонажей. Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, писатель выбрал такие имена, как: Иван, Дмитрий, Червяков, Бризжалов.

Фамилия Червяков использована ещё и потому, что в русском языке слово червяк может обозначать не только всем известное беспозвоночное животное, но еще и ничтожного, приниженного человека. Он — червяк, то есть маленький, неприметный человек, выполняющий никому незаметную работу, которую выполняют тысячи таких же червяков.

Мы можем интерпретировать фамилию главного персонажа, говоря о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, умирает.

Смерть — хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, а о чиновнике сложилось такое представление, что ему гибель противопоказана. Поэтому заранее можно предположить, что произведение А. П. Чехова «Смерть чиновника» — это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма, который был духовно мертв еще до наступления физической кончины.

Самим заглавием писатель дает понять ироническое свое отношение к герою, да и ко всей чиновничьей среде: речь идет не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника. Но в этом анекдоте сквозь внешний комизм бытовых положений проглядывает критика рабской психологии.

Смерть чиновника смешна, но эта смешная история в то же время и трагична, т. к. автор нам рисует картину обескураживающего обмельчания и обеднения личности в результате ее подчинения господствующим нравам. Здесь предельно ясно, что А. П. Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. Именно поэтому писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей.

В тексте мы находим представление деформированной картины мира в сознании персонажа. Происходит переход от истинного, природой заложенного образа мира к фальшивому, уродливому, навязанному социумом. Финал рассказа — это логичное завершение, ибо человек не может жить в таких жестких рамках, он сломлен общественными нормами, он не может проявлять своих истинных чувств, его охватывает настолько беспричинный и бессмысленный ужас, что выходом из такого состояния становится смерть.

А. П. Чехов причину несчастий героя видит не в социальном статусе, а в нищете их духовного мира. Как раз в этом Чехов не отличается от классиков русской литературы, а следует ее лучшим гуманистическим традициям. Антропоцентризм и особый религиозный дух нашей литературы совмещают заботу писателя о человеке с высокой нравственной требовательностью к нему.

Литература:

  1. Владимирская А. Р. Оперетта. Звёздные часы. — 3-е изд. — СПб.: Лань, Планета Музыки, 2009. — 288 с.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печат. изд. 1880–1882 гг. / В. И. Даль. — Электрон. дан. — М.: Аст, 1998.
  3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1972. — С. 82.
  4. Зунделович Я. Анекдот // Литературная энциклопедия. Т. 1. — М.: Изд. Коммунистической академии, 1929. — С. 161–163.
  5. История русской литературы XIX в.: Учеб. пособие для старших классов гуманитарного профиля / Под ред. А. И. Журавлевой. — М., 2006.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 2005.
  7. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1999.
  8. Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — Изд. 4-е. — М.: Флинта, Наука, 2001. — Гл. 6–7.
  9. Чехов А. П. Смерть чиновника // Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12 томах. Т. 2. — М., ГИХЛ, 1960. — С. 28–30.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Что такое сторителлинг

Сторителлинг (от англ. «storytelling», в переводе – рассказывание историй) – это донесение информации до аудитории через истории и рассказы, героями которых являются выдуманные или реальные действующие лица. В наши дни это умение необходимо далеко не только писателям, создающим произведения художественной литературы. Предприниматели, журналисты, бизнес-тренеры, маркетологи и пиарщики давно поняли, что цепляющая история, в которой читатель может узнать себя, вызовет эмоции и запомнится гораздо лучше скучного изложения фактов, перечисления возможностей и преимуществ.

В этой статье мы разберемся, в каких сферах этот прием находит применение, поговорим о принципах и целях сторителлинга, а также рассмотрим, как выглядит классический сценарий истории.

Где используется сторителлинг?

В бизнесе сторителлинг успешно применяется как внутри компании, так и при взаимодействии с клиентами и партнерами.

Организации выпускают email-рассылки для сотрудников с историями, раскрывающими ценность компании, рассказывают истории успеха отдельных работников. Такой корпоративный сторителлинг помогает сплотить коллектив, задает направление деятельности и прекрасно мотивирует на достижение высоких результатов.

Сторителлинг в маркетинге – это мощный инструмент, при помощи которого можно создать нужный имидж компании, заинтересовать клиентов, повысить лояльность покупателя к какому-либо бренду или товару, чтобы в итоге он совершил покупку. Посредством сторителлинга можно в интересной форме рассказать клиентам об опыте корпорации, истории появления определенного продукта, привести примеры его успешного использования. С помощью таких историй формируется положительный имидж как самой компании, так и предлагаемого товара или услуги.

Сторителлинг в журналистике и документальном кино используется в качестве способа рассказать историю так, чтобы читатель или зритель оценил ситуацию с разных сторон, увидел события глазами разных персонажей.

Сторителлинг находит широкое применение и в сфере образования. Задача рассказа здесь – замотивировать ученика, показать важность обучения на примере историй из жизни, побудить к целевому действию, например, записаться на семинар, курс или вебинар.

В области оказания туристических услуг с помощью историй можно рассказать о новых местах и маршрутах, интересных экскурсиях, что подтолкнет потенциальных клиентов к покупке путевки и совершению путешествия.

Кроме того, сторителлинг используется в публичных выступлениях и рекламных роликах. Даже на печатной листовке или баннере можно рассказать историю в виде текстов, рисунков или комиксов.

Сторителлинг

Каким должен быть хороший сторителлинг?

Вам уже известно определение сторителлинга, а также где и зачем он используется, теперь пришло время поговорить о том, из чего состоит история и что нужно учитывать при ее создании.

Перечислим главные принципы сторителлинга:

  • В каждой истории всегда имеется как минимум один персонаж. Герой рассказа должен быть на 100% интересен вашей аудитории. В идеале он должен походить на читателей, чтобы они могли «примерить» на себя все его мысли, поступки и решения. Персонажем истории может быть как реальный, так и вымышленный герой, причем не только человек, но и животное, фантастическое существо, предмет или организация.
  • История не должна быть очень длинной. Учтите, что обычно человек может быть максимально сконцентрирован на чем-то в течение 20 минут, а после его внимательность снижается.
  • При написании историй важно тщательно продумать детали повествования: обстановку, в которой происходит действие, характеры персонажей, их мнения, прописать диалоги.
  • В истории обязательно должны присутствовать события и перемены, жизненно важные для персонажа. Добавьте конфликт, противоречия, описание преодоления героем рассказа каких-то трудностей. Это придаст повествованию остроты и сделает сюжет более захватывающим. Такой рассказ вызовет у читателей эмоции, заставит сопереживать герою. Вся история должна вращаться вокруг проблемы и поиска ее решения. Прекрасно, если в какой-то момент события примут неожиданный поворот, и сюжет получит новый путь развития.
  • Любая история состоит из завязки, конфликта (основной части, кульминации) и развязки. В сторителлинге не должно быть открытого конца. Читателю важно получить ответы на вопросы, не домысливая что-то самостоятельно. Финал необязательно должен быть позитивным, не стоит рассказывать только истории успеха и побед, часто рассказы о неудачах и поражениях создают даже более сильный эффект, но развязка всегда должна подводить некий итог.
  • История, в особенности ее начало, не должна быть скучной. Расскажите историю так, чтобы вызвать у людей интерес и желание узнать, что же происходило дальше. Ваш рассказ может вызывать у аудитории самые разные эмоции: радость или смех, злость или негодование, но он не должен оставлять читателей равнодушными.Сторителлинг
  • Чтобы добавить в рассказ красок, используйте метафоры, гиперболы и другие фигуры речи. Однако перебарщивать с ними не стоит – основная мысль не должна потеряться на их фоне.
  • Также не стоит злоупотреблять лишними подробностями и описаниями, старайтесь чтобы история оставалась емкой и ясной, а также содержала только важные для повествования детали. Доносите мысли понятным языком, четко и конкретно, используйте живые примеры.
  • В процессе изложения обращайтесь к воображению людей, ваше повествование должно активизировать их органы чувств, задействовать образное мышление, чтобы читатель почувствовал запахи и вкусы, услышал звуки, представляя происходящее, и даже ощутил прикосновения.
  • Рассказ не должен навязывать аудитории мнение автора. Старайтесь добиться, чтобы читатели сами сделали конкретные выводы и захотели выполнить целевое действие. Например, если целью истории является продажа, нельзя прямо говорить, что потенциальному покупателю что-то нужно или он что-то должен сделать. Необходимо построить повествование так, чтобы после прочтения истории у человека возникло желание иметь искомый продукт.

Помните, что одной историей невозможно заинтересовать абсолютно всех – под конкретную целевую аудиторию нужно писать отдельную историю.

Каждая история должна сопровождаться визуальным контентом: добавляйте в текст картинки или фотографии, это позволит погрузить читателей в атмосферу происходящего и лучше преподнести материал. Можно также вставить видео или анимацию, чтобы сделать рассказ более динамичным и живым.

Пример истории в рассылке

Сценарий истории и цели сторителлинга

Существует много разнообразных способов рассказывания историй, но практически любой из них развертывается по классическому сценарию.

Рассказ всегда начинается с завязки, где вы должны описать ситуацию, дать портрет героя и рассказать о его проблемах. Именно во вступительной части вам нужно постараться зацепить читателя, суметь возбудить его интерес, чтобы он не переключил свое внимание на что-то другое, а углубился в повествование.

Далее история раскрывается: вам следует обозначить решение проблемы, описать путь героя, с какими сложностями ему предстояло столкнуться на этом пути, какой опыт он получил и тому подобное.

В заключительной части рассказа должна идти речь об итогах, планах. Здесь же необходимо мотивировать читателя к нужному вам действию, для этого аккуратно и ненавязчиво применяем call-to-action.

Рассказ должен быть структурированным, объединенным единым тщательно продуманным сюжетом. Сторителлинг всегда подразумевает наличие какой-то цели, во время написания истории вы должны держать в голове то, ради чего вы затеяли рассказ. От цели будет зависеть ваше послание, мораль истории. Например:

  • Если цель – подтолкнуть читателя к действию, вам нужно описать некий опыт успешного преодоления трудностей, решения проблем или достижения успеха при помощи определенного действия.
  • Целью может быть рассказ о себе. В этом случае честно и открыто расскажите аудитории о своем пути, состоящим из взлетов и падений, неудач и побед.
  • Если вам важно поделиться с читателями своими ценностями, ваша история должна затрагивать знакомые им эмоции, описывать типажи и ситуации так, чтобы люди смогли провести параллель со своей собственной жизнью.
  • В ситуации, когда цель написания истории – построение сообщества и налаживание сотрудничества, вам нужен рассказ, который сможет побудить аудиторию активно обсуждать его и делиться с окружающими.

Сторителлинг в продажах

Подведем итоги

Теперь вы знаете, что такое сторителлинг. Истории способны не только развлечь аудиторию, с их помощью можно познакомить клиентов с компанией, поделиться опытом и успехами, замотивировать на обучение, рассказать о новых товарах и продать самые разные продукты. Истории вызывают у читателей эмоции, разжигают любопытство, вдохновляют, мотивируют их, обогащают знаниями, что в итоге стимулирует к совершению целевых действий.

Теоретические знания получены, теперь самое время написать свою историю. Не сомневаюсь, что у вас все получится!

Напоследок хочу дать еще несколько важных советов:

  1. Избегайте монотонного повествования, не затягивайте начало – рассказ должен захватить с первых строк.
  2. Не используйте непонятные термины.
  3. Обязательно добавляйте эмоции.
  4. Не рекламируйте свой товар в лоб.
  5. Не навязывайте покупку.

А также помните о том, что писать для всех – это писать ни для кого, поэтому перед созданием истории потратьте время на изучение целевой аудитории.

Что такое сюжет рассказа

  • Что такое счастье сочинение краткое 11 класс
  • Что такое счастье тезис для сочинения
  • Что такое счастье сочинение по философии
  • Что такое счастье сочинение примеры из литературы
  • Что такое счастье сочинение короленко