Сочинение-рассуждение — самый распространенный вариант сочинения, к которому прибегают преподаватели для проверки знаний и умений учащихся. Несмотря на популярность — сочинения пишут по окончании обучения в школе (итоговое сочинение) и при сдаче ЕГЭ — не всем удается грамотно подготовиться к написанию.
В этой статье я подробно остановлюсь на тезисах в сочинении и поясню, почему они важны.
В сочинении-рассуждении важны три вещи: тезис, аргумент и вывод. На мой взгляд, ключевым является именно тезис, ведь именно он задает ход сочинению и обуславливает аргументы с соответствующими выводами.
Тезис — отправная точка в ваших рассуждениях на заданную тему. Если упростить, то тезис — то, о чем бы вы хотели высказаться в рамках сочинения.
Если вы пишете сочинение на заданную тему или по какому-либо тексту, то тезисами выступают ключевые идеи, которые в него заложены, цитаты — как прямые, так и Проще, если тему сочинения вы выбираете самостоятельно: так у вас больше возможностей для формулирования тезисов. Но обо всем по порядку.
В зависимости от специфики, параметров и структуры материала, используемого для написания сочинения, тезисы бывают:
- основными. Они представляют собой центральные положения и главные выводы;
- простые. Основаны на ключевых аспектах — утверждениях или отрицаниях — без пояснений. Служат основой для основных тезисов;
- сложные. Как бы состоят из простых и основных, содержат аргументацию по обозначенным положениям — доказательства.
Как корабль назовешь, так он и поплывет. То есть, как тезисы сформулируешь, такое и получишь сочинение. Стандартное количество тезисов для сочинения — от 2 до 5. Для определения точного количества тезисов нужно ориентироваться на требуемый объем работы. Чем больше текст, тем больше должно быть тезисов, ведь на одном тезисе сочинение написать сложно.
Первое, на что вы должны ориентироваться перед тем как написать тезис в сочинении — тема работы. Все тезисы должны быть связаны с темой и концентрировать в себе основную идею текста.
Есть универсальный алгоритм, который помогает грамотно сформулировать тезис в работе. В нем всего четыре пункта:
- Цель. Нужно определиться, зачем вы убеждаете читателя в истинности или ложности высказывания. Для этого желательно четко представлять целевую аудиторию. Ваш тезис должен быть интересен читателю, иначе дальше он читать не будет.
- Сбор информации. Написать хорошее сочинение можно только в том случае, если до этого прочесть достаточное количество литературы по теме. В процессе вы сможете ссылаться на кого-то и будете понимать, насколько актуальным является то, что вы пишете.
- Ключевые слова. В любом тексте важно определить ключевые слова, которые будут опорными точками и скелетом всего текста. Сочинение не исключение.
- Больше конкретики. Общие слова и фразы в формулировке тезиса — плохая идея. Конкретика помогает избежать недопонимания и установить контакт с аудиторией. Очевидные вещи тоже лучше не использовать для формулирования тезиса, иначе вам не будет чего доказывать или опровергать.
Примеры тезиса в сочинении:
«Талантов много, а гениев — единицы»;
«От рождения все люди добрые, а жестокими они становятся ввиду несовершенства мира»;
«Дети, не понимающие своих отцов, повторяют их ошибки и добавляют к ним собственные».
«Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека».
«Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями».
Последний этап, который теоретически входит в алгоритм формулировки тезиса — аргументация. Аргумент — высказывание, относящееся к тезису, которое его доказывает или опровергает. И все это — в пределах заранее выбранной темы.
Аргументами могут выступать примеры из жизни (о примерах и связи между ними я уже писал), примеры из литературных источников, отдельные факты.
То, что аргументы тезисов в сочинении необходимы, сомнения не вызывает. Без аргументации тезисы не будут значить ничего.
Аргументация может быть двух видов (соответственно, и аргументы): психологической и логической.
Психологическая аргументация основывается на чувствах, апеллирует к эмоциям, общечеловеческим ценностям и т. д. В случае логической аргументации, автор (то есть, вы) ориентируется на разум и здравый смысл.
Также в процессе аргументации нужно иметь в виду ценность того или иного аргумента. Максимальный балл за аргумент — 2. Столько можно получить, если аргументация включает ссылку на автора текста и название произведения.
В случае, если аргументом является литературное произведение, то нужно еще обозначить героев, особенности их речи и поступков, указать на связь всего перечисленного с темой.
Также можно аргументировать тезис с помощью пословиц, поговорок, афоризмов, которые сделают его более образным и открытым для интерпретации.
Учтите, что аргументация, основанная на примерах из жизни — как личной, так и общественной — оцениваются ниже. Все потому, что их проще подобрать. Но они более понятны читателям.
Надеюсь, теперь у вас не будет проблем с формулировкой тезисов в сочинении.
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Задание 9.3. Сочинение-рассуждение»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
9.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста
(толкование значения слова) -
2 слайд
-
3 слайд
Описание слайда:
Что нужно сделать для успешного выполнения задания?
1) Дать толкование значения приведённого слова (или словосочетания) и прокомментировать своё определение;
2) Подтвердить свой тезис двумя аргументами: один из текста, другой – из жизненного опыта;
3) Логично выстроить работу и грамотно её написать;
4) Проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых. -
4 слайд
-
5 слайд
-
6 слайд
-
7 слайд
Описание слайда:
Структура рассуждения
Вступление (Тезис – определение значения слова – комментарий определения)
Первый пример-аргумент из текста
Второй пример-аргумент из вашего жизненного опыта
Вывод -
8 слайд
Описание слайда:
Способы толкования значения слова
Описательный способ
Чёрствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.
Синонимический способ
Чёрствый – нечуткий, бездушный.
Отрицательное определение
Чёрствый человек – тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия. -
9 слайд
Описание слайда:
Взаимовыручка
Внутренний мир человека
Война
Воображение
Детство
Добро
Доброта
Дружба
Жизненные ценности
Жизненный опыт
Искусство (настоящее искусство)
Книга (драгоценные книги)
Красота
Любовь
Любознательность
Материнская любовь
Мечта
Милосердие
Нравственность
Нравственный выбор
Преданность
Предательство
Природа
Путь жизни
Раскаяние
Самовоспитание
Сила духа
Сильный человек (характер)
Сознательность
Сострадание
Счастье
Учитель
Целеустремлённость
Человечность -
10 слайд
Описание слайда:
Типичные ошибки при формулировании значения слова
Отсутствие определения значения слова
Учащийся приводит примеры из текста, не сформулировав само определение слова
В тексте говорится о совести. Так в предложениях 15-16 автор приводит пример, когда человек идёт против совести.
«Круг» в определении
Логическая ошибка: попытка определить слово «через само себя»
Добро – это когда каждый делает добро окружающим.
Неточное определение
Автор сочинения существенно искажает лексическое значение слова.
Честность – это такие поступки людей, в которых нет обмана, лукавства.
(Честность – моральное качество человека) -
11 слайд
Описание слайда:
Как вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать красивым?», взяв в качестве тезиса данное вами определение.
-
12 слайд
Описание слайда:
КРАСОТА́ — 1. ед. Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.). 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга.
Толковый словарь С.И. Ожегова -
13 слайд
Описание слайда:
Красота – одна из особенностей человека, она может быть как внешней, так и внутренней, когда человек имеет доброе сердце, сострадание ко всему живому.
Красота – это дар природы для человека, который включает в себя привлекательную внешность и прекрасную душу. Красота бывает разная.
Красота – это гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Но не каждого человека можно назвать красивым. -
14 слайд
Описание слайда:
Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий:
1) Раскрытие актуальности рассматриваемой ценности;
2) Вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее ценного аспекта;
3) Противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия. -
15 слайд
Описание слайда:
Типичные ошибки при комментировании значения слова
Отсутствие комментария
Отсутствие связи между определением слова и комментарием
Подмена комментария примерами из текста
Подмена комментария примерами из опыта -
16 слайд
Описание слайда:
В идеале внешняя красота человека должна сочетаться с внутренней. Однако люди часто далеки от идеала, и за красивой оболочкой прячется «уродливая» душа. Что же позволяет назвать человека по-настоящему красивым? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту П. Васильева.
Красота – одна из особенностей человека, она может быть как внешней, так и внутренней, когда человек имеет доброе сердце, сострадание ко всему живому. -
17 слайд
Описание слайда:
Аргумент из жизненного опыта
1) Примеры из читательского опыта, в том числе афоризмы, пословицы и поговорки;
2) Исторические факты;
3) Общественно значимые вопросы, обсуждаемые в обществе (в СМИ);
4) Результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 299 человек из 62 регионов
- Сейчас обучается 1017 человек из 81 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Похожие материалы
-
Рабочая программа по русскому языку. 7 класс, коррекционная школа VIII вида.
-
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс, коррекционная школа VIII вида.
-
Урок «Пунктуационный анализ» 9 класс
-
Конспект по русскому языку на тему «Сочинение по картине К.Юона «Конец зимы. Полдень» (3 класс» (3 класс)
-
ОТЗЫВ о посещенном открытом уроке учителя русского языка и литературы МБОУ «Верхнекаранайская СОШ» Магомедовой У.М. по теме «Роль односоставных предложений в художественной и разговорной речи» в 8 классе.
-
Конспект на тему » Сочинения уч-ся по картине А. Рылова Зеленый шум А. Чамкин»
-
Конспект на тему «3кл Сочинение » Сочинение по картине А. Рылова «Зеленый шум» Ю. Кукушкина »
-
Конспект на тему «3кл Сочинение «Сочинение по картине А. Рылова «Зеленый шум» С. Царькова »
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5457995 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ÐÑеÑÑÑпление и Ðаказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема
14.10.2021 00:40:02
ÐвÑоÑ: ÐлизавеÑа Ðанилова
ÐÑеÑÑÑпление заÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑиводÑÑ Ðº ÑÑагиÑеÑким поÑледÑÑвиÑм, как Ð´Ð»Ñ Ñеловека, ÑовеÑÑивÑего пÑеÑÑÑпление, Ñак и Ð´Ð»Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑий. Ðо пÑоÑÑо Ñак пÑеÑÑÑпление никогда не ÑлÑÑаеÑÑÑ. СÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑакÑоÑов, влиÑÑÑиÑ
на его иÑполнение: ÑинанÑовое положение, завиÑÑÑ, дÑÑевнÑе пеÑеживаниÑ, ÑилÑнÑе ÑмоÑии. Ðажно понимаÑÑ, ÑÑо пÑеÑÑÑпление ознаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑизиÑеÑкое воздейÑÑвие на жеÑÑвÑ, но и воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° дÑÑÑ Ñеловека.
ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑдиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑениÑ, пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð· Ñомана Ф. Ð. ÐоÑÑоевÑкого «ÐÑеÑÑÑпление и наказание». ÐлавнÑй геÑой ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ ÑбийÑÑво ÑÑаÑÑÑ
и-пÑоÑенÑÑиÑÑ. ÐоÑивом его пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑали неÑколÑко ÑакÑоÑов. Ðо-пеÑвÑÑ
, кÑайнÑÑ ÑÑÐµÐ¿ÐµÐ½Ñ Ð½Ð¸ÑеÑÑ Ñамого геÑоÑ, его маÑеÑи и ÑеÑÑÑÑ. Ðо-вÑоÑÑÑ
, ÑеÑдÑе РаÑколÑникова ÑвеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑим â ÐаÑмеладовÑ, его жене, деÑÑм, Соне. Ð-ÑÑеÑÑиÑ
, желание пÑовеÑиÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑеоÑиÑ: «ТваÑÑ Ñ Ð´ÑожаÑÐ°Ñ Ð¸Ð»Ð¸ пÑаво имеÑ?». ÐÑе ÑÑи ÑакÑоÑÑ ÑÑалкиваÑÑÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾, ÑÑо пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ðº дÑÑевной неÑÑавновеÑенноÑÑи, а ÑÑлÑÑаннÑй ÑаÑÑказ ÐаÑмеладова в забегаловке ÑÑановиÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñледней каплей ÑеÑÐ¿ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð Ð°ÑколÑникова, ÑÑо подÑÐ°Ð»ÐºÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ на ÑбийÑÑво ÑÑаÑÑÑ
и. ÐÑмÑÑлÑÑ Ð¿ÑоÑиÑанное можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод: ÑовеÑÑиÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление РаÑколÑникова побÑдило не ÑолÑко ниÑеÑа, но и недоволÑÑÑво Ñого, ÑÑо вÑе лÑди ÑазлиÑÐ½Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸ к некоÑоÑÑм ÑÑдÑба Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÑпÑаведлива, а Ñакже возможноÑÑÑ Ð¸ÑпÑÑаÑÑ Ñвои нÑавÑÑвеннÑе ÑÑвÑÑва, пÑовеÑив ÑеоÑиÑ.
ÐÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ ÐµÑе один лиÑеÑаÑÑÑнÑй аÑгÑменÑ, доказÑваÑÑий Ð¼Ð¾Ñ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑениÑ. Ðев ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°ÐµÐ²Ð¸Ñ ÑолÑÑой в Ñомане «Ðнна ÐаÑенина» опиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐннÑ. ÐÑли ÑмоÑÑеÑÑ Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¼Ð°ÑеÑиалÑного доÑÑаÑка, Ñо Ñ ÐаÑениной еÑÑÑ Ð²Ñе, ÑÑо Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑдовлеÑвоÑиÑÑ ÐµÐµ наÑÑÑнÑе поÑÑебноÑÑи. Ðо в ÑÑдÑбе ÐÐ½Ð½Ñ Ð¿ÑоиÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеломнÑй моменÑ, когда она вÑÑÑеÑÐ°ÐµÑ ÐÑонÑкого. Ðнна и ÐÑонÑкий влÑблÑÑÑÑÑ. Ðо Ñак дÑмаÑÑ ÑолÑко геÑои, на Ñамом деле иÑ
Ð¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑÑаÑÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð²Ð»ÐµÑÐµÑ Ð³ÐµÑоев дÑÑг к дÑÑгÑ. Ðнна изменÑÐµÑ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¼ÑжÑ, Ñаким обÑазом ÑовеÑÑив нÑавÑÑвенное пÑеÑÑÑпление. Ðна бÑоÑÐ°ÐµÑ ÑÑна, ÐаÑенина и ÑÐµÐ·Ð¶Ð°ÐµÑ Ñ ÐÑонÑким, а заÑем поÑле полÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñазвода Ð¶Ð¸Ð²ÐµÑ Ñ ÐлекÑеем ÐиÑилловиÑем на поÑÑоÑнной оÑнове. ÐонÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑпок ÐÐ½Ð½Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾. Ðна никогда не лÑбила Ñвоего мÑжа, лиÑÑ Ñважала. Ð ÐÑонÑкий ÑÑмел подаÑиÑÑ ÐµÐ¹ оÑÑÑение Ñвоей лÑбви, лаÑки, Ñепла, коÑоÑÑе ÐаÑенин никогда не оказÑвал. Ðнна Ñ
оÑела обÑеÑÑи лиÑÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑее женÑкое ÑÑаÑÑÑе Ñ Ð»ÑбимÑм мÑжÑиной, окÑнÑвÑий в омÑÑ ÑÑÑаÑÑи Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¾Ð¹, но ÑÑо не пÑинеÑло в поÑледÑÑвии ей дÑÑевного ÑпокойÑÑвиÑ. ÐаобоÑоÑ, она ÑÑала виниÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð·Ð° Ñо, ÑÑо оÑÑавила ÑÑна, ее наÑÑÑа ÑÑала ÑгоиÑÑиÑной, Ñак как вÑе ÑазвлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑонÑкого без нее она пÑезиÑала, Ñевновала его к каждой неÑовно поÑмоÑÑевÑей на ÐлекÑÐµÑ Ð±Ð°ÑÑÑне. ÐпиÑаÑÑÑ Ð½Ð° Ñказанного вÑÑе, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод: Ðнна ÐаÑенина ÑовеÑÑила не ÑизиÑеÑкое пÑеÑÑÑпление, ÑдаÑив кого-Ñо обÑÑ
ом по голове, а нÑавÑÑвенное, изменив мÑжÑ. Ðе главнÑм моÑивом Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð±Ñло желание обÑеÑÑи наÑÑоÑÑее женÑкое ÑÑаÑÑÑе.
Таким обÑазом, моÑÐ¸Ð²Ñ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑазлиÑнÑми, как и Ñами пÑеÑÑÑплениÑ. Человек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¹Ñи пÑоÑив моÑалÑнÑÑ
ноÑм, ÑовеÑÑив Ñаким обÑазом нÑавÑÑвенное пÑеÑÑÑпление, а Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¹Ñи пÑоÑив пÑавовÑÑ
, ÑовеÑÑив пÑеÑÑÑпление, пÑоÑивоÑеÑаÑие гоÑÑдаÑÑÑвеннÑм ноÑмам.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐлизавеÑа!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑаÑÑ ÑоÑинение в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ñемой и пÑивеÑÑи ÑмеÑÑнÑе лиÑеÑаÑÑÑнÑе аÑгÑменÑÑ. Ðднако колиÑеÑÑво логиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑеÑевÑÑ Ð¾Ñибок оÑÐµÐ½Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¾.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл
СоÑинение ÑооÑвеÑÑÑвÑÐµÑ Ñеме.
Ð2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл
ÐинимÑм половина пеÑвого аÑгÑменÑа заимÑÑвована из оÑкÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑников â ÑÑи ÑÑÐ°Ð·Ñ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑÐ½Ñ Ð¸ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÑÑ Ð½Ð° неÑколÑÐºÐ¸Ñ ÑайÑÐ°Ñ . Ðа ÑеалÑном Ñкзамене ÑÑо пÑивело Ð±Ñ Ðº аннÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð°ÑгÑменÑа, а возможно, и вÑей ÑабоÑÑ.
Ðев ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°ÐµÐ²Ð¸Ñ ÑолÑÑой
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
ÐогиÑеÑкие оÑибки поÑой меÑаÑÑ Ð¿ÑавилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð²Ð¾ÑпÑиÑÑÐ¸Ñ ÑекÑÑа.
ÐÑеÑÑÑпление заÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑиводÑÑ Ðº ÑÑагиÑеÑким поÑледÑÑвиÑм, как Ð´Ð»Ñ Ñеловека, ÑовеÑÑивÑего пÑеÑÑÑпление, Ñак и Ð´Ð»Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑий.
РбÑваÑÑ ÑлÑÑаи, когда ÑÑагиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвий неÑ?..
СÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑакÑоÑов, влиÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° его иÑполнение: ÑинанÑовое положение, завиÑÑÑ, дÑÑевнÑе пеÑеживаниÑ, ÑилÑнÑе ÑмоÑии.
СледиÑе, пожалÑйÑÑа, за логикой. Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑоÑмÑлиÑовка пÑедполагаеÑ, ÑÑо Ð²Ñ Ð¿ÐµÑеÑиÑлÑеÑе ÐÐ¡Ð Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ðº пÑеÑÑÑплениÑ. Ðожно бÑло ÑказаÑÑ: ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑакÑоÑов⦠напÑимеÑâ¦
Ðажно понимаÑÑ, ÑÑо пÑеÑÑÑпление ознаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑизиÑеÑкое воздейÑÑвие на жеÑÑвÑ, но и воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° дÑÑÑ Ñеловека.
ÐÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ñ Ð¸Ð·Ð½Ð°ÑалÑно понÑла невеÑно из-за некоÑÑекÑной ÑоÑмÑлиÑовки (кÑо еÑÑÑ Ð¶ÐµÑÑва, кÑо Ñеловек â Ñложно понÑÑÑ).
ÐоÑÑекÑнее: Ðажно понимаÑÑ, ÑÑо пÑеÑÑÑпление ознаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑизиÑеÑкое воздейÑÑвие, но и воздейÑÑвие на дÑÑÑ.
Ðев ÐÐ¸ÐºÐ¾Ð»Ð°ÐµÐ²Ð¸Ñ ÑолÑÑой в Ñомане «Ðнна ÐаÑенина» опиÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ ÐннÑ.
ÐзбегайÑе баналÑнÑÑ ÑÑаз.
ÐпиÑаÑÑÑ Ð½Ð° Ñказанного вÑÑе, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод: Ðнна ÐаÑенина ÑовеÑÑила не ÑизиÑеÑкое пÑеÑÑÑпление, ÑдаÑив кого-Ñо обÑÑ Ð¾Ð¼ по голове, а нÑавÑÑвенное, изменив мÑжÑ.
ÐлизавеÑа, Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð°ÐµÑе баналÑноÑÑÑ ÐºÐ°Ðº какой-Ñо ÑеÑÑезнÑй вÑвод. ÐÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ Ñомнений в Ñом, ÑÑо Ðнна ÐаÑенина не ÑдаÑила кого-Ñо обÑÑ Ð¾Ð¼, не ÑовеÑÑила «ÑизиÑеÑкое» пÑеÑÑÑпление.
Таким обÑазом, моÑÐ¸Ð²Ñ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑазлиÑнÑми, как и Ñами пÑеÑÑÑплениÑ. Человек Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¹Ñи пÑоÑив моÑалÑнÑÑ Ð½Ð¾Ñм, ÑовеÑÑив Ñаким обÑазом нÑавÑÑвенное пÑеÑÑÑпление, а Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¹Ñи пÑоÑив пÑавовÑÑ , ÑовеÑÑив пÑеÑÑÑпление, пÑоÑивоÑеÑаÑие гоÑÑдаÑÑÑвеннÑм ноÑмам.
РзаклÑÑении Ð²Ñ ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñе Ð¾Ñ ÑемÑ. СнаÑала говоÑиÑе о моÑÐ¸Ð²Ð°Ñ â ÑÑо логиÑно, а поÑом ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñе в ÑаÑÑÑждение о моÑалÑнÑÑ Ð¸ пÑавовÑÑ Ð½Ð¾ÑÐ¼Ð°Ñ , ÑÑо Ñже не оÑноÑиÑÑÑ Ðº Ñеме. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ ÑабоÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑоÑинением пеÑеÑиÑÑвайÑе ÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ ÑооÑноÑиÑе ее Ñо Ñвоим ÑезиÑом, микÑовÑводами и вÑводом.
Ð4 (ÑеÑÑ) + 1 балл
СÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑакÑоÑов, влиÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° его иÑполнение: ÑинанÑовое положение, завиÑÑÑ, дÑÑевнÑе пеÑеживаниÑ, ÑилÑнÑе ÑмоÑии.
ÐÑполнение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â лекÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð½ÐµÑоÑеÑаемоÑÑÑ.
ÐоÑивом его пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑали неÑколÑко ÑакÑоÑов.
ÐÑоÑе бÑло ÑказаÑÑ: моÑивов его пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±Ñло неÑколÑко.
ÐÑе ÑÑи ÑакÑоÑÑ ÑÑалкиваÑÑÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾â¦
ÐелÑÐ·Ñ ÑÑолкнÑÑÑÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾. Ðибо пÑоÑÑо ÑÑолкнÑлиÑÑ, либо ÑводÑÑÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾.
а Ñакже возможноÑÑÑ Ð¸ÑпÑÑаÑÑ Ñвои нÑавÑÑвеннÑе ÑÑвÑÑва, пÑовеÑив ÑеоÑиÑ.
ЧÑо Ñакое нÑавÑÑвеннÑе ÑÑвÑÑва?.. и как Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ иÑпÑÑаÑÑ Ð² пÑоÑеÑÑе пÑовеÑки ÑеоÑии?
Ðо Ñак дÑмаÑÑ ÑолÑко геÑои, на Ñамом деле Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑÑаÑÑÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð²Ð»ÐµÑÐµÑ Ð³ÐµÑоев дÑÑг к дÑÑгÑ.
ÐовÑоÑ
Ð ÐÑонÑкий ÑÑмел подаÑиÑÑ ÐµÐ¹ оÑÑÑение Ñвоей лÑбви, лаÑки, Ñепла, коÑоÑÑе ÐаÑенин никогда не оказÑвал.
оÑÑÑение Ñвоей лÑбви â некоÑÑекÑно
Ðе оказÑвал â ÑÑо? ÐÑбовÑ, лаÑкÑ, Ñепло не оказÑваÑÑ.
â¦ÐµÐµ наÑÑÑа ÑÑала ÑгоиÑÑиÑной…
Ðе говоÑÑÑ Ð¾ наÑÑÑе в Ñаком конÑекÑÑе, когда подÑазÑмеваÑÑ Ð¿ÑоÑеÑÑ. ÐоÑÑекÑно: она ÑÑала ÑгоиÑÑиÑной
â¦Ñак как вÑе ÑазвлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑонÑкого без нее она пÑезиÑалаâ¦
ÐекоÑÑекÑно поÑÑÑоение пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ Ð¼ÐµÑÑоимениÑми, оÑноÑÑÑимиÑÑ Ðº Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑеловекÑ, подÑÑд
ÐÑмÑÑлÑÑ Ð¿ÑоÑиÑанное можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод
ÐпиÑаÑÑÑ Ð½Ð° Ñказанного вÑÑе, можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод
ÐзбегайÑе ÑаблоннÑÑ Ð¼ÐµÑÑвÑÑ ÑÑаз, Ñем более поÑÑи одинаковÑÑ . СовеÑÑенно ÑÑно, на ÑÑо Ð²Ñ Ð¾Ð¿Ð¸ÑаеÑеÑÑ, Ð½ÐµÑ Ð½ÑÐ¶Ð´Ñ ÑÑо ÑÑоÑнÑÑÑâ¦
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 8
ÐÑÑогÑаÑиÑ
â¦Ð½Ð¾ ÑÑо не пÑинеÑло в поÑледÑÑвии ей дÑÑевного ÑпокойÑÑвиÑ.
ÑлиÑно
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐÑмÑÑлÑÑ Ð¿ÑоÑиÑанное ÐÐТ можно ÑделаÑÑ Ð²Ñводâ¦
ÐеепÑиÑаÑÑнÑй обоÑоÑ
ÐÑаммаÑика
ÐÑеÑÑÑпление заÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑиводÑÑ Ðº ÑÑагиÑеÑким поÑледÑÑвиÑм, как Ð´Ð»Ñ Ñеловека, ÑовеÑÑивÑего пÑеÑÑÑпление, Ñак и Ð´Ð»Ñ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑий.
СкоÑее вÑего, опеÑаÑки, бÑдÑÑе внимаÑелÑнее. ФоÑмалÑно ÑÑо гÑаммаÑиÑеÑкие оÑибки.
Ðажно понимаÑÑ, ÑÑо пÑеÑÑÑпление ознаÑÐ°ÐµÑ Ð½Ðµ ÑолÑко ÑизиÑеÑкое воздейÑÑвие на жеÑÑвÑ, но и воздейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð½Ð° дÑÑÑ Ñеловека.
воздейÑÑвиÐ
ÐÑмÑÑлÑÑ Ð¿ÑоÑиÑанное можно ÑделаÑÑ Ð²Ñвод: ÑовеÑÑиÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑпление РаÑколÑникова побÑдило не ÑолÑко ниÑеÑа, но и недоволÑÑÑво Ñого, ÑÑо вÑе лÑди ÑазлиÑÐ½Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸ к некоÑоÑÑм ÑÑдÑба Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÑпÑаведлива, а Ñакже возможноÑÑÑ Ð¸ÑпÑÑаÑÑ Ñвои нÑавÑÑвеннÑе ÑÑвÑÑва, пÑовеÑив ÑеоÑиÑ.
побÑдилР(ниÑеÑа, недоволÑÑÑво, возможноÑÑÑ)
недоволÑÑÑво ТÐÐ
Ðнна Ñ Ð¾Ñела обÑеÑÑи лиÑÑ Ð½Ð°ÑÑоÑÑее женÑкое ÑÑаÑÑÑе Ñ Ð»ÑбимÑм мÑжÑиной, окÑнÑвÑий в омÑÑ ÑÑÑаÑÑи Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¾Ð¹
окÑнÑвÑиСЬ
СкоÑее: Ñ Ð¾Ñела лиÑÑ Ð¾Ð±ÑеÑÑиâ¦
ÐпиÑаÑÑÑ Ð½Ð° Ñказанного вÑÑеâ¦
ÑказаннÐÐ
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐлизавеÑа, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», но вам ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ логикой и ÑеÑÑÑ.
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 0; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 4 ÐаÑÑÑ
Сочинение- рассуждение . ⇐ 8 класс
Информация
Уважаемые школьники!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
На дом было задано сочинение по высказыванию Д.С. Лихачёва.:»Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения».В школе на это сочинение даётся 3 часа.Если на дом.обуч,как я,то ни одного.Т.е я сам должен сам во всём разобраться.Но ничего не получается .Помогите хотя бы с одним аргументом.
-
Дзержицкий Владимир
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 127
- Зарегистрирован: 10.01.2015
- Образование: студент
- Откуда: Белоруссия
- Возраст: 31
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Дзержицкий Владимир »
Язык в данном случае, насколько я понял, это «манера выражения, свойственная кому-либо» (Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой). Ну, язык зависит от того, какой человек внутри, какие у него нравственные качества. Уважает он всех, или не всех, или, может, вообще никого. Я бы добавил, что и внутренняя, мысленная речь тоже характеризуется манерой выражения.
«[Бог] прекращает войны до края земли, ломает лук и разрубает копье, колесницы сжигает огнем» (Псалтырь).
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Dmitry 15:сочинение по высказыванию Д.С. Лихачёва
Дмитрий, разместите фразу в поисковик — там есть подсказка..
-
Розен
- ВПЗР
- Всего сообщений: 4458
- Зарегистрирован: 16.04.2011
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: безвременно безработный
- Откуда: Волжский, Волгоградской, Россия
- Возраст: 63
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Розен »
Дзержицкий Владимир:и внутренняя, мысленная речь тоже характеризуется манерой выражения.
Помните, как в «Семнадцати мгновениях весны»?
–- Как ты думаешь рожать, девочка? –- спросил Штирлиц, когда Кэт перестала играть.
–- По-моему, нового способа еще не изобрели, –- улыбнулась женщина.
–- Я говорил позавчера с одним врачом-акушером… Я не хочу вас пугать, ребята… –- Он подошел поближе к Кэт и попросил: –- Играй, малыш, играй. Я не хочу вас пугать, хотя сам здорово испугался. Этот старый доктор сказал мне, что во время родов он может определить происхождение любой женщины.
–- Я не понимаю, -– сказал Эрвин.
Кэт оборвала музыку.
– Не пугайся. Сначала выслушай, а после станем думать, как вылезать из каши. Понимаешь, женщины-то кричат во время родов.
–- Спасибо, –- ответила Кэт, –- а я думала, они поют песенки.
Штирлиц покачал головой, вздохнул.
–- Понимаешь, они кричат на родном языке. На диалекте той местности, где родились. Значит, тебе предстоит кричать «мамочка, помоги» по-рязански…
А ещё люди думают… Где-то я читал, что ты не владеешь языком в достаточной мере, если ты на нём не думаешь… Слово несёт образ. И даже фамилия Есенин на русском и армянском будет звучать почти одинаково, но выглядеть по-разному — для того, кто думает… А то ещё Гоголь… Для меня он — Великий Украинский Русскоязычный Писатель… Вечера на хуторе близ Диканьки… Будем спрашивать у украинцев? Или соблюдём перемирие?
Я так думаю, м?
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Марго »
Юлиан Семенов:Значит, тебе предстоит кричать «мамочка, помоги»
По-моему, это прокол у Юлиана Семенова. Женщины во время родов совсем не обязательно кричат «словами», а просто вытье («Ааааа! Ооооо!») на любом языке одинаково. Тем более что это шпионка и находится в сознании, с чего бы ей вдруг маму звать? А в бессознательном состоянии и вовсе ничего не выкрикнешь.
А Семенов на этом целую линию построил. Поворотную линию.
-
Дзержицкий Владимир
- поэт не про заек
- Всего сообщений: 127
- Зарегистрирован: 10.01.2015
- Образование: студент
- Откуда: Белоруссия
- Возраст: 31
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Дзержицкий Владимир »
Марго, в бессознательном состоянии люди произносят слова иногда. Разговор во сне, например.
Русь своих не бросат, я не смотрел этот сериал, хоть и много хорошего о нём слышал. Можете спросить про Гоголя у меня, у меня мать украинка, и в Кременчуге, что в Полтавской области, я жил очень долго. Правда, о Гоголе знаю только… Ну, не больше, чем знаю. По поводу цитаты из «Семнадцати мгновений весны»… Речь о том, что если в повседневной жизни человек может говорить на иностранном языке без акцента, то на пределе возможностей организма русское произношение проявит себя?
«[Бог] прекращает войны до края земли, ломает лук и разрубает копье, колесницы сжигает огнем» (Псалтырь).
-
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Елена »
Dmitry 15:Помогите хотя бы с одним аргументом.
Вам помочь с аргументами из текста или из личного опыта?
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Марго »
Дзержицкий Владимир:Марго, в бессознательном состоянии люди произносят слова иногда.
Ну, в любом случае, там Кэт в бессознательном состоянии не была.
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
Елена:Вам помочь с аргументами из текста или из личного опыта?
Можно и из личного ,или привести пример из произведений по лит-ре,но не дальше 8 кл.
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Дзержицкий Владимир:в бессознательном состоянии люди произносят слова
По-моему надо писать «в бесчувственном», а не в «бессознательном» состоянии.
-
Елена
- —
- Всего сообщений: 3779
- Зарегистрирован: 10.10.2005
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: любимая
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Елена »
Полагаю, здесь можно написать о взаимопонимании между людьми. Язык помогает понимать друг друга. Наверное, пример можно взять из «Капитанской дочки». Три часа на разбор данной темы? Или на написание только сочинения?
«Мы с тобой одной крови: ты и я!» Я верю в нас. Но если сомневаешься, не выбирай меня.
-
ИМЯ
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1607
- Зарегистрирован: 20.02.2013
- Образование: среднее
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
ИМЯ »
Dmitry 15:Можно и из личного ,или привести пример из произведений по лит-ре,но не дальше 8 кл.
По-моему, это задание — тест для кандидатов в экзаменующиеся по ЕГЭ. Но не важно.. Вы воспользовались моим советом?
-
Автор темы
Dmitry 15
- старший писарь
- Всего сообщений: 14
- Зарегистрирован: 12.02.2015
- Образование: школьник
- Откуда: ЧЕЛЯБИНСК
Re: Сочинение- рассуждение .
Сообщение
Dmitry 15 »
ИМЯ:По-моему, это задание — тест для кандидатов в экзаменующиеся по ЕГЭ. Но не важно.. Вы воспользовались моим советом?
Да ,воспользовался и всё написал.Спасибо всем за участие!
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 0 Ответы
- 3205 Просмотры
- Последнее сообщение Азат
-
- 2 Ответы
- 6739 Просмотры
- Последнее сообщение Марго
-
- 2 Ответы
- 2744 Просмотры
- Последнее сообщение hhfcj
-
- 4 Ответы
- 6301 Просмотры
- Последнее сообщение Гость
-
- 9 Ответы
- 2061 Просмотры
- Последнее сообщение Gapon
Обновлено
Умение грамотно и доходчиво доносить свои мысли в формате сочинения проверяется у выпускников 11 класса два раза: сначала в декабре школьники пишут допуск ко всем экзаменам, затем в июне на ЕГЭ по русскому языку выполняют задание № 27. В чем разница между этими двумя сочинениями? Каким критериям должны соответствовать тексты? Есть ли разница в структуре и содержании итогового сочинения и экзаменационной работы на ЕГЭ по русскому? На многочисленные вопросы учеников ответила Валерия Геннадьевна Оксиенко, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Коалиция», призер заключительного этапа ВсОШ по русскому, эксперт ОГЭ и ЕГЭ. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Читайте также:
Как писать итоговое сочинение
Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.
На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.
Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):
- Вступление (2-3 предложения).
- Комментарий вступления (4–6 предложений).
- Аргумент из литературы № 1 (100 слов/6–8 предложений).
- Аргумент из литературы № 2 (100 слов/6–8 предложений).
- Заключение (75 слов/3–5 предложений).
Критерии оценивания итогового сочинения
Всего их пять, первые два критерия – главные. При несоответствии работы этим двум обязательным пунктам ставится «незачет», ученика отправляют на пересдачу.
1. Соответствие теме направления.
Писать необходимо строго по теме и не уходить в своих рассуждениях в сторону. Аргументы приводятся в подтверждение той цитаты или формулировки вопроса, которую вы выбрали.
Из документов ФИПИ (методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению и для проверяющих работы):
«Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия».
Читайте также:
2. Аргументация с привлечением литературного материала.
Смысл литературного сочинения состоит в том, чтобы подтверждать свои высказывания, используя как примеры сюжеты прочитанных книг, поступки их героев. Ни в коем случае нельзя искажать образы персонажей, додумывать их личные качества и поступки, которых не было в произведении, иначе можно получить «незачет» по итоговому сочинению.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен строить рассуждение по теме, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала».
3. Композиция и логика рассуждения.
Критерий подразумевает соблюдение смыслового деления на абзацы, логическую последовательность изложения мысли, а также конструктивное доказательство своего мнения.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами».
4. Качество письменной речи.
В итоговом сочинении нужно использовать разнообразные, но нормативные, то есть грамматически, синтаксически и лексически правильно выстроенные, речевые конструкции.
Из документов ФИПИ:
«Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов».
Читайте также:
5. Грамотность
«Незачет» ставится, если в тексте итогового сочинения ученик допустил более 5 ошибок на каждые 100 слов.
При проверке подсчитывается не общее количество допущенных орфографических и пунктуационных ошибок, есть поблажки:
- две негрубые ошибки (написание фамилий авторов или героев произведений; заглавные/строчные буквы; дефисное/раздельное написание в словах, противоречащее школьным правилам) учитываются как одна;
- первые три однотипные ошибки (на одно правило, если написание слова зависит от его грамматической формы – например, окончания предложного падежа места – или от фонетических особенностей – к примеру, о/ё после шипящих) засчитываются как одна, следующие – уже по отдельности;
- две и больше ошибок в непроверяемых правилами (словарных) словах считаются одной.
Понятие однотипности не касается пунктуационных ошибок.
Из документов ФИПИ:
«Речевые ошибки в данном критерии не учитываются».
Зачет в целом за все итоговое сочинение ставится, если по двум первым обязательным критериям и хотя бы одному из трех остальных результат положительный.
Направления и темы итогового сочинения
Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.
Тема может выглядеть по-разному:
- как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
- как вопрос, на который нужно ответить.
Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019–2020 уч. г.»
Читайте также:
Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):
- Направление 1: «Забвению не подлежит»
Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- Направление 2: «Я и другие».
Тема: «Что мешает доверию между людьми?»
- Направление 3: «Время перемен».
Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»
- Направление 4: «Разговор с собой».
Тема: «Почему люди обманывают себя?»
- Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»
В чем заключается разница между направлением и темой?
Критерии сравнения | Направления | Темы |
---|---|---|
Когда становятся известны? | В начале учебного года | Во время экзамена |
Вариативность | Общие для всех регионов | Разные комплекты для каждого часового пояса |
Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.
Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований ФИПИ
- Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
- Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
- Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
- Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
- Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
- Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
- Проверяем написанное сочинение на ошибки:
- орфографию (ошибки в написании слов);
- пунктуацию (знаки препинания);
- фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
- лексические повторы (речь);
- остальные речевые ошибки;
- грамматические ошибки;
- Переписываем сочинение на чистовик.
Читайте также:
Структура итогового сочинения
- Вступление и раскрытие темы направления.
Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять).
Например:
- Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
- Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
- Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.
Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:
- В виде вопроса:
«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»
- В виде утверждения:
«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»
- По ключевым словам темы:
«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»
- Аргументация с привлечением литературного материала.
Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента.
Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой.
Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС + ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ + МИКРОВЫВОД.
- Тезис.
Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.
Пример тезиса:
- «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».
Читайте также:
- Логический переход.
Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.
В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.
Пример подводки:
- «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
- Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.
Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.
В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.
Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!
Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:
- конкретную ситуацию;
- конфликт между героями;
- взгляды героя;
- характер героя и его поступки.
Клише к эпизодам:
- «Автор повествует о…»;
- «Автор описывает…»;
- «Писатель обращает наше внимание на…»;
- «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
- Микровывод.
Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.
Клише к микровыводу:
- «Писатель считает, что…»;
- «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
- «Писатель подводит нас к мысли…»
Читайте также:
Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):
- Часто жестокий человек не осознает границ допустимого, когда идет к своей цели, что может ранить окружающих. Примеры этого мы можем найти во многих произведениях художественной литературы, в частности в романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой – Егор Полушкин – пал жертвой браконьеров, которые перестреляли на Черном озере белых лебедей. Браконьеры не хотели смерти Егора, но, ослепленные жадностью и жестокостью, не соизмерили силы и избили его до смерти. Таким трагичным финалом автор хочет донести до нас мысль о том, что жестокость всегда слепа и может привести к непоправимым последствиям.
- Общий вывод
В конце сочинения мы пишем заключительный абзац – вывод. Он делается, исходя из всего, что вы изложили по теме. Не забудьте использовать вводные слова, так как они будут связкой.
Важно: вывод – это перефразированное вступление, поэтому в общем выводе нужно еще раз выразить свое отношение к проблеме, чтобы закольцевать композицию всего сочинения и темы.
Пример итогового сочинения
Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?
«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии. С другой – хорошо ли это? На мой взгляд, в стремлении усовершенствовать природу человек порой заходит слишком далеко, что приводит к плачевным последствиям.
Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека. Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.
Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции. Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.
Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.
Читайте также:
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.
Как оценивается сочинение ЕГЭ: критерии и баллы
- Формулировка проблемы – 1 б.
- Комментарий к проблеме – 6 б.
- Позиция автора по проблеме – 1 б.
- Отношение к позиции автора – 1 б.
- Логика и речевая связность сочинения – 2 б.
- Речевое оформление – 2 б.
- Грамотность – всего 10 б. (чтобы получить максимум баллов, можно допустить не более 1 речевой ошибки).
- Этика – 1 б.
- Фактическая точность – 1 б.
Всего – 25 баллов.
В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.
Структура сочинения
- Вступление (опционально).
- Формулировка проблемы по теме ЕГЭ.
- Комментарий к проблеме:
- пример из текста с пояснением 1;
- пример из текста с пояснением 2;
- связь между примерами.
- Позиция автора.
- Отношение к позиции автора и его обоснование.
- Заключение
Формулировка проблемы
- Проблема проходит через весь текст.
- Разбираем только одну проблему, а не несколько.
- Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.
Комментарии к проблеме текста сочинения ЕГЭ
- Поясняем примерами из предложенного текста, не пересказываем часть произведения.
- Допустимо цитирование (краткое) и ссылки на номера предложений.
Читайте также:
Структура комментария для сочинения на ЕГЭ:
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Пример из текста →
- Микровывод из его содержания, возвращающий к проблеме →
- Указание на тип связи между примерами →
- Комментарий к связи между примерами.
Схема содержания комментария к исходному тексту в сочинении ЕГЭ по русскому языку
Пример, подходящий под стандарты ЕГЭ.
Проблема:
- В предложенном тексте автор поднимает проблему национальной розни.
Комментарий:
- Среди друзей рассказчика были люди разных национальностей, а теперь он вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них?» – вопрошает автор. Он не понимает и осуждает людей, разжигающих рознь между народами, составляющими единое и неделимое население Земли.
Связка
В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.
Связка должна содержать:
- Отсылку к информации из первого примера.
- Отсылку к информации из второго примера.
- Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)
Читайте также:
Позиция автора
В сочинении на ЕГЭ:
- формулируем одновременно с проблемой;
- отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
- часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
- не высказываем собственное мнение.
Как сформулировать позицию автора:
- Автор считает…
- Цитата из текста.
Объем – 1-2 предложения.
Отношение к позиции автора и его обоснование
- Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
- Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
- Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.
Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.
Вывод
- Пересказ первого абзаца сочинения.
- Ответ на вопросы, если они были поставлены.
- В нем не должно быть новой информации.
- Служит для закольцовывания текста.
Читайте также:
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку. Задание№ 27 (по тексту Ю. М. Нагибина из демо-2022)
Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.
В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.
Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.
Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.
По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.
С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения. В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.
Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.
Разница между сочинениями
Критерии сравнения | Итоговое сочинение | Сочинение ЕГЭ |
Время написания | 3 часа 55 минут только на сочинение | 3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий |
Период написания | Декабрь | Июнь |
Объем (минимум) | 250 слов | 150 слов |
Тема направления | На выбор | Предоставленная в тексте |
Аргументация | Из литературы | Из текста |
Количество критериев оценивания работы | 5 | 12 |
Читайте также:
Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал. В отличие от 27-го задания на ЕГЭ по русскому языку декабрьское сочинение можно назвать свободным, потому что оно не привязано к определенному тексту.
Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике. А справиться со всем этим на отлично вам поможет онлайн-школа «Коалиция». Начните заниматься уже сейчас. Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку – 2022.