Что такое построение сказки

Самая простая и естественная схема организации любой истории линейная. это система по которой зритель/слушатель/читатель узнает о событиях именно в

Самая простая и естественная схема организации любой истории – линейная. Это система по которой зритель/слушатель/читатель узнает о событиях именно в том порядке, в котором они произошли. То есть хронологически. Экспозиция, появление конфликта, развитие конфликта, усугубление, кульминация финал. От начала к концу. От первого шага к приключениям до финала.

Но чем больше люди слышали историй, чем лучше развивался сторителлинг, тем чаще возникали сюжеты, построенные с нарушением хронологического порядка. Такой тип повествования называется нелинейным.

Именно о нем мы и поговорим в этом материале.

Зачем нужно нелинейное повествование

Нелинейное повествование – это игра со зрителем. Она заставляет публику думать, складывать разрозненные куски в единое целое. Ведь при таком подходе трудно сразу уловить причинно-следственные связи между событиями.

Это похоже не решение загадок или головоломок. Соответственно и удовольствие зритель получает такое же, как при решении интересных задач.

Кроме того, благодаря нелинейному повествованию сценарист может решить какие-то свои драматические задачи. Усилить эффект от какой-то сцены, замаскировать проседание действия в каком-то моменте, придержать сюжетный твист, нагнать интриги, запутать зрителя и тд.

Так почему же все истории не пишутся нелинейно?

Начнем с того, что организовать историю в слаженную нелинейную структуру, гораздо сложнее, чем рассказать все хронологически. И потому не каждая история достойна таких дополнительных усилий. Какая достойна? Сложный вопрос. В каждом конкретном случае нужно решать отдельно. 

Но вот несколько самых основных признаков того, что история подходит под нелинейное повествование:

  • Нет единства времени и пространства. История или чаще несколько историй затрагивают и настоящее, и прошлое (или настоящее и будущее). Да еще и могут происходить в разном сеттинге. Такую конструкцию можно увидеть, например, в «Облачном атласе» или «Крестном отце 2». В некоторых случаях эти истории могут частично пересекаться, как, например, в «Криминальном чтиве».
  • Сюжет крутится вокруг одного какого-то события. Это может быть вечеринка, убийство или еще какой-то необычный день, к которому сюжет будет раз за разом возвращаться. Так, например, построен детектив «Достать ножи».
  • При хронологическом пересказе, есть часть, драматургически выбивающаяся из канонов. Например, в середине истории происходит поворот, гораздо мощнее, чем в кульминации. Или экспозиция выходит длиннее, чем нужно. Так, например, нелинейное повествование появилось в фильме «Дедпул». При хронологическом порядке, все события наполненные экшеном были бы сосредоточены во второй половине этой истории. А первая часть фильма от этого сильно бы проседала.
  • В сюжете есть повороты, которые лучше сыграют, если зритель узнает о них позже или наоборот, раньше, чем они случатся. В основном это касается фильмов про мошенников «11 друзей Оушена», «Афера» и тд.

Разумеется, для использования нелинейного повествования могут быть и другие причины. Например, без него просто невозможно показать эту историю. В качестве примера можно вспомнить фильм «Вечное сияние чистого разума».

Не стоит путать нелинейное повествование, как способ организации истории, и нелинейный сюжет, который создается в интерактивных медиа. Нелинейный сюжет, это когда потребитель (зритель/игрок/читатель) сам решает, куда двинется сюжет. И от его решений конструкция истории меняется. Чаще всего этот концепт используется в компьютерных играх, где от действий игрока может меняться финал истории или способы прохождения заданий. Но технологии привносят этот, же подход и в другие медиа. Например, один их эпизодов сериала «Черное зеркало» – «Брандашмыг» снят и смонтирован именно с применением нелинейного сюжета. В конце каждого эпизода зритель решает куда дальше пойдет история и в итоге, каждый видит свою версию этого эпизода сериала.

Виды нелинейного повествования

Играться со временем и структурой можно самыми разными способами. Большинство сценаристов и большинство режиссеров заходящих на это поле, пытаются привнести в нелинейное повествование что-то свое, что-то новое. И некоторым это даже удается.

Но есть несколько общих приемов, которые используются чаще всего:

  • Игры с композицией: рамочная, сквозная, кольцевая
  • Прыжки во времени: флешбэки, флешфорварды, флешсайд
  • Фрагментарная структура.
  • Инверсия времени: истории задом наперед
  • Возврат к одному событию

Разумеется, если ваша идея это позволяет, можно попробовать использовать сразу несколько приемов нелинейного построения истории. Как, например, это делали в сериале «Как я встретил вашу маму». За девять сезонов авторы перепробовали все возможные комбинации средств нехронологического рассказа.

Параллельное и перекрестное действие

Создание нелинейных историй в кино очень тесно завязано на правила и техники видеомонтажа. Именно на монтаже завязаны и все возможности игр нелинейным сюжетом, и его ограничения.

Придумывая такой сценарий, автор должен четко понимать, что можно будет показать на экране так, чтобы зритель это считал, а что может оказаться слишком сложным.

Так что прежде чем садиться за нелинейную историю, изучите основные правила монтажа. В первую очередь, конечно, стоит изучить все приемы, которыми монтаж показывает параллельные и перекрестные действия на экране. Причем изучать это нужно и в теории и изучая уже готовые фильмы с нелинейным повествованием.

Параллельное действие – это события из разных сюжетных линий, которые происходят в одно и то же время, но в разных локациях. Перекрестное действие – это события, происходившие в разное время, но показанные вместе.

В первую очередь обратите внимание на монтажные склейки, их длину, как они сочетаются друг с другом. За счет чего происходит переход из одной сюжетной линии к другой. Резкий он или плавный? В чем отличия в цветокоррекции, звуковом оформлении, подборке кадров в разных сюжетных линиях? За счет чего зритель сразу определяет, какая перед ним часть истории?

И только удостоверившись, что вы понимаете, какие сложности может вызвать нелинейное повествование на монтаже, и при просмотре зрителем готового фильма, можно приступать к созданию такой истории.

Рамочная, сквозная и кольцевая композиция

Игры с композицией – это самое простое и легкое использование приемов нелинейного повествования в кино. По сути, сама история все еще остается единой и линейной за исключением пары сцен в начале, финале и иногда середины.

Рамочная композиция

Суть этого приема в том, что в начале и в конце фильма действие переносится в другое время и пространство, а сам основной сюжет показан в правильной хронологии. Чаще всего такой подход используется для того чтобы обозначить: сюжет фильма, чей-то рассказ. В начале зрителям показывают говорящего, потом переходят к основному сюжету, и только в самом финале вновь напоминают, что все это история внутри истории.

Рамочная композиция очень хорошо подходит для того чтобы настроить зрителя на восприятие волшебных или мистических сюжетов. По сути, фильм говорит публике: садитесь поудобней, сейчас мы расскажем вам сказку. 

Соответственно и примеры рамочной композиции проще всего искать в сказках. Например, такое построение используется в фильме «Эдвард Руки-ножницы». Весь основной сюжет, это сказка на ночь постаревшей героини Вайноны Райдер – Ким, своей внучке.

Также сюда можно отнести «Жизнь Пи» Энга Ли и, например, «Призрак оперы» Джоэля Шумахера.

Нужно отметить, что если вместо персонажа-рассказчика в фильме присутствует закадровый голос автора, то формально этот фильм уже не подходит под определение нелинейного повествования. Хотя эффект от закадра точно такой же как и от персонажа-сказителя.

Сквозная композиция

Это чуть более усложненный вариант рамочной композиции. Разница между ними только в том, что зрителями напоминают о рассказчике не только в начале и конце, но и несколько раз в середине сюжета.

В качестве примера этого приема можно посмотреть знаменитый «Титаник» Джеймса Кэмерона. Если кто забыл, там в течение всего повествования камера несколько раз возвращается в современность и показывает, как команда ученых-подводников слушает рассказ Роуз и даже задает какие-то уточняющие вопросы. 

Также можно вспомнить «Призрачную нить» Пола Томаса Андерсона ил «Фореста Гампа» Роберта Земекиса.

Кольцевая композиция

Этот прием построен на том, чтобы первая и последняя сцена фильма дублировали друг друга. Это может быть либо одна сцена показанная дважды, либо две сцены сходные по строению, композиции кадра или содержанию.

В первом случае это просто художественный прием. Метафора используемая для того чтобы показать что время циклично или, что истории все время повторяются. 

А вот если это в прямом смысле одна и та же сцена, показанная дважды, то ко всему прочему это еще и образец нелинейного повествования.

Одно из самых удачных примеров кольцевой композиции, на наш взгляд, был реализован в фильме Терри Гиллиама «12 обезьян». Кино начинается с воспоминания главного героя, который в детстве видел как полицейские в аэропорту убили вооруженного мужчину. А в конце фильма, в итоге приключений связанных с перемещением во времени оказывается, что тем мужчиной и был как раз, повзрослевший главный герой.

Отличный пример, когда благодаря не хитрому приему нелинейного повествования в сюжете создается еще и мощнейший твист, оставляющий у зрителей неизгладимое впечатление при первом просмотре.

Обратная и смешанная хронология

Обратная хронология – один из первых приемов нелинейного повествования опробованный в кино. Первые опыты со сценами идущими задом наперед были еще в середине двадцатых годов прошлого столетия.

Тогда же режиссеры экспериментировали с ускорением или замедлением отдельных моментов. Например, уже в легендарном «Броненосце «Потемкине» Сергей Эйзенштейн, настолько растянул сцену с катящейся по потемкинской лестнице в Одессе детской коляской, что многие до сих пор оказавшись там впервые, не верят, что это – то самое место.

Сегодня сцены показанные в рапиде (замедлении) или ускоренном воспроизведении прочно поселились в кино и уже не вызывают былого восторга. Часто такие приемы показываются для создания экшен сцен, чтобы одновременно показать стремительность боя и дать зрителям время рассмотреть самые зрелищные удары. А например, Джеки Чан во многих своих ранних фильмах самые сложные трюки показывал по 3-4 раза с разных камер, тоже для того чтобы публика рассмотрела все детали и убедилась что все это снято без использования каскадеров.

Что касается обратной хронологии, то и здесь эксперименты киноделов продолжаются. Взять хотя бы «Необратимость» Гаспара Ноэ или «Помни» Кристофера Нолана, в обоих случаях сами сцены идут в хронологическом порядке, но в фильме они выстроены в обратной хронологии, начиная с самой последней.

Прыжки во времени

Можно сказать, что это подраздел смешанной хронологии. Сюда входят приемы при которых, когда события основной истории на какой-то момент приостанавливаются и сюжет переключается на сцены из другого временного отрезка: прошлого – флешбеки, будущего – флешфорварды или даже альтернативной вселенной – флешсайды.

При этом события другой временной линии могут быть как эпизодическими, так и составлять полноценные сюжетные линии.

В качестве примеров можно посмотреть «Бессонницу» Кристофера Нолана (флешбек) , «Гладиатора» Ридли Скотта (флешбек), «Бойцовский клуб» Девида Финчера (флешфорвард), «Области тьмы» Нила Бергера (флешфорвард), «Беги, Лола, беги» Тома Тыквера (флешсайд) или «Остаться в живых» (флешбэк, флешфорвард, флешсайд).

Подробнее об использовании прыжков во времени можно прочитать в одной из наших предыдущих статей.

Тот факт, что в компьютерных играх больше ценится нелинейный сюжет как вид интерактива, не означает, что в них не может быть классического нарушения хронологии в повествовании. Во многих играх есть отдельные миссии или уровни, которые по сути являются флешбэками или флешфорвардами по отношению к основной истории.

Фрагментарная структура

Особняком стоят фильмы и сериалы, где события перемешаны таким образом, что с первого раза невозможно соотнести отдельные сцены с их правильным местом в истории. 

Кажется, что в таких фильмах и даже некоторых сериалах события намешаны хаотично, безо всякой логики.

Разумеется, иногда и такое бывает. Например, режиссер и сценарист фильма «Господин Никто» Жако Ван Дормаль, признавался, что при черновом монтаже использовал карточки с номерами сцен, которые тасовал перед работой в случайном порядке. И только на втором или третьем этапе монтажа привносил в получившийся винегрет какие-то едва заметные логические цепи.

Но чаще всего, внутренняя логика фрагментарного повествования есть с самого начала. Просто ее зрителю еще нужно разгадать. Например, в «Криминальном чтиве» сюжет состоит из пяти новел, часть из которых идет линейно, а часть разбита на отдельные фрагменты и раскидана по всему сюжету. Но при этом и сами новеллы идут не в хронологическом порядке: самая последняя может стоять в середине, вторая в конце, а первая между ними.

И все же при повторном просмотре зритель уже понимает даже такую запутанную структуру и видит всю логику событий.

А, например, в первом сезоне «Мира дикого запада» логика еще проще, просто она лучше скрыта и потому большинство зрителей не разгадали ее до конца сезона. Весь трюк в том, что часть сюжета это события, идущие за много лет до нынешних, о чем можно догадаться как по малейшими нестыковкам, так и наоборот странным совпадениям.

Разумеется, литература освоила нелинейное повествование задолго до кинематографа. Например, еще в «Герое нашего времени» Михаила Лермонтова события перетасованы в случайном порядке.

Повтор события

Последний из популярных приемов создающих нелинейное повествование. Уже из названия видно, что это истории которые раз за разом возвращаются к одному и тому же событию.

И каждый раз это событие должно как-то видоизменяться для зрителя. Это могут появляться новые детали. Появляться новая информация из-за которой события будут восприниматься иначе. Это событие могут пересказывать разные люди с эффектом ненадежного рассказчика. То есть перевирая какие-то вещи, опираясь на субъективное восприятие и недопонимание мотивов других участников событий.

Понятно что, лучше всего такой прием смотрится в детективах и триллерах. Для примера можно посмотреть уже упоминавшийся выше фильм «Достать ножи» или сериал «13 причин почему». Но в ряде случаев повтор событий может использоваться и в других жанрах. В сериале «Как я встретил вашу маму» этот прием используется для создания комедии. А в фильме «День сурка», как основное драматическое препятствие главного героя. Повтор одного события в буквальном смысле становится самой главной проблемой героя Билла Мюррея – Фила.

Примеры фильмов и сериалов с нелинейным повествованием

  • «Криминальное чтиво» — сцен. Квентин Тарантино, Роджер Эвери (1994 г)
  • «Исчезнувшая» — сцен. Гиллиан Флинн (2014 г)
  • «Начало» — сцен. Кристофер Нолан (2010 г)
  • «Беги, Лола, беги» — сцен. Том Тыквер (1998 г)
  • «Престиж» — сцен. Джонатан Нолан, Кристофер Нолан (2006 г)
  • «Достать ножи» — сцен. Райан Джонсон (2019 г)
  • «12 обезьян» — сцен. Дэвид Вебб Пиплз, Джанет Пиплз (1995 г)
  • «Как я встретил вашу маму?» — созд. Картер Бейз, Крейг Томас (2005 – 2014 г)
  • «Мир дикого запада» — созд. Джонатан Нолан, Лиза Джой (2016 – наст. вр.)
  • «Почему женщины убивают» — созд. Марк Черри (2019 – наст. вр.)
  • «Остаться в живых» — созд. Дж. Дж. Абрамс, Деймон Линделоф, Джеффри Либер (2004-2010 г)
  • «Тьма» — созд. Баран бо Одар, Янтье Фризе (2017 – 2020 г)
  • «Город грехов» — сцен. Фрэнк Миллер (2005 г)
  • «Крестный отец 2» — сцен. Фрэнсис Форд Коппола, Марио Пьюзо (1974 г)
  • «Облачный Атлас» — сцен. Лана Вачовски, Том Тыквер, Эндрю Вачовски (2012 г)
  • «Эффект бабочки» — сцен. Дж. Мэки Грубер, Эрик Бресс (2004 г)
  • «Вечное сияние чистого разума» — сцен. Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут (2004 г)
  • «Господин Никто» — сцен. Жако Ван Дормаль (2009 г)
  • «Помни» — сцен. Джонатан Нолан, Кристофер Нолан (2000 г)
  • « 13 причин почему» — созд. Брайан Йорки (2017-2020 г)
  • «Необратимость» — созд. Гаспар Ноэ (2002 г)

Анализ существующих программ по литературному чтению в начальной школе с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.

С точки зрения непрерывности литературного образования, программы по литературному чтению и литературе можно условно разделить на две группы.

Первая группа — программы, охватывающие весь (или почти весь) период литературного образования в школе. К ним относятся программа «Инновационная школа» (1–4 класс – авторы-составители Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова, 5–9 классы — авторы-составители: Г.С. Меркин (программа для 5-9 классов), С.А. Зинин (программа для 9 класса), 10–11 класс — авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

Вторая группа — программы, рассчитанные на конкретную ступень образования: например, для начальной школы — программы Л.Ф. Климановой и др. (Школа России); Л.А. Ефросининой (Начальная школа XXI век), О.В. Кубасовой (Гармония), Н.А. Чураковой (Перспективная начальная школа); для средней школы — программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. Рассмотрим, как концепция преемственности реализуется в программах на начальном этапе непрерывного литературного образования, в частности в процессе изучении произведений устного народного творчества.

Рассмотрим курс литературного чтения УМК «Школа России», «Школа 21 век» и «Инновационная начальная школа».

Курс литературного чтения, который разработан Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой и др. в УМК «Школа России», представляет собой первую ступень единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, начальным этапом обучения, на котором ученик с позиции слушателя переходит на позицию читателя. Авторы программы рекомендуют педагогу сконцентрировать внимание начинающего читателя на словесно-образной природе художественного произведения, на отношении автора к героям и окружающему миру, на нравственных проблемах, которые волнуют писателя.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания. Сравнение прозаической и стихотворной речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различие). Жанровое разнообразие произведений.

Учащиеся 1 класса изучают русские народные сказки «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака», учатся сравнивать сказки на одну тему, а также сравнивать литературную и народную сказки после знакомств со сказками Пушкина А. С. При знакомстве с загадками, небылицами, потешками учатся сочинять свои загадки и небылицы. При изучении народных песенок дети обращаются не только к русским песенкам, но и к английским.

Во втором классе значительно расширяется круг чтения и изучаемых теоретических понятий. В работе с пословицами русского народа учатся сочинять свои пословицы. Продолжают знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества – потешки, прибаутки, считалки и небылицы, а также рассматривают русские народные песни. Русские народные сказки — «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два Мороза». На примере знакомства с зарубежными сказками учащиеся сравнивают героев зарубежных и русских сказок.

В 3 классе русские народные песни рассматривается в их разнообразии (лирические, шуточные, о природе). Вводится термин «докучные сказки». Изучаются художественные особенности волшебных сказок: лексика, построение (композиция). Большое внимание уделяется творческой и проектной деятельности учащихся — инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, сочинение сказки или продолжения сказки.

На четвертом году обучения учащиеся знакомятся с таким жанром устного народного творчества как былина. В разделе «Летописи. Былины. Жития» Представлены два теста об Илье Муромце «Три поездки Ильи Муромца» и «Ильины три поездочки» (стихотворный вариант). Кроме того, в разделе авторы учебника поместили такие, примыкающие к фольклору, произведения как летопись и житие. Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего» и Житие Сергея Радонежского.

Содержание учебников курса «Литературное чтение» УМК «Начальная школа XXI века», который создан с Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам. В структуру курса интегрированный курс «Литературное слушание», ведущая идея которого углубить процесс восприятия художественного произведения, поддержать и развить интерес к чтению в тот период, когда сам ребенок ещё недостаточно обладает навыком самостоятельного чтения. Исходя из этого, уроки литературного слушания не столько решают дидактические задачи, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое внимание авторы данной программы уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию их учебной инициативы и самостоятельности.

Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе.

В первом классе учащиеся начинают изучать произведения устного творчества: сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы, вырабатывают умение различать эти жанры.

В разделах «Читаем сказки, загадки, скороговорки» и «Читаем сказки, пословицы, считалки» ребята читают русскую народную сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть», знакомятся с понятиями сказка, рассказ, пословица, песня, скороговорка, учатся отличать сказку авторскую от народной, сказки о животных и волшебной сказки. Для этого в программу включены для ознакомления отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, сказки В. Сутеева «Кораблик», «Палочка-выручалочка», В. Бианки «Лис и мышонок», М. Пляцковского «Урок дружбы» и др. В основном на этом году обучения в программу включены сказки о животных. Они более понятны для ребят этого возраста. Пословицы и загадки включены в каждый раздел учебника и отражают его тему.

Во втором классе происходит более осознанное изучение терминов устного народного творчества, фольклора, продолжается работа с теми жанрами фольклора, которые были в программе первого класса, происходит значительного расширение круга чтения произведений. Изучаются русские народные сказки «У страха глаза велики», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей», «Хаврошечка», а также народная сказка «Снегурочка» в сопоставлении с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка», сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Это дает возможность детям увидеть истоки народной сказки в литературной авторской сказке. На втором году обучения происходит знакомство с былинами («Как Илья из Мурома богатырем стал», «Три поездки Ильи Муромца»), а также расширяется география сказок. В круг чтения добавляются сказки народов России – татарская народная сказка «Три сестры» и зарубежные сказки – народные английские, норвежские, украинские, и авторские сказки зарубежных писателей (Братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро). Продолжается изучение народных песен, колыбельных на сопоставлении народных вариантов и авторских («Спи, младенец мой прекрасный…» М. Лермонтова). Малые жанры фольклора – загадки, пословицы мы видим в каждом разделе учебника, вводится понятие заклички.

В третьем классе продолжается изучение жанров фольклора. Дети знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Так, учащиеся не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки), обращается внимание на художественные особенности построения сказки (присказки). В раздел «Былины» включено четыре произведения этого жанра — «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микул», в изучении которых учащиеся получают первые представления о литературных приемах.

В четвертом классе предусмотрена работа с произведениями фольклора разных народов мира, сравнение произведений фольклора, использование их в речи, а также выполнением работ творческого характера. Дается более развернутая характеристика основных жанров фольклора, вводятся новые понятия – легенда, историческая песня и т.д. Разделом «Сказки, легенды, былины, героическая песня» начинается учебник четвертого класса. Русские народные сказки — «Марья Моревна» и «Иван-царевич и Серый волк» продолжают знакомить с миром волшебных сказок.

Впервые учащиеся приступают к изучению произведений жанра легенды: «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». В учебник также включена былина «Волх Всеславович», содержание которой близко к легенде. Вводятся героические и исторические песни, изучение их особенностей (народный герой, исторический факт, сходство со сказкой и былиной). Изучается по учебнику героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», а для самостоятельного чтения рекомендуются народная песня-слава «Русская земля» и «Суворов приказывает армии переплыть море».

В конце первой части – раздел «Мифы народов мира», в котором представлены древнегреческие (Арион, Дедал и Икар), славянские (Ярило-Солнце) и древнеиндийские (Творение) мифы.

Еще одна программа, которая используется в начальной школе «Начальная инновационная школа» (Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова). Программа построена по концентрическому принципу. Содержательное ядро курса заключено в системообразующих понятиях, охватывающих весь период обучения литературному чтению в 1 – 4 классах: человек, люди, семья, общество, мир вокруг, природа; добро и зло, красота, милосердие, сострадание, человечность, доброта, великодушие, предательство; учение, чтение, класс, школа; дружба, честность, любовь, верность, счастье; любовь к родному дому и родному краю, Отечеству; история, отвага, героизм, патриотизм, народные представления и традиции, труд и др. В каждый из этих разделов вводится тематически подобранный текст фольклорного произведения. Важной методологической основой курса «Литературное чтение» является утверждение единства урочной и внеурочной деятельности. В материалах к каждой теме, начиная со 2 класса, приводится раздел «Внеурочная работа».

1 класс. Название и содержание тематических блоков учебника отражают специфику миропонимания учеников 1 класса: «Я и моя семья» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (отрывок), сказка, народная сказка, пословица, басня. «Я и моя страна» (сказка «Откуда в Гжели синий цвет), «Я и мои друзья» (русская народная сказка «Гуси-лебеди» (отрывок), удмуртская народная сказка «Мышь и воробей».), «Я и мои дела» (татарская народная сказка «О кривой берёзе»), «Я и природа» (алтайская народная сказка «Две одёжки»).

2 класс. В этом году произойдёт важнейший перелом в сознании: от я к мы. Этот переход отражается в изменении и расширении тематических блоков: «Мы играем» (Пословицы об игре, небылицы, считалки, скороговорки, заклички, приговорки, загадки (народные и авторские), «У нас в школе» (частушки, школьные частушки, сербская народная сказка «Век живи – век учись», «У нас дома» (русские народные сказки «Хаврошечка», «Мальчик с пальчик»), «Наша природа» (Загадки о природе; пословицы; русские народные сказки «Лиса и Волк», «Петушок и бобовое зёрнышко», аварская народная сказка «Кукушка и птицы»), «Времена года» (Загадки, заклички, Русская народная сказка «Про глухаря», Русская народная сказка «Снегурочка», Русская народная сказка «Мужик и медведь»); «Мы трудимся» (башкирская народная сказка «Ленивая девочка», Словенская народная сказка «Три сына»), «Наше Отечество» (Пословицы о Родине).

3 класс. Произведения, включённые в содержание программы для 3 класса, способствуют выработке обобщённых представлений школьников об обществе, стране, мире, космосе: «Дети и взрослые» (Русская народная сказка «Дочь-семилетка», русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля)), «Дружба всего сильней» (Русская народная сказка «Зимовье зверей»; сравнение зарубежных и отечественных сказок на примере сказки братьев Гримм «Соломинка, уголёк и боб» и сказки Древнего Египта «Лев и мышь»), «Делу время, а потехе час» (Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь», русские народные песни-приговорки), «Мир природы» (Русская народная сказка «Два Мороза», чукотская народная сказка «Лисичка»), «Славные страницы российской истории» (Русская народная сказка «Никита Кожемяка», Русская народная сказка «Иван — крестьянский сын и Чудоюдо»), «Вселенная» (чувашская народная сказка «Мост Азамат», Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья»). Происходит развитие представлений о литературоведческих понятиях, изученных ранее.

4 класс – завершающий этап начального литературного образования. С одной стороны, предполагается подведение итогов четырёхлетнего изучения предмета, с другой – целый ряд включённых материалов позволяет подготовить плавный переход от курса «Литературное чтение» к курсу «Литература». При этом выделяются следующие тематические блоки: «Наши любимые сказки» (русские народные сказки «Шабарша», «Сивка Бурка», «Солдатская шинель»), «Наша семья» (Русская народная сказка «Две сестры»; шведская народная сказка «Гвоздь из родного дома»), «Наша школьная жизнь», «Наши дела и заботы», «Наша природа», «Мир вокруг нас», «Наша страна». Кроме того, в учебник 4 класса включены небольшие статьи, в которых содержатся сведения об авторах, их произведениях, важных событиях в истории страны или интересных явлениях в природе. Этот структурный элемент также выполняет пропедевтическую функцию и способствует подготовке школьников к изучению курса литературы в 5 классе.

Таким образом, все учебники литературного чтения для начальной школы построены с учетом возрастных особенностей. Фольклор изучается практически во всех классах, начинает изучаться с самых маленьких жанров, таких как поговорки, скороговорки и т.д. С каждым годом происходит наращение фольклорного материала. Он дается как самостоятельно, так и в сравнение с авторской литературы. Учебник формирует у школьника навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов. Учебный материал направлен на формирование мыслительной деятельности: умений – классифицировать предметы и понятия, путем формирования соответствующих операций, формулировать выводы, проводить анализ условий задач и заданий.

Проанализировав программы начального звена можно сделать следующий вывод. Содержание современных программ литературного чтения в начальной школе представляют произведения высокохудожественные, разнообразные по форме и содержанию. С одной стороны, это дает позитивный эффект — позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой художественной литературы, прикоснуться к ее богатствам. Но с другой стороны такое разнообразие иногда дублирует изучение некоторых фольклорных произведений в начальной и средней ступенях. Из-за несовершенства читательской техники, психолого-возрастных особенностей восприятия текста, отсутствия широкого культурного кругозора, некоторые произведения фольклорного жанра оказываются сложными для восприятия и изучения в младших классах. Или обратная ситуация – программа изучения некоторых фольклорных жанров в 5 классе практически повторяет то, что уже было рассмотрено на уроках литературного чтения в начальной школе. В первом случае нарушается принцип доступности, во втором – принцип преемственности между ступенями обучения.

Чтение и восприятие художественных текстов требует большой работы по овладению определенным кругом теоретико-литературных и историко-литературных знаний. Анализируя круг теоретико-литературные понятий, с которыми знакомятся младшие школьники на уроках по литературному чтению, можно сделать вывод, что школьники уже в начальных классах вынуждены усваивать широкий круг теоретических сведений. Надо учитывать, что успешное овладение знаниями по теории литературы определяется, прежде всего, начитанностью учащихся, а младшие школьники еще не обладают ею в нужной мере. Некоторые литературоведческие понятия остаются выпускниками начальной школы практически не усвоенными. Об этом свидетельствует и практика преподавания в 5-6 классах. Поэтому программы и учебники по литературе для средней школы вынуждены обращаться к теоретическим понятиям с позиции начальных представлений о них. Такая нескоординированность литературоведческих понятий между начальной и основной школой приводит к некоторому нарушению преемственности в освоении теории литературы на первом и втором этапах обучения. По нашему мнению, сведения по теории литературы в начальной школе должны быть минимальны. Одной из основных задач литературного чтения следует считать задачу повышения уровня начитанности младших школьников.

«Когда некоторые российские эксперты и чиновники придумывали сказки про биолаборатории, которые травят людей, они не понимали, что «закладывают бомбу» под российские биотехнологии. От тезиса «американцы поставили лаборатории, чтобы травить россиян» до «власть придумала вакцину, чтобы травить россиян» — расстояние очень маленькое. Поэтому в России такая проблема с вакцинацией», — заявил член Национального совета общественного доверия при президенте Казахстана Марат Шибутов.

— В некоторых российских СМИ высказываются опасения по поводу проекта новой лаборатории уровня BSL-4 в Казахстане. Насколько они обоснованы?

— Представьте заголовки в казахстанской прессе: «Казахстан обеспокоен строительством полигона «Восточный в России», «Казахстан обеспокоен новым экспериментальным реактором БН-800 в России» или «Казахстан обеспокоен новыми российскими военными разработками».

Как это выглядит с точки зрения России? Это выглядит идиотизмом и грубым вмешательством во внутренние дела со стороны Казахстана.

Точно так же воспринимаются различные статьи в российской прессе относительно нашей казахстанской лаборатории, которая существует на нашей территории и решает задачи нашей стратегической безопасности.

Этот идиотизм был придуман и теперь живет собственной жизнью и распространяется уже сам по себе. И, самое главное, он работает против самой России.

Откуда в России такое количество «антиваксеров»? Это следствие пропаганды о побочных эффектах вакцины и мировых заговоров. За что боролись на то и напоролись. То, что каждый день умирают по полторы тысячи россиян и в основном это пожилые русские люди, это «заслуга» некоторых российских экспертов и чиновников.

Когда они придумывали сказки про биолаборатории, которые травят людей, они не понимали, что таким образом «закладывают бомбу» под российские биотехнологии.

От тезиса «американцы поставили лаборатории, чтобы травить россиян» до «власть придумала вакцину, чтобы травить россиян» — расстояние очень маленькое. Поэтому в России такая проблема с вакцинацией.

С точки зрения Казахстана, если у тебя есть институт биологической безопасности, который разрабатывает вакцины против вирусов и бактерий, значит необходимо построить для них хранилище. Если есть противочумный институт, который занимается опасными инфекциями — значит нужно хранилище для этих опасных инфекций.

Или еще проще. Если есть бензоколонка, то должно быть место для хранения бензина.

Поэтому все эти измышления не только глупые, но и вредные. В первую очередь для России. И чем больше и дальше — тем хуже.

В Казахстане против строительства новой лаборатории высказываются только идиоты, подверженные российской пропаганде. Но умирают при этом рядовые россияне. И смертность из-за коронавируса достигнет около миллиона человек. По количеству жертв это второе место после Первой мировой войны.

Если человек верит в биологическую угрозу, он не может верить в нее частично: американские или казахстанские лаборатории плохие, а российские хорошие. Человек будет верить во все сразу.

— После публикации постановления о проекте строительства возникает много вопросов. Например, на чьи деньги будет строиться лаборатория, кто будет на ней работать — граждане Казахстана или приглашенные иностранцы?

— Даже если не казахстанские специалисты, какое ваше дело?

— Разве наличие любых иностранцев, не важно из России, Китая или США, не является дополнительным, потенциальным риском для безопасности?

— Это идиотское и дурацкое понимание ситуации. В ответ мы спросим про российские военные полигоны в Казахстане, на которых Россия регулярно испытывает свое оружие. Запускает ракеты, которые потом падают на головы казахстанцев.

Когда Россия будирует эту тему получает простой аргумент: Казахстан выпускает вакцину для скота и препарат от коронавируса, а вы запускаете ракеты с нашей территории.

Это разговор про «бревно и соринку». Если разговор идет в этом русле, давайте поговорим про центр «Вектор» в Новосибирске, где разрабатывалось биологическое оружие. И там есть хранилище вирусов. Новосибирск близок к границе Казахстана.

В этой логике Казахстан должен критиковать работу «Вектора» и писать о том, что хранение опасных вирусов приходится в опасной близости от нашей границы.

— Мифы и опасения, которые Вы озвучили и которые применимы к России и Казахстану, существуют из-за недостатка информации?

— Информация есть. И дело не в этом. Дело в политической пропагандистской машине, которая работает сама по себе. И власти ее не контролируют. А результатом будет миллион человек, которые умрут в России из-за коронавируса.

— То есть информация о том, кто там будет работать, над какими проектами и так далее, публиковаться не будет?

— Будет. Сейчас ее нет потому, что бюджет проекта еще не согласован.

— То есть, строительство лаборатории будет идти на деньги Казахстана?

— Да. Это же наше предприятие. Но ведь это не имеет значения.

В каком году вы живете? В 2021, где есть ядерное оружие, баллистические ракеты, самолеты, да? Вы рассуждаете как дремучий крестьянин. В реальности, Китаю или России поразить любую цель в любой точке мира нужно примерно 40 минут. Это даже не час, чтобы полностью все уничтожить.

— Это же открытый конфликт. Мне казалось, что в эпоху гибридных войн конфликтующие стороны больше действуют исподтишка.

— Гибридные войны — это миф и конспирологический идиотизм. Российская авиация же бомбит людей в Сирии. А Россия кому-то войну объявляла? Нет, но бомбит же. Она убивает граждан других стран без всяких объявлений войны.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

  • Что такое подвиг сочинение рассуждение кратко
  • Что такое позиция автора в сочинении
  • Что такое подлость определение для сочинения
  • Что такое подвиг сочинение 4 класс кратко
  • Что такое подвиг определение для сочинения