Что такое ширинка в русских сказках

Предварительная подготовка: объявление-приглашение на праздник ребята! вы, конечно, прочитали веселую сказку в стихах петра ершова конек-горбунок о смелом иванушке, о

Предварительная подготовка:

Объявление-приглашение на праздник

Ребята!

Вы, конечно, прочитали веселую сказку в стихах Петра Ершова «Конек-Горбунок» о смелом Иванушке, о глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке.

Если сказка вам понравилась (а она не могла не понравиться — ее любят все без исключения: и взрослые, и дети!), если вам интересно узнать о писателе-сибиряке Петре Ершове, авторе сказки,

ПРИХОДИТЕ К НАМ НА ПРАЗДНИК!

Вас ждут:

1. Увлекательный рассказ о жизни Петра Ершова.

2. Путешествие по сказке «Конек-Горбунок» с остановками на самых захватывающих страницах волшебной истории.

3. Игры, конкурсы, занимательные задачи.

4. Мультфильм по сказке «Конек-Горбунок».

5. Награждение победителей конкурсов.

Чтобы быть готовыми к празднику, предлагаем вам перечитать сказку «Конек-Горбунок» и сделать рисунки к ней, а также вспомнить любимые русские народные и литературные сказки.

Приглашаем на праздник всех желающих, а особенно ребят младших классов.

Конек-Горбунок

Оборудование:

1. Приглашение на праздник.

2. Мультфильм или диафильм «Конек-Горбунок».

3. Стенд «П. Ершов. «Конек-Горбунок»:

— в центре — Конек-Горбунок (кукла-аппликация из плотной бумаги);

— вокруг Конька:

1) открытки-иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» с названиями остановок:

  • первая остановка — «Иван караул держать идет»;

  • вторая остановка — «Тут лежит перо Жар-птицы»;

  • третья остановка — «Иван поехал на восток за Царь- девицей»;

  • четвертая остановка — «Иван избавляет от мучений рыбу-кит»;

  • пятая остановка — «Вот Иван к котлам поднялся»;

2) портрет писателя Петра Ершова.

4. Два рисунка, изображающие Ивана (с семью различиями).

5. Два рисунка-заготовки с изображением Царь-девицы.

6. Два самодельных мозаичных набора «Царь-рыба».

7. На чистых листах бумаги крупно написанные устаревшие и непонятные слова: «живот», «чернокнижник», «красный», «ендова» и др.

8. Два комплекта слов на карточках: «корыто», «пшено», «вино».

9. Зашифрованные имена двух братьев: Данило, Таврило.

10. Два листа чистой бумаги с вырезанными посередине круглыми дырочками.

11. Таблички с цифрами: «2», «3», «10», «15», «19», «30», «100», «1000».

Ход мероприятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Методические рекомендации: можно начать праздник с показа мультфильма или диафильма «Конек-Горбунок».

II. Слово ведущего. Рассказ о Петре Ершове.

Ведущий. Однажды профессор литературы Петербургского университета П. А. Плетнев начал свою лекцию крайне необычно. Он вместо продолжения курса по истории словесности стал читать… сказку в стихах, в которой рассказывалось о необычайных похождениях крестьянского сына Ивана и его верного спутника — Конька-Горбунка. (Вы ее только что увидели и услышали.)

Закончив чтение, профессор предложил изумленным и очарованным слушателям отгадать, кто же автор этой дивной сказки. Мнения разделились. Одни студенты полагали, что ее написал Пушкин, другие называли Жуковского, третьи считали автором Крылова. С улыбкой выслушав различные мнения, Плетнев открыл наконец имя сказочника. Им оказался скромно сидевший тут же, в аудитории, 19-летний студент Петр Ершов…

А было это в незапамятные времена, когда не только вас еще на свете не было, но и ваших пап и мам… Да что там — и праба- бушки-прадедушки ваши даже еще и не народились!

Рассказываю дальше, а вы слушайте, не ленитесь.

Итак, было это давно, почти 200 лет назад… За горами, за долами, за дремучими лесами жил-был мальчик Петя. Не в сказке, а на самом деле. Горы, долы и дремучие леса тоже были не сказочные, а самые всамделешные, потому что родился Петя не в Москве, не в Петербурге, а в Сибири, в красивом старинном городе Тобольске, который стоит там, где крупная река Тобол впадает в очень большую и очень могучую реку Иртыш.

Он родился очень слабым, и родителям казалось, что ребенок появился на свет, только чтобы умереть. И тогда любящие родители решились испробовать народный способ лечения сына — «продать» его нищему, чтобы унес тот с собой его хворь. Это сделали так. К открытому окошку подошел нищий. Ему протянули ребенка:

— Купи!

— А сколько возьмете?

— Грош!

«Проданного» сразу же положили обратно в постельку, и — удивительное дело — он выздоровел. Ушла за медные деньги вместе с нищим из дома Ершовых болезнь, а сынок Петруша остался жить и здравствовать. Потом, взрослым, Ершов говорил о себе насмешливо: «Что ж, мне ведь цена грош».

Петя жил, рос и очень любил слушать сказки. Это дело понятное, потому что — кто же не любит. Но если вы внимательны, то заметили, что сказки он не читал, а именно слушал, потому что в ту пору книжек со сказками еще почти не было. Представляете себе? Вы-то, если соскучитесь по сказкам, возьмете книжку и прочитаете все, что захочется, а в ту пору, когда Петя был маленьким, такое было невозможно. Ну, то есть сказки-то были, но их передавали из уст в уста — пересказывали. Но никто их еще не записал, не превратил в книги. Просто в голову никому не приходило это сделать…

И тут, надо сказать, Пете очень повезло. Потому что 16 годами раньше Пети родился мальчик Саша, который тоже очень любил сказки, и была у него няня Арина Родионовна, которая сказок этих знала бессчетное количество… И вот к тому времени, когда Петя подрос и выучился читать, мальчик Саша уже стал поэтом А. С. Пушкиным. Он записал свои любимые русские сказки и напечатал книжку.

(В этот момент рассказа ведущий может спросить присутствующих, какие сказки написал А. С. Пушкин.)

Эта книжка Пете так понравилась, что он знал ее наизусть! Замечательные были сказки, жалко, что мало их было!.. И Петя думал, думал и решил тоже написать сказку. И написал: «Конек- Горбунок». И было Пете, Петру Ершову, когда он начал писать сказку, сколько, вы думаете, лет? Кто решил, что много, тот ошибся. Было ему в ту пору 17 лет. Чуток старше вас был Петя Ершов.

А через два года «Конек-Горбунок» был известен на всю Россию: книжку продавали в больших и малых городах в книжных лавках, а по селам разносили ее офени-книгоноши. О приключениях Ивана и Конька-Горбунка знали и важные ученые, и господа, и мастеровые, и крестьяне — и все эту новую книжку любили. Говорят, А. С. Пушкин, читая ее, хохотал от души и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

Но были и другие мнения: ничему хорошему не может научить эта сказка, а только тому, что будь дураком, лентяем — и ты

будешь счастливым. Можно ли согласиться с таким мнением? Нет, конечно!

Может быть, нужно пройти дорогами Ивана, чтобы убедиться в том, что сказка, в которой он живет, умная, добрая и полезная? Готовы? Тогда вперед!

Сказка Конек-Горбунок

III. Остановка «Иван караул держать идет».

Ведущий. …Но в самом деле, «братья сеяли пшеницу», а Иванушка? Что делал он? Сказка отвечает: совершал подвиги. Перечислите подвиги, совершенные героем.

Дети перечисляют подвиги Ивана.

Вот пришла беда:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить.

И, видно, здорово «шевелил», раз

Мужички такой печали

Отродяся не видали.

Старший брат, тот самый, который «умный был детина», отправился в дозор, но —

Ночь ненастная настала;

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

И со средним то же самое: лишь только

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Только Иванушка спас пшеницу!

А потом он совершал подвиг за подвигом, потому что не глупый он вовсе, а веселый, добрый, бескорыстный, дурашливый, лукавый (как он рассказывал братьям небылицы о том, что с ним произошло!). И не ленивый вовсе: сам все, что надо, делает, а Конек только ему помогает, восполняет, так сказать, недостатки образования.

Иван и Конек-Горбунок — настоящие, верные друзья. Мать Конька говорит Ивану:

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет;

В голод хлебом угостит,

В жажду медом напоит.

Конек-Горбунок как бы вторит матери:

И скорее сам я сгину,

Чем тебя, Иван, покину.

Удивительное существо придумал для своей сказки Ершов:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Создавая его, Ершов часть описания взял от героя русских народных сказок — паршивого, шелудивого жеребенка с добрым сердцем и недюжинными способностями. Часть — из своих детских воспоминаний: когда-то на ярмарке Петя увидел впервые осла с длинными ушами и, особенно поразившее его, диковинное животное — верблюда с двумя горбами. Конек-Горбунок получился у Ершова похожим на коня-игрушку, потому что был очень маленьким.

Задания для внимательных читателей:

1. Определите размеры Конька-Горбунка (1 вершок = 4,4 см, а 1 аршин = 71 см).

2. Назовите сказочных животных, которые помогают главным героям в других сказках. Вспомните названия этих сказок. (Сивка-Бурка, серый волк, медведь, заяц, утка.)

3. Нарисуйте Конька-Горбунка с завязанными глазами.

4. Перечислите необыкновенные, волшебные качества, способности Конька-Горбунка. (Говорил, летал, колдовал, предсказывал.)

IV. Остановка «Туг лежит перо Жар-птицы».

Не послушал Иван Конька-Горбунка, подобрал перо Жар- птицы, и пришлось отправиться ему потом за самой Жар- птицей. Давайте поможем Иванушке быстрее справиться с этой задачей (сколько их у нас с вами еще впереди!) — ответьте на вопросы и выполните задания.

Задания.

1. Перечислите сказки, в которых встречается перо Жар- птицы. («Жар-птица и Василиса-царевна, «Иван-царевич и серый волк».)

2. Как, по вашему мнению, мог использовать царь Жар- птицу? Пофантазируйте. (Для красоты, мог продать, для освещения дворца, чтобы согреться.)

3. Составьте слова из отдельных букв на карточках и вы узнаете, какие вещи помогли Ивану поймать Жар-птицу. (Корыто, пшено, вино.)

4. Вся история с Жар-птицей и ее пером началась с того, что братья Ивана увидели огонек и послали дурака узнать, что это такое, втайне надеясь, что Иван погибнет. Как звали братьев Ивана? Подберите ключ и отгадайте имена. (Данило, Гаврило.)

V. Остановка «Иван поехал на восток за Царь-девицей».

Задания.

1. Отправился Иван на восток добывать царевну. Понравилась Царь-девица Ивану?

(Эта вовсе не красива:


И бледна-то и тонка.


Чай, в обхват-то три вершка,


А ножонка-то, ножонка!


Тьфу ты, словно у цыпленка!


Пусть полюбится кому,


Я и даром не возьму.)

2. Царь-девица была особой знатной и богатой.

Кто ее родственники и где они живут? (Мать — Месяц Месяцович. Братец — Солнце. Они живут на небе.)

3. Сколько Царь-девице лет? (15.)

4. Оденьте Царь-девицу. (Соревнуются два участника — кто быстрее и лучше раскрасит заранее заготовленные художником силуэты Царь-девицы.)

Примечание. Это не русская красавица, а восточная, поэтому у нее должны быть шаровары, закрытое платье с длинными рукавами и накидка на голову, на ногах туфли с загнутыми носами.

5. Что нарисовано — отгадайте.

(Заранее заготовлены две одинаковые иллюстрации к сказке. Соревнуются два участника. Они накладывают на иллюстрацию лист чистой бумаги с вырезанной дырочкой размером с 5-копеечную монету. Нужно водить бумагой по иллюстрации, пытаясь понять рисунок.)

6. Отгадайте: словесные портреты каких царевен и из каких сказок вы сейчас услышали?

1) Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

На зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

(Царица. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

2) Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

(Царевна. Пушкин А. С. «Сказка о мертвой царевне…».)

3) … Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(Царевна-лебедь. Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане».)

4) За окном порхали снежинки; одна из них упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда. И все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.

(Снежная королева. Андерсен X. К. «Снежная королева».)

VI. Остановка «Иван избавляет от мучений рыбу-кит».

Ведущий. Отгадайте загадку:

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Прячет ус во рту

Растянулся на версту. (Кит.)

С этим героем мы встретимся на нашей следующей остановке. Сто лет лежит он поперек моря-океяна:

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит,

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

Во дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

Образ рыбы-кита не случайно появился в сказке. Он опять, как в случае с образом Конька-Горбунка, связан с воспоминаниями детства. Один из знакомых семьи Ершовых, купец Нижегородцев, рассказал как-то, что, разъезжая по торговым делам по свету, очутился он на берегу Карского моря, за тысячу верст от дома, и своими собственными глазами видел огромного кита, выброшенного на сушу. Его бока были буквально изрыты — дело в том, что предприимчивые местные жители вырезали из туши кита мясо и сало. Рассказ о небывалой находке, диковинной рыбе, сохранился в памяти мальчика, а потом стал занимательнейшей частью сказки «Конек-Горбунок». Кстати сказать, образ рыбы-кита встречается и в русских сказках, но он не такой яркий, запоминающийся.

Задания для эрудитов.

1. Сложите рыбу-кит из картонных частей мозаики (вариант: выложите фигурку рыбы-кита из спичек).

(Заранее заготавливаются из картона два изображения кита, разрезаются на части. Мозаичные кусочки и нужно сложить двум участникам в целого сказочного кита — кто быстрее.)

2. В сказке много чисел — я буду называть число, вы попробуйте ответить, о чем или о ком идет речь:

  • 3 (3 сына; за 3 дня перстень Царь-девицы велел достать царь Ивану; 3 котла с водой — студеной, вареной и молоком);

  • 2 (2 корыта, чтобы поймать Жар-птицу; 2 коня — «да таких, каких поныне не бывало и в помине»);

  • 10 (10 лет кит лежит поперек моря-океяна);

  • 15 (столько лет Царь-девице);

  • 19 (в 19 лет Ершов сочинил сказку);

  • 30 (три десятка кораблей проглотил кит);

  • 100 (сто пудов весит сундучок с кольцом Царь-девицы);

  • 1000 (за тысячу рублев решили братья продать коней.)

Памятник Коньку-Горбунку

VII. Остановка «Вот Иван к котлам поднялся».

Ведущий. Настала пора Иванушке искупаться. А для вас готовы новые задания.

Задания.

1. Назовите сказки, в которых герои используют для омоложения, оживления и получения дополнительной силы различные средства. Какие именно? (Вода, яблоки, веник, ягоды, корешок, рубашка.)

2. Художником нарисованы два Ивана. Найдите в рисунках семь различий. (Детям предлагается рисунок Ивана с семью различиями.)

3. Перечислите героев сказки, каждый раз добавляя к названным ещё одного, например: Иван -» Иван, Жар-птица -» Иван, Жар-птица, Царь-девица и т. д. (задание выполняется «по цепочке»),

4. В сказке встречается много слов, которые ушли из нашей речи. Давайте с вами попробуем выяснить, что же могут обозначать эти забытые слова. Чтобы не ошибиться, внимательно слушайте контекст.

1) Старший брат пошел сторожить пшеницу:

И со страха наш мужик

Закопался под сенник.

(Сенник — сарай для сена, сеновал.)

2) Отец говорит Ивану:

Побегай в дозор, Ванюша.

Я куплю тебе лубков,

Дам гороху и бобов.

(Лубок — цветная картинка. Луб — кора дерева, обычно липы. Лубок — липовая доска, на которой вырезали картинку для печатания ее на бумаге, затем лубком стали называть и саму картинку, напечатанную на этой доске.)

3) В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

(Городничий — начальник города.)

4) Рядом едет с ним глашатый,

Длинноусый, бородатый.

Он в злату трубу трубит,

Громким голосом кричит.

(Глашатай — всенародный вестник, оглашатель.)

5) Царь говорит Ивану:

Делать нечего, придется

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться.

(Красное — значит красивое.)

6) Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

Постучали ендовой

И отправились домой.

(Ендова — сосуд для вина. Постучали ендовой — выпили.)

7) Так, неделей через пять

Спальник начал примечать,

Что Иван коней не холит.

(Спальник — придворный при царе для личных услуг.)

8) Вот и полночь наступила.

У него [царского спальника] в груди заныло:

Он ни жив ни мертв лежит,

Сам молитвы все творит.

Ждет суседки…

(Суседка — сибирское название домового.)

9) Спальник думает:

Донесу я в думе царской,

Что конюший государской –

Басурманин, ворожей,

Чернокнижник и злодей.

(Чернокнижник — колдун.)

10) За Царь-девицей

Едут целую седьмицу.

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

Сколько же едут за Царь-девицей? (Неделю. Седъмица — неделя, а также седьмой день недели — воскресенье. На первую седьмицу братья едут в столицу на ярмарку продавать чудо- коней:


Ну, Гаврило, в ту седьмицу


Отведем-ка их в столицу.)

11) А конек ему вещает:

Ну, раскидывай шатер,

На ширинку ставь прибор

Из заморского варенья

И сластей для прохлажденья.

(Ширинка — широкое, на всю ширину ткани, полотенце.)

12) Тут крестьяне и миряне,

Православны христиане,

Закричали: «Быть бедам!» —

И пустились по домам.

Все телег и собирали;

В них, не мешкая, поклали

Все, что было живота,

И оставили кита.

(Живот — имущество, нажитое добро.)

Ведущий. Молодцы, юные эрудиты! Со всеми заданиями вы справились. Незаметно добрались мы до финала сказки и узнали (или вспомнили) историю Ивана. А как же сложилась жизнь его создателя, Петра Павловича Ершова?

Что было с Петей потом? Он поехал в Петербург, окончил университет и вернулся в родной Тобольск, стал учителем Петром Павловичем. Писал пьесы, рассказы. Честно говоря, все, что он написал, став взрослым, давно позабыто. Так бывает: напишет писатель одну замечательную книжку, и все — больше уже так не получается. Грустно, конечно. Да что поделаешь.

Зато учителем Петр Павлович Ершов был хорошим. Учил самого Дмитрия Ивановича Менделеева, будущего знаменитого ученого-химика. Стал директором гимназии. Говорят, строг был, гимназисты его побаивались. Но ведь с ними, с гимназистами, как без строгости-то? Некоторые из гимназистов меж собой сомневались, поговаривали, что не может быть, чтоб такой сердитый и грозный директор и такую смешную сказку написал…

VIII. Подведение итогов конкурсов, выявление и награждение победителей.

Дискуссия на тему «Как остановить Россию сейчас?» (How to deter Russia now) в Атлантическом Совете (Atlantic Council) собрала в последние предрождественские дни неожиданно много участников.

Президент Джо Байден и союзники США по НАТО ясно обозначили, что новое крупное российское вторжение приведет к разрушительным для России санкциям, дальнейшим военным поставкам в Украину и увеличению группировки НАТО вблизи границ России – то есть к прямо противоположному результату, чем добивается Кремль. Достаточно ли этого прогноза, чтобы остановить российские войска? Этот вопрос стоял перед всеми участниками дискуссии. Тем временем, в новогодние и рождественские дни примерно стотысячная военная группировка российских вооруженных сил продолжает находиться в непосредственной близости к украинской границе вне мест своей постоянной дислокации, а российская пропаганда и официальные лица, включая министра обороны, заявляют о необходимости ее расширения под фантастическими предлогами.

«Думаю, что Путин вполне искренен в своей паранойе по поводу НАТО, — считает Александр Вершбоу (Alexander Vershbow), бывший заместитель генерального секретаря НАТО и посол США в России в 2001-2005 годах. – Путин действительно видит в НАТО пугало номер один, и боится, что России откажут в статусе великой державы, что означает для него сужение сферы влияния и свободы действий – нужных ему, чтобы доминировать над соседями».

Остановившись на пропагандистских мотивировках агрессии, недавних заявлениях Сергея Шойгу о «химическом оружии» на востоке Украины, Александр Вершбоу заметил: «Путин будет придумывать любые сказки, которые ему понадобятся, чтобы убедить свой собственный народ в том, что Россия ни в чем не виновата. Но я не думаю, что это будет убедительно для международного сообщества. А что вы могли бы ожидать от русских, чтобы оправдать вторжение? Конечно, обвинить в этом НАТО и украинцев. Путин часто говорит о старом, якобы нарушенном, обещание не расширять НАТО на восток. Михаил Горбачев, который тогда был руководителем страны, давно опроверг это». В своем интервью «Российской газете» 16 октября 2014 года Горбачев сказал: «Вопрос о «расширении НАТО» в те годы вообще не обсуждался и не возникал. Говорю это со всей ответственностью. Ни одна восточноевропейская страна его не поднимала, в том числе и после прекращения существования Варшавского договора в 1991 году. Не поднимали его и западные руководители. Обсуждался другой вопрос, который поставили мы: …в договоре об окончательном урегулировании с Германией сказано, что в восточной части страны не будут создаваться новые военные структуры, развертываться дополнительные войска,.. размещаться оружие массового уничтожения. Это соблюдается все эти годы. Так что не надо изображать Горбачева и тогдашнее советское руководство наивными людьми, которых обвели вокруг пальца». Эта цитата в официальном органе российского правительства опровергает все пропагандистские аргументы Владимира Путина, оправдывающие нынешнюю агрессию.

Но дело не только в «расширении» НАТО. Украина является для Путина едва ли не большим укором. «Он верит, что если не начнет действовать сейчас, то потеряет Украину навсегда. В основе этого убеждения, – продолжает Вершбоу, – лежит страх Путина, что если Украине удастся стать стабильной и процветающей западной демократией, то в конечном счете она окажется кинжалом, нацеленным в самое сердце России, какой он ее видит. Сила примера ближайшего соседа рано или поздно подорвет весь путинский режим у него дома. Таким образом, Путин сделал ставку на свое выживание. И именно поэтому он говорит, что «отступать больше некуда»».

Участники дискуссии вполне единодушны в оценки тактики Кремля в попытках решить эту стратегическую задачу. Андрей Загороднюк, председатель Центра оборонных стратегий и министр обороны Украины в 2019 – 2020 годах, считает: «Москва хочет, чтобы Запад думал, будто вторжение неизбежно. Они хотят напугать Запад, чтобы он сказал: «Мы должны сделать все, что угодно, лишь бы избежать войны». Таким образом Кремль рассчитывает добиться от Запада уступок, в ответ на которые они согласятся не вторгаться в Украину. Таким образом Путин получит свои нефтегазовые и другие преференции, практически ни от чего не отказываясь». Затратив деньги налогоплательщиков – военного бюджета – на маневры и эскалацию, он добьется, что контролируемые им нефтегазовые монополии продолжат получать сверхприбыли из Европы.

Такой сценарий Загороднюк считает самым вероятным, «потому что планы «В» и «С» выглядят для Путина довольно плохо. Россия уже тратит на поддержку оккупированных территорий, так называемых «ДНР» и «ЛНР», более двух миллиардов долларов в год. Оккупация еще одного или двух городов не даст русским никаких особых стратегических преимуществ, – считает Загороднюк, видимо имея в виду в первую очередь Мариуполь. – Если бы они начали полномасштабное вторжение по всей границе и захватили по крайней мере половину Украины – это с одной стороны было бы значимым результатом для Путина. Но тогда речь идет уже о крупной войне в Европе – самой крупной со времен Второй мировой. Это вызовет сильнейший экономический кризис для всей Европы, будут миллионы беженцев, огромный объём потерянных инвестиций, много чего еще – российская экономика вряд ли сможет выдержать такое давление со стороны всего мира, и такой сценарий трудно себе представить».

Неизбежные потери в живой силе вызовут рост политической нестабильности внутри России, считает эксперт. И «пропаганда, которая создает много иллюзий в российском обществе», уже не сможет это компенсировать. В то же время на оккупированной территории Россия столкнется с противодействием со стороны местного населения: «Москва постоянно недооценивала настроения украинцев, которые сделали оранжевую революцию», – считает Загороднюк. И добавляет уже не как политик, а как бывший министр обороны: «Мы не знаем, насколько слабой или сильной является на самом деле их регулярная армия, потому что у них нет независимого надзора за вооруженными силами: это закрытая капсула, которая подчиняется непосредственно Путину. Не исключено, что Путин переоценивает возможности ведомства Шойгу, так как на каждом уровне ему сообщают только хорошие новости».

В любом случае, лучшим фактором сдерживания агрессии является повышение технической и военной готовности к потенциальной агрессии. Как считает Филип Бридлав, бывший верховный главнокомандующий Объединенными силами НАТО в Европе (Philip Breedlove, former supreme allied commander Europe), «опыт боев под Дебальцево и других показывает, что происходит, когда вы теряете превосходство в воздухе. И поэтому мы не можем позволить украинской армии снова оказаться в такой ситуации». Авиация и флот – самые слабые места в украинских вооруженных силах. «Мы должны помочь Украине организовать противовоздушную и береговую оборону, а также кибер-защиту, потому что кибер-война уже идет. И, как вы знаете, совсем недавно, мы направили туда несколько кибер-групп, чтобы помочь отбить виртуальную атаку, не дожидаясь основной».

«В черноморском регионе есть много стран, которые понимают необходимость дать отпор Кремлю, — считает Джон Хербст, директор Евразийского центра Атлантического Совета, посол США в Украине в 2003 – 2006 годах (John Herbst, senior director of the Atlantic Council’s Eurasia Center). – Кроме Украины, это Румыния, Грузия, в меньшей степени — Болгария и Турция, которая сегодня стремится держаться в юго-западной части Черного моря, чтобы не вступать в конфликт с русскими. Мы могли бы увеличить число морских патрулей НАТО: думаю, это было бы желательным шагом. Можно подумать и о размещении ракет в Румынии, и даже в Украине, хотя на данный момент это требует более пристального изучения. Но противовес российскому Черноморскому флоту должен быть — как и контроль за севастопольской военной базой с румынского побережья».

Андрей Загороднюк продолжает эту мысль: «Боеготовность является лучшим сдерживающим фактором. Поставки необходимых видов вооружения сейчас послужили бы мощным сигналом Путину о том, что президент Байден настроен остановить его. Это должно быть сделано сейчас».

Реакцию Белого Дома на украинскую политику Кремля эксперты в основном оценивают, как недостаточно решительную. Хизер Конли, старший вице-президент по Европе, Евразии и Арктике в Центре стратегических и международных исследований (Heather Conley, senior vice president for Europe, Eurasia, and the Arctic at the Center for Strategic and International Studies CSIS), говорит: «В июне в кулуарах женевского саммита президента Байдена спросили, как теперь изменится поведение России. И он несколько раздраженно ответил: увидим через шесть месяцев. Но через шесть месяцев русские снова обострили ситуацию, а новый телефонный разговор оказался каким-то расплывчатым. Ничего не меняется! Кремль все больше поднимает ставки, причем публично».

В оценке причин этого Хизер Конли весьма откровенна: «Исполнилось 30 лет распада СССР и Путин пытается восстановить «историческую потерю». Этот лейтмотив будет определяющим во внешней политики, и я надеюсь, администрация Байдена понимает, как велики здесь ставки. Скажем прямо: диалог важен, особенно когда напряженность высока, и мы должны держать каналы связи открытыми для Москвы. Но диалог не должен стать путем к уступкам».

Джон Хербст продолжает эту мысль: «Кремль провоцирует нас в киберпространстве с мая – без какого-либо ответа со стороны США. В итоге Путин понял, что Байдену можно бросить вызов, и он не обязательно ответит. Это очень опасный вывод. США говорят: мы готовы на переговоры — а Россия на следующий день делает новые шаги, которые прокладывают путь к войне. Это было особенно заметно на этой неделе, когда министр обороны России говорил о безумной провокационной выдумке с химическим оружием в восточной Украине. Путин знает о нашей силе. Пока еще не поздно занять решительную позицию, но мы должны прекратить эти разговоры о «готовности к переговорам в январе», когда Москва просто угрожает войной. Белый дом должен понимать, что если продолжать идти на уступки, даже небольшие, Кремль не отступит, а будет продолжать добиваться новых».

Александр Вершбоу уточняет: «Если мы согласимся на переговоры до какого-либо отвода российских войск, это будет еще одним сигналом нашей слабости для русских».

«Мы по-прежнему соблюдаем взятые нами обязательства не размещать ядерное оружие или значительные боевые силы вдоль российских границ, – говорит бывший посол США в России, – но мы должны разыгрывать наши карты гораздо более умело, включая и возможное применение силы. Надо быть готовыми хоть немного проявить себя в игре, и для этого не обязательно непременно вступать в войну от имени Украины».

241&4&0

Порекомендовать к прочтению:

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку

Страницы: 1 2 3 4 5

Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову! Один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай отлаживать прутьями. Наперво сек железным прутом — изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом.
Невмоготу стало коту — видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл. Добрался до своего царства, приходит с котом во дворец и говорит царю:
— Так и так, службу выполнил, добыл вам кота Баюна.
Царь удивился и говорит:
— А ну, кот Баюн, покажи большую страсть!

Что такое ширинка в русских сказках

Тут кот свои когти точит, на царя их ладит, хочет у него белую грудь раздирать, из живого сердце вынимать.
Царь испугался:
— Андрей-стрелок, уйми, пожалуйста, кота Баюна!
Андрей кота унял и в клетку запер, а сам пошёл домой, к Марье-царевне. Живёт-поживает, тешится с молодой женой. А царя ещё пуще знобит зазноба сердечная. Опять призвал он советника:
— Что хочешь придумай, изведи Андрея-стрелка, не то мой меч — твоя голова с плеч.
Царский советник идёт прямо в кабак, нашёл там кабацкую теребень в рваном кафтанишке и просит его выручить, на ум навести. Кабацкая теребень стаканчик вина выпил, усы вытер.
— Ступай, — говорит, — к царю и скажи: пусть пошлёт Андрея-стрелка туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. Этой задачи Андрей во веки веков не выполнит и назад не вернётся.
Советник побежал к царю и всё ему доложил. Царь посылает за Андреем.

Что такое ширинка в русских сказках

— Сослужил ты мне две службы, сослужи третью: сходи туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Сослужишь — награжу по-царски, а не то мой меч — твоя голова с плеч.
Пришёл Андрей домой, сел на лавку и заплакал. Марья-царевна его спрашивает:
— Что, милый, невесел? Или еще невзгода какая?
Эх, — говорит, — через твою красу все напасти несу! Велел мне царь идти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что.
— Вот это служба так служба! Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.
Марья-царевна дождалась ночи, развернула волшебную книгу, читала, читала, бросила книгу и за голову схватилась: про царёву загадку в книге ничего не сказано. Марья-царевна вышла на крыльцо, вынула платочек и махнула. Налетели всякие птицы, набежали всякие звери.
Марья-царевна их спрашивает:
— Звери лесные, птицы поднебесные, — вы, звери, всюду рыскаете, вы, птицы, всюду летаете, — не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?
Звери и птицы ответили:
— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхивали.
Марья-царевна махнула платочком — звери и птицы пропали, как не бывали. Махнула в другой раз — появились перед ней два великана:
— Что угодно? Что надобно?
— Слуги мои верные, отнесите меня на середину Океан-моря.
Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на Океан-море и стали на середине, на самой пучине — сами стоят, как столбы, а её на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.
— Вы, гады и рыбы морские, вы везде плаваете, на всех островах бываете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?
— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхали.
Закручинилась Марья-царевна и велела отнести себя домой. Великаны подхватили её, принесли на Андреев двор, поставили у крыльца.
Утром рано Марья-царевна собрала Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку (ширинка — полотенце).
— Брось клубок перед собой, — куда он покатится, туда и ты иди. Да смотри, куда бы ни пришёл, будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей.
Андрей попрощался с Марьей-царевной, поклонился на четыре стороны и пошёл за заставу. Бросил клубок перед собой, клубок покатился — катится да катится. Андрей идёт за ним следом.
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Много царств и земель прошёл Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется; стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге… Дошёл Андрей до леса, видит: стоит избушка на курьих ножках.
— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!
Избушка повернулась, Андрей вошёл и видит: на лавке сидит седая старуха, прядёт кудель.

Что такое ширинка в русских сказках

— Фу, фу! Русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл. Вот изжарю тебя в печи да и съем и на косточках покатаюсь.
Андрей отвечает старухе:
— Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и чёрен, ты наперёд баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь.
Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.
Баба-яга спрашивает:
— Откуда у тебя ширинка? Её моя дочь вышивала.
— Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала.
— Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя потчевать?
Тут баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев, вин и медов. Андрей не чванится—сел за стол, давай уплетать. Баба-яга села рядом—он ест, она выспрашивает, как он на Марье-царевне женился да живут ли они хорошо? Андрей все рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.
— Вот бы ты помогла мне, бабушка!

Страницы: 1 2 3 4 5

FavoriteLoading Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку Распечатать сказку

Читайте также сказки:


Читательский дневник по русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Автор: народ.

Название произведения: «Царевна-лягушка».

Число страниц: 36.

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, Лягушка — она же Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, невестки, Баба-Яга

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — добрый, доверчивый.

Считал, что ему не повезло, но не бросал свою лягушку.

Василиса — мудрая, находчивая и верная жена.

Была лягушкой, превратилась в прекрасную царевну.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья и невестки — завистливые и гордые.

Царь — хитрый, мудрый, хотел счастья сыновьям.

Баба-яга — мудрая женщина, волшебница.

Краткое содержание сказки «Царевна-лягушка»

Решил царь женить сыновей и велел пустить им стрелы наугад.

Старшим братьям достались невесты купеческие да боярские, а младшему попалась лягушка.

Решил царь проверить невесток. Приказал хлеб испечь.

Жёны старших братьев невкусный хлеб испекли.

А лягушка превратилась в Василису Премудрую, и шикарный каравай приготовила.

Велел царь невесткам ковры выткать.

У жён старших братьев ничего не получилось, а Василиса отличный ковёр выткала, на котором всё царство показала.

Позвал царь невесток на пир.

Превратилась лягушка в красавицу, всех на пиру затмила своей красотой, и мудростью.

Да только Иван поспешил домой и сжёг её шкурку лягушачью.

Обернулась Василиса голубкой и улетела.

Отправился Иван её искать.

Встретил по дороге различных животных, но пощадил их.

И звери ему помочь обещали.

Добрался Иван до Бабы-яги и подсказала старушка, где смерть Кощея спрятана.

Помогли Ивану медведь, заяц и щука добыть яйцо со смертью Кощея.

Достал Иван иголку и сломал.

Умер Кощей, а Василиса к Ивану вернулась.

Стали они жить счастливо и в любви.

План сказки:

  1. Три стрелы.
  2. Неожиданная невеста.
  3. Хлеб для царя.
  4. Ковёр для царя.
  5. На пиру.
  6. Сожжённая шкурка.
  7. Иван в поисках.
  8. Три зверя лесных.
  9. У Бабы-яги.
  10. Смерть Кощея.

Основная мысль сказки «Царевна-лягушка»

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит человека по его внешности.

Основная идея сказки в том, что свою ошибку нужно уметь исправить.

Ещё одной главной мыслью можно назвать то, что ради любви человек способен преодолеть любые препятствия и трудности.

Чему учит сказка

Сказка учит не судить человека по внешности, а смотреть на его поступки и внутреннюю красоту.

Учит не требовать от человека то, чего он не может выполнить.

Учит ценить своих близких и быть готовым на всё ради них.

Учит бороться за своё счастье и не бояться трудностей.

Учит быть смелыми, отважными, рассудительными и добрыми.

Учит отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то делать.

Краткий отзыв о сказке «Царевна-лягушка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была восхищена смелостью и настойчивостью Ивана, и красотой, и мудростью Василисы.

Эти герои были созданы друг для друга.

Никакие препятствия не могли помешать их счастью.

Сказка очень интересная.

В ней много приключений, волшебных превращений.

В сказке присутствует народный юмор, что делает её ещё более привлекательной.

Главный герой преодолел все трудности и сумел исправить последствия своей поспешности.

Мне понравился Иван.

Царевич был удивлён, когда его стрелу поймала лягушка, но сдержал слово и женился на ней.

И это принесло ему счастье.

Но когда он подумал, что знает секрет жены, то поспешил и всё испортил.

И пришлось ему искать смерть Кощея по глубоким лесам.

Мне понравилась Василиса, дочь Кощея.

Она была такой умной, что завистливый отец превратил её в лягушку.

Но Василиса и тут сумела найти выход и вышла замуж за царевича.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что у каждого человека есть свои секреты, которые нужно уметь уважать.

Ведь попытки влезть в чужую душу могут привести к неприятным последствиям.

Пословицы к произведению:

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
  • Было бы счастье, да несчастье помогло.
  • Всяк своего счастья кузнец.
  • Семь бед — один ответ.

Словарь неизвестных слов:

  • Стряпать — приготовить.
  • Задворенка — пожилая одинокая женщина.
  • Квашня — тесто на дрожжах.
  • Ширинка — тканевая сумка.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Летучий корабль»
  • «Гуси-лебеди»
  • «По щучьему велению»
  • «Семь Симеонов»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Финист Ясный Сокол»
  • «Баба-яга»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Царевна Несмеяна»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

  • Что такое ходики в сказке о потерянном времени
  • Что такое фольклорная сказка
  • Что такое тбилиси в рассказе ашик кериб
  • Что такое указ толковый словарь в сказке о царе салтане
  • Что такое унимает в сказке о царе салтане