Что такое совесть сочинение преступление и наказание аргументы

Автор: самый зелный 01.09.2021 унылая пора! очей очарованье! думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но отдаленные

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

На чтение 8 мин. Просмотров 10 Опубликовано

Определение и понятие совестливости

Совесть — внутренняя потребность индивида нести ответственность за совершенные действия. Считается, что человек «слышит голос», когда нарушает свои нравственные принципы и моральные нормы.

Для чего нужен совестливый голос

Совестливость — это компас, помогающий личности не сбиться с верного пути. Когда человек поступает плохо, то совестливый голос укоряет его за это действие. Память об этом чувстве не дает совершить подобный поступок вновь. Индивид испытывает стыд и больше не желает совершать проступок.

Так, можно сказать, что совестливость оберегает людей от совершения плохих дел и регулирует человеческое поведение, основываясь на памяти и опыте. Только не всегда получается полностью полагаться на свою совесть. Например, бывают случаи, когда человек не совершает плохих дел (например, воровство), но в своей семье не заботится о детях. Ему не совестливо от этого, поэтому только серьезная помощь со стороны направит на верный путь. Со временем он поймет свои ошибки и предотвратит их повторение в будущем. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Таким образом, совесть — инстинкт, позволяющий отличить добро от зла. Она позволяет не сожалеть о своих поступках.

Как использовать и слышать

slyshat_sovest.jpg

Личность должна понимать, что совесть работает в будущем, а не в прошлом. Это говорит о том, что не стоит ждать, пока она проснется. Нужно думать о возможных последствиях своих действий, заранее понимать, какое наказание ждет за проступок. Принятие ответственности за свои решения и дела поможет избавить себя от мук и укоров совести при воспоминаниях.

Для этого достаточно руководствоваться следующими правилами:

  1. Не спорить с внутренним голосом.
  2. Признавать ошибки спокойно, не отрицать их, так как это приведет к повтору неправильных действий.
  3. Осознанно принимать решения.

Долг и совесть — самые сильные мотивы, помогающие индивиду пережить тяжелые испытания, преодолеть страхи. Благодаря этим качествам люди способны создать прекрасное общество.

Моральные нормы и нравственность прививаются ребенку с детства. Если этого не происходит, то у детей совестливый голос может молчать. Родители должны своим примером показывать правильные поступки, а также объяснять, что только осознанные действия помогут избежать укоров совести и стыда.

Изменение чувства с возрастом

chelovek_rassuzhdaet.jpg

Ребенок растет. Меняется его мировоззрение. Соответственно, изменяется и совесть. Это понятие становится шире. Если в детстве человек осознает, что нельзя воровать, убивать, причинять страдание и так далее (то есть глобальные нравственные принципы), то с возрастом он рассуждает уже на более глубокие темы, например, как правильно жить, приносить пользу обществу. Развитие качеств личности, становление ее характера способствуют изменению совестливости. Человек задумывается о порядочности, смысле существования, самостоятельности, эффективности жизни.

Таким образом, можно сказать, что совесть обязывает людей делать только хорошие вещи, поступать правильно, не совершать порочных действий, способных привести к чувству стыда, страху и душевной муке.


Примеры совести из жизни человека

0fef7dce91008e2a0503b128d3426daa.jpg

Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.

Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно.

Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.

Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма «Мальчик в полосатой пижаме», где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.

Проблема совести в литературных произведениях

img30.jpg

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе «Война и мир» Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова «Сотников» главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

ec95-f502-4cbf-80c7-1bd71ce25709.jpg

Роман Федора Михайловича — самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не «тварью дрожащей», а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

У В. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой».

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь «Мертвые души»

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

Что такое совесть — определение для сочинения

По толковому словарю Даля понятие «совесть» обозначает способность человека понимать мораль, нравственность, контролировать свои действия в рамках права и нравственности, требовать от себя их выполнения, давать отчет о своих поступках.

slide_9.jpg

Достоевский Ф. М. говорил, что это чувство есть действие Бога в человеке. Суворов А. В. дополнял эту мысль тем, что она трогает нежно душу и освещает человека, следует за ним везде, помогает осознать ошибки, не дает ему поступать неправильно.

Древнегреческий философ Демокрит давал определение совести как стыд перед собой.

Аргументы из литературы для сочинения на тему совести

8_666bd1d1dc13d8417b97c777b72759c1_1522412926.jpg

Тема совести актуальна в литературе. Практически в каждом произведении найдется герой, который старается жить по ней.

Например, у В. М. Шукшина главный герой Егор является бывшим уголовником, который принес своей матери много несчастий. Когда после долгих лет жизни он встречает мать, то долго не может признаться, что он является ее сыном.

Впоследствии друзья хотят его вновь вернуть на путь криминала, но он отказывается, не испытывая муки совести, даже под страхом смерти.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам 2 варианта итогового сочинения на тему: Что сильнее: закон или совесть? Аргументы, тезисы, заключение, вступление и другие элементы эссе помогут Вам сформулировать свою позицию. Приятного просвещения!

Вариант 1

(388 слов) Анализируя сложные жизненные ситуации, мы часто спрашиваем себя: «Что сильнее: закон или совесть?». На стороне права целые социальные институты и сотни людей, готовых подкрепить власть кодексов своими действиями. Однако именно внутренние моральные рамки не дают всем нам превратиться в убийц и насильников, опрокинув все указы и распоряжения свыше. Чтобы лучше разобраться в поставленной теме, рассмотрим литературные аргументы.

Обратимся к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор изобразил ситуацию, когда мятежники пошли против закона и выбили опору власти из-под его ног. Пугачев объявил себя царем, народ поверил ему, и начался бунт, в котором уже не было никаких правовых рамок. Участники этого стихийного движения убивали, грабили, пытали тех, кто им не нравился. Под раздачу попадали даже те, кто не относился к эксплуататорам и богачам. Казалось бы, что могло остановить этот кровавый беспредел? Ответ прост: совесть. Пугачев передумал казнить Гринева, когда вспомнил о его добром поступке. В дальнейшем он помог ему освободить невесту и не стал мстить ей, узнав, кто ее родители. Все эти благодеяния были следствием нравственного самоконтроля героя. Он осознавал, что преследовать этих людей несправедливо и подло. Не закон, а совесть остановили предводителя мятежников.

Не менее яркий пример можно найти в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Главная героиня прекрасно знала, что адюльтер в те времена был противозаконным делом. Если жена изменяла мужу, ее ожидали позор и наказание. Но Катерина очень хотела любви и понимания. Она больше не могла жить в атмосфере угнетения и тоски. Ее сердце жаждало счастья и свободы, их она нашла лишь в объятиях Бориса. Связь с ним стала ее выходом из безысходного тупика дома Кабановых, где она чувствовала лишь отчаяние и давление со стороны домочадцев. Закон в этой ситуации не остановил ее, но совесть оказалась непреодолимым барьером. Катерина раскаялась в содеянном и призналась во всем семье, заранее зная, что этот откровенность обернется унижением, бесчестьем и даже физическим насилием. Именно совесть заставила ее пожалеть о своей измене. Она же вынесла ей приговор: ее самоубийство стало не только последним аккордом бунта против нравов Калинова, но и жестом отчаяния. Героиня считала себя оскверненной и отверженной. Даже в этом примере закон оказался слабее совести.

Таким образом, совесть всегда была сильнее закона, ведь она воздействует на человека изнутри. Она принуждает преступника к раскаянию и принятию наказания. Ее муки намного больнее воспринимаются нами. Ни штраф, ни тюремное заключение не могут привести личность к осознанию и принятию своей греховности. А совесть может.

Вариант 2

(388 слов) Как известно, закон борется с последствиями правонарушений, устанавливая санкции, которые последуют за злодеянием. Но с причинами преступлений можно покончить только в ходе нравственного воспитания личности. Только совесть может убедить людей не переходить грань дозволенного. А значит, она сильнее, ведь может искоренить такое явление, как преступность. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эраст, будучи человеком образованным и светским, знал, что совращение девицы — это преступление. Даже дворянам не дозволялось обманывать крестьянок, просто девушки не знали, кому пожаловаться и как за себя постоять. Однако знание о том, чего делать нельзя, не остановило Эраста. Он проигнорировал закон и вступил в связь с Лизой до брака. Конечно, он был уверен, что их ждет счастливое будущее. Но своего слова он сдержать не смог. Лизу он бросил, ведь растратил свой капитал и был вынужден жениться на богатой вдове. Крестьянка не выдержала предательства и наложила на себя руки. Лишь узнав об этом, Эраст раскаялся в содеянном. Он считал себя убийцей возлюбленной и не был счастлив в своей роскошной обстановке. Закон был бессилен остановить его, но совесть вынудила героя признать неправоту и понести наказание — терпеть муки, которые отравили его дальнейшее существование.

Всем знаком и другой резонансный пример, описанный Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников пошел против закона, возомнив себя «право имеющим». Гордыня обуяла героя. Он хотел доказать себе, что принадлежит к элите, которая может убивать и миловать по своему усмотрению. Расправившись с ростовщицей и ее сестрой, Родион не нашел подтверждения своей избранности. Напротив, муки совести доказали ему, что он был не прав. Однако до полного прозрения было еще далеко. Раскольникову казалось лишь, что он не является сверхчеловеком, и в этом его ошибка. Он признался в убийстве, получил наказание, но даже на каторге долго не мог отпустить свою теорию. Что же победило зло в его душе? Не уголовный кодекс, а совесть. Читая Библию, Родион переосмыслил свои поступки и взгляды на жизнь. Постепенно он разуверился в своей идее и понял, что она губительна для него и всего мира. Этот пример доказывает, что нравственные барьеры куда крепче правовых.

Таким образом, именно совесть препятствует возникновению преступления. Она же вызывает раскаяние у того, кто не был на него способен. А закон лишь защищает остальных людей от преступников, так как огораживает общество от тех, кто ему угрожает. Справиться с преступностью одни лишь правовые нормы не могут. Необходимо нравственное воспитание личности.

Многомудрый Литрекон сделал два итоговых сочинения на тему: «Может ли преступление быть оправдано?». Та Вы получите аргументы «за» и «против». Приятного просвещения!

Вариант 1: За

(401 слово) Каждый человек хоть однажды задумывался над тем, может ли преступление быть оправдано? Судя по статистике оправдательных приговоров в России, судьи очень редко отвечают утвердительно. Но мы не обременены такой ответственностью и можем сказать, что по совести многие правонарушения не заслуживают строгого наказания, ведь они обусловлены бессилием закона, сложными обстоятельствами или даже жизненной необходимостью. Чтобы доказать это, проанализируем примеры из литературы.

Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев показал другу стихотворение, посвященное его возлюбленной, а тот пренебрежительно отозвался о девушке. Швабрин нанес Марье оскорбление, фактически назвав ее продажной женщиной, которая уделит внимание любому офицеру в обмен на дорогие серьги. Петр не мог этого стерпеть и бросил вызов обидчику. Они договорились драться, что противоречило запрету коменданта крепости. В ту пору дуэли порицались в обществе, и оба участника могли быть серьезно наказаны. Но Петр и Алексей нарушили устав. Швабрин ранил Гринева в спину и был заключен под стражу после поединка. Формально Петр совершил преступление, ослушавшись начальника и командира, но разве нельзя оправдать его поступок? Он защитил честь девушки, не уронил свое офицерское достоинство, а значит, по совести он был прав. Если бы Петр стерпел оскорбление, то был бы виноват по-настоящему, ведь его честь была бы замарана этим молчаливым согласием с подлецом. Так что даже повод для военного трибунала может быть обусловлен и оправдан, но с точки зрения морали.

Не менее показательный пример можно найти в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Степан вышел на кулачный бой против Кирибеевича, который опозорил его жену. Царский любимец приставал к Алене прямо на улице, сорвал с нее платок и даже целовал против ее воли. Такой стыд можно было смыть только кровью в те времена. И Степан убил обидчика. Если бы он не сделал этого, то ему пришлось бы терпеть новые оскорбления и вольности со стороны опричника. Ради жены, детей и чести семьи он пошел на это преступление. За него царь Иван Грозный велел отрубить купцу голову. Однако он взял на себя обязательство опекать вдову и детей, защищая их от всяких посягательств. Поступок Степана можно оправдать, потому что справедливость на его стороне: он отомстил за попранную честь единственным методом, который можно было применить в ту эпоху.

Таким образом, если закон слеп и нем, если обстоятельства вынуждают, если есть жизненная необходимость, то преступление человека может быть оправдано. Важно смотреть на правонарушение не только с позиции кодексов, но и по справедливости, по совести, по нравственному убеждению. Только так можно вынести решение, которое будет истинным в данной ситуации.

Вариант 2: Против

(532 слова) Как часто мы слышим о том, что преступление можно оправдать. Целые правозащитные движения посвящают все силы реабилитации тех, по ком тюрьма плачет. Все мы помним, например, акции в защиту Флойда и истерическое желание сделать его национальным героем. Однако этот человек, не раз осужденный за грабежи, насилие, хранение наркотиков, не похож на жертву несправедливости, скорее, наоборот. Он и есть главная угроза, но как модно теперь ее превозносить! Ему ставят памятники, его именем чуть ли не называют университеты. Однако в попытке всех пожалеть мы забываем о необходимости охранять интересы добропорядочных людей от рецидива общественных болезней. Безнаказанность, порожденная оправданием, поощряет новые преступления. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из литературы.

Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». На уроках мы называем Тараса «народным героем», который не жалеет себя в борьбе за интересы Родины и веры. Он и смел, и решителен, и самоотвержен. Однако мы, как и его товарищи, бесконечно оправдывали бесчеловечное насилие атамана. После гибели Остапа и поражения в Дубно казак обезумел от личных обид и стал вымещать свою злость на невиновных людей. Набегая подробно вору на польские деревни, Тарас убивал не только воинов. Он издевался над женщинами и детьми, пытал и истязал их. Он отрезал груди девушек — это же звериная жестокость! Никакой патриотизм не может обусловить такое поведение. Однако товарищи, которых тоже поражало насилие, произведенное Бульбой, ничего не делали, чтобы его остановить. Они оправдывали его военные преступления, а именно геноцид поляков, тем, что ему довелось пережить. К чему привела эта мягкость? К вопиющей несправедливости, которая продолжалась вплоть до гибели садиста. Ничем и никогда нельзя будет объяснить его поведение. Попытка сделать это — реабилитация настоящего маньяка.

Не менее парадоксальный пример описал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Кудеяр был разбойником, на его счету уже не один десяток загубленных душ. Всю жизнь он посвятил преступлениям, которые нельзя объяснить никакими обстоятельствами или благовидными предлогами. Герой воровал, убивал, насиловал только потому, что это легко, выгодно и приятно для него. Но вдруг совесть дала о себе знать, и бандит раскаялся. Он обратился к Богу за прощением, и тот сказал ему спилить огромное дерево ножичком. Делать нечего, пришлось Кудеяру взяться за безнадежный и каторжный труд. Но вот однажды он встретил пана Глуховского, который делал все то же самое, что и Кудеяр в разбойные годы, но при этом не испытывал мук совести. И раскаявшийся герой убил его. И упал дуб. То есть Кудеяр получил прощение, когда вновь совершил преступление. Как так? Конечно, это притча, ее нельзя воспринимать буквально, но ее логика искажена. Получается, одних преступников оправдать можно, а других нужно просто убить. Одному мы прощение даем, а другому отказываем, хотя он, как и Кудеяр, в любой момент может прозреть и раскаяться. Более того, мы вознаграждаем убийство. Вот к чему ведет попытка реабилитировать оступившегося — к логическому тупику. Делать этого нельзя, ведь наша гуманность поощряет новые преступления. 

Таким образом, преступление должно быть наказано в любом случае. Мы заботимся не об интересах оступившегося в данном случае, а о судьбах других людей, которые смотрят на него и думают, что им все можно, ведь их пожалеют, им дадут второй шанс. Формируется правовой нигилизм, порождающий сотни правонарушений. Все-таки закон должен защищать интересы добропорядочных граждан, а не тех, кто сначала его преступает, а потом просит о снисхождении. Тут уж надо выбирать: либо дудочка, либо кувшинчик.

Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” поднимает много вопросов: о человеческой морали, о совести, о праве на убийство. Однако центральной темой все же является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бедный студент. Он хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому убил старуху – процентщицу. Родион уверен, что с её смерть многим станет легче жить. Поначалу студент абсолютно уверен, что поступил правильно. Однако потом он анализирует свои действия, задумывается верно ли он поступил или нет, его начинают мучить муки совести.

Он морально истощен, очень устал от тягостных дум, поэтому сильно заболевает. Родион переживал, что совершил преступление, оставив улики, однако вроде бы пока никаких доказательств его причастности к этому нет. Его внутренние метания сказываются на внешнем поведении: в участке он ведет себя очень странно, чем почти выдал себя.

Так еще и услышав разговор об убийстве старухи, свалился в обморок, чем подкрепил догадки следователя, что он виновен в содеянном. Со временем он осознает, что нельзя сделать мир лучше или помочь другим, совершив злодеяние. Ведь жестокость порождает новую жестокость, и так до бесконечности.

Соня Мармеладова, которой он рассказывает о том, что совершил, советует ему пойти к следователю и сознаться. Она убеждает его, что нужно облегчить свою совесть, тогда и на душе станет лучше, тогда он сможет отпустить эту ситуацию, у него появится возможность поменяться к лучшему. Конечно, ему придется понести наказание за свое преступление, но оно того стоит.

Необходимо сделать этот шаг, чтобы начать жить дальше. В итоге Родион приходит в полицию и рассказывает правду, его отправляют на каторгу в Сибирь, а Соня едет за ним.

Автор спрашивает нас: “А смог ли Родион пройти проверку совестью?”. Скорее всего – да. Ведь он сознался и заплатил сполна.

Однако сам он бы не смог прийти к верному решению, его подтолкнула Соня, а так же Разумихин, который проводил много времени с матерью и сестрой Родиона, тем самым дав студенту время для размышлений наедине с собой.

И мы понимаем, что совесть нас мучает тогда, когда человек не одинок, а находится в обществе, которое помогает осознать верно или неверно он поступил.
Это произведение является доказательством того, что за все свои действия в этом мире нужно платить. Совесть не может молчать, она всегда подсказывает, что правильно, а что нет.

Пример 2

Достоевский был глубоко верующим человеком, которого очень интересовала тема греха и покаяния. Именно поэтому его главные герои часто проходят путь от грехопадения до духовного очищения. Но шанс спастись есть не у каждого, лишь у тех, кто совестлив. Муки совести всегда страшны, их нельзя заглушить, они сводят с ума или помогают воскреснуть, стать лучше.

Раскольников и Свидригайлов. Два героя-двойника. Каким будет борьба каждого из них с собственной совестью? И есть ли она у них вообще?

В начале романа Раскольников одержим безумной идеей о том, что он имеет полное право избавить мир от гадкой, ненужной старухи-процентщицы. Он не только хочет отомстить за всех униженных бедняков, он хочет возвыситься над теми, кто терпит несправедливость всю жизнь. Раскольников замышляет жестокое убийство, а его совесть молчит.

Он крадет топор, звонит в дверь. Совесть молчит. Убивает, пытается найти ценные вещи в доме. Совесть нема. И тут происходит то, что наконец вытащит Раскольникова из его безумного состояния душевной глухоты. Появляется Лизавета. Для меня именно она становится символом совести главного героя.

Убив безобидную и беззлобную сестру старухи, Раскольников больше не может себя оправдывать. С каждым днем муки совести становятся тяжелее. Это настоящий душевный ад, через который Раскольникову помогает пройти Соня, чтобы он осознал аморальность своей теории.

В финале романа он признает, что никаким счастьем нельзя оправдать пролитую кровь, что сделать мир лучше можно только с помощью добра.

Свидригайлов тоже знаком с совестью. Сначала это кажется невероятным. Мать и сестра Раскольникова отзываются о нем, как о злом развратнике. Разве у такого может быть совесть? Мы узнаем о загадочной смерти супруги Аркадия Ивановича.

Слухи о том, что ее отравили, витают вокруг вдовца. Неужели он тоже сумел оправдать убийство жены? Наверное, нет. Что же движет убийцей и насильником, когда он помогает сиротам Мармеладова? Снова они, муки совести? Думаю, да.

Но Свидригайлову не суждено очиститься и стать лучше, потому что он не покаялся. Нет покаяния — нет прощения. А значит, муки совести будут душить вечно. Свидригайлов пошел по другому пути. А может быть ему не повезло.

Раскольникову помогла воскреснуть Соня, Аркадий Иванович остался один на один со своей совестью, Дуня ему отказала. Не справился. Убил себя.

«Совесть» в русской литературе: «Преступление и наказание»

Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» значительно более известен, поэтому, наверное, не стоит пересказывать его содержание.

Чем интересен этот роман в связи с рассуждениями о совести? Достоевский, еще находясь в ссылке и встречаясь с разного рода преступниками – этот опыт описан им в «Записках из Мертвого дома» – увидел, что преступники бывают очень разными: бывают те, кто совестью мучаются, а бывают те, кто вообще не задумываются о мучениях совести, те, кто позволили себе преступление «по совести» и совершенно спокойны. Эту идею он пытается развить и проанализировать в романе «Преступление и наказание».

Вся соль идеи Раскольникова в том, что человек может представить своей совести такие разумные, рациональные основания, что она позволит ему любой поступок. Большинство людей живет эмоционально, не осмысляя свои поступки очень глубоко.

За какие-то поступки, которые они совершают, совесть их мучает, и они стараются их больше не совершать, за другие совесть их как-то ободряет, и они считают их положительными. Но Раскольников говорит: что если взять некоторую идею и положить ее в основание собственного поступка, то есть создать некую собственную нравственность.

Так он и говорит: у людей, которые право имеют, есть своя нравственность, на то они и право имеющие, и, естественно, исходя из этой правды, совесть будет ориентироваться на другие критерии и тогда будет молчать, будет спокойна.

Мы видим, что люди, окружающие Раскольникова, удивляются, во-первых, тому, что он пытается позволить себе убийство по совести, а во-вторых, тому, что он действительно внутренне не ощущает этих совестных мучений.

Например, Раскольников говорит: «О, тут мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, все, все на толкучий рынок снесем […] свою собственную казуистику выдумаем […]и себя самих успокоим, убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели».

По большому счету здесь он вскрывает сам механизм действия совести. Действительно, в определенной ситуации человек может так составить события, выдумать такую логику, внутри которой будут оправданы почти любые поступки.

Мы видим, например, что убийство мы можем оправдать убийством на войне, жестокость можем оправдать некоторыми воспитательными мерами. По крайней мере, человек на это способен.

И вот мы видим, что Раскольников буквально отвергает совестные мучения и говорит, что это некоторая ошибка: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? […] Тем, что он –злодеяние? Что значит слово “злодеяние”? Совесть моя спокойна». То есть первоначально состояние, в которое приходит Раскольников, – это состояние немой совести, когда он настолько убедил ее в своей правоте, что она молчит и не спорит, никак не пытается его укорить.

Глубина романа состоит не только во вскрытии некоторых совестных процессов, но и в том, что Евангелие может оказать на совесть героя исцеляющее влияние. Раскольников, даже находясь уже на каторге, считал, что он просто смалодушничал, что есть все-таки великие люди, которые могут себе позволить те или иные поступки сверх обычных людских поступков.

Мы видим, как Соня, которая читаем ему Евангелие о воскресении Лазаря, этим рассказом как бы пробуждает его совесть. Более того, Раскольников, по всей вероятности, переживает некоторые изменения, но интересно, что они остаются за рамками самого романа.

Мы видим, что его совесть пробуждается и он встает на путь покаяния, но этот путь покаяния, путь благодатный, который начинается с прочтения Евангелия, остается за границами романа и называется Достоевским другой историей: « А вот теперь начинается другая история».

  Мы уже не являемся ее свидетелями, и, может быть, это какой-то особый авторский умысел: показать, что дальнейшее возрождение совести с помощью Божьей – это некоторая тайна встречи человека с Богом.

Проблема совести в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Проблема совести в романе Преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского очень важное место занимает проблема совести.

Совесть — это инструмент, благодаря которому человек может анализировать себя и свои поступки, приходить к выводам, исправляться.

Родион Раскольников на протяжении всего романа испытывает муки совести. Моральная измученность, усталость и истощение стали причиной истощения физического и болезни молодого человека. Он страдал не только морально, но и физически.

Родион Раскольников переживал, что совершил преступление не идеально чисто. Его не устраивал план, к которому он подошел. Он не подумал, что после него придет еще один посетитель, что в соседней квартире будет идти ремонт. Он боялся, что попался на глаза свидетелям, которые сообщат полиции, что он — убийца.

Его внутренние переживания сказывались на его внешнем поведении. Например, его пригласили в отдел полиции с целью допроса как свидетеля, а он всем своим нестандартным и необычным поведением выдавал себя.

Также он упал в обморок, что еще больше показало следователю, что он виновен. Родион Раскольников стал более меланхоличным, медлительным, осторожным. Он всегда чего-то боялся. Он не мог нормально спать, работать, учиться.

Его жизнь была окутана страхом из-за мук совести.

Совесть — очень важный регулятор общественной жизни, если человек предварительно моделирует в голове ситуацию и анализирует возможные последствия. Родион Раскольников же не думал о последствиях перед тем, как совершить убийство. Он совершил его неосторожно, нелепо и, в целом-то, очень глупо. Вся его предварительная подготовка оказалась пустой и не помогла ему.

Муки совести Родиона Раскольникова усиливались и от того, что он был очень невротичным и тревожным. Он много переживал, поэтому такое глобальное событие стало для его души большой проблемой.

Смог ли Родион Раскольников пройти испытание совестью? Можно сказать, что да, ведь в конце всего он пришел в полицию с признанием. Однако, сам он не мог бы прийти к такому поступку.

Ему помогли его друзья: Соня одна знала правду и не бросила его, Разумихин помогал Авдотье и Пульхерии, тем самым позволил Родиону проводить больше времени наедине с собой и своими мыслями. Без поддержки совесть не работает.

Да и в целом, совесть немыслима без общества. Она действует и возникает лишь тогда, когда человек находится в группе людей.

Проблема совести: аргументы. примеры из художественной литературы

Инфо

Все это время Соня находится рядом, она не может оставить страдающего человека даже на каторге. Она настаивает на том, чтобы Родион принял у нее кипарисовый крестик.

Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно. считал святой, пойдет рядом с ним до конца. Родион Раскольников страдает, а страдания, по мнению Достоевского, и есть путь к счастью.

Внимание

Признав себя убийцей, герой еще не раскаялся нравственно, перед лицом Великого Господа Бога, перед людьми и перед своей совестью. «Он стыдится именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно и глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы». Он и на каторге не раскаивается в своем преступлении, спрашивая себя: «Что значит злодеяние? Совесть моя спокойна».

В финале романа Родион Раскольников берет в руки Евангелие. Произошло ли его Воскресение? Но то.

Теория Раскольникова – теория преступления «по совести», «крови по совести»

Об идее Раскольникова существует обширная научная литература, многое в ней подмечено верно, но это, как правило, лишь частичное усвоение мыслей героя или суждении других о нем.

И действительно, трудно осознать сложную и противоречивую идею Раскольникова как нечто целое, трудно распутать тот узел противоречий, в который стянута его идея до преступления, — легко порвать те логичные и алогичные связи, которые и создают дисгармоничное целое идеи Раскольникова.

Из нее нет необходимости делать строгую и логичную систему, но разобраться в том, в чем запутался герой романа, — такая необходимость есть.

Идею Раскольникова часто излагают как теорию о «двух разрядах» людей — «обыкновенных и необыкновенных», о праве сильной личности на «всякие бесчинства и преступления», как бы не «замечая» того, что так его идея звучит из уст Порфирия Петровича — сам герой иначе объясняет свою статью «О преступлении».

Или нередко идею Раскольникова сводят к «арифметике» искупления одного преступления «сотней», «тысячью добрых дел», но так витийствовал не Раскольников, а «другой» студент, разговор которого с «молодым офицером» случайно услышал «месяца полтора назад» герой романа.

Так же, на свой лад, объясняет идею Раскольникова Свидригайлов — по его разумению, это «своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!».

Конечно, эти «чужие» истолкования можно подтвердить словами и самого Раскольникова, но это не главное в его идее — это ее «пошлый» и «заурядный» вид, сама же идея Раскольникова сложна, многосоставна, противоречива, дисгармонична.

Главное в идее Раскольникова — его теория, его «новое слово». В отличие от сложной и дисгармоничной идеи «новое слово» Раскольникова по-своему просто и логично. Обстоятельное изложение теории дано в первой беседе героя романа с Порфирием Петровичем.

Следует, однако, помнить, что не все сказанное о теории в этой сцене — ее изложение. Необходимо учитывать психологическую подоплеку этой сцены.

Так, в один из моментов «допроса» Раскольников «усмехнулся усиленному и умышленному искажению своей идеи» Порфирием Петровичем, позже тот признается сам;

«Я тогда поглумился, но это для того, чтобы вас на дальнейшее вызвать»

Оказывается, Раскольников «вовсе не настаивает, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите», — обращается он к Порфирию Петровичу.

Смысл его теории в другом.

Насчет двух «разрядов» людей Раскольников «несколько успокоил» Порфирия Петровича: сам Раскольников не собирается делить человечество на два «разряда», это не от него, а по «закону природы»

Вот как Раскольников излагает свою теорию:

  Моцарт и Сальери – краткое содержание пьесы Пушкина

«Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». Правда, Раскольников хотел сделать вид, что его теория не нова: «Это тысячу раз было напечатано и прочитано, но Разумихин уже постиг, в чем «новое слово» Раскольникова: «Ты, конечно, прав, говоря, что это не ново и похоже на все, что мы тысячу раз читали и слышали; но что действительно оригинально во всем этом, — и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, — это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже…».

Теория Раскольникова — теория преступления «по совести», «крови по совести». Это, действительно, попытка сказать «новое слово» в философии. Перед недоучившимся студентом Раскольниковым и Ф. Ницше зауряден.

Желание немецкого философа освободить преступника от «мук совести», оправдать преступление «сильной» личностью и характером «сверхчеловека» выглядит в свете теории Раскольникова не «оригинальным» — об этом «тысячу раз» писали и говорили.

Достоевский выделил теорию в идее Раскольникова — в этом, в частности, функция курсива в романе: выделенные слова объясняют читателю сущность теории Раскольникова, ее смысл.

Теорию Раскольникова Достоевский не удостаивает логической критики — он дает ей нравственную оценку. Теория («новое слово»} — закон Раскольникова. Этот «его закон» противопоставлен «их закону», по которому «все разрешается», «все позволено».

«Их закон» — своего рода «почва», на которой возникла теория Раскольникова. Насилие осознается им как всемирно-исторический закон, только все стыдятся в этом признаться, а он «захотел осмелиться».

Для него то, что он «открыл», так было, так есть и так всегда будет:

«…не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон… Закон, Соня! Это так!..

И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав, кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит!».

Еще Д. И. Писарев обратил внимание на то, что Раскольников настолько расширил значение понятия «преступление», что сделал его неопределенным. У Раскольникова все, кто способен на «новое слово», — преступники.

Но примечательно, что все в конде концов упирается в «страшных кровопроливцев» — «благодетелей», «законодателей и устроителей человечества».

По своему смыслу историческая концепция Раскольникова превращается в романе в язвительную сатиру на канонизированных, официально признанных героев человеческой истории. Раскольникова сбила с толку «эстетика» государственного насилия.

Но для Раскольникова, если это не считается преступлением, то и его «дело» не преступление.

Потерпевший поражение герой требует справедливости: возьмите его голову, но в таком случае и многие «благодетели» человечества «должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах.

Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг». Иногда его просто бесит «эстетика» государственного насилия:

«Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они, Соня!..»

Или: «О, как я понимаю «пророка», с саблей, на коне.

Велит Аллах, и повинуйся «дрожащая» тварь! Прав, прав «пророк», когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!..». По исторической концепции Раскольникова, в состав которой входит и наполеоновский мотив, «настоящему властелину» «все разрешается», он всегда «прав».

«Все разрешается» или только «по совести», жить по «их закону» или по своей теории — не разрешенная окончательно в идее Раскольникова дилемма его нравственного самосознания.

Преступление в идеологии Раскольникова становится разрешением нравственной проблемы, «подлец или не подлец человек». Это один из парадоксов «казуистики» героя, попытавшегося совместить преступление и совесть. Если подлец, то «ко всему-то подлец-человек привыкает!». И менять в жизни людей ничего не стоит.

Второе условие решения этой проблемы знаменательно: «…коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное все — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть! «Лик мира сего» Раскольникова не устраивает, привыкнуть к подлости он не желает — из нравственных побуждений решается на бунт, ставший, впрочем, уголовным преступлением.

Краткий пересказ

Проблема совести в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим. Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности».

Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую». Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление?..

то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!» Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое. На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета? Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете. На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии. Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил». Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.

Некоторые проблемы по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание для сочинения в ЕГЭ

  • Достоевский, Федор Михайлович (1821-1881)
  • Преступление и наказание
  • роман
  • Написан: 1866г.
  • Время действия: начало июля (предположительно 1865г.)
  • Место действия: Санкт-Петербург, город в Р-й губернии, острог в Сибири
  • Персонажи:
  • Родион Романович Раскольников – бывший студент юридического факультета, 23 года

Алена Ивановна – старуха-процентщица, вдова, коллежская секретарша, ок. 60 лет.

Семен Захарович Мармеладов – бывший чиновник, за 50 лет.

Софья Семеновна Мармеладова – дочь Мармеладова, ок. 18 лет.

Пульхерия Александровна Раскольникова – мать Раскольникова, 43 года.

Авдотья Романовна Раскольникова (Дуня) – младшая сестра Раскольникова

Катерина Ивановна Мармеладова – жена Мармеладова и мачеха Сони, ок. 30 лет, имеет трех детей.

Петр Петрович Лужин – надворный советник, человек с деньгами, 45 лет.

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин (Разумихин) – молодой человек, студент, друг Раскольникова

Аркадий Иванович Свидригайлов – помещик, бывший шулер, ок. 50 лет.

  1. Порфирий Петрович – следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры, 35 лет.
  2. Второстепенные персонажи:
  3. Андрей Семенович Лебезятников – молодой человек, друг Лужина, придерживается прогрессивных взглядов
  4. Лизавета Ивановна – сводная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери), 35 лет.
  5. Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова, старше него на 5 лет
  6. Зосимов – приятель Разумихина, знакомый Раскольникова, доктор, 27 лет.
  7. Александр Григорьевич Заметов – знакомый Разумихина, письмоводитель в местной конторе, 22 года.
  8. Никодим Фомич – квартальный надзиратель в том районе, где жил Раскольников
  9. Илья Петрович – помощник квартального надзирателя по прозвищу «Порох»
  10. Настасья – служанка в доме, где снимал комнату Раскольников
  11. Амалия Ивановна – хозяйка в доме, где снимали комнату Мармеладовы
  12. Миколка – красильщик, задержанный по делу об убийстве
Проблема Пример
Положительные
совести Родион Романович Раскольников терзает себя мыслями о том, что задуманное им дело “грязно, пакостно, гадко”, но, тем не менее, он решается на убийство, оправдывая свои действия «высшей целью». После совершения преступления Раскольников неоднократно борется со своей совестью, которая усиливается в нем под влиянием любви Сони.
ценности человеческой жизни Алена Ивановна описывается автором в негативных тонах, но таким образом утверждается мысль, что, каким бы жалким и ничтожным ни был человек, это все равно человек и никто не вправе распоряжаться его жизнью.
сострадания Раскольников, видя ужасную нищету, в которой живет семья Мармеладовых, оставляет, уходя, немного денег «на окошке», чтобы хоть как-то помочь. Раскольников проявляет сострадание, хотя деньги ему самому нужны, он сам очень беден.
восстановления справедливости Марфа Петровна, подозревая любовную связь между Свидригайловым (своим мужем) и Дуней, которая работала у них гувернанткой, распространила про неё сплетню по всему уезду. Но позже Свидригайлов сознался своей жене в том, что виноват во всем только он один и предъявил письмо, в котором Дуня всячески отвергает все его ухаживания. Тогда Марфа Петровна извинилась перед Дуней и с этим письмом стала обходить всех знакомых, чтобы восстановить ее репутацию. Потом она нашла богатого жениха Дуне (Петр Петрович Лужин) и завещала ей 3тыс. руб. после своей смерти. Лебезятников раскрывает подлость Лужина, восстанавливая репутацию Сони.
жертвенности Дуня и Соня жертвуют собой ради материального обеспечения близких людей. Соня стала заниматься проституцией, а Дуня хотела выйти замуж не по любви (ради денег).
ответственности (социальной, моральной, перед совестью, перед самим собой) Раскольников увидел на улице пьяную девушку «лет шестнадцати», за которой следил какой-то мужчина. Он вступился за неё и дал денег городовому, чтобы тот отвез её домой.
трудолюбия Разумихин много работал, никогда не унывал, всегда был весел и общителен. Благодаря своему трудолюбию он «решительно сам, один, содержал себя».
преодоления жизненных трудностей Разумихин, благодаря своему веселому нраву и жизнелюбию, не придавал значения жизненным трудностям и легко с ними справлялся. «Никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». «Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод». «Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится»
сострадания, жалости к животным Раскольникову снится сон, в котором он, будучи маленьким, «бросается с своими кулачонками на Миколку», когда видит, что тот забил до смерти «бедную лошаденку». Маленький мальчик подбегает к савраске, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы».
влияния детских впечатлений на действия человека Под влиянием своего сна Раскольников готов отказаться от своего намерения убить старуху-процентщицу. Но потом обстоятельства складываются так, что у него появляется редкая возможность осуществить свой план. И, посчитав это «предопределением судьбы», он все же решается на убийство.
честности Лизавета, сестра Алены Ивановны, занималась перепродажей вещей и «была очень честна», не торговалась, а «всегда говорила крайнюю цену».
дружбы / дружеской помощи / участия в судьбе друга Разумихин отыскал Раскольникова и помогает ему во всем. Он пригласил знакомого доктора, чтобы тот следил за состоянием больного, уладил дела Раскольникова, связанные с долгом квартирной хозяйки. После того как Раскольников получает деньги от матери (35 рублей) Разумихин покупает ему одежду. Видно, что ему небезразлична судьба друга.
прощения Перед смертью Мармеладов просит прощения у своей дочери. Соня искренне прощает его.
материнской любви Мать Раскольникова, Пульхерия Александровна, очень любила его. Она старается устроить его счастье, хочет помочь ему, жертвует для него даже счастьем Дуни. Она сходит с ума от равнодушия и черствости сына
ответственности за свое обещание, за свое слово Раскольников, несмотря на долгую разлуку со своей семьей, выгоняет мать и Дуню, говорит, что не хочет их видеть. Разумихин отводит их домой, дет им слово, что присмотрит за Родионом, приведет к ним врача, чтобы они от специалиста узнали о том, как чувствует себя Родион. Все эти обещания от выполняет в короткий срок.
уважения человеческого достоинства Когда Соня Мармеладова приходит к Раскольникову, чтобы поблагодарить за деньги и пригласить на поминки, то, несмотря на ее «занятия», несмотря на то, что про нее Лужин наговорил много нехороших вещей, Дуня обращается с ней очень вежливо, проявляет уважение к ней.
самопожертвования / жертвенной любви Соня жертвует собой ради своих близких. Дуня хочет выйти замуж не по любви, жертвуя своим счастьем ради матери и брата. Соня идет за Раскольниковым в Сибирь, чтобы морально поддержать его.
сохранения духовной чистоты / нравственной прочности, стойкости человека Соня Мармеладова сохраняет нравственную чистоту, несмотря на то, что она «по желтому билету пошла». Эта хрупкая девушка сильна духовно. Сила ее любви воскрешает Раскольникова к новой жизни.
нравственного очищения через страдание Красильщик Николай «признается» в убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, чтобы «принять страдание». Он был «из раскольников» и хотел нравственно очиститься через страдание на каторге.
активной помощи человеку Раскольников объясняет мотивы подлого поступка Лужина, когда тот обвиняет Соню в воровстве. Раскольников сообщает, что Лужин хотел выставить Соню перед его семьей воровкой, чтобы поссорить его с матерью и сестрой. Это объяснение помогло восстановить честную репутацию Сони.
сочувствия, сопереживания другому человеку Раскольников во время второго визита к Соне пытается сознаться в убийстве. Он понимает, что «та минута пришла», но слова даются ему с большим трудом. Соня понимает его состояние, она сочувствует ему и произносит со страданием: «Как вы мучаетесь!»
морального права судить других людей Соня убеждена, что ни у кого нет морального права распоряжаться чужой жизнью. Она с негодованием восклицает: «Убивать? Убивать-то право имеете?»
публичного покаяния и очищения Соня советует Раскольникову публично, перед всем народом, перед землей, покаяться в совершенном преступлении. Такое покаяние очистит душу и у Раскольникова будет шанс вернуться к нормальной жизни. «Тогда бог опять тебе жизни пошлет»
смысла жизни «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». (Порфирий Петрович)
отношений матери и сына Раскольников перед явкой с повинною идет к матери, чтобы проститься. Он признается ей в сыновней любви, говорит, что должен уехать. Мать понимает его и они вместе, обнявшись, плачут.
нравственного воскрешения человека / любви как воскрешающей силы На каторге, в Омском остроге, Раскольников понимает, что его теория была ошибочна. Любовь и моральная поддержка Сони воскрешают его к новой жизни.
Отрицательные
влияния «среды» на действия человека Родион Романович Раскольников объясняет свое преступление отчасти социальной средой, теми условиями, в которых он находился. Семен Захарович Мармеладов пристрастился к пьянству тоже во многом из-за неспособности противостоять среде, бороться с трудностями.
бедности Раскольников живет в очень бедной комнате, которую нанимает «от жильцов». Она очень маленькая, поэтому персонажи и автор называют ее каморкой, клетушкой, гробом, каютой и т.п. Он «был должен кругом хозяйке», ходил в «лохмотьях», был «задавлен бедностью». Такие условия (крайняя черта бедности) могут толкнуть человека на преступление с целью обогатиться, получить «сразу весь капитал».
пьянства У Мармеладова от постоянного пьянства “желтоватое, даже зеленоватое лицо с припухлыми веками”. Он говорит, что у него жизнь пошла под откос, но на самом деле у него слабый характер. Он пропивает последние деньги семьи, украденные у жены, а потом берет «на похмелье» 30 копеек у своей дочери Сони, прекрасно зная, каким трудом она их заработала. Пьянство может порождать нечеловеческую жестокость. Сон Раскольникова передает нам его детские впечатления от поступка пьяного Миколки, который забивает насмерть бедную «клячонку».
слабости характера / стремления уйти от реальности Слабость характера может привести человека к различным видам зависимости: от компьютерных игр, от социальных сетей, от алкоголя (Мармеладов) и т.п.
нравственного падения Мармеладов осознает низость своего падения, но ничего не может с собой поделать. Он крадет последние деньги семьи из сундука Катерины Ивановны, а потом приходит к Соне «на похмелье просить». С его молчаливого согласия она и «по желтому билету пошла».
брака по расчету Дуня хотела выйти замуж за Петра Петровича Лужина, чтобы его деньги использовать потом для помощи матери и своему брату. Раскольников считает, что в этом браке она была бы несчастна и не принимает этой жертвы.
социальной несправедливости Раскольников считает несправедливым, что такие, как Лужин и Свидригайлов, творят подлости, гадости и при этом живут в комфорте и чувствуют свою безнаказанность, а «чистые» и искренние сердца (например, Соня, Дуня) вынуждены страдать. Раскольников хочет исправить эту ситуацию, решившись на преступление.
человеческой жестокости / жестокого отношения к животным Раскольникову приснился сон, в котором Миколка и другие пьяные мужики избивали «маленькую, тощую, саврасую крестьянскую клячонку» за то, что она не могла сдвинуть с места перегруженную телегу. Под конец Миколка стал бить ее оглоблей и ломом, пока не забил до смерти.
страха перед разоблачением Раскольникова вызвали в участок из-за неуплаты долга по квартире. Но он терзает себя мыслями, что его разоблачили в убийстве. Из-за своего страха, услышав рассказ об убитой старухе-процентщице, он теряет сознание прямо в участке.
ненависти к миру, ожесточения / отрыва от «почвы», от людей После совершения преступления Раскольников чувствует себя одиноким и ожесточается на весь мир. «Он как будто ножницами отрезал себя от всех и всего».
равнодушия ко всему, апатии После того как Раскольников избавился от улик, он ощущает внутри себя полное равнодушие к миру и апатию. Он идет, не разбирая дороги, его принимают за нищего, без всякой цели он заходит к Разумихину и ничего не отвечает на его расспросы.
эгоизма / равнодушия к чужой беде / душевной черствости Петр Петрович Лужин. Теория «целых кафтанов» или теория разумногоэгоизма. Необходимо думать только о себе, не нужно сочувствовать чужому горю, делиться с кем-нибудь своим «кафтаном». «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел».
стремления к острым ощущениям Раскольников после выздоровления зашел в трактир, где встречает Заметова. Наведя разговор на убийство старухи-процентщицы, Раскольников чуть не признается ему в преступлении. «Страшное слово… так и прыгало на его губах: вот-вот сорвется; вот-вот только спустить его, вот-вот только выговорить!» Потом он возвращается на место преступления, звонит в колокольчик, чтобы еще раз услышать этот звук.
неблагодарности Раскольников после разговора с Заметовым, выходя из трактира, сталкивается в дверях с Разумихиным. Вместо слов благодарности за помощь он отталкивает его от себя, прогоняет, кричит на него.
оправдания преступления Разумихин, критикуя терпимое отношение социалистов к преступлениям, не соглашается с их мнением о том, что «преступление есть протест против ненормальности социального устройства» и что большинство преступлений совершается лишь потому, что «среда заела». Преступление (убийство) нельзя оправдать ничем, в том числе и влиянием «среды», «ненормальным социальным устройством» или «высшей справедливостью».
вседозволенности / безнаказанности Свидригайлов чувствует себя безнаказанно и поэтому совершает много неблаговидных поступков, которые заканчиваются смертью других.
поклонения деньгам Петр Петрович Лужин больше всего на свете ценил свои деньги, добытые «всякими средствами». Для того чтобы сохранить свои капиталы, он сближается с не вызывающим у него симпатии Лебезятниковым, представителем «прогрессистов», боясь обличения.
подлости и клеветы Лужин подбрасывает 100 руб. Соне в карман и обвиняет ее в воровстве. Это нужно ему было для того, чтобы выставить Соню воровкой и поссорить Раскольникова с его семьей.
отчаяния, обреченности, безвыходности Катерина Ивановна от безысходности идет на улицу с детьми просить милостыню.

  • Что такое сострадание вывод для сочинения
  • Что такое сострадание определение для сочинения
  • Что такое совесть определение для сочинения
  • Что такое сказка цепочка
  • Что такое сказка своими словами для детей