Что такое развязка в рассказе

Рассказ косцы был написан и.а.буниным в эмиграции. он не принял революционные изменения в россии, но вдали от родины страшно тосковал

Рассказ «Косцы» был написан И.А.Буниным в эмиграции. Он не принял революционные изменения в России, но вдали от Родины страшно тосковал по ней. Теперь он жил только воспоминаниями. Рассказ построен как монолог-воспоминание. В нем Бунин создает идеализированный образ дореволюционной России. Та жизнь, которая была когда-то у автора, представляется далекой, сказочно прекрасной, поэтому в рассказе встречается много фольклорных элементов. Они позволяют понять глубинный смысл произведения.

В самом начале текста встречаются слова: « Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили,…не вернется уже вовеки». Эти строчки напоминают начало сказки, зачин: «Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве…». Автор грустит не о безвозвратно ушедших годах, а о той девственной, былинной жизни, которую он помнил.

Дальше следует описание природы. Фольклорные элементы переплетаются здесь с поэтическим описанием вечера, создавая удивительно красивую картину предвечернего июньского дня. Все это похоже на сказочный пейзаж. Как в сказке уходит в бесконечную даль «старая … дорога, заросшая кудрявой муравой», солнце заходит «в красивые легкие облака, бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах». В представленной Буниным картине есть что-то библейское: стадо овец, старик-пастух, столпы света …. Создается впечатление, что реальные события, происходящие с автором, перепутались с чем-то сказочным, как будто время приостановилось или вовсе отсутствует. «Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — богом стране».

В образах косцов можно найти черты былинных богатырей и сказочных героев, способных запросто преодолеть все препятствия. « Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеждой, своими мягкими кожаными бахилками, белыми, ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами». Косцы одеты в нарядную и праздничную одежду. Сенокос – тяжелый труд, а они вышли в поле, как на праздник, косят легко, «играючи», словно обладают нечеловеческой выносливостью. Они долго и сладко пьют из деревянных жбанов родниковую воду, а потом продолжают работу с новой силой, словно попили из животворного источника, который умножил их силы во сто крат.

Потом следуют еще более нереальная картина. Бунин говорит, что он «с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись: — Ничего, они сладкие, чистая курятина!» В сказках похлебку из мухоморов обычно варит Баба Яга. Те, кто съедает это варево, приобретают что-то нечеловеческое, сверхъестественное, что-то непостижимое для понимания простого человека.

Следующий эпизод — описание песни. «Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по березовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того». И снова – какая-то сказочная нереальность. Косьба – тяжелый труд. Трудно представить поющих в этот момент людей, да еще так поющих, что за душу берет и заставляет помнить эту песню до конца жизни. Передавая впечатление от песни, автор несколько раз повторяет сочетание «прелесть эта была…». Повтор — характерный прием для сказок. Он придает тексту особую певучесть, напоминает заговор, а само слово «прелесть» наполняет текст нежностью. Понять произведение помогает объяснение смысла песни самим автором. «Ты прости-прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что все-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, все будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь». Казалось бы, песня полна «безнадежности», но в то же время в ней слышна непроходящая, «неизбывная радость», потому что поющий ощущает себя дома, на родине.

В сказках человеку помогает родная земля. Единство с ней всегда дает поддержку русскому человеку. Бунин говорит о кровной близости человека с «глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами», говорит, «что всюду есть у него приют, ночлег, есть чье-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!». Дальше нереальность изображаемого еще более усиливается и достигает максимума. Появляются «птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга … ковры-самолеты, шапки-невидимки, …реки молочные, … клады самоцветные» и т.д. Все они помощники человека.

Постепенное накопление фольклорных элементов обрушивается потоком фольклорных образов, воплощающих мечту о Родине, на которой «бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие — и невозвратимые». Прекрасные яркие картины счастливой жизни сменяются финалом, полным отчаяния и безысходности: «…миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению». Отказались от человека сказочные помощники, и вот она развязка — трагическая, потому как нет у автора надежды на возвращение старых времен, а значит и на возвращение в Россию.

Определение развязки в литературных произведениях

     Существует множество подходов к структуре произведения. Но наиболее классический и распространённый подход – это трёхактная структура Прежде чем перейти к определению развязки, нужно кратко описать, её место в структуре.

     Первый акт начинается с завязки, а заканчивается обычно катализатором. Во втором расположено основное развитие сюжета, когда герой предпринимает активные действия по решению проблемы. Третий акт начинается с ещё более сильного усугубления, которое заканчивается кульминацией и развязкой. Подробнее о трехактной структуре можно прочитать в наших предыдущих материалах.

Развязка – это часть структуры произведения, в которой завершаются все его линии. Необходимо помнить, что линия – это всегда конфликт. В сюжете произведении должно быть несколько конфликтов – один основной и несколько второстепенных. В завязке произведения автор начинает эти линии, во втором акте они проходят активное развитие, когда герой сталкивается с препятствиями и жуткими проблемами, а в третьем акте, в развязке, каждому конфликту должно быть дано разрешение, а герои приходят к достижению своей цели или провалу. 

Но прежде чем разбираться с развязкой, давайте сначала четко отделим этот термин от другого – финал. Потому что далеко не всегда эти слова означают одно и то же.

Чем развязка отличается от финала

Многие теоретики и практики в сферах литературы и сценарного мастерства по-разному используют термин “финал”. 

Блейк Снайдер называет финалом события всего третьего акта. А Джон Труби, например, в своей книге “Анатомия истории” под финалом подразумевает кульминационную схватку, то есть драматический момент, когда протагонист и антагонист сталкиваются лицом к лицу, чтобы раз и навсегда решить, кому достанется победа. 

В то же время Линда Сегер в книге “Как хороший сценарий сделать великим” разделяет эти понятия, подразумевая под финалом именно развязку. 

Можно сделать вывод о том, что понятие финала не помогает на практике выстроить сюжет третьего акта. А использование именно этого термина не имеет принципиальной разницы. Остановимся на том, что финалом так или иначе называют завершение одного основного драматического конфликта произведения.

Мы уже знаем, что произведение заканчивается кульминацией и развязкой. Именно в таком порядке. Поэтому для сценариста проще согласится с подходом Снайдера и считать финалом все события третьего акта. 

Поэтому давайте ещё на всякий случай вспомним, чем развязка отличается от кульминации.

Кульминация – это элемент структуры, в котором главный герой находится в наиболее опасном положении и очень ярко выходит из него, круто и даже шокирующе решает какую-то проблему или достигает цели. В кульминации зритель чётко должен увидеть, что действия героя по достижению цели увенчались успехом.

А развязка – это то, что происходит в следующий момент сразу после кульминации. 

Теперь давайте разберем, в чём же роль развязки, и как она должна быть связана с кульминацией.

Значимая роль развязки

Ваш персонаж достиг своей цели: спас свою семью от бандитов, выиграл песенный конкурс или нашёл антидот для отравленной ядом матери. Какие события должны произойти дальше?

Попробуйте ответить в развязке на один или несколько из следующих вопросов:

  • что вашему герою дала кульминация? 
  • что поменялось в герое, когда он достиг цели?
  • что поменялось в мире произведения после этого?
  • как герой видит себя после достижения цели?
  • как достижение цели героев повлияло на его близких?

Из ответов на эти вопросы и вытекает роль развязки в произведении.

Во-первых, развязка – это во многом и есть то, для чего вы рассказывали свою историю все предыдущие акты. В ней произойдет то, для чего герой и достигал своей цели.

Во-вторых, именно в развязке зритель считывает основное высказывание вашего произведения, которое по кусочкам выстраивали все предыдущие события. Это может произойти за счёт демонстрации изменения героя. В начале произведения герой был одним человеком, и именно в развязке герой осознает что-то или узнаёт новое о себе.

В-третьих, само достижение цели персонажем не даёт зрителю полного удовлетворения. Ему важно знать, как изменился персонаж, нашёл ли он успокоение, улучшилась ли его жизнь. Всё-таки зритель в течение всего романа, фильма или сериала эмоционально сочувствовал герою и желал ему самого лучшего.

В-четвёртых, развязка – то место, где находят мир и покой герои второстепенных линий. 

Если мы говорим про полнометражный фильм или конец сериала, обязательно убедитесь, что развязка дает зрителю ответы на все поставленные сюжетом вопросы. Если же это конец эпизода шоу, дайте все ответы по вертикальной линии.

В любом случае можно уверенно сказать, что развязкой ни за что нельзя пренебрегать ни в литературе, ни в кинематографе, ведь она отвечает на основные вопросы истории.

Виды развязок

Развязка в литературе и кинематографе может быть двух видов: открытой и закрытой.

Закрытая развязка – это четкое достижение цели главным героем и момент окончательного разрешения основного конфликта. Например, Гарри Поттер в книге и одноимённом фильме “Гарри Поттер и философский камень” спасает философский камень от рук лорда Волан-де-Морта (кульминация), что мешает действиям злодея по возрождению в плоти и крови и завоеванию волшебного мира (развязка). 

Открытая развязка – это развязка, которая содержит в себе ещё большую тайну или влечёт за собой ещё более опасные события. В рамках уже упомянутой франшизы в книге и фильме “Гарри Поттер и Кубок огня” как раз открытая развязка. Сама кульминация турнира трёх волшебников ясна чётко – Гарри добывает Кубок огня и побеждает в турнире. 

Но развязка трагична: Гарри становится свидетелем возрождения лорда Волан-де-Морта, а это новая опасность, меняющая правила игры на долгое время вперед. Более того Седрик Дигори, соперник Гарри по турниру, погибает от действий Волан-де-Морта, но при этом все остальные не верят Гарри. Ни главный герой, ни зритель не получают завершения конфликта. Опасность нарастает, никто не знает, что делать. И остается сильное желание узнать, как это разрешится дальше. Именно эта часть литературной франшизы “Гарри Поттер” заняла пятое место в списке “200 лучших книг по версии Би-Би-Си”.

Примеры развязок в литературных произведениях

Ниже мы рассмотрим культовые произведения в литературе, оценённые во всем мире.

Сюжет романа английской писательницы Шарлотты Бронте “Джейн Эйр” повествует о судьбе девочки-сироты Джейн. Она находится в поиске себя и своего предназначения. Роман заканчивается драматическим воссоединением Джейн и уже слепого Эдварда Рочестера, хозяина, любовь которого она отвергла. Джейн осознает, что она любит его, а он – её, когда слышит его голос и слова, зовущие её сквозь пространство. Это кульминация. А развязка в этом произведении – это согласие Джейн выйти за него замуж и их благополучная семейная жизнь. 

Одна из книг литературной серии “Хроники Нарнии” Клайва Льюиса “Лев, колдунья и волшебный шкаф” (снят одноимённый фильм) рассказывает о путешествии двух сестёр и двух братьев по волшебной стране Нарнии, которую они спасают от злой Белой Колдуньи. Кульминация книги – это победа детей и создателя мира Нарнии, Аслана, над злодейкой. А развязка — это коронация Питера верховным королём и правление детей Нарнией. Но композиция этой книги на самом деле кольцевая, и дети возвращаются обратно в свой мир в тот же момент времени, с которого началось их путешествие. Это тоже часть развязки.

В повести Михаила Афанасьевича Булгакова “Собачье сердца” действие происходит в 1924-ом году в Москве. Сюжет состоит на том, как выдающийся хирург, Преображенский, в ходе эксперимента создает человека из собаки, путём пересадки гипофиза. Классовый конфликт между буржуазным интеллигентом Преображенским и бывшим псом и нынешним пролетарием Шариковым, от слов доходит до огнестрельного оружия. Развязка состоит в том, что Преображенский и его ассистент возвращают Шарикову облик пса.

Примеры развязок в кино

Кульминационным моментом фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» является сражение Грома с Разумовским, т.е. Доктором. В это время подруга Грома Юлия записывает признание Разумовского злодеяниях на видео. Доктор повержен. Что происходит дальше? Развязываются линии с уличными беспорядками. Власти в фильме объявляют судебную реформу. Разумовского сажают, а Гром впервые понимает ценность своих друзей.

В фильме «Леон» герой Жана Рено героически спасает Матильду и мстит за убийство её родителей. Это кульминация. А смерть Леона и поступление Матильды в школу после этого – развязка.

Начинающему автору нужно учесть, что хорошая развязка – это залог финала, который оценят и читатели, и зрители. Одновременно с этим основа удачной завязки – интересные захватывающие конфликты.

  • Что такое проявлять внимание к человеку сочинение
  • Что такое прокуратура сочинение
  • Что такое прощение определение для сочинения
  • Что такое присказка зачин и концовка в сказке
  • Что такое прозаическая сказка 4 класс пушкина