Что такое шандалы в сказке черная курица или подземные жители

Сочинения по литературе другие черная курица, или подземные жители по повести погорельского чрная курица это волшебная сказка антония погорельского, написанная
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.

Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.

Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.

Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.

Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.

Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.

И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.

Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.

Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.

Сочинение 2

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.

Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.

Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.

Также читают:

Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Певцы Тургенева

    Небольшое село Колотовка не представляет собой ничего красивого, однако местные жители часто бывают там. У оврага есть небольшая избушка, в которой открыт кабак, названный «Притынным»

  • Сочинение Как экономить деньги

    Денежные средства очень ценны для человека. Как бы не твердили многие, что не в деньгах счастье, без них мы не проживем и дня. Жаль, что они не растут на дереве или в поле.

  • Анализ произведения Убийство в Восточном экспрессе Кристи

    Известная писательница. Не менее известное произведение, не так дано экранизированное снова. Но есть еще и книга. Лучше ли прочесть сначала оригинал произведения и только потом посмотреть фильм?

  • Характеристика и образ Старухи Изергиль в рассказе Горького сочинение

    Основным персонажем произведения является старуха по имени Изергиль, представленная писателем в образе пожилой женщины, прожившей тяжелую и сложную жизнь.

  • Сочинение по сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

    Сказка «Дикий помещик» отображает общественный уклад 17 века. Произведение не содержит собственных имен героев: все образы собирательные. Сохраняя стиль и речь народных сказок

У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная курица.

Чёрная курица, или Подземные жители
Жанр волшебная повесть
Автор Антоний Погорельский (Алексей Перовский)
Язык оригинала русский
Дата написания 1825—1826
Дата первой публикации 1829
Логотип Викитеки Текст произведения в Викитеке

«Чёрная курица, или Подземные жители» — волшебная повесть для детей (сказка) Антония Погорельского, изданная в 1829 году. Первое авторское произведение литературы для детей на русском языке[1]. Сказка много раз издавалась в Советском Союзе и в Российской Федерации[2].

Сюжет[править | править код]

Мальчик Алеша (примерно 9—10 лет) обучается в петербургском пансионе в 1780-х годах. Его родители живут далеко, поэтому все каникулы он проводит в пансионе, тогда как его товарищи уезжают по домам, и поэтому он очень тоскует в эти периоды. В свободное время он часто кормит куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделяет чёрную хохлатую Чернушку. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать её для обеда, но Алёша попросил её не делать этого, подарив кухарке золотой империал — его единственную драгоценность, которую подарила ему бабушка.

В ту же ночь Алёша слышит в спальне, как его зовёт человеческим голосом Чернушка. Та зовёт мальчика за собой и в итоге приводит в целое подземное королевство, где живут маленькие человечки ростом с пол-аршина (примерно 35 см). Алёшу встречает их король и благодарит за спасение своего главного министра. Выясняется, что этим министром является Чернушка, который на поверхности принимает облик курицы ради маскировки.

Король предлагает Алёше любую награду, и тот просит способность всегда знать урок, ничего не изучая. Тогда король дарит Алёше конопляное семечко, хотя и недоволен его недостатками. Но он ставит условие — в их королевстве есть закон, согласно которому, о них не должны знать люди с поверхности, а если кто-то узнает, но не сохранит это в тайне, то подземным жителям придётся покинуть своё королевство и уйти далеко в другие страны.

Подарок короля оказывается очень действенным, и Алёша скоро начинает показывать феноменальные способности. Но постепенно у него портится характер, и он становится избалованным скверным мальчиком, теряющим уважение своих товарищей по пансиону. Однажды Алёша теряет конопляное семечко, а с ним и способность отвечать. Его строго наказывают, считая его поведение элементарным капризом, но в ту же ночь к нему является Чернушка и возвращает Алёше потерянное семечко, хотя она очень опечалена его поведением. Алёша обещает Чернушке, что исправится.

Когда на следующий день Алёша снова обретает свои «способности», то учителю кажется, что в мальчике накануне взыграло упрямство, и он решает применить к нему в наказание розги, если Алёша внятно не объяснит причину своего поведения. От страха Алёша забывает запрет короля и проговаривается о подземных жителях, но учитель не верит ему, и мальчика всё-таки наказывают.

Ночью того же дня к Алёше приходит Чернушка (уже в человеческом обличии) и рассказывает ему, что из-за его проступка подземные жители вынуждены покинуть насиженное место, а сам министр осуждён королём носить золотые кандалы, которые Алёша с ужасом видит на его руках. Со слезами они прощаются, и на прощание Чернушка говорит, что хотя Алёша не в силах освободить его от этих кандалов, но он может облегчить его участь, если исправится.

На следующее утро Алёшу находят без сознания в сильной горячке. Он выздоравливает только через шесть недель, но ни учителя, ни товарищи не напоминают ему обо всей этой истории, из-за чего у Алёши даже возникает подозрение, что ничего и не было. Постепенно он снова становится прилежным и добрым мальчиком, хотя и утрачивает волшебные способности.

История создания[править | править код]

Антоний Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания[3]. Имя главного героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы[4].

Анализ сказки[править | править код]

О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе присущ творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причём «оборотень» чёрная курица-министр является проводником[1].

А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести»[5].

Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского[6][7] и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Чёрная курица“ — это прежде всего повесть об инициации, то есть о прохождении её героем определённых испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[8].

Адаптации[править | править код]

Книга неоднократно издавалась в аудиоформате. В 1975 году по мотивам сказки был снят кукольный мультфильм «Чёрная курица».

В 1980 году Виктором Гресем был снят одноимённый фильм с Валентином Гафтом и Евгением Евстигнеевым[9].

26 октября 2018 года в РАМТе состоялась премьера спектакля «Чёрная курица» режиссера Екатерины Половцевой[10][неавторитетный источник?]. В главных ролях выступили Максим Керин, Виктор Панченко, Алексей Блохин и другие.

Литература[править | править код]

  • «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского // Феномен виртуальности: О переходе между мирами — на материале книг, спектаклей и фильмов, которые читали и смотрели дети второй половины ХХ и начала XXI века. — М.: ГИИ, 2016. — С. 23—34. — 200 с. — ISBN 978-5-98287-097-1.
  • Хеллман Б. «Чёрная курица» // Сказка и быль. История русской детской литературы. — НЛО, 2016. — 560 с. — (Научная библиотека). — 1500 экз. — ISBN 978-5-4448-0561-9.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 О. И. Тиманова. Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 4 (16), серия филология, СПб, 2008 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 7 октября 2009 года.
  2. Страничка сказки на сайте «Лаборатория фантастики»
  3. Д. Жуков. «Алексей Константинович Толстой», биография
  4. Биография А. Погорельского
  5. А. П. Ефремов «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» // «Москва», № 3, 2005 (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 14 февраля 2009 года.
  6. Бен Хеллман. Сказка и быль: История русской детской литературы. — Новое Литературное Обозрение, 2016-10-20. — 1504 с. — ISBN 9785444804643.
  7. Елена Коровина. Знаем ли мы свои любимые сказки?. — Litres, 2017-09-05. — 343 с. — ISBN 9785457528178.
  8. Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители>> Антония Погорельского как повесть о масонской инициации //<<Вопросы литературы», 2012. No. 5. — С. 124—144. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 ноября 2012. Архивировано 24 января 2013 года.
  9. Страничка фильма на kinomania.ru (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 сентября 2009. Архивировано 10 ноября 2009 года.
  10. Страница спектакля на сайте РАМТ

Алеша является одним из главных героев волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

Алеша в повести «Черная курица, или Подземные жители»: образ, характеристика, описание героя

Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге.

Главный герой повести — юный дворянин, мальчик по имени Алеша. Он уже 2 года живет и учится в пансионе для мальчиков в Петербурге:

«…теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском острове, в Первой линии.»

Возраст Алеши — 9-10 лет:

«…мальчик, по имени Алеша, которому тогда было не более девяти или десяти лет.» 

«…Алеша, будучи еще в десятилетнем возрасте…»

О внешности Алеши известно следующее:

«Алешу позвали наверх, надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шароварцы и широкий шелковый голубой кушак. Длинные русые волосы, висевшие у него почти до пояса, хорошенько расчесали, разделили на две ровные части и переложили наперед по обе стороны груди.» 

«Алеша поспешно надел свою красную бекешу* на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с собольим околышком…» (*бекеша — мужское пальто )

Родители Алеши живут очень далеко от Петербурга. Два года назад они оставили сына в пансионе и, судя по всему, с тех пор не виделись с ним:

«Родители его, жившие далеко‑далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед.»

Алеша является добрым, умным, милым и скромным мальчиком. Он хорошо учится, и его все любят:

«Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.» 

«Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно…» 

«…из доброго милого и скромного мальчика…» 

«Мне давно было известно, – сказал король, – что ты добрый мальчик…» 

«…он был добрым и скромным, все его любили…» 

«Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили…»

При этом Алеша является ветреным мальчиком. Он никогда не слушается полезных советов, из-за чего попадает в неприятные ситуации:

«Ты добрый мальчик, – продолжала курочка, – но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо!»

Алеша — вежливый, воспитанный мальчик:

«…но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил ответом.»

Он любит правду. Ему не нравится, когда ему приписывают то, чего он не делал:

«Сколь для Алеши ни было лестно, что приписывали ему такой благородный поступок, но он любил правду и потому, сделав низкий поклон, сказал: 

– Господин король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал.»

Когда наступают выходные, Алеша чувствует себя одиноким без своей семьи. Чтобы не скучать, он читает книги, в частности рыцарские романы:

«…когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг…» 

«…рыцарские романы и волшебные повести, – и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частью состояла из книг сего рода.»

На досуге Алеше нравится фантазировать о прошедших веках и рыцарских замках:

«Любимым его занятием в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням, было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…» 

«…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам.»

Алеша верит в существование волшебниц:

«…ему казалось, что какая‑нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки.»

На досуге Алеше нравится кормить курочек, живущих во дворе. Мальчик всегда приносит им крошки после еды:

«Другое занятие Алеши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике…» 

«…крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти.»

Алеша особенно любит черную курочку Чернушку. Та тоже относится к нему особенно ласково:

«Между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою.»   

Однажды Алеша спасает Чернушку от гибели, когда кухарка собирается пустить птицу на обед. Мальчик отдает кухарке все свои сбережения — один империал (1 империал = 10 рублей, что являлось крупной суммой в то время):

«Алеше очень, очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке и с твердостью отдал драгоценный подарок.» 

«Таким образом Чернушка спасена была от жестокой и неминуемой смерти.» 

«…черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца…» 

Оказывается, что курица Чернушка — волшебное существо, которое умеет говорить. Однажды она показывает Алеше сказочное Подземное царство, в котором живет. В этом царстве Чернушка занимает важный пост — пост главного министра короля:

«…я совсем не знал, что ты говорить умеешь!» (Алеша о курице)

«Мой главный министр донес мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти.» (король о Чернушке) 

«Мой министр – не курица, а заслуженный чиновник!» (король)

«Тут подошел министр ближе, и Алеша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.»

Король Подземного царства благодарит Алешу за то, что тот спас его министра (Чернушку). За это король обещает исполнить одно желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки. Король исполняет желание:

«…третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду.» (король — Алеше) 

«Я бы желал, – сказал он, – чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали. 

– Не думал я, что ты такой ленивец, – отвечал король, покачав головою. – Но делать нечего, я должен исполнить свое обещание.»

Король дарит Алеше волшебное зернышко. Благодаря этому зернышку мальчик сможет всегда знать домашнее задание, не готовясь к урокам:

«Алеша взял конопляное зерно, завернул в бумажку и положил в карман, обещаясь быть молчаливым и скромным.»

Чернушка и король просят Алешу никому не рассказывать о Подземном царстве. Иначе подземные жители должны будут покинуть эти края и переселиться куда-то далеко. Алеша обещает хранить тайну:

«…если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко‑далеко, в другие страны.» (Чернушка — Алеше) 

«Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алеша.» 

«Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно…»

С этого дня Алеша пользуется волшебным зернышком и благодаря ему всегда знает все домашние задания, хотя совсем не готовится к урокам:

«Алеша вовсе не учился, а все‑таки знал урок с начала до конца, без малейшей ошибки.» 

«…Алеша всегда отвечал безошибочно и не запинаясь…» (благодаря зернышку)

В итоге Алеша становится лучшим учеником в пансионе, а затем и во всем Петербурге. Правда, этот фальшивый успех не радует его так, как раньше:

«Между тем слух о необыкновенных его способностях разнесся вскоре по целому Петербургу. Сам директор училищ приезжал несколько раз в пансион и любовался Алешею. Учитель носил его на руках, ибо чрез него пансион вошел в славу. Со всех концов города съезжались родители и приставали к нему, чтоб он детей их принял к себе, в надежде, что и они такие же будут ученые, как Алеша.»

Алеша — стыдливый мальчик. Его мучает совесть, когда его незаслуженно хвалят:

«Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда.» 

«Алеша внутренне стыдился этих похвал: ему совестно было, что ставили его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.» 

«…внутренний голос ему говорил: «Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит…»»

Со временем Алеша привыкает к похвале учителей, его самолюбие растет. Он начинает важничать и считать себя лучше и умнее других мальчиков в пансионе:

«Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало‑помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их.»

В результате скромный, милый и добрый Алеша становится гордым, непослушным, шаловливым ребенком:

«Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным.» 

«…к несчастью, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже и день ото дня товарищи менее его любили.» 

«Притом Алеша сделался страшным шалуном.» 

«Наконец он так надоел всем дурным своим нравом…» 

«…а теперь… я не узнаю тебя!» (Чернушка об Алеше)

Однажды учитель задает Алеше выучить 20 страниц домашнего задания. Но мальчик не может ответить ни слова на уроке. Оказывается, его волшебное зернышко исчезло из кармана:

«…всунул руку в карман, чтоб ощупать семечко… Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом полились из глаз его… он горько плакал и все‑таки не мог сказать ни слова.»

В ту же ночь Чернушка является к нему и вручает ему потерянное зернышко:

«Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно.» 

«Алеша с восхищением взял любезное свое семечко из лапок курицы…»

На следующий день Алеша блестяще рассказывает 20 страниц домашнего задания. Учитель просит его признаться, как ему это удалось. Алеша вдруг забывает о своем обещании и рассказывает секрет о Подземном царстве:

«Алеша совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…»

Учитель не верит рассказу о Подземном королевстве и наказывает Алешу розгами. В результате Алеша где-то теряет свое волшбеное зернышко:

«И бедного Алешу высекли.» 

«Когда чрез несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман… конопляного зернышка в нем не было.» 

«…чувствовал, что конопляное зернышко возвратить невозможно.»

Из-за того, что Алеша раскрыл секрет, все жители Подземного королевства теперь должны переселиться в далекие края. Также король наказывает министра-Чернушку за то, что тот поверил Алеше (король сковывает руки Чернушки золотыми цепями):

«Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко‑далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!..» 

«Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотой цепью. Он ужаснулся. 

– Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, – сказал министр с глубоким вздохом…»

На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку. Он глубоко раскаивается в том, что причинл подземным жителям такие неприятности:

«– …Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою, но я жестоко за то наказан!»

На утро Алеше становится плохо, у него случается сильная горячка. Когда Алеша выздоравливает, он снова становится добрым, скромным и послушным ребенком, которого все любят:

«…послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.» 

«Недель через шесть Алеша выздоровел…» 

«Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не задавали.»

Таков цитатный образ и характеристика Алеши в волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители»: описание характера и внешности героя в цитатах.

Смотрите: 
Все материалы по повести «Черная курица»

Сказка – ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин.

Цели урока:

  • раскрыть идейное содержание сказки через
    анализ текста;
  • углубление знаний о литературной сказке;
  • развитие монологической и диалогической речи
    учащихся;
  • развитие мыслительной деятельности учащихся,
    то есть умение анализировать, синтезировать,
    обобщать;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование нравственных ориентаций на
    распознавание истинных и ложных ценностей;
  • выявление актуальности произведения для
    современных школьников;
  • создание на уроке психолого- педагогических
    условий для личностного роста каждого ученика.

Оборудование:

  • презентация,
  • видеофильм “Чёрная курица”.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

(0бъявление темы урока, запись в тетрадь).

— Что вы знаете об этом писателе? (слайд
1 – портрет А. Погорельского)

(ответы учащихся)

— Что привлекло ваше внимание, когда вы
знакомились с биографией писателя?

(Произведение написано для племянника,
будущего писателя Алексея Константиновича
Толстого).

— Вы прочитали это произведение. Чем оно
показалось вам необычным? На какие прочитанные в
этом году произведения похожа “Чёрная курица”?

(Необычный герой, волшебное зёрнышко. Похоже на
сказку.)

— Докажите, что это сказка.

(есть сказочный зачин “жил-был”

волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

чудесные превращения

курица разговаривает с Алёшей.

— А есть ли отличие?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

Это первая литературная сказка. Ещё есть
отличия?

(Отражены реалии того времени: точная география

Имя, возраст мальчика.)

– В какое время происходят события? С тех
прошло много лет. Скажите, а русский язык
изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?
Дома вы должны были поработать с незнакомыми
словами.

Словарная работа (слайд 2).
Объяснение непонятных слов.

— А зачем нам надо понимать значения этих слов?

(Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана
более ста лет назад).

— В чём состоит главная особенность русских
народных сказок? Вспомните слова А.С.Пушкина:
“Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам
урок”. Каковы уроки русских народных сказок?

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда
наказано).

— А вот следует ли А.Погорельский этому
принципу, мы и посмотрим в конце нашего занятия.

Анализ образа главного героя.

— Поговорим о главном герое. Кто он?

(Мальчик Алёша. Ему 9-10 лет. Он почти наш
ровесник)

— Разделите страничку на две части. В левую
часть мы выпишем каким знали Алёшу в пансионе, за
что его любили. (Работа на доске и в тетрадях).

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

 

— За что полюбил Алёша Чернушку? В чём это
проявилось?

(Она была тихого нрава. Мальчик подкармливал
ее).

— Что предпринял Алёша для спасения Чернушки?

У Никиты было индивидуально задание –
пересказать от лица мальчика это спасение. И от
того, как Никита справится с заданием, зависит
наше представление о характере героя.

Пересказ от лица Алёши эпизода “Спасение
Чернушки”.

(работа со слайдом 3)

— Как художнику удалось показать напряжённость
момента? Насколько точно художник воспроизводит
этот эпизод?

— Какие качества главного героя проявились
здесь?

(твёрдость, щедрость).

— Как назвал Алёшу автор?

(избавитель)

— Давайте подберём синонимы к слову
“избавитель”

(спаситель, освободитель, заступник)

— Как бы вы оценили поступок героя?

(мальчик совершил благородный поступок)

— Как Чернушка его отблагодарила?

(повела в подземное царство) –

Кадры в/фильма

— Как вы считаете, посещение этого царства –
реальное событие?

(это сон, видение, обморок)

— А как ведёт себя Алёша? В чём смысл первого сна?

(Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть
не поплатился жизнью)

— Можем ли мы вынести какой – то урок из этого?

— Обратимся к следующему эпизоду.

Чтение по ролям диалога короля и Алёши (слайд 4).

— Алёше дана награда заслуженная, но что он
попросил? Почему именно с такой просьбой он
обратился к королю?

(Чтобы труда не знать, ищет лёгкой жизни)

— Итак, у Алёши оказалось волшебное зёрнышко. Но,
как обычно бывает в сказках, есть одно условие,
при котором волшебство перестаёт действовать.
Какое это условие?

(Алёша не должен быть нескромным).

— Почему вдруг такое условие? Что значит быть
скромным или нескромным?

(выслушиваем ответы учащихся).

— Давайте посмотрим, как же толкуют это слово
словари.

(слайд 5)

— От чего же предостерегает король Алёшу?

(работаем со словарными статьями, подчёркиваем
слова)

2 урок.

— Мы продолжаем работу по сказке
А.Погорельского “Чёрная курица”. И теперь нам
предстоит с вами дать окончательный ответ на
вопросы: “Каковы главные уроки сказки? Следует
ли автор принципу русских народных сказок
заканчивать произведение победой добра над
злом”.

— Конопляное семечко освободило Алёшу от труда.
Многие из вас, наверняка, мечтали о таком
волшебном предмете. Но всегда ли это хорошо?

Давайте вернёмся к нашей табличке и запишем в
правом столбике, что изменилось в жизни Алёши,
когда он стал обладателем волшебного зёрнышка.

(работа в парах, обсуждение, выписывание на
доску).

  Не прикладывает труда, чтобы учить
уроки

Отлично отвечает учителю

Товарищи перестали его любить

Шалил много, надоел товарищам

“страшный шалун”

Стал непослушным

Несчастный

— Почему похвала за отличные ответы не
доставляла Алёше удовольствия?

(не заслужил. Урок не стоил никакого труда. Мы не
ценим того, что нам легко достаётся)

— Почему изменилось отношение детей к Алёше?

(стал гордым, высокомерным, заносчивым)

— А вы помните условие, при котором перестаёт
действовать волшебство? Если нарушается договор,
то неминуема расплата, наказание. Как же наказан
Алёша?

(он потерял волшебное зёрнышко)

Выразительное чтение эпизода “Потеря
конопляного зёрнышка”.

— Для главного героя это катастрофа. Почему
теперь Алёша не смог выучить урок?

(навык утрачен, он разучился трудиться,
добывать знания)

— А для нас это с вами урок?

— Но неслучайно мы говорили о признаках
волшебной сказки. Цифра “3” – волшебная цифра.
Использует ли автор это число?

— Для чего автор вводит третий сон Алёши? Каков
его смысл? Чему учит Чернушка мальчика?

(хранить тайну. Держать честное слово. Не быть
неблагодарным)

— Почему Чернушка называет неблагодарность
“худшим свойством”?

К чему привела неблагодарность Алёшу?

(Он предал маленьких жителей)

— Как вы понимаете слова Чернушки: “Пороки
обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?

(легко приобрести дурные привычки, но трудно от
них избавиться).

8. Чтение по ролям диалога Алёши и учителя.

– Какие слова учителя могут пригодиться нам?
Какие уроки мы можем извлечь из этого эпизода?
Можем ли мы эти слова взять в качестве второго
эпиграфа?

(“Не для того нам дан ум, чтобы мы употребили
его во зло”.

Надо развивать таланты, данные нам.

Особое внимание автор обращает на поведение
товарищей Алёши.).

— Почему Алёша боится увидеть Чернушку в
четвёртый раз?

(Совесть мучает, поэтому мы верим, что он
непотерянный человек, он может исправиться).

кадры в/фильма “Алёша прощается с
Чернушкой”.

— Если так трагично заканчивается сказка

— жители подземного королёвства ушли

— Алёша наказан

— предательство,

то можно ли говорить, что конец традиционен для
волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?

(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним
добрым и послушным, скромным и прилежным
мальчиком).

— В течение двух часов мы говорили с вами об
уроках, которые получил Алёша. В дома вы напишите
ответ на вопрос: “Какие уроки извлёк я из сказки
А.Погорельского “Чёрная курица”

Цели урока:

  1. Раскрыть идейное содержание сказки через
    анализ текста.
  2. Развитие монологической и диалогической речи
    учащихся.
  3. Развитие мыслительной деятельности учащихся:
    умение анализировать, синтезировать, обобщать.
  4. Развитие умения сравнивать разные виды
    искусства.
  5. Развитие навыков выразительного чтения текста.
  6. Формирование нравственных ориентаций на
    распознание истинных и ложных ценностей.
  7. Выявление актуальности произведения для
    современных школьников.
  8. Создание психолого-педагогических условий для
    личностного роста каждого ученика.

Методы и приёмы: словесный,
наглядно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Презентация “Нравственные уроки жизни. Анализ
    сказки “Чёрная курица, или подземные жители”.
  4. Мультипликационный фильм “Чёрная курица”.
  5. Выставка рисунков учащихся по сказке А.
    Погорельского “Чёрная курица, или подземные
    жители”.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности
класса к уроку.

2. Основная часть.

Содержание:

  1. Краткая биографическая справка об А.
    Погорельском.
  2. Литературная викторина.
  3. Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица,
    или подземные жители”.
  4. Слово учителя:

    1. Постановка целей и задач перед учащимися.

    2. За правильные ответы на уроке и дополнения
    учащиеся будут получать жетоны, по количеству
    которых получат оценки в конце урока. Оценка “5”
    ставится за набранные 6 и более жетонов, оценка
    “4” за набранные 5 жетонов.

    3. Рассказ о писателе (слайд 2-12)

    По холодным улицам зимнего Петербурга
    едет карета. Ее пассажир – седой человек с
    удивительно добрыми и какими-то детскими глазами
    – глубоко задумался. Он думает о мальчике,
    которого собирается навестить. Это его
    племянник, Алеша-маленький.

    Экипаж останавливается, и пассажир с
    чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом
    задумывается о том, как одинок его маленький
    друг, которого родители отправили в закрытый
    пансион и даже навещают редко. К Алеше часто
    ездит только его дядюшка, потому что очень
    привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит
    свое одиночество в таком же пансионе много лет
    назад.

    Кто же такой этот человек?

    Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын
    вельможи, богатого и могущественного графа
    Алексея Кирилловича Разумовского, которому
    принадлежали подмосковное село Перово и село
    Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской
    губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф
    был внуком регистрового казака Григория Розума,
    сыном последнего украинского гетмана,
    влиятельным екатерининским вельможей и
    виднейшим российским масоном.

    Сын такого человека мог бы быть
    принцем, но Алексей был незаконнорожденным. Хотя,
    находясь в доме своего отца на положении
    воспитанников, Перовские получили блестящее
    образование. Есть свидетельства, что к старшему
    — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно
    благоволил. Но человек он был горячий, способный
    на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких
    злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

    Как Алеша был одинок в холодных
    казенных комнатах! Он очень тосковал и вот
    однажды решил бежать из пансиона. Памятью о
    побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал
    с забора и повредил ногу.

    Потом Алеша вырос. В августе 1805 года
    Алексей поступил в Московский университет и в
    октябре 1807 года закончил его со степенью доктора
    философских и словесных наук.

    В том же 1807 году состоялся его
    литературный дебют: он перевел на немецкий язык
    повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и
    опубликовал свой перевод с посвящением отцу.

    В продолжение двух лет он вел жизнь
    прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с
    ревизиями по российским губерниям, — а затем,
    поселившись в Москве, стал добрым приятелем
    В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А.
    Крылову и прочим литераторам «дружеской
    артели» и одним из учредителей «Общества
    любителей российской словесности». Был дружен
    с Александром Сергеевичем Пушкиным, который
    очень ценил его добрую душу.

    Наступил 1812 год, и Антоний
    Погорельский воевал против Наполеона
    штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть
    храбрым боевым офицером ему не помешала даже его
    хромота.

    Он вернулся в Петербург в 1816 году и
    сменил военный мундир на чиновничий —
    надворного советника. Однако вскоре
    обстоятельства сложились так, что на его
    попечении оказалась сестра с полуторамесячным
    племянником, которых он увез в свое
    наследственное малороссийское имение
    Погорельцы.

    Здесь, занимаясь садоводством,
    поставкой корабельного леса на николаевские
    верфи, обязанностями попечителя Харьковского
    учебного округа и — всего более — воспитанием
    племянника Алеши, Перовский сочинил первые в
    России фантастические повести.

    Сначала, в 1825 году, в петербургском
    журнале «Новости литературы» он опубликовал
    — под псевдонимом «Антоний Погорельский» —
    «Лафертовскую маковницу”. Тремя годами
    позднее выйдет книга «Двойник, или Мои вечера в
    Малороссии», сказка “Чёрная курица, или
    подземные жители”, а потом к творческому багажу
    добавится и роман “Монастырка”.

    Литературное наследие писателя
    невелико, однако и оно едва изучено. Архив его
    почти бесследно исчез, беспечно предоставленный
    писателем воле судьбы и игре случая. В последние
    годы жизни, совершенно оставив литературную
    деятельность, равнодушный к писательской славе,
    Погорельский мало о нём заботился. Как
    утверждает легенда, управляющий его имением,
    страстный гурман, извёл бумаги своего патрона на
    любимое кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка
    — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят,
    индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет
    при их зажаривании. (Современный толковый
    словарь русского языка Ефремовой))

    Погорельский написал несколько книг
    для взрослых, но одна его книга была для него
    особенно важной – это его сказка “Черная
    курица”. Ее он написал для своего племянника.
    Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как,
    гуляя на пансионатском дворе, он подружился с
    курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела
    сделать бульон. А потом этот реальный случай
    превратился под пером Погорельского в волшебную
    сказку, добрую и мудрую.

    Летом 1836 года А.А.Перовский для лечения
    «грудной болезни» (ишемическая болезнь
    сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в
    Варшаве. При нем находились сестра Анна и
    племянник Алексей.

    Племянник Перовского, тот самый,
    которому посвящена сказка “Чёрная курица, или
    подземные жители”, повзрослев, сам стал
    замечательным и знаменитым писателем. Это
    Алексей Константинович Толстой.

    4. Литературная викторина (слайд 13-33)

    Вопрос

    Ответ

    Назовите настоящую имя и
    фамилию писателя Антония Погорельского.

    Алексей Алексеевич Перовский

    Какие достопримечательности
    упоминаются в начале повести Антония
    Погорельского “Чёрная курица, или подземные
    жители”?

    Исаакиевская площадь, монумент Петра
    Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский
    манеж
    Что было единственным утешением Алёши в
    воскресные и праздничные дни?
    Чтение книг
    Назовите имя кухарки, которая должна
    была погубить Чернушку
    Тринушка
    Как назывались спальные комнаты для
    мальчиков в XIX веке?
    Дортуары
    Во время праздничного обеда в честь
    директора на десерт было подано много вкусных
    блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?
    Сорт груш
    Почему первая попытка Алёши попасть в
    подземное королевство закончилась неудачно?
    Алёша разбудил рыцарей
    “Тут она закудахтала странным голосом,
    и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие
    свечи в серебряных шандалах…” Что такое
    “шандалы”?
    Подсвечники
    Какие животные находились в
    королевском зверинце?
    Большие крысы, кроты, хорьки
    Чем были усыпаны дорожки в подземном
    королевстве?
    Разные камни: брильянты, яхонты,
    изумруды и аметисты
    “Деревья также показались Алёше
    отменно красивыми, хотя притом очень странными.
    Они были разного цвета: красные, зелёные,
    коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда
    посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что
    это…”
    Это был разного рода мох

    5. Анализ сказки А.Погорельского “Чёрная
    курица, или подземные жители”. Беседа с
    учащимися (Слайды 34-41)

    – Расскажите о жизни Алёши в пансионе
    (словесное рисование или пересказ текста)

    (“…в том пансионе находился один
    мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не
    более 9 или 10 лет. Алёша был мальчик умненький,
    миленький, учился хорошо, и все его любили и
    ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно
    бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…Дни
    учения для него проходили скоро и приятно, но
    когда наставала суббота и все товарищи его
    спешили домой к родным, тогда Алёша горько
    чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и
    праздникам он весь день оставался один, и тогда
    единственным утешением его было чтение книг.
    Алёша знал уже наизусть деяния славнейших
    рыцарей. Любимое его занятие в длинные зимние
    вечера, по воскресеньям и другим праздничным
    дням было мысленно переноситься в старинные,
    давно прошедшие веки…Другое занятие Алёши
    состояло в том, чтобы кормить курочек, которые
    жили около забора. Между курами он особенно любил
    чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка
    была к нему ласковее других; она даже иногда
    позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие
    кусочки приносил ей”, стр. 46-49).

    – Посмотрите фрагмент
    мультипликационного фильма и попробуйте
    определить, есть ли разница в изображении
    спасения Чернушки Антонием Погорельским и
    создателями мультфильма.

    (Разница в том, что Антоний
    Погорельский в сказке показывает, как Алёша
    просит кухарку Тринушку не резать курицу. В
    мультфильме сцена спасения представлена
    по-другому: неожиданно налетает коршун, Алёша
    смело бросается с палкой на него и отбивает
    Чернушку).

    – Как вы считаете, почему Чернушка
    решила рассказать Алёше свою тайну?

    (Алёша был добрым мальчиком. Чернушка
    хотела отблагодарить мальчика за спасение её
    жизни. Чернушке, наверное, хотелось сделать жизнь
    Алёши интересней и познавательней).

    – Посмотрите фрагмент
    мультипликационного фильма. Какие интересные
    деревья росли в сказочном саду?

    (Были деревья, плоды которого могли
    сделать человека мудрым; на другом дереве
    созревали семена доброты; росло дерево здоровья).

    – Посмотрите фрагмент
    мультипликационного фильма. Что изменилось в
    самом Алеше, вокруг него, когда он получил
    конопляное семечко?

    (“С трепетом подошёл он к учителю,
    открыл рот, сам ещё не зная, что сказать, и –
    безошибочно, не останавливаясь, проговорил
    заданное. В продолжение нескольких недель
    учители не могли нахвалиться Алёшею. Все уроки
    без исключения знал он совершенно, все переводы с
    одного языка на другой были без ошибок, так что не
    могли надивиться чрезвычайным его успехам. Он
    много стал думать, важничал перед другими
    мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и
    умнее всех их. Нрав Алёши от этого совсем
    испортился: из доброго, милого и скромного
    мальчика он сделался гордый и непослушный. Алёша
    сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить
    уроков, которые ему задавали, он в то время, когда
    другие дети готовились к классам, занимался
    шалостями, и эта праздность ещё более портила его
    нрав. Тогда, когда он был доброе и скромное дитя,
    все его любили, и если, бывало, подвергался он
    наказанию, то все о нём жалели, и это служило ему
    утешением. Но теперь никто не обращал на него
    внимания: все с презрением на него смотрели и не
    говорили с ним ни слова”. Стр. 75-80)

    – Почему похвала вначале за отличные ответы не
    доставляла Алёше удовольствия?

    (“Внутренний голос ему говорил, что он
    не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот
    не стоит ему никакого труда. Алёша внутренне
    стыдился этим похвалам: ему совестно было, что
    поставляли его в пример товарищам, тогда как он
    вовсе того не заслуживал. Совесть часто его в том
    упрекала, и внутренний голос ему говорил: “Алёша,
    не гордись! Не приписывай самому себе того, что
    тебе не принадлежит; благодари судьбу за то, что
    она тебе доставила выгоды против других детей, но
    не думай, что ты лучше их. Если не исправишься, то
    никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей
    своей учёности, будешь самое несчастное дитя!”
    Стр. 75-76)

    – Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока
    мальчик окончательно не потерял себя?

    (“Не полагай, что так легко
    исправиться от пороков, когда они взяли над нами
    верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а
    выходят в щёлочку, и потому, если хочешь
    исправиться, то должен беспрестанно и строго
    смотреть за собой”. Стр. 81)

    – Совпадают ли советы Чернушки с выводами
    учителя?

    (Да. И Чернушка, и учитель сходятся в единстве,
    что праздность развращает человека, труд– это
    условие нравственной красоты человека. “Чем
    более вы от природы имеете способностей и
    дарований, тем скромнее и послушнее вы должны
    быть. Не для того Бог дал вам ум, чтобы вы во зло
    его употребляли”. Стр. 84)

    – Почему Алёша предал Чернушку?

    (Он испугался наказания). Просмотр фрагмента
    мультипликационного фильма.

    – Сказка завершается трагично. Жители
    подземного королевства ушли, Алёша наказан за
    предательство. Посмотрите фрагмент
    мультипликационного фильма. Верит ли Чернушка,
    что Алёша исправится?

    (Да. Только верящий может сказать так:
    “Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь
    мою, и всё тебя люблю…Одним ты можешь меня
    утешить в моём несчастии: старайся исправиться и
    будь опять таким же добрым мальчиком, как был
    прежде”. Стр.86-88)

    – Исправился ли Алёша?

    (Да. Он “старался быть послушным,
    добрым, скромным и прилежным. Все его снова
    полюбили и стали ласкать, и он сделался примером
    для своих товарищей”. Стр. 88)

    – Выводы. Запись в тетради.

    Книга напоминает нам о главном: все мы
    в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо
    воспитывать. Уметь быть благодарными,
    ответственными, заслужить любовь и уважение
    других – для всего этого нужны усилия. А иначе
    никак, и беда может грозить не только нам, но и
    тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее
    Чудо может произойти только однажды, и надо быть
    достойными его…

    Нравственные уроки жизни

    • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если
      ты много знаешь и умеешь.
    • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие,
      прилежание, чувство долга, честность, уважение к
      людям, доброту.
    • Надо быть строгим к себе.

    6. Психолого-педагогическая ситуация (учащиеся
    работают на листочках в классе).

    Ребята, вообразите себе, что Вы попали в
    сказочный мир подземного царства. И Вам король
    предлагает вознаграждение за спасение Чернушки.
    Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили
    бы Вы?

    Ответы учащихся:

    Счастья.

    Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это
    здоровье – это самое главное. (3 человека).

    Я бы попросил, чтобы никогда не было зимы.

    Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать
    другим людям, хорошо учиться.

    7. Работа с иллюстрациями учащимися.
    Рассказать, какой эпизод сказки изображён на
    рисунке. Почему выбран именно этот фрагмент.

    8. Домашнее задание. По выбору учащихся. (Слайд
    42)

    1. Заполните таблицу “Истинные и ложные
    ценности жизни”

    Алёша до получения
    конопляного семечка

    Алёша после получения
    конопляного семечка

       

    (Задание должно быть выполнено ориентировочно
    следующим образом:

    Алёша до получения
    конопляного семечка

    Алёша после получения
    конопляного семечка

    Умненький

    Миленький

    Все любили

    Начитанный

    Романтик

    Мечтатель

    Верит в волшебство

    Остро чувствует своё одиночество

    Щедрость

    Праздный

    Ленивый

    Гордый

    Высокомерный

    Заносчивый

    Шалун

    Непослушный

    Его перестали любить товарищи

    2. Сочините свой вариант продолжения сказки
    “Что могло быть дальше?

    – Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот
    однажды сад снова появился, подземные жители
    вернулись. Узнав об этом, Алёша сразу побежал
    искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что
    даже заплакал и сказал: “Я думал, что не вижу тебя
    никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я
    вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась эта
    поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина
    Светлана).

    – …Через несколько лет за Алёшей приехали
    родители. За примерное поведение родители
    повезли его в путешествие по разным странам.
    Конечно, никто родителям об этой истории ничего
    не сказал. Потом Алёша вырос, поступил в
    известный университет, учился только на отлично.
    Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

    9. Оценивание работы учащихся.

    Литература:

    1. Детский сказочный журнал “Почитай-ка”, статья
      “Автор “Чёрной курицы” Антоний Погорельский
      (1787-1836). 2000. http://www.cofe.ru
    2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
    3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
    4. Погорельский А. Чёрная курица, или подземные
      жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.

  5. Что такое честь и бесчестие сочинение рассуждение
  6. Что такое чувство долга сочинение
  7. Что такое честь и достоинство сочинение рассуждение по капитанской дочке
  8. Что такое честь и бесчестие сочинение по литературе капитанская дочка
  9. Что такое честь сочинение пример из жизни