Что такое сказка поэма

Поэма руслан и людмила это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. все мы знаем ее

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

Óâàæàåìûå äðóçüÿ! Ïðåäëàãàþ âàì íà÷àëî ñâîåé íîâîé ðàáîòû – ïåðåâîä ïîýìû Ãåíðèõà Ãåéíå «Ãåðìàíèÿ. Çèìíÿÿ ñêàçêà». Ãëàâû äîâîëüíî îáúåìíûå, ñíà÷àëà ÿ õîòåëà èõ ðàçáèâàòü  äëÿ îáëåã÷åíèÿ ÷òåíèÿ, íî ïîòîì ðåøèëà ïå÷àòàòü ãëàâó ïîëíîñòüþ – èíà÷å ïðîïàäàåò öåëîñòíîå âîñïðèÿòèå ñîäåðæàíèÿ.
Ïóáëèêàöèÿ ïîëó÷àåòñÿ áîëüøîé çà ñ÷åò òîãî, ÷òî ïå÷àòàåòñÿ ïîäñòðî÷íèê è îðèãèíàë.

Ïîýòîìó âû áåç ïðîáëåì ìîæåòå ïðîïóñòèòü ýòè ÷àñòè. ß äóìàþ, ÷òî îíè áóäóò ïðåäîñòàâëÿòü èíòåðåñ òåì, êòî âëàäååò ÿçûêîì.

Ñîâåòóþ âàì ïðî÷èòàòü â êîíöå ãëàâû íåìíîãî êðèòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà, êîòîðûé ïîìîæåò âàì ëó÷øå ïîíÿòü îñíîâíîå ñîäåðæàíèå ïîýìû.

Çàðàíåå áëàãîäàðþ âàñ çà òåðïåíèå!
**************************************
Ññûëêà íà ïðîñëóøèâàíèå ïåðâîé ãëàâû:

http://stihi.ru/rec.html?2021/05/24/2701

**************************************
ÈÑÒÎÐÈß ÑÎÇÄÀÍÈß ÏÎÝÌÛ:

Ïîýìà «Ãåðìàíèÿ. Çèìíÿÿ ñêàçêà» áûëà íàïèñàíà â 1844 ã. Ýòî æèâîé îòêëèê íà ïóòåøåñòâèå â Ãåðìàíèþ 46-ëåòíåãî ïîýòà.  30-ì ãîäó Ãåéíå, óðîæåíåö Äþññåëüäîðôà, ýìèãðèðîâàë â Ïàðèæ â ñâÿçè ñ Èþëüñêîé ðåâîëþöèåé, êîòîðóþ ïîýò ïîääåðæàë, òàê êàê îíà áûëà íàäåæäîé íà îñëàáëåíèå öåíçóðíûõ çàïðåòîâ. Ãåéíå ïîñåòèë Ãåðìàíèþ òîëüêî ÷åðåç 13 ëåò, â 1843 ãîäó. Îí íàïðàâëÿëñÿ â Ãàìáóðã, ãäå ïðîâåäàë ðîäñòâåííèêîâ. Ïî äîðîãå ïîýò ïðîåõàë ÷åðåç íåñêîëüêî íåìåöêèõ ãîðîäîâ, ñâîè ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ è ðàññóæäåíèÿ îí îòðàçèë â ïîýìå.

Ãåéíå íà÷àë ïîýìó åù¸ â ïóòåøåñòâèè, à çàâåðøèë ÷åðåç ìåñÿö ïîñëå åãî îêîí÷àíèÿ, â Ïàðèæå. Ïîýìà áûëà íàïå÷àòàíà â ñáîðíèêå «Íîâûå ñòèõîòâîðåíèÿ» îñåíüþ 1844 ã. Ãåéíå óäàëîñü îáîéòè öåíçóðíûå çàïðåòû, èçäàâ ïîýìó âìåñòå ñî ñòèõàìè, òàê ÷òî âñÿ êíèãà ïðåâûñèëà 20 ïå÷àòíûõ ëèñòîâ, à òàêèå îáú¸ìíûå ñáîðíèêè íå îõâàòûâàëèñü öåíçóðîé.

Èññëåäîâàòåëè ñ÷èòàþò, ÷òî ñî÷åòàíèå ðîìàíòè÷åñêîãî è ñàòèðè÷åñêîãî â ïîýìå – ýòî ïðåä÷óâñòâèå ïîýòîì ðåâîëþöèè 1848 ã., òàê íàçûâàåìîé «Âåñíû íàðîäîâ», ïðèâåäøåé ê ïðîáóæäåíèþ íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ è áîëüøåé äåìîêðàòèçàöèè îáùåñòâà. Âîò ýòîò äóõ âðåìåíè ïî÷óâñòâîâàë è ïåðåäàë Ãåéíå, ñîçäàâ «ìèð â ïðîñòðàíñòâåííîì è èñòîðè÷åñêîì ìàñøòàáå».

 Ïîýìà «Ãåðìàíèÿ. Çèìíÿÿ ñêàçêà» ñî÷åòàåò ðåàëèñòè÷åñêèå òåíäåíöèè è ôàíòàñòè÷åñêèå ïðè¸ìû, ñìåøèâàåò æàíðû, â îñíîâå êîòîðûõ – ïîëèòè÷åñêàÿ ñàòèðà.

Îò ðîìàíòèçìà â ïîýìå ôàíòàñòè÷åñêèå ïðè¸ìû, ëåãåíäû è ìèôû, ñèìâîëû è àëëåãîðèè.

Ðåàëèçì ñâÿçàí ñ æàíðîì ïîëèòè÷åñêîé ñàòèðû.

Ïîýìà ïðåòåíäóåò íà òó æå ôóíêöèþ, ÷òî è â ñâî¸ âðåìÿ ïîýìà Äàíòå «Áîæåñòâåííàÿ êîìåäèÿ», íåäàðîì îíà óïîìèíàåòñÿ íà ïîñëåäíåé ñòðàíèöå.

Ñâÿçóþùèé æàíð âñåé ïîýìû, ïîïóëÿðíûé â ýïîõó ðîìàíòèçìà, – ïóòåâûå êàðòèíû â ñòèõàõ. Æàíð ïðîèçâåäåíèÿ îïðåäåëÿþò êàê ñàòèðè÷åñêè-ëèðè÷åñêàÿ ïîýìà ñ âêðàïëåíèåì ìèôîâ è ëåãåíä.

********************************
ÏÐÎÁËÅÌÀÒÈÊÀ, ÑÞÆÅÒ È ÊÎÌÏÎÇÈÖÈß

Ïîäçàãîëîâîê ïîýìû – îòñûëêà ê îäíîèìåííîé ïüåñå Øåêñïèðà «Çèìíÿÿ ñêàçêà». Ýòî ïüåñà î ëþáâè è ðåâíîñòè, êîòîðàÿ ó÷èò òîìó, ÷òî íåëüçÿ äåëàòü ïîñïåøíûå âûâîäû è îáâèíÿòü òåõ, êîãî òû ëþáèøü, êòî òåáå äîðîã. Òàêîâî îòíîøåíèå ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ ê ðîäíîé è ëþáèìîé Ãåðìàíèè.

Ïðîáëåìàòèêà ïîýìû ñâÿçàíà ñ ïðîøëûì è áóäóùèì Ãåðìàíèè. Ëèðè÷åñêèé ãåðîé âûñìåèâàåò ðàçíûå îáëàñòè æèçíè ðîäèíû è íàäååòñÿ íà å¸ ñ÷àñòëèâîå áóäóùåå.  ïðåäèñëîâèè Ãåéíå ïðèçíà¸òñÿ â ñâîåé ëþáâè ê îòå÷åñòâó. Îí ìå÷òàåò î âñåìèðíîì ãîñïîäñòâå Ãåðìàíèè: «Âñÿ Ôðàíöèÿ ñòàíåò íàøåé, âñÿ Åâðîïà, âåñü ìèð – âåñü ìèð áóäåò íåìåöêèì!» Ïîäíèìàþòñÿ ïðîáëåìû ðîëè ïîýòà â ïîëèòè÷åñêîé áîðüáå.

Ïîýìà ñîñòîèò èç 27 ãëàâ. Îíè îáúåäèíåíû ñþæåòîì ïóòåøåñòâèÿ è çà÷àñòóþ ñâÿçàíû ñ îïðåäåë¸ííûì ãîðîäîì Ãåðìàíèè. Ãåéíå äåéñòâèòåëüíî íà÷àë ïóòåøåñòâèå ïîçäíåé îñåíþ 1843 è çàâåðøèë åãî â íà÷àëå 1844 ã. Íî ïîðÿäîê ïîñåùåíèÿ ãîðîäîâ Ãåéíå îòëè÷àåòñÿ îò îïèñàííîãî â ïîýìå, â êîòîðîé ãîðîäà ðàñïîëîæåíû êàê áóäòî â îáðàòíîì ïîðÿäêå, ïî ïóòè ñëåäîâàíèÿ èç Ãàìáóðãà â Ïàðèæ, òàê ÷òî ïåðâûé îïèñàííûé ãîðîä Àõåí, à ïîñëåäíèé – âñ¸-òàêè Ãàìáóðã.

********************************
Ïóòåøåñòâèå íà÷èíàåòñÿ «ïå÷àëüíîé îñåííåé ïîðîé». Âñÿ ïåðâàÿ ãëàâà ïðîíèêíóòà ëèðèçìîì, íå ìåøàþùèì ïàòðèîòèçìó: ãåðîþ ñòàëî ñëàäêî è áîëüíî, çàùåìèëî â ãðóäè, îí ïðîñëåçèëñÿ. Ãåðîÿ îáóðåâàþò ñìåøàííûå ÷óâñòâà: Åìó è ïðèÿòíî áûëî î÷óòèòüñÿ âíîâü íà ðîäèíå, è â òî æå âðåìÿ  ó íåãî êàê áóäòî êðîâü èç ñåðäöà ñî÷èëàñü…

Ãåðîé óñëûøàë ïåñíþ íèùåé àðôèñòêè î íåáåñíîé íàãðàäå äëÿ ñòðàæäóùèõ. Îí ïðîòèâîïîñòàâëÿåò ýòîé ïåñíå ñâîþ ïåñíþ:

Õî÷ó ñî÷èíèòü ÿ âàì íîâóþ ïåñíü,
Äðóçüÿ, ïåñíü äðóãîãî ðàñêëàäà!
Íåáåñíîå öàðñòâî ïðÿì çäåñü íà çåìëå
Óñòðîèòü äàâíî âñåì íàì íàäî.

Ëèðè÷åñêèé ãåðîé âèäèò ïðåäíàçíà÷åíèå ïîýòà â ïðîñëàâëåíèè ñâîáîäû äëÿ Åâðîïû:

Ïîìîëâëåíà äåâà Åâðîïà óæå —
Ÿ îæèäàåò Ñâîáîäà.
 óñëàäå â îáúÿòüÿõ äðóã äðóãà îíè,
Ñëèëèñü â îæèäàíüå èñõîäà .

Îí íàäååòñÿ íà ëó÷øèé èñõîä, îí îùóùàåò, êàê â íåì êðåïíóò ñèëû:

ß ÷óâñòâóþ, êðåïÿòñÿ ñèëû âî ìíå,
ß äóá ìîã ñëîìàòü áû, ñðàæàÿñü!

Îí ÷óâñòâóåò íåðàçðûâíóþ ñâÿçü ñî ñâîåé ðîäèíîé:

Ñ òåõ ïîð, êàê ñòóïèë ÿ íà çåìëþ, âî ìíå
Âîëøåáíûå ñîêè ñòðóÿòñÿ.
Ãèãàíò ïðèêîñíóëñÿ äî ìàòåðè âíîâü,
 í¸ì íîâûå ñèëû ðîäÿòñÿ.
************************************

ÃËÀÂÀ 1

1
Òî áûëî ïå÷àëüíîé îñåííåé ïîðîé,
Êîãäà äåíü ìðà÷íåé ñòàíîâèëñÿ,
Áåçæàëîñòíî âåòåð ñðûâàë âñþ ëèñòâó,
À ÿ â ïóòü-äîðîãó ïóñòèëñÿ.
2
Êîãäà äî ãðàíèöû äîáðàëñÿ, â ìîåé
Òàê ñèëüíî ãðóäè  çàñòó÷àëî.
Ïî÷óäèëîñü ìíå, ñëîâíî äàæå â ãëàçàõ
Îò ñë¸ç ìîèõ ìîêðî âäðóã ñòàëî.
3
Êîãäà ÿ óñëûøàë  íåìåöêóþ ðå÷ü, 
Âíóòðè ÷òî-òî çàøåâåëèëîñü.
Êàçàëîñü, äîâîëüíî ïðèÿòíî òàê êðîâü
Èç ñåðäöà êàê áóäòî ñî÷èëàñü.
4.
ß ñëûøàë, êàê äåâî÷êà ñ àðôîé ïî¸ò,
Òàê èñêðåííå ïåëà, áåç ôàëüøè.
Õîòü ãîëîñ íå î÷åíü, íî òðîíóò ÿ áûë
Èãðîþ òàêîé ãëóáî÷àéøå.
5.
À ïåëà îíà ïðî ëþáîâü è ïå÷àëü,
Ïðî ÷óâñòâà âñå, ÷òî òàì âèòàþò
 íåáåñíîì ìèðó, ñàìîì ëó÷øåì èç âñåõ,
Ñòðàäàíèÿ ãäå èñ÷åçàþò.
6
È ïåëà îíà î ñòðàäàíüÿõ çåìíûõ,
Î ñ÷àñòèè, ñòîëü ñêîðîòå÷íîì,
Î ìèðå èíîì,  òàì ãäå äóøè âñåãäà
 áëàæåíñòâå êóïàþòñÿ âå÷íîì.
7.
È ïåëà îíà îòðå÷åíèÿ ïåñíü,
Òó ïåñíü êîëûáåëüíóþ íåáà,
Áàþêàþò åþ íàðîä, êîëü âîð÷èò,
Áîëâàíà-íàðîäà òî òðåáà*.
8
ß çíàþ ìåëîäèþ ýòó è òåêñò,
È àâòîðîâ çíàþ ïîðîäó,
ß çíàþ, ÷òî ïüþò îíè òàéíî âèíî,
À âñåì ïðîïîâåäóþò âîäó.
9
Õî÷ó ñî÷èíèòü ÿ âàì íîâóþ ïåñíü,
Äðóçüÿ, ïåñíü äðóãîãî ðàñêëàäà!
Íåáåñíîå öàðñòâî ïðÿì çäåñü íà çåìëå
Óñòðîèòü äàâíî âñåì íàì íàäî.
10
Õîòèì áûòü ñ÷àñòëèâûìè ìû íà çåìëå,
Íå æèòü ëèøü î ïèùå ìå÷òàìè.
Òðàíæèðèòü ëåíèâîìó ÷ðåâó íåëüçÿ,
×òî ëþäè ñîçäàëè ðóêàìè.
11
Äîñòàòî÷íî õëåáà ðàñò¸ò òàì âíèçó
Äëÿ êàæäîãî äèòÿòè Áîãà.
È ðîçû, è ìèðòû, ïîëÿ è ëóãà,
Ãîðîøèíîê ñëàäêèõ òàê ìíîãî.
12
Äà, ñëàäêèé ãîðîøåê âñåì-âñåì íà çåìëå,
Êàê òîëüêî ñòðó÷î÷êè ñîçðåþò,
À öàðñòâî Íåáåñíîå ìû îòäàäèì —
Ïóñòü Àíãåëû, ïòèöû âëàäåþò.
13
Íî âûðàñòóò êðûëüÿ, íàñòóïèò êîëü ñìåðòü,
Ìû â ãîñòè âñå ê âàì ñîáåð¸ìñÿ,
È òàì  âìåñòå ñ âàìè îòêóøàåì ÿñòâ —
Ìû òîðòîâ ñâÿùåííûõ äîæä¸ìñÿ.
14
È ïåñíü îáíîâëåííàÿ, ëó÷øàÿ ïåñíü!
Êàê ôëåéòû èëü ñêðèïêè çâó÷àíüå!
Ïå÷àëü âñþ äîëîé è âñþ æàëîñòü äîëîé,
È çâîíà ïî ì¸ðòâûì ìîë÷àíüå.
15
Ïîìîëâëåíà äåâà Åâðîïà óæå —
Ÿ îæèäàåò Ñâîáîäà.
 óñëàäå â îáúÿòüÿõ äðóã äðóãà îíè,
Ñëèëèñü â îæèäàíüå èñõîäà .
16
Ñâÿùåííèê ïóñòü áëàãîñëîâåíüå íå äàë,
Èõ áðàê íå îñëàáèëñÿ ýòèì.
Äà çäðàâñòâóåò ýòîò ñâÿùåííûé ñîþç,
Äà çäðàâñòâóþò òàêæå èõ äåòè!
17
Ìîé ñâàäåáíûé ñòèõ — ýòî  ïåñíÿ  ìîÿ,
Âñåõ ëó÷øå ìî¸ ïåñíîïåíüå!
 äóøå ìîåé ÿðêèå çâ¸çäû âñòàþò.
Íåáåñ òî èä¸ò îòêðîâåíüå.
18
Âîñòîðæåííî çâ¸çäû ïûëàþò, ãîðÿò,
 ïîòîêàõ îãíÿ ðàñòåêàÿñü —
ß ÷óâñòâóþ, êðåïÿòñÿ ñèëû âî ìíå,
ß äóá ìîã ñëîìàòü áû, ñðàæàÿñü!
19
Ñ òåõ ïîð, êàê ñòóïèë ÿ íà çåìëþ, âî ìíå
Âîëøåáíûå ñîêè ñòðóÿòñÿ.
Ãèãàíò ïðèêîñíóëñÿ äî ìàòåðè âíîâü,
 í¸ì íîâûå ñèëû ðîäÿòñÿ.

***********************************
ÏÎÄÑÒÐÎ×ÍÈÊ
1
Òî áûëî â ïå÷àëüíûé ìåñÿö íîÿáðü,
Äíè ñòàíîâèëèñü ìðà÷íûìè,
Âåòåð ñðûâàë ñ äåðåâüåâ ëèñòâó,
Òîãäà ÿ îòïðàâèëñÿ â Ãåðìàíèþ.
2
Êîãäà ÿ äîáðàëñÿ äî ãðàíèöû,
ß ïî÷óâñòâîâàë áîëåå ñèëüíûé ñòóê
 ìîåé ãðóäè, ìíå ïîêàçàëîñü äàæå,
×òî ãëàçà íà÷àëè êàïàòü
3
Êîãäà ÿ óñëûøàë íåìåöêóþ ðå÷ü,
Âíóòðè êàê-òî ñòðàííî ìíå ñòàëî,
ß èìåë â âèäó íè÷òî èíîå, êàê áóäòî ñåðäöå
Èñòåêàëî êðîâüþ äîâîëüíî ïðèÿòíî.
4.
Îäíà ìàëåíüêàÿ äåâî÷êà íà àðôå ïåëà,
Îíà ïåëà ñ ïîäëèííûìè (ïðàâäèâûìè) ÷óâñòâàìè
È ôàëüøèâûì ãîëîñîì, íî ÿ áûë î÷åíü
Òðîíóò å¸ èãðîé.
5
Îíà ïåëà ïðî ëþáîâü è ëþáîâíóþ ïå÷àëü,
Æåðòâåííîñòü è íàõîæäåíèå (ëþáâè âíîâü)
Òàì íàâåðõó, â òîì áîëåå ëó÷øåì ìèðå,
Ãäå âñå ñòðàäàíèÿ èñ÷åçàþò.
6
Îíà ïåëà î çåìíîé äîëèíå ñòðàäàíèé,
Î ðàäîñòÿõ, ÷òî áûñòðî òàþò (èñ÷åçàþò),
Î òîé ñòîðîíå, ãäå äóøà ïðåäàåòñÿ,
Ïðåîáðàæåííàÿ, âå÷íîìó áëàæåíñòâó.
7.
Îíà ïåëà ñòàðóþ ïåñíü îòðå÷åíèÿ,
Êîëûáåëüíóþ íåáà,
×åì óáàþêèâàþò, êîãäà âîð÷àò, (íåäîâîëüíû)
Íàðîä, áîëüøîé áîëâàí.
8
ß çíàþ ìåëîäèþ, ÿ çíàþ òåêñò,
ß çíàþ òàêæå ýòèõ ãîñïîä èçäàòåëåé (àâòîðîâ),
ß çíàþ, îíè ïèëè òàéíî âèíî,
À ïðîïîâåäîâàëè ïóáëè÷íî âîäó.
9
Íîâóþ ïåñíþ, áîëåå ëó÷øóþ ïåñíþ,
Î, äðóçüÿ, õî÷ó ÿ âàì ñî÷èíèòü!
Ìû õîòèì çäåñü íà çåìëå
Óñòàíîâèòü Öàðñòâî Íåáåñíîå.
10
Ìû õîòèì íà çåìëå áûòü ñ÷àñòëèâûìè,
Ìû íå õîòèì ãîëîäàòü.
Ëåíèâîå ÷ðåâî íå äîëæíî ïîãëîùàòü,
×òî ñîçäàëè ïðèëåæíûå ðóêè.
11
Âíèçó äîñòàòî÷íî ðàñò¸ò õëåáà
Äëÿ âñåõ äåòåé ÷åëîâå÷åñòâà.
Òàêæå ðîçû è ìèðòû, êðàñîòà è æåëàíèå,
È ñëàäêîãî ãîðîøêà íå ìåíüøå.
12
Äà, ñëàäêèé ãîðîøåê äëÿ êàæäîãî,
Êàê òîëüêî ëîïíóò ñòðó÷êè!
À Íåáî ïðåäîñòàâèì ìû
Àíãåëàì è âîðîáüÿì.
13
À ïîñëå ñìåðòè âûðàñòóò êðûëüÿ,
È ìû âàñ çàõîòèì ïîñåòèòü
Òàì íàâåðõó, è ìû, ìû âìåñòå ñ âàìè áóäåì åñòü
Ñâÿùåííûå òîðòû è ïèðîãè.
14
Íîâàÿ ïåñíÿ, áîëåå ëó÷øàÿ ïåñíÿ!
Çâó÷èò êàê ôëåéòû è ñêðèïêè!
Çàêîí÷èëñÿ ïñàëîì «Ñæàëüñÿ!»
Êîëîêîëà ïî ì¸ðòâûì ìîë÷àò.
15
Äåâà Åâðîïà ïîìîëâëåíà
Ñ ïðåêðàñíûì ãåíèåì
Ñâîáîäû, îíè ëåæàò â îáúÿòèÿõ äðóã äðóãà,
Îíè ïðåäàþòñÿ ïåðâîìó ïîöåëóþ.
16
Ïóñòü áëàãîñëîâåíèå ñâÿùåííèêà îòñóòñòâóåò,
Áðàê ñòàíîâèòñÿ äåéñòâèòåëüíûì íå ìåíüøå.
Äà çäðàâñòâóþò æåíèõ è íåâåñòà
È èõ áóäóùèå äåòè!
17
Ñòèõ ñâàäåáíûé åñòü ìîÿ ïåñíÿ,
Áîëåå ëó÷øàÿ, íîâàÿ!
 ìîåé äóøå ïîäíèìàþòñÿ (âîñõîäÿò)
Çâ¸çäû âûñî÷àéøåãî îñâÿùåíèÿ.
18
Âîñòîðæåííûå çâ¸çäû, îíè ïûëàþò äèêî (ñèëüíî),
Ðàñòåêàþòñÿ â ïîòîêàõ ïëàìåíè –
ß ÷óâñòâóþ ñåáÿ ÷óäåñíî óêðåïëåííûì,
ß ìîã áû äóá ñëîìàòü!
19
Ñ òåõ ïîð, êàê ÿ ñòóïèë íà íåìåöêóþ çåìëþ,
Âî ìíå ñòðóÿòñÿ âîëøåáíûå ñîêè –
Âåëèêàí ñíîâà ïðèêîñíóëñÿ ê ìàòåðè,
È ó íåãî ðàñòóò íîâûå ñèëû.

************************************
Heinrich Heine
«Deutschland- Ein Wintermaerchen»
Kapitel 1

1
Im traurigen Monat November war’s,
Die Tage wurden trueber,
Der Wind riss von den Baeumen das Laub,
Da reist ich nach Deutschland hinueber.
2
Und als ich an die Grenze kam,
Da fuehlt ich ein staerkeres Klopfen
In meiner Brust, ich glaube sogar
Die Augen begunnen zu tropfen.
3
Und als ich die deutsche Sprache vernahm,
Da ward mir seltsam zumute;
Ich meinte nicht anders, als ob das Herz
Recht angenehm verblute.
4
Ein kleines Harfenmaedchen sang.
Sie sang mit wahrem Gefuehle
Und falscher Stimme, doch ward ich sehr
Geruehret von ihrem Spiele.
5.
Sie sang von Liebe und Liebesgram,
Aufopfrung und Wiederfinden
Dort oben, in jener besseren Welt,
Wo alle Leiden schwinden.
6.
Sie sang vom irdischen Jammertal,
Von Freuden, die bald zerronnen,
Vom jenseits, wo die Seele schwelgt
Verklaert in ew’gen Wonnen.
7
Sie sang das alte Entsagungslied,
Das Eiapopeia vom Himmel,
Womit man einlullt, wenn es greint,
Das Volk, den grossen Luemmel.
8.
Ich kenne die Weise, ich kenne den Text,
Ich kenn auch die Herren Verfasser;
Ich weiss, sie tranken heimlich Wein
Und predigten oeffentlich Wasser.
9
Ein neues Lied, ein besseres Lied,
O Freunde, will ich euch dichten!
Wir wollen hier auf Erden schon
Das Himmelreich errichten.
10
Wir wollen auf Erden gluecklich sein,
Und wollen nicht mehr darben;
Verschlemmen soll nicht der faule Bauch,
Was fleissige Haende erwarben.
11
Es waechst hienieden Brot genug
Fuer alle Menschenkinder,
Auch Rosen und Myrten, Schoenheit und Lust,
Und Zuckererbsen nicht minder.
12
Ja, Zuckererbsen fuer jedermann,
Sobald die Schoten platzen!
Den Himmel ueberlassen wir
Den Engeln und den Spatzen.
13
Und wachsen uns Fluegel nach dem Tod,
So wollen wir euch besuchen
Dort oben, und wir, wir essen mit euch
Die seligsten Torten und Kuchen.
14
Ein neues Lied, ein besseres Lied!
Es klingt wie Floeten und Geigen!
Das Miserere ist vorbei,
Die Sterbeglocken schweigen.
15
Die Jungfer Europa ist verlobt
Mit dem schoenen Geniusse
Der Freiheit, sie liegen einander im Arm,
Sie schwelgen im ersten Kusse.
16
Und fehlt der Pfaffensegen dabei,
Die Ehe wird gueltig nicht minder –
Es lebe Braeutigam und Braut,
Und ihre zukuenftigen Kinder!
17
Ein Hochzeitkarmen ist mein Lied,
Das bessere, das neue!
In meiner Seele gehen auf
Die Sterne der hoechsten Weihe –
18
Begeisterte Sterne, sie lodern wild,
Zerfliessen in Flammenbaechen –
Ich fuehle mich wunderbar erstarkt,
Ich koennte Eichen zerbrechen!
19
Seit ich auf deutsche Erde trat,
Durchstroemen mich Zaubersaefte –
Der Riese hat wieder die Mutter beruehrt,
Und es wuchsen ihm neu die Kraefte.

********************************
ÏÎßÑÍÅÍÈß:

7 êàòðåí:
Òðåáà*, -û, æåíñêèé ðîä. Áîãîñëóæåáíûé îáðÿä, ñîâåðøàåìûé ïî ïðîñüáå ñàìèõ âåðóþùèõ (íàïðèìåð êðåñòèíû, âåí÷àíèå, ïàíèõèäà, èñïîâåäü). Ñîâåðøàòü, èñïîëíÿòü òðåáó. Çäåñü: â ïåðåíîñíîì ñìûñëå – íàðîä ñàì æåëàåò, ÷òîáû åãî îáîëâàíèâàëè.

*******************************

Ïðîäîëæåíèå ñëåäóåò…

********************************
        ÎÒÊËÈÊÈ:

***
http://stihi.ru/avtor/vstar46 Âëàäèìèð Ñòàðîñåëüñêèé

Âîñïîëüçîâàëñÿ ÿ òâîèì ñîâåòîì
È 19 ïðî÷èòàë êóïëåòîâ,
È ïðîÿâèë ñâî¸ òåðïåíüå.
Ïðåêðàñíîå ïðîèçâåäåíüå!
È æäó òåïåðü ÿ ñ íåòåðïåíüåì
Îáåùàííîãî ïðîäîëæåíüÿ.


Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам (песням). Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» написана в 1818–1820 годах, впервые была опубликована в 1820 году. Эта волшебная сказка является первой законченной поэмой поэта.

Главные герои поэмы

  • Руслан — храбрый богатырь, победивший колдуна Черномора.
  • Людмила — дочь князя Владимира, жена Руслана, немного легкомысленная и беспечная красавица.

Другие персонажи

  • Черномор — злобный и коварный карлик с очень длинной бородой, в которой заключена сила его колдовства.
  • Финн — добрый волшебник, помогающий Руслану.
  • Наина — злая колдунья.
  • Голова — огромная голова великана, старшего брата Черномора.

Соперники Руслана:

  • Рогдай — суровый, мрачный витязь.
  • Фарлаф — трусливый, хвастливый человек.
  • Ратмир — юный хазарский хан.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Во вступлении описано лукоморье. В этом волшебном краю автор якобы услышал эту сказку.

Киевский князь выдавал дочь Людмилу за богатыря Руслана. Ночью невесту похитил колдун Черномор. Князь объявил, что тот, кто спасёт его дочь, будет её мужем.

Кроме Руслана искать девушку отправились 3 его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Но соперники потерпели неудачу. А Руслан встретил доброго волшебника, который сообщил, что сила Черномора заключена в его бороде.

Руслан увидел на поле боя огромную голову. Она пыталась его сдуть, но герой проявил упорство. Голова поразилась силе богатыря. Она рассказала, что была великаном, братом Черномора, и тот его обезглавил. Руслан нашёл под этой головой древний меч и поклялся отомстить колдуну.

В это время Людмила очнулась и увидела, что она в роскошном дворце. Колдун хотел поразить девушку своим богатством и величием, но в её руках случайно оказалась шапка-невидимка. Людмила стала невидима для Черномора и убежала бродить по дворцу и саду.

Колдун заманил её в ловушку, но тут явился Руслан. Богатырь вступил в бой с Черномором и схватил его за бороду. Колдун унёс его в небо и после долгого полёта обессилел. Руслан отрубил ему бороду и взял в плен. Людмилу богатырь не смог разбудить от колдовского сна и увёз её спящей.

На обратном пути Руслан встретил Ратмира. Тот стал рыбаком и женился. Возле Киева Руслан остановился на ночлег. Ведьма Наина подговорила Фарлафа убить спящего Руслана и самому отвезти в Киев Людмилу. Тот так и сделал.

Добрый волшебник с помощью мёртвой и живой воды исцелил Руслана и дал ему кольцо, которое сможет разбудить Людмилу. Богатырь достиг Киева и помог победить печенегов, осаждавших город. Затем он пробудил Людмилу.

Фарлаф сознался в обмане, но его и Черномора на радостях простили.

Краткий пересказ по главам (песням) (более подробный, чем краткое содержание)

Поэт говорит, что посвящает этот «труд игривый» красавицам.

Вступление посвящено описанию сказочного лукоморья.

Песнь 1



Князь Владимир-солнце выдавал младшую дочь за князя Руслана. За свадебным столом сидели 3 хмурых соперника жениха: смелый воин Рогдай, надменный крикун Фарлаф и хазарский хан Ратмир.

Когда закончился пир, молодых отвели в спальню. Внезапно там раздался гром, блеснул свет, и Людмила была похищена неизвестно кем.

Князь Владимир был в гневе, что Руслан не смог сберечь своей жены. Он обещал не только отдать дочь в супруги тому, кто найдёт её, но и полцарства в придачу. Вызвались ехать на поиски жених и его соперники.

Сначала они ехали вместе, но потом каждый избрал свой путь.

Руслан увидел пещеру и нашёл в ней седого старика. Тот сказал, что Людмилу похитил страшный волшебник Черномор, и предрёк, что этот злодей погибнет от руки Руслана.

Руслан спросил старца кто он. Тот сказал, что он Финн. В молодости был он пастухом и полюбил красавицу Наину, но она не любила его. Тогда он решил заслужить в боях внимание гордой красавицы, собрал смелых рыбаков и 10 лет с ними провёл в морских битвах с воинами чужих царей.

Когда он вернулся к Наине и бросил к её ногам окровавленный меч, золото и драгоценные камни, красавица ушла, сказав: «Герой, я не люблю тебя!»

Тогда влюблённый Финн решил привлечь её любовными чарами и стал обучаться в лесах у колдунов. Постигнув силу заклинаний, он вызвал Наину, и она появилась перед ним. Но это была уже горбатая, дряхлая старуха с трясущейся головой, ведь прошло 40 лет. Наина призналась, что она колдунья и что только сейчас воспылала любовью к Финну. Но тот в ужасе убежал от неё. Тогда Наина возненавидела его за то, что возмутил её покой, заставив любить себя.

Старец сказал, что Наина возненавидит и Руслана. Утром витязь простился с ним и отправился дальше.

Песнь 2

Витязь Рогдай, оставив своих спутников, ехал, погружённый в думу. Злой дух внушал ему убить Руслана. Витязь повернул коня и поскакал назад.

В это время Фарлаф обедал у ручейка. Увидев, что кто-то мчится к нему на коне, Фарлаф бросив свой обед, копьё и другое снаряжение, вскочил в седло, поскакал прочь и свалился в ров. Рогдай, догнав Фарлафа, узнал его, и у него опустились руки. Поехал он прочь.

Встретилась ему горбатая старушка и сказала, указав на север: «Там найдёшь его». Рогдай обрадовался и полетел, куда указала старушка.

Фарлаф, лёжа во рву, услышал голос старухи. Она сказала, что привела ему коня, чтобы он ехал в своё селение и жил там без забот. Старушка исчезла, а Фарлаф последовал её совету.

Людмила в замке колдуна была окружена роскошью, ей прислуживали 3 прекрасные девы. Людмила тосковала и плакала. Выбежав из замка, она очутилась в чудесном саду. Обойдя его, увидела она мостик, висящий над потоком на двух скалах. Хотела девушка утонуть в волнах, но не прыгнула с мостика.

Когда она присела на травку, перед ней появился роскошный обед. Решила Людмила, что не будет есть, чтобы умереть, но «подумала — и стала кушать».

Когда наступил вечер, в её комнату зашли арапы, несущие на подушках седую бороду горбатого карлика Черномора. Людмила вскочила в постели, схватила Черномора за колпак, хотела ударить и завизжала так, что карлик зажал уши. Он хотел убежать, но запутался в бороде. Арапы унесли его, а шапка колдуна осталась у Людмилы.

В это время Рогдай догнал Руслана и вступил с ним в бой, но был сброшен Русланом в Днепр.

Песнь 3



Утром к Черномору прилетел крылатый змий и обернулся Наиной. Она предупредила Черномора, что ему угрожает опасность, но тот сказал, что пока волшебный меч не перерубит его бороды, никто не погубит его замыслов, и что Людмила будет его, Руслан же обречён на смерть. Ведьма обернулась чёрным змием и улетела.

Черномор снова пришёл в комнату Людмилы, но её там не было. Оказалось, что утром девушка примерила шапку Черномора, надев её задом наперёд, взглянула в зеркало и не увидела себя. Поняла она, что если шапку надеть задом наперёд, можно стать невидимой.

Руслан тем временем приехал в долину, покрытую костями воинов. После битвы с Рогдаем он остался безоружен. Нашёл он на этом поле щит, копьё, шлем, звонкий рог, кольчугу. Только меч он не взял — все мечи были слишком лёгкими для него. Поехал витязь дальше и заметил вдали большой холм. Конь стал упираться, и храбрый князь увидел перед собой огромную спящую живую голову. Чтобы её разбудить, Руслан пощекотал ей копьём ноздри. Голова открыла глаза и чихнула так, что витязь еле усидел на коне. Голова стало грубо прогонять его, но Руслан, услышав грубые слова, крикнул ей, чтобы она молчала. Тогда голова стала изо всей мочи дуть навстречу князю. Руслан сопротивлялся, но иногда ему приходилось отступать, чтобы отдохнуть, и снова он мчался к голове, которая его дразнила языком.

Наконец, Руслану удалось пронзить ей копьём язык и затем с размаху стукнуть в щёку. Голова покатилась, а на том месте, где она была, засверкал богатырский меч. Руслан схватил его и побежал к голове, чтобы обрубить ей нос и уши. Но услышав её стон, он остановился. Голова сказала, что раньше сам был удалым витязем. Его возненавидел младший брат Черномор, так как завидовал его огромному росту. Из этого рассказа Руслан узнал, что сила Черномора таится в его бороде.

Когда-то Черномор сказал брату, что за восточными горами есть подвал, в котором хранится меч, который отрубит бороду Черномора, а брату его отрубит голову. Черномор сказал, что полезно будет добыть этот меч. Великан посадил брата на плечо и пошёл разыскивать подвал. Найдя его, великан разметал его руками и достал меч. Братья поссорились, так как каждый хотел владеть мечом. Черномор предложил, чтобы они приникли ухом к земле, и кто из них услышит первый звон, тот и будет владеть мечом.

Братья легли на землю. Старший из них хотел обмануть, что услышал звон, но Черномор подкрался к нему и отрубил мечом голову. В ней сохранилась жизнь, и Черномор перенёс её в этот уединённый край, чтобы она стерегла меч. Голова сказала Руслану взять меч и попросила отомстить Черномору, если он встретится на его пути.

Песнь 4

Молодой хазарин Ратмир, отправившись на коне к югу, надеялся к вечеру догнать Людмилу. Но наступала уже ночь, и он стал искать ночлег. Увидел Ратмир вдали замок, по его стене шла дева, пела песню и манила ею молодого путника.

Юного хана встретили у ворот красавицы, повели в замок, и он остался жить среди этих отшельниц, забыв Людмилу.

Руслан же продолжил путь, встречая каждый день новые преграды и побеждая богатырей, ведьм и великанов.

Людмила грустила о своём милом друге. Она была невидима в шапке Черномора. Колдун принял вид Руслана, и Людмила, подбежав, обняла его, но призрак исчез, а с её головы упала шапка. Увидела она перед собой колдуна и лишилась чувств. Черномор стал ласкать Людмилу, но тут раздался звук рога — это кто-то его вызывал на бой. Колдун надел шапку на Людмилу, услышал, что трубят уже сильнее, и понёсся навстречу тому, кто трубит.

Песнь 5



Это вызывал на бой колдуна Руслан. Вдруг он ощутил удар по шлему, посмотрел вверх и увидел, что это Черномор летает с булавой. Руслан увернулся от второго удара, колдун упал в снег и там застрял. Руслан схватил его за бороду, и Черномор полетел по небу вместе с витязем. Два дня носил он Руслана, на третий попросил пощады. Руслан велел колдуну нести его к Людмиле.

Когда Черномор, прилетев к своей обители, опустился на землю, Руслан отхватил ему мечом бороду и положил колдуна в котомку за седло.

В замке Руслан не нашёл своей супруги. В ярости он стал всё крушить, нечаянным ударом сбил с княжны шапку Черномора и увидел, что Людмила в сетях. Радостный витязь порвал сети, но княжна не проснулась. Вдруг он услышал голос Финна. Добрый волшебник сказал, что Людмила очнётся от очарованного сна только в Киеве перед отцом — князем Владимиром.

Поехал витязь в Киев. У него в руках лежала Людмила, а в котомке за седлом сидел Черномор. По дороге он увидел огромную голову и сказал ей, что наказал Черномора. Голова, увидев своего злобного брата, пленённым, произнесла ему укор, и «закончилось её долгое страданье». Увидев смерть головы, Черномор в ужасе молился демонам.

Дальше в пути Руслан увидел Ратмира, который стал рыбаком и живёт с любимой пастушкой. Он рассказал Руслану, что его любили 12 молодых волшебниц, но он оставил их для любимой пастушки. Для неё он «сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов». Узнав, что Руслан везёт Людмилу, молодой хан пожелал ему счастья.

Фарлаф скрывался в дальнем краю и ждал Наину. Ведьма явилась, велела ступать за ней, превратилась в кошку и побежала. Фарлаф скакал на коне за ней. Ведьма привела его к кургану, около которого спал Руслан. Фарлаф пронзил ему грудь мечом и умчался на коне, схватив Людмилу. Утром раненый Руслан умер.

Песнь 6



Фарлаф привёз Людмилу в Киев к князю Владимиру и сказал, что она спит, потому что заколдована злым лешим. Рассказал он, что бился 3 дня в муромских лесах с лешим и победил его. Когда прервётся дивный сон Людмилы, он не знает.

В это время в Киеве случилась беда — его осадили печенеги.

Волшебник Финн оживил Руслана с помощью мёртвой и живой воды и дал ему кольцо. Если коснуться им чела Людмилы, исчезнут злые чары, и княжна очнётся. Сообщив это и пожелав Руслану счастья, Финн исчез.

Люди осаждённого Киева утром увидели с городских стен, что меж спящими врагами появился «чудесный воин на коне». Он погубил много печенегов. Воспрянувшие конные дружины славян вышли из города, тоже вступили в бой и обратили врагов в бегство.

Богатырь помчался в княжеский дом, подбежал к Людмиле, коснулся её лица, и она очнулась.

Все были счастливы так, что князь простил Фарлафу его злодейство, а Черномора, лишённого силы чародейства, принял во дворец.

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» раскрыты темы:

  • любовь и верность;
  • смелость и трусость;
  • предательство.

Основная мысль (идея) поэмы «Руслан и Людмила»: настоящая любовь, верность и упорство преодолевают все преграды.

Эта сказочная поэма учит тому, что добро сильнее зла.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам (песням) — для подготовки к уроку литературы.

  • Что такое сказки народов мира
  • Что такое совестливый человек сочинение
  • Что такое сильный характер сочинение рассуждение
  • Что такое сильная воля сочинение
  • Что такое сказка на татарском языке