Рецензия на рассказ И. Бунина “Сны Чанга”
И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин- фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.
О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.
В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга”. Историки литературы считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.
Рассказ “Сны Чанга” был написан в 1916 году. Уже само начало произведения (“Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле”) навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо – от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.
А сюжет произведения таков.
Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого кислоглазого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у него в Одессе квартира, любимая жена и дочка.
Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце концов, умирает.
Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.
Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о счастье. Во время плавания на корабле он говорит: “А как же великолепна жизнь, боже мой, как великолепна!” Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому был счастлив. “Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что жизнь мыслима лишь для сумасшедших”. Теперь после потери любви, после разочарования у капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… “Нет у них ни бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, -нет даже простой жалости”. Вот такие внутренние изменения претерпевает наш герой.
Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы видим счастливого капитана, “размытого и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном”. Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни. У капитана грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота, тепло, уютно, старинная мебель. Все это было сделано с одной целью: противопоставить эти две правды и показать как осознание той или иной влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую для читателя эмоциональную окраску и обстановку.
С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко просматриваются две параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных туманов: дивная “в своей мраморной красоте”. Чанга Бунин наделяет чувством “безначального и бесконечного мира, что не доступен Смерти”, то есть ощущением подлинности – невыразимой третьей правды. Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно “сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь…”.
Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.
В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?
В связи с этим в рассказе появляется образ “дальних работящих людей” (немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях человеческого счастья.
Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые “работящие люди”;
Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены. Воплощение – образ капитана.
Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.
В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы.
Таким образом, рассказ “Сны Чанга” является, прежде всего, философским произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные истины, неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.
Дата добавления: 24.05.2001
Цикл рассказов «Тёмные аллеи» Бунин писал с 1937 по 1944 год. Тяжёлое это было время для России, которая переживала эпоху Сталина, вела освободительную войну с гитлеровской Германией, и для самого писателя, живущего во Франции, перенёсшего фашистскую оккупацию. И удивительно, что именно тогда родились лёгкие и светлые по своему настрою произведения, входящие в этот цикл.
Впервые «Тёмные аллеи» были напечатаны в США. Сам Бунин считал это произведение своим высшим достижением. Все рассказы, входящие в цикл, вымышлены, но сближает их одно- мотив воспоминаний о молодости и любви.
Юность и любовь, как мне кажется, всегда рядом. Может быть, поэтому мне так понравился один из рассказов, который носит такое мягкое и в то же время поэтическое название – «Натали». Написан он четвёртого апреля 1941 года.
Это характерное для «Тёмных аллей» произведение. Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик вспоминает о прошлом, о пережитом, и это прошлое, осенённое юными, сильными чувствами, рисуется поистине звёздным часом, сливается с запахами, звуками, красками природы. Перед глазами читателя, как на экране, разворачивается история любви, и эта любовь воспринимается как часть большого, гармоничного мира. Всё настолько выразительно, что кажется автор воспроизвёл известные ему жизненные ситуации.
В рассказе три основных героя: сам автор повествования (его имя всего два раза упоминается в произведении), его двоюродная сестра Соня и Натали – Сонина подруга по гимназии. Все остальные действующие лица часто безымянны, лишены «биографии», они лишь часть фона, на котором разворачивается действие. Я бы назвала ещё одного, главного, героя, имя которого, правда, нигде не пишется с большой буквы – это любовь. Она живёт на страницах произведения, начиная с первых его строк и заканчивая последними.
Рассказ состоит из семи небольших глав, примерно равных друг другу по объёму. Завязка действия происходит уже в первой главе. И молодые герои, и всё окружающее, казалось, живёт ожиданием любви. И чистый душой и телом, студент Мещерский, решивший наконец, что настало время «искать любви без романтики; и Соня, молодая девушка с синими глазами, для которой приспело время выходить замуж, рожать детей, то есть осуществить извечную роль женщины на земле – быть женой и матерью. И даже Натали, которая не появляется в первой главе, тоже живёт ожиданием первой любви. Слова Сони, обращённые к герою: «Натали, в которую ты завтра же влюбишься до гроба», — падают в подготовленную почву. Зерно брошено в душу юного студента, а условия благодатные: уединённый дом, парк, пруд, вечерние тени на балконе. Что бы ему не прорасти?
Две истории любви в последующих главах развиваются почти одновременно. Две любви: неожиданно проснувшееся влечение тела молодого человека к девичьим прелестям его двоюродной сестры, объятия, поцелуи, почти вседозволенность и влечение души – Натали. «Как мне теперь жить в этой двойственности – в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой охватывает меня таким чистым любовным восторгом», — размышляет рассказчик. Его мучает вопрос: «За что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные…».
Читая рассказ, я думала о том, возможно ли такое: любить сразу двух? И простила ли бы я любимого, увидев его в объятиях другой? Бунин, я думаю, учит нас прощать. Мудрый писатель глубоко знал жизнь и понимал, что в ней часто переплетаются разные человеческие чувства. В описании жарких свиданий Сони и Мещерского нет пошлости, есть порывы юности, страсти, есть волнение, восхищение телом подруги, и чем бы это ни кончилось, всё равно останется в памяти героев. В описании же другой любви звучат иные мотивы – нежности, обожания, восхищения. Интересно, какая же любовь сильнее и прочнее? И опять нас учит мудрости жизни Бунин. Любовь к Соне забыта через пять дней после расставания, а многолетняя разлука с Натали лишь разожгла неутолённое высокое чувство, подарив героям подлинное, хотя и короткое счастье.
Трудно определить, что является кульминацией рассказа. Я думаю, что всё-таки это пятая глава. Она небольшая по объёму- всего одна страница, но именно здесь сливаются две стихии: стихия природы – буря, бушевавшая за стенами дома – и стихия чувств: только что признались в любви друг другу Мещерский и Натали, и сейчас же вновь поцелуи Сони и промелькнувшая со свечкой в руке, увидевшая их Натали. Как оказывается легко потерять только что обретённое счастье.
Действие, разворачивающееся в рассказе, имеет свои временные рамки. В первой-пятой главе – это несколько дней одного лета, в шестой коротко говорится о замужестве Натали, которое состоялось через год, а ещё через год герои (Мещерский и Натали) увидели друг друга на балу в Благородном собрании. Ещё через полтора года они встретились вновь в доме Натали после смерти её мужа и, прощаясь, «обменялись только несколькими словами и опять не глядели друг другу в глаза». Прошло ещё два года, когда наконец пришло к героям счастье. Седьмая глава – описание их встречи, а в конце главы одна короткая строка: «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах».
Любовь и смерть оказались рядом. Неоднократно критики писали о трагичности взглядов Бунина, соединившего эти два противоположных понятия. Вот как он сам объяснял этот мотив: «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни…, я был близок к самоубийству…»
В рассказе «Натали» автор создаёт портреты своих героев. О Мещерском мы узнаём от него самого. Ожидая девушек к утреннему чаю, он думает: «Вот сейчас войдут…, увидят меня, мою грузинскую красоту и красную косоворотку». Соню мы видим глазами рассказчика: её полные колени, ровный загар рук, сине-лиловые усмехающиеся глаза, каштановые густые и мягкие волосы, полнеющую грудь. В этом описании автор часто употребляет глаголы: блестеть, сиять, отливаться, что ещё больше подчёркивает прелесть её молодого тела.
А о внешности Натали мы узнаём впервые из уст Сони: «… прелестная головка, так называемые «золотые» волосы и чёрные глаза. И даже не глаза, а чёрные солнца, выражаясь по-персидски…» Потом видим её на протяжении всего повествования глазами рассказчика: вот она промелькнула «сверкнув золотистой яркостью волос и чёрными глазами», на балу – «в бальной высокой причёске, в бальном белом платье и стройных золотых туфельках»; потом мы видим «иноническую стройность её чёрного платья…, чистую молодую красоту лица, ресниц и глаз», и затем – она «в чём-то длинном, тёмном, шелковисто блестевшем». Юная девушка, дама, вдова, любовница проходят перед нами в этих описаниях. Течёт время, но неизменными остаются в Натали красота, душа, любовь.
В цикле рассказов «Тёмные аллеи» Бунин создаёт мозаичную картину, которая помогает представить общее состояние мира. Читая рассказ, я задумалась о нашем времени, в котором реально разрушаются духовные ценности, происходит их замещение скороспелыми и легкомысленными удовольствиями. В такой атмосфере важно сохранить в себе душу, данные человеку природой прекрасные чувства.
Вернуться к списку: Сочинение по литературе
Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.
Что такое рецензия
Рецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.
Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.
Формально рецензия может представлять собой:
- развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
- критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
- эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
- обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.
Как писать
Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.
Структура
Приблизительный план написания рецензии:
- Данные об авторе, названии и т. д.
- Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
- Отзыв-впечатление о прочитанном.
- Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
- Аргументированная оценка всего произведения.
Если рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:
- Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
- Основная часть:
- оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
- анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
- соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
- степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
- Достоинства и недочеты.
- Научная и практическая ценность работы.
- Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
- Рекомендации:
- по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
- о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
- о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
- Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.
Особенности содержания
Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.
При написании следует:
- Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
- Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
- Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.
Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.
Оформление
При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.
Пример рецензии на эссе
Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.
Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.
РЕЦЕНЗИЯ
на эссе Васильевой Н. Н.
на тему «_____________»
Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.
Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.
Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.
Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.
Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.
Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.
Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.
Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.
Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.
Нужна помощь в написании работы?
Рецензия на книгу пишется известными изданиями и критиками, а в силу популярности информационных технологий и интернета рецензии стали писать и обычные люди. Сегодня даже многие учебные заведения задают учащимся написание рецензии на книги и произведения литературы. Что такое рецензия, как писать обзоры ни литературные произведения и как составить рецензию согласно ГОСТ, ответы на эти вопросы можно найти в статье дальше.
Что такое рецензия на книгу?
Рецензия (review) – это критический анализ, характеристика и отзыв о прочитанном произведении, будь то книга, стихи, статья в печатном издании или научное исследование. Рецензии сегодня пишут не только к книгам, но и к кинофильмам, на научно популярную статью, студенческие работы и дипломы, на монографию и др.
Критерии успешной рецензии следующие:
- Предоставление полной информации об авторе, названии произведения, публикации и ключевых моментах в содержании.
- Четкий и грамотный разбор книги с ориентировкой рецензента на целевую аудиторию.
- Аналитические суждения о хорошем и плохом в произведении.
- Предоставление полного объема данных для формирования мнения о книге.
- Рецензия на недавно вышедшую книгу, а не переписанная работа с рецензии другого человека.
- Упоминание других публикаций и регалий автора.
В рецензии не должно быть ошибок и перехода на личность. Если рассматривать, чем отличается отзыв от рецензии, у рецензии объем должен быть 1000-3000 символов, если их будет меньше, в таком случае это будет письменный отзыв простого читателя, а если больше – критическая статья на художественное произведение.
Зачем нужны рецензии на литературные произведения?
Писать рецензии на стихи, книги, статьи, на текст любого формата можно для развития творческих способностей, личного саморазвития, а также для передачи впечатлений и мнения о прочитанном произведении. Чтобы сделать рецензию на любую книгу, у потенциального автора должна быть цель, например:
- углубленное усвоение прочитанного материала;
- для ведения блога и привлечения читателей;
- для развития и проявления экспертных навыков, что привлечет внимание издательств.
В конечном итоге регулярное составление и публикация рецензий на литературные новинки и прочие издания могут стать основой для ведения коммерческой деятельности. Многие издательства нуждаются в профессиональных рецензентах, к тому же рецензии под заказ в дальнейшем можно составлять не только к художественной литературе, но и к кино, мюзиклам, дипломным и курсовым работам.
Структура рецензии
Нужна помощь в написании работы?
Рецензия в качестве авторского литературного обзора не должна напоминать сочинение или рерайт готового отзыва, взятого в интернете. При написании отклика важно использовать только собственные знания и суждения, а как начать и как пишется анализ произведения правильно, подскажет типовая структура рецензии на книгу. Она состоит из вступительной и основной части, критического анализа и выводов.
Нужна помощь в написании работы?
Введение
В качестве введения автору нужно оформить библиографическое описание произведения. Сюда входят такие факты, как указание наименования книги и данные автора, год публикации и издательство. Далее рецензенту нужно задать тон своего отклика, раскрыв жанр и основную идею книги.
Краткое содержание книги
В этом участке рецензии на эссе или на любимую книгу рецензенту нужно уделить внимание краткому пересказу содержания. На самом деле это достаточно трудоемкий процесс, так как большой объем информации нужно уместить в 2-3 предложения. Излишняя информация недопустима, но и упущение важных идей произведения также будет ошибкой.
Впечатление рецензента
В этой части рецензент должен предоставить читателю максимально объективное личное впечатление о прочитанном произведении. Здесь нельзя давать резкие оценки, переходить на личности или выражать эмоции. Настоящий эксперт всегда будет оставаться объективным и справедливым, даже если произведение ему не понравилось.
Анализ
Аналитическая часть рецензии на рассказ по литературе или научную публикацию должен быть емким и лаконичным, включая в себя несколько данных:
- оценка названия книги;
- оценка содержания произведения и структурирования текста;
- оценка практической части.
То есть автор должен рассказать о том, насколько тема книги раскрыта в содержании, насколько понятна и интересна основная идея произведения. Можно также оценить, насколько совпадают время и место событий, раскрыты характеры персонажей и смена линий поведения.
Определение «хороших» и «плохих» сторон книги
Чтобы автор рецензии грамотно составил и воплотил план отзыва на книгу, во время написания сильных и слабых сторон произведения нужно обратить внимание на несколько критериев:
- динамичность повествование и логичность сюжетных линий;
- реалистичность персонажей, их характеров и линий поведения, достоверность и проработанность главных героев;
- чувства, которые вызывают герои сюжета;
- соответствие разных деталей в книге и реальности;
- авторский язык и стиль написания;
- логичность и хронология событий, реакция героев на них;
- неповторимость и оригинальность идеи книги;
- актуальность идеи;
- личные ощущения.
При написании сильных и слабых сторон вовсе не обязательно брать за примеры и образец все указанные критерии, можно сказать о тех, что действительно есть в книге. Многое в написании рецензии, а главное, плюсов и минусов произведения зависит от того, какие виды литературы будут исследованы.
Итоги исследования материала и рекомендации для аудитории
Здесь автор может тезисным форматом обозначить личные выводы о произведении, оценить в принципе профпригодность и актуальность книги, а также поделиться рекомендациями для дальнейших читателей.
Чего не должно быть в хорошей рецензии? Распространенные ошибки
Чтобы понимать, как должна выглядеть и как оформить рецензию на литературное произведение, можно ознакомиться с советами специалистов и наглядными примерами. Помимо правил составления структуры нужно ознакомиться с типичными ошибками при написании рецензий к книгам, чтобы заранее их предупредить.
- Пересказ тех событий, которые будут присутствовать в книге. Рецензия это не изложение или эссе, а оценка эксперта.
- Переход на личности. Автор отклика не должен переходить рамки дозволенного, задевая автора книги и оскорбляя его работу.
- Фамильярность и хамство. Все личные суждения, эмоции и негативные оценки нужно держать в себе, рецензия должна быть объективной.
- Субъективные оценочные суждения. Если автор не знает, как написать отзыв без клише «плохо, хорошо, талантливо, бездарно, ему лучше не браться за такое дело.
Чтобы не допустить ошибок в составлении рецензии, особенно если речь идет о школьниках, которым задают подобные самостоятельные работы, в интернете можно посмотреть готовые шаблоны, например, образец для 9 класса рецензии по литературе и т. п.
Примеры правильных рецензий
Правила написания рецензии на книгу можно узнать в интернете, а можно наглядно на примере увидеть, как правильно строится структура и оценка в рецензии.
Рецензия на книгу «Капитанская дочь»
Среди всех произведений Александра Сергеевича Пушкина это одно из лучших творений! Автор в течение нескольких лет усиленно трудился над созданием книги, что вылилось в книге достоверными историческими датами и фактами из существующего восстания Емельяна Пугачева. Для этого Пушкин искал живых очевидцев события, чтобы донести до читателя максимально правдивую информацию.
Самый главный персонаж, который импонирует мне, как независимому читателю – это слуга Савельич, которого в ходе развития событий просто по-человечески жаль. Пережив множество испытаний и тяжб, этот человек смог сохранить свое мужество и свободный нрав. Поражает прямолинейность и безрассудство еще одного главного героя Петра Гринева, но благодаря этим качествам ему удается выжить и стать лучше. А все благодаря любви.
Автор произведения умело показывает читателю, как могут меняться характеры и души людей. Первоначальные образы к концу романа просто рассыпаются, хорошие становятся злодеями, плохие – становятся на путь исправления. Но максимально трогательным и захватывающим роман делают жизненные ситуации, красочные и романтичные описания. Исторические факты воспринимаются легко, так как в романе помимо них есть все – любовь, измены и предательства, благородство и преданность.
«Капитанская дочь» сможет растопить даже самое холодное сердце скептика. Не зря произведение удостоилось множества наград. Роман хочется перечитывать снова и снова, поэтому рекомендуют книгу все, кто ее еще не открывал.
Рецензия на книгу «Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок»
Рецензия на книгу «Дети мои»
Внимание!
За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.
Рассчитайте стоимость своей работы ->
Ðåöåíçèÿ íà ðàññêàç Æàííû Ðàéãîðîäñêîé «Ïîä êðóãëûì ñîëíöåì»
Ñ èíòåðåñîì ñëåæó çà òâîð÷åñòâîì çàìå÷àòåëüíîé ïèñàòåëüíèöû Æàííû Ðàéãîðîäñêîé. Íåäàâíî ïðî÷¸ë å¸ ðàññêàç «Ïîä êðóãëûì ñîëíöåì». http://proza.ru/2004/11/17-80
Ñêàçàòü, ÷òî ðàññêàç òàëàíòëèâ, áóäåò ìàëî. Îí ãåíèàëåí. Âîò ïåðâûé ðàç â æèçíè òàêîå ïèøó â ðåöåíçèè.
Èíòåðåñíûé ñþæåò, ñåðü¸çíàÿ òåìà, áåçóêîðèçíåííûé ñëîã, ïðåêðàñíî ïðîðàáîòàííûå õàðàêòåðû ãåðîåâ. Ïîçäðàâëÿþ, Æàííà!
Íî ðàçî÷àðîâàë êîíåö. ß îæèäàë áîëåå ãëóáîêîé ìûñëè.
Äà ðàññêàç ãåíèàëåí. Íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî åãî íåëüçÿ ðàçäîëáàòü. Áåç îáèä. Ãåíèàëüíî, íî ìíå åñòü, ÷òî ñêàçàòü.
Íà÷èíàþ.
Ìíå î÷åíü íðàâèòñÿ, âñ¸, ÷òî ÿ ïðî÷¸ë ó Æàííû Ðàéãîðîäñêîé. Åäèíñòâåííûé ðàññêàç, êîòîðûé ìíå êàòåãîðè÷åñêè íå ïîíðàâèëñÿ «Ìèðîòâîðåö».
È âîò ÷òî èíòåðåñíî, è â «Ìèðîòâîðöå» è â «Êðóãëîì ñîëíöå» íàëè÷åñòâóåò ïóòåøåñòâèå âî âðåìåíè. Íî åñëè «Ìèðîòâîðåö» íà ìîé âçãëÿä, ðàññêàç î÷åíü ñëàáûé, òî «Êðóãëîå ñîëíöå» î÷åíü ñèëüíàÿ âåùü.
Ìèð, ãäå ïîëèòè÷åñêèå âçãëÿäû ÷åëîâåêà î÷åíü ëåãêî îïðåäåëèòü ïî ôîðìå øëÿïû: òðåóãîëüíàÿ èëè êðóãëàÿ. Äðóãèõ âàðèàíòîâ íåò. Èëè èëè. Âîîáùå áåç øëÿïû òîæå íåëüçÿ: ïðèìóò çà ïðîñòîâîëîñîãî ëþäîåäà èç äåòñêèõ óæàñòèêîâ. Èäåÿ ãåíèàëüíàÿ, íà óðîâíå Ñòðóãàöêèõ, Øåêëè èëè Ëåìà.
Ñë-Ïðåä (íó è èìåíà â ýòîì ìèðå!), ãëàâíûé ãåðîé ëè÷íîñòü âåñüìà ñèìïàòè÷íàÿ. ×åñòíûé, áëàãîðîäíûé, ãóìàííûé, óìíûé. Âñïîìíèëñÿ Îðëàíäî èç «Ñêàçêè ñòðàíñòâèé». Òîëüêî Îðëàíäî âðà÷, ïîýò è ôèëîñîô, à ãåðîé Æàííû ïîýò, ôèëîñîô è âîèí. Îí «òðåóãîëüíûé äî ìîçãà êîñòåé» Çà ñâîè âçãëÿäû, à âåðîÿòíî, íå òîëüêî çà âçãëÿäû, íî çà ïîëèòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü, îí îòïðàâëåí â ññûëêó.  ññûëêå ê íåìó ÿâëÿåòñÿ ïîñëàíåö èç áóäóùåãî, òîæå ïîýò Äðàí-Öîó. Äðàí-Öîó ñîîáùàåò, ÷òî òðåóãîëüíûå, âñ¸-òàêè, ïîáåäèëè, è ïðåäëàãàåò Ñë-Ïðåäó îòïðàâèòñÿ ñ íèì â áóäóùåå. Ñë-Ïðåä áåçóìíî ðàä. È ñíà÷àëà îí îò ýòîãî áóäóùåãî â âîñòîðãå. Íî ïîòîì îí çàìå÷àåò, ÷òî âëàñòü ðàçâðàòèëà òðåóãîëüíûõ, ÷òî îíè ïîãðÿçëè â ðàçâðàòå è íå äóìàþò î íàðîäå.  òî âðåìÿ, êàê çàïðåù¸ííûå êðóãëûå çà íàðîä. È Ñë-Ïðåä ïåðåõîäèò íà ñòðîíó êðóãëûõ.
Íó, à òåïåðü ðàçáîð.
Èòàê, êàê ÿ óæå ïèñàë, ñëîã àâòîðà áåçóïðå÷åí. Ãåðîé â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ ïîñëåäîâàòåëåí è ëîãè÷åí. À âîò âñåãäà ëè ëîãè÷åí àâòîð? Äëÿ ìåíÿ âàæíà, âíóòðåííÿÿ ëîãèêà ïðîèçâåäåíèÿ. Ñêàæó: ëîãè÷åí. Íî íå âñåãäà. Íó, âîò, íàïðèìåð, âîïðîñ: ïåðåäâèæåíèå âî âðåìåíè. Òî, ÷òî îíî â äàííîì ïðîèçâåäåíèè âîçìîæíî, ýòî ïîíÿòíî: íà òî è ôàíòàñòèêà. Íî âîïðîñ: ýòî ñëîæíàÿ, äîðîãàÿ îïåðàöèÿ, êàê äëÿ íàñ ïîë¸ò â Êîñìîñ èëè îïåðàöèÿ ïðîñòàÿ è ïîâñåäíåâíàÿ, êàê äëÿ íàñ ïîõîä â ìàãàçèí? Åñëè ïåðâîå, òî ïî÷åìó ïåðååçä ïðîèñõîäèò ñòîëü ïðîñòî è áóäíè÷íî, ïî÷åìó Äðàí-Öîó îòïðàâëÿåòñÿ â ïðîøëîå îäèí, â íå â ñîñòàâå ýêñïåäèöèè? Ïî÷åìó Ñë-Ïðåä ïîïàäàåò íå â íàó÷íóþ ëàáîðàòîðèþ, ãäå åãî îáñëåäóåò ñîíì ó÷¸íûõ, à â äîì êàêîãî-òî Äðàí-Öîó? Ïðè÷¸ì, Äðàí-Öîó íå äåëàåò ñåêðåòà èç òîãî, ÷òî ïðèâ¸ç ïîýòà èç ïðîøëîãî. Íó, ïðåäñòàâèì ñåáå, ÷òî êàêîé-íèáóäü ãðàôîìàí ñëåòàë â XIX âåê, ïðèâ¸ç îòòóäà Ëåðìîíòîâà è ïîñåëèë â ñâîåé êâàðòèðå, à ïîòîì ñîîáùèë îá ýòîì íà äðóæåñêîé ïîïîéêå, êàê áû, ìåæäó ïðî÷èì.
Âàðèàíò âòîðîé: ïåðåäâèæåíèå âî âðåìåíè ïðîñòî è îáùåäîñòóïíî, êàê ïîåçäêà íà äà÷ó. Íî òîãäà òàêèå ïîåçäêè äîëæíû ïðîèñõîäèòü ïîñòîÿííî. Ëþäè äîëæíû âñ¸ âðåìÿ ñíîâàòü òóäà-ñþäà. Ãäå æå îñòàëüíûå ïóòåøåñòâåííèêè âî âðåìåíè?
Åñòü è òðåòèé âàðèàíò: ãåíèàëüíûé èçîáðåòàòåëü, òèïà Øóðèêà èç «Èâàíà Âàñèëüåâè÷à». Íî ýòî òî÷íî íå ïðî Äðàíà-Öîó.
Èä¸ì äàëüøå. Îêàçàâøèñü â íåïðèâû÷íîé îáñòàíîâêå Ñë-Ïðåä äîëæåí êàêîå-òî âðåìÿ îáæèâàòüñÿ, îñâàèâàòüñÿ. Êàê òîò æå Èâàí Âàñèëüåâè÷ èëè êàê Õîòòàáû÷. Êàê-òî ñëèøêîì áûñòðî îí îñâîèëñÿ.
Äàëåå, â êàôå îí ðàñïëà÷èâàåòñÿ «ïðåçðåííûì ìåòàëëîì». Êàê? Ìîíåòàìè ñâîåãî âðåìåíè? Èëè çà 400 ëåò äåíüãè íå èçìåíèëèñü? Èëè Äðàí-Öîó äàë åìó êàðìàííûå äåíüãè? Èëè âìåñòî ìîíåò â ýòîì ìèðå èñïîëüçóþòñÿ ñëèòêè?
Ëàäíî. Âñ¸ ýòî ìîè ïðèäèðêè.  ëèòåðàòóðå äîïóñòèìà íåêàÿ óñëîâíîñòü. «Ïîä êðóãëûì ñîëíöåì» ðàññêàç-ïðèò÷à, ãëàâíàÿ çàäà÷à êîòîðîãî äîíåñòè îñíîâíóþ ìûñëü àâòîðà. Ìîé ðîìàí «×òî íðàâèòñÿ äóõàì?», äåéñòâèå êîòîðîãî ïðîèñõîäèò â êîíöå Íåîëèòà, ëåãêî ðàçäîëáàë áû ëþáîé èñòîðèê, äà è ïðîñòî ÷åëîâåê, ìàëî-ìàëüñêè çíàêîìûé ñ òåìîé. Íî ÿ è íå ñòàâèë çàäà÷ó íàïèñàòü ðåàëèñòè÷åñêèé ðîìàí î æèçíè ïåðâîáûòíûõ ëþäåé. Ãëàâíîå äîíåñòè ìûñëü. À íà èñòîðè÷åñêóþ äîñòîâåðíîñòü ÿ è íå ïðåòåíäîâàë. À âîò ⠫Ƹëòîé äà÷å» è «Âèðóñå ëþáâè» ÿ êðàéíå ñêóðïóë¸çåí, è äåëàþ âñ¸ âîçìîæíîå, ÷òîáû íèêòî íå ìîã ñêàçàòü: «Ý, áàòåíüêà, à âîò ýòîãî áûòü íèêàê íå ìîãëî!»
×òî åù¸? Îïÿòü áóäó õâàëèòü. Âñå ãåðîè ðàññêàçà óáåäèòåëüíû. Âîò â âûøåóïîìÿíóòîì «Ìèðîòâîðöå» ÿ ãåðîÿì íå âåðþ. À òóò âåðþ êàæäîìó ñëîâó. Óïîìÿíó åù¸ îäíî ïðîèçâåäåíèå Æàííû Ðàéãîðîäñêîé: «Ïðåäñêàçàíèå». Ðàññêàç òîæå ñèëüíûé, íî îäíî ìåñòî ìíå íå ïîíðàâèëîñü. Ãëàâíûé ãåðîé, ñîâåðøèâ íåáëàãîâèäíûé ïîñòóïîê, ïûòàåòñÿ îïðàâäàòüñÿ ïåðåä ñàìèì ñîáîé. È äåëàåò îí ýòî, íà ìîé âçãëÿä, êðàéíå íåóáåäèòåëüíî. È ãëàâíîå, â ìîíîëîãå ãåðîÿ ñêâîçèò àâòîðñêàÿ èðîíèÿ. ß íàïèñàë îá ýòîì â ðåöåíçèè, íî Æàííà ñî ìíîé íå ñîãëàñèëàñü, îòâåòèâ, ÷òî ëþäè, ïûòàþùèåñÿ îïðàâäàòüñÿ ïåðåä ñîáîé, âîîáùå âñåãäà íåóáåäèòåëüíû. ×òî æ, ìîè ãåðîè òîæå ìîãóò êîìó-òî ïîêàçàòüñÿ íåóáåäèòåëüíûìè.  ìî¸ì ðàññêàçå «Âåëèêèé Þæíûé íàáåã» ãëàâíûé ãåðîé áëàãîðîäíûé áàáíèê Ðîìàí Ãóñàðîâ ïðîâ¸ë íî÷ü ñ îòâðàòèòåëüíîé æåíùèíîé, íàñòîÿùåé äðÿíüþ è î÷åíü ïåðåæèâàåò ïî ýòîìó ïîâîäó. Æàííà íå ïîâåðèëà. Ñóäÿ ïî âñåìó, îíà, âîîáùå, íå ïîíèìàåò ýòîò òèï ÷åëîâåêà. ×åñòíûé áàáíèê äëÿ íå¸ îêñþìîðîí. Óæ åñëè áàáíèê, òî åìó âñ¸ ðàâíî ñ êåì ñïàòü, ëèøü áû ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå. À åñëè ÷åñòíûé, òî ïðåäàí îäíîé äàìå. Ïî êðàéíåé ìåðå, íà áëèæàéøóþ ïåðñïåêòèâó. Òàê (åñëè ÿ ïðàâèëüíî ïîíÿë) ñ÷èòàåò Æàííà. Ÿ ïðàâî.
Íî â «Êðóãëîì ñîëíöå» ãåðîè áåçóïðå÷íû. Âåðþ èì!
À âîò òåïåðü î ãëàâíîì: îá îñíîâíîé èäåå ðàññêàçà è ïî÷åìó ìåíÿ ðàçî÷àðîâàë åãî êîíåö.
Îïðåäåëåíèå èç «Âèêèïåäèè»:
Äèõîòîìè;ÿ (ãðå÷. ;;;;;;;;;: ;;;;, «íàäâîå» + ;;;;, «äåëåíèå») ðàçäâîåííîñòü, ïîñëåäîâàòåëüíîå äåëåíèå íà äâå ÷àñòè, áîëåå ñâÿçàííûå âíóòðè, ÷åì ìåæäó ñîáîé. Ñïîñîá ëîãè÷åñêîãî äåëåíèÿ êëàññà íà ïîäêëàññû, êîòîðûé ñîñòîèò â òîì, ÷òî äåëèìîå ïîíÿòèå ïîëíîñòüþ äåëèòñÿ íà äâà âçàèìîèñêëþ÷àþùèõ ïîíÿòèÿ
Ìèð, â êîòîðîì ïðîèñõîäèò äåéñòâèå ðàññêàçà, äèõîòîìè÷åí. Òû èëè òðåóãîëüíûé èëè êðóãëûé. Òðåòüåãî íå äàíî.
Äèõîòîìèÿ â ìèðå ðåàëüíî âñòðå÷àåòñÿ. Íàïðèìåð, æèâûå è ì¸ðòâûå. Åñëè àáñòðàãèðîâàòüñÿ îò ñóùåñòâ, íàõîäÿùèõñÿ â ïðîöåññå óìèðàíèÿ. Ìóæ÷èíû è æåíùèíû (ãåðìàôðîäèòû íå â ñ÷¸ò, òåì áîëåå, ÷òî ñ ãåíåòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ îíè âñ¸ ðàâíî èëè ìóæ÷èíû èëè æåíùèíû) Ðàñòåíèÿ è æèâîòíûå óæå íå äèõîòîìèÿ, ïîòîìó ÷òî ãðèáû íå îòíîñÿòñÿ íè ê æèâîòíûì, íè ê ðàñòåíèÿì. À âîò â ãîëîâàõ äèõîòîìèÿ âñòðå÷àåòñÿ ãîðàçäî ÷àùå. Ïîìíèòå: «Êòî íå ñ íàìè, òîò ïðîòèâ íàñ»? Ýòî åù¸ íàçûâàåòñÿ ÷¸ðíî-áåëûì âîñïðèÿòèåì. ×åëîâåêó òðóäíî âîñïðèíèìàòü ìèð âî âñåé åãî ñëîæíîñòè. Õî÷åòñÿ óïðîñòèòü. À äèõîòîìèÿ ñàìîå ïðîñòîå. Áîëüøèíñòâî ñêàçîê ïîñòðîåíî íà ïðèíöèïå äèõîòîìèè. Äîáðî è çëî. ×òî íå äîáðî òî çëî. Èâàí Öàðåâè÷ è Êîùåé Áåññìåðòíûé, Èâàí Êðåñòüÿíñêèé Ñûí è ×óäî-Þäî ïîãàíîå, Áóðàòèíî è Êàðàáàñ-Áàðàáàñ, ×èïîëèíî è ñèíüîð Ïîìèäîð. Íåêîòîðûå ëþäè äóìàþò, ÷òî è â æèçíè òàê. Êñòàòè, è â øêîëüíûõ ó÷åáíèêàõ èñòîðèè, ïî ñóòè, òî æå ñàìîå. Òà æå áîðüáà ñèë äîáðà è çëà. Íàøè è ñóïîñòàòû. Õîðîøèå è ïëîõèå. Çà÷àñòóþ, î íåêîòîðûõ äåÿíèÿõ «ïîëîæèòåëüíûõ» ãåðîåâ øêîëüíûå ó÷åáíèêè óìàë÷èâàþò íàìåðåíî. Íàïðèìåð, Áîãäàí Õìåëüíèöêèé. Íå çíàþ, ÷òî ãîâîðÿò î í¸ì ñåé÷àñ, íî êîãäà ÿ ó÷èëñÿ, ãîâîðèëè òîëüêî õîðîøåå. Ãåðîé, áîðåö çà ñâîáîäó ñâîåãî íàðîäà. À, âåäü, íà ñàìîì äåëå, ìåðçàâåö, óáèéöà è ñàäèñò, ñðàâíèìûé ïî æåñòîêîñòè ñ Ãèòëåðîì. Íî, âåäü, âîññîåäèíåíèå Óêðàèíû ñ Ðîññèåé, ýòî õîðîøî, ïðàâäà? À ðàç òàê, òî çà÷åì äåòÿì çàáèâàòü ãîëîâû? Ïóñòü äóìàþò, ÷òî Áîãäàøà áûë äîáðûì è õîðîøèì! Ïàòðèîòàìè âûðàñòóò! À êàê îíî íà ñàìîì äåëå íåâàæíî… Âîò òàê è ðàñòÿò ëþäåé, ñ ÷åðíî-áåëûì ìûøëåíèåì.
Áûâàåò, áåñåäóåøü ñ ÷åëîâåêîì, à îí áåð¸ò òåáÿ çà ãðóäêè, åñëè íå ðåàëüíî, òî ôèãóðàëüíî è òðåáóåò îòâåòà: «Íåò, ñêàæè, òû çà êîãî?» À åñëè ÿ íå çà êîãî? Åñëè ó ìåíÿ ñîâñåì òðåòüå ìíåíèå è íè ñ îäíîé ñòîðîí ÿ íå ñîãëàñåí? Åñëè ÿ îòðèöàòåëüíî îòíîøóñü ê Áàíäåðå è Øóõåâè÷ó, òî ÿ óæå âàòíèê è äîëæåí ñëàâèòü Ïóòèíà?
Ó ìåíÿ íà ýòó òåìó ñòàòüÿ åñòü: «Íå îáíèìàéòå êðîêîäèëà!» http://proza.ru/2014/11/19/2025 http://www.lbk.ru/showthread.php?18950 Íå îáÿçàòåëüíî ïðèíèìàòü ÷üþ-òî ñòîðîíó. ×àñòî, îáå ñòîðîíû íåïðàâû.
À áûâàåò òàê, ÷òî ïðèõîäèòñÿ âûáèðàòü ìåíüøåå èç çîë. Íî â ýòîì ñëó÷àå íóæíî îòäàâàòü ñåáå îò÷¸ò, ÷òî ìåíüøåå çëî, âñ¸ ðàâíî çëî è íå ïûòàòüñÿ ñåáå è äðóãèì äîêàçûâàòü îáðàòíîå.
×åì ìíå íðàâèòñÿ òâîð÷åñòâî Æàííû Ðàéãîðîäñêîé, òàê ýòî íåîäíîçíà÷íîñòüþ. Èëè, ñêàçàòü ïî-äðóãîìó, ÍÅäèõîòîìè÷íîñòüþ. Ó ïîëîæèòåëüíûõ ãåðîåâ íåäîñòàòêè, îòðèöàòåëüíûå, íàîáîðîò, â ÷¸ì-òî áûâàþò ïðàâû. Ìèð íå ÷åðíîáåë, íå äèõîòîìè÷åí. ß äóìàë, ÷òî ê ýòîìó æå âûâîäó ïðèä¸ò è ãåðîé ðàññêàçà. Âîò îí óáåäèëñÿ, ÷òî òðåóãîëüíûå, ïðèäÿ ê âëàñòè, îòäàëèëèñü îò íàðîäà, ïîãðÿçëè â ïîðîêàõ. À òóò òàêîé ñèìïàòè÷íûé Íèê-Ìóð! ß ïðåäñòàâëÿë ñåáå ðàçâèòèå ñîáûòèé òàêèì: Ñëàâ-Ïðåä èä¸ò ñ Íèê-Ìóðîì. Ïðèõîäÿò îíè â îáèòåëü êðóãëûõ. È ñíà÷àëà Ñëàâ-Ïðåä â âîñòîðãå: ìèëûå, ñëàâíûå ðåáÿòà, ãåðîè, ðèñêóþùèå æèçíüþ ðàäè íàðîäà. Íî ïîñòåïåííî î÷àðîâàíèå óëåòó÷èâàåòñÿ, è Ñëàâ-Ïðåä ïîíèìàåò, ÷òî ïîïàë â ñåêòó ôàíàòèêîâ, êîòîðàÿ, ê òîìó æå, ðóêîâîäèìà õèòðûìè ïîäëåöàìè. È âûâîä: íè ñ òåìè îí íå ïîéä¸ò íè ñ ýòèìè. È, âîîáùå, äåëåíèå âñåõ ëþäåé íà êðóãëûõ è òðåóãîëüíûõ ãëóïî.  êîíöå êîíöîâ, åñòü â ãåîìåòðèè äðóãèå ôèãóðû: êâàäðàòû, òðàïåöèè, ìíîãîóãîëüíèêè, çâ¸çäû
È ãîëîâíûõ óáîðîâ òîæå ãîðàçäî áîëüøå: óøàíêè, êàñêè, øëåìû, áóä¸íîâêè, òþáåòåéêè, ïèëîòêè
Àõ, äà! Ýòî â íàøåì ìèðå. Íî ãåîìåòðèÿ â òîì ìèðå, íàäåþñü, òà æå?
ß äàæå çàãîòîâèë ôðàçó äëÿ áóäóùåé ðåöåíçèè. Âîò îíà:
«Íåóìíûé ÷èòàòåëü ñïðîñèò: «Òàê
ß íå ïîíÿë, òàê êòî æå âñ¸-òàêè õîðîøèé: êðóãëûå èëè òðåóãîëüíûå? Îáúÿñíèòå ìíå!» Íó, êàê åìó îáúÿñíèøü, ÷òî ìîæíî áûòü íå çà òåõ è íå çà ýòèõ, à ïðîñòî çà ïðàâäó?»
Íî ãåðîé, ê ñîæàëåíèþ, òàê è íå ñìîã âûðâàòüñÿ çà ðàìêè äèõîòîìèè. Ïðîñòî ðàçâåðíóëñÿ íà 180°. È ïðè òîì îí ñàì âñïîìèíàåò ñêàçêó, â êîòîðîé ðûöàðü, ïîáåäèâøèé äðàêîíà, ñàì ïðåâðàùàþòñÿ â äðàêîíà. Çíà÷èò, ïîíèìàåò, ÷òî âñ¸ ìîæåò ñíîâà ïåðåâåðíóòüñÿ ñ ãîëîâû íà íîãè (ñ íîã íà ãîëîâó óæå ïåðåâåðíóëîñü).
 ïðî÷åì, â ðàññêàçå Æàííû Ðàéãîðîäñêîé äîáðî è çëî âîâñå íå àáñòðàêòíû. Ïîëèòè÷åñêèå íàì¸êè ïðåäåëüíî ïðîçðà÷íû.
Òðåóãîëüíûå òðè ñòîðîíû òðåóãîëêè: Ñâîáîäà, Ðàâåíñòâî, Áðàòñòâî. Êîðîëü æå, ÿñíîå äåëî, êðóãëûé. È ðîñêîøü êðóãëûå ëþáÿò. Òî åñòü, òðåóãîëüíûå ýòî ðåâîëþöèîíåðû-äåìîêðàòû, à êðóãëûå ýòî, íó, äàæå íå îáÿçàòåëüíî ìîíàðõèñòû, íî òå, êîòîðûå çà ïîðÿäîê, óñòîè è òðàäèöèè. Èëè ïðîùå ãîâîðÿ, òðåóãîëüíûå ëåâûå, à êðóãëûå ïðàâûå.
Êñòàòè, âñïîìíèë îäèí ôàêò: Ïàâåë I çàïðåòèë êðóãëûå øëÿïû, êàê ñèìâîë âîëüíîäóìñòâà. È ïðåäïèñàë íîñèòü òðåóãîëüíûå. Òàê ÷òî â òå âðåìåíà áûëî íàîáîðîò. Òðåóãîëüíûå íîñèëè êðóãëûå øëÿïû, à êðóãëûå òðåóãîëêè.
Äàæå ñòðàííûå èìåíà âïîëíå ïîääàþòñÿ ðàñøèôðîâêå. Ñë-Ïðåä, ýòî, êîíå÷íî, Ñëàâíûé Ïðåäîê, Äðàí-Öîó äðàíûé è ñ äðÿíöîé. Íèê-Ìóð ìóð-ìóð, êàêîé õîðîøèé! Íàè-Äó, ýòî, êîíå÷íî æå, ñàìà Æàííà Ðàéãîðîäñêàÿ. Âåðîÿòíî, êàêîé-òî äðàíûé Öîó íà êàêîì-òî ëèòåðàòóðíîì ìåðîïðèÿòèè íåñïðàâåäëèâî è ãëóïî ðàñêðèòèêîâàë å¸ ïðîèçâåäåíèÿ, íàõàìèë æåíùèíå, âîò è ïîïàë â ïðîòîòèïû. Äà ñòàëêèâàëñÿ è ÿ ñ òàêèìè.
À âîò êòî æå Àë Ñå? Ïîýò. Êóäðÿâûé, ê òîìó æå. Íó, êîíå÷íî æå, Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷!
Íî
Íå óâåðåí, ÷òî Ïóøêèíà ìîæíî ñ÷èòàòü êðóãëûì. Îí-òî êàê ðàç â äèõîòîìèþ íèêàê íå óêëàäûâàåòñÿ. Äà, áûëè ó íåãî î÷åíü êðóãëûå ñòèõè. Íî áûëè è òðåóãîëüíûå.
Òîâàðèù, âåðü: âçîéäåò îíà,
Çâåçäà ïëåíèòåëüíîãî ñ÷àñòüÿ,
Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà,
È íà îáëîìêàõ ñàìîâëàñòüÿ
Íàïèøóò íàøè èìåíà!
Ýòî êðóãëî? Ýòî î÷åíü äàæå òðåóãîëüíî!
À âîò ýòî?
Ìû äîáðûõ ãðàæäàí ïîçàáàâèì
È ó ïîçîðíîãî ñòîëïà
Êèøêîé ïîñëåäíåãî ïîïà
Ïîñëåäíåãî öàðÿ óäàâèì.
Óæ êóäà òðåóãîëüíåå! Óãëû òàê è êîëþòñÿ!
Ïóøêèí íå êðóãëûé è íå òðåóãîëüíûé. Ó íåãî îñîáàÿ ôîðìà.
Íó, äà, âñ¸ ïîíÿòíî! Âëàñòü ïîðòèò. Òðåóãîëüíûå ïðèøëè ê âëàñòè è ñêóðâèëèñü. Áûâàåò. Åù¸ êàê! Âñïîìíèòü, õîòÿ áû, çàæðàâøèõñÿ ïàðò÷èíîâíèêîâ â ïîçäíåì ÑÑÑÐ. Òå, êòî äåëàë ðåâîëþöèþ, óâèäåâ èõ, äîëãî áû ïëåâàëèñü. Íî âîò â òî, ÷òî êðóãëûå âäðóã ñòàëè çà íàðîä, â ýòî, óæ ïðîñòèòå, íå ïîâåðþ íèêàê. ×òî ïðèêðûâàÿñü èíòåðåñàìè íàðîäà, îíè ïûòàþòñÿ ñíîâà ïðèéòè ê âëàñòè âåðþ. Îíè çëî êðèòèêóþò ñóùåñòâóþùóþ âëàñòü. Êðèòèêóþò ñïðàâåäëèâî. Âåäü, åñòü, çà ÷òî! «Ýõ! Áûëî âðåìÿ! ×åñòü, áëàãîðîäñòâî! Ðûöàðñòâî! À òåïåðü
» Âîò, òî Îá ýòîì, êñòàòè, ïèñàëè åù¸ Ìàðêñ è Ýíãåëüñ â ñâî¸ì «Ìàíèôåñòå»:
«Ôðàíöóçñêàÿ è àíãëèéñêàÿ àðèñòîêðàòèÿ ïî ñâîåìó èñòîðè÷åñêîìó ïîëîæåíèþ áûëà ïðèçâàíà ê òîìó, ÷òîáû ïèñàòü ïàìôëåòû ïðîòèâ ñîâðåìåííîãî áóðæóàçíîãî îáùåñòâà. Âî ôðàíöóçñêîé èþëüñêîé ðåâîëþöèè 1830 ã. è â àíãëèéñêîì äâèæåíèè â ïîëüçó ïàðëàìåíòñêîé ðåôîðìû íåíàâèñòíûé âûñêî÷êà åù¸ ðàç íàí¸ñ åé ïîðàæåíèå. Î ñåðü¸çíîé ïîëèòè÷åñêîé áîðüáå íå ìîãëî áûòü áîëüøåé ðå÷è. Åé îñòàâàëàñü òîëüêî ëèòåðàòóðíàÿ áîðüáà. Íî è â îáëàñòè ëèòåðàòóðû ñòàðûå ôðàçû âðåì¸í Ðåñòàâðàöèè ¬ ñòàëè óæå íåâîçìîæíû. ×òîáû âîçáóäèòü ñî÷óâñòâèå, àðèñòîêðàòèÿ äîëæíà áûëà ñäåëàòü âèä, ÷òî îíà óæå íå çàáîòèòñÿ î ñâîèõ ñîáñòâåííûõ èíòåðåñàõ è ñîñòàâëÿåò ñâîé îáâèíèòåëüíûé àêò ïðîòèâ áóðæóàçèè òîëüêî â èíòåðåñàõ ýêñïëóàòèðóåìîãî ðàáî÷åãî êëàññà. Îíà äîñòàâëÿëà ñåáå óäîâëåòâîðåíèå òåì, ÷òî ñî÷èíÿëà ïàñêâèëè íà ñâîåãî íîâîãî âëàñòèòåëÿ è øåïòàëà åìó íà óõî áîëåå èëè ìåíåå çëîâåùèå ïðîðî÷åñòâà.
Òàê âîçíèê ôåîäàëüíûé ñîöèàëèçì: íàïîëîâèíó ïîõîðîííàÿ ïåñíü íàïîëîâèíó ïàñêâèëü, íàïîëîâèíó îòãîëîñîê ïðîøëîãî íàïîëîâèíó óãðîçà áóäóùåãî, ïîä÷àñ ïîðàæàþùèé áóðæóàçèþ â ñàìîå ñåðäöå ñâîèì ãîðüêèì, îñòðîóìíûì, ÿçâèòåëüíûì ïðèãîâîðîì, íî âñåãäà ïðîèçâîäÿùèé êîìè÷åñêîå âïå÷àòëåíèå ïîëíîé íåñïîñîáíîñòüþ ïîíÿòü õîä ñîâðåìåííîé èñòîðèè.
Àðèñòîêðàòèÿ ðàçìàõèâàëà íèùåíñêîé ñóìîé ïðîëåòàðèàòà êàê çíàìåíåì, ÷òîáû ïîâåñòè çà ñîáîþ íàðîä. Íî âñÿêèé ðàç, êîãäà îí ñëåäîâàë çà íåþ, îí çàìå÷àë íà å¸ çàäó ñòàðûå ôåîäàëüíûå ãåðáû è ðàçáåãàëñÿ ñ ãðîìêèì è íåïî÷òèòåëüíûì õîõîòîì.»
Âîò íå òî ëè äåëàåò Íèê-Ìóð? Îõîòíî âåðþ, ÷òî ñàì ïî ñåáå îí ÷åëîâåê õîðîøèé è èñêðåííå âåðèò â ïðàâåäíîñòü ñâîåãî äåëà. Ýòàêèé íàèâíûé ðîìàíòèê.
Äà, íàïîðòà÷èëè òðåóãîëüíûå! Íó, âîò êòî-òî êðè÷èò: «Íåïðàâäà! Âñ¸ áûëî ÷óäåñíî!», êòî-òî ïîíèìàåò: «Äà, íàïîðòà÷èëè. Õîòÿ èäåÿ áûëà ïðàâèëüíàÿ», à êòî-òî ñêàæåò: «À! Âîò âèäèòå, äî ÷åãî äîâåëè ýòè èäåè ñâîáîäû, ðàâåíñòâà è áðàòñòâà? Íå íóæíû îíè íàì! Íàì íóæíà äóõîâíîñòü, âåðà, ïàòðèîòèçì!» Îòñþäà è óâëå÷åíèå áåëîãâàðäåéùèíîé, íàïðèìåð. È ïîòîìêè áàòðàêîâ ñî ñëåçàìè íà ãëàçàõ ñëóøàþò ïåñíþ ïðî ïîðó÷èêà Ãîëèöûíà è êîðíåòà Îáîëåíñêîãî. Íî ýòî åù¸ íå ñàìîå õóäøåå. Âîò ñåé÷àñ ïåðåäî ìíîé ëåæèò çàìå÷àòåëüíàÿ è î÷åíü ñòðàøíàÿ äîêóìåíòàëüíàÿ êíèãà Â. Öûïèíà «Ãîðîä Ïóøêèí â ãîäû âîéíû»  êíèãå ïðèâîäÿòñÿ îòðûâêè èç äíåâíèêà íåêîé Îñèïîâîé. Îñèïîâà ýòà î÷åíü çëà íà Ñîâåòñêóþ âëàñòü. È êðèòèêóåò å¸. Âî ìíîãîì, çà äåëî. À ïîòîì ïðèâåòñòâóåò ïðèõîä íåìöåâ. Ìîë, âîò îíè, íàøè ñïàñèòåëè! Âåðíóò íàì êóëüòóðó, âîçðîäÿò ìàòóøêó-Ðîññèþ. Ïîòîì ýòà Îñèïîâà, ïðàâäà, â íåìöàõ ðàçî÷àðîâàëàñü, íî ýòî, êàê ãîâîðèòñÿ, óæå äðóãàÿ èñòîðèÿ. À íåêîòîðûå è ñåé÷àñ îïðàâäûâàþò ïðåäàòåëåé Âëàñîâà, Êðàñíîâà è Øêóðî: «Îíè æå ïðîòèâ áîëüøåâèêîâ ñðàæàëèñü!»
Âèæó, âèæó íåäîñòàòêè òðåóãîëüíûõ. È áëàãîãëóïîñòè, è ïðåñòóïëåíèÿ. È áóäó èõ êðèòèêîâàòü æ¸ñòêî è áåñïîùàäíî. Íî íå ñ êðóãëûìè â îäíîé óïðÿæêå!
À âîò åñëè ïðèìåíèòü ê íûíåøíåé ðîññèéñêîé âëàñòè êëàññèôèêàöèþ Æàííû, òî êàêîâà îíà, ýòà âëàñòü? ßñíîå äåëî: êðóãëàÿ! È äàæå î÷åíü. Âñå ýòè äóõîâíûå ñêðåïû, ïîïÛ âñþäó, ðàçãëàãîëüñòâîâàíèÿ î ïàòðèîòèçìå
Òàê ÷òî æå õîòåëà ñêàçàòü Æàííà? Íåóæåëè: «Ðîññèÿ âñòà¸ò ñ êîëåí. Âîêðóã âðàãè! Òàê ñïëîòèìñÿ æå âîêðóã íàøåãî ïðåçèäåíòà ïðîòèâ ãíèëîãî Çàïàäà, ëèáåðàñòîâ, äåðüìîêðàòîâ è êîììóíÿê!» Åñëè ýòî, òî ÿ î÷åíü ðàçî÷àðîâàí. Íàäåþñü, ÷òî ýòî íå òàê. Æàííà ñîâñåì íå ïðèìèòèâíà è íå äèõîòîìè÷íà.
Âîò òàê çàêàí÷èâàåòñÿ ðàññêàç Æàííû:
« ß èäó, è êðóãëîå ñîëíöå ïîäìèãèâàåò ñ íåáåñ.»
 êîíöå ñòîèò òî÷êà. À íàäî áû ìíîãîòî÷èå.
Âåäü èíòåðåñíî ÷òî æå áóäåò ñ ãåðîÿìè äàëüøå? ×òî áóäåò ñî ñòðàíîé?
Âîò èä¸ò Ñë-Ïðåä è ñîëíöå åìó ïîäìèãèâàåò? Õåïïè ýíä! Ãåðîé íàø¸ë, ÷òî èñêàë! È êóäà æå îí èä¸ò? Íàâñòðå÷ó ñëàâå è íîâûì ïîäâèãàì? Âîò ñêèíóò êðóãëûå òðåóãîëüíûõ è òàêàÿ æèçíü íàñòàíåò, ÷òî ïîìèðàòü íå íóæíî!
Ñàìà-òî Æàííà â ýòîò âàðèàíò âåðèò? Íå äóìàþ. È ñêàçêó ïðî äðàêîíà ãåðîé âñïîìíèë íå çðÿ. Ïðèäóò êðóãëûå ãåðîè ñàìè ñòàíóò äðàêîíàìè.
Èòàê, êàêèå åñòü âîçìîæíûå âàðèàíòû ïðîäîëæåíèÿ.
Ïðî ïåðâûé ÿ óæå ïèñàë. Ïîêðóòèâøèñü ñðåäè êðóãëûõ, Ñë-Ïðåä óáåæäàåòñÿ, ÷òî ïîïàë íå òóäà.
À åñëè íåò? ×òî áóäåò ÷åðåç 20, 10, äà äàæå 5 ëåò? Ñóäüáà Äðàí Öîó èíòåðåñóåò ìåíÿ ìåíüøå âñåãî. Íî âîò ÷òî áóäåò ñ Íàè-Äó? Ñ êåì îíà îñòàíåòñÿ? À åù¸ èíòåðåñíåå, ÷òî áóäåò ñ Íèê-Ìóðîì? Êåì îí ñòàíåò, êîãäà êðóãëûå ïðèäóò ê âëàñòè? À îíè ïðèäóò! Òàê è îñòàíåòñÿ ïîýòîì-ðîìàíòèêîì? Èëè çàéì¸ò âàæíûé ïîñò è ñòàíåò ïðàâèòåëüñòâåííûì ÷èíîâíèêîì? Èëè åìó íå äàäóò íèêåì ñòàòü è ïðîñòî óáåðóò åãî, êàê ñëèøêîì ÷åñòíîãî è íåóäîáíîãî? Íî áîëüøå âñåãî, êîíå÷íî æå, èíòåðåñóåò ñóäüáà Ñë-Ïðåäà. Âàðèàíòîâ î÷åíü ìíîãî. Íî ìíå ïðèõîäÿò íà óì òàêèå:
Êðóãëûå èäóò ïîáåäíûì øåñòâèåì ïî ñòðàíå. Æåñòîêî ðàñïðàâëÿþòñÿ ñ òðåóãîëüíûìè è ñî âñÿêèì, êîãî õîòÿ áû çàïîäîçðÿò â ñèìïàòèè ê òðåóãîëüíûì. Ðåæóò, âåøàþò, ðàññòðåëèâàþò öåëûå ñåìüè. Èíòåðåñíî, ÷òî äåëàåò â ýòî âðåìÿ Íèê-Ìóð? À Ñë-Ïðåä? Îí õî÷åò âåðíóòüñÿ ê òðåóãîëüíûì, íî òå åãî íå ïðèíèìàþò îáðàòíî. Äëÿ íèõ îí ïðåäàòåëü.
Èëè òàê. Ïðîøëî ìíîãî ëåò. Ïîñòàðåâøèé, ðàñòîëñòåâøèé Ñë-Ïðåä ñèäèò â ñâîåé øèêàðíîé âèëëå è ñî÷èíÿåò î÷åðåäíóþ îäó íà äåíü ðîæäåíèÿ êîðîëÿ. Ê íåìó çàõîäèò, íó, äîïóñòèì, ìîëîäîé ïîýò, è ðàññêàçûâàåò î áåäàõ íàðîäà, î ãîëîäå, î çëîóïîòðåáëåíèÿõ ÷èíîâíèêîâ:
Ñóäàðü! Âû æå ïîýò! Âû æå ãðàæäàíèí! Âû æå ñîâåñòü ñòðàíû! Ïî÷åìó Âû ìîë÷èòå?
Íî Ñë-Ïðåä ñïåøèò âûïðîâîäèòü ãîñòÿ:
Ìîëîäîé ÷åëîâåê, Âû îøèáàåòåñü! Íàøà ñòðàíà ïðîöâåòàåò. Åãî Âåëè÷åñòâî çàáîòèòñÿ î íàðîäå. Äà, êîíå÷íî, íå âñå ïðîáëåìû ðåøåíû, íî ìû èõ îáÿçàòåëüíî ðåøèì! Âìåñòå ðåøèì! Ïîä ÷óòêèì ðóêîâîäñòâîì êîðîëÿ! Ïðîùàéòå, ìîëîäîé ÷åëîâåê! Ìíå íàäî ðàáîòàòü.
Êñòàòè, â ïðîäîëæåíèè âïîëíå ìîæåò ïîÿâèòüñÿ è Àë-Ñå. Ïî÷åìó áû è çà íèì íå ñãîíÿòü íà ìàøèíå âðåìåíè? Èíòåðåñíî, êàê áû îí ïîâ¸ë ñåáÿ â áóäóùåì è íà ÷üåé ñòîðîíå áûë áû?
Ñàì áû íàïèñàë, äà ðîìàí ïëà÷åò çàáðîøåííûé. Æàííà! Óìîëÿþ! Íàïèøèòå ïðîäîëæåíèå!
24.4.2021. Êèðüÿò-Ýêðîí.