Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 59-61.
УКМ «Школа России»
1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Попробуй объяснить свою точку зрения.
Ершов назвал своё произведение русской сказкой, потому что в ней отражены все особенности народной волшебной сказки — присказка, зачин, троекратные повторы. Герои этой сказки также напоминают героев народных сказок, например Иван-дурак.
Автор использовал для написания очень простой, народный язык, что также сближает его произведение с народными сказками.
2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?
Волшебное в сказке: говорящий конёк-горбунок, говорящая кобылица.
Могло быть в действительности: потоптанная пшеница, нечестные братья, продажа коней, служба у царя.
3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так из жадности, скупости, желания достичь своей цели, из стремления быть добрыми и честными? Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?
Старший брат Данило был умным, средний Гаврила — так и сяк. Они были старшими братьями Ивана. Они спали, вместо того, чтобы караулить, попытались украсть коней у Ивана.
Так поступали они от жадности и скупости. Они всё время обманывали, чтобы получить для себя выгоду.
Я думаю, они были глупыми и искали самый лёгкий путь, мечтали ничего не делать, а иметь всё.
4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?
Оба старших брата были корыстными и лживыми. Они были эгоистами и думали только о себе.
Иван был простой, добрый и честный.
Он оказался очень хорошим человеком, который знает, в чём его выгода, но не станет обманывать ради достижения своих целей.
5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?
Иван честно сторожил отцовское поле. Он увидел кобылицу, сумел на неё заскочить и усидеть в седле.
За это кобылица отдала ему трёх коней.
Братья объяснили появление коней везучестью, которой обладают дураки.
6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, чтобы всем было интересно слушать.
Я бы выбрала для инсценировки эпизод с продажей коней царю. Там всего два героя — Иван и царь. Но читать, как торговался Иван очень смешно.
7. Самостоятельно раздели произведение на части. Озаглавь каждую часть словами из текста.
План пересказа сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса
- Старик и три сына. «У старинушки три сына».
- Старшие братья в дозоре. «Как стало лишь смеркаться».
- Иван ловит кобылицу. «Вишь, какая саранча».
- Старшие братья и кони.»Лишь дурням клад даётся».
- Объяснения братьев. «Привезти тебе обнову».
- Городничий и царь. «Надо коней поглядеть».
- Покупка коней. «Два-пять шапок серебра».
8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.
Вопросы к сказке «Конёк-Горбунок» для всего класса.
- Как звали сыновей старика? — Данило, Гаврило и Иван.
- Где провёл ночь Данило? — Под сенником.
- Где провёл ночь Гаврило? — У соседки под забором.
- Что обещали Ивану за дозор? — Лубков, горох и бобов.
- Какого цвета была кобылица? — Как снег бела.
- Что сказал Иван дома про свой дозор? — Что поймал дьявола.
- Кто рассказал Ивану про кражу коней? — Конёк-Горбунок.
- Чем объяснили кражу братья? — Неурожаем.
- Кто рассказал царю про коней? — Городничий.
- Почему царь взял Ивана на службу? — Кони никому не давались и рвали уздечки.
9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в рабочую тетрадь.
Пересказ сказки «Конёк-Горбунок» от лица Ивана для 4 класса
Слышал я, что какой-то негодяй стал топтать батькину пшеницу. Ходили старшие братья, ловили злодея, да ничего у них не вышло.
Мне не хотелось идти ночью в поле, но отец пообещал мне лубков, да гороху, вот я и пошёл. Ждал, ждал, почти весь каравай съел, вдруг вижу белую кобылицу. Стала кобылица топтать пшеницу, а я на неё заскочил.
Поносила она меня не слабо, но усидел я. Уморилась кобылица. Обещала наградить двумя конями богатырскими, да каким-то коньком горбатеньким.
Дома я сказал, что прогнал дьявола, и не будет никто поле топтать. А когда кобылица пригнала коней, запер их в балаган.
Но братья тайком угнали коней. Пришлось мне с Коньком-Горбунком их догонять и стыдить. Согласился я продать коней, ведь и впрямь неурожай вышел, тяжеленько отцу приходится.
Пригнали мы коней в город, а там сам царь идёт. На коней любуется, хозяина спрашивает. Выхожу я, руки в боки, серебро за коней требую. Не торгуясь царь покупает коней, а тут незадача — не даются кони никому в руки, обратно ко мне бегут.
Пришлось царю меня на службу нанимать. Так вот я из огорода стал почти что воеводой! Чем не карьера?
10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван: «Хоть Ивана вы умнее, да Иван-то вас честнее»?
Так о себе может сказать лишь честный человек, который признает, что у него есть недостатки, но есть и достоинства. Такой человек не хвастает умом, но живет по совести.
11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.
Честность — это умение всегда говорить правду, никогда не обманывать.
12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в рабочую тетрадь, где ты будешь искать необходимую информацию.
Словарь устаревших слов из сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса
Против — напротив.
Недалече — рядом.
С набитою сумою — с полной сумкой.
Соглядать — обнаружить, раскрыть.
Смекнули — догадались.
Сенник — сарай для сена.
Сонные тетери — засони.
Несподручно — неудобно.
Малахай — шапка.
Саранча — вредитель.
Улуча — выбрав момент.
Очью — глазами.
Три вершка — 14 сантиметров.
Аршинными ушами — очень длинными, 70 сантиметров.
Кровля — крыша.
Мочи было — силы было.
Порука — обещание.
Опояски — пояс.
13. Рассмотри иллюстрацию Кочергина к сказке. придумай свою сказочную историю про рыбу-кит.
Сказочная история про рыбу-кит для 4 класса по рисунку Кочергина.
В синем море-океяне кит лежал уж много лет, в берег врос его хребет. Кит не мог пошевелиться, только булькать мог и злиться. На спине его стояли и деревни и леса, у фонтана раздавались молодые голоса.
Но однажды приехал к киту Иван. Посмотрел на его страдания и сказал, что поможет, если кит ему достанет со дна моря сундучок.
Кит пообещал помочь и Иван поскакал на спину кита. Там он объявил людям, что царь решил обложить их тройным налогом, потому что живут они, как на курорте.
Испугались люди, собрались и уехали, бросив и деревню, и пашни, и фонтан.
Вернулся Иван на берег и повелел киту повернуться. Крякнул кит, поднатужился, вырвался из берега и поплыл. Смыли волны с его спины деревни и леса. Стал кит свободным.
Но слово своё не забыл и Ивана наградил. Кит нырнул в глубины моря и сундук из них достал. Он отдал его Ивану, с ним Иван и ускакал.
6
Какая присказка в сказке Конек-горбунок 4 класс?
12 ответов:
5
0
Для начала все-таки нужно разобраться с тем, что же такое присказка? Во многих сказках обычно всегда есть маленький смешной рассказик, который никак не связан с основным сюжетом сказки, но может являться ее началом (предисловием), либо концом. Интересная, забавная и чаще всего рифмованная прибаутка. Это и называют присказкой. В сказке «Конек-горбунок» присказкой является предисловие — восемь первых строк, которые начинаются так: «За горами, за лесами, за широкими морями…»
Кстати, присказка должна читаться по-особенному, весело и скороговоркой, чтобы привлечь слушателей, заинтересовать их интересным началом или (если присказка идет в конце сказки) закончить на веселой, задорной ноте.
2
0
Если вопрос задан о присказке, есть ли присказка в сказке «Конек-Горбунок», то она должна быть.
Вот первая присказка в сказке
Читаем присказку во второй части
В третьей части сказки есть такие строки про присказку
Получается, что присказка в сказке «Конек-Горбунок» заключена в словах
И пойдет у них тут пир
Что на весь крещеный мир!.
Нужно внимательно прочитать весь текст и подчеркнуть те строчки, которые идут перед словом «присказка», тогда задание будет выполненным. Как видим в сказке не одна, а несколько присказок, которые автор самостоятельно обозначил. Сначала небольшое предисловие, затем строчки присказки и затем сам текст сказки.
1
0
Присказка ж. прибаутка, прибавка, прикраса к сказке, с намеками на содержание последней. «Это не сказка, а присказка: а сказка будет впереди», говор. сказочник (В.И.Даль). И именно на эти определения В.И.Даля, при жизни которого, кстати, и был написан «Конёк-Горбунок», и следует ориентироваться. И ни к одному из них начало сказки «За горами, за лесами…» не подходит, поскольку это текст уже самой сказки, текст вполне осмысленный и не содержащий намёков на содержание сказки. И это так, поскольку это, повторю, уже сама сказка!! И вывод таков: НИКАКОЙ присказки к «Коньку-Горбунку» нет! Хотя присказки ко второй и третьей части данной сказки всё же имеются. И всё это шуточки Великого мистификатора А.С.Пушкина, являющегося подлинным автором «Конька»! (Если кто не верит в последнее, то читайте меня на Прозе.ру).
1
0
Присказка или зачин по другому. За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе-на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак…
1
0
Присказкой в сказке про Конька-Горбунка являются первые сроки стихотворного произведения. Начинаются они так: «За горами, за лесами…».
Вообще присказка в сказке, это своего рода вступление, подготовка читателя к основным событиям. В некоторых случаях присказка может располагаться не в начале сказки, а в её конце. Есть произведения, где присказка расположена вообще в середине сказки. Обычно присказка пишется в шутливой форме и по смыслу она никак не связана с основным произведением.
1
0
В русских сказках за частую есть присказка, это небольшой стишок, который обычно можно прочесть в самом начале сказки.
В сказке Ершова в начала мы не встречаем присказку, сказка начинается словами .
А вот в начале 2-й и 3-й части этой сказки уже есть нужная нам присказка.
Эта присказка со второй части:
Эта присказка с третьей части:
0
0
Вроде
За горами за лесами
за широкими морями.
0
0
Присказка — это авторское отступление, которое обычно располагается вначале текста сказки и служит для привлечения внимания читателя. Этот способ разнообразить текст своего Конька использовал и Петр Ершов, который писал самую известную свою сказку на манер сказки народной. Вот например есть там такая присказка в самом начале второй части:
Третья часть Конька начинается также с присказки, да не с одной. Вот первая:
А вот и еще одна присказка также из третьей части:
0
0
Присказка представляет собой своеобразное отступление автора, призваное привлекать читателей. Так и в сказке Конек-горбунок автор Ершов вставлял присказки, несколько так скажем. Так вот, например, какая встретиться присказка по началу второй части произведения:
А вот из третьей части:
0
0
Присказка номер раз:
Прибаутка (тоже, что и присказка) номер два:
Ну и третья присказка из Конька-Горбунка:
Как вы поняли из приведенных примеров — это то, что идет до сказки, то есть рассказ до начала основной истории, так сказать закадровый голос.
0
0
Присказкой называют небольшое вступление перед самой сказкой. Содержание в ней совсем другое и ничего общего с самой сказкой не имеет.
Цель присказки — заинтересовать слушателей. Поэтому присказка имеет веселый характер.
Что касается сказки Ершова «Конек-горбунок», то она начинается не с присказки, а сразу с сказки. Напомню первую строчку: «За горами, за лесами, за широкими полями, не на небе, на земле жил старик в одном селе».
Но присказки можно обнаружить в начале второй и третьей частей.
Вот они:
0
0
Во многих произведениях и сказках специально делается присказка. Она хорошо тем, что привлекает внимание авторов. В сказке конек горбунок есть присказка в начале второй части и в начале третьей части этого произведения:
Читайте также
Не знаю, какая нынче программа по литературе. В мое время это были Базаров, Раскольников, Печорин, Онегин, Безухов: все знаковые персонажи своего времени. Была еще Катерина — «Луч света в темном царстве». У нас было чудесное детство: мы видели прекрасные примеры благородства и человечности. Не любили только тургеневского Герасима. Не понимали тогда что к чему…
Не знаю, какая нынче программа по литературе, но не хотелось бы, чтобы она кардинально отличалась от нашей.
Потому что сейчас мир сжатой информации, а классика- растянута, авторы слишком подробно «пережевывают» события, характеры. И обычно произведения длиннющие.
До сих пор помню, как в свое время «прогрызался» через «Войну и Мир», лично как для меня произведение обладало редкой снотворностью.
Зато более короткие и современные романы «Барьер несовместимости», «Пером и шпагой», «Каторга», «Живые и мёртвые»- прочитывались мною на одном дыхании.
А ещё более короткие- но сильнейшие по энергетике произведения А. Димарова и Г. Тютюнника, и А. Солженицына- до сих пор мои «настольные» книги.
И мир сам по себе меняется, молодежи трудно понять персонажи и их побуждения, привычки старых времен.
Полгода ухаживать за барышней? Сейчас это дико…
Обращение друг к другу на «Вы» между друзьями и знакомыми- это вообще завал…
По литературе задают читать произведения зарубежных авторов, наверное в 4 классе ученики должны помнить, хотя бы кто и что писал.
В. Гауф и Г.Х. Андерсен сочиняли очень известные сказки. Французский писатель и поэт В.Гюго, его произведения написаны на историческую тему. Зато Р.Д. Киплинг написал серию сказочных историй про животных.
Чтобы это знать надо побольше читать и запоминать авторов и названия книг. Один из рассказов Киплинга имеет загадочное название — «Рикки-Тикки-Тави».
Эта история описывает приключения маленького зверька — мангуста. Кто ещё не читал, обязательно прочтите, не пожалеете.
Правильные ответы: (С) и (А).
Учеба в Царскосельском лицее была важнейшим этапом жизни молодого поэта, сформировавшим его как личность.
Историкам хорошо известно, что друзьями Пушкина были:
Пущин Иван. Он был писателем и декабристом. Их связывали крепкие дружеские отношения, которые длились долгие годы, даже в ссылке Пущин получал теплые письма от Пушкина.
Матюшкин Федор. Он занимался военной службой, дослужился до адмирала, а также работал в посольстве. Стихотворение А.Пушкина «19 октября» посвящено именно ему.
Дельвиг Антон. Поэт и писатель. С Антоном была особая творческая связь. Александр восхищался его стихами.
Кюхельбекер Вильгельм. Был поэт, декабрист. Достоверно известно что с ним была дуэль, которая к счастью не закончилась трагедией. Кюхельбекер вызвал Пушкина на поединок, так как был крайне обижен на нелицеприятные стихи в свою сторону. Но Вильгельм промахнулся, а Александр отказался пускать пулю в друга.
Козетта — это маленькая девочка, которую из-за крайней нужды мать отдала в семью трактирщика Тренардье в надежде, что там о ней будут заботиться. Но девочку заставляют выполнять самую тяжёлую и грязную работу в доме.
Однажды, возвращаясь с тяжёлыми вёдрами воды, она встретила незнакомого человека, который помог ей и проводил до трактира. Это был друг её матери Жан Вальжан. Он разыскивал девочку по поручению умершей матери Козетты. Вальжан выкупил у трактирщика осиротевшую девочку и купил ей нарядную куклу, о которой она мечтала.
Главная идея рассказа — быть добрым и сострадательным, помогать обездоленным.
Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста
Средства обучения:
- Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Ч. 1/ Авт. –сотст.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. М.: Вентана — Граф, 2006;
- презентация «Произведения П. П. Ершова. Сказка «Конёк-горбунок»».
Ход урока
I. Организация класса к уроку
Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.
II. Актуализация знаний
– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?
– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)
– Каков жанр этого произведения?
– Эта сказка.
– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?
– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?
III. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?
– …(Слайд 2)
IV. Работа по теме урока
– Какие бывают сказки?
– Сказки бывают народные и авторские?
– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)
– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.
– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.
– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.
– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?
– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.
– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.
– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)
– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.
– Какие виды народных сказок вам знакомы?
– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.
– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)
- Какие события развиваются в сказке?
- Кто является главными героям сказки?
- Какова задача каждой сказки?
(Слайд 5)
– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.
– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.
– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)
– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.
– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)
– Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?
–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.
– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?
– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.
– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?
– …
– А каких героев сказки мы ещё знаем?
– …
– Давайте выясним, каким характером обладают Иван, Конёк — Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание. Перечитывая знакомый эпизод сказки, попробуйте рассказать классу о том, каким вы увидели героев сказки, своё утверждение доказывайте словами из текста.
Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)
- Вступление
Место героя в произведении. - Основная часть
Характеристика героя.- Внешний облик;
- Социальное и материальное положение героя;
- Интересы героя:
- профессия, занятия героя;
- цель в жизни;
- уровень развития героя.
- Мир чувств героя:
- отношения с окружающими людьми;
- внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
- Какие черты личности выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в речевой характеристике героя;
- через поступки героя / героев;
- с помощью предыстории и биографии героя;
- Заключение.
Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.
Обсуждение выступлений.
– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?
Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.
– Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками
– Какую роль играет присказка в сказке?
– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.
– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.
– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.
– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?
– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.
– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:
- братья украли коней и повели их на продажу. Иван догнал братье на коньке-горбунке;
- Ивана царь назначил главным в конюшенном заводе и сразу у него появляется враг, который начинает строить Ивану козни; и т.д.
Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.
– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».
– Чему учит эта сказка?
– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?
– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.
– Понравилась ли вам сказка?
– …
– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.
V. Домашнее задание
Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.
VI. Подведение итогов урока
Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»
Учитель: Сиско Елена Викторовна
Место проведения: ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м. р. Сергиевский Самарская область
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
Тема и номер урока в теме: «Произведения П.П. Ершова», второй урок по теме.
Базовый учебник: «Литературное чтение» 4 класс в 2 частях, авторы: А. Ефросинина, М. И. Оморокова, издательский центр «Вентана – Граф», 2015 год.
Цель урока: создание условий для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
Задачи:
— обучающие: продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок»; познакомить с композиционными особенностями сказки; научить сравнивать сказки народные и литературные, видеть скрытый смысл, заключенный в сказке;
— развивающие: продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение сказки, развивать логическое мышление, внимание, воображение, навыки анализа и синтеза, культуру речи, умение работать в группах и самостоятельно;
— воспитательные: воспитывать усердие, аккуратность, сотрудничество, бережное отношение к учебным принадлежностям, адекватно оценивать работу товарищей по классу.
Планируемые результаты:
Личностные:
— проявление творческого отношения к процессу обучения;
— осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.
Метапредметные.
Познавательные
Умение:
— перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации;
— давать оценку поступкам литературных героев;
— давать оценку своим действиям, оценивать результат;
— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
— работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
— соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;
— контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Коммуникативные
Умение:
— оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы
и ее результат, слушать мнения других.
Предметные
Умение:
— работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;
— использовать в речи литературоведческие понятия;
— формулировать тему, идею произведения;
— давать характеристику героям;
— выявлять авторское отношение к описываемым событиям.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык, математика
Формы работы учащихся:
— фронтальная ⃝
— индивидуальная ۩
— групповая работа ۞
— работа в паре ֟
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя и проекционное оборудование, ноутбуки для учащихся с выходом в Интернет (9 шт), интерактивная доска, опорные листы.
Структура и ход урока:
- Организационный этап – 4 мин.
- Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока – 8 мин.
- Самостоятельная работа – 4 мин.
- Физкультминутка – 3 мин.
- Изучение нового материала – 11 мин.
- Физкультминутка – 2 мин.
- Диагностика качества усвоения темы – 4 мин.
- Рефлексивная деятельность – 2 мин.
- Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении – 2 мин.
Структура и ход урока
Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | ||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап | |||||||||||||||||||||||||||
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Учитель организует первый компонент Утреннего сбора – Приветствие. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Ученики встают вместе с учителем в круг, передают мяч и поочередно говорят друг другу: «Доброе утро, Аня! Я очень рада тебя видеть!» | 4 | |||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока | |||||||||||||||||||||||||||
Аудио и видеозапись зачина сказки (№1) Интерактивное задание в форме теста (№2) Презентация Power Point | На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Звучит зачин сказки. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание. Форма работы: ֟ Какое задание вызвало трудности? Где и почему задержались? Кто выполнил задание сразу и получил достойную оценку буратино? Назовите положительных героев сказки. Назовите отрицательных героев сказки. Назовите героев-помощников. Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы: — определим тип и вид сказки; — проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним; — ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение; — постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? Что несет она нам, современным читателям? (слайд 1,2) | Слушают зачин сказки. Выполняют интерактивное задание в форме теста на ноутбуках парами. Называю затруднения. Поднимают руки, кто выполнил задание сразу. Дети называют героев. | 8 | ||||||||||||||||||||||||
3. Самостоятельная работа | |||||||||||||||||||||||||||
Интерактивное задание в форме теста (№3) | Ребята, перед тем, как поработать в роли исследователей, давайте выполним самостоятельную работу, чтобы еще лучше узнать героев сказки. Форма работы: ۩ | Выполняют интерактивное задание в форме теста на ноутбуках самостоятельно. | 4 | ||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка | |||||||||||||||||||||||||||
Давайте отдохнём и выполним кинезиологические упражнения. | Выполняют кинезиологические упражнения | 3 | |||||||||||||||||||||||||
5. Изучение нового материала | |||||||||||||||||||||||||||
Презентация Power Point Презентация Power Point | Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп (деление может происходить по разным основаниям). Каждая группа выполнит задание. Форма работы: ۞ Задание №1 Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок. Таблица 1. Герои сказок.
Задание №2. Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках. Таблица 2. События сказок. Задание №3. Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события. Таблица 3. Завершение сказок.
1, 2, 3 группы, проверьте свои работы по слайду, который вы видите на доске (слайд 3). Задание №4. Назовите известные вам народные сказки. В чём их сходство с авторскими, литературными и в чём отличие? Задание № 5. Назовите известные вам авторские сказки. В чём их сходство с народными и в чём отличие? По типу сказки бывают народные и литературные, проверим выполнение задание 4 группой Подводим итоги. Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют. Народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор. У народной сказки может быть несколько вариантов, потому, что она передавалась из уст в уста, у авторской сказки нет вариантов. Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение. Дайте полную характеристику сказке П.П. Ершова по таблице (слайд 3) Что сближает сказку с народной? Что еще сближает сказку с народной? Кто победил, а кто был наказан? Что еще сближает сказку Ершова с народной? События, (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенности построения нашей сказки. Это поможет определить нам идею сказки – то, ради чего написал её автор. (слайд 4) Учитель комментирует слайд, работает с классом. Прочитайте первые 8 строк в учебнике. Связаны ли они с развитием событий? Какую роль играет присказка в сказке? В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения с ними? Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появление какого животного все начинается (завязывается) в сказке? Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана? Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В каждой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём. Какой жизненный урок выносим мы из сказки? Какова основная мысль сказки? | Дети рассаживаются по группам и выполняют полученные задания по карточкам Дети 4-ой группы выступают с выполненным заданием. Дети 5-ой группы дополняют ответ. Сказка авторская, волшебная, потому, что в её основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло. Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитывают). Повторяющиеся эпизоды (зачитывают). — главный герой с традиционным именем Иван; — Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок; — добро побеждает зло. Высказывают мнение Концовка (зачитывают) Нет, это присказка. Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. Зачитываю нужную часть. С появление кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка» Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе. Зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу. Эпизод с Царь-девицей; Иван достаёт кольцо девицы со дна моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком. Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Высказывают мнения | 11 | ||||||||||||||||||||||||
6. Физкультминутка | |||||||||||||||||||||||||||
Презентация Power Point | А теперь давайте немного отдохнем. (слайд 5) | Дети выполняют упражнения | 2 | ||||||||||||||||||||||||
7. Диагностика качества освоения темы | |||||||||||||||||||||||||||
Файл Tbd для интерактивной доски | На интерактивную доску и ноутбуки выводятся вопросы викторины, на которые дети должны ответить. Задание 1. Вставьте пропущенную букву и прочитайте присказку. За г_рами, за л_есами За ш_рокими м_рями, Вставь недостающие цифры и ты узнаешь, в каком году была написана сказка. 68 38 25 *6 49 *5 63 23 Подчеркни правильное имя отчество автора. Павел Павлович Укажи цифрой, в какой последовательности оказывал помощь Конёк-горбунок Ивану. ___ догонял братьев-воров ___ловил Жар-птицу ___ездил за кольцом ___остужал воду в котлах ___добывал Царь-девицу | Дети отвечают на вопросы викторины | 4 | ||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексивная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||
Презентация Power Point | (слайд 6) Почему сказка ни когда не стареет? Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете? Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения: Я не знал…. Теперь я знаю… | Высказывают своё мнение | 2 | ||||||||||||||||||||||||
9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | |||||||||||||||||||||||||||
Презентация Power Point | Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду сказки (слайд 7) (слайд | 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР