Что такое проиллюстрировать сказку

Искусство и развлечения визуальное искусство многие родители, чьи дети ходят в школу, задаются вопросом как нарисовать иллюстрацию к сказке?. на
  • Искусство и развлечения
  • Визуальное искусство

Многие родители, чьи дети ходят в школу, задаются вопросом «Как нарисовать иллюстрацию к сказке?». На уроке ИЗО в общеобразовательной школе или на уроке композиции в художественной школе часто задают рисовать фрагменты сказок. Самое сложное – придумать сюжет. Графическое воплощении проблем не составляет. Главное, набить руку и оформить все иллюстрации к одному произведению в едином стиле.

Особенности иллюстрации

Самое сложное в иллюстрировании – выбрать из произведения те кусочки, которые будут изображены в книге. Художники обычно рисуют главные части романов: начало произведения, кульминационную часть и заключение. Но, конечно, можно проиллюстрировать запомнившийся и полюбившийся момент.нарисовать иллюстрацию сказки поэтапно

Как нарисовать иллюстрацию к сказке как можно подробнее и понятнее? Прежде чем создать набросок, нужно прочитать произведение минимум два раза. В первый раз человек знакомится с сюжетом, а во второй – запоминает детали, которые при первом прочтении не бросаются в глаза.

На что нужно обращать внимание, иллюстрируя произведение:

  • Внешность героев. Перед тем как изображать героев-антагонистов, нужно запомнить отличительные черты их внешности. Родинку на щеке или шрам на лбу обязательно нужно нарисовать, иначе главный герой потеряет свою индивидуальность.
  • Одежда персонажей. Странно, но мало кто запоминает описание одежды даже главных действующих лиц. Поэтому перед тем как садиться за стол для рисования, нужно перечитать еще раз отрывки, в которых дается описание одежды.
  • Интерьеры или экстерьеры дополняют любую иллюстрацию, поэтому описание мебели или леса имеет большое значение. Стоит обращать внимание даже на такие мелочи как кочки под ногами главных героев или потертый ковер, украшающий центр комнаты.
  • Второстепенные персонажи нуждаются в меньшей прорисовке, однако не стоит забывать, что друзья главных действующих лиц должны быть узнаваемы.

Графическая иллюстрация

Как нарисовать иллюстрацию к сказке в графическом стиле? Здесь есть несколько техник:

  • с помощью карандаша;
  • с помощью туши;
  • с помощью мягкого материала (уголь, пастель и т. д.)

Определитесь, в каком стиле будет выполнена иллюстрация. Если вы планируете кропотливо прорисовыть мельчайшие детали, то возьмите карандаш. Если рисунок больше будет напоминать набросок, подойдет мягкий материал.нарисовать иллюстрацию сказки поэтапно

Графические работы сложно сделать такими же эффектными, как цветные. Чтобы добиться хорошего результата, нужно нарисовать иллюстрацию сказки поэтапно.

  1. Первым делом выполняется эскиз понравившегося фрагмента сказки.
  2. Второй шаг – это компоновка. Она нужна для того, чтобы в дальнейшем все части рисунка вместились в ограниченное пространство холста.
  3. Следующий этап – это проработка деталей. Это ответственная миссия и если иллюстрацию рисуют дети, родители должны проконтролировать этот процесс.
  4. Заключительная часть – нанесение света и тени на фигуры и объекты. Главное не забывать, что передний план с главными персонажами должен быть темнее заднего.

Иллюстрация с помощью красок

Как нарисовать иллюстрацию к сказке с помощью красок? Это несложно, если разобрать весь процесс поэтапно. Например, нам нужно нарисовать иллюстрацию к сказке «Снежная королева».нарисовать иллюстрацию к сказке снежная королева Для этого разобьем работу на части:

  • Первым делом находим тот момент, который нужно проиллюстрировать. Берем для примера сюжет: Снежная королева сидит на троне, а Кай играет у ее ног.
  • Определитесь с внешностью героев: длинные или короткие у них будут волосы, курносые ли носы, какого цвета глаза. Желательно перечитать описание героев в сказке.
  • Рисуем эскиз. Выберите позы, в которых будут сидеть Снежная королева и Кай.
  • Теперь самое интересное: продумайте одежду, в которую одеты главные герои.
  • Последний этап эскиза — прорисовка интерьера. Полистайте сказку, вдохновитесь атмосферой холодного дворца, найдите подсказки.
  • После того как эскиз сделан, перенесите его на чистовик. Помните, что поверх карандаша будут нанесены краски. Это важно, если иллюстрация будет выполняться акварелью, поэтому чистовой эскиз набросайте акварельными карандашами.
  • Завершающий этап — раскрашивание.

Совмещенная техника

Если есть желание рисовать несколькими материалами, вам придется совместить несколько техник. Как нарисовать иллюстрацию к сказке «Гадкий утенок»?как нарисовать иллюстрацию к сказке гадкий утенок Для начала нужно сделать все по аналогии с планом создания иллюстрации к «Снежной королеве». Когда рисунок красками будет готов, прорисуйте тушью детали и тени. Особое внимание уделите переднему плану. Если сказку иллюстрируют дети, то лучше оставить лица персонажей непрорисованными.

Узнаем как правильно нарисовать Муху-Цокотуху поэтапно

Чтобы воссоздать персонажа из детского мультфильма, можно попробовать нарисовать муху самостоятельно. Для этого потребуется чистый лист бумаги, стирательная резинка и обычный карандаш.

далее

Узнаем как правильно нарисовать Сивку-Бурку карандашом

В детском саду, а часто и в школе детей просят нарисовать иллюстрацию к сказке. В юном возрасте сложно объективно оценить свои силы, поэтому часто ребенок выбирает сложную тему. Например, он хочет нарисовать русалку, богатыря или Сивку-Бурку. Многие …

далее

Что это - иллюстрация к произведению

Книги с картинками уже давно стали привычным явлением. Они лучше воспринимаются и более интересны, особенно для детей. Эти картинки к произведениям называются иллюстрациями. Когда книги были рукописными, и рисунки тоже рисовались от руки. Это было …

далее

Узнаем как рисовать в Иллюстраторе: пошаговая инструкция с описанием, советы и рекомендации

Adobe Illustrator — это графический редактор, предназначенный для создания векторных изображений. С его помощью рисуют иллюстрации, делают схемы, логотипы, графики и многое другое. И хотя эта программа на первый взгляд кажется сложной, изучив …

далее

Узнаем как нарисовать гусей-лебедей?

В детском саду, а зачастую и в школе, ребят просят проиллюстрировать сказки. А что делать, если не знаешь, какой сюжет из произведения выбрать? Воспользуйтесь нашими советами. Сегодня мы расскажем идеи того, как сделать иллюстрации к сказке …

далее

Принц — определенно сказочный для многих персонаж. Его так любят изображать девочки на своих картинах. Однако не стоит забывать, что принцы бывают разные.

далее

Узнаем как нарисовать принца: пошаговая инструкция

Поиск образа персонажа – это интересное и ответственное занятие, особенно для тех, кто только начинает путь художника. Это инструкция для тех, у кого в голове только вертится образ, который он хочет нарисовать. Свой персонаж создается в несколько этапов. Лучше, если каждый из них вы будете прописывать на бумаге. Итак, как нарисовать персонажа поэтапно?

далее

Узнаем как правильно нарисовать? Свой персонаж: инструкция по созданию уникального героя

Прекрасно, когда ребенок ходит на кружок рисования. Там его могут научить, как нарисовать аленький цветочек, животных, фрукты и другие предметы. Но если малыш не посещает таких уроков, тогда взрослым стоит задуматься, как помочь своему ребенку. Поэтапные уроки рисования помогут малышу освоить навыки и создавать в будущем шедевры.

далее

Узнаем как правильно нарисовать аленький цветочек: поэтапный урок рисования

Сказочные персонажи вдохновляют детей. Девочки хотят быть такими же красивыми, как Василиса Прекрасная, а мальчики делают своими кумирами богатырей: Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца. Вот о последнем сказочном герое мы сегодня и поговорим. Как его изобразила отечественная мультипликационная студия «Мельница», мы знаем, вот сегодня мы и попробуем по аналогии нарисовать Илью Муромца. Как это сделать, читайте ниже.

далее

Узнаем как правильно нарисовать Илью Муромца поэтапно карандашом

Уроки рисования с детьми от 3-х лет заставляют нас по-другому посмотреть на сказки и сказочные истории. Несмотря на то что нам кажется, что малыши не нарисуют ничего сложного, преподавателю приходится готовиться к занятиям очень тщательно. Надо продумать, какие вопросы могут задать дети, что интересного им рассказать, как сделать процесс обучения интересным? В этой статье мы расскажем, как нарисовать репку.

далее

Узнаем как правильно нарисовать репку похоже?

Что такое проиллюстрировать сказку

Исследования показали, что некоторые модели поведения кажущиеся неоптимальными, на самом деле являются правильными.

далее

Организовать кухонное пространство: что сделать, чтобы начать новую жизнь

Желание начать новую жизнь рано или поздно возникает у многих, но не всем удается осуществить эти планы.
далее

Для переселения понадобятся 20 кораблей Starship: прогноз по заселению Марса

Если откорректировать климат и водоснабжение, то Марс будет вполне пригодным для жизни.
далее

Что скрывается под взглядом Моны Лизы?

Искусствоведы обнаружили микроскопические коды, скрытые в очаровательных глазах загадочной картины «Мона Лиза».
далее

Последствия сна на боку и как от них избавиться

Сон на боку — самая распространенная поза. Преимущества и недостатки данного выбора.
далее

infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прежде чем приступить к созданию иллюстрации необходимо познакомится с произведением, проанализировать происходящие в нем события характер героев и мотивы их поступков. Мы будем создавать иллюстрацию русской народной сказки. Разберем процесс создания иллюстрации на примере сказки колобок. Что же такое сказка? Сказка ложь да в ней намек добру молодцу урок. Прежде всего сказка, это вид устного народного творчества. И у каждого народа существуют свои любимые сказки и герои. Русские народные сказки это кладезь знаний о том, как устроен мир, хранилище сакральных знаний, обрядов, традиций, устоев общества. Сказка это передача знаний в иносказательной форме из поколения в поколение, от взрослых к детям.

Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Изучая нашу русскую культуру, фольклор и традиции, мы можем узнать много тайн и загадок. Толковать и интерпретировать русские народные сказки и сказки народов Росси сложно. Нужно большое количество знаний и материала, и прежде всего филологического. Одну и ту же сказку изучают по разным источникам информации, и появляется несколько направлений ее трактовки. Например, возьмём всем знакомую с детства сказку Колобок. Не берусь судить какая из трактовок сказки правильная, но приведу вам два примера.

Изначально сказка колобок звучала так.

Сказка «Колобок».

 Попросил Тарх Дживу испечь Колобок. Она по амбарам по Сварожьим помела, по сусекам по чертожьим поскребла, слепила Колобок, испекла и на окошко Рады стыть положила. Но пошел звездный дождь, Колобка опрокинул и он покатился по Перунову Пути, да по Древнему Пути: Вепрь кусочек откусил. Ворон отклевал. Медведь бок примял. Волк часть съел. Лиса совсем Колобка съела.

Здесь сказка «Колобок» описывает природное явление — движение Луны по небу: от полнолуния (Чертог Девы), до новолуния (Чертог Лисы).

Колобок — это Луна (коло — круг);

 Дед и Бабка — в русской народной сказке — славянские Боги: Тарх (покровитель Чертога Раса) и Джива (покровитель Чертога Девы);

 Вепрь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса — это названия Чертогов (созвездий).

Всего в славянской традиции 16 Чертогов — Круг Сварога.

 «Замес Колобка» (полнолуние) происходит в Чертогах Девы и Раса (примерно соответствуют современным созвездиям Девы и Льва).

Затем с Чертога Вепря Месяц идет на убыль, т.е. в каждом созвездии часть Колобка «съедают» до Чертога Лисы (новолуние). Потом Колобок наращивает бок.

«Замес Колобка» (полнолуние) происходит в Чертогах Девы и Раса (примерно соответствуют современным созвездиям Девы и Льва). Затем с Чертога Вепря Месяц идет на убыль, т.е. в каждом созвездии часть Колобка «съедают» до Чертога Лисы (новолуние). Потом Колобок наращивает бок.

  В более поздней трактовке сказки мы водим дедушку и бабушка, зайца, волка, медведя и лису. Считается, что сказка рассказывает о душевных качествах человека и расстановку приоритетов в процессе его жизненного пути. Появился колобок на свет и отправился в свой жизненный путь по земле. На пути колобок встречается с разными животными и зайцем, и волком и медведем. Звери это испытания и трудности, которые он преодолевает в своей жизни. Он блестяще проходит все испытания. Наконец он встречается с лисицей. Лестью, хитростью и обманом. Лисица начинает ему льстить, хвалить его, пряча под этим свои лицемерные и коварные замыслы. Колобка одолевает гордыня, тщеславие и хвастовство. И это нашего колобка в конце сказки и погубило.

Конечно, этимология сказки колобок шире и интереснее чем мой коротенький рассказ. Если Вам стало интересно, о чем сакральный смысл этой сказки, предлагаю Вам найти об этом информацию самостоятельно.

Еще раз перечислим этапы работы над иллюстрацией.

— выбор произведения;

— выбор отрывка теста;

— продумать сюжетную линию, как будут выглядеть герои, где будет происходить действие, главного и второстепенных героев, место положение героев, их движения и прочее;

— выполнить линейные эскизы;

— выполнить тональные эскизы;

— выполнить цветовые эскизы;

— выполнить линейный рисунок композиции иллюстрации в заданном масштабе;

— выполнить работу в цвете.

Возьмём знакомую нам с детства версию, про бабушку и дедушку которые живут в избе, колобка, зайца, волка, медведя и лису. Проанализируем ее. И на примерах работ художников иллюстраторов рассмотрим как они воплощали свой художественный замысел, используя разные законы, приемы и средства композиции.

Давайте представим, место и время, где происходят события сказки колобок. Соответственно согласно времени и местности у нас будет выглядеть дом и обстановка в нем, одежда наших персонажей.

Дедушка и бабушка у нас живут в избе. В разных областях России избы отличались конструкцией и декором.

image054image056

Внутри избы был свой уклад, вещи и предметы. Это так – же зависело от области, времени когда происходили событияы, уклад жизни менялся в зависимости от столетия, и от того был хозяин хороший или худой.

image058image060image062

Обратите внимание и на одежду ваших персонажей. Если мы будем путешествовать по разным векам и областям России, то увидим, насколько разными были костюмы. Конструкция, форма, расцветка и фасон зависели и от возраста носящего его человека (старый человек или молодой), от назначения (праздничный или будничный), от времени. Например одежда 16 и 19 веков будет выглядеть по разному.

image064image066image068

Старинная фотография века.   Женский костюм русских губерний.

В какое время года и суток происходит действие нашей сказки? В какое время года убежал наш колобок от бабушки и дедушки? Возможно это лето, или зима, осень или весна. В какое время суток происходит действие наших событий. Может быть, колобок убежал утром и встретил зайца, днем волка, вечером медведя, а ночью лисицу?

image070        image072

Иллюстрации художника Ю. Васнецова.

В сказке есть персонажи, роль которых играют животные. Изображая их, мы можем остановиться на реалистическом изображении. Изобразить их так, как мы привыкли видеть животных в реальной жизни.

image074      image075

Художник Д. Поляков          Художник Ю. Васнецов.

Оставить изображение животных реалистичными, но одеть их в одежду. 

image077    image079

Художник Е. Рачев             Художник Е. Рачев     

Или выполнить изображение животных, бабушки и дедушки, окружения, деталей используя способ стилизации.

image081image083

Иллюстрации художника Ю. Васнецова.  Иллюстрации художника Е. Румянцевой

Определившись с персонажами, временем года и суток, одеждой нам нужно выбрать сюжет который мы будем иллюстрировать.

Обратимся к нашей сказке колобок. Мы ее можем представить в виде перечня следующих событий.

1. Жили были бабушка и дедушка.

2. Бабушки и дедушка задумали печь колобок.

3. Бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки на колобок.

4. Бабушка замешивает колобок.

5. Бабушка ставит колобок в печку что- бы испечь.

6. Бабушка и дедушка достали из печки колобок.

7. Поставили колобок на окно остудится.

8. Колобок сбежал.

9. Колобок встретил зайца.

10. Колобок разговаривает с зайцем.

11. Колобок убежал от зайца.

12. Колобок встретил волка.

13. Колобок разговаривает с волком.

14. Колобок убежал от волка.

15. Колобок встретил медведя.

16. Колобок разговаривает с медведем.

17. Колобок убежал от медведя.

18. Колобок встретил лису.

19. Колобок разговаривает с лисой.

20. Колобок сел лисе на носок.

21. Колобок сел лисе на язычок.

22. Лиса ам и съела колобка.

И каждое событие, каждый момент его развития согласно тексту мы можем проиллюстрировать. Передать зрителю сущность происходящего, смысл, эмоции и переживания героев при помощи законов, методов и приемов построения композиции.

1. Жили — были бабушка и дедушка.

Жили-были — волшебные слова, ключик от сказки, ожидание чуда. Это устойчивое выражение хранит в себе лингвистическую тайну, о которой многие и не подозревают.
В сказках, как произведениях народно творчества, выражение «жили-были» — глагольная форма
прошедшего времени, означает, что действие происходило во времена стародавние…
Это словосочетание готовит слушателя (раньше сказки рассказывались) к восприятию
чего-то давно прошедшего, возможно, бывшего, а может и нет… В таком случае слова жили-были называется зачин.

Слова эти настраивают на определенный лад, как приготавливая нас к дальнейшему повествованию, потому что мы, зная форму, всегда ждем продолжения, что же случится с теми, кто когда-то жил-был.

image085image087   

Е. Румянцева                           Д. Поляков  

image089image091

           Е. Ермак                         Студия «Диафильм» 1964г

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции.

2. Бабушки и дедушка задумали печь колобок.

Здесь необходимо изобразить момент разговора между персонажами. Вспомните как вы и окружающие вас люди ведут себя во время беседы. Собеседники не только словами (речью) но и своими жестами, мимикой, движениями передают собеседнику информацию.

image093image095image097   

Ю. Васнецов                                           Е. Ермак                  Е. Ермак

На иллюстрации Ю. Васнецова изображены оба персонажа, фигуры развернуты друг к другу, смотрят друг на друга. По жестам и движениям фигур персонажей понятно, что дедушка в этот момент говорит, а бабушка слушает. Обратите внимание на фигурку кота. Он тоже косвенно участвует в беседе. Художник использует симметричное построение композиции. Здесь мы видим достаточно условное использование перспективы при построение пространства избы.

На второй иллюстрации Мы видим фрагментарное изображение персонажа. И суть происходящего передана через мимику и жесты героя.

3. Бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла и набрала муки на колобок.

image099image101image103  

Амбар это особое место. С ним связано много историй и поверий. В  амбаре жил особый дух амбарник. Он — хозяин амбара, «ведает» всеми припасами, следит за сохранностью зерна. Подобно другим духам-охранителям крестьянского хозяйства, амбарник трепетно относится ко всем семейным заботам. В амбаре хранились припасы.

Амбар стоял в крестьянском хозяйстве отдельным строением. В иллюстрациях крайне редко встречается сюжет, когда бабка идет в амбар. Текст «Пошла бабка в амбар» либо вообще не включается в текст. Либо пропускается иллюстратором. Этот кусочек можно очень интересно проиллюстрировать.  

В процессе передвижения нашего персонажа к амбару мы модем добавить ей в руки корзинку, туясок. Нарисовать бегущую рядом собаку или кота. Мы можем изобразить амбар на дальнем плане или приблизить его к зрителю на средний план. А можем расположить амбар на ближнем плане, избу на дальнем плане, а бабушку на среднем, тем самым изобразить движение персонажа на встречу зрителя из глубины композиции.

Чаще встречается иллюстрация выражения «По амбару помела. По сусекам поскребла».

image105image107  

(имя автора не найдено)                          Д. Поляков

На первой иллюстрации действие происходит в амбаре. В тексте на второй иллюстрации мы читаем слова «по коробу помела». Действие происходит в избе, после того как бабушка из амбара уже вернулась в избу с коробом. Действие по времени автором перенесено в избу.

В обоих вариантах мы видим симметричное построение композиции. Вещи и предметы передают обстановку помещений в которых происходят события. В первом случае фигура изображена полностью, во втором фрагментарно. Характер действий персонажей передан через их движение. Оба персонажа изображены в профиль.

4. Бабушка замешивает колобок.

image109image111image113

Д. Поляков             Ольга и Андрей Дугины

В приведенных примерах иллюстраций мы видим, как художники прибегают к использованию разных ракурсов главного персонажа. М ы видим изображение главного персонажа в фас, профиль и анфас. 

5. Бабушка ставит колобок в печку что- бы испечь.

image115image117image119

Е. Ермак                   А. Савченко           И. Исаева

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции.

6. Бабушка и дедушка достали из печки колобок.

image121image123image125

Студия «Диафильм» 1964г                               В. Чалова              Т. Иванцова

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции.

7. Дедушка и бабушка поставили колобок на окно остудится.

image127image129image131image133

В. Васнецов                              В. Васнецов           А, Савченко          Л. Сальникова

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции.

8. Колобок сбежал.

Очень интересный и богатый на детали и необычные композиционный решения сюжет сказки расказывающий .

image135image137image139

Е. Ермак                               А. Савченко               Ю Васнецов

Для передачи смысловой нагрузка разные авторы включают в композицию как одно героя (колобка) так и двух (например колобка и бабушку) и трех (колобка, бабушку и дедушку).

На иллюстрации Д Полякова зритель видит фрагментарно изображенную избу, фрагментарно изображенное открытое окно из которого выпрыгнул колобок. На подоконнике стоит блюдо, в нем колобка положили на окно студится. В глубине Комнаты мы видим печь, в конторой колобка испекли. Справой стороны изображены березы и на дальнем плане лес. Композиция статичная.

В иллюстрации Савченко динамику композиции придает характерный жест бабушки, которая пыталась поймать колобка.   Действием она указывает на беглеца.

Иллюстрация Ю Васнецова более сложная по своему решению. Композиция многоплановая, динамичная, выстроена по диагонали. В действие включены все три персонажа. На крылечке стоят дедушка и бабушка. Как и в предыдущих примерах  действия персонажей обращены к главному персонажу колобку – композиционному центру.

На среднем нем плане изображены приоткрытые ворота, за воротами пейзаж с несколькими планами. Колобок убегает по длинной извилистой дорожке, что придает композиции дополнительную динамику и сложность.

И обратите внимание на очень интересную деталь, летящую рядом с колобком птичку. Движение птицы, ее положение в пространстве передает характер быстрого, стремительного полета. Что придает композиции дополнительную динамику и эмоциональность.

image141

Ю. Васнецов

Самостоятельная работа. Какие законы, приемы, правила и средства использованы для построения композиции художником иллюстратором Ю Васнецова.

В Д Поляков рассказывая поэтапно, как колобок убегал от дедушки и бабушки, обращается к моменту кульминации движения. Работает с открытой композицией.

image143image145image147

Д. Поляков                                     Д. Поляков              Студия «Диафильм» 1964г

Колобок прыгает с подоконника на лавку, с лавки на пол. Художник изображает момент, когда колобок находится в воздухе, в прыжке, он уже спрыгнул, но еще не приземлился. В обеих иллюстрациях композиция построена диагонально. Изогнутая, подвижная линия полотенца усиливает движения и усложняет композицию.

На диафильме Студия «Диафильм» 1964г автор прибегает к другим композиционным приемам. Горизонтальные линии лавочки, половика, стола образуют статический ритмический ряд. Колобка автор изображает переворачивающимся в процессе его движения. Колобок катится. Вспомните, как катится по плоскости мячик. Он переворачивается вокруг своей оси. Это движение подчёркивай изогнутая линия полотенца, наклонившееся блюдо из которого убежал колобок. В композиции создается контраст статики и динамики. 

image149image151

Д. Поляков                                   Д. Поляков

Еще один интересный композиционный прием передачи движения, который нашел художник это изображение колобка парящего в воздухе. В момент, когда он подпрыгивает. Обратите внимание, колобок изображен в воздухе, а тень под ним изображена ниже на плоскости, от которой он оттолкнулся.

На первой иллюстрации колобок у нас убегает в приоткрытую дверь. Он изображен в анфас, композиция построена по диагонали. Здесь используются диагональные линии слева на право и справа на лево. Одни линии подталкивают колобка сбежать из дома. А другие преграждают ему путь. Что создает такое противодействие. Любопытства, что же там такое за дверью. И запрета. Сиди колобок дома, никто тебе из дома убегать не разрешал. И еще такая маленькая неприметная, но милая деталь — завернувшийся уголок у половика. Колобок так быстро удирает, что даже половик сгрудил.

Вторая композиция у нас статичная. Колобок сидит на крылечке, задумавшись куда ему дальше бежать. Он изображен статично. В композиции присутствуют вертикальные и горизонтальные линии (бревна, ступеньки, столбы поддерживающие крышу крылечка).

Дальше мы видим игру с ракурсами, точками зрения и планами.

image153image155image157

Д. Поляков                                   Д. Поляков                        С. Оболенская

На первой иллюстрации все действие уходит от зрителя. Колобок изображен в профиль. Зрителю открывается бесконечное уходящее в глубину пространство огромного мира, по которому будет путешествовать колобок.

На второй иллюстрации все действие направлено к зрителю. Мы видим на дальнем плане уменьшающийся домик и быстро убегающего колобка.

В обеих иллюстрациях используются диагональные линии построения и динамические ритмические ряды. Главный герой у нас выделяется при помощи формы и цвета.

В предыдущих примерах было достаточно много сказано о построении композиции при помощи диагональных, горизонтальных и вертикальных линиях. Обратимся к передаче характеров и образов персонажей.

9. Колобок встретил зайца.

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

image159image161image163image165

Д. Ермак              Д. Поляков                               А Савченко    С. Оболенская

На  иллюстрациях мы видим нерешительного и очень осторожного персонажа.   Ловкого хитреца, который в любой момент готов поймать колобка.  Добродушного и осторожного.

Тема урока: «Разыграй сказку. «Баба Яга» — русская народная сказка» 1 класс

Цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов.

Задачи:

Личностные УУД:

  1. выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

  2. уважительно относиться к русской музыкальной культуре на основе знакомства с музыкой русских композиторов.

  3. проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

  2. анализировать музыкальное произведение;

  3. сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

  2. использовать речь для регуляции своего действия;

  3. анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

  1. вести диалог с учителем;

  2. слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

  3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка, 1 класс» (УМК «Школа России».).

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

  1. П.И. Чайковский «Баба-Яга»

  2. М. Иорданского «Баба-Яга», песенка-дразнилка.

  3. М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с

выставки».

  1. Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально — слушательская: прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки».

Музыкально — исполнительская: игра «Баба-Яга», пение песни Бабка Ёжка.

Творчество: инсценированние русской народной сказки «Баба-Яга», раскрашивание рисунка «Баба-Яга».

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: Прозвенел звонок

Начинается урок

Дин-Дон, Дин-дон

— Здравствуйте, здравствуйте. (пропеваем)

У.: — На прошлом уроке мы познакомились с колыбельными песнями и узнали о них много нового. А почему песни называют колыбельными?

Д.: — Потому что это песни, с помощью которых убаюкивали детей.

У.: — Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как раньше называли колыбельные песни?

Д.: — Байками.

У.: — Правильно. А напомните мне, что же такое колыбельная песня?

Д.: — Колыбельная песня это один из жанров фольклора.

У.: — Какие же вы молодцы, всё запомнили. А вы знали, что, сказка – это тоже один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Ребята, вы любите сказки?

Д.: — Да.

У.: — А какие сказки вы любите?

Д.: — Разные (Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Жар-Птица и др.), самое главное, чтобы были с хорошим концом.

У.: — Молодцы. А в сказках всегда присутствуют только положительные герои?

Д.: — Нет, есть и отрицательные. Такие как Кикимора, Леший, Кощей бессмертный, Водяной.

У.: — Верно, молодцы. Через сказку впервые мы узнаем   главные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.  Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими.  Таким образом, сказка прививает добро.  Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно».           

У.: — Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,

шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?

Д.: — Угадать, кто там.

У.: — Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку П. И. Чайковского, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?

У.: — Скажите, а какой характер музыки?

Д.: — Взволнованная, стремительная, торопливая, колючая, пугливая, отрывистая, страшная, злая, недовольная.

У.: — Как вы думаете, на каком инструменте исполняется произведение?

Д.: — Фортепиано.

У.: — Правильно, а теперь скажите, узнали вы сказочного героя, который спрятался у нас в коробочке?

Д.: — Баба-Яга.

У.: — Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

Д.: — Злой.

У.: — Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Д.: — Хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно

одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос.

У.: — А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?

У.: — Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?

Д.: — Музыка.

У.: — Верно, мы прослушали с вами произведение русского композитора П.И Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что музыка может нам изобразить сказочного героя и даже выразить его характер. Обратите внимание. На экране мы видим два портрета Бабы Яги, нарисованных художником. Прослушайте ещё раз произведение П. И. Чайковского.

У.: — Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора?

Д.: — Ответы учеников.

У.: — Посмотрите на экран. Перед вами изображения облаков со словами, характеризующими музыку произведения П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома». Найдите нужные слова.

Д.: — Быстро, агрессивно, стремительно, энергично.

У.: — Откройте учебник на странице 52. Давайте прочитаем русскую народную сказку « Баба-Яга ». (Чтение сказки)

У.: — Ну что, понравилась сказка?

Д.: — Да.

У.: — А песенка бабушки — рассказчицы из русской народной сказки «Баба — Яга»?

Д.: — Очень.

У.: — Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.

У.: — А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и

зрителями (распределение ролей). Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки).

У.: — Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось,

как вы спели колыбельную песенку.

У.: — Я вас хочу познакомить с русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, который написал несколько музыкальных пьес, одной из которых является «Избушка на курьих ножках», из цикла «Картинки с выставки». Обратите внимание на портрет композитора. Он с детства любил музыку, написал много произведений. Давайте послушаем, как он показал Бабу Ягу в музыке. При прослушивании вы должны быть очень внимательны. (Прослушивание музыки)

У.: — Какие чувства композитора выразила музыка?

Д.: — Волнение, недобрые чувства.

У.: — А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д.: — Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия.

У.: — Хорошо. А теперь постарайтесь раскрасить рисунок Бабы — Яги так, как вы представляете её.

У.: — Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.

У.: — Отлично. Все молодцы, все справились с заданием.

У.: — Ребята, сейчас к нам в гости придёт Баба-Яга. Мы с ней будем играть в игру, но для начала нам надо повторить песенку – дразнилку «Баба-Яга. (Повторение песенки)

У.: — Молодцы! Теперь постараемся медленно пропеть песню, без музыки, так же чётко проговаривая все слова.

У.: — Теперь, когда вы уже вспомнили песенку — дразнилку, мы можем пригласить в гости Баба — Ягу и начать игру.

У.: — В центре круга стоит Баба – Яга с завязанными глазами. В руках у неё помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу – Ягу (песенка – дразнилка «Баба — Яга»). Баба – Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться

помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба – Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим.

У.: — Ну что ребята, понравилась игра с Бабою-Ягой?

Д.: — Да, очень.

У.: — Давайте вместе с Бабою-Ягой споём песенку под названием Бабка Ёжка, на предыдущих уроках вы её изучали с учителем. (Пение песенки)

У.: — Молодцы, давайте скажем большое спасибо Баба — Яге, что нашла время и прилетела к нам из дремучего леса.

Д.: — Большое спасибо! До новых встреч!

У.: — Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.

По вертикали:

1. Название альбома П. Чайковского частью, которого является пьеса Баба-яга?

Ответ: детский

2. Метёлка Бабы-яги?

Ответ: помело

4. Где живёт Баба-Яга?

Ответ: лесу

По горизонтали:

3. Композитор, написавший Картинки с выставки?

Ответ: Мусоргский

5. Компания темных сил, окружающих Бабу-ягу?

Ответ: нечесть

Итог урока:

У.: — Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы все большие молодцы.

Конкурс завершён!
Ссылка для участия в онлайн церемонии награждения победителей

https://wcs.oblcit.ru/b/2×3-pwc-vn3

Награждение победителей планируется 13 декабря 2021 года в 14.00.
Сертификаты участников  

1группа
2 группа
3 группа


Победители конкурса детского творчества «Сказки-малышки 2021»

1 возрастная группа  — 1-4 класс

1место

Каримова Екатерина, «Бабочка и ее друзья» («Сказка о животных»). Рук. Шкаредных Олеся Владимировна. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 имени Киселева А.В. Свердловская область, г. Красноуральск

1 место

Синегубова Ирина, «Герой» («Сказка о животных»). Рук. Брыкина Анна Анатольевна

МБОУ СОШ №61 г.Новосибирск

2 место

Пацейко Полина, Вышко Ирина, «Мечтатель» («Волшебная сказка»). Рук. Пилуп Татьяна Николаевна

МБОУ Первомайская СОШ им.А.С.Ерёмина. c.Новопервомайское Татарский район

3 место

Радушкина Ангелина, «Девочка и дракон» («Волшебная сказка»). Рук. Пилуп Татьяна Николаевна

МБОУ Первомайская СОШ им.А.С.Еремина c.Новопервомайское, Татарский район

3 место

Коновалова Анна, «История лисёнка Лекса» («Сказка о животных»). Рук. Пилуп Татьяна Николаевна

МБОУ Первомайская СОШ им.А.С.Еремина c.Новопервомайское, Татарский район

2 возрастная группа  — 5-7 класс

1 место

Большакова Арина, Большаков Павел, «Бабушка и Эльфы»  («Волшебная сказка»). Рук. Пилуп Татьяна Николаевна. МБОУ Первомайская СОШ им.А.С.Ерёмина. c.Новопервомайское Татарский район

2 место

Алмазова Альбина, «Оленёнок» ( «Сказка о животных»). Рук.Тайлакова Оксана Сергеевна; Власова Наталья Николаевна, МБОУ  *  СШ с. * ; Чановский район

2 место

Санькова Екатерина, «Мечта должна сбываться» ( «Сказка о животных»). Рук. Гондарева Елена Аркадьевна, МБОУ СОШ № 105 Новосибирск, Калининский район

2 место

Болтенкова Мария, «Что такое весна» («Сказка о животных»). Рук.  Герасимова Галина Николаевна, МБОУ Гимназия №14 «Университетская» г.Новосибирск

2 место

Ртищева София, Валиев Богдан, Хабибов Руслан, Мосина Маргарита, Иванова Алиса, Лазо Дарья, Бартош Александра, Отрощенко Анастасия, Таскаева Елизавета, Исакова Альбина, Телешун Полина, Веретенникова Дарья, «Волшебные сказки» («Волшебная сказка»). Рук. Кирсанова Лариса Ивановна,  Павленко Татьяна Владимировна. Детская академия художественного творчества и дизайна Института искусств ФГБОУ «НГПУ» (ДАХТиД ИИ ФГБОУ «НГПУ»)

3 место

Мячина Светлана, «Подвиг Ведомира» («Богатырская сказка»). Рук. Замерец Елена Валерьевна

ДХШ № 1 города Новосибирска

3 место

Казанцев Никита, Лукаускас Аня, Бибиков Артур. Балабушко Даша, ЗАЩИТНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ — АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Богатырская сказка»). Рук. Сафонова Ирина Александровна. МАОУ — лицея №13 п.Краснообск

3 возрастная группа  — 8-10 класс

1 место

Кремис Валентина, «Журавлик и светлячок» («Сказка о животных»). Рук. Понфилёнок Ольга Викторовна, МБОУ Кыштовская СОШ №1

2 место

Спицына Татьяна, «Сказки пишут феи» («Волшебная сказка»). Рук. Замерец Елена Валерьевна

ДХШ №1 города Новосибирска

3 место

Лобанов Андрей, «Колдунья» («Сказка о животных»). Рук. Замерец Елена Валерьевна, ДХШ №1 города Новосибирска

Поздравляем победителей и участников конкурса!

Награждение победителей планируется 13 декабря 2021 года в 14.00.

Следите за сообщениями! Формат проведения, к сожалению, онлайн. Но артисты будут читать сказки победителей самые настоящие!

*****************************************************************************************************


Традиционный конкурс Городского центра искусств «ЦК19» «Сказки-малышки 2021» продолжается!!!!!!
Из-за короновирусной инфекции сроки подачи работ продлены до 31 октября 2021 года. Ждём работы Ваших детей.
Обратите внимание: появилась информация, что в 2021 году Международный месячник школьных библиотек будет посвящён сказкам мира.

Тема конкурса «Моя сказка». Тематика конкурса:

1) «Волшебная сказка»;

2) «Сказка о животных»;

3) «Богатырская сказка»;

4) «Бытовая сказка».

Площадка для размещения ссылок на работы https://clck.ru/V8XBB (размещаем до 31.10.2021)

Нажмите, чтобы перейти на сайтМатериалы для вдохновения

Каждый участник  Конкурса имеет право сочинить сказку или историю и проиллюстрировать её согласно тематике Конкурса.

Работы, скаченные из сети Интернет, жюри не рассматривает.

Виды конкурсных работ:

На Конкурс принимаются авторские работы школьников, выполненные в свободной технике и материале: смешанная техника, аппликация, живопись, графика, коллаж, цифровая графика, мультипликация и др.

Формат работы: А3 (30х40); А4 (20х30). Приветствуются работы необычной формы, оригинального оформления, особого колорита и сюжета. Можно использовать клей для подачи каких-либо деталей, чтобы придать объем.

Работы могут быть выполнены индивидуально и в группах.

Индивидуальные работы оцениваются соответственно возрастным группам:

I группа: 1- 4 класс;

II группа: 5- 7 класс;

III группа: 8 — 10 класс.

Групповые работы (не более 8 человек в одной группе).

Мультфильмы (оцениваются отдельно).

Критерии оценивания работ конкурсантов:

1) Оригинальность работы.

2) Творческий подход.

3) Нестандартное решение формы и пространства листа.

4) Оригинальность сюжета сказки, истории.

5) Сюжет должен быть легко читаем и понятен.

6) Соответствие содержания работы выбранной теме.

7) Цельность, лаконичность работы.

8) Уровень мастерства и техники исполнения иллюстраций.

9) Самостоятельное выполнение работы.

10) Аккуратность выполнения работы.

Регистрация на сайте конкурса «Сказки-малышки 2021»

Положение о конкурсе

  • Что такое предписание в сказке
  • Что такое предательство сочинение капитанская дочка
  • Что такое под святыми в сказке пушкина
  • Что такое порука в сказке
  • Что такое подворье в сказке пушкина