Что такое равнодушие и непонимание на примере рассказа тайна

Урок родной русской литературы 8 класс по теме: л.а. чарская рассказ тайна. тема равнодушия и непонимания в рассказе. ход урока:

Урок родной (русской литературы) 8 класс

по теме: «Л.А. Чарская рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

Ход урока:

1. Оргмомент.

…Ее книги читали при свече, керосинке, пляшущем огне буржуйки белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими книгами счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники, увозившие книги своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж.

«Записки гимназистки», «Княжна Джаваха»,»Смелая жизнь»… До революции это были просто книги, они нравились двенадцатилетним девочкам и не нравились многим взрослым. Строгие критики их ругали, издатели наживали на них свои барыши…

Что же это книги? И кто же их автор? Давайте познакомимся с биографией Лидии Чарской.

2. Знакомство с биографией писателя.

Лидия Алексеевна Воронова родилась в дворянской семье в Царском Селе 19 января 1875 года. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером. Семья Вороновых жила в достатке, родители любили свою дочь, но внезапно умирает мать. В некоторых источниках Лидия Алексеевна Чарская указывает, что мать умерла при родах и девочка ее не знала. Всю свою любовь девочка перенесла на отца. Она прекрасно плавала, правила лодкой, любила ездить верхом на пони, немало шалила и верховодила своими друзьями. Она была очень впечатлительной, откровенной и открытой натурой. Любовь отца и многочисленных тётушек, которые души в ней не чаяли, компенсировала ей отсутствие матери. Но отец женился второй раз. Отношения с мачехой у девочки не сложились. Она замкнулась, воображала себя жертвой мачехи, о которых говорится в сказках. Лида несколько раз убегала из дома. Тогда и было решено отвезти её в Павловский женский институт. Для живого впечатлительного ребенка жизнь по строгим, раз и навсегда установленным правилам показалась казарменной. Суровая дисциплина, постоянная зубрёжка, скудная еда, грубая одежда — всё поначалу отталкивало и возмущало её. Но со временем она привыкла, институт стал для девушки второй семьей. В 19 лет она окончила его с медалью. После выпускных экзаменов лучшие воспитанницы в Зимнем дворце получали медали из рук императрицы. В 1893 году среди лучших выпускниц Павловского института в Зимнем дворце оказалась и Лидия Воронова.

Затем (в 1893году) Чарская поступает на Драматические курсы при Императорском театральном училище и успешно их заканчивает. Она выделяется яркой внешностью, эмоциональность.

С 1898 по 1924 год Чарская прослужила в Санкт-Петербургском Александринском Императорском театре. Именно там родился псевдоним «Чарская». Можно предположить, что оно родилось по аналогии со словами «чары», «очарованье», «колдовство». После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр, в котором прослужила с 1898 по 1924 год. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним «Чарская». Роли ей доставались второстепенные, эпизодические, жалованье тоже было невелико.

Наряду с работой в театре Чарская была страстно увлечена сочинительством, и этим псевдонимом она подписывает свои первые книги. Занятие литературой оказалось легким и приятным. «Я буквально горю и сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой». Первая же повесть «Записки институтки», родившаяся в 1901 году из ее институтских дневников, году принесла ей громкую славу. Критики начала века не вникали в природу столь внезапного успеха в литературе молодой актрисы. Но потом поняли, что Чарская не останется автором одной книги и ее представили хитроумной дамой, которая, своими книгами идет на поводу у подростков. О чем она писала? О доброте, любви к ближнему, о сострадании, самоотверженности, отзывчивости. О тех человеческих качествах, недостаток которых особенно сильно ощущается в наше время.

Герои книг Чарской, обычно, много страдают и бывают одиноки, их подстерегают опасности. Повести заставляют детей сопереживать героям, вызывают добрые чувства, учат не отворачиваться от страданий и в любой ситуации оставаться честным. Другое очень важное для Чарской качество — умение терпеть несправедливости и непреклонная вера в то, что рано или поздно злые силы потерпят поражение, а добро победит. Героев Чарской ни при каких обстоятельствах нельзя заставить совершить дурной поступок, они бескорыстны и справедливы, терпеливы и добры. В конечном счете побеждают они, их душевная красота и обаяние. Чарскую постоянно упрекали за счастливые финалы, вернее, за последнюю счастливую страницу в ее книгах, но радостные финалы, безусловно, были заслуженны в глазах юного читателя.

Из-под ее пера произведения выходили одно за другим. За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. Молодежь зачитывалась ее произведениями, восторженно встречая новые книги. Повести «Княжна Джаваха», «Люда Влассовская», «Вторая Нина», «Записки маленькой гимназистки», «Сибирочка», «Лесовичка», рассказы «Волька», «Первый день», «Два сочельника», «Корректорша Варкунина», сказки «Золотая свирель», «Волшебная сказка» и другие — вот неполный перечень того, что взахлеб читало подрастающее поколение начала XX века

Ее любили, ей писали отклики, ее боготворили. Популярность Чарской не знала границ. Ее произведения переводили на разные языки. Вот только некоторые данные: в отчете одной детской библиотеки в 1911 году сообщалось, что юные читатели требовали 790 раз книги Чарской и лишь 232 раза сочинения Жюля Верна. И это явление было типичным. В этом же году в восьми женских гимназиях в сочинении на тему «Моя любимая книга», девочки почти единогласно указали произведения Чарской. Она была кумиром всех подростков. За двадцать лет литературной деятельности Чарская написала около 80 книг для детей и юношества, многие из которых были переведены на иностранные языки.

Но после 1917 судьба писательницы резко изменилась. С приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения и буржуазно-мещанских взглядов. Подвергли резкой критики за то, что ее произведения слишком чувствительны, сентиментальны, в них слишком много страданий. (О том, что женщина с юных лет жила на трудовые заработки, было забыто).

О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века. Понадобился почти век, чтобы мы снова открыли для себя ее творчество. Радует то, что разные издательства взяли на себя труд возродить ее произведения. Ее книги уже стоят на полках книжных магазинов.

3. Анализ рассказа «Тайна».

Сегодня мы говорим о рассказе «Тайна».Прочитайте предложенный рассказ.

— Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Какова его основная тема? (тема равнодушия и непонимания)

Это и станет темой нашей беседы сегодня.

Скажите, что такое равнодушие? (Равнодушиеэто безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни)

А что такое непонимание? (Непонимание – неспособность воспринимать, постигать и осознавать мотивы поведения другого, неумение объяснить его действия и поступки; неспособность пропускать через разум и сердце состояние, настроение, намерения и образ мыслей другого).

Давайте обратимся к тексту и посмотрим, как раскрывает автор тему равнодушия и непонимания в произведении. Запишите тему урока: «Тема равнодушия и непонимания в рассказе Лидии Чарской «Тайна».

— Что случилось с Неточкой? (она была взволнованна)

Найдите в тексте слова, которые показывают, что с героиней было что-то неладное. (не могла стоять спокойно, учитель Федор Павлович Сабелин два раза окликнул ее, бедняжка Неточка не спала целую ночь, получила замечание от Пифагора, Неточка волнуется. Неточка сама не своя. В голове ее шумит вследствие бессонной ночи, в ушах позванивает. Руки Неточки холодны, как лед, а щеки пылают, как печка).

Какие приемы использует автор, описывая состояние героини? (восклицательные предложения указывают на волнение, сравнение как лед, как печка)

С кем решает поделиться со своей тайной Неточка? (Зое Стояновой)

Какую же тайну хранила Неточка? (она сочинила стихотворение)

Зачитайте эпизод признания Неточки.

Как вы можете оценить реакцию Зои на стихотворение Неточки?

Что происходит на втором уроке?

Что сделал учитель с тайной Неточки?

Как вы относитесь к поступку Учителя?

Что мог сделать учитель?

Какова была реакция Неточки на поступок учителя? Найдите слова в тексте, передающие состояние героини.

Итак, за один день счастливая Неточка стала глубоко несчастной. Чарская хотела донести до читателя то, что очень легко можно обидеть человека, можно отбить интерес его к творчеству. Героиня Нета написала чудесные стихи, на ее взгляд. Но подруга не оценила и раскритиковала труд Неты, а учитель прочитал перед всем классом, сделав кучу замечаний. Так, у девочки пропало всякое желание заниматься творчеством в будущем.

Проблема равнодушия и отзывчивости всегда была одной из самых острых. Каждый из нас еще со школьной скамьи помнит фразу о том, как страшны равнодушные люди, потому что это «с их молчаливого согласия» совершается все зло на земле.

Радует то, что в учебных заведениях все чаще пишут сочинение на тему «Равнодушие и отзывчивость».

Поэтому предлагаем учащимся несколько советов о том, как проводится подготовка к письменной работе, где взять примеры для подтверждения суждений….

Смысл понятий

Перед тем, как приступить к работе, нужно четко понимать, что означают понятия равнодушие и отзывчивость.

Научные трактаты дают нам четкое определение равнодушия – это безучастное, ровное отношение к тому, что делается вокруг. Но с этим можно поспорить. Этот вопрос гораздо глубже. Равнодушие это отсутствие какого-либо действия в случаях, когда требуется вмешательство.

Есть много людей впечатлительных, но совершенно не эмоциональных. На первый взгляд, у них всегда ровное отношение к происходящему вокруг. Однако в критической ситуации такой человек может проявить себя, как заботливый, отзывчивый, способный пожертвовать собственными интересами, здоровьем, даже жизнью.

Подготовка к сочинению должна начаться с собственного размышления о равнодушии и отзывчивости. Раскрывать вопросы важно со своей позиции, подтверждая примерами. И пусть эта позиция будет непривычной, свою точку зрения надо доказывать.

Исходя из наблюдений, можно выделить три типа равнодушных людей. Подробно рассмотрим каждый из них.

Это интересно: Излагаем мысли: что такое изложение и как его писать

1 тип (с нарушенной психикой)

Люди, которые всегда относятся к окружающему совершенно безучастно, крайне мало обращают внимание на происходящее вокруг, замкнуты в себе. Вряд ли человек останется безучастным к тому, что на него будут сыпаться камни, польется обильный дождь или помчится машина, реакция последует мгновенно.

А если такая реакция отсутствует, значит, у человека плохо работают инстинкты самосохранения, размножения (ведь на противоположный пол тоже нужно как-то реагировать). Это может произойти только из-за психических заболеваний или в результате воздействия каких-либо препаратов (наркотики, алкоголь).

Определения: Равнодушие и отзывчивость (для итогового сочинения)

2 тип (яркие эгоисты)

Такой человек может выглядеть, как веселый, даже активный товарищ, интересный собеседник. Но, когда остро необходимо его участие, проявляет полную пассивность. Зачастую, просто делает вид, что ничего не видит.

Холоден к слезам матери, безучастен к беде собственного ребенка, его товарищ никогда не сможет рассчитывать на поддержку. Эгоист откажется принести даже минимальную жертву (пожертвовать собственным временем или нарушить привычный ход режима).

Однако, такие люди встречаются редко, а если они существуют рядом, то окружающие уже знают, как к ним относиться.

  О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения Определения: Равнодушие и отзывчивость (для итогового сочинения)

3 тип (серый человек)

Такое равнодушие наиболее страшно. Именно такие люди чаще всего находятся рядом с нами. Человек этого типа отзывчив к проблемам своих близких, друзей, трепетно относится к своему ребенку, но отворачивается, когда будет плакать чужой малыш.

Будет опекать свою собаку или кошку, а чужую будет пинать, если подвернется под ноги. Поможет другу, если тот оказался рядом, а избежать вмешательства не удается.

Спокойно пройдет мимо человека, лежащего на земле, не обернется, когда будут избивать незнакомую женщину, может спокойно снимать на телефон драку здорового оболтуса со стариком. Вот таких сейчас много.

Важно! Примеры сочинений можно найти в сети, но все же лучше излагать свою точку зрения, проводя параллели, сравнивая разные случаи. Определения: Равнодушие и отзывчивость (для итогового сочинения)Равнодушные невнимательные люди

Развитие главной мысли

Равнодушие и отзывчивость, как утверждают психологи, являются антиподами.

Отзывчивость это прекрасное личностное качество, которое выражается в сочувствии, это желание оказать помощь, готовность принести в жертву собственные интересы, время, здоровье, жизнь. С этим можно полностью согласиться.

Звучит несколько напыщенно (особенно, упоминание о жизни), однако, так и есть. По сей день мы узнаем из СМИ случаи, когда люди бросаются помогать совсем незнакомым гражданам, рискуя собственной жизнью.

Спасение на пожарах, вылавливание тонущих из бурных рек – такие явления встречаются часто. Радостно, что есть такие герои.

Этот вопрос лучше раскрыть вначале сочинения, сразу после вступления. Но если отзывчивость связана с жизненным риском, тогда возникает следующий вопрос – так ли хорошо быть отзывчивым. Если работу пишет учащийся или студент, то основывается на своем мировоззрении, на собственных взглядах и принципах.

Хорошо ли откликаться на чужое горе

Определения: Равнодушие и отзывчивость (для итогового сочинения)

Понятно, что не всякий раз отзывчивому гражданину приходиться проявлять героизм, но другая помощь тоже может иметь неприятные последствия. Так, например, разнимая драку, можно самому получить серьезные увечья, а помогая незнакомцу, дождаться медицинскую помощь, можно опоздать на работу или важную встречу.

Так может не стоит воспитывать в детях отзывчивость и сопереживание? Да и самим стоит чуть спокойнее относиться к чужим проблемам?

При раскрытии этого вопроса тоже должна быть подготовка. То есть, хорошо вспомнить случаи из личной жизни, привести в пример литературных героев, описать подвиги героев.

Такое размышление можно расположить в середине, а можно вставить ближе к концу, если нет других идей, как закончить сочинение. Тогда не будет навязывания своих принципов, но будет предложение самим сделать выбрать – оставаться безучастным или проявлять сочувствие.

Это интересно: Что такое духовные и жизненные ценности: пишем сочинение

Почему люди проявляют те или иные качества

Подготовка к сочинению заключается еще и в том, чтобы попробовать самим разобраться, откуда берутся у человека те или иные качества. Попытаемся проследить, как формируется равнодушное отношение.

Позицию невмешательства, равнодушия усиливают такие факторы, как:

  • страх перед болью – инициатива, зачастую, бывает наказуема, помощник сам может серьезно пострадать,
  • эгоизм – не хочется жертвовать своим личным временем, силами, удобствами,
  • страх привлечь к себе внимание – «мне что, больше всех надо?»,
  • элементарная душевная лень.

Но эти факторы являются только усилителями, а формируются качества личности в результате воспитания.

Важно! При написании сочинения о равнодушии и отзывчивости подойдут не только примеры из литературы, но и свои воспоминания, наблюдения.

Пример воспитания равнодушия – ребенок приносит домой щенка или котенка, который замерзает в сугробе. Далеко не все родители с пониманием отнесутся к такому «подарку».

Но вместо того, чтобы сказать: «Оставляй, но ты сам будешь о нем заботиться», или «Как ему холодно, но мы не можем его оставить.

Давай, завтра вместе подыщем ему дом, а сегодня пусть переночует у нас в коридоре», малыш слышит: «Кого ты принес?! Отнеси туда, где взял! Не волоки в дом всякую грязь».

«Отнеси туда, где взял», то есть не помогай больше, это плохо, брось погибать щенка на морозе, пройди мимо, будь равнодушным. Такая грубейшая ошибка очень часто встречается у родителей.

На примере жизненных ситуаций, из литературы мы видим, какую огромную роль в воспитании отзывчивости играет пример родителей. Если на глазах у сына огромный детина обижает старика, а его смелый, сильный папа проходит мимо, отводя глаза, то сын такое поведение будет считать нормой.

Определения: Равнодушие и отзывчивость (для итогового сочинения)Как формируется отклик на чужую беду. Отзывчивость, как и другие личностные качества, формируются в раннем детстве. Чтобы ребенок был участливым, сердечным, добрым, подобными качествами должны обладать родители.

Детей надо воспитывать на собственном примере. Не всегда нужно бросаться в огонь, но проявлять сочувствие к своим близким, незнакомым людям, животным, нужно постоянно.

О равнодушии и отзывчивости аргументы к сочинению и примеры можно брать как из литературных произведений, так и из самых обыденных ситуаций.

Это интересно: Что такое разум и чувство: сочинение по тематике нравственности

Книги нужно читать вместе с детьми, художественные и мультипликационные фильмы не просто просматривать, но и обсуждать, активно проявлять свое отношение к происшедшему (отзывчивость и другие хорошие качества одобрять, ставить в пример, а безучастность активно порицать).

  Булгаков. «Собачье сердце» (главные герои)

Чаще следует практиковать чтение сказок, где герои никогда не остаются глухими к чужой беде. В сказке «Крошечка-хаврошечка» наиболее ярко показано, как вознаграждается девочка, которая помогает яблоньке и печке, где наказывается нежелание девочки помочь.

В более старшем возрасте нужно приводить примеры отзывчивости и равнодушия из литературы. Например, можно почитать повесть Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Самое главное – следует всегда поддерживать своих детей, когда они оказали, пусть даже маленькую, помощь кому-либо.

Как писать работу на заданную тему

Вопрос о личностных качествах человека актуален по сей день. Именно поэтому школьникам, а также студентам, дают задание изложить свои размышления на конкретную тему в виде сочинения. Несколько советов, которые помогут в написании:

  • точно продумать, о чем именно написать, чтобы раскрыть тему,
  • нужна предварительная подготовка к написанию, то есть, нужно прочитать книги или рассказы и выбрать эпизоды, где бы ярко отражались примеры безучастности, равнодушия героев или их сопереживания, отзывчивости,
  • составить план сочинения,
  • писать собственные мысли,
  • подобрать аргументы к сочинению и факты, их подтверждающие,
  • интересным будет сочинение, которое будет некая «игра» классика и современника. То есть, утверждения классиков можно опровергать своими доказательствами, либо подтверждать их собственными размышлениями,
  • сочинение на тему о равнодушии и отзывчивости должен заканчивать вывод.

Серьезную работу трудно написать за один день, нужна подготовка. После того, как четко определились, о чем будет сочинение, необходимо почитать литературу, чтобы на примерах классиков доказывать свою позицию, или опровергнуть тезис со своей точки зрения.

Произведения, из которых можно почерпнуть яркие примеры для подтверждения тезисов (их можно прочесть, когда ведется подготовка к написанию работы):

  • «Герой нашего времени», роман М.Ю. Лермонтова,
  • «Шинель», повесть Н.В. Гоголя,
  • «Не стреляйте в белых лебедей», повесть Б. Васильева,
  • «Легенда о Данко», М. Горький,
  • «Война и мир», роман Л.Н. Толстого,
  • другие произведения по выбору.

Итоговое сочинение. Равнодушие и отзывчивость. Аргументы

  • Равнодушие и отзывчивость. 2 направление итогового сочинения 2017/2018

Вывод

Можно дополнить работу собственными примерами. Главное соблюсти структуру текста. В начале должно идти вступление, в котором указан главный тезис или мысль, которая далее будет развиваться. Затем должен следовать основной текст. Закончить сочинение нужно небольшим завершением, содержащим вывод из всего написанного.

Если задумываться над подобными вопросами в школьном возрасте, то можно излечиться от равнодушия, стараться быть внимательным к окружающим, отзываться на чужую беду.

Итоговое сочинение в 11 классе по направлению «Отзывчивость и равнодушие»

Итоговое сочинение в 11 классе по направлению « Отзывчивость и равнодушие»

Тема сочинения. «Равнодушие- это паралич души, преждевременная смерть» (А.П.Чехов)

Что такое равнодушие? Я думаю, что это безразличие ко всему, что нас окружает, к собственной судьбе, к людям, к вечным человеческим ценностям. А.П. Чехов утверждал: «Равнодушие- это паралич души, преждевременная смерть» Так ли это? Неужели так опасно такое отношение к жизни? Думаю, что писатель прав.

Действительно, как часто встречаемся мы с равнодушием к окружающим, с нежеланием тратить душевные силы на чужую боль. Душевная черствость иногда больнее злости ,жестокости, ненависти. Но самое страшное, что эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания пагубно влияют на человека, эти чувства проявляющего.

Нередко безразличие к окружающим людям, к происходящему перерастает в апатию, приводит к деградации личности.

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Не могу не вспомнить в этой связи произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Я осуждаю главного героя романа Григория Александровича Печорина за его отношение к Бэле, княжне Мери, к Вере, к Максиму Максимовичу. Он равнодушен к людям, к дружбе.

Чтобы развеять свою скуку, Печорин добивается любви Бэлы и Мери. Сам он не способен на искреннюю, самотверженную любовь. Ему нравится влюблять в себя женщин. К их чувствам он равнодушен, он о них не думает. Герой эгоистичен, он играет людьми, как пешками.

Ради капризной прихоти, не раздумывая, он совершает ошибку за ошибкой, не думая, что расплачиваться за его ошибки будут другие. Печорин сломал жизнь Бэле, обидел максима Максимовича, искренне его любящего, разрушил семейную жизнь Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство княжны Мери. Даже покой « честных контрабандистов» был нарушен им ради пустого любопытства.

Боль и горе несет Печорин другим героям романа, потому что он равнодушен к их чувствам, боли и страданию. Все, что он делает хорошего или плохого, он делает только ради себя. Страдает Печорин и сам от того, что приносит несчастья. Равнодушное отношение к окружающим, к себе привело к тому, что Печорин превратился в « нравственного калеку».

Это произведение учит тому, что нужно понимать мотивы своих поступков и оценивать, как твои поступки скажутся на окружающих . Нужно оценивать свое поведение, чтобы обрести гармонию во взаимоотношениях с людьми и с самим собой.

В качестве второго аргумента обращусь к произведению А.П. Чехова «Ионыч». В рассказе автор показывает, как равнодушие постепенно проникало в судьбу Старцева, как он при этом изменялся.

Из образованного, хорошего перспективного врача герой превратился в угрюмого и черствого эгоиста, который кричит на больных, не замечает страдания людей. Ни медицина, ни искусство, ни общественная жизнь его не интересуют. Умный и приятный человек превратился в типичного обывателя.

Его интересуют только карты, деньги да сытый ужин. Равнодушие к окружающим, к себе привело к духовной деградации героя.

Доктор растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование Страшно тать таким вот Ионычем, человеком, которого практически ничего не интересует, кроме пустого времяпрепровождения да зарабатывания денег. Хотя рассказ написан давно, но проблема актуальна. И в современном обществе остро стоит проблема духовной нищеты, деградации людей.

 Все приведенные мною аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают в том, что безразличное отношение к окружающим опасно.

Я еще раз убедилась, как важно быть чутким и внимательным к людям, как важно отзываться на чужую боль и беду, как важно заботиться о своих близких и родных, о знакомых и незнакомых людях. Нужно посмотреть вокруг, увидеть тех, кто нуждается в твоем участии, заботе, помощи. Проявить к ним милосердие и сострадание.

И сделать это не из корыстных побуждений, а по зову сердца. Так ты не только поможешь людям, сделаешь их жизнь добрее, счастливее, но и спасешь себя от эгоизма и духовной деградации.

Сочинение на тему: «Равнодушие и отзывчивость» – аргументы и рассуждения

Время на чтение: 13 минут

Общая оценка качеств

И равнодушие, и отзывчивость — неоднозначные понятия. Они могут как спасти, так и погубить человека.

Чёрствость, безразличие к судьбе другого традиционно считаются негативными качествами, но от перспективы отдельного человека они делают жизнь в несправедливом мире веселее и проще.

Излишняя участливость, стремление помочь всем по определению рассматривается культурой как положительная черта, но чрезмерный альтруизм нередко губит человека, который «сгорает, чтобы держать других в тепле».

Опасность бездействия

В литературе нередко рассматривается равнодушие как наивысшая жестокость. Аргументом в пользу этого тезиса можно привести повесть Г. Х. Андерсона «Девочка со спичками». Главная героиня этого произведения выброшена на морозную улицу в канун Нового года. Перед ней стоит задача — продать спички, чтобы прокормить нищенствующую семью. Она бродит по городу в одиночестве, замерзающая и голодная, но никто не предлагает ей помощи и даже не интересуется её ситуацией.

В конце концов девочка начинает жечь спички, которые должна была продавать, но их огня оказывается недостаточно для того, чтобы согреть замерзающее тело. Наутро её находят в сугробе мёртвой.

Но убили несчастную не голод и холод, а всеобщее равнодушие проходящих мимо людей, которые были согласны оставить бедняжку её судьбе.

Если бы хоть один из них открыл перед ней дверь своего дома, поделился едой, предложил тёплую одежду или приют, героиня осталась жива.

Бессердечность и любовь

Тема равнодушия нередко поднимается в произведениях, где на передний план выходит любовная линия. Одно из них — роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Для главного героя этой книги его собственное безразличие стало началом краха. Он оказался глух к любви Татьяны и отверг её чувства, когда она призналась в симпатии.

Годы спустя, после того как герой проникся эмоциями и полюбил женщину сам, она уже завела семью, и счастье оказалось недоступным.

Похожая тема рассматривается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин похож на Онегина своим спокойным, равнодушным отношением к жизни, в которой он не видит красок или смысла. Единственной радостью он видит свою возлюбленную Веру.

Но это не приносит ему счастья — персонаж считает себя неспособным на долгосрочные, сильные чувства.

Страсти оказывается недостаточно для побуждения к действиям — Печорин считает, что не способен сделать любимую счастливой, и окончательно разочаровывается.

Забота о природе

Проблема взаимоотношений человека и природы стала особенно актуальной с момента вступления в современную индустриальную эру. Рассуждения о ней нередко появлялись в литературе — персонажи и даже целые народы становились жертвой халатного, безразличного отношения к матери-земле. Чтобы предотвратить это, авторы написали несколько занимательных произведений:

  • «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Л. Васильева. Эта повесть рассказывает о леснике Егоре Полушкине, который полностью привержен своей работе и ведёт себя как самоотверженный защитник природы. Он храбро борется с браконьерами, пытаясь спасти лес и белых птиц. Его чуткость и инициативу приводят как пример того, почему человечество ещё не истребило всё живое.
  • «Человек, который сажал деревья» Жана Жионо. В рассказе говорится о пастухе, который решил озеленить безжизненный пустырь. На протяжении 40 лет он в одиночку высаживал деревья, превратив пустынную долину в райский уголок. Правительство посчитало это природным явлением и взяло местность под защиту. Со временем её заселили тысячи переселенцев, каждый из которых был обязан новым домом одному пастуху. Произведение не только призывает жителей любить природу, но и показывает, как доброта одного человека может изменить ситуацию к лучшему.
  • «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Главная героиня рассказа — девочка по имени Даша. Она находит цветок, растущий в неблагоприятной среде. Видя, что растение не выживет без помощи, персонаж приводит к нему пионеров. Вместе они удобряют землю, поливают и ухаживают за цветком. Через год читатели видят последствия доброты детей — местность превратилась из пустыря в роскошную поляну. Произведение показывает, что забота об окружающей среде не всегда сопряжена с титаническими усилиями, и каждый маленький шаг человека имеет значение.

Рассмотрев аргументы о равнодушии и отзывчивости в отношении природы, можно прийти к выводу, что её стоит оберегать и отстаивать. От блага природы зависит выживание самого человека, поэтому их взаимоотношения должны быть симбиозом.

Отношения с близкими

Опасность и бесчеловечность равнодушия показана особенно ярко в отношении с самыми близкими людьми персонажа. Примером могут послужить взаимоотношения матери с дочерью в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». Героиня произведения Настя не виделась со своей престарелой родственницей уже 3 года, лишь изредка посылая ей письма и деньги. Её мать, Екатерина Петровна, очень скучала по дочери, многократно перечитывая написанные ею несколько строк.

Когда старая больная женщина почувствовала приближение смерти, она попросила дочь приехать. Но она была занята «неотложными делами», да и слова матери всерьёз не воспринимала.

Только узнав, что Екатерина Петровна умирает, Настя помчалась к ней в деревню, но не успела.

Уже после смерти матери девушка осознала, что никого роднее у неё не было и не будет, но было поздно — она даже не успела попрощаться со старушкой, навсегда оставшись жить с чувством вины и сожаления.

Обратную ситуацию можно наблюдать в рассказе И. Курамшиной «Сыновний Долг». Его главная героиня Рэна — легкомысленная, ветреная и беззаботная женщина, привыкшая получать от жизни удовольствие. У неё прохладные отношения с сыном Максимом, который бо́льшую часть детства жил в интернате, откуда мать не забирала его из-за лени и «занятости» различными развлечениями.

В процессе сюжета Рэна серьёзно заболевает — ей требуется пересадка почки, но очередь на донорство придёт только через год. Единственным вариантом остаётся сын.

Он помнит старые обиды, но жизнь родного человека оказывается слишком высокой ставкой, потому Максим откладывает их на второй план.

Тронутая таким поступком мать считает себя недостойной жертвы и пускается в самобичевание, но сын настаивает на своём.

Максим оказывается способным проявить великодушие, благоразумие и любовь даже в обмен на безразличие Рэны. В процессе он не только спасает жизнь, но и учит мать быть лучшим человеком, стимулируя её на самопознание.

Проблема показной отзывчивости

Несмотря на опасность бездушия для общества, оно нередко может стать выгодным и даже оптимальным для отдельного человека. Примером послужит Иудин из рассказа А. П. Чехова «Крокодиловы слёзы». Он — хозяин ломбарда, который делает вид, что озабочен проблемами низшего класса и всегда готов помогать бедным. Но когда доходит до дела, выясняется, что все его красивые фразы — лишь мишура, за которой скрывается жадность и желание нажиться на чужом горе.

Герой проводит много времени, рассуждая о несправедливости мира и несчастной доле бедных.

Однако когда дело доходит до того, чтобы войти в положение людей и помочь им, он действует в противоположном направлении, занижая ценность предложенных вещей.

Иудин отказывается войти в чужое положение и думает только о том, как бы не прогореть самому. Такое поведение во многом отражает лицемерие людей в реальном мире.

Относительность великодушия

Интересный взгляд на отзывчивость отражается в литературном произведении И. С. Тургенева «Два богача». Один из героев — зажиточный человек Ротшильд. Он знаменит тем, что тратит огромные деньги на благотворительность:

  • помогает старикам;
  • жертвует средства больницам;
  • вкладывается в воспитание и обучение детей.

Но показное великодушие служит лишь прикрытием для жажды внимания, которым одержим богач. Он жертвует деньги не для общества, а для себя, имитируя показное человеколюбие для возвышения собственной персоны в глазах других.

Ему противопоставляется семья бедняков, которым едва хватает денег на пропитание и кров. Они, несмотря на своё бедственное положение, принимают под крышу девочку-сироту Катю. Ради её благополучия люди готовы не просто поделиться изобилием, а отдать последнее. Писатель восхищается ими, ставя куда выше Ротшильда.

Произведение даёт понять, что каждый может быть отзывчивым, когда это легко. В суждении о человеке нужно учитывать не только его действия, но и возможности.

Равнодушие к себе

Среди примеров равнодушия из литературы одним из самых страшных и разрушительных оказывается безразличие к самому себе. Его можно ярко увидеть в романе И. А. Гончарова «Обломов». Герой безразличен к своей жизни, не стремится выражать индивидуальность, не готов бороться за собственное счастье. Это проявляется во всех сферах его жизни:

  • забота о внешнем виде;
  • состояние жилья;
  • финансовые дела;
  • личные отношения и любовь.

Равнодушная сущность Ильи Обломова лишает его не только одобрения и признания окружающих, но и возможности жить полноценной жизнью.

Отказавшись даже предпринимать попытку построить яркое будущее с Ольгой, он идёт по простому пути и женится на нелюбимой женщине только из-за удобства и доступности.

Несчастная жизнь главного героя соотносится с его безразличным отношением к себе и служит хорошим уроком для читателя.

Милосердие к врагу

Особенно яркими считаются примеры отзывчивости в литературе, где она была проявлена к врагу. Сочувствие к недругу показывает крайнюю степень доброты персонажа. Пример такого отношения — героиня романа Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка». Её семья погибла при осаде блокадного Ленинграда, но когда девочка видит захваченных в плен немцев, она испытывает к ним не ненависть, а жалость.

Лёка видит в неприятелях таких же несчастных, обездоленных и голодных людей, что и в друзьях. Она приносит им еду и зазывает других ребят из детского дома сделать то же самое. Когда девочка выросла, она стала врачом, связав дело всей жизни со своей сострадательной натурой.

Развитие сочувствия

Литература учит читателей, что сострадание и отзывчивость нужно развивать, а от чёрствости стараться избавиться. Яркими примером такого развития в литературе служит герой романа Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» Бруно. Он — сын офицера армии Германии, который случайно знакомится со своим сверстником-евреем Шмуэлем из концлагеря. Постепенно мальчики становятся друзьями.

Бруно носит другу еду, играет с ним, общается, постепенно становясь более добрым и отзывчивым человеком.

После этого ни уроки, ни наставления отца, ни пропаганда не могут заставить мальчика взглянуть на мир глазами нацистов.

Но история оканчивается печально — перед отъездом он пробирается в концлагерь в попытке помочь Шмуэлю найти свою семью и погибает вместе с ним в газовой камере. Родители опознают своего сына только по одежде.

Такие черты, как отзывчивость и равнодушие, были присущи множеству персонажей художественной литературы. Они оказали огромное влияние на судьбы героев, изменяя их жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону.

Показывая сострадание и безразличие в своих произведениях, авторы смогли привлечь внимание читателя ко многим проблемам современности: молчаливому согласию толпы, показушной щедрости, относительности жестокости и милосердия, важности сохранения человеческого облика даже в самых жестоких ситуациях.

Равнодушие и отзывчивость

Равнодушные люди являются самым опасным явлением в нашем сообществе. Их безучастность и пассивность ко всему окружающему, ко всему, что происходит вокруг нас — являются основными атрибутами зарождения зла во вселенной. До какой степени мы сейчас относимся безразлично к людским бедствиям и проблемам? Нас интересуют только собственные проблемы.

Но полно интересных фактов, благодаря которым видно наше участие и сопричастность в отношении других людей.

Это может быть участие в сборе средств для лечения детей, либо для тех, кому нужна дорогостоящая помощь… Хотя это нельзя отнести к всеобщему явлению, так как к человеку, которому на улице стало плохо, из десяти людей подойдет только один.

С этой проблемой человечество сталкивалось и продолжает сталкиваться во все века. На эти темы написано много книг. Вот, что мы имеем на данное время:

  1. Равнодушие и отзывчивость в отношении людей, и неважно, близкие это, или друзья, либо чужие люди, которые испытывают нужду в помощи. У этой группы просматривается тесная связь с такими понятиями как эгоизм, востребованность в помощи и взаимовыручке.
  2. Безразличие и отклик на беды природы.
  3. Безразличие и душевный отклик к искусству и красоте.
  4. Это две крайности, которыми наделена человеческая личность. Если в своей безразличной крайности происходит проявление беспросветного эгоизма, то в отзывчивой крайности — проявление фанатизма. Когда у человека есть склонность приходить на помощь всем, не думая о собственной шкуре, то может оказаться так, что вопрошающий сядет на шею.

О равнодушии

Сейчас мы этот тандем равнодушие и отзывчивость разделим и поговорим лишь о безразличии. Оно относится к отрицательному как духовному, так и нравственному качеству человека. Оно проявляется в виде полного безразличия, безучастности, холодности, невозмутимости по типу «оставьте меня в покое» к окружающим людям или происходящим событиям.

Такие люди до глубины души спокойны, они не одержимы страстью и желанием что-то менять в этих отношениях.

Безразличие является слишком большим пороком, который лежит в основе большинства преступлений, неадекватных поступков, провоцирует другие пороки, и самое важное — является фактором, стимулирующим появление пороков у других людей.

Если обратиться к церковно-славянскому языку, то там это слово выражается в смысле единодушия, что означает одинаковое состояние человеческой души.

Об отзывчивости

И вновь сейчас попытаемся разделить два противоречия равнодушие и отзывчивость, и попробуем дать определение второму.

Сопричастность человека в каком-то бедствии или ситуации является положительным духовным и нравственным его качеством.

Оно проявляется в ситуациях, когда кто-то нуждается в помощи, испытывает в чем-то нужду, в бескорыстности, великодушии, щедрости, терпимости, умении прощать.

В основу добродушия заложена хорошо развитая эмоциональная реактивность, чувствительность, исполнительность и ответственность по отношению к другим людям. Нахождение среди отзывчивого народа дает силу уверенности в прочном состоянии жизни, вселяет веру в господство добра.

Хотя бывают случаи, когда слишком навязчивая человечность вместе с заботой о других, плюс высокая оценка другими людьми, вызывает у отзывчивого человека снисходительность к тем, кого он опекает, а также навязчивое покровительство. А у тех, о ком так опекаются и заботятся, может проявиться иждивенчество от чрезмерного добродушия людей.

Равнодушие и отзывчивость в литературе

Давайте к этой теме привлечем литературный материал и его аргументацию. Грамотное использование литературных источников помогает глубоко понять существующую проблему.

Важным аспектом является не только сослаться на какое-то произведение, но и умение рассуждать, делать анализ конкретных эпизодов в соответствии с выбранной темой.

Как все это применить на практике? Лучше всего будет рассмотреть равнодушие и отзывчивость на конкретном литературном примере.

Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир» не могли не заметить, какое чуткое сердце у Наташи Ростовой. Только лишь ее вмешательство помогло направить подводы, которыми перевозились раненные солдаты, ранее предназначавшиеся для перевозки вещей.

Также не страдал безразличием ко всему окружающему и к людям Платон Каратаев. Чтобы выручить младшего брата, он отправляется в зону боевых действий.

Нельзя сказать, что его душа располагала к этой борьбе, но даже, попав в эти условия, он остается добродушным и чувствительным человеком.

Он всячески уделял внимание пленным и, если те в чем-то нуждались, оказывал посильную помощь, например, накормил плененного Пьера. Даже приблудная собака и та не ускользнула от его заботы.

Что значит быть отзывчивым человеком?

Быть отзывчивым человеком, значит уметь моментально и непринужденно реагировать на нужды других людей, всегда быть готовым прийти им на помощь. Такие люди чутко все воспринимают и живо реагируют на любую ситуацию.

Отзывчивость определяется целым набором чувств от сочувствия и сострадания, до сопереживания. Этот важный элемент характера приводит к искренним, открытым и доброжелательным отношениям. Возникновение этого чувства не происходит непонятно откуда, а лишь во время полного откровения между собеседниками.

Чувствительность проявляется именно у тех людей, которые по-настоящему относятся к ближнему, проявляя при этом душевную теплоту, доброту, понимание, искренность, возникновение которой не происходит в результате накопления за какой-то промежуток времени, не проявляет по каким-то убеждениям, или по желанию получить что-то взамен, а возникает в одно мгновение по типу грома или молнии. Даже, упоминая такого человека, испытываешь приятные чувства.

Чуткость купить нельзя, точно также и продать, либо накопить. Она либо существует, либо ее вовсе нет. Никогда не купишь для себя добродушия и доверия, нельзя насильно заставить любого человека воспринимать тебя таким, каким ты есть на самом деле. Человечность нельзя доказать, ее можно только почувствовать.

Кто такой равнодушный человек?

Равнодушие относится к такому качеству человека, когда утрачивается способность относиться к чему-то или к кому-то с любовью.

Безразличная любовь — несовместимость этого словосочетания пояснять нет надобности, оно сочетается с полным абсурдом. У такого человека потеряна способность к любви, у него выгоревшее сердце.

Когда человек живет любовью ко всему окружающему, то это у него выплескивается через края, изливаясь на людей, это нельзя как-то спрятать, это чувство не подлежит измерению.

Ущербное и пагубное влияние безразличия заключается в том, что нет любви. У черствого человека огрубевшее сердце и может проявляться нежная любовь к себе, детям, жене, при этом он не показывает на людях свои чувства и не проявляет эмоций. Безразличность и черствость не могут быть равными чувствами, так как к синонимам они не относятся.

Для большинства семей, например, у мужчин видна та или иная степень проявления черствости в отношении близких, но винить их в полном отсутствии любви, это сравни нанести жесткое оскорбление.

Они не научены еще с детского возраста умению проявления любви, ласки и нежности.

Если бы равнодушное отношение к собственной жене и детям имело совпадение с черствостью, то поголовно наблюдалось бы безбрачие.

Что такое безразличие к человеку

Безразличие — это когда человек находится в таком состоянии, при котором проявляется абсолютная незаинтересованность всем происходящим вокруг него, апатичность, бесчувственность, а также безучастность в отношении близких и любимых людей.

Ему нет никого интереса к чувствам и эмоциям окружающих его людей, происходящим событиям и их социальной оценки. Нередко тотальное безразличие проявляется, когда человек переживает ощутимый стресс, также причиной может послужить и сильное перенапряжение.

В таких случаях человек даже сам себе не интересен.

Если не найден быстрый выход из данного состояния, то это может обернуться апатией и даже депрессией. В этом случае человек, как личность, перестает развиваться и наступает неизбежная деградация.

Чтобы преодолеть безразличие, необходимо у человека сначала разбудить интерес и сопричастность. Если вас одолевает усталость, вы слишком перетрудились, то в этом случае может помочь терапия «ничегонеделания». Можно просто запрыгнуть на диван и позволить себе поваляться пару дней, или уйти в отпуск и рвануть на пляж.

Что такое безразличие в отношениях?

Нередко равнодушие и отзывчивость между мужчиной и женщиной становятся причиной жарких споров. Но не в этом случае. Сейчас речь пойдет о безразличии в отношениях, напрочь отбросив сопричастность.

Мужчину и женщину можно сравнить с двумя полярностями, между которыми постоянно проскакивают искры. Поэтому психология в упор не видит безразличия в их отношениях. Но не будет столь категоричными в выводах.

Инь и Ян относятся к:

  1. активному и пассивному;
  2. скрытому и явному;
  3. интуитивному и логичному;
  4. страсти и сдержанности.

Эти разной полярности полюса всегда находятся в напряжении, под энергетическим током. Происхождение всего этого может быть различным — у мужчины возле женщины может ощущаться приток энергии и силы, либо все в точности до наоборот — отношения приводят к истощению и того, и другого.

Безразличие является довольно таки частым гостем в психологии отношений. Оно присуще не только женщинам, но и мужчинам. Но у сильного пола этот грешок заметен больше. Из-за чего? Просто у мужика натура игрока, ему свойственно увлекаться. Поэтому проявление его интереса должно постоянно подогреваться.

Как раскрыть тему «Равнодушие и отзывчивость»

Равнодушие и отзывчивость, как одних из самых противоречивых человеческих качеств, является постоянным предметом обсуждений и жарких споров. Трудно найти в нашей жизни ту нишу, где бы не раскрывали эту извечную нравственную проблему.

Например, в литературе уделяется много внимания безразличию в отношениях с близкими и родными людьми. Мастера пера часто рассуждают в своих произведениях о возникновении этого пагубного явления.

В жизни все не так просто, как покажется на первый взгляд, поэтому однозначно оценить поступки людей очень сложно, точно также дать объяснение их мотивам поведения. Как понять, полностью ли безразличен человек, есть ли у него хоть капля отзывчивости и сострадания?

Эти непростые жизненные вопросы вот уже на протяжении многих веков будоражат умы не только психологов.

Какие поступки человека говорят о человеческой отзывчивости?

Равнодушие и отзывчивость идут по жизни человека рядом. Эти два противоречивые феномена как бы созданы друг для друга.

Поэтому, по поступкам любого из нас можно многое определить, например, сможем ли мы быть отзывчивыми к чужому горю или радости. Ну с доброй натурой и чистыми помыслами здесь все предельно ясно.

Можно с уверенностью сказать, что такой человек никогда не останется равнодушным в любой ситуации.

Что же такое сопричастность, душевность?.. Это, когда любой из нас способен не проходить мимо совершаемого зла, когда мы стремимся оказать помощь, что-то предпринять, чтобы облегчить ситуацию. И это совсем не важно в отношении кого — человека, птицы, животного, зверя…

Совсем необязательно хрупкой девушке закрывать грудью амбразуру, чтобы остановить злоумышленников. Но ведь можно незаметно их сфотографировать, либо вызвать полицию и т. д. Каждому человеку свойственно совершать действия по мере собственных возможностей. Самое главное не быть безучастным.



Обращённость современных авторов к А. П. Чехову — феномен постмодернистской литературы. «Все мною написанное забудется через 5–10 лет; но пути мною проложенные будут целы и невредимы…» — писал Чехов в одном из писем 1888 года. Удивительно пророческой оказалась вторая половина этой фразы. Чехов многое предугадал в литературе XX века и во многом предопределил пути её развития. Его творчество повлияло на развитие практически всех жанров литературы. Чеховская проблематика, чеховские подходы к решению проблем, художественные средства, которые он нашел, прослеживаются в творчестве писателей XX и теперь уже XXI века. В критике достаточно часто освещается воздействие чеховских традиций на творчество целого ряда писателей и преломление традиций в их творчестве.

«У нас есть некая деформация представлений, связанная с нашей великой, гениальной, потрясающей литературой, и мы, живущие сто лет спустя, несколько загипнотизированы ее именем. Я не вполне уверена, что мы, сегодняшние писатели, имеем право называться ее наследниками. Когда меня сравнивают то с одним гением, то с другим, я буквально умираю от неловкости», — говорила в одном из интервью популярная ныне писательница Улицкая. Между тем точки схождения творчества Людмилы Улицкой и Антона Чехова в последние годы становятся все более очевидными.

Творчество Л. Е. Улицкой активно осваивается отечественным и зарубежным литературоведением. Однако в отечественном литературоведении высказываются разные точки зрения относительно творческой манеры писательницы, делаются различные, часто взаимоисключающие выводы об её эстетических пристрастиях. Ряд исследователей видит в ней представительницу так называемой «женской прозы», часто иронически связывая её имя с «дамской прозой, с «бульварной литературой». Другие рассматривают её как типичную «представительницу постмодернизма». Третьи называют Л. Улицкую одним из лидеров современного неосентиментализма. О поэтике сентиментального реализма в произведениях Л. Улицкой пишет Г. Л. Нефагина.

Столь разные точки зрения свидетельствуют о сложности научно-исследовательской интерпретации художественного текста писательницы. Уникальный художественный мир прозы Л. Улицкой органично совмещает традиции русской классической литературы и эстетику постмодернизма. При этом большинство исследователей отмечает близость творчества писательницы именно традициям А. П. Чехова.

Универсальность чеховского метода, объединившего стиль элитарной и массовой литературы, предвосхитила синтез обеих культур в эпоху постмодернизма. И Чехов, и Улицкая используют двойное кодирование письма, одновременно ориентируясь на массового читателя и думающего интеллектуала. Интересно, что исследователи творчества Улицкой спорят о её принадлежности к массовой либо элитарной литературе, и вопрос на сегодняшний день остаётся открытым.

В сборнике рассказов «Люди нашего царя», в его структуре и композиции, мотивах смерти автора, игры с названиями, постмодернистской чувствительностью, принципом нонселекции в отборе фраз, фрагментарном построении повествования, цитатности, эпистемологической неуверенности, конструктивизме и элементах политизированности, обозначенных в отдельных историях, постмодернистский стиль автора наилучшим образом взаимодействует с реалистическим методом.

Наиболее последовательно, по мнению Скоковой, соотношение традиций и новаторства, постмодернистского стиля и чеховского письма показано в рассказе из этого сборника с деформированным чеховским заглавием «Большая дама с маленькой собачкой» Л. Улицкой, где автор вступает в открытый диалог с классиком, интерпретировав известный образ. Таким заглавием Улицкая определила направление читательских ассоциаций и горизонт читательских ожиданий. Поэтому необходимо соотнести ее рассказ с чеховской историей, увидеть скрытый диалог авторских позиций.

Сборник коротких рассказов уже сам по себе предполагает следование чеховской традиции лаконичного письма. Лаконичность письма является одной из главных стилевых черт писателя. При этом нельзя понимать провозглашенную Чеховым краткость в прямом смысле слова. Речь идет не только и не столько об ограниченном объеме художественного произведения. Краткость, по Чехову, это умение писателя максимально использовать художественное пространство текста для выражения поэтической мысли. Чехов мог ограничиться малым объемом повествования потому, что в этих сжатых пределах он был в состоянии высказать содержание, значительное по своему смысловому и эмоциональному объему. Это было такое содержание, которое способно перевести текст с бытового уровня на уровень бытия. Следование этому принципу мы можем проследить и в рассказе Л. Улицкой «Большая дама с маленькой собачкой».

В своей диссертации «Проза Людмилы Улицкой в контексте русского модернизма» Скокова Татьяна Александровна отмечает, что в этой истории Улицкая выбрала иной ракурс повествования, сосредоточив внимание не на мужском, как у Чехова, а на женском начале. Причем, выбрав позицию стороннего наблюдателя, лишь фиксирующего события, автор не раскрывает внутренней динамики Татьяны Сергеевны, как это происходило с Гуровым, а сводит повествование почти до уровня биографии.

Татьяна Сергеевна — несостоявшаяся в молодости актриса, но успешная и влиятельная в театральной среде женщина. Интересно, что прошлое влиятельной дамы, почти совпадает со временем чеховской истории. К нему, такому необычному и загадочному, отсылают уже первые строки рассказа: «Про Татьяну Сергеевну ходили разнообразные слухи, от достоверных, можно сказать, документированных, до самых невероятных». Ей приписывали романы с известными личностями начала XX века. Романы эти она не отрицала, создавая тем самым вокруг себя ореол тайны.

Сила, величие её натуры поддержаны автором яркой портретной характеристикой: соединение кавказской и казачьей крови отразилось и в лице и в фигуре героини красотой и смелостью линий, делая её похожей на лошадь, как пишет Улицкая, в самом похвальном смысле.

Про отношения с людьми, окружавшими Татьяну Сергеевну, боготворившими, боявшимися и ненавидящими её, автором сказано, что они почти полностью принадлежали ей. Героиней всегда руководил точный расчет и личная выгода. Не случайно автор назвала ее таким именем: в переводе с древнегреческого Татьяна означает «устроительница», «учредительница», что полностью отвечает описанию женщины, которая всю жизнь для себя что-то устраивала или организовывала. Характер героини Улицкой практически во всем соответствует толкованию ее имени: «У Татьяны врожденные организаторские способности…. Она добивается профессиональных успехов… на руководящей работе всех уровней… Татьяна твердо стоит на земле, а не парит в облаках». О своей героине автор заявляет как о женщине эгоистичной, обладающей незаурядными организаторскими качествами, способной изо всех и каждого извлекать выгоду и не считающуюся с интересами других людей. Не один раз в рассказе о Татьяне Сергеевне Улицкая употребляет глагол «использовать», который точно характеризует ее натуру.

При том, что про Татьяну Сергеевну говорили, что она великая интриганка, сама она ненавидела коварство и очень ценила преданность. Самые преданные существа были допущены в пределы ближнего круга вышедшей на пенсию актрисы. Это обожающий муж, «принадлежавшая» ей домработница, без устали предъявлявшая преданность собака Чуча и готовая по первому звонку бежать на помощь Веточка. Основной сюжет как раз и сосредоточен на взаимоотношениях Татьяны Сергеевны и молодой девушки Веточки, которая ее боготворила и, несмотря ни на что, выполняла все поручения и просьбы светской львицы. Так, Татьяна Сергеевна поручила безотказной Веточке, не умевшей шить вовсе, сотворить для нее за ночь две блузки. Благодарностью за проделанную почти титаническую работу было торжественное обещание дамы, что девушке «зачтется».

Так кто же Татьяна Сергеевна — бездушный, эгоистичный тиран, расчётливый и жёсткий, неспособный ни на какие светлые чувства? Или человек, который пытается, но не может, просто не умеет дружить, как чеховский Гуров не может любить в начале рассказа? Только один раз героиня обмолвилась о важности для неё дружбы: «Сердцу моему «Беломор» гораздо нужнее, чем нитроглицерин. А ещё нужнее дружба». Даже в этой, слегка театральной фразе, звучит глубина страшного одиночества, никчёмности своей жизни. А дальше без всяких слов — только факт: когда любимица Чуча заболела, жизнь Татьяны Сергеевны остановилась. Она перестала выходить из дома, следить за своей внешностью, её знаменитые наряды поизносились.

Как мастерски, по-чеховски, использует здесь Улицкая детали, например, чемодан, с которым Татьяна Сергеевна собирается ехать в Одессу, такой же старый, «когда-то модный», как она сама, не вписывающийся в современную жизнь, чемодан, который давно пора отправить на свалку. О таких деталях в творчестве Улицкой Егорова Н. А. пишет: «Чеховские» детали, детали ментальной характеристики героев, имеют особую значимость в контексте дешифровки авторских смыслов».

Н. А. Егорова анализирует портретную деталь и вещный мир в произведениях Улицкой и делает вывод о генетической близости Улицкой чеховской манере, чеховской традиции, провоцирующей внимание к художественной детали.

Исследователи творчества Чехова замечают, что на протяжении небольшого рассказа писатель не рисует внутренний мир персонажа, не воспроизводит психологические основы, движения чувств. Он дает психологию во внешних проявлениях: в деталях, в жестах, в мимике («мимический» психологизм), телодвижениях. Психологизм Чехова (особенно в ранних рассказах) «скрытый», то есть чувства и мысли героев не изображаются, а угадываются читателем на основании их внешнего проявления.

Очень похоже выстраивается образ и у Улицкой. Так, первая блузка, заказанная «хозяйкой», — каприз «взбесившейся барыни». Приказ сшить её звучит безапелляционно: «Значит, сегодня надо сшить, чтобы завтра утром я могла бы в ней ехать». Но вторая блуза, чёрная, та самая, в которой похоронят, — траур по всей её нелепой жизни. Героиня как будто чувствует это, и просьба её звучит, как последняя, которую нельзя не выполнить: «Татьяна Сергеевна вернулась в спальню, вынесла на вытянутых белых руках кусок простого черного штапеля и сказала тихо и просительно:

— И еще одну блузку надо, черную. Но эту — с длинными рукавами, пожалуйста…».

Очень важно, что блуза должна быть с длинными рукавами — с короткими хоронить нельзя. «Черная была с рукавами. Правда, рукава заканчивались не манжетами, а были по-деревенски просто подрублены». Это тоже важная деталь — по-деревенски просто подрубленные рукава. Никогда раньше не позволила бы себе Татьяна Сергеевна надеть что-то подобное. Но теперь это не имеет никакого значения. Более того, героиня даже не взглянула на работу Веточки. «Татьяна Сергеевна встретила ее торжественно. Она приняла из рук сверток с блузками, и, не разворачивая, сказала:

— Что ж, Веточка, ты верный человек. Зачтется». Как алогично здесь сочетаются слова «торжественно», «приняла из рук», с одной стороны, и «не разворачивая», с другой. В этих словах и важность самого факта наличия (есть в чём умереть), и полное безразличие к тому, как это выглядит (намёк на состоявшуюся переоценку ценностей), и безоговорочное доверие к Веточке.

Почему Татьяна Сергеевна, никуда не выезжавшая из Москвы десять лет и четыре года не выходившая из дома, вдруг решилась на поездку в далёкую Одессу? Не потому ли чеховские три сестры на протяжении всей пьесы («Три сестры») томятся желанием вернуться в Москву?

Камчатский А. И., Смирнов А. А. в работе «А. П. Чехов: Проблемы поэтики» утверждают, что для героев это перемещение имеет гораздо большее значение, чем простое передвижение в пространстве. Герой обычно не переезжает откуда-то куда-то по делам службы или ради приятного отдыха, он бежит. Герой бежит из такого места, которое гнетет его однообразием заведенного порядка жизни, узостью человеческих интересов, обезличенностью и пошлостью. Место, из которого бежит герой, авторы определяют как Дом Обыденности.

Так и героиня Улицкой отчаянно, практически без надежды, пытается спастись бегством. Но ни по Чехову, ни по Улицкой бегство невозможно. Не успев даже пройтись по улицам города своего детства, героиня (ирония судьбы) умирает в той самой вышитой блузке, что была сшита Веточкой в ознаменование новой жизни. Тело отправили в Москву, а отпевание состоялось в храме Ильи Обыденного. Происходит возвращение туда, откуда бежала героиня (в Дом Обыденности).

Этот эпизод, по замечанию некоторых исследователей, показывает, что главную роль в рассказе Улицкой играет ирония внутренняя. В произведениях с таким видом иронии насмешка исходит не от автора, а от самой жизни, подтверждая отстраненность художника от хода событий, что очень характерно для творчества Чехова.

В финале рассказа мы видим похороны Татьяны Сергеевны: «Пришла вся артистическая Москва, дамы в черном, некоторые в шляпах, поглядывали друг на друга, кто в чем пришел». Невозможно не соотнести эту сцену с подобным эпизодом из «Человека в футляре». Такие же безразличные лица, так же прячется от посторонних глаз героиня, и только кусочек чёрного штапеля от блузки, видный в окошечко гроба, той самой блузки, которую сшила преданная Веточка, заставляет нас сожалеть об ушедшей из жизни Татьяне Сергеевне. Смерть как бы примеряет нас с героиней.

Избегая морализаторского, дидактического, нравоучительного тона, автор, как и Чехов, как бы остаётся в стороне от повествования, предстает скромным летописцем судеб и характеров, не мешающим ходу событий.

Но при этом заставляет нас сочувствовать, сопереживать абсолютно всем, даже неприятным героям. Е. Щеглова, анализируя произведения Улицкой, приходит к выводу, что главное достоинство творчества писательницы заключается в авторском отношении к своему герою. Она справедливо замечает, что «Л. Улицкая подкупала и подкупает не просто интересом к человеческой личности, а состраданием к ней — вовсе делом в нынешней литературе нечастым».

Проделанная работа позволяет нам сделать вывод об органичном совмещении в художественном мире прозы Л. Улицкой традиций русской классической литературы и эстетику постмодернизма, о близости творчества писательницы традициям А. П. Чехова, чеховской манере.

Улицкая следует чеховской традиции лаконичного письма, которое способно перевести текст с бытового уровня на уровень бытия. Внимание к художественной детали, «скрытый» психологизм, внутренняя ирония, отсутствие дидактики — всё это сближает творчество двух писателей. В рассказах Улицкой происходит преобразование чеховских сюжетов и трансформация чеховской поэтики. Но главное — Улицкая, как и Чехов, заставляет нас сочувствовать, сопереживать своим героям.

Литература:

  1. Улицкая Л. Люди нашего царя / Л. Улицкая. М.: Эксмо, 2005.
  2. Богданова О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60–90-е годы XX века начало XXI века) / О. В. Богданова. СПб., 2004.
  3. Егорова H. A. Проза JI. Улицкой 1980 2000-х годов: проблематика и поэтика: дисс. канд. филологии, наук / H. A. Егорова. — Волгоград, 2007.
  4. Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX века / Г. Л. Нефагина. — М.: Флинта: Наука, 2003.
  5. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория / М. Эпштейн. — М.:, 2000
  6. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма/Скокова Т. А. — Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content
  7. Камчатский А. И., Смирнов А. А. А. П. Чехов: Проблемы поэтики.//www.textology.ru

Основные термины (генерируются автоматически): Чехов, автор, героиня, герой, Москва, рассказ, чеховская традиция, бытовой уровень, лаконичное письмо, маленькая собачка.

  • Что такое равнодушие сочинение кратко
  • Что такое путь к себе сочинение
  • Что такое путешествие определение для сочинения по литературе
  • Что такое развязка в сказке
  • Что такое развязка в рассказе