Что такое рецензия на рассказ

Рецензия на рассказ и. бунина сны чанга и. а. бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. бунин- фаталист, его произведениям

Рецензия на рассказ И. Бунина “Сны Чанга”

И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин- фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.

О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.

В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”, “Сны Чанга”. Историки литературы считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.

Рассказ “Сны Чанга” был написан в 1916 году. Уже само начало произведения (“Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле”) навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо – от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.

А сюжет произведения таков.

Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого кислоглазого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у него в Одессе квартира, любимая жена и дочка.

Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце концов, умирает.

Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.

Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о счастье. Во время плавания на корабле он говорит: “А как же великолепна жизнь, боже мой, как великолепна!” Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому был счастлив. “Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что жизнь мыслима лишь для сумасшедших”. Теперь после потери любви, после разочарования у капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… “Нет у них ни бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, -нет даже простой жалости”. Вот такие внутренние изменения претерпевает наш герой.

Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы видим счастливого капитана, “размытого и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном”. Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни. У капитана грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота, тепло, уютно, старинная мебель. Все это было сделано с одной целью: противопоставить эти две правды и показать как осознание той или иной влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую для читателя эмоциональную окраску и обстановку.

С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко просматриваются две параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных туманов: дивная “в своей мраморной красоте”. Чанга Бунин наделяет чувством “безначального и бесконечного мира, что не доступен Смерти”, то есть ощущением подлинности – невыразимой третьей правды. Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно “сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь…”.

Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.

В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?

В связи с этим в рассказе появляется образ “дальних работящих людей” (немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях человеческого счастья.

Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые “работящие люди”;

Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены. Воплощение – образ капитана.

Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.

В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы.

Таким образом, рассказ “Сны Чанга” является, прежде всего, философским произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные истины, неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.

Дата добавления: 24.05.2001

Цикл рассказов «Тёмные аллеи» Бунин писал с 1937 по 1944 год. Тяжёлое это было время для России, которая переживала эпоху Сталина, вела освободительную войну с гитлеровской Германией, и для самого писателя, живущего во Франции, перенёсшего фашистскую оккупацию. И удивительно, что именно тогда родились лёгкие и светлые по своему настрою произведения, входящие в этот цикл.

Впервые «Тёмные аллеи» были напечатаны в США. Сам Бунин считал это произведение своим высшим достижением. Все рассказы, входящие в цикл, вымышлены, но сближает их одно- мотив воспоминаний о молодости и любви.

Юность и любовь, как мне кажется, всегда рядом. Может быть, поэтому мне так понравился один из рассказов, который носит такое мягкое и в то же время поэтическое название – «Натали». Написан он четвёртого апреля 1941 года.

Это характерное для «Тёмных аллей» произведение. Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик вспоминает о прошлом, о пережитом, и это прошлое, осенённое юными, сильными чувствами, рисуется поистине звёздным часом, сливается с запахами, звуками, красками природы. Перед глазами читателя, как на экране, разворачивается история любви, и эта любовь воспринимается как часть большого, гармоничного мира. Всё настолько выразительно, что кажется автор воспроизвёл известные ему жизненные ситуации.

В рассказе три основных героя: сам автор повествования (его имя всего два раза упоминается в произведении), его двоюродная сестра Соня и Натали – Сонина подруга по гимназии. Все остальные действующие лица часто безымянны, лишены «биографии», они лишь часть фона, на котором разворачивается действие. Я бы назвала ещё одного, главного, героя, имя которого, правда, нигде не пишется с большой буквы – это любовь. Она живёт на страницах произведения, начиная с первых его строк и заканчивая последними.

Рассказ состоит из семи небольших глав, примерно равных друг другу по объёму. Завязка действия происходит уже в первой главе. И молодые герои, и всё окружающее, казалось, живёт ожиданием любви. И чистый душой и телом, студент Мещерский, решивший наконец, что настало время «искать любви без романтики; и Соня, молодая девушка с синими глазами, для которой приспело время выходить замуж, рожать детей, то есть осуществить извечную роль женщины на земле – быть женой и матерью. И даже Натали, которая не появляется в первой главе, тоже живёт ожиданием первой любви. Слова Сони, обращённые к герою: «Натали, в которую ты завтра же влюбишься до гроба», — падают в подготовленную почву. Зерно брошено в душу юного студента, а условия благодатные: уединённый дом, парк, пруд, вечерние тени на балконе. Что бы ему не прорасти?

Две истории любви в последующих главах развиваются почти одновременно. Две любви: неожиданно проснувшееся влечение тела молодого человека к девичьим прелестям его двоюродной сестры, объятия, поцелуи, почти вседозволенность и влечение души – Натали. «Как мне теперь жить в этой двойственности – в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой охватывает меня таким чистым любовным восторгом», — размышляет рассказчик. Его мучает вопрос: «За что так наказал меня Бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные…».

Читая рассказ, я думала о том, возможно ли такое: любить сразу двух? И простила ли бы я любимого, увидев его в объятиях другой? Бунин, я думаю, учит нас прощать. Мудрый писатель глубоко знал жизнь и понимал, что в ней часто переплетаются разные человеческие чувства. В описании жарких свиданий Сони и Мещерского нет пошлости, есть порывы юности, страсти, есть волнение, восхищение телом подруги, и чем бы это ни кончилось, всё равно останется в памяти героев. В описании же другой любви звучат иные мотивы – нежности, обожания, восхищения. Интересно, какая же любовь сильнее и прочнее? И опять нас учит мудрости жизни Бунин. Любовь к Соне забыта через пять дней после расставания, а многолетняя разлука с Натали лишь разожгла неутолённое высокое чувство, подарив героям подлинное, хотя и короткое счастье.

Трудно определить, что является кульминацией рассказа. Я думаю, что всё-таки это пятая глава. Она небольшая по объёму- всего одна страница, но именно здесь сливаются две стихии: стихия природы – буря, бушевавшая за стенами дома – и стихия чувств: только что признались в любви друг другу Мещерский и Натали, и сейчас же вновь поцелуи Сони и промелькнувшая со свечкой в руке, увидевшая их Натали. Как оказывается легко потерять только что обретённое счастье.

Действие, разворачивающееся в рассказе, имеет свои временные рамки. В первой-пятой главе – это несколько дней одного лета, в шестой коротко говорится о замужестве Натали, которое состоялось через год, а ещё через год герои (Мещерский и Натали) увидели друг друга на балу в Благородном собрании. Ещё через полтора года они встретились вновь в доме Натали после смерти её мужа и, прощаясь, «обменялись только несколькими словами и опять не глядели друг другу в глаза». Прошло ещё два года, когда наконец пришло к героям счастье. Седьмая глава – описание их встречи, а в конце главы одна короткая строка: «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах».

Любовь и смерть оказались рядом. Неоднократно критики писали о трагичности взглядов Бунина, соединившего эти два противоположных понятия. Вот как он сам объяснял этот мотив: «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни…, я был близок к самоубийству…»

В рассказе «Натали» автор создаёт портреты своих героев. О Мещерском мы узнаём от него самого. Ожидая девушек к утреннему чаю, он думает: «Вот сейчас войдут…, увидят меня, мою грузинскую красоту и красную косоворотку». Соню мы видим глазами рассказчика: её полные колени, ровный загар рук, сине-лиловые усмехающиеся глаза, каштановые густые и мягкие волосы, полнеющую грудь. В этом описании автор часто употребляет глаголы: блестеть, сиять, отливаться, что ещё больше подчёркивает прелесть её молодого тела.

А о внешности Натали мы узнаём впервые из уст Сони: «… прелестная головка, так называемые «золотые» волосы и чёрные глаза. И даже не глаза, а чёрные солнца, выражаясь по-персидски…» Потом видим её на протяжении всего повествования глазами рассказчика: вот она промелькнула «сверкнув золотистой яркостью волос и чёрными глазами», на балу – «в бальной высокой причёске, в бальном белом платье и стройных золотых туфельках»; потом мы видим «иноническую стройность её чёрного платья…, чистую молодую красоту лица, ресниц и глаз», и затем – она «в чём-то длинном, тёмном, шелковисто блестевшем». Юная девушка, дама, вдова, любовница проходят перед нами в этих описаниях. Течёт время, но неизменными остаются в Натали красота, душа, любовь.

В цикле рассказов «Тёмные аллеи» Бунин создаёт мозаичную картину, которая помогает представить общее состояние мира. Читая рассказ, я задумалась о нашем времени, в котором реально разрушаются духовные ценности, происходит их замещение скороспелыми и легкомысленными удовольствиями. В такой атмосфере важно сохранить в себе душу, данные человеку природой прекрасные чувства.

Вернуться к списку: Сочинение по литературе

Писать рецензии приходится не только критикам для оценки различных художественных произведений (книг, кинофильмов, театральных постановок), но и компетентным профессионалам, чтобы высказать аргументированное и объективное мнение о научных работах.

Что такое рецензия

РецензияРецензия – это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения или научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе, магистерской диссертации, курсовой или дипломного проекта и т. д.

Термин recensio имеет латинские корни и означает «рассмотрение, отзыв о чем-либо», поэтому основная задача рецензента – оценка произведения, его достоинств и недостатков. Главное при написании – объективность, справедливость и беспристрастность.

Формально рецензия может представлять собой:

  • развернутую аннотацию, в которой раскрывается основное содержание материала, особенности его композиции;
  • критическую или публицистическую статью с параллельным рассмотрением затронутых в первоисточнике актуальных общественных проблем;
  • эссе – рассуждения рецензента, сделанные на основе прочтения материала;
  • обзор – анализ нескольких произведений, объединенных тематикой, сюжетом, хронологией или по другому признаку.

Как писать

Перед тем как приступить к работе, рецензент должен тщательно изучить материал. В зависимости от цели написания отзыва могут быть использованы различные стили: публицистический или научный. Основной тип речи – рассуждение, изложение ведется исключительно в сдержанном тоне, без излишней эмоциональности.

Структура

Приблизительный план написания рецензии:

  1. Данные об авторе, названии и т. д.
  2. Краткий пересказ содержания (одно-два предложения).
  3. Отзыв-впечатление о прочитанном.
  4. Критический анализ: оценка формы, содержания, особенностей построения композиции, мастерства автора и стиля изложения. Выделение достоинств и недостатков.
  5. Аргументированная оценка всего произведения.

Написание рецензииЕсли рецензируется научная работа, то план должен состоять из следующих пунктов:

  1. Библиографическое описание – название, автор, его место учебы или работы.
  2. Основная часть:
    • оценка актуальности темы и полноты ее раскрытия;
    • анализ текста с точки зрения логичности структуры, достаточности количества цитат, подтверждающих глубокую теоретическую проработку вопроса;
    • соответствие использованных методов заявленной цели исследования;
    • степень выполнения поставленных задач и достижения цели.
  3. Достоинства и недочеты.
  4. Научная и практическая ценность работы.
  5. Соответствие оформления нормам ГОСТ или методических рекомендаций, грамотность.
  6. Рекомендации:
    • по итоговой оценке – для курсовых, контрольных или дипломов, рефератов и т. д.;
    • о возможности публикации – для статей, тезисов, докладов и т. д.;
    • о присвоении научной степени – для кандидатских и докторских диссертаций.
  7. Данные о рецензенте: Ф. И. О., должность, научное звание, место работы.

Особенности содержания

Рецензия в первую очередь должна быть объективной: первоисточник оценивается независимо от личных взглядов и пристрастий критика с позиции научной, практической или художественной значимости объекта анализа.

РецензияПри написании следует:

  • Избегать экспрессивно окрашенной лексики, сленга и пр. Рецензия должна быть понятной широкому кругу читателей и не содержать оскорблений автора первоисточника.
  • Стараться не перегружать текст второстепенными деталями.
  • Обеспечить доказательную базу. Рецензент обязан обосновать собственное мнение и отношение к предмету.

Если рецензируется художественное произведение, то главная задача заключается в раскрытии моментов, на которые непрофессионал может не обратить внимания.

Оформление

При оформлении рецензии в электронном виде необходимо придерживаться общих рекомендаций: шрифт – Times New Roman, 12–14 кегль, полуторный междустрочный интервал. Средний объем – от 1 до 3 тысяч печатных знаков, это порядка 1–2 вордовских страниц или бумажных листов формата А4.

Пример рецензии на эссе

Критический отзыв-анализ можно составить после знакомства с научной работой или прочтения, просмотра или изучения любого материала: литературного произведения, сочинения, кинофильма, книги.

Образец написания и оформления рецензии позволит составить ее правильно, не допустив грубых ошибок.

РЕЦЕНЗИЯ

на эссе Васильевой Н. Н.

на тему «_____________»

Автор работы демонстрирует глубокое понимание вопроса и оригинальную точку зрения.

Тема эссе раскрыта полно, без отклонений от основного хода рассуждений.

Эссе состоит из логически связанных между собой разделов: вступления, основной части и заключения. Начало отображает рассматриваемую проблематику.

Сложностей с восприятием текста нет. Автор использует различные языковые средства, работающие на целостность и органичность повествования: синонимы, антонимы, оправданный параллелизм синтаксических конструкций и др.

Следует отметить, что при содержательной и полемичной основной части выводы в финале сделаны не совсем четко. Но, возможно, это входило в замысел автора, чтобы читатель смог додумать их сам.

Удачно подобран глубокий, символичный эпиграф, который подчеркивает значимость тематики, придает завершенность тексту.

Язык изложения достаточно красочен и выразителен. В тексте используются различные художественные средства: метафоры, сравнения, гиперболы. Приемы, задействованные при написании эссе, полностью соответствуют жанру рассуждения. Стиль выдержан и не вызывает претензий. Есть несколько некритических орфографических и пунктуационных ошибок, речевые не замечены.

Подытоживая, следует отметить, что в целом работа выполнена на должном уровне: тщательно, аккуратно – и, несмотря на несущественные недочеты, заслуживает высокой оценки.

Главное при написании рецензии – не допустить банального пересказа прочитанного или увиденного материала. Необходимо поделиться своими впечатлениями, обязательно аргументировать положительные и отрицательные замечания, отметить актуальность и степень попадания произведения в целевую аудиторию. При рецензировании научных работ следует придерживаться общепринятого шаблона оценивания.

Нужна помощь в написании работы?

Рецензия на книгу пишется известными изданиями и критиками, а в силу популярности информационных технологий и интернета рецензии стали писать и обычные люди. Сегодня даже многие учебные заведения задают учащимся написание рецензии на книги и произведения литературы. Что такое рецензия, как писать обзоры ни литературные произведения и как составить рецензию согласно ГОСТ, ответы на эти вопросы можно найти в статье дальше.

Что такое рецензия на книгу?

Рецензия (review) – это критический анализ, характеристика и отзыв о прочитанном произведении, будь то книга, стихи, статья в печатном издании или научное исследование. Рецензии сегодня пишут не только к книгам, но и к кинофильмам, на научно популярную статью, студенческие работы и дипломы, на монографию и др.

Критерии успешной рецензии следующие:

  1. Предоставление полной информации об авторе, названии произведения, публикации и ключевых моментах в содержании.
  2. Четкий и грамотный разбор книги с ориентировкой рецензента на целевую аудиторию.
  3. Аналитические суждения о хорошем и плохом в произведении.
  4. Предоставление полного объема данных для формирования мнения о книге.
  5. Рецензия на недавно вышедшую книгу, а не переписанная работа с рецензии другого человека.
  6. Упоминание других публикаций и регалий автора.

В рецензии не должно быть ошибок и перехода на личность. Если рассматривать, чем отличается отзыв от рецензии, у рецензии объем должен быть 1000-3000 символов, если их будет меньше, в таком случае это будет письменный отзыв простого читателя, а если больше – критическая статья на художественное произведение.

Зачем нужны рецензии на литературные произведения?

Писать рецензии на стихи, книги, статьи, на текст любого формата можно для развития творческих способностей, личного саморазвития, а также для передачи впечатлений и мнения о прочитанном произведении. Чтобы сделать рецензию на любую книгу, у потенциального автора должна быть цель, например:

  • углубленное усвоение прочитанного материала;
  • для ведения блога и привлечения читателей;
  • для развития и проявления экспертных навыков, что привлечет внимание издательств.

В конечном итоге регулярное составление и публикация рецензий на литературные новинки и прочие издания могут стать основой для ведения коммерческой деятельности. Многие издательства нуждаются в профессиональных рецензентах, к тому же рецензии под заказ в дальнейшем можно составлять не только к художественной литературе, но и к кино, мюзиклам, дипломным и курсовым работам.

Структура рецензии

Нужна помощь в написании работы?

Рецензия в качестве авторского литературного обзора не должна напоминать сочинение или рерайт готового отзыва, взятого в интернете. При написании отклика важно использовать только собственные знания и суждения, а как начать и как пишется анализ произведения правильно, подскажет типовая структура рецензии на книгу. Она состоит из вступительной и основной части, критического анализа и выводов.

Нужна помощь в написании работы?

Введение

В качестве введения автору нужно оформить библиографическое описание произведения. Сюда входят такие факты, как указание наименования книги и данные автора, год публикации и издательство. Далее рецензенту нужно задать тон своего отклика, раскрыв жанр и основную идею книги.

Краткое содержание книги

В этом участке рецензии на эссе или на любимую книгу рецензенту нужно уделить внимание краткому пересказу содержания. На самом деле это достаточно трудоемкий процесс, так как большой объем информации нужно уместить в 2-3 предложения. Излишняя информация недопустима, но и упущение важных идей произведения также будет ошибкой.

Впечатление рецензента

В этой части рецензент должен предоставить читателю максимально объективное личное впечатление о прочитанном произведении. Здесь нельзя давать резкие оценки, переходить на личности или выражать эмоции. Настоящий эксперт всегда будет оставаться объективным и справедливым, даже если произведение ему не понравилось.

Анализ

Аналитическая часть рецензии на рассказ по литературе или научную публикацию должен быть емким и лаконичным, включая в себя несколько данных:

  • оценка названия книги;
  • оценка содержания произведения и структурирования текста;
  • оценка практической части.

То есть автор должен рассказать о том, насколько тема книги раскрыта в содержании, насколько понятна и интересна основная идея произведения. Можно также оценить, насколько совпадают время и место событий, раскрыты характеры персонажей и смена линий поведения.

Определение «хороших» и «плохих» сторон книги

Чтобы автор рецензии грамотно составил и воплотил план отзыва на книгу, во время написания сильных и слабых сторон произведения нужно обратить внимание на несколько критериев:

  • динамичность повествование и логичность сюжетных линий;
  • реалистичность персонажей, их характеров и линий поведения, достоверность и проработанность главных героев;
  • чувства, которые вызывают герои сюжета;
  • соответствие разных деталей в книге и реальности;
  • авторский язык и стиль написания;
  • логичность и хронология событий, реакция героев на них;
  • неповторимость и оригинальность идеи книги;
  • актуальность идеи;
  • личные ощущения.

При написании сильных и слабых сторон вовсе не обязательно брать за примеры и образец все указанные критерии, можно сказать о тех, что действительно есть в книге. Многое в написании рецензии, а главное, плюсов и минусов произведения зависит от того, какие виды литературы будут исследованы.

Итоги исследования материала и рекомендации для аудитории

Здесь автор может тезисным форматом обозначить личные выводы о произведении, оценить в принципе профпригодность и актуальность книги, а также поделиться рекомендациями для дальнейших читателей.

Чего не должно быть в хорошей рецензии? Распространенные ошибки

Чтобы понимать, как должна выглядеть и как оформить рецензию на литературное произведение, можно ознакомиться с советами специалистов и наглядными примерами. Помимо правил составления структуры нужно ознакомиться с типичными ошибками при написании рецензий к книгам, чтобы заранее их предупредить.

  1. Пересказ тех событий, которые будут присутствовать в книге. Рецензия это не изложение или эссе, а оценка эксперта.
  2. Переход на личности. Автор отклика не должен переходить рамки дозволенного, задевая автора книги и оскорбляя его работу.
  3. Фамильярность и хамство. Все личные суждения, эмоции и негативные оценки нужно держать в себе, рецензия должна быть объективной.
  4. Субъективные оценочные суждения. Если автор не знает, как написать отзыв без клише «плохо, хорошо, талантливо, бездарно, ему лучше не браться за такое дело.

Чтобы не допустить ошибок в составлении рецензии, особенно если речь идет о школьниках, которым задают подобные самостоятельные работы, в интернете можно посмотреть готовые шаблоны, например, образец для 9 класса рецензии по литературе и т. п.

Примеры правильных рецензий

Правила написания рецензии на книгу можно узнать в интернете, а можно наглядно на примере увидеть, как правильно строится структура и оценка в рецензии.

Рецензия на книгу «Капитанская дочь»

Среди всех произведений Александра Сергеевича Пушкина это одно из лучших творений! Автор в течение нескольких лет усиленно трудился над созданием книги, что вылилось в книге достоверными историческими датами и фактами из существующего восстания Емельяна Пугачева. Для этого Пушкин искал живых очевидцев события, чтобы донести до читателя максимально правдивую информацию.

Самый главный персонаж, который импонирует мне, как независимому читателю – это слуга Савельич, которого в ходе развития событий просто по-человечески жаль. Пережив множество испытаний и тяжб, этот человек смог сохранить свое мужество и свободный нрав. Поражает прямолинейность и безрассудство еще одного главного героя Петра Гринева, но благодаря этим качествам ему удается выжить и стать лучше. А все благодаря любви.

Автор произведения умело показывает читателю, как могут меняться характеры и души людей. Первоначальные образы к концу романа просто рассыпаются, хорошие становятся злодеями, плохие – становятся на путь исправления. Но максимально трогательным и захватывающим роман делают жизненные ситуации, красочные и романтичные описания. Исторические факты воспринимаются легко, так как в романе помимо них есть все – любовь, измены и предательства, благородство и преданность.

«Капитанская дочь» сможет растопить даже самое холодное сердце скептика. Не зря произведение удостоилось множества наград. Роман хочется перечитывать снова и снова, поэтому рекомендуют книгу все, кто ее еще не открывал.

Рецензия на книгу «Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок»

Рецензия на книгу «Дети мои»

Внимание!

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения.

Рассчитайте стоимость своей работы ->

Ðåöåíçèÿ íà ðàññêàç Æàííû Ðàéãîðîäñêîé «Ïîä êðóãëûì ñîëíöåì»

Ñ èíòåðåñîì ñëåæó çà òâîð÷åñòâîì çàìå÷àòåëüíîé ïèñàòåëüíèöû Æàííû Ðàéãîðîäñêîé. Íåäàâíî ïðî÷¸ë å¸ ðàññêàç «Ïîä êðóãëûì ñîëíöåì». http://proza.ru/2004/11/17-80
Ñêàçàòü, ÷òî ðàññêàç òàëàíòëèâ, áóäåò ìàëî. Îí ãåíèàëåí. Âîò ïåðâûé ðàç â æèçíè òàêîå ïèøó â ðåöåíçèè.
Èíòåðåñíûé ñþæåò, ñåðü¸çíàÿ òåìà, áåçóêîðèçíåííûé ñëîã, ïðåêðàñíî ïðîðàáîòàííûå õàðàêòåðû ãåðîåâ. Ïîçäðàâëÿþ, Æàííà!

Íî ðàçî÷àðîâàë êîíåö. ß îæèäàë áîëåå ãëóáîêîé ìûñëè.

Äà ðàññêàç ãåíèàëåí. Íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî åãî íåëüçÿ ðàçäîëáàòü. Áåç îáèä.  Ãåíèàëüíî, íî ìíå åñòü, ÷òî ñêàçàòü.
Íà÷èíàþ.
Ìíå î÷åíü íðàâèòñÿ, âñ¸, ÷òî ÿ ïðî÷¸ë ó Æàííû Ðàéãîðîäñêîé. Åäèíñòâåííûé ðàññêàç, êîòîðûé ìíå êàòåãîðè÷åñêè íå ïîíðàâèëñÿ – «Ìèðîòâîðåö».
È âîò ÷òî èíòåðåñíî, è â «Ìèðîòâîðöå» è â «Êðóãëîì ñîëíöå» íàëè÷åñòâóåò ïóòåøåñòâèå âî âðåìåíè. Íî åñëè «Ìèðîòâîðåö» íà ìîé âçãëÿä, ðàññêàç î÷åíü ñëàáûé, òî «Êðóãëîå ñîëíöå» – î÷åíü ñèëüíàÿ âåùü.
Ìèð, ãäå ïîëèòè÷åñêèå âçãëÿäû ÷åëîâåêà î÷åíü ëåãêî îïðåäåëèòü ïî ôîðìå øëÿïû: òðåóãîëüíàÿ èëè êðóãëàÿ. Äðóãèõ âàðèàíòîâ íåò. Èëè – èëè. Âîîáùå áåç øëÿïû òîæå íåëüçÿ: ïðèìóò çà ïðîñòîâîëîñîãî ëþäîåäà èç äåòñêèõ óæàñòèêîâ. Èäåÿ ãåíèàëüíàÿ, íà óðîâíå Ñòðóãàöêèõ, Øåêëè èëè Ëåìà.
Ñë-Ïðåä (íó è èìåíà â ýòîì ìèðå!), ãëàâíûé ãåðîé ëè÷íîñòü âåñüìà ñèìïàòè÷íàÿ. ×åñòíûé, áëàãîðîäíûé, ãóìàííûé, óìíûé. Âñïîìíèëñÿ Îðëàíäî èç «Ñêàçêè ñòðàíñòâèé». Òîëüêî Îðëàíäî – âðà÷, ïîýò è ôèëîñîô, à ãåðîé Æàííû – ïîýò, ôèëîñîô è âîèí. Îí «òðåóãîëüíûé äî ìîçãà êîñòåé» Çà ñâîè âçãëÿäû, à âåðîÿòíî, íå òîëüêî çà âçãëÿäû, íî çà ïîëèòè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü, îí îòïðàâëåí â ññûëêó.  ññûëêå ê íåìó ÿâëÿåòñÿ ïîñëàíåö èç áóäóùåãî, òîæå ïîýò Äðàí-Öîó. Äðàí-Öîó ñîîáùàåò, ÷òî òðåóãîëüíûå, âñ¸-òàêè, ïîáåäèëè, è ïðåäëàãàåò Ñë-Ïðåäó îòïðàâèòñÿ ñ íèì â áóäóùåå. Ñë-Ïðåä áåçóìíî ðàä. È ñíà÷àëà îí îò ýòîãî áóäóùåãî â âîñòîðãå. Íî ïîòîì îí çàìå÷àåò, ÷òî âëàñòü ðàçâðàòèëà òðåóãîëüíûõ, ÷òî îíè ïîãðÿçëè â ðàçâðàòå è íå äóìàþò î íàðîäå.  òî âðåìÿ, êàê çàïðåù¸ííûå êðóãëûå – çà íàðîä. È Ñë-Ïðåä ïåðåõîäèò íà ñòðîíó êðóãëûõ.

Íó, à òåïåðü – ðàçáîð.

Èòàê, êàê ÿ óæå ïèñàë, ñëîã àâòîðà áåçóïðå÷åí. Ãåðîé â ñâîèõ ðàññóæäåíèÿõ ïîñëåäîâàòåëåí è ëîãè÷åí. À âîò âñåãäà ëè ëîãè÷åí àâòîð? Äëÿ ìåíÿ âàæíà, âíóòðåííÿÿ ëîãèêà ïðîèçâåäåíèÿ. Ñêàæó: ëîãè÷åí. Íî íå âñåãäà. Íó, âîò, íàïðèìåð, âîïðîñ: ïåðåäâèæåíèå âî âðåìåíè. Òî, ÷òî îíî â äàííîì ïðîèçâåäåíèè âîçìîæíî, ýòî ïîíÿòíî: íà òî è ôàíòàñòèêà. Íî âîïðîñ: ýòî ñëîæíàÿ, äîðîãàÿ îïåðàöèÿ, êàê äëÿ íàñ – ïîë¸ò â Êîñìîñ èëè îïåðàöèÿ ïðîñòàÿ è ïîâñåäíåâíàÿ, êàê äëÿ íàñ – ïîõîä â ìàãàçèí? Åñëè ïåðâîå, òî ïî÷åìó ïåðååçä ïðîèñõîäèò ñòîëü ïðîñòî è áóäíè÷íî, ïî÷åìó Äðàí-Öîó îòïðàâëÿåòñÿ â ïðîøëîå îäèí, â íå â ñîñòàâå ýêñïåäèöèè? Ïî÷åìó Ñë-Ïðåä ïîïàäàåò íå â íàó÷íóþ ëàáîðàòîðèþ, ãäå åãî îáñëåäóåò ñîíì ó÷¸íûõ, à â äîì êàêîãî-òî Äðàí-Öîó? Ïðè÷¸ì, Äðàí-Öîó íå äåëàåò ñåêðåòà èç òîãî, ÷òî ïðèâ¸ç ïîýòà èç ïðîøëîãî. Íó, ïðåäñòàâèì ñåáå, ÷òî êàêîé-íèáóäü ãðàôîìàí ñëåòàë â XIX âåê, ïðèâ¸ç îòòóäà Ëåðìîíòîâà è ïîñåëèë â ñâîåé êâàðòèðå, à ïîòîì ñîîáùèë îá ýòîì íà äðóæåñêîé ïîïîéêå, êàê áû, ìåæäó ïðî÷èì.
Âàðèàíò âòîðîé: ïåðåäâèæåíèå âî âðåìåíè ïðîñòî è îáùåäîñòóïíî, êàê ïîåçäêà íà äà÷ó. Íî òîãäà òàêèå ïîåçäêè äîëæíû ïðîèñõîäèòü ïîñòîÿííî. Ëþäè äîëæíû âñ¸ âðåìÿ ñíîâàòü òóäà-ñþäà. Ãäå æå îñòàëüíûå ïóòåøåñòâåííèêè âî âðåìåíè?
Åñòü è òðåòèé âàðèàíò: ãåíèàëüíûé èçîáðåòàòåëü, òèïà Øóðèêà èç «Èâàíà Âàñèëüåâè÷à». Íî ýòî òî÷íî íå ïðî Äðàíà-Öîó.

Èä¸ì äàëüøå. Îêàçàâøèñü â íåïðèâû÷íîé îáñòàíîâêå Ñë-Ïðåä äîëæåí êàêîå-òî âðåìÿ îáæèâàòüñÿ, îñâàèâàòüñÿ. Êàê òîò æå Èâàí Âàñèëüåâè÷ èëè êàê Õîòòàáû÷. Êàê-òî ñëèøêîì áûñòðî îí îñâîèëñÿ.
Äàëåå, â êàôå îí ðàñïëà÷èâàåòñÿ «ïðåçðåííûì ìåòàëëîì». Êàê? Ìîíåòàìè ñâîåãî âðåìåíè? Èëè çà 400 ëåò äåíüãè íå èçìåíèëèñü? Èëè Äðàí-Öîó äàë åìó êàðìàííûå äåíüãè? Èëè âìåñòî ìîíåò â ýòîì ìèðå èñïîëüçóþòñÿ ñëèòêè?

Ëàäíî. Âñ¸ ýòî ìîè ïðèäèðêè.  ëèòåðàòóðå äîïóñòèìà íåêàÿ óñëîâíîñòü. «Ïîä êðóãëûì ñîëíöåì» – ðàññêàç-ïðèò÷à, ãëàâíàÿ çàäà÷à êîòîðîãî – äîíåñòè îñíîâíóþ ìûñëü àâòîðà. Ìîé ðîìàí «×òî íðàâèòñÿ äóõàì?», äåéñòâèå êîòîðîãî ïðîèñõîäèò â êîíöå Íåîëèòà, ëåãêî ðàçäîëáàë áû ëþáîé èñòîðèê, äà è ïðîñòî ÷åëîâåê, ìàëî-ìàëüñêè çíàêîìûé ñ òåìîé. Íî ÿ è íå ñòàâèë çàäà÷ó íàïèñàòü ðåàëèñòè÷åñêèé ðîìàí î æèçíè ïåðâîáûòíûõ ëþäåé. Ãëàâíîå – äîíåñòè ìûñëü. À íà èñòîðè÷åñêóþ äîñòîâåðíîñòü ÿ è íå ïðåòåíäîâàë. À âîò ⠫Ƹëòîé äà÷å» è «Âèðóñå ëþáâè» ÿ êðàéíå ñêóðïóë¸çåí, è äåëàþ âñ¸ âîçìîæíîå, ÷òîáû íèêòî íå ìîã ñêàçàòü: «Ý, áàòåíüêà, à âîò ýòîãî áûòü íèêàê íå ìîãëî!»

×òî åù¸? Îïÿòü áóäó õâàëèòü. Âñå ãåðîè ðàññêàçà óáåäèòåëüíû. Âîò â âûøåóïîìÿíóòîì «Ìèðîòâîðöå» ÿ ãåðîÿì íå âåðþ. À òóò âåðþ êàæäîìó ñëîâó. Óïîìÿíó åù¸ îäíî ïðîèçâåäåíèå Æàííû Ðàéãîðîäñêîé: «Ïðåäñêàçàíèå». Ðàññêàç òîæå ñèëüíûé, íî îäíî ìåñòî ìíå íå ïîíðàâèëîñü. Ãëàâíûé ãåðîé, ñîâåðøèâ íåáëàãîâèäíûé ïîñòóïîê, ïûòàåòñÿ îïðàâäàòüñÿ ïåðåä ñàìèì ñîáîé. È äåëàåò îí ýòî, íà ìîé âçãëÿä, êðàéíå íåóáåäèòåëüíî. È ãëàâíîå, â ìîíîëîãå ãåðîÿ ñêâîçèò àâòîðñêàÿ èðîíèÿ. ß íàïèñàë îá ýòîì â ðåöåíçèè, íî Æàííà ñî ìíîé íå ñîãëàñèëàñü, îòâåòèâ, ÷òî ëþäè, ïûòàþùèåñÿ îïðàâäàòüñÿ ïåðåä ñîáîé, âîîáùå âñåãäà íåóáåäèòåëüíû. ×òî æ, ìîè ãåðîè òîæå ìîãóò êîìó-òî ïîêàçàòüñÿ íåóáåäèòåëüíûìè.  ìî¸ì ðàññêàçå «Âåëèêèé Þæíûé íàáåã» ãëàâíûé ãåðîé – áëàãîðîäíûé áàáíèê Ðîìàí Ãóñàðîâ ïðîâ¸ë íî÷ü ñ îòâðàòèòåëüíîé æåíùèíîé, íàñòîÿùåé äðÿíüþ è î÷åíü ïåðåæèâàåò ïî ýòîìó ïîâîäó. Æàííà íå ïîâåðèëà. Ñóäÿ ïî âñåìó, îíà, âîîáùå, íå ïîíèìàåò ýòîò òèï ÷åëîâåêà. ×åñòíûé áàáíèê äëÿ íå¸ – îêñþìîðîí. Óæ åñëè áàáíèê, òî åìó âñ¸ ðàâíî ñ êåì ñïàòü, ëèøü áû ïîëó÷èòü óäîâîëüñòâèå. À åñëè ÷åñòíûé, òî ïðåäàí îäíîé äàìå. Ïî êðàéíåé ìåðå, íà áëèæàéøóþ ïåðñïåêòèâó. Òàê (åñëè ÿ ïðàâèëüíî ïîíÿë) ñ÷èòàåò Æàííà. Ÿ ïðàâî.
Íî â «Êðóãëîì ñîëíöå» ãåðîè áåçóïðå÷íû. Âåðþ èì!

À âîò òåïåðü î ãëàâíîì: îá îñíîâíîé èäåå ðàññêàçà è ïî÷åìó ìåíÿ ðàçî÷àðîâàë åãî êîíåö.
Îïðåäåëåíèå èç «Âèêèïåäèè»:
Äèõîòîìè;ÿ (ãðå÷. ;;;;;;;;;: ;;;;, «íàäâîå» + ;;;;, «äåëåíèå») — ðàçäâîåííîñòü, ïîñëåäîâàòåëüíîå äåëåíèå íà äâå ÷àñòè, áîëåå ñâÿçàííûå âíóòðè, ÷åì ìåæäó ñîáîé. Ñïîñîá ëîãè÷åñêîãî äåëåíèÿ êëàññà íà ïîäêëàññû, êîòîðûé ñîñòîèò â òîì, ÷òî äåëèìîå ïîíÿòèå ïîëíîñòüþ äåëèòñÿ íà äâà âçàèìîèñêëþ÷àþùèõ ïîíÿòèÿ
Ìèð, â êîòîðîì ïðîèñõîäèò äåéñòâèå ðàññêàçà, äèõîòîìè÷åí.  Òû èëè òðåóãîëüíûé èëè êðóãëûé. Òðåòüåãî íå äàíî.

Äèõîòîìèÿ â ìèðå ðåàëüíî âñòðå÷àåòñÿ. Íàïðèìåð, æèâûå è ì¸ðòâûå. Åñëè àáñòðàãèðîâàòüñÿ îò ñóùåñòâ, íàõîäÿùèõñÿ â ïðîöåññå óìèðàíèÿ. Ìóæ÷èíû è æåíùèíû (ãåðìàôðîäèòû íå â ñ÷¸ò, òåì áîëåå, ÷òî ñ ãåíåòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ îíè âñ¸ ðàâíî èëè ìóæ÷èíû èëè æåíùèíû) Ðàñòåíèÿ è æèâîòíûå… óæå íå äèõîòîìèÿ, ïîòîìó ÷òî ãðèáû íå îòíîñÿòñÿ íè ê æèâîòíûì, íè ê ðàñòåíèÿì. À âîò â ãîëîâàõ äèõîòîìèÿ âñòðå÷àåòñÿ ãîðàçäî ÷àùå. Ïîìíèòå: «Êòî íå ñ íàìè, òîò ïðîòèâ íàñ»? Ýòî åù¸ íàçûâàåòñÿ ÷¸ðíî-áåëûì âîñïðèÿòèåì. ×åëîâåêó òðóäíî âîñïðèíèìàòü ìèð âî âñåé åãî ñëîæíîñòè. Õî÷åòñÿ óïðîñòèòü. À äèõîòîìèÿ – ñàìîå ïðîñòîå. Áîëüøèíñòâî ñêàçîê ïîñòðîåíî íà ïðèíöèïå äèõîòîìèè. Äîáðî è çëî. ×òî íå äîáðî – òî çëî. Èâàí Öàðåâè÷ è Êîùåé Áåññìåðòíûé, Èâàí Êðåñòüÿíñêèé Ñûí è ×óäî-Þäî ïîãàíîå, Áóðàòèíî è Êàðàáàñ-Áàðàáàñ, ×èïîëèíî è ñèíüîð Ïîìèäîð. Íåêîòîðûå ëþäè äóìàþò, ÷òî è â æèçíè òàê. Êñòàòè, è â øêîëüíûõ ó÷åáíèêàõ èñòîðèè, ïî ñóòè, òî æå ñàìîå. Òà æå áîðüáà ñèë äîáðà è çëà. Íàøè è ñóïîñòàòû. Õîðîøèå è ïëîõèå. Çà÷àñòóþ, î íåêîòîðûõ äåÿíèÿõ «ïîëîæèòåëüíûõ» ãåðîåâ øêîëüíûå ó÷åáíèêè óìàë÷èâàþò íàìåðåíî. Íàïðèìåð, Áîãäàí Õìåëüíèöêèé. Íå çíàþ, ÷òî ãîâîðÿò î í¸ì ñåé÷àñ, íî êîãäà ÿ ó÷èëñÿ, ãîâîðèëè òîëüêî õîðîøåå. Ãåðîé, áîðåö çà ñâîáîäó ñâîåãî íàðîäà. À, âåäü, íà ñàìîì äåëå, ìåðçàâåö, óáèéöà è ñàäèñò, ñðàâíèìûé ïî æåñòîêîñòè ñ Ãèòëåðîì. Íî, âåäü, âîññîåäèíåíèå Óêðàèíû ñ Ðîññèåé, ýòî õîðîøî, ïðàâäà? À ðàç òàê, òî çà÷åì äåòÿì çàáèâàòü ãîëîâû? Ïóñòü äóìàþò, ÷òî Áîãäàøà áûë äîáðûì è õîðîøèì! Ïàòðèîòàìè âûðàñòóò! À êàê îíî íà ñàìîì äåëå – íåâàæíî… Âîò òàê è ðàñòÿò ëþäåé, ñ ÷åðíî-áåëûì ìûøëåíèåì.

Áûâàåò, áåñåäóåøü ñ ÷åëîâåêîì, à îí áåð¸ò òåáÿ çà ãðóäêè, åñëè íå ðåàëüíî, òî ôèãóðàëüíî è òðåáóåò îòâåòà: «Íåò, ñêàæè, òû çà êîãî?» À åñëè ÿ íå çà êîãî? Åñëè ó ìåíÿ ñîâñåì òðåòüå ìíåíèå è íè ñ îäíîé ñòîðîí ÿ íå ñîãëàñåí? Åñëè ÿ îòðèöàòåëüíî îòíîøóñü ê Áàíäåðå è Øóõåâè÷ó, òî ÿ óæå âàòíèê è äîëæåí ñëàâèòü Ïóòèíà?
Ó ìåíÿ íà ýòó òåìó ñòàòüÿ åñòü: «Íå îáíèìàéòå êðîêîäèëà!» http://proza.ru/2014/11/19/2025  http://www.lbk.ru/showthread.php?18950  Íå îáÿçàòåëüíî ïðèíèìàòü ÷üþ-òî ñòîðîíó. ×àñòî, îáå ñòîðîíû íåïðàâû.

À áûâàåò òàê, ÷òî ïðèõîäèòñÿ âûáèðàòü ìåíüøåå èç çîë. Íî â ýòîì ñëó÷àå íóæíî îòäàâàòü ñåáå îò÷¸ò, ÷òî ìåíüøåå çëî, âñ¸ ðàâíî – çëî è íå ïûòàòüñÿ ñåáå è äðóãèì äîêàçûâàòü îáðàòíîå.

×åì ìíå íðàâèòñÿ òâîð÷åñòâî Æàííû Ðàéãîðîäñêîé, òàê ýòî íåîäíîçíà÷íîñòüþ. Èëè, ñêàçàòü ïî-äðóãîìó, ÍÅäèõîòîìè÷íîñòüþ. Ó ïîëîæèòåëüíûõ ãåðîå⠖ íåäîñòàòêè, îòðèöàòåëüíûå, íàîáîðîò, â ÷¸ì-òî áûâàþò ïðàâû. Ìèð íå ÷åðíîáåë, íå äèõîòîìè÷åí. ß äóìàë, ÷òî ê ýòîìó æå âûâîäó ïðèä¸ò è ãåðîé ðàññêàçà. Âîò îí óáåäèëñÿ, ÷òî òðåóãîëüíûå, ïðèäÿ ê âëàñòè, îòäàëèëèñü îò íàðîäà, ïîãðÿçëè â ïîðîêàõ. À òóò – òàêîé ñèìïàòè÷íûé Íèê-Ìóð! ß ïðåäñòàâëÿë ñåáå ðàçâèòèå ñîáûòèé òàêèì: Ñëàâ-Ïðåä èä¸ò ñ Íèê-Ìóðîì. Ïðèõîäÿò îíè â îáèòåëü êðóãëûõ. È ñíà÷àëà Ñëàâ-Ïðåä â âîñòîðãå: ìèëûå, ñëàâíûå ðåáÿòà, ãåðîè, ðèñêóþùèå æèçíüþ ðàäè íàðîäà. Íî ïîñòåïåííî î÷àðîâàíèå óëåòó÷èâàåòñÿ, è Ñëàâ-Ïðåä ïîíèìàåò, ÷òî ïîïàë â ñåêòó ôàíàòèêîâ, êîòîðàÿ, ê òîìó æå, ðóêîâîäèìà õèòðûìè ïîäëåöàìè. È âûâîä: íè ñ òåìè îí íå ïîéä¸ò íè ñ ýòèìè. È, âîîáùå, äåëåíèå âñåõ ëþäåé íà êðóãëûõ è òðåóãîëüíûõ ãëóïî.  êîíöå êîíöîâ, åñòü â ãåîìåòðèè äðóãèå ôèãóðû: êâàäðàòû, òðàïåöèè, ìíîãîóãîëüíèêè, çâ¸çäû… È ãîëîâíûõ óáîðîâ òîæå ãîðàçäî áîëüøå: óøàíêè, êàñêè, øëåìû, áóä¸íîâêè, òþáåòåéêè, ïèëîòêè… Àõ, äà! Ýòî â íàøåì ìèðå. Íî ãåîìåòðèÿ â òîì ìèðå, íàäåþñü, òà æå?
ß äàæå çàãîòîâèë ôðàçó äëÿ áóäóùåé ðåöåíçèè. Âîò îíà:
«Íåóìíûé ÷èòàòåëü ñïðîñèò: «Òàê… ß íå ïîíÿë, òàê êòî æå âñ¸-òàêè õîðîøèé: êðóãëûå èëè òðåóãîëüíûå? Îáúÿñíèòå ìíå!» Íó, êàê åìó îáúÿñíèøü, ÷òî ìîæíî áûòü íå çà  òåõ è íå çà ýòèõ, à ïðîñòî çà ïðàâäó?»
Íî ãåðîé, ê ñîæàëåíèþ, òàê è íå ñìîã âûðâàòüñÿ çà ðàìêè äèõîòîìèè. Ïðîñòî ðàçâåðíóëñÿ íà 180°. È ïðè òîì îí ñàì âñïîìèíàåò ñêàçêó, â êîòîðîé ðûöàðü, ïîáåäèâøèé äðàêîíà, ñàì ïðåâðàùàþòñÿ â äðàêîíà. Çíà÷èò, ïîíèìàåò, ÷òî âñ¸ ìîæåò ñíîâà ïåðåâåðíóòüñÿ ñ ãîëîâû íà íîãè (ñ íîã íà ãîëîâó óæå ïåðåâåðíóëîñü).

 ïðî÷åì, â ðàññêàçå Æàííû Ðàéãîðîäñêîé äîáðî è çëî âîâñå íå àáñòðàêòíû. Ïîëèòè÷åñêèå íàì¸êè ïðåäåëüíî ïðîçðà÷íû.
Òðåóãîëüíûå – òðè ñòîðîíû òðåóãîëêè: Ñâîáîäà, Ðàâåíñòâî, Áðàòñòâî.  Êîðîëü æå, ÿñíîå äåëî, êðóãëûé. È ðîñêîøü êðóãëûå ëþáÿò. Òî åñòü, òðåóãîëüíûå – ýòî ðåâîëþöèîíåðû-äåìîêðàòû, à êðóãëûå – ýòî, íó, äàæå íå îáÿçàòåëüíî ìîíàðõèñòû, íî òå, êîòîðûå çà  ïîðÿäîê, óñòîè è òðàäèöèè. Èëè ïðîùå ãîâîðÿ, òðåóãîëüíûå – ëåâûå, à êðóãëûå – ïðàâûå.
Êñòàòè, âñïîìíèë îäèí ôàêò: Ïàâåë I çàïðåòèë êðóãëûå øëÿïû, êàê ñèìâîë âîëüíîäóìñòâà. È ïðåäïèñàë íîñèòü òðåóãîëüíûå. Òàê ÷òî â òå âðåìåíà áûëî íàîáîðîò. Òðåóãîëüíûå íîñèëè êðóãëûå øëÿïû, à êðóãëûå – òðåóãîëêè.
Äàæå ñòðàííûå èìåíà âïîëíå ïîääàþòñÿ ðàñøèôðîâêå. Ñë-Ïðåä, ýòî, êîíå÷íî, Ñëàâíûé Ïðåäîê, Äðàí-Öîó – äðàíûé è ñ äðÿíöîé. Íèê-Ìóð – ìóð-ìóð, êàêîé õîðîøèé! Íàè-Äó, ýòî, êîíå÷íî æå, ñàìà Æàííà Ðàéãîðîäñêàÿ. Âåðîÿòíî, êàêîé-òî äðàíûé Öîó íà êàêîì-òî ëèòåðàòóðíîì ìåðîïðèÿòèè íåñïðàâåäëèâî è ãëóïî ðàñêðèòèêîâàë å¸ ïðîèçâåäåíèÿ, íàõàìèë æåíùèíå, âîò è ïîïàë â ïðîòîòèïû. Äà ñòàëêèâàëñÿ è ÿ ñ òàêèìè.
À âîò êòî æå Àë Ñå? Ïîýò. Êóäðÿâûé, ê òîìó æå. Íó, êîíå÷íî æå, Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷!
Íî… Íå óâåðåí, ÷òî Ïóøêèíà ìîæíî ñ÷èòàòü êðóãëûì. Îí-òî êàê ðàç â äèõîòîìèþ íèêàê íå óêëàäûâàåòñÿ. Äà, áûëè ó íåãî î÷åíü êðóãëûå ñòèõè. Íî áûëè è òðåóãîëüíûå.

Òîâàðèù, âåðü: âçîéäåò îíà,
Çâåçäà ïëåíèòåëüíîãî ñ÷àñòüÿ,
Ðîññèÿ âñïðÿíåò îòî ñíà,
È íà îáëîìêàõ ñàìîâëàñòüÿ
Íàïèøóò íàøè èìåíà!

Ýòî êðóãëî? Ýòî î÷åíü äàæå òðåóãîëüíî!

À âîò ýòî?

Ìû äîáðûõ ãðàæäàí ïîçàáàâèì
È ó ïîçîðíîãî ñòîëïà
Êèøêîé ïîñëåäíåãî ïîïà
Ïîñëåäíåãî öàðÿ óäàâèì.

Óæ êóäà òðåóãîëüíåå! Óãëû òàê è êîëþòñÿ!
Ïóøêèí íå êðóãëûé è íå òðåóãîëüíûé. Ó íåãî îñîáàÿ ôîðìà.
Íó, äà, âñ¸ ïîíÿòíî! Âëàñòü ïîðòèò. Òðåóãîëüíûå ïðèøëè ê âëàñòè è ñêóðâèëèñü. Áûâàåò. Åù¸ êàê! Âñïîìíèòü, õîòÿ áû, çàæðàâøèõñÿ ïàðò÷èíîâíèêîâ â ïîçäíåì ÑÑÑÐ. Òå, êòî äåëàë ðåâîëþöèþ, óâèäåâ èõ, äîëãî áû ïëåâàëèñü. Íî âîò â òî, ÷òî êðóãëûå âäðóã ñòàëè çà íàðîä, â ýòî, óæ ïðîñòèòå, íå ïîâåðþ íèêàê.  ×òî ïðèêðûâàÿñü èíòåðåñàìè íàðîäà, îíè ïûòàþòñÿ ñíîâà ïðèéòè ê âëàñòè – âåðþ. Îíè çëî êðèòèêóþò ñóùåñòâóþùóþ âëàñòü. Êðèòèêóþò ñïðàâåäëèâî. Âåäü, åñòü, çà ÷òî! «Ýõ! Áûëî âðåìÿ! ×åñòü, áëàãîðîäñòâî! Ðûöàðñòâî! À òåïåðü…»  Âîò, òî Îá ýòîì, êñòàòè, ïèñàëè åù¸ Ìàðêñ è Ýíãåëüñ â ñâî¸ì «Ìàíèôåñòå»:
«Ôðàíöóçñêàÿ è àíãëèéñêàÿ àðèñòîêðàòèÿ ïî ñâîåìó èñòîðè÷åñêîìó ïîëîæåíèþ áûëà ïðèçâàíà ê òîìó, ÷òîáû ïèñàòü ïàìôëåòû ïðîòèâ ñîâðåìåííîãî áóðæóàçíîãî îáùåñòâà. Âî ôðàíöóçñêîé èþëüñêîé ðåâîëþöèè 1830 ã. è â àíãëèéñêîì äâèæåíèè â ïîëüçó ïàðëàìåíòñêîé ðåôîðìû  íåíàâèñòíûé âûñêî÷êà åù¸ ðàç íàí¸ñ åé ïîðàæåíèå. Î ñåðü¸çíîé ïîëèòè÷åñêîé áîðüáå íå ìîãëî áûòü áîëüøåé ðå÷è. Åé îñòàâàëàñü òîëüêî ëèòåðàòóðíàÿ áîðüáà. Íî è â îáëàñòè ëèòåðàòóðû ñòàðûå ôðàçû âðåì¸í Ðåñòàâðàöèè ¬– ñòàëè óæå íåâîçìîæíû. ×òîáû âîçáóäèòü ñî÷óâñòâèå, àðèñòîêðàòèÿ äîëæíà áûëà ñäåëàòü âèä, ÷òî îíà óæå íå çàáîòèòñÿ î ñâîèõ ñîáñòâåííûõ èíòåðåñàõ è ñîñòàâëÿåò ñâîé îáâèíèòåëüíûé àêò ïðîòèâ áóðæóàçèè òîëüêî â èíòåðåñàõ ýêñïëóàòèðóåìîãî ðàáî÷åãî êëàññà. Îíà äîñòàâëÿëà ñåáå óäîâëåòâîðåíèå òåì, ÷òî ñî÷èíÿëà ïàñêâèëè íà ñâîåãî íîâîãî âëàñòèòåëÿ è øåïòàëà åìó íà óõî áîëåå èëè ìåíåå çëîâåùèå ïðîðî÷åñòâà.
Òàê âîçíèê ôåîäàëüíûé ñîöèàëèçì: íàïîëîâèíó ïîõîðîííàÿ ïåñíü — íàïîëîâèíó ïàñêâèëü, íàïîëîâèíó îòãîëîñîê ïðîøëîãî — íàïîëîâèíó óãðîçà áóäóùåãî, ïîä÷àñ ïîðàæàþùèé áóðæóàçèþ â ñàìîå ñåðäöå ñâîèì ãîðüêèì, îñòðîóìíûì, ÿçâèòåëüíûì ïðèãîâîðîì, íî âñåãäà ïðîèçâîäÿùèé êîìè÷åñêîå âïå÷àòëåíèå ïîëíîé íåñïîñîáíîñòüþ ïîíÿòü õîä ñîâðåìåííîé èñòîðèè.
Àðèñòîêðàòèÿ ðàçìàõèâàëà íèùåíñêîé ñóìîé ïðîëåòàðèàòà êàê çíàìåíåì, ÷òîáû ïîâåñòè çà ñîáîþ íàðîä. Íî âñÿêèé ðàç, êîãäà îí ñëåäîâàë çà íåþ, îí çàìå÷àë íà å¸ çàäó ñòàðûå ôåîäàëüíûå ãåðáû è ðàçáåãàëñÿ ñ ãðîìêèì è íåïî÷òèòåëüíûì õîõîòîì.»
Âîò íå òî ëè äåëàåò Íèê-Ìóð? Îõîòíî âåðþ, ÷òî ñàì ïî ñåáå îí ÷åëîâåê õîðîøèé è èñêðåííå âåðèò â ïðàâåäíîñòü ñâîåãî äåëà. Ýòàêèé íàèâíûé ðîìàíòèê.
Äà, íàïîðòà÷èëè òðåóãîëüíûå! Íó, âîò êòî-òî êðè÷èò: «Íåïðàâäà! Âñ¸ áûëî ÷óäåñíî!», êòî-òî ïîíèìàåò: «Äà, íàïîðòà÷èëè. Õîòÿ èäåÿ áûëà ïðàâèëüíàÿ», à êòî-òî ñêàæåò: «À! Âîò âèäèòå, äî ÷åãî äîâåëè ýòè èäåè ñâîáîäû, ðàâåíñòâà è áðàòñòâà? Íå íóæíû îíè íàì! Íàì íóæíà äóõîâíîñòü, âåðà, ïàòðèîòèçì!» Îòñþäà è óâëå÷åíèå áåëîãâàðäåéùèíîé, íàïðèìåð. È ïîòîìêè áàòðàêîâ ñî ñëåçàìè íà ãëàçàõ ñëóøàþò ïåñíþ ïðî ïîðó÷èêà Ãîëèöûíà è êîðíåòà Îáîëåíñêîãî. Íî ýòî åù¸ íå ñàìîå õóäøåå. Âîò ñåé÷àñ ïåðåäî ìíîé ëåæèò çàìå÷àòåëüíàÿ è î÷åíü ñòðàøíàÿ äîêóìåíòàëüíàÿ êíèãà Â. Öûïèíà «Ãîðîä Ïóøêèí â ãîäû âîéíû»  êíèãå ïðèâîäÿòñÿ îòðûâêè èç äíåâíèêà íåêîé Îñèïîâîé. Îñèïîâà ýòà î÷åíü çëà íà Ñîâåòñêóþ âëàñòü. È êðèòèêóåò å¸. Âî ìíîãîì, çà äåëî. À ïîòîì ïðèâåòñòâóåò ïðèõîä íåìöåâ. Ìîë, âîò îíè, íàøè ñïàñèòåëè! Âåðíóò íàì êóëüòóðó, âîçðîäÿò ìàòóøêó-Ðîññèþ. Ïîòîì ýòà Îñèïîâà, ïðàâäà, â íåìöàõ ðàçî÷àðîâàëàñü, íî ýòî, êàê ãîâîðèòñÿ, óæå äðóãàÿ èñòîðèÿ. À íåêîòîðûå è ñåé÷àñ îïðàâäûâàþò ïðåäàòåëåé Âëàñîâà, Êðàñíîâà è Øêóðî: «Îíè æå ïðîòèâ áîëüøåâèêîâ ñðàæàëèñü!»
Âèæó, âèæó íåäîñòàòêè òðåóãîëüíûõ. È áëàãîãëóïîñòè, è ïðåñòóïëåíèÿ. È áóäó èõ êðèòèêîâàòü æ¸ñòêî è áåñïîùàäíî. Íî íå ñ êðóãëûìè â îäíîé óïðÿæêå!
À âîò åñëè ïðèìåíèòü ê íûíåøíåé ðîññèéñêîé âëàñòè êëàññèôèêàöèþ Æàííû, òî êàêîâà îíà, ýòà âëàñòü? ßñíîå äåëî: êðóãëàÿ! È äàæå î÷åíü. Âñå ýòè äóõîâíûå ñêðåïû, ïîïÛ âñþäó, ðàçãëàãîëüñòâîâàíèÿ î ïàòðèîòèçìå… Òàê ÷òî æå õîòåëà ñêàçàòü Æàííà? Íåóæåëè: «Ðîññèÿ âñòà¸ò ñ êîëåí. Âîêðóã âðàãè! Òàê ñïëîòèìñÿ æå âîêðóã íàøåãî ïðåçèäåíòà ïðîòèâ ãíèëîãî Çàïàäà, ëèáåðàñòîâ, äåðüìîêðàòîâ è êîììóíÿê!» Åñëè ýòî, òî ÿ î÷åíü ðàçî÷àðîâàí. Íàäåþñü, ÷òî ýòî íå òàê. Æàííà ñîâñåì íå ïðèìèòèâíà è íå äèõîòîìè÷íà.
Âîò òàê çàêàí÷èâàåòñÿ ðàññêàç Æàííû:
«   ß èäó, è êðóãëîå ñîëíöå ïîäìèãèâàåò ñ íåáåñ.»
 êîíöå ñòîèò òî÷êà. À íàäî áû ìíîãîòî÷èå.
Âåäü èíòåðåñíî ÷òî æå áóäåò ñ ãåðîÿìè äàëüøå? ×òî áóäåò ñî ñòðàíîé?
Âîò èä¸ò Ñë-Ïðåä è ñîëíöå åìó ïîäìèãèâàåò? Õåïïè ýíä! Ãåðîé íàø¸ë, ÷òî èñêàë!  È êóäà æå îí èä¸ò? Íàâñòðå÷ó ñëàâå è íîâûì ïîäâèãàì? Âîò ñêèíóò êðóãëûå òðåóãîëüíûõ è òàêàÿ æèçíü íàñòàíåò, ÷òî ïîìèðàòü íå íóæíî!… Ñàìà-òî Æàííà â ýòîò âàðèàíò âåðèò? Íå äóìàþ. È ñêàçêó ïðî äðàêîíà ãåðîé âñïîìíèë íå çðÿ. Ïðèäóò êðóãëûå ãåðîè – ñàìè ñòàíóò äðàêîíàìè.
Èòàê, êàêèå åñòü âîçìîæíûå âàðèàíòû ïðîäîëæåíèÿ.
Ïðî ïåðâûé ÿ óæå ïèñàë. Ïîêðóòèâøèñü ñðåäè êðóãëûõ, Ñë-Ïðåä óáåæäàåòñÿ, ÷òî ïîïàë íå òóäà.
À åñëè íåò? ×òî áóäåò ÷åðåç 20, 10, äà äàæå 5 ëåò? Ñóäüáà Äðàí Öîó èíòåðåñóåò ìåíÿ ìåíüøå âñåãî. Íî âîò ÷òî áóäåò ñ Íàè-Äó? Ñ êåì îíà îñòàíåòñÿ? À åù¸ èíòåðåñíåå, ÷òî áóäåò ñ Íèê-Ìóðîì? Êåì îí ñòàíåò, êîãäà êðóãëûå ïðèäóò ê âëàñòè? À îíè ïðèäóò! Òàê è îñòàíåòñÿ ïîýòîì-ðîìàíòèêîì? Èëè çàéì¸ò âàæíûé ïîñò è ñòàíåò ïðàâèòåëüñòâåííûì ÷èíîâíèêîì? Èëè åìó íå äàäóò íèêåì ñòàòü è ïðîñòî óáåðóò åãî, êàê ñëèøêîì ÷åñòíîãî è íåóäîáíîãî? Íî áîëüøå âñåãî, êîíå÷íî æå, èíòåðåñóåò ñóäüáà Ñë-Ïðåäà. Âàðèàíòîâ î÷åíü ìíîãî. Íî ìíå ïðèõîäÿò íà óì òàêèå:

Êðóãëûå èäóò ïîáåäíûì øåñòâèåì ïî ñòðàíå. Æåñòîêî ðàñïðàâëÿþòñÿ ñ òðåóãîëüíûìè è ñî âñÿêèì, êîãî õîòÿ áû çàïîäîçðÿò â ñèìïàòèè ê òðåóãîëüíûì. Ðåæóò, âåøàþò, ðàññòðåëèâàþò öåëûå ñåìüè. Èíòåðåñíî, ÷òî äåëàåò â ýòî âðåìÿ Íèê-Ìóð? À Ñë-Ïðåä? Îí õî÷åò âåðíóòüñÿ ê òðåóãîëüíûì, íî òå åãî íå ïðèíèìàþò îáðàòíî. Äëÿ íèõ îí – ïðåäàòåëü.
Èëè òàê. Ïðîøëî ìíîãî ëåò. Ïîñòàðåâøèé, ðàñòîëñòåâøèé Ñë-Ïðåä ñèäèò â ñâîåé øèêàðíîé âèëëå è ñî÷èíÿåò î÷åðåäíóþ îäó íà äåíü ðîæäåíèÿ êîðîëÿ. Ê íåìó çàõîäèò, íó, äîïóñòèì, ìîëîäîé ïîýò, è ðàññêàçûâàåò î áåäàõ íàðîäà, î ãîëîäå, î çëîóïîòðåáëåíèÿõ ÷èíîâíèêîâ:
– Ñóäàðü! Âû æå ïîýò! Âû æå ãðàæäàíèí! Âû æå ñîâåñòü ñòðàíû! Ïî÷åìó Âû ìîë÷èòå?
 Íî Ñë-Ïðåä ñïåøèò âûïðîâîäèòü ãîñòÿ:
– Ìîëîäîé ÷åëîâåê, Âû îøèáàåòåñü! Íàøà ñòðàíà ïðîöâåòàåò. Åãî Âåëè÷åñòâî çàáîòèòñÿ î íàðîäå. Äà, êîíå÷íî, íå âñå ïðîáëåìû ðåøåíû, íî ìû èõ îáÿçàòåëüíî ðåøèì! Âìåñòå ðåøèì! Ïîä ÷óòêèì ðóêîâîäñòâîì êîðîëÿ! Ïðîùàéòå, ìîëîäîé ÷åëîâåê! Ìíå íàäî ðàáîòàòü.
Êñòàòè, â ïðîäîëæåíèè âïîëíå ìîæåò ïîÿâèòüñÿ è Àë-Ñå. Ïî÷åìó áû è çà íèì íå ñãîíÿòü íà ìàøèíå âðåìåíè? Èíòåðåñíî, êàê áû îí ïîâ¸ë ñåáÿ â áóäóùåì è íà ÷üåé ñòîðîíå áûë áû?
Ñàì áû íàïèñàë, äà ðîìàí ïëà÷åò çàáðîøåííûé. Æàííà! Óìîëÿþ! Íàïèøèòå ïðîäîëæåíèå!

24.4.2021. Êèðüÿò-Ýêðîí.

  • Что такое репутация человека в обществе итоговое сочинение аргументы
  • Что такое рассказ повесть роман
  • Что такое рассказ эссе
  • Что такое рассказ примеры
  • Что такое религия сочинение