Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
Виды планов
Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.
Виды планов:
- Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
- Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
- План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
- Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
- Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части:
- Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
- Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
- Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
- Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
- Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.
Как сделать план пересказа
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
- Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
- Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
Еще несколько полезных советов для пересказа:
- прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
- убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
- отдельные действия, явления — обобщить;
- чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.
Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:
- Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
- Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
- Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.
Примеры плана
С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.
2 класс
На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:
- Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
- Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
- Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
- Записываем заголовок к каждой части.
- Проверяем себя.
Составляем план по рассказу:
- Утка вышла с утятами на прогулку.
- Путь к озеру, в обход.
- Встреча с мальчишками, они ловят утят.
- Рассказчик пристыдил мальчишек.
- Мальчишки кричат утятам «До свидания!».
3 класс
Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:
- Путешествие Муравьишки с березы.
- Падение и встреча с гусеницей-землемером.
- Путешествие на пауке-Сенокосце.
- Путешествие на жужелице.
- Путешествие на жучке-Блошачке.
- Путешествие на кузнечике.
- Путешествие на водомере.
- Путешествие на майском жуке.
- Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.
4 класс
Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:
- Сторож Вьюшка.
- Потеря подарка.
- Сорока с пыльцой в голове.
- Выскочка без хвоста.
- Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.
Список книг для детей, перешедших во второй класс.
Первоклассники только начали знакомство с «большой» литературой. И от того, с чего и как начнется этот путь в страну книг, зависит, станет ли подрастающий человек читателем, сформируется ли у него та потребность в чтении, которая необходима для развития лучших качеств личности.
Мы предлагаем вам перечень книг, которые рекомендовано читать детям во втором классе летом и в течение всего учебного года.
От редакции.
Для уроков внеклассного чтения
Фольклор.
- Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Морозко», «Два мороза», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Финист Ясный Сокол», «Семь Симеонов-семь работников».
- Сказки народов мира: украинская сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», татарская сказка «Три дочери», латышская сказка «Как петух лису обманул», белорусская сказка «Легкий хлеб», нанайская сказка «Айога», немецкая сказка «Бабушка Метелица», японская сказка «Журавлиные перья», американская сказка «Муравей и пшеничные зерна».
- Богатырские сказки.
Литературные сказки.
- Братья Гримм. «Золотой гусь» и другие сказки.
- Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Золушка».
- Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка». «Огниво». «Снеговик».
- В. Одоевский. «Мороз Иванович». «Городок в табакерке».
- Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». «Серая Шейка».
О природе и животных.
- В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».
- М. Пришвин. «Журка». «Хромка». «Глоток молока». «Золотой луг». «Лисичкин хлеб». «Птицы под снегом».
- Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».
- Н. Сладков. «Всему свое время». «Барсук и Медведь». «Лиса-плясунья». «Сорока и Заяц». «Почему год круглый?» «Медвежья горка».
- Г. Скребицкий. «Заботливая мамаша». «Жаворонок». «Как белочка зимует». «Чем дятел кормится»
- Г. Снегирев. «Про пингвинов».
Рассказы о детях и для детей.
- Л. Толстой. «Два товарища». «Филиппок». «Котенок». «Гроза в лесу». «Как волки учат своих детей». «Пожар». «Деревья дышат». «Азбука». «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?»
Русская классическая поэзия. Басни.
- А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье…», «В тот год осенняя погода…», «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…»
- С. Есенин. «Ночь». «Береза». «Черемуха». «Нивы сжаты, рощи голы…»
- Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою…», «Весна».
- А.А.Фет. «Ласточки пропали…»
- И.А. Крылов. «Мартышка и очки». «Стрекоза и муравей».
- Н. Некрасов. «Саша».
- И. Никитин. «Полюбуйся, весна наступает…»
- В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Из истории Отечества.
- С. Алексеев. «Генералам генерал» (о Суворове)
Для самостоятельного чтения
Фольклор.
- Малые жанровые формы.
- Былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и Змей».
- Богатырские сказки.
Литературные сказки.
- А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».
- В. Медведев. «Как Воробьенок придумал голосами меняться»
- Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот».
- Т. Крюкова. «Дом вверх дном». «Алле-оп!»
- Д. Биссет. «Беседы с тигром». «Все кувырком».
- Б. Поттер. «Ухти-Тухти».
- Я. Экхольн. «Тутта Карлсон Первая и единственная». «Людвиг Четырнадцатый и другие».
- Э. Хоггард. «Мафин и его веселые друзья».
- А. Толстой. «Приключения Буратино».
- А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
- М. Пляцковский. «Разноцветные зверята».
О природе и животных.
- Б. Житков. «Храбрый утенок». «Как слон спас хозяина от тигра «
- И. Соколов-Микитов. «Лес осенью». «Перед зимой». «Ай да мороз!» «Зима вьюжная». «Весна Красна». «Поля оживают». «Май». «Горячая пора». «Лесные картинки».
Рассказы о детях и для детей.
- В. Осеева. «Сыновья».
- В. Драгунский. «Заколдованная буква». «Тайное становится явным». «Друг детства». «Сестра моя Ксения».
- Н. Артюхова. «Трусиха». «Большая береза».
- Е. Пермяк. «Бумажный змей». «Пропавшие нитки и другие сказки».
Современная поэзия.
- Б. Заходер. «Что красивей всего?» «Товарищам детям». «Буква Я». «Песенки Винни Пуха». «Кит и Кот». «Птичья школа».
- В. Берестов. «Знакомый». «Стук в окно». «Путешественники». «Где право, где лево». «Приятная весть». «Кисточка».
- Н. Рубцов. «Привет, Россия…», «У сгнившей лесной избушки…»
- Г. Ладонщиков. «Медведь проснулся».
- Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…».
- И. Токмакова. «В чудной стране». «Весна». «Гном».
- А. Пришелец. «Наш край». «Снежинка». «Последние листья».
- А. Барто. «Веревочка». «Друг». «Я выросла». «Малыши среди двора…» «Игра в слова». «Две сестры глядят на братца…» «Разлука». «Одиночество».
- Г. Остер. «Сказка с подробностями».
- Д. Родари. «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?»
Из истории Отечества.
- А. Старостин. «Куликовская битва «
- Я. Тайц. «Приказ»
- А. Приставкин. «Портрет отца»
Методические материалы
Статья предоставлена сайтом «Лицей 104»
Столько книжек нужно к школе купить. У нас еще и школа необычная. Все учебники нужно самим покупать. Где можно в Москве подешевле купить кто нибудь знает? И сразу много. Может оптовки какие нибудь или магазины хорошие?
2013-08-27, Иванова Катя
Зачем вам оптовки? Если сразу много хотите купить закажите лучше в интернете. Вот сайт есть хороший Озон ру. Там и книжки выберете, может и на акцию попадете. Они там у них часто.
2013-08-27, Галанян Ирэн
Спасио за список. Мы занимаемся по системе начальная школа 21 века, и уже все перечитали, что нам задали Прямо оторваться не можем от книг, возьмем на заметку новые произведения.
2018-06-08, ЮляшкаДаринова
у них и распродажи частенько и скидки на литературу. По моему перед учебным годом есть какие то скидки. Зайдите посмотрите.
2013-08-27, Галанян Ирэн
Я тоже на озоне постоянно закупаюсь))) сыну к школе покупала учебники.
2013-08-27, Кузнецова Виктория
Озон это интернет магазин? Рекламу вроде видела. И что за акции?
2013-08-27, Иванова Катя
Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.
09.06.2011
Обновлено 07.11.2021
Тема: Сказка как вид народной прозы. Виды
сказок.
Русские народные сказки “Каша из топора”,
“Петушок и бобовое зёрнышко”, авторская
французская сказка Ш. Перро “Кот в сапогах”.
Тип урока: комплексного применения различных
технологий:метода позиционного обучения,
кластерной, игровой, элементы педмастерской с
применением мультимедиа, групповой.
Цели:
Обучающая.
1. Через “шаги” метода позиционного обучения
продолжить знакомство со сказкой как
фольклорным жанром и вывести учеников на
самостоятельный анализ содержания сказок.
2. Формирование у школьников убеждения, что мир
сказок интересен и разнообразен, что каждый
читатель может найти в нём близкое и нужное себе.
Воспитывающая.
1. Воспитывать у учащихся интерес и любовь к
сценическому искусству, давать правильную
оценку таким категориям как добро – зло.
Развивающая.
1. Развитие творческих способностей, умений
сопоставлять, анализировать.
2. Развитие умений и навыков коллективной
работы.
Оборудование: мультимедиа (показ слайдов
осуществляется по щелчку), учебник В. Свиридова
“Литературное чтение 2 класс”, иллюстрации,
листы контроля приложение №1, карточки –
задания, костюмы и предметы для инсценировки,
выставка “Мои любимые сказки”,пейджи
“Руководитель”, “Секретарь”, “Помощник
руководителя”.
На доске: число, тема, словарная работа.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие,
напутствие на урок.
2.Метод позиционного обучения.
1 шаг. ТЕЗИС”. Тема урока. Цели урока.
— Можно ли по оформлению кабинета догадаться о
теме урока?
(Можно.)
— “В некотором царстве, в некотором государстве
жил-был…” Начало чего прозвучало?
(Сказки.)
— Что такое сказка?
— Социализация. (Работа в группах,
обсуждение.)
— Афиширование. (Ответы от каждой группы.)
— Таков вопрос, который ставит себе человек,
желая осмыслить известные ему с детских лет
занимательные истории.
СЛАЙД №1
— Тема нашего урока: “Сказка как вид
народной прозы.
Виды сказок.
Русские народные сказки “Каша из топора”,
“Петушок и бобовое зёрнышко”, авторская
французская сказка Ш. Перро “Кот в сапогах”.
— Эпиграф нашего урока: СЛАЙД №2
“Сказка – не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес…”
2 шаг “ПОНЯТИЕ”. Слайд №3
— Секретари получите конверты с заданиями.
/ Задание: Сказка – занимательный рассказ
о необыкновенных, часто фантастических событиях
и приключениях.
Сказки бывают двух видов: народные и авторские.
Выражаемая мысль в сказке принадлежит народу.
Сказки бывают: бытовые, о животных, волшебные.
Сказка начинается с присказки. Например:
“Это не сказка, а присказка, сказка будет
впереди”.
Начало сказки – это зачин. Например: “Жили –
были старик да старуха”.
Затем идет повествование сказки.
Концовка – это последние слова сказки.
Например: “… а кто слушал молодец”./
— Перед вами текст. Читаем внимательно текст и
выписываем ключевые слова, которые помогут нам
при работе на уроке по данной теме.
— Социализация. (Ученики работают в
группах и выписывают ключевые слова).
Афиширование. (Представитель каждой группы
читает слова, которые они выписали).
— Афиширование учителем. СЛАЙД №3
/Сказка – занимательный рассказ
о необыкновенных,
часто фантастических событиях и приключениях.
Сказки бывают двух видов: народные и авторские.
Выражаемая мысль в сказке принадлежит народу.
Сказки бывают: бытовые, о животных, волшебные.
Сказка начинается с присказки.
Начало сказки – это зачин.
Повествование сказки.
Концовка – это последние слова сказки./
3 шаг “РИСУНОК”. (Изображение при помощи
рисунка своего видения темы урока).
— Мы разобрали, что такое сказка, узнали, какие
бывают сказки.
Ребята, а кто напомнит тему нашего урока? (Дети
читают тему урока на доске).
— Ваша задача: попробовать передать тему урока
рисунком.
Как можно тему нашего урока представить в виде
рисунка?
— Социализация. (Дети в группах рисуют
рисунки).
— Афиширование. (Учащиеся показывают и
рассказывают своё видение темы урока в рисунке).
— Афиширование учителем. СЛАЙД №4
— Я представляю сказку в виде солнышка, которое
светит и посылает лучики теплоты и добра.
Физминутка.
— Тёплые добрые лучики может посылать маленький
фонарик, ваша задача эти лучики поймать.
-Сказочные лучики играют на стене,
Поманю их пальчиком.
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот-вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
(Дети ловят лучики на стене).
4 шаг “ПРАКТИКА”. (Работа по содержанию
сказок).
— Секретари, получите конверты с заданиями.
/ Задания: | |
1.Друзья познаются в беде. | Каша из топора. |
Доброе братство лучше богатства. | |
За добро добром и платят. | Кот в сапогах. |
Догадка не хуже разума. | |
Худо тому, кто добра не делает никому. | Петушок и бобовое зёрнышко |
2.Петушок, курочка, корова, кузнец. | Каша из топора. |
Солдат, старуха. | Кот в сапогах. |
Петушок и бобовое зёрнышко | |
Кот, сыновья, король, маркиз Карабас. | |
3. Волшебная сказка | Каша из топора. |
Бытовая сказка | Петушок и бобовое зёрнышко. |
Сказка о животных | Кот в сапогах./ |
-1. Выберите эпиграф к сказкам, покажите
стрелочкой.
— Социализация.
— Афиширование.
—Афиширование учителем
— 2. Распределите героев по сказкам, укажите
стрелочкой.
— Социализация.
— Афиширование.
— Афиширование учителем
— 3. Определите вид сказки, укажите стрелочкой.
— Социализация.
— Афиширование.
— Афиширование учителем
— 4. Секретари, получите конверты, где написана
сказка, которую вы будете читать по ролям.
— Социализация.
— Афиширование. Дети по группам читают по ролям.
— 5. Вопросы по содержанию сказок.
1группа. За что сын мельника получил всё “на
блюдечке с голубой каёмочкой”?
2 группа. В сказке “Петушок и бобовое зёрнышко”
было ли волшебство?
3 группа. Можно ли сказку “Каша из топора”
отнести к бытовой сказке? Почему?
5 шаг. “СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО”. СЛАЙД № 5
— Секретари, получите конверты, где написана
сказка, которую вы будете инсценировать.
— Социализация. /Учащиеся выбирают реквизит,
готовятся к выступлению./
— Афиширование.
6 шаг “ИТОГ УРОКА”. СЛАЙД №6
И- В чём проявлялся ваш интерес?
Т- Какие творческие задания вам понравились?
О- С кем вы общались, что узнали нового?
Г- Назовите главную мысль нашего урока.
7 шаг “ТЫ МНЕ _ Я ТЕБЕ!” Слайд №7
— Социализация. Учащиеся обдумывают вопрос,
который они зададут другой группе.
— Афиширование. Дети задают вопрос,
выслушивают ответ и сравнивают его со своим.
8 шаг “ЭКСПЕРТИЗА” СЛАЙД №7
— Секретари, сдайте листы контроля работы
членов группы.
— Определите по обложкам виды сказок. (Учитель в
это время подсчитывает количество баллов каждой
группы).
— Баллы подсчитаны. Учитель выдает сертификаты
(охранная грамота для улучшения ответа на уроках
литературного чтения, используется только один
раз) членам группы, которые получили больше
баллов.
— Ребята, мы говорили сегодня о сказках, которые
учат добру, смелости, уважению, достоинству. Наш
урок мне хотелось бы закончить рецептом
“СЧАСТЬЕ”. СЛАЙД № 8
Вслушайтесь в эти слова:
Возьмите чашу терпения, налейте туда полное
сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости,
плесните туда же юмора, посыпьте добротой,
добавьте как можно больше веры и всё это
перемешайте. Потом намажете всё это на кусочек
вашей юной жизни и предлагайте всем, кого
встретите на своём пути.
—Пусть в вашей жизни всё складывается так, как
заканчиваются сказки, “где добро побеждает
зло”. СЛАЙД № 9
Приложение №1
Лист контроля
Фамилия, имя учащихся | 1 шаг | 2 шаг | 3 шаг | 4 шаг | 5 шаг | 6 шаг | 7 шаг | Общее количество баллов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
Презентация