Что такое совесть итоговое сочинение мастер и маргарита

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. оно одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. о том,

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Материалы для сочинения на тему: «Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?» 11 класс

Источник: 4ege.ru

407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?

Искусство – это неотъемлемая часть нашей жизни. Оно даёт человеку пищу для размышлений, помогает в трудной ситуации и просто доставляет эстетическое наслаждение читателю или зрителю. Вдохновение можно отыскать даже в мелочах: в шелесте листьев кто-то услышит прекрасную музыку, чьи-то выразительные черты лица могут стать потрясающим портретом, а реплики случайных прохожих – поэзией. Нельзя допускать, чтобы в погоне за материальными ценностями, мы забывали о духовных, потому что они обогащают человека и делают его интересной личностью и яркой индивидуальностью. Именно поэтому нужно смотреть спектакли, ходить на выставки и концерты, читать книги. Мне бы хотелось остановиться на двух произведениях художественной литературы, которые, на мой взгляд, достойны внимания моих сверстников.

Во-первых, это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором переплетается несколько сюжетных линий. Писатель размышляет о вечном противостоянии добра и зла, причём Воланд, «князь тьмы, дух зла и повелитель теней», не вызывает у читателя неприятия. Напротив, булгаковский герой оказывается достаточно мудрым и во многих ситуациях очень справедливым. Так, например, он держит свои обещания и помогает Маргарите увидеться с возлюбленным, после того как девушка согласилась стать королевой бала Сатаны. Кроме того, М.А. Булгаков создаёт правдоподобный портрет жителей Москвы 30-х годов. Он подчёркивает, как тяжело приходилось творческому человеку, чьи произведения не публиковались по цензурным соображениям. На мой взгляд, вымышленное литературное общество МАССОЛИТ – это и есть настоящее воплощение зла, потому что по вине бездарных членов этой организации разрушаются судьбы по-настоящему талантливых писателей. Также в повествование органично вплетаются главы из романа самого мастера. Мы узнаём историю бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Иешуа считает, что люди по природе своей добры, но сами не осознают этого. По его мнению, трусость – самый страшный порок, который убивает человечность, именно с ним нужно бороться в первую очередь. Малодушие проявляет и прокуратор, потому что он не смог спасти Иешуа, и до конца своих дней испытывал из-за этого угрызения совести. Нельзя также не восхититься силой любви главной героини, которая отказывается от безбедного существования рядом с состоятельным мужем ради несчастного мастера и в конечном счёте разделяет его судьбу. Таким образом, в романе М.А. Булгакова поднимается множество важных философских проблем, и он заставляет задуматься о многих вещах, не теряющих актуальности. На мой взгляд, с этим произведением следует ознакомиться каждому человеку, который хочет научиться лучше понимать других людей и самого себя.

Во-вторых, я бы хотела порекомендовать своим друзьям роман немецкого писателя Э.М. Ремарка «Три товарища». Автор рассказывает о жизни так называемого «потерянного поколения» – это молодые люди, на мировосприятие которых оказала значительное влияние Первая мировая война. Солдаты-фронтовики, буквально вырванные из обычной мирной жизни и брошенные в жерло страшных событий, не могли справиться со своими душевными травмами после войны. Они чувствовали себя опустошёнными и не видели смысл своего дальнейшего существования. Главные герои произведения Э.М. Ремарка пытаются просто жить, выполняя привычные действия, любить и ценить друг друга. Наверное, именно эта взаимопомощь и поддержка помогала Роберту Локампу, Отто Кестеру и Готтфриду Ленцу выживать в тяжёлых условиях. Когда читаешь этот роман, то понимаешь ценность настоящей дружбы. Для персонажей Э.М. Ремарка – это священный и нерушимый союз, и ради своего товарища можно пожертвовать самым ценным, что у тебя есть. Главные герои работают в автомастерской, и ещё одним настоящим другом они считают гоночный автомобиль, которого называют Карлом. Именно эта старая машина совершенно неожиданно для всех оказывается непобедимой на любых гонках. Вовсе не удивительно, что Отто, владелец Карла, очень ценил его и ни за что на свете не согласился бы лишиться верного товарища. Однако герой, не задумываясь, продаёт автомобиль, чтобы прислать деньги Роберту. Кестер надеется, что тем самым он сможет на какое-то время продлить жизнь больной туберкулёзом возлюбленной лучшего друга. «Три товарища» – это трагическая история, которая никого не сможет оставить равнодушным. Я бы порекомендовала её друзьям, потому что этот роман доказывает, насколько бесценны для человека любовь и дружба, преданность и сострадание.

В заключение хочется сказать, что чтение художественной литературы может быть не только полезным, но и весьма увлекательным занятием. Читателю запоминаются те произведения, которые вызывают у него сильные эмоции, заставляют сопереживать героям. На мой взгляд, «Мастер и Маргарита» и «Три товарища» держат в напряжении до самой последней страницы, а также позволяют переоценить свои ценности и взглянуть на мир с другого ракурса.

Мастер и Маргарита

Купить Мастер и Маргарита. Коллекционное иллюстрированное издание

Связанные страницы:

Направления итогового сочинения 2021-2022

В данной статье мы разберём направления итогового сочинения 2021-2022. Мы сделаем обзор, потому что никаких конкретных комментариев от ФИПИ еще нет, как только они появятся, мы разберем каждое направление отдельно и уже более подробно. Сегодня же мы просто знакомимся с этими направлениями. Их всего пять.

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Дорога реальная, воображаемая, книжная? Пока нет конкретных комментариев мы с вами просто порассуждаем, о чем здесь может идти речь. Ну конечно же о человеке, который покидает родной дом и куда-то уезжает, либо он уезжает для путешествия, либо он уезжает вынужденно. В связи с этим у нас может возникнуть вопрос: “Почему человек уезжает?”, “Какова причина?”. Далее: “Какова цель?”. Чего-то может быть он ищет или он от чего-то бежит или он конкретно покидает родной дом для того чтобы улучшить допустим свою жизнь или ее изменить. Когда он путешествует или, когда он едет куда то, он преодолевает долгий трудный путь. Что он видит вокруг?

Как это на него влияет, как влияет на его мировоззрение, как это влияет на его поведение? Очень часто вот эта тема дороги, она связана именно с темой родины. Во-первых, когда человек покидает родину и потом возвращается, что он при этом испытывает? Какие чувства? Что он делает?

Либо вот эта дорога связана именно со становлением личности человека, может быть и такое. Какие произведения можем взять. Ну на первый взгляд конечно это все пока примерно. Потом, когда уже мы увидим комментарии, увидим конкретику, то мы уже посмотрим и будем менять наш список. Какие произведения мы можем взять?

 1. Н.А.Некрасов. “Кому на руси жить хорошо” 

Налицо люди, которые путешествуют по стране для того чтобы узнать кому же живется весело и вольготно на Руси.

 2. А.С.Пушкин. “Евгений Онегин” 

Главный герой в один прекрасный момент уезжает из страны. Он уезжает за границу, он путешествует. Что с ним в это время происходит, почему он возвращается, каким человеком он возвращается, что его меняет. Вот об этом можем порассуждать.

 3. А.С. Пушкин. “Капитанская дочка” 

Здесь мы можем взять путь Гринёва, ведь он уезжает из родного дома и сталкивается с какими-то трудностями, совершает ошибки, преодолевает эти трудности, жалеет о чем-то или не жалеет наоборот. Что с ним вообще происходит, как это все на него влияет, то есть в принципе.

 4. Н.В.Гоголь “Мёртвые души” 

Здесь, конечно же, реальная дорога с и ухабами и кочками, и с другой стороны это исторический путь России.

 5. Л.Н.Толстой “Война и мир” 

Здесь мы говорим о пути Болконского. Здесь не столько дорога, сколько путь и путь в кавычках. Здесь не только то, что он преодолевает физически, то есть он идёт на войну, он находится вдали от дома и так далее, но еще и его становление как личности. Вспомним, когда он уходит на войну, какую цель он преследует: “Найти свой эталон”. Он хочет прославиться, но, когда он попадает в эти условия, понимает что все совершенно не так как он себе представлял и естественно он начинает ценить жизнь и понимать, что нет ничего дороже жизни, то есть меняется человек.

 6. А.Т.Твардовский “Василий Тёркин” 

Используйте это произведением в том случае, если у нас будет тема связана я вот именно с темой родиной, когда человек преодолевать трудный путь для того чтобы защищать свою родину и это путь не одного человека, а всего народа, путь советского солдата.

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

В этом направлении нужно говорить о научном прогрессе, о развитии новых технологий в обществе и порассуждать над этим вопросом. Что вообще они из себя представляют и как влияют на окружающий мир, как они влияю на природу, как они влияют на человека, на общество в целом и как они способны вообще в целом повлиять на всю нашу планету.

Об этом можно говорить бесконечно. Произведений, в которых рассказывается об этой проблеме и вообще о новых технологиях у нас мало, но все же есть.

 1.  М.А.Булгаков “Собачье сердце”. 

Здесь мы говорим о том, что главный герой профессор Преображенский задумывает такое некое своеобразное соревнование с самой природой, он создает нового человека путем пересадки собаки части человеческого мозга. В результате этой операции появляется примитивное существо, которое несет опасность обществу.

 2. В.Г.Распутин “Прощание с Матёрой”. 

Ради того, чтобы внедрять новые технологии в жизнь, люди прощаются со своим прошлым, со своей историей, то есть ради того, чтобы построить гидроэлектростанцию нужно было затопить маленькую деревеньку, маленький островок, маленький мир, который был самым главным для многих людей, такой малой родиной, отдельным миром. Да, естественно это конечно плохо и новые технологии, как бы они ни были хороши, они не должны позволять забывать о прошлом, позволять забывать свою историю, свои корни.

 3. Жюль Верн “Вверх дном”. 

Здесь герои хотят заменить старую землю на новую, но они не представляют какими могут быть последствия этого изобретения. Происходили бы землетрясения, часть территории ушла бы под воду вместе с людьми, но их это не волновало. Речь о том, что технологии технологиями, но вмешательство человека в устройство окружающего мира вообще недопустимо, это беда для всего человечества.

Также о влиянии новых технологий на общество, на человека говорится в произведениях Рея Брэдбери “451 градус по фаренгейту”, Жюля Верна “20 тысяч лье под водой”. Здесь также говорится о том, к чему может привести научное открытие, здесь мы также можем порассуждать. Эти произведения не входят школьную программу, но если вы их прочитаете, то конечно же мы о них подробно поговорим уже непосредственно тогда, когда будем изучать второе направление более подробно.

Примеры сочинений по направлению: «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->Аргументы по направлению  “Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?”

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Третье направление – очень хорошее направление, так как это направление очень конкретное и понятное и здесь также ясна тематика. Смотрите: преступление, наказание как явление социальное, нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние. Преступления совершались всегда, поэтому произведений, в которых об этом говорится очень много.

О чем мы будем говорить здесь?

Конечно же Достоевский “Преступление и наказание”, Островский “Гроза”, можно взять произведение Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. Главная героиня Катерина Измайлова совершает преступления в принципе без зазрения совести и не раскаивается в этом, то есть очень хорошее произведение в школе не изучается, но рекомендуем к прочтению. Гоголь “Мертвые души”. Возьмем того же Чичикова, который по сути преступления не совершает, но такие вот у него деяния, не совсем законные. Тарас Бульба то же самое. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Здесь мы
будем брать в целом общество 30-х годов, которые живут не совсем по закону, совершают различные такие махинации и естественно Воланд появляется в Москве для, того чтобы их наказать не просто же так он появился вдруг. Тургенев “Муму”.

Примеры сочинений по направлению: «Преступление и Наказание — вечная тема»

Подборка отличных аргументов по данному направлению -> Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема»

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Четвертое направление хорошее направление в том плане, что она не совсем конкретизирована, то мы подождем комментарии ФИПИ, здесь мы должны будем писать о какой-то книге, каком-то спектакле, или в фильме, который произвел на вас впечатление.

Допустим какая-то книга, которую бы посоветовали потомкам, которая многому вас научила или фильм какой-то. В принципе хорошая тема , достаточно расплывчатая, абстрактная, все что угодно может быть, в тематике темы могут быть различными поэтому подождем примерных тем, примерно темы, когда выйдут мы уже сможем конкретизировать.

Примеры сочинений по направлению “Книга(музыка, спектакль, фильм) – про меня” 

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->Аргументы по направлению  «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

По пятому направлению что мы можем сказать: “Социальные пороки”, “общественная справедливость, “поиск путей помощи тем кому трудно”, “путей совершенствования общества и государства”, но само направление говорит за себя, она очень конкретная, значит мы будем рассуждать здесь о понятии гражданина, общественной справедливости, о социальных пороках, об их причинах, допустим о каких-то путях совершенствования общественного и государственного устройства, то есть такие социально-философские вопросы мы будем раскрывать. Какие произведения можем использовать?

Во-первых, Н.В.Гоголь “Мертвые души”, “Ревизор”, Гончаров “Обломов”, Чехов “Человек футляре”, Салтыков-Щедрин “Истории одного города”, Островский “Гроза”, Грибоедов “Горе от ума”, Фонвизин “Недоросль”. Может быть мы в качестве аргументации сможем использовать роман Толстого “Война и мир”. В принципе вполне возможно.

В целом направления достаточно обширные.

Подборка отличных аргументов по данному направлению ->«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

  • Что такое совесть сочинение кратко
  • Что такое совесть итоговое сочинение 11 класс
  • Что такое слово сочинение рассуждение 9 класс
  • Что такое собрание сочинений
  • Что такое смелость сочинение рассуждение на тему смелость