Что такое совесть сочинение своими словами

Автор: самый зелный 13.01.2019 совесть это мерило нравственности человека. чем острее он чувствует несправедливость, тем чище его душа,

Автор:
Самый Зелёный
·

Совесть – это мерило нравственности человека. Чем острее он чувствует несправедливость, тем чище его душа, тем лучше его характер. Чтобы объяснить данное понятие на примере, Многомудрый Литрекон нашел литературные аргументы, отвечающие на вопрос: Что такое совесть? Они помогут Вам написать хорошее сочинение-рассуждение 15.3 на ОГЭ по русскому языку. А Вы можете помочь ровесникам, если напишите в комментариях, какое произведение можно добавить к нашему списку.

  1. В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой, обманув бабушку, не смог спокойно спать. Всю ночь он мучился от осознания вины, ведь из-за его лжи Катерине Петровне пришлось краснеть на базаре, так как туесок был набит травой, а не земляникой. Чувство, которое заставило мальчика страдать, и называется совестью. Это обостренное чувство справедливости, которое помогает человеку поступать правильно.
  2. В книге А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой страдал от душевных мук, осознав свою неправоту. Он проиграл крупную сумму, а Савельич (его провожатый) возмутился. В ответ барин своим высокомерием оскорбил преданного слугу. Петр чуть позже понял это и захотел извиниться, ведь не мог спокойно жить с осознанием своей несправедливости. Это понимание и признание ошибки – проявление совести, сущность которой заключается в строгом моральном контроле своих поступков.
  3. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» герой узнал о трагедии: его бывшая возлюбленная утопилась, услышав о его предательстве. Только тогда Эраст понял, как жестоко он поступил с девушкой. Муки совести преследовали его всю жизнь, ведь именно он своим равнодушным обращением довел крестьянку до суицида. В данном примере совесть – суровый и беспристрастный судья, который вынес обвинительный приговор.
  4. В книге Н. В. Гоголя «Шинель» должностное лицо выставило просителя за дверь, чтобы продемонстрировать присутствующим свою власть. Только потом чиновник горько посетовал, что жестоко обошелся с Башмачкиным, который искал защиты своих прав у государства, но нашел лишь цинизм и равнодушие. Герой жалел о случившемся, и это чувство вины – наглядная демонстрация проснувшейся совести.
  5. В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Филипп Филиппович смог создать человека в результате операции, но вскоре понял, что сотворил нечто, лишь внешне напоминающее людей. Шариков так и не приобрел того качества, которое отличает личность от зверя – совести. Он вел себя нагло и бесцеремонно, злоупотреблял добротой и терпением профессора, но ни за один проступок не чувствовал ни ответственности, ни вины. Именно это обстоятельство побудило Преображенского свернуть эксперимент. Значит, совесть – это важнейший показатель человечности, без которого люди ничем не отличаются от животных.
  6. В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерина изменила мужу, не выдержав прозябания без любви и заботы в доме Кабановой. Но вскоре к героине пришло осознание собственной греховности. Верующая женщина не смогла жить без покаяния и во всем созналась семье. Несмотря на негативные последствия, она сделала это, потому что не смогла иначе. Значит, именно совесть дает человеку силы жить в соответствии с морально-нравственными принципами.
  7. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий совершил подлость, согласившись зарядить пистолет своего противника холостым патроном. Даже когда стало понятно, что поединок закончится смертью одного из участников, герой не дрогнул и стрелял в безоружного человека. Но когда Григорий попросил перезарядить пистолет, а секундант противника выступил против этого, Грушницкий осознал свою вину и настоял, чтобы они стрелялись на равных условиях. Его решение – запоздавшая победа совести над страхом. Этот пример доказывает, что данное качество – единственный инструмент, позволяющий контролировать соблюдение непреложных морально-нравственных законов.
  8. Пример чистой совести демонстрирует читателю А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Героиня всю жизнь любила одного человека, но судьба распорядилась так, что замуж она вышла за другого. Когда возлюбленный, наконец, осознал, что хочет вернуть Татьяну, женщина отказала ему, ведь не могла изменить мужу. Моральный долг она поставила выше чувства. Сохранить чистоту души ей помогла именно совесть, которую автор считал нравственной ответственностью человека за свои слова и поступки.
  9. В книге В. Г. Короленко «Дети подземелья» герой исправил свою ошибку, признав свою несправедливость по отношению к сыну. Вася унес из дома куклу, и отец обвинил его в воровстве. Но в разгар разговора к нему пришел бедняк, объяснивший, что мальчик утешал его больную дочку, которая уже умерла. Судья извинился перед сыном, и его раскаяние пробудила совесть, сущность которой заключается в способности признавать свои ошибки и исправлять их.
  10. В произведении Н. С. Лескова «Пугало» жители деревни считали Селивана колдуном и грешником, распускали про него ужасные слухи. Однако герой проявил честность и доброту, вернув шкатулку с деньгами, и люди раскаялись в том, что напрасно обвиняли его. Многие из них стали специально останавливаться в постоялом дворе Селивана, чтобы загладить вину. Приведенный пример говорит о том, что совесть – это стремление к истине и готовность принять ее.

Метки: 9 классаргумент из литературыОГЭ по русскому языкупример из литературысочинение 15.3Что такое совесть

Читайте также:

Определение понятия «СОВЕСТЬ»для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на темы: «Что такое совесть?, «Какую роль играет совесть в нравственном выборе?» Как связаны совесть и честь?

Совесть — это… Определение понятия, значение слова совесть

СОВЕСТЬ – это чувство моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих поступков, нравственные принципы.

СОВЕСТЬ – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие морально должному.

СОВЕСТЬ – это внутренняя оценка человеком своего поведения, самооценка, постоянный мысленный разбор успехов и неудач, достойных и недостойных (умных и глупых, правильных и неправильных и т.п.) поступков.

Сочетаемость со словом «совесть»

Иметь совесть, мучает совесть, совесть говорит, потерять совесть, хватило совести, забыть о совести, отягощать совесть, взывать к чьей-либо совести, заговорила совесть, терзает совесть, грызёт совесть, совесть проснулась, пробудилась, позволяет совесть.
Муки совести, угрызения совести, укоры совести, голос совести, суд совести, вопрос совести, остатки совести.

Эпитеты (прилагательные) к слову «совесть»

Спокойная совесть, чистая совесть, рабочая совесть, гражданская совесть.

Понятие «совесть»

Слово «совесть», видимо, происходит от «со-ведать», то есть «знать вместе с другими». Подразумевается знание о себе. Личность подконтрольна своей совести, которую не так-то просто «уговорить», «успокоить», если некто «слышит» ее осуждающий голос, испытывает угрызения совести. Можно попытаться заглушить в себе ее голос, можно на время «забыть» о ней, но полностью искоренить ее невозможно. Тот, кто живет не по совести, испытывает глубокий внутренний разлад, который, оставаясь даже неосознанным, так или иначе, нередко весьма серьезно, а иногда пагубно, сказывается на его душевном и телесном здоровье. 

Истоки совести

Феномен совести подтверждает, что нравственность является органической частью человеческой личности, и поэтому можно считать вполне обоснованным определение человека разумного вместе с тем как человека морального. Люди нравственны в разной степени, но вряд ли можно найти психически нормального человека, абсолютно лишенного каких-либо моральных начал. 
Органичность нравственности для человека ярко выражается в том, как проявляется переживание чувства стыда: он краснеет, ему становится жарко, душно, он не знает, куда себя деть, отводит глаза и т. п.  

Виды совести:

Э. Фромм выделял два вида совести: авторитарную (выражает нашу подчиненность внешнему авторитету) и гуманистическую («голос» самого человека, лучшего начала в нем). 

Функция (роль) совести

Драгоценным достоянием человечества является создание представлений о совести. Оно обязывает человека ставить себя на место своего ближнего, позволяет ему и даже понуждает его сделать все возможное для облегчения состояния и участи окружающих людей. Чувство совести обязывает человека осуществлять моральный самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, контролировать свои помыслы и действия, осуществлять строгую самооценку вплоть до состояния угрызения совести. 

Совесть — мерило сознательности. Разум дает один вариант поведения. Чувство — другой. И пусть разные побуждения руководят человеком в выборе решения или действия, раз в нравственном дуэте ведет совесть, исход будет правильным. 

Совесть обладает воспитательным воздействием, поскольку она заставляет человека быть требовательным по отношению к самому себе, не удовлетворяться наличным состоянием.

Совесть выполняет контролирующую функцию по отношению к любым поступкам и целям индивида, его поведению. Эта функция может выражается в угрызениях, укорах, сожалении по поводу уже содеянного или выступать активным волевым элементом морального сознания (предупредительная функция), удерживая индивида от совершения каких-л. поступков или заставляя его совершить какое-л. действие, поступок. Положительной ценностью обладает именно вторая, поскольку благодаря ей удается избежать зла, любых проявлений аморализма, не уронить собственного достоинства и чести. Она также может побуждать человека к совершению конкретных морально одобряемых поступков.

Требовательна и непреклонна совесть. Она велит осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производить самооценку совершаемых поступков — анализировать, взвешивать, пропускать через фильтр разума свое поведение, желания, стремления. В таком рационализме, такой рассудочности мораль предшествует расчету, а не расчет морали. 

А если моральные критерии — основа, то это верная гарантия невозможности для человека ни приспособления к злу в любом его обличье, ни сделки с совестью, даже тогда, когда человек поставлен в крайне затруднительные ситуации. 

Совесть — одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания, чувственного переживания и волевого усилия в психике человека. Совесть «включается» только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их («морально невинен»), то совесть в нем не может заговорить. Чтобы переживать по поводу собственного отступления от моральных ценностей, нужно их знать и принимать как личностно значимые. Совесть наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности («чистая» и «нечистая» совесть), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести, муки совести).

Совесть сформировала у людей чувства участливости, сострадания, милосердия.

Сознание совести занимает особую роль в духовной жизни, в поведении человека. Не случайно человеку непорядочному бросают такой упрек: “У тебя совести нет!”. Совесть в таких случаях становится синонимом всей морали. Конечно, нравственный мир человека не сводится только к сознанию совести. Но очевидно, что именно совесть во взаимодействии с долгом является, пожалуй, главным регулятором движений человеческой души, стимулирует многие ее другие нравственные чувства и устремления. Совесть человека отделяет доброе от злого, порождает чувство стыда за недостойные поступки, побуждает помнить о необходимости оставить о себе добрую славу. Совесть предполагает способность человека взглянуть на себя со стороны и оценить свои поступки с точки зрения других людей.

Тема совести в литературе (примеры)

В.К. Железников «Чучело»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.П. Чехов «Душечка»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» и др.

Аргументы на тему «Совесть» из литературы

Понятие «совесть» появилось еще в древние времена, и многие философы пытались дать ему определение. Кто-то говорил, что это чувство, которое делает человека слабым, а кто-то, наоборот, утверждал, что это одно из сильнейших качеств хорошего человека. Особенно сложно было говорить о том, что такое совесть, своими словами тем, кто некогда не испытывал подобного чувства. Попробуем разобраться, что же означает данное слово.

Морально-этические нормы

Большинство источников утверждает, что совесть – это необходимость придерживаться морально-этических норм, сформировавшихся в той среде, где вырос человек. Если же по каким-то причинам не получается выполнять определенные принципы, тогда индивидуум испытывает чувство вины. Что такое совесть, своими словами описывают и служащие в религиозной общине – раввины. Они считают, что это внутренний голос каждого человека, не дающий сойти с верного пути и оберегающий от совершения греха.

Как возникает чувство

Когда люди говорят о каком-либо понятии или событии, пытаются понять его суть, они обязательно обращаются к истокам. В данном случае также очень важно знать, как и когда впервые возникает чувство совести. В современной науке существуют две абсолютно противоположные теории, но при этом каждая из них очень интересна и актуальна. Приверженцы первой считают, что совесть человека — это чувство, которое имеет природный характер. Другие же уверены в том, что оно прививается с раннего детства.

что такое совесть своими словами

Обе теории имеют право на жизнь, поскольку, для того чтобы сформировалось данное чувство, необходимо наличие причинно-следственной связи. К примеру, когда в младенчестве эгоистические поступки, доставляющие неприятности, порицаются, а альтруистические, приносящие пользу, одобряются, у ребенка формируется причинно-следственная связь.

Со временем порицание и одобрение возникает у человека само по себе. Так, теперь во взрослой жизни эгоистические поступки порицают уже не родители, а внутренний голос. Благодаря тому что такие ассоциации возникают еще с самого младенчества и прочно укореняются в мозгу человека, кажется, что это врождённое качество. Но, опять же, поскольку это чувство формируется в той среде, где вырос человек, его «понятие совести» может значительно отличаться от мнения на этот счет остальных.

Попробуем объяснить, что такое совесть, своими словами на достаточно простом примере. Есть две семьи. В одной эгоизм не считается каким-то негативным качеством, а называется всего лишь «любовью к себе». Порицание в этой семье возникает, когда ребенок себя в чем-то ущемляет, родителям кажется, что он совсем не любит себя. Здесь ребенка «мучает совесть», к примеру, за то, что он вместо того, чтобы купить себе конфету, отдает эти деньги бедняку. Другая же семья – полная противоположность: точно такой же поступок не порицается, а одобряется.

мучает совесть

И у того, и у другого ребенка так или иначе присутствует чувство «совести», однако направлено оно в разные стороны. Следует понимать, что общепринятые моральные понятия совести все же будут на стороне ребенка из второй семьи.

Альтруизм и эгоизм

Несмотря на то что среда, в которой растет человек, имеет на него очень большое влияние, не всегда определенные качества возникают благодаря ей. Бывает так, что принципы, по которым живет семья, совсем не совпадают с сущностью их ребенка. Альтруист может вырасти в абсолютно аморальной семье, поэтому он негативно относится к их образу жизни и во что бы то ни стало хочет быть другим. Ему стыдно за те поступки, которые совершают его родители, а если он сам совершает подобное, то его мучает совесть. Ч. Дарвин называл такое проявление природным альтруизмом.

совесть человека это

Если ситуация совершенно противоположная, то можно говорить о природном эгоизме. Многие ученые и философы считают, что это чувство в разной мере присуще каждому. Степень порицания эгоизма с раннего детства, скорей всего, и определяет то, насколько совестливым вырастет человек. Западные науки считают, что дети рождаются с равной степенью альтруизма и эгоизма, преобладает то качество, которое большего всего одобряют.

Анализ совести

Для того чтобы проанализировать это понятие, необходимо сознание свободы и греховности. Математическим языком можно сказать, что совесть человека – это разность между теми поступками, которые допустимы, и теми, которые невозможны по каким-либо соображениям. Довольно часто проявление этого чувства связано именно с верой. Совесть – это некий внутренний надзиратель, который контролирует моральность поступков. Для верующих людей в первую очередь аморальными будут считаться те, которые противоречат их заповедям.

совесть значение

Как правило, честь и совесть всегда отождествляются с друг другом. К примеру, немецкий мыслитель И. Кант называет данное чувство законом, живущим в каждом человеке и определяющим его достоинство. А. Гольбах говорил, что совесть – это внутренний судья. Только это чувство ответственности точно свидетельствует, насколько поступки человека заслуживают порицания или одобрения.

Свобода совести

С начала зарождения рассматриваемого понятия было огромное количество различных толкований данного слова, однако все они основывались на общих моральных принципах (честь, достоинство, альтруизм, доброта), объясняя, что такое совесть. Значение этого слова и его основные принципы описывал в своих работах практически каждый мыслитель и философ.

В 19-м столетии постепенно стало появляться такое понятие, как свобода совести. Это дало определенный толчок к нравственной демократичности. Понятие совести стало для каждого чем-то сугубо личным. Та среда, в которой растет человек, стала для него определяющей. Соответственно, если человек хочет, чтобы его семья жила по определенным морально-этическим нормам, их нужно соблюдать и прививать. То, что считается неправильным и аморальным, нужно порицать, хорошее же необходимо одобрять.

честь и совесть

Дети и совесть

Для того чтобы разобраться, на каких принципах растет ребенок, можно попросить его написать небольшое рассуждение на тему «Совесть и я». Из текста будет абсолютно понятно, в каких моментах воспитанию нужно уделять больше внимания. Более того, совесть может приводить и к определенным психическим проблемам. Когда у ребенка или взрослого не получается делать что-либо «по совести», его начинает терзать чувство вины. Такие частые состояния могут приводить даже к суицидам. Детям нужно объяснять, что такое совесть, своими словами, учить, как поступать, чтобы не было угрызений совести, и рассказывать, о том, что бывают ситуации, когда нет возможности поступить так или иначе.

Текст для анализа (по В. Дроганову)

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил чи­тать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вы­тащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня чи­тал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин — мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспиты­вала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало на­ше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому от­прыску.

(ІЗ)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дермати­новый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она ле­жала на его половине парты. (Іб)Бабушкин замер и благого­вейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.

(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторжен­ная улыбка появилась на его лице. (20)0н посмотрел на нас и вдруг сказал:

(21)  — Спасибо за подарок!

(22) —  Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.

(23) Колька   испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, по­гладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(26)  —  Просто у меня сегодня день рождения, и я поду­мал, что…

(27)  Тридцать         лет прошло с тех пор. (28)Когда я огляды­ваюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исто­рические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не на­шёл в себе мужества исправить ошибку. (29)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(30)А та книга… (31)Колёк, да я отдал бы тебе всю биб­лиотеку! (32)Да мы бы всё тебе отдали… (ЗЗ)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (34)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами дол­говязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: челове­ческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову )

Задание к части 15.3 (сочинение-рассуждение)

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть?», взяв в качестве те­зиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.                                                                Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение-рассуждение 

Вариант 1

В сочинениях данной категории мне очень нравится нравственная сторона вопроса: они заставляют задуматься над главными аспектами человеческого существования. Ведь вся жизнь человека зависит от него самого: от его поведения, образа жизни, отношения к другим людям. И, кстати, всем перечисленным руководит совесть. Что же это такое – совесть? Это внутренний голос, который руководит поступками, своего рода путеводитель, помогающий нам не причинить вреда ни себе, ни окружающим.

В тексте В. Дроганова приведён хороший пример, обличающий тех, у кого совесть несколько притупилась. Но такие люди рано или поздно начинают испытывать душевные терзания за содеянное прошлое, что называется, «муки совести». Так, рассказчику стыдно вспоминать, что когда-то он и другие его ровесники бессовестно и негуманно относились к тому, кто по социальной планке ниже их. Теперь хотелось бы вернуть прошлое и покаяться перед одноклассником Колей, «но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане…». Рассказчик текста анализирует свою жизнь, став взрослым и понимая, что совершённые ошибки уже не исправить, поэтому совесть его не умолкает.

Мне известно множество примеров из жизни, когда люди, даже прославившиеся добродетелями, терзались муками совести, внезапно оступившись. Например, моя мама, добрейшая женщина, однажды напрасно наказала брата ремнём, о чём потом долго сожалела. Она признавалась нам, что её душа невыносимо болела. Понятно, что эта боль вызвана совестью.

Таким образом, каждому из нас важно, учась на ошибках других, не поступать так, чтобы потом самому же пришлось мучиться.

Сочинение-рассуждение

Вариант 2

В нашей жизни существуют такие законы, которые не зависят от воли людей. А совесть – это, можно сказать, посредник-правовед между человеком и этими духовными законами. Она подсказывает живущим на земле сознательным существам, как нужно правильно жить. И если человек поступает в своей жизни против установленных не нами правил поведения, то его гнетёт совесть. Бывает особенно тяжко, если вернуть время и исправить совершённые грубые поступки уже нельзя.

Именно об этом повествует рассказ В. Дроганова, из которого мы узнаём о рассказчике, потерявшем возможность исправить свои ошибки, совершённые в школьные годы. Неприязненное и жестокое отношение к однокласснику Коле понесло за собой не менее жестокое наказание: рассказчик вынужденно испытывает укоры совести за то, что когда-то «нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры», «сделал больно другому и не на­шёл в себе мужества исправить ошибку».

Бывают, конечно, в жизни и такие люди, которые осознанно приглушают в себе голос совести. Например, я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда молодые люди, занимая места в автобусе или метро, специально «затыкают» (иначе не скажешь!) уши наушниками и закрывают глаза, чтобы не уступить место пожилому человеку или беременной женщине. А в беседах со сверстниками, стараясь оправдать свой поступок, они риторически восклицают: «И чего им дома не сидится?!» Уверен, что рано или поздно эти ребята всё равно получат по заслугам от своей совести.

Заканчивая свои рассуждения на представленную тему, хочу ещё раз отметить, что человек неволен изменить духовные законы, а поэтому должен учиться слушать голос совести и поступать по совести. Тогда ведь и мир вокруг нас станет светлее!

Поделитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях. Помогайте друг другу!

Поделиться ссылкой:

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

  • Что такое совесть сочинение рассуждение с аргументами
  • Что такое совесть итоговое сочинение мастер и маргарита
  • Что такое совесть сочинение кратко
  • Что такое совесть итоговое сочинение 11 класс
  • Что такое слово сочинение рассуждение 9 класс