Что такое рассказ роман ода новелла

Что такое слово эпический? переносное значение исполненный величия и героизма книжное. эпические события народной истории. эпическое художественное полотно. что такое

Что такое слово эпический?

переносное значение Исполненный величия и героизма (книжное). Эпические события народной истории. Эпическое художественное полотно.

Что такое эпический герой?

Эпическое определение героя Эпический герой должен быть человеком, состояние которого вызвано его собственными восхитительными характеристиками. Многие из знаменитых греческих эпических стихотворений, таких как «Одиссея» и «Илиада» , содержат этих героев больше, чем жизнь, и их поступки.

Что такое эпический характер?

ЭПИЧЕСКИЙ (греч. epikos) — свойственный эпосу как виду или жанру; повествовательный. ЭПИЧЕСКИЙ – свойственный эпосу как виду или жанру, повествовательный. В переносном значении – величаво-спокойный, бесстрастный.

Что такое Эпическая сказка?

Сказка — это эпическое произведение народной словесности, в котором отражены разновременные верования, взгляды и представления народа в форме структурированной, хронологически последовательной сюжетной повествования, которая имеет четкую композиционное строение, ярко выраженную коллизию (в основе которой лежит …

Что такое эпическое начало?

Эпическое начало — это наличие в произведении различных элементов, черт и особенностей, характерных для такого рода литературы, как эпос.

Что такое малый эпический жанр?

К средним и малым эпическим жанрам относят рассказ, повесть, новеллу, очерк и другие. Повесть и рассказ, будучи меньшими по объему, чем роман и эпопея, как правило, тяготеют к одной из охарактеризованных жанровых тенденций – романической, героической или нравоописательной. …

Что такое эпический жанр?

ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ — жанры (см.), образующие особый род лит-ры — эпос (см.) или эпическую поэзию. Основными признаками их служат повествование о внешних по отношению к автору явлениях жизни и сюжетность. рядом своих особенностей перекрещиваются с другими жанрами, напр.

Какие жанры относятся к драме?

Виды драмы (драматические жанры)

  • трагедия
  • драма (жанр)
  • драма для чтения (пьеса для чтения)
  • мелодрама
  • иеродрама
  • мистерия
  • комедия
  • водевиль

Какие жанры относятся к эпическим произведением?

ВИДЫ (ЖАНРЫ) ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: эпопея, роман, повесть, рассказ, сказка, басня, легенда. ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В древности – повествовательная поэма героического содержания.

Что относится к жанру лирика?

  • К жанрам лирики относятся стихотворение, ода, гимн, элегия, баллада, поэма и т.д
  • К жанру эпоса относятся рассказ, повесть, роман, новелла и др.
  • К жанру драмы относятся комедия, драма, трагедия.

Почему в сказке относится к эпическим произведением?

Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (не сказочная проза) (см.

Какие жанры относятся к лирическим произведениям?

К лирическим жанрам относятся романс, послание, элегия, ода, эпиграмма, идиллия. Истоки лирики лежат в умении певца (чтеца) передать настроение, эмоцию вокалом, интонацией, словом и рифмой. Древнейшие дошедшие до нас произведения искусственной лирики — Псалмы царя Давида и Песнь Песней.

Что является главным предметом изображения в лирическом стихотворении?

Лири́ческий геро́й — одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и …

Что такое эпос простыми словами?

Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).

Что входит в эпос?

эпос, лирика, драма, в их разновидности. Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т. д., в драме – комедия, драма, трагедия и т. д., в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня…

Какие есть эпические произведения?

К эпическим жанрам относятся роман, рассказ, повесть, новелла, очерк, эпопея. Жанры отличаются объемом, количеством сюжетных линий, героев, масштабностью событий.

Какое произведение называется народным эпосом?

Основные виды (жанры) эпоса — это рассказ (малая форма), повесть (средняя форма), роман (большая форма). Также выделяются ещё жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, новелла, очерк, басня, анекдот.

Чем отличается драматическое произведение от эпического?

Разница в том, что эпическое произведение рассказывает о судьбе героев (идет повествование). А драматическое изображает события и отношения на сцене (тут больше действие, нежели простое повествование).

Что такое эпос и примеры?

ЭПОС (по-гречески означает повествование, рассказ) — один из трех родов, на которые делится поэзия (эпос, лирика, драма). ЭПОС — в древней Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна «, созданные сказителями-импровизаторами на санскрите как литературном наддиалекте в устной традиции за период приблиз. с VI—V вв. до н.

Что это эпос?

Эпос — жанр различных видов искусства (эпический жанр), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей. Эпос — один из трёх родов литературы.

Что называется эпосом?

Эпос Эпос (греч. 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк.

Что относится к роду литературы?

Литературные роды, виды и жанры Роды литературы — это собрание словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому. Выделяются три основных рода литературы: драма, эпос, лирика. Драма — один из четырех родов литературы.

Что относится к литературе?

К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного.

Сколько родов в литературе?

Выделяются три основных рода литературы: драма, эпос, лирика. Драма — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.

Какому роду относится к алые паруса?

Ответ, проверенный экспертом Если очень упростить, то повествование, проза относится к эпосу, стихи — к лирике, а пьесы — к драме. «Алые паруса» А. Грина — прозаическое произведение, то есть относятся к эпосу. Жанр произведения — повесть-феерия.

Кому посвящена книга алые паруса?

«А́лые паруса́» — повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. Написана в 1916—1922 годах.

Какой основной конфликт произведения алые паруса?

Каков основной конфликт произведения? Ответ: мечты и реальности.

Какой жанр у книги Алые паруса?

Художественный вымысел

История, жанр, тема и проблематика

Рассказ Антона Павловича Чехова «Анна на шее» написан и опубликован в 1895 году, но наброски сделаны писателем раньше. В этих черновиках автор придумал сюжетную арку, в которой молодая женщина ради выгоды (спасения своей семьи от бедности) идет под венец с неприятным богатым стариком. Но супруг не спешит расставаться с деньгами ради новоиспеченной супруги.

В опубликованном варианте Чехов меняет детали, задумка остается той же. В октябре рассказ выходит в «Русских Ведомостях», а позже писатель включает его в собрание сочинений. Жанр рассказа – лирико-драматическая новелла с присущим Чехову юмором. Темой является социальное положение обществе, взаимоотношения людей из разных слоев, влияние денег на духовную сторону личности. Столкновение нравственности (духовного) и материального – это проблема произведения.

Композиция и ключевые сюжетные моменты

Рассказ построен по двуплановой композиции, то есть повествование идет с двух позиций – жены и мужа. Состоит из двух глав. Экспозиция. Анна выходит замуж за престарелого чиновника Модеста Алексеича. Но вместо шумного застолья – поездка в монастырь. Относится супруг к ней как к вещи, сравнивает ее с орденом. Во всем, всем своим поведением и внешним видом, он неприятен и противен Анне.

Развитие. На свадьбе она понимает, что обманута: ни она, ни ее семья не получат то, ради чего она выбрала этого супруга, — денег. На разъезде, во время свадебной поездки в монастырь, Анна оживляется, встретив богатого ловеласа Артынова и услышав веселую музыку. Здесь она решает, что будет счастлива, несмотря ни на что.

Кульминация. Дома муж угнетает Анну, с каждой сэкономленной на ней копейкой она все больше ненавидит его. Но однажды объявляют бал, и она желает этим воспользоваться – выбрать лучший наряд и поразить присутствующих. И это удается сделать: на балу Анна пользуется успехом у мужчин и чувствует себя свободной и богатой. Она расцвела: перестала стесняться своего старого мужа, а наоборот, решила получить выгоду из своего положения – улыбаясь и кокетничая с другими. Мужчины очарованы ею.

Развязка. Почувствовав свою силу, Анна перестала выпрашивать у мужа деньги и стала тратить их на развлечения сама. Каталась с Артыновым, гуляла… И совсем забывает о братьях и отце, ради которых пошла на неравный брак; и стесняется уже их, а не старого мужа; и, конечно, абсолютно не считается с мнением Модеста Алексеича. Две главы – это акцент автора на том, как изменяется Анна. То есть сначала она – один человек, а затем – другой. Новелла закольцована: первая и финальная сцены показывают отношение Анны к своей семье. И на этом примере хорошо заметны ее перемены в характере и устремлениях.

Конфликт рассказа – столкновение двух разных миров, разных интересов Анны и Модеста Алексеича. Он бережет каждую копейку, она – рассчитывает на безбедную жизнь для себя, братьев и пьющего отца. Ни о какой любви в браке речи не идет. И у мужа, и у жены – расчетливый интерес. Чиновник получил юную красавицу для выхода в свет и продвижения по службе (и, как он думал, послушную), денег не давал и изредка дарил украшения; теперь и Анна хочет получить свое.

Система образов

Только у Анны более-менее подробная психологическая характеристика, у ее мужа и у второстепенных героев – лишь отдельные, но очень точные черты. Супруг Анны – портрет чиновника, каких мы видели, например, в произведениях Островского, Грибоедова. Чехов создает из него сатирический образ.

Братья Анны, мальчики, запоминаются своей фразой, в которой просят папу не встревать. Папа – пьющий на фоне трагедии (смерть жены) учитель. Интересно, что союз родителей Анны, возможно (нет прямых указаний), более духовный и любящий, чем ее с Модестом Алексеичем. Артынов – некий соблазнитель, не имеет реплик, он искушает взглядом. Это тоже интересный прием автора в создании образа.

Выразительные средства, язык и позиция автора

Чехов пишет богатым на разные выразительные средства языком. Он использует фразеологизмы: чего стоит блестящее сравнение Анны с орденом, что обыгрывается и в названии, и в тексте; и что означает не только отношение к ней как к ордену, но и относится к выражению «сидеть на шее», т.е. быть содержанкой. И даже сочиняет свои. Например, дама с «камнем во рту».

Немало и аллегорий в тексте. Яркая аллегория на балу: где Анна – плывет в танце на парусной лодке, а ее муж – остается далеко на берегу. Нет в его стиле нравоучений и прямых указаний на то, что плохо, а что хорошо в поступках героев – читатель сам может делать выводы. И повествует Чехов с юмором, поэтому тема, которая могла стать трагедией, написана легко, лаконично и не так драматично.

Чехов высмеивает пороки общества – стремление делать карьеру обходным путем, ветреное поведение женщины, брак не по любви, моральный упадок.

Выводы

Итак, рассказ показывает, как девушка из бедной семьи, с благородными целями, хотя и по расчету, практически вынуждена пойти замуж за старика. И как ее благородные цели рассеиваются в свете бала и музыки, текущих рекой шампанского и денег. Хорошо показана в этой новелле и вторая сторона – Модеста Алексеича. Он думал, что получил послушную жену, с помощью которой получит новые ордена, поднимется в обществе. Персонажи словно меняются местами: Модест Алексеич – самоуверенный в начале и облапошенный в конце, и Анна – несчастная, жалостливая на свадьбе, стыдящаяся своего поступка; и забывшая о приличиях, жалости в конце. Анна сама становится как бы тем самым атрибутом (орденом), которой ее считал муж, только не стыдится этого, а принимает и пользуется.

Таким образом, каждый из них добился того, чего хотел: Модест Алексеич – орденов и статуса в обществе, Анна – денег и свободы. Но оба потеряли нечто важное внутри себя, духовное: Модест Алексеич – уважение, Анна – чистую душу. Что еще важно, чему современного читателя учит Чехов? Возможно, тому, что нужно заранее обговаривать свои ожидания от брака, даже от взаимовыгодного, чтобы не получать разочарований.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Литературные жанры делятся на группы по самым разным критериям. Определение жанра гласит, что это группа произведений, объединённых по совокупности содержательных свойств.

Классификация

Если говорить о форме, можно выделить:

  • новеллу;
  • оду;
  • опус;
  • очерк;
  • поэму;
  • повесть;
  • пьесу;
  • рассказ;
  • роман;
  • скетч;
  • эпопею;
  • эпос;
  • эссе.

По содержанию:

  • комедию (водевиль, фарс, интермедию, скетч, пародию, комедию положений, комедию характеров);
  • трагедию;
  • драму;
  • ужасы.

По родам:

  • эпические (басня, аполог, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея);
  • лирические (ода, послание, элегия, эпиграмма);
  • лиро-эпические (стансы, баллада, поэма);
  • драматические (драма, трагедия, комедия).

Но если копнуть чуть глубже, в современную прозу, можно обнаружить выделившееся в отдельные группы:

  • магический реализм;
  • фантастику (научную, киберпанк, социальную, любовную, детективную, постапокалиптическую, магическую, авантюрную);
  • фэнтези (городское, техно, про попаданцев);
  • любовные истории;
  • детективы;
  • триллеры.

Важно понимать, что объем формулировок здесь может быть просто нескончаемым!

Поэтому необходимо сосредоточиться лишь на пяти самых популярных нереалистичных жанрах (реализм как был, так и есть в отдельной группе):

  • детектив;
  • фантастика;
  • фэнтези;
  • магический реализм;
  • ужасы.

Отличия жанров

Произведения разных жанров отличаются:

  • по структуре;
  • миру;
  • жанровым канонам.

Что создает общие элементы, по которым легко распознать жанр?

Прежде всего, это система персонажей. Если мы видим любовные отношения, это любовный роман. Если на страницах встречают правители и незаконнорожденный принц, это (быстрее всего) фэнтези. Если мы видим космического путешественника, мы находимся в фантастике. Есть устойчивые персонажи и в детективе — это преступник, сыщик, напарник, подозреваемые, свидетели.

В популярных жанрах системы персонажей прочно укоренились в сознании читателей. Не увидев ожидаемый набор действующих лиц (ролей) читающий будет минимум раздосадован.

Сюжетные ходы и конфликты. Например, мистический детектив содержит мировой заговор (это популярный сюжетный ход, эксплуатируемый раз за разом). А любовный роман не обходится без треугольника. То есть, любой жанр определяют либо сюжетные ходы, либо набор конфликтов.

Киберпанк — высокое техническое развитие, глубокое социальное расслоение (нищета в трущобах).

Детектив — убийство, расследование, разоблачение преступника в финале.

Сеттинг (набор визуальных образов) — ключевая вещь, по которой различают все фантастические жанры! Если мы видим на первой странице эльфов, драконов, таверну с гномами — это фэнтези. Если появляются биороботы, искусственный интеллект, есть виртуальная реальность, хакеры, влиятельные корпорации — это элементы киберпанка. Если есть характерные городские пейзажи, стилизованные под XIX век, паровые машины (дирижабли, паровозы), оружие времён промышленной революции (револьверы, винтовки, артиллерийские орудия), контрастное социальное расслоение (аристократы, рабочие в кепках) — это стимпанк.

Символы. Например, в жанре ужасов стандартный набор символов — это вторжение зла в жизнь человеческого общества, наличие живого и мёртвого, иррационального и разумного, борьба со злом (света и тьмы). Символ света — крест. А символ зла разные животные, чаще те, что присутствовали в дохристианском мире и имели рога. В вестерне мы видим белые и чёрные шляпы, значок шерифа, револьверы, изгородь вокруг дома как символ защиты. Детектив — это всегда орудие убийства, лупа, жетон детектива.

То есть, очень важно видеть, что несмотря на разнородность сюжета, персонажей, есть вещи по которым объединяют жанровые произведения. Это система персонажей, сюжетные ходы и конфликты, сеттинг, символы.

Чтобы изучить и грамотно проработать тот жанр, в котором пишет автор, ему необходимо обозначить четыре перечисленных выше пункта. Если писатель чего-то не знает, скорее всего, он не разбирается пока что в своём жанре.

Что объединяет жанры?

В основе любого жанра всегда есть человеческий характер (персонаж). Есть конфликт, без которого нет литературы! Обязательно присутствует внятный сюжет с очевидной структурой — завязкой, развитием, кульминацией. Обнаруживается авторский стиль.

Формула любого произведения: идея умноженная на персонаж через конфликт создающий сюжет, умноженный на стиль.

Как выбрать жанр для работы?

Когда мы осваиваем какой-либо вид спорта, сначала учим основы, а потом начинаем усиленно тренироваться. И понимаем, что в чем-то конкретном мы хороши. Этот навык развиваем с помощью тренера.

То же самое в изобразительном искусстве. Новичок осваивает разные техники, а после выбирает то, что нравится. И только в писательстве новички позволяют себе выбрать один жанр и работать только в нём! В результате появляется множество авторов, пишущих не в том жанре, в котором у них получается лучше всего (из-за банального незнания остальных жанров). Эта зашоренность мешает экспериментировать с сюжетом, персонажами. Получается очередная поделка.

Важно освоить жанры, чтобы понять, какие фишки и приёмы там используются. И только после этого в свой жанр можно привнести что-то новое и интересное.

Доброе утро!

Дочь первого американского астронавта Алана Шепарда тоже слетала в космос – если, конечно, суборбитальный полет на ракете New Shepard, которые запускает компания Джеффа Безоса Blue Origin, считается космическим полетом. На Земле новости такие:

  • В Екатеринбурге около 30 человек вышли на акцию в защиту «Мемориала».
  • В Москве полиция сорвала акцию солидарности с политзаключенными.
  • В Беларуси арестовали мать анархиста, уехавшего из страны в 2019 году; опубликовано видео, где она стоит на коленях и признает свою вину.
  • ВОЗ подтверждает, что «омикрон» распространяется быстрее, чем «дельта», однако вызывает более мягкое течение болезни.

Россия. Новейшая история

  • На телеканале «Россия 1» показали фильм «Россия. Новейшая история», в котором Путин говорит, что в 1990-е «подрабатывал извозом» (видимо, на «Запорожце»). Первый раз бессменный российский президент придумал «извоз» в 2018 году, но тогда он говорил, что подумывал, не податься ли ему в таксисты после проигрыша Анатолия Собчака на губернаторских выборах. Теперь он решил, что все-таки подался. На этом фоне Путин поделился еще и «воспоминаниями» о том, как в 1990-е годы сотрудники американских спецслужб ходили на российские предприятия «как на работу».
  • Александр Сокуров, попытавшийся обсудить с Путиным российскую национальную политику в ходе виртуальной встречи членов Совета по правам человека с президентом, теперь призывает «не раздувать истерию» в связи с реакцией чеченского руководства на его слова. Ранее Сокуров сказал, что опасается уголовного преследования, но надеется на милость Путина. Вот большой разговор с режиссером.
  • В Набережных Челнах подростки потушили Вечный огонь снежками – прокуратура начала проверку.
  • В Москве полиция сорвала благотворительный аукцион в поддержку политзаключенных (ссылались, конечно, на пандемию).
  • Десятки российских математиков написали открытое письмо исполкому Международного математического союза, в котором попросили отложить Международный конгресс математиков в Петербурге до освобождения аспиранта мехмата МГУ Азата Мифтахова. Форум запланирован на июнь следующего года.
  • В Екатеринбурге около 30 человек вышли на акцию в поддержку «Мемориала», организованную региональным отделением общества.
  • Здесь рассказывается о самой экзотической организации – «иностранном агенте», Иркутском союзе библиофилов, а здесь – история учителя из Курской области, который попытался прожить месяц на одну зарплату, но не смог (но получил обвинение в экстремизме).

Вокруг света

  • В Беларуси арестована мать анархиста Романа Халилова, который уехал из страны еще в 2019 году, опасаясь уголовного преследования. Сначала у нее дома устроили обыск, а потом арестовали ее на 10 суток за “неповиновение милиции”. В сети появилось видео, на котором женщина стоит на коленях и говорит, что признает свою вину (это монтаж).
  • Евросоюз выделит дополнительно 30 миллионов евро на помощь белорусскому гражданскому обществу, в том числе независимым медиа, деятелям культуры, которые были вынуждены уехать, эмигрировавшим предпринимателям и молодежи.
  • Главы государств «большой семерки» по итогам встречи в Ливерпуле в очередной раз призвали Россию к деэскалации на украинской границе. Глава МИД Германии Анналена Бербок считает, что следовало бы возобновить переговоры в “нормандском формате”. Вот монологи украинских военных, находящихся на передовой в Донбассе: большинство считает, что Россия все же не решится на вторжение.
  • О том, как бывший министр культуры России, а ныне помощник Путина Владимир Мединский зарабатывает на реставрации в Крыму, рассказано здесь.
  • Жертвами торнадо в нескольких штатах США стали около ста человек. Больше всего жертв – в штате Кентукки, где объявлено чрезвычайное положение (вот видео).

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России снова упал – до 29 929. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 17 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 289 483 человек (+1132 за сутки). В реальности жертв гораздо больше.

В Екатеринбурге, Архангельске, Новосибирске прошли акции против введения QR-кодов для прохода в общественные места. В Саратове коммунисты готовят референдум по этому вопросу. На этом фоне Госдума и правительство решили снять с рассмотрения законопроект о введении QR-кодов на транспорте.

В докладе ВОЗ говорится, что штамм «омикрон» действительно более заразен, чем «дельта», однако вызывает более мягкое течение болезни. Здесь о свойствах нового штамма рассказывает биолог Георгий Базыкин.

Шесть ссылок

  • Писатели. К 200-летнему юбилею Некрасова – рассказ обо всех его литературных гранях, не только поэтической. Или эссе Игоря Гулина к 90-летию Юрия Мамлеева.
  • Художники. Фрагмент из мемуаров члена группы «Радек» Петра Быстрова “Как я разбил очки Осмоловскому”. Или любопытные рассуждения искусствоведа Юлии Тихомировой о том, как воспринимает искусство первое путинское поколение, нынешние 20-летние.
  • Режиссеры. Отрывок из дневников Кшиштофа Кесьлёвского 1989-1990 годов (сборник текстов Кесьлёвского вышел в изд-ве Corpus). Или беседа с Эдуардом Шелгановым – режиссером, в начале 90-х экспериментировавшим с эстетикой немого кино и порнографии, экранизировавшим Платонова, а ныне – работником котельной.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Доброе утро!

    В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

    • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
    • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
    • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
    • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

    «Иностранные агенты» и другие неугодные

    • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
    • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
    • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
    • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
    • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
    • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
    • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
    • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
    • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
    • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

    Новости рунета

    Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

    Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

    По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

    Вокруг Украины

    В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

    Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

    «Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

    В Беларуси

    Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

    Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

    Вокруг света

    ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

    Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

    Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

    Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

    Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

    Ссылки для чтения

    • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
    • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
    • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
    • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
    • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
    • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

    Искренне ваши,
    Семь Сорок

  • Что такое рассказ что такое произведение
  • Что такое рассказ определение для детей дошкольного возраста
  • Что такое рассказ повествование
  • Что такое раскаяние сочинение пример из жизни
  • Что такое рассказ от первого лица