Что такое постоянные эпитеты в сказке царевна лягушка

Все материалы с раздела: гдз по русской литературе 5 класса. коровина, 1 и 2 часть ответы на вопросы. волшебная сказка

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Волшебная сказка и её герои.

1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она от­носится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказ­ка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведи­те примеры из текста.

         Сказка «Царевна-лягушка» очень интересная. В ней много превращений и чудес, поэтому она относится к жанру волшебной сказки. В этой сказке мы видим признаки народной сказки, такие как:

         Присказка – утро вечера мудренее, ни в сказке сказать, ни пером описать, долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело дела­ется.

         Зачин – «В некотором царстве, в некотором государстве»

         Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».

         Повторы – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, костями-огрызками, шел-шел, избушка-избушка.

         Постоянные эпитеты – тугие луки, широкий двор, красное крыльцо, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, высокие горы, темные леса, синее море, добрый молодец.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-ля­гушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

         Главными героями сказки являются Иван-царевич и Василиса Премудрая. Главное волшебство сказки  – превращение лягушки в Василису Премудрую, именно поэтому, я думаю, сказка так и называется «Царевна-лягушка».

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оцени­вает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

         Царь дает женам сыновей три задания: испечь хлеб, соткать ковер и показать себя в танце. Жены старшего и среднего сыновей каждый раз звали на помощь мамушек и нянюшек – видимо, сами ничего не умели делать, оттого и не понравились царю их хлеба и ковры, может, это все было и неплохо сделано, но не было главного – души. А Василиса Премудрая все задания выполняла сама и от всего сердца, поэтому царь и оценил ее хлеб и ковер самой высокой похвалой. А танец Царевны-лягушки на пиру заворожил всех гостей, может, и не было ни озера, ни лебедей, но все гости видели это, потому что Василиса Премудрая и в движения вкладывала свою любовь.

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших на­родных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягуш­ки – ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз – цветок зацветёт, где кольнёт другой раз – хитрые узоры идут, где кольнёт третий – птицы летят…

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

         Один из вариантов сказки о Царевне-лягушке называется «Сказка о лягушке и богатыре». В ней главные герои – Иван-богатырь и Василиса Премудрая. Отличий по сюжету много: это и король вместо царя, жены сыновей рубашки шьют вместо ковров, три Бабы Яги вместо Кощея, Иван-богатырь сразу знал, что его жена не лягушка и т.д. Но главная суть сказки осталась неизменна: превращение лягушки в Василису Премудрую и все, что делает Василиса, получается у нее лучше других.

         Особенность этой сказки в том, что Василиса, выполняя задания короля, обращается к ветрам: «Буйные ветры! Разнесите лоскуточки и сшейте свекору рубашку». Отличаются зачин и концовка: «В некотором царстве, в некотором было государстве жил король», «Иван-богатырь остался с своею супругою и правил королевством после отца своего благополучно». К особому складу относится одинаковый разговор Ивана-богатыря и каждой Бабы Яги: «Доселева русского духу слыхом не слыхивано и видом не видывано, а нынче русский дух в очах проявляется». Потом спрашивала его: «Что ты, Иван-богатырь, волею или неволею?» Иван-богатырь отвечал: «Сколько волею, а вдвое неволею».

5. Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных со­бытиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Ко­щей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

         Необыкновенные события в сказке «Царевна-лягушка» – это волшебство. Василиса Премудрая была превращена отцом в лягушку, но и сама умеет превращаться, например, от Ивана-царевича она улетела белой лебедью. Звери умеют разговаривать.  

         Приключения ждали Ивана-царевича, когда он пошел на поиски жены. Герой встречает на своем долгом пути старичка и получает от него волшебный путеводный клубок. Далее –медведя, селезня, зайца и щуку, которые за то, что Иван-царевич пожалел их, помогают ему, и Баба Яга в этой сказке в благодарность за доброе слово царевича тоже оказывается союзницей человека.

         Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку на три года, потому что она оказалась умнее и хитрее своего отца.

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощ­никах.

         Иван-царевич сжег кожу лягушки, не думая о последствиях, он хотел, чтобы Василиса Премудрая всегда была женщиной и над ним больше никто не смеялся, что женат на лягушке. Сказитель-автор говорит нам, что сделать ошибку можно быстро, а вот на исправление может понадобиться много времени.

         Иван-царевич со смирением принял долгий путь и больше не совершал поспешных поступков, он научился думать о других, поэтому на просьбы медведя, селезня, зайца и щуки о пощаде, он выбрал их жизнь, а не свой голод. За доброе отношение получил Иван-царевич помощь от животных: медведь дуб выворотил, заяц зайца догнал, селезень утку поймал, а щука со дна моря яйцо достала.

Литература и изобразительное искусство

Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Ца­ревна-лягушка», например, иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главно­го героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).

Подготовьте сказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.

         Иллюстрации И.Я. Билибина и В.М. Васнецова, на которых изображен момент танца Василисы Премудрой, близки сюжету сказки, но художники по-разному расставили акценты. У Билибина на переднем плане мы видим зрителей, их удивление и восхищение от танца, а у Васнецова в центре картины – танцующая Василиса и музыканты, здесь мы видим динамику танца и настроение людей.

Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)

Сказка «Царевна-лягушка»

1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.

         Сказка относится к волшебным, потому что в ней много волшебства и превращений, а также есть сказочные герои такие, как Баба Яга и Кощей Бессмертный, и волшебный клубок, который указывал путь Ивану-царевичу.

         Выполняя задания царя, квакушка сбрасывала с себя лягушачью кожу и превращалась в Василису Премудрую. Например, ковер она ткала так: где кольнет иглой раз, там цветок распускается, кольнет два – хитрые узоры идут, третий раз кольнет – птицы летят.

         Когда Иван-царевич встречался с животными, те разговаривали с ним человеческим голосом. Например, увидел он медведя, только хотел его убить, а тот заговорил с ним: «Не убивай меня, Иван-царевич, когда-нибудь пригожусь тебе».

2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой? Послушайте внимательно, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её характера пе­редаёт она в чтении?

         Василиса названа Премудрой (очень мудрой), потому что она очень умная, умнее и хитрее своего отца Кощея Бессмертного, за что он ее и превратил в лягушку на три года. Актриса при чтении слов Василисы понижает голос, интонации становятся уверенными, темп неторопливым и в голосе звучит нежность и смирение. Видимо, не из злости, а для науки превратил ее отец в лягушку, чтобы спокойнее стала, глупостей не делала и ценила человеческий облик. И Василиса Премудрая в сказке предстает рассудительной, спокойной, рукодельницей, умеет все делать лучше других, но не хвастается этим.

3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попро­буйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

         В некотором царстве, в некотором государстве жил царь, было у него три сына, младшим из которых был я, Иван-царевич. Захотел батюшка, чтобы мы невест себе нашли, велел натянуть тугие луки и пустить стрелы в разные стороны.

         Стрела старшего брата угодила в боярский двор, среднего – в купеческий, а я три дня искал стрелу, нашел в болоте у лягушки. Она заговорила со мной, велела с сбой взять и жениться на ней и успокоила, что жалеть об этом я никогда не буду. Испугался я насмешек! Где тут не жалеть?! Но судьба распорядилась так, и я не стал перечить, понес лягушку к отцу, в надежде, что он рассудит, как делу быть.

         А батюшка велел жениться на лягушке. Слово родительское для меня закон – женился. А на следующий день отец позвал к себе, смотрю, и братья мои тоже здесь. Дает царь задание, чтоб жены наши караваи испекли к завтрашнему дню. Пришел домой невеселый, а квакушка успокоила меня, велела спать ложиться, а на утро я своим глазам не поверил, никогда такого хлеба я не видывал. Батюшка очень доволен остался работой моей квакушки. Но тут же новое задание дал: соткать ковер.

         Опять я домой печальный пришел. А на утро ждало меня очередное удивление. Царь обрадовался ковру моей квакушки, но следующим заданием опять вверг меня в уныние: как же я с лягушкой на пир приеду? Ведь на смех поднимут все, будут перешептываться да переглядываться.

         Велела мне квакушка одному ехать. Уж столько раз удивляла меня она, но на этот раз радости моей не было предела, так как увидел я перед собой не лягушку, а красавицу Василису Премудрую. Влюбился в нее без памяти и поспешил домой, чтобы сжечь лягушачью кожу – не будет жена моя никогда больше квакушкой, а я – посмешищем.

         Только поспешил я, и за спешность был наказан. Вернулась Василиса с пира, обернулась белой лебедью и улетела, сказав на прощание, что не так-то просто будет её отыскать.

         Отправился я за любимой своей в долгий путь. Три пары железных сапог износил, три хлеба изгрыз, пока не встретил старичка, который рассказал мне, почему Василиса Премудрая лягушкой была и дал клубок волшебный, который должен был привести меня в Кощеево царство.

         Многое я передумал за время пути, много корил себя за поспешность и эгоизм, поэтому, встретив на пути медведя, зайца, селезня и щуку, услышав их просьбы, поступал каждый раз, как они просили, а не как мне хотелось. И с Бабой Ягой я разговаривал уважительно, может, поэтому мне старая и рассказала, где смерть Кощеева спрятана.

         А дальше все как в сказке было: и дуб медведь выворотил, и заяц помог, и селезень пособил, и щука утешила. Разбил я то яйцо треклятое, сломал иглу и нашел свою Василисушку. Вернулись мы домой вместе и стали жить счастливо, а поступать по справедливости.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к уроку литературы «Царевна Лягушка»

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (урок литературы 5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (урок литературы 5 класс)

    Описание слайда:

    Русская народная сказка
    «Царевна-лягушка»
    (урок литературы 5 класс)

  • 2 слайд

    Цели: - выявление основной идеи сказки; - формирование навыка работы с иллю

    Описание слайда:

    Цели:

    — выявление основной идеи сказки;

    — формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;

    — воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.

  • 3 слайд

    Подумай и ответь… - Что такое сказка? - Для чего нужны чудеса в сказках? -

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…

    — Что такое сказка?

    — Для чего нужны чудеса в сказках?

    — Какие виды сказок нам известны?

    — Расскажите об особом построении сказок.

    — Что такое эпитет, гипербола?

    — Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

    — Назовите любимых героев русских сказок.

  • 4 слайд

    - лытать - пытать - кручиниться - тужить - мудрёный - молвить - дивить

    Описание слайда:

    — лытать

    — пытать

    — кручиниться

    — тужить

    — мудрёный

    — молвить

    — дивиться

    — снарядиться
    Лексическая работа
    — уклоняться от дела, бегать работы
    — (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
    — горевать, печалиться
    — горевать, тосковать, печалиться
    — загадочный, непонятный, замысловатый
    — говорить, сказывать
    — удивляться, поражаться чему-либо
    — запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

  • 5 слайд

    Подумай и ответь… - О чем эта сказка? Назовите ее героев. - Кто из героев п

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…

    — О чем эта сказка? Назовите ее героев.

    — Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

    — Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

  • 6 слайд

    Подумай и ответь… - Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…

    — Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

  • 7 слайд

    Оказывается, она «хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, о

    Описание слайда:

    Оказывается, она «хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на неё и приказал ей три года квакушею быть»
    наказание отца- символ перерождения

  • 8 слайд

    Что такое постоянные эпитеты в сказке царевна лягушка

  • 9 слайд

    Подумай и ответь… - Почему царь избрал такой странный способ выбора невест дл

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…
    — Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?

    — Где нашли невест старшие братья?

    — Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

    — Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

    — Почему царь не стал противиться этому браку?

  • 10 слайд

    Первый приказ царя

  • 11 слайд

    Подумай и ответь… - Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему? -

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…
    — Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

    — Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?

    — В чем истинная красота героини сказки?

    — Как царевич оценивает работу Василисы?

  • 12 слайд

    Назовите эпизод сказки?

    Описание слайда:

    Назовите эпизод сказки?

  • 13 слайд

    Подумай и ответь… - Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повто

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…
    — Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повтора?

  • 14 слайд

    Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

    Описание слайда:

    Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»

  • 15 слайд

    Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»

    Описание слайда:

    Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»

  • 16 слайд

    Подумай и ответь… - Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? - Достоин ли Ива

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…
    — Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу?
    — Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой

  • 17 слайд

    Подумай и ответь… - Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевич

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…
    — Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
    — Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
    — О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?
    — Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

  • 18 слайд

    Кащей БессмертныйЕго роль в сюжете – это зеркальное отражение положительно ге

    Описание слайда:

    Кащей Бессмертный
    Его роль в сюжете – это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся портив. 

  • 19 слайд

    Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»

    Описание слайда:

    Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»

  • 20 слайд

    Баба Яга

    Описание слайда:

    Баба Яга

  • 21 слайд

    Подумай и ответь… - Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастл

    Описание слайда:

    Подумай и ответь…
    — Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?
    — О чем сказка «Царевна-лягушка»?
    — Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

  • 22 слайд

    Домашнее задание Прочитать сказку «Чего на свете не бывает». Индивидуальное

    Описание слайда:

    Домашнее задание

    Прочитать сказку «Чего на свете не бывает».

    Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
«Царевна-лягушка»

Похожие материалы

  • Планирование по курсу «Родная(русская)литература»(7 класс)

  • Презентация по литературе «Трехсложные размеры стиха» (6 класс)

  • Презентация по литературе «Литературная Ялта»

  • Методическая разработка урока по литературе «повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», изучить новую терминологию, найти реальное и фантастическое в повести»

  • Итоговое сочинение 2020-2021: Тематическое направление «Разговор с собой»

  • Урок литературы по теме » Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»».

  • Литературно-музыкальная композиция «А зори здесь тихие»

  • Конспект урока по литературе на тему «А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени. Представления о любви и счастье в семье»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5459935 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка». Для многих поколений детей она стала символом доброты и ума, заботливости и скромности. Описание Василисы Премудрой сопровождается множеством ярких эпитетов и представляет собой воспевание красоты и величия исконно русского женского характера.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» и ее главная героиня

Сюжет сказки «Царевна-лягушка» известен всем с малых лет. Василиса Премудрая – это волшебница, заколдованная своим отцом, Кощеем Бессмертным, за то, что превзошла его в искусстве колдовства. В сказке она становится невестой, а потом женой Ивана-царевича. По мере развития сюжета девушка проявляет свое мастерство, выполняя приказы царя: выпекает хлеб, искусно ткет шелковый ковер (или в других вариантах – рубашку). Впечатляет и описание Василисы Премудрой на пиру, где она превращается в сказочную красавицу и изумляет гостей своим волшебным искусством.


Иван, желая, чтобы его жена всегда оставалась в облике царевны, сжигает лягушачью кожу. После этого Василиса исчезает. Чтобы вновь обрести свою любовь, царевичу приходится пройти через множество опасностей и, главное, сразиться с отцом своей жены, Кощеем Бессмертным. Конец у сказки счастливый – Иван и Василиса преодолевают все трудности и оказываются вместе навсегда.

Чем же привлекательна Василиса Премудрая? Русская народная сказка – это не только плод фантазии, но и отражение реальной жизни людей. Помня об этом, можно проследить в образе Василисы наиболее ценные женские качества для русского народа.

Decadence

Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.

  1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)?

Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.

Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.

  • Начинается волшебная история с зачина
    – «В некотором царстве, в некотором государстве… Младшего звали Иван-царевич»
  • Концовка
    – «И стали они жить дружно, в любви и согласии»
  • Повторы
    – жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, спать-почивать, коротко ли, близко ли, далеко ли, шел-шел, избушка-избушка.
  • Постоянные эпитеты
    – утро вечера мудренее, обернулась «красной девицей», ткать да вышивать, добрый молодец, путь держишь, буйну голову.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.

  1. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.

Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.

Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.

  1. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу?

Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:

  • сначала пекут каравай;
  • затем ткут ковер;
  • напоследок танцуют.

Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.

О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.

Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.

Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.

Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

Эпизод:

«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.

Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.

Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».

Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.

  1. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок.
    Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт, где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут, где кольнёт третий — птицы летят…

Пример особого склада сказки

:

«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу?… Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».

Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

Существует еще вариант Аникина

.

В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна

  1. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»?

Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.

Основное приключение выпадает на долю Ивана-царевича. Он ищет свою жену в тридевятом царстве в тысячах верст от своего дома. Много времени проходит, прежде чем он находит способ ее освободить. Ему приходится убить Кощея бессмертного.

Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?

Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.

Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.

Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.

За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.

  1. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор?

Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.

Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

Ивану царевичу помогали:

  • Старик – он дал царевичу клубок, который его вел в лес Кощея Бессмертного.
  • Баба яга – у нее Иван поел и в бане помылся, а еще узнал, как убить Кощея Бессмертного.
  • Животные – они ловили других животных, которых нужно было поймать, чтобы убить Кощея.

Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.

Источник: Вопросы по сказке Царевна-лягушка

Внешность главной героини Василисы Премудрой

Интересно, что о внешности главной героини в сказке практически ничего не говорится. Описание Василисы Премудрой дается читателю с помощью характеристики ее действий и слов. Лишь на царском балу героиня изображается писаной красавицей. Но и это описание является вполне типичным для большинства волшебных сказок.

Это лишний раз подтверждает, что образ Василисы Премудрой является собирательным, обобщающим. Более того, для сказки гораздо более важным оказывается изображение не внешних, а внутренних достоинств героини.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Черты характера Василисы Премудрой

Не из-за красоты, но из-за характера любима Василиса Премудрая. Сказка подчеркивает, что не яркая внешность (казалось бы, что может быть безобразнее лягушки) и не богатство («конкурентками» девушки во дворце были боярская и купеческая дочери) приводит героев к счастью. А понимание и желание быть вместе.

Характеристика Василисы Премудрой из сказки дается через ее поступки. То, как она утешает Ивана-царевича, с каким мастерством выполняет задания царя, как ведет себя во время пира, говорит о ней лучше любых описаний. В ее характере сочетаются одновременно глубокий ум и величественная простота русской души, гордость за себя и скромность.

Многие спрашивают, почему Василису называют Премудрой? На самом деле, этот эпитет подходит ей как нельзя лучше. Дело в том, что она в совершенстве освоила волшебные премудрости и даже превзошла в этом своего отца, могущественного колдуна. Характерно и то, что в сказке ее называют так в те минуты, когда она трудится, проявляет свое мастерство рукодельницы, хозяйки или волшебницы. К тому же героиня обладает способностью даже в самых трудных испытаниях сохранять спокойствие и принимать верное решение.

Внутренний мир

Василиса Премудрая по своей натуре очень проста, но и величественна. Она гордится собой, но не выставляет этого напоказ. Ее сердце наполнено до краев любовью и заботой, иногда возникает ощущение, что оно у нее бездонное. Она готова жертвовать собой ради блага других людей, а это очень важное качество, свойственное малому количеству представителей нашего мира.

Как же в полной мере дать характеристику героине из сказки «Царевна Лягушка»? Очень яркая и разносторонняя натура — вот что на самом деле кроется под лягушачьей шкурой.

Почему Василиса превращена именно в лягушку?

Часто возникает вопрос о том, почему именно в лягушку была превращена Кощеем Бессмертным Василиса Премудрая. Сказка не дает прямого ответа на него. Однако разные исследователи предлагают свои варианты.

К примеру, можно вспомнить, что одним из ведущих художественных приемов в сказке является антитеза, противопоставление (к примеру, добро и зло, день и ночь, живая и мертвая вода, красота и безобразие). Уже имя героини – Василиса – говорит само за себя. С греческого языка его можно перевести как царственная, возвышенная. А с другой стороны, что может быть более непривлекательным и приземленным, чем лягушка, живущая на болоте.

Несколько интересных сочинений

  • Критика о поэме Мертвые души Гоголя (отзывы критиков, цензоров и других современников)
    Когда в нашем мире появляются великие произведения, которые не на шутку затрагивают душу народа, они не могут избежать критики людей. Поэтому даже произведение Гоголя «Мертвые души» не смогло обойти противоречивые мысли.
  • Астафьев В.П.
  • Анализ повести Паустовского Мещерская сторона
    Это очень описательная, красивая повесть. Она объединена, конечно, общей темой – рассказом о той самой стороне. Автор очень любит этот край. Это чувствуется и в самих описаниях, но Паустовский и прямо говорит, что это его «первая любовь»
  • Сочинение по картине Мешкова Золотая осень в Карелии (описание)
    В осеннее время пейзажи природы так прекрасны и наполненными многими оттенками, что поэты посвятили осени свои стихи, художники отражают ее внешний облик в красках своих полотен
  • Жизнь и творчество Байрона
    Джордж Гордон Байрон (1788-1824 гг.) относится к одним из знаменитых английских поэтов направления романтизма. Байрон является уроженцем Лондона и появляется на свет в семействе лорда

Сказка — ложь, да в ней намек

Максим Горький называл Василису одним из самых совершенных женских образов, сотворенных фантазией русского народа. Сколько прекрасных качеств она в себе сочетает, воспитывая и напутствуя все новые подрастающие поколения. Но вспомним, что изначально сказки писались вовсе не для детей, а для взрослых. Не исключение и те, в которых есть Василиса Премудрая. Русская народная сказка с присущей ей мудростью и поэтичностью напоминает нам о том, какова истинная роль женщины в семье – быть помощницей и поддержкой своему мужу.


Также мы узнаем, какие качества издавна ценились на Руси. Ум и скромность, заботливость и доброта, мастерство рукодельницы и хранительницы домашнего очага, объединяясь, порождают истинную мудрость и красоту. И образ Василисы Премудрой в полной мере сочетает все эти прекрасные качества.

  • Что такое признак сказки
  • Что такое пансион из сказки черная курица или подземные жители
  • Что такое опояски в сказке конек горбунок
  • Что такое народная бытовая сказка
  • Что такое основная мысль рассказа