Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Олейниченко инга игоревнамузыкальный руководительмбдоу д/c 12г. североморск, мурманская областьэффективные формы и методы формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста как
Олейниченко Инга Игоревна
музыкальный руководитель
МБДОУ д/c №12
г. Североморск, Мурманская область
Эффективные формы и методы формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста
Как сказал известный русский композитор М.И. Глинка:
«Голос – самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения! Как и любым другим инструментом им надо учиться пользоваться!» То есть ребенку необходим человек, который будет направлять и развивать его творческий потенциал. Тоже самое диктует ФГОС дошкольного образования, который нацелен на раскрытие таланта каждого ребенка. Специфика моей профессиональной деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности.
Данная деятельность включает в себя разные направления (обучение детей танцам, игре на музыкальных инструментах, формирование умения слушания музыки), при этом самым любимым для детей является пение. Потому что пение — это самый доступный вид творчества. Дети с огромным удовольствием занимаются пением, обожают выступления, и великолепно передают окрас песни. Пение отлично развивает детей с физической и с духовной стороны. Ведь для того, чтобы петь с душой, надо проникнуться смыслом произведения и суметь передать его слушателю. Особенно хочется подчеркнуть, что в процессе обучения пению практически не бывает отрицательных моментов. Следовательно, мое направление работы является необходимым и актуальным. Исходя из этого, цель моей работы – это развитие вокальных способностей каждого ребенка и определение талантливых детей в певческой деятельности.
Для достижения поставленной цели, я определила задачи:
1.Формировать основы певческой и обще музыкальной культуры, эстетические эмоции, интересы и вокально-хоровые умения, и навыки.
2.Развивать музыкальные способности, умения различать интонационно точное и не точное пение звуков по высоте и длительности.
3.Способствовать всестороннему духовному и физическому воспитанию детей.
4.Повысить профессиональное мастерство педагогов в вопросах обучения детей пению.
5. Повысить компетентность родителей в вопросах исполнительского искусства.
Реализую эти задачи в данных направлениях:
1.Работа с детьми
2.Взаимодействие с воспитателями
3.Взаимодействие с родителями
4.Взаимодействие с социумом
В работе по формированию певческих навыков у детей дошкольного возраста я использую современные педагогические технологии, такие как:
1.Технология развития интереса к пению детей дошкольного возраста (здесь я изучаю особенности интереса к пению и музыкальные предпочтения детей дошкольного возраста (беседы, наблюдение, экспериментальные ситуации, анкетирование родителей, анкетирование педагогов). Выявляю особенности развития музыкальных способностей детей)
2.Здоровье сберегающие технологии (их применение способствует сохранению и укреплению здоровья детей)
3.Игровые технологии (т.к. основной вид деятельности дошкольников-это игра, игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми)
4.Технология развития сотрудничества в процессе пения (это хоровое пение, оно объединяет детей, создает условия для эмоционального музыкального общения между ними)
Работу с детьми я начинаю с подбора песенного репертуара к каждому возрастному периоду, опираясь на основную общеобразовательную программу МБДОУ д/с №12, при этом, обязательно соблюдая педагогические требования, а именно:
1.Художественная ценность произведения.
2.Доступность для понимания детей.
3.Соответствие возрастному диапазону.
Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Для этого я использую таблицу, рекомендуемую Н. Ветлугиной.
Далее я работаю над формированием правильного певческого дыхания.
Для этого у меня есть ряд упражнений, которые я использую на своих фронтальных занятиях. (пример маятник-влево-вправо и опять начнем сначала)
Для индивидуальной работы я использую мною созданные дыхательные тренажеры.:
1.Тренажеры по временам года (осень, зима, весна, лето)
2.Мыльные пузыри
3. Волшебная коробочка (наиболее эффективен, так как формирует длительный выдох)
4.Хорошая погода
5.Сказка. «Колобок»
Результат проведенной работы — это укрепление певческого дыхания.
Большое внимание я уделяю работе над артикуляцией. В своей работе я использую логоритмические упражнения и артикуляционную гимнастику.
В результате проведенной работы укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, снимается зажатость.
Проработав все эти этапы, я приступаю к распеванию детей, для этого я подобрала ряд упражнений для каждого возрастного периода. В младших группах я использую предметы, которые помогают в распевании детей (упражнение машинка) …
В результате проведенной работы у детей развивается звуковысотный слух, чистое интонирование, расширяется диапазон.
Наряду с этим, я внедрила не традиционный и очень эффективный, интересный для детей авторский прием «Рисование голосом». На схемах изображение движения мелодии и высота звучания, я даю настройку, и мы выполняем эти упражнения. Данные схемы я использую с детьми на фронтальных занятиях. Пропевание звуков сопровождают движением руки.
На основе полученных знаний и сформированных навыков, ребенок рисует собственную голосовую картину. Это уже индивидуальная работа.
НАПРИМЕР-КАРТИНА «ЗИМА»:
·          Давай будем рисовать и петь. Например, изобразим зимний пейзаж. Нарисуем внизу листа длинную ровную линию – землю (ведем кисточкой и тянем голосом низкий звук «а»). Теперь нарисуем небо – линия вверху листа (тянем высокий звук «а» вслед за движением руки). Посередине листа будет дорожка – рисуем линию и поем ровный средний звук «а».

В свою работу я вовлекаю всех педагогов нашего детского сада. Даю теоретические знания педагогам о важности развития певческих навыков у детей в виде устных и письменных консультаций, семинаров. Провожу мастер-классы для педагогов с целью овладения вокальными навыками воспитателей и специалистов детского сада.
Кроме этого, я разработала дидактические игры по развитию певческих навыков дошкольников и разметила их в музыкальные уголки на группах. Таким образом, у педагогов нашего детского сада формируется правильное исполнительское мастерство песенного репертуара. Кроме этого, исполняя ту или роль, воспитатель может сам исполнить ролевую песню, без использования мною фонограммы.
С родителями я провожу:
·          Консультативно-рекомендательную работу (консультации, индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях)
·          Просветительная работа
·          Практические мероприятия, которые вызывают у родителей наибольший интерес:
·          семинары-практикумы
·          репетиции
·          выступления на утренниках, развлечениях в сольных и хоровых номерах
Кроме этого, я тесно взаимодействую с социальными партнерами нашего города. 1.В детской городской библиотеке наши дети выступали с сольными номерами, в рамках совместных проектов (это проекты, приуроченные к разным праздникам).2. С музейно-выставочным комплексом у нас налажено тесное сотрудничество в форме обратной связи. Сотрудники по предварительной договоренности подготавливают презентации, беседы по определенной теме и выступают на база нашего дет.сада.3.Очень насыщенная работа у меня с музыкальной школой, куда мы неоднократно ходили с детьми на экскурсию, ученики музыкальной школы приходили к нам в детский сад с концертами (показывали исполнительское искусство),среди них были наши выпускники. 4. В рамках преемственности, мы сотрудничаем с образовательными школами.
В результате проведенной работы:
1.Дети получили первичные навыки владения своим голосом, основы певческой и обще-музыкальной культуры. Это значит, что у меня поют все дети.
2.Выявлены способные и талантливые дети, это позволяет мне ставить сольные номера, дуэты, хоровые номера в праздничном сценарии.
3.Дети проявляют эмоциональный отклик на песню и вокально-хоровые умения.
4.Сформирована способность к инсценированию песни, которая позволяет мне включать в образовательный процесс музыкально-театрализованные постановки.
5.В прошлом году мои дети приняли участие в городском и региональном конкурсах, где заняли почетное 3 место.
6.Родители стали активными участниками в творческой жизни детского сада.
Кроме того, из 23 выпускников прошлого года,5 поступили на хоровое отделение музыкальной школы.

Театр – это не только развлечение для ребенка. Он учит видеть красоту, сопереживать, развивает речь, эмоциональную культуру, познавательный интерес. Казалось бы, чего проще, взял ребенка за ручку и повел на спектакль. Но необходимо не только ввести малыша в этот волшебный мир, вызвать интерес, но и помочь ему усвоить правила, объяснить, как вести себя в театре.

Интерес детей к театру

Элементы театра естественным образом вплетены в жизнь каждого ребенка. Как только дошкольник включается в простейшие сюжетно-ролевые игры, он уже проявляет себя как актер.

Игровая деятельность дошколят способствует формированию у них интереса к театру. Сюжет, атрибуты, костюмы, обыгрывание намеченных ролей – это элементы театральной деятельности. Базовые сюжетноролевые игры: «Автобус», «Семья», «Магазин» – это маленькие импровизированные спектакли, режиссерами и актерами в которых становятся сами дети.

Элементы театрализованной деятельности

Нельзя не отметить творческие игры-драматизации, которые строятся на основе литературного произведения. Обычно дети разыгрывают небольшие сказки, такие как «Курочка Ряба», «Теремок», «Лиса и заяц».

Можно предложить дошкольникам использовать для инсценировки кукол настольного театра, теневого, пальчикового и других. Интерес у детей вызовут куклы – герои сказки, изготовленные совместно из деревянных ложек, пластиковых стаканчиков и другого материала.

Особое место в развитии интереса к «волшебному миру искусства» занимает специальная театрализованная деятельность, когда к праздникам ставятся спектакли с участием детей. Обычно это серьезный музыкальный спектакль, который позволяет дошколятам почувствовать себя настоящими актерами.

Все это объективные условия, которые приближают к ребенку настоящий театр. Поэтому, когда дошкольнику сообщают, что «мы пойдем смотреть представление, где на сцене будут настоящие сказочные герои», у ребенка складывается некоторое понимание, о чем идет речь.

Как родителям подготовить ребенка к посещению театра

Дети в театре – это уже маленькие театралы, которые должны быть готовы к восприятию происходящего на сцене. Поэтому необходима предварительная беседа с малышом о месте посещения и правилах поведения.  Сюжет спектакля должен быть знаком и понятен дошкольнику, соответствовать его возрасту. Желательно отдать предпочтение представлению кукольного театра. «Ожившие куклы» привлекут интерес малыша больше, чем взрослые артисты.

В каком возрасте начинать приобщение к театру

В 3 года современный ребенок готов к восприятию театрального действа. Конечно, необходимо учитывать его индивидуальные особенности: коммуникабельность, уровень познавательного интереса, двигательной активности. Спектакль должен быть не более 40 минут (а для младших дошкольников 25-30 минут), так как в связи с возрастными особенностями эмоционально-волевой сферы ребенку сложно усидеть на месте долгое время.

Старшие дошкольники с интересом воспринимают как кукольные спектакли, так и игру актеров на сцене. Если представление веселое и динамичное, они могут удерживать внимание около часа.

Что полезно рассказать детям о театре

Заблаговременно, перед посещением представления нужно рассказать дошкольнику, в каком особенном месте предстоит побывать. Информация о театре должна соответствовать возрасту ребенка и содержать следующие сведения:

  • что являет собой большое театральное здание;
  • кто там работает;
  • что делают артисты;
  • кто такие зрители;
  • о чем будет спектакль;
  • как надо правильно себя вести.

Рассказ должен получиться кратким, но содержать основную информацию.

Правила поведения в театре для детей

Собираясь на театральное представление, важно напоминать дошкольнику правила театрального этикета.

Дети в театре

Это позволит ему чувствовать себя увереннее, а взрослому не переживать за возникновение «неловких» ситуаций.

Многое зависит от того, какие условия создадут взрослые, и как они настроят ребенка на посещение театра. Поэтому предлагаем памятку сопровождающему дошкольника на представление:

  1. Создать праздничную атмосферу (беседа, нарядная одежда).
  2. Привести ребенка за 30 минут до начала спектакля, чтобы он смог адаптироваться к обстановке.
  3. Сводить малыша в туалетную комнату до начала представления.
  4. Взять с собой воду, влажные салфетки или бумажные платочки.
  5. Войти в зал предварительно, не дожидаясь третьего звонка.
  6. Не предлагать телефон, как альтернативу происходящему на сцене, даже если заметно, что малыш потерял интерес. Необходимо постараться вернуть его на волну театральной сказки.
  7. После возвращения необходимо обязательно побеседовать с дошкольником о его впечатлениях и не забыть поделиться своими.
  8. Личный пример – главный урок для вашего малыша.

Памятка для детей, как вести себя в театре

Важно объяснить детям, как вести себя в зале и фойе театра, какие правила нужно соблюдать во время спектакля, и что им позволено в антракте. Достаточно сформулировать 10 понятных ребенку правил, которые станут для него руководством поведения в театре.

  1. Услышав звонок, следует заходить в зал, не задерживаясь в фойе, если нет на то важных причин.
  2. Необходимо соблюдать тишину, чтобы не мешать артистам играть, а соседям воспринимать происходящее на сцене.
  3. Вставать и садиться надо бесшумно, придерживая рукой сидение кресла.
  4. Нельзя занимать оба подлокотника, один из них предназначен для соседа.
  5. Во время спектакля нежелательно выходить из зала.
  6. Перекусить или попить воды можно только во время антракта.
  7. Во время антракта нельзя бегать и прыгать в фойе.
  8. Аплодисменты уместны только по окончании действия или всего спектакля.
  9. Нельзя покидать свое место, пока не закроется занавес.
  10. В гардеробе нельзя толкаться, чтобы оказаться первым.

Сюжетно — ролевая игра «Театр»

Лучшей деятельности, чем игра, для дошкольника не существует. Поэтому правила поведения в театре можно закрепить с помощью сюжетно-ролевой игры. Конечно, такой сюжет сложен для малышей, но вполне может быть использован для детей старшего дошкольного возраста. Организатором чаще всего выступает взрослый.

Цель и подготовка к игре

Основная цель сюжетно-ролевой игры «Театр» – это закрепление и расширение имеющихся знаний о театре и о правилах театрального этикета. Игра требует определенной подготовки:

  • беседы с детьми о театральном искусстве (короткие, динамичные), чтобы углубить их знания;
  • наличие опыта посещения театрального действа;
  • диалог об увиденном (наблюдения) и обобщение информации;
  • возможно совместное изготовление атрибутов к игре (афиша, билеты, элементы костюмов для артистов и пр).

Распределение ролей

Основные роли в таком игровом действии: зрители, артисты и сотрудники театра (кассир, контролер, продавец в театральном буфете).

В роли зрителей

Необходимо проговорить с детьми, в чем заключается особенность действий каждого из них.

Например, в кассе кассир продает билеты, контролеры проверяют их и усаживает зрителей, в буфете посетителям предлагают соки и мороженое, актеры показывают спектакль, а маленькие театралы, выполняя все правила театрального этикета, наслаждаются спектаклем. В дальнейшем можно усложнить игру. Например, можно ввести роль гримера, костюмера, режиссера, мамы с малышом.

Ход игры

Ход игры – это моделирование посещения театра. Каждый из детей выполняет выбранную им роль, тем самым глубже понимания ее особенности и правила поведения. Роль взрослого – опосредованное воздействие на участников игры. Это разъяснение, совет по ходу игровых действий, помощь, возможно и ролевое участие (например, один из зрителей).

Обратная связь по завершении игры

По завершении игровых действий возможна обратная связь. Взрослый может поинтересоваться, понравилась ли детям эта игра, насколько правильно каждый обыграл свою роль, сложно ли это было, все ли зрители вели себя соответствующе во время театрального представления и др.

Сюжетная игра «Театр» позволит детям прочувствовать и осознать правила поведения в театре в простой и понятной им обстановке. Ее организация на первых порах потребует некоторых усилий и участия взрослого. В дальнейшем дошкольники самостоятельно смогут проигрывать уже знакомый им сюжет, обогащая его новыми ролями и деталями.

Родители и воспитатели, помните, что от вашей заинтересованности и личного примера зависит, насколько  искусство и театральная культура станут неотъемлемой частью взрослой жизни вашего малыша.

Полезно ознакомиться: правила поведения за столом для детей.

    Работая более двадцати лет в детском саду компенсирующего вида с детьми логопедической группы, я могу сказать, что главная задача нашего детского сада – исправление дефектов речи детей, обучение их связной речи.

     Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка. Для детей с нарушением речи характерны скудный запас слов, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме этого, дети логопедических групп обычно страдают нарушением внимания, памяти, несовершенством логического мышления. Педагоги Рубештейн С. Я., Леушина А. М., Эльконина Л. В. разработали систему занятий для детей с общим недоразвитием речи.

     В своей работе я применяю методики Сохиной И. О., Бородич А. М., Ляминой Г. М., Соловьёвой И. О.

     Обучение рассказыванию начинала в такой последовательности: составление рассказов по серии сюжетных картин; по демонстрируемому действию; на основе сравнения предметов; составление описательных рассказов о предметах.

     В начале работы были трудности: дети не могли определить главные свойства предмета, забывали план рассказа. Использование моделей «Рыбы», «Птицы», «Звери» и других положительно повлияло на умение детей составлять рассказ, дети стали последовательно мыслить.

     На занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой у детей возникла проблема при пересказе сказок, заучивании наизусть стихотворений, отгадывании загадок.

   Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание картин помогает детям назвать предметы, их характерные признаки.

     Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания. Психолог Выготский Л. С. отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания своевременно сменяется последующим.

     Поэтому я использую мнемотаблицы при пересказе текста, при заучивании стихов, при составлении описательных рассказов, при рассказывании по памяти, при творческом рассказывании, при загадывании и отгадывании загадок. Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства предмета, установить последовательность изложения рассказа.

    Для детей средней группы я составила схемы по различным темам: «Игрушки», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» «Одежда», «Посуда» и другие.

     Вначале дети знакомятся со схемой, рассматривают её, и мы вместе составляем рассказ. Затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются по изображённым картинкам, объясняю, как по схеме составить рассказ. Обращаю внимание детей на то, что необязательно рассказывать только о том, что изображено на картинке, можно добавить своё и рассказ от этого будет лучше. Детей это заинтересовало.

     Использую мнемотаблицы при пересказе сказок и рассказов. Дети видят план рассказа, и их внимание концентрируется на правильном построении предложений, на использовании в своей речи эпитетов, сравнений. Параллельно даю знания о структуре рассказа: начало, середина, конец.

   Работу при заучивании стихов, пересказе сказок с использованием моделей веду поэтапно: сначала читаю текст, затем рассматриваем схему, дети отвечают на вопросы по содержанию произведения, повторно читаю литературное произведение с установкой на пересказ, и на последнем этапе – пересказ текста ребёнком по мнемотаблице.

     Для детей среднего дошкольного возраста использую более простые схемы. Для детей старшего дошкольного возраста схема усложняется, вводятся предметы — заместители.

   На первом этапе читаю сказку, предлагаю детям помочь найти заместителей. Заместителей дети подбирают по внешнему виду и по характеру героев. Например, медведь – большой коричневый круг, лиса – маленький оранжевый треугольник. Я рассказываю сказку, а дети разыгрывают её с помощью заместителей.

     На втором этапе в начале работы мы с детьми отбираем заместителей. Затем детям предлагаю рассказать эпизод произведения, заранее выложенный на фланелеграфе, а заместители размещены в рамки – блоки. Дети уже не двигают заместителей, а двигают только глазами и пересказывают сказку или стихотворение. Детям старшего дошкольного возраста предлагаю самостоятельно выбрать нужные элементы модели, последовательно их разложить в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа литературного произведения.

   На третьем этапе я читаю произведение, а дети рисуют карандашами модель произведения. По наиболее удавшейся модели пересказываем произведение.

   Когда дети овладели разыгрыванием сказок с помощью заместителей, мы стали «конспектировать» сказки, создавали так называемую двигательную модель. Наиболее способные дети сами сочиняли сказки, делали их зарисовку. А со слабыми детьми занималась индивидуально.

    Обучение детей рассказыванию с помощью схем провожу на занятиях, в совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуально. Работа начинается с более слабыми детьми: более внимательно, подробно рассматриваем схемы, дети отвечают на вопросы по схеме. Спрашиваю, как можно ответить, что добавить своё. Эта работа дала положительный результат: у детей появилось желание рассказать.

     Вначале затруднялись и дети более сильной подгруппы, их рассказы были просты, без сравнений, эпитетов. Но использование игровых приёмов, проведение индивидуальных занятий дало результаты: рассказы стали интереснее. Благодаря наличию зрительного плана рассказы детей стали более последовательными.

     Когда дети научились рассказывать по схеме, предлагаю самим составить схему, а потом рассказать по ней. Сначала дети не могли сообразить, с чего начать, как лучше изобразить. Вместе с детьми обсуждаем различные версии и выбираем наиболее удачные варианты. Выступаю как равноправный партнёр и ненавязчиво помогаю. Важно, чтобы у ребёнка было ощущение, что модель создаём сообща. Постепенно ребёнок начинает проявлять творческую самостоятельность.

     При необходимости занималась индивидуально. Например, при составлении рассказа о кошке, подобрала картинки: кошку, кошку с котятами, кошка ест, спит, играет, мышка, человек. Дети сами сделали набросок схемы своего рассказа, изобразили цвет шерсти кошки, части тела, нарисовали лес и дом (домашнее или дикое животное), чем питается, чем любит играть.

   Практика показала: необходима индивидуальная работа с каждым ребёнком, чтобы рассказ был более выразительным.

    Применяю мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Их использование облегчает процесс запоминания текста. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

    Также использую мнемотаблицы при отгадывании загадок. Схема помогает детям по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

    По результатам проведённой работы можно сделать вывод: использование моделей и схем при составлении описательных, творческих рассказов, заучивании, пересказе заметно облегчает овладение детьми этими видами связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы детей связными, полными, последовательными.

     Чем раньше мы научим детей рассказывать и пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Список использованной литературы

Тихеева Е. И. «Развитие речи детей».

Поваляева М. А. «Развитие речи при ознакомлении с природой».

Николаева С. Н. «Методические рекомендации для дошкольников».

Фомичёва «Методика развития речи в детском саду».

Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учись правильно говорить».

Филичева Т. Б., Соболева А. В. «Развитие речи дошкольников».

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

На первый взгляд, нам кажется, что игра – это синоним развлечения да и только. Но, если задуматься, игра – удивительный инструмент для познания мира, физического развития и развития логики. Удивительно, что в большинство игр играли ещё наши бабушки и прабабушки, не подозревая о том, что огромное количество книг и статей по детской психологии будут посвящены именно детским играм. К примеру, игра «Зарница» – это не что иное, как игра на развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств, а игра «Жмурки» используется педагогами в детских коллективах для сплочения коллектива, а также для снятия внутренних зажимов через тактильные контакты. Естественно, игр существует невероятное множество, и они разные для каждой возрастной группы.

Для родителей дошкольников игра – это универсальный и уникальный инструмент для развития и взаимодействия с ребенком. Но какие развивающие игры выбрать и для чего они необходимы для самого нежного возраста?

При выборе игр со своим малышом в первую очередь стоит учитывать возрастные особенности ребенка. В период до двух лет основной потребностью является общение, так как малыш познает мир через вербальное (разговоры, сказки, книги, мультфильмы) и невербальное (жесты, мимика) общение со взрослыми. Основной род деятельности – предметно манипулитивный (покрутить, попробовать на вкус, сломать), мышление же – наглядно-действенное (вижу предмет – беру предмет).

Исходя из этого очевидно, что развивающие игры для детей до двух лет в основном необходимы для развития кругозора ребенка, развития мелкой и крупной моторики, развитие памяти и навыков самообслуживания.

Основное внимание стоит уделить столь популярным сейчас развивающим играм на мелкую моторику. Именно данный вид игр в том числе влияет и на развитие речи, и на формирование психики, путём осознания себя в момент получения различных тактильных ощущений (лёд холодный, шишка колючая, а зефир мягкий и приятный). Через тактильные ощущение формируется своё мнение, своё отношение к тому или иному предмету, а в дальнейшем – и отношение к действиям, поступкам, словам.

Стоит разделить игры для детей до двух лет по направлению развития на несколько групп:

1. Развивающие игры на формирование бытовых навыков.

Кормим зверей. Можно предложить малышу устроить обед с его игрушками. Сложить в глубокую тарелку или контейнер различные предметы (сухие макароны, сухие ягодки, игрушечные ягодки, хлопья. Главное, чтобы помещалось в ложку). И поочерёдно называя предметы предложить малышу кормить своих зверей. Таким образом, малыш научится держать ложку, а также со временем улучшится координация движений.

Веселая уборка. Необходимо: бутылка с широким горлышком, фантики, обрывки бумаги, колпачки, трубочки, ненужные мелкие предметы. Дети невероятно увлекаются этой игрой, их задача сложить все предметы в бутылку, собрать мусор. В ход идут ловкость и логика (какой стороной засунуть предмет, чтобы он поместился)

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Поиск сокровищ. Эта игра также поможет научить ребенка хорошо держать ложку и принесет массу удовольствия. Вам понадобится: таз с водой, ложка и, собственно, сами «сокровища». Сокровищами могут быть: пуговицы, бусины, пробки, любые мелкие предметы. Интересно, если они будут из разного материала (например, одни тонут, другие нет). Задача малыша – выловить все «сокровища» из воды ложкой. Воду можно заменить на крупу и искать руками.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Бизиборд. Преимущество данной игрушки в том, что её можно сделать своими руками, или же купить. Бизиборд – развивающая игрушка с подвижными элементами. С её помощью, ребенок с лёгкостью научится пользоваться выключателем, застёгивать пуговицы, расстегивать молнии и многое другое.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Помимо выше описанных игр для развития бытовых навыков детей до двух лет также отлично подойдут самые простые манипуляции: полить цветы, переложить крупы из одной миски в другую, помыть свою тарелку.

2. Игры на развитие мелкой моторики

Огромный вклад в развитие дошкольной педагогики внесла Мария Монтессори. Основной её идеей было то, что игры для развития мелкой моторики можно и нужно делать своими руками из того, что находится дома. Сегодня на рынке представлено огромное количество уже готовых дидактических материалов для занятий. Родитель решает сам, сделать самому или приобрести готовую игру, на результат это никак не повлияет.

Бусы. Нанизывать на шнурок бусины или макароны. Так же, способствует изучению цветов.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Сортеры различных видов. Способствую изучению форм, цветов, а также развитию логического мышления.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Мозаика. Данная игра останется с малышом на долгие годы, вначале ему будет интересно просто ставить и вытаскивать детали, с возрастом же он сможет собирать картины. Оптимальная игра для развития мелкой моторики.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Забавные прищепки. Игра, которую с лёгкостью можно сделать самостоятельно. Достаточно вырезать из картона силуэт животного и купить разноцветные прищепки.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Собери яйцо. Первая игра головоломка для малыша, учитывая, что основной вид деятельности детей до двух лет направлена на манипуляции с предметом, данная игра – находка. Ребенку будет интересно разбирать яйца на две части, изучать, а потом, собирать обратно, подбирая по цвету и форме.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

3. Игры на развитие памяти

Звериные прятки. Выкладываем перед малышом несколько игрушек (лучше начинать с двух-трёх), просим его их назвать и запомнить, далее накрываем игрушки тканью и одну забираем. Поднимаем ткань и просим малыша называть пропавшую игрушку.

Игрушки можно заменить на фигуры или цвета.

Одень гномика. Для игры понадобится игрушечный гном (или любая другая игрушка), несколько пар носков, желательно разноцветных и кусок ткани.

Рассказываем малышу, что гномик собрался в гости, но постоянно теряет свои носки, давай ему поможем собрать пару.  Разделяем между родителем и ребёнком носки так, чтобы у каждого был только один из пары.

Родитель достает носочек, показывает малышу и накрывает тканью. Малыш по памяти ищет вторую половину.

4. Игры на развитие интеллекта и творческого мышления

Школа семи гномов. Красочные, интересные книги с заданиями, в соответствии с возрастом, в которых можно и нужно, рисовать, считать, изучать, наклеивать.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Годовой курс развивающих занятий для малышей от года для трёх лет по методике Елены Янушко. Это пособие для родителей с большим и красочным количеством занятий в соответствии с возрастом.

5. Игры на развитие речи

Стоит отменить, что все игры, которые перечислены выше, способствуют развитию речи у детей. Ведь в процессе игры, вы общаетесь, называете новые предметы, помогаете выучить новые слова. Ниже, мы рассмотрим игры, рекомендованные логопедами для развития речи.

Звукоподражание. Повторение за родителем звуков поезда («ту-ту»), ветра («у-у-у»), животных («мяу-мяу», «ку-ку») и прочих, в зависимости от фантазии.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Артикуляционная гимнастика. Поддержание в тонусе и укрепление мышц языка. Например, часики. Рот открыт, язык передвигается от одного уголка рта к другому, как маятник. Примеры подобных упражнений есть в свободном доступе в интернете.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Логоритмика.  Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию и научиться правильному речевому дыханию. Это метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова песенок.  Для домашних игр отлично подходят «Музыкальные обучалки Сергея и Екатерины Железновых» с пояснениями.

Ребенку, особенно в возрасте до двух лет очень важен режим, поэтому, стоит выделить определенное время для игр и развивающих занятий. Оптимальное – после завтрака или после дневного сна, чтобы малыш был выспавшийся и довольный.

Желательно, чтобы во время игры родитель был максимально вовлечен в процесс и не отвлекался. Тогда, игры будут содействовать и установлению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Тем более в возрасте до двух лет дети невероятно интересны, а игры, наверняка, заинтересуют и взрослого.

Критическое мышление – один из самых важных аспектов в интеллектуальном развитии детей. Школьники, обладающие таким навыком, лучше анализируют и рассуждают. У них формируется более рациональное и независимое мышление. Такие дети не доверяют слепо любой информации, полученной извне, поэтому ими очень сложно манипулировать. Они, как правило, проявляют более высокую активность в учебе, умеют делать взвешенные и аргументированные выводы.

Почему важно развивать критическое мышление:

  1. Социализация: ребенок с развитым критическим мышлением быстрее адаптируется в коллективе и находит новых друзей. Такие дети редко становятся объектом шуток.
  2. Безопасность: прежде, чем воспринять информацию, критически мыслящие дети пропускают ее через свою собственную оценочную систему фильтров. Ребенка с таким мышлением трудно заманить в «группы смерти» или заставить совершать неблаговидные поступки.
  3. Независимость: дети с развитым критическим мышлением не склонны слепо подчиняться более сильному и умному. Они хорошо понимают, что не всех взрослых нужно беспрекословно слушаться и редко попадают под влияние плохих компаний.

Таким образом, развитое критическое мышление прививает ребенку важные базовые качества, которые помогают ему принимать правильные и взвешенные решения, анализировать и отделять зерна от плевел на протяжении всей его дальнейшей жизни.

Как развить критическое мышление

Помочь ребенку развить этот важный навык родители могут и самостоятельно. Для этого вовсе не обязательно приобретать кучу специальной литературы или обращаться к профессиональному психологу. Заложить основы критического мышления можно и в процессе повседневных дел, главное, подойти к этому вопросу творчески.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Измените форму общения с ребенком

Если ребенок что-то у вас спрашивает, не давайте ему сразу четкого и конкретного ответа. Сначала спросите, почему это ему интересно или поинтересуйтесь, что он сам думает по этому поводу.  Ребенок начнет размышлять и строить свои гипотезы, а вы как бы между прочим продолжайте задавать уточняющие вопросы. И неважно, если предположения, которые будет делать ваш малыш, окажутся неправильными и наивными. В этот момент он будет мыслить и учиться анализировать информацию, а при регулярном повторении ситуации для него это станет нормой.

Озвучивать свой ответ в подобных беседах следует только в самом конце. При этом нельзя отмахиваться и от дополнительных вопросов, которые могут появиться у ребенка.

Обсуждайте книги и мультфильмы

Лучше всего делать паузы в процессе чтения или просмотра мультиков на моментах, где герой должен принять какое-то важное решение. При этом нужно спрашивать у маленького слушателя, а как бы поступил в такой ситуации он или что будет дальше с главным героем? После окончания сказки нужно обсудить с ребенком различия между предложенным им вариантом развития событий и тем, как в итоге поступил персонаж. Пусть он выскажет свое мнение.

Такое упражнение не только хорошо развивает критическое мышление, но и тренирует умение излагать свои мысли, творческие способности.

Моделируйте ситуации с ошибками

Например, играя или читая какой-нибудь рассказ про кошку, скажите вместо «мяу» – «гав» или «чик-чирик». Также можно специально ответить на вопрос неправильно. Если ребенок спрашивает, почему деревья зеленые, скажите ему, что они фиолетовые. Сначала такой ответ вызовет у малыша глубокое возмущение. На этом этапе вам нужно будет подтолкнуть его к поиску аргументов. Пусть ребенок докажет, что он прав, отстоит свою точку зрения.

Играя в такую игру, важно подбирать темы ошибок под возраст малыша. Ему должно быть комфортно и весело объяснять вам, почему вы не правы. Любой стресс и негативные эмоции недопустимы.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

Показывайте личный пример

Если вы принимаете какое-то важное решение, всегда объясняйте своему ребенку, почему и как вы сделали такой выбор. В процессе подобных бесед важно рассказать о всех вариантах, которые у вас были, и по каким критериям вы их оценивали.

Пример. Папа покупает машину. Он объясняет сыну, что у него есть 2 варианта – недорогое отечественное авто и более высокая по стоимости иномарка. Он будет покупать иномарку, так как другая машина будет часто ломаться – в итоге он потратит на ее ремонт гораздо больше, чем стоит автомобиль импортного производства.

Игры на развитие критического мышления с детьми дошкольного возраста

С малышами для развития критического мышления можно поиграть в «Предметы» или в «Запутавшиеся картинки». Такие игры, как правило, очень нравятся всем детям от 3-х лет. Они охотно участвуют в них, что очень важно, так как нельзя заставлять ребенка делать то, что он не хочет.

Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение

«Предметы»

Дайте возможность ребенку выбрать какой-нибудь предмет и поочередно задайте наводящие вопросы: «что это, на что похоже, какой у него цвет, форма, величина, из чего делают и как используют». В конце обязательно озвучьте контрольный вопрос – спросите в чем плюсы и минусы этого предмета? Например, если вы говорите о спичках, ими можно разжечь костер и приготовить пищу – это плюс, но также можно при неправильном обращении устроить пожар или обжечься – это минус.

«Запутавшиеся картинки»

Предложите ребенку разложить картинки с фрагментами из незнакомой сказки в последовательном порядке. Затем прочитайте это произведение и попросите малыша исправить порядковый ряд, если он допустил ошибку.

  • Что такое светлица в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Что такое саранча в сказке конек горбунок
  • Что такое сеча в сказке
  • Что такое самоеды из рассказа чехова мальчики
  • Что такое русские народные волшебные сказки