Что такое равнодушие сочинение вяземский

Урок родной русской литературы 8 класс по теме: л.а. чарская рассказ тайна. тема равнодушия и непонимания в рассказе. цель урока:

Урок родной (русской
литературы) 8 класс

по теме: «Л.А. Чарская рассказ
«Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

Цель урока: знакомство
с биографией Лидии Чарской (Чуриловой), знакомство анализ произведения «Тайна».

Ход урока:

1.      Оргмомент.

     …Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки
белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами
счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах
Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники,
увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.

    «Записки гимназистки», «Княжна
Джаваха»,»Смелая жизнь»… До революции это были просто книги,
они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие
критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши…

Что же это книги? И кто же их автор? Давайте познакомимся с
биографией Лидии Чарской.

2.     
Слово учителя. Знакомство с
биографией писателя.

Лидия Алексеевна Воронова родилась в
дворянской семье в Царском Селе 19 января 1875 года. Ее отец, Алексей
Александрович Воронов, был военным инженером. Семья Вороновых жила в достатке,
родители любили свою дочь, но внезапно умирает мать. В некоторых источниках
Лидия Алексеевна Чарская указывает, что мать умерла при родах и девочка ее не
знала. Всю свою любовь девочка перенесла на отца. Она прекрасно плавала, правила лодкой,
любила ездить верхом на пони, немало шалила и верховодила своими друзьями. Она
была очень впечатлительной, откровенной и открытой натурой. Любовь отца и
многочисленных тётушек, которые души в ней не чаяли, компенсировала ей
отсутствие матери.  Но отец женился второй раз.
Отношения с мачехой у девочки не сложились.
Она
замкнулась, воображала себя жертвой мачехи, о которых говорится в сказках. Лида
несколько раз убегала из дома.
Тогда
и было решено отвезти её в Павловский женский институт. Для живого
впечатлительного ребенка жизнь по строгим, раз и навсегда установленным
правилам показалась казарменной. Суровая дисциплина, постоянная зубрёжка, скудная
еда, грубая одежда — всё поначалу отталкивало и возмущало её. Но со временем
она привыкла, институт стал для девушки второй семьей. В 19 лет она окончила
его с медалью. После выпускных экзаменов лучшие воспитанницы в Зимнем дворце
получали медали из рук императрицы. В 1893 году среди лучших выпускниц
Павловского института в Зимнем дворце оказалась и Лидия Воронова.

            Затем (в 1893году)
Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище
и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.

       С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в
Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился
псевдоним «Чарская». Можно предположить, что оно родилось по аналогии
со словами «чары», «очарованье», «колдовство».
После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский
Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на
сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». Роли ей
доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.

          Наряду с работой в театре Чарская была страстно
увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги.
Занятие литературой оказалось легким и приятным. «Я буквально горю и
сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой».
Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее
институтских дневников, году принесла ей громкую славу.
Критики
начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой
актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее
представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у
подростков.

              О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о
сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах,
недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.

            Герои книг Чарской,
обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести
заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не
отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным. Другое очень
важное для Чарской качество — умение терпеть несправедливости и непреклонная вера
в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит. Героев
Чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной
поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете
побеждают они, их душевная красота и обаяние. Чарскую постоянно упрекали за
счастливые финалы, вернее, за последнюю счастливую страницу в ее книгах, но
радостные финалы, безусловно, были заслуженны в глазах юного читателя.

Из-под ее пера произведения выходили
одно за другим. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80
произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на
немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в
каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями,
восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха»,
«Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой
гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы
«Волька», «Первый день», «Два сочельника»,
«Корректорша Варкунина», сказки «Золотая свирель»,
«Волшебная сказка» и другие — вот неполный перечень того, что взахлеб
читало подрастающее поколение начала XX века

               Ее любили,
ей писали отклики, ее боготворили
. Популярность
Чарской не знала границ. Ее произведения переводили на разные языки. Вот только
некоторые данные: в отчете одной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что
юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля
 Верна. И это явление было типичным. В этом же году в восьми женских
гимназиях в сочинении на тему «Моя любимая книга», девочки почти единогласно
указали произведения Чарской.
Она была
кумиром всех подростков. За двадцать лет литературной деятельности Чарская
написала около 80 книг для детей и юношества, многие из которых были переведены
на иностранные языки.


            Но после 1917 судьба
писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали
печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и
буржуазно-мещанских взглядов.  Подвергли резкой критики за то, что ее
произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много
страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было
забыто).

     О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века.
Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует
то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее
книги уже стоят на полках книжных магазинов.

          У писательницы были две излюбленные темы. 1. Одна из них
связана с популярнейшей темой в мировой литературе — о брошенных, потерянных,
похищенных детях, об их порой удивительной судьбе. В силу роковых обстоятельств
герои книг Чарской «Сибирочка» (1908), «Лесовичка», «Щелчок» (обе — 1912) и др.
оказались оторванными от родного дома, от родителей. Герои попадают в глухой
лес, в воровской притон, за монастырские стены, в цыганский табор, на арену
цирка и т. п. Они познают жестокость, побои, нищету. Однако маленький искал
доброты, сердечности, отзывчивости. И читатель верил: с попавшим в беду
человеком рядом вдруг появится смелый, великодушный мальчик или хрупкая нежная
девочка — и они возьмут на себя несправедливое обвинение, поделятся куском
хлеба. Герои Чарской бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном
счете, они побеждают, побеждает их душевная красота и обаяние.

          Самая излюбленная тема Чарской была связана с жизнью девушек
в Павловском институте: «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда
Влассовская» (1904), «Белые пелеринки» (1906), «Юность Лиды Воронской» (1912),
а также автобиографические книги, в которых снова автор возвращается к
институтской жизни: «За что?» (1909), «Большой Джон» (1910), «На всю жизнь»,
«Цель достигнута» (обе — 1911). В отличие от приключенческих повестей эти книги
показывают жизнь, ограниченную достаточно глухими стенами — закрытого женского
учебного заведения.

3.     
Анализ рассказа «Тайна».

Сегодня на уроке мы говорим о рассказе «Тайна».

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какова его основная тема?
(тема равнодушия и непонимания)

Это и станет темой нашей беседы сегодня.

Скажите, что такое равнодушие? (Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к
нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни)

А что такое непонимание? (Непонимание –
неспособность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого,
неумение объяснить его действия и поступки; неспособность пропускать через
разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого).

Давайте обратимся к тексту и
посмотрим, как раскрывает автор тему равнодушия и непонимания в произведении.
Запишите тему урока: «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской
«Тайна».

— Что случилось с Неточкой? (она
была взволнованна)

Найдите в тексте слова, которые
показывают, что с героиней было что-то неладное. (
не могла стоять спокойно, учитель Федор Павлович
Сабелин два раза окликнул ее, бедняжка Неточка не спала целую ночь, получила
замечание от Пифагора, Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее
шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как
лед, а щеки пылают, как печка).

Какие приемы использует автор, описывая состояние
героини? (восклицательные предложения указывают на волнение, сравнение как лед,
как печка)

С кем решает поделиться со своей тайной Неточка?
(Зое Стояновой)

Какую же тайну хранила Неточка? (она сочинила
стихотворение)

Зачитайте эпизод признания Неточки. Выпишите в
таблицу слова, которые описывают дейтвия Неточки и реакцию Зои.

Неточка

Зоя

Она хватает за руку подругу, увлекает ее в самый
дальний угол коридора и шепчет голосом, прерывающимся от волнения;

голос Неточки предательски дрожит;

Взяв Зою за руку, приблизив к ее уху свое
разгоряченное лицо, Неточка шепчет

   С обиженным видом и растерзанным
сердцем Неточка продолжает

   — Ну?

— Ну не скажу. А дальше-то что?
   — Ну и что же?

Ну, — соглашается Зоя и лезет в карман за
карамелькой.
слышно аппетитное хрустение карамельки на зубах

Как вы можете оценить реакцию Зои на стихотворение
Неточки?

Что происходит на втором уроке?

Что сделал учитель с тайной Неточки?

Как вы относитесь к поступку Учителя?

Что мог сделать учитель?

Какова была реакция Неточки на поступок учителя?
Найдите слова в тексте, передающие состояние героини.

Итак, за один день счастливая Неточка
стала глубоко несчастной. 
Чарская
хотела донести до читателя то, что очень легко можно обидеть человека, можно
отбить интерес его к творчеству. Героиня Нета написала чудесные стихи, на ее
взгляд. Но подруга не оценила и раскритиковала труд Неты, а учитель прочитал
перед всем классом, сделав кучу замечаний. Так, у девочки пропало всякое
желание заниматься творчеством в будущем.

4.     
Домашняя работа.

Напишите сочинение по теме «Что такое равнодушие?», в пример
приведите рассказ Л. Чарской «Тайна»

Многомудрый Литрекон призывает читателей к отзывчивости и доброте. Чтобы логически обосновать свой призыв, он написал итоговое сочинение на тему: Чем опасно равнодушие? Аргументы он взял из книг «На дне», «Отцы и дети», «Гроза», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Ионыч».

Вариант 1

(510 слов) Мы часто слышим, что равнодушие опасно, но не понимаем, почему так? А дело в том, что в безразличие к чувствам и мыслям окружающих приводит к разрушению межличностных отношений. Более того, покинутый человек, осознавший свою ненужность, отчаивается и совершают фатальные ошибки. Не получив поддержки вовремя, люди уходят туда, откуда нет возврата. Такие примеры часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Рассмотрим ситуацию из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за нелюбимого человека и оказалась в среде, где было принято грубое обращение. Свекровь заедала поедом, упрекала и всячески унижала невестку, а безвольный муж никак не защищал жену.  Он был безразличен ко всему, кроме своего личного комфорта, и не раз винил в скандалах всех домочадцев, кроме себя любимого. Никто не смел перечить несправедливой хозяйке дома — Марфе Игнатьевне. Только Катерина пыталась защитить свое достоинство. Горькое одиночество толкнуло ее в объятия Бориса, племянника купца Дикого. Но и ему было все равно, что ждет Катерину после часа любви. Героиня призналась в адюльтере родственникам, ведь надеялась, что Борис возьмет на себя ответственность за их будущее. Но он испугался этого бремени и оттолкнул возлюбленную. Катерина осталась совершенно одна, и никому не было дела до ее чувств. Кабаниха не давала ей житья, заставляла сына избивать девушку, все окружающие осуждали не измену, а прямодушие «предательницы». Тихон опять проявил лишь равнодушие, ведь его сочувствие удивительно мирно уживалось с побоями и упреками в адрес супруги. Не выдержав всеобщего безучастия, героиня утопилась. Но и тогда Тихон обвинил во всем не себя, а маму. Равнодушие героев к судьбе человека было опасно, ведь привело к трагическим последствиям: Катерина потеряла веру в жизнь и пошла на самоубийство, так и не получив поддержки.

Не менее убедительный пример мы находим в пьесе М. Горького «На дне». В ночлежке царит атмосфера взаимной вражды и ненависти. Грубые реплики раздаются отовсюду, и никто не протягивает никому руку помощи. Подвал на Китай-городе напоминает ведро с крабами, где каждая особь цепко держит другую, и в результате никто не может вырваться со дна. Так происходит и с Актером — бывшим артистом, который спился, потерял способность запоминать тексты ролей и оказался на улице. Несмотря на безысходность своего положения, герой все еще таит в сердце надежду на благоприятный исход. Поэтому он прислушался к речам доброго странника Луки. Герой рассказал о бесплатной лечебнице для пьяниц, где всех лечат бесплатно. Актер всерьез увлекся этой идеей, он даже бросил пить на некоторое время, чтобы подготовиться к пути. Но соседи Актера грубо высмеяли его намерения. После ухода Луки Сатин разуверил Актера и разрушил все его надежды. Ему было все равно, как герой воспримет такой удар. Константин лишь хотел самовыразиться и произнести речь. Но после такого открытия Актер больше не смог жить. Он повесился. И даже тогда Сатин лишь укоризненно заметил: «Эх… испортил песню, дурак!». Равнодушие к судьбе ближнего обернулось трагическими последствиями — гибелью человека, так и не дождавшегося поддержки.

Таким образом, равнодушие таит в себе большую угрозу для людей — оно разрушает связи между нами. Из-за безразличия никто никому не помогает, никто никого не поддерживает. Находясь в одиночестве, в атмосфере непонимания, человек принимает страшные решения, которые никак не обратить вспять. И в этом виновато все его окружение.

Вариант 2

(430 слов) Говоря об опасности равнодушия, мы часто рассматриваем лишь одну сторону — ту, что не получила сочувствие в нужный момент. Однако безразличие несет в себе угрозу и для того, кто его проявляет. Оно умерщвляет душу, лишает возможности испытывать серьезные чувства. Подобными примерами богата отечественная литература, отражающая все движения человеческой души.

Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был равнодушен ко всем, даже к себе. Он охотно шел на верную смерть и играл с судьбой, потому что ничего не связывало его с жизнью. Он не хотел заводить семью и друзей, быстро остывал к избранницам, не ценил искреннюю привязанность. Он был бесконечно далек от людей. Эту его особенность особенно наглядно демонстрирует автор в главе «Бэла». Григорий был пленен красотой Бэлы, дочери влиятельного горца. Чтобы удовлетворить свое желание, он выкрал героиню, подкупив ее брата. Этим поступком он опозорил и саму Бэлу, и ее семью. Он же разозлил разбойника Казбича и натравил его на Азамата. Но ни о чем этом Григорий не подумал. Его волновали только собственные прихоти. Они же не позволили ему долго наслаждаться триумфом: как только гордая княжна полюбила его, он забыл о своих чувствах. Ему приелось это приключение. На теплоту он отвечал холодностью и сделал девушку несчастной. Безразличие ко всему вновь овладело им и обрекло его на бессмысленную жизнь, наполненную тоской. Он погиб в цвете лет, так и не изведав любви, дружбы, семейной близости. Равнодушие стало причиной его одиночества и неприкаянности.

Похожий пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Анна Одинцова напоминает читателю Снежную королеву: она прекрасна, богата, но холодна и одинока. У нее нет чувств и желаний, идеалов и целей, ведь все, к чему она стремится, это личный комфорт. Овдовев и разбогатев, она стала лишь одной из мраморных статуй в своем саду. Ко всему равнодушная, всем пресыщенная, героиня изображает эмоции и дразнит главного героя произведения — Евгения Базарова. Она заводит с ним разговоры о любви и счастье, часто проводит время в его обществе. Она и сама не понимает, зачем. Видимо, ее сердце пытается согреться за счет чужого огня. Базаров не выдерживает накала страсти и признается Анне в любви. Она же не может ответить на такие чувства. Героиня попросту боится их и отступает. Безразличие вновь вступает в свои права и порождает тоску, затапливающую Анну Одинцову. Вся ее жизнь проходит без смысла, без цели, без эмоций. Равнодушие лишает ее семьи, детей и настоящего счастья наедине с любимым мужчиной. 

Таким образом, безразличие опасно, прежде всего, для того, кто его проявляет. Оно делает жизнь человека тусклой и бесцельной. Его ничего не волнует и не интересует всерьез, поэтому ему всегда скучно. Равнодушие ко всему и всем обрекает его на одиночество и хандру.

Вариант 3

(438 слов) Размышляя о том, чем опасно равнодушие, люди часто упускают из виду его главное следствие — эмоциональную атрофию. Человек, одержимый безразличием, не способен на проявление искреннего чувства, а значит, у него отсутствуют стимулы к развитию и духовному росту. Все эти явления подмечены и описаны литераторами, которые во все времена старались излечить современников от равнодушия.

Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал трагическую судьбу человека, который оказался «лишним» из-за своего равнодушия ко всему и всем. Евгений имел все возможности для полноценной реализации: был богат, неглуп, молод, красив. Но он весь свой потенциал пустил по ветру, так ничем и не заинтересовавшись всерьез. Тоска одолевала его, праздность мучила, но он ничего не мог с собой поделать: где бы он ни был, что бы ни делал, ему надоедало все. Защищая «постылую свободу», он отказался от брака с прекрасной девушкой, которая могла бы стать для него идеальной супругой (по его же собственному признанию). Но Онегин отверг Татьяну и свое личное счастье, ведь безразличие всегда очень быстро сменяло его кратковременное увлечение. Из-за своего непостоянства и апатии Евгений так ничего и не добился в жизни, ведь для успеха и самореализации человеку необходимы идеалы, мечты, сильные чувства. Если их нет, то люди впустую растрачивают годы, которые могли бы посвятить достижениям. Равнодушие ко всему делает личность беспомощной, не реализованной, «лишней». Безразличие поглотило Онегина и лишило его всего: любви, призвания, личного счастья.

Аналогичный пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В полости Дмитрий Старцев воспринимал жизнь с горящими глазами: у него были идеалы, грезы, цели. Он хотел стать высококлассным специалистом в медицине и помогать людям. Также он был нацелен на брак с достойной девушкой. Однако со временем волны разочарования и апатии затопили его. В маленьком городке не было расширенной и интересной практики, не было достойного его общества, не было культурных развлечений и каких бы ни было перспектив. Понравившаяся барышня отвергла Дмитрия, так как не видела смысла в замужестве. Постепенно Старцев, лишенный веры в лучшее будущее, мрачнел и смирялся и судьбой. Его охватило постыдное равнодушие к работе и личной жизни. Он принял такой исход, ведь ему, в сущности, стал безразличен он сам. Дмитрий стал трудиться только ради денег, спустя рукава и без энтузиазма. Он так и остался холост и одинок. Герой обрюзг, превратился в грубого и пошлого мещанина. Теперь люди звали его фамильярно «Ионыч», ведь он был таким же, как и они, равнодушным ко всему обывателем. Безразличие ко всему стало причиной деградации и эмоциональной импотенции Дмитрия.

Таким образом, человек, которому ни до чего нет дела, обречен на бессмысленное прозябание в мире, который ему не интересен. Безразличие убивает его эмоции и гасит последнюю надежду на позитивные перемены и белые полосы. Равнодушие — опасный яд для души.

Многомудрый Литрекон призывает читателей к отзывчивости и доброте. Чтобы логически обосновать свой призыв, он написал итоговое сочинение на тему: Чем опасно равнодушие? Аргументы он взял из книг «На дне», «Отцы и дети», «Гроза», «Герой нашего времени», «Евгений Онегин», «Ионыч».

Вариант 1

(510 слов) Мы часто слышим, что равнодушие опасно, но не понимаем, почему так? А дело в том, что в безразличие к чувствам и мыслям окружающих приводит к разрушению межличностных отношений. Более того, покинутый человек, осознавший свою ненужность, отчаивается и совершают фатальные ошибки. Не получив поддержки вовремя, люди уходят туда, откуда нет возврата. Такие примеры часто встречаются как в жизни, так и в литературе.

Рассмотрим ситуацию из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за нелюбимого человека и оказалась в среде, где было принято грубое обращение. Свекровь заедала поедом, упрекала и всячески унижала невестку, а безвольный муж никак не защищал жену.  Он был безразличен ко всему, кроме своего личного комфорта, и не раз винил в скандалах всех домочадцев, кроме себя любимого. Никто не смел перечить несправедливой хозяйке дома — Марфе Игнатьевне. Только Катерина пыталась защитить свое достоинство. Горькое одиночество толкнуло ее в объятия Бориса, племянника купца Дикого. Но и ему было все равно, что ждет Катерину после часа любви. Героиня призналась в адюльтере родственникам, ведь надеялась, что Борис возьмет на себя ответственность за их будущее. Но он испугался этого бремени и оттолкнул возлюбленную. Катерина осталась совершенно одна, и никому не было дела до ее чувств. Кабаниха не давала ей житья, заставляла сына избивать девушку, все окружающие осуждали не измену, а прямодушие «предательницы». Тихон опять проявил лишь равнодушие, ведь его сочувствие удивительно мирно уживалось с побоями и упреками в адрес супруги. Не выдержав всеобщего безучастия, героиня утопилась. Но и тогда Тихон обвинил во всем не себя, а маму. Равнодушие героев к судьбе человека было опасно, ведь привело к трагическим последствиям: Катерина потеряла веру в жизнь и пошла на самоубийство, так и не получив поддержки.

Не менее убедительный пример мы находим в пьесе М. Горького «На дне». В ночлежке царит атмосфера взаимной вражды и ненависти. Грубые реплики раздаются отовсюду, и никто не протягивает никому руку помощи. Подвал на Китай-городе напоминает ведро с крабами, где каждая особь цепко держит другую, и в результате никто не может вырваться со дна. Так происходит и с Актером — бывшим артистом, который спился, потерял способность запоминать тексты ролей и оказался на улице. Несмотря на безысходность своего положения, герой все еще таит в сердце надежду на благоприятный исход. Поэтому он прислушался к речам доброго странника Луки. Герой рассказал о бесплатной лечебнице для пьяниц, где всех лечат бесплатно. Актер всерьез увлекся этой идеей, он даже бросил пить на некоторое время, чтобы подготовиться к пути. Но соседи Актера грубо высмеяли его намерения. После ухода Луки Сатин разуверил Актера и разрушил все его надежды. Ему было все равно, как герой воспримет такой удар. Константин лишь хотел самовыразиться и произнести речь. Но после такого открытия Актер больше не смог жить. Он повесился. И даже тогда Сатин лишь укоризненно заметил: «Эх… испортил песню, дурак!». Равнодушие к судьбе ближнего обернулось трагическими последствиями — гибелью человека, так и не дождавшегося поддержки.

Таким образом, равнодушие таит в себе большую угрозу для людей — оно разрушает связи между нами. Из-за безразличия никто никому не помогает, никто никого не поддерживает. Находясь в одиночестве, в атмосфере непонимания, человек принимает страшные решения, которые никак не обратить вспять. И в этом виновато все его окружение.

Вариант 2

(430 слов) Говоря об опасности равнодушия, мы часто рассматриваем лишь одну сторону — ту, что не получила сочувствие в нужный момент. Однако безразличие несет в себе угрозу и для того, кто его проявляет. Оно умерщвляет душу, лишает возможности испытывать серьезные чувства. Подобными примерами богата отечественная литература, отражающая все движения человеческой души.

Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин был равнодушен ко всем, даже к себе. Он охотно шел на верную смерть и играл с судьбой, потому что ничего не связывало его с жизнью. Он не хотел заводить семью и друзей, быстро остывал к избранницам, не ценил искреннюю привязанность. Он был бесконечно далек от людей. Эту его особенность особенно наглядно демонстрирует автор в главе «Бэла». Григорий был пленен красотой Бэлы, дочери влиятельного горца. Чтобы удовлетворить свое желание, он выкрал героиню, подкупив ее брата. Этим поступком он опозорил и саму Бэлу, и ее семью. Он же разозлил разбойника Казбича и натравил его на Азамата. Но ни о чем этом Григорий не подумал. Его волновали только собственные прихоти. Они же не позволили ему долго наслаждаться триумфом: как только гордая княжна полюбила его, он забыл о своих чувствах. Ему приелось это приключение. На теплоту он отвечал холодностью и сделал девушку несчастной. Безразличие ко всему вновь овладело им и обрекло его на бессмысленную жизнь, наполненную тоской. Он погиб в цвете лет, так и не изведав любви, дружбы, семейной близости. Равнодушие стало причиной его одиночества и неприкаянности.

Похожий пример описал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Анна Одинцова напоминает читателю Снежную королеву: она прекрасна, богата, но холодна и одинока. У нее нет чувств и желаний, идеалов и целей, ведь все, к чему она стремится, это личный комфорт. Овдовев и разбогатев, она стала лишь одной из мраморных статуй в своем саду. Ко всему равнодушная, всем пресыщенная, героиня изображает эмоции и дразнит главного героя произведения — Евгения Базарова. Она заводит с ним разговоры о любви и счастье, часто проводит время в его обществе. Она и сама не понимает, зачем. Видимо, ее сердце пытается согреться за счет чужого огня. Базаров не выдерживает накала страсти и признается Анне в любви. Она же не может ответить на такие чувства. Героиня попросту боится их и отступает. Безразличие вновь вступает в свои права и порождает тоску, затапливающую Анну Одинцову. Вся ее жизнь проходит без смысла, без цели, без эмоций. Равнодушие лишает ее семьи, детей и настоящего счастья наедине с любимым мужчиной. 

Таким образом, безразличие опасно, прежде всего, для того, кто его проявляет. Оно делает жизнь человека тусклой и бесцельной. Его ничего не волнует и не интересует всерьез, поэтому ему всегда скучно. Равнодушие ко всему и всем обрекает его на одиночество и хандру.

Вариант 3

(438 слов) Размышляя о том, чем опасно равнодушие, люди часто упускают из виду его главное следствие — эмоциональную атрофию. Человек, одержимый безразличием, не способен на проявление искреннего чувства, а значит, у него отсутствуют стимулы к развитию и духовному росту. Все эти явления подмечены и описаны литераторами, которые во все времена старались излечить современников от равнодушия.

Например, А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» описал трагическую судьбу человека, который оказался «лишним» из-за своего равнодушия ко всему и всем. Евгений имел все возможности для полноценной реализации: был богат, неглуп, молод, красив. Но он весь свой потенциал пустил по ветру, так ничем и не заинтересовавшись всерьез. Тоска одолевала его, праздность мучила, но он ничего не мог с собой поделать: где бы он ни был, что бы ни делал, ему надоедало все. Защищая «постылую свободу», он отказался от брака с прекрасной девушкой, которая могла бы стать для него идеальной супругой (по его же собственному признанию). Но Онегин отверг Татьяну и свое личное счастье, ведь безразличие всегда очень быстро сменяло его кратковременное увлечение. Из-за своего непостоянства и апатии Евгений так ничего и не добился в жизни, ведь для успеха и самореализации человеку необходимы идеалы, мечты, сильные чувства. Если их нет, то люди впустую растрачивают годы, которые могли бы посвятить достижениям. Равнодушие ко всему делает личность беспомощной, не реализованной, «лишней». Безразличие поглотило Онегина и лишило его всего: любви, призвания, личного счастья.

Аналогичный пример описал А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В полости Дмитрий Старцев воспринимал жизнь с горящими глазами: у него были идеалы, грезы, цели. Он хотел стать высококлассным специалистом в медицине и помогать людям. Также он был нацелен на брак с достойной девушкой. Однако со временем волны разочарования и апатии затопили его. В маленьком городке не было расширенной и интересной практики, не было достойного его общества, не было культурных развлечений и каких бы ни было перспектив. Понравившаяся барышня отвергла Дмитрия, так как не видела смысла в замужестве. Постепенно Старцев, лишенный веры в лучшее будущее, мрачнел и смирялся и судьбой. Его охватило постыдное равнодушие к работе и личной жизни. Он принял такой исход, ведь ему, в сущности, стал безразличен он сам. Дмитрий стал трудиться только ради денег, спустя рукава и без энтузиазма. Он так и остался холост и одинок. Герой обрюзг, превратился в грубого и пошлого мещанина. Теперь люди звали его фамильярно «Ионыч», ведь он был таким же, как и они, равнодушным ко всему обывателем. Безразличие ко всему стало причиной деградации и эмоциональной импотенции Дмитрия.

Таким образом, человек, которому ни до чего нет дела, обречен на бессмысленное прозябание в мире, который ему не интересен. Безразличие убивает его эмоции и гасит последнюю надежду на позитивные перемены и белые полосы. Равнодушие — опасный яд для души.

На чтение 13 мин Просмотров 4.1к.
Обновлено

Представляем вашему вниманию аргументы из жизни и литературы, необходимые для итогового сочинения «Чем опасно равнодушие?». Многие писатели затрагивают эту тему в своём творчестве и пытаются донести до читателей последствия подобного поведения. Показывают, как человеческие пороки могут отразиться на всём обществе в целом.  

Проблема

Чем опасно равнодушие?

Отношение автора к проблеме

Равнодушие – это отрицательная черта человеческого характера, которая делает его чёрствым и безразличным к окружающим людям, даже близким. Равнодушие опасно тем, что безучастие может сломать чью-то судьбу. Кроме того, равнодушный человек со временем остаётся один, даже тогда, когда ему необходима помощь. Такие люди опасны для себя самих и для всего общества. Равнодушие способно разрушить человеческую жизнь, потерять семью, любовь.

Аргументы

  1. Равнодушие – главная черта характера флегматиков.
  2. Равнодушный человек не умеет радоваться чужим победам и сопереживать чужому горю.
  3. Равнодушного человека можно назвать эгоистом.
  4. Опасность равнодушия заключается в том, что оно может повлиять на чужую судьбу.
  5. Равнодушный человек не способен сочувствовать и испытывать сострадание.
  6. Равнодушный человек не интересуется чужими проблемами, ему безразлична судьба окружающих.
  7. Равнодушие – это отсутствие заинтересованности и безразличное отношение к окружающему миру.
  8. Равнодушный человек может оставить без помощи того, кому она жизненно необходима.
  9. Равнодушные люди видят только собственный интерес.
  10.  Равнодушие губит и ожесточает сердца, делает людей инертными.

Эпитеты к слову «равнодушие»

Абсолютное, апатическое, безразличное, бесстрастное, бесчувственное, бюрократическое, вежливое, взаимное, видимое, внешнее, всеобщее, высокомерное, вялое, глубокое, глухое, деланное, демонстративное, детское, жестокое, злобное, кажущееся, каменное, канцелярское, крайнее, ледяное, ленивое, мертвенное, мертвое, мещанское, мнимое, могильное, мрачное, напускное, нарочитое, наружное, невозмутимое, незыблемое, немое, непробиваемое, обидное, обывательское, озлобленное, очевидное, откровенное, подчеркнутое, позорное, показное, покорное, полное, поразительное, постыдное, презрительное, преступное, привычное, притворное, совершенное, созерцательное, спокойное, стоическое, странное, тоскливое, тупое, убийственное, угрюмое, упрямое, усталое, философское, холодное, чиновничье, вызывающее, глубокое, деревянное, душевное, леденящее, неподдельное, непоколебимое, нерушимое, обретенное, отрешенное, полное, поразительное, притворное, сердечное, суровое, тихое, уверенное, удивительное, умиротворенное, усталое, циничное, явное.

Синонимы к слову «равнодушие»

Безразличие, бесстрастность, бесчувственность, апатичность, безучастность, безучастие, холодность, хладнокровие, инертность, апофегей, флегматизм, отрешенность, невозмутимость, спокойствие, чёрствость, толстокожесть, индифферентность, бездеятельность, бездушие, бездействие,

Примеры из художественной литературы

  1. Н.В. Гоголь «Шинель».

В повести Н.В. Гоголя «Шинель» изображено общество, которому нет дела до такого человека как Акакий Акакиевич Башмачкин. Он работал в государственном департаменте и занимал очень низкую должность, настолько незначительную, что никто его не уважал. В надежде изменить свою жизнь Акакий Акакиевич начал копить деньги на новую шинель. Ему казалось, что с ней он добьется всеобщего уважения. Ради осуществления мечты главный герой отказал себя буквально во всём, даже перестал зажигать свечи по вечерам. И когда, наконец, его желание осуществилось, на него действительно обратили внимание.

Новость о том, что у Башмачкина новая шинель, моментально облетела весь департамент. Все сбежались посмотреть на неожиданную обновку, а один из чиновников даже пригласил Акакия Акакиевича в гости. Главный герой не мог отказать себе в удовольствии ещё раз блеснуть перед всеми шикарной шинелью, поэтому принял предложение. На этом вечере он был впервые по-настоящему счастлив. Его замечали, с ним общались на равных, ему улыбались и спрашивали его мнение. Башмачкин даже представить себе не мог, что когда-нибудь дождётся такого дня. Однако счастье длилось не долго, по дороге домой на него напали грабители и отняли выстраданную шинель.

В отчаянии Акакий Акакиевич обратился за помощью, но никому не было дела до его проблемы. Никто не захотел даже просто поддержать его, а тем более помочь. Люди только посмеялись над бедой бедного Башмачкина, они не могли понять, что для него это была не просто вещь, а единственная надежда на светлое будущее. Ужасное душевное потрясение и человеческое безучастие сказались на здоровье главного героя, и спустя недолгое время он умер от горячки. Именно равнодушие окружающих и стало причиной его смерти.

  1. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю жизнь думал только о собственном благополучии, жил только ради себя и был равнодушен к судьбе окружающих. Он совершенно не уделял времени своей семье, не заботился о ней, не занимался воспитанием собственной дочери. Он вспомнил о них только тогда, когда заработал достаточно денег и решил устроить себе заслуженный отдых. Однако из-за его безразличия жена и дочь тоже перестали быть отзывчивыми и заботливыми. В их сердце не осталось любви к главному герою рассказа, ведь богатство не заменит упущенного внимания и необходимой поддержки. Поэтому их путешествие на «Атлантиде» сложно назвать семейным отдыхом, каждый был занят только самим собой, им даже не о чем было поговорить.

Все последствия эгоизма можно увидеть после смерти господина из Сан-Франциско, его равнодушие обернулось против него самого. Когда он умер, все отреагировали так, будто ничего ужасного не случилось. Тело поместили в ящик от лимонада, а затем и вовсе опустили его в трюм, чтобы не нарушать общественное спокойствие. Там он и продолжил своё путешествие, всеми забытый и никому не нужный. На верхней палубе не прекращалось веселье, играла музыка, продолжались танцы. Никого не заботило то, что из жизни ушёл человек. Теперь, когда состоятельный пассажир, раздающий чаевые, ушёл из жизни, не было необходимости быть учтивыми и почтительными. С этого времени он стал всего лишь причиной неудобства для всех окружающих, в том числе и для его семьи.

  1. Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками».

В сказке Г.Х. Андерсона показано, к чему может привести человеческое равнодушие. Описанные события происходят в канун Нового года. Никого из прохожих, торопящихся за праздничный стол, не интересовало, почему маленькая девочка бродит по заснеженным улицам босиком. А ведь у неё просто не было другого выхода, она не продала ни одной спички и домой ей идти было нельзя, иначе отец наказал бы её. Тем более, дома тоже было холодно, потому что жили они на чердаке.

Девочке немного нужно было для счастья, она мечтала о таких простых вещах как тёплый дом, вкусный ужин и новогодняя ёлка. О ней некому было заботиться, только мама и бабушка любили её, но их уже не было в живых. В душе маленькой девочки был лишь холод и пустота, её окружало сплошное равнодушие. Она была совсем одна. Никто не покупал спички, никто не пригласил её погреться к себе в дом, никто даже не помогал ей просто подняться, когда она падала, лишившись сил.

Г.Х. Андерсен хотел показать в этой сказке, к чему может привести человеческое безразличие. Девочка умерла на улице, она сожгла почти все спички, пытаясь согреться. Её маленькое тельце осветило новогоднее солнце, и люди увидели на её лице застывшую улыбку. Последним, что увидела девочка, была её бабушка, которая забрала её с собой – туда, где нет голода, холода и страха.

  1. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» равнодушен по отношению ко всем окружающим людям, ему безразлична судьба всех, кто встречается на его пути. Он думает только о себе, не воспринимает нравственные ценности общества. Григория Печорина можно смело назвать эгоистом и индивидуалистом. Он ставит себя выше всех остальных и не может никому довериться.

Печорин равнодушно разрушает чужие судьбы, пытаясь наполнить свою жизнь смыслом. К примеру, он погубил Бэлу, поступив опрометчиво. Григорий поддался своим чувствам, но в результате так и не обрёл счастья. Как только он добился любви неприступной девушки, сразу же потерял к ней интерес. Её общество наскучило ему, и он стал реже появляться дома, поэтому и не оказался рядом, когда был нужен.

Другим примером эгоизма Печорина является печальная участь слепой старухи и маленького мальчика, которые лишились средств, необходимых для существования по его вине. Ради забавы он вынудил контрабандистов покинуть город и те сбежали, оставив «лишний груз».

Главный герой романа – очень противоречивая натура: он осуждает зло, но продолжает его совершать. Единственное, что его заботит – это личные желания. Именно равнодушие стало причиной того, что Печорин не жил, а существовал.

Примеры из жизни

  1. Подруга моей мамы рассказала нам историю, о которой не может забыть всю свою жизнь. Будучи школьницей, она поступила безразлично по отношению к чужой судьбе, и это привело к печальным последствиям. Однажды её соседу по парте стало плохо: у него начала кружиться голова и он не смог продолжать находиться на уроке. Он отправился в медпункт, где ему замерили давление и отпустили домой. Мальчик вернулся в класс и попросил кого-нибудь провести его. Но он был не очень общительным ребёнком, поэтому никто не согласился. Подруга моей мамы, несмотря на то, что сидела с ним за одной партой, тоже отказалась, чтобы не быть белой вороной. Она подумала, что над ней будут смеяться, если она пойдёт провожать его. Мальчику ничего не оставалось, как собраться и уйти одному. На следующий день их классный руководитель сообщила ужасную новость: ученика их класса сбила насмерть машина. Оказывается, этот мальчик потерял сознание на дороге и водитель не успел затормозить. Много лет прошло уже с тех пор, но понимание того, что общее равнодушие стало причиной гибели ребёнка, не давало многим людям покоя. Если бы кто-то проявил отзывчивость и пошёл провести этого мальчика домой, его судьба сложилась бы совершенно другим образом.
  2. Моя тётя всегда учила меня быть отзывчивым и заботливым. Для того чтобы я более ответственно относился к её словам, она всегда подтверждала их реальными историями. К примеру, она объяснила мне, к чему может привести равнодушие. Однажды она сама проявила безразличие по отношению к незнакомому человеку. Она задержалась на работе и боялась не успеть на последний автобус. Жила она далеко и такси стоило очень дорого, поэтому совсем не хотелось опоздать. По дороге она увидела, как прохожий схватился за сердце и упал без сознания на тротуар. Она видела это, но не стала останавливаться, решив, что ему обязательно поможет кто-нибудь другой, кто не так спешит, как она. На автобус тётя успела, но приехав домой, она не могла избавиться от мысли, что поступила неправильно. Через несколько дней она услышала от коллег историю, как мужчина умер от инфаркта недалеко от их работы. Ему не успели оказать необходимую помощь, потому что скорая приехала через несколько часов. Оказалось, что целых два часа мужчина просто пролежал на асфальте. Наверное, каждый думал так же, как и моя тётя, что ему обязательно, кто-то поможет. Но этот кто-то появился рядом далеко не сразу. Возможно, этого человека и не удалось бы спасти, но жить с мыслью о том, что сэкономленные деньги могли стоить кому-то жизни – невыносимо.

Народная мудрость

  1. «Моя хата с краю, ничего не знаю». В данной пословице идёт речь о равнодушных людях, которых заботит только собственное благополучие.
  2. «Ему всё трын-трава». Так наши предки говорили о равнодушных людях, которых ничего не интересовало.
  3. «Дай бог тебе когти, только не нас драть». В этой пословице говорится о людях, которые беспокоятся только о себе самих. Судьба остальных их не интересует.
  4. «Ему и беда, что с гуся вода». Смысл данной пословицы заключается в том, что некоторым людям безразлично всё, что происходит вокруг. Даже беды их не заботят.
  5. «Моё дело петушиное – прокричал, а там пусть и не рассветает!». В этой пословице идёт речь о людях, которых интересует только их жизнь. Всё остальное для них не имеет значения.
  6. «Наше дело – сторона». В этой пословице говорится о том, что есть люди, которые остаются всегда в стороне от чужих дел. Их заботит только собственное благополучие.
  7. «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». Данная пословица означает равнодушное отношение к какому-то бессмысленному занятию. Так говорится, когда снисходительно относятся к чьему-то несерьёзному занятию.
  8. «После меня хоть потоп!». В данной пословице наши мудрые предки описали человека, которого заботит лишь собственное благополучие. Такие люди думают только о том, чтобы им было хорошо, судьба остальных их не заботит.
  9. «Режь чужую кобылу, только не тронь мою овцу». В этой пословице идёт речь о людях, которым безразлична судьба окружающих. Для них имеет значение только их заботы, всё остальное – не составляет важности.
  10.  «Я не я и хата не моя». Так говорит тот человек, который хочет показать, что происходящее его не касается. Его не волнуют чужие заботы и никакого участия в них он проявлять не собирается.

Афоризмы

  1. «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Великий русский писатель А.П. Чехов назвал равнодушие параличом души. По его мнению, безразличный человек живёт только внешне, внутренне он уже мёртв.  
  2. «Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным». Французский философ и поэт Вольтер говорил о том, что между скромностью и равнодушием нет ничего общего. Скромным быть похвально, но нельзя становиться равнодушным по отношению к окружающим.
  3. «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». Русский писатель Максим Горький призывал окружающих не быть равнодушными, потому что равнодушие способно погубить человеческую душу.
  4. «Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу писал о том, равнодушие – самый большой грех. Безразличие по отношению к окружающим – это наивысшее проявление бесчеловечности, по его мнению.
  5. «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека». Персидский мыслитель и поэт Саади говорил, что тот, кто равнодушен к страданиям других – не имеет права называться человеком. Забота и отзывчивость – главное проявление человечности.
  6. «Если ты хочешь, чтобы кто-то остался в твоей жизни, никогда не относись к нему равнодушно!». Американский писатель Ричард Дэвид Бах предупреждал о том, что нельзя относиться равнодушно к близким людям, иначе они исчезнут из твоей жизни.
  7. «Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего труднее скрывать равнодушие». Немецкий писатель Карл Людвиг Бёрне считал, что труднее всего скрыть равнодушие. По его мнению, с ненавистью и любовью человек может справиться, с равнодушием – нет.
  8. «Величайший грех человека — это не ненависть, а равнодушие к своим братьям». Мать Тереза считала равнодушие одним из самых страшных человеческих грехов.
  9. «Не будьте равнодушными. Это лучшее, что вы можете сделать в жизни». Британская актриса Одри Хепбёрн была не только публичным лицом, но и гуманитарным деятелем. Она была уверена в том, что отзывчивость и забота об окружающих делают этот мир лучше.
  10.  «Равнодушие – есть наивысшая жестокость». Американский писатель Митчел  Уилсон считал равнодушие – наивысшим проявлением жестокости. Только жестокий человек может оставаться безразличным к несчастьям других людей.

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Равнодушие – наивысшая жестокость

К сожалению, в нашем обществе становится все больше и больше равнодушных людей. Они думают только о себе, чужие проблемы их не интересуют. Такие люди не задумываются о том, что их поступки могли бы помочь другому человеку.

Равнодушные люди могут, не задумываясь, оставить ближнего в беде. Все это приводит к выводу о том, что равнодушие есть наивысшая жестокость. Оно делает из человека животное, которое привыкло жить в одиночестве, заботясь лишь о себе.

Для равнодушных людей нет никаких общественных ценностей, они не знают, что такое любовь и дружба, сострадание и милосердие. Это указывает на степень нравственного разложения человека.

Равнодушные люди – самые злые люди, потому что их ничего не интересует в жизни, кроме собственного «я». Добрые и даже злые поступки относительно других людей показывают, что человек живет, а не просто существует, он умеет чувствовать и выражать свои эмоции.

Равнодушие же предполагает отсутствие каких-либо чувств. Из этого следует, что равнодушие намного хуже, чем злодеяния.

Первый аргумент

Тема равнодушия звучит в русской и мировой литературе очень часто. Например, Н. В. Гоголь в повести «Шинель» отобразил равнодушное общество, которому нет дела до «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина.

У главного героя крадут шинель, о которой он так долго мечтал, что несколько месяцев экономил даже на собственном питании. Окружающие люди к этому событию отнеслись равнодушно. Ни коллеги, ни органы, занимающиеся кражами, не стали помогать Башмачкину.

Неспособность главного героя жить в равнодушном обществе приводит к тому, что Башмачкин умирает. Это доказывает, почему равнодушие – это жестокость. Именно равнодушие стало причиной смерти Акакия Акакиевича.

Второй аргумент

На тему равнодушия писал и Г. Х. Андерсен. В своей сказке «Девочка со спичками» он показал, к чему может привести общественное равнодушие. Маленькая босая девочка в Новый год продавала спички. Этого требовало трудное положение героини: она была очень бедна.

Никого из прохожих не заинтересовало, почему холодной зимой маленькая девочка идет босиком. Никто не обратил на нее внимания. Никто не захотел хотя бы как-то помочь бедной героине.

Это равнодушие стало причиной гибели девочки. Ни холодный вечер, ни нищета героини не стали причиной ее смерти. Причина заключена в человеческом равнодушии, которое может быть хуже жестокости.

Выводы

Приведенные примеры доказывают то, что равнодушие – самое страшное, с чем может столкнуться каждый человек. Когда окружающих не интересует жизнь других людей, когда никто не способен помочь человеку, который находится в трудной ситуации, это настоящая катастрофа.

Что такое Равнодушие – сочинение

Безразличие, пожалуй, самая большая трагедия нашей современной эпохи. В мире проблема равнодушных людей приобретает характер пандемии. Кажется, что люди стали безразличны к самому безразличию. Окружающие не стремятся помогать друг другу, не подают «руку помощи».

Жестокость и неэмоциональная отрешенность от «равнодушных» и их безразличие к страданиям других очень разнообразны. Равнодушие раскрывается в таких чувствах, как невежество, страх, выгода, власть, контроль и господство.

Безразличие людей к боли, страданиям, пыткам и убийствам других является продолжающейся темой человеческой трагедии. Многие русские писатели в своих произведениях затрагивали тему равнодушия, каждый высказывал свою позицию, но в итоге все авторы сходились в одном – проявление апатии порождает негатив.

В качестве примера можно привести произведение Александра Солженицына «Матренин двор». Главная героиня книги простая женщина Матрена, которая всегда поддерживает своих односельчан, помогает им в работе. Автор противопоставляет ей жителей деревни.

Эти люди не ценят труд Мартены, они равнодушны к ее бедам и болезням, но с другой стороны очень требовательны. В данном произведении слову «равнодушие» можно подобрать синоним – эгоизм. Эгоистичные односельчане во всем ищут выгоду, в том числе и в Матрениной доброте.

В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» главный герой, Григорий Мелехов, проявляет безразличие к своей жене. Он уходит жить к другой женщине и даже не пытается скрыть собственной измены. В нелюбви проявляется равнодушие Григория. Его бесстрастность приводит к трагическим событиям, которые невозможно исправить.

Еще один яркий пример, который показывает, чем опасно безразличие – это роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». Здесь читатель видит, что отрицание равнодушия одного героя помогло Раскольникову справиться со своими терзаниями и признаться в содеянном преступлении.

Соня Мармеладова не смогла пройти мимо страданий Родиона. Эта девушка не смогла остаться равнодушной и к материальным проблемам своей семьи.

Как писал Эли Визель, Лауреат Нобелевской премии: «Быть равнодушным к страданию – значит потерять человечность». Сегодня безразличие и апатия становятся антитезами радости, счастья, добра, это может привести к увеличению мировой трагичности.

Человечность и равнодушие

С самого рождения своих детей родители стараются воспитать в них лучшие качества, чтобы выпустить в свет достойными людьми, способными преодолевать препятствия на жизненном пути и приносить радость другим людям.

Чтобы к нам относились так, как мы этого желаем, необходимо научиться сострадать окружающим людям, которые нуждаются в помощи. Именно так проявляется человечность.

Если человек способен оказаться мысленно на месте того, кто страдает, прочувствовать его состояние, понять переживания, то это первый шаг на пути к пониманию чужих проблем. Второй шаг – это оказание помощи даже совершенно незнакомому человеку, который оказался в трудной ситуации.

Стремление оказать помощь нуждающемуся человеку, отреагировать на его просьбы, беспомощность – показатель неравнодушной русской души. Об этом неоднократно упоминают в своих произведениях писатели русской литературы. Жалость, неравнодушное отношение к животным, людям.

Так, героиня рассказа Куприна «Куст сирени» готова оказывать помощь своему супругу всегда, не щадя своих сил. Благодаря своей смекалке, уму, она способствует тому, что он успешно защищает свой долгожданный план. Девушка не просто сопереживает его неудачам, но и отзывается, бескорыстно спасая его в трудные минуты.

Люди, которые проявляют человечность, как правило, преданны, добры и отзывчивые в жизни. Им не знакомы понятия жестокость, злоба и обман. Нередко родители задумываются о причинах равнодушного отношения к тем, кто остро нуждается в помощи. Недостаток в воспитании является пробелом, который приводит к отсутствию человечности в людях.

Восполнить его можно с помощью чтения литературных произведений, в которых есть примеры героических, добрых поступков или подвигов. Со стороны родителей это могут быть убедительные беседы о жалости, доброте к окружающим людям или животным.

К сожалению, в современном мире многие люди не способны сострадать, проявлять милосердие. Нельзя сказать, что они бесчеловечны, но иногда могут проявлять равнодушие, вместо того, чтобы спасти кого-то от беды.

Так человечность обходит их стороной, будто прячась за маской. Распространенным примером может послужить действие человека, обратившего внимание на сломанную ветку дерева, но прошедшего стороной, вместо того, чтобы перетянуть ее.

Таким образом, счастлив тот, у кого большое сердце, в котором есть место для добрых поступков, сострадания и человечности.

Презрение: с чем имеем дело?

Презрение является негативной и уничижительной эмоцией, направленной на себя, других людей. Ее вызывает признание себя, другого человека таким, который не достоин, не заслуживает уважения и внимания. Такое отношение граничит с осуждением, превосходством, высокомерием. Человек, презирающий себя, сильно пренебрежительно, неуважительно относится к себе. Презрение выполняет функцию главенства, превосходства над остальными. Оно транслирует информацию о статусе, значимости, силе. Однако более характерна такая модель поведения для неуверенных в своем статусе личностей. Это им необходимо, чтобы утвердить свое превосходство. Сила и интенсивность этой эмоции может меняться, ее спутниками бывают гнев, агрессия. А ухмылка на лице в момент выражения презрения свидетельствует об ощущении удовольствия, радости от превосходства. Но люди нередко маскируют свое презрение, пренебрежение с помощью фальшивой улыбки. Поэтому не все могут распознать это эмоциональное проявление сразу.

Читайте нашу статью «Что такое книга теней и как ею пользоваться».

Депрессия часто прячется за адреналином презрения, за счет чего временно наблюдается рост энергии. Таким путем человеку удается быть в не подавленном настроении, оставаясь большую часть времени презрительным. Однако остальное время он практически всегда живет в депрессии и тревоге.

Презрению не выделили место в основных эмоциях, однако его можно узнать по характерной мимике, удивленно вздернутых бровях, брезгливой односторонней ухмылке, издевательскому тону голоса. Также такие личности держат спину ровной, немного откидывают голову назад. Они хотят казаться выше объекта презрения и смотреть на него сверху. Эти действия могут вызывать конфликтную ситуацию.

Чувство презрения с отвращением можно считать родственными. Однако отвращение испытывают к неприятным вещам, а презрение предполагает наличие иерархии, сравнения. Отвратительными могут быть как вещи, так и люди. Презирают же исключительно людей. К тому же тот, кто показывает пренебрежение другому человеку, ощущает чувство превосходства над объектом презрения. И такое отношение распространяется на все сферы жизнедеятельности с наличием сравнения. Но у каждого из нас есть свои минусы и плюсы, способности и возможности. Жизнь одна. Поэтому не стоит растрачивать свои силы, энергию на сравнения и негатив.

Сочинение Равнодушие и отзывчивость

Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека.

Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества. Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.

Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.

Многие писатели искали (и продолжают искать) решение проблемы равнодушия. На фоне уродства и последствий равнодушия, особенно прекрасны проявления отзывчивости.

Вспоминается эпизод из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, когда Пётр Гринёв, столкнувшись на постоялом дворе с Емельяном Пугачевым, отдает ему свой заячий тулуп. Пугачев не забывает подарка Гринева, и, в благодарность он помогает ему. Этот эпизод служит примером взаимопомощи и отзывчивости людей вне зависимости от обстоятельств.

Пример равнодушия показал А. П. Чехов в произведении «Тоска». У извозчика погиб сын. Он возит множество людей, и жалуется каждому, хочет получить поддержку. Но боль Потапова никому не нужна. Сострадание и отзывчивость он получает только у одной женщины.

Хочется верить, что отзывчивости в мире всё-таки больше равнодушия!

  • Что такое признаки литературной сказки
  • Что такое пример аргумент в сочинении
  • Что такое призвание определение для сочинения
  • Что такое преступление в литературе определение для сочинения
  • Что такое приключенческий рассказ