Что такое сложно сочинение предложение

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.

Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Пример сложноподчиненного предложения | skysmart.ru

Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.

  • Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.

  • Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.

  • Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.

Как связаны части сложноподчиненных предложений

В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

Таблица типов связи в СПП | skysmart.ru

Значения сложноподчиненных предложений

В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.

Именные придаточные предложения

Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.

Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:

  • Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.

К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.

Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:

  • Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.

С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Обстоятельственные придаточные предложения

Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:

  • условные,

  • сравнительные,

  • уступительные,

  • присоединительные,

  • образа, степени, меры действия,

  • места,

  • времени,

  • причины,

  • цели,

  • следствия.

Для удобства выразим подгруппы ССП в таблице и рассмотрим их на примерах.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Если придаточная часть сложноподчинительного предложения стоит перед или до главной, принято ставить запятую между ними. Если же она стоит в середине, зависимое предложение нужно обособлять с обеих сторон.

Примеры:

  • Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади.

  • Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне.

  • Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади.

Если перед составными союзами есть слова лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно или частицы не и ни, для таких союзов характерно деление. В таком случае перед что нужно ставить запятую:

  • Он заболел лишь потому, что ходил без шарфа зимой.

Если изъяснительные и условные (с союзом ли) придаточные стоят перед главным предложением и выделены интонацией, их разделяют тире:

  • Кто хочет — тот добьется.

Иногда перед подчинительные союзом ставят двоеточие. Например, если в части перед ним есть предупреждение о том, что дальше будет разъяснение:

  • Отец понял то, что ему нужно было понять: что они говорили о нем.

То же самое может быть и в бессоюзном предложении

  • И тогда он понял: все эти разговоры бесполезны.

Типы подчинения в СПП

В некоторых сложноподчиненных предложениях бывает несколько придаточных. Про такие предложения говорят, что они многочленные.

В предложениях с несколькими придаточными бывают разные типы подчинения. Разберем каждый из них.

Последовательное подчинение

Последовательное подчинение в СПП — это когда одно придаточное зависит от главного, второе — от первого придаточного, третье — от второго и так далее.

Последовательное подчинение | skysmart.ru

Параллельное подчинение

При параллельном подчинении все придаточные зависят от главного предложения, но от разных слов в нем.

Параллельное подчинение | skysmart.ru

Однородное подчинение

При однородном подчинении все придаточные зависят от главного предложения и отвечают на одинаковый вопрос.

Однородное подчинение | skysmart.ru

Проверьте себя

Найдите в предложениях главную и придаточную части, укажите тип последней и расставьте знаки препинания.

  1. Дед завещал чтобы мы с сестрой не забывали о родном селении.

  2. Аромат луговых одуванчиков с тех пор как я уехал из села иногда чудился мне в букетах из лавки цветочника.

  3. И хотя время уже истекало о перерыве никто не задумался.

  4. На линии горизонта где заканчивалось лавандовое поле было видно городок.

  5. А маки горят алым огнем так ярко, что смотреть больно.

На прошедшую 23 декабря пресс-конференцию Владимира Путина не могли аккредитоваться все желающие: Кремль сам звал тех, кого считал нужным, и вопросы давал задать тоже только тем, кого выбирали ведущие. Однако несколько важных вопросов Путину все же прозвучали.

Так, корреспондент BBC Петр Козлов спросил у российского президента, что случилось такого за последний год, что российские власти начали масштабное наступление на активистов и журналистов – начиная с отравления Навального и закрытия его штабов и заканчивая массовым внесением СМИ в реестр «иноагентов». По существу Путин не ответил, разразившись уже традиционными для себя рассуждениями об американском законе об иностранных агентах и якобы отсутствии доказательств отравления Навального. Также Путина спросили, не опасается ли он революционных настроений после масштабного сжимания всех свобод.

Петр Козлов рассказал в эфире Настоящего Времени, устроил ли его ответ Путина и в чем отличие нынешней пресс-конференции от всех предыдущих.

— Как ты считаешь, ответил ли Путин на твой вопрос?

— Мне кажется, что Владимир Путин ответил на этот вопрос так, как он хотел и готов был ответить. Он использовал, наверное, этот вопрос как площадку еще раз рассказать те тезисы, которые он часто использует. Но если говорить о моих непосредственных ожиданиях, я, честно говоря, надеялся, что, может быть, с учетом того, что все-таки было немножко больше контекста, что мне удалось в момент вопроса создать, что будут какие-то дополнительные детали, что, может быть, он ответит более подробно. Потому что вопрос все-таки архиважный, на мой взгляд, и тот и другой. Я ждал большего.

— То есть получилось, что он с этого вопроса ушел на историю Навального и не вернулся к ответу непосредственно на вопрос про будущее революции?

— Похоже на то.

— Я хотел с тобой поговорить в том числе про формат пресс-конференции. Путин, отвечая на твой же вопрос, говорил про законодательство об «иностранных агентах», мол, в России за это не сажают, а в США можно получить «пятерочку». Это очевидная неправда, потому что в России тоже есть уголовное наказание за ошибки в отчетности «иностранных агентов», и это как раз тоже пять лет тюрьмы, и этот закон тоже сам Путин подписывал. Скажи, на такой пресс-конференции есть ли возможность Путину возразить, сказать: «Владимир Владимирович, вы неправы»? Или эта пресс-конференция вообще не предполагает, что журналист может ему что-то ответить?

— Отталкиваясь от моего вчерашнего опыта, у меня была возможность задать вопрос, но микрофон в руках я не держал, то есть я не мог поставить себе микрофон, чтобы что-то уточнить, а уточнить мне, безусловно, хотелось. Потому что, например, непосредственно то, что ты сказал о законе об «иностранных агентах», безусловно, это большие риски для журналистов либо для СМИ, которые под этот закон попали. Я знаком с людьми, которые оказались внесены в эти списки, и многие из них утверждают, что работать в таком статусе практически невозможно, более того, даже очень опасно.

Я слышал о том, что некоторые люди даже уезжают из России, потому что применение этого закона не совсем очевидно, и непонятно, примет Минюст какой-то отчет или не примет. Если не примет, то это же сразу первый штраф, а вслед за штрафом следующее нарушение – это уже уголовная ответственность. Поэтому очевидно, что все не так благообразно и не так безопасно, как говорит президент.

Другой вопрос, много раз звучало со стороны президента и авторов закона: «Вам же никто не мешает выйти из этого статуса. Если вы все требования, которые ввел закон, соблюдаете, то выходите». Но практика показывает, что никто на сегодняшний день не смог из этого статуса выйти. Обращались и в суд, и в Минюст – результат нулевой. Поэтому ситуация такая.

— Получается, что никто эту информацию донести до Путина не может, он уже не в первый раз говорит про эту «пятерочку» на Западе, а в России якобы никакого наказания нет. «Кладбищем незаданных вопросов» эту пресс-конференцию назвал наш с тобой коллега Антон Желнов. Ты согласен с такой оценкой?

— Мне кажется, что вопросов, безусловно, [гораздо] больше. Это ахиллесова пята каждой пресс-конференции. Вроде как вопросы звучат, но кто-то считает, что они менее важны, чем те, которые не прозвучали.

Я думаю, что непосредственно на вчерашней пресс-конференции много важных тем прозвучало: это и ситуация с тем, что происходит на границе с Украиной, это и ситуация с поставками газа в Европу, это и ситуация с вводом в эксплуатацию «Северного потока – 2», это и отношения с США. В принципе, много вопросов прозвучало.

Другой вопрос, что сам по себе формат конференции [таков, что] невозможно дозадать вопрос, невозможно уточнить или как-то поспорить с президентом. Это правда. Что касается вопросов, я после пресс-конференции разговаривал с коллегами, и действительно многие не смогли задать свой вопрос и сожалели об этом. И то, что сказал Антон Желнов, наверное, я это понимаю. Все-таки вопросов было гораздо больше, чем те, что прозвучали.

— То, как эти вопросы выбираются в зале, как ты думаешь, есть некий план у Дмитрия Пескова, какие СМИ получат право задавать вопрос, или это совершенно случайным образом все-таки происходит?

— Я точно этого не знаю, могу предполагать. Наверное, какой-то план у Дмитрия Пескова должен существовать. Более того, обращу твое внимание на то, что накануне пресс-конференции пресс-службой Кремля был опубликован список из порядка 10 тем, которые, как они считают, будут обсуждаться. Вообще обычно все-таки, мне кажется, на пресс-конференции не готовятся какие-то темы, по которым журналисты говорят, по крайней мере публично. А журналисты определяют, что важно. Позавчера был опубликован такой список.

Другой вопрос, что, безусловно, в этом списке было указано много тем, которые действительно важны, но, ты знаешь прекрасно, тут же вопрос не в том, какая тема, а вопрос в том, как будет вопрос сформулирован, как он будет задан. Это, на мой взгляд, важно. Кто-то действительно задает [вопрос] жестко, кто-то задает более открытые вопросы, которые позволяют президенту использовать эти вопросы для того, чтобы рассказать об успехах и каких-то своих достижениях. Наверное, надо сказать, что для Кремля это в каком-то смысле коллективный сеанс психотерапии: рассказать, что все хорошо, а если есть проблемы – в других странах их еще больше.

Что касается моего вопроса, я, честно говоря, надеялся задать вопрос, но я не ожидал, что получится задать этот вопрос. Во-первых, на меня лично показал Владимир Путин, возможно, он обратил внимание на табличку BBC, я не знаю. Просто мы находились на достаточно большом расстоянии, хоть я и был в первом ряду, я думал, что оттуда сложно видеть. Но у меня была яркая красная табличка, я думаю, что это, наверное, мне помогло.

Тема: «Словосочетание. Простое предложение»

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2018

Задачи: создание условий для повторения изученного в 5 классе материала; развитие у обучающихся познавательных психических процессов; содействие воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

Мин.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас!

Поднимите, пожалуйста, смайлики, соответствующие вашему настроению. Настроены ли вы получать новые знания?

Обучающиеся здороваются, присаживаются на свои места и слушают учителя.

Умение настраиваться на учебное занятие.

1

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебной деятельности.

Внимание на экран.

На доске написан текст. В нём отсутствуют знаки препинания. Вам необходимо их расставить в соответствии с мыслями, сформулированными в каждом из них. Прочитайте текст вслух.

Текст

После долгих поисков я нашёл наконец подходящий участок для постройки жилища это была небольшая гладкая полянка на скате высокого холма от вершины до самой полянки холм спускался отвесной стеной, так что я мог не опасаться нападения сверху

Из какого произведения взят отрывок?

Молодцы, быстро догадались!

Докажите, что это текст. Какие наименьшие единицы языка мы можем выделить в этих предложениях?

Что мы будем делать на уроке?

Тема формулируется и записывается в тетради.

Вспомните, пожалуйста, что вы помните о словосочетании?

Какие его основные признаки знаете?

Значит, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель нашего урока? Как мы будем достигать цели?

Один обучающийся выходит к доске и расставляет знаки препинания, меняет строчные буквы на прописные.

Текст

После долгих поисков я нашёл наконец подходящий участок для постройки жилища. Это была небольшая гладкая полянка на скате высокого холма. От вершины до самой полянки холм спускался отвесной стеной, так что я мог не опасаться нападения сверху.

Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

Слова, словосочетания и предложения.

Работать со словосочетаниями и предложениями.

Записывают число и тему в тетради.

Ответы обучающихся.

Закрепить знания о словосочетании и предложении.

После долгих поисков, для постройки жилища, гладкая полянка.

Регуляция учебной деятельности.

Умение строить логические цепочки.

Умение объяснять языковые явления, процессы.

3

3

5

3. Выявление места и причины затруднения.

Поработаем с нашими предложениями. Вычлените три словосочетания из предложений.

Что такое словосочетания?

Как связаны слова в словосочетании?

Почему нам сложно ? Недостаток информации.

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите примеры.

Дети отвечают. Не все помнят, как вычленять словосочетания.

Формирование интереса к способу решения и общему способу действия.

2

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Что нужно сделать? Цель — устранение затруднения. План достижения цели. Способ и средства. Поиск информации.

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически. От главного слова можно задать вопрос. Например, интересная книга. Книга (какая?) интересная.

Выполните синтаксический разбор найденных словосочетаний.

Чем словосочетание отличается от слова и от предложения?

Переходим к предложению. При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, просьбу, совет. Главные члены предложения составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация завершения.

Вспомним, какие виды предложений вы знаете? Какие знаки препинания ставятся в конце каждого из них?

Самостоятельное изучение схемы на стр. 26. Рассказ о простых предложениях. Примеры.

Составление алгоритма нахождения в тексте слова, словосочетания и предложения.

Какие у вас есть вопросы ко мне? Что-то осталось неясным?

Формулируют план восполнения недостающей информации.

Задают вопросы.

Один обучающийся у доски письменно разбирает словосочетание.

Ответы детей.

Работа с учебным материалом.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Умение планировать свои действия и прогнозировать

предстоящую

работу.

Формирование умения самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

4

5. Реализация построенного проекта.

Эталон. Устно и письменно УУД фиксируются в форме образца в тетради. Отрабатывается совместно.

Алгоритм. См. Приложение 1.

Записывают примеры в тетради.

Умение выявлять орфограмму и правильно её обозначать, умение строить логические цепочки рассуждений.

5

6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

Проговаривание вслух нового алгоритма УУД и решение типовых заданий.

Закрепляем знания. У доски 1 обучающийся записывает под диктовку предложение.

Осенью в лесу не услышишь пения птиц.

Разбираем 1-2 словосочетания и предложение.

Физкультминутка.

Один обучающийся (по желанию) выходит к доске и проводит разминку.

Обучающийся проговаривает вслух условия выбора орфограмм.

Выполняют разминку.

Садятся на места.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Корректировать свои действия.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Здоровьесбережение.

5

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверим, как мы с вами усвоили тему.

Работа с сигнальными карточками: словосочетание — зелёные; предложение — оранжевые.

Шёл он по тайге, пометы на деревьях, зарубка на дереве, отойдёт он немного, за этим человеком, люди собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, лесные тропинки, тропинки зарастают со временем.

Какое произведение классической русской литературы вам напомнили эти словосочетания и предложения? («Васюткино озеро» В.П. Астафьев)

Самостоятельная работа: 3 уровня сложности. Ситуация успеха.

Работа с учебником: упр. 44. Устно определяем основную мысль текста и доказываем, что восклицательные знаки поставлены в соответствии с пунктуационными правилами.

1 уровень. Спишите текст, обозначьте орфограммы.

2 уровень. Спишите текст, обозначьте орфограммы и выполните фонетический разбор слова «всякую».

На интерактивную доску выводится эталон выполнения упражнения (для 1 уровня). Устно проверяется фонетический разбор.

Взаимопроверка (работа в парах).

Сравнивание с образцом.

Выставление отметок: 0 ошибок — «5», 1-2 ошибки — «4», 3-4 ошибки — «3». Выставление отметок.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: упр. 45. Проверяется отдельно.

Обучающиеся поднимают карточки в соответствии с типом единиц языка.

Работают с текстом.

Двое сильных обучающихся работают с упражнением.

Умение воспринимать,

осмысливать,

запоминать

учебный

материал.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Саморегуляция как

способность к мобилизации

сил и энергии, к волевому

усилию и к преодолению

препятствий.

Умение корректировать свои действия.

Умение эффективно сотрудничать с одноклассниками и учителем.

5

7

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цифровой диктант: да — 1, нет — 0. Согласны ли вы с утверждениями?

  1. Словосочетание наиболее полно, чем слово, описывает предмет.

  2. Грамматическая основа предложения состоит из главного слова и зависимого.

  3. «Морозный и свежий» – это словосочетание.

  4. «Люблю читать» – вопросительное предложение.

  5. В слове «участвовать» две буквы «в»?

Выставление дополнительных оценок (по желанию детей): 1 правильный ответ – 1 балл.

Какую работу мы с вами сегодня провели?

Уточняются особенности приобретённых УУД.

Ответ: 10001

Делают выводы. Проговаривают правило.

Умение систематизировать материал, проговаривать его во внешней речи.

3

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке как итог.

Чего мы достигли на уроке?

Продолжите предложения:

На этом уроке я узнал…

Мне было интересно…

Меня удивило…

Мне было легко…

Мне было трудно…

На доску цветочки или смайлики.

Обучающиеся дают ответы.

Умение адекватно оценивать свои действия и

воспринимать оценку

учителя, рефлексировать.

2

10. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру «Пейзаж за окном» и выполнить синтаксический разбор одного словосочетания или составить 5 словосочетаний и с двумя из них составить предложения об осени (письменно).

Приложение 1.

Алгоритм.

Перед нами предложение.

Лес уже сбросил листву.

«Лес» — это слово, «лес сбросил» — это грамматическая основа. Лес (что сделал?) сбросил. Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – глаголом. «Сбросил листву» — это словосочетание: сбросил (что?) листву. Грамматическая связь выражена окончанием – «у». Главное слово – «сбросил», выражено глаголом, зависимое – «листву», выражено именем существительным. Это глагольное словосочетание. Зависимое слово стоит в единственном числе, в винительном падеже. «Уже сбросил» — словосочетание: сбросил (когда?) уже. Главное слово – «сбросил», выражено глаголом, зависимое – «уже», выражено наречием. Грамматическая связь отсутствует, т. к. наречие – это неизменяемая часть речи. Это глагольное словосочетание. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое.

В Украине Государственное бюро расследований завело уголовное дело из-за того, что журналист-расследователь, главный редактор издания «Цензор.нет» Юрий Бутусов опубликовал видео, на котором он стреляет из гаубицы. В защиту Бутусова выступили журналисты, заявляя, что это наступление на свободу слова, но делая при этом оговорку, что в этичности стрельбы журналиста должна разбираться комиссия по журналистской этике. Стоит отметить, что перед этим Юрий Бутусов обвинил окружение Зеленского в госизмене, а самого президента – во лжи: они громко и публично поругались на пресс-конференции Зеленского.

Видео главный редактор «Цензор.нет» опубликовал на своей странице в фейсбуке, приурочив его к годовщине Голодомора 1932-1933 годов. В описании Бутусов добавил, что место и дату съемки пока оглашать не будет, но стрелял он на тренировке одного из подразделений территориальной обороны – в соответствии с действующими конвенциями и запретами. Госбюро расследований завело уголовное дело по статьям: «Нарушение правил поведения с оружием» (статья 414 УК Украины) и «Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны» (статья 437). Наказание по второй – от 7 до 15 лет лишения свободы.

Позже в ведомстве уточнили, что производство открыли не в отношении журналиста, а по факту самого существования этого видео с целью разобраться, кто и как допустил гражданского к боевому оружию, использовать которое запрещено на Донбассе Минскими соглашениями. Следом за Государственным бюро расследований свою осуждающую позицию высказало и министерство обороны, где, кстати, до недавнего времени Бутусов был советником министра: «Публикация подобных видео в таком контексте – это очередной пример того, как сознательно или несознательно можно выступить на стороне врагов Украины в информационном противостоянии. По поручению главнокомандующего Вооруженных сил Украины начата проверка фактов возможного нарушения должностными лицами служебных обязанностей и правил обращения с оружием».

Юрий Бутусов считает, что подобная реакция – это давление на него со стороны власти: «Обвинение мне выдвинули в воскресенье вечером по фейсбуку – не потому что кто-то что-то хочет расследовать, а потому что президент Зеленский хочет отомстить мне за мой вопрос».

На пресс-конференции в пятницу 26 ноября Юрий Бутусов задал Владимиру Зеленскому вопросы о присутствии в нынешней власти чиновников времен Виктора Януковича и о срыве военных спецопераций. В ответ Зеленский обвинил Бутусова в гибели людей из-за того, что он первым опубликовал видео, на котором украинские военные при помощи беспилотника «Байрактара» уничтожают пушку с расчетом пророссийских боевиков на Донбассе в ответ на применение ими тяжелой артиллерии.

Пост Юрия Бутусова с выстрелом из гаубицы появился на следующий день после этой словесной перепалки. Следом за ним – уголовное дело, где фигурирует уже сам Бутусов. Все это вызвало резонанс среди журналистов и политиков.

«Сейчас происходят такие довольно острые споры: одни люди говорят, что журналист ни в коем случае не должен такое делать, другие говорят, что он имеет право, он столько отдал фронту, войне, военной теме, волонтерству, поэтому он имел право выстрелить из пушки. Тем более, что, как он говорит, этот выстрел был не боевой», – считает главный редактор «Детектор Медиа» Отар Довженко.

Однако медиасообщество сошлось в одном: власть оказывает давление на журналиста, задействовав для разбирательства с ним Государственное бюро расследований и министерство обороны. По мнению Отара Довженко, обвинения министерства обороны некорректны, так как ведомство должно было следить за тем, чтобы к пушкам никто не подходил, а не обвинять в этом Бутусова.

Украинские журналисты опубликовали открытое заявление в поддержку Бутусова. Они считают, что действия Госбюро расследований – это давление на Юрия, которое должно повлечь за собой уголовную ответственность по статье 171 Уголовного кодекса Украины («Препятствование законной профессиональной деятельности журналиста»).

Спикер украинских переговорщиков по Донбассу в Минске Алексей Арестович написал в фейсбуке, что Бутусова используют политические аферисты, а в ближайшее время журналиста могут даже убить, поэтому Арестович будет просить для него госохрану.

«Зеленский выстрелил себе в обе ноги»

Причины и последствия этого скандала в эфире Настоящего Времени обсудил украинский политолог Олег Саакян.

– Это выглядит очень гаденько, мягко говоря. После пресс-конференции, на которой и президент, и журналист позволили себе перепалку, несвойственную высокой политической дискуссии, конечно же, это выглядит если не как политическое преследование – я думаю, слишком громко было бы, – но как отместка.

Ведь Государственное бюро расследований (ГБР), в данном случае даже с точки зрения своей последовательности, очень сомнительно подходит к этому вопросу. Более того, очень избирательно, поскольку такие видео есть у многих. Более того, не установлено вообще, откуда это видео и почему ГБР им заинтересовалось. Поэтому это все выглядит как шитая белыми нитками отместка, возможно, даже не офиса президента, а, скажем, конъюнктурно настроенной части истеблишмента, которая, может быть, имеет влияние на ГБР.

– А действия самого Бутусова как расцениваете, имея в виду то, что он выложил это видео, где стреляет из гаубицы?

– Его дело. Судя по тому, что он написал, это учения терробороны, на которых так стреляют. И это свойственно его милитарной риторике. Мы находимся все-таки в ситуации войны, поэтому можете увидеть у многих людей фотографии из тира, где они стреляют или где они проходят учения и этим хвастаются. В данном случае я думаю, что ничего плохого в этом нет.

Другое дело, что ситуация, которая во время пресс-конференции поднималась, что господин Бутусов опубликовал видео ударов с «Байрактара», – вот она нанесла имиджевые потери для Украины. Я думаю, тут можно говорить о некой если не безответственности, то, по крайней мере, поставить под сомнение ответственную позицию господина Бутусова. Ведь все украинские граждане должны знать, я надеюсь, и знают, что фиксировать передвижение войск, фотографировать, снимать, выкладывать с геолокациями – это играть против своего же государства, ведь мы понимаем, в какой ситуации находимся: информационная кампания порой более даже страшна, нежели само военное противостояние.

– Оппоненты Бутусова говорят и пишут о том, что, мол, это видео будет использовано российскими пропагандистскими средствами массовой информации и так далее. Как вы оцениваете такой аргумент?

– Это самый последний в ряду аргумент, который я бы использовал. Российская пропаганда будет использовать любые видео, которые будут появляться, любые ситуации, и их множество каждый день. Более того, если не будет подходящей, они ее просто создадут. Распятого мальчика в Славянске прекрасно помним, и плачущую женщину – все это постановка, и таких постановок Россия может делать по несколько в день. Благо, и денег, и фантазии, и ресурсов, и беспринципности для этого достаточно у российского режима.

Поэтому я не думаю, что это вообще релевантный аргумент в этой дискуссии. Можно говорить лишь про факт, про событие и про его юридическое и политическое отображение. Я бы даже о моральной составляющей, о моральном императиве в данном случае не особо бы говорил, поскольку мы имеем дело с журналистом и с политиками.

– Еще важное сегодня заявление было от спикера Трехсторонней контактной группы в Минском процессе Алексея Арестовича. Он заявил, что будет просить госохрану Бутусову, потому что его могут убить. В украинской истории случались страшные убийства журналистов. Это и Георгий Гонгадзе, и Павел Шеремет. Как вы оцениваете такое предположение официального представителя в Минском процессе?

– Заявления Арестовича порою без иронии воспринимать мне лично сложно. И давать им какую-то серьезную оценку также очень не люблю. Но конкретно в данном случае я думаю, что это достаточно обоснованное заявление, хотя и натянутое по тональности, и, скажем, форма, которая была избрана, может вызывать серьезную критику.

Но тем не менее, как только появляется яркий пример, яркий журналист и яркое противостояние с политиком в условиях войны, в условиях террористической угрозы, конечно же, он становится сразу выгодной и легкой мишенью для того, чтобы спровоцировать таким образом внутреннее противостояние.

– Мишенью для кого?

– Для иностранных спецслужб, для Российской Федерации в данном случае, для того чтобы сдетонировать внутренние процессы противостояния. Ведь помним, что и пленки Мельниченко имели серьезный резонанс, и Гонгадзе – то есть много разных ситуаций, мы знаем, как спецслужбы могут их использовать. Поэтому я думаю, что и без слов Арестовича украинская контрразведка уже должна была сделать выводы. А Арестович просто играет на опережение и таким образом делает этот сценарий менее выгодным и более токсичным для тех, кто, не дай бог, хотел бы воспользоваться таким образом через политическое убийство журналиста для того, чтобы спровоцировать внутреннее противостояние, политические кризис.

– По вашему мнению, какие могут быть последствия у этого скандала и будут ли они вообще?

– Они уже все фактически состоялись. Зеленский таким образом выстрелил себе в обе ноги. Даже если не он задумывал эту историю, тем не менее она по нему ударила серьезно. Вступание в пререкание с журналистами никогда еще ни одному политику не давали позитива. И третий момент – это то, что это, конечно, дискредитирует Зеленского в наиболее пассионарной части общества.

Вся эта ситуация выглядит крайне плохо и наталкивает сразу на несколько мыслей. Во-первых, преследование свободы слова, во-вторых, это фактически разоружение, улюлюкивание военных угроз и преследование тех, кто о них говорит. И в-третьих, конечно же, это выглядит как избирательное правосудие и правоприменение, поскольку ДБР в данном случае притянуто за уши, вся эта ситуация точно так же белыми нитками шита.

Федеральная служба безопасности России заявила, что задержала 106 «сторонников неонацистской группировки «М.К.У.» в 37 регионах России. По сообщению ФСБ, они готовили серию терактов на 14 декабря, включая нападения на образовательные учреждения, а саму группировку ФСБ называет «украинской».

Создатель группировки – гражданин Украины 2000 года рождения. Речь идет об уроженце Днепра Егоре Краснове, но его связь с какими-либо спецслужбами не подтверждена, сам он говорит, что руководит ячейками движения самостоятельно. С начала 2020 года Краснов содержится в СИЗО «Днепровский централ». В ФСБ утверждают, что он действует «под покровительством украинских спецслужб». В Службе безопасности Украины эту информацию назвали ложной.

Анна Гриценко, исследовательница праворадикальных движений, рассказала Настоящему Времени, что в Украине известно о Егоре Краснове, был ли он членом какого-либо заметного украинского националистического движения и мог ли организовать столь разветвленную сеть сторонников в России.

— Расскажите, что вам известно об этом сообществе «М.К.У.»: когда оно было создано и почему, если это все происходило в Украине, мы впервые про «М.К.У.» услышали из России, когда ФСБ провела первые задержания?

— Действительно существует житель Днепра Егор Краснов 2000 года рождения, который вместе со своими друзьями совершал нападения на разных людей, на людей неукраинского происхождения, на бездомных людей, на обычных людей с целью разбоя. И действительно он сейчас находится в СИЗО, ему предъявлено обвинение по нескольким эпизодам в разбойных нападениях и попытке убийства. Действительно он выкладывал какие-то видео в сеть – частично не свои, но частично все-таки свои.

В общем-то, это более-менее вся история с украинской стороны. В украинском неонацистском движении его не знают или не признают за своего, он не фигурирует как участник какого-то движения. Эта группа не существует как какое-то политическое образование, как какая-то часть политической жизни. В Украине эта история прошла просто как мелкий криминал.

— Как могла эта идеология из украинских сообществ в соцсетях, если ее особенно даже не знают в Украине, найти столько сторонников в России? Там сообщалось о задержаниях в Геленджике, в Воронеже, в Ярославле. Вы вообще верите, что все это реальность?

— Насколько я помню из российских СМИ, в Воронеже ребята просто отрицают знакомство, отрицают причастность, это просто российские националисты, которые к украинцам не имеют никакого отношения и никак не были с этим знакомы. Я не думаю, что все эти люди являлись членами какой-то разветвленной сети, даже если они где-то в каких-то общих чатах переписывались. Из СИЗО создать такую очень разветвленную сеть крайне сложно.

— Как вы думаете, могли би эти люди в России или в Украине готовить теракты?

— Я очень сомневаюсь. Для того чтобы подготовить теракт, нужно намного больше подготовки и нужно намного больше доказательств того, что это был какой-то теракт, чем просто какие-то переписки в каких-то чатах, просмотры каких-то хейтерских видео. Тем более, опять же, человек не был бы вовлечен в более широкое движение по большому счету.

— «М.К.У.» начала упоминаться в российских медиа после начала январских протестов – после задержания Алексея Навального. На Пушкинской площади, где 31 января должна была состояться очередная акция протеста, силовики якобы обнаружили расклеенные флаеры с символикой «М.К.У.». Сейчас эти сообщения о задержании сторонников украинских неонацистов приходят на фоне военной напряженности на украинской границе. Как вы думаете, эти сообщения о задержаниях неонацистов случайно появляются от лица российской ФСБ именно в такие моменты?

— Нет, конечно, не случайно они появляются. Тут несколько дней назад была провокация якобы с кораблем, который не в те воды зашел, но она не удалась. Теперь вытащили неонацистов. Я очень сомневаюсь, что все эти 106 человек именно сейчас в таком масштабе начинают готовить какие-то теракты. Непонятно, по каким причинам это все может быть связано, кроме как раздувание какой-то истерики.

— Насколько массовой могла быть поддержка этого движения в Украине?

— Не массовая. Да, кто-то в каких-то чатах общался, какие-то видео смотрел, но после момента задержания Егора эта история никак не продолжилась, никто не начал за него вписываться как за своего соратника, никто не начал ему как-то помогать. Ходили слухи, что он совершил суицид в СИЗО. По большому счету на нашей стороне это никому не интересно, кроме каких-то очень субкультурных ребят в каких-то чатах. Даже в местных СМИ очень мало проходило [информации], в основном в региональных каких-то.

— Было ли вам известно о сторонниках этой группы «М.К.У.» в России до того, как их начали задерживать и сообщать об этом в ФСБ?

— До вчерашнего дня о каких-то небольших контактах [была информация], не то что о сторонниках. Были контакты из серии «Ой, это какая-то просто глупая молодежь, они ненастоящие неонацисты» – и так далее. Были такого плана контакты. Кто-то с ними контактировал, оказалось, что они ненастоящие, не тру.

  • Что такое признаки сказки 3 класс
  • Что такое обенто на английском рассказ
  • Что такое начало сказки
  • Что такое ломлива в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Что такое портрет рассказ