Что такое рассказ рассуждение

Как писать сочинение-рассуждение начнм с определений, что же такое рассуждение: умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме словарь русского

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:

  • умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
  • один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
  • функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис — утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей… 

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом…

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …

В этом легко убедиться, обратившись к…

Например… 

Допустим…

По свидетельству (кого-либо)…

Предположим…

Так как; потому что…

Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Что такое рассказ рассуждение

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к.  это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

  1. Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». — 2001. — № 30.
  2. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  3. Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
  4. Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.

Типы текстов, их использование

Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.

повествование пример

Повествование, описание, рассуждение — тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.

Текст-описание

Этот тип текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.

повествование описание рассуждение тексты

Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.
Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы «какой?», «каков?». Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и сложные предложения — это конструкции, входящие в текст-описание.

Повествование. Цели создания текста

Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.

тип повествования

Для наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку родственных слов: повествование — повесть — весть. Отсюда становится ясно, что повествовать — значит рассказывать.

Характерные особенности текста

Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: «что случилось», «что было с самого начала», «чем закончилась история», «какой момент был кульминационным в развитии событий». Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.

Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные предложения составляют основу текстов, относящихся к данному типу.

Повествование: пример

В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется «На берегу моря».

рассказ повествование

«Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей.»

Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.

Определение типов речи. Приемы работы

После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос «что сделали Сережа и Наташа?» Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.

тип текста повествование

Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ — повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.

Текст-рассуждение

Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.

текст описание повествование

Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.

В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые распространенные предложения и сложные с придаточными обстоятельственными, цели, причины, следствия.

Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как «отчего?», «зачем?», «почему?»

Наблюдение за типами речи

Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.

Для овладения этими навыками ученики должны:

  • отличать текст от набора предложений;
  • знать структуру текста, его основные части;
  • уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
  • уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.

При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.

Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.

  • Чудо – это событие, которое ты не можешь объяснить ничем, это то, что тебя удивило, поразило, заставило удивляться. Ведь в мире много необъяснимых вещей. Нам просто порой не хватает знаний, чтобы объяснить многие явления в жизни, в природе. Мы не знаем многих физических законов, по которым происходят те или иные явления, поэтому часто называем их чудесами.
    Верить в чудеса призывают нас все мировые религии. Эта вера с одной стороны заставляет людей пребывать в страхе перед высшими силами, а с другой – помогает им верить в спасение и помощь от сверхъестественных явлений.
    В реальной жизни с людьми тоже случаются чудеса. А многих из чудес мы просто не считаем чудом. Например, зарождение новой жизни, возникновение любви, дружбы, привязанности. Или книги, читая которые вы испытываете те же чувства, которые испытывают их персонажи. Если хочется увидеть чудеса – идите в цирк. Вот уж где они происходят ежеминутно: фокусники вытаскивают из шляпы живых кроликов, исчезают и появляются распиленные пополам женщины, завязанная тугим узлом веревка развязывается одним прикосновением руки.
    Что же можно назвать настоящим чудом? Думаю, то, чего до сих пор не могут объяснить ученые. Это появление неопознанных летающих объектов, тайны Бермудского треугольника, египетских пирамид, поведение животных, жизнь растений.
    Место чудесам есть всегда, мы им никогда не перестанем удивляться и видеть в них нечто необыкновенное.

  • Удо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые «парализуют» умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • Внутренний мир человека – это переживания, чувства, интересы, надежды и устремления. Это то, во что человек верит, и то, что он знает об окружающем мире и о себе самом. Страсти и страхи, радости и печали – все это относится к внутреннему миру.Чудо – это что-то необыкновенное, прекрасное, приятное. Мы ждем чудес и верим в чудо.
    Никто не может до конца понять и прочувствовать внутренний мир другого человека. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?». Высказать чувства словами порой почти невозможно. Их удается передать только косвенно, иносказательно. Мы ценим друзей детства, потому что часть нашего с ними жизненного опыта получена вместе, бок о бок. Поэтому есть надежда, что они смогут понять нас лучше, чем кто-то другой. Достаточно вместе припомнить какой-то памятный случай, вызвавший яркие эмоции, как эти же эмоции захлестывают обоих. И хотя они все равно будут немного разными, все же не приходится долго вводить собеседника в курс дела, что сильно облегчает общение.К внутреннему миру человека относится и такое понятие, как воля. Она вступает в действие, когда нам нужно принимать какие-то решения, планировать свои дела и выполнять их. А чтобы довести начатое дело до конца, нужна сила воли. Чем лучше человек понимает, к чему он стремится, тем более сильная у него воля, тем свободнее и ответственнее он принимает решения. Конечно, это свойство воли ярче всего проявляется в трудных ситуациях. Например, нужно принять решение, куда пойти учиться. Если человек сам не задумается, к чему же он на самом деле стремится, каким специалистом он хочет себя видеть, то есть большая вероятность, что решение за него примет какой-то другой, не до конца понимающий его человек. Это может обернуться трагедией, поломанной судьбой или, как минимум, потерянным временем.Поэтому необходимо помнить о прошлом и обязательно планировать будущее, понимая, что ты – часть человечества и твоя судьба будет влиять на всех людей, на будущее в целом.

  • Многие люди ждут чего-то особенного в своей жизни. Они ждут чуда. А что именно мы считаем чудом? Почему люди не видят вокруг себя такие чудеса жизни, как любовь, дружба, семья? Почему всё человеческое благополучие стало восприниматься, как должное, как естественное? Мы не видим, что жизнь – это дивное, радостное чудо, которое подарил нам Бог, сотворив нас. Сотворяя весь мир, животных, людей Бог поверил в нас и подарил нам такие чудеса, как взаимопонимание, самые родные нам люди и самые тёплые чувства. Так давайте поговорим сегодня о чуде, о мире, который нас окружает.
    Что такое чудо? Существует много разных определений на эту тему. Каждый представляет чудо по-своему. Одно из определений, которое я нашла, гласит, что чудо – это знак Божий человеку. Другое, что чудо – это Рождество, волшебное время, атмосфера праздника и счастливые лица детей. В словаре Даля написано, что чудо – это всякое явленье, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны; Христос являл чудеса, исцелял чудесами. Диво, необычная вещь или явленье, случай, нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное. Я считаю, что это и есть проблема людей – чудо для них что-то недостижимое, несбыточное. Люди ждут от жизни слишком многого. А ведь стоит всего лишь осмотреться вокруг себя и постараться увидеть чудо в каждом живом существе, в каждой капельке росы, в каждой молекуле кислорода.
    Различие между чудом и естественным событием заключается лишь в повторяемости. Восход солнца часто повторяемое событие, которым люди не любуются с большим интересом, потому что это естественно. А теперь представьте, что солнце взошло бы один раз в вашей жизни. Вероятно, все устремились бы посмотреть на это событие и назвали бы его чудесным. А возникновение радуги на небе? Оно вызывает намного больше интереса у людей, именно потому, что происходит реже, чем восход солнца. Рэй Бредбери написал рассказ «Нескончаемый дождь» . На той планете, о которой шла речь в этом рассказе, вечно лил дождь, не прекращая ни на секунду. Только один из членов команды дошёл до солнечного купола, который построили на этой планете, чтобы люди отдыхали от вечного дождя. Из этого рассказа я поняла, что, только лишившись чего-то, мы понимаем, что это было дорого для нас и было для нас чудом, к которому мы привыкли. А ещё я поняла, что никогда нельзя сдаваться…
    Я могу предложить один из способов решения проблемы того, что люди не видят чуда в обычном. Живите с детским взглядом на жизнь. Ведь ребёнок видит всё в первый раз! Для него всё новое является чудом. Снег, дождь, мохнатый котёнок или качели в парке. Он смотрит на всё наивными глазами, полными удивления и желания всё познать, потрогать, почувствовать на себе. Не стремитесь, стать взрослым, постарайтесь вспомнить ощущения, когда вы увидели что-либо в первый раз. Я думаю, что это поможет увидеть многочисленные чудеса вокруг себя.

  • Часть 3
    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
    Задание 15.2
    Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек».
    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование
    Композиция сочинения
    1. Толкование высказывания.
    2. Первый пример из текста.
    3. Второй пример из текста.
    4. Вывод
    Вступление. Моё понимание высказывания.
    Чудом мы называем что-то поразительное, удивляющее нас своей необычностью. Почему же поступок доктора назван чудом, а сам Пирогов святым человеком? Для ответа на эти вопросы обратимся к тексту А.И. Куприна.
    Первый пример из текста.
    Для Мерцалова, находящегося на грани отчаяния, чудом кажется уже то, что незнакомый человек не остался равнодушным, как многие окружающие, а пришёл на помощь нуждающимся людям.
    Второй пример из текста.
    Святыми мы называем людей, которые, не думая о себе, несут в мир добро, творят чудеса. Именно таким изображён доктор Пирогов, не пожалевший ни своего времени, ни денег для бедняков. Не случайно Мерцалов хочет знать имя человека, за которого его дети будут молиться, а Гриша сравнивает доктора с ангелом.
    Вывод.
    Итак, А.И. Куприн показывает, что добро может творить настоящие чудеса, изменить к лучшему жизнь окружающих нас людей.
    Литература
    Нарушевич А.Г., Готовимся к ОГЭ по русскому языку с пособиями издательства «Просвещение».

  • Чудо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые “парализуют” умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • Сочинение на тему : Что такое чудо
    пожалуйста помогите

    Ответы:

    удо – это мечта, ставшая реальностью. У каждого из нас свои мечты и свое понимание о том, что такое чудо и есть ли место для чудес в наше время. Чудо – это то, что удивило, поразило до глубины души и сердца.
    Кто-то скажет, что чудом является сама жизнь и он, конечно же, будет прав. Но в наше время жизнь для многих – это то, от чего хочется избавиться, потому что жизнь их тяготит, они не видят в ней смысла и решаются на суицид. А что такое суицид? Это одна из форм протеста. Но если человек выбирает этот путь, то он лишает себя и других возможности что-то изменить.
    Если говорить об этом явлении с религиозной точки зрения то чудо – это нарушение законов тварного (окружающего) мира. Кто-то ищет чуда везде и во всем, хочет постоянно удивляться чему-то, но уже давно замечено, что с годами человек перестает верить в чудеса, потому что взрослеет. Возможно, что все это происходит еще и потому что на место искреннего удивления встают страхи, которые «парализуют» умение мечтать. Ведь взрослому человеку несолидно быть доверчивым и наивным, он знает больше ребенка и поэтому подходит к любому явлению или событию в своей жизни с точки зрения опыта и накопленных знаний, полученных в результате обучения и самообразования.
    В детстве же все иначе. Дети открытые, непосредственные и для них каждый прожитый день – это новое открытие, а значит, и чудо тоже. Они по незнанию придумывают свои объяснения жизненным событиям, верят в сказки, ждут подарков под новогодней елкой от деда Мороза.
    Это уже потом, со временем, они черствеют, закрываются, боятся верить в чудеса. И в этом очень часто виноваты взрослые, которые не дают возможности ребенку быть ребенком, оставаться им дольше и познать самое главное чудо в его жизни: детство.

  • 1.Лингвистическая разминка.

    1) Какой по
    счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)

    2) Какие
    предметы называет местоимение?
    (Никакие, оно только указывает
    на предмет.)

    3) Сколько лет
    в одном веке? (Сто.)

    4) Какое местоимение не имеет лица, числа, рода, но
    склоняется, не имея именительного падежа?
    (Себя.)
    5)
    Какое
    местоимение пишется одной буквой, а устно обозначается двумя звуками?
    (Я.)

    6) Назовите
    волшебное числительное многих сказок. (Три.)
    7) 
    Вы – это местоимение … лица.
    (2л.)

    8) Сколько
    богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

    9)
    Как пишется местоимение «вы» в официальных бумагах?
    (С большой буквы.)

    10)Какие три
    местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

    11)Первый слог-
    личное местоимение , второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.
    (тыква).

    12)Какое
    местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я).

    1.     
    Введение в тему.

     Сегодня  мы  будем
    учиться  рассуждать,  доказывать свою мысль.

       Одно  дело
    —  думать иначе,  чем  остальные,   другое — убедить  в  своей   правоте,
    отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

        Читаем
    эпиграф, комментируем  его.

    Я предлагаю обратиться
    к словам, выбранным в качестве эпиграфа сегодняшнего урока:

             
    Попробуйте выделить в
    высказывании ключевые слова, которые помогут нам понять, что же такое
    дискуссия.

    (дискуссия, соединение знаний,
    сотрудничество, выслушивание, высказывание, различные точки зрения).

    Делаем вывод о том, без чего не может
    состояться дискуссия.

    ·        
    Мы знаем три типа
    речи. Какие?  (описание, повествование, рассуждение).

    ·        
    Как различаются типы
    речи?

    3.  Задание (индивидуальное для сильных) :
    заполнить таблицу «Типы речи», выбрав элементы строения, подходящие к
    конкретному типу речи из  слов для справок:

    Признаки предмета. Тезис. Доказательства. Начало события.  Вывод.  Продолжение
    события.  Конец события

     Общее впечатление о предмете.

    1.

    2.

    1.

    2.

    3.

    1.

    2.

    3.

    4.Задание (индивидуальное, для слабоуспевающих)
    :      
    Какому типу речи
    соответствует каждая из представленных в таблице схем? ТИПЫ РЕЧИ

    написать название каждого типа речи

    1. Общее впечатление о предмете.

    2. Признаки предмета.

    1. Тезис.

    2. Доказательства.

    3. Вывод.

    1. Начало события.

    2. Продолжение события.

    3. Конец события.

    Остальные:
    прочитать текст выразительно

    5.Анализ
    текста (устно
    ): определите
    тип речи данного текста, обоснуйте свой ответ. Какие части можно выделить в
    этом тексте?

       
    Человек,  умеющий и любящий читать, — счастливый человек. Во-первых, он
    окружен множеством  умных и добрых  друзей.  Друзья эти —  книги.
    Во-вторых, читая разные книги,  можно найти ответы на все  волнующие нас
    вопросы. Из книг  мы узнаём  о прошлом и находим картины будущего.  Поэтому
    читайте больше и будете счастливы!                     (по Паустовскому)

    ·        
    Проверка работ учащихся

    ВЫВОДЫ:

    ·        
    Чем отличается текст рассуждения от других
    типов речи?

    ·        
    Укажите
    части в этом рассуждении. Какие слова вводят в текст доказательства?
    (во-первых, во-вторых)

    ·        
    Какое
    слово связывает доказательства и вывод?

    6. В жизни нередко возникают спорные
    ситуации, когда каждый считает правильным свое мнение; нередко по-разному
    оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо
    противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою
    правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Дискуссия – это
    рассматривание, исследование спорной ситуации и поиск её решения.
      Дискуссионная
    тема – это тема, которая вызывает споры
    . (запись терминов и значений в
    тетрадь).

    В таком тексте
    должны быть как минимум две разные точки зрения на один и тот же вопрос.   Даю
    вам тему: Чтобы хорошо учиться, нужны способности или ежедневный труд?
    Поработайте в парах и подберите доказательство в пользу этих двух точек
    зрения
    .

    Сегодня мы рассмотрим,
    как работать над сочинением  на дискуссионную тему. Как вы думаете,
    какой из типов речи поможет нам в написании сочинения на дискуссионную
    тему,  почему?

    Вашему
    вниманию предлагается сценка, которую подготовили наши ребята. Посмотрите
    её и ответьте на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка? Является ли
    разговор между ними дискуссией. Докажите.

     (О подарке.
    Это и есть предмет спора. Конкретно — о том,  каким должен
    быть подарок.) Какие точки зрения на подарок высказаны в тексте?

    Кто прав в
    этом споре и почему? Учитель просит детей высказать свое мнение
    и обосновать его.

    Введение
    нового понятия «аргумент –
    мысль, суждение, доказательство,
    подкрепляется фактами, примерами из жизни»

    Формулирование
    и запись тезисов и аргументов:

    image001Прав
    дедушка                       Права внучка

    1.                                          
    1.

    2.                                           
    2.

    Подбираем
    аргументы на «за» и «против» и записываем их. Сообщаем ребятам, что
    пословицы тоже могут быть аргументами – ссылками на авторитеты. Просим
    ребят вспомнить  подходящие к данной теме пословицы.

    1. Тезис: прав
    дедушка

    2.
    Доказательства

    1)Мнение
    подруг из класса – потребительское

    2) Подарок,
    сделанный своими руками,  уникален, неповторим.

    7.Составление
    плана сочинения 
     КТО ПРАВ?

    1.                                            
    1.

    2. Прав
    дедушка                     2. Права внучка  

    1)                                              
    1) 

    2)                                              
    2)  

    3.
    Вывод                                  3. Вывод

           
    Что
    должно быть в пункте 1?

           
    О
    чем нужно рассказать во вступлении? ( о проблеме)

           
    Какой
    тип речи должен быть во вступлении?

           
    Можно
    ли начать сочинение словами: однажды внучка говорит дедушке и маме…?

           
    Как
    нужно начать рассказ о проблеме?  (однажды мы с дедушкой поспорили, какой
    подарок лучше…)

    7.«Отдых
    наш-физкультминутка,

    Занимай свои
    места.

    Раз присели,
    два-привстали,

    Руки кверху все
    подняли.

    Сели, встали,
    сели, встали

    Ванькой-
    встанькой словно стали

    А потом пустились
    вскачь,

    Словно мой
    упругий мяч.

    Определите,
    каким частям рассуждения соответствуют данные слова и выражения ( по
    вариантам), докажите свое мнение.

    Соревнования
    между рядами
    :  кто
    быстрее выберет из данных выражений подходящие к указанной части
    сочинения-рассуждения

    1 вариант — Я  уверен…

                     
    Я    думаю (считаю, полагаю…), что…

                     
    Мне кажется, что…

    2 вариант — Докажем это.

                     
    Почему?  А вот почему…

                     
    Это можно объяснить так…

                     
    По-моему, прав…

                     
    Я    не могу согласиться с тем,  что… но…

                     
    Могут сказать (возразить),  что…

    3 вариант — Итак…

                     
    Таким образом…

                     
    Следовательно…

                     
    Я    понял, что…

    (

    8.А теперь
    предлагаю вам попробовать составить устное рассуждение на тему, кто прав в
    споре.  (Один-два учащихся устно пробуют составить сочинение-рассуждение на
    дискуссионную тему.)

    — Что такое
    дискуссия? Что такое аргумент?

    — Что значит
    написать рассуждение  на дискуссионную тему?

    — Каким типом
    речи вы воспользуетесь в сочинении?

    9. Написание сочинения на тему «Кто прав в споре?»

    Тема урока: «Типы речи.
    Повествование. Описание. Рассуждение».

    Цель урока: сформировать умение
    различать типы речи.

    Ход урока.

    I.                  
     

    Часто типы
    речи ошибочно путают со
    стилями речи.

    Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический
    стиль

    и
    художественный) – это
    набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов
    построения предложений)
    .

    tipy-retchi-1

    А тип речиэто способ
    изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

    В зависимости от содержания текста
    выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

    Рассмотрим
    особенности каждого типа речи.

    Повествование – это
    рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени.
    Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом.
    Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него
    характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и
    развязка (итог описываемого события).

    Так как повествование – текст
    событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и
    цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» –
    что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

    Повествование бывает изобразительным
    (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным
    (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные
    факты).

    Пример
    текста-повествования:

    “Ночью поднялся
    сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу,
    превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и
    тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И
    те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица
    ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел,
    люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

    Примерный текст – изобразительное
    повествование- отвечает на следующие вопросы:

    a.                 
    что
    случилось? – в городе пошел дождь;

    1. где и с кем произошло? –
      городские жители дождались дождя;
    1. когда случилось? –  летом
      пошел дождь.

    Описание – это
    словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и
    раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить
    читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство
    времени и места проявления признаков
    .

    Текст описания
    состоит из следующих частей:

    1. общая характеристика предмета,
      общее впечатление;
    2. признаки, детали;
    3. общая оценка предмета.

    Например, описание может быть
    портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек,
    и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный
    дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание
    существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность
    текста.

    Описательный текст отвечает на
    вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его
    качества и свойства?).

    Пример
    текста-описания:

    “Дождь шел третий
    день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо.
    Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по
    крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

    Примерный текст отвечает на
    описательные вопросы:

    a.                 
    какой
    предмет описывается? – дождь;

    1. каков предмет? – серый, мелкий,
      вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

    Рассуждение – это
    развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и
    выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему?
    зачем?».

    Рассуждение
    состоит из следующих частей:

    1. тезис – мысль, которую нужно
      доказать;
    2. обоснование тезиса,
      подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
    3. резюме – итоги, выводы.

    Текст рассуждения нацелен на то,
    чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование
    риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих…
    следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

    Рассуждения бывают
    следующими:

    1. рассуждение-доказательство
      (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
    2. рассуждение-объяснение (что
      это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
    3.  рассуждение-размышление
      (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

    Пример
    текста-рассуждения:

    “Итак, пройдет
    ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной
    душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город?
    Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю
    прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается
    только ждать и наблюдать.”

    Примерный текст –
    рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

    a.                 
    почему?
    – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;

    1. зачем? – чтобы представить,
      чего ждать от капризной природы.

    tipy-retchi-2

    Типы речи – это
    способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

    • повествование
      – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях
      ;
      повествование – это клип, кино, смена кадров;
    • описание –
      изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий
      объект
      ;
      описание – это фотография, застывший кадр;
    • рассуждение –
      ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает
      мнение автора, «потому что…»
      ; это схема с блоками тезисов
      и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

    И напоследок –
    напоминание:

    не путайте функциональные стили речи и типы речи. ? Ведь, например,
    газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной
    (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке;
    реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

     Задание 1

      Я пошёл вправо через кусты [ повествование
    ]. 

    Между тем ночь приближалась и росла, как
    грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже
    с вышины лилась темнота [
    описание] . 

    Мне попалась какая-то неторная, заросшая
    дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [

    повествование ].

     Всё кругом чернело и утихало, одни
    перепела изредка кричали[
    описание ]. 

    Небольшая ночная птица, неслышно и низко
    мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в
    сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [

    повествование ]. 

    Уже с трудом различал я отдалённые
    предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь
    громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в
    застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была
    синева
    ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на
    нём [ описание ].

    Тема. Разбор текстов различных стилей и жанров
    (практическая работа)

    Цель: формировать умения и навыки учащихся распознавать тексты
    различных стилей и жанров, определять связь между языковыми средствами, задачей
    и условиями общения, аргументировать выбор стиля, обращая внимание на лексику,
    которая используется в тексте; развивать умение работать с текстом, логически и
    последовательно мыслить, опираясь на языковой материал; воспитывать интерес к
    изучению языка.

    Оборудование: тексты для работы в группах, художественные
    произведения: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего
    времени», Н. В. Гоголь «Мертвые души».

    ХОД УРОКА

    Театр поучает так, как этого
    не сделать толстой книге.

    Ф. Вольтер

    I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

    II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    Чтение эпиграфа, работа с ним.

    III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Беседа с учащимися.

    1) Вспомните, что такое стилистика.

    2) Что такое стиль?

    3) Что такое стиль речи?

    4) Какие стили речи вы знаете?

    5) Назовите особенности каждого стиля.

    IV. ОСОЗНАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    Исследовательская работа в группах.

    Каждая группа получает текст (распечатан для каждого ученика)
    и задание сделать его анализ, ответив на следующие вопросы (проецируются на
    экране или записаны на доске).

    1) Докажите, что это текст.

    2) Какова тема и основная мысль высказывания?

    3) Что представляет собой лексика данного текста: слова какого
    стиля преобладают? Есть ли просторечные слова и выражения?

    4) Чем отличается синтаксис данного высказывания: предложения
    простые или сложные, осложненные или нет, есть ли восклицательные, вопросительные
    предложения? Для чего используются тире и многоточие? Есть ли частицы, вводные
    слова?

    5) Для какой сферы жизни или деятельности людей оно
    характерно?

    6) Какова основная функция данного текста?

    7) В каком стиле создано высказывание?

    8) Определите тип речи.

    Модель организации работы — «снежный ком». Каждый участник
    вносит свой вклад в формирование коллективного ответа: первый произносит
    предложение, следующий продолжает мысль и т. д.; последний завершает
    монологическое высказывание. Затем один представитель от группы делает
    сообщение.

    «Эксперты» сидят за отдельным столом, задают вопросы,
    оценивают результаты работы в группах.

    Пример 1

    Текст для исследования

    Театр! Любители вы театр так, как люблю его я, т. е. всеми
    силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только
    способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или,
    лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага
    и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния,
    все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный
    властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах
    возбуждать и волновать их?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными
    средствами поражать душу впечатлениями… Лиризм, эпопея, драма: отдаете ли вы
    чему-нибудь из них решительное предпочтение или все это любите одинаково?
    Трудный выбор? Не правда ли?

    (В. Белинский.
    «Литературные мечтания»)

    Образец ответа.

    Тип речи — рассуждение; стиль речи — публицистический:
    совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание
    официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном
    значении (так называемая газетная образность: пылкая молодость, жадная,
    страшная, театр — самовластный властелин и т. д.), вопросительных,
    побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических
    вопросов.

    Пример
    2

     Театр уж
    полон; ложи блещут;

    Партер
    и кресла — все кипит;

    В
    райке нетерпеливо плещут,

    И,
    взвившись, занавес шумит.

    Блистательна,
    полувоздушна.

    Смычку
    волшебному послушна,

    Толпою
    нимф окружена,

    Стоит
    Истомина; она

    Одной
    ногой касаясь пола,

    Другою
    медленно кружит,

    И
    вдруг прыжок, и вдруг летит.

    Летит,
    как пух из уст Эола;

    То
    стан совьет, то разовьет.

    И
    быстрой ножкой ножку бьет.

    (А.
    С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

    Образец ответа.

    Тип речи — описание; стиль речи —
    художественный: отсутствие слов-терминов, слова эмоциональной лексики (ложи
    блещут, нетерпеливо плещут, блистательна, полувоздушна, смычку волшебному
    послушна); слова, употребленные в переносном значении, метафоры, развернутые
    сравнения (летит, как пух из уст Эола).

    Есть в этом отрывке слова
    разговорного стиля («Раек», «ножкой ножку бьет».) Автор использует лексику
    разговорного стиля и эмоциональную лексику для создания живой, впечатляющей
    картины театра.

     Пример 3 (д.з)

    1) Найдите в текстах художественных
    произведений примеры использования разговорного стиля.

    2) Проанализируйте отрывки.

    3) Разыграйте диалоги (на выбор):

    —   «Евгений Онегин» —
    глава 3. 1-я и 2-я строфы;

    —   «Герой нашего
    времени» — глава «Бэла», первое упоминание имени Печорина Максимом Максимычем;

    —   «Мертвые души» —
    глава 3, беседа Чичикова с Коробочкой.

    Образец ответа.

    Тип речи — повествование; стиль —
    разговорный: употребление разговорно-бытовых слов и форм, которые придают речи
    непринужденный характер, позволяют говорящему выразить различные чувства:
    повторы слов, слова с переносным значением, частицы, междометия, слова-предложения,
    обращения, вводные слова, слова и фразеологизмы разговорного стиля.

    Простые предложения. Неполные
    предложения.

    Назначение стиля — обменяться
    сведениями, мыслями, поделиться чувствами.

  • Что такое ритм приведите примеры разного ритма из сказки о мертвой царевне и о семи
  • Что такое самоуважение сочинение
  • Что такое поэтика сказки
  • Что такое перечить в сказке пушкина
  • Что такое ошибка определение для сочинения