Что такое сказка кратко и понятно

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страницы 94-95. раздел волшебная сказкаукм перспективамаленькие и большие

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95. 

Раздел «Волшебная сказка»

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.

«Иван-царевич и серый волк»: «Жил-был царь Берендей… …стали жить-поживать, да горя не знать».

«Летучий корабль»: «Жили-были старик и старуха… …стал он в том царстве жить, всякие дела вершить».

«Морозко»: «Живало-бывало, жил дед да с другой женой… …заголосила старуха да поздно».

«Белая уточка»: «Один князь женился… …стали все жить-поживать, добра наживать».

«По щучьему веленью»: «Жил-был старик. Было у него три сына… …тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».

2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?

В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.

Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.

3. Вспомните, что такое присказка.

Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.

Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:

На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки…

5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.

Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.

Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.

Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.

Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.

Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.

Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.

Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.

Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.

Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.

6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».

Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.

7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.

Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.

8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.

Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.

9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.

Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса

Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.

Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.

Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.

Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.

Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.

Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.

И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.

1

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

1. Какие произведения вы прочитали?

Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.

Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.

Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.

Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.

Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.

3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?

Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.

Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.

А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?

Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.

Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.

Разделим главу на смысловые части.

  1. Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
  2. Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
  3. Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
  4. Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.

Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса

Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.

А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.

Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.

Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.

Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.

Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.

Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.

А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.

6. Обсудите с другом смысл высказываний.

Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.

Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.

Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.

7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса

Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.

Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.

Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.

На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.

AVvXsEjOP9Sx2RrejsueexrdKFuHys2c2 zNZiQMvBnNYpKjSJCUBpvF3phYoN1faNBe9A61Og8dBL4Sg6UxWXiQeqO6CFZoqx7BoS5tapt8yebQN7qLEXWH6gCBtsiyU59YdnSSmjK5wqcK dtKwwKLX kA3l7lrGfBAAsseRr Ha9VH5FXcAM1YWxFDu3bA=w400 h258

Очень часто жителей южных регионов характеризуют как разморенных на солнце лентяев. Так, например, немцы думают о греках, а жители материковой России – о крымчанах и севастопольцах.

Мол, жители солнечного полуострова особо не хотят работать, но при этом хотят получать большие деньги. Не то что приезжие – скромные и трудолюбивые.

Миф это или реальность, эксперты пытались выяснить в эфире программы «Реактор», полный выпуск которой можно посмотреть здесь.

Конечно, стереотип о лени севастопольцев появился не на пустом месте. Он связан с горожанами, которые живут за счет сдачи жилья в аренду отдыхающим, трудовым мигрантам и другим приезжим.

«Если местный от бабушки унаследовал три квартиры и, ничего не делая, получает пассивный доход, понятно, что он будет более ленивый», – сказал IT-бизнесмен Юрий Круглов.

При этом он подчеркнул, что такие люди в Севастополе в абсолютном меньшинстве. Остальные жители принципиально не отличаются от земляков с материковой России.

«Все зависит от того, какую планку человек себе поставил. Если высокую, то он будет работать на трех работах и зарабатывать столько, сколько ему нужно», – подчеркнул Круглов.

ForPost спросил обычных людей, что они думают об этом.

Севастопольские работодатели также опровергли миф о севастопольцах-лентяях.

«Насчет ленивых севастопольцев и крымчан – не согласен с этим утверждением. Это очень работоспособные и трудолюбивые люди. Никогда такого не замечал и никогда не скажу, что местные лентяи», – подчеркнул гендиректор ООО «Кедр» (сеть автозаправок «Атан») Александр Терещенко.

Схожего мнения придерживается и владелец крупных севастопольских ТЦ «Добрострой» и «Лаванда» Сергей Лисейцев.

«Если человек приехал из региона, где с работой тяжелее, то он возьмется за более тяжелую физическую работу, а если у человека образование, условия проживания получше, например, у него есть своя квартира, естественно, он будет искать работу не только для заработка, но и для души, творчества», – высказался бизнесмен.

Рядовые граждане также развенчивают миф о слабой трудоспособности севастопольцев.

«Я местный, работаю сам на себя, занимаюсь перевозкой грузов. Как я могу быть ленивым, когда от моей работы полностью зависит, что моя семья будет есть? Приходится брать заказы и тогда, когда чувствуешь себя плохо, и в выходные», – рассказал Сергей ForPost.

Не видит разницы в работоспособности местных и приезжих продавец продуктового магазина Елена.

«У нас в магазине работают разные люди. Я не местная, приехала с Украины еще в 2015 году, сменщица местная. Работаем одинаково. Какая вообще разница, кто и откуда? Устраивают график и зарплата – работаешь, не устраивают – ищешь, где лучше. Хотя, по правде, сильно большой разницы в этой сфере не найти, так что доход все равно примерно одинаковый будет. Муж у меня на стройке работает, там то же самое», – сказала женщина ForPost.

Дело не в регионе

Поговорить о лени севастопольцев ForPost решил и с заведующей кафедрой социальной коммуникации Севастопольского госуниверситета Ольгой Ярмак.

Эксперт также развеяла миф об «утомленных солнцем» севастопольцах.

«Ленивые люди есть везде, но это вопрос не региональной принадлежности, а экономической составляющей. Человек хочет или не хочет работать с той или иной интенсивностью, находясь в разных экономических условиях. Сейчас высокий спрос на самореализацию, а она возникает только в условиях ежедневной кропотливой работы. В этом смысле сдача в аренду квартир, доставшихся по наследству, это не самореализация, а даже наоборот – некая деградация», – отметила социолог.

По ее словам, если люди будут существовать за счет легких и быстрых денег, постепенно иссякнет так называемый человеческий капитал, а его нехватка будет обязательно восполнена людьми из других регионов.

«Регион все равно придет к ситуации, когда искусственным образом будут завезены представители человеческого капитала, которые сейчас нужны региону. Такие риски есть у любого региона, даже в глубинке есть те, кто не хочет постоянно работать, – у них могут быть на то свои экономические мотивации. Но процент этих людей не должен превышать требования наращивания качества и количества человеческого капитала, который достаточен для развития региона», – сказала Ярмак.

По ее мнению, пока в Севастополе ситуация с человеческим капиталом не представляет угрозы.

«Я вижу, что есть приезжие и коренные севастопольцы, и среди обеих групп есть те, кто хочет что-то сделать и движется вперед, в том числе и в самореализации, в экономическом и финансовом планах, а есть те, кто приехал, отсидел, например, на должности, зная, что уедет, и не нужно никакого развития. В обеих группах есть такие люди, но это не зависит от фактора принадлежности к региону», – подвела итог социолог.

Читайте по теме: За что работодатель готов платить большие деньги в Севастополе

Андрей Мединский

Унитарное предприятие — что это такое?

Это одна из организационно-правовых форм, в которой могут существовать юридические лица в РФ. Рассмотрим подробнее.

Признаки унитарного предприятия

Главными признаками и особенностями унитарного предприятия являются следующие в совокупности (ст. 113 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ, ст. 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ, далее — закон № 161-ФЗ):

  • Унитарное предприятие — это коммерческая организация.
  • Не является собственником имущества, закрепленного за таким юрлицом. Имущество предоставляется ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Собственником вышеупомянутого имущества выступает РФ, субъект РФ или муниципалитет.
  • Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может распределяться по частям, в т. ч. между работниками этой организации. Именно поэтому юрлицо такого типа и называется унитарным.

Что такое унитарное предприятие

Вывод! Итак, что такое унитарное предприятие простыми словами? Это коммерческая фирма, созданная госорганами и не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Последнее при этом не может быть разделено на отдельные составляющие (паи, акции, доли и т. д.).

Зачем они создаются

Целью создания такой организации является:

  • предоставление населению государственных или муниципальных услуг;
  • получение прибыли для собственника имущества;
  • покрытие расходов собственника на содержание имущества.

Зачастую унитарные предприятия используются для видов деятельности, социально важных, но работающих с убытком. Кроме того, благодаря таким предприятиям государство или мцниципалитет могут получать доход от запрещенного к приватизации имущества.

Обратите внимание! Унитарные предприятия, созданные до 08.01.2020, осуществляющие свою деятельность на конкурентных рынках, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 01.01.2025 по решению учредителя (ч. 1 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 27.12.2019 № 485-ФЗ).

Виды унитарных предприятий

Обратите внимание! Понятия частного унитарного предприятия (не путать с частным унитарным учреждением!) в российском юридическом глоссарии на данный момент не существует. Более того, частные коммерческие фирмы создаются в корпоративных формах, т. е. только на основе членства (ООО, АО, ЗАО, ПАО и др.). Если необходимо частное юрлицо унитарного типа, доступны только некоммерческие варианты: учреждения, фонды, АНО.

Таким образом, унитарные предприятия всегда создаются публичным собственником — Российской Федерацией, регионом, муниципальным образованием. Этот же собственник дает унитарному предприятию имущество.

В зависимости от права, на котором предоставлено имущество, можно выделить следующие виды предприятий:

  • основанные на праве хозяйственного ведения унитарное предприятие: ФГУП (федеральные государственные унитарные предприятия), ГУП (государственные унитарные предприятия субъекта РФ)и МУП (муниципальные унитарные предприятия);
  • основанные на праве оперативного управления: казенные предприятия (федеральные, региональные, муниципальные).

Они отличаются степенью контроля собственника над переданным предприятию имуществом. 

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Подробнее

Особенности правового статуса

Создание унитарного предприятия

Необходимо оформить решение о создании. Его выносят:

  • Правительство РФ — для федерального государственного муниципального предприятия (ФГУП), высшие органы исполнительной власти субъекта РФ — для государственного унитарного предприятия (ГУП) регионального уровня.
  • Глава муниципального образования, глава законодательного органа (например, городской думы) для муниципального унитарного предприятия (МУП).

Примеры:

  • в городском округе Зарайске МУП создаются постановлением главы округа по его собственной инициативе или по представлению замглавы, совета депутатов (см. положение «О порядке создания, реорганизации…» утв. решением совета депутатов городского округа Зарайска МО от 29.08.2019 № 44/3);

  • в городе Улан-Удэ МУП создаются распоряжением администрации города (см. Порядок принятия решений о создании…, утв. решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 23.06.2016 № 223-23);

  • В Московской области ГУП создаются решением правительства МО (ст. 4 закона Московской области «О порядке управления государственными унитарными предприятиями…» от 22.02.2008 № 14/2008-ОЗ).

Таким образом, в рамках федеральных законов региональные и муниципальные органы сами решают, кто управомочен создавать ГУП и МУП на их территории.

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом является устав, требования к содержанию которого установлены чч. 3–6 ст. 9 закона № 161-ФЗ. Устав нужно утвердить сразу в решении о создании. Некоторые предприятия могут функционировать без собственного устава, если при учреждении было определено, что они работают по примерному уставу (см., например, примерный устав для ФГУП, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 № 205).

Уставный фонд должен составлять (ст. 12 закона № 161-ФЗ):

  • для ФГУП и ГУП — минимум 500 000 руб.;
  • для МУП — минимум 100 000 руб.

Обратите внимание! У предприятия должна быть своя круглая печать (требование печати не диспозитивное как для других юрлиц — печать унитарного предприятия обязательна в силу ч. 1 ст. 2 закона № 161-ФЗ).
Кроме того такое юрлицо имеет независимый от учредителя баланс.

Закупки унитарных предприятий

Закупки унитарными предприятиями могут производиться по 44-ФЗ, либо по 223-ФЗ. Как выбрать закон правильно для конкретной закупки?

По общему правилу унитарным предприятиям надлежит проводить госзакупки по 44-ФЗ.

Использовать 223-ФЗ можно, если

  • не будут тратиться бюджетные деньги (п. 7 ч. 1 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
  • будут использованы средства грантов или бюджетных субсидий, кроме случаев, когда предоставившее грант лицо предусмотрело его использование для другой цели (пп. «а» п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
  • полученные по контракту блага или услуги будут использованы для исполнения другого  контракта, по которому исполнителем является уже само унитарное предприятие;
  • ФГУП входит в перечень предприятий для обеспечения обороноспособности и безопасности (см. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р), а деньги будут потрачены не на капвложения или капстроительство.

Ответственность унитарного предприятия и его учредителя

Здесь можно отметить следующие ключевые моменты:

  • унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом;
  • данное предприятие не отвечает по долгам учредителя (ч. 1 ст. 7 закона № 161-ФЗ);
  • собственник имущества выступает субсидиарным должником по обязательствам казенного предприятия (если имущества последнего недостаточно для покрытия задолженности).

Рекомендуем! О субсидиарной ответственности мы подробно говорим в статье «Что такое субсидиарная ответственность по ГК РФ?».

Имущество унитарного предприятия

Отметим и другие специфические характеристики унитарного предприятия, касающиеся его имущественного статуса:

  • имущество предприятия может формироваться за счет имущества, переданного юрлицу собственниками (на праве оперуправления или хозведения), доходов от деятельности юрлица и прочих не запрещенных законом источников;
  • способы использования имущества, полученного от учредителя, — только оперативное управление или хозяйственное ведение;
  • если меняется собственник имущества, то предприятие все равно сохраняет право оперуправления или хозведения в отношении этого имущества (ч. 3 ст. 11 закона № 161-ФЗ);
  • предприятие не имеет права без согласования с собственником предоставлять заемные средства и выступать поручителем, получать банковские гарантии, совершать сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (ч. 4 ст. 18 закона № 161-ФЗ).

Учредитель передает имущество унитарному предприятию своим распоряжением или приказом. Что нужно предусмотреть в таком приказе, читайте в статье от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой системе, воспользуйтесь бесплатным доступом на 2 дня по ссылке.

Полномочия собственника и руководителя

Собственник имущества унитарного предприятия определяет все основные вехи жизненного цикла унитарного предприятия, в т. ч. (ст. 20 закона № 161-ФЗ):

  • принимает решение о его создании;
  • устанавливает основные направления деятельности;
  • утверждает устав и вносит в него изменения;
  • назначает на должность руководителя и согласовывает кандидатуру главного бухгалтера и др.

Руководитель унитарного предприятия (ст. 21 закона № 161-ФЗ) действует от имени юрлица без доверенности, подотчетен собственнику имущества предприятия, выполняет организационный функционал внутри предприятия (совершает сделки, решает кадровые вопросы, выдает доверенности и т. д.).

Важно! Сделки с заинтересованностью и крупные сделки от лица унитарного предприятия совершаются только при согласии собственника (ст. 22, 23 закона № 161-ФЗ).

Что такое унитарное предприятие

***

Подвдем итоги: унитарное предприятие — только коммерческое юрлицо. Создать его могут только госорганы или местные органы власти, которым такое полномочие дано нормативным актом. Унитарное предприятие не обладает такой самостоятельностью, как другие юрлица, и серьезно контролируется учредителем в плане использования имущества. Чаще всего использует имущество , принадлежащее учредителю. Передается имущество унитарному предприятию на праве хозведения или оперативного управления..

Быстро изменяющийся рынок и экономические условия требуют от бизнеса гибкости. Важно достойно выдерживать конкуренцию, следить за тенденциями и просчитывать наперед основные шаги.

Благодаря SWOT-анализу на практике можно за несколько часов собрать данные для составления бизнес-стратегии на ближайшие годы.

Что такое SWOT-анализ

SWOT-анализ – это эффективный и одновременно простой маркетинговый инструмент для оценки позиций компании на рынке, конкурентоспособности, стратегического планирования. Может применяться предприятиями любого масштаба: от крупных корпораций до стартапов.

Объектом анализа может выступать не только целая компания, но и ее отдельные филиалы, подразделения, торговые точки, конкретные товары или услуги.

В процессе анализа можно тщательно изучить рынок и разработать стратегию по эффективной борьбе с конкурентами путем предложения аудитории наиболее интересных предложений и программ.

SWOT-анализ объективно показывает, как можно увеличить продажи и перспективы развития компании в будущем.

История возникновения SWOT-анализа

Фактические данные о появлении матрицы сильных и слабых сторон до сих пор покрыты завесой тайны. Ведутся дискуссии о том, кто и когда придумал и применил впервые этот метод анализа. Известно лишь, что его основателями стали экономисты из США.

Что такое сказка кратко и понятно

Так, есть предположение, что автором SWOT-анализа стал руководитель группы исследователей Стэндфордского университета Альберт Хэмфри. В 1970-х годах его команда работала над созданием концепта, который должен был помогать менеджерам всех уровней быстро адаптировать бизнес-процессы под основные задачи и цели фирмы. Уже в 1980-х годах это стало реальным благодаря SWOT-анализу.

Что касается общедоступных популярных источников, русская Википедия в своей статье указывает авторами методики профессоров Гарвардского университета, английская же вовсе не конкретизирует авторство.

Элементы SWOT-анализа

SWOT-анализ принято оформлять в виде матрицы, состоящей из 4 квадратов в формате 2×2. В ней по вертикали располагаются положительные и отрицательные факторы, по горизонтали – внутренние и внешние. Такой вариант представления понятен каждому специалисту.

элементы SWOT-анализа

S – strengths (сильные стороны)

К сильным сторонам относят преимущества, которые положительно выделяют компанию на фоне конкурентов. Они могут быть связаны с четко налаженным производством, мотивацией персонала и т. д.

Чтобы посмотреть плюсы, нужно ответить на следующие вопросы:

S – strengths (сильные стороны)

  • Что компания делает лучше других?
  • Как вы понимаете, что обходите других?
  • На каких ценностях основан бизнес?
  • Какие ресурсы вам доступны из числа недорогих и уникальных, которыми не могут воспользоваться другие фирмы?
  • Какие бизнес-процессы и достижения вы можете назвать успешными?
  • Какие у вас есть ресурсы из тех, которые недоступны другим?
  • Какими активами обладает ваша команда и компания в целом?
  • Ваше УТП?
  • Чем ваши продукты нравятся клиентам?

Любую черту можно считать сильной, только если она дает компании реальное преимущество, а не служит способом не отставать от рынка.

W – weaknesses (слабые стороны)

К слабостям можно отнести недостатки продукции, ограниченные мощности и все, что мешает росту прибыли, развитию компании.

На этом этапе стоит сосредоточиться на следующих моментах:

W – weaknesses (слабые стороны)

  • Заметны ли другим факторы, которые вы считаете слабостями?
  • Чего вам не хватает для удержания конкурентоспособности?
  • Что в компании требует улучшения?
  • Почему другие предприятия вас опережают?
  • Качество каких бизнес-процессов вы могли бы сделать лучше?
  • Клиентам удобно пользоваться вашими услугами/покупать ваши товары?
  • Основные причины потери клиентов?
  • Что не нравится вашим клиентам? О чем они чаще всего могут написать в отрицательных отзывах?
  • Где в вашей воронке продаж самое проблемное место?

O – opportunities (возможности)

К этой категории относят любые события, которые могут положительно повлиять на дела в компании и ее положение на рынке. Они возникают по мере того, как меняется экономика, спрос, развиваются технологии.

Даже незначительные превосходства могут иметь значение для компании:

O – opportunities (возможности)

  • Наблюдаете ли вы рост рынка, спроса?
  • Какие изменения на рынке влияют на вашу фирму и как?
  • От чего зависит развитие компании?
  • Какие способы улучшения продаж вы видите?
  • Все ли ресурсы вы используете на 100%?
  • Все ли рекламные каналы работают эффективно?
  • На ваш взгляд, ресурсы внутри организации распределены эффективно?
  • Как повысить узнаваемость бренда?

T – threats (угрозы)

Это внешние, а иногда и внутренние факторы, мероприятия, которые могут ухудшить показатели компании, например, изменения в законодательстве, перебои с поставками, текучка кадров.

Чтобы их выявить, нужно ответить на ряд вопросов:

T – threats (угрозы)

  • Какие проблемы могут сопровождать выпуск продукта и его реализацию на рынке?
  • Существуют ли потенциальные конкуренты, которые могут вытеснить вас с рынка?
  • Есть ли поставщики, которые обеспечат бесперебойную поставку сырья по выгодным ценам?
  • Существуют ли технологические разработки, которые могут существенно повлиять на бизнес?
  • Наблюдаются ли изменения в поведении ЦА, которые могут отрицательно сказаться на показателях компании?
  • Есть ли на рынке тенденции, которые могут привести к краху предприятия?
  • Насколько фирма уязвима к внешним силам?
  • Политическая и экономическая ситуация в стране может сказаться на делах компании?

Возможные стратегии SWOT-анализа

Разные комбинации элементов SWOT-анализа позволяют составлять уникальные стратегии для организации. При разработке матрицы решений нужно следовать определенному алгоритму.

возможные стратегии SWOT-анализа

  • Стратегия прорыва – сочетает превосходства и возможности компании.
  • Стратегия первого переходного периода – сочетает угрозы бизнесу и преимущества компании, с помощью которых вы сможете снизить риски.
  • Стратегия второго переходного периода – сочетает уязвимости компании и возможности, которые помогают трансформировать слабости в достоинства.
  • Стратегия выживания – сочетает потенциальные угрозы и слабые стороны предприятия.

Основная суть разработки стратегии заключается в минимизации действия слабостей и предельном задействовании положительных сторон бизнеса.

Матрицы SWOT-анализа

Для аналитики применяется:

  1. Простая матрица. Строится на основании данных по каждому параметру. Сведенья по ним записываются в квадранты и составляется матрица.
  2. Матрица решений. Предполагает разработку стратегии компании с учетом имеющихся возможностей, угроз, слабостей и положительных сторон бизнеса.

Виды SWOT-анализа

SWOT-анализ классифицируют по типам в зависимости от двух факторов: характер объекта, который анализируют, и предназначение.

По характеру объекта выделяют SWOT-анализ:

  • коммерческого предприятия;
  • некоммерческой или правительственной организации;
  • образовательного учреждения;
  • личности.

По предназначению SWOT-анализ бывает:

  • экспресс – не требует глубокого изучения рынка, точных данных о финансах, проводится для получения объективной картины о деятельности предприятия;
  • комплексный – задействует результаты крупных маркетинговых исследований и статистической информации;
  • сводный – предполагает получение предельно точных значений для стратегического анализа.

Большинству предпринимателей достаточно провести качественный экспресс-анализ для адекватной оценки сильных и слабых сторон бизнеса.

Преимущества и недостатки SWOT-анализа

Как и любой метод, SWOT-анализ имеет плюсы и минусы. Главная его особенность – способность давать ответ на вопрос, что уже сделано, но неспособность рассказать о том, что нужно сделать. Таким образом, итоги анализа заставляют задумываться о возможных последствиях предпринимаемых действий.

Плюсы

Минусы

  • Результаты SWOT-анализа универсальны, их может читать каждый участник бизнес-процессов независимо от сферы деятельности и формата компании.
  • Анализ не требует профильных знаний в области экономики или менеджмента.
  • Легко собрать данные и составить матрицу.
  • Отчет виден сразу после распределения элементов.
  • Проводится оценка текущего положения дел, рынка, портрета ЦА.
  • Проводится оценка активности других компаний, анализ покажет, как на них повлиять.
  • Проводится оценка слабых мест компании с учетом внешних и внутренних факторов влияния. В этом случае можно предельно сократить риски.
  • Становятся ясны точки роста с учетом положения дел в фирме и состояния рынка.
  • Анализ позволяет правильно расставить приоритеты в работе и определить вектор развития бизнеса.
  • Субъективная оценка факторов, что влияет на итог анализа.
  • Данные отображают положение дел в фирме только на данный момент, без динамики по времени.
  • Отсутствие количественных показателей.
  • Отсутствие прогнозов с учетом будущих изменений в экономике.
  • Данных недостаточно для полноценной бизнес-стратегии, нужен более глубокий экономический анализ, что требует привлечения дополнительных ресурсов, сервисов.

Правила

Чтобы SWOT-анализ получился максимально эффективным, в ходе его проведения нужно придерживаться ряда правил.

В основе только факты. Информация, основанная на догадках и предположениях не должна участвовать в анализе, это исказит результаты.

Максимум источников. Для получения исходных данных для анализа необходимо задействовать клиентов, сотрудников всех уровней, рыночные отчеты, открытые исследования.

Взгляд со стороны. Выявлять слабости и превосходства бизнеса нужно не изнутри, а с точки зрения потребителя и участников рынка.

Нет субъективности. Лучше, чтобы в анализе участвовали несколько специалистов и данные, полученные в результате работы с фокус-группами.

Анализ без путаницы. Очень часто возможности бизнеса путают с преимуществами, а угрозы – со слабостями. Это неправильно. На внешние факторы компания не может повлиять.

Актуальные вопросы. Не стоит тратить время на оценку и обработку показателей, которые не пригодятся в анализе.

Конкретизация. Если фирма крупная, лучше анализировать ее не целиком, а по частям: отдельные группы товаров, филиалы, отделы и другие области исследования.

Точность. Результаты анализа полезны, когда сведенья предельно точны, именно поэтому двусмысленных формулировок нужно избегать.

Важные выводы. Матрица не должна быть перегружена информацией второстепенного значения.

Частые ошибки

Зная основные правила, можно выделить ошибки, которые чаще всего происходят при аналитике:

  • пространные формулировки, которые можно трактовать по-разному;
  • путаница в понятиях, чаще это неправильное разграничение внутренних и внешних факторов;
  • анализ проводится без конкретной цели;
  • используются факторы, которые не имеют существенного значения для анализа;
  • субъективный анализ и, как следствие, неточный, однобокий результат.

Подготовка к проведению SWOT-анализа

Перед началом анализа важно записать ключевые тезисы о компании. На этом этапе необходимо думать в следующих направлениях:

  1. Положение на рынке.
  2. Конкуренты
  3. Потенциальные изменения в отрасли и экономике.

В рамках подготовки к SWOT-анализу ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие ценности компании имеют наивысшее значение в вашей сфере?
    Кто ваша ЦА?
    Мнение ЦА о вашем продукте?
    Почему клиенты покупают ваш продукт?
    Почему от вашего продукта отказываются?
  2. Кто основные конкуренты вашего бизнеса?
    Какие продукты они предлагают?
    Способы и места реализации продуктов конкурентами?
    Мнение ЦА о продуктах других марок?
    Почему клиенты покупают продукты других марок?
    Почему от продуктов других марок отказываются?
  3. Куда движется рынок?
    В какую сторону движется экономика?
    Развиваются ли технологии?
    Появляются ли новые компании в вашей сфере?
  4. Как меняются медиа?
    Как работает политика и право в вашей сфере?
    Как меняются предпочтения потребителей?
    Какие существуют каналы распределения?

Как выполнять SWOT-анализ

Когда подготовка закончена и есть ответы на вышеперечисленные вопросы, можно приступать к выполнению SWOT-анализа. Разделим весь процесс на несколько шагов, это даст понимание того, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять.

как выполнять SWOT-анализ

Шаг 1. Определить цели и задачи компании

Любая аналитика начинается с определения целей и задач. Это помогает понять и учитывать, чего вы или ваша компания хотите достичь, зачем нужно развивать бизнес. Поставленные цели и задачи станут своеобразным маяком на последующих этапах, когда понадобится определять каждую категорию матрицы.

Шаг 2. Выявить преимущества и слабости бизнеса

Чаще это события и ресурсы компании, которые имеют прямую связь с ее финансами, управлением и внутренним маркетингом.

На плюсы и уязвимости компания может влиять, чтобы достигать целей и регулировать свое положение на рынке. Одна и та же характеристика при одних условиях может оказаться преимуществом, а при иных – слабостью.

Откуда взять плюсы и уязвимости

  • Продукт – характеристики, функционал, внешний вид, комплектация, упаковка, комментарии (отзывы) потребителей.
  • Ассортимент – разнообразие, в сравнении с другими компаниями.
  • Цены – гибкость ценовой политики, наличие скидок, рассрочки, покупки в кредит, динамика цен, чувствительность потребителей к их изменениям.
  • Имидж компании – значимость бренда на рынке, узнаваемость, лояльность потребителей.
  • Технологическое преимущество – есть ли технологии, благодаря которым вы можете снизить затраты и/или повысить качество товаров.
  • Себестоимость – позволяет ли она выпускать продукт не хуже, чем у конкурентов, и продавать его дешевле.
  • Политика распределения – используете ли вы оптимальные каналы, применяете кобрендинговые акции.
  • Продажи оффлайн – представленность товара в магазинах, их доля на полках, по сравнению с товарами конкурентов.
  • Инвестиции – вложения в технологии, рекламу, продвижение, персонал, развитие, исследования.
  • Методы продвижения – уникальные или типовые, насколько они эффективны.
  • Гибкость – влияние на компанию рыночных изменений.
  • Финансовые показатели – сравнение с конкурентами.
  • Персонал – уровень текучки кадров, квалификация сотрудников, опыт работы, мотивация.

Как определить плюсы и уязвимости

  1. Проанализируйте каждый приведенный выше источник
  2. Сформируйте свой перечень характеристик.
  3. Постарайтесь выбрать в общей массе параметров ключевые.
  4. Подумайте, по каким параметрам вы обходите конкурентов, а по каким отстаете. Это и будут плюсы и уязвимости компании. Хорошо, если в распределении характеристик поучаствуют и ваши коллеги, это поможет избежать субъективной оценки.

Чтобы удостовериться, что характеристики действительно являются теми сторонами бизнеса, к которым мы их отнесли, проведите небольшой тест. Глядя на каждую из них, спросите:

  • Эта сильная/слабая сторона повышает/снижает прибыль?
  • Эта сильная/слабая сторона повышает/снижает удовлетворенность потребителей?
  • Эта сильная сторона является преимуществом и выделяет компанию на фоне конкурентов?

Ответ «нет» на любой из вопросов – повод вычеркнуть черту из списка сильных или слабых сторон.

Шаг 3. Выявить возможности и потенциальные угрозы бизнеса

В отличие от сильных и слабы сторон, возможности и угрозы – это то, на что компания не может повлиять, воздействие извне. При определенных условиях они могут стать противоположностью.

Что такое сказка кратко и понятно

Выявление внешних факторов заранее позволяет применять эту информацию при разработке маркетинговых стратегий.

Работа с возможностями

Источниками для поиска могут выступать:

  • новые рынки сбыта;
  • новая аудитория потребителей;
  • новые потребности нынешних потребителей;
  • увеличение частоты покупки и суммы чека;
  • новые технологии;
  • низкозатратные рекламные каналы;
  • уход с рынка крупных конкурентов;
  • экономическое состояние ЦА;
  • государственное регулирование.

Чтобы определить возможности:

  1. Проанализируйте приведенные выше факторы, старайтесь искать те из них, которые имеют отношение к вашей компании.
  2. Составьте список возможностей для вашего бизнеса.
  3. Узнайте, действительно ли перечисленные характеристики к ним относятся. Для этого ответьте на 4 вопроса:
  • Возможность соотносится с целями компании?
  • Компания может реализовать ее за счет имеющихся или приобретенных средств?
  • Есть ли шанс, что компания реализует данную возможность лучше, чем нынешнюю, или лучше, чем компании-конкуренты?
  • Предположительная прибыльность соотносится с предельным уровнем рентабельности инвестиций?
  1. Составьте список из возможностей, по которым на все вопросы вы ответили «да».

Для проверки правильности определения характеристик используем тактику вопросов. Глядя на каждую возможность, спросите:

  1. Как она может увеличить прибыль предприятия или удовлетворенность ЦА продуктом?
  2. Достаточно ли ресурсов у компании для реализации?

Если вы не можете ответить на 1-й вопрос по какой-то из возможностей, вычеркивайте ее. Если вы дали ответ на 1-й вопрос, но отрицательно ответили на 2-й, отложите этот пункт до следующего периода анализа или вычеркните.

Работа с угрозами

Потенциальными угрозами могут выступать:

  • изменение поведения ЦА;
  • изменение размера ЦА;
  • ослабление экономики и снижение доходов потребителей;
  • введение правовых ограничений, дополнительных налогов, повышение текущих ставок;
  • рост себестоимости при сохранении цен на прежнем уровне;
  • ужесточение конкуренции.

Чтобы определить угрозы:

  1. Проанализируйте перечисленные факторы, обратите внимание на те, которые прямо относятся к предприятию.
  2. Запишите потенциальные риски.
  3. Оцените вероятность наступления каждой угрозы и возможные последствия для вашего бизнеса.
  4. Составьте перечень угроз, которые, по итогам оценки, имеют наивысшую вероятность наступления и несут самые серьезные риски для компании.

Чтобы проверить, верно ли определена каждая угроза, ответьте:

  1. Как она может повысить прибыль фирмы или снизить удовлетворенность товаром?
  2. Когда она может возникнуть?

Если ответ на первый вопрос по любой из возможных угроз вызвал затруднения, вычеркивайте ее. Если вы ответили на первый вопрос, но предположительный срок возникновения угрозы превышает 3 года, отложите ее до будущего года.

Шаг 4. Заполнить таблицу на основании полученных данных

Полученные списки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз необходимо распределить между четырьмя квадратами. Получится простая матрица 2×2.

простая матрица SWOT

Шаг 5. Разработать стратегии и заполнить матрицу решений

На этом этапе необходимо разработать стратегии на базе парных комбинаций:

  • возможности + сильные черты;
  • возможности + слабые стороны;
  • угрозы + сильные черты;
  • угрозы + слабые стороны.

Результаты удобно оформить в виде таблицы – матрицы решений.

Шаг 6. Сделать выводы и составить план действий

Когда обе матрицы составлены, SWOT-анализ выполнен, необходимо на его основе сделать выводы и составить план дальнейших действий.

На основе сильных сторон:

  • выделите основное превосходство перед конкурентами;
  • продумайте, как сделать так, чтобы клиенты стали замечать превосходства.

На основе слабых сторон продумайте:

  • как за счет сильных сторон усилить слабые;
  • как сделать менее заметными слабые стороны, которые нельзя усилить.

На основе возможностей продумайте;

  • как быстро ими воспользоваться;
  • как применить сильные черты бизнеса для реализации;

На основе угроз продумайте:

  • как превратить риски в возможности;
  • как предельно быстро защитить предприятие от угроз.

Как провести SWOT-анализ за 30 минут

Чтобы выявить основные точки роста, используют экспресс-вариант SWOT-анализа, который можно провести всего за полчаса. Вот советы, как это сделать.

как провести SWOT-анализ за 30 минут

  1. Подготовьте заблаговременно исходные данные (время на подготовку не входит в 30 минут).
  2. Заполните разделы матрицы.
  3. Выделите основные факторы влияния.
  4. Ответьте на 5 простых вопросов:
  • Какое преимущество нужно развивать и укреплять?
  • Какие плюсы компании потребители могут не замечать? Как быстро и доступно о них рассказать аудитории?
  • Есть ли то, чего в настоящий момент не хватает товарам/услугам? Как это сделать предельно быстро?
  • Как сделать так, чтобы слабые стороны оказывали меньшее влияние на бизнес? Есть ли шанс их доработать или скрыть?
  • Можно ли устранить риски в короткий срок? Что для этого нужно сделать?

Ответы на эти вопросы позволяют сделать выводы и разработать план действий.

Что делать с результатами SWOT-анализа

Когда SWOT-анализ выполнен, на основании полученных результатов можно понять, как выглядит текущее положение компании на рынке, оценить конкурентоспособность в настоящий момент. Но также можно разработать несложные стратегии. Разберемся, как обрабатывать результаты анализа.

что делать с результатами SWOT-анализа

Сформулируйте стратегические альтернативы

Данные по SWOT-анализу отражают события в настоящем времени. Для построения прогноза нужно все возможности и сильные черты скомбинировать попарно. Это поможет составить стратегии для увеличения присутствия компании на рынке путем использования частично реализованного и нереализованного потенциала.

Расставьте приоритеты среди альтернатив

Полученные бизнес-стратегии необходимо рассортировать по принципу эффективности в зависимости от того, насколько целесообразно внедрение той или иной стратегии.

Оцените альтернативы

Каждую из приоритетных альтернатив необходимо проанализировать по 4-м параметрам:

  • финансовая целесообразность;
  • увеличение доли рынка;
  • операционные расходы;
  • репутация.

Если бизнес-план не соответствует любому из этих критериев, от его внедрения стоит отказаться. Оптимально, если список приемлемых альтернатив сократится до 2-3 позиций.

Сформируйте дорожную карту

Для оставшихся стратегий, которые могут быть применимы в будущем, необходимо создать дорожную карту. Она должна содержать подробную информацию по следующим вопросам:

  • долгосрочные перспективы;
  • цели на ближайшие 12 месяцев;
  • методика оценки развития стратегии;
  • препятствия на пути к цели.

Результаты корректно оформить в виде выводов по каждому из бизнес-планов.

SWOT-анализ личности человека

SWOT-анализ личности, его еще называют карьерным, необходим для выявления сильных и слабых сторон человека, профессиональных возможностей и карьерных угроз. По итогам осуществляется стратегическое планирование карьерного роста сотрудников.

SWOT анализ

Принцип здесь аналогичен тому, что применяется в бизнесе. В рамках аналитики составляются простая матрица и матрица решений, состоящие из 4-х главных категорий:

  1. Преимущества личности:
  • Образование;
  • Опыт;
  • Профессиональные навыки;
  • Деловые черты и личные качества;
  • Поведение в стрессовой ситуации.
  1. Слабости личности:
  • То, что трудно дается;
  • Области, в которых человек некомпетентен;
  • Предметы/ситуации, вызывающие дискомфорт;
  • Уязвимости личности;
  • Нелюбимые виды деятельности.
  1. Возможности:
  • Знания, которые хотелось бы получить;
  • То, что человек может реализовать при наличии компетенций, мотивации, финансов;
  • Новые технологии;
  • Рост рынка по специализации человека;
  • Полезные знакомства и стратегические контакты.
  1. Риски:
  • Предметы/ситуации, требующие внимания и/или времени.
  • Предметы/ситуации, которые человек не может контролировать или которые вызывают у него чувство беспокойства.

Чтобы провести личностный SWOT-анализ, нужно:

  • выделить уникальные личностные или профессиональные черты, которых нет у прямых конкурентов и специалистов из смежных сред;
  • проанализировать вакансии в своей области, выделить основные требования к соискателям и обязанности, оценить соответствие им;
  • брать во внимание разные вакансии;
  • выделить в отдельный перечень свои личностные ресурсы (время, полезные знакомства, ценный опыт, финансы);
  • определить плохие привычки, которые могут повлиять на работу;
  • выявить триггеры, которые не дают профессионально развиваться или тянут назад.

Пример личностного SWOT-анализа

Факторы

Сильные стороны

Слабости

  • Знания в экономике и опыт в ИТ
  • Навыки аналитика, планировщика, проектировщика
  • Есть собственный блог по специализации
  • Плохое владение английским
  • Отсутствие образования в области финансов
  • Неготовность работать за более низкую з/п

Возможности

  • Растет спрос на айтишников-экономистов
  • Информация становится доступной
  • Развиваются технологии
  1. Обновить резюме, совместив бизнес и ИТ
  2. Сменить работу на более высокооплачиваемую в сфере ИТ и получить проф. переподготовку по финансовому анализу
  1. Начать изучение английского языка
  2. Пройти проф. переподготовку с уклоном в финансы

Угрозы

  • Очень много специалистов
  • Кризис, сокращения кадров
  • Дистанционное образование не воспринимается всерьез
  1. Поступиться позицией относительно з/п, если находить подходящую работу станет сложно
  2. Пройти проф. переподготовку, получить образование в области финансов
  1. Сменить сферу деятельности

Примеры SWOT-анализа

Для понимания особенностей аналитики в разных сферах, рассмотрим несколько примеров.

SWOT-анализ ресторана

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Известный шеф-повар
  • Удобное расположение в центре
  • Уникальный дизайн зала
  • Эксклюзивные блюда
  • Бренд, о котором знают люди
  • Высокие цены
  • Отсутствие парковки
  • Есть негативные отзывы
  • Реклама неэффективна
  • Не хватает средств на развитие

Возможности

Угрозы

  • Обучение персонала
  • Переезд главного конкурента
  • Налаживание связей с новыми поставщиками
  • Привлечение инвесторов
  • Рядом может открыться новый ресторан
  • Закрытие из-за пандемии

SWOT-анализ гостиницы

Сильные стороны

Слабые стороны

  • 100% гостей довольны обслуживанием
  • Удовлетворение любых просьб гостей
  • Мотивированный персонал
  • Разнообразие номеров на любой бюджет
  • Помещения для семинаров, конференций
  • Нетуристический город
  • Удаленность от бизнес-района
  • Нет отдела по связям с общественностью
  • Нет скидок
  • Персонал совмещает несколько функций

Возможности

Угрозы

  • Сокращение времени обслуживания
  • Приток платежеспособных гостей
  • Развитие гостиничного рынка
  • Развитие бизнес-индустрии, приток командированных гостей
  • Бронирование номеров через Интернет
  • Появление крупного отеля в бизнес-районе
  • Невозможность предугадать загруженность гостиницы

SWOT-анализ банка

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Квалифицированные специалисты
  • Безупречная репутация
  • Гибкая система скидок
  • Персональный подход к клиентам
  • Недостаточно большой набор услуг
  • Очереди в кассы

Возможности

Угрозы

  • Рост доверия граждан к банкам
  • Расширение банка, предложение новых услуг
  • Автоматизация процессов
  • Отсутствие стабильности курса рубля
  • Финансовый кризис
  • Развитие крупнейшего конкурента

SWOT-анализ персонала

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Высокая квалификация
  • Большой опыт работы по специальности
  • Целеустремленность
  • Умение вести диалог независимо от статуса оппонента
  • Авторитет среди коллег и руководства
  • Несдержанность
  • Боязнь публичных выступлений
  • Эгоизм
  • Высокая планка по зарплате
  • Вредные привычки (курение)

Возможности

Угрозы

  • Многие компании готовы взять на работу
  • Трудолюбие
  • Стратегический склад ума
  • Полезные связи

Не найти работу с желаемой зарплатой
Сокращение кадров из-за кризиса в сфере

SWOT-анализ строительной компании

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Хорошая репутация в регионе
  • Большое количество построенных объектов
  • Связи в контролирующих структурах
  • Налаженная схема получения разрешений
  • Надежные бригады
  • Проверенные поставщики
  • Большие сроки строительства
  • Недостаточно высокое качество объектов из-за использования дешевых материалов
  • Задолженность по зарплате

Возможности

Угрозы

  • Покупка участка под застройку на выгодных условиях
  • Приток покупателей за счет услуги trade-in в сфере недвижимости
  • Выход на соседние регионы
  • Нестабильный курс доллара
  • Появление новых конкурентов
  • Рост цен на материалы

SWOT-анализ университета

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Престижность в регионе
  • Выпускники получают хорошие знания и востребованы
  • 70% пед. состава имеют ученую степень
  • Уникальная система проверки знаний
  • Сокращение числа абитуриентов
  • Низкий уровень зарплаты преподавателей
  • Нехватка современной учебно-материальной базы

Возможности

Угрозы

  • Увеличение гос. заказа
  • Получение бюджетных средств на развитие
  • Закрытие конкурирующего вуза
  • Увольнение преподавателей
  • Снижение рождаемости в последние годы

SWOT-анализ турфирмы

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Большой выбор туров на любой вкус
  • 100% отзывов клиентов положительные
  • Компетентные сотрудники
  • Гибкая система скидок
  • Офис в центре
  • Информация на сайте обновляется не вовремя
  • Отсутствие грамотного маркетинга
  • Высокие цены

Возможности

Угрозы

  • Найм маркетолога и разработка эффективной маркетинговой стратегии
  • Выход на новые рынки туризма
  • Закрытие конкурирующего турагентства
  • Снижение спроса на тур. услуги из-за пандемии
  • Снижение доходов населения
  • Рост курса доллара

SWOT-анализ предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Широкий ассортимент товаров
  • Большое наполнение склада
  • Быстрая отгрузка больших партий
  • Свой автопарк
  • Принцип «клиент всегда прав»
  • Удобное расположение склада
  • Продукция среднего уровня качества
  • Нет своего магазина
  • Цены выше средних
  • Текучка кадров

Возможности

Угрозы

  • Улучшение продукции за счет закупки другого сырья
  • Повышение мотивации персонала путем введения бонусов дополнительно к з/п
  • Предложение крупным клиентам бесплатной доставки по городу
  • Плохая репутация одного из основных партнеров
  • Влияние государственных санкций на ценовую политику

SWOT-анализ «Сбербанк»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Большая клиентская база
  • Опыт межрегиональной работы с большим количеством клиентов
  • Высокая квалификационная подготовка сотрудников
  • Высокая репутация
  • Консервативное обслуживание
  • Бюрократизм
  • Громоздкая структура филиалов
  • Сложно оперативно принимать решения в филиалах разных регионов
  • Текучка кадров низшего должностного состава

Возможности

Угрозы

  • Кредитование новых сегментов физ. и юр. лиц
  • Заинтересованность потенциальных инвесторов
  • Выход на рынок ценных бумаг
  • Активное развитие других банков
  • Рискованное кредитование в больших объемах
  • Влияние экономического кризиса

SWOT-анализ «Лукойл»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Узнаваемость бренда, известность
  • Продукция высокого качества
  • Высокая прибыльность и рентабельность
  • Финансовая стабильность
  • Выгодные для клиентов условия
  • Высокие издержки
  • Отсутствие понятных перспектив развития проектов за рубежом
  • Давление конкурентов

Возможности

Угрозы

  • Улучшение качества продукции и услуг
  • Применение новых технологий
  • Повышение эффективности операций
  • Сокращение экспорта
  • Повышение акциза
  • Рост цен на транспорт и энергетику
  • Продвижение на российский рынок иностранных компаний

SWOT-анализ «Магнит»

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Развитый маркетинг
  • Доступные цены при высоком качестве товаров
  • Высокие продажи
  • Своя дистрибьюторская сеть
  • Недостаточно касс
  • Низкая зарплата при большой ответственности и нагрузке
  • Плохое обслуживание клиентов

Возможности

Угрозы

  • Выход на смежные сегменты рынка
  • Услуга доставки продуктов на дом
  • Повышение спроса путем установки «красных цен»
  • Выгодное партнерство
  • Рост числа конкурентов
  • Влияние экономического кризиса
  • Ограничения на продажу алкоголя
  • Рост цен на грузоперевозки

7 примеров решений, исходя из SWOT-анализа

Недостаточно провести SWOT аналитику, нужно еще правильно интерпретировать результаты. Рассмотрим примеры 7 бизнес-задач и их возможные решения простыми словами.

  1. Наблюдается сокращение дохода от продаж товаров в офлайн-магазинах при росте арендной платы.
    Переносим продажи в онлайн: создаем интернет-магазин и отказываемся от аренды торговых точек.
  2. Компания активно занимается продвижением на YouTube, ведет свой канал, с которого приходит более половины целевого трафика. Если канал внезапно заблокируют, фирма потеряет большую часть трафика.
    Не зацикливаемся на YouTube и развиваем другие каналы, которые в дальнейшем будут приносить трафик. Например, страницу в Instagram.
  3. В отделе маркетинга сотрудники систематически не укладываются в отведенные руководителем сроки.
    Приглашаем менеджера проекта, который помогает руководителю ставить задачи грамотно, с учетом приоритета, объективно оценивать время, необходимое сотрудникам на выполнение.
  4. Экономический кризис сказался на уровне жизни граждан, продажи элитной обуви значительно сократились.
    Снижаем объемы выпуска элитной обуви и увеличиваем производство изделий средней ценовой категории.
  5. Необходимое для производства оборудование регулярно выходит из строя. Позволить себе купить новую установку компания пока не может.
    Находим партнеров с таким же оборудованием и договариваемся о его аренде, а в качестве оплаты делимся частью прибыли.
  6. В Сети стали появляться негативные отзывы о компании с упоминанием некомпетентности сотрудников. Наблюдается снижение числа повторных продаж.
    Отправляем персонал на курсы повышения квалификации, вводим систему бонусов для постоянных клиентов.
  7. Клиенты жалуются, что офис трудно найти среди зданий несмотря на расположение в центре города. Многие звонят, договариваются о встрече в офисе, но не доходят.
    Устанавливаем заметные указатели по наиболее вероятным маршрутам клиентов (от парковок, остановок общественного транспорта). На сайте, на визитках, в рассылках с приглашениями указываем карту с маршрутом относительно крупного ориентира.

Часто задаваемые вопросы

Этот метод помогает определить преимущества и слабости компании/человека, а также возможности и потенциальные риски, которые могут встретиться в ходе конкурентной борьбы или планирования бизнес-проекта.

СВОТ-анализ актуален и для компаний, и для человека, ПЕСТ более ориентирован на крупные организации и целые государства, позволяя определять внешние аспекты политики, экономики, социума и технологий.

Любые характеристики, которые не относятся к основным элементам матрицы.

Некоторые специалисты считают метод сомнительным, критикуют его за:

  • субъективность;
  • отсутствие конкретики;
  • сложность интерпретации результатов;
  • отсутствие иерархии факторов.

Метод позволяет наглядно отобразить реальное положение дел с учетом внешних угроз. В процессе аналитики появляются идеи для стратегического планирования во всех направлениях работы компании.

Желательно, чтобы в процессе анализа участвовало несколько человек. Общими усилиями удастся добиться предельно объективных результатов, расположенных в таблице по степени значимости.

Этот метод актуален для всех: от стартапов и микробизнеса до гигантов рынка. Он помогает выстроить наиболее эффективный путь развития с оглядкой на внешние факторы.

Заключение

По итогам SWOT-анализа можно увидеть полноценную общую картину положения дел в фирме: внутриорганизационные тенденции и рыночную ситуацию. Что касается стратегического планирования, одного СВОТ-анализа недостаточно, но он может послужить хорошим началом для составления бизнес-плана.

  • Что такое сказка определение 3 класс литературное чтение коротко
  • Что такое сила доброты сочинение
  • Что такое сжатое сочинение
  • Что такое связный рассказ
  • Что такое свита в сказке спящая царевна