Что такое разрыв трава из рассказа бежин луг

Сочинения по литературе тургенев истории мальчиков из рассказа бежин луг рассмотрим темы историй мальчиков, которые перечислены в той последовательности, в
  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Истории мальчиков из рассказа Бежин луг

Рассмотрим темы историй мальчиков, которые перечислены в той последовательности, в котором они рассказываются

1. Ильюша — рассказ о домовом

Мальчик повествует о том, что в один прекрасный день работники услышали шаги. Возможно, что это был домовой. Он шатался по залам. Когда он начал кашлять, рабочих перепугал до ужаса.

2. Костантин — Тема о Гавриле. О том, как он увидел русалку.

Он повествует о том, как Гаврила, живущий поблизости, плутам по лесным тропам. Он не мог найти выход из леса. В поисках выхода, он притомился и лег поспать. Проснулся и увидел русалку. Смотрит на него и надсмехается. Гаврила был так напуган, что перекрестился. Русалка в отчаянии заплакала и сообщила ему, что охватит невероятная тоска. С той поры плотник постоянно тоскливый.

3  Ильюша — Тема о Ермиле, как тот увидел белого барашка

Мальчик повествует о том, как в местной окрестности, у плотины, постоянно наблюдают нечистей. В этом месте затонул человек и его захоронили где-то поблизости. В один прекрасный день местный работяга Ермил проезжал через пруд, увидел на могиле белого барашка. И решил увести его, но барашек оскалился и стал что-то говорить, тем самым напугал до полусмерти пьяного крестьянина.

4. Ильюша — Тема про барина у плотины

Мальчик рассказал про признак покойного барина. Люди постоянно видят нечистую силу у плотины

5. Ильюша — Тема про призраки у церквушки

Мальчик рассказал о том, что крестьяне постоянно хотят узнать кому и что приготовила судьба – умереть. Существует легенда, что если поздней ночью к церквушке в специальный для этого день, то можно разглядеть нечистую силу, людей, которые должны скоро помереть. Зачастую это сбывается, а иногда и нет.

6. Павлуша — история про солнечное затмение

Мальчик повествует о том, что в его деревушке случилось солнечное затмение. Это явление очень напугало народ.

7. Ильюша — Тема про Тришку

Мальчик повествует о Тришке – таинственном существе, которое должно явиться во время наступления завершения света.

8. Павлуша — Про Тришку и Вавилу

Все верят в Тришку. Во время наблюдения за чудом (солнечного затмения), его даже спутали с местным крестьяниным.

9. Костя и Павлуша — Про стон, который раздавался в яме

Они сообщили, как услышали жалостливый голос в яме. Он спросил у друга что это, а тот сообщил, что это Аким, который затонул. Существует поверье, что стонет его душа.

10. Ильюша — Про крестьянина, который увидел лешего

Крестьянин наткнулся в лесу на лешего и сильно испугался. Сам Илюша верит в него.

11. Ильюша — Тема про водяного и Акулина

Павел решил искупаться в речке ночью. А Ильюша предупредил его, что там живет водяной. Однажды местная женщина Акулина тоже подобным образом затонула.

12. Костя — Тема про Васю и речку

Мальчик рассказал про Вас, который затонул в речке. Его мама всегда переживала за сына, когда тот плавал.

13 Павлуша — Тема про Васю

Мальчик рассказал, как другие дети периодически слышат, как зовет их Вася. И даже он звал Павлушу. А Ильюша отметил, что это нехороший признак. И Павел вскоре погибает, упав с коня.

Ребята делятся друг с другом интересными историями – страшилками о разных нечистях Мальчики с твердостью заверяют, что нечистая сила есть в реальной жизни.

2 вариант

Произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» представлено беседой, в которой участвовали все мальчики. Одни были более многословны, другие больше слушали. Но все они испытывали любопытство, ожидая развязку каждой истории. Как и положено, в их возрасте интерес связан не только с «завтрашними работами» и «лошадьми».

Рассказ Илюши связан с местом своей работы — фабрикой, где однажды все вынуждены были остаться на ночлег. Именно там воображение ребят разыгралось. Причиной этому стали разные звуки, раздающиеся с верхнего этажа. Илюша утверждал и то, что все четко слышали кашель домового и видели перемещение одежды.

Вслед за этой историей Костя решил поведать о том, что он слышал в деревне от отца о слободском плотнике Гавриле. Случилось так, что этот местный житель не смог однажды из лесной чащи найти дорогу домой. Свела его судьба с русалкой, которая при виде мужика не могла остановиться от смеха. Она настойчиво звала его к себе на ветку. Однако Гавриле было не только не смешно, от страха он потерял дар речи. Собравшись с мыслями, стал креститься, чем вызвал поток слез у русалки. Не пожалела она его, а пожелала печалиться всю жизнь. Теперь все жители видели Гаврилу только в молчаливом состоянии.

Когда речь зашла о плотине, Илюша вспомнил историю, связанную с утопленником, захороненным рядом с водой. Однажды темной ночью псарь Ермил возвращался домой из города. Повстречавшегося на пути милого барашка мужчина незамедлительно решил взять домой. Однако спустя некоторое время баран повторил несколько слов за Ермилом, от чего мужчина чуть не лишился дара речи.

Знаток сельских поверий Илюша охотно рассказал и о том, что ни один человек видел на берегах плотины того, кто давно утонул. Однако его дух продолжал бродить в поисках разрыв-травы.

По мнению Илюши, нужно верить в то, что человек, который покажется с паперти церкви в ночное время суток, тот и будет покойником на следующий год.

В свою очередь, Павлуша вспомнил прошлогодний случай, связанный с «предвиденьем небесным». Обычное явление из астрономии произвело на местных жителей слишком большое впечатление. Некоторые из них решили, что наступил конец света.

Илюшина история о Тришке, появление которого будет свидетельствовать о последних днях земли, заставила слушателей замолчать. Мальчик охарактеризовал его как человека неуловимого, «лукавого». Павлуша подтвердил, что в деревне все жители верят в его существование. Однажды они настолько погрузились в ожидание Тришки, что не заметили, как наступило небесное «предвиденье». Однако вера их оказалась настолько сильна, что местный житель Вавила показался им тем самым Тришкой, что заставило сначала всех насмерть перепугаться.   

Событие, которое произошло Павлушей по дороге в Шашкино, привлекло внимание всех мальчиков. Павел лично слышал звуки, которые напоминали плач. Он признался, что был слишком напуган в этот момент. Костя поддержал собеседника. Он подтвердил, что в этом месте был утопленник Аким. Теперь все жители считали, что покойник подавал знаки. Паша предложил еще один вариант, что подобные звуки напоминают кваканье болотных лягушек.

Илюша признался, что никогда не видел лешего, но охотно верил в его существование. Об этом он узнал из рассказа местного крестьянина, заблудившегося в густом лесу. Домой добраться мужику удалось, однако долго водил его леший между деревьев, прежде чем отпустить восвояси.

Решившему в перерыве Косте набрать в реке воды Илюша дал предостережение, чтобы он шел тута осторожнее. Мальчик вспомнил случай, когда одного жителя водяной схватил за бороду и потянул за собой. С тех пор, как Акулина провалилась в воду, ее внешний вид был испорчен. Виновником этого считали того самого водяного.

Костя не отклоняясь от темы утопленников, вспомнил историю о Васе, который оказался на дне реки. Мать его не раз говорила о своем предчувствии, которому суждено было сбыться.

Последний разговор об утопленниках связан с тем, что Павлуша, вернувшийся с берега реки, рассказал о голосе Васи. Зовущего его за собой. Через год Павел утонул.

Также читают:

Картинка к сочинению Истории мальчиков из рассказа Бежин луг

Истории мальчиков из рассказа Бежин луг

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Базаров и родители в романе Отцы и дети Тургенева

    Основной проблемой, затрагиваемой в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.), является взаимоотношение двух поколений. Одному из главных героев произведения, Евгению Базарову, эти отношения даются нелегко

  • Поэзия серебряного века — сочинение

    Конец XIX и начало XX века русская литература, мощно и стремительно взлетела на творческий пьедестал. Были подхвачены традиции пушкинского «золотого века», последующий период был назван «серебряным веком»

  • Сочинение Чем отличается желание от мечты?

    Если попросить рассказать, что такое мечта, многие смело заявят, что мечта – это самое-самое заветное желание. Так уж получается, что понятия «желание» и «мечта» всегда идут друг за другом и в понимании многих являются смежными.

  • Характеристика и образ Швондера в повести Булгакова Собачье сердце сочинение

    Швондер — главный антагонист ученого Преображенского в повести Булгакова Собачье Сердце. Этот герой управляет жилтовариществом жилища, в котором и проживает профессор

  • Алексей Мересьев в Повести о настоящем человеке

    Ключевым персонажем произведения, в основу которого положены реальные события, является Алексей Петрович Мересьев, представленный писателем в образе молодого летчика-истребителя.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Невского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Природа и ее роль  в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Составила:

  учитель русского языка и литературы

Чиркова Анна Сергеевна

Санкт-Петербург

2018

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Природа и ее роль  в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Цели урока:

образовательные: — расширить представление учащихся о творчестве  И.С.Тургенева;

           — познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы                                                       

                                  — повторить понятия «метафора», «эпитет»,  «олицетворение» , «сравнение»;

развивающие:         — развивать навыки связной устной речи;

                                  —  развивать логическое мышление;

                                  — развивать умение работы с текстом; 

                                  — развивать умение выражать собственную позицию, умение вести диалог;

воспитательные:    — воспитывать интерес и любовь к художественному слову;

— прививать интерес к творчеству И.С.Тургенева;      

Тип урока:  урок актуализации знаний и умений.                                        

Оборудование урока: презентация.

Методические приёмы: беседа, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста.

Ход урока

1. Организация начала урока.             Слайд 1.

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения известны и высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – о крестьянских детях; они являются  центральным образом  произведения. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке.

Тему сегодняшнего урока вы попытаетесь сформулировать сами, отгадав ключевое слово. Для этого  выполним следующую работу:    Слайд 2.

Литературоведческий диктант

Картина природы в художественном произведении.

Пейзаж

Созвучие окончаний стихотворных строк.

Рифма

Выражение насмешки.

Ирония

В литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование.

Рассказчик

Разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям.

Очерк

Разговор двух или нескольких лиц.

Диалог

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Аллегория

Обратите внимание на выделенные буквы каждого термина, какое слово у нас получилось. О чем мы будем говорить на уроке?      Слайд 3.

3. Изучение нового материала.

Оформление записи в тетрадях (дата, «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»)

Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

В описании природы присутствуют светлая часть дня (утро, день) и темная (сумерки, ночь). Свои наблюдения мы  будем оформлять  в виде таблицы.

 Природа

Светлая часть (день, утро)

Темная часть (сумерки, ночь)

Краски

небо ясное, румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое

Звуки

зашумело, заговорило, звуки колокола

Запахи

полынью, сжатой рожью, гречихой

Настроение

радостное, спокойное

А)  День

— Каким предстает пейзаж перед охотником в самом начале рассказа? Найдем это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода на с. 178)                Слайд 4.

— Какие же они, краски июльского дня?

(небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

— Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле?

(Полынью, сжатой рожью, гречихой.)

 Ответы записать в таблицу.

Вывод:  Июльский день создает впечатление радостное и спокойное.

Б) Сумерки.                   Слайд 5.

 — Именно в такой день рассказчик удачно поохотился и собирается в обратный путь, но неожиданно осознает, что заблудился. Давайте проследим,  как меняется окружающая среда и ее  восприятие.  

— Случалось ли вам заблудиться? Какие чувства, как вы думаете, можно испытывать при этом?

-А какими словами передает свое состояние рассказчик? (С.180-182)

(«Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам – наудалую».  

-Тревожное настроение может передаваться не только с помощью слов, но и знаков препинания.

(Чередование коротких вопросительных и восклицательных предложений. Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

— С какой целью Тургенев столь подробно описывает свои блуждания в поисках дороги?

(Автор создает атмосферу таинственности, показывает, как внешний мир, погруженный в темноту, становится фантастическим.)

Вывод: С помощью описания природы рассказчик передает свое тревожное состояние. Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности. Автор подготавливает читателя к беседе мальчиков о домовых и леших.

В) Глубокая ночь.                Слайд 6.

 Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природа, с одной стороны,  их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природа для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

— Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.

— А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод на с. 184.

(тихо, спокойно, торжественно)

-Но пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом слушает таинственные рассказы «… торжественно, необыкновенно стояла ночь …», а с другой, вместе с ребятами переживает непонятные явления природы «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…» 

Г) Утро.              Слайд 7.

-Но, как пишет Тургенев, «Недолги летние ночи!..»  Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода с.205.)

«Утро зачиналось…»

-В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

-Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

Возвращение к заполнению таблицы.

Вывод: Таким образом, мы убедились в том, что И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и…?

(Слышим пение птиц, чувствуем запахи, нам жарко или прохладно.)

— Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа.

4. Проблемный вопрос.

— Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. Человек может уповать на природу, как на высшую силу – он зависит от её расположения: «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба». В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила): «Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная  сырость, точно я вошёл в погреб»

5. А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

6. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

7. Выводы урока.           Слайд 8.

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

  1. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой необыкновенной ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
  2. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы,  полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
  3. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
  4. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
  5. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

7. Домашнее задание:     Слайд 9.

  1. Заполнить вторую часть таблицы,

Оценки за урок.

  • Что такое пряжон в сказке колобок
  • Что такое равнодушие итоговое сочинение
  • Что такое радость жизни сочинение
  • Что такое равнодушие и непонимание на примере рассказа тайна
  • Что такое равнодушие сочинение кратко