Что такое предвидение небесное в рассказе бежин луг

Дата: класс: 6 урок литературы учитель: клеткина ю.а. урок 28. тема: и.с. тургенев бежин луг. портреты и рассказы

Дата:
_________________________

Класс: 6

Урок литературы

Учитель: Клеткина
Ю.А.

 Урок № 28.

Тема: И.С. Тургенев
«Бежин
луг
».
Портреты
и рассказы мальчиков

Цель: Продолжить
работу над произведением И.С. Тургенева «Бежин луг»,
показать богатство
духовного мира крестьянских детей, мастерство автора в создании портретных и
сравнительных характеристик героев; раскрыть внутренний мир героев и найти
связь между портретами и рассказами ребят; развивать навыки характеристики
литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста; воспитывать
навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность,
хороший эстетический вкус.

Планируемые
результаты:

Предметные: владеть навыками составления
устной и письменной характеристики героя,
  устной
монологической речи.

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать
и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике;

Регулятивные: применять
метод информационного поиска.

Коммуникативные: владеть
умениями произносить монолог, формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять
уважительное отношение к другому человеку, его мнению

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять
готовность к саморазвитию.

Тип
урока:
 урок
усвоения навыков и умений.

Средства
обучения:
портрет И.С. Тургенева, учебник, презентация, дидактический
материал.

Ход урока:

І.
Организационный момент.        

1.
Приветствие.                          

2.
Проверка готовности к уроку.

3.
Психологический настрой.

IІ.
Актуализация опорных знаний учащихся.

Видеофрагмент

Фронтальный
опрос.

1.       
О
чём или о ком мы говорили на прошлом уроке?

2.       
Что
вы помните о биографии Тургенева?

3.       
В
какой сборник входит рассказ «Бежин луг»?

4.       
Существует
ли он на самом деле?

5.       
Кто
является рассказчиком

ІІІ.
Мотивация учебной деятельности школьников.

1.       
Демонстрация
картины.

Посморите
на репродукцию картины Маковского «Ночное». Эта картина написана под
впечатлением о рассказа «Бежин луг».

·          
Кто
изоражен на картине?

·          
Что
такое ночное?

·          
Что
мальчики делали ночью?

2.       
Беседа с классом.

·          
Как называется
изображение внешности героя произведения?

·          
— По каким признакам можно характеризовать внешность
человека?
(Возраст, внешний вид, лицо, одежда и т.д.)

o   
Что
можно узнать по портрету?

ІV.
Сообщение
темы, цели, задач урока.                

Тема
нашего урока будет связана с тем, о чём мы с вами говорили. Попробуйте её
сформулировать.

Запись числа и темы в тетради

Цели:

Выяснить как жили крестьянские мальчики

Понять, какую роль портрет играет в характеристике героя

Понять для чего автора подробно описывает рассказы мальчиков?

V. Первичное
применение приобретённых знаний.

1. Работа в тетрадях. 

       Портретэто изображение
внешности героя в произведении (его лица, фигуры, одежды).

2. Беседа по прочитанному.

·          

 С чего начинается рассказ?
(Рассказчик описывает
«прекрасный июльский день».)

·          
— Какие чувства вызывает у него июльский день? (Он
им любуется: заря «разливается
кротким румянцем»,
солнце «светлое и приветное
лучезарное мирно всплывает»,
«
весело» и «величаво».)

·          
Почему охотник вовремя не вернулся домой?

·          
Кого охотник встретил в лесу?

·          
— Почему
крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу? (Это
были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун).

.
Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Чтение
отрывков из текста с поэтапным анализом прочитанного (стр.171-173)

Сколько
лет было Феде? (14)

В
чём особенность его внешности? Какой он? (красивый: белокурые волосы и светые
глаза)

К
какой семье принадлежал Федя?

Как
рассказчик догадался, что Федя из богатой семьи? (новый армячок, сапоги его
размера)

Как
звали второго мальчика?

Как
выглядел Павлуша?

Почему
этот несимпатичный ребёнок понравился рассказчику? (глядел умно и прямо, в
голосе сила)

Как
был одет Павлуша? (бедно)

Как
звали третьего ребёнка?

Как
выглядит лицо Илюши?

Как
был одет Илюша?

Сколько
лет ыло Илюше и Павлуше?

Как
звали четвёртого мальчика?

Сколько
лет было Косте?

Что
поразило рассказчика во взгляде этого маленького мальчика?

С
каким животным сравнивает автор лиуо Кости?

Какие
глаза у Кости?

В
чём особенность этих портретных характеристик? Только ли о лице и о внешности
говорит автор?
(Рассказчик через описание внешности пытается передать
нам черты характера героя, его внутренний мир)

Портрет
играет очень важную роль в описании люого персонажа, потому что мы на героя
смотрим глазами автора и понимаем отношение рассказчика к герою.

Запишем
схему  

Физминутка

Докажем
это на примерах:

3.Аналитическая
работа

3.1. 
 Подберите
мальчикам соответствующие для них  черты характера

3.2. 
Кто
из мальчиков охотнику понравился больше всего? Почему? (Павлуша – умные глаза)

А
кто меньше всего? (Илюша – туповат и выглядит болезнено)     

Беседа
с классом.


О
чём говорят мальчики у костра?
(Они
 говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках,
о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике
Васе.)

— Почему
ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах
мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет
на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.)

— Как
вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  
одной стороны, самостоятельные с пелёнок, впитавшие всё русское: отношение к
природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие
возможности учиться.)

Кроме
портретного описания что еще характеризует образ героя?
— Можно
ли по речи узнать и раскрыть образ героя? 
(Рассказы детей
красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении
передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о
другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в
плену самых
диких суеверий.)


Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Тургенев
искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его  тем или иным
рассказчиком  каждый раз зависит от особенностей его характера.

 Каждый
рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи,
таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств,
их вера, переживания.


Назовите их.
(Верно, это Илюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно
показывает, что и выбор поверья, и освещение его  тем или иным рассказчиком 
каждый раз  зависит от особенностей его характера).


Кто является главным знатоком поверий?
(Илюша передает
наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру:
напуганность,  моральная подавленность).


А Костя?
Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет
чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.


А Павлуша?
(Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает
о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и
иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение»
не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными
с детства.)

 
— А теперь постарайся найти связь между портретами этих мальчиков и их
рассказами.

 —
В начале урока мы говорили о том, что Павлуша умный, уверенный, смелый,
сильный. Поэтому его рассказ отличается от всех других рассказов.

 —
Илюша же смирный, пугливый, поэтому, рассказывая свои былички, он в них верит,
как и все дети у костра.


Вот
перед вами ещё одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

VІІ. Творческий
перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений.

Синквейн.


Составьте характеристику одного из мальчишек.

VІІІ. Итоги
урока. Рефлексия.

1.
Слово учителя.

   
Выяснить как жили крестьянские мальчики

Понять, какую роль портрет играет в характеристике героя

Понять для чего автора подробно описывает рассказы мальчиков?

2.
Выставление оценок за урок.

ІХ.
Сообщение
домашнего задания.

Знать
содержание рассказа. Подготовить сообщение о
роли картин
природы в рассказе «Бежин луг».

Цель: показать мир детства, представленный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», через анализ портретов и разговоров мальчиков, их рассказов.

Задачи: познакомить учащихся с биографией И$.С.Тургенева, с историей рассказа «Бежин луг», найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков, повторить понятие портрета, показать, как автор относится к своим героям, $рассказать об историях, рассказанных мальчиками, выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

— развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

— воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Оборудование: проектор, доска, презентация, иллюстрации русских художников, изображающие крестьянских детей, выставка р$исунков учащихся к рассказу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация цели. (слайды1-4)

Сегодня на уроке мы окунёмся в мир детства, созданный в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

$ В начале урока познакомимся с биографией И.С.Тургенева. (Сопровождается показом слайдов) Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец дослужился до поручика, мать, Варвара Петровна, сильная, властная женщина, владелица усадьбы Спасское Орловской губернии. Вокруг просторного двухэтажного дома были разбиты парки, сады, оранжереи, парники. Именно там, в окружении прекрасных пейзажей, прошло детство Тургенева. Он впитывал красоту$ окружающего мира, общался с крестьянскими детьми. Однако он рано стал замечать произвол и капризы помещиков и бесправие крестьян.

— Какое произведение Тургенева, рассказывающее об этом, вы уже читали?

В 15 лет Тургенев поступил в Московский Университет на словесное отделение. Здесь же он начинает писать стихи, поэму. В 1852 году в свет выходит сборник «Записки охотника», о котором В.Г,Белинский скажет: Тургенев «…зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Рассказ «Бежин луг» родился из одной заметки: «Авг$уст 50г. Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». (слайд 5)

— Ребята, а кто является рассказчиком в рассказе? (Автор=рассказчик)

-Что такое очерк? Кто может сказать? (слайды 6-7)

  1. Анализ рассказа. (слайды 8-9)

-Ребята, какова композиция рассказа? Как построен рассказ? Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца). Такое построение называется кольцевой$ композицией.

-Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы в отрывке

«Был прекрасный июльский день…»? (слайды 10-12)

При описании неба, солнца, ветра, облак$ов найти эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

(Внимание И.С.Тургенева сконцентрировано в основном на красках неба и солнца, движении облаков (как у древнерусских писателей), земная же растительность прописана куда менее подробно.
Текст изобилует множеством определений, передающих цветовую гамму: «тускло-багровое», «светлое и

приветно лучезарное», «бл$еск кованого серебра», «бледно-лиловый», «золотисто-серый», «голубоватый»,»алый».
Множество сравнений дают возможность абсолютно точно представить себе описываемый пейзаж: «блеск (края облака) подобен блеску кованого серебра», «облака — подобны островам»$, «небо — бесконечно разлившаяся река», «вечерняя звезда — бережно несомая свечка», «приближающаяся ночь — грозовая туча», «облака…,как дым…».
Текст оживает благодаря изобилию олицетворений («солнце …- мирно всплывает», «вихри- круговороты -…гуляют по дорогам…», «уныло висело… небо», «звездочки… зашевелились» и т.д.); метафор («утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце…. мирно всплывает», «трава на дне долины…белела ровной скатертью», и т.д. ); эпитетов («солнце…светлое и приветно лучезарное…мирно всплывает», «край… облачка засверкает змейк$ами», «надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак», «ночная птица… пугливо нырнула в сторону», «неприятная, неподвижная сырость», «страшная бездна», и т.д.).

Эпитеты: «Солнце – не $огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…

Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всп$лывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

— Вспомните содержание$ рассказа «Бежин луг». Автор заблудился в темноте и наткнулся на крестьянских детей. Что делали здесь ребятишки?

— Что значило для них ночное? (самостоятельность,свобода.) (слайд 13)

— Далее Тургенев подр$обно описывает внешность детей. Как называется в литературе такое описание внешности? (портрет)

— Давайте познакомимся с Федей. Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя. (слайд 14)

— На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).

— Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид)

— Как ведёт себя Федя на протяжении все$го рассказа?

(он самый старший, из зажиточной семьи, снисходителен к младшим, но не зазнаётся. Ночное для него развлечение)

— Каким предстаёт перед нами Павлуша? (слайд 15)

— Что свидетельствует об уме Павла, его наблюдательности и любознательности?

(«а куда кулички летят?» белый голубок. Это цапля кричит.)

— Можно ли сказать, что он хозяйственный?

-Какие истории он рассказывал? Как он относится к н$епонятному, странному, которое пугает других мальчиков?

(О солнечном «предвидении». Павел старается вс$ё объяснить, понять, у него есть знания о мире, приобретённые благодаря наблюдательности, жизненному опыту. У него пытливый ум и серьёзная рассудительность)

— О чём говорит поступок Павлуши, когда он вскакивает на лошадь, услышав шум?

(О смелости, ловкости, решительности.)

— Обратимся к другому мальчику – Илюше. Зачитайте его портрет. (слайд 16)

— Что вы можете рассказать о нём?

( он бол$ьше всех знает поверий. Работает на заводе, хотя ему нет и 12, что говорит о нелёгкой доле крестьянских детей. Он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит $проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?)

— Как вы думаете, какой он рассказчик? Почему?

(Он умеет заинтересовать ребят своими рассказами, значит он хороший рассказчик. Е$го речь богата синонимами, обращениями, сравнениями.)

— Портрет Кости. О чём рассказывал Костя? ( о русалке, Гавриле-плотнике, о Васе)(слайд 17)

— Какого героя становится жалко с первых строк описания? Почему? Как Тургенев относится к нему?

(Ваню. Тургенев подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, говорящие о том,

что Ваня маленький, тщедушный.) (слайд 18)

— Итак, герои произведения – деревенские ребята, старшему из которых —  Феде — 14 лет, младшему – Ване – 7 лет, двум мальчикам – Павлуше и Илюше  —  по 12 лет и Косте -10. Какие это дети?

$ -Любознательные, смекалистые, знающие природу, в чём-то невежды, внешне бедные, но богатые душой. (слайд 19)

$Имя

героя

$

$

Возраст

Портрет

Поступки /действия

$«Былички» ребят

Федя

14

Стройный, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, узенькими плечиками, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами, полурассянной улыбкой.

Принадлежал по всем прим$етам к богатой семье: на нём пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку; не голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги с низкими голенищами были точно его сапоги —  не отцовские.

Выехал в поле не по нужде, а для забавы.

Павлуша

12

$

Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная — с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

Малый был неказистый.

Одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

Он понравился повествователю: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

О предвиденье небесном

О Тришке

О душе утопленника

Ильюша

$

12

Лицо довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную

заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапоч$ки. На нём новые лапти и онучи, толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку.

Он словно всё щурился от огня. Обеими руками то и дело надвигал себе на уши шапочку.

О домовом

$

Костя

10

Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

Маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

Возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором. Глаза его, казалось, хоте$ли что-то высказать, для чего на его языке не было слов.

О русалке

О белом барашке на могиле утопленника$.

История о бабе Ульяне.

О Тришке

О лешем

Ваня

7

Русая кудрявая голова.

Свежее личико, большие тихие глаза.

$

Лежал на земле, смирёхонько прикорнув под угловатую рогожку, и только изредка выставлял из-под неё голову.

— Гляньте на Божьи звёздочки, — ч$то пчёлки роятся!

  1. Физминутка.

  2. Анализ историй. (слайды 20-22)

— В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и повер$ий.

— Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории. Как их можно назвать? Россказни, предания, поверья? Современные исследователи называют их быличками – это рассказы о фактических событиях, участником или свидетелем которых был р$ассказчик. Расскажите о тех, которые вам понравились. (Выборочный пересказ.) При рассказе опирайтесь на свои рисунки. Какие былички вы изобразили? Почему именно эту?

«Ильюша о домовом»

«Костя о русалке»

«Павел о солнечном затмении»

$- Как эти рассказы характеризуют самих мальчиков?

(Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их, живой ум и богатое воображение стараются всё объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично. Он доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь»)

Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вмес$те с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.

— Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их.

— Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.

— Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

— А Костя? Он выбирает поверья о р$усалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

— А Павлуша? (Он не расс$казывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает

это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

— О чём говорит финал рассказа?

(не всё так гладко, благополучно в жизни. Горько автору. Но жизнь продолжается – утро)

  1. Итоги.

— Как относится автор крестьянским детям?

($С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, умение тонко чувствовать красоту природы).

Несмотря на разницу в возрас$те, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? Ответить на вопрос вам помогут репродукции картин русских художников, показывающие жизнь крестьянских детей. (слайд 23)

(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться)

Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это $счастье и горе, радость и печаль. Петров писал: «Бежин луг» вводил в литературу проблему изображения детского мира, детск$ой психологии»

— Можно ли позавидовать тем детям? А они вам могли ли позавидовать? В чём?

7. Домашнее задание.

1. Напишите рассказ об одном из героев очерка.

2. Сочините свою быличку. (слайд 24)

8. Оценки за урок.

На чтение 13 мин. Просмотров 8 Опубликовано

В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев повествует о своей случайной встрече с деревенскими мальчиками. Все они – главные герои «Бежина луга», являются крестьянскими детьми, которых писатель описывает в своем произведении с огромной любовью и нежностью. Каждому он дает свою характеристику, описывая внешность героев, имена которых Ваня, Костя, Ильюша, Павлуша, Федор, и их сказки, услышанные у костра. Этот рассказ входит в тургеневский цикл, под общим названием «Записки охотника», и раскрывает богатый внутренний мир детей.

+

bezhin-lug-glavnye-geroi-45750.jpg

План

  1. Характеристика героев «Бежин Луг»
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Характеристика героев «Бежин Луг»

Главные герои

Павлуша

У него неправильные черты лица, но умный и прямой взгляд серых глаз и звучащая в голосе сила, компенсируют неказистую внешность мальчика. Ему лет 14, среди товарищей пользуется авторитетом. Со знанием дела говорит о природных явлениях, не верит в приметы, реалист. Смелый и решительный. Родом из бедной крестьянской семьи, одет в заплатанную одежду. В конце рассказа автор сообщает, что Павлуша разбился насмерть, упав с лошади.

Федя

Старше всех в компании, мальчик из обеспеченной семьи, хорошо и богато одет. Поездка в ночное для него не способ заработать, а просто развлечение. Красивый, белокурый мальчик, ощущая свое превосходство над остальными детьми, ведет себя покровительственно. В основном, слушает истории мальчиков. Добрый и ласковый, интересуется о здоровье младшей сестренки Вани, просит передать ей, чтобы приходила в гости. Зная о бедности Ваниной семьи, обещает гостинцы.

Ильюша

На вид лет двенадцати, его неприметная внешность выражает чувство постоянной озабоченности. Чистенько и опрятно одет, трудится на бумажной фабрике вместе со своим старшим братом. Ответственный, чувствуется, что знает цену деньгам. Не хвастаясь, но с гордостью говорит о своей принадлежности к рабочему классу. Очень суеверный мальчишка, знает множество народных примет, в которые искренне верит, и поэтому немножко трусоват.

Костя

Маленький и тщедушный мальчишка лет десяти, болезненного вида. Из крайне бедной семьи, очень плохо одет. Веснушчатое, заостренное лицо напоминает белочку. Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд больших и блестящих черных глаз. Немного трусливый, но все равно любит ходить в ночное, и слушать страшные побасенки. Добрый и жалостливый мальчик.

Ваня

Самый неприметный мальчик из всей компании, маленький, лет семи. Все время лежит под рогожкой, произносит всего несколько слов, из которых понятно, что это добрый и отзывчивый мальчик, которому присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к младшей сестренке, отказывается от обещанных гостинцев в ее пользу. У него кудрявые русые волосы, и детское личико с тихими, добрыми глазами, когда говорит, немного картавит.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Рассказчиком является сам автор произведения. Заядлый охотник, случайно заблудившийся и попавший на Бежин луг, где встретил мальчиков. Внимательный слушатель, дает емкое описание каждого из мальчиков, а также описание окружающей природы, которую любит и понимает. Хорошо знает и понимает крестьянскую жизнь.

</tr></table>

Это небольшое описание персонажей рассказа «Бежин луг» герои, обыкновенные деревенские мальчишки которого, дают общее представление о нелегкой крестьянской жизни. Отсутствие образования способствует укреплению веры детей в потусторонние силы, а заботы о куске хлеба приводят к их раннему взрослению. По мнению современников Тургенева, типы русских крестьян составляют новое сословие, достойное их подробного описания в литературе.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был впервые опубликован рассказ Тургенева «Бежин луг»?</h3>

    • <label>1850;</label>
    • <label>1851;</label>
    • <label>1852;</label>
    • <label>1854;</label>

(новая вкладка)Содержание:

Главные персонажи рассказа

Каждый из главных героев «Бежина луга» индивидуален. Все пятеро мальчиков росли в разных условиях, и потому их характеры различаются, у всех них свой внутренний мир. Перечень основных действующих лиц, помимо рассказчика:

  • Павлуша;
  • Илюша;
  • Костя;
  • Ваня;
  • Федя.

Храбрый Павлуша

Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.

Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.

Также часто в нем чувствуется чрезмерная ответственность, и несмотря на юный возраст, он ведет себя как взрослый мужчина, доказывая это своим поведением. Даже уходит из жизни мальчишка из-за падения с лошади.

Илюша и Федя

Илюша — заботливый, воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. Волосы у него желтые, а лицо вытянутое. Немного слеповат. На вид ему 12 лет от роду. Одежду носит новую. Несмотря на обеспеченность семьи (родители — рабочие), с ранних лет работает на бумажной фабрике со своим братом. Также мальчик не раз доказывал, что хорошо знает сельские байки и фольклор. У костра он рассказывал больше всего историй. Суеверен.

Федя — самый старший из всех главных героев рассказа «Бежин луг» — ему 14 лет. Он хорошо сложен, у него стройная фигура и тонкие черты лица. Цвет волос — белокурый. Как и маленький Ваня, он кудрявый. Сам родом из зажиточной семьи — все вещи новые, а сапоги даже подходят по размеру и видно, что не отцовские, как у других ребят. На луг он приехал не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семья не нуждается в деньгах.

С остальными ведет себя сдержанно, даже снисходительно, боится пошатнуть свой образ самого взрослого из компании. Переживает о судьбе и здоровье ребят.

Костя и Ваня

Им в произведении отведено меньше всего упоминаний. Косте 10 лет. У него всегда печальное лицо и взгляд, чем он и цепляет автора. Лицо веснушчатое, маленькое, сам весь щупленький, складывается впечатление, что он болен. В отличие от храброго Павлуши, мальчишка славился своей малодушностью: он всего боялся. Родом из бедной семьи, одежда на нем ужасная.

Ваня — самый младший из пятерых мальчишек, ему всего 7 лет. У него русые волосы, большие глаза особенно выделяются на фоне кудряшек. Голосок у него еще тоненький, имеет речевой дефект (картавость). Однако в рассказе ему даже не уделяется достаточно внимания: он на протяжении всего повествования лежит и спит под рогожей. Сам мальчуган незаметный и спокойный, добродушный, с особой любовью отзывается о своей младшей сестры.

В заключение хочется отметить, с какой теплотой Тургенев вспоминает и рисует портрет-описание каждого мальчика. В рассказе «Бежин луг», к какому бы классу ни относились мальчики, автор считает их равными, но неповторимыми. Это он и хочет донести читателю.

Произведение проходят в начале средней школы, где школьник уже может критически поразмыслить и придумать рисунок-иллюстрацию для каждого мальчика или к конкретной сцене.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Главные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»

Павлуша — мальчик лет двенадцати. Он из бедных крестьян, в заплатанной одежде. У Павла чёрные, в беспорядке, волосы и серые глаза, скуластое рябое лицо, большая голова и неуклюжее тело. Неказистость этого мальчика компенсировалась привлекательными свойствами его натуры. Павел умён, сообразителен. Он тоже находится в плену суеверий, но менее всех ребят угнетён ими. Мальчик старается найти рациональное объяснение непонятным явлениям. Павел очень смел: он единственный, сев на лошадь, помчался на вой волка, когда другие ребята перепугались. Автор отметил в его лице «смелую удаль и твёрдую решимость». Павлуша так же смело пошёл в ночи к воде, несмотря на пугающие ужасы, которые рассказывали ребята. Когда послышался ему зов утопленника, он всё же зачерпнул воды в котелок. В образе Павла проглядывает ум и замечательный характер мальчика из крестьян, он наиболее симпатичен автору отвагой и рассудительностью. В конце рассказа звучит сожаление автора о преждевременной смерти Павла. Федя — четырнадцатилетний мальчик, внешне привлекательный. Он хорошо одет. Видно, что этот паренёк из богатой крестьянской семьи, что наложило на него отпечаток. Федя держится покровительственно по отношению к другим ребятам, даёт им понять своё превосходство. Впрочем, в отношении к товарищам он добр и ласков. Он в основном слушает рассказы других. Федя так же, как и другие мальчики, одержим суевериями и находится в плену невежества. Автор отмечает постоянную «полувесёлую, полурассеянную» улыбку Феди, он не видит в нём ничего примечательного, кроме пригожей внешности. Ильюша — худенький мальчик, из «фабричных». Автор называет его лицо незначительным, выражающим, «тупую, болезненную заботливость». Впрочем, одет он был опрятно, лапти и онучи у него новые. Он работает на фабрике со своим старшим братом. Мальчик рассказывает достаточно много историй, связанных со сверхъестественными силами и существами. Ильюша запуган больше других, верит разным приметам, ему всюду мерещится нечто потустороннее. Фантазия его большим полётом не отличается. Костя — мальчик лет десяти с маленьким, худеньким веснушчатым лицом. Замечательны на этом незначительном личике большие чёрные глаза. В этих блестящих глазах горело желание высказать нечто, чему у него и слов-то не было. Костя малорослый, тщедушный, одет бедно. В своих суеверных рассказах мальчик проявлял сильную и глубокую фантазию. В нём видна натура поэтическая и душа любящая. Автор отмечал особенный взор Кости, в котором — печаль и задумчивость. Он увидел в нём дар рассказчика. Образ Кости свидетельствует о талантливой душе простого народа.

Второстепенные герои рассказа Тургенева «Бежин луг»

Ваня — мальчик самый незаметный среди других ребят. Ему лет семь, у него тихие добрые глаза, кудрявые светлые волосы. Ваня говорил мало, лёжа под рогожкой. Судя по всему, это добрый ребёнок, любящий свою сестру. Образ Вани как дополнительный штрих, подчёркивающий красоту крестьянских детей. Автор пишет о нём с симпатией. Рассказчик — автор произведения, заблудившийся охотник, случайно вышедший на Бежин луг, где сидели у костра мальчики. Он даёт великолепные описания природы и выразительные характеристики мальчиков. При всех отличиях в характерах ребят объединяет угнетающая их разум тьма суеверия. Безграмотность и невежество сковывают их разум. Тургенев показал, какие возможности таятся в детях крепостных крестьян, как нуждаются они в просвещении.

Еще герои произведений:

Герои повести Карамзина «Бедная Лиза»</li>Герои пьесы Островского «Бедность не порок»</li>Герои повести Троепольского «Белый Бим черное ухо»</li>Герои пьесы Островского «Бесприданница»</li>

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.

Характеристика Феди

Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.

Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.

Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федяистории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.

Характеристика Павлуши

Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.

Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.

Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.

Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.

Характеристика Ильюши

Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.

Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).

К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.

Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.

Характеристика Кости

Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.

Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.

Характеристика Вани

Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.

У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!

Заключение

В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.

Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. ТургеневаВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»Сравнительная характеристика Онегина и Ленского — героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Веры — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bezhin-lug/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-bezhin-lug.html
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/geroi-rasskaza-turgeneva-bejin-lug.html
  • https://blmb.ru/xarakteristika-malchikov-iz-rasskaza-bezhin-lug/

                              СЦЕНАРИЙ «Бежин луг»

Пауза. В лесу слышится протяжный звук, мальчики переглядываются, замерев. 

Илюш а (первый нарушает молчание). С нами крестная сила! (Крестится.)

П а в л у ш а (осмелев). — Эх вы, вороны! Чего всполохнулись? (Па уза.) Посмотрите-ка, картошки сварились?

 Мальчики копошатся у котелка, достают горячий картофель, обжигаясь, с возгласами.

 П а в л у ш а (Ване). Чего же ты?

Ваня (молчит, потом говорит, глядя в небо): Павлуша, гляди, ещё звёздочка покатилась…

И л ю ш а. А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

 Ф е д я. На плотине-то?

 Илюша . Да-да, на плотине, на прорванной! Вот уж нечистое ме сто, и глухое такое. Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах всё казюли водятся.

Федя . Ну, что такое случилось? Сказывай…

 Илюш а (выразительно, с жестами, рассказывает). А вот что случилось. Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас уто пленник похоронен; а утопился он давным-давно, как пруд был ещё глубок; только могилка его ещё видна… Вот, на днях, зовёт приказчик псаря Ермила, говорит: «Ступай, мол, Ермил, на ту пошту». Ермил у нас завсегда на пошту ездит. Вот поехал Ермил за поштой, да и за мешкался в городе, но а едет назад он уж хмелён. А ночь светлая, ме сяц светит. Вот едет Ермил через плотину: …такая уж его дорога вы шла. Едет он и видит: у утопленника на могиле барашек, белый такой, кудрявый, хорошенький похаживает. Вот и думает Ермил: «…Возьму его, что ему так пропадать», да и слез и взял на руки… Вот идёт Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясёт; од нако он её отпрукал, сел на неё с барашком и поехал опять: барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели… И стал он его по шерсти гладить и говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…»

Раздаётся дай собак, мальчики встрепенулись. Ваня, всё это время лежав ший под рогожей, наполовину вылез и прислушался. Все прислушиваются. 

Павлуша один бросился в лес с криком: «Жучка! Жучка! Серый!» Всё стихает, потом издали, от реки доносится снова голос Павла: «Жучка! Жучка!» Мальчики переглядываются, ждут, смотрят на лес. Слышится топот лошади, и вдруг появляется Павлуша.

Голос а мальчиков . Что? Что там? Что такое? Что?

Павлуша . Ничего. Так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк… (Часто дышит.)

 К о с т я. А видали их, что ли, волков-то?

П а в л у ш а. Их всегда здесь много. Да они беспокойны только зи мой.

(Присел, руку положил на Жучку, гладит её. Ваня опять полез под рогожку).

 Ф е д я. А какие ты нам, Илюшка, страхи рассказывал… Да и собак нелёгкая дёрнула залаять… А точно, я слышал, это место у нас нечи стое.

Илюша . Варнавицы?.. Ещё бы! Ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали — покойного. Ходит, говорят, в каф тане долгополом и всё этак охает, чего-то на земле ищет. Ещё раз де душка Трофимыч повстречал: «Что, мол, батюшка, Иван Иваныч, изволишь искать на земле?»

 Фед я (очень изумился). Он его спросил?

 Илюша . Да, спросил.

 Федя . Ну, молодец же после этого Трофимыч…

 Павлуша . Ну, и что ж тот?

Илюша . Разрыв-травы, говорит, ищу. Да так глухо говорит (изображает низким голосом) — Разрыв-травы, разрыв-траву-у-у… «А на что тебе, батюшка Иван Иваныч, разрыв-трава?» «Да вот, — гово рит, — могила давит, хочется вон…»

Федя . Вишь какой! Мало, знать, пожил…

Костя . Эко диво! Я думал, покойников можно только в роди тельскую субботу видеть.

 Илюша . Покойников во всяк час видеть можно, а в родитель скую субботу ты можешь и живого увидать, за кем в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть церковную да всё на дорогу смотреть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому умирать в том году. Вот у нас в прошлом году баба Ульяна на паперть ходила.

Костя . Ну, и видала она кого-нибудь?

 Илюша . Как же! Перво-наперво она сидела долго, никого не видала. Вдруг, смотрит: идёт по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она пригляделась: Ивашка Федосеев идёт…

Федя . Тот, что умер весной?

Илюша . Тот самый. Идёт и головушки не подымает… А узнала его Ульяна… Но а потом смотрит: баба идёт. Она вглядывается, вгля дывается, — ах ты, господи! — сама идёт по дороге, сама Ульяна.

 Федя . Неужто сама?

 Илюша . Ей-богу, сама.

 К о с т я. Ну что ж, ведь она ещё не умерла?

 И л ю ш а. Да году-то ещё не прошло. А ты посмотри на неё: в чём душа держится.

Пауза. Тишина. Павел ворошит угли костра, подбрасывает сучья, пламя разгорается. Вдруг Ваня увидел вдали белого голубя и вскрикнул.

Ваня . Голубь! Смотрите!..

 Все смотрят в сторону, куда показал Ваня.

 Костя . Откуда он тут?

П а в л у ш а (рассудительно). Знать, от дому отбился. Теперь бу дет летать, покуда на что наткнётся, и где ткнёт, там и ночует до зари.

Костя (серьёзно, многозначительно). А что, Павлуша, не правед ная ли душа летела на небо?

 Ван я (повторяет). Летела ведь на небо, ась?

 Ф е д я. А скажи, пожалуйста, Павлуша, что у вас тоже в Шаламове было видать предвиденье-то небесное?

 Павлуша . Как солнца-то не стало видно? Как же!

 Федя . Чай, напужались и вы.

 П а в е л. Да не мы одни. Барин-то наш, хоша и толковал нам на- предки, что будет предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так пе ретрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха так все горшки и перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопреставление». Так шти и потекли… (смеётся, все тоже сме ются). А у нас на деревне, брат, такие слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят.

 Костя . Какого это Тришку

 Ваня (повторяет). Какого ещё Тришку?

 Илюш а (с жаром, очень удивляется). А ты не знаешь? Ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь? (Многозначительно) Тришка — эвто будет человек такой удивительный, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя… Такой уж будет удиви тельный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне; выйдут на него с дубьём, оцепят его, но а он им глаза отведёт — так отведёт им глаза, что они же сами друг друга побьют. В острог его посадят, а он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он ныр нёт туда, да и поминай, как звали.

(Все сдержанно смеются). Цепи на него наденут, а он затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по сёлам да по городам; и будет он, лука вый человек, соблазнять народ хрестиянский… Ну, а сделать ему нельзя будет ничего… Уж такой он будет удивительный человек.

Павлуш а (неторопливо, тягуче). Нуда , такой. Вот его-то и ждали у нас. Говорили старики, что вот,  мол, как только предвиденье небесное зачнётся, так Тришка и придёт. Вот и зачалось предвиденье. Высыпал весь народ на улицу, в поле, ждёт, что будет. А у нас, вы знаете, место видное, привольное. Смотрят — вдруг от слободки с горы идёт человек, такой мудрёный, голова такая удивительная… Все как крикнут: «Ой, Тришка идёт!» — да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворовую собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овёс, присел, да и давай кричать перепелом. …Птицу-то враг- душегубец, пожалеет. Таково-то все переполошились!.. А человек-то этот наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан надел и идёт себе (Смеётся)

 По ходу рассказа дети смеются, затем снова прислушиваются. Слышится крик цапли, болезненный и резкий, дети прислушиваются.

 Костя . Что это?

Ваня . Что это там?

 Павел . Это цапля кричит.

 Костя . Цапля?.. А что такое, Павлуша, я вчера слышал вечером… ты, может быть, знаешь.

Павлуша . Что ты слышал?

К о с т я. А вот что я слышал. Шёл я из Каменной Гряды в Шаш кино; а шёл всё нашим орешником, а потом лужком пошёл, там, где он сугибелью выходит, — там ведь есть бучило . Оно всё камышом заросло; вот пошёл я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг из то го-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо: у-у… -у-у… у-у! Страх меня такой взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос та кой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал… Что бы это такое было? Ась?

 П а в е л. В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры. Так, может быть, его душа жалобится.

 Костя (расширил глаза, удивлённо). Ой, а ведь и то, братцы мои, я ведь и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы ещё не так напужался.

П а в е л. А то, говорят, есть такие лягушки махонькие, которые так жалобно кричат… (Изображает кваканье лягушки).

Ваня смеётся.

 Костя (тоже смеётся). Ну, нет, это не лягушки.

Слышится крик цапли, дети смотрят на лес.

К о с тя . Эк её! Словно леший кричит.

 Илю ш а. Леший не кричит, он немой. Он только в ладошки хлопает да трещит. (Демонстрирует, как это получается у лешего.)

Ф е д я. А ты его видал, лешего-то, что ли?

Илюша . Нет, не видал, И сохрани бог его видать; но а другие видели. Вот на днях он у нас мужичка обошёл: водил, водил его по лесу, и всё вокруг одной поляны…

Ф е д я. Ну и видел он его?

 Илюша . Видел, говорит, такой стоит большой, большой, тёмный, скутанный, словно за деревом, не разберёшь, словно от месяца пря чется, и глядит глазищами-то, моргает, моргает. (Показывает.)

Ваня . Ой! Страшно!

 Ф е д я. Эх ты!.. Тьфу!

 П а в е л. И зачем эта погань в свете развелась, право!

И л ю ш а. Не бранись: смотри, услышит…

 Молчание.

Ваня (высовывает из-под рогожи голову, приподнимается, говорит радостно и громко). Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки. Гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся.

Все мальчики подняли головы к небу, что-то меж собой говорят, показывают.

  • Что такое предвиденье небесное из рассказа бежин луг
  • Что такое предательство определение для сочинения
  • Что такое преданность определение для сочинения
  • Что такое потешить в сказке пушкина
  • Что такое поступок сочинение рассуждение по тексту захарова