Что такое сказка фольклор

План урока: понятие о фольклоре разнообразие жанров фольклора понятие о сказке, отличительные черты жанра сказка царевна-лягушка сказка иван-крестьянский сын и

План урока:

Понятие о фольклоре

Разнообразие жанров фольклора

Понятие о сказке, отличительные черты жанра

Сказка «Царевна-лягушка»

Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Сказка «Журавль и цапля»

Сказка «Солдатская шинель»

Этический смысл русских народных сказок

Понятие о фольклоре

Нравственные идеалы народа. Хранители фольклора: сказатели, певцы, рассказчики

Творчество народа называют фольклором. Это понятие английского происхождения, переводится: «folk» — народ, люди; «lore» – мудрость, познание. Большая часть человечества на протяжении своей истории не ведало грамоты, но создавало устную народную культуру. Произведения фольклора – это итог многовековой человеческой мудрости, творчество многих поколений. Неписаная литература народа имеет коллективное авторство, тем не менее кажется, что творил ее один человек с устоявшимися нравственными идеалами. Потому народ считается автором фольклорных произведений, в них даны основы народных нравственных законов.

Фольклорные произведения отличаются особым сказовым стилем. Исполнители фольклора: гусляры-певцы[1], сказители и рассказчики испокон веков хранили традиции, которые переходили от поколения к поколению. Произведения фольклора передавались из уст в уста, даже когда на Руси появилась письменность. Происходило это потому, что христианская церковь старалась искоренить языческие верования, хранившиеся в народном творчестве, запрещала «в гусли гудеть и песни петь». Только с конца XVII в. фольклор, который считали примитивным творчеством, стали записывать со слов сказителей, певцов и рассказчиков, а со второй половины XVIII в. печатать. С середины XX в. словесное творчество народа окончательно уступило место письменному авторскому творчеству. Только в детской среде и для детей продолжают создаваться малые жанры фольклора.

skaziteli

Разнообразие фольклорных жанров

Особенности детского фольклора

Жанры русского фольклора многообразны: предания, легенды, сказания, былины, песни и сказки. Есть еще малые фольклорные жанры, некоторые из них принято называть детскими. Рассмотрим некоторые примеры фольклорных жанров небольших форм.

Потешки для маленьких детей – это занимательные стишки, сопровождающиеся игровыми действиями, их предназначение – развлечение и развитие ребенка. Вспомните «Ладушки, ладушки…», «Сороку-ворону» и пр. Прибаутками называют шутливые рассказики с простенькими сюжетами для забавы детей. Колыбельные для малышей создавались для убаюкивания (от слова «баять» – рассказывать), а сами песни называли байками. Мелодичный рассказ помогал детям уснуть. Страшилками называют придуманные детьми мистические истории, которые рассказываются с пугающей интонацией. Считалки нужны в игре, чтобы выбрать водящего или выбывающего участника. Дразнилки придумываются для высмеивания чьих-то негативных качеств. Эти насмешливые стишки часто сопровождаются гримасами и жестикуляцией. Скороговорки, труднопроизносимые фразы, являются упражнением для навыков правильного произношения. Загадка представляет собой иносказательное описание предмета, служит для развития сообразительности. Среди народных загадок есть такие, которые обучали умению считать, они похожи на математические задачи. Например, загадка «Летела стая гусей» и др.

zagadka pro gusei

Относятся к малым жанрам фольклора пословицы и поговорки, их цель донести при помощи художественных образов мудрую мысль в предельно краткой форме. Так, например, образ воробья стал иносказательным предостережением болтливому человеку в пословице:«Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Пословицы отличаются завершенностью мысли, поговорки являются лишь частью фразы. Столетиями жили и продолжают жить эти изречения, подтверждая народную мудрость: «Пословица век не сломится».

Понятие о сказке, отличительные черты жанра

Виды сказок

Сказка – это рассказ необычайного содержания, основанный на вымысле. Сказочный мир – не пустопорожний вымысел. Суть народной небылицы отражена в сочиненной А.С. Пушкиным присказке:«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Сказки учат главным жизненным принципам: борьбе со злом, доброте, преданности, справедливости, честности.

Неизвестно, когда на Руси появились эти древнейшие произведения. Слово «сказка» стали употреблять с XVII в., ранее их называли «басни», «байки» (от слова «баять»). Первые записи русских сказок были сделаны во второй половине XVII в. врачом царя Алексея Михайловича, англичанином С. Коллинзом, который в 1667 г. в Лондоне опубликовал несколько русских преданий и сказок в своей книге о России. Со времен Петра I, когда ослабло влияние церкви, запрещавшей «басни баять», сказки начали активно собирать и записывать, с XVIII в. стали издавать, появились литературно обработанные фольклорные сказки.

Простота и естественность сказок – признак произведений высочайшего мастерства. Отличительные черты народной сказки были определены особенностями ее композиции. Традиционной частью был сказочный зачин: «Жили-были» и др. Более развернутый зачин у волшебных сказок: «В некотором царстве…» Иногда предисловием была у сказки присказка, шутливая прибаутка, создававшая настрой слушателей. Присказки вставлялись и в середину повествования: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Присказка могла завершать сюжет: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец». Традиционны для сюжетов сказок концовки с упоминанием веселого пира или счастливого будущего героев: «Стали жить-поживать и добра наживать».

Используется в сказках прием троекратного повторения, повторяются трижды даже целые эпизоды. Число «три» в древности считалось магическим числом. Присущи языку сказок устойчивые эпитеты: конь добрый, удаль молодецкая, девица красная, леса дремучие, солнце ясное и пр. Выделяют три основные разновидности народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Сказка «Царевна-лягушка»

Образы Василисы Премудрой и Ивана-царевича. Образы сил зла. Вера в торжество добра

Волшебные сказки – это своеобразная приключенческая народная литература. Сказочный герой совершает опасное путешествие в «тридевятое царство, тридесятое государство», где ему нужно пройти испытания, одержать победу над злом. Заканчиваются приключения всегда благополучно. Основные черты волшебных сказок определены мифическим мировоззрением древних людей, их магическими обрядами. В сказке «Царевна-лягушка» много магии, загадок, превращений. Скрытый смысл сказки раскрывает представления народа о добре и зле, мудрости и глупости.

В «Царевне-лягушке» есть троекратное повторение: на три года заколдована Василиса Премудрая; царь, у которого три сына, трижды испытывает своих невесток. Старшие царские сыновья корыстолюбивые и зловредные, младший сын – добродушен и бескорыстен. Иван-царевич в обыденной жизни скромен, мухи не обидит. Он беспрекословно подчинился воле отца, женившись на лягушке, терпеливо сносил обиды от старших братьев, которые зло подшучивали над ним. Неразумный поступок он совершил, когда, не спросив жены, сжег ее лягушачью шкуру. Чтобы вернуть Василису Премудрую, он решительно отправляется на ее поиски. В пути, несмотря на голод, царевич проявил милосердие и пощадил медведя, зайца, селезня и щуку, которые отплатили ему добром. Проявив удаль и бесстрашие, он справился с Кощеем Бессмертными спас Василису. В образе Ивана-Царевича отражены черты положительного героя, история которого присутствует во многих других сказках. Он всегда побеждает нечисть и зло, делает все для преумножения добра. Сказочный герой представляет собой образец правильного поведения честного, готового постоять за правду человека.

carevna lyagushka i ivan
 

Василиса Премудрая из-за заклятья Кощея Бессмертного должна была носить лягушачью шкурку, которая скрывала ее настоящую красоту. Красавица впала в немилость отца, потому что ему не нравилось, что дочь стала умнее его. Она для Ивана-царевича стала верной и заботливой женой, помогала решать мужу все проблемы. В образе Василисы Премудрой дан пример хорошей хозяйки и искусной мастерицы.

В сказке череда чудес основана на бытовых понятиях и представлениях русских людей. Об умении печь хлеб сказочник поведал с восхищением крестьянина, знающего толк в выпечке. По повелению царя жёны сыновей испекли по караваю. У жены старшего сына, боярской дочери, каравай подгорел. Жена среднего сына, купеческая дочь, каравай недопекла. У Василисы Премудрой каравай получился такой, какой царю доводилось лишь по праздникам есть. Потому и раскрываются подробности хлопотного дела: Василиса просеяла муку пшеничную через«частые решета, мелкие сита», тесто белое долго замешивала – вот и получился мягкий и рыхлый хлеб, который умелица разукрасила узорами мудреными.

Столь же уважаемо в глазах крестьянина искусство тканья и вышивания, которым владеет мастерица Василиса: где кольнет иглой – там «цветок зацветает», «хитрые узоры» появляются, «птицы летят». Высоко ценилось и считалось чудесным умение танцевать. Махнула левым рукавом Василиса – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Закончила плясать, пропали и озеро, и птицы. Так изображено в сказке чудо танца, напоминающего движения лебедей с их медленным скольжением и плавным покачиванием.

Злое начало воплощено в отвратительных фантастических чудищах.Обычно в сказках Баба Яга предстает коварной похитительницей или зловещей ведьмой, враждующей с людьми. Жилище Яги представляет собой избушку на курьих ножках в глухом лесу, вдали от всего живого. Она словно живет на границе волшебного мира, стоит на его страже. Попавшему к Яге человеку грозит гибель, только сообразительность и смекалка помогают спастись. Но в этой сказке образ Бабы Яги предстал иным: она помогает доброму молодцу в поисках Василисы Премудрой, дает совет, как справиться с Кощеем.

carevna lyagushka i kashchei
 

Образ Кощея Бессмертного представляет собой могущественную враждебную людям силу, властелина царства темных сил. Он жесток даже к собственной дочери, не приняв ее превосходства. В образе этого сказочного персонажа воплощены самые негативные черты человека. Это хитрый, коварный, жестокий и агрессивный злодей, которого не убить «ни стрелой, ни пулей». Свою смерть злой чародей спрятал на острие иглы, которая была в яйце, хранившемся в утке. Утка спрятана в зайце, запертом в сундуке, подвешенном на цепях к вершине огромного дуба. Победить Кощея Бессмертного можно, только добравшись до его тайника. Непобедимого злодея смог одолеть с помощью животных Иван-царевич. Такой финал демонстрирует торжество сил добра над злым началом.

Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Подвиги главного героя. Идея защиты своей земли от врагов

Сказку называют героической или богатырской, если в основе ее сюжета лежит повествование о подвигах во имя Родины. Герой богатырской волшебной сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» вместе со своими старшими братьями отправился на защиту русской земли от набегов неведомой силы. Из-за беспечности братьев юному Ивану пришлось в одиночку сразиться с тремя многоголовыми чудищами, и он победил. Уничтожил Иван их жен и мать – змеиху, задумавших своим колдовством отомстить и погубить Ивана с братьями. Благодаря бдительности и самоотверженности Ивана люди стали жить без страха, потому что ни одно Чудо-Юдо больше не смело появляться в их краях. В сказке прославляется мирный труд крестьян на своей земле, поднимается тема защиты Родины.

skazki russkie narodnie ivan krestjyanskij sin i chudo yudo
 

Сказка «Журавль и цапля»

Простые законы житейской мудрости

В сказках про животных персонажи наделены человеческими качествами. В сказке «Журавль и цапля» две птицы жили уединенно на болоте. Решив скрасить свое одиночество, журавль пошел к цапле свататься, но пришелся ей не по вкусу. Ей показалось, что жених «долговязый», «летает худо», прокормить ее не сможет. После строптивая одинокая цапля пожалела о своем отказе, и сама отправилась к журавлю. Он же не забыл обиду, отказался общаться. С той поры так друг к другу и ходят. В сказке тонко очерчены человеческие характеры, отражены отношения самолюбивых людей, для которых существует неразрешимая проблема выбора идеального спутника. Они забыли, что у всех есть свои недостатки. Потому у сюжета сказки нет конца, гордецы не найдут выхода из сложившейся ситуации. Чувствуется насмешка сказочника над поведением героев.

zhuravl i caplya

Сказка «Солдатская шинель»

Отражение народной морали в тексте

Бытовые сказки часто имели социальную направленность, ее главным положительным героем был бедный человек: крестьянин, работник или солдат. В этих сказках нет чудес, магии или волшебства. К бытовой сказке относится «Солдатская шинель», сюжет представляет собой случай из обыденной жизни. Неунывающий солдат похвалился перед барином своей шинелью, которая служила ему и удобной постелью. Барин захотел приобрести такую хорошую вещь, которая заменит ему перины и подушки. Дома он попробовал уснуть на шинели, но не смог и пошел жаловаться к командиру солдата. Командир понял, что со стороны солдата не было обмана: после тягот службы находчивый солдат крепко засыпал на шинели, подложив рукав под голову и укрываясь ее полой. Бездельнику барину тяжело засыпалось и в удобной кровати. Народная мораль выражена в словах командира в конце сказки: кто устает от работы, заснет крепким сном, а «кто ничего не делает, тот и на перине не уснет». В бытовых сказках высмеиваются недостатки людей, утверждаются нравственные понятия.

Этический смысл русских народных сказок

А.С. Пушкин некогда сказал, что словесному творчеству народа присуще «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Восторженно оценил поэт истории, услышанные от своей няни: «Что за прелесть эти сказки!» Слушая рассказы крепостной крестьянки, он считал, что восполняет «недостатки своего воспитания» в дворянской среде. Поэт В.А. Жуковский писал, что в сказках заключаются народные мнения,эти суеверные предания дают понятие о нравах. Сказки назидательны и нравоучительны. Эти невероятные рассказы имеют глубокий этический смысл, они учат человека быть твердым в жизненных испытаниях, не мириться с несправедливостью, дают примеры не только сказочных, но и настоящих способов борьбы со злом. В сказках реализованы помыслы народа о торжестве правды, честности и труда над ложью, коварством и бездельем.

Словарь

Гусляр – древнерусский певец, исполнявший произведения с помощью струнного музыкального инструмента – гуслей

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 1

  1. Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору.

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

  1. Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик да старуха. У них                           «Морозко»

было три сына.»

«Жил-был царь Берендей, у него было                           «Белая уточка»

три сына…»

«Живало-бывало — жил дед да с другою                       «Летучий корабль»

женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»                                                                              «Иван царевич и

«Жил-был старик. У него было три сына:                      Серый волк»                  

двое умных, третий дурачок…»                                      

«Один князь женился на прекрасной                               «По щучьему

княжне».                                                                             веленью»

  1. Из какой сказки отрывки?

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

______________________________________________________________  

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» ______________________________________________________________  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________

  1. Произведение «Белая уточка» — это ____________ .

Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

  1. Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

  1. Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________  

  1. Из каких сказок эти предметы и герои? Соедини стрелочками.

топор                                                       «Иван царевич и серый волк»

собачка                                            

златогривый конь                                   «Морозко»

заморышек

Стреляло                                                 «Летучий корабль»

щука

печка                                                        «Белая уточка»

царь Далмат

живая и мертвая вода                             «По щучьему веленью»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) на прочитанную дополнительно сказку.

Отзыв

1. Автор _____________________________________________________________  

2. Название  __________________________________________________________  

3. О чем эта сказка? ____________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

4. Кто из героев понравился и почему? ___________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? _____________________________  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 2

  1. Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .

русских писателей;   зарубежных писателей;   фольклора.

  1. Какие сказки заканчиваются какими словами? Соедини стрелкой.

«А Иван-царевич женился на Елене                   «Белая уточка»

Прекрасной. И стали они жить-поживать

да горя не знать».                                                «По щучьему веленью»

«Заголосила старуха, да поздно».                    

«И стал он в том царстве жить, всякие            «Иван-царевич и Серый

 дела вершить»                                                       волк»

«Тут и сказке конец, а кто слушал —                  «Летучий корабль»                        

молодец»

«А ведьму привязали к лошадиному                

хвосту, мыкали по полю…и не осталось              «Морозко»

от ней ни следа, ни памяти»

  1. Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________  

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

  1. Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.
  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

  1. Подчеркни пословицу, которая подходит к сказке «По щучьему веленью»

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

  1. Допиши предложение.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .

  1. Из каких сказок эти герои и предметы? Соедини стрелкой.

Скороход                                            «Иван-царевич и Серый волк»                            

царь Афон

бочка в море                                       «Летучий корабль»

Марья-царевна

падчерица                                            «По щучьему веленью»

ведьма

Холодило                                             «Морозко»

вода живая и говорящая

блины                                                   «Белая уточка»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) по дополнительно прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор _____________________________________________________________

2. Название __________________________________________________________

3. О чем это произведение  (тема) ________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем тебе понравилось произведение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица правильных ответов.

задания

Вариант 1

Вариант 2

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора.

2

«Жили-были старик да старуха. У них                      было три сына…» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  («Морозко»)                                                                          

«Жил-был старик. У него было три сына:                            

двое умных, третий дурачок…»  («По щучьему веленью»)                                    

«Один князь женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха, да поздно».  («Морозко»)                  

«И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль»)                                                      

«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                                

«А ведьму привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю…и не осталось  от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка»)

3

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и Серый волк»)

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка»)  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…»

(«Летучий корабль»)

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

(«Летучий корабль»)

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

(«По щучьему веленью»)  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

4

Произведение «Белая уточка» — это сказка.

Произведение «Летучий корабль» — это сказка.

5

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

6

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

7

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

8

«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,.

«Морозко»: собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

9

Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы.

Ф.И.О. –
Третьякова Светлана Маратовна

Должность
– Учитель русского языка и литературы

Квалификационная 
категория — высшая

Название 
образовательной организации – МКОУ «Уйская СОШ имени А. Тихонова»

Конспект
урока по литературе по теме «Что такое фольклор?» — 5 класс

(слайд) — Что такое фольклор?

Цели урока:

обучающие:

·        
познакомить с терминами фольклор, жанры фольклора;

·        
вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора:
сказка, загадка, скороговорка, пословица, поговорка;

·        
развивать интерес к народному творчеству, сказкам и
другим жанрам русского фольклора;

развивающие:

·        
совершенствовать навыки речевого высказывания;

·        
развивать память, внимание, логику и
интеллектуальные навыки и умения;

·        
развивать языковые компетенции учащихся в разных ситуациях
общения;

·        
развитие слухового восприятия, формирование
произношения;

воспитывающие:

·        
воспитание уважения к истокам

·        
своего народа, интереса к фольклору, родной речи и
литературе, побуждать к чтению

·        
народных и авторских сказок;

·        
повышать уровень культуры речи.

Оборудование: презентация «Фольклор», красные
жетоны=1балл.

Ход урока

І. Орг.
момент.

Эмоциональный
настрой.

— Давайте
улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам
успехов и творческих удач!

ІІ. Проверка
пройденного материала.

— Напомните мне, о чем мы с вами
говорили на прошлом уроке
?

/рассуждения
учащихся
/

Блиц — опрос

Что такое —
ЛИТЕРАТУРА?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Слово литература
пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка (литера – буква). В
переводе оно означает написанное.

(Слайд) Чем отличается
литература научная от художественной?

/рассуждения
учащихся
/

·        
(щелчок) Из научных книг
мы получаем знания о законах природы и мира

·        
Из художественной литературы мы узнаем о людях,
их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними

Главный инструмент писателей и поэтов?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) /слово/

Что такое искусство?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Иску́cство —
ОБРАЗНОЕ осмысление действительности.

Образность?  Образное слово?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) ОБРАЗНОСТЬ — основное свойство художественного
произведения.

                
ОБРАЗНОЕ слово — слово, рождающее образ в нашем воображении.

— С помощью чего автор может сделать
свое произведение образным?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Тропы —  (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы
нужны автору для наглядности, изображения тех или иных предметов.

ІІІ. Новая
тема.

 (Слайд) Очень хорошо,  сегодня мы продолжим свое путешествие по огромной и самой
интересной  стране, которая называется  «Литература». 

— Вспомните,
а с какими произведениями вы познакомились в детстве, так сказать в начале
своей жизни? Затем? 

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Действительно, только
родившись
на белый свет, вы познали добрые
колыбельные, которые вам напевала мама перед сном,
(щелчок) затем вы с удовольствием
слушали сказки, которые рассказывала вам бабушка, в садике вы начали учить
маленькие стишки-считалки,
(щелчок) разгадывать загадки
и, конечно же,  
(щелчок) начали познавать
мудрость пословиц и поговорок. Словом, вы начали знакомство с литературой с его
азов – устного народного творчества!!!

(Слайд) Устное народное
творчество

— Сегодня мы
познакомимся с законами и обычаями  прекрасного мира русского народного творчества. Как вы думаете, что же такое устное народное творчество?

/рассуждения
учащихся
/

— Давайте
вместе проанализируем
тему нашего урока. Что значит устное?

/рассуждения
учащихся
/

— Это значит, что эти произведения
передавались

из УСТ в УСТА, т.е. мама рассказывала детям,

бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему,
поэтому произведения постоянно изменялись.

— Что значит народное?

/рассуждения
учащихся
/

— Это значит, что сочинял не один какой-то
человек, а народ.

— Что такое творчество?

/рассуждения
учащихся
/

— Творчество произошло от слова ТВОРИТЬ, т.е.
СОЗДАВАТЬ, ДЕЛАТЬ.

(Слайд) В 1846 г  английский ученый У. Дж. Томс ввел в науку  новый термин —
«ФОЛЬКЛОР», который в переводе означает «народная мудрость».
Российские ученые фольклором  стали  называть устное народное творчество.

Фольклор
= устное народное творчество.

  • FOLK –  народ
  • LORE – предание, знание,
    мудрость

— Что значит МУДРОСТЬ, как вы понимаете
это слово?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) МУДРОСТЬ — ум, способность, талант  и
опытность в жизни.

(Слайд) Как вы думаете, что возникло вначале фольклор или литература?

/рассуждения
учащихся
/

— Фольклор намного
древнее письменной литературы, он впитал в себя мудрость, знания, опыт
бесчисленных поколений людей. Литература возникла, опираясь на фольклор,
используя и совершенствуя созданные им образы, краски, приёмы повествования.

(щелчок) Но
литература не отменила фольклора
; устное народное творчество продолжало жить и развиваться
наряду и рядом с письменностью… Пушкин писал «Руслана и Людмилу», а
русалки, лешие и коты учёные продолжали жить в сказках Арины Родионовны…

— Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Сказки,
песни, пословицы, поговорки, загадки, былины – это жанры фольклора

Фольклор


Лирика

Эпос

Драма

  • Песни
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Загадки
  • скороговорки
  • сказки
  • предания
  • легенды
  • былины
  • игры
  • обряды
  • народные пьесы

— Как вы думаете, какие жанры народной словесности появились
раньше других? Почему?

/рассуждения
учащихся
/

(щелчок) Конечно же, это пословицы, поговорки, скороговорки,
загадки
, так как они короткие и лёгкие для запоминания.  Так
давайте начнем свое путешествие по стране устного народного творчества именно с
этих жанров.

(Слайд) СКОРОГОВОРКИ

— Что такое
скороговорка?

/рассуждения
учащихся
/

 (Щелчок) — Скороговорка
— фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная; поговорка
или прибаутка.

— Для чего
нужны скороговорки?

/рассуждения
учащихся
/


Скороговорки используют
для развития речи детей,
артистов, ведущих радио, дикторов,

преподавателей. Когда
люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более выразительной,
разборчивой и внятной

Д/З — Ребята из 1 группы знакомят
учащихся со скороговорками, подготовленными дома

(Слайд) Игра: «Скажи быстрее»

· У Сашки в кармашке
шишки да шашки.

· Зоиного зайку
зовут Зазнайка.

· Дятел дуб
долбил, да не выдолбил.

· Молодец у
молодицы попросил воды напиться.

· У ежа ежата, у
ужа ужата.

· У елки иголки
колки.

ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ

(Слайд) А теперь поговорим о пословицах
и поговорках.
Кто готов дать ответ на вопрос: что
такое пословица?

/рассуждения
учащихся
/

ПОСЛОВИЦЫ и
ПОГОВОРКИ
наиболее древние жанры народного творчества.

(Слайд) Пословица — это краткое народное изречение, в которой отражается народная
мудрость и  жизненный опыт.

— А что
такое поговорка? Чем она отличается от пословицы?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Поговорка – это короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является
полноценной пословицей; по сути представляет собой новый образ, который
заменяет какое-то обычное слово.

Н: вместо
«пьян» – «лыко не вяжет»,

   вместо
«дурак» — «пороха не выдумал», и так далее.

 (Слайд) Главные черты пословиц и
поговорок?

/рассуждения
учащихся
/

  • (Щелчок) — Краткие да складные
  • Образные (есть слова с переносным значением)
  • Применяются к разным случаям в жизни.
  • Мудрые.

—  В отличие
от пословицы,
поговорка не содержит никакого
поучительного обобщающего смысла.

ЕЩЁ ОДНО НОВОЕ СЛОВО – брат пословицы

(Слайд) Афоризм   = 
Пословица

АФОРИЗМ
(греч.), изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль
Н:
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» — А. С. Пушкин.

(Слайд) Различие:

Афоризм  
=  Пословица

image004image004Создает    

Автор               Народ                     

Д/З — Ребята из 2 группы знакомят
учащихся с пословицами и поговорками, подготовленными дома

— А я сейчас
посмотрю, как много вы знаете пословиц и поговорок

(Слайд) Игра: «Найди вторую
половинку».
  Сейчас вы попытаетесь найти вторую
половину к пословице.

1) Своя земля

стыдно не
учиться.

2) Пчела мала,

когда деревьев
много.

3) Не стыдно не
знать,

и в горести
мила.

4) И лес шумит
дружней,

а и та работает.

(Слайд) Молодцы, теперь
проверим, как вы справитесь со смыслом
каждой из
пословиц? О чем первая пословица  — Своя земля и в горести мила?

 (…о любви к
Родине, к России, к своему городу или деревне).

— А какие
ещё пословицы
о Родине вы знаете? Приведите
примеры.

/рассуждения
учащихся/

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

— О чем
вторая пословица —
Пчела мала, а и та
работает
?

(…о труде, о
трудолюбивых людях).

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Где охота и труд там поля цветут.

— О чем
третья пословица
Не стыдно не знать,
стыдно не учиться
?

(…об учении, о
нерадивых учениках).

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Учиться никогда не поздно.

Хорошая книга — лучший друг.

Чтение — лучшее учение.

— О чем четвертая
пословица —
И лес шумит дружней, когда
деревьев много
?

( … о дружбе, об
умении дружить)

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга — ищи, нашёл — береги.

— Молодцы! Посмотрим, как вы справитесь
со вторым заданием.

(Слайд) По ошибке наборщика
первая половина принадлежит одной пословице, а вторая – другой. Надо вернуть им
первоначальный вид. За каждый правильный ответ красный жетон.

Баба с возу, а
хомут найдется

Беды мучат, а
руки делают

Без труда не
накинешь платок

На всякий роток
не вынешь и рыбку из пруда

Глаза страшатся,
да уму учат

Была бы шея –
кобыле легче

(ЩЕЛЧОК)
Ответы

Баба с возу – кобыле
легче

Беды мучат, да
уму учат

Без труда не
вынешь и рыбку из пруда

Глаза страшатся,
а руки делают

Была бы шея, а
хомут найдется

На всякий роток
не накинешь платок

 СКАЗКИ

(Слайд) Продолжаем наше
путешествие
по стране устного народного творчества.
Следующая  наша остановка называется «Сказка».

— Какие
русские народные сказки вы читали?

/рассуждения
учащихся/

 («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и Лиса»,
«Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь» и другие).

 А что такое сказка, кто знает?

/рассуждения
учащихся/

(Слайд) СКАЗКА — это занимательный  рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.

Мир русской
народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых
людей, купцов да купчих, царей да их дочерей, а также и вымышленных героев:
кощей бессмертный, баба яга, леший, русалки и т.д. Встречаются в русских
народных сказках разные звери, иногда даже волшебные.

(Слайд) Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

— сказал великий
поэт А.С. Пушкин. Как вы понимаете слова великого поэта?

/рассуждения
учащихся/

(Слайд) Задача русской 
народной сказки
—  воспитывать и поучать.

— Чему учат
нас сказки?

/рассуждения
учащихся/


Действительно,
сказки учат нас быть добрыми и
справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Они утверждают
народные принципы жизни: честность, смелость, трудолюбие.

(Слайд) Какие черты характера
в героях русских народных сказок положительные?

               
 Какие отрицательные? —
(Дети заполняют таблицу).

Положительные:

Отрицательные:

Смелость

Честность

Трудолюбие

Щедрость

Доброта

Справедливость

Ложь, обман

Зазнайство

Хитрость

Жадность

Трусость

Глупость

(ЩЕЛЧОК)ПРОВЕРКА

Практические
задания.

— Попробуем
угадать, из каких сказок эти герои?

1. Лицом
конопатая, на ногу хромая, да к тому же злая да ленивая

(родная дочка,
Ленивица из сказки «Две сестры», или «Морозко»).

2. Собой
красавица, русая коса до пояса, голубые глаза, да ещё рукодельница.

(Падчерица, Настенька,
Машенька из сказки «Две сестры», или «Морозко»).

3. Сильный и
смелый, защищал русских людей от Змея Лютого, спас из плена змеиного Забаву
Путятичну.

(Богатырь
Добрыня Никитич из былины «Добрыня и Змея»)

4. Свирепая,
хитрая и жадная, утаскивала русских людей к себе на гору в пещеру.

 (Змея, Змей
Горыныч из былины «Добрыня и Змея»).

5. Рыжая плутовка,
обманщица, сама каши наелась, а гостя  ни с чем оставила.

(Лиса из сказки
«Лиса и журавль»)

6. Наивный,
глупый, с длинной шеей и клювом, пошёл в гости и остался голодным.

(Журавль из
сказки «Лиса и журавль»)

ПЕСНИ

(Слайд) Следующая  остановка нашего путешествия представляет жанр устного народного творчества — это
«ПЕСНИ».
Русский народ славится своими красивыми,
задушевными, с глубоким смыслом песнями.

Народная
песня
— это музыкальное произведение, автор
которого — народ. Народные песни передаются из поколения в поколение.

— Какие виды
народных песен вы знаете?

/рассуждения
учащихся
колыбельные, частушки,
хороводные, заклички и другие
/

— Попробуем
вместе рассортировать песенный жанр русского народа по полочкам.

(слайд + аудиозапись) — Люшеньки-люли

 Прилетели гули.

 Стали гули ворковать,

 Мою деточку качать.

 Баю – бай, баю – бай,

 Дочка, глазки закрывай.

 А – а – а!

— Какую
песню вы сейчас услышали
? Когда поют такие песни?

/рассуждения
учащихся/

— Конечно
же, это колыбельные
. Эти песни нужны для того,
чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. А вам пели такие песни, когда вы
были маленькими? Кто? Сможете напеть?

/рассуждения
учащихся/

 (слайд + аудиозапись) — Сейчас послушайте ещё одну песню и подумайте, к какому жанру она
относится?

/рассуждения
учащихся
– хороводная/

— А что
такое хоровод?

/рассуждения
учащихся/

— Конечно
же, это групповой
танец с песнями и играми.

(Слайд) Следующий песенный
жанр русского народа,
я думаю, знает каждый из вас
– это ЧАСТУШКИ.
Что они представляют собою?

/рассуждения
учащихся/

(ЩЕЛЧОК)ЧАСТУШКИ — это коротенькие песенки с юмористическим
(смешным) содержанием. 

— Какие частушки
вы знаете?

(слайд + аудиозапись) — Д/З – ребята (3
группа) поют частушки под минусовку

Загадки

(Слайд) Последняя наша
остановка, представляет,
я думаю, самый любимый 
жанр детей —  “ЗАГАДКИ”.

Что представляет
собой этот жанр народного творчества?

/рассуждения
учащихся/

 (Щелчок) — ЗАГАДКИ
— это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное
(в переносном значении) изображение предметов и явлений.

— Давайте
поломаем голову
над русскими народными загадками!

(Ребята из 4 группы проводят игру «Отгадай загадку»)

1.Без рук, без топорёнка

Построена избёнка

(Гнездо)

2.Поднялись ворота

Всему миру красота.

(Радуга.)

3.Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит.

(Мороз.)

4.Зимой и летом –

Одним цветом

(Ёлка)

5.Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал —

Там и пропал.

(Сахар.)

6.И языка нет,

А правду скажет.

(Зеркало.)

7.Ползун ползёт,

Иголки везёт

(Ёж)

8.Без языка,

Без голоса,

А всё расскажет.

(Книга.)

(Слайд) Наше путешествие – на
сегодня
—  по устному народному творчеству  подходит к концу.
Мы вспомнили сказки,  отгадали загадки, разобрали немало пословиц,
учились проговаривать скороговорки, послушали песни, частушки. Как вы думаете,
необходимы ли знания устного творчества для нас? Аргументируйте свой ответ.

/рассуждения учащихся/

(Слайд) Конечно же, необходимы. Произведения устного народного творчества – фольклора – это  мудрость,
знания, опыт бесчисленных поколений людей. Читайте сказки, любите их,
загадывайте друг другу загадки, употребляйте в речи пословицы и поговорки — все
это сделает вашу речь содержательней и богаче, а жизнь – интересней.

Рефлексия:

– Понравился вам урок?

– Что вам запомнилось?

– Хочется прийти ещё на урок?

Домашнее
задание:

1. Закрепить материал урока

2. Составить небольшой рассказ (на школьную тему), включая в него пословицы и
поговорки

3. (По желанию) Подготовить рисунок по любой пословице.

4. Прочитать
сказку «Василиса Прекрасная» + записи по плану с
читательского дневника по данной сказке)

07/09/21

№ 02

1.

Автор

Попова
Елена Сергеевна

2.

Должность

Учитель
русского языка и литературы

3.

Название
материала

Конспект
урока

4.

Учебный
предмет

Литература

5.

Класс
(возраст)

5

6.

Тема
урока

Фольклор — коллективное
устное народное творчество

7.

Тип
урока

Урок
открытия новых знаний

8.

Форма
урока

Урок-беседа

9.

Цель

Дать
понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров

10.

Задачи

Уделить внимание
развитию речи учащихся

11.

Планируемые
результаты

Личностные: положительно
относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые
знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает
и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознает
познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также
самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает
вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли,
высказывает и обосновывает свою точку зрения

12.

Оборудование

УМК,
презентация по теме, компьютер

Ход урока

1) Организационный момент

Проверка домашнего задания. (Учащимся было задано подобрать
по 2 пословицы и по 1 поговорке о чтении и об учении, выписать в тетрадь,
подумать, какой смысл заключен в них

Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они
являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение,
иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость,
переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни,
духовный и нравственный облик народа.

Пословицы об учении

Ученье — красота, неученье — простота.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Ученье лучше богатства.

Ничего не смыслить — век киснуть.

Пословицы о чтении

С книгой поведешься – ума наберешься

Книги читаешь — далеко видишь.

Поговорка – это образное выражение, существующее в речи для
эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька»
означает выражение досады.)

Поговорки об учении

Не учи учёного

Век живи — век учись, а дураком помрешь

Поговорки об чтении

Смотрю в книгу – вижу фигу

Чем отличается поговорка от пословицы?

Пословицей называют законченное предложение – краткое и
всегда нравоучительное. А поговорка — это часть суждения без вывода. Поговорку
можно заменить одним словом или фразой. Например:

«Одним словом». Замените поговорки одним словом

На попятный двор. (Отказаться);

Заткнуть за пояс. (Победить);

При царе Горохе. (Давно);

Хоть шаром покати. (Ничего нет);

Легок на помине. (Появился быстро);

У черта на куличиках. (Далеко);

Яблоку негде упасть. (Тесно);

Как снег на голову. (Внезапно);

Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

3. Работа по теме урока.

Что такое «фольклор»?

Фольклор — народная мудрость (от англ. cлов folk-народ,lore-
мудрость)

Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Второе значение слова фольклор -совокупность обычаев,
обрядов, песен и других явлений народного быта.

      В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а
музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но
запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой,
например прядением пряжи) или танцами.

      — Почему мы называем фольклор коллективным
творчеством?

      — Как передаются произведения фольклора новым
поколениям людей?

      Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное
народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради:

Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

Словарная работа.

Устное- уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив,
потому что автор

безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать,
придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное
– так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты),
а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание
детей на слово уста – рот, губы.

Фольклор — это произведение устного народного творчества.
Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или
английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

— С первого класса мы знаем, что произведения устного
народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию
эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

Сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния
народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о
справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные
произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость,
смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном
народном творчестве.

Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка,
закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка,
сказка.)

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные
произведения.

С самым первым фольклорным произведением ребенок знакомится,
когда мама поет ему колыбельную.

-Что такое колыбельные?  Колыбельная песня — песня, которой
убаюкивают ребенка.

Для чего они нужны?

А знаете ли вы, о чем пели матери в колыбельных? В колыбельных
мать часто пела о том, каким ей представляется будущее младенца. Оно
обязательно связано с трудом в поле, в лесу, в доме. Колыбельная—очень древний
жанр фольклора. Древние люди верили, что сон—подобие смерти, и если ребёнок во
сне уже переживает что-то страшное, то в реальной жизни это его уже не
коснётся. Вот почему в колыбельных встречается «серенький волчок», который
придёт и «ухватит за бочок».

      Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка,
поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному,
которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники,
которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего
кота.

      — Вспомните колыбельные про котика-кота.

      Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее
ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.

      — Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как
он помогает сохранять ритм?

     Потом ребенок немного подрастает и знакомится с 
пестушкой и потешкой.

Кто знает, что такое пестушка? — короткая стихотворная
приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают
движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни.
Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

А что такое потешка?  Потешка — песенка-приговорка,
сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

 Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешки
сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая»,
«Ладушки», «Сорока»

Три-та-та, три-та-та!

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке.

А кошечка – по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

— Ох ты, котик, коток,

Крутолобенький!

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

Вспомните, какие вам известны пестушки и потешки?

Обратите внимание, что произведения фольклора могут иметь
много различных вариантов.

 Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку,
которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые
истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как
курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают
все дети.

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

*

Чика, чики, чикалочки!

Едет Костя на палочке,

Люба на тележке —

Щелкает орешки.

Орешки каленые,

Милому дареные,

По целковому рублю:

А я милого люблю.

Ребята, кто может сказать, что такое заклички? Закличка —
короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного
цикла.

Зачем они были нужны народу? Приведите свои примеры закличек.
Заклички восходят к древнейшим обрядам. Заклички-обращения превратились в
песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.)
Когда закликали весну, кричали:

      Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если
долго не было дождя, кричали:

      Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось,
что просьба услышана.

      Приговорка — коротенькое стихотворение, которое
произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке,
божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши,
избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на
последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько
лет жить. Не путайте с поговоркой!!!

*

Улитка, улитка,

Высуни рога:

Дам тебе пирога.

*

Божья коровка,

Черная головка,

Полети за море!

Там тепленько,

Здесь холодненько.

*

Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной.

Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Рассчитайте-ка ребят,

Что в кружочке здесь стоят.

-Как называется этот жанр народного творчества? Что такое
считалка? Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре
водит. Какие вы еще знаете считалочки?

      Что такое скороговорка? Скороговорка — это
стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Для чего
нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно
выговаривать все звуки.) Пробуем повторить

*

Был баран белорыл,

Всех баранов перебелорылил.

*

Добры бобры

Идут в боры.

*

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! ха! ха! ха! ха!

*

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке.
Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях
и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию
определять предмет или явление.

Но все загадки разные.

Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» –
«Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного
количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек
не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не
может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без
них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом – «Без имени» –
согласятся все.

Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел
охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько
ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он
убил, а остальные улетели.

Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют
мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой
ума.

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (петух)

— А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит
по утрам.

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит. (ёж)

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он не знает. (Крот)

То блин, то полблина,

То та, то эта сторона. (месяц)

— Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим,
как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведённые тексты.

«Малые жанры фольклора»

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

2) Зимою греет,

    Весною тлеет,

     Летом умирает,

     Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

     Киса — серенький хвосток,

     Приходи, киса, ночевать,

     Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

4) Матушка – репка,

  Уродись крепка,

   Капуста  — виласта.

   Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

    Поросёнок рылся

    И нечаянно хвостом

    К небу прицепился.  (небылица)

6) Ехали, ехали

    В лес за орехами,

    По кочкам, по ямкам,

    Бух, и провалились.   (потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

    Бьёт хвостом по березничку.

    Наехали на галочку разбойнички,

    Сняли они с галки синь кафтан.

    Не в чем галочке по городу гулять,

    Плачет галка, да негде взять…  (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

    Роток – говорунюшка,

    Руки – хватунюшки,

    Ноги – ходунюшки.   (пестушка)

9) Мышка, мышка,

    На тебе зуб костяной,

    А мне дай стальной.  (приговорка)

Подведение итогов урока+оценки

-Давайте повторим. О каких жанрах устного народного
творчества мы беседовали сегодня.

Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

-Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества
русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

-А что из перечисленного, по вашему мнению, является
наиболее важным?

— Что нового вы для себя узнали?

— Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на
сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

Домашнее задание: Прочитать былички о кладах из практикума
«Читаем, дума ем, спорим…», ответить на вопросы и выполнить задания 1—2 после
текстов быличек

Тип урока: открытие нового знания.

Форма урока: урок-сказка.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с основными признаками малого фольклорного жанра «сказка» и музыкальным образом сказочного героя в произведении русского композитора-классика П.И.Чайковского.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основными признаками сказки;
  • познакомить обучающихся с творческим наследием П.И.Чайковского;
  • совершенствовать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;
  • совершенствовать навыки хорового исполнения;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре и музыкальному искусству;
  • воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение к одноклассникам;
  • развивать творческое воображение и фантазию; развивать внимание и память обучающихся;
  • развивать умение играть в ансамбле на музыкальном инструменте «ложки деревянные»;
  • развивать умение работать в группе и формы общения (монолог, диалог).

Планируемые результаты:

Предметные

Учащиеся научатся:

  • различать основные признаки сказки;
  • правильно, осознанно и выразительно читать;
  • узнают лексическое значение слова «фольклор»;
  • выделять характерные интонационные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные);
  • играть на музыкальном инструменте «ложки деревянные»;
  • исполнять выразительно песню.

Метапредметные

  • регулятивные – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • познавательные:
    • выбирать наиболее эффективные способы решения заданий;
    • переносить математические знания в новую жизненную ситуацию;
  • коммуникативные – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные

  • развитие интереса к русской национальной культуре;
  • развитие уважительного отношения к одноклассникам;
  • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого   потенциала в процессе коллективного музицирования.

Формируемые УУД:

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;
  • осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля;
  • поиск и выделение информации;

Действия постановки и решения проблем:

  • формулирование проблемы;
  • создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • сотрудничество при исполнении вокальных и инструментальных номеров;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка.

Личностные:

  • нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные:

  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
  • выполнение работы в соответствии с учебной задачей;
  • умение соотносить цель и полученный результат.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • синтезатор;
  • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга»;
  • карточки-модели сказки;
  • разрезные магнитные буквы и цифры;
  • картинки героев русских народных сказок и их героев;
  • ложки деревянные;
  • «волшебный» мешочек;
  • «волшебная» палочка.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие гостей

Презентация 1

— Добрый день. Все готовы к уроку. Молодцы! Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

Настрой на урок.

Чтение учителем стихотворения:

Мы рады видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь весь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

2. Мотивация

Звучит музыка слова Ю.Ким, музыка В.Дашкевич «Приходите в гости к нам» из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…».

Учитель:

— Вы слышали эту музыку? Знаете, куда она нас зовёт? (В сказку).

— Злой волшебник перепутал буквы. Помогите мне, верните слово, прочитайте его на доске. (Буквы расположены справа налево: акзакс).

— Молодцы, правильно. Это тема нашего урока.

— У нас сегодня необычный урок. Урок будут вести два учителя, все вместе мы будем придумывать и рассказывать свою сказку, создадим её модель.

— Какой вопрос мы перед собой поставим? (Какую «задачу» будем решать?)

(Узнать, что такое сказка, придумать свою сказку).

II. Актуализация знаний

Учитель:

А какие сказки знаете вы?

Ответить вам поможет вот эта «волшебная» палочка, кто её возьмёт, тот правильный ответ назовёт.

(«Репка», «Колобок», «Теремок», «По щучьему велению…», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и волк», «Царевна-лягушка», «Кот в сапогах»)

— Вы назвали сказки двух видов. На какие 2 группы, 2 вида можно разделить названные сказки? (Это русские народные сказки. А «Кот в сапогах» — авторская или литературная сказка).

В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится —
Скажем гостье: «Заходи».

(Входит обучающаяся в национальном русском костюме и играет на свирели).

III. Открытие нового знания

1. Что такое фольклор?

Учитель:

— Ребята, а что такое сказка? Может это красивая девочка, которую мы видим. (На доске появляется слайд 2 — картинка девочки в русском национальном костюме).

(Нет, это не девочка. Это литературное произведение, которое мы можем услышать).

— Сказка — это литературное произведение, его можно услышать и прочитать.

Учитель на доску закрепляет жёлтый круг (с маленькими чёрными глазками)  и говорит:

— Мы возьмём круг как символ сказки. Почему круг?

Слайд 3. (По кругу сидят дети в русской национальной одежде).

— В старину русские люди вечером, после работы, садились в кружок с детьми и рассказывали друг другу сказки. А на празднике водили хороводы по кругу, танцевали и пели.

— А как люди узнавали сказки? Кто их рассказывал? (Их рассказывали бабушки).

— То есть передавали из уст в уста. (Учитель крепит в центре круга ротик).

— Поэтому сказки называют устным народным творчеством или таким словом, как фольклор. (На доске крепится табличка со словом «фольклор»).

2. Сказки и числа

Учитель:

— Давайте начнём свою фольклорную сказку. Как сказки начинаются? (Жили-были…) — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был 1…

(Дети хором называют литеру своего класса).

— Дружно жили в трёх теремах, помогали соседям, не обижали друг друга. В первом тереме жили друзья — математики, во втором тереме друзья — музыканты, в третьем — друзья — артисты.

(На доску крепятся нарисованные три терема, с прикреплёнными карточками — стихами (1, 3 терем) и «волшебными» предметами (колобок, мешочек и палочка — 2 терем).

Речевая разминка. Артикуляционная гимнастика

Учитель музыки:

— Перед нашим творчеством нужно разбудить наши голоса.

— Ребята, читаем хором, все вместе Слайд 3.

Ша-ша-ша,
Пойте с нами не спеша.
Шо-шо-шо,
Получилось хорошо.

А теперь послушайте, как это можно спеть.

(Учитель поет попевку в сопровождении синтезатора).

— Споем вместе сначала пиано, а потом форте. (Вспоминаем значение терминов «пиано», «форте»).

Учитель:

— Ну-ка, друзья — математики покажите нам как вы дружно живёте!

— Прочитайте нам стихотворение, а вы, ребята, угадайте сказку.

(Учитель даёт детям карточки со стихами. Выходят к доске и читают заранее назначенные дети).

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят) Слайд 5.

Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя) Слайд 6.

Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут.
Хором песенки поют.
Отвечай скорей дружок
Это сказка? (Теремок) Слайд 7.

Учитель:

— Кто написал эти сказки? (Русский народ)

— Сколько стихотворений вы услышали? (3)

— А какие числа ещё встречались в сказках? (7, 12)

Для сказок это волшебные числа, они часто в них встречаются. Троекратный повтор действий главных героев — особенность русских народных сказок.

(Учитель крепит на доске таблички с цифрами по бокам круга).

— Приглашаю выйти из первого терема добрых молодцев или красных девиц, вас должно быть трое.

Слайд 5. (Играющие ложкари в русских национальных костюмах).

(Трое детей выходят и играют на ложках ритмический аккомпанемент к русской народной песне «Во саду ли в огороде»).

Учитель музыки:

— Ждет вас испытание музыкальное, надо помочь исполнить сказочную мелодию. Послушайте её.

Учитель исполняет со словами 1 куплет песни «Во саду ли в огороде» для того, чтобы впоследствии при выполнении заданий отталкиваться от образа героини песни (девицы).

— Ребята, девица из нашей песни сначала гуляла не торопясь, шагала медленно. Как ложками можно показать медленные шаги? Дети отстукивают шаги четвертями (длительность). Сначала ритм отстукивается без музыки, далее учитель исполняет мелодию на синтезаторе под ритмический аккомпанемент детей.

А потом девица увидела вдалеке своих подружек и побежала к ним. Сыграйте на ложках, как она бежала? Обучающиеся исполняют ложками аккомпанемент шаги – восьмые сначала без музыки, потом совместно с синтезатором.

В процессе выполнения этого задания «тройки» играющих на ложках меняются, чтобы охватить большее количество обучающихся.

IV. ФИЗКУЛЬМИНУТКА, сидя за партой

Учитель музыки:

— Вы ребята, молодцы, а мы не хуже удальцы.
Ручками похлопаем, ножками потопаем,
Глазками моргнём и в соседний терем пойдём.

3. Волшебные герои и предметы в сказках

Учитель музыки:

— А тем временем в теремке друзей-музыкантов что-то происходит, кто-то в гости к ним пожаловал.

— Давайте послушаем музыку и представим себе, кто это?

(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Баба-Яга».)

— Кого вам изобразила музыка? (Ответы детей).

— Хорошие ответы у вас получились.

Помогу вам её представить. Послушайте стихотворение… (зачитать фрагмент стихотворения из сборника «Детский альбом»).

Кто там?

Кто там летит в вышине?

Кто там?

В темной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет,

Кто метлою тучи гонит?

Это Баба-Яга костяная нога (эту строчку учитель проговаривает вместе с детьми) Учитель берёт сборник в руки.

— Музыка про Бабу-Ягу живет в этом нотном сборнике, который вам уже знаком.

— Как он называется? (Детский альбом).

— Какой композитор сочинил эту музыку? (П.И.Чайковский)

Слайд 6. (Портрет и автор П.И.Чайковский)

— В исполнении какого инструмента прозвучала пьеса «Баба —  Яга»?

— Какой получилась Баба-Яга по характеру у Чайковского?

(Злая, серьезная, грубая)

Озвучиваем мелодию (первые фразы) стихотворными строчками, для того чтобы прочувствовать волнение и тревогу, передаваемые музыкой:

— Давайте это покажем нашими голосами. Учитель зачитывает стихотворные строчки:

Что там шумит?
Кто там свистит?
Это Ягуша над лесом летит.

— Подумайте, каким голосом мы споем?

Я сейчас перечислю слова, а вы хлопните в ладоши, если слово подходит.

Мы будем петь… ласково, тревожно, радостно, серьезно.

 — Посмотрите, как художник Билибин Иван Яковлевич изображает Бабу-Ягу.

(Картинка — на доску).

— Какая у художника Баба-Яга? (Злая, сердитая).

Учитель:

— Положите перед собой напечатанные листочки. Давайте прочитаем и узнаем, какой образ Бабы-Яги в сказках.

(Дети из 2 терема читают отрывки из сказок. Остальные учащиеся следят за чтением по листочку).

Царевич взошёл в избушку и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-Яга — костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит.

(Сказка «Царевна-лягушка»).

Повернулась избушка к лесу задом, к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит там Баба-Яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос.

(Сказка «Финист — Ясный сокол»).

Учитель:

— В чём сходство и отличие образа Бабы — Яги в музыке, на рисунке и в сказке и в стихотворении? (Вредная, злая — в музыке, некрасивая — на рисунке, страшная, загадочная, непонятная — в сказке, и везде она волшебная).

— Пролетала Яга над нами и выронила «волшебный» мешочек. «Волшебная» палочка и «волшебный» мешочек – это сказочные предметы, в других литературных произведениях вы их не встретите.

(Учитель крепит на доску: символ «волшебной» палочки и «волшебного» мешочка).

Учитель:

— А в мешочке том много интересного, например, волшебный клубочек, который покатился и привел нас к дому колобка. Слайд 11.

— Ребята, давайте вспомним его сказку. Повторяйте за колобком.

(Дети выполняют физкультминутку «Колобок» с помощью проектора).

V. ФИЗКУЛЬМИНУТКА динамическая

Презентация 2

4. Добро побеждает зло

Учитель:

— Сказка наша продолжается. А давайте-ка заглянем в третий терем нашего царства. Эй, друзья-артисты, заскучали? Вам продолжать нашу сказку. Для вас творческое задание. Выразительно прочитать эти строчки, а по возможности даже сыграть мини-сценку. Волшебная палочка, помоги мне выбрать троих желающих!

(Дети выразительно читают слова и показывают движения. Если они читали недостаточно выразительно, можно спросить других желающих, при наличии времени).

1 Чтец (Учитель надевает шапочку Лисы. После чтения вешает картинки-изображения на доску).

Рыжая шкурка, хитрые глазки. 
К вам прибежала прямо из сказки. 
Я колобочка нечаянно съела! 
Так уж случилось, я не хотела! (Лиса Краса)

Учитель:

— Лиса в сказках какая? (Хитрая, льстивая, рыжая, красивая).

Её называют Лиса краса.

2 Чтец (Учитель надевает корону Царевны)

Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу…
Кто царевну исцелит?
Несмеяну рассмешит? (Царевна Несмеяна)

— Какая Царевна? (Печальная, плаксивая, жалобная).

3 Чтец (Учитель даёт в руки меч богатыря)

Унеслась моя стрела,
Точно птица ввысь!
Где теперь её искать?
Ну-ка, разберись! (Иван Царевич)

— Царевич кокой? (Сильный, смелый, могучий, храбрый).

4 Чтец

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло!
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Учитель:

— Вот ещё одно отличие сказки: добро побеждает … (хором) зло!

5. Особые слова и образные выражения, концовка в сказке

5 Чтец

Любо было!
Я там был,
Мёдовуху и квас пил.
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Учитель:

— Спасибо нашим друзьям-артистам, повеселили нас от души.

— Сказки можно отличить по особым словам, образным выражениям. Вы их только что услышали.

Лиса Краса, Лисичка Сестричка, Царевна Несмеяна, Иван Царевич.

(Учитель крепит таблички на доску). И сказки можно отличить по особым концовкам.

Такая, например. Закончите хором.

Сказка ложь, да в ней намёк,
(хором) добрым молодцам урок.

В нашу модель, колобку, я надеваю шапочку. Она означает: особые слова, урок в сказке, концовка в сказке.

VI. Итого урока

Учитель:

— Так 1 «Е» класс жил-поживал, да добра наживал.

— Помогите мне закончить нашу сказку.

— Сказка ложь, да в ней урок.

— Посмотрите на нашу модель. Расскажите, что особенного есть в сказке? Чем она отличается от других литературных произведений?

(Это литературное произведение устного народного творчества или фольклора. Её можно отличить по троекратным повторам, волшебным героям, превращениям и предметам, в ней есть особые слова, образные выражения, сказка чему-то учит).

— Чему научила вас сказка?

(Дружить, помогать друг другу, узнали новые сказки, научились играть на ложках).

Учитель:

— Подарим друг другу песню «Сказки гуляют по свету…».

VII. Рефлексия «Волшебный мешочек»

Учитель:

— Соберём «волшебный» мешочек впечатлений от нашей сказки. Слайд 12.

Прочитайте буквы на доске хором. Подберите слово на любую букву, которым вы оцените свою работу. Возьмите букву, назовите это слово и положите в наш волшебный мешочек. Слайд 13.

В — было весело,
П — понравилось,
И — интересно или
С — скучно,
Н — не понравилось,
Т — трудно было.

(Если дети не справляются, учитель на слайде презентации выводит эти слова, а дети уже называют буквы в их начале и складывают буквы в «волшебный» мешочек).

Учитель:

— Спасибо всем! Мешочек мы сохраним до следующего урока, посвящённого сказкам.

  • Что такое сказка в музыке
  • Что такое сказка что такое пьеса
  • Что такое сила воли определение для сочинения
  • Что такое сказка какие пережитки древней мифологии сохранились в волшебных сказках
  • Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение