Что такое поучительный рассказ

Учитель: серегина н.в. тема урока: маленькие секреты страны литературии. что такое согласие?цель урока: сформировать эмоционально-ценностное отношение к согласии через произведения

Учитель:      Серегина Н.В.

Тема урока:  Маленькие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

Цель урока:  Сформировать эмоционально-ценностное отношение к согласии через произведения русских поэтов.

        1. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт; развитие умений сравнивать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, развивать наблюдательность, воображение.
        2. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; выполнять взаимопроверку учебного задания.
        3. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, учитывать разные мнения, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные: прививать интерес к произведениям о поступках людей, отрабатывать навыки правильного, беглого, осмысленного чтения.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу; желание читать лирические произведения о взаимодействии людей; развитие навыков сотрудничества в группе, развитие самостоятельности; развитие интереса к книге.

1. Учебник «Литературное чтение» Авторы: Климанова Л.Ф., Виноградова В.Г., Горецкий В.Г. и др.  М., Просвещение, 2016.

2. Компьютер, компьютерная презентация к уроку.

3. Диафильм к басне И.Крылова «Квартет»

4. Реквизит для инсенированя басни

5. Карточки — задания для групповой работы.

6. Карточки с тестами для самопроверки.

7. Выставка книг по теме «Произведения А.Барто»

8. Листы оценивания.

Межпредметные связи:  русский язык, окружающий мир, музыка.

Деятельность учителя на этапах урока

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.        Организационный момент

Проверка готовности к уроку Упражнение «Ладошки»

Психологический настрой на урок. Я хотела бы настроить вас на урок словами великого Жана Жак Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)          

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Начали! (прикосновение всей ладонью)

Личностные УУД:

 -положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.       Этап актуализации знаний

Урок- «закрепление»

Дает нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать.

Мы продолжаем открывать секреты страны Литературии. Какие секреты вы уже знаете?

Как вы думаете, что за секрет мы откроем на сегодняшнем уроке?

1.Давайте вспомним, чему мы научились на предыдущих уроках.

Тест.

1. Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это:

а) краткий рассказ;

б) поучительный рассказ;

в) краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет  басни,  называют:

   а)  поэт

  б)  писатель

   в) баснописец

3.  Басни писались с целью:

а) высмеять пороки людей

б) научить правильному поведению

в) показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

а) прямое значение

б) иносказательное  значении    

5. В басне:

а) есть вывод – мораль

б) вывода нет, каждый придумывает его сам.

в)  вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

а) Они высмеивают не людей, а животных.

б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

в)  Они высмеивают только богатых людей.

2. Проверка домашнего задания.      — Чему вы научились дома?

 — Что сумели сделать?

 2 группа озвучивает диафильм

1 группа инсценирует басню «Квартет»

  Дети обобщают знания об уже открытых секретах:

читая произведения о природе- можно лучше её понять. В сказках скрыта житейская народная мудрость. Юмористические произведения помогают воспринимать весело различные ситуации.

Дети высказывают предположения о возможном секрете.

Работают в парах по тесту, выбирают правильные ответы. Зачитывают результат.

Дети напоминают, что дома они учились чтению по ролям. 2 группа озвучивает диафильм по басне Крылова, 1 группа – инсценирует.

Дети анализируют, всё ли у них получилось. Что понравилось.

 Личностные УУД:

-проявление интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД:

-понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные УУД:

 -формулирование учебной задачи, планирование её выполнения.

 Коммуникативные УУД:

-совместно договариваться о правилах работы на уроке.

3.     Физкультминутка

Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день. Что такое квартет?

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей

    А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

-Сядьте удобнее, расслабьтесь.

— Какая прозвучала музыка?

—  Какое настроение вызвала у вас эта музыка?  А как играли музыканты? А почему у них  получалось хорошо исполнить это произведение? 

Прослушивание музыки. Ответы детей  (если не ответа: где можно уточнить значение слова?)

Отзывы о впечатлении, которое произвела музыка и предположение о том, что слаженность в работе даёт хороший результат.

4.   Этап получения нового знания

  • Вызов к изучению новой темы.

На слайде деформированное предложение. Соедините слова по смыслу.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

Знаете ли вы кому принадлежат эти слова? А как называется произведение? Попробуйте поставить логическое ударение в этом предложении. Прочитайте с различной эмоциональной окраской. 1 ряд-  грустно, 2 ряд – с чувством горечи, 3 ряд- торжественно.

Работа со словом согласье: лексическое значение, синонимы, антонимы.

  • Встреча с автором.

Сегодня на уроке с нами всеми любимая поэтесса, чьё имя известно многим поколениям россиян.

Можете ли вы по фамилии автора и названию догадаться, о чём будет произведение, которое мы будем изучать и к какому литературному жанру оно будет принадлежать.

  • Первичное знакомство с текстом. 

Чтение с остановками (+прием антиципации) читаем отрывками и предполагаем, что может произойти дальше.

Басню выбрали давно,

Распределили роли,

Решило выступить звено

На утреннике в школе.               Что произойдёт дальше?

Решили девочки прочесть

«Квартет», такая басня есть.

Светлане роль не подошла:        

— Я вовсе не упряма,

Зачем же мне играть осла?

Мне не позволит мама.           Что дальше?

О чём это произведение?

  • Словарная работа

Перечитайте текст. Встретились ли в тексте непонятные слова? К какому словарю нужно обратиться, чтобы найти значение слова «звено»? Выберите из всех значений этого слова то, в котором оно употреблено в нашем тексте?

Как вы понимаете значение выражения пуститься наутёк?

  • Определите жанр произведения?
  • Выразительное чтение с последующей взаимооценкой

Дети собирают в логической последовательности слова, зачитывают предложение и объясняют его значение.

Вспоминают, что это мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»

Работают над выразительностью речи.

Выступление заранее подготовленных детей о поэте.

Диалог детей, они высказывают обоснованные мнения.

Дети предполагают, что может произойти дальше.

Дети учатся выбирать из нескольких предложенных решений единственно верное, учатся истолковывать слова и выражения.

Применение полученных знаний определения басни к произведению А.Барто. Прослушивание чтения одноклассниками с последующей взаимооценкой.

Коммуникативные УУД:

-умение строить понятные для партнёра высказывания.

— владение пересказом.

РегулятивныеУУД: умение удерживать учебную задачу

Коммуникативные: умение придавать речи эмоциональную окраску

Коммуникативные:

строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

Познавательные:

Построение несложных рассуждений

5. Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка для глаз

Личностные УУД:

-умение применять правила охраны своего здоровья

  • Работа над понимание текста

Чтобы разобраться в происходящем давайте проследим за развитием событий в тексте.

Работая в парах внимательно читайте текст и заполняйте пропуски в таблице. Проведём анализ события

Дети устанавливают причинно-следственные связи и приходят к выводу о том, что помешало ребятам выступить.

Познавательные:

осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по заданным критериям

6.        Рефлексия деятельности. Подведение итогов.

Оцените работу на уроке.

Лист самооценки работы на уроке (на парте)

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился …

было интересно

было трудно …

могу похвалить себя за то, что …

могу похвалить одноклассников за то, что …

больше всего мне понравилось …

мне показалось важным …

для меня было открытием то, что

Если бы вы могли встретиться с героями этого произведения, то какой совет бы им дали. Как вы думаете, пригодятся ли нам знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни? Где? Самооценка работы на уроке.

Личностные УУД:

 -представление о границах собственного «знания» и «незнания»;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

7.       Домашнее задание.

Я бы хотела предложить вам написать небольшое сочинение в «Творческой тетради» о том, что такое по-вашему согласие.

Выразительное чтение басни.

Повышенный уровень: заучивание басни наизусть.

Дети выбирают и записываю домашнее задание.

Регулятивные УУД:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

На чтение 6 мин Просмотров 1.1к. Опубликовано

Сказка — притча про паршивую овцу

Сказка — притча про паршивую овцу — поучительный рассказ для всей семьи.

Откуда взялась поговорка «паршивая овца»? Сказка может открыть вольное толкование выражения.

Далеко-далеко, за горами, за реками, был зеленый луг с пасущимися овцами которых охраняла овчарка. Все овцы слушали овчарку, потому что она был их проводником и следила за тем, чтобы они не попали в беду.

— Помните, что овцы всегда держатся за стадо и никогда никуда не ходят одни, — напоминала им овчарка каждое утро, когда они паслись на своем зеленом пастбище. — В лесу есть волки, которые любят отведать баранину. Также не подходите к большой реке возле леса, потому что она слишком глубока для овец. А в горах это слишком опасно, ведь там пропасть в которую можно упасть.

Овцы слушалась Овчарки, держалась вместе и никуда без надобности не уходили. Они спокойно гуляли по лугам, у них было много травы и воды в ближайшем ручье.

Все овцы в стаде были белыми, кроме одной, полностью черной. Его назвала Черная Овца. Однажды, когда Черная Овца съела свою траву и впитывала воду с солнцем, она легла на лугу и растянулась на солнышке, греясь на солнышке. Она задавалась вопросом, почему только она черная, а остальные сестрички белые. Она наконец поняла, что как только она черная, она особенная. Из-за этой «уникальности» ее голова запуталась, и она заснула, устав думать. Ей приснилось, что она вожак стада, а не пастырь. Когда она проснулась, она обнаружила, что, поскольку она черная и, следовательно, особенная, она также самая умная, и, поскольку она самая умная, она очень любит слушать.

Черная овца очень хотела поделиться этой новостью с другими овцами. Поэтому она поднялась на холм и сделала заявление.

— Эй, овцы, с сегодняшнего дня я, Черная Овца, буду вести тебя и рассказывать, что для тебя хорошо!

— А зачем вам вести нас? — спросила одна из овец.

— Потому что я черная! — крикнула Черная Овца решительно и с большой уверенностью.

— Действительно, черный, — кивнули между собой овцы.

«Тот факт, что ты черная, не означает, что ты можешь вести стадо», — сказала овчарка.

— О да, могу! Черная Овца крикнула: «Я овца, а ты собака!» Собака не может вести овец, собака может вести за собой других собак! Овца должна вести овец. Овца за овцой!

Овчарка была умной собакой и не собиралась спорить с Черной овцой.

— Ну КТО НЕ СОГЛАСЕН !? — спросила Черная Овца с высоты холма.

Наступила тишина. Единственным звуком было журчание ближайшего ручья. Ни одна овца не возразила. Черная Овца гордо выпрямилась.

— Отныне я проводник стада! — торжественно объявила она.

Овчарка посмотрела на овцу, повернулась и молча ушла.

После такого впечатляющего успеха на выборах Чарна Овца приказала стаду перебраться на луг у леса.

— Идем на поляну возле леса. Там лучше травы, больше воды в большой реке и тени под деревьями. У нас будет много места, источник воды и отдыха.

Овцы послушно последовали за новым проводником. Но они помнили, что Овчарка предостерегала их от леса с волками и течения глубокой воды.

Трава на лугу возле леса имела такой же вкус, как и на старом пастбище, но Черная овца утверждала, что она намного вкуснее, и все овцы согласились, что она права, потому что они не хотели ее обидеть. Когда они насытились пищей, они почувствовали жажду. Итак, они пошли к ближайшей реке. Это был не тихий ручей, как на старом лугу, а большая бурная река. Вода в нем была глубокой и быстро текла по каменистому дну. Овца в страхе приблизилась к берегу. Видя их нерешительность, Черная Овца подбежала к ним и стала их подбадривать.

— Давай, барашки, пейте чистую воду! — крикнула она и толкнула сзади несколько овец.

Овцы столкнулись друг с другом, началась паника, и те животные, которые были ближе всего к берегу, оказались в воде. Их сразу унесло стремительное течение. Они уплыли, жалобно крича о помощи.

— Смотрите что вы натворили! Черная Овца крикнула остальным овцам, оставшимся на берегу: «Не ведите себя так, каждой воды хватит!»

Уменьшившееся стадо наконец утолило жажду, хотя еще несколько овец упали в воду. Вечером овца легла на траву и заснула. Однако в ту ночь они не выспались! Голодные волки выскочили из леса и схватили несколько овец из стада. Черную овцу не взяли, потому что она была черной и ночью ее полностью не было видно.

На следующий день Черная Овца приказала еще раз пойти в место, где, как она уверяла, не появится ни один волк.

«Мы идем в горы», — сказала она.

— В горы? — испугались овцы.

— Да. Высоко в горах волков нет. Погнали!

Овца вспомнила, что Овчарка предупреждал о горах, потому что там трудно ходить, много камней, мало травы и можно упасть в пропасть. Но овчарки там не было, и горы казались лучше, чем волки, выскакивающие из леса. Итак, они последовали за Черной Овцой. Когда они начали лазить, они быстро устали, потому что с утра мало ели и не обладали большими силами.

— Может, мы отдохнем и поедим травы, мы устали! — предложила одна овца.

«Вы отдохнете, когда мы поднимемся наверх», — сказала Черная Овца и продолжила восхождение.

«С меня хватит, я не пойду, пока не поем и не отдохну», — ответила одна из старых овец, и остальная часть стада подержала её, что означало, что им очень понравилась идея.

— Что вы сказали? Вы против гида? Черная Овца зарычала. — Я научу вас уму! — закричала она и побежала с холма к непослушной овце.

Но она так ускорилась, что ее ноги запутались, она споткнулась о камень и начала так быстро кувыркаться, что было невозможно увидеть, где были голова, ноги и круп. Она проскочила мимо усталой овцы, отскочила от камня и упала в пропасть.

Овцы посмотрели друг на друга и, не говоря ни слова, начали спускаться. Они вернулись на старый луг, где с большой радостью увидели одинокую овчарку. С тех пор ни одной овце не приходило в голову вести стадо в одиночку.

Зара на Алиэкспресс

Как очистить память на андроиде

Акт посещения семьи 2021-2022 образец

На сайте Литерагуру представлен рассказ Ивана Тургенева «Воробей» в кратком изложении, а также отзыв по нему для читательского дневника.

Краткое изложение

Центральный персонаж в рассказе – умный и добродушный охотник, именно он является повествователем событий, происходивших в произведении.

Как-то раз рассказчик возвращался домой с охоты. Он двигался по садовой аллее. Его собака по кличке Трезор бежала впереди. Неожиданно она замерла, как вкопанная, и приникла к земле. Затем пес стал тихо красться к какой-то еще невидимой добыче.

Вглядевшись, охотник заметил на тропе крохотного воробышка. Видимо, желторотый птенчик вывалился из гнезда. Беззащитный воробей сидел на дорожке, беспомощно расправив крылья. Он не знал, как себя вести и что нужно делать.

Собака незаметно приближалась к воробышку.  И в это мгновение она увидела, что вниз, наземь, слетает второй воробей с черной грудкой. Это была старая птица. Оказавшись на земле, храбрый воробей всеми способами старался отвлечь пса от своего птенца.

Было видно, что взрослый воробей сам испытывал сильный страх, но, невзирая на то,  он отчаянно приближался к собачьей пасти. Несомненно, для маленькой птицы, пес казался великаном, но она была готова принести в жертву собственную жизнь, лишь бы спасти жизнь своему желторотому малышу.

Собака замерла, ощутив невиданную стойкость и смелость воробья. Герой-рассказчик заторопился отозвать смущенного Трезора, так как не хотел, чтобы пес навредил самоотверженной птице.  На самого охотника увиденное произвело сильное впечатление, и он еще долго вспоминал об этом.

Продолжая свой путь, главный герой теперь думал о величайшем чувстве, которое может одержать победу над страхом и смертью. Это светлое и сильное чувство называют любовью, и именно, благодаря ему, происходит развитие жизни.

Отзыв

Рассказ Ивана Тургенева «Воробей» создан в 1878 г. и вошел в его известный цикл прозаических стихов. Опубликовал произведение впервые в 1882 году журнал «Русский вестник». Мне оно понравилось, потому что имеет большой поучительный смысл, и в нем благополучный конец. Центральная тема рассматриваемого рассказа – любовь родителя к собственному ребенку. А основная мысль его состоит в том, что любовь является главной движущей силой существования и развития нашего мира. Все живые организмы находят в ней мудрость, для воспроизведения себе подобных, продления и сохранения рода. 

Рассказ «Воробей» предлагает поразмышлять о многом. Ведь в основе всего живого лежит любовь, без нее жить невозможно, и это чувство должно быть большим, сильным и искренним. Людям нужно стремиться любить самоотверженно и смело, так, как это делает старый воробей в произведении Тургенева. Я с волнением и с восторгом читала и перечитывала этот рассказ, каждый раз поражаясь воробьиной любви и его готовности любой ценой, даже ценой собственной гибели сохранить жизнь своему ребенку.

Также этот рассказ напомнил мне о своем участии в спасении птиц и животных.  Я не раз наблюдала аналогичные случаи в природе и помогала избежать гибели раненому скворцу, выпавшим птенцам ласточки, ежонку. Также мне вспомнился удивительный случай, как однажды ласточки подняли меня на рассвете истошным щебетаньем, прося о помощи, подлетев к открытой форточке, когда к их гнезду попытался подобраться кот. Тогда я заторопилась прогнать обидчика, и ласточки всей стаей, опережая меня, бросались на него, норовя клюнуть. А кот, прижав уши и сузив глаза, решительно приближался к гнезду. Мой громкий крик и вид хворостины напугал его, и он, сорвавшись на пол террасы, торопливо скрылся в садовых кустах. А ласточки словно благодарили меня – они принялись весело порхать и щебетать надо мной. Я очень обрадовалась, что помогла птицам. Я тоже люблю природу, всегда стараюсь защитить животным, часто наблюдаю за поведением птиц и других живых существ, и мое мнение совпадает с мнением писателя, что любовь нужно ценить и беречь во всяком ее проявлении.

Тургенев, сочиняя рассказ «Воробей», затронул весьма серьезные моральные проблемы и вопросы, такие как, сложный нравственный выбор, признание любви, жертвенность любви родителей, благополучие детей, взаимоотношения в природе.

Пес Трезор, столкнувшись с проявлением жертвенной родительской любви старого воробья, отказался от коварного намерения поймать птенца. Он был поражен воробьиной смелостью. Мое впечатление о рассказе «Воробей» положительное. Я рада, что рассказ имеет благополучное завершение:  и охотник, и собака не причинили воробьям вреда, оставили их в естественной среде обитания.

Подводя итог, хочется отметить, что рассказ И.С. Тургенева «Воробей» имеет очень глубокий поучительный смысл. Писатель показал, какой огромной и жертвенной может быть любовь родителя по отношению к своим детям. Содержание этого произведения помогает читателям увидеть, что материнским инстинктом владеют не только люди, но и другие живые существа. Только наличие этого чувства движет поведением родителей, заставляя их совершать высокие, самоотверженные поступки, до последнего защищать жизнь и благополучие каждого своего ребенка.

Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

как одно из морально-этических

ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

персонажа, рассказывать о его действиях,

выражать к ним свое отношение

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

 личности: совесть, дружелюбие,

отзывчивость

Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая 
  — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
  — обучать умению поиска информации в компьютере;
  Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
  повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
  культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

 формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

Оборудование: презентация

Ход урока:
I. Организационный момент 
 

Слайд 2

  Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

будете работать на протяжении всего урока.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

Слайд 3

СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи.
  а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

Слайд 4

Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
 Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

а себе – сосисок нажарила с салом.
 Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
 Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.  

б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

Слайд 5

— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Слайд 6 

Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать 

— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

Слайд 7

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. 

Слайд 8

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
до-бро-душ-ный (добрая душа),  
у-крад-кой (тихо, незаметно), 
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ. 
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

Слайд 9

— Что вы видите на ней? Опишите.

Физминутка.

4. Подготовительная работа к чтению. 

Слайд 10

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

беспощадная совесть). 
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой? 
Слышали ли вы от людей такие слова: 

Слайд 13

Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

Слайд  14

— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами: 

Слайд 16

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.

VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

Слайд 18

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.» 
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман, 
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя? 
  Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20

Проверочная работа по разделу
«Русские писатели»._________________________

1 вариант.

1. Как называются сказки, которые написаны определенным
автором?

а) народные     б) авторские     в)
интересные     г) старинные

2. Запиши фамилии русских писателей.

Александр Сергеевич ______________________

Лев Николаевич ______________________

Иван Андреевич ______________________

3. Какие произведения  НЕ  создавал А. С. Пушкин?

а) сказки      б) стихи        в) басни       г)
поэмы

4. И.А.  Крылов писал:

А)
сказки          Б) рассказы      В) басни
      Г) стихи            

5. Соедини автора и его
произведение:
1) Сказка о рыбаке и рыбке  __                          
а) И.А.Крылов 
2) Лебедь, рак и щука  __                                     б) А.С.Пушкин 
3) Котенок  __                                                        в)
Л.Н.Толстой
4) Старый дед и внучек  __
5) Косточка  __

6. Что такое басня?

А)
рассказ, в котором  герои — животные

Б)
сказка, в которой герои разговаривают

В) короткий, чаще
всего стихотворный поучительный рассказ, где вместо людей действуют звери,
птицы, деревья, вещи

7. Узнай героя по его
описанию.

Упрямая.
Только своё дело знает, тянет в воду.

А)
Лебедь      
Б) Рак    
 
 в) Щука     Г) Стрекоза

8. Каким был мальчик Вася из рассказа Л.Н.Толстого «Котёнок»?

А)
хвастливым        
Б) смелым 
    В) трудолюбивым
        Г) хитрым

9. Из какого произведения эти строки?

«Там русский дух…..там Русью пахнет».

А)
«Вот север, тучи нагоняя…»           В) «Сказка о
рыбаке и рыбке»

Б)
«Евгений Онегин»                  
          Г) «Руслан и Людмила»

10. Узнай героя по его описанию.

Неповоротливый,
нерасторопный,  пятится назад
.

А)
Щука    
Б) Рак      В)
Лебедь  Г) Муравей

11. Прочитай и определи, к какому жанру относится это
произведение.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

а) рассказ  б) сказка   в) стихотворение      г) басня

12. Из какого  произведения данный отрывок?

«Стал дед совсем стар. Ноги у него не ходили, глаза не
видели, уши не слышали, зубов не было.  И когда он ел у него текло изо
рта.  Сын и невестка перестали его за стол сажать, А давали ему обедать за
печкой».

А)
«Филипок»                    
                 В) «Сказка о
рыбаке и рыбке»

Б)
«Старый дед и внучек»                  Г)
«Правда всего дороже»

13. ЗАПИШИ   НАЗВАНИЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.
Филипп взял шапку и тоже хотел идти. Но мать его не пускала в школу.

название_______________________.

Были брат и сестра – Вася и Катя; и была у них кошка. Весной кошка
пропала. Дети её искали везде, но не могли найти. Один раз они играли подле
амбара и услыхали над головой – что-то мяучит тонкими голосами.

Название________________________.

Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не идет

И выйдет из него не дело, только мука.

Название____________________________.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный;

Все ходит по цепи кругом.

Название__________________________.

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку
бросил за окошко.» И все засмеялись, а Ваня заплакал.
название:___________________________________

14. ВОССТАНОВИ ТЕКСТ:

*Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою
_____________________.

*Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно
_____________________».

*На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое
____________________________

*Попрыгунья Стрекоза

Лето красное ______________ »

*«Там чудеса: там леший бродит, ______________________ на ветвях
сидит»

«Там королевич мимоходом пленяет грозного _______________»

*«С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в _____________.»

*«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую ______________.»

Проверочная работа по разделу
«Русские писатели»._________________________

2 вариант.

1. Как называются сказки, которые придумал народ?

а) народные     б) авторские     в)
интересные     г) старинные

2. Запиши фамилии русских писателей.

Лев Николаевич ______________________

Александр Сергеевич ______________________

Иван Андреевич ______________________

3. Какие произведения  НЕ  создавал А. С. Пушкин?

а) сказки      б) басни        в) стихи       г)
поэмы

4. И.А.  Крылов писал:

А)
сказки          Б) рассказы      В) стихи
     Г) басни           

5. Соедини автора и его
произведение:
1) У Лукоморья дуб зелёный  __                          
а) И.А.Крылов 
2) Стрекоза и муравей  __                                     б) А.С.Пушкин 
3) Косточка  __                                                        в)
Л.Н.Толстой
4) Старый дед и внучек  __
5) Филипок  __

6. Что такое басня?

А)
рассказ, в котором  герои — животные

Б)
короткий, чаще всего стихотворный поучительный рассказ, где вместо
людей действуют звери, птицы, деревья, вещи

В) сказка,
в которой герои разговаривают

7. Узнай героя по его описанию.

Упрямая.
Только своё дело знает, тянет в воду.

А)
Лебедь      
Б) Рак    
 
 в) Щука     Г) Стрекоза

8. Каким был мальчик Вася из рассказа Л.Н.Толстого «Котёнок»?

А)
хвастливым        
Б) смелым 
    В) трудолюбивым
        Г) хитрым

9. Из какого произведения эти строки?

«Там русский дух…..там Русью пахнет».

А)
«Вот север, тучи нагоняя…»           В) «Сказка о
рыбаке и рыбке»

Б)
«Евгений Онегин»                  
          Г) «Руслан и Людмила»

10. Узнай героя по его описанию.

Неповоротливый,
нерасторопный,  пятится назад
.

А)
Щука    
Б) Рак      В)
Лебедь  Г) Муравей

11. Прочитай и определи, к какому жанру относится это
произведение.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

а) рассказ  б) сказка   в) стихотворение      г) басня

12. Из какого  произведения данный отрывок?

«Стал дед совсем стар. Ноги у него не ходили, глаза не
видели, уши не слышали, зубов не было.  И когда он ел у него текло изо
рта.  Сын и невестка перестали его за стол сажать, А давали ему обедать за
печкой».

А)
«Филипок»                    
                 В) «Сказка о
рыбаке и рыбке»

Б)
«Старый дед и внучек»                  Г)
«Правда всего дороже»

13. ЗАПИШИ   НАЗВАНИЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу.
Филипп взял шапку и тоже хотел идти. Но мать его не пускала в школу.

название_______________________.

Были брат и сестра – Вася и Катя; и была у них кошка. Весной кошка
пропала. Дети её искали везде, но не могли найти. Один раз они играли подле
амбара и услыхали над головой – что-то мяучит тонкими голосами.

Название________________________.

Когда в товарищах согласья нет

На лад их дело не идет

И выйдет из него не дело, только мука.

Название____________________________.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный;

Все ходит по цепи кругом.

Название__________________________.

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку
бросил за окошко.» И все засмеялись, а Ваня заплакал.
название:___________________________________

14. ВОССТАНОВИ ТЕКСТ:

*Старик ловил неводом рыбу, а старуха пряла свою
_____________________.

*Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно
_____________________».

*На пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое
____________________________

*Попрыгунья Стрекоза

Лето красное ______________ »

*«Там чудеса: там леший бродит, ______________________ на ветвях
сидит»

«Там королевич мимоходом пленяет грозного _______________»

*«Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую ______________.»

*«С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в _____________.»

  • Что такое построение сказки
  • Что такое подвиг сочинение рассуждение кратко
  • Что такое позиция автора в сочинении
  • Что такое подлость определение для сочинения
  • Что такое подвиг сочинение 4 класс кратко