Что такое сказки и какие они бывают для 3 класса

Сказка это чудо! прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. на страницах сказочных книг живут говорящие

Понятие сказкаСказка — это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло. На страницах сказочных книг живут говорящие звери и драконы, смелые богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Сказки призывают не только верить в чудеса, но и учат добру, отзывчивости, не пасовать перед трудностями, слушать родителей и не судить других по внешности.

Какие бывают сказки

Сказка — это повествование с выдуманными героями и сюжетом, носящее бытовой, героический или волшебный характер. Они бывают фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

Это интересно: что такое антитеза, примеры художественного приема в стихах.

Фольклорные

Прежде чем дойти до читателя, они проходят длинный путь. В устной форме передаются из поколения в поколение до тех пор, пока какой-нибудь собиратель сказаний не запишет их на бумаге. Считается, что героями первых повествований были Земля, Солнце, Луна и другие природные явления, а образы людей и животных стали использовать позже.

Читать сказкуУ народных сказаний довольно простая структура: присказка, зачин и конец. Текст легко читается и не содержит сложных слов. Но при кажущейся простоте сохраняет все богатство русского языка. Фольклорные сказки легко воспринимают даже малыши, что делает их лучшим выбором для чтения перед сном. Это не только подготовит ребёнка ко сну, но и ненавязчиво обучит жизненным ценностям.

Основные признаки сказки:

  1. Сказочные штампы «Жили-были», «В некотором царстве».
  2. Использование пословиц и поговорок.
  3. Обязательная победа добра в финале.
  4. Испытания, которые проходят герои, носят воспитательный и нравственный характер.
  5. Спасённые героем звери, помогают ему выбраться из трудных ситуаций.

Это интересно: аллегория в литературе что это, примеры.

Бытовые

Действие происходит в повседневной жизни, не «в тридевятом царстве», а обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и даже хитрости.

Бытовые сказки высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, невежество. Главный посыл таких историй в том, что надо не бояться работы, не лениться и уверенно преодолевать препятствия. С добром относиться к окружающим, быть отзывчивым к чужому горю, не лгать и не скупиться. Например, «Каша из топора», «Репка», «Дочь-семилетка».

О животных

Сказки о животныхЧасто персонажами выступают животные. Они живут и общаются как люди, разговаривают и проказничают, ссорятся и мирятся. Среди персонажей нет чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждый из них наделен одной отличительной чертой, которая и обыгрывается в сюжете сказки. Хитрый лис, злой волк, трудолюбивый заяц, а филин мудрый. Такие образы понятны детям, и дают представления об уме и глупости, о трусости и отваге, о жадности и доброте.

Волшебные

Что такое волшебная сказка? Это таинственный мир, наполненный магией и волшебством. Где умеют говорить звери, природа и даже предметы. Композиция более сложная, включает в себя вступление, завязку, центральный сюжет, кульминацию и развязку. В основе сюжета лежит преодоление какой-либо трудной ситуации или возвращение утраты. Например, «Морозко», «Финист ясный сокол», «Золушка».

Мир персонажей необычайно разнообразен. Главные герои обладают всеми положительными качествами, а то есть такими как доброта, щедрость, отзывчивость, смелость. Противостоят им злые, жадные и корыстные отрицательные герои. В борьбе против недругов положительным героям помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Развязка непременно счастливая. Герой с почестями возвращается домой, преодолев все невзгоды и препятствия.

Литературные

Литературная сказкаИмеет определённого автора, но тесно связана с фольклором. Литературная сказка отражает взгляд автора на мир, его идеи и желания в то время, как народные сказания демонстрируют обобщённые ценности. Писатель сопереживает главным героям, выражает симпатию отдельным действующим лицам и откровенно высмеивает отрицательных героев.

Основой зачастую служат сюжеты народных сказок.

  • принадлежность героя к миру волшебства,
  • неприязнь между приёмными родителями и детьми,
  • герою помогает природа, живые существа и магические атрибуты.

Для подражания народным сказкам применяются те же принципы: сказочная обстановка, говорящие звери, троекратные повторения и просторечия. Нередко используются и образы главных героев народных сказок: Иван-дурак, Баба-Яга, Царь Кощей и другие. Автор стремится к большей детализации, характеры и личностные качества героев подробно прописаны, окружение приближено к реальности и обязательно присутствуют два поколения: старшее (родители) и младшее (дети).

К ярким примерам литературной сказки можно отнести произведение А. Пушкина «Золотая рыбка», Г. Андерсена «Снежная королева» и Ш. Перро «Кот в сапогах».

Какая бы ни была сказка, её цель научить ребёнка не отчаиваться, смело браться за выполнение задач, уважать чужое мнение. Рассматривая яркие иллюстрации, легко придумать свой сюжет на уже знакомую историю. Даже взрослому будет полезно оторваться от обычного круговорота дней и погрузиться в прекрасный мир волшебства.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Жили-были старик со старухой у самого синего моря…».

С этих или с других похожих слов начинается дорога в мир воображения, в страну сказки, где звери разговаривают, чудовища превращаются в принцев, а добро побеждает зло.

Сказка про репку

Что это такое и исторические корни жанра

Сказка – это повествовательный фольклорный, а позже — литературный жанр, не претендующий на историческую достоверность.

У сказки есть свои законы, традиционные сюжеты и особые «сказочные» правила. Разобраться, что такое сказка и как она пишется, поможет история возникновения жанра.

Что такое сказка

Как прозаический жанр сказка выделилась из мифа. Она унаследовала мифологическую героику, тягу к описанию необъяснимых явлений посредством художественных образов, повествовательность.

Миф занимала космогония (то есть сотворение и устройство мира, отношения перволюдей (титанов), смена исторических эпох). Сказочные истории с течением времени стали вбирать в себя более простые сюжеты.

Три старца

При этом память о мифологических образах и героях осталась. Последние превратились в волшебных существ и предметы-помощники.

Сначала зародилась фольклорная сказка. Этот древний жанр долгое время не имел отдельного обозначения, воспринимаясь как «песнь», «баснь» (от глагола «баять» — говорить). В латинском языке истории с захватывающим сюжетом получили определение «фаблио».

Чем характеризуется сказка

Среди фольклорных произведений с вымышленным сюжетом традиционно выделяют следующие виды сказок:

  1. волшебные;
  2. о животных;
  3. бытовые.

Только к середине XV века на Руси зафиксировано слово «сказка», также образованное от глагола говорения. Именование жанра указывает на традицию устной передачи сказочных сюжетов. Русский народ бережно хранит их в образно-поэтической памяти.

Литературная сказка, появившаяся в нашей стране двумя столетиями позже, не вытеснила, а дополнила и преобразила фольклорную.

Волшебные фольклорные сказки

Герои волшебных сказок олицетворяют разные миры (Подводное Царство, Лес, горы), имеют чётко распознаваемую нравственную характеристику (добрый-злой), обладают сверхъестественными способностями.

Если в истории упоминаются Баба-Яга, Морской Царь, Кощей Бессмертный, будьте уверены: перед вами волшебная сказка. Миру стихий противостоит центральный персонаж из обычного человеческого мира. Дурак, младший сын, сирота, солдат, Лутонюшка, менее удачливый, чем братья, Иван-царевич – герой, отправляющийся в странствие по сказочным маршрутам, должен быть социально ущемлённым.

Емеля на печи

Момент ущемлённости имеет особое значение: с достоинством пройдя все испытания, победив злодеев, добыв перо Жар-птицы, гусли звончатые, невесту и полцарства, герой не просто торжествует личную победу – своей судьбой он олицетворяет справедливость, жизнь «по правде».

Исследователи выделяют несколько признаков волшебной сказки в фольклоре (что это?):

  1. вариативность (переходя из уст в уста, предание обрастало подробностями и вариантами изложения: рассказывая сказку, допустим, придерживаться основного сюжета и менять детали);
  2. наличие зачина и концовки, рамочной композиции, заставочных сцен;
  3. повторяемость действий;
  4. использование «магических» чисел: 3, 7 и их производных (тридевятое царство тридесятое государство, три сына, три девицы под окном, трёх- , девяти- и двенадцатиголовый змий, седьмое небо, семидневное странствие);
  5. «дружба» положительного героя с миром природы, звери-помощники;
  6. образы «мудрых дев»;
  7. торжество добра.

Интересны исследования, посвящённые набору сказочных сюжетов, который, по мнению разных фольклористов, имеет границы и исчисляется несколькими десятками вариаций. Каждый сюжет складывается из ряда функций, то есть действий, совершаемых персонажами с какой-либо целью (кража, женитьба, кумовство и другие).

Анализируя накопившийся за всю историю человечества сказочный материал, филологи делают вывод, что:

сказка имеет универсальный характер, отражает общечеловеческие знания о мире, сохраняет исконные представления о духовных ценностях, обычаях, нравственных ориентирах.

В каждой культуре есть и собственные сказки, родившиеся в недрах национальной души. Они рассказывают, кого в данной стране считают красивым, добрым, благородным, какие поступки ценятся, а какие порицаются, о чём мечтают простые люди.

Сказки о животных и бытовые

Сказки о животных по своим характеристикам ближе к жанру басни. В них говорят и действуют звери, птицы, рыбы, насекомые, но содержащийся в их поведении сказочный намёк прямо адресован человеку.

Теремок

Так, в «Теремке» даётся урок совместного жития, умения приспособиться, приноровиться, ужиться со своим ближним. Смысл сказки в том, что с приходом Медведя рушится не только Теремок, но и старый несовершенный мир, на смену которому надо построить новый.

Позже других распространилась бытовая сказка, героями которой стали старик и старуха, мужик и баба, поп и работник. В жизнь этих персонажей почти не вмешиваются волшебные силы.

Бытовые сказки напоминают анекдоты, побасёнки, иногда – былички и бывальщины. Как правило, житейский урок скрашен юмором. В пример легко привести знаменитую историю «Каша из топора» или забавную побасёнку «Как Иван-дурак дверь стерёг».

Каша из топора

Бытовую сказку нетрудно отличить от волшебной: герой первой никогда не поднимется и не опустится, его путь горизонтален. В волшебном сюжете дурак обязательно станет царевичем.

Литературная сказка

В Европе собирание сказок стало популярно благодаря немецким романтикам Арниму и Брентано, а затем – исследовательской и творческой работе братьев Гримм. Вслед за немцами народную сказку стали ценить и другие.

В начале ХIX века в России к этому жанру обращались В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский. Работая с народным материалом они преобразили фольклорную сказку, позволив ей приблизиться к древнему первообразу благодаря стихотворной форме подачи.

Сказки Пушкина

Романтическая сказка А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители» — одно из первых оригинальных авторских произведений данного жанра. Сказки П. П. Ершова, А. Н. Толстого скрашивают современный детский досуг так же, как делали это десятилетия назад.

В ХХ веке под влиянием зарубежной литературы в жанре сказочной повести стала работать целая плеяда писателей: Ю. Олеша, Н. Носов, А. Некрасов, А. Волков, Л. Лагин, Ю. Коваль, Э. Успенский, А. Усачёв и многие другие. Оригинальные сказки К. И. Чуковского и С. Я. Маршака стали классикой жанра.

Сказки для малышей

Литературная сказка не знает границ и запретов. Англичане подарили маленьким книголюбам всего мира несравненную Мери Поппинс, Алису из Страны Чудес, Винни-Пуха, Питера Пэна. Каждый ребёнок знает немецкие и французские народные сказки в переложении братьев Гримм и Шарля Перро. К. Коллоди и Дж. Родари осчастливили публику искромётной итальянской сказкой.

В России особой любовью читательской пользуются скандинавские сказки, вышедшие из-под пера Г. -Х. Андерсена, А. Линдгрен, С. Лагерлёф, Т. Янссон, а в ХХI веке – Свена Нурдквиста и его школы.

Мир меняется, а сказка остаётся такой же насущной потребностью детского сердца, как свет солнца или любовь матери. Вот почему этот жанр не умрёт никогда.

Познакомиться с произведениями авторов, имена которых названы в данной статье, вы можете на сайте электронной библиотеки Альдебаран, там же можно бесплатно скачивать и читать любимые произведения онлайн.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л.
Мещерякова

                                         Секция: Начальная школа

                                              
 Тема: «Сказки»

                          Информационно- творческий проект

Класс: 3 «А»

                                                       
Руководитель: Демина А.В.

                                                       
Должность: учитель начальных классов

2012 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 имени Н. Л.
Мещерякова

Информационно-творческий проект

«Сказки»

(Коллективный проект 3 «А» класс)

 Руководитель: Демина А.В.

image001

Зарайск 2012 г.

Название проекта«Сказки»

( информационно-творческий)

Цели 
проекта:

Учить:

  • пользоваться
    дополнительной литературой;
  • находить
    и систематизировать информацию по теме;
  • различать
    виды сказок;
  • видеть
    красоту русского языка;
  • оформлять
    результаты работы, используя компьютерные технологии.
  • освоение
    общекультурных навыков чтения и понимания текста;
  • способствовать
    формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего
    школьника;
  • овладение
    речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Задачи проекта:

1). Образовательные:

           Формирование читательской 
компетентности;

           Научить школьников
различать виды русских народных сказок.

2). Развивающие:

  • Развивать у учащихся
    познавательный интерес.
  • Развивать творческие
    способности.
  • Совершенствовать словарный
    запас учащихся.
  • обучение участию в беседе,
    обучение построению высказывания, развитие внимания и речи учащихся;

3). Воспитательные:

  • способствовать гармоничному
    развитию личности ребенка;
  • воспитывать добро,
    справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
  • совершенствовать навыки
    работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество
    .

Основополагающий
вопрос:

Что мы
знаем о сказках?

Вопросы
учебной темы (проблемные):

1.    
Откуда пришли к нам сказки?

2. Что такое сказки?

3.    
Какие бывают сказки?

Ожидаемые результаты:

развитие
художественно – творческих способностей;

 — 
расширение кругозора учащихся;

 — 
повышение культуры общения;

 —  учащиеся
совершенствуют навыки поиска, отбора, представления и защиты информации.

Этапы работы:


выбор творческого названия проекта;


обсуждение плана работы над проектом:

ü     содержание;

ü     оформление;

ü     критерии оценки.                                    


знакомство с русскими народными сказками на уроках литературного чтения и во
внеурочной деятельности;


подготовка и защита докладов по данной теме;


создание сказок;


консультации учащихся.


презентация сказок, создание сборника сказок, выставка рисунков и поделок.

Авторские группы:

Группа 1:                                           Группа
2:

Баранова
Дарья.                                    Артемьева
Анна                            

Синева
Алена                                        Вышегородцева Маргарита

Степнова
Анна                                       Большакова Настя

Бодров
Илья                                            Егоров Егор

Плетнев
Богдан                                       Сазонов Кирилл

       
 Группа 3

Вуколова
Света

Колобаева
Полина

Михайлов
Павел

Крысанов
Андрей

Коптелов
Владимир

Рецензия.

Этот информационно-творческий
проект охватывает следующие образовательные области: литературное чтение,
русский язык, технологию, изо, информационные технологии.

Практические работы и
самостоятельные исследования помогают учащимся начальной школы ответить на
вопрос: «Что мы знаем о сказках?»,

 расширить читательский кругозор.

Проект предполагает создание
сборника сказок из индивидуальных работ учащихся. В ходе реализации проекта
учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают
дополнительные знания о сказках, их отличительных чертах от других литературных
жанров, учатся создавать собственные сказки.

Проект является личностно
ориентированным, так как предполагает возможность участия в нём различного
контингента учащихся.

Проект посвящен обучению
поисковой, информационной деятельности.

Дети овладевают первыми
навыками поисково-исследовательской работы. Совместная работа способствует
сплачиванию детского коллектива, объединяет детей и родителей.

Он имеет практическую
направленность.

По окончании выполнения
занятий учащиеся готовили творческие отчеты: рисунки, буклеты, выставку поделок
«Мы любим сказки», слайд-шоу, презентации.

Были заслушаны доклады детей
по данной теме. Прошла защита проекта на школьной научно-практической
конференции.

План проекта:

1.    
Что такое сказка?

2.    
Структура сказок.

3.    
Особенности сказок.

                    4.  Разнообразный
мир сказок. Виды.

              
5.   Герои сказок.

                    Заключение.

                      Приложение.

Вступление.

 При изучении темы «Устное народное
творчество» по литературному чтению у ребят возникла идея  больнее узнать о
русских народных сказках, попробовать самим сочинить сказку и проиллюстрировать
ее.  Начался поиск информации, сбор материала, чтение и анализ источников,
сравнение художественных произведений, выявление закономерностей, определение
сюжета. При подготовке к проекту мы разбились на группы. Собирали различный
материал, нарисовали рисунки, сделали поделки, слайд-шоу, презентацию. Нашими
помощниками были  книги, интернет и, конечно, наши родители.

 «Сказка — великая
духовная культура народа,

 которую мы собираем по
крохам,

и через сказку
раскрывается перед нами

тысячелетняя история
народа»

                                                     А.Н. Толстой.

1.    Что такое сказка?

Почти все сказки возникли
очень давно, более тысячи лет назад. Долгие века народные сказки играли в жизни
человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение,
радио, интернет и другие источники информации.

Сказка – фольклорное или
литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда
назидательный смысл.

В древности сказки и былины
передавались из уст в уста. Только былины — то, что было, а сказки — то, что
рассказали. Сказки отражали действительность, искаженную устной передачей, так
как бывало, что рассказчик что-то недосказывал, или добавлял от себя
«красок».

В стародавние времена сказка
называлась «басень», от слова «баять» —
«говорить». А тех, кто рассказывал сказки, называли
«бахари»  или «баяны». Ходили по Древней Руси бахари и
скоморохи, от деревни к деревне, от дома к дому, и сказывали сказки. Раньше
ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как и сейчас,
очень любили сказки.

Даже цари русские без сказок
не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много
сказочников и щедро  награждал «баянов» за хорошие сказки сапогами да
кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать, вообще не ложился. Возле
постели его сидели три слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие
сказки, пока тот не засыпал. 

2.   Структура сказок.

 Нередко сказки (особенно
волшебные) начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить
слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему
понять, что далее будет рассказывать сказка.

«Было это на море, на океяне.
На острое Кидане стоит древо – золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн:
вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно
и занятно посмотреть! Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся
впереди. Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого
хлеба. Тут и сказку поведем…»

У сказки есть зачин:

«Жили-были…»

«В некотором царстве, в
некотором государстве жил был царь…».

   Развитие сюжета — это
поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки
состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей
силой и всегда побеждают её

Развязка — это преодоление
препятствий.

 Окончание.

Кончается сказка богатым
свадебным пиром и присловьем: 

 «Живут-поживают, добра
наживают»

«Я там был, мед-пиво пил, по
усам текло, а в рот не попало»

                   
3. Особенности
сказок.

Каков излюбленный прием
русских народных сказок?

Троекратное повторение.

Герои сказки живут в
тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Из моря выходят тридцать три
богатыря. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И
с каждым разом увеличиваются трудности.

В сказках широко
употребляются повторы. В каждом новом повторе имеются детали, которые
приближают сказочное действие к развязке, усиливают впечатление от действия.
Повтор чаще всего бывает троекратным.

Повторяющиеся формулы.

Чтобы показать ход времени,
сказочник говорит:

«Долго ли коротко ли….;

Прошел год, другой».

«Скоро сказка сказывается, да
не долго дело делается ….»

Красота царевны передается
словами «ни в сказке сказать, ни пером описать»

В русских сказках часто встречаются 
повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый
молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну
голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка
сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Сказки возникли очень давно
(более тысячи лет назад) — это настолько давно, что теперь никто даже не может
узнать, когда именно, поэтому в них встречаются слова, которые мы не
употребляем в речи. 

4. Виды русских народных сказок.

Все русские
народные сказки
бывают нескольких видов. Самым древним видом
являются сказки русского народа о животных, в них все действия, мысли и чувства
людей перенесены на животных. Другой вид- это бытовые сказки о людях. Главными
героями в них являются обычные русские люди. И, наконец, третий вид — сказки о
волшебстве.

Сказки о животных.

image002    image003    image004

    Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой
древности, они отразили наблюдения над животными человека первобытного общества
— охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена
состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о
животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и
рыбах. Позже,  рассказы превратились в сказки.  В сказках о животных
действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения
.

Выделение сходных
особенностей у животных и человека (речь—крик, поведение повадки) послужило
основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека:
животные говорят и ведут себя, как люди. В сказках о животных действительно
показано то, что народ осуждал в себе, в своих врагах, в обществе. Высмеивались:
глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, продажность и
т.п. Часть сказок создана в назидание детям. Известно около пятидесяти сюжетов
сказок о животных. Герои их — лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто
говорится об отношениях Лисы и волка: то она его хвост в прорубь научила
опускать, то ехала на нем («битый не битого везёт»), то, съев масло тут же
свалила свой грех на серого. Воплощением глупости в сказках является волк. Его
глупость- глупость жестокого и жадного зверя. Сказочник будто  нарочно ставит
волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны
вызывать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет
оправдания глупости, жадности  и жестокости- вот что утверждают сказки.

Бытовые сказки.

image005                               image006

Бытовые
сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни.
Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат,
купец, барин, поп и др.

  Сказки
»Дочь- семилетка» и «Каша из топора» и «Ах и ох» называются  бытовыми (от слова
«быт»- повседневная жизнь ).

  В
таких сказках рассказываются о простых людях- крестьянах, солдатах. Даже царь,
если появляется в такой сказке, ведет себя как обычный человек. Герои этих
сказок чаще всего бедные люди, на их долю выпадает серьёзные испытания, но им
удаётся всё преодолеть с помощью пытливого ума, смекалки и находчивости.

Сказка
с уважением относится к хорошим умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.

Волшебные сказки

 image007    
image008     image009

  Самые захватывающие,
интересные –  это волшебные сказки. В волшебных сказках происходит волшебство и
чудеса. В них волк может говорить человеческим голосом, жар птицу можно поймать
голыми руками. « Это мир, где Иван-царевич мчится по тёмному лесу на сером
волке, где страдает Алёнушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы-Яги
палящий огонь, где бесстрашный, отважный герой находит смерть  Кощея Бессмертного». 

Герои волшебных сказок
борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь
с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или
похищенной жены. В них присутствуют образы героев- заступников за обездоленных,
борцов за правду и справедливость.

Мир волшебной сказки — мир
многобожия, т.е. язычества. В волшебной сказке о христианской вере, вообще о
религии, говорится очень редко, случайно. Человеку помогают или стараются
помешать властители природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, царь.

Герои волшебных сказок
владеют чудесными средствами: ковер- самолет, сапоги- скороходы, скатерть
самобранка, шапка невидимка. Героини волшебных сказок необыкновенно красивы. О
них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать» Они мудры, обладают
колдовской силой, умом и находчивостью.

Наиболее популярные русские
народные сказки это: «Царевна- лягушка, «Иван Царевич и Серый волк», «Гуси-
лебеди», «Сивка- Бурка», «Хаврошечка», «Морозко»и другие.

Герои сказок.

       Баба-яга -один из самых интересных персонажей сказок. Ее образ
почти всегда одинаков: старая сгорбленная страшная старуха со спутанными
распущенными волосами. Часто ей приписывают костяную ногу. Баба-Яга (баба
йога?) может помочь в трудной ситуацией советом и делом, если окажешься
достоин, а может и в печь засунуть и съесть. Считается, что образ Бабы-Яги —
это образ посредника между человеком и его родом, опытом предков. Этот
посредник общается с миром людей и с миром духов. знает не понаслышке о многих
силах. Постоянные атрибуты — летающая ступа с метлой  и избушка на курьих
ножках.

 Иван-дурак — почти всегда третий
и младший сын у одинокого отца. И дурак оказывается таким умным, что и мудрецу
не сравниться с ним. Здесь дурак — иной, другой, не такой как все. И в наше
время многие назовут дураком человека, отдающего последнюю краюху хлеба птицам.
Иван-дурак побеждает зло своим добром к окружающим, преодолевая трудности. Есть
еще в сказках Иван-царевич. Этот персонаж похож на Ивана-дурака, но чаще
обладает способностью обращаться в животных и птиц.

Змей горыныч — название говорит само за себя. Змееподобный,
обитает в горах. Ворует людей. Сразу вспоминаются европейские драконы. Только
наш змей о трех головах, но корни определенно с драконами у него одни. Есть
предположение, что речь идет о динозаврах, но официальная наука нас засмеет,
поэтому пока об этом молчим.

 Кощей бессмертный  — интереснейший персонаж. Разделил себя и свою
уязвимость. Зачастую Кощей богат и скуп. При этом ему тоже хочется любви, для
чего он крадет самую прекрасную девушку. В древности слово «кащей»
означало раба, пленника. Некоторые ученые считают, что происходит оно от слова
кость и означает очень худого человека. То есть Кощей — живой скелет, которого
невероятно сложно убить.

Василиса прекрасная, премудрая ит.д. — самая-самая девушка,
которую похищают. Но в плену она остается верна суженому, помогает ему, как
может и не дается силам зла. Чем не пример для детского подражания… Зачастую
она сама обладает какими-то волшебными силами.

Животные — в сказках животные говорящие и выражают характер людей. Лиса —
хитрая. Волк — разбойник. Медведь — сильный, но не очень умен. Но есть и
животные, которые именно говорящие волшебные животные. Например, Сивка-бурка.

Заключение.

     Работа над данным проектом помогла нам разобраться в тайнах
сказок, открыть для себя много нового и интересного, увидеть красоту русского
языка, расширить читательский кругозор. Мы отвели на вопрос: «Что мы знаем о
сказках?»

     Любите
сказки, читайте! Ведь именно они раскрывают перед нами страницы тысячелетней
истории русского народа.

image010

СКАЗКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР


26.07.2013


22227


0



Цели:
обучающиеся должны знать характеристику сказки как жанра, ее определение, виды
сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины;
должны уметь анализировать художественное 
произведение,  сравнивать  различный 
литературный  материал, работать
со справочной и художественной литературой; владеть элементарными  способами 
получения  и  обработки 
информации;  работать группами.

Ход урока

I.
Организационный момент.

Учитель сообщает детям, что данный урок
будет одним из цикла уроков проектной деятельности.

Дети
вспоминают особенность организации работы на таком уроке, пересаживаются по
группам в соответствии с табличками.

џ
Аналитики

џ
Экспериментаторы

џ
Иллюстраторы

џ
Исследователи

II. Создание проблемной
ситуации.

Учитель говорит о завершении изучения
уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого
материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело
использовать информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

Какие формы систематизации вы
можете предложить?

Ученики
предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

В
результате обсуждения выбирается опорная таблица.

III.
Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель:
учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать  опорную 
таблицу  для  сообщения о сказке  как жанре.

IV. Подготовка к
созданию проекта.

Учитель предлагает детям назвать
основные этапы создания проекта. Затем учитель ставит задачу наметить разделы
проекта с целью удобства систематизации информации.

Проводится в виде «мозгового штурма».
Все предлагают свои идеи. Аналитики отбирают наиболее подходящие.

В
результате на доске, в том месте, где обозначена Сборка, помещаются заготовки
для будущего проекта:

Что такое сказки и какие они бывают для 3 класса

V.
Основной этап создания проекта.

1. Формулирование определения сказки.

«Аналитики»
должны выбрать из предложенных им трех формулировок единственно верную и
обосновать свой выбор.

Предлагаемые
формулировки:

1) Сказка
это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных
фантастических сил.

2) Сказка
это научно-фантастическое произведение.

3) Сказка
это произведение, в котором разговаривают животные.

Учитель
прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.

Что
такое сказка.

Сказка это произведение о вымышленных лицах
и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2.
Создание классификации сказок по различным признакам.

В
Экспериментальной лаборатории появляются признаки классификации:


по авторству;


по видовым особенностям.

«Экспериментаторы»  работают 
с  предложенными  отрывками 
из сказок.

На
партах у детей этой группы книги со сказками. На доске в месте с надписью
«Экспериментальная лаборатория» учитель записывает название книги и номер
страницы.

«Экспериментаторы»
зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида
работы называют две классификации в целом, формируют черты отличия.

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных
им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на
заготовке для второго раздела проекта.

Для развития у детей
способности к дифференцированию учитель предлагает следующие формулировки
видов:

џ
богатырские

џ
волшебные

џ
поучительные

џ
о животных

џ
смешные

џ
бытовые

џ
былины

В результате на втором
листе появляется схема:

Что такое сказки и какие они бывают для 3 класса

Что такое сказки и какие они бывают для 3 класса

3. Определение особенностей волшебной сказки.

«Экспериментаторы»
зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак
волшебной сказки.

«Аналитики» повторяют признаки волшебной
сказки.

«Иллюстраторы»
должны подобрать соответствующие условные обозначения:

џ
испытание

џ
превращение

џ
сказочное существо

џ
сказочный предмет

џ
необычное место действия

џ
повтор

В
результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения
признаков волшебной сказки.

Признаки волшебной
сказки

Что такое сказки и какие они бывают для 3 класса

4. Определение
черт отличия сказки
от других сходных жанров.

Учитель
говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта будет создаваться
с помощью обработки аудиозаписи.

Звучат
отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», сказочной повести и легенды.

«Аналитики» называют отличительные
признаки этих жанров.

«Иллюстраторы» показывают
соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвертого
раздела.

Отличие сказки от
других сходных жанров

Сказочная
повесть

Былина

Легенда

Большой объем.
Делится на главы. Много героев.

Рассказано о
многих
событиях в жизни героев. События происходят в те-чение долгого времени

Стихотворная
форма.
Гипербола. Песенный
характер

Объяснение
происхождения или существования
какого-нибудь предмета или явления

5. Определение особенностей языка сказки.

Учитель
сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить
инсценированный диалог. В качестве домашнего задания иллюстраторы подготовили
инсценировку из отрывка сказки. Задача «аналитиков» – найти особые сказочные
слова и выражения.

«Аналитики»
называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

Учитель
помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины Васнецова
«Иван-царевич и Серый Волк».

«Иллюстраторы»
составляют мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных
слов и выражений.

6.
Определение особенностей
использования цветовой гаммы в сказке.

Учитель
делает переход от предыдущего раздела.

По иллюстрациям можно судить о
преобладании определенных цветов в сказках. Но иллюстрация это лишь отражение особого колорита
сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные
цвета из знакомых сказок.

Приводят
примеры дети из любой группы.

Сопоставьте ситуации, когда
упоминаются цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета.

Задание
выполняют также учащиеся из любой группы.

Для
самопроверки учитель прикрепляет в «Экспериментальную лабораторию» карточки
разного цвета: желтого, красного, белого. С обратной стороны каждой карточки
написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных
детьми предположений учитель переворачивает карточку и появляется
соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой
раздел проекта.

VI.
Этап испытания проекта.

Учитель
говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации
и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для
составления сообщения о сказке как жанре.

Испытание созданного проекта будут проводить ученики
из группы «испытателей».

«Испытатели»
рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.

VII. Итоги урока.


Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?


Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе
разработки проекта опорную таблицу.


Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности
встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети
отвечают в зависимости от результатов работы.


Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

  • Что такое сказка сочинение 5 класс
  • Что такое сказки о животных 2 класс литературное чтение
  • Что такое сказка каковы особенности этого жанра
  • Что такое сказка загадка определение
  • Что такое сказка несказка определение