Что такое русская литературная сказка

План конспект урока литературы в 5 классе тема: русская литературная сказка. антоний погорельский. черная курица или подземные жители цели

План – конспект урока
литературы в 5 классе

Тема: Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная
курица или Подземные жители»

Цели урока: расширить чита­тельский
кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные
качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А.
Погорельского; создать пси­холого-педагогические условия для личностного роста
каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды
деятельности, нравст­венные ориентации на распознание истинных и ложных ценно­стей,
участвует в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную
задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и однокл. или самост.)
необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию,
представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные: вступает в учебный
диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила
речевого поведения

Оборудование: проектор, экран, ноутбук,
книжная выставка (сказка А.Погорельского), семечки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация

  1. Какие
    сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от
    народных? Что сближает литературные сказки с народными?

III Постановка проблемного вопроса:

Сказка, которую вы прочитали дома, может называться фольклорной
сказкой? Почему? (Слайд 1)

(Писательскими, или литературными, называют сказки, у которых есть
автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в
произведение зачины, концовки, по­вторы, пословицы и поговорки. Литературная
сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки
новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель
высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и
выражения, которые не употребляются в народных сказках.)

IY. Формулировка темы урока:

Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать?

(над авторской сказкой)

Y. Работа по теме урока
(слайд 2)

1) Вступительное слово учителя (слайд 3)

Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная
курица, или Подземные жители». Несколько слов о пи­сателе. Настоящее имя
Погорельского — Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это
псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания
поработать со словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого,
означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной
деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в
официальных документах).

Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь
села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пуш­кина
и В. А. Жуковского.

(слайд 4,5,6)

Это был один из образованнейших людей России, участво­вал в войне
1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в
1829 году для своего десяти­летнего племянника Алеши, который впоследствии стал
замеча­тельным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем просмотрим мультфильм..

2) Просмотр фильма.

3) Работа со сказкой «Черная курица, или Подземные жители»

·       
Где и когда происходит действие
сказки («Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )
(Слайд 7-19)

Словарная  работа (Слайд 20)

·
Ребята, кто главный герой
сказки? (Алеша) (слайд 21)

·
Что мы о нем узнали? (Это
мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние
каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не
могли его взять домой).

·
Как чувствует себя Алеша в
пансионе? (Алеша — «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили
и ласкали», часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»). (слайд
22-23)

·
Ребята, а какие чувства вы
испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше
отношение к главному герою по мере развития действия сказки:

Слова на доске

Возможные ответы учащихся

Сочувствие

Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой.

Симпатия

Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение

Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который
составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу — черную
курицу; Алеша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся
последовать за ней.

Недоумение

Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки
ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку.

Досада

Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность

Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок
свой, какой бы ему ни задали».

Сожаление

Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым, шалил,
мешал другим детям заниматься

Разочарование

Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими»
успехами перед товарищами.

Негодование Возмущение

Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных
жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение.

Сострадание

Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело
переживает свое малодушие

Надежда

Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость

Все снова полюбили Алешу

·
Ребята, посмотрите, пожалуйста,
на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение,
досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение,
сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы,
читатели, по ходу развития сюжета сказки.

·
Теперь давайте назовем главных
героев сказки. (Алеша и Черная курица)

·
Ребята, мы знакомы со многими
сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы
можем сказать об Алеше и Черной курице? (Чернушка — положительный герой, а
Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).

·
Каким был Алеша до получения
семечка? (слайд 24)

·
Что произошло ночью? (слайд 25)

·
 Расскажите о пути Алеши с
Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка. (слайд 26)

Алеша получил от короля волшебное зернышко, я тоже хочу дать вам
эти волшебные зернышки, храните их бережно до конца урока.

·        
Какое желание просит исполнить
Алеша? Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал
усилий?  (слайд 27)

·        
Что случилось с характером
Алеши, получившим волшебное зернышко? (слайд 28)

Возможные ответы (Он становится
капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его
успехи — это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается
хуже самого последнего ученика).

·        
Итак, Алёша получил волшебное
зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим
характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.

На доске находятся слова, распределите эти слова в два столбика:

Добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный
непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый.

До получения зёрнышка

После получения зёрнышка

Добрый

Жестокий

Ласковый

Упрямый

Общительный

Непослушный

Скромный

Самолюбивый

Застенчивый

Гордый

Любознательный

Дерзкий

·
Он забыл о самом главном: все
на свете дается человеку трудом.  Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить
дом, получить знания.
Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их
никто не может отнять (слайд 29)

·
Почему стал изменяться характер
Алеши? Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко? (слайд 30)

·
Нарушил ли Алеша условие,
поставленное Чернушкой в начале сказки?

Почему пострадал именно министр Черная
курица? (слайд 31)

·
Всегда страдает тот, кто любит.
Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились
из-за Алеши, которого привел к ним именно он.

·
Упрекает ли,обвиняет, ругает ли
министр Черная курица Алешу? (слайд 32- 33)

VI. Рефлексия

Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласкового
мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?

·        
Чем заканчивается сказка?
(слайд 34)

·        
В чем мудрость сказки? (слайд
35)

·        
Ребята, а к какому виду сказок
отнесли бы вы сказку «Черная курица…» (волшебная сказка).

·        
А какие законы волшебной сказки
здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная
курица, волшебное царство) (слайд 36)

·        
Какие  отрицательные
человеческие качества осуждаются? (слайд 37)

·        
В чем мудрость Черной курицы?
(слайд 38)

·        
Сказка заканчивается болезнью
Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему.

Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные
зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание
вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям
это может привести.

VII. Домашнее
задание
: напишите сочинение-миниатюру «Чему научила меня волшебная повесть
«Черная курица, или Подземные жители».

Введение

Конспект урока будет удобен для 5 класса
на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, работа в тетради, актуализация знаний, сообщение о
писателе, изучение нового материала, работа в группах, физкультминутка, беседа,
нравоучительное содержание сказки, итог урока, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 5 класса на тему:  «А.
Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители.  Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Цель
урока:
формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков
главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители»;
 развитие   навыков   выразительного  
чтения.   Сказочное   и
реальное
в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести
ответственность за свои поступки.

Задачи
урока:


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;


показать, в чем нравоучительный смысл сказки;


повторить знания учащихся о сказке;


развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;


развивать умение обобщать проанализированный материал;


продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;


духовно – нравственное воспитание учащихся.

Ход
урока

  1. Орг.
    момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок
попадём.

Слушай, думай,
наблюдай,

Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно
закрывайте.

Сказку в душу
пропускайте.

8. Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими
руки,

Навстречу солнцу и
ветрам.

Он свят в любое время
суток,

Открыт для нас в жару и
стынь,

Входи сюда, будь
сердцем чуток,

Не оскверняй его
святынь. (С.Смирнов)

Оформление
записей в тетради. Работа с эпиграфом.
Откройте тетради, запишите число и
тему:
«Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные
жители.
 Фантастическое и
достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Запишите эпиграф :
«Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С.
Пушкина  известно каждому. Как ее следует понимать?
В чём состоит
главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных
сказок?

(Добро всегда
побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете,
почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование
учащимися целей урока)

3.      Актуализация
знаний.

Что такое
сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто
фантастических событиях и приключениях.)

·        
Какие
виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная  сказка от народной? Какие
народные сказки знаете?

4.
Слово учителя.

— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской
литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков.
Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры
возникает в России со второй половины 18 века.
Сказочная
стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все
русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой,  Салтыков
— Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

— Со
сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло
ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

— Что
вы знаете об авторе этой сказки?

5.
Сообщение о писателе (индивидуальное задание).

Слово учителя
      В 1783 г. в Тульской губернии, в
имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том,
что после смерти отца он учился в частном пансионе.
      Еще один писатель, Алексей Алексеевич
Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже
некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось
очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные
пансионы?
      Существительное пансион образовано
от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв.
пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном
содержании и обучались разным наукам.
      Представьте себе русских дворян, которые
живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях
России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра),
два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до
нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для
крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в
губернских городах.
      В семьях рождаются дети. По закону того
времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы
обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими
детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы
жить и учиться за определенную — довольно большую — плату.
Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители
обычно возвращались домой, в свое поместье.
      Телефонов в то время не было, телеграфа
тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город.
Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона…
      — Какие бы чувства испытали вы,
оказавшись в такой ситуации?
      Отдавали детей в пансионы и дворяне,
которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в
Санкт-Петербурге.
      Мы сегодня будем читать сказку, в которой
главный герой живет в таком пансионе.
      Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу
Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему
частных учителей — тогда это называли домашним образованием.
Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
      В 1817 г. у Алексея Перовского родился
племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был
Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и
поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком
из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и  в 1829
году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но
опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
      — Что такое псевдоним?

Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным
псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось
«Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу
пригласить вас  в путешествие по страницам необычайного произведения Антония
Погорельского.

– В какое время происходят
события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех
пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения
незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае
затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же
 главный герой этого произведения?

Кто
такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша
оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с
ним произошла история. .Проведём это в форме краткого   пересказа эпизодов с помощью 
иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем
 в группах.

1
группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»

1.      Расскажите
о любимых занятиях Алеши.

2.      Почему
Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

3.      Кого ждали
в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

4.      Как Алёша
спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке,
и курочка убежала)

2 группа « Неудачная попытка»

5.      Чего
испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под
неё вышла курочка)

6.      Куда
Чернушка повела Алешу?

7.      Кого
испугался Алеша и почему?

8.      Как
Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась
большая, и отбивалась от рыцарей)

9.      Почему в
первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

3 группа «Алеша в Подземном
городе»

10.  Как Алеше все –
таки удалось попасть в Подземное царство?

11.  Кем оказалась
Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

12.  Что увидел мальчик
в подземном царстве?

13.  Какое желание
загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

14.  Какой предмет
подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

15.  Какое условие
поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

16.  Как отнёсся к
Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

4 группа «Алеша и жители
Подземного города»

17.  Найдите в тексте и
прочитайте описание сада в Подземном царстве

18.  Какие диковинные
звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

19.  На кого охотятся в
Подземном царстве?

20.  Что узнал Алеша о
жителях Подземного царства?

21.  О чём
попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит
быть скромным?

5 группа «Жизнь Алеши после
подарка короля»

22.  Как 
ведёт себя Алёша  после подарка короля?

23.  Что
произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

24.  Как
был наказан мальчик?

25.  Расскажите
о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

26.  Что
произошло с министром (Чернушкой) и  жителями Подземного царства после
предательства Алеши?

Физкультминутка

Раз
— мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —
руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на
место сесть опять

Рисуй
глазами треугольник

Рисуй
глазами треугольник.

Теперь
его переверни

Вершиной
вниз.

И
вновь глазами

ты
по периметру веди.

Рисуй
восьмерку вертикально.

Ты
головою не крути,

А
лишь глазами осторожно

Ты
вдоль по линиям води.

И
на бочок ее клади.

Теперь
следи горизонтально,

И
в центре ты остановись.

Зажмурься
крепко, не ленись.

Часики
Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте
глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

                    
Проведем, друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы
не будем циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи
же буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что
ты видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К
ним ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!

Аналитическая
беседа.
Фантастическое
и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили
обсуждение содержания произведения Погорельского.
— Как вы
докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII
века?

— Какие
события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими?
, (волшебное
число “3” – три сна

волшебный предмет
– конопляное зёрнышко

чудесные
превращения

курица
разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие
этой сказки от народной?

У нашей сказки
есть автор, а у народной его нет.

Это
литературная сказка

Ребята,
еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными,
бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…»
Почему? (ответы детей)

— Какие
особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а
реальная история?
      — Какие факты, описания показывают нам
действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами
события и обычаи той эпохи?
      — Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание
реального и фантастического — одна из особенностей литературной
сказки.
            — Похож
ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
      Дети заметят, что герой народной сказки
однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной
сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В
сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера,
главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это
заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно
относиться к своей жизни.
      Есть еще один важный вопрос, на который
могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей
двести лет назад.
      Дети могут удивиться тому, какие уроки
(домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы
текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок
и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения
называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало
в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда
главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная
истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том,
чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего
нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
      Несмотря на то что наука постепенно
развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили
анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное
церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике
оказалась исключительно велика.
      В течение последних двух столетий
педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения.
Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а
те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску.
Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять
объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого
мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь
анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы.
Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся
сравнивать.
      — Если бы мы получили волшебное
семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по
математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную
программу?
      Семечко помогало воспроизводить, повторять,
от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу
или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь
опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей.
Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду
принадлежит эта сказка?
      — Чему учит пример превращения Алеши? (
Человек
должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
трудом может приносить радость и счастье.
)

— Автор в
этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в
которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
      1) «Совесть часто его в том упрекала,
и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе
того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила
выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не
исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей
учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).
      2) «— Не
полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно
и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
      3) «…для исправления самого себя
необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Подведение итогов урока.

Вернемся
к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица,
или подземные жители»?

Выставление
оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее
задание

Сочинение
– миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

Становление литературной сказки как жанра

Литературная сказка — это такой жанр, в котором «в волшебно — фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах, в прозе, стихах или драме решаются морально-этические и эстетические проблемы» [22, с. 252].

В курсовой работе мы будем опираться на определение литературной (авторской) сказки, данное Л.Ю. Брауде: «Авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле произведение, преимущественно фантастическое, рисующее приключения вымышленных или традиционно сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [5].

Сказка — один из самых древних жанров литературы. Авторская сказка, или литературная, выросла в эпоху романтизма из записей фольклористов, во время особого интереса писателей и поэтов ко всему национальному, народному. Романтики видели в литературных произведениях народного творчества образцы для подражания, считая их своими эстетическими идеалами. В определениях сказки, при разных точках зрения на ее основные черты, основную роль играет, по мнению Э.В. Померанцевой, «установка на вымысел» [19, с. 3], ее фантастичность, где чудо, волшебство выступает как сюжетообразующий фактор, помогает давать четкие характеристики персонажам. Все эти черты связывают волшебную и литературную (авторскую) сказку между собой.

На протяжении столетий литературная сказка все более разветвляется, разрастается, то есть становится литературным явлением. Каждый талантливый автор-сказочник привносит в неувядающий жанр литературной сказки что-то новое, оригинально.

Жанр сказки трансформируется, меняя фольклорное бытие на литературное бытие. Его смысловой потенциал значителен, жанр может безвозвратно исчезнуть. Сказка — нравственный жанр; его вековая жизнь сложилась так, что он не может нести в себе безнравственное содержание.

В сказке причудливые, всегда неожиданные и разнообразные комбинации фантастического и действительного, переход одного в другое приводят к интересным художественным результатам. Этот основной путь развития сказочного жанра подсказывается и диктуется самой жанровой природой сказки.

Литературная сказка — жанр, известный давно. Все традиционные народно-сказочные ходы подчиняются в литературной сказке индивидуально-авторскому художественному замыслу. Фантазия автора позволяет как бы подняться над изначально-фольклорным материалом, взглянуть на него уже с высоты собственного эстетического сознания. Умение писателя использовать традиционные элементы народной сказки в исторически и художественно иной системе авторского творчества — отличительная жанровая особенность именно литературной сказки. «При этом писатель не порывает с фольклорной традицией, а как бы дает ей вторую жизнь, обнаруживает в ней скрытый, неиспользованный художественный потенциал. Происходит своеобразная игра жанром» [12, с. 228].

Немецкие романтики, высоко ставившие принципы игры, подвергают переосмыслению и счастливый финал народной сказки, и фольклорное время. Открытые, неоднозначные финалы типичны для сказок Э. Т. А. Гофмана. Теряет свойственную для фольклора неопределенность сказочное время и в пьесе другого немецкого романтика, Л. Тика, «Кот в сапогах» (1797).

Ироническая игра типичными народно-сказочными категориями продолжается и в реалистической литературной сказке. Так, уточняет время исполнения волшебного желания персонаж пушкинской сказки царь Салтан, требуя от царевны «родить богатыря… к исходу сентября». Не чужды Пушкину-сказочнику и открытые, «немые> финалы — вспомним хотя бы конец «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833).

Таким образом, литературная сказка — жанр парадоксальный. Тяготея к своему народному образцу, она в то же время решительно отталкивается от него.

В момент зарождения авторской сказки в России установка на чтение, на литературность формы была главным критерием ее художественности. Например, В.А. Левшин предлагал свои «Русские сказки» (1780 — 1783) просвещенной публике конца XVIII века в виде галантных рыцарских романов, которые должны были, по мысли автора, составить на читательском рынке конкуренцию популярной французской серии «Голубая библиотека».

Позднее литературная сказка стремится к отказу от беллетристичности изложения, к устным истокам своего фольклорного детства. Для сказок Х.К. Андерсена характерна ориентация на устную речь. Автор «Дюймовочки» как бы превращает читателя в слушателя своих сказок, стараясь восстановить атмосферу непосредственного общения с ним. Постоянные обращения к читателю — «слушайте же хорошенько!..», «кто бы мог подумать…», «представьте себе…» — характерный стилевой прием датского сказочника. Но одновременно андерсеновский читатель становится и «зрителем» — может наглядно представить себе картины, развернутые перед ним автором.

Несмотря на то, что в середине XVII — первой трети XIX века народно-сказочное мироощущение обнаруживает себя в большинстве традиционных литературных жанров, литературная сказка продолжает сохранять свою самостоятельность, громко заявляя о себе именами Ш. Перро («Сказки моей матушки Гусыни», 1697), Вольтера («Задиг», 1747, «Кандид», 1759), Э. Т. А. Гофмана («Золотой горшок», 1814, «Крошка Цахес», 1818), Х.-К. Андерсена («Сказки, рассказанные детям», 1835), А. С. Пушкина (цикл сказок — 1830 — 1834).

Длительное культурно-историческое соседство авторской сказки и сказочности литературных форм не могло не привести к тому, что на подступах к XX веку логика сказки захватывает сферу не только литературы, но и науки. Оксфордский математик Чарлз Доджсон, он же Льюис Кэрролл, создает одну из самых замечательных сказок мировой литературы — «Приключения Алисы в Стране чудес» (первое издание — 1865 г.).

Творчество Л. Кэрролла предвосхитило художественные искания писателей-сказочников XX века. Относительность времени, которое можно то терять, то находить, превосходно ощущают многие герои знаменитой «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Логика нонсенса, атмосфера абсурда ощущаются в знакомых всем с детства стихах К. Чуковского. Кот у него может ехать «задом наперед», а жаба — «на метле», «волки от испуга скушали друг друга», а гиппопотам, подобно сказочному царю, вместо прекрасной царевны, и «полцарства в придачу» обещает подарить двух лягушек и «пожаловать» еловую шишку богатырю-избавителю от чудовища-таракана.

В XX веке интерес писателей к сказке растет. Она трансформируется, приобретает новые особенности.

XX век — век новых открытий, исторических потрясений. Трансформация уклада жизни вела к изменению менталитета русского человека. Новое время заставляло также переосмысливать традиционные жанровые элементы сказки. Сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, С.Т. Аксакова, В.И. Даля и др. были более ориентированы на народную основу.

В XX в. появился оригинальный сюжет. Писатели откликаются на специфику развития литературного процесса и общеполитического контекста, а сказочные элементы, напротив, прочно входят в литературу и жизнь. Жанровые, структурные особенности сказки корректируются временем.

Рубеж XIX — XX вв. стал временем расцвета литературной сказки. Возник необычайный интерес русских писателей и поэтов к подсознательному, миру фантазии, мифологическим и фольклорным истокам национальной культуры. Поиск новых форм, прорыв к высшим проявлениям человеческого духа, стремление преодолеть утилитарную роль литературы и искусства породили интерес к чудесному. Сказки создавали разные по философским воззрениям и эстетическим позициям писатели — Н. Рерих, Ф. Сологуб, М. Кузмин, Л. Андреев, З. Гиппиус, М. Горький, С. Соловьев, А. Ремизов, и др. Миф и символ становятся для них основой сказки, универсальным ключом, с помощью которого хотели постичь глубинную сущность прошлого и настоящего, предугадать будущее. Символ и миф позволяют прикоснуться к истокам мудрости, проникнуть в суть эстетического и этического идеала. Литературная сказка притягательна чудом, тайной.

В творчестве писателей начала XX века разрушается жанровая строгость. Сказкой называется и мифопоэтическая фантазия, и романтическая новелла, и философская легенда, и притча. Отнюдь не каждая из сказок того времени предназначалась детям, большую часть из них можно назвать «сказками для взрослых». И все-таки наследие некоторых писателей начала XX века не только интересно детям, но может стать для них настоящим открытием неповторимого волшебного мира.

1920-е годы отличались полифонизмом литературной жизни, обилием группировок, ожесточенными спорами и дискуссиями. Социальный эксперимент 1917 г. привел к проникновению и укоренению в литературе и искусства фантастики, гротеска, чудесного. Сама жизнь воспринималась как нечто карнавальное, феерическое. Сформировался особый взгляд на волшебство: если чудесен сам мир, то чудо обретает реалистичные черты, а происходящее мыслится чудесным. Неслучайно роман-сказка Ю. Олеши «Три толстяка» начинается так: «Время волшебников прошло». Оформился новый тип волшебника — ученый, чьи знания и умения реальны, но остаются удивительными: Туб сумел сделать удивительную куклу, Гаспар Арнери постоянно участвует в разных превращениях. Сказочные приключения скорее напоминают интересные для ребенка ловкие цирковые трюки. Чудо мыслится прежде всего в романтико-героическом и социальном аспектах, что соотносится со временем, но не меняет функции чуда. Таким образом, роман-сказка Ю. Олеши открывает новую особенность чуда — его обыкновенность.

Расцвет особенной жанровой разновидности сказки — повести-сказки — приходится на 30 — 50-е годы. Изменившиеся в 30-е годы политическая и общелитературная ситуации оказали влияние как на литературу вообще, так и на детскую литературу. Сам жанр сказки стал средством борьбы фантастического, неординарного с тоталитаризмом. Расширяли творческие возможности художников перевод и переложение западных сюжетов.

Если сказка 20-х годов отличалась абстрактностью и условностью, то в 30 -50-е годы стали возникать и реалистические характеры. «Основное место действия — «здесь», которое очерчено весьма конкретно и точно, воспроизведены реалии советской эпохи (В. Катаев. «Цветик-семицветик», Л. Лагин. «Старик Хоттабыч» и др.). Сказочное место действия может быть и условным, но черты реального мира, как правило, сохранены (А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино», В.Губарев. «Королевство кривых зеркал», А. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля», Н. Носов — трилогия о Незнайке). Некоторые сказочные повести сохраняют традиционное фольклорное двоемирие, однако оно трансформируется и из сферы мифологической (соотношение загробного и земного) переходит в сферу социально-политическую — противостоят две системы: капитализм и социализм (В.Губарев, Н.Носов, В.Каверин и др.)» [15, с. 73].

Народ в качестве героя избирает необычного, непохожего на других персонажа. Писатель же, наоборот, делает ставку на самый обыкновенный характер, чаще всего — детский. Изменилось и отношение к чуду. Если фольклорный герой воспринимает чудо как само собой разумеющееся, то литературный персонаж XX в., как правило, воспринимает волшебство именно как чудо. Сказка 1930 — 50-х годов возвращает ребенку чудесное. Правда, чудо не вписывается в реальную жизнь, его надо либо научно объяснить, что пытается сделать А.М. Волков в своем «изумрудном» сериале, либо скрывать (чудеса Хоттабыча) и ставить на службу обществу («Цветик-семицветик», «Золотой ключик»). Герой сказки XX в. добивается нужных ему результатов прежде всего благодаря собственному труду (В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик», Е.Пермяк), чего не было в народной, или усилиям над собой (А. Волков, В. Губарев). Чудо, дарованное волшебными помощниками — старушкой из сказки «Цветик-семицветик» или стариком-боровиком («Дудочка и кувшинчик»), — не помогает героям напрямую, а лишь способствует воспитанию важных черт характера: трудолюбия, бескорыстия и т.д.

Идеология 30- 40-х годов пропитывает и волшебство: чудо, направленное на удовлетворение собственных потребностей, бесплодно. Поистине чудесно лишь альтруистическое желание блага другому: последний лепесток волшебного цветка приносит здоровье Вите, а Жене — радость («Цветик-семицветик»); чудеса Хоттабыча «срабатывают» лишь тогда, когда он дарит их результат людям, а не рабски угождает Вольке («Старик Хоттабыч»); золотой ключик отпирает дверь в волшебную страну для всех положительных героев одноименной сказки. Далее традиционный «чудесный инвентарь» подвергается корректировке. Так, В. Губарев в повести-сказке «Королевство кривых зеркал» манипулирует традиционной фольклорной мифологемой «зеркало-зазеркалье». В народном сознании зеркало — магический предмет, позволяющий увидеть будущее (гадания на зеркале) и сохраняющий память о прошлом. Зазеркальный мир страшен и таинствен, он непредсказуем и, кроме того, он переворачивает мир реальный. Зеркало как консерватор событий обыгрывалось в фантастических произведениях К. Булычева. Для Губарева же зеркало — возможность посмотреть на себя со стороны, ворота в иную политическую систему, в которую обыкновенная пионерка Оля (далеко не самая лучшая) и ее еще более капризное отражение Яло привносят идеи советские. И с помощью традиционного волшебства — проникновения в другой мир — совершается «обыкновенное» чудо. Идеи советских школьниц совершают в духе того времени «волшебство» — приводят к революционным изменениям и тем самым гармонизируют отношения между миром реальным и зазеркальным.

Новая жизнь, новые идеалы становятся более удивительными, чем волшебство, к примеру, джинна (Л.Лагин. «Старик Хоттабыч»). Чудеса Хоттабыча оказываются нелепыми и ненужными там, где сказочно прекрасна и справедлива, по мысли Лагина, сама действительность. Колдовство Хоттабыча оборачивается вредом (алмазные зубы, бородатый Волька, «дары»), месть джинна оказывается неуместной в новом обществе (превращение людей в баранов, отправление в Индию в рабство Жени и т.д.), его волшебство воспринимается как шутка, игра. Примечательно, что учителями и воспитателями стариков Хоттабыча и Омара становятся дети. Ребенок и взрослый меняются местами. Победа остается не за мудростью и опытом, а за новой идеологией, что и определяет развитие литературной сказки в этот период.

Таким образом, мы видим, как самобытно развивался сказочный жанр в русской литературе, насколько разнообразны авторские сказки, как по-разному в них преломляется сказочный мир.

сказка литературная

сказка литературная

— эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка фольклорная), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Некоторых писатели перерабатывали фольклорные сюжеты (сказки Ш. Перро , братьев В. и Я. Гримм, «Конек-горбунок» П.П. Ершова, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и др.), другие создавали оригинальные произведения в жанре С. л. (О. Уайльд «Рики-тики-тави», сказки для детей К.И. Чуковского, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и т. д.).

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Смотреть что такое «сказка литературная» в других словарях:

  • Сказка — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка (значения). Мальчик с пальчик и Великан. Иллюстрация 1865 года. Сказка жанр литерат … Википедия

  • Сказка — I.Понятие II.С. как жанр 1. Происхождение С. 2. Виды С. 3. Сказочные мотивы и сюжеты 4. Сказочные образы 5. Композиция С. 6. Бытование С. III.Литературная С. Библиография … Литературная энциклопедия

  • литературная сказка — сказка, созданная писателем профессионалом. Рубрика: роды и жанры литературы Род: эпические жанры Вид: политическая сказка, философская сказка Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Сказка о Мальчише-Кибальчише (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о Мальчише Кибальчише. Сказка о Мальчише Кибальчише … Википедия

  • сказка — один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на фантастический вымысел. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: авантюрная… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Волшебная сказка — Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор … Википедия

  • Красная Шапочка (сказка) — Иллюстрация Густава Доре. Красная Шапочка народная сказка, известная во Франции и Италии, с сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей волка. Литературно обработана Шарлем Перро. Содержание 1 Сюжет 2 Литературная о … Википедия

  • Красная шапочка (сказка) — Иллюстрация Густава Доре. Красная Шапочка народная сказка, известная во Франции и Италии, с сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей волка. Литературно обработана Шарлем Перро. Содержание 1 Сюжет 2 Литературная о … Википедия

  • Двенадцать месяцев (сказка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать месяцев. Двенадцать месяцев драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942 43 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в… … Википедия

  • политическая сказка — см. литературная сказка … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Книги

  • Литературная классика на экране. В гости к сказке (4DVD), Бостан Э., Цветов Иван, Лисициан Т.. Диск 1. ЗОЛУШКА (1947 г., полная реставрация и калоризация 2005 г., 79 мин.) По мотивам одноимённой сказки Шарля Перро. Старинная сказка, пересказанная Шарлем Перро, легла воснову пьесы… Подробнее Купить за 699 руб
  • Сказка О Царе Салтане (аудиокнига CD), . Вашему вниманию предлагается музыкально-литературная композиция 3. Чернышёвой по сказке А. С. Пушкина и опере Н. Л. Римского-Корсакова. Фрагменты из оперы исполняют солисты, хор и оркестр… Подробнее Купить за 333 руб аудиокнига
  • Жили-были… Русская литературная сказка XIX века, . Литературная сказка — один из самых популярных и читаемых жанров литературы. В сказках, написанных выдающимися русскими поэтами и прозаиками, удивительным образомпереплетены фольклорные… Подробнее Купить за 260 руб

Другие книги по запросу «сказка литературная» >>

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА.

А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ.

«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»1

Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять писательскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Несколько учащихся работают у доски, записывают схемы размеров стиха.

2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

3. Письменные ответы учащихся (анализ произведений) учитель собирает на проверку.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского — Алексей Алексеевич Перовский. Годы его жизни: 1787—1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил.

Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.

2. Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного, старинного стиля. (По ходу чтения учитель делает необходимые комментарии.)

3. Работа с текстом сказки.

1) Кто является главным героем сказки?

2) Сколько мальчику лет?

3) Почему мальчик часто грустит?

4) Что скрашивает одиночество мальчика?

(Книги, дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу, а особенно куры, в частности черная курица – Чернушка.)

5) Как Алеша спас курицу от смерти?

6) Как автор описывает праздничный обед?

7) Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?

8) Прочитайте описание одежды, причесок той эпохи. Что вас особенно поразило?

9) Все ли окружающее интересно Алеше? Почему? Что ему казалось?

(Что Черная курочка звала его человеческим голосом: «Алеша, Алеша!» «Алеша долго не мог опомниться. Он не понимал, что с ним было ночью: во сне ли он все это видел или в самом деле это происходило?»)

III. Литературная викторина2

Вопрос

Ответ

Назовите настоящие имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

Алексей Алексеевич Перовский

Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж

Что было единственным утешением Алеши в воскресные и праздничные дни?

Чтение книг

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку.

Тринушка

Как назывались спальные комнаты для мальчиков в ХIХ веке?

Дортуары

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Сорт груш

Почему первая попытка Алеши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Алеша разбудил рыцарей

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?

Подсвечники

Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты, хорьки

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты

«Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»

Это был разного рода мох

III. Итог урока.

Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку.

Домашнее задание: прочитать дальше о том, что случилось с мальчиком ночью.

Класс делится на группы, и каждая группа получает задание – ответить на вопросы и проинсценировать понравившийся эпизод.

1-я группа.

1. Рассказать о пути Алеши с Чернушкой в подземелье и об условии, которое ставит Алеше Чернушка.

2. Алеша перед подземным королем. Какое желание он попросил исполнить?

3. В чем не прав Алеша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает никаких усилий?

4. Почему стал изменяться Алешин характер?

2-я группа.

1. Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

2. Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки? Предал ли он подземных жителей?

3. Почему пострадал именно министр Черная курица из-за Алешиного предательства?

4. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

3-я группа.

1. Как закончилась сказка?

2. В чем мудрость этой сказки?

3. Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь?

Общее задание «Проект», с. 149 в учебнике.

1 Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

2 По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440721-russkaja-literaturnaja-skazka-a-pogorelskij-c

  • Что такое родительская ответственность и в чем она проявляется сочинение отцы и дети
  • Что такое русская культура сочинение
  • Что такое родная литература сочинение
  • Что такое родина сочинение рассуждение с аргументами из жизни и литературы 9 класс
  • Что такое розвальни в рассказе чехова мальчики