Что такое сказка 3 класс литературное чтение своими словами

Что это такое и история появленияволшебные фольклорные сказкисказки о животных и бытовыелитературная сказказдравствуйте, уважаемые читатели блога ktonanovenkogo.ru. жили-были старик со

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Жили-были старик со старухой у самого синего моря…».

С этих или с других похожих слов начинается дорога в мир воображения, в страну сказки, где звери разговаривают, чудовища превращаются в принцев, а добро побеждает зло.

Сказка про репку

Что это такое и исторические корни жанра

Сказка – это повествовательный фольклорный, а позже — литературный жанр, не претендующий на историческую достоверность.

У сказки есть свои законы, традиционные сюжеты и особые «сказочные» правила. Разобраться, что такое сказка и как она пишется, поможет история возникновения жанра.

Что такое сказка

Как прозаический жанр сказка выделилась из мифа. Она унаследовала мифологическую героику, тягу к описанию необъяснимых явлений посредством художественных образов, повествовательность.

Миф занимала космогония (то есть сотворение и устройство мира, отношения перволюдей (титанов), смена исторических эпох). Сказочные истории с течением времени стали вбирать в себя более простые сюжеты.

Три старца

При этом память о мифологических образах и героях осталась. Последние превратились в волшебных существ и предметы-помощники.

Сначала зародилась фольклорная сказка. Этот древний жанр долгое время не имел отдельного обозначения, воспринимаясь как «песнь», «баснь» (от глагола «баять» — говорить). В латинском языке истории с захватывающим сюжетом получили определение «фаблио».

Чем характеризуется сказка

Среди фольклорных произведений с вымышленным сюжетом традиционно выделяют следующие виды сказок:

  1. волшебные;
  2. о животных;
  3. бытовые.

Только к середине XV века на Руси зафиксировано слово «сказка», также образованное от глагола говорения. Именование жанра указывает на традицию устной передачи сказочных сюжетов. Русский народ бережно хранит их в образно-поэтической памяти.

Литературная сказка, появившаяся в нашей стране двумя столетиями позже, не вытеснила, а дополнила и преобразила фольклорную.

Волшебные фольклорные сказки

Герои волшебных сказок олицетворяют разные миры (Подводное Царство, Лес, горы), имеют чётко распознаваемую нравственную характеристику (добрый-злой), обладают сверхъестественными способностями.

Если в истории упоминаются Баба-Яга, Морской Царь, Кощей Бессмертный, будьте уверены: перед вами волшебная сказка. Миру стихий противостоит центральный персонаж из обычного человеческого мира. Дурак, младший сын, сирота, солдат, Лутонюшка, менее удачливый, чем братья, Иван-царевич – герой, отправляющийся в странствие по сказочным маршрутам, должен быть социально ущемлённым.

Емеля на печи

Момент ущемлённости имеет особое значение: с достоинством пройдя все испытания, победив злодеев, добыв перо Жар-птицы, гусли звончатые, невесту и полцарства, герой не просто торжествует личную победу – своей судьбой он олицетворяет справедливость, жизнь «по правде».

Исследователи выделяют несколько признаков волшебной сказки в фольклоре (что это?):

  1. вариативность (переходя из уст в уста, предание обрастало подробностями и вариантами изложения: рассказывая сказку, допустим, придерживаться основного сюжета и менять детали);
  2. наличие зачина и концовки, рамочной композиции, заставочных сцен;
  3. повторяемость действий;
  4. использование «магических» чисел: 3, 7 и их производных (тридевятое царство тридесятое государство, три сына, три девицы под окном, трёх- , девяти- и двенадцатиголовый змий, седьмое небо, семидневное странствие);
  5. «дружба» положительного героя с миром природы, звери-помощники;
  6. образы «мудрых дев»;
  7. торжество добра.

Интересны исследования, посвящённые набору сказочных сюжетов, который, по мнению разных фольклористов, имеет границы и исчисляется несколькими десятками вариаций. Каждый сюжет складывается из ряда функций, то есть действий, совершаемых персонажами с какой-либо целью (кража, женитьба, кумовство и другие).

Анализируя накопившийся за всю историю человечества сказочный материал, филологи делают вывод, что:

сказка имеет универсальный характер, отражает общечеловеческие знания о мире, сохраняет исконные представления о духовных ценностях, обычаях, нравственных ориентирах.

В каждой культуре есть и собственные сказки, родившиеся в недрах национальной души. Они рассказывают, кого в данной стране считают красивым, добрым, благородным, какие поступки ценятся, а какие порицаются, о чём мечтают простые люди.

Сказки о животных и бытовые

Сказки о животных по своим характеристикам ближе к жанру басни. В них говорят и действуют звери, птицы, рыбы, насекомые, но содержащийся в их поведении сказочный намёк прямо адресован человеку.

Теремок

Так, в «Теремке» даётся урок совместного жития, умения приспособиться, приноровиться, ужиться со своим ближним. Смысл сказки в том, что с приходом Медведя рушится не только Теремок, но и старый несовершенный мир, на смену которому надо построить новый.

Позже других распространилась бытовая сказка, героями которой стали старик и старуха, мужик и баба, поп и работник. В жизнь этих персонажей почти не вмешиваются волшебные силы.

Бытовые сказки напоминают анекдоты, побасёнки, иногда – былички и бывальщины. Как правило, житейский урок скрашен юмором. В пример легко привести знаменитую историю «Каша из топора» или забавную побасёнку «Как Иван-дурак дверь стерёг».

Каша из топора

Бытовую сказку нетрудно отличить от волшебной: герой первой никогда не поднимется и не опустится, его путь горизонтален. В волшебном сюжете дурак обязательно станет царевичем.

Литературная сказка

В Европе собирание сказок стало популярно благодаря немецким романтикам Арниму и Брентано, а затем – исследовательской и творческой работе братьев Гримм. Вслед за немцами народную сказку стали ценить и другие.

В начале ХIX века в России к этому жанру обращались В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский. Работая с народным материалом они преобразили фольклорную сказку, позволив ей приблизиться к древнему первообразу благодаря стихотворной форме подачи.

Сказки Пушкина

Романтическая сказка А. Погорельского «Чёрная курица или Подземные жители» — одно из первых оригинальных авторских произведений данного жанра. Сказки П. П. Ершова, А. Н. Толстого скрашивают современный детский досуг так же, как делали это десятилетия назад.

В ХХ веке под влиянием зарубежной литературы в жанре сказочной повести стала работать целая плеяда писателей: Ю. Олеша, Н. Носов, А. Некрасов, А. Волков, Л. Лагин, Ю. Коваль, Э. Успенский, А. Усачёв и многие другие. Оригинальные сказки К. И. Чуковского и С. Я. Маршака стали классикой жанра.

Сказки для малышей

Литературная сказка не знает границ и запретов. Англичане подарили маленьким книголюбам всего мира несравненную Мери Поппинс, Алису из Страны Чудес, Винни-Пуха, Питера Пэна. Каждый ребёнок знает немецкие и французские народные сказки в переложении братьев Гримм и Шарля Перро. К. Коллоди и Дж. Родари осчастливили публику искромётной итальянской сказкой.

В России особой любовью читательской пользуются скандинавские сказки, вышедшие из-под пера Г. -Х. Андерсена, А. Линдгрен, С. Лагерлёф, Т. Янссон, а в ХХI веке – Свена Нурдквиста и его школы.

Мир меняется, а сказка остаётся такой же насущной потребностью детского сердца, как свет солнца или любовь матери. Вот почему этот жанр не умрёт никогда.

Познакомиться с произведениями авторов, имена которых названы в данной статье, вы можете на сайте электронной библиотеки Альдебаран, там же можно бесплатно скачивать и читать любимые произведения онлайн.

СКАЗКА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР


26.07.2013


22226


0



Цели:
обучающиеся должны знать характеристику сказки как жанра, ее определение, виды
сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины;
должны уметь анализировать художественное 
произведение,  сравнивать  различный 
литературный  материал, работать
со справочной и художественной литературой; владеть элементарными  способами 
получения  и  обработки 
информации;  работать группами.

Ход урока

I.
Организационный момент.

Учитель сообщает детям, что данный урок
будет одним из цикла уроков проектной деятельности.

Дети
вспоминают особенность организации работы на таком уроке, пересаживаются по
группам в соответствии с табличками.

џ
Аналитики

џ
Экспериментаторы

џ
Иллюстраторы

џ
Исследователи

II. Создание проблемной
ситуации.

Учитель говорит о завершении изучения
уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого
материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело
использовать информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

Какие формы систематизации вы
можете предложить?

Ученики
предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

В
результате обсуждения выбирается опорная таблица.

III.
Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель:
учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать  опорную 
таблицу  для  сообщения о сказке  как жанре.

IV. Подготовка к
созданию проекта.

Учитель предлагает детям назвать
основные этапы создания проекта. Затем учитель ставит задачу наметить разделы
проекта с целью удобства систематизации информации.

Проводится в виде «мозгового штурма».
Все предлагают свои идеи. Аналитики отбирают наиболее подходящие.

В
результате на доске, в том месте, где обозначена Сборка, помещаются заготовки
для будущего проекта:

Что такое сказка 3 класс литературное чтение своими словами

V.
Основной этап создания проекта.

1. Формулирование определения сказки.

«Аналитики»
должны выбрать из предложенных им трех формулировок единственно верную и
обосновать свой выбор.

Предлагаемые
формулировки:

1) Сказка
это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных
фантастических сил.

2) Сказка
это научно-фантастическое произведение.

3) Сказка
это произведение, в котором разговаривают животные.

Учитель
прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.

Что
такое сказка.

Сказка это произведение о вымышленных лицах
и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2.
Создание классификации сказок по различным признакам.

В
Экспериментальной лаборатории появляются признаки классификации:


по авторству;


по видовым особенностям.

«Экспериментаторы»  работают 
с  предложенными  отрывками 
из сказок.

На
партах у детей этой группы книги со сказками. На доске в месте с надписью
«Экспериментальная лаборатория» учитель записывает название книги и номер
страницы.

«Экспериментаторы»
зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида
работы называют две классификации в целом, формируют черты отличия.

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных
им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на
заготовке для второго раздела проекта.

Для развития у детей
способности к дифференцированию учитель предлагает следующие формулировки
видов:

џ
богатырские

џ
волшебные

џ
поучительные

џ
о животных

џ
смешные

џ
бытовые

џ
былины

В результате на втором
листе появляется схема:

Что такое сказка 3 класс литературное чтение своими словами

Что такое сказка 3 класс литературное чтение своими словами

3. Определение особенностей волшебной сказки.

«Экспериментаторы»
зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак
волшебной сказки.

«Аналитики» повторяют признаки волшебной
сказки.

«Иллюстраторы»
должны подобрать соответствующие условные обозначения:

џ
испытание

џ
превращение

џ
сказочное существо

џ
сказочный предмет

џ
необычное место действия

џ
повтор

В
результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения
признаков волшебной сказки.

Признаки волшебной
сказки

Что такое сказка 3 класс литературное чтение своими словами

4. Определение
черт отличия сказки
от других сходных жанров.

Учитель
говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта будет создаваться
с помощью обработки аудиозаписи.

Звучат
отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», сказочной повести и легенды.

«Аналитики» называют отличительные
признаки этих жанров.

«Иллюстраторы» показывают
соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвертого
раздела.

Отличие сказки от
других сходных жанров

Сказочная
повесть

Былина

Легенда

Большой объем.
Делится на главы. Много героев.

Рассказано о
многих
событиях в жизни героев. События происходят в те-чение долгого времени

Стихотворная
форма.
Гипербола. Песенный
характер

Объяснение
происхождения или существования
какого-нибудь предмета или явления

5. Определение особенностей языка сказки.

Учитель
сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить
инсценированный диалог. В качестве домашнего задания иллюстраторы подготовили
инсценировку из отрывка сказки. Задача «аналитиков» – найти особые сказочные
слова и выражения.

«Аналитики»
называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

Учитель
помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины Васнецова
«Иван-царевич и Серый Волк».

«Иллюстраторы»
составляют мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных
слов и выражений.

6.
Определение особенностей
использования цветовой гаммы в сказке.

Учитель
делает переход от предыдущего раздела.

По иллюстрациям можно судить о
преобладании определенных цветов в сказках. Но иллюстрация это лишь отражение особого колорита
сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные
цвета из знакомых сказок.

Приводят
примеры дети из любой группы.

Сопоставьте ситуации, когда
упоминаются цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета.

Задание
выполняют также учащиеся из любой группы.

Для
самопроверки учитель прикрепляет в «Экспериментальную лабораторию» карточки
разного цвета: желтого, красного, белого. С обратной стороны каждой карточки
написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных
детьми предположений учитель переворачивает карточку и появляется
соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой
раздел проекта.

VI.
Этап испытания проекта.

Учитель
говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации
и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для
составления сообщения о сказке как жанре.

Испытание созданного проекта будут проводить ученики
из группы «испытателей».

«Испытатели»
рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.

VII. Итоги урока.


Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?


Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе
разработки проекта опорную таблицу.


Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности
встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети
отвечают в зависимости от результатов работы.


Постепенно литературная сказка стала полноценным направлением художественной литературы. Сегодня этот жанр универсален, он отражает явления окружающей действительности, ее проблемы, достижения, успехи и неудачи. При этом связь с фольклором осталась прежней, неразрывной. Итак, попробуем разобраться, что такое литературная сказка.

Определение

Сначала дадим определение: сказка — это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием фантастических и волшебных явлений.

Теперь узнаем, что такое литературная сказка.

что такое литературная сказка

Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности.

Определения похожи, но во втором, касающемся литературной сказки, есть определенная конкретизация и уточнения. Они касаются типов героев и пространства, а также автора и проблематики произведения.

Черты литературной сказки

Теперь перечислим главные черты литературной сказки:

  • Отражает эстетику и мировоззрение своей эпохи.
  • Заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики.
  • Сочетание вымысла и реальности.
  • Гротескный мир.
  • Присутствует игровое начало.
  • Стремление к психологизации героев.
  • Позиция автора ярко выражена.
  • Социальная оценка происходящего.

Народная и литературная сказка

Что такое литературная сказка, чем она отличается от народной? Авторскую сказку считают жанром, впитавшим в себя фольклорные и литературные принципы. Она выросла из фольклорной, трансформируя и изменяя ее жанровые отличия. Можно сказать, что народная сказка эволюционировала в литературную.

что такое литературная сказка определение

Литературная сказка проходит ряд этапов по мере своего удаления от первоисточника – сказки. Перечислим их в порядке увеличения дистанции:

  1. Простая запись фольклорных сказок.
  2. Обрабатывание записей народных сказок.
  3. Пересказ сказки автором.
  4. В авторской сказке внутренняя форма отличается от народной, а фольклорные элементы изменяются в зависимости от замысла писателя.
  5. Пародии и стилизации – их задачи связаны с педагогической направленностью.
  6. Литературная сказка максимально удалена от распространенных фольклорных сюжетов, образов. Речь и стилистика такой сказки ближе к литературной традиции.

В чем проявляются народные традиции литературной сказки

Что такое литературная сказка? Это, как мы уже сказали, соединения литературного и фольклорного. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, определим, что же народного унаследовала литературная сказка.

что такое литературная сказка и чем она отличается от народной примеры

Писатели обычно берут за основу сюжеты фольклоров. Например:

  • волшебное происхождение или рождение главного героя;
  • нелюбовь мачехи к своей падчерице;
  • испытания героя обязательно несут нравственный характер;
  • спасенные животные, которые становятся помощниками героя и т. п.

Писатели также эксплуатируют сказочные образы-персонажи, наделенные определенными функциями. Например:

  • Идеальный герой.
  • Помощник идеального героя.
  • Тот, кто отправляет в путь героя.
  • Даритель волшебной вещи.
  • Тот, кто вредит идеальному герою и мешает выполнить поручение.
  • Похищенный персонаж или вещь.
  • Ложный герой – тот, кто пытается присвоить себе чужие подвиги.

что такое литературная сказка ответы

Пространство и время сказочного мира зачастую строятся по законам фольклорного. Это фантастическое неопределенное место, а время то замедляется, то убыстряется, оно тоже волшебное и не поддается законам реальности. Например: остров Буян; тридевятое царство, тридесятое государство; долго ли коротко ли; быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Стараясь приблизить свои сказки к народным, писатели прибегают к использованию фольклорной поэтической речи: эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки и т. п.

Обратившись к народным традициям, мы смогли ответить, что такое литературная сказка в ее связи с фольклором. Рассмотрим теперь другую составляющую нашей сказки – литературную, и попробуем понять, что отдаляет ее от народного наследия.

Что такое литературная сказка и чем она отличается от народной

что такое литературная сказка краткое содержание

Примеры и сравнения литературных и народных сказок позволяют выделить ряд их отличий.

Авторская сказка всегда записана, ее вид неизменен. В то время как фольклорная передавалась из уст в уста, и каждый новый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в нее или убрать.

Литературная сказка отличается своей изобразительностью. Автор старается детально описать местность, события, сделать персонажей ближе к реальности, чтобы читатель поверил в происходящее как можно больше.

Таким образом, что такое литературная сказка, как не психологизм героев? Писатель пытается исследовать внутренний мир персонажа, изобразить переживания. Так, Пушкин в «Царе Салтане», изображая встречу героя с женой и сыном, описывает: «В нем забилось ретивое… дух в нем занялся царь слезами залился». В фольклоре такого не встретишь.

Ершов, Пушкин, Одоевский и другие писатели-сказочники наделяют своих персонажей полноценным характером. Это не просто герои, характерные для фольклора, это полноценные живые люди со своими стремлениями, переживаниями, противоречиями. Даже чертика в «Сказке о Балде» Пушкин наделяет наивным детским характером.

Чем еще отличается литературная сказка

Что такое литературная сказка? Ответы на этот вопрос можно найти в специфике литературного произведения. А именно в яркой выраженности авторской позиции. В сказке она проявляется через оценки, отношение к происходящему, по которым легко догадаться, кому из героев автор симпатизирует, а кого не любит или высмеивает. Так, описывая попа, его страхи и природную жадность, Пушкин высмеивает это.

Литературная сказка всегда будет отражать авторский взгляд на мир, его представление о жизни и идеи. Мы будем видеть писателя, его устремления, ценности, духовный мир, желания. В фольклорной же сказке могут отразиться только идеалы и ценности всего народа, личность рассказчика в ней будет стерта.

Итак, что такое литературная сказка в ее классическом понимании? Это слияние авторской самобытности и народных традиций.

Истоки литературной сказки

Корни литературной сказки уходят в глубокую древность. Существует записанная египетская сказка о двух братьях, датированная XIII в. до н. э. В эпосе также есть отсылки к сказочным сюжетам, например, в вавилонском цикле о Гильгамеше, у ассирийцев — в преданиях об Ахикаре, в греческом — это «Илиада» и «Одиссея».

Во времена Средневековья литературную сказку использовала церковь, превращая в притчу. Подобная традиция сохранилась вплоть до XIX в.

Эпоха Возрождения перенесла элементы сказок в новеллу, используя их для создания сатирических и дидактических элементов.

Появление литературной сказки

что такое литературная сказка это

Но только в XVIII в. литературная сказка стала самостоятельным художественным жанром, во многом благодаря увлечению романтизма народными традициями. В это время, чтобы ответить на вопрос, что такое литературная сказка, примеры пришлось бы брать у Шарля Перро и А. Галлана в Европе и у М. Чулкова в России.

В XIX в. популярность литературной сказки возрастает. К этому жанру обращаются Гёте, Шамиссо, Тик, Эдгар По, Гофман, Андерсен. Русская литература этого периода также богата сказками. Это В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Толстой и др.

Сказки Пушкина

Что такое литературная сказка? Определение, которое мы дали выше, прекрасно иллюстрируют сказки А.С. Пушкина. Изначально они не рассчитывались на детей, но быстро оказались в кругу детского чтения. Названия этих сказок известны нам с детства:

  • «Сказка о царе Салтане».
  • «Сказка о попе и работнике его Балде».
  • «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях».
  • «Сказка о золотом петушке».

Все эти сказки имеют сюжетную связь с народными. Так, «Сказка о Балде» напоминает народную сказку «Батрак Шабарш». «О рыбаке и рыбке» — «Жадную старуху», запись которой подарил поэту В. И. Даль, известный собиратель фольклора. «Сказка о Салтане» близка сказке «О чудесных детях». Пушкин видел в народном творчестве неисчерпаемые темы и сюжеты для литературы. Таким образом, сказки поэта лучше любого определения могут ответить на вопрос о том, что такое литературная сказка.

что такое литературная сказка чем она отличается от народной

Краткое содержание «Сказки о попе и работнике его Балде»

Рассмотрим одну из сказок Пушкина. Сущность этой сказки в сатире на служителей церкви, обманывающих народ. Высмеиваются также человеческие качества: глупость, жадность и лицемерие. Из жадности поп решается нанять за гроши слугу, который будет выполнять тяжелую работу. Глупость вынуждает его согласиться на предложение Балды. Но по мере приближения расплаты в попе просыпается коварство и злоба – он решается погубить работника.

Сказка не была опубликована в таком виде, цензоры заменили попа на Купца Остолопа. Но суть сказки осталась прежней – она продолжала высмеивать человеческие пороки.

В этой сказке, как и в других, Пушкин создает психологически совершенных персонажей. Каждого автор наделяет характером и личностными особенностями. А язык хоть и стихотворен, максимально приближен к народному. Пушкин всегда стремился уйти от вычурного литературного стиха к чему-то более легкому, гибкому, свободному. Все эти качества ему удалось найти в народном творчестве.

Таким образом, литературная сказка имеет богатую историю развития, является уникальным сплавом фольклора и авторского произведения и продолжает развиваться и по сей день.

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

     Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. Феномен сказки, ее очарование заключается в по-особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности.

Сказки бывают фольклорные (народные) и литературные (имеют конкретного автора). Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, тексты сказочного жанра строятся с помощью установленных традицией клише: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

 Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности:
ϖ сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах; 
ϖ волшебные сказки;
ϖ легендарные сказки;
ϖ новеллистические (бытовые) сказки;
ϖ небылицы;
ϖ кумулятивные сказки;
ϖ докучные сказки.


В сказках о животных сюжеты занимают комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы. Например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль». 
Волшебные сказки наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий (баба Яга, змей Горыныч, Морозко), культа предков (умерший отец дарит коня). В волшебных сказках всегда присутствуют образы героев – заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость. Это сказки: «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Летучий корабль». 
Легендарные сказки более поздние. Они возникли в середине ХIХ века. Их корни следует искать в мифах или религиозной литературе. Многие из легендарных сказок произошли в результате переложения (адаптации) былинных и эпических повествований. Это такие сказки как: «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка». 
В бытовых сказках  происходят чудесные события (в качестве главного героя действует человек). Герой бытовой сказки – представитель народной среды, борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых советчиках. Например, «Барин и мужик», «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Похороны козла».

Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка…»), былички, былины («Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка»). 

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Это такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко».

Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Например: 
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей. Пусть наши дети воспитываются на сказках, растут вместе с ними и становятся умными, добрыми, сильными, как сказочные богатыри.
Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становиться мудрее, осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать основы нравственности,
 морали, по законам которой предстоит жить детям.

КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ?

       В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Трудно переоценить чтение сказки ребёнку перед сном, создание близости и любви с родителями, особое состояние перехода ко сну с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять смысл сказки, пережить вместе с героями различные ситуации. Необходимо проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте, попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Не бойтесь читать одну и ту же сказку несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть услышанного, в его воображении возникают более красочные образы персонажей.

Сказочные истории должны быть яркими, образными, но небольшими. 
Читая сказку, старайтесь много не говорить (это отвлекает). Пусть в паузах ребенок научится думать, осмысливать услышанную историю. 
Уважаемые родители, помните, что сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали.
Читайте сказки ребенку каждый день.

СКАЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

         Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст — это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. 
Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказки учат детей любить и уважать своих родителей. Из сказок дети также узнают, что сын, любящий своих родителей, никогда не оставит в беде свою Родину. Чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм и героизм простого русского человека – все эти качества национального характера и нашли отражение в русских народных сказках.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно уве¬личивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказ¬ка освобождает его сознание от всего неважного, необяза¬тельного, концентрируя внимание на простых действиях ге¬роев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала его. Также, выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. 
Чтобы понять, подходит ли выбранная сказка для вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если вас что-то смущает в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда ребенок немного подрастет.
Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять. 
Сказки должны подбираться с учетом того, насколько хорошо в них показаны чувства и переживания персонажей. С помощью сказки ребенок знакомится с чувственным миром людей, на примере сказочных персонажей наблюдает, как выстраиваются отношения в реальном мире.
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.

Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки:

«Репка» обр. К. Ушинского;

«Колобок» обр. К. Ушинского;

«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;

«Козлята и волк» обр. К. Ушинского;
«Волк и козлята» обр. А. Толстого;

«Теремок» обр. М. Булатова;

«Теремок» обр. Е. Чарушина;

«Маша и медведь» обр. М. Булатова;

«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;

«Лиса и заяц» обр. В. Даля;

«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди» обр. М. Булатова;

«Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова;

«Бычок – черный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова;

«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 32. Обобщающий урок по теме «Литературные сказки»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

жанровые особенности литературной сказки; сравнение авторской сказки «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко»; составление викторины по сказкам.

Глоссарий по теме

Литературные сказки — сказки, созданные писателями, которые используют народные сказочные сюжеты, мотивы или создают собственные сюжеты с вымышленными героями.

Сюжет — это последовательность событий в художественном тексте.

Ключевые слова

художественное произведение, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. Ч.1, С. 209-213.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 50.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем жанровые особенности литературной сказки;

Научимся сравнивать народные и литературные сказки;

Сможем составить литературную викторину по сказкам

Все любят сказки, все слушали их детстве. Волшебный мир будит воображение, учит отличать добро от зла, дарит неповторимые впечатления. Кто-то оставляет сказку в детстве, а с кем-то она остается надолго. Такие люди становятся писателями и создают свои добрые и поучительные сказки. Для кого бы ни были написаны эти сказки, они всегда рождаются из любви. Любви к детям, к слову, к жизни.

Литературная сказка на первый взгляд очень похожа на народную волшебную сказку. В ней тоже есть волшебство, герои сталкиваются с препятствиями. Но есть и отличительные черты.

Герои сказок

Знаете ли вы героев народных сказок: Баба Яга, царь, Василиса Премудрая, Иван-царевич, Кощей. Герои литературных сказок могут быть похожи на героев народных сказок: красна девица, конек-горбунок. А есть герои, созданные писателями, ни на кого не похожие: Федора из сказки К. Чуковского, Страшила и Железный Дровосек, Мойдодыр и многие другие.

Как и в народной, в авторской сказке героями могут быть животные. Животные в авторской сказке не просто разговаривают, но и обладают характером.

Вспомните «Сказку про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Мы можем сказать о герое, что он хвастливый, трусливый. Но он сумел преодолеть свой страх. Также и другие герои авторских сказок наделены чувствами, мыслями, проявляют черты характера.

Авторская сказка, как и народная, часто называется именем главного героя. Например, «Лягушка-путешественница», «Старик Хоттабыч», «Гарри Поттер», «Русалочка». У героев авторских сказок бывают «говорящие» имена: Храбрый Заяц, Ленивица и Рукодельница.

Сюжет

В сюжете волшебной народной сказки всегда есть обязательные части:

зачин; троекратные повторы; концовка.

В литературной сказке события могут развиваться как угодно, с героями могут происходить невероятные события, предсказать их невозможно. Иногда авторская сказка может начинаться так же, как народная. Или начинаться совсем обычно, чего невозможно в народной сказке. Например, сказка о зайце начинается словами «Родился зайчик в лесу и всё боялся».

Волшебство

В народной сказки положительный герой побеждает злого с помощью волшебных предметов, волшебных превращений, ему помогают волшебные помощники.

В авторской сказке волшебных предметов может и не быть, герои справляются со злом благодаря качествам характера, помощи друзей, собственной выдумке и знаниям.

Время и место

События народной сказки начинаются в некотором царстве, затем герой отправляется за тридевять морей, в тридесятое царство.

События литературной сказки могут происходить в современности. Иногда чтобы начались настоящие чудеса, герою приходится попасть в другой, волшебный мир: провалиться в глубокую нору, перенестись за моря и горы. Вспомни, как еще герои литературных сказок оказываются в волшебном месте.

Средства выразительности

В народной волшебной сказке мы не найдём описаний природы или переживаний героев. Чтобы сказать о каких-то качествах, сказители используют устойчивые выражения: красна девица, добрый молодец, сине море, темный лес, чисто поле и др.

Писатель в сказке часто при помощи описания внешности героя, чувств передает его характер.

Поучительность есть и в народной, и в авторской сказке. Вдумавшись, легко можем ответить на вопрос, чему учит сказка, какие качества характера называет положительными, а какие порицает.

Сказка «Лягушка-путешественница» учит не унывать в любой ситуации, стремиться познавать мир, но в то же время не быть хвастливым. В «Сказке Храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост» герой смог преодолеть свой страх. Пусть автор немного и посмеивается над ним, но говорит в финале: «С этого дня храбрый Заяц начал верить, что он действительно никого не боится». В сказке «Мороз Иванович» автор выражает отношение к своим героям с помощью пословиц «Нам даром, без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся» и «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». В литературный сказке автор выражает свое отношение к героям, событиям, подводит к поучительному выводу.

Сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»

Сравним народную сказку «Морозко» и сказку «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского. Для этого ответим на вопросы, чем похожи сказки и чем отличаются, а затем сделаем вывод.

Чем похожи волшебные сказки «Морозко» и «Мороз Иванович»?

  • В обеих сказках есть волшебные персонажи: Морозко и Мороз Иванович. Они испытывают героинь.
  • Героини обеих сказок противоположны по характеру. Падчерица и Рукодельница добрые, трудолюбивые, не ждут награды. Ленивица же и родная дочка бездельницы, грубые и неблагодарные.
  • В конце сказки одна из героинь наказывается, а другая награждается.

Чем различаются эти сказки?

  • Главное отличие сказки Владимира Фёдоровича Одоевского от народной в том, что героини описаны более подробно. Автор раскрывает характеры с помощью речи, поступков девочек, их отношения к труду и к другим персонажам.
  • Изменил Владимир Фёдорович Одоевский и концовку сказки. В народной родная дочка замерзает в лесу, старик привозит домой только косточки. В сказке «Мороз Иванович» Ленивица тоже наказана, награду она получила, да вот что толку-то от неё.

Можно сделать вывод, что Владимир Фёдорович Одоевский использовал элементы народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку.

Разбор типового тренировочного задания

1. Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки:

1. МЫРДОЙДО

2. ИСГУ-ДИЕЛБЕ

3. ИВКАС-КАРУБ

Ответ

МОЙДОДЫР

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

СИВКА-БУРКА

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Из каких сказок отрывки? Соедините название сказок и тексты.

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

«Сказка про Храброго зайца —длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

«Лягушка-путешественница»

— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей

деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка уж не выдержала и, забыв вся-кую осторожность, закричала изо всей мочи:

— Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.

«Мороз Иванович»

2 вариант

Из каких сказок отрывки? Соедините название сказок и тексты.

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

«Лягушка-путешественница»

Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик. Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.

«Мороз Иванович»

Ответ:

1 вариант

— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

— Смотрите, смотрите! — кричали в третьей

деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

— Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю.

«Лягушка-путешественница»

Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.

«Мороз Иванович»

2 вариант

— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. — Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?

«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик. Это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.

«Лягушка-путешественница»

«Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

«Мороз Иванович»

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Что такое сказ и чем сказ отличается от сказки
  • Что такое сказка видео для детей
  • Что такое сила воли сочинение рассуждение по тексту тендрякова
  • Что такое сила духа определение для сочинения
  • Что такое сильная личность обществознание 6 класс сочинение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии