Что такое сказка что такое пьеса

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2016; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2016; проверки требуют 38 правок.

Снегурочка («Весенняя сказка») — пьеса-сказка в четырёх действиях с прологом Александра Островского. Окончена драматургом 31 марта 1873 года. Напечатана в журнале «Вестник Европы», № 9 (1873 год).

В основе сюжета русская народная сказка, почерпнутая Островским из второго тома «Поэтических воззрений славян на природу» (1867) А. Н. Афанасьева.

В первый раз поставлена в Москве, на сцене Большого театра, 11 мая 1873 года, в бенефис артиста Живокини. Композитором П. И. Чайковским была написана к «Снегурочке» музыка.

История созданияПравить

Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его группа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три группы: драматическая, оперная и балетная.

С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку».

ОтзывыПравить

Новаторский характер «весенней сказки» привел к непониманию многих современников. Островского знали как реалиста и сатирика, и пьеса воспринималась как нарушающая закономерности его творчества. Пьесу называли «бессодержательной» и «фантастической».[1]

Н.А. Некрасов уклонялся от публикации пьесы в «Отечественных записках», хотя Островский там постоянно публиковался. Поэтому она была напечатана Михаилом Стасюлевичем в «Вестнике Европы».

В Петербурге, на сцене Александринского театра, постановка состоялась лишь 27 декабря 1900 года, в бенефис артиста Варламова.

В 1881 году композитор Н. А. Римский-Корсаков написал на текст пьесы оперу «Снегурочка». Опера поставлена в Петербурге 29 января 1882 года, в бенефис хора; в Москве, на сцене частной оперы С. И. Мамонтова — 8 октября 1885 года. На сцене Большого театра в Москве постановка состоялась 26 января 1893 года.

Действующие именаПравить

  • Весна-Красна
  • Мороз.
  • Царь Берендей.
  • Бермята, ближний боярин.
  • Елена Прекрасная, его жена.
  • Девушка-Снегурочка.
  • Лель, пастух.
  • Мизгирь, торговый гость из посада Белого
  • Мураш, богатый слобожанин.
  • Купава, молодая девушка, дочь Мураша.
  • Леший.
  • Масленица — соломенное чучело.
  • Бобыль Бакула.
  • Бобылиха, его жена.
  • Радушка, слободская девушка.
  • Малуша, слободская девушка.
  • Брусило, парень.
  • Малыш, парень.
  • Курилка, парень.
  • Бирюч.
  • Берендеи, всякого звания, обоего пола и всякого возраста.
  • Бояре, боярыни, гусляры слепые, скоморохи, отроки, бирючи, гудочники, волынщики, свита царя.
  • Слуги Мизгиря.
  • Слобожане: старики, старухи, парни и девки.
  • Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.
  • Свита Весны, цветы.

СюжетПравить

Красная горка в волшебном царстве Берендея. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна-красна. Лес ещё дремлет под снегом, в стране царит холод. Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило-солнце дает Земле мало света и тепла; лето стало коротким, зима — долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить дочку в слободку Берендеевку под присмотр бездетного Бакулы-бобыля. Снегурочка счастлива: давно уже её влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой радости Бобыля она просит взять её в дочки.

По просьбе Снегурочки пастух Лель поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. Девушка обижена. К ней подходит давняя подруга Купава: она спешит поделиться своим счастьем — её любит пригожий Мизгирь, и скоро будет их свадьба. Вот и сам жених, явившийся с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь, плененный её красотой, отказывается от Купавы. Обманутая невеста в слезах обращается к пчелкам и хмелю с мольбой наказать обидчика. Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

Царский дворец. Гусляры славят мудрого Берендея. Но на душе у него тревожно: Ярило-солнце гневается за что-то на берендеев. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Негодующий Берендей велит привести Мизгиря и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки поражает царя. Узнав, что Снегурочка не ведает любви, он понимает причину гнева Ярилы-солнца. И Берендей объявляет: юноша, который сумеет до рассвета заставить Снегурочку полюбить себя, получит её в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь сердце девушки.

Догорает вечерняя заря. Берендеи на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. В награду за песни царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Лель выбирает Купаву. Это до слез огорчает Снегурочку. Появляющийся Мизгирь обращается к ней с взволнованными словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство. Путь Мизгирю преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. На опустевшую поляну выходят Лель и Купава, которая нежно благодарит своего нового жениха за то, что он спас её от позора. Снегурочка, видевшая это, в отчаянии. Она решает просить у матери Весны сердечного тепла.

Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери Весна надевает на неё волшебный венок. Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает её ответной страстью. Скоро взойдет солнце, и, помня наставления родителей, Снегурочка торопит возлюбленного бежать от гибельных для неё лучей Ярилы. Но в долину спускается Берендей со свитой. При первых лучах восходящего светила царь берендеев благословляет женихов и невест. Появляется Мизгирь со Снегурочкой. Девушка говорит царю о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Узнав горячее человеческое чувство, дочь Мороза стала доступной мести Ярилы. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. В отчаянии Мизгирь бросается в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей спокоен: ведь существование Снегурочки было нарушением законов природы; с её чудесной кончиной Ярило перестанет сердиться, и в стране восстановится счастливая жизнь. Лель, а за ним весь народ, запевает хвалебный гимн Солнцу.

АудиозаписиПравить

  • 1951 — дирижёр Александр Гаук, солисты, Оркестр Всесоюзного радиокомитета и хор.
«Мелодия»: 33Д—06291-4
  • 1977 — дирижёр Геннадий Проваторов, солисты, Большой хор и симфонический оркестр ЦТ и ВР.
«Мелодия»: С40—12445-50, MEL CD 10 01174
  • 1993 — дирижёр Андрей Чистяков, хормейстер Евгений Тытянко, солисты, РНО, Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова.

Экранизации и театральные постановкиПравить

  • «Снегурочка» (1881) — опера Н. А. Римского-Корсакова.
  • «Снегурочка» (1952) — мультфильм режиссёра И. П. Иванова-Вано.
  • «Снегурочка» (1968) — кинофильм режиссёра П. П. Кадочникова.
  • «Весенняя сказка» (1971) — телефильм режиссёра Ю. Н. Цветкова.
  • «Снегурочка» (2006) — мультфильм режиссёра М. А. Муат.
  • «Снегурочка» (1963) — Балет «Снегурочка» был создан выдающимся балетмейстером Владимиром Бурмейстером по заказу Лондонского фестивального балета, а в 1963 году перенесен на сцену Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В основу сюжета легла одноимённая пьеса А. Н. Островского. Партитура балета собрана из различных популярных произведений Чайковского: музыки к сказке Островского, а также Симфонии № 1 («Зимние грезы»), серенады для струнных, фортепианной сонаты и др.

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Любивая А. Ю. Мифологический образ мира в «весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка» // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. — № 6 / 2012. ISSN 2306-7462
  • Малоземова Л. Ю. «Снегурочка», «весенняя сказка» А. Н. Островского // Литература в школе, 1994 № 5.
  • Островский А. Н. Снегурочка: Пьеса / Вступ. статья, подготовка текста и примечания Л. М. Лотман. — Л.: Сов. писатель, 1989.
  • Улыбина Е. В. Особенности отражения календарных обрядов в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» // Анализ художественного текста на школьном уроке: теория и практика. — Ставрополь: СГПУ, 1995. — С. 115—123.

СсылкиПравить

  • Текст пьесы

                Øóòî÷íàÿ ïüåñà äëÿ äåòåé è âçðîñëûõ ñî ñòàðûìè çíàêîìûìè.

                Äî÷åðè Íàòàøå Êóøàêîâñêîé ïîñâÿùàþ

Äåéñòâóþùèå ëèöà

Âåäóøàÿ
Öàðü
Öàðèöà
Ïðèíöåññà
Ïðèíö
Ìàëü÷èê-âîëøåáíèê
Õîòòàáû÷
Âîäÿíîé
Êîùåé Áåññìåðòíûé
Çâåçäà-Öàðèöà
Ñëóãè — áðàòüÿ — ïèðàòû (íåñêîëüêî)
Îõðàíà öàðñòâà — 33 áîãàòûðÿ
Êóêëû (íåñêîëüêî)
                Äåéñòâèå  I

                Êàðòèíà 1

Âåäóøàÿ

Òû óõîäèøü, äåòñòâî, áûñòðûìè øàãàìè
È óíîñèøü ñêàçêè, ñëîâíî êëþ÷ â êàðìàíå,
Äåòñòâî ìû ðèñóåì ñàìîé ÿðêîé êðàñêîé,
Ìû âñþ æèçíü òîñêóåì ïî óøåäøåé ñêàçêå,
Íî ïðîõîäÿò çèìû, ïðîëåòàþò â¸ñíû,
È ïðèõîäèò ñêàçêà ê íàì óæå êî âçðîñëûì.

                Çàíàâåñ ïîäíèìàåòñÿ.
Íà ñöåíå — Öàðü, Öàðèöà, Ïðèíöåññà, ïðèäâîðíûå ïàðàòû, Õîòòàáû÷

Ïðèíöåññà

Ñêó÷íî! Ñêó÷íî! Íàäîåëî!

Êóêëû ïûòàþñÿ ðàçâåñåëèòü Ïðèíöåññó

Ïðèíöåññà
(âíîâü êàïðèçíî)

Ñêó÷íî! Ñêó÷íî! Íàäîåëî!

Öàðü
Ýé âû, ñëóãè! Âñå ñþäà!
 Öàðñòâî ê íàì ïðèøëà áåäà!
 Öàðñòâå íàøåì ñêó÷íî ñòàëî!

Ïðèíöåññà
Îò ãåðîåâ ïðîêó ìàëî!
Âñå ìíå øóòêè íàäîåëè!
Ïåðñîíàæè âñå ïðè äåëå:
Ó Ëóêîìîðüÿ ìóäðûé Êîò
Äàâíî óæ ïåñíè íå ïî¸ò,
Îí îò ó÷åíüÿ òàê óñòàë,
×òî ñêàçêè âñå ïîçàáûâàë,
Êîò â ñàïîãàõ ëåíèâûì ñòàë,
Îí è âî ñíå áû ñïàë äà ñïàë,
Ñàïîãè æå Ñêîðîõîäû
Âñ¸ ãîíÿþòñÿ çà ìîäîé,
Ñòóïà ñ Áàáîþ-ÿãîþ
Óëåòåëà ñíîâà ê ìîðþ,
Ëåøåãî âçÿëà ñ ñîáîþ,
À îò Èâàíà-äóðàêà
Äóðîñòü íå óøëà ïîêà,
È îò Çìåÿ òîëêó ìàëî,
Ïûøåò æàðîì ãäå ïîïàëî,
È ïèðàòû íàäîåëè,
Òîëüêî ïèëè áû äà åëè,
À Ïüåðî âñ¸ íîåò, ïëà÷åò,
Áóðàòèíî — òîò âñ¸ ñêà÷åò…
Ñêó÷íî! Ñêó÷íî!  Öàðñòâå ñòàëî!
Íàäîåëî! ß óñòàëà!
(òîïàåò íîãîé è ïëà÷åò)

Öàðü
ß íå çíàþ… Êàê ìíå áûòü?
Êàê Ïðèíöåññó âåñåëèòü?
(îáðàùàÿñü ê ïðèäâîðíûì ñëóãàì-ïèðàòàì)
Ãîâîðèòå ïîñêîðåé!
Íàì êîãî êóäà ïîñòàâèòü,
×òîá äåëà ñâîè ïîïðàâèòü,
Èç-çà òðèäåâÿòü çåìåëü,
Ìîæåò, âûïèñàòü ëþäåé?
Òî åñòü øòàòû íàì ðàñøèðèòü…
(äóìàåò è êðè÷èò, âñêàêèâàÿ)
Ñðî÷íî âûïóñòèòü Óêàç!
Ñðî÷íî! Ñðî÷íî! Ñåé æå ÷àñ!
Èùóò ðàäîñòü âñå äëÿ íàñ!
Ýé, ãîíöû! Âñå ñîáèðàéòåñü
È òîãäà ëèøü âîçâðàùàéòåñü,
Êîãäà êàæäûé íîâûé ãîñòü
Íàì äîñòàâèò øóòîê âîç,
Ñìåõ è øóòêè âñå èùèòå
È ñþäà ñêîðåé íåñèòå!

Ñëóãè-ïèðàòû
Ìû âñå ìîëîäöû ÷åñòíûå,
Áðàòüÿ ìåæ ñîáîé ðîäíûå,
Ñëóãè âåðíî Âàì ïîñëóæàò,
Âåäü ïèðàòû ñ øóòêîé äðóæàò,
Íà çåìëå ëè, ïîä âîäîþ
Ñûùåì ðàäîñòü ìû äëÿ Âàñ
È ïðèòàùèì ñåé æå ÷àñ!
(óõîäÿò)

Öàðü
(îáðàùàÿñü ê Õîòòàáû÷ó)
Òû, Õîòòàáû÷, îòïðàâëÿéñÿ,
Äà ñêîðåå âîçâðàùàéñÿ!

(Õîòòàáû÷ óõîäèò)

Öàðü
(ñâîåé îõðàíå)
Ýé, ñþäà, ìîÿ îõðàíà, 33 áîãàòûðÿ!
Âàñ âñåõ âèäåòü äîëæåí ÿ!
(ðàçìûøëÿÿ ñàì ñ ñîáîé)
Òî ñëóæèâûé âåñü íàðîä,
Îí ìåíÿ íå ïîäâåä¸ò!

Âåäóùàÿ
È îõðàíà âñÿ ÿâèëàñü,
È Öàðþ âñÿ ïîêëîíèëàñü.

33 áîãàòûðÿ
×òî ïðèêàæåòå, íàø Öàðü,
Ïðèâåëèêèé Ãîñóäàðü?

Öàðü
 Öàðñòâå çàâåëàñü áåäà:
Óøëà ðàäîñòü íàâñåãäà.
 íàøåì Öàðñòâå ñêó÷íî ñòàëî,
Íåò óëûáîê, ïåñåí ìàëî!
Âû, îõðàíà, ïîìîãèòå,
Âî âñå ñòîðîíû ñêà÷èòå,
Ðàäîñòü âñþ ñþäà íåñèòå!
Ñðî÷íî! Ñðî÷íî! Ñåé æå ÷àñ!
Ñ÷àñòüå ïîñåòèò ïóñòü íàñ!

Áîãàòûðè
Âñ¸ ìû âûïîëíèì, íàø Öàðü,
Íàø âåëèêèé Ãîñóäàðü!
Ñðî÷íî, ñðî÷íî, ñåé æå ÷àñ,
Ðàäîñòü ñûùåì ìû äëÿ Âàñ!
                (áîãàòûðè êëàíÿþòñÿ è óõîäÿò)

                Äåéñòâèå  2
                Êàðòèíà 1

Âåäóùàÿ
À ïèðàòû âñå íà äèâî
Âûãëÿäÿò âïîëíå êðàñèâî!
Ïî ïóòè ïîøëè ïðÿìîìó
È ïîïàëè ê Âîäÿíîìó.

Âîäÿíîé
(ïî¸ò)
ß Âîäÿíîé, ÿ Âîäÿíîé!
Ïîãîâîðèë áû êòî ñî ìíîé!

Ïèðàòû
Ýé òû, ×ó÷åëî ìîðñêîå,
Ê òåáå äåëî âîò êàêîå!
Äëÿ ïðèíöåññîâûõ èäåé
Äàé íàì ðàäîñòü ïîñêîðåé!
Íî íå âçäóìàé îòïèðàòüñÿ,
À íå òî ïîëåçåì äðàòüñÿ!

Âîäÿíîé
×òî âû, ìîëîäöû ÷åñòíûå,
Áðàòüÿ ìåæ ñîáîé ðîäíûå!
×òîáû íå áûëî áåäû,
Ìîãó äàòü âàì âñåì âîäû!
Ìíîãî ìîæíî óíåñòè,
Âñ¸ âîäîþ ðàçâåñòè.

Ïèðàòû
Ñâîþ â ñòóïå ìû òîë÷¸ì,
Íåò, óæ ëó÷øå ìû óéä¸ì!

Âåäóùàÿ
È âåðíóëèñü â ñêàçêó áðàòüÿ,
Íå íàéäÿ Ïðèíöåññå ñ÷àñòüÿ.
À òåì âðåìåíåì îõðàíà,
Òðèäöàòü òðè áîãàòûðÿ,
Íå îñëóøàâøèñü Öàðÿ,
Ñîáðàëèñÿ ñðî÷íî â ïóòü
È ðåøèëè çàãëÿíóòü
 öàðñòâî ãðîçíîãî Êàùåÿ,
Íå òàêàé óæ îí çëîäåé,
×òîá ñîâñåì íå äàë èäåé!

Êàùåé Áåññìåðòíûé
Ýòî ÷òî çà ãîñïîäà?
Âû îòêóäà è êóäà?

Áîãàòûðè
Äà, æèâ¸òå Âû áîãàòî!
Æåì÷óãîâ, ñðåáðà è çëàòà
Âàì, íàâåðíîå, íå ñ÷åñòü,
À ó íàñ Ïðèíöåññà åñòü,
×òîá å¸ ðàçâåñåëèòü
Øóòîê íóæíî íàì äîáûòü!

Êàùåé Áåññìåðòíûé
ß íå çíàþ êàê æå áûòü
È ÷åãî Âàì ïðåäëîæèòü?
Âàì ÿ âñ¸ æå óñëóæó,
Âàñèëèñó ïîïðîøó,
Âàñèëèñà íå ïðîñòàÿ,
À Ïðåìóäðàÿ òàêàÿ!

Áîãàòûðè
Ýòî áðàòåö, åðóíäà,
Âåäü îò æåíùèí âñÿ áåäà!
Èõ ïðåìóäðîñòåé íå ñ÷åñòü,
Äà ó íàñ ñâîÿ âåäü åñòü!

Êàùåé Áåññìåðòíûé
Íå áåð¸òå?

Áîãàòûðè
×òî òû, íåò!

Êàùåé Áåññìåðòíûé
Íó è ïëàìåííûé ïðèâåò!

Âåäóøàÿ
È áîãàòûðè íè ñ ÷åì
Âîçâðàòèëèñü íàñîâñåì,
À Õîòòàáû÷ âñåõ õèòðåå,
È óìíåå, è ìóäðåå,
Íà Çåìëå áûâàë âåçäå.
Îí îòïðàâèëñÿ ê Çâåçäå.

                Êàðòèíà 2
                Íà ñöåíå — Çâåçäà, è âîêðóã íå¸ ïëàâíî êðóæàòñÿ çâ¸çäî÷êè,
                çâó÷èò ýëåêòðîííàÿ ìóçûêà

Âåäóøàÿ
Âîò ïðåä íèì Çâåçäà-Öàðèöà,
Ýòî äàæå íå Æàð-ïòèöà,
È õîòü ñìåëûì áûë äåäîê,
×òî-òî âäðóã êîëüíóëî â áîê,
Çàèêàÿñü è áëåäíåÿ,
Íî, îäíàêî, ìîëîäåÿ,
Îáðàòèëñÿ îí ê Öàðèöå
Ïîêëîíÿñü å¸ ñâåòëèöå.

Õîòòàáû÷
Ïîìîãè, Çâåçäà-Öàðèöà,
Íàì ðàçâåñåëèòü äåâèöó!

Çâåçäà-Öàðèöà
 íàøåì ìèðå òèøèíà,
Ñóåòà íàì íå íóæíà!
 íàøåì ìèðå âñ¸ ìàøèíû
È ýìîöèè íå â ÷èíå,
×òî òàêîå ðàäîñòü, øóòêè,
Ïåñíè, òàíöû, ïðèáàóòêè?
Íå ñëûõàëè ïðî òàêîå,
Ïðåäëàãàåì âàì äðóãîå:
Âîò Ïðèíöåññå Ðîáîò âàøåé!
Íåò íèãäà çàíÿòèé êðàøå.
Ïóñòü íà êíîïêè íàæèìàåò:
Âñå ïðîáëåìû îí ðåøàåò.

Õîòòàáû÷
Íåò! Íåò! Íåò!
Íàì — ÷óäà íàäî,
Íå áåçäóøíàÿ îòðàäà!
Åñëè òîëüêî çàõîòèì,
Ñàìè ìèãîì ñìàñòåðèì!
Íà Çåìëå ïîëíî òàêîãî,
Íàì ïðèâû÷íîãî, çåìíîãî!
Íó, ïðîùàé, Çâåçäû õîçÿéêà!
Òû õîëîäíàÿ âñåçíàéêà!

Âåäóøàÿ
È Õîòòàáû÷ ïîêëîíèëñÿ,
Âî äâîðöå âìèã î÷óòèëñÿ,
Òàì Ïðèíöåññà ñë¸çû ëü¸ò,
Öàðü æå — ìåñòà íå íàéä¸ò.

                Êàðòèíà 3

Öàðü
Âîò áåäà, òàê óæ áåäà,
Óøëà ðàäîñòü íàâñåãäà.
×òî æå äåëàòü? Êàê æå áûòü?
×åì Ïðèíöåññó âåñåëèòü?

Âåäóùàÿ
Âñå ãîíöû íè ñ ÷åì ÿâèëèñü
Öàðü ñ Öàðèöåé ðàññåðäèëèñü.

                Ïåðåä Öàð¸ì è Öàðèöåé êëàíÿþòñÿ
                áîãàòûðè è ïèðàòû. Ïðèíöåññà âûòèðàåò ñë¸çû

Öàðü
Âñå Öàðþ âû ïîêëîíèëèñü,
Íó à ñ ÷åì âû âñå ÿâèëèñü?

Áîãàòûðè
Ìû îáúåõàëè âåñü ñâåò!

Ïèðàòû
Áûëè ïîä âîäîé, íà ñóøå!

Áîãàòûðè
Òàì æèòü¸ íàìíîãî õóæå!

Ïèðàòû
Íåòó ðàäîñòè íèãäå:
Íà çåìëå ëè èëü â âîäå!
Ïîñåòèëè Âîäÿíîãî…

Áîãàòûðè
È Êàùåÿ ìû õðîìîãî.

Ïèðàòû
Íè÷åãî ìû íå íàøëè.

Áîãàòûðè
È íè ñ ÷åì ñþäà ïðèøëè.

Ïðèíöåññà
(âñêàêèâàåò è áåæèò ê Õîòòàáû÷ó)
Òû, Õîòòàáû÷, òîëüêî òîò,
Êòî íàø¸ë ê âåñåëüþ õîä!

Õîòòàáû÷
ß, êîíå÷íî, ñòàð íåìíîãî,
Äàëåêà áûëà äîðîãà:
Ïðîëåòåâ âñå ÷àñòè ñâåòà,
ß ïîäíÿëñÿ â âûñîòó,
Ïîñåòèë îäíó Çâåçäó.
ß ñ õîçÿéêîþ âñòðå÷àëñÿ,
Äîëãî ñ íåþ ïðåïèðàëñÿ,
Íî ïîëåçíîãî äëÿ Âàñ
Íå ñóìåë äîñòàòü ñåé÷àñ.

Ïðèíöåññà
(ïëà÷à)
Ñêó÷íî! Ñêó÷íî â Öàðñòâå ñòàëî!
Íàäîåëî! ß óñòàëà!

Öàðü
×òî æå äåëàòü? Êàê íàì áûòü?
Êàê Ïðèíöåññó âåñåëèòü?

                Ðàçäàþòñÿ óäèâèòåëüíûå ïåðåçâîíû, òðåëè.
                Íà îáëàêå — Ìàëü÷èê-âîëøåáíèê

Ìàëü÷èê
Ýé, Ïðèíöåññà, ÿ ëå÷ó,
ß ïîìî÷ü òåáå õî÷ó!
Ñäåëàþ òåáÿ ñ÷àñòëèâîé,
È âåñ¸ëîé, è êðàñèâîé!

                Óäèâë¸ííàÿ Ïðèíöåññà ïðåêðàùàåò ïëàêàòü

Ìàëü÷èê
(ñòîÿ ïåðåä Ïðèíöåññîé)
Ñëóøàé, ìèëàÿ Ïðèíöåññà!
ß, êîíå÷íî, íå âîëøåáíèê,
ß âñåãî ëèøü ó÷åíèê,
Íî îäíî óæå ïîñòèã:
 êàæäîì äíå è â êàæäîì âåêå —
×óäî! ×óäî — â ÷åëîâåêå!

  Îæèâëåíèå, âñå ïîâòîðÿþò:
«×óäî? ×óäî — â ÷åëîâåêå!»

                Äîíîñÿòñÿ ìóçûêà, ñìåõ.

Ìàëü÷èê- âîëøåáíèê
Ïðèãëàøàþ âñåõ, âñåõ, âñåõ!
Çäåñü çâó÷èò âåñ¸ëûé ñìåõ,
Ìíîãî øóòîê, ìíîãî ìàñîê,
Ìíîãî ëèö è ìíîãî ñêàçîê!
Õîðîâîä íàñ âñåõ âåä¸ò,
Êàðíàâàë ê ñåáå çîâ¸ò!

                Êàðíàâàë: ìóçûêà, ìàñêè, âñå òàíöóþò, ïîþò.

Ìàëü÷èê- âîëøåáíèê
Ñëóøàé, ìèëàÿ Ïðèíöåññà!
Äðóæíûé ïðàçäíèê — â ñ÷àñòüå õîä,
Ñåðäöó ðàäîñòü îí íåñ¸ò.

Âåäóùàÿ
Öàðü ñ Öàðèöåþ ÿâèëèñü
È ïðåìíîãî óäèâèëèñü.

Öàðü
Âîò òàê äèâî, òàê óæ äèâî!
À âîêðóã-òî êàê êðàñèâî!

Öàðèöà
Âñ¸ âîêðóã ïî¸ò, öâåò¸ò!
Ðàäîñòü, ðàäîñòü ê íàì èä¸ò!

Ïðèíöåññà
Ýé, ñêàæèòå!
Êòî-òî çíàåò?
×óäî, ÷óäî çäåñü áûâàåò?

Ïðèíö
(âõîäÿ)
×òî æ òû ïëà÷åøü âñ¸, äåâèöà?
Ñêîðî áóäåøü òû Öàðèöåé.
×óäî èùåøü òû âñ¸ çðÿ,
Ïîñìîòðè-êà íà ñåáÿ:
Õîðîøà óìîì è òåëîì,
È ëèöîì ðóìÿíî-áåëûì,
À áðîâåé òâîèõ ðàçë¸ò
Ïðèíöåâ âñåõ ñ óìà ñâåä¸ò!
Âî äâîðöå ëè, â õîðîâîäå,
Ïðè íàðîäå èëü îäíà
Òû ïðåðàñíà è íåæíà.
È â òâîåé äóøå — ñàìà
Êðàñîòà è äîáðîòà.
Ïðîòÿíè òû ëþäÿì ðóêó —
Òóò æå ìèãîì ñíèìåò ñêóêó!

                Ïðèíö ïðèãëàøàåò Ïðèíöåññó òàíöåâàòü.
                Îíè òàíöóþò âàëüñ.

Ïðèíöåññà
ß íå çíàþ, êàê ìíå áûòü!
Êàê ìíå âàñ áëàãîäàðèòü!
Ïîíÿëà ÿ ìóäðîñòü âàøó
È âíåñó ÿ â ñêàçêó íàøó
Âîò òàêîé òåïåðü óêàç:
Ðàäîñòü âñÿ â ñàìèõ æå íàñ!

(âñå õîðîì)
Ðàäîñòü âñÿ â ñàìèõ æå íàñ!

Öàðü
Âûïîëíÿòü âñåì, âñåì óêàç:
Ðàäîñòü âñÿ â ñàìèõ æå íàñ!
×óäî-ñêàçêè â íàñ æå, ëþäè!
È äàâàéòå âïðåäü, äðóçüÿ,
Äðóæíî æèòü!

È ñêàçêà âñÿ!

(âñå âìåñòå ïîþò)
Âìåñòå ñêàçêó íà ïðîùàíüå
Äàðèì ìû âàì,
Äî ñâèäàíüÿ!

Âåäóùàÿ
Äðóçüÿ!
×òî ïîæåëàòü, ïðîùàÿñü ñ âàìè:
Çäîðîâüÿ, ðàäîñòè, ëþáâè
È ïðàçäíèêîâ ñ öâåòàìè!
Ïóñòü áóäåò ïîëíûì ñòîë è äîì,
Ïóñòü æèçíü áóðëèò ó âñåõ êëþ÷îì!
Ïóñòü íàäåæäû äóøè ãðåþò,
À ñåðäöà ïóñòü íå ñòàðåþò!
Íàä Çåìë¸é ïóñòü Ñîëíöå ñâåòèò,
È ñìåþòñÿ âìåñòå äåòè!

Ïðèíöåññà
(ðàäîñòíàÿ)
Ðàäîñòü âñÿ â ñàìèõ æå íàñ!
×óäî-ñêàçêè â íàñ æå, ëþäè!
È äàâàéòå âñå, äðóçüÿ,
Äðóæíî æèòü!

È ñêàçêà âñÿ!

Ф.И.О. –
Третьякова Светлана Маратовна

Должность
– Учитель русского языка и литературы

Квалификационная 
категория — высшая

Название 
образовательной организации – МКОУ «Уйская СОШ имени А. Тихонова»

Конспект
урока по литературе по теме «Что такое фольклор?» — 5 класс

(слайд) — Что такое фольклор?

Цели урока:

обучающие:

·        
познакомить с терминами фольклор, жанры фольклора;

·        
вспомнить известные пятиклассникам жанры фольклора:
сказка, загадка, скороговорка, пословица, поговорка;

·        
развивать интерес к народному творчеству, сказкам и
другим жанрам русского фольклора;

развивающие:

·        
совершенствовать навыки речевого высказывания;

·        
развивать память, внимание, логику и
интеллектуальные навыки и умения;

·        
развивать языковые компетенции учащихся в разных ситуациях
общения;

·        
развитие слухового восприятия, формирование
произношения;

воспитывающие:

·        
воспитание уважения к истокам

·        
своего народа, интереса к фольклору, родной речи и
литературе, побуждать к чтению

·        
народных и авторских сказок;

·        
повышать уровень культуры речи.

Оборудование: презентация «Фольклор», красные
жетоны=1балл.

Ход урока

І. Орг.
момент.

Эмоциональный
настрой.

— Давайте
улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам
успехов и творческих удач!

ІІ. Проверка
пройденного материала.

— Напомните мне, о чем мы с вами
говорили на прошлом уроке
?

/рассуждения
учащихся
/

Блиц — опрос

Что такое —
ЛИТЕРАТУРА?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Слово литература
пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка (литера – буква). В
переводе оно означает написанное.

(Слайд) Чем отличается
литература научная от художественной?

/рассуждения
учащихся
/

·        
(щелчок) Из научных книг
мы получаем знания о законах природы и мира

·        
Из художественной литературы мы узнаем о людях,
их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними

Главный инструмент писателей и поэтов?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) /слово/

Что такое искусство?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Иску́cство —
ОБРАЗНОЕ осмысление действительности.

Образность?  Образное слово?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) ОБРАЗНОСТЬ — основное свойство художественного
произведения.

                
ОБРАЗНОЕ слово — слово, рождающее образ в нашем воображении.

— С помощью чего автор может сделать
свое произведение образным?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Тропы —  (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы
нужны автору для наглядности, изображения тех или иных предметов.

ІІІ. Новая
тема.

 (Слайд) Очень хорошо,  сегодня мы продолжим свое путешествие по огромной и самой
интересной  стране, которая называется  «Литература». 

— Вспомните,
а с какими произведениями вы познакомились в детстве, так сказать в начале
своей жизни? Затем? 

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Действительно, только
родившись
на белый свет, вы познали добрые
колыбельные, которые вам напевала мама перед сном,
(щелчок) затем вы с удовольствием
слушали сказки, которые рассказывала вам бабушка, в садике вы начали учить
маленькие стишки-считалки,
(щелчок) разгадывать загадки
и, конечно же,  
(щелчок) начали познавать
мудрость пословиц и поговорок. Словом, вы начали знакомство с литературой с его
азов – устного народного творчества!!!

(Слайд) Устное народное
творчество

— Сегодня мы
познакомимся с законами и обычаями  прекрасного мира русского народного творчества. Как вы думаете, что же такое устное народное творчество?

/рассуждения
учащихся
/

— Давайте
вместе проанализируем
тему нашего урока. Что значит устное?

/рассуждения
учащихся
/

— Это значит, что эти произведения
передавались

из УСТ в УСТА, т.е. мама рассказывала детям,

бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему,
поэтому произведения постоянно изменялись.

— Что значит народное?

/рассуждения
учащихся
/

— Это значит, что сочинял не один какой-то
человек, а народ.

— Что такое творчество?

/рассуждения
учащихся
/

— Творчество произошло от слова ТВОРИТЬ, т.е.
СОЗДАВАТЬ, ДЕЛАТЬ.

(Слайд) В 1846 г  английский ученый У. Дж. Томс ввел в науку  новый термин —
«ФОЛЬКЛОР», который в переводе означает «народная мудрость».
Российские ученые фольклором  стали  называть устное народное творчество.

Фольклор
= устное народное творчество.

  • FOLK –  народ
  • LORE – предание, знание,
    мудрость

— Что значит МУДРОСТЬ, как вы понимаете
это слово?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) МУДРОСТЬ — ум, способность, талант  и
опытность в жизни.

(Слайд) Как вы думаете, что возникло вначале фольклор или литература?

/рассуждения
учащихся
/

— Фольклор намного
древнее письменной литературы, он впитал в себя мудрость, знания, опыт
бесчисленных поколений людей. Литература возникла, опираясь на фольклор,
используя и совершенствуя созданные им образы, краски, приёмы повествования.

(щелчок) Но
литература не отменила фольклора
; устное народное творчество продолжало жить и развиваться
наряду и рядом с письменностью… Пушкин писал «Руслана и Людмилу», а
русалки, лешие и коты учёные продолжали жить в сказках Арины Родионовны…

— Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Сказки,
песни, пословицы, поговорки, загадки, былины – это жанры фольклора

Фольклор


Лирика

Эпос

Драма

  • Песни
  • Пословицы
  • Поговорки
  • Загадки
  • скороговорки
  • сказки
  • предания
  • легенды
  • былины
  • игры
  • обряды
  • народные пьесы

— Как вы думаете, какие жанры народной словесности появились
раньше других? Почему?

/рассуждения
учащихся
/

(щелчок) Конечно же, это пословицы, поговорки, скороговорки,
загадки
, так как они короткие и лёгкие для запоминания.  Так
давайте начнем свое путешествие по стране устного народного творчества именно с
этих жанров.

(Слайд) СКОРОГОВОРКИ

— Что такое
скороговорка?

/рассуждения
учащихся
/

 (Щелчок) — Скороговорка
— фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная; поговорка
или прибаутка.

— Для чего
нужны скороговорки?

/рассуждения
учащихся
/


Скороговорки используют
для развития речи детей,
артистов, ведущих радио, дикторов,

преподавателей. Когда
люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более выразительной,
разборчивой и внятной

Д/З — Ребята из 1 группы знакомят
учащихся со скороговорками, подготовленными дома

(Слайд) Игра: «Скажи быстрее»

· У Сашки в кармашке
шишки да шашки.

· Зоиного зайку
зовут Зазнайка.

· Дятел дуб
долбил, да не выдолбил.

· Молодец у
молодицы попросил воды напиться.

· У ежа ежата, у
ужа ужата.

· У елки иголки
колки.

ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ

(Слайд) А теперь поговорим о пословицах
и поговорках.
Кто готов дать ответ на вопрос: что
такое пословица?

/рассуждения
учащихся
/

ПОСЛОВИЦЫ и
ПОГОВОРКИ
наиболее древние жанры народного творчества.

(Слайд) Пословица — это краткое народное изречение, в которой отражается народная
мудрость и  жизненный опыт.

— А что
такое поговорка? Чем она отличается от пословицы?

/рассуждения
учащихся
/

(Слайд) Поговорка – это короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является
полноценной пословицей; по сути представляет собой новый образ, который
заменяет какое-то обычное слово.

Н: вместо
«пьян» – «лыко не вяжет»,

   вместо
«дурак» — «пороха не выдумал», и так далее.

 (Слайд) Главные черты пословиц и
поговорок?

/рассуждения
учащихся
/

  • (Щелчок) — Краткие да складные
  • Образные (есть слова с переносным значением)
  • Применяются к разным случаям в жизни.
  • Мудрые.

—  В отличие
от пословицы,
поговорка не содержит никакого
поучительного обобщающего смысла.

ЕЩЁ ОДНО НОВОЕ СЛОВО – брат пословицы

(Слайд) Афоризм   = 
Пословица

АФОРИЗМ
(греч.), изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль
Н:
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» — А. С. Пушкин.

(Слайд) Различие:

Афоризм  
=  Пословица

image004image004Создает    

Автор               Народ                     

Д/З — Ребята из 2 группы знакомят
учащихся с пословицами и поговорками, подготовленными дома

— А я сейчас
посмотрю, как много вы знаете пословиц и поговорок

(Слайд) Игра: «Найди вторую
половинку».
  Сейчас вы попытаетесь найти вторую
половину к пословице.

1) Своя земля

стыдно не
учиться.

2) Пчела мала,

когда деревьев
много.

3) Не стыдно не
знать,

и в горести
мила.

4) И лес шумит
дружней,

а и та работает.

(Слайд) Молодцы, теперь
проверим, как вы справитесь со смыслом
каждой из
пословиц? О чем первая пословица  — Своя земля и в горести мила?

 (…о любви к
Родине, к России, к своему городу или деревне).

— А какие
ещё пословицы
о Родине вы знаете? Приведите
примеры.

/рассуждения
учащихся/

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Человек без Родины, что соловей без песни.

— О чем
вторая пословица —
Пчела мала, а и та
работает
?

(…о труде, о
трудолюбивых людях).

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Где охота и труд там поля цветут.

— О чем
третья пословица
Не стыдно не знать,
стыдно не учиться
?

(…об учении, о
нерадивых учениках).

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Учиться никогда не поздно.

Хорошая книга — лучший друг.

Чтение — лучшее учение.

— О чем четвертая
пословица —
И лес шумит дружней, когда
деревьев много
?

( … о дружбе, об
умении дружить)

— А какие еще
пословицы на эту тему вы знаете? Приведите примеры.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга — ищи, нашёл — береги.

— Молодцы! Посмотрим, как вы справитесь
со вторым заданием.

(Слайд) По ошибке наборщика
первая половина принадлежит одной пословице, а вторая – другой. Надо вернуть им
первоначальный вид. За каждый правильный ответ красный жетон.

Баба с возу, а
хомут найдется

Беды мучат, а
руки делают

Без труда не
накинешь платок

На всякий роток
не вынешь и рыбку из пруда

Глаза страшатся,
да уму учат

Была бы шея –
кобыле легче

(ЩЕЛЧОК)
Ответы

Баба с возу – кобыле
легче

Беды мучат, да
уму учат

Без труда не
вынешь и рыбку из пруда

Глаза страшатся,
а руки делают

Была бы шея, а
хомут найдется

На всякий роток
не накинешь платок

 СКАЗКИ

(Слайд) Продолжаем наше
путешествие
по стране устного народного творчества.
Следующая  наша остановка называется «Сказка».

— Какие
русские народные сказки вы читали?

/рассуждения
учащихся/

 («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и Лиса»,
«Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь» и другие).

 А что такое сказка, кто знает?

/рассуждения
учащихся/

(Слайд) СКАЗКА — это занимательный  рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.

Мир русской
народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых
людей, купцов да купчих, царей да их дочерей, а также и вымышленных героев:
кощей бессмертный, баба яга, леший, русалки и т.д. Встречаются в русских
народных сказках разные звери, иногда даже волшебные.

(Слайд) Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

— сказал великий
поэт А.С. Пушкин. Как вы понимаете слова великого поэта?

/рассуждения
учащихся/

(Слайд) Задача русской 
народной сказки
—  воспитывать и поучать.

— Чему учат
нас сказки?

/рассуждения
учащихся/


Действительно,
сказки учат нас быть добрыми и
справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Они утверждают
народные принципы жизни: честность, смелость, трудолюбие.

(Слайд) Какие черты характера
в героях русских народных сказок положительные?

               
 Какие отрицательные? —
(Дети заполняют таблицу).

Положительные:

Отрицательные:

Смелость

Честность

Трудолюбие

Щедрость

Доброта

Справедливость

Ложь, обман

Зазнайство

Хитрость

Жадность

Трусость

Глупость

(ЩЕЛЧОК)ПРОВЕРКА

Практические
задания.

— Попробуем
угадать, из каких сказок эти герои?

1. Лицом
конопатая, на ногу хромая, да к тому же злая да ленивая

(родная дочка,
Ленивица из сказки «Две сестры», или «Морозко»).

2. Собой
красавица, русая коса до пояса, голубые глаза, да ещё рукодельница.

(Падчерица, Настенька,
Машенька из сказки «Две сестры», или «Морозко»).

3. Сильный и
смелый, защищал русских людей от Змея Лютого, спас из плена змеиного Забаву
Путятичну.

(Богатырь
Добрыня Никитич из былины «Добрыня и Змея»)

4. Свирепая,
хитрая и жадная, утаскивала русских людей к себе на гору в пещеру.

 (Змея, Змей
Горыныч из былины «Добрыня и Змея»).

5. Рыжая плутовка,
обманщица, сама каши наелась, а гостя  ни с чем оставила.

(Лиса из сказки
«Лиса и журавль»)

6. Наивный,
глупый, с длинной шеей и клювом, пошёл в гости и остался голодным.

(Журавль из
сказки «Лиса и журавль»)

ПЕСНИ

(Слайд) Следующая  остановка нашего путешествия представляет жанр устного народного творчества — это
«ПЕСНИ».
Русский народ славится своими красивыми,
задушевными, с глубоким смыслом песнями.

Народная
песня
— это музыкальное произведение, автор
которого — народ. Народные песни передаются из поколения в поколение.

— Какие виды
народных песен вы знаете?

/рассуждения
учащихся
колыбельные, частушки,
хороводные, заклички и другие
/

— Попробуем
вместе рассортировать песенный жанр русского народа по полочкам.

(слайд + аудиозапись) — Люшеньки-люли

 Прилетели гули.

 Стали гули ворковать,

 Мою деточку качать.

 Баю – бай, баю – бай,

 Дочка, глазки закрывай.

 А – а – а!

— Какую
песню вы сейчас услышали
? Когда поют такие песни?

/рассуждения
учащихся/

— Конечно
же, это колыбельные
. Эти песни нужны для того,
чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. А вам пели такие песни, когда вы
были маленькими? Кто? Сможете напеть?

/рассуждения
учащихся/

 (слайд + аудиозапись) — Сейчас послушайте ещё одну песню и подумайте, к какому жанру она
относится?

/рассуждения
учащихся
– хороводная/

— А что
такое хоровод?

/рассуждения
учащихся/

— Конечно
же, это групповой
танец с песнями и играми.

(Слайд) Следующий песенный
жанр русского народа,
я думаю, знает каждый из вас
– это ЧАСТУШКИ.
Что они представляют собою?

/рассуждения
учащихся/

(ЩЕЛЧОК)ЧАСТУШКИ — это коротенькие песенки с юмористическим
(смешным) содержанием. 

— Какие частушки
вы знаете?

(слайд + аудиозапись) — Д/З – ребята (3
группа) поют частушки под минусовку

Загадки

(Слайд) Последняя наша
остановка, представляет,
я думаю, самый любимый 
жанр детей —  “ЗАГАДКИ”.

Что представляет
собой этот жанр народного творчества?

/рассуждения
учащихся/

 (Щелчок) — ЗАГАДКИ
— это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное
(в переносном значении) изображение предметов и явлений.

— Давайте
поломаем голову
над русскими народными загадками!

(Ребята из 4 группы проводят игру «Отгадай загадку»)

1.Без рук, без топорёнка

Построена избёнка

(Гнездо)

2.Поднялись ворота

Всему миру красота.

(Радуга.)

3.Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит.

(Мороз.)

4.Зимой и летом –

Одним цветом

(Ёлка)

5.Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал —

Там и пропал.

(Сахар.)

6.И языка нет,

А правду скажет.

(Зеркало.)

7.Ползун ползёт,

Иголки везёт

(Ёж)

8.Без языка,

Без голоса,

А всё расскажет.

(Книга.)

(Слайд) Наше путешествие – на
сегодня
—  по устному народному творчеству  подходит к концу.
Мы вспомнили сказки,  отгадали загадки, разобрали немало пословиц,
учились проговаривать скороговорки, послушали песни, частушки. Как вы думаете,
необходимы ли знания устного творчества для нас? Аргументируйте свой ответ.

/рассуждения учащихся/

(Слайд) Конечно же, необходимы. Произведения устного народного творчества – фольклора – это  мудрость,
знания, опыт бесчисленных поколений людей. Читайте сказки, любите их,
загадывайте друг другу загадки, употребляйте в речи пословицы и поговорки — все
это сделает вашу речь содержательней и богаче, а жизнь – интересней.

Рефлексия:

– Понравился вам урок?

– Что вам запомнилось?

– Хочется прийти ещё на урок?

Домашнее
задание:

1. Закрепить материал урока

2. Составить небольшой рассказ (на школьную тему), включая в него пословицы и
поговорки

3. (По желанию) Подготовить рисунок по любой пословице.

4. Прочитать
сказку «Василиса Прекрасная» + записи по плану с
читательского дневника по данной сказке)

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

  • Что такое сила воли определение для сочинения
  • Что такое сказка какие пережитки древней мифологии сохранились в волшебных сказках
  • Что такое сказка для детей дошкольного возраста определение
  • Что такое светлица в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Что такое саранча в сказке конек горбунок