Что такое собрание сочинений

- не верьте тому, что пишут в романах о разведке и спецназе, - советует читателю автор романа время теней челябинец

— Не верьте тому, что пишут в романах о разведке и спецназе, — советует читателю автор романа «Время теней» челябинец Сергей Васильевич Самаров (в настоящее время проживает с семьей в одной из деревень Костромской области). [Книга вышла в московском издательстве «Эксмо» в популярной серии «Черная кошка — Русский бестселлер». В издательской аннотации автор представлен как бывший технический специалист спецназа Главного разведывательного управления.]- …Или, по крайней мере, верьте не всему написанному. Пишущие на эту тему делятся на три категории. Первые (подавляющее большинство) вообще ничего о предмете не знают, но начитались чужих книг и насмотрелись фильмов-боевиков. Как правило, американских. Это вариант графомании, но настолько популярный, что считается порой качественным творчеством. Вторые знают кое-что и много пишут. Но понимают, что таланта красиво рассказать о настоящем не хватает. И потому врут безбожно. Третьи и знают, и хорошо пишут, умея совместить правду с полетом фантазии, не теряя ни эрудиции, ни квалификации писателя. Но этих единицы.
— А как ты начал писать боевики и детективы? ведь до этого писал на другие темы. Первая книга повестей и рассказов «глаза на том берегу» вышла, кажется, в 1989 году…
— Да, я начинал не с детектива. Но и тогда у меня просматривалось желание «поиграть» сюжетом. А потом… Попалась в руки книга виктора суворова «аквариум». Книга о гру, как говорится в аннотации. Как можно мимо пройти, если я был тесно связан с этой организацией? сначала поплевался, потом посмеялся. Это писатель как раз из второй категории. Бывший офицер гру, по каким-то причинам пожелавший обосноваться на западе. Бог ему судья. На честных книгах о нашей разведке «там» не сделаешь себе ни имени, ни денег, если не обладаешь большим талантом. Вот он и начал безбожно выдумывать страсти. И такого натрепал, что уши вянут у того, кто знает действительное положение вещей, и волосы встают дыбом у того, кто этого положения не знает…
Начали вторить и доморощенные «фантасты» — первая категория наших писателей. Как почитаешь, что бойцы спецподразделений добивают своих раненых — это, якобы, закон, — так больше эту книгу брать в руки не хочется. Однажды журналист задал вопрос как раз на эту тему командующему спецназом гру полковнику в. А. Манченко (он недавно в отставку вышел в том же звании. В спецназе гру высшая командная должность — всего-то полковничья. Генералов при выходе на пенсию у нас дают интендантам, которым есть чем за новые погоны заплатить…). ТАк владимир андреевич просто рассмеялся над наивностью корреспондента. И спросил встречно: пошел бы журналист во вражеский тыл с товарищами, которые его могут добить? люди понятия не имеют о том, что такое спецназ.

— А что такое в самом деле спецназовец? супербоец и вообще суперчеловек, не знающий страха и сомнения?
— первые открытые сведения о спецназе гру стали появляться после афганской войны. Но тогда его даже военные путали с вдв: спецназовцы носили десантную форму. Не все подразделения, но в большинстве. Спецназов у нас в силовых структурах много, и каждый имеет свою специфику. Глупо сравнивать их по боевым качествам, они призваны выполнять различные задачи. Взять знаменитое подразделение «а», ныне известное как группа антитеррора «альфа». Умеют они все. Но главное в их работе не боевая подготовка, а психологическая. Если террорист захватил заложников, то в первую очередь надо думать не о том, как нейтрализовать террориста, а как сохранить заложникам жизнь. «Альфовцы» много работают в тренинг-классах с психологами, изучая типы людей и их возможное поведение в экстремальной ситуации. Результат сказывается. Часто после беседы террориста удается уговорить сдаться.
Иные задачи ставились перед не менее знаменитой группой «вымпел». Их по распоряжению ельцина расформировали в 1993 году, когда «вымпеловцы» отказались идти на штурм белого дома. Тогда и «альфа» на штурм не пошла. Но воспользовалась своей психологической подготовкой. Сложив на крыльце оружие, «альфовцы» вошли в здание под стволами защитников и сумели убедить парламентариев сдаться.
Сейчас «вымпел» по крохам восстанавливают. Хотя растеряли высококлассных специалистов, которых спецслужбы любой страны мира мечтали бы иметь. Ходят слухи, что кого-то «заимели» криминальные структуры.

— А что это за специалисты?
каждый офицер с двумя высшими образованиями. Они умели все, в том числе и управлять ядерными реакторами. Кстати… На учениях «вымпеловцы»-аквалангисты из-под воды атаковали и захватили атомный ледокол «сибирь». Из-подо льда! но что ледокол, какая там может быть охрана? вот другие учения — в знаменитом арзамасе-16 в 1986 году. Там, где академик сахаров работал… Тогда вся система охраны объекта знала, что «вымпелу» поставлена задача по учебному захвату ядерного центра. Охранники, тоже спецназовцы, посмеивались. Задача казалась им невыполнимой.
«Вымпел» воспользовался тем, что на территории городка находилась могила святого серафима саровского. Создали фирму, которая специализировалась на туризме по святым местам. И поехали на объект по вполне официальным, легко проверяемым документам. Группа даже «теряла» время на долгую работу в нижегородском архиве и в вузах города, чтобы разговор о них в области пошел и достиг ушей охраны. Их — каких-то коммерсантов от туризма — не опасались.
Так провели разведку. А потом невидимыми и неслышимыми прошли все посты охраны и ровно в назначенный срок «захватили» объект. Сами охранники не хотели верить тому, что они обезврежены без единого выстрела, без единого звука.
Несколько отличается по своей специфике спецназ гру. И не только по профилю деятельности — разведывательная и диверсионная работа в глубоком тылу врага, но и по составу. Есть в гру и отдельные мобильные офицерские группы, чьи задачи схожи с теми, которые выполняет «вымпел». А вообще-то это войска. Вот о них сложилось неправильное мнение. Если говорят, что спецназовцы «могут все», это не значит, что они рвут рубаху на груди и бросаются на амбразуру. В самых сложных ситуациях спецназ учили выживанию!
это главный критерий. Опыт афганской войны показывает, что в частях спецназа потери были в тридцать раз меньше, чем в других частях 40-й армии. Кабульская отдельная рота за три года потеряла три человека убитыми. А парням выспаться не всегда удавалось — из боя в бой. Как такое достигалось?
только за счет подготовки и правильной тактики. Спецназ нападает из засады и уничтожает противника, не подставляя себя. Спецназовец может ползти невидимым и неслышимым, питаться змеями и пить воду из гнилого болота. Появится, сделает свое дело и исчезнет. И никаких эффектов, никакого военного цирка, который так любят показывать в кино.
Кстати, в том же афгане был период, когда решили расширить части специального назначения и приказом создавали подразделения, включая в них военнослужащих из других родов войск. И бросали на такие же операции, какие проводили их подготовленные коллеги. На смерть бросали. По приказу, без долгой подготовки спецназовцем не станешь. А это очень дорого. Потому спецназовца учат себя беречь, как ценную вещь… Вот что такое спецназовец.

— Но как неискушенному в военных тонкостях читателю определить уровень правдивости автора? только опираясь на свое понимание возможного?
— в том-то и дело, что спецназ в состоянии делать невозможные вещи. Такие, как захват «вымпелом» ядерного центра в арзамасе-16. Или вспомним начало афганской войны, когда сорок шесть офицеров групп «зенит» и «гром» — ядро будущего подразделения «а» — при поддержке двух батальонов, занятых охраной посольства и торгпредства ссср в кабуле, имея вместо артиллерии две зенитные установки, взяли штурмом дар-уль-аман — укрепленную цитадель президента амина, которая охранялась полком отборных гвардейцев. По канонам военного искусства штурмующие должны иметь как минимум трехкратное превосходство в силе. А здесь трехкратное превосходство было на стороне афганцев. А ведь одновременно захватывались министерство внутренних дел, штаб военно-воздушных сил, управление связи и главное управление жандармерии… Западные специалисты не хотели верить, что это было сделано.
Фантастика! в книгах тоже много фантастики, на то и литература. Опираться при оценке следует не на фактическую, а на человеческую сторону дела. Именно естественность и человечность героя определяет остальное. И еще интеллект самого читателя.
Я допускаю, когда читаю в романе, что герой снимает с предохранителя пистолет тт. Вообще-то у тт нет предохранителя, а есть предохраняющий затвор. Но это сложное техническое описание не придаст повествованию ритмики. А вот когда на пистолет-пулемет мр-5 (на вооружении у немецкого спецназа) наворачивают глушитель, мне хочется смеяться. У мр-5, как у нашей снайперской автоматической винтовки «винторез», встроенный глушитель. А популярный автор множества романов андрей воронин этого не знает. Герой другого популярного автора андрея дышева на одной и той же странице достает из кармана пистолет, потом размахивает револьвером и бьет другого героя рукояткой опять же пистолета. А дышев называет себя офицером. Большой грех офицеру путать револьвер с пистолетом.
Читатель не может и не обязан это знать. Но писатель не должен допускать ситуаций, когда за одним столом заседают директор фск и директор фсб, как случилось в романе одного челябинского писателя. Роман вышел, кстати, в москве, в издательстве «олма», и в целом оставил неплохое впечатление. Но автору все-таки следует знать, что пластит, как и другие взрывчатые вещества, не будет взрываться без детонатора…
Романам можно верить и не верить (лучше не верить), но они должны иметь главную составляющую — литературу. Не только занимательный сюжет, но и понимание логики человеческого поведения. И самое главное — добротный литературный язык. Тогда книга сможет занять место на полке у читателя. А специфические вещи — допущу крамольную мысль — возможно, не слишком важны для читателя. Это специалист может возмущаться или получать удовлетворение.

— Мы начали со спецназа и перешли все-таки к литературе…
— Естественно, если поводом для разговора и стало появление книги. Без разговора собственно о литературе никак не обойтись. Иначе окажутся правы те, кто относится к детективам и к боевикам с пренебрежением.

— Кстати, что ты лично предпочитаешь писать — детективы или боевики?
— и то, и другое. Первую из серии восьми моих книг, запланированных издательством «эксмо» к выпуску, можно отнести к боевикам, но из оставшихся шесть — детективы в чистом понимании жанра. Есть криминал, есть частный сыщик — отставной майор спецназа гру толстов. И до конца не ясно, кто же преступник — интрига.

— Восемь книг — это много. И написаны они, насколько я знаю…
— За полтора года.

— Объем не в ущерб качеству?
— хочется надеяться, что нет. Все пишут по-разному. Полное собрание сочинений жоржа сименона состоит из трехсот шестидесяти томов. Он, правда, не писал, он свои романы диктовал трем сменяющим друг друга стенографисткам. Собрание сочинений александра дюма-отца — более двухсот томов. А «великому рассказчику» приходилось скрипеть гусиным пером, он был высококлассным каллиграфом — в молодости работал переписчиком в канцелярии герцога орлеанского — и с презрением относился к появившимся тогда металлическим перьям. Айзек азимов выпускает в месяц по роману. Классик американской фантастики одним из первых среди коллег освоил компьютер, это позволяет ему и на старости лет оставаться одним из самых плодовитых писателей. Я работаю по примеру азимова. По восемнадцать часов в сутки просиживаю за компьютером.

— Выйдет восемь книг…
— Еще две, кстати, выходят в новосибирске, в издательстве «мангазея». Запланированы на конец нынешнего — начало будущего года…

— А дальнейшие планы?
— я продолжаю писать. И попутно думаю о создании в челябинске книжного издательства, которое будет заниматься выпуском детективов. Кстати, согласно статистике, издательская деятельность занимает в нашей стране по доходности второе место после производства водки, хотя и требует значительных первоначальных капиталовложений. Мое сообщение можно рассматривать и как предложение о сотрудничестве.

— Что в будущих книгах главное?
— мои герои — всегда люди сильные и ответственные. Как правило, имеющие отношение к спецназу, от такой привязанности уже никуда не уйти. Даже в мирной жизни сказывается у них опыт военных лет. Они просто не могут не быть патриотами. Хочется показать их живыми, чтобы каждый имел свой, узнаваемый характер.

— Я слышал отзывы: у тебя-де положительными выглядят даже явно отрицательные герои. Почему так получается?
— может быть, это концепция — плохих людей не бывает… Я просто стараюсь понять человека. Даже плохого, даже убийцу-маньяка. Стараюсь исследовать его внутренний мир. Как раз об этом роман с рабочим названием «десерт для серийного убийцы» — он тоже скоро выйдет. Мне кажется, что это лучший мой роман. Психологический детектив о мире высоких технологий. О хакерах — компьютерных взломщиках. И если не симпатию, то невольное сострадание к маньяку отметили даже рецензент книги и редактор.

— Но это чисто детективный жанр. А боевик забывать не собираешься?
— боевик переплетается с детективом. Но есть желание и новые темы разрабатывать. Пока у нас это только появляется — работа спецназовцев за рубежом. Уже ни для кого не секрет, что наши военные специалисты «трудились» в разных странах. До абсурда доходило в той же самой анголе: с двух сторон воевали — и за правительство, и за партизан. У меня достаточно большой банк данных на эту и подобные темы. Постараюсь использовать.

Владимир Филичкин.

Полное собрание сочинений. Том 11 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 11 (Ленин В. И.)
26.05.2021

В одиннадцатый том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят произведения, относящиеся к периоду с июля по 12 (25) октября 1905 года. Центральное место в томе занимает книга «Две тактики социал-демократии в демократической революции», написанная в июне — июле 1905 года. Этот период характеризуется дальнейшим развитием революции в России — первой буржуазно-демократической революции эпохи империализма. Знаменательной вехой в истории большевистской партии был состоявшийся весной 1905 года III съезд РСДРП.

124.21М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 10 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 10 (Ленин В. И.)
26.05.2021

Настоящий том содержит произведения, написанные В. И. Лениным в марте — июне 1905 года, в условиях дальнейшего нарастания буржуазно-демократической революции в России. Великая народная революция поставила перед российской социал-демократией «такие требования, каких ни разу еще и нигде не ставила история перед рабочей партией в эпоху демократического переворота», — писал Ленин. Перед партией встали задачи политического руководства рабочим классом во время революции, создания союза пролетариата и крестьянства, сплочения всех революционных сил для борьбы против самодержавия, организации всенародного вооруженного восстания.

103.16М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 9 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 9 (Ленин В. И.)
26.05.2021

В девятый том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят произведения, написанные в июле 1904 — марте 1905 года. Это был период назревания и начала первой русской буржуазно-демократической революции, в которой рабочий класс России, выдвинутый всем ходом общественного развития в авангард международного рабочего движения, выступил как решающая сила в революции, как ее гегемон. В то же время это был период острой внутрипартийной борьбы между большевиками и меньшевиками, борьбы большевиков за выход из партийного кризиса, вызванного дезорганизаторской деятельностью меньшевиков, за созыв III съезда партии.

108.86М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 8 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 8 (Ленин В. И.)
25.05.2021

В восьмой том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят произведения, написанные в сентябре 1903 — июле 1904 года, в период ожесточенной борьбы большевиков с меньшевиками, развернувшейся после II съезда РСДРП. В истории России это было время быстрого нарастания буржуазно-демократической революции. Одним из наиболее крупных выступлений пролетариата кануна первой русской революции явилась небывалая по размаху стачка летом 1903 года, охватившая весь юг России. Эта стачка показала рост политического сознания рабочего класса, его организованности и сплоченности.

130М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 7 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 7 (Ленин В. И.)
25.05.2021

В седьмой том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят произведения, написанные в сентябре 1902 — сентябре 1903 года, и материалы II съезда РСДРП. Центральное место в томе занимают произведения, связанные с борьбой за создание в России революционной марксистской партии, с выработкой ее программы и организационных принципов. Задача объединения российских социал-демократических организаций в единую партию стала особенно неотложной ввиду громадного размаха рабочего движения в конце 1902 и летом 1903 года, свидетельствующего о назревании революции.

115.15М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 6 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 6 (Ленин В. И.)
21.05.2021

В шестой том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят книга «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (осень 1901 — февраль 1902 года) и произведения, написанные в январе — августе 1902 года. В России в это время происходило дальнейшее углубление и обострение революционного кризиса; все более массовый характер принимало революционное движение против самодержавно-помещичьего строя. Демонстрации и стачки рабочих Петербурга, Екатеринослава, Ростова-на-Дону, Батума в феврале — марте 1902 года, первомайские демонстрации в Саратове, Вильно, Баку, Нижнем Новгороде и других городах были ярким свидетельством растущей активности и политической зрелости рабочего класса — авангарда всенародной борьбы против царского самодержавия.

126.5М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 5 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 5 (Ленин В. И.)
21.05.2021

В пятый том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят произведения, написанные им в период с мая по декабрь 1901 года. Обстановка этого периода в России характеризовалась усилением революционного движения, направленного против царизма и всех остатков крепостничества, тормозивших экономическое и политическое развитие страны. Разразившийся мировой экономический кризис охватил к этому времени и Россию. Ввиду особенности экономики России, где быстрое развитие капитализма уживалось с многочисленными остатками крепостничества, последствия кризиса, совпавшего с неурожаем и голодом в ряде губерний, проявились особенно сильно.

110.69М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 4 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 4 (Ленин В. И.)
21.05.2021

В четвертый том полного собрания Сочинений В. И. Ленина входят произведения, написанные им с начала 1898 по апрель 1901 года. Большинство их было написано в сибирской ссылке, остальные в Пскове и за границей в период организации газеты «Искра». Эти годы характеризуются напряженной деятельностью В. И. Ленина по созданию пролетарской партии нового типа, разработкой основ партийной программы, его борьбой против российского и международного ревизионизма.

120.8М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 3 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 3 (Ленин В. И.)
21.05.2021

Настоящий том содержит произведение В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», написанное им в 1896—1899 годах и изданное отдельной книгой в 1899 году. В том включается также статья Ленина «Некритическая критика», напечатанная в мае — июне 1900 года, явившаяся ответом на рецензию одного из «легальных марксистов» на эту книгу. Перед русскими марксистами в тот период встала задача глубокого изучения экономики России. Это было необходимо для окончательного идейного разгрома народничества и определения перспектив революционной борьбы рабочего класса, задач российской социал-демократии.

158.39М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 2 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 2 (Ленин В. И.)
20.05.2021

Вторая половина 90-х годов характеризуется быстрым развитием капитализма в России, ростом численности рабочего класса и усилением стачечного движения. В истории российской социал-демократии это был второй период, который Ленин назвал периодом «детства и отрочества», когда социал-демократия начинала развертывать практическую деятельность и переходить от пропаганды марксизма среди небольшого круга передовых рабочих к массовой политической агитации.

137.05М, РУС.

Полное собрание сочинений. Том 1 — обложка книги.

Полное собрание сочинений. Том 1 (Ленин В. И.)
20.05.2021

По постановлению Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС выпускает полное собрание Сочинений В. И. Ленина в 55 томах. В полное собрание Сочинений В. И. Ленина, являющееся пятым изданием ленинских трудов, входят все материалы, напечатанные в третьем и четвертом изданиях, что составляет более 3000 документов. В собрание Сочинений в хронологической последовательности включаются гениальные ленинские труды: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Развитие капитализма в России», «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад», и другие.

131.97М, РУС.

Начало
|

Пред.
|

1
2
3
4
|

След.
|

Конец


«Собрание сочинений»5bc8a3b36a5f

◈ Автор: Вадим Панов
◈ Издательство: Эксмо
◈ Год: 2002 — 2021
◈ Жанр: Социально-психологическая фантастика, Научная Фантастика, Боевая фантастика, Детективная фантастика, Городское фэнтези, Героическое фэнтези, Постапокалипсис, Киберпанк, Стимпанк
◈ Формат: FB2
◈ Качество: Изначально электронное (ebook)
◈ Иллюстрации: Цветные и черно-белые, Без иллюстраций
◈ Кол-во книг: 82


Автобиография:
Предупреждаю сразу и честно: ярких героико-романтических эпизодов в моей биографии нет. Я не служил снайпером элитного спецподразделения, не бился на баррикадах, не бродяжничал, не увлекался сектанскими проповедями, а черным поясам предпочитаю кожаные. Как говорится: что есть, то и кушайте, фантазировать о себе не люблю.

d0e5a07bd9c9Итак.
Родился 15 ноября 1972 года в классической семье военного имперского образца. Папа менял гарнизоны и страны, мама перемещалась следом, я — в арьергарде. О количестве школ, которые я сменил за время учебы, историки спорят до сих пор. Родителей своих люблю и горжусь. Папа в свое время учил арабов воевать с евреями, потом оккупировал несчастных мадьяр, а в перерывах защищал завоевания социализма в Западном военном округе. На его примере я убедился, что можно, подскочив по тревоге в три часа ночи, успеть одеться и добежать (1,5 км) до казарм за шесть минут, что можно жить в двадцатиградусный мороз в обычной брезентовой палатке, и можно собрать ведро боровиков в самом «гиблом» лесу. Еще он меня научил, что главное на рыбалке — тихо посидеть с удочкой на берегу, а лучше русской бани ничего не придумано. Мама у нас контролировала домашний очаг, выучила меня писать, читать и считать. Благодаря ей, придя в первый класс я знал таблицу умножения, умел складывать и вычитать в столбик, умножать и делить трехзначные числа. На этом мое «домашнее» образование было закончено, и все дальнейшие премудрости и в школе и в институте я постигал самостоятельно. В 1983 году мы вернулись в Москву, и я, наконец-то, отучился в одной школе целых три года подряд.Кроха сын к отцу пришел и спросила кроха
Что такое хорошо, и что такое плохо?
Папа наш в тупик зашел, но ответить смог он:
«Быть маевцем — хорошо, остальное — плохо!»
В 1989 году я поступил в лучший в мире Московский Авиационный Институт, на лучший Факультет Радиоэлектроники Летательных Аппаратов (ФРЭЛА), славный практически полным отсутствием студенток женского пола, сепаратистки настроенной Малой Землей и «Зеркалом». «Зеркало» — легендарный студенческий театр 4 факультета, истоки которого теряются в туманной дымке семидесятых годов. Ортопедическая команда, на представлениях которой всегда аншлаг. Идейный вдохновитель и Главный двигатель — Алексей Толкачев. С этой славной компанией мы с друзьями сумели подружиться уже на первом курсе, а со второго окунулись, так сказать, по полной программе, изредка выделяя время на мелочи вроде учебы. Апофеозом этого отрезка жизни стали спектакль «Такие игры» (1994), поставленный по моей пьесе, диплом радиоинженера (1995), выданный по моей дипломной работе и любимая женщина НАТАЛЬЯ, обнаруженная на соседнем факультете. Потом я стал взрослым и скучным. А потом наступил 2001 год, я придумал Тайный Город, «родил» очаровательную и хулиганистую девчонку ПОЛИНКУ, а в 2005 году в нашей семье появилась ещё одна дочка — ИРА. Мне понравилось писать книги, я рад, что мои истории интересны многим людям, а потому после «Тайного Города» появились «Анклавы» и сборник LA MYSTIQUE DE MOSCOU, мистическая серия, которую я очень хочу продолжить….
В 2011 году на прилавках страны появилась игра «Тайный Город», которая основана на одноимённом цикле книг Вадима Панова.


Дополнительная информация:

Список книг:

La Mystique De Moscou:
01. Таганский перекрёсток.fb2
02. Занимательная механика.fb2
03. Ручной Привод.fb2Prime World:Межавторский цикл
01. Праймашина.fb2Анклавы:
01. Московский клуб.fb2
02. Поводыри на распутье.fb2
03. Костры на алтарях.fb2
04. Продавцы невозможного.fb2
05. Хаосовершенство.fb2
• Непостижимая концепция.fb2Аркада:
01. kamataYan.fb2
02. suMpa.fb2
03. maNika.fb2
• Аркада (сборник).fb2
• Сражаться (рассказ).fb2Герметикон:
01. Последний адмирал Заграты.fb2
02. Красные камни Белого.fb2
03. Кардонийская рулетка.fb2
04. Кардонийская петля.fb2
05. Сокровища чистого разума.fb2
06. Прошлое должно умереть.fb2
07. Скопление неприятностей.fb2
08. Не видя звёзд.fb2
• Герметикон 1-8 (сборник).fb2Зандр:
01. Зандр.fb2
02. Людоед пойман.fb2Отражения:
01. Отражение.fb2
02. Искажение.fb2
• Отражения (сборник).fb2Прелесть (Непревзойденные):
01. Ириска и Звезда Забвения.fb2
02. Ириска и Спящая Каракатица.fb2
03. Демоны Второго Города.fb2
04. Путешествие в Тёмные Земли.fb2Рассказы:
01. Ангел.fb2
02. Детский мир, правда и вымысел.fb2
03. Дипломатический вопрос.fb2
04. ДокШок.fb2
05. Лайк.fb2
06. Сверхновый Иерусалим.fb2
07. Симуляция.fb2
08. Смешивать или взбалтывать.fb2
09. Четвёртый сын.fb2Тайный город:
01. Войны начинают неудачники.fb2
02. Командор войны.fb2
03. Атака по правилам.fb2
04. Все оттенки чёрного.fb2
05. И в аду есть герои.fb2
06. Наложницы ненависти.fb2
07. Куколка последней надежды.fb2
08. Тень Инквизитора.fb2
09. Кафедра странников.fb2
10. Правила крови.fb2
11. Королевский крест.fb2
12. Царь горы.fb2
13. День Дракона.fb2
14. Запах страха.fb2
15. Ребус Галла.fb2
16. Паутина противостояния.fb2
17. Головокружение.fb2
18. В круге времен.fb2
19. Мистерия мести.fb2
20. Дикие персы.fb2
21. Охота на Горностая.fb2
22. Зеленый гамбит.fb2
23. Дураки умирают первыми.fb2
24. Охотники на вампиров.fb2
25. Семейное дело.fb2
26. Ночь Солнца.fb2
27. Перстень Парацельса.fb2
28. Жажда.fb2
29. Исполняющий желания.fb2
30. Родная кровь.fb2
31. Доказательство силы.fb2
32. Поцелуй Уробороса.fb2
33. Баллада о Мёртвой Королеве.fb2
34. Наследие великанов.fb2
35. Красная угроза.fb2
36. Порченая кровь.fb2
37. Самый главный приз.fb2
38. Тёмные церемонии.fb2
• Приложения.fb2Чужие игры:
01. Столкновение.fb2

История обновлений:

◈ 16.11.2021
☻ Добавлена книга:
• Вадим Панов. Тайный город. Тёмные церемонии◈ 12.01.2020
☻ Добавлена книга:
• Вадим Панов. suMpa◈ 27.03.2020
☻ Добавлены книги:
• Вадим Панов. Симуляция (рассказ)
• Вадим Панов. Прошлое должно умереть◈ 14.04.2020
☻ Добавлена книга:
• Вадим Панов. ДокШок (рассказ)◈ 15.07.2020
☻ Добавлена книга:
• Вадим Панов. Скопление неприятностей
• Вадим Панов. Герметикон 1-7 (сборник)◈ 07.10.2020
☻ Добавлены книги:
• Вадим Панов. Аркада 3. maNika
• Вадим Панов. Аркада (сборник)
☻ Папка Постэпидемия: удалена. ДокШок (рассказ) переименован и перенесён в папку Рассказы:.◈ 24.02.2021
☻ Добавлены книги:
• Вадим Панов. Чужие игры. Столкновение
• Вадим Панов. Сражаться (рассказ)◈ 15.06.2021
☻ Добавлены книги:
• Вадим Панов. Не видя звёзд
• Вадим Панов. Герметикон 1-8 (сборник)
☻ Удалена книга:
• Вадим Панов. Герметикон 1-7 (сборник)



fab75a96f193f6687f365badf8a2b51c4e056632e7d2afd2d9d1679e5d9be31f2ff83d625f4f8adb4235fab317df3779a5b9e33ac60a3db86e785bf6eb5198751672add7afff7847b4e122cb37ac18adf35f6f914b5d40314f004e7be5edc6262999776ec38e0deaafc0bed0c99b42e729e5fd926be223cc00dcbe0110ba39ec784dc2c1846b63ba892c25d530c9548982f8b4ade14dcbf6b77aa3b717d24e7652f8d1d8b0ec3a04b747a5a8b2a6cf670325d4fedf426518f30859a545fa1bba




Фото: пресс-служба

© пресс-служба

Автор

Елена Смородинова

12 марта 2021

Первым спектаклем Виктора Рыжакова в статусе худрука театра «Современник» стало «Собрание сочинений». Текст написал Евгений Гришковец. Разбираемся, чем примечательна постановка и как бытовой сюжет стал поводом для объединения поколений «современниковцев»

С чего все начиналось

«Собрание сочинений» априори воспринималось как программное высказывание Рыжакова, который сменил в начале 2020 года на посту художественного руководителя театра Галину Волчек, скончавшуюся в конце декабря 2019 года. Созданный в 2020 году писателем Евгением Гришковцом текст нигде не публиковался и не ставился, а театр к драматургии Гришковца обратился впервые. 

Свою работу команда Рыжакова и приглашенные им режиссеры начали с рефлексии — 65-й для театра сезон 2020-2021 посвящен Галине Волчек. А концепцией развития театра объявлено «Будущее в прошлом/Future in the past». Движение вперед предполагается через переосмысление мужественного опыта «Современника» и возвращение к истокам. Интересно, что роль Марины Сергеевны, вдовы, собирающей детей попрощаться с домом, играет главная актриса Волчек Марина Неелова, а уехавшего в Америку старшего сына Сергея — внук основателя театра Никита Ефремов. А новый владелец квартиры, которому и достанется «Собрание сочинений» — Виктор. Совпадение? Едва ли.

Фото: пресс-служба

Кто такой Евгений Гришковец для театра нулевых

Евгений Гришковец в начале 2000-х практически ввел моду на новую искренность и задушевность — отчасти простодушную, но оттого будто бы еще более притягательную. Гришковец в нулевые поразил театральную Москву спектаклями-монологами и получил признание не только зрителей, которые скупали билеты на «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно», но и критиков. Сейчас уже в это трудно поверить, но в Москву Гришковца и его «Как я съел собаку» привез фестиваль NET («Новый европейский театр»), который считается одним из самых продвинутых. В целом фокус NETa — театр завтрашнего дня и европейский театр.

«Золотая маска» 2000 года досталась драматургу и писателю сразу в двух номинациях: «Новация» (сейчас «Эксперимент») и «Приз критики». Потом Гришковец вместе с калининградской группой «Бигуди» стал соединять выступления в жанре мелодекламации под музыку, написал роман «Рубашка», разошелся с группой «Бигуди», год назад снова воссоединился, но в связке с актуальным театром его имя не ассоциировалось довольно давно. Тем интереснее, что в этом же сезоне, после премьеры «Собрания сочинений», в Театре им. Пушкина вышла почти документальная драма «Между делом». И, как и в «Собрании сочинений», в программке спектакля — звезды труппы.

Фото: пресс-служба

О чем же это «Собрание»

В середине нулевых Евгений Гришковец прощался с «Бумагой» — моноспектаклем, где он в привычной манере рассуждал об уходе бумажных книг, написанных от руки текстов, о диджитализации и цифровизации. В «Собрании сочинений» старая библиотека, собираемая со времен, когда книги доставались и коллекционировались, — почти как чемодан без ручки. Расстаться невозможно, но что с этим всем делать — совершенно неясно. Или как хрустальная туфелька: «Как же Золушка не разбила туфельку на лестнице?» — интересуются особенно сообразительные дети.

По сюжету оставшаяся вдовой преподаватель римского права Марина Сергеевна (Марина Неелова) продает семейную квартиру, в которой прожила с мужем счастливо, вырастив троих детей (один в Америке, другой — служит на флоте, третья — замужем за немцем), и оставаться в этих стенах больше не может. Машину мужа она уже продала (при этом записалась в автошколу и решила наконец-то сесть за руль, но за какой-нибудь другой), теперь дело за малым — попрощаться с прошлым и уехать в новостройку. Вечером накануне отъезда Марина Сергеевна собирает детей, чтобы подвести черту под старым и начать новую жизнь. Впрочем, задушевного прощания не получается, да и детям, которые, кажется, не могут предъявить ни ей, ни отцу счета на психотерапевтов, потому что воспитывали их в любви и принятии, все это не очень нужно. И вроде бы они любят и мать, и друг друга, и примчались по первому зову, но зачем все это прощание — им не вполне понятно. Практически «Вишневый сад», только на новый лад.

Фото: пресс-служба

Как и кто сделал «Собрание сочинений»

За то, что «Собрание сочинений» стало успешной премьерой — такой, как и задумывалось, стоит поблагодарить генерального партнера театра, фонд «Вольное Дело». Его основатель Олег Дерипаска и раньше помогал осуществляться проектам Виктора Рыжакова, поддержал он режиссера и в новом начинании.

На этот раз Рыжаков и художник Николай Симонов предложили практически стерильное холодное пространство, ассоциирующееся скорее с европейским, чем с российским театром. Сцена за счет цифровых эффектов трансформируется то в трехмерное пространство комнаты, то в черно-белую проекцию огромной библиотеки, и меняет цвета вслед за настроением героини Неёловой. Такой эффект создает камера на 360 градусов, которую подарил театру любитель прогресса Дерипаска.

Художница по костюмам Галя Солодовникова практически превратила детей Марины Сергеевны в героев комиксов: у старшего Николая, живущего в Америке, — огромный живот, у средней Тани — попа, как у куклы Барби, у младшего Сергея, служащего на флоте, — горы накладных мышц.

Фото: пресс-служба

Состав звездный: Марина Неелова — Марина Сергеевна, Никита Ефремов в составе с Дмитрием Лысенковым — в роли Сергея, Светлана Иванова — в роли Тани, практически неузнаваемая Алена Бабненко — в роли дизайнера интерьеров Иоланты, «но можно просто Илоны». Ставшую звездой после роли избалованной генеральской дочки в фильме-хите начала нулевых «Водитель для Веры» Алену Бабенко сложно узнать в роли картавой, явно одинокой, да и в целом тяжелой судьбы провинциалки Илоны. Она всеми силами пытается отговорить свою клиентку и от продажи книг, и от переезда. Сергей Никиты Ефремова — когда-то самый умный мальчик семьи, мечтавший об Америке, успеха за океаном не достиг, превратился в «диванного критика» и спорщика, жалок, как жалки люди, подававшие надежды, но на этом и закончившие. Ефремов так же, как и Алена Бабенко, практически неузнаваем в своем персонаже и ведет карикатурного недоамериканца как настоящую трагическую роль. 

Собирая в одном спектакле «современников» разных поколений, Рыжаков вслед за Гришковцом предлагает поговорить о том, что связывает этих разных людей. Как известно, общее вырастает из подробностей, которые здесь намечены, скорее, пунктиром, и отыскать их и театру, и зрителям предстоит вместе.  

Полное собрание сочинений Пушкина в 16 томах — издание произведений, критических статей и переписки Александра Сергеевича Пушкина, начатое Академией наук СССР в 1933 году и приуроченное к отмечавшемуся в 1937 году столетию со дня гибели поэта. Выпуск собрания сочинений осуществлялся издательством АН СССР в 1937—1949 годах, дополнительный семнадцатый том был издан в 1959 году и не имел нумерации, а с учётом полутомов издание включает 20 книг[1].

Произведения в собрании расположены сначала по отдельным видам и жанрам, внутри каждого вида и жанра — в хронологическом порядке. Стихотворения Пушкина включены в первые три тома, поэмы — в 4-й и 5-й тома, отдельный 6-й том посвящён полностью роману «Евгений Онегин». Драматические произведения включены в 7-й том, проза — в 8-й, в 9-м томе помещена «История Пугачёва», в 10-м — «История Петра». Публицистика и критические статьи были помещены в 11 и 12 тома, тома 13—16 включали переписку поэта. Дополнительный том включал обнаруженные или пропущенные тексты, а также сводные указатели ко всему изданию. Издание и по сей день является самым полным собранием литературных творческих текстов Пушкина.

История изданияПравить

Идея полного академического издания произведений Пушкина впервые была озвучена накануне празднования столетнего юбилея поэта. К 1899 году Отделением русского языка и словесности Императорской Академии наук был подготовлен и издан первый том. Издание подверглось множественным критическим замечаниям по поводу принципов отбора и расположения текстов, а также явной неполноты при его составлении. Как отмечал директор Пушкинского Дома Н. Н. Скатов, текущее состояние филологической науки, в частности текстологии, в те годы не позволяло достичь необходимого для академического издания качественного уровня, и к концу 1920-х годов работа над собранием была полностью прекращена. Всего в составе Собрания вышли 6 томов — первые четыре, 9-й (в 2 книгах) и 11-й. Последней в 1929 году была издана вторая книга 9 тома — комментарий к критической прозе Пушкина, подготовленный Н. К. Козминым[2].

Вопрос о возвращении к изданию полного собрания сочинений Пушкина никогда не сходил с повестки дня пушкинистов, на конференциях в Москве в 1928 году и в Ленинграде в 1933 году литературоведы обсуждали научные принципы нового издания. Задача была значительной и сложной, не только из-за объёмов пушкинских текстов, но, в особенности, из-за огромного количества черновых текстов, набросков, планов и неосуществлённых замыслов, сохранившихся в бумагах поэта. Предстояло решить, каким образом классифицировать и распределить пушкинское наследие по томам — следовать ли хронологическому порядку их создания или сгруппировать их по литературным жанрам. И в первом, и во втором случае предстоял титанический труд по датировке пушкинских текстов, либо по определению жанра и интерпретации многочисленных черновиков, набросков и неоконченных текстов — стихотворение или начало поэмы, исторический труд или публицистическая статья. Изначально рядом руководителей АН СССР были высказаны сомнения в возможности подготовки издания к Пушкинскому юбилею 1937 года по ряду причин — финансовых и научных. Академики Пиксанов и Волгин предложили для начала сосредоточиться над выпуском 12-томного издания сочинений Пушкина в рамах серии «Академическая библиотека русских писателей», в качестве «ещё одного репетиционного, опытного издания». Но большинство пушкинистов высказались против распыления усилий для одновременной подготовки двух академических изданий. Общее настроение передано в письме Цявловского Якубовичу:

«Итак, нужно ли сейчас еще одно „предакадемическое“ издание, еще один „опыт“? Опять-таки по чистой совести скажу — не нужен. Лично для меня опыт двух изданий (краснонивское и гихловское) дал огромный материал, и для меня сейчас все проблемы академического издания ясны до мельчайших подробностей. Но дело, конечно, не только во мне. И Оксман, и Томашевский имеют не меньший опыт — и вполне готовы приступить к академическому изданию»

На конференции в Ленинграде было принято решение строить новое издание по жанрово-хронологическому принципу. Согласно выработанному плану подготовки издания, каждый том нового собрания должен был содержать наряду с основными вариантами текстов произведений все сохранившиеся редакции и варианты, а также научные комментарии к текстам на уровне академических исследовательских статей. К подготовке издания приступил коллектив пушкинистов, среди которых были как известные учёные дореволюционной школы, так и молодые литературоведы, пришедшие в науку в советские годы: Н. О. Лернер, М. А. Цявловский, П. Е. Щеголев, Д. Д. Благой, С. М. Бонди, Д. П. Якубович, Ю. Н. Тынянов, Ю. Г. Оксман, Б. В. Томашевский и другие[2][4].

Первым томом Полного собрания, подготовленным к печати в 1935 году, стал седьмой том, включавший драматургическую часть пушкинского творчества. Данный том стал единственным, подготовленным и вышедшим в печать в том виде, как это изначально задумывалось редакторами издания: тексты Пушкина сопровождали научные комментарии, разборы текстов — окончательных и черновых вариантов, сведения об исторических и литературных источниках, на которые опирался поэт, биографические комментарии. Тексты черновых вариантов произведений были включены в отдельный раздел «Другие редакции и варианты». Справочный материал тома содержал значительную долю новаторских исследований, основанных на последних тенденциях в литературоведении того времени. Комментарии и примечания заняли половину тома, а с учётом того, что для комментариев был выбран гораздо более компактный шрифт, научный аппарат тома намного превзошёл по объёму оригинальный пушкинский текст. Выход седьмого тома вызвал за собой целую серию публикаций и исследований, основанных на его материалах. Редактором тома был Дмитрий Петрович Якубович, контрольным рецензентом Сергей Михайлович Бонди, над подготовкой к печати драматических произведений Пушкина и их вариантов работали также Н. В. Измайлов, Б. В. Томашевский, М. П. Алексеев, Г. О. Винокур, Н. В. Яковлев, А. Л. Слонимский и Ю. Г. Оксман[5][6].

Несмотря на превосходные отзывы пушкинистов на выход первого из томов нового Полного собрания, седьмой том остался последним, подготовленным и вышедшим в соответствии с первоначальным замыслом и снабжённым мощным научным аппаратом. На коллектив пушкинистов, готовивших выпуск собрания, обрушился вал критики. Злую шутку с изданием сыграло включение издания Полного собрания в план мероприятий Пушкинского юбилея — 100-летия со дня смерти поэта. Кропотливая работа учёных над комментариями к каждому тому делала невозможным завершение издания собрания к юбилейному 1937 году, что стало ясно в ходе обсуждения на заседании Пушкинской комиссии в апреле 1936 года. Большинство учёных наотрез отказалось от идеи ускорения работы над научным аппаратом томов собрания в ущерб его качеству. В ответ на обвинения в срыве планов издания литературовед Цявловский в сердцах заявил: «Вели Совнарком дать мне приказ сунуть этот стул в карман, я всё равно не сумею его выполнить». Положение усугубилось некачественным полиграфическим оформлением первого из вышедших томов, не соответствовавший праздничному размаху задуманного правительством празднования пушкинского юбилея. Один из участников заседания пушкинской комиссии так описал свои впечатления от внешнего вида издания: «Я почти заплакал, когда увидел этот шоколадный томик с портретами, сделанными плохой четырёхцветкой». На литературоведов обрушились правительственные и партийные функционеры: «Кого издаём? Пушкина или пушкинистов?» В одном из партийных журналов вышел фельетон «Каста пушкинистов», в котором учёных обвинили в «рвачестве» и цинизме, желании урвать побольше за счёт всенародного праздника: «Столетний юбилей бывает раз в сто лет. Век живи — такой ярмарки не будет. Лови момент! Рви, где можно!»[2]

Поначалу сохранялась надежда, что пушкинистам оставят возможность работать по первоначальному плану, Юлиан Оксман писал в статье в «Литературном Ленинграде» о варианте одновременного выпуска двух изданий: «большого 18-томного академического издания (тиражом в 10-12 тыс. экз.), в котором будут полностью сохранены все комментарии, и другого, 13-томного (с сокращенными комментариями), которое выйдет тиражом в 40-50 тыс. экз.» Но после вала критики последовал неминуемый поиск виновных во «вредительстве» и на Оксмана, одного из ведущих редакторов издания, поступил донос сотрудницы Пушкинского Дома, в котором учёный обвинялся в прямом вредительстве и умыслах по срыву издания собрания и мероприятий готовившихся пушкинских празднеств. В начале ноября 1936 года Оксман был арестован, следом последовали аресты ещё ряда учёных, вовлечённых в работу над собранием. В этой атмосфере пушкинистам пришлось пойти на отказ от сопровождения пушкинских текстов научным аппаратом. Согласно выработанному новому плану обширные комментарии были заменены лишь краткими источниковедческими справками. Издание почти уже готовых томов собрания с лицейской лирикой, поэмами, а также четырёх томов переписки поэта было отменено. Более того, учёным пришлось сражаться за включение в полное собрание вариантов и редакций пушкинских произведений, также показавшихся партийному руководству «излишними». Редактор издательства Академии наук впрямую требовал избавиться от «пушкинского брака» — «вы печатаете то, что Пушкин отбросил, вы печатаете пушкинский брак!»[2][7]

В 1937 году вышел первый том Собрания с лицейской лирикой Пушкина в соответствии с новым более торжественным оформлением — большего формата, плотной бумагой, золотым тиснением на корешке, но лишённый комментариев. Заодно был перепечатан и седьмой том, также с выброшенным научным аппаратом. В предисловии к первому тому редакция издания сообщила о том, что научные комментарии будут опубликованы позднее в отдельных изданиях:

«Все вопросы, связанные с обоснованием текста, с датировкой, с доказательством принадлежности Пушкину печатаемых в отделе Dubia стихотворений, являются предметом особой комментаторской работы, неотъемлемой от изучения творческой истории произведения, то есть истории создания и работы Пушкина над данным произведением в свете идеологических, исторических, историко-литературных и биографических фактов. Подобного рода комментарий издается в виде особой серии трудов Редакционной коллегии издания. Именно там читатель должен искать ответа на вопросы, почему то или иное произведение включено или, наоборот, не вошло в издание, почему редактор предпочел то или иное чтение, почему оно напечатано в данном месте издания. В настоящем издании дается лишь результат подобных исследований, без его мотивировки»

От редакции. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. Том 1[8]

.

Но обещанная особая серия комментариев так и не была напечатана. Часть из подготовленных научных разделов увидела свет в виде отдельных журнальных публикаций, часть же осталась в архивах подготовивших их пушкинистов в виде рукописей и заготовок. Со смертью участников подготовки Полного собрания не всегда удавалось сохранить их рукописные архивы и часть из подготовленного научного аппарата Собрания оказалась утрачена навсегда. К следующему пушкинскому юбилею 1949 года были напечатаны 16 томов Собрания и партийные руководители поспешили доложить Сталину, что к очередной юбилейной дате печать Собрания завершена. В итоге три почти готовых тома — рисунков и коротких записей Пушкина, а также том указателей, оказались «за бортом» академического издания. Пушкинисты не оставляли надежды, что, несмотря на объявленное завершение работы над собранием им всё уже удастся дополнить его тщательно готовившимися тремя томами, но только через десять лет, в 1959 году удалось издать том с указателями, оставшийся без порядкового номера, два других тома так и не были отпечатаны[9].

Состав Полного собранияПравить

Издание 1937 года. Разворот.

Портрет Пушкина в академическом издании 1937 года.

Том 1. Лицейские стихотворения. 1937 годПравить

Несмотря на жанровый принцип распределения произведений Пушкина по томам Собрания, в том лирики лицейского периода были включены все произведения лицейских лет, включая поэмы «Монах», «Бова», «Тень Фонвизина». Редакторами первого тома были Мстислав Цявловский и его ученица и супруга Татьяна Григорьевна Зенгер (Цявловская), контрольным рецензентом — Борис Викторович Томашевский. Одной из главных методологических особенностей при составлении первого тома, коренным образом отличавшей его от остальных томов собрания, стало выбор в качестве главного варианта произведения его версии лицейских лет, а не более поздние варианты в доработке зрелого Пушкина. По мнению Цявловского, включение более поздних версий 1817—1829 годов не позволили бы читателям получить впечатление о Пушкине-лицеисте. Более поздние же варианты лицейской лирики были опубликованы в разделе «Другие редакции и варианты», по подсчёту Цявловского Пушкин значительно переработал более 50 стихотворений времён Лицея при подготовке их к печати в 1825—1829 годах. Так как лишь незначительная часть лицейских стихотворений была опубликована Пушкиным при жизни, и ещё часть из них была напечатана при жизни и после смерти поэта без его участия, а большинство лицейских черновиков просто не сохранилось, перед учёными пушкинистами стояла весьма сложная задача по составлению наиболее полного собрания. Для этого пришлось обработать бесчисленное множество списков, сборников, личных альбомов, чему Цявловский посвятил огромную часть своей жизни. Все изученные списки включали в себя зачастую сильно отличавшиеся друг от друга варианты стихотворений. Все эти варианты были также приведены в разделе других редакций, для части стихотворений было приведено до двадцати различных вариантов[10].

Том 2. Стихотворения 1817—1826. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. Книга 1 — 1947 год. Книга 2 — 1949 годПравить

Том стихотворений Пушкина со времени окончания Лицея и по 1826 год готовился под общей редакцией Цявловского, в его подготовке принимали участие Д. Д. Благой, С. М. Бонди, Т. Г. Зенгер, Н. В. Измайлов, И. Н. Медведева, контрольный рецензент — Томашевский. В отличие от тома лицейской лирики, в состав которого было включено множество произведений никогда ранее не издававшихся, большинство стихотворений второго тома были хорошо известны и издавались многократно. При этом учёные провели большую работу по изучению рукописных списков пушкинских стихов, так как при его жизни в печати многие стихотворения выходили в сильно искажённом цензурой виде. В результате части стихотворений в разделе других редакций и вариантов отведены по несколько десятков страниц. При установлении главного варианта оды «Вольность» Цявловский использовал 65 вариантов, сохранившихся в списках, для послания к Чаадаеву — до 60 сохранившихся копий. В состав второго тома собрания была включена «нескромная» пушкинская сказка «Царь Никита и сорок его дочерей», ранее публиковавшаяся лишь однажды в пушкинском собрании П. А. Ефремова. Хотя вопрос об авторстве сказки уже не стоял, но восстановление её полного текста стало непростой научной задачей, так как в бумагах Пушкина сохранились лишь первые 26 стихов. Наиболее достоверным вариантом для включения в собрание был признан вариант, записанный по памяти братом поэта Львом Сергеевичем Пушкиным. Несмотря на включение в академический сборник, фривольная сказка Пушкина и в дальнейшем крайне редко публиковалась в сборниках произведений поэта[11].

Том 3. Стихотворения 1826—1836. Сказки. Книга 1 — 1948 год. Книга 2 — 1949 годПравить

Том зрелой лирики Пушкина готовился под общей редакцией Мстислава Цявловского и Татьяны Зенгер-Цявловской, в его подготовке принимали участие Бонди, Зенгер, Измайлов, Слонимский, контрольный рецензент — Бонди. Среди основной работы пушкинистов в томе зрелой лирики поэта было сопоставление различных известных вариантов стихотворений Пушкина — рукописных и прошедших цензуру при печати, сохранившихся в переписке, рукописных сборниках.

Том 4. Поэмы 1817—1824. 1937 годПравить

Том был подготовлен под общей редакцией Сергея Михайловича Бонди, в работе над подготовкой произведений, вошедших в этот том принимали участие Г. О. Винокур, Н. К. Гудзий, Н. В. Измайлов, Контрольный рецензент — Томашевский. В том вошли поэмы «Руслан и Людмила» и романтические «южные поэмы» — «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Цыганы». Здесь же был напечатан отрывок из незавершённой поэмы «Вадим», ранее по традиции помещаемый в раздел стихотворений. Злую шутку отказ от печати научных комментариев к тому сыграл с вариантами «Гаврилиады». В отсутствие рукописных оригиналов в архивах Пушкина, готовивший «Гаврилиаду» к печати Борис Викторович Томашевский при изначальной подготовке тома поместил известные варианты в раздел с научными комментариями. В итоге все они оказались выброшенными за пределы тома вместе с прочим научным аппаратом тома. Но в целом раздел других версий 4-го тома оказался богат на варианты пушкинских текстов — 260 страниц против 200 страниц канонических версий, многие из редакций были опубликованы впервые[12].

Том 5. Поэмы 1825—1833. 1948 годПравить

Том подготовлен под общей редакцией Сергея Михайловича Бонди, в подготовке тома принимали участие Н. В. Измайлов, Б. М. Эйхенбаум, Д. П. Якубович. Контрольный рецензент — Томашевский. Главной задачей при подготовке тома было установление оригинального текста поэмы «Медный всадник». Личный цензор поэта Николай I своей рукой внёс столько правок в тексте пушкинской рукописи, что в итоге Пушкин, поначалу начавший правку поэмы, затем отказался от попыток опубликовать её. После смерти поэта за доработку текста, который прошёл бы цензуру, взялся Василий Андреевич Жуковский. Задачу пушкиноведов осложняло то, что не все из правок Пушкина следовало считать вынужденными, часть явно следовало отнести к художественной доработке. Огромное значение в восстановлении пушкинских замыслов сыграла найденная накануне начала работы надо Собранием в хранилище бывшего Румянцевского музея рукопись самого позднего варианта поэмы. Значительный объём тома заняли варианты и редакции поэмы «Полтава», дающие представления о работе поэта и изменениях в композиции поэмы. Впервые в 5 томе Собрания была представлена наиболее полная версия незаконченной поэмы «Езерский», восстановленной Н. В Измайловым[13].

Том 6. Евгений Онегин. 1937 годПравить

Том подготовлен Борисом Викторовичем Томашевским, контрольным рецензентом выступил Г. О. Винокур. В томе приведены все беловые и черновые редакции поэмы. Была проделана огромная работа по систематизации всех существующих вариантов пушкинского текста, включая наиболее пострадавшую от цензуры десятую главу[14].

Том 7. Драматические произведения. 1948 годПравить

Общая редакция Д. П. Якубовича, редакторы тома — М. П. Алексеев, Д. П. Якубович, С. М. Бонди, Г. О. Винокур, А. Л. Слонимский, Б. В. Томашевский, Н. В. Яковлев. Контрольный рецензент — С. М. Бонди. Единственный том, опубликованный в трёх различных редакциях. Ставший первым, подготовленным к печати в 1935 году, седьмой том послужил спусковым крючком критического огня советской партийной номенклатуры, обрушившейся на пушкиноведов накануне Пушкинского юбилея. В 1937 году том вышел вновь, в соответствии с новой концепцией — лишённый комментариев, тиражом в 1000 экземпляров. В 1948 году вышла окончательная редакция тома, значительно дополненная в связи с находками пушкинских рукописей, в частности — с найденной рукописью «Пира во время чумы», долгие годы считавшейся утерянной[15].

Том 8. Романы и повести. Путешествия. Книга 1 — 1938 год. Книга 2 — 1940 годПравить

Общий редактор 8 тома — Борис Томашевский, над томом работали С. М Бонди, В. В. Виноградов, Л. Л. Домгер, Л. Б. Модзалевский, Ю. Н. Тынянов, Д. П. Якубович. Контрольный рецензент — Б. М. Эйхенбаум. Решением редакции тома в первом полутоме были помещены все прозаические произведения Пушкина — не разделяя законченные и незавершённые. К незавершённым были отнесены «Арап Петра Великого», «История села Горюхина», «Рославлев», и ранее включавшиеся в сборники пушкинской прозы наряду с завершёнными произведениями, а также незавершённые произведения и отрывки «Роман в письмах», «Мария Шонинг», «Гости съезжались на дачу», «На углу маленькой площади», «Цезарь путешествовал». Впервые в разделе прозы были помещены «Путешествие в Арзрум» и «Отрывок из письма к Д.» (Дельвигу). Вторую книгу тома занял раздел «Другие редакции и варианты», и по объёму — 620 страниц, — этот раздел намного превысил объём основных редакций. Во многом столь обширный объём редакции и варианты заняли из-за решения сопроводить их выдержками окончательных вариантов пушкинского текста, отделённых вертикальной чертой — громоздкий вариант был выбран С М. Бонди для большей наглядности работы Пушкина над текстом[16].

Том 9. История Пугачёва. Книга 1 — 1938 год. Книга 2 — 1940 годПравить

Редактор тома — Василий Леонидович Комарович. В первом полутоме были размещены «История Пугачёва» с пушкинскими примечаниями, а также опубликованные им приложения к своему историческому труду — куда вошли хроники осады Оренбурга и Яицкой крепости, журнал действий подполковника Михельсона, указы и переписка правительственной стороны, некоторые документы из пугачёвского лагеря. Во второй полутом вошли документы, архивные выписки и другие документы, собранные Пушкиным во время работы над «Историей Пугачёва», но которые он по каким-либо соображениям не включил во второй том своего труда. Здесь особый интерес вызывают записи рассказов очевидцев событий Пугачёвщины, журналы боевых действий офицеров правительственных войск, выписки из архивных дел. Кроме этого, в разделе других вариантов и редакций были помещены пушкинские черновые варианты, дающие представления о редактировании Пушкиным первоначального плана после поездки по местам, где разворачивались события восстания[17].

Том 10. История Петра. Записки Моро де Бразе. Заметки о Камчатке. 1938 годПравить

Общий редактор тома — М. А. Цявловский, в работе над томом также принимали участие П. С. Попов, А. И. Заозерский, Б. И. Коплан, контрольный рецензент — В. В. Виноградов.

Том 11. Критика и публицистика. 1949 год. Том 12. Критика. Автобиография. 1949 годПравить

Оба тома готовились к печати под общей редакцией В. В. Гиппиуса, и в целом они были подготовлены к печати к 1941 году, но процесс подготовки к печати был прерван войной и блокадой Ленинграда. После войны подготовка томов была продолжена под руководством Б. В. Томашевского и Б. М. Эйхенбаума. В работе над подготовкой тома принимали участие Б. С. Мейлах, Б. И. Коплан, А. И. Заозерский, Т. Г. Цявловская-Зенгер, Н. Г. Богословский, С. М. Бонди, Г. А. Бялый, Н. В. Измайлов, В. Л. Комарович, контрольный рецензент — В. В. Виноградов.

Тома 13-16. Переписка. 1815—1827 — 1937 год. 1828—1831 — 1941 год. 1832—1834 — 1948 год. 1835—1837 — 1949 годПравить

Над томами переписки работали Д. Д Благой, М. А. Цявловский, Л. Л. Домгер, Н. В. Измайлов, Л. Б. Модзалевский, Д. П. Якубович. Всего в собрание вошло 820 писем Пушкина, часть из которых представляла собой скорее записки в несколько слов, часть же переписки содержала наброски будущих публицистических статей. По мнению Б. Л. Модзалевского, в архивах сохранилось не более трети эпистолярного пушкинского наследия. Отсутствие научных комментариев особенно отразилось на томах переписки Пушкина, так как без них для неподготовленного читателя слишком многое остаётся неизвестным и непонятным, краткие текстологические справки и указатели имён не могут заменить требуемого полноценного научного аппарата[18].

Дополнительный том. Указатели и дополнения. 1959 годПравить

В том вошли новые обнаруженные автографы и материалы, пропущенные по какой-либо причине строки и строфы, сводные указатели.

Критические отзывыПравить

Драматическая судьба подготовки академического издания и отдельных её участников не отменили самого факта урона качеству собрания, нанесённого принятыми решениями по изъятию научного аппарата издания. Полное собрание не обеспечивает читателей, литературоведов мотивировками выбора основного текста и даты его создания. Отсутствует исследование его творческой истории — истории замысла и создания произведения, а также анализ рукописных (черновых и и всех дальнейших) версий и анализ прижизненных печатных текстов, которые должны дать представление о творческой работе Пушкина над своими произведениями. Пушкинисты также сходятся в том, что научный аппарат должен содержать анализ источников произведения, его места в творчестве Пушкина и мировом литературном контексте. По мнению известного пушкиниста Измайлова, академическое собрание, с учётом объёма и содержания отдельных произведений, должно содержать расшифровку исторических, философских, литературных, мифологических, бытовых деталей и понятий по ходу текста, а также алфавитный указатель имён и понятий в конце каждого тома[19].

Один из директоров Пушкинского Дома Н. Н. Скатов отмечал также, что для полноты академического собрания оно должно было включать все материалы, написанные собственной рукой Пушкина, в то время, как в вышедшее Полное собрание не были включены пушкинские записи народного фольклора, в частности — «Записи народных песен и сказок», а также деловая переписка — «Записки официального назначения. Выписки и записи разного содержания». Непоправимый урон изданию был нанесён отменой публикации тома, посвящённого рисункам Пушкина, ранее заявленного в качестве особого тома в составе собрания[2].

ПримечанияПравить

  1. Полное собрание сочинений / Пушкин; ред. ком. Максим Горький, С. М. Бонди и др.; Акад. наук СССР. — Ленинград : Изд-во акад. наук СССР, 1937-1959. — 20 т.; 26 см.. РГБ. Дата обращения: 1 февраля 2019.
  2. 1 2 3 4 5 Скатов, 1995.
  3. Турчаненко В. Пушкинская комиссия vs профессор Пиксанов: Из истории академического пушкиноведения // Studia Slavica]. — 2020. — № XVIII. — С. 64—74.
  4. Измайлов, 1979, с. 5—6.
  5. Бонди, 1963, с. 125.
  6. Домгер, 1987, с. 296.
  7. Измайлов, 1979, с. 7—8.
  8. Бонди, 1963, с. 125—126.
  9. Бонди, 1963, с. 126—127.
  10. Домгер, 1987, с. 301—303.
  11. Домгер, 1987, с. 303—305.
  12. Домгер, 1987, с. 315—319.
  13. Домгер, 1987, с. 320—323.
  14. Домгер, 1987, с. 325—327.
  15. Домгер, 1987, с. 328—329.
  16. Домгер, 1987, с. 329—338.
  17. Домгер, 1987, с. 338—339.
  18. Домгер, 1987, с. 345—347.
  19. Измайлов, 1979, с. 15—16.

ЛитератураПравить

  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинений, 1837—1937: В 16 томах. Электронное научное издание «Пушкин». Фундаментальная электронная библиотека.
  • Бонди С. М. Об академическом издании сочинений Пушкина // Вопросы литературы. — 1963. — № 2. — С. 123—131.
  • Домгерр Л. Л. Из истории советского академического издания полного собрания сочинений Пушкина 1937—1949 (материалы и комментарии) // Записки Русской Академической группы в США. — New York: Monastery Press, 1987. — Т. XX. — С. 295—348.
  • Домгер Л. Л. Советское академическое издание Пушкина // Новый журнал. — Нью-Йорк, 1987. — № 167. — С. 228—252.
  • Измайлов Н. В. О принципах нового академического издания сочинений Пушкина // Пушкин: исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979. — Т. 9. — С. 5—16.
  • От редакции // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. — С. V-XIV.
  • Скатов Н. Н. Драма одного издания // Вестник Российской академии наук. — 1995. — Т. 65, № 2. — С. 153—163.

  • Что такое смелость сочинение пример из жизни
  • Что такое совесть декабрьское сочинение
  • Что такое смелость своими словами для сочинения
  • Что такое смысл жизни определение для сочинения
  • Что такое смелость определение для сочинения