Что такое признаки сказок

Мы часто слышим и употребляем слово культура в повседневной жизни. культурой называют уровень воспитания человека, причм как искренне, так и

Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.

Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.

Что такое культура?

Культура –  это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.

  • В широком смысле под культурой подразумевают совокупность всевозможных форм человеческой деятельности.
  • В более узком смысле это слово часто используют, например, для обозначения активной творческой деятельности, направленной на создание, распределение и потребление духовных ценностей.

В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.

Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.

Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».

Признаки культуры

Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:

  • она может быть выражена через совокупность стереотипов, норм и ценностей;
  • она проявляется во всех сферах жизни общества и во всех продуктах деятельности этого обществах (в искусстве, законах, религии, ценностях, стереотипах, праздниках, традициях и прочем);
  • она всегда имеет определённую историческую обусловленность;
  • она не статична и всё время постепенно меняется;
  • она объединяет людей, принадлежащих к одному этносу, социуму или социальной группе;
  • её можно представить как систему кодов (культурные символы, язык, литература), хранящих память и достижения прошлых поколений;
  • культура свойственна только людям, поскольку наследуется не генетическим путём, а через образование и воспитание;
  • это сложное и многогранное понятие, которое невозможно полностью исследовать и познать в рамках одной науки;
  • культуру невозможно оценить или измерить, поскольку «мерила» и эталоны обычно сами по себе являются частью культуры, а значит такая оценка всегда будет субъективной.

Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.

Виды культуры, примеры

В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.

1. Элитарная культура

Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.

Основные признаки элитарной культуры:

  • она сложна для понимания неподготовленным человеком;
  • её потребителями являются только высокообразованные и эрудированные люди;
  • она направлена на очень малую часть общества (считанные проценты или даже доли процента).

К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).

2. Массовая культура

К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.

Основные признаки массовой культуры:

  • имеет максимально обширную аудиторию;
  • призвана удовлетворять сиюминутные запросы;
  • обладает невысокой художественной ценностью;
  • как правило, носит коммерческий характер;
  • очень быстро теряет актуальность и забывается.

Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).

3. Народная культура

Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».

Основные признаки народной культуры:

  • из неё не пытаются извлечь выгоду;
  • у неё нет конкретных авторов;
  • как и массовая, она понятна большинству населения;
  • она в меньшей степени подвержена устареванию, чем массовая.

Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.

Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.

4. Субкультуры и контркультуры

Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).

Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.

Функции культуры

Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.

В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:

  • Познавательная. Культура общества представляет собой своеобразную «визитную карточку», позволяющую быстро понять, что оно собой представляет. Кроме того, познавательная функция включает систематизацию и передачу накопленных знаний последующим поколениям.
  • Ценностная. Данная функция подразумевает дифференциацию основных ценностей, формирование традиций. Она пытается найти ответ на извечный вопрос Сократа: «Что есть благо?».
  • Гуманистическая. Формирование системы воззрений на человеческую личность, её права и обязанности, а также формирование личности и привитие ей культурных, моральных и нравственных ценностей.
  • Регулятивная. Данная функция называется также нормативной. Она подразумевает, что культура задаёт правила и нормы, которых члены общества должны придерживаться в повседневной жизни.
  • Коммуникативная. Культура определяет основные правила коммуникации между отдельными членами общества.
  • Социализирующая. По мере развития индивид постигает ценности общества, к которому принадлежит. По сути, социализирующая функция состоит в том, чтобы научить человека всем правилам этого общества, максимально приспособить его к жизни (социализировать).

Материальная и духовная культура

В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.

К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».

К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.

Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.

А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.

Заключение

Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.

Что такое лесть?

Лесть – это неискренняя и обычно преувеличенная похвала, часто имеющая корыстные цели. В отличие от искренних комплиментов, она строится на лицемерии и фальши. К лести часто прибегают, поскольку это простой и быстрый способ завоевывать симпатию людей, манипулировать ими или их мнением. Конечно, это работает только в том случае, если лестные слова удалось замаскировать под искренний комплимент. Увы, большинство людей практически не видит разницы, когда лесть направлена в их адрес.

Слово «лесть» можно заменить такими синонимами как «подхалимство», «заискивание» и «угодничество». Как в литературе, так и в разговорной речи для обозначения лести часто используются такие выражения как «петь дифирамбы», «слагать хвалебные оды» или «курить фимиам» (фимиам – это ладан или другое церковное благовоние).

Мишенью лести всегда является известная человеческая слабость – жажда похвалы. Самолюбие свойственно каждому, поэтому очень сложно найти человека с адекватной самооценкой, который не любил бы выслушивать комплименты в свой адрес. Используя эту слабость, льстец может вызвать у своей жертвы выгодное ему психическое состояние.

Примеры лести

Конечно, в жизни лесть встречается довольно часто, и позже мы ещё разберёмся, почему так происходит. Но наиболее показательными примерами лести и её последствий служат всё же вымышленные ситуации, описанные в баснях и сказках. Очень хорошо показано, какими последствиями может обернуться слепая вера лестным словам, в таких произведениях как:

  • Басня «Ворона и Лисица». В известной басне лиса, чтобы получить сыр, всячески расхваливает ворону и просит её спеть, якобы желая насладиться красотой её голоса. Поддавшись на лесть, ворона открывает рот и теряет сыр, который до этого ни в какую не хотела отдавать.
  • Сказка «Колобок». Хитрый и быстрый Колобок сумел сбежать от всех зверей, но лиса перехитрила его с помощью лести. Она восхитилась его рассказом и попросила сесть на её нос, чтобы она могла лучше расслышать. Поддавшись на лестные речи, Колобок выполнил просьбу и был съеден. Как и в предыдущем примере, лиса здесь использовала лесть, чтобы усыпить бдительность жертвы.
  • Сказка «Новое платье короля». Эту сказку Ганса Христиана Андерсена чаще упоминают под названием «Голый король». По сюжету, король идёт по улице абсолютно голым, а все восхищаются невиданной красотой его нового наряда. В этом случае причиной лести является страх быть уличённым в глупости.
  • Сказка «Спесивый петух». В этой сказке куры начали дружно хвалить петуха, победившего своего соперника в драке. Обрадовавшись лестным словам, он взлетел на забор, откуда и был похищен ястребом. Этот пример показывает, что лесть может навредить, даже если в ней нет злого умысла, ведь куры восхищались петухом вполне искренне.

Многие авторы, чтобы показать, что склонность к лести – плохая черта характера, делают льстецами отрицательных персонажей. Таковыми являются, например, корыстолюбивые старшие сёстры принцессы Корделии в пьесе «Король Лир» и завистливый лицемер Яго в пьесе «Отелло» Уильяма Шекспира, а также Грима Червеуст – безвольный слуга Сарумана в трилогии Джона Толкина «Властелин Колец», предавший в конце концов своего хозяина.

Причины лести

Люди прибегают к лести из самых разных побуждений, и далеко не всегда эти побуждения являются корыстными или коварными. В качестве основных можно назвать такие причины лести как:

  • Желание порадовать. Не все умеют адекватно хвалить и делать комплименты, поэтому иногда начинают льстить, пытаясь сказать что-то приятное. Так бывает, если льстец дорожит человеком, которого расхваливает, или даже влюблён в него.
  • Стремление поднять человеку самооценку. Иногда к лести прибегают, чтобы поддержать близкого человека. Несмотря на отсутствие негативной подоплёки, этого лучше избегать, поскольку впоследствии всё равно может наступить разочарование.
  • Получение материальной выгоды. Это одна из самых распространённых причин. Льстец расхваливает человека, надеясь, что тот посодействует ему в чём-то из чувства благодарности.
  • Желание понравиться. Каждому нравится, когда его хвалят, и он начинает симпатизировать тому, от кого исходит похвала. Если лесть не будет слишком приторно-сладкой, её можно и не распознать, чем и пользуются льстецы.
  • Ожидание ответной похвалы. Услышав комплимент в свой адрес, человек обычно хочет сказать что-то приятное в ответ. Таким образом, за льстивыми словами часто следует ответная лесть, и многие хотят именно этого.
  • Попытка сыграть на чувстве вины или долга. Иногда льстец пытается вызвать у другого человека чувство, что тот ему чем-то обязан.
  • Отвлечение внимания от собственных недостатков. Многим людям свойственен своеобразный эскапизм – они боятся заострять внимание на своих недостатках или ошибках, хотя и осознают их наличие. И это тоже может быть причиной лести. К примеру, человек может восхищаться чужими волосами, поскольку стесняется своих, или похвалить коллегу за хорошую работу, осознавая, что со своей справился плохо.
  • Усыпление бдительности. Иногда лесть намеренно используют как инструмент для того, чтобы отвлечь человека от чего-то важного или заставить его совершить некоторые неосторожные действия (как в басне «Ворона и Лисица» или в сказке «Колобок»).
  • Попытка скрыть зависть.К лести может прибегать человек, который завидует знакомому, но не хочет, чтобы об этом кто-то узнал. Поэтому он пытается скрыть зависть за показным восхищением.

Отличие лести от комплимента

И лесть, и комплимент представляют собой положительные высказывания о человеке, его достоинствах или достижениях. И отличить одно от другого бывает непросто, поскольку отчетливая грань присутствует не всегда. В качестве основных отличий можно назвать такие признаки как:

  • Неискренность. Комплимент всегда отражает действительность, тогда как лестная похвала часто бывает «притянута за уши».
  • Преувеличение. Льстец всегда преувеличивает достоинства или заслуги того, кого хвалит, комплимент же отличается чувством меры.
  • Категоричность. Комплимент часто не содержит похвалы в чистом виде, а просто отражает факт, приятный для собеседника, например: «Тебе к лицу это платье» или «Мне нравится проводить время с тобой». Лесть же представляет собой нескрываемую попытку похвалить человека: «У тебя самый красивый голос, что я слышал» или «Я не встречал женщины лучше, чем ты». Конечно, влюблённый мужчина может говорить подобные слова искренне, и всё же они слишком категоричны для простого комплимента.
  • Лицемерие. Комплимент – это заслуженная похвала, которая всегда отражает реальные мысли того, кто её произносит. Льстец же далеко не всегда говорит то, что думает. По сути, он является лицемером, который просто стремится сказать собеседнику что-то приятное, как правило, с корыстными намерениями.
  • Приторность. Уместный комплимент всегда вызывает приятные чувства. А вот лесть, если она слишком очевидна, как правило, вызывает отторжение. Такая похвала теряет свою прелесть, словно неудачный десерт, в котором приторная сладость заглушила весь вкус.

В реальной жизни отличить комплимент от лести бывает непросто, и всё же разница весьма существенна. Комплимент всегда искренен и уместен, лесть же подразумевает фальшь, лицемерие или даже обман. Она оскорбительна по отношению к человеку, на которого направлена. А значит, никогда нельзя прибегать к ней в общении с близкими людьми, даже если просто хочется сказать им что-то приятное.

Отличие лести от похвалы

Похвала – это разновидность комплимента, которая восхваляет не достоинства человека, а определённые достижения или хорошо проделанную работу. Соответственно, признаки, по которым можно отличить похвалу от лести, примерно такие же. При этом лесть, замаскированную под похвалу, чаще всего используют, чтобы заставить кого-то работать продуктивнее.

Услышав искреннюю похвалу, человек хочет повторить успех, чтобы оправдать ожидания и получить новую порцию приятных слов. Это мотивирует его становиться лучше, учиться и совершенствовать навыки. В отличие от похвалы, лесть – это обычная ложь. И если искренние тёплые слова могут повысить самооценку и мотивировать человека, слишком очевидная лесть, наоборот, заставляет его думать, что хвалить его просто не за что.

Почему люди поддаются лести?

Понять, почему лесть «работает», совсем не сложно. Вспомните любую ситуацию в которой вас похвалили. Это всегда приятно, даже если очевидно, что похвала слегка преувеличена. Поэтому любому человеку нравится, когда кто-то положительно отзывается о его достоинствах или достижениях. И в большинстве случаев люди предпочитают воспринимать лесть как слегка преувеличенные, но всё ещё искренние комплименты.

Кроме того, большинству людей свойственно думать о себе хорошо, даже если их самооценка не завышена. Любой человек гордится своими достоинствами, а о недостатках старается не думать. И он хочет, чтобы и окружающие замечали в нём именно те черты, которые ему самому нравятся. Поэтому он радуется, когда его хвалят и выделяют на общем фоне. И даже если похвала явно преувеличена, это его не настораживает, а только сильнее повышает ему самооценку.

В этом и кроется секрет лести – она почти всегда совпадает с тем, что человек думает сам о себе, а иногда даже подсказывает ему, чем ещё он мог бы гордиться. Он радуется, что его ценят окружающие – так проявляется социальная сущность человека, обусловленная многими тысячелетиями эволюции. Благодаря ей люди поддаются на лестные речи и неосознанно хотят ответить взаимностью тому, кто их похвалил.

Почему важно распознавать лесть?

Выше мы рассмотрели в качестве примеров несколько сказок и басен. Они рассчитаны на то, что читатель посмеётся над персонажами и сам впредь будет осторожнее воспринимать похвалу. Увы, столь очевидной лесть бывает только в сказках, поскольку там она гипертрофирована и доведена до абсурда. В жизни же заметить фальшь и лицемерие бывает гораздо сложнее.

Конечно, возможны ситуации, когда искренний комплимент звучит как лесть. Это может быть связано с тем, что человек действительно впечатлён, и то, что вы сделали, кажется ему просто фантастическим. К примеру, если вы нарисуете портрет человека, который сам рисовать не умеет, это может вызвать у него бурю эмоций. Высказанные им комплименты будут выглядеть как бурный поток лести, но в таких ситуациях нет смысла беспокоиться.

Но если кто-то льстит вам без причины – это повод насторожиться. Скорее всего, от вас чего-то хотят добиться. Выше мы уже перечислили причины лести, и большинство из них являются корыстными. В лучшем случае льстец просто хочет вам понравиться. Но может оказаться и так, что он замыслил что-то коварное и пытается усыпить вашу бдительность или принудить вас к каким-то действиям, надавив на чувство вины.

Как реагировать на лесть?

Независимо от мотивов, намеренная лесть – это всегда лицемерие и обман того человека, которому она адресована. Поэтому, даже если льстец не преследует никаких корыстных целей, это всё равно неприятно. Как на это реагировать, каждый решает сам, но по большому счёту возможны три основных варианта действий:

  • Пресекать лесть. Если подобное отношение вам неприятно, лучше сразу его пресечь. Действовать можно по-разному, но самый простой способ – прямо сказать: «Не нужно мне льстить!» или «Спасибо за лесть, но я предпочитаю искренние комплименты». Это может обидеть льстеца, но если вы ему симпатичны, то не станете выглядеть хуже в его глазах.
  • Игнорировать. Можно не подавать виду, что фальшь раскрыта, и смотреть, как льстец будет вести себя в дальнейшем. Если уж он хочет манипулировать вами, почему бы не ответить ему тем же?
  • Поддаться и отвечать взаимностью. Бывает, что лесть вполне приятна, например, если у вас есть симпатия к льстецу и желание сблизиться с ним. Возможно, он просто не умеет делать комплименты и таким образом пытается завоевать ваше расположение. В таком случае можно «вступить в игру» и отвечать ему тем же.

Какой бы вариант вы ни выбирали, помните, что совсем не обязательно грубо пресекать лесть или податливо принимать её. Очень часто её причиной становится банальная нехватка навыков общения. А значит, в большинстве случаев достаточно прямо сказать человеку, что его комплименты слишком похожи на лесть, и ему следует вести себя сдержаннее.

Заключение

Лесть – это очень неоднозначная форма комплимента. Кто-то может произносить её вполне искренне, а кто-то осознанно лицемерит, скрывая корыстные или даже коварные намерения. Кто-то выслушивает лестные слова в свой адрес с удовольствием, а у кого-то они вызывают отторжение. Поэтому лучше всегда избегать лести в общении с близкими людьми, ведь большинство из нас хотело бы слышать в свой адрес только искренние комплименты.

О дислексии многие узнают, когда детство давно позади. Так было, например, со Стивеном Спилбергом, у которого дислексия была диагностирована лишь в 61 год [1]. В то же время постановка диагноза может стать важным шагом к поиску решений для улучшения качества жизни.

Что такое дислексия

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ [2].

  • Дислексия — сложности развития навыков чтения.
  • Дисграфия — сложности письма.
  • Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
  • СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.

Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии. Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность.

Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи. Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного. При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.

Кадр из фильма «Одаренная»

Кадр из фильма «Одаренная»

© Kinopoisk

Дислексия и творчество

Важно понимать, что дислексия не болезнь, а особенность восприятия информации, с которой можно научиться жить. Это подтверждают многочисленные примеры актеров, художников, архитекторов, политиков, изобретателей, у которых была диагностирована дислексия. У многих известных писателей также была эта особенность, что не помешало им создать шедевры, которыми зачитываются и по сей день. Вот, информация, которую собрал сервис аудиокниг Storytel. 

Английскую писательницу Джейн Остен отец забрал из школы из-за сложностей с обучением. Она так и не смогла освоить грамоту, но это не оказалось для нее преградой, чтобы стать первой представительницей реализма, замечательным сатириком и писать романы нравов: ее «Гордость и предубеждение» [3] знают во всем мире.

Дислексия, предположительно, была и у Агаты Кристи. Она долго не могла научиться писать, а когда все-таки научилась, делала столько ошибок, что пришлось перейти на домашнее обучение, потому что и учителя, и ученики смеялись над ней. Тем не менее сегодня, вероятно, нет ни одного человека, который бы не знал ее «Убийство в Восточном экспрессе» [4] и еще сотни детективных историй.

Литературоведы считают, что дислексия была и у Владимира Маяковского. Он совершенно не понимал, как и где ставить знаки препинания — возможно, благодаря этому поэт изобрел знаменитую стихотворную «лесенку». Автор очень чутко относился к речи и чувствовал ее ритм, а мы сегодня наслаждаемся его многочисленными стихотворениями и поэмами, например «Про это» [5].

Также можно вспомнить датского писателя с дислексией — Ганса Христиана Андерсена, обладающего удивительным литературным талантом. Из-за дисграфии учеба в школе непросто давалась будущему сказочнику. Однако, несмотря на это, Андерсен начал создавать свои первые литературные произведения с десятилетнего возраста и стал всемирно известным писателем и автором 24 сборников сказок.

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

© Kinopoisk

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад. Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность [6]. И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

  • недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды;
  • тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении;
  • травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания;
  • никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

Дислексия не приговор

Дислексия — это результат нейробиологических особенностей человека, она не считается заболеванием, так как интеллект ребенка полностью сохранен. В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения. В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются, но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Дислексия не диагноз, а нарушение, лекарства для мгновенного избавления от которого еще не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.

Основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией [7] Мария Пиотровская подчеркивает: «На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители и учителя были осведомлены о проблеме и могли вовремя обнаружить у детей дислексию и другие трудности обучения. Очень важно, чтобы родители, педагоги, специалисты сопровождения и, конечно же, дети могли получить профессиональную помощь и поддержку.

Если вы видите, что у ребенка есть трудности обучения, — не медлите, сразу обращайтесь к логопедам или нейропсихологам. Ведь своевременное обращение к специалистам за консультацией даст возможность начать коррекционные занятия с профессионалом, что в будущем улучшит показатели успеваемости ребенка в школе. В Ассоциации дислексии все граждане РФ могут пройти онлайн-диагностику у специалистов бесплатно!

Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка в школе не превратилась в кошмар, в буллинг со стороны педагогов и одноклассников, а стала прекрасным и интересным путешествием по знаниям, результатом которого станет выбор любимой профессии. Со стороны Ассоциации мы делаем все возможное, чтобы осведомить о дислексии как можно больше людей нашей страны, и очень здорово, что в этом нам помогают многие благотворительные фонды и организации».

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Что делать взрослым и детям с дислексией

Сегодня есть два основных подхода к определению дислексии.

Педагогический — когда есть признаки дислексии, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования у педиатра, невролога, психолога. Эта форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Клинико-психологический — когда признаки дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития. Чтобы найти эти нарушения, нужно также обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, нейропсихологу.

Родителям важно помнить, что сам по себе человек с дислексией не требует лечения.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин. Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты.

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры [8].

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения. 

Скромность считается христианской добродетелью и одной из важных черт личности. В литературных произведениях скромность превозносят как обязательную черту характера положительных персонажей. Однако есть люди убеждённые, что за маской скромности и бескорыстности личность прячет пороки, откровенные желания и плохие поступки. Они считают, что скромность присуща лицемерным и притворным личностям. Сегодня подробней разберёмся в том, что такое скромность, а также составим психологический портрет скромного человека. Укажем на плюсы и очевидные достоинства такого качества как скромность.

В конце статьи рассмотрим минусы, которые имеет скромность и как они влияют на жизнь человека. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.

Скромность: разбор понятия

Скромность – это характерная черта человека, наделённая навыком спокойного поведения без хвастовства и желания привлечь к себе внимания. Индивид не придаёт значения материальным ценностям, которые повышают социальный статус. Вместо бескостных, но дорогих произведений искусства он стремится к саморазвитию и душевному благосостоянию.

Некоторые индивидуумам свойственно прятать за таким качеством, как скромность робость и боязнь действовать. (иногда инфантильность) Однако настоящий скромный человек ведёт себя достойно и сдержанно, не хвастаясь достижениями. Скромняга гордится плодами усердной работы, рассказывает об успехах и ожидает умеренное восхищение.

Стоит отметить, что черта характера скромность не имеет отношения к стеснительности или робости. Стеснительность – это результат низкой самооценки и потери уверенности в своих силах. Скромность – это уровень человеческого достоинства, понимание границ возможностей и способностей, а также реальная самооценка.

Скромный человек знает, что можно, а что нельзя делать в обществе, в коллективе в семье, поэтому он не способен на хвастовство, бесцеремонность и нетактичность. Скромняга осознаёт, что вседозволенность недопустима в современном социуме, так как это не только оскорбляет его, но и само окружение. Иногда скромных личностей считают занудами.

Скромность: признаки

Личность, которая имеют такую черту характера, как скромность проявляет ко всему умеренное отношение. Скромняге не нужны предметы искусства, подымающие статус владельца и рассказывающие о богатстве и значимости хозяина дома. Скромник, как и другие члены общества, старается обустроить жильё:

  • комфортной мебелью;
  • хорошей техникой;
  • качественным ремонтом.

Произведения искусства, а именно картины и непомерно дорогие статуи не вписываются в интерьер жилого помещения скромного человека. За меньшие деньги скромняга может найти более качественные и комфортные вещи. Если скромный человек захочет картины или другие предметы искусства, то он найдёт молодых художников и приобретёт их работы по умеренным ценам.

Принятие недостатков окружающих

Скромность проявляется осознанием своих пределов в навыках и возможностях. Из-за этого скромный человек научился принимать недостатки окружающих людей без критики, и желания изменить их жизнь. Все представители человечества должны заботиться о себе сами, поэтому он старается не критиковать их образ жизни.

Одновременно скромный индивид предъявляет себе порой невыполнимые требования. Скромник проявляет инициативу, а также пытается отдать миру намного больше, нежели обрёл сам. Поэтому личность, имеющая такую благодетель, как скромность, обладает сопоставимыми качествами, а именно щедростью и бескорыстностью.

Важность достижений

Скромность — это подавление гордыни, зазнайства и лицемерия. Скромняги гордятся своими достижениями, но никогда не опустятся до демонстрации своей гордыни, потому что несдержанные поступки унижают их достоинство. Наличие высокого поста в бизнесе или политике не делают из скромной личности зазнавшегося индивидуума, потерявшего человеческое лицо.

Общаясь с подчинёнными или вышестоящими личностями, скромник придерживается умеренного поведения, без зазнайства, пренебрежения или лицемерной лести. Исходя из этого можно сказать, что уровень коммуникабельности высокий.

Доступные ресурсы, добытые в яростных дискуссиях, на нужды организации или работников, в руках скромной личности пойдут по назначению, так как он жёстко ведёт вопросы денежных средств. Поэтому выделенные деньги не получится украсть и использовать в личных целях. Скромность не позволяет личности прибегнуть к воровству, взяткам и моральному подавлению подчинённых, так как это унижает её достоинство.

Скромность: плюсы

Очевидно, что скромность считается христианской добродетелью. Личности, обладающие этой чертой, достойны восхищения. Многие представители человечества предпочли бы быть окружены скромными людьми на работе в обществе и в семье.

Какое количество достоинств и недостатков несёт в себе скромность для своего носителя? Даёт ли скромность преимущество в жизненно важных сферах деятельности человека? Возможно, она наоборот лишает людей важных вариантов? Скромность, как и все прочие черты характера, несёт в себе положительные и отрицательные стороны, но определить их важность может лишь сам человек.

Начнём с положительных сторон, которые способны улучшить качество жизни, а также наладить отношения с социумом.

Скромность украшает

Такое высказывание, как скромность украшает, имеет под собой истинный факт. Она делает человека намного привлекательнее хвастуна или лицемера.

Читайте также: В чём суть принципиальности

Например, в сказках члены правящей семьи, а именно принцы и принцессы наделены скромностью и смирением, несмотря на их богатство, власть, идеальную внешность и земельные ресурсы.

Выгода в улучшение отношений

В общение скромный человек располагает к себе окружающих, так как с ним приятно вести дискуссии. Конфликты в разговорах со скромнягой возникают невероятно редко. Умеренный в общении индивид развивает здоровые и гармоничные отношения со всеми:

  • семьёй;
  • коллегами;
  • друзьями и знакомыми.

Доступный комфорт

Личности, ведущие скромную жизнь, выбирают удобные и доступные предметы домашнего обихода. Они не нуждаются в брендовых вещах, элитных автомобилях, статусном смартфоне и дорогостоящем жилье.

Скромность позволяет таким личностям выстраивать совершенно другие жизненные ценности, а именно обычные потребности и приемлемый комфорт. Показная роскошь и брендовые вещи в глазах скромняги слишком дорогая плата за бессмысленный подъём социального статуса. Предпочитая удобство и доступность, скромник получает более качественные вещи по приемлемой цене.

Мотивация и эффективный рост

Скромный человек пренебрегает хвастовством на публике, так как подобное поведение ниже его достоинства. Восхищения социума любят все и деликатный индивид не исключение. Единственный вариант, как привлечь внимание людей это получение новых достижений. Желая впечатлить знакомых, друзей и семью скромняга вкладывает большие усилия в работу и саморазвитие, ради получения успеха.

Читайте также: Что такое тактичность

Скромный человек понимает, что карьерный рост возможен только при постоянном саморазвитии и перенимание положительных способностей у коллег. Скромность играет на руку особе, которая желает добиться успеха, ведь скромник ежедневно развивается. Например, учит новый язык, ходит на курсы, получает необходимые знания из всемирной паутины и просто внимательно наблюдает за работой профессионалов.

Скромность: минусы

Наряду с положительными сторонами, скромность имеет и негативные моменты, которые способны усложнить жизнь и сделать её невыносимой. Каждую из представленных проблем можно искоренить самостоятельно, но если проблема усугубилась, тогда необходимо обратиться к специалисту.

Меньше возможностей для развития

Бесстыдные личности, чрезмерно превозносящие себя, привлекают всё внимание вызывающим поведением. Именно отсутствие совести, а также осознанное подавление такого качества характера, как скромность помогает им добиваться успеха в карьерном росте. Вот только такой успех требует систематичности в неадекватном и вызывающем поведении.

Находясь на виду и демонстративно хваля свои способности, бесстыдник увеличивает шансы вырасти в глазах начальства, что ведёт к быстрому повышению. Эффективные, но скромные коллеги тускнеют на фоне хвастливых людей. Стоит заметить, что бесстыдным людям легче строить отношения.

Оправдание робости и отсутствие желания рисковать

Часто бывает, что под таким качеством, как скромность личность прячет неспособность к смелым поступкам. Страх неудачи или осуждения мешает особе действовать, поэтому скромный человек пропускает множество важных моментов, которые могли бы изменить его жизнь.

Скромность человека основана на отсутствии риска в действиях и решениях. Если задача несёт возможность провала, то скромняга постарается не брать на себя ответственность по её выполнению, даже если работа имеет высокие шансы успеха.

Все вышеперечисленные недостатки являются совершенно некритичными. Всё же скромность имеет больше плюсов, чем минусов, а потому выводы очевидны.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

 УЧИТЕЛЬ: ПАРФЕНОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА USER

[Год]

(ФГОС, по программе В.Я. Коровиной, 5 класс )

на тему: «В мире сказок»

(итоговый урок по теме «Русские
народные сказки»)

Цель
урока
:
подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос, систематизация
и обобщение пройденного материала.

Задачи: привить интерес к
русским народным сказкам; развивать навыки пересказа, анализа текста,
монологической речи, описания иллюстраций; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые
результаты
: понимание связи разных жанров фольклора; владение элементами
анализа произведения; умение аргументировать свою точку зрения..

Оборудование: сборники сказок, 
иллюстрации к сказкам, компьютер, проектор, карточки для работы в группах,
презентация.

Форма проведения: обобщающий урок

УУД

Ход урока

Регулятивные УУД:

Принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности

1.      
Организационный
момент

Здравствуйте, ребята! У вас сегодня гости, посмотрите на них,
улыбнитесь, улыбнитесьдруг другу и мне! Присаживайтесь на места.

2.     
Введение
в тему урока

Сейчас мы с вами отгадаем загадку и узнаем тему урока.

Что такое «ложь» с намеком

И для всех людей с «уроком»?

Это сказка.

Сегодня у нас итоговый урок на тему «Русские народные сказки»,
урок  подготовки   к написанию сочинения. Ответ на проблемный вопрос.

3.     
Целеполагание

Определите цель урока, это у нас последний урок по теме
«Сказки».

Обобщение и систематизация  знаний, полученные на предыдущих
уроках, подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

Определим задачи:

Повторить вопросы по теории сказки.

Вспомнить особенности и содержание изученных сказок.

Уметь построить собственное рассуждение о сказках.

Познавательные УУД:
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение ответа на
вопрос

4.     
Разминка
(Мини- викторина по сказкам)

1.Кто с кем такой
делёж устраивал: «Твои вершки, а мои корешки».

(Мужик с медведем в
сказке «Мужик и медведь»)

2.Кто варил кашу,
применяя ум и смекалку?

(Солдат в
сказке»Каша из топора»)

3.Какими словами
начинаются русские народные сказки?

(«Жили-были…»,»В
некотором царстве, в некотором государстве…».)

4.Что приказывал
царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство?

(Испечь хлеб, соткать
ковёр)

5.Чем кормила лиса
журавля?

(Кашей)

6.В какой сказке от
брошенной шапки избушка зашаталась?

(В сказке
«Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».)

Молодцы, я вижу вы хорошо знаете сказки.

Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность излагать мнение
группы и аргументировать оценку событий

Познавательные УУД:

активное использование
средств для решения познавательных задач.

Установление аналогий и
причинно- следственных связей, построение рассуждений

5.     
 Работа
в группах (самостоятельная работа 7-10 минут)

Напоминаю правила работы в группах

1.       Вежливо обращайтесь
друг с другом

2.      Выслушивайте мнение
каждого

3.      Не перебивайте
говорящего

4.      Доказывайте свои
версии

5.      В группе ответы дает
каждый

6.      Умеешь сам- научи
другого

Желаю удачи.

Задание

Ребята, вы сейчас получите
задание, которое должны выполнить, затем по очереди каждая группа будет
выступать.

Задание  в приложении

Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность излагать мнение
группы и аргументировать оценку событий

6.      Актуализация знаний

1.Прежде чем говорить о
сказке, мы должны вспомнить, что такое сказка. (Отвечает 1 группа)

1) Группа №1

Вопросы для опроса:

1.Что такое сказка? (Сказка- занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

2.Какие бывают сказки? (о животных, бытовые, волшебные)

3.Чем они отличаются друг от друга?(       Волшебной
сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. Например, чудо в
том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея
Бессмертного. Отец превращает свою дочь в лягушку. Эта лягушка оказывается в
царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича.)


      В волшебных сказках рассказывается о
необыкновенных, чудесных событиях. Например, сказка «Журавль и
цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой
сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в
сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть
людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в
волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
Например, сказка «Солдатская шинель»

Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для
такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся
смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.

4..Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной
сказке

— часто встречается число
три: три брата, три ночи; и события повторяются троекратно;

— герои в этих сказках
отправляются на поиски невесты или диковинных предметов;

— на долю героев выпадают
тяжелые испытания и невероятные приключения;

— события происходят в
тридевятом царстве, в тридевятом государстве;

— животные разговаривают и
ведут себя как люди;

— герои этих сказок —
крестьянин, солдат, барин — живут в реальном мире.

— героям помогают
ковер-самолет, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

4. Какие волшебные  сказки 
вы изучили в этом учебном году?

5. Определите к какой
прочитанной на уроках сказке относятся эти пословицы, аргументируйте свой
ответ.

  Не подстрелив
ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить
его.

      Погоди хвалиться: как бы не
осрамиться!

     6. — Чему посвящена эта сказка? Что
она прославляет?
      Сказка «Иван — крестьянский сын
и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству
ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода,
он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский
труд, смекалку, упорство и верность.
Вывод: Подведем итог, мы вспомнили жанры сказок, что такое сказка,
выяснили чему учит сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

Какие еще волшебные сказки вы читали в этом учебном
году.?(«Царевна- лягушка)

 Отвечает группа №2.

1.Соотнесите пункты плана и примеры из сказки.

2. Определите вид сказки. (волшебная)

3.Чему посвящена эта сказка?

Волшебная сказка
«Царевна-лягушка» посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и
делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.

Композиция сказки,особенности

Подсказка

Примеры

1.Присказка

Ритмически организованная прибаутка,предшествующая зачину в
сказках

А.Буйна голова, луки тугие, звери рыскучие, леса дремучие

2.Зачин

Начало сказки

Б.И стали они жить дружно ,в любви и согласии

3. Концовка

Последние слова сказки, завершение..

В.Лягушка-квакушка, жил-был, шел-шел..

4.Постоянные эпитеты

Красочные определения, признаки предмета..

Г.В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь,
и было у него 3 сына.

5.Повторы

Не путать с повторениями (н-р, в сказке 3 раза повторяется
фраза: «Ложись спать: утро вечера мудренее..»- это повторение!!!)

Д.

1-Д. 2-Г. 3-Б. 4-А. 5-В.

Вывод: мы видим, что сказки играют важную роль в жизни человека,
они учат ценить хорошие качества, которые должны быть в каждом человеке, не
только в далеком прошлом, но и сейчас.

7.      Физминутка

В темном
лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой
руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность излагать мнение
группы и аргументировать оценку событий

Сегодня в гости к нам пришли
сказочные герои. Они нам покажут фрагмент сказки.

Как называется сказка?

Задание

1.      
Инсценировка сказки

Журавлю
стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

— Дай пойду
посватаюсь к цапле!

Пошел
журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и
говорит:

— Дома ли
цапля?

— Дома.

— Выдь за
меня замуж!

— Нет,
журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо
летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел
журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

«Чем
жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к
журавлю и говорит:

— Журавль,
возьми меня замуж!

— Нет, цапля,
мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля
заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

«Напрасно
не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно».

2.     
Как называется сказка? ( «Журавль и цапля»)

3. Расскажите финал сказки: « Приходит
и говорит:

— Цапля! Я вздумал на тебе жениться,
пойди за меня!

— Нет, журавль, не пойду за тебя
замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля
раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то
жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не
хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак
не женятся.»

4.     
К какому виду сказок относится эта сказка(о животных)

5.     
Чему учит сказка.

Сказка
«Журавль и Цапля» повествует о неудачном сватовстве двух болотных
птиц, которым скучно было жить одним, но когда они приходили друг к другу
посвататься, из-за резкой взаимной критики ругались и расходились каждый к
себе домой.

Вывод: Сказка
учит тому, что не стоит обижать друг друга обидными словами, искать в других
недостатки. Прежде чем что-то сказать, сначала надо подумать, не обидят ли
твои слова другого человека, иначе можно так и остаться одному

4)Группа
№4

Задание

1.      
Рассмотрите внимательно иллюстрацию.

2.     
К какой сказке она относится. Определите жанр сказки,
аргументируйте свой ответ  (Солдатская шинель, финал,

       Эту сказку мы называем
бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи:
находчивый солдат и глупый барин.

3.     
Какой фрагмент изображен на иллюстрации(Солдат показывает, как
нужно накрываться шинелью)Каких героев не хватает на изображении ( полковой
командир, фельдфебебель- звание старшего унтер- офицера, помощник командира
по хозяйству и внутреннему распорядку), барин, его жена)

4.     
Чему учит сказка

Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь
да длительно не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и
на перине не заснет!» Она похожа на пословицу.

Скажите, для современного общества подходит это высказывание.
Почему?

Вывод :сказка учит быть хитрым и ловким, учит проявлять находчивость
. Учит не быть жадным. Учит тому, что каждый должен трудиться.

Личностные УУД: формирование
адекватной самооценки

Регулятивные УУД: принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение рефлексии

8.Рефлексия знаний

Сделаем вывод. Назовите тему
и цель урока. Как вы думаете, мы достигли этой цели? Почему вы так думаете?

9. Домашнее задание

1. Мой любимый
сказочный герой.Почему?

2. За что я
люблю русские народные сказки?

3. Добро и
зло в русских народных сказках.

Дома вам
предстоит написать небольшое сочинение по русским народным сказкам. вы можете
написать о своем любимом сказочном герое, о том, почему вам нравятся русские
народные сказки, о том, как изображается в сказках добро и зло. Для этого
необходимо прежде всего выбрать тему, затем отобрать материал: о чем или о
ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам кажутся наиболее важными;
какие герои появляются в этих эпизодах.

В небольшом
вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам интересна, почему вам нравится
тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем
подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении, приведите примеры,
покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в темах, посвященных
сказкам, — особенности сказок, их характерные черты.

Если вы
пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить несколько сказок. Показать,
как изображаются добро и зло в каждой из них, кто из героев является
воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в сказках всегда
побеждает добро.

В заключение
подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о чем вы писали.

Личностные УУД: формирование
адекватной самооценки

Регулятивные УУД:  освоение
рефлексии

10. Рефлексия

Оцените себя, карточки сдайте
мне.

Обратите внимание на выставку
книг. Посмотрите иллюстрации в книгах, может возникнет желание прочитать.

Спасибо за урок. До свидания.

Приложение.

image003

Ответственный группы: Чуракова Анастасия

Группа№ 2

Правила работы в группе:

7.       Вежливо обращайтесь друг с другом

8.       Выслушивайте мнение каждого

9.       Не перебивайте говорящего

10.   Доказывайте
свои версии

11.   В
группе ответы дает каждый

12.   Умеешь
сам- научи другого

Задание

1.Соотнесите пункты плана и
примеры из сказки.

2. Как называется сказка?

3. Определите вид сказки.

4. Чему посвящена эта сказка? Что она
прославляет?

Композиция сказки,особенности

Подсказка

Примеры

1.Присказка

Ритмически организованная прибаутка,предшествующая зачину в сказках

А.Буйна голова, луки тугие, звери рыскучие, леса дремучие

2.Зачин

Начало сказки

Б.И стали они жить дружно ,в любви и согласии

3. Концовка

Последние слова сказки, завершение..

В.Лягушка-квакушка, жил-был, шел-шел..

4.Постоянные эпитеты

Красочные определения, признаки предмета..

Г.В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь, и было
у него 3 сына.

5.Повторы

Не путать с повторениями (н-р, в сказке 3 раза повторяется фраза:
«Ложись спать: утро вечера мудренее..»- это повторение!!!)

Д.

Ответственный группы: Козлов Гордей

Группа №1

Правила работы в группе:

1.       Вежливо обращайтесь друг с другом

2.       Выслушивайте мнение каждого

3.       Не перебивайте говорящего

4.       Доказывайте свои версии

5.       В группе ответы дает каждый

6.       Умеешь сам- научи другого

Задание

Вопросы для опроса:

Что такое сказка?

Какие бывают сказки?

Чем они отличаются друг от
друга?

2.Выберите из ряда
признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке

— часто встречается число три: три брата, три
ночи; и события повторяются троекратно;

— герои в этих сказках отправляются на поиски
невесты или диковинных предметов;

— на долю героев выпадают тяжелые испытания и
невероятные приключения;

— события происходят в тридевятом царстве, в
тридевятом государстве;

— животные разговаривают и ведут себя как
люди;

— герои этих сказок — крестьянин, солдат,
барин — живут в реальном мире.

— героям помогают ковер-самолет, волшебный
клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

3. Какие волшебные  сказки  вы изучили в этом
учебном году?

4. Определите к какой прочитанной на уроках
сказке относятся эти пословицы, аргументируйте свой ответ.

      Не
подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего
бранить его.

      Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
     5. — Чему посвящена эта сказка? Что она
прославляет?

Ответственный группы: Стрелова Анна

Группа №3
Правила работы в группе:

1.       Вежливо обращайтесь друг с другом

2.       Выслушивайте мнение каждого

3.       Не перебивайте говорящего

4.       Доказывайте свои версии

5.       В группе ответы дает каждый

6.       Умеешь сам- научи другого

Задание

3.       Инсценировка сказки

Журавлю стало скучно жить одному, и
задумал он жениться.

— Дай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст
болото месил.

Приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выдь за меня замуж!

— Нет, журавль, не пойду за тебя
замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе
меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши.
Цапля после раздумалась:

«Чем жить одной, лучше пойду
замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

— Журавль, возьми меня замуж!

— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не
хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась
домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

«Напрасно не взял за себя цаплю!
Ведь одному-то скучно».

4.      
Как называется сказка?

5.      
Расскажите финал сказки

6.      
К какому виду сказок относится эта сказка

7.      
Чему учит сказка.

Ответственный группы: Никитина
Виктория

Группа №4

Правила работы в группе:

1.       Вежливо обращайтесь друг с другом

2.       Выслушивайте мнение каждого

3.       Не перебивайте говорящего

4.       Доказывайте свои версии

5.       В группе ответы дает каждый

6.       Умеешь сам- научи другого

Задание

5.      
Рассмотрите внимательно иллюстрацию.

6.      
К какой сказке она относится. Определите вид
сказки, аргументируйте свой ответ

7.      
Какой фрагмент изображен на иллюстрации

8.      
Каких героев не хватает на рисунке

9.      
Чему учит сказка

Домашнее
задание

1. Мой любимый сказочный герой. Почему?

2. За что я люблю русские народные сказки?

3. Добро и зло в русских народных сказках.

Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским
народным сказкам. вы можете написать о своем любимом сказочном герое, о том,
почему вам нравятся русские народные сказки, о том, как изображается в
сказках добро и зло. Для этого необходимо прежде всего выбрать тему, затем
отобрать материал: о чем или о ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам
кажутся наиболее важными; какие герои появляются в этих эпизодах.

В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам
интересна, почему вам нравится тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении,
приведите примеры, покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в
темах, посвященных сказкам, — особенности сказок, их характерные черты.

Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить
несколько сказок. Показать, как изображаются добро и зло в каждой из них, кто
из героев является воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в
сказках всегда побеждает добро.

В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о
чем вы писали.

Домашнее
задание

1. Мой любимый сказочный герой. Почему?

2. За что я люблю русские народные сказки?

3. Добро и зло в русских народных сказках.

Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским
народным сказкам. вы можете написать о своем любимом сказочном герое, о том,
почему вам нравятся русские народные сказки, о том, как изображается в
сказках добро и зло. Для этого необходимо прежде всего выбрать тему, затем
отобрать материал: о чем или о ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам
кажутся наиболее важными; какие герои появляются в этих эпизодах.

В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам
интересна, почему вам нравится тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении,
приведите примеры, покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в
темах, посвященных сказкам, — особенности сказок, их характерные черты.

Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить
несколько сказок. Показать, как изображаются добро и зло в каждой из них, кто
из героев является воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в
сказках всегда побеждает добро.

В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о
чем вы писали.

Ф.И.

класс

image004Настроение в начале урока

image004Настроение в конце урока

Форма оценки

Шкала самооценки

Разминка

самооценка

Самостоятельная работа в группе

взаимооценка

Ответы на вопросы

взаимооценка

Умение делать выводы

самооценка

Ф.И.

класс

image004Настроение в начале урока

image004Настроение в конце урока

Форма оценки

Шкала самооценки

Разминка

самооценка

Самостоятельная работа в группе

взаимооценка

Ответы на вопросы

взаимооценка

Умение делать выводы

самооценка

  • Что такое природа для меня сочинение
  • Что такое присказка в сказке конек горбунок 4 класс
  • Что такое пример иллюстрация в сочинении огэ
  • Что такое преступление сочинение рассуждение кратко
  • Что такое преступление сочинение преступление и наказание аргументы